Эстетические пропорции лица. Правило золотого сечения: идеальные пропорции в эстетической хирургии

Пропорции лица пациента в пластической хирургии. Привлекательные лица, как и другие участки тела человека, имеют определенные общие пропорции и взаимоотношения своих частей. Для разработки оптимального плана лечения для пациента, интересующегося ринопластикой, эти пропорции должны быть тщательно проанализированы. При выраженных диспропорциях и серьезных нарушениях взаимоотношений частей лица их коррекция может быть обеспечена только с помощью объемных ортогнатических и даже краниофациальных операций. Сообщение об этом, как правило, является большой неожиданностью для пациента. Вместе с тем все эти особенности должны быть обсуждены с пациентом и приняты во внимание при составлении плана оперативного лечения в каждом конкретном наблюдении. Кроме того, должны быть тщательно изучены форма, пропорции и взаимоотношения отдельных частей самого носа.

Такой подход меняет мышление пластического ринохирурга и заставляет его отказаться от постоянного повторения рутинной редукционной пластики носа в каждом случае в пользу достижения более высоких эстетических результатов, используя методы укрепления тканей носа с применением трансплантатов для увеличения проекции корня, спинки и кончика носа, изменяющих короткий нос и т. д.

В этой части представлены схемы, иллюстрирующие пропорции и взаимоотношения частей лица, которые могут быть полезны при обследовании пациента перед пластикой носа.

Пропорции лица пациента в пластической хирургии. Вид спереди лица, изображенного в соответствии с эстетическими критериями.

Лицо разделено на пять равных частей линиями, проведенными через наиболее выступающие вбок части головы, латеральные и медиальные кантусы.

Ширина рта равна расстоянию от стомиона до подбородка.

Расстояние от бровей до подбородка равно ширине лица на уровне скул.

Расстояние от нижнего края орбиты до основания носа равно ширине основания носа или ½ высоты средней зоны лица.

Пропорции лица: А - лицо разделено на трети линиями, проведенными через ментон, основание носа, точки на уровне верхних краев орбит (бровей ); Б - нижняя треть лица разделена линией, проведенной через стомион, на 1/3 и 2/3.

Нижняя треть лица делится пополам линией, проведенной на уровне каймы нижней губ.

Горизонтальная линия, проведенная через борозду между нижней губой и подбородком, делит расстояние от стомиона до ментона в соотношении 1:2

Длина носа (RT ) должна быть равна расстоянию между точкой смыкания губ и крайней точкой подбородка (SM ).

Профиль, изображенный с учетом эстетических пропорций.

Естественный горизонтальный уровень лица может соответствовать или не соответствовать франкфуртской горизонтали.

Разделение лица на трети в профиль.

Расстояние от угла нижней челюсти до ментона равно ½ расстояния от ментона до линии роста волос.

Идеальная проекция кончика носа (ТА ) равна 0,67 идеальной длины носа (RT ).

Линия, проведенная через середину глабеллы к наиболее выступающей точке подбородка, делит спинку носа, его кончик и лук Купидона пополам.

Ширина костной части носа равна 75 - 80% ширины основания крыльев.

Ширина основания носа равна расстоянию между внутренними углами глаз или ширине глазной щели.

Крылья носа должны несколько расходиться в нижней части.

Линии, соединяющие определяющие точки кончика носа, зону надкончикового излома, угол между колумеллой и долькой, должны образовывать два равносторонних треугольника, совмещенных основаниями.

Линия, очерчивающая крылья носа и колумеллу, напоминает силуэт парящей чайк.

При взоре, обращенном прямо вперед, уровень корня носа соответствует точке между ресницами и складкой верхнего века.

У женщин спинка носа лежит примерно на 2 мм кзади и параллельно линии, проведенной от носо-лобного угла к определяющей точке кончика носа. У мужчин спинка носа находится несколько выше.

В профиль от 50 до 60% носа находятся кпереди от линии, проведенной на уровне верхней губы.

Отношение длины спинки носа к проекции его кончика составляет 1:0,67.

Проекция кончика носа равна ширине его основания.

Ротация кончика носа определяется при проведении линии через наиболее передний и задний края ноздри путем измерения угла с линией верхней губы (носо -губной угол). У женщин составляет 95 - 105°, у мужчин 90 - 95°.

Пропорции лица пациента в пластической хирургии. Угол между колумеллой и долькой составляет около 45°.

Подбородок в профиль должен находиться не более чем на 3 мм кзади от вертикальной линии, проведенной через середину идеальной длины носа и через верхнюю губу. У мужчин подбородок выступает вперед несколько больше.

При виде снизу основание носа имеет вид равностороннего треугольника. Соотношение дольки к высоте ноздри составляет 1:2.

Сбалансированный вид носовых ходов при виде спереди и сбоку.

Нормальное взаимоотношение между крылом носа и колумеллой. Линия, проведенная через наиболее переднюю и заднюю точки ноздри, делит ее пополам.

Высота назиона определяет выраженность носо-лобного и носо-лицевого углов при неизмененных проекциях кончика носа и глабеллы.

Варианты взаимоотношений колумеллы и крыла носа.

Точки и линии, позволяющие проводить расчеты сбалансированности черт лица и носа по Н. S. Byrd.

Следует помнить, что множество лиц являются привлекательными, несмотря на некоторую асимметрию их черт. Это следует обязательно объяснить пациенту, а также указать на все несоразмерности пропорций лица, выявленные в ходе предоперационного обследования. Известно, что практически все пациенты очень критично относятся к своим носам после ринопластики и могут принять существовавшую асимметрию за осложнение хирургического вмешательства.


Создание гармоничного и привлекательного лица и тела - это одна из самых главных задач эстетических хирургов. Ежедневно сотни тысяч пациентов приходят за помощью к докторам эстетической медицины с просьбой изменить что-то в их внешности. Некоторые пациенты недовольны горбинкой на носу, другим не нравится размер груди или ширина бедер, кто-то хочет скорректировать колени или уши.

Причин обращения множество, и оперативное вмешательство - наиболее эффективный метод их решения. Но каждый хирург знает, что невозможно оперировать всех по одному и тому же шаблону, так как не существует единственно верных критериев идеального носа или груди. Для того, чтобы подарить пациенту красоту, но при этом подчеркнуть его индивидуальность, и существует правило золотого сечения..

Применение правила золотого сечения в эстетической хирургии

Удивительное правило золотого сечения было открыто тысячи лет назад египетскими жрецами, а позже его исследовали и подробно изучили такие известные личности, как Пифагор, Фибоначчи и даже Леонардо да Винчи. Его суть заключается в том, что если поделить отрезок на две неравные части, то, для достижения идеальных пропорций, его меньшая часть должна относиться к большей, как большая ко всему отрезку. Именно этим правилом Леонардо да Винчи руководствовался, рисуя свой самый известный шедевр - портрет Моны Лизы.

Применяя правило золотого сечения в эстетической хирургии лица и тела, доктор может добиться идеальных пропорций и максимально гармоничного и привлекательного результата.

А для того, чтобы адаптировать это правило под возможности современного мира, была придумана так называемая «маска красоты».

Правило золотого сечения:

  • создание «маски красоты» с помощью правила золотого сечения;
  • пропорции идеального лица по правилу золотого сечения;
  • правило золотого сечения - «золотой ключик» для пластического хирурга.

Создание «маски красоты» с помощью правила золотого сечения

На протяжении долгих лет американский челюстно-лицевой хирург Стивен Марквардт исправлял дефекты лиц, возникшие после травм или существующие с рождения, но далеко не всегда результат удовлетворял специалиста. Доктор решил, во что бы то ни стало, вывести формулу идеального лица, и взял за основу работы Пифагора, Леонардо да Винчи и немецкого профессора Цейзинга, посвященные правилу золотого сечения.

После длительных расчётов, измерений и анализов доктору удалось выяснить, что нос в анфас и профиль образует треугольник, стороны которого в красивом лице в 1,618 раз длиннее, чем его основание. И этот треугольник может быть преобразован в пятиугольник, который появляется на лице во время улыбки . Совместив эти геометрические фигуры на лице человека, с учетом числа золотого сечения - 1, 618, доктору удалось создать «маску красоты». Используя эту маску, можно «подогнать» черты лица под идеальные пропорции.

Пропорции идеального лица по правилу золотого сечения

В идеальном человеческом теле правило золотого сечения работает безотказно. Ученым удалось выяснить, что числу 1,618 равны отношения:

  • высоты лица к его ширине;
  • ширины рта к ширине носа;
  • высота лица к расстоянию от кончика подбородка до центральной точки соединения губ;
  • центральная точка соединения губ до основания носа к длине носа ;
  • ширина носа к расстоянию между ноздрями;
  • расстояние между зрачками к расстоянию между бровями;
  • длина кисти к длине предплечья;
  • расстояние от пупка до макушки к расстоянию от макушки до уровня плеч;
  • расстояние от пола до пупка к расстоянию от пупка до головы.

Кроме того, исследователи выяснили и такие интересные факты:

  • расстояние между внутренними углами глаз равно длине глаза и ширине крыльев носа;
  • через прямые линии от зрачков к уголкам губ лицо должно делиться на три равных вертикальных участка;
  • одинаковыми горизонтальными участками также являются лоб от нижней линии волос до линии бровей, средняя часть лица от бровей до кончика носа, и нижняя часть лица - от кончика носа до подбородка.

Правило золотого сечения - «золотой ключик» для пластического хирурга

Пластические хирурги давно выяснили, что черты лица, которые многим людям кажутся идеальными, например, ровный нос Николь Кидман или пухлые губы Анджелины Джоли, не могут смотреться одинаково привлекательно на любом лице. Именно поэтому пациенты далеко не всегда остаются довольны результатом операции , которую хирург мог провести просто идеально. Таким образом, если пациент обращаются к доктору с фотографией очередной знаменитости и просьбой «хочу как у нее», не нужно сразу же браться за нож. Гораздо лучше - предварительно примерить на своего пациента «маску красоты», и наверняка выяснить, какие же размеры, объёмы и соотношения будут для него идеальными.

Красивое лицо - это гармоничное лицо, в котором соблюдены идеальные пропорции.

Правило золотого сечения - это «золотой ключик» для пластического хирурга, который поможет, подобно Леонардо да Винчи, творить действительно идеальные лица.. Больше интересных статей читайте на сайте в разделе «Пластическая хирургия».

Испокон веков люди не только восхищались красотой, но и пытались понять, что есть красота, из каких концептов она сложена и что принять за критерий оценки красоты. Каждое поколение вырабатывало свое понимание идеальной внешности, поэтому и критерии оценки от века к веку менялись. Со временем у людей развилась способность «любить прекрасное», отсюда и появилось понятие «эстетика» (от греч. aesthesis, дословный перевод: любовь к тому, что прекрасно). Сегодня пластические хирурги научились не только «любить прекрасное», но и создавать его своими руками. Поэтому та сфера медицинской деятельности, в которой практикую я и мои коллеги, получила определение «эстетическая».

Дать определение «идеальной красоте» пытались многие, однако в силу субъективизма (ведь каждый из нас представляет «красоту» по-своему) сделать этого не удалось. Мы можем говорить только об эпохальном понимании канонов красоты, обусловленном временным, культурным, этническим и географическим фактором. Если сузить масштаб моей мысли и перенестись в современную эпоху, то ситуация в корне не меняется — у каждого из нас своя красота.

Как пластический хирург я нередко сталкиваюсь с проблемой соотношения, соизмерения моих личных представлений о красоте с представлениями о красоте моих пациентов. Как правило, приходится искать грань между профессиональным подходом, субъективизмом и пациентским «я хочу вот так и никак иначе». Консультация — это поиск компромисса, поиск единого пути к достижению поставленной цели.

Не хочу утруждать своего читателя глубинными рассуждениями на тему «История красоты в искусстве», но все-таки некоторый экскурс я проведу. Это позволит вам сформировать более четкое представление о том, как менялись каноны красоты от одной эпохи к другой.

История красоты в искусстве

То и дело, в обиходе нашей речи мы употребляем такие выражения как «греческий профиль», «греческий нос», «греческие пропорции»… О чем это говорит? О том, что в определении понятия красоты греки в свое время сыграли немаловажную роль. В V веке до н.э. Поликлит экспериментировал с формами. Он «подглядывал» за природой и ее лучшие формы воплощал в скульптурах и образах.

Еще больший вклад в осмысление идеальной красоты внес греческий скульптор Пракситель. Вспомним его Афродиту — это была первая фигура обнаженной богини любви. Последующие 100 лет человечество придерживалось именно его канонов красоты.

Идеалы греческой красоты служили фундаментом представлений о прекрасном и в эпоху Возрождения, однако теперь и художники, и скульпторы стремились совершенствовать женские лица. На смену идеалам красоты эпохи Возрождения пришла новая концепция — служители искусства намеренно нарушали естественные пропорции, представляя изысканные женские типажи с длинными пальцами, вытянутой шеей и высоким лбом.

В XVIII-XIX вв. идеал женской красоты колебался между классическими греческими изображениями и романтическими представлениями конкретного периода. К концу XIX века в моду вошли «кукольные женщины». Символ этой непорочной красоты — хрупкость, круглые бледные лица.

В современную эпоху идеалы красоты меняются каждое десятилетие, это обусловлено развитием кинематографа и телевидения. Несмотря на то, что каждой эпохе свойственно свое понимание красоты, следует осознать значимость эмоционального опыта в оценке внешности. Для пластического хирурга это крайне важно. Даже если вкусы, стили и стандарты красоты подвержены изменению, существуют пропорции и соотношение, которые играют ключевую роль в планировании омолаживающих и имиджевых операций на лице.

Факторы анализы лица

Перед каждой операций на лице хирург анализирует его. При этом в обязательном порядке учитывает ряд факторов, о которых мы сейчас и поговорим.

Пропорции лица

Лицо мы воспринимаем в комплексе его частей. Чтобы оно было гармоничным, отдельные его части (губы, глаза, нос, лоб, подбородок) должны находиться в определенной относительной пропорции. Ни одна часть лица не функционирует в отрыве от другой. Когда мы меняем что-то одно, оно обязательно отразится на общем восприятии внешности. Для пластического хирурга важно не нарушить баланс, а если его не было, то восстановить.

Когда ко мне приходит пациент, который планирует пластическую операцию на лице, я провожу анализ уже на первой очной консультации. Визуально разделяю лицо на 5 эстетических единиц: лоб, глаза, нос, губы и подбородок. Помимо этого учитываю еще уши и шею, так как они тоже играют немаловажную роль в восприятии лица в целом.

Теперь давайте рассмотрим каждую часть лица по отдельности и приведем для каждой из них свои особенности.

  • Лоб . Верхнюю треть лица занимает лоб. Эстетически привлекательный лоб, если рассматривать его в профиль, имеет незначительное выступание. Различают еще выступающий, плоский и покатый лоб.
  • Глаза . Они всегда привлекают к себе больше внимания, так как являются самой выразительной частью лица. Именно в области глаз проявляются первые признаки старения, поэтому забота о них должна быть своевременной и адекватной. Идеальные пропорции выражаются в следующем: ширина глаза от угла до угла равна 1/5 ширины лица. Расстояние от линии роста ресниц до складки на верхнем веке колеблется в пределах 7-15 мм,в зависимости от веса, толщины кожи и этнической принадлежности.
  • Молодое лицо не значит красивое лицо, поэтому свою задачу я ставлю так: мои пациентки после операции должны быть не только молодыми, но и красивыми

    Нос . Мы всегда фокусируем свой взгляд на носе человека ввиду его расположения на лице. Во время коррекции пластический хирург производит угловые измерения, учитывает степень выступания, длину носа, его ширину, анализирует базальный вид носа и вид сбоку.
  • Губы . Эта эстетическая единица лица более остальных подвержена внешним изменениям. Четкие контуры губ и полнота характерны для женщин молодого возраста, у возрастных пациентов отмечается уплощение губ, утрата контуров, появление красной каймы.
  • Подбородок . Передний край подбородка в идеале должен находиться на одной вертикали с бровями. Эстетически привлекательный подбородок должен быть выраженным как в фас, так и в профиль.
  • Уши . Верхняя граница уха должна находиться на одной горизонтальной линии бровной дуги, а нижняя граница должна совпадать с крыльями носа. Ширина уха должна составлять 55-60% от его длины.
  • Шея . Несмотря на то, что шея не является эстетической единицей лица, ее форма оказывает влияние на восприятие подбородка и всей нижней трети.

Я никогда не провожу хирургию лица ради хирургии лица. Для меня важно не только омолодить пациентку, но и улучшить ее внешность. Молодое лицо не значит красивое лицо, поэтому свою задачу я ставлю так: мои пациентки после операции должны быть не только молодыми, но и красивыми.

Тема: Пропорциональные особенности и пластические точки лица человека. Преподаватель: Умрихин С. В. Работу сделала: студентка группы 02 -2 ПЭ Зуева М. А.

Введение: В данной презентации мы рассмотрим пропорции и пластические точки лица. Лицо человека формируется за счет черепа, хрящей, жира и мышечной ткани, сейчас мы рассмотрим это подробнее.

Череп: Череп определяет форму головы, бровей, скулы, нижняя челюсть. Люди устроены одинаково, но всё равно очень разные. Достигается это за счёт довольно небольших вариаций, которые тем не менее человеческий мозг ухватывает моментально.

Мышцы головы и лица: Мышцы создают рельеф, так же они могут двигаться и деформировать лицо, передавая не только тот факт что персонаж говорит, но что гораздо важнее, передавая эмоции, то есть даже для статики вероятность деформации нейтрального выражения лица очень высока.

Мимические мышцы: Их специфика состоит в том, что они одним концом прикрепляются к костям, а другим - к коже или другим мышцам. Каждая мышца облечена в фасцию - соединительную оболочку (тонкую капсулу), которая есть у всех мышц.

Мимические мышцы делятся: Мышцы свода черепа: Надчерепная мышца; Поперечная выйная мышца; Передняя ушная мышца; Верхняя ушная мышца; Задняя ушная мышца; Мышцы окружности глаза: Мышца, сморщивающая бровь; Мышца гордецов; Круговая мышца глаза; Круговая мышца рта; Мышечная система носа: Носовая мышца: крыльная часть, поперечная часть; Мышца, опускающая перегородку носа; Мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа; Мышцы скул: Большая скуловая мышца; Малая скуловая мышца; Щечная мышца; Мышца, опускающая угол рта (треугольная мышца); Мышца, опускающая нижнюю губу; Мышца, поднимающая верхнюю губу; Подбородочная мышца.

Пропорции лица человека: Лица у людей очень разные, но есть общепринятые нормы по которым мы определяем пропорциональность лица человека: Пропорции: 1 - расстояния от кромки волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка равны; 2 - глаза находятся ровно посередине черепа; 3 - ширина крыльев носа равна ширине глаза и также равна расстоянию между глазами, или крылья носа заканчиваются там где начинаются глаза. (это же расстояния от глаз до края лица, то есть по ширине лицо состоит из 5 глаз); 4 - угол брови угол глаза и кончик крыла носа находятся на одной линии; 5 - уголок рта заканчивается там где начинается радужка (или по центру глаз); 6 - глаза и рот располагаются в третях основных отрезков (линии волос, бровей, кончик носа, подбородок) ; 7 - уши по размеру и положению равны носу (вписаны во второй основной отрезок) (или верхний край чуть ниже); 8 - край нижней губы посередине основного отрезка.

34. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ

34.1. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА И ШЕИ ……………..319

34.2. ДЕФОРМАЦИИ НАРУЖНОГО НОСА ……………………………………………..325

34.3. ДЕФОРМАЦИЯ НАРУЖНОГО УХА ………………………………………………336

Лицо - это передний отдел головы человека. Условно верхняя граница проходит по ли­нии, отделяющей волосистую часть кожи головы от кожи лба. Анатомическая верхняя граница лицевой части черепа - это линия, проводимая через глабеллу (переносицу), надбровные ду­ги, верхний край скуловой кости и дуги до наружного слухового прохода. Боковая граница - по линии прикрепления ушной раковины сзади и задний край ветви нижней челюсти, а нижняя - угол и нижний край нижней челюсти. Рельеф лица и его профиль определяются формой наи­более выпуклых участков - лба, надбровных и скуловых дуг, носа, а также формой мягких тка­ней губ и щек.

Лицо, представляя собой лишь часть головы человека, является главной характеристикой его внешности, т.к. лицо каждого человека обладает индивидуальностью. По лицу человека можно судить о его возрасте, состоянии здоровья, характере, наличии сопутствующих заболе­ваний и т.п.

В 1528 году художник Альбрехт Дюрер в книге о пропорциях человека указывает, что про­порции лица не только строго индивидуальные, но и стабильные. Известно, что у новорожден­ного размер головы в высоту составляет 1/4 часть от всей длины тела, у ребенка 7 лет - 1/6, а у взрослого - 1/8 часть. В клинике принято подразделять лицо на топографо-анатомические области. Различают лицевую часть лобной области головы (надбровные области, надперено­сье) и собственно лицо, состоящее из следующих областей: глазниц, носа, подглазничных, ро­товой, щечных, скуловых, околоушно-жевательных и подбородочной. Пропорции высоты, ши­рины и профиля лица изменяются с возрастом.

При старении, в связи с изменением зубочелюстного аппарата (потерей зубов, атрофией альвеолярного отростка), высота верхней и нижней челюстей уменьшается. В результате этого носогубные и подбородочногубные складки становятся резко выраженными. Инволютивные из­менения захватывают мягкие ткани (тонус мышц снижается, происходит частичная атрофия их из-за недостаточной нагрузки). С возрастом истончается жировая клетчатка и эластичность ко­жи теряется, упругость ее снижена, кожа становится дряблой и складки на лице уже не рас­правляются и образуются морщины. В связи с тем, что тонус мышц снижен, появление морщин еще больше усиливается. Следует отметить, что носогубные и подбородочногубные складки бывают выражены и в сравнительно молодом (до 40 лет) возрасте. В области наружного угла глаз появляется сеть мелких морщин в форме «гусиной лапки» (их появление ускоряет привыч­ка некоторых людей прищуривать глаза). С возрастом на лбу появляются или углубляются лоб­ные складки кожи (продольные или поперечные между бровями - складки мыслителей). Черты лица заостряются, щеки обвисают, появляются избытки кожи век, подбородка и щек.

Стремление к красоте присуще людям извечно и оно является одним из факторов совер­шенствования человека. Эстетическая хирургия способна воспрепятствовать старению.

Эстетическая (косметическая) хирургия является разделом пластической хирургии. Целью эстетической хирургии челюстно-лицевой области является устранение обращающих на себя внимание изменений (возрастных и др.) и дефектов (врожденных или приобретенных). По­сле проведения любой косметической операции остается рубец, который должен удовлетво­рять пациента в эстетическом отношении. Это достигается тем, что разрезы располагаются по ходу естественных складок и борозд.

Отбор пациентов для проведения эстетических оперативных вмешательств является очень важным этапом, т.к. в этот промежуток времени общения с пациентом решается вопрос о возможности выполнения операции данному человеку. Врачу приходиться сталкиваться с неко­торыми людьми, которые при отсутствии косметических недостатков, все же находят у себя не­эстетический вид отдельных частей лица. Они фиксируют на этом свое внимание и все неудачи в жизни (личной или профессиональной) связывают только с этим и проявляют большую на­стойчивость в своем желании быть оперированными. При отсутствии показаний для проведе­ния операции необходимо отказать такому пациенту, т.к. оперативное вмешательство может для него в будущем стать источником душевных переживаний и страданий.

Показания для проведения операций могут быть абсолютными (при наличии выражен­ных и очень заметных косметических дефектов) и относительными (если недостатки слабо-выражены и малозаметны). В последнем случае следует правильно оценить психическое со­стояние пациента с точки зрения возможности совмещения его пожеланий с тяжестью космети­ческого дефекта. Косметическая операция должна выполняться практически здоровым людям.

В челюстно-лицевой области данные операции необходимо проводить у пациентов, достигших 17-18 лет. Исключение составляют лица с врожденными деформациями ушных раковин (лопоухостью), которым хирургическое вмешательство можно проводить в 6-7 летнем возрасте, т.е. перед поступлением в школу.