Когда был создан международный. В каком году создан международный олимпийский комитет

Международный валютный фонд (МВФ) - специальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 184-мя государствами. МВФ был создан 27 декабря 1945 года поcле подписания 28-ю гоcударствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года. В 1947 года фонд начал свою деятельность. Штаб-квартира МВФ раксполагается в г. Вашингтоне, США.

МВФ является международной организацией, которая объединяет 184 государства. Фонд был создан для обеспечения международного сотрудничества в денежной сфере и поддержания стабильности валютных курсов; поддержки экономического развития и уровня занятости в странах мира; и обеспечения дополнительными денежными средствами экономики того или иного государства в краткосрочном периоде. С того времени, как МВФ был создан, его цели не претерпели изменений, однако его функции - которые включают наблюдение за состоянием экономики, финансовую и техническую помощь странам - значительно развились для обеспечения изменяющихся целей государств - членов фонда, являющихся субъектами мировой экономики.

Рост количества членов МВФ, 1945 - 2003 годы
(number of countries)

Цели Международного валютного фонда следующие:

  • Обеспечивать международное сотрудничество в денежной сфере через сеть постоянных институтов, которые консультируют и принимают участие в решении многих финансовых проблем.
  • Содействовать развитию и сбалансированному росту международной торговли, и вносить вклад в продвижение и сохранение высокого уровня занятости и реальных доходов и развивать продуктивные силы во всех странах - членах фонда, как первичные объекты экономической политики.
  • Обеспечивать стабильность валютных курсов, сохранять правильные обменные соглашения между участниками и избегать разлиных дескриминаций в данной сфере.
  • Помогать построению многосторонней системы платежей в отношении текущих транзакций между странами - членами фонда и для снятия ограничений на обмен валют, которые препятствуют росту международной торговли.
  • Обеспечивать поддержку государств - членов фонда, предоставляя средства фонда для решения временных проблем в экономике.
  • В соответстветствии с перечисленным выше, сокращать продолжительность и уменьшать степень неуравновешенности международных балансов счетов своих членов.

Роль Международного валютного фонда

МВФ помогает странам развивать свою экономику и осуществлять отдельные экономические проекты при помощи трех основных функций - предоставление займов, техническая помощь и наблюдение.

Предоставление займов. МВФ обеспечивает финансовую помощь странам с низким доходом, испытывающим проблемы платежного баланса по программам Средства для сокращения бедности и стимулирования роста (PRGF) и, для временных потребностей, появляющихся в результате внешних воздействий, по программе Exogenous Shocks Facility (ESF). Процентная ставка по PRGF и ESF концессионная (только 0.5 процента), и займы возмещаются в течение 10 лет.

Другие функции МВФ:

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран-дебиторов (должников)
  • разработка стандартов международной финансовой статистики
  • сбор и публикация международной финансовой статистики

Основные механизмы кредитования

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. - резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны - члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года - до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости - до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени - раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны - заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной - получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны - заемщицы.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Структура органов управления

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % - в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде - Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США - 17,08 %(16,407% - 2011); Германия - 5,99 %; Япония - 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания - 4,95 %; Франция - 4,95 %; Саудовская Аравия - 3,22 %; Китай - 2,94 % (6,394% - 2011); Россия - 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС - 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF - World Bank Development Committee).

Совет управляющих (1999)Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. - около 2478 человек из 143 стран). Как правило он представляет одну из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011) - Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель - Джон Липски (США). Глава постоянного представительства МВФ в России - Одд Пер Брекк.

Многим известно, что Коммунистическим Интернационалом именуют международную организацию, объединявшую компартии разных стран в 1919-1943 годах. Эту же организацию некоторые называют Третьим Интернационалом, либо Коминтерном.

Данное формирование основано в 1919 году, по желанию РКП(б) и его вождя В. И. Ленина для распространения и развития идей интернационального революционного социализма, что в сравнении с реформистским социализмом Второго Интернационала являлось совершенно противоположным явлением. Разрыв между этими двумя коалициями произошёл благодаря расхождениям в позициях касательно Первой мировой войны и Октябрьской революции.

Конгрессы Коминтерна

Конгрессы Коминтерна проводились не так уж часто. Рассмотрим их по порядку:

  • Первый (Учредительный). Организован в 1919 году (в марте) в Москве. В нём приняли участие 52 делегата от 35 групп и партий из 21 страны мира.
  • Второй конгресс. Проводился 19 июля-7 августа в Петрограде. На этом мероприятии был принят ряд решений о тактике и стратегии коммунистической деятельности, таких как модели участия в национально-освободительном движении компартий, о правилах вступления партии в 3 Интернационал, Устав Коминтерна и так далее. В тот момент был создан Отдел международного сотрудничества Коминтерна.
  • Третий конгресс. Проводился в Москве в 1921 году, с 22 июня по 12 июля. На это мероприятие приехало 605 делегатов от 103 партий и структур.
  • Четвёртый конгресс. Мероприятие проходило с ноября по декабрь 1922 года. В нём участвовало 408 делегатов, которых командировали 66 партий и предприятий из 58 стран мира. Решением съезда организовано Международное предприятие помощи борцам революции.
  • Пятое собрание Коммунистического Интернационала проводилось с июня по июль 1924 года. Участники решили национальные компартии превратить в большевистские: изменить их тактику в свете разгрома революционных выступлений в Европе.
  • Шестой конгресс проводился с июля по сентябрь 1928 года. На этом собрании участники оценили политическую мировую ситуацию как переходную к новейшему этапу. Она характеризовалась экономическим кризисом, распространившимся по всей планете, и усилением классовой борьбы. Членам конгресса удалось развить тезис о социал-фашизме. Они выступили с заявлением, что политическое сотрудничество коммунистов как с правыми, так и левыми социал-демократами невозможно. Кроме того, в ходе данной конференции были приняты Устав и Программа Коммунистического Интернационала.
  • Седьмая конференция проводилась в 1935 году, с 25 июля по 20 августа. Базовой темой собрания являлась идея о консолидации сил и борьбе с увеличивающейся фашистской угрозой. В данный период был создан Рабочий единый фронт, который представлял собой орган координации активности трудящихся разнообразных политических интересов.

История

Вообще коммунистические интернационалы изучать весьма интересно. Итак, известно, что троцкисты одобрили первые четыре конгресса, сторонники левого коммунизма - лишь первые два. В итоге кампаний 1937-1938 годов большинство секций Коминтерна были ликвидированы. Польскую секцию Коминтерна в итоге официально распустили.

Конечно же, политические партии 20 века претерпевали массу изменений. Репрессии против деятелей коммунистического международного движения, очутившихся в СССР по тем либо иным причинам, появились ещё до того, как Германия и СССР заключили договор о ненападении в 1939 году.

Марксизм-ленинизм пользовался большой популярностью у народа. И уже в начале 1937 года члены директората германской компартии Г. Реммеле, Х. Эберлейн, Ф. Шульте, Г. Нойман, Г. Киппенбергер, лидеры югославской компартии М. Филлипович, М. Горкич были арестованы. В. Чопич командовал в Испании пятнадцатой интербригадой имени Линкольна, но когда он вернулся, его также арестовали.

Как видите, коммунистические интернационалы создавало большое количество людей. Также были репрессированы видный деятель коммунистического международного движения венгр Бела Кун, множество лидеров польской компартии - Я. Пашин, Э. Прухняк, М. Кошутская, Ю. Ленский и многие другие. Бывший греческой Компартии А. Каитас был арестован и расстрелян. Такой же участи удостоился и один из лидеров Компартии Ирана А. Султан-Заде: он был членом Исполкома Коминтерна, делегатом II, III, IV и VI конгрессов.

Необходимо отметить, что политические партии 20 века отличались большим количеством интриг. Сталин обвинял лидеров Компартии Польши в антибольшевизме, троцкизме, в антисоветских позициях. Его выступления явились причиной физических расправ над Ежи Чешейко-Сохацким и иными предводителями польских коммунистов (1933 год). Некоторых репрессии настигли в 1937 году.

Марксизм-ленинизм, по сути, был неплохим учением. Но в 1938 году президиум Исполкома Коминтерна постановил распустить польскую компартию. Под волной репрессий оказались создатели компартии Венгрии и лидеры Венгерской Советской Республики - Ф. Байаки, Д. Боканьи, Бела Кун, И. Рабинович, Й. Келен, Л. Гавро, Ш. Сабадош, Ф. Карикаш. Болгарских коммунистов, переехавших в СССР, репрессировали: Х. Раковского, Р. Аврамова, Б. Стомонякова.

Коммунистов Румынии также начали уничтожать. В Финляндии репрессировали учредителей компартии Г. Ровио и А. Шотмана, Генерального первого секретаря К. Маннера и множество их соратников.

Известно, что коммунистические интернационалы появились не на пустом месте. Ради них пострадало более ста коммунистов-итальянцев, проживавших в Советском Союзе в 1930-е годы. Их всех арестовали и этапировали в лагеря. Массовые репрессии не прошли мимо лидеров и актива компартий Литвы, Латвии, Западной Украины, Эстонии и Западной Белоруссии (до присоединения их к СССР).

Строение Коминтерна

Итак, мы рассмотрели конгрессы Коминтерна, а теперь рассмотрим структуру этой организации. Её Устав был принят в августе 1920 года. В нём было написано: «По сути, Интернационал коммунистов обязан фактически и действительно представлять собой всемирную единую коммунистическую партию, отдельные филиалы которой действуют в каждом государстве».

Известно, что руководство Коминтерна осуществлялось через Исполнительный комитет (ИККИ). До 1922 года он состоял из представителей, делегированных компартиями. А с 1922 года его избирал конгресс Коминтерна. Малое Бюро ИККИ появилось в июле 1919 года. В сентябре 1921 года его переименовали в Президиум ИККИ. Секретариат ИККИ был создан в 1919 году, он занимался кадровыми и организационными вопросами. Эта организация существовала до 1926 года. А Организационное бюро (Оргбюро) ИККИ было создано в 1921 году и просуществовало до 1926 года.

Интересно, что с 1919 по 1926 год Председателем ИККИ являлся Григорий Зиновьев. В 1926 году должность председателя ИККИ упразднили. Вместо неё появился Политсекретариат ИККИ из девяти человек. В августе 1929 года из состава этого нового формирования была выделена Политкомиссия Политсекретариата ИККИ. Она должна была заниматься подготовкой различных вопросов, которые в дальнейшем рассматривал Политсекретариат. В неё вошли Д. Мануильский, О. Куусинен, представитель компартии Германии (согласован с ЦК КПГ) и О. Пятницкий (кандидат).

В 1935 году появилась новая должность - Генеральный секретарь ИККИ. Её занял Г. Димитров. Были упразднены Политкомиссия и Политсекретариат. Вновь был организован Секретариат ИККИ.

Контрольную интернациональную комиссию создали в 1921 году. Она проверяла работу аппарата ИККИ, отдельных секций (партий) и занималась ревизией финансов.

Из каких организаций состоял Коминтерн?

  • Профинтерн.
  • Межрабпом.
  • Спортинтерн.
  • Коммунистический интернационал молодёжи (КИМ).
  • Крестинтерн.
  • Женский международный секретариат.
  • Объединение мятежных театров (международное).
  • Объединение мятежных писателей (международное).
  • Интернационал пролетариев свободомыслящих.
  • Всемирный комитет товарищей СССР.
  • Интернационал квартиросъёмщиков.
  • Международную организацию помощи революционерам именовали МОПР либо «Красная помощь».
  • Антиимпериалистическая лига.

Расформирование Коминтерна

Когда же произошёл роспуск Коммунистического Интернационала? Дата официальная ликвидации этой знаменитой организации приходится на 15 мая 1943 года. О роспуске Коминтерна заявил Сталин: он хотел на западных союзников произвести впечатление, убеждая их в том, что планы по установлению коммунистических и просоветских режимов на землях европейских государств рухнули. Известно, что репутация 3-го Интернационала к началу 1940-х годов была очень нехорошей. Кроме того, в континентальной Европе нацистами были подавлены и уничтожены почти все ячейки.

С середины 1920-х годов лично Сталин и ВКП(б) стремились доминировать в Третьем Интернационале. Данный нюанс сыграл свою роль в событиях того времени. Повлияла и ликвидация почти всех филиалов Коминтерна (кроме Интернационала молодёжи и Исполкома) в годы (середина 1930-х годов). Однако 3 Интернационал смог сохранить Исполком: его лишь переименовали во Всемирный отдел ЦК ВКП(б).

В июне 1947 года состоялась парижская конференция о помощи Маршалла. А в сентябре 1947 года Сталин из социалистических партий создал Коминформ - Коммунистическое бюро информации. Оно заменило Коминтерн. Фактически, это была сеть, образовавшаяся из коммунистических партий Болгарии, Албании, Венгрии, Франции, Италии, Польши, Чехословакии, Советского Союза, Румынии и Югославии (из-за разногласий Тито и Сталина её вычеркнули из списков в 1948 году).

Коминформ был ликвидирован в 1956 году, после завершения ХХ съезда КПСС. У этой организации формального правопреемника не было, однако таковыми стали ОВД и СЭВ, а также регулярно проводившиеся собрания дружелюбных СССР рабочих и коммунистических партий.

Архив Третьего Интернационала

Архив Коминтерна находится на хранении в Государственном архиве политическо-социальной истории в Москве. Имеются документы на 90 языках: базовым рабочим языком является немецкий. В наличии есть отчёты более чем 80 партий.

Учебные заведения

Третий Интернационал владел:

  1. Коммунистическим университетом тружеников Китая (КУТК) - до 17 сентября 1928 года именовался Университетом тружеников Китая имени Сунь Ятсена (УТК).
  2. Коммунистическим университетом трудящихся Востока (КУТВ).
  3. Коммунистическим университетом национальных меньшинств Запада (КУНМЗ).
  4. Международной ленинской школой (МЛШ) (1925-1938).

Учреждения

Третий Интернационал распоряжался:

  1. Статистико-информационным институтом ИККИ (Бюро Варги) (1921-1928).
  2. Аграрным международным институтом (1925-1940).

Исторические факты

Создание Коммунистического Интернационала сопровождалось различными интересными событиями. Так, в 1928 году для него Ханс Эйслер написал великолепный гимн на немецком языке. На русский язык его перевёл И. Л. Френкель в 1929 году. В припеве произведения неоднократно звучали слова: «Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!»

Вообще, когда был создан Коммунистический Интернационал, мы уже знаем - непростое было время. Известно, что командование Красной Армии совместно с бюро пропаганды и агитации Третьего Интернационала подготовили и выпустили книгу «Вооружённое восстание». В 1928 году это произведение издавалось на немецком языке, а в 1931 году - на французском. Труд был написан в виде учебно-справочного пособия по теории организации вооружённых восстаний.

Книга была создана под псевдонимом А. Neuberg, её настоящими авторами являлись популярные деятели революционного всемирного движения.

Марксизм-ленинизм

Что собой представляет марксизм-ленинизм? Это философское и социально-политическое учение о законах борьбы за ликвидацию капиталистических порядков и построение коммунизма. Его разрабатывал В. И. Ленин, который развил учение Маркса и применил его на практике. Появление марксизма-ленинизма подтвердило значительность ленинского вклада в марксизм.

В. И. Ленин создал настолько великолепное учение, что в социалистических странах оно превратилось в официальную «идеологию рабочего класса». Идеология не была статичной, она видоизменялась, подстраивалась под нужды элиты. В неё, кстати, были включены и учения региональных коммунистических предводителей, имеющие значение для руководимых ими социалистических держав.

В советской парадигме учение В. И. Ленина является единственно верной научной системой экономических, философских и политическо-социальных взглядов. Марксистско-ленинское учение способно интегрировать концептуальные воззрения в отношении исследования и революционного изменения земного пространства. Оно раскрывает законы развития общества, человеческого мышления и природы, объясняет классовую борьбу и формы перехода к социализму (включая ликвидацию капитализма), рассказывает о созидающей деятельности тружеников, занятых строительством и коммунистического, и социалистического общества.

Крупнейшей по численности партией в мире считается Компартия Китая. Она следует в своих начинаниях учению В. И. Ленина. В её уставе имеются следующие слова: «Марксизм-ленинизм отыскал законы исторической эволюции человечества. Его базовые положения всегда верны и обладают мощной жизненной силой».

Первый Интернационал

Известно, что Коммунистические Интернационалы сыграли наиглавнейшую роль в борьбе трудящихся за лучшую жизнь. Международное товарищество трудящихся было официально наименовано Первым Интернационалом. Это первое международное формирование рабочего класса, которое было учреждено 28 сентября 1864 года в Лондоне.

Данная организация была ликвидирована после раскола, произошедшего в 1872 году.

2-й Интернационал

2-й Интернационал (Рабочий либо Социалистический) являлся международным объединением рабочих социалистических партий, созданным в 1889 году. Он унаследовал традиции своего предшественника, однако с 1893 года в его составе анархистов не было. Для беспрерывной связи между членами-партиями в 1900 году было зарегистрировано Социалистическое международное бюро, размещённое в Брюсселе. Интернационал принял решения, которые для входящих в него партий обязательными не являлись.

Четвёртый Интернационал

Четвёртым Интернационалом именуют международную коммунистическую организацию, альтернативную сталинизму. Она основана на теоретическом достоянии Льва Троцкого. Задачами данного формирования являлись реализация мировой революции, победа рабочего класса и созидание социализма.

Данный Интернационал был учреждён в 1938 году Троцким и его соратниками во Франции. Эти люди считали, что Коминтерн полностью контролируют сталинисты, что он не в состоянии привести рабочий класс всей планеты к полному завоеванию политической власти. Именно поэтому в противовес они создали собственный «Четвёртый Интернационал», членов которого в то время преследовали агенты НКВД. Кроме того, их обвиняли сторонники СССР и позднего маоизма в нелегитимности, давила буржуазия (Франция и США).

Эта организация впервые пострадала от раскола в 1940 году, а также от более мощного раскола в 1953 году. В 1963 году произошло частичное воссоединение, но многие группы утверждают, что именно они являются политическими преемственниками «Четвёртого Интернационала».

Пятый Интернационал

Что такое «Пятый Интернационал»? Это термин, которым обозначают леворадикалов, желающих создать новую рабочую международную организацию, базирующуюся на идеологии марксистко-ленинского учения и троцкизма. Члены данной группировки считают себя подвижниками Первого Интернационала, Коммунистического Третьего, Троцкистского Четвёртого и Второго.

Коммунизм

И в завершение разберёмся, что такое Российская Коммунистическая партия? Она базируется на коммунизме. В марксизме это - гипотетический экономический и общественный строй, в основу которого положены социальное равенство, общественная собственность, созданная из средств производства.

Одним из самых известных интернационалистических коммунистических лозунгов является изречение: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Кто сказал впервые эти знаменитые слова - известно немногим. Но мы откроем тайну: впервые этот лозунг был высказан Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом в «Манифесте коммунистической партии».

После XIX века термин «коммунизм» часто использовался в целях обозначения общественно-экономической формации, которую прогнозировали марксисты в своих теоретических работах. Она базировалась на общественной собственности, созданной на средства производства. Вообще классики марксизма считают, что коммунистическая общественность реализует принцип «Каждый - по умениям, каждому - по нужде!».

Надеемся, что наши читатели смогут с помощью данной статьи разобраться в Коммунистических Интернационалах.

Историю становления и развития международных организаций следует рассматривать через призму эволюции международных отношений и человечества в целом. Это вызвано обусловленными объективными экономическими и политическими факторами, такими как потребность субъектов в международном общении.

На заре человеческой цивилизации племена и первые государства общались между собой и взаимодействовали для совместной обороны или ведения войн, торговли и др. В результате образовывались временные межплеменные и межгосударственные союзы.

На ранних этапах развития человечества межплеменные и межгосударственные отношения выражались в двусторонних контактах, возникающих по мере необходимости между соседними или близко расположенными образованиями. Постепенно эти контакты расширялись, периодически возникали союзы и коалиции, главным образом военного характера.

По мере прогресса человечества развивались и совершенствовались методы и приемы международного общения. Так, уже в глубокой древности наряду с двусторонними встречами все шире применяются другие формы, характерные для позднего периода развития: конгрессы и конференции. Средневековая история дает много примеров съездов государей в Азии, Африке, Латинской Америке, Западной и Восточной Европе.

Изначально конференции и конгрессы созывались от случая к случаю. Затем постепенно начались практиковаться международные совещания, создающие более или менее постоянные органы. На эти органы возлагались задачи созыва и обслуживания конгрессов и конференций, а иногда и осуществление других функций в перерывах между конференциями. Именно эти органы стали прообразами будущих международных межправительственных организаций.

В целом историю создания и развития международных организаций можно условно подразделить на четыре этапа.

Первый этап берет начало с древнейших времен до созыва в 1815 г. Венского конгресса. В этот период формируются идеи и концептуальные основы создания международных организаций.

Древний Рим практиковал учреждение смешанных согласительных комиссий для рассмотрения споров с иностранными государствами.

Первые постоянные международные объединения в Древней Греции появились в VI в. до н.э. в виде Лакедемонской и Делосской симмахий (союзы городов и общин) и Дельфийско-Фермопильской амфиктионии (религиозно-политический союз племен и народов).

Характеризуя упомянутые объединения, известный русский ученый юрист-международник Ф. Ф. Мартенс отмечал, что эти союзы, созданные специально с религиозными целями, "оказывали свое действие вообще на сношение между греческими государствами и... сближали народы и смягчали их замкнутость".

Греческие симмахии и амфиктионии имели достаточно четкую внутреннюю структуру. Высшим органом в обоих межполисных образованиях было собрание. В симмахии оно собиралось один раз в год, а в амфиктионии – два раза. Решения общего собрания принимались простым большинством голосов и были обязательны для всех членов союза. Каждый член этих союзов независимо от величины и значения города или племени имел в симмахии по одному голосу, а в амфиктионии – по два голоса.

Греческие симмахии и амфиктионии сыграли важную роль для развития межплеменных, межгосударственных и международных отношений древнегреческих полисов. Они также заложили основу определенным организационно-правовым принципам и формам будущих международных организаций.

Дальнейшее свое развитие прообразы сегодняшних международных организаций получают в Средние века. Определенное влияние на них оказывала международная торговля, а также католическая церковь.

Заметную роль в развитии международных торговых отношений сыграл Ганзейский торговый союз (XIV– XVI вв.), который объединил северонемецкие города и, по словам Ф. Энгельса, "вывел из состояния средневековья всю северную Германию".

Параллельно международные отношения сопровождались такими событиями, как заключение в 1648 г. Вестфальского мира, который покончил с 30-летней войной, признал католичество и протестантство равноправными конфессиями католицизма в целом. С Вестфальским миром связано признание суверенитета государств и равенства между государствами, прежде всего равенства государств христианского мира.

Второй этап истории развития международных организаций охватывает период начиная с 1815 по 1919 г. Начало этого этапа связано с окончанием наполеоновских войн и созывом в 1815 г. Венского конгресса. В этот период происходит формирование организационно-правовых основ международных организаций. Потребности экономического развития диктовали необходимость международно-правового регулирования ряда новых областей межгосударственных отношений, что оказывало воздействие на эволюцию функционирования старых и появление новых форм многостороннего общения. Такой новой формой становятся всеобщие административные союзы (унии). Этот период отмечается тем, что начинается формирование механизма международных союзов по координации деятельности государств в специальных областях. Первоначально такие союзы начали складываться в области таможенных отношений.

Таможенные союзы являли собой объединения государств на основе заключенного ими договора по созданию совместных органов таможенного управления и установления общего таможенного правопорядка на национальных таможенных территориях.

Одним из таких союзов был Германский таможенный союз. Причины создания данного союза коренились в крайнем экономическом упадке немецких государств, которые входили в состав Германского союза 1815 г. Упадок экономики был вызван разнообразными торговыми стеснениями, множеством таможенных застав, различными тарифами и торговым законодательством в пределах союзной территории. Таможенный союз складывался постепенно, и к 1853 г. вся Германия организовалась в один таможенный союз.

Все государства, вошедшие в союз, подчинялись одинаковым законам относительно ввоза, вывоза и транзита товаров; все таможенные пошлины признавались общими и распределялись между членами союза по количеству народонаселения.

В дальнейшем международное сотрудничество государств на базе постоянно действующей организации находит свое продолжение в сфере транспорта. Началом в этом отношении послужило сотрудничество государств в деле судоходства по международным рекам в рамках создаваемых ими для этого международных комиссий. Так, Регламентом Рейнского судоходства 1831 г. и заменившим его Актом Рейнского судоходства 1868 г. была создана первая такая специальная международная комиссия. Для совместного обсуждения вопросов Рейнского судоходства каждое прибрежное государство назначало по одному представителю, которые вместе образовали Центральную комиссию, имевшую первоначальное местопребывание в г. Мангейме.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась интенсификацией международных экономических, научных, технических связей государств, которые постоянно углублялись и расширялись. В этот период возникают первые MMПO: Международный союз измерения земли (1864); Всемирный телеграфный союз (1865); Всемирный почтовый союз (1874); Международное бюро мер и весов (1875); Международный союз охраны промышленной собственности (1883); Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886); Международный противоневольнический союз (1890); Международный союз для публикаций таможенных тарифов (1890); Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890).

Характеризуя в целом эти союзы (международные организации), можно отметить следующее: все они обладали постоянно действующими органами. Руководящими органами этих союзов, как правило, были конференции или конгрессы, а постоянными исполнительными органами являлись бюро или комиссии. Компетенция этих союзов ограничивалась регулированием специализированных сфер.

Создание первых международных организаций в лице административных союзов с постоянно действующими органами являло собой прогрессивное движение вперед по пути развития и расширения конкретных сфер такого сотрудничества государств. Международные административные союзы положили начало постоянно действующим международным организациям в отличие от всемирных конгрессов и конференций, принадлежавших к числу временных международных форумов, функционировавших в международной жизни с XVII в.

На рубеже XIX–XX вв. международная обстановка обостряется. Создаются два непримиримых военных блока: Антанта и Тройственный союз. В этот же период предпринимаются попытки создания международной организации безопасности путем созыва Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 гг., итогом которых явилось учреждение Постоянной палаты третейского суда в Гааге и заключение Конвенции о мирном решении международных столкновений. Однако предпринятые усилия на международном уровне не могли предотвратить развязывание Первой мировой войны.

Начало третьего этапа связано с заключением Версальского мирного договора 1919 г. и учреждением Лиги Наций – первой международной межправительственной организации по поддержанию международного мира и безопасности.

Идеи и предложения по созданию подобной организации выдвигались еще во время войны. Проекты по созданию международной организации исходили от правительств США, Великобритании, Франции, которые в той или иной степени легли в основу Статута Лиги Наций. Окончательный вариант Статута Лиги наций был утвержден Парижской мирной конференцией в 1919 г. как составная часть Версальского мирного договора. Статут содержат 26 статей, которые одновременно в качестве первой главы были включены в тексты всех пяти Парижских мирных договоров, завершивших Первую мировую войну: Версальского, Сен-Жерменского, Триапонского, Нейльского, Севского. Из них первым по времени заключения был Версальский – 28 июня 1919 г., вступивший в силу 10 января 1920 г. Исходя из этого, датой основания Лиги Наций принято считать дату подписания Версальского договора, т.е. 28 июня 1919 г.

Создание Лиги Наций – это не только первая попытка учреждения универсальной международной организации по поддержанию мира и безопасности, но и создания для этого специального механизма.

Основной целью Лиги Наций было обеспечение всеобщего мира и безопасности и содействие международному сотрудничеству государств. По Статуту Лиги Наций на нее также были возложены такие функции, как, например, контроль над мандатариями, защита прав национальных меньшинств и регистрация международных договоров.

Первоначальными членами Лиги Наций были 26 суверенных государств и четыре доминиона . Другую группу государств-членов составили 13 так называемых приглашенных государств, которые не участвовали в Первой мировой войне .

Несмотря на то что Лига Наций была создана при активном участии правительства США, Сенат посчитал, что участие США в Лиге в условиях, когда там заведомо будет доминировать влияние Великобритании и Франции, неоправданно. Впоследствии США не стали участниками Лиги Наций.

В 1925 г. были заключены Локарнские соглашения, которые вступили в силу с момента вступления Германии в Лигу Наций в 1926 г.

Вступление в Лигу Наций государств – противников Великобритании и Франции в Первой мировой войне постепенно породило внутри этой организации серьезные треиия и разногласия, что закончилось тем, что в 1933 г. из ее членства выходят две державы – Япония и Германия, а в 1937 г. – Италия.

СССР долго не мог вступить в Лигу Наций из-за того, что Запад нс признавал советскую власть. Однако после того как Япония и Германия покинули Лигу и в 1933 г. к власти в Германии пришли фашисты со своими реваншистскими настроениями, стало очевидно, что без участия СССР глобальных проблем в Европе и мире в целом не решить, западная дипломатия предприняла определенные шаги по вступлению СССР в Лигу Наций. Так, по инициативе французской дипломатии 15 сентября 1934 г. СССР был приглашен 30 государствами – членами Лиги Наций вступить в эту международную организацию. 18 сентября 1934 г. Ассамблея Лиги Наций постановила принять СССР в Лигу и предоставить ему место постоянного члена Совета Лиги Наций. Вступая в Лигу Наций, СССР официально выразил свое отрицательное отношение к некоторым положениям ее Статута. Так, например, правительство СССР сделало заявление о непризнании им отдельных статей Статута Лиги, которые фактически легализировали право государства развязывать войну под предлогом защиты "национальных интересов" (ст. 12, 15), вводили систему колониальных мандатов (ст. 22) и игнорировали равноправие всех рас и наций (ст. 23).

Де-факто Лига Наций прекратила свою деятельность в сентябре 1939 г., а юридически была ликвидирована 18 апреля 1946 г. после создания ООН.

Статут Лиги Наций имел определенные недостатки, которые в конечном счете можно свести к следующему: его положения не содержали безоговорочного запрещения агрессии; большое отрицательное воздействие на деятельность Лиги Наций оказал и такой недостаток, как международно-правовое закрепление так называемой мандатной системы (ст. 22 Статута).

В силу указанных обстоятельств и других причин Лига Наций не смогла справиться со своей уставной задачей – мирным урегулированием международных конфликтов. Каждый раз, когда возникал какой-либо конфликт, приводивший к военным действиям, Лига Наций обнаруживала свое бессилие.

Например, существование Лиги Наций не помешало агрессорам осуществлять активную подготовку к войне, а затем и развязать ее. Япония в 1931 г. вторглась в Китай и оккупировала Маньчжурию, Италия оккупировала Албанию в 1939 г. и Эфиопию в 1936 г., Германия – 7 марта 1936 г. в одностороннем порядке расторгла Локарнские соглашения и ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую зону, а в 1938 г. произвела аншлюс Австрии, в 1939 г. захватила Чехословакию, Австрию, часть Литвы. Германия и Италия совершили объединенную интервенцию против Испанской республики (1936–1937). Далее, 1 сентября 1939 г., Германия напала на Польшу. Так началась Вторая мировая война, которая длилась шесть лет.

Несмотря на все эти недостатки, Статут Лиги Наций был знаменательным документом своего времени. Его статьи об ограничении вооружений, урегулировании споров в судебном порядке или путем обращения в Постоянную палату международного правосудия, о взаимной гарантии территориальной целостности, о мерах в целях поддержания мира, о санкциях в отношении государства, прибегнувшего к войне в нарушение обязательств по Статуту Лиги Наций, об обеспечении соблюдения международных договоров и норм международного права, об обязательности сотрудничества государств-членов были в послевоенный период новацией.

И еще одно новшество в международных отношениях и международном праве – появление международной гражданской службы в современном понимании.

Опыт деятельности Лиги Наций не прошел бесследно. Многие положения ее Статута и практический опыт впоследствии были заимствованы или учтены при создании ООН.

Четвертый этап развития международных организаций связан с созданием ООН и ее системы, а также формированием современной системы международных организаций.

Началу учреждения ООН предшествовало создание антигитлеровской коалиции. Первая встреча по формированию антигитлеровской коалиции состоялась между президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем 14 августа 1941 г. на линкоре "Принц Уэльский", в результате чего появилась Атлантическая хартия. В ней лидеры двух государств декларировали отказ от захвата территорий, признавали право всех народов избрать себе форму правления, при которой они хотят жить, и т.д.

Следующим шагом мирового сообщества по созданию антигитлеровской коалиции было проведение Межсоюзнической конференции в Лондоне 24 сентября 1941 г. с участием представителей СССР, Великобритании и ряда других европейских стран. На конференции было объявлено о присоединении СССР к Атлантической хартии и оглашена декларация советского правительства, призывавшая сконцентрировать все экономические и военные ресурсы свободолюбивых народов для скорейшего и решительного разгрома фашистских агрессоров.

Первое упоминание в официальном международном документе о необходимости создания международной организации по поддержанию мира содержалось в Декларации правительства СССР и правительства Польской Республики о дружбе и взаимной помощи от 4 декабря 1941 г. В Декларации говорилось, что прочный и справедливый мир в послевоенный период может быть достигнут только новой организацией международных отношений, основанных на объединении демократических государств в прочный союз. При создании такой организации, отмечалось далее в документе, решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех союзных государств .

Большое значение для создания антигитлеровской коалиции имела Декларация Объединенных Наций, которая была принята на Вашингтонской конференций 1 января 1942 г. Само название "Объединенные Нации" союзникам по антигитлеровской коалиции предложил президент США Ф. Рузвельт в декабре 1941 г. В последующем этот термин становится синонимом для союзников по коалиции. Декларацию подписали представители 26 государств – участников антигитлеровской коалиции, включая СССР, США, Великобританию и Китай. Среди них также девять государств Центральной Америки и Карибского бассейна, доминионы Британской короны, Британская Индия и восемь европейских правительств в изгнании. В течение 1942–1945 гг. к Декларации присоединилось 21 государство.

К концу войны к Декларации присоединились другие страны, в том числе Филиппины, Франция, все латиноамериканские страны (кроме Аргентины), а также некоторые независимые государства Ближнего Востока и Африки. Странам "оси" не позволили присоединиться к Декларации.

Практические шаги по созданию новой международной организации мира и безопасности были предприняты на Московской конференции министров иностранных дел трех союзных держав: СССР, США и Великобритании (19– 30 октября 1943 г.). 2 ноября 1943 г. была опубликована Декларация четырех государств (СССР, США, Великобритании и Китая) по вопросу о всеобщей безопасности. В ней говорилось, что они "признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все государства – большие и малые". Таким образом в данном документе была заложена принципиальная основа универсальной ММПО.

В дальнейшем вопрос о создании международной организации мира и безопасности обсуждался на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (Сталина, Рузвельта и Черчилля), которая проходила в период с 28 ноября по 1 декабря 1943 г.

Па Тегеранской конференции было достигнуто соглашение по широкому кругу вопросов, включенных в специальный документ, получивший название "Предложения относительно создания Всеобщей международной организации безопасности", содержавший перечень положений, подлежавших, по мнению государств-участников, закреплению в уставе будущей организации: о целях, принципах, членстве в организации; о составе, функциях, полномочиях главных ее органов; о международном суде; о мероприятиях по поддержанию международного мира и безопасности, включая предотвращение и подавление агрессии; о международном сотрудничестве по экономическим и социальным вопросам; о секретариате, процедуре внесения поправок в устав и др.

В заключительную часть данного документа был внесен специальный раздел – "Мероприятия переходного периода", в котором предусматривалось, что до вступления в силу специальных соглашений о контингентах вооруженных сил в соответствии с Московской декларацией государства-участники должны консультироваться друг с другом и, в случае необходимости, с другими членами организации с целью таких совместных действий от имени организации, которые легли в основу Устава ООН, и в этом их огромное историческое значение. Они стали предметом обсуждения правительств многих стран антигитлеровской коалиции, представивших по ним свои замечания.

Следующим этапом создания ООН стала Конференция государств – членов антигитлеровской коалиции, проходившая в Думбартон-Оксе (США) в два этапа: с 21 августа по 28 сентября 1944 г. и с 29 сентября по 7 октября 1944 г. На ней государства-участники не смогли договориться по некоторым вопросам, в том числе по процедуре голосования в СБ ООН; о составе его непостоянных членов; о статуте, составе и порядке избрания Международного Суда ООН; о международной опеке; о месте пребывания ООН; об участниках учредительной конференции ООН и первоначальном членстве в ООН и об иммунитете представителей государств.

Практически вопрос об учреждении ООН был решен на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех держав антигитлеровской коалиции, проходившей с 4 по 11 февраля 1945 г. Ялтинской конференции принадлежит особое место в политической и дипломатической истории Второй мировой войны. На ней были приняты решения о согласовании вопросов по процедуре голосования в СБ ООН, принципе единогласия постоянных членов СБ ООН и составе государств – учредителей ООН.

По вопросу о создании международной системы опеки была достигнута договоренность о том, что такая система будет применяться:

  • – к существующим мандатам Лиги Наций; – территориям, отторгнутым от вражеских государств в результате войны;
  • – любой другой территории, которая может быть добровольно поставлена под опеку.

На Крымской конференции было принято решение, что учредительная конференция ООН откроется 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско и что в работе этой конференции примут участие государства ООН "по составу на 8 февраля 1945 г.", а также "те из присоединившихся Наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г.".

Учредительная конференция ООН проходила в Сан- Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Она вошла в историю международных отношений как событие большого политического значения и одна из крупнейших конференций. В работе Конференции приняли участие 282 делегата, свыше полутора тысяч экспертов, советников, членов секретариатов делегаций и т.д.

Работа Конференции была сосредоточена в четырех главных комитетах, четырех комиссиях и двенадцати технических комитетах. Большое значение при этом имели неофициальные заседания четырех глав делегаций – СССР, США, Великобритании и Китая, на которых обсуждались наиболее острые вопросы Конференции и согласовывалась общая точка зрения великих держав. Всего было проведено шесть таких неофициальных встреч, на которых было принято 27 совместных поправок к Уставу ООН.

В целом обсуждение проекта Устава ООН и согласование позиций государств – участников Конференции проходило в острой и сложной дипломатической борьбе между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией – с другой. Тем не менее в течение двух месяцев Конференция проделала огромную работу, об объемах которой можно судить хотя бы по тому факту, что на ней было рассмотрено 1200 одних только поправок по проекту Устава ООН, отражающих различные позиции государств. Все они были систематизированы и направлены для обсуждения в соответствующие комитеты Конференции.

В результате большой и кропотливой работы Конференции были выработаны Устав ООН и Статут Международного Суда ООН, что явилось бесспорным достижением в деле прогрессивного развития международного права.

26 июня 1945 г. Устав ООН был подписан всеми государствами – участниками Конференции (в количестве 50). Официально он вступил в силу 24 октября 1945 г. после его ратификации и сдачи на хранение правительству США ратификационных грамот пятью государствами – постоянными членами Совета Безопасности и 24 другими государствами- членами.

День 24 октября, по решению ГА ООП в 1947 г., был объявлен Днем ООН и ежегодно отмечается всей прогрессивной общественностью земного шара.

Летом 1945 г. в Лондоне была учреждена Подготовительная комиссия в составе всех государств – членов ООН для решения организационных и других практических вопросов (структура органов ООП, правила процедуры, порядок финансирования, местонахождение ООН и др.). По вопросу о местонахождении возникли серьезные закулисные споры: Великобритания и некоторые другие государства выступали за размещение штаб-квартиры ООН в Европе (Женеве), а США и латиноамериканские государства местом нахождения ООП видели территорию США. 10 декабря 1945 г. Конгресс США единогласно принял резолюцию о приглашении ООН в США. 14 февраля 1946 г. в ходе голосования в Подготовительной комиссии за Женеву было подано 23 голоса, против – 25 (в том числе СССР, Югославия, УССР, БССР и Чехословакия), воздержались две делегации (Эквадор, США). За США проголосовало 30 представителей, против – 14, воздержались – 6. Таким образом, большинством голосов было принято решение о размещении штаб-квартиры ООН в США. Первая сессия ГА ООН открылась 10 января 1946 г. в Лондоне (по причине отсутствия у ООН своего здания). Там же 17 января 1946 г. состоялось первое заседание Совета Безопасности ООН.

Определенную сумму (8,5 млн долл.) на приобретение нынешнего участка на Манхэттене выделил Дж. Д. Рокфеллер. Власти города Нью-Йорка тоже выделили прилегающие к этому месту участки земли и осуществили расчистку территории, строительство необходимых инфраструктурных сооружений и обустройство прилегающей территории на сумму 30 млн долл. В 1948 г. ООН подписывает договор с правительством США о предоставлении им беспроцентного займа в 65 млн долл, на строительство штаб-квартиры ООН. Закладка его фундамента состоялась 24 октября 1949 г. Само здание было построено довольно быстро. Уже в 1952 г. и ГА, и СБ ООН проводили свои заседания в новом здании.

  • Крылов С. Б. История создания Организаций Объединенных Наций. М., 1960. С. 17.
  • См.: Федоров В. Н. Организация Объеденных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М., 2007. С. 44.
  • Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

    История создания:

    Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

    Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

    Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

    Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности».

    Международная организация труда также была создана в соответствии с Версальским договором в качестве ассоциированного с Лигой учреждения. Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

    В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

    Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. Двадцать четвертое октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

    Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке «Думбартон-Оукс». На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

    11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

    25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

    В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

    На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в «Думбартон-Оуксе», на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

    Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

    ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

    В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций «избавить грядущие поколения от бедствий войны».

    Членами ООН являются 192 государства мира.

    Главные органы ООН:

      Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос). 193 государства-члена.

      Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон. 5 постоянных (Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные и Франция) и 10 непостоянных членов, избирающихся на двухгодичный срок. Государство, которое является членом Организации Объединенных Наций, но не является членом Совета Безопасности, может участвовать, без права голоса, в обсуждениях, когда Совет считает, что рассматриваемый вопрос затрагивает интересы этого государства. Как члены Организации Объединенных Наций, так и не являющиеся ее членами субъекты, если они являются сторонами рассматриваемого Советом спора, могут быть приглашены принять участие, без права голоса, в дискуссиях Совета; Совет определяет условия участия того или иного государства, не являющегося его членом. За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.

      Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА. 54 члена. 4 государства - члена Совета избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Места в Совете распределяются на основе принципа географического представительства, при этом 14 мест отводятся государствам Африки, 11 - государствам Азии, 6 - государствам Восточной Европы, 10 - государствам Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 - государствам Западной Европы и другим государствам.

      Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам. 15 судей

      Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. - Пан Ги Мун (Корея).

    ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

    В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

    Официальные языки ООН и ее организаций - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

    Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

    ООН - лауреат Нобелевской премии мира. В 2001 г. премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В 1988 г. Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.

    Функции:

    Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

    Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

      Миротворческая миссия. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о необходимости той или иной миротворческой миссии.

    Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

      Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

      Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

      Содействии поддержанию законности и правопорядка;

      Предоставлении гуманитарной помощи;

      Наблюдении за ситуацией.

    Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 году. Также известны проведение миротворческих миссий на Кипре (в 1964 году - для прекращения военных действий и восстановления порядка), вГрузии (в 1993 году - для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистане (1994 году - для урегулирования религиозного конфликта), а также миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.

    В каком году был создан Международный олимпийский комитет? и получил лучший ответ

    Ответ от Наташа Шеховцева[гуру]
    Междунаро́дный олимпи́йский комите́т (сокр. МОК) - международная организация, созданная 23 июня 1894 в Париже бароном Пьером де Кубертеном для возрождения Олимпийских игр. Штаб-квартира комитета находится в Лозанне, Швейцария. Ныне МОК - самая крупная и самая уважаемая в мире спорта организация. 23 июня празднуется Международный Олимпийский День

    Ответ от ДИНамовец По духу [гуру]
    Международный олимпийский комитет основал 23-го июля 1894 года французский педагог барон Пьер де Кубертен, который хотел возродить Олимпийские игры греческой античности.
    Международный олимпийский комитет (МОК) является верховным органом всего Олимпийского движения и руководствуется в своей деятельности Олимпийской хартией. Роль МОК заключается в продвижении как профессионального, так и любительского спорта в соответствии с Олимпийской хартией. Он обеспечивает регулярное проведение Олимпийских игр и поощряет, с помощью соответствующих мер, продвижение женщин в спорт, спортивную этику и защиту спортсменов.
    МОК состоит 202 членов - Национальных олимпийских комитетов, которые встречаются на Сессии, по крайней мере, раз в год. Кроме того, НОКи объединены в Ассоциацию Национальных Олимпийских Комитетов (ANOC) по принципу континентальной принадлежности:
    - Ассоциация Национальных Олимпийских Комитетов Африки (ANOCA)
    - Олимпийский Совет Азии (OCA)
    - Европейский Олимпийский Комитет (EOC)
    - Панамериканская Спортивная Организация (ODEPA)
    - Центральноамериканская и Карибская Спортивная Организация (ODECABE)
    - Южноамериканская Спортивная Организация (ODESUR)
    - Национальный Олимпийский Комитет Океании (ONOC)


    Ответ от Ѐита Михайлова [эксперт]
    а) 1894


    Ответ от Armen Rushanyan [новичек]
    konechno a)1894


    Ответ от 2 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В каком году был создан Международный олимпийский комитет?