Какой вертолет лучше? Лучшие ударные вертолёты в мире.

Армии мира не так давно начали использовать боевые вертолеты. Собственно говоря, всего было создано 27 моделей этих машин. Но какая из них является лучшей на данный момент? Мы составили небольшой список, отбирая претендентов по нескольким важным параметрам. Во внимание принимался комбинированный показатель производительности, скорости, защиты, ловкости, огневой мощи и возможностей БРЭО. Все боевые вертолеты в этом списке - невероятно мощные машины смерти.

Ми-24

Россия Ми-24 остается одним из наиболее известных атакующих вертолетов во всем мире. Хотя производство машины прекратилось еще в 1991 году, он до сих пор эксплуатируется во многих странах. Вертолет оснащен двойной пушкой калибра 23 миллиметра и несет ракеты Штурм-В, Атака-В и Гермес-А.

Апач

США AH-64D Longbow Apache («Апач» по российской классификации) служит основным ударным вертолетом Армии США и является самым распространенным ударным вертолетом в мире. Его активно использовали во время войны в Персидском заливе. Вооружен «Апач» 30-мм пушкой M230, несет 16 ракет AGM-114L Hellfire 2, 4 Mistral 2 класса «воздух-воздух» и может быть оснащен противокорабельными ракетами.

Мангуст

Италия Первый ударный вертолет, разработанный в Европе. Agusta A129 Mangusta является двухместной легкой машиной, разработанной специально для атаки бронированных целей. Пара 20-мм пушек, пулеметы калибра 12.7 и 8 TOW-2A противотанковых ракет.

Пустельга

Южная Африка Вертолет Denel AH-2 Rooivalk предназначен для ударов по живой силе и технике противника, но также активно используется в качестве машины поддержки и сопровождения. На борту «Пустельга» несет пушку калибром 20 миллиметров, на 6 точек подвески монтируются управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Z-10

Китай Китайский вертолет Z-10 Gunship является первым специализированным ударным вертолетом КНР. Считается, что Z-10 находится в том же классе, что и A-129 Mangusta и Rooivalk AH-2. Корпус вертолета имеет стандартную конфигурацию Gunship с узким фюзеляжем. Z-10 оснащен 30 мм пушкой и несет 10 противотанковых ракет HJ-9 или HJ-10.

Тигр

Франция/Германия Один из самых современных вертолетов мира Eurocopter Tiger в настоящее время состоит на вооружении Германии и Франции. Этот ударный двухмоторный вертолет среднего веса впервые был введен в эксплуатацию в 2003 году.

Ми-28

Россия Российский красавец «Ночной охотник» (Havok, «Опустошитель» по классификации НАТО) предназначен для поиска и уничтожения целей в условиях активного огневого противодействия танков противника. Максимальная скорость этого бронированного убийцы составляет 320 км/ч, что делает его весьма трудной целью. На вооружении «Ночного охотника» две 30-мм пушки и ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Ка-52

Россия Хищные обводы «Аллигатора» способны напугать даже опытных пилотов противника. Этот мощнейший вертолет, являющийся одним из самых быстрых и самых современных в мире, использует 30-мм пушки, противотанковые ракеты ракеты Игла-5 класса «воздух-воздух» бронированного убийцы составляет 320 км/ч, что делает его весьма трудной целью. На вооружении «Ночного охотника» две 30-мм пушки и ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Вайпер

США Bell AH-1Z Viper представляет собой современную версию AH-1 Cobra. Это единственный ударный вертолет с полностью интегрированным воздушно-ракетным потенциалом. 6 точек подвески, 16 управляемых ракет «воздух-земля» и 8 неуправляемых ракет AIM-9.

21 февраля 1978 года на лётной базе в подмосковных Люберцах начались заводские испытания вертолета Ми-26. До нынешнего дня он является самой крупной винтокрылой машиной в мире.

Самый мощный

Ми-26 разработан в ОКБ Миля как многоцелевой тяжелый транспортный вертолет. Существует 16 модификаций машины как военного, так и гражданского назначения. «На гражданке» Ми-26 тушит пожары, эвакуирует больных, участвует в спасательных операциях, переносит на внешней подвеске многотонные грузы на строительстве, а также пассажиров - до 63 человек. В качестве военного участвует в десантировании, решает транспортные задачи. Существуют противолодочный, радиотехнический и командно-диспетчерский варианты исполнения.

Ми-26 имеет одновинтовую схему с рулевым винтом. Диаметр 8-лопостного несущего винта - 32 м, рулевого - 7,6 м. Два двигателя по 11400 л.с. поднимают в воздух 56-тонную машину с полезной нагрузкой в 20 тонн.

Максимальная скорость - 295 км/ч, крейсерская - 265 км/ч. Практический потолок - 6500 м. Дальность действия - 800 км. Вертолет оснащен современными навигационными средствами, включая автопилот и систему гашения колебаний груза на внешней подвеске. Ми-26 переносит 80 десантников с полной выкладкой, 60 носилок с ранеными, 20 тонн груза в кабине или 18,5 тонн на подвеске. Экипаж - 5 человек. Выпущено 310 машин.

Самый маневренный

В 1982 году совершил первый полет разработанный в ОКБ Камова ударный вертолет Ка-50 «Черная акула». Имеет фюзеляж и хвостовое оперение самолетного типа. Оснащен двумя соосными несущими винтами.

Машина уникальна рядом конструктивных особенностей, впервые в ней использованных, позволивших добиться превосходных летных и боевых характеристик. «Черная акула» делает мертвую петлю, а также маневр «воронка» - перемещение вокруг цели с изменением высоты на скорости 180 км/ч. За счет использования высокой автоматизации пилотирования и ведения огня Ка-50 управляется одним пилотом. На испытаниях «Черная акула» неподвижно зависала в воздухе на 12 часов без существенного участия пилота в ее стабилизации.

Существует режим маловысотного полета с автоматическим отслеживанием рельефа местности. Телевизионный и инфракрасный сенсоры позволяют определять цель, расположенную на удалении 20 км. В Ка-50 используется широкий набор огневых средств - от 30-мм пушки, разработанной для БМП-2, до ракет различного типа - противоракетных, противотанковых, зажигательных, а также фугасных авиабомб.

Максимальная взлетная масса - 10800 кг, масса вооружения - 3000 кг, из них на пилонах - 2000 кг. Максимальная скорость - 315 км/ч, скорость на пикировании - 390 км/ч. Статический потолок - 4300 м, динамический потолок - 5700 м. Дальность - 545 км.

В 1997 году в воздух поднялся Ка-52 «Аллигатор», который был создан на базе «Черной акулы». Отличия заключатся в основном в использовании новых индикаторов на основе жидкокристаллических панелей. Также появилось дополнительное кресло-катапульта для второго пилота. Все летные характеристики те же самые.

Самый быстрый

Винтокрылая машина компании Lockheed AH-56 Cheyenne смогла подняться в воздух в 1972 году. Это был ударный вертолет для ВВС США, развивавший скорость в 407 км/ч. Однако в серию машина не пошла в связи с затягиванием сроков исполнения госзаказа и возникшими на этой почве финансовыми неурядицами.

Но машина достойна упоминания хотя бы потому, что никто более скоростного военного вертолета пока не создал. Было изготовлено 10 опытных образцов Cheyenne. И практический потолок, достигнутый в этой разработке, также впечатляет - 7925 м. Дальность - 1400 км. Взлетная масса - 7700 кг. Экипаж из двух человек был защищен бронеплитами.

Уникальная стрелковая станция позволяла контролировать 210 градусов окружающего пространства. Она включала в себя 12 перископов для наводки, систему ПТУР, лазерный дальномер и систему ночного видения.

Самый невидимый

Совместная разработка компаний Boeing и Sikorsky - разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche - стоила $ 2,8 млрд., а производство 1300 машин оценивалось в $ 36 млрд. В небо опытный образец поднялся в 1996 году. Это был самый дорогостоящий за всю историю вертолетный проект.

При создании этой машины наибольшее внимание уделялось ее низкой обнаружимости в радиолокационном, инфракрасном и оптическом участках спектра, а также снижению уровня шума, создаваемого двигателями и винтами. «Каманч» строился по технологии стелс с использованием композиционных материалов. Проблема инфракрасной «засветки» была решена за счет смешивания выбрасываемых горячих газов с забортным холодным воздухом.

В результате по параметру «эффективная площадь рассеивания» у «Каманча» в 360 раз лучше, чем у легендарного «Апача», и в 28 раз лучше, чем у наиболее необнаружимого до его появления «разведчика» Bell OH-58 Kiowa. По акустическим показателям RAH-66 также является чемпионом. Что касается визуальной маскировки, то в полете вертолет прячет внутрь все, что можно спрятать, включая пушку. Помимо этого машина весьма «худая» - ширина фюзеляжа составляет 2 метра.

Максимальная взлетная масса - 7900 кг, масса полезной нагрузки - 2300 кг. Максимальная скорость - 324 км/ч. Дальность действия - 280 км. Работой всех систем вертолета «ведает» мощный бортовой компьютер.

Однако, несмотря на потраченные средства и достижение прекрасного результата, машину так и не запустили в серийное производство. Одна из причин заключается в том, что было решено применять для разведывательных целей беспилотники. В начале века за счет развития цифровых технологий они приобрели высокие тактико-технические показатели.

Самый массовый и долгоживущий

Многоцелевой вертолет Ми-8, разработанный в ОКБ Миля, поднялся в воздух в 1961 году. Он стал не только самым массовым вертолетом военного и гражданского применения (к настоящему моменту выпущено более 13 тыс. машин), но и самым универсальным, и самым старым из серийно выпускаемых.

Вертолеты эксплуатируются более чем в 80 странах мира. К настоящему моменту ОКБ Миля создало более 60 различных модификаций машины, которая благодаря своей неприхотливости, легкости в обслуживании и хорошим летным данным используется чуть ли ни во всех сферах человеческой деятельности, где решаются транспортные задачи. (К данному семейству машин принадлежат вертолеты с базовым номером как Ми-8, так и Ми-171 и Ми-172).

Что же касается использования Ми-8 в армии, то существует транспортный вариант, ударный, штурмовой, десантный, миноукладчик, вертолет-амфибия, заправщик, разведчик, радиационно-химический разведчик, воздушный командный пункт, бронированный воздушный госпиталь, постановщик радиопомех.

Количество бойцов, которых берет на борт эта машина - от 18 до 32. Максимальная взлетная масса - 13000 кг. Мощность двигателей - от 2×1500 л.с. до 2×2000 л.с. Максимальная скорость - 250 км/ч. Динамический потолок - от 4500 м до 6000 м. Дальность - от 480 км до 710 км.

В этой статье обсудим самые лучшие боевые вертолёты мира, составим ТОП-10 самых боеспособных, манёвренных и скоростных машин, которые не раз доказали своё превосходство на полях сражений.

Боевой вертолёт - воздушная боевая единица, обладающая высокой огневой мощью, главные задачи которой - это уничтожение наземных целей, обеспечение прикрытия сухопутных войск и вывод из строя вражеской бронетехники.

Обратимся к нашему списку.

Десятое место

Открывает наш список "Лучшие вертолёты мира" первый китайский ударный боевой вертолёт Z-10, который был принят на вооружение китайской армией в 2009 году.

Вооружение данного вертолёта представляет собой 30-мм пулемётную установку, управляемые противотанковые ракеты марки HJ-9 или же недавно модернизированные HJ-10. Вдобавок к этому вертолёт оснащён блоком авиационных неуправляемых ракет и ракетницей ТУ-90, которая предназначена для уничтожения воздушных целей.

Кабина машины представлена двумя ступенями, в первой располагается стрелок, во второй - пилот.

Девятое место

Продолжает наш ТОП-10 лучших вертолётов мира Ми-24, который оснащён грузовой кабиной, где с лёгкость помещаются восемь бойцов ВВС.

Машина обладает высокой мобильностью, полёта составляет 335 км/ч, которая достигается благодаря необычной конструкции крыльев.

Сама по себе машина универсальна, на вертолёт может устанавливатся различное боевое оружие, всё зависит от поставленной задачи.

Стандартный набор вооружения представляют собой пулемётная подвижная установка марки ГУВ-1 с пулемётом А-12,7 (количество патронов — 900 штук), блок НУРС С-5 с комплектом НАР УБ-32А и 4 ПТУР 9М17, повзаимствованная от противотанковой установки «Фаланга-М».

Восьмое место

AH-2 Rooivalk с уверенностью занимает восьмое место в списке "Лучшие вертолёты мира", в переводе с английского название означает "красная пустельга".

Максимальная скорость машины составляет 278 км/ч.

Орудия, устанавливаемые на боевую машину:

  • Пушка Ф-2, боекомплект 700 патронов, калибр 20 х 139 мм.
  • Ракеты класса "воздух-земля" Mokopa ZT-6 (8-16 штук).
  • Ракеты класса «воздух-воздух»: Mistral (4 штуки).
  • Неуправляемые ракеты FFAr.

Седьмое место

Продолжает наш топ лучших вертолетов мира американец AH-1W, так называемый "Супер кобра".

В отличии от одноклассников, машина имеет два двигателя, мощность которых составляет 1285 кВт. каждый, максимальная - 282 км/ч.

Орудие, установленное на машине, ничем не выделяется, 20-мм пушка с вместимостью в 750 патронов, "воздух-земля" и "воздух-воздух". Вдобавок к этому установлен комплекс неуправляемых ракет.

Шестое место

На шестом месте списка "Лучшие военные вертолёты мира" закрепился совместно созданный Италией и Турцией вертолёт Т129/А129. Это была первая боевая машина, полностью созданная в Западной Европе.

Максимально развиваемая скорость машины составляет 250 км/ч, устанавливаемый двигатель Royal-Royce, взлётная мощность которого равняется 881 л. с., разработан итальянской компанией "Агуста".

Пулемёты, которыми оснащается вертолёт, имеют калибр 2 х 7,62 или же 12,7 мм.

Как и все собратья, машина оснащена комплексом противотанковых и противовоздушных ракет.

Пятое место

Следующее место занимает американский штурмовик AH-1Z.

Машина обладает хорошей управляемостью и занимает одно из первых мест по точности ведения огня. Трёхствольная пушка, калибр которой равен 20 мм, отлично подходит для уничтожения наземных целей.

К обычным управляемым и неуправляемым ракетницам в боевой арсенал добавлены пушечные контейнеры. Также есть возможность установки 4 ПТУР TOW.

Количество двигателей - два, марка - AH-1S (-P) (Production). Мощность одного равняется 1285 кВт.

Вертолёт состоит на вооружении у таких стран, как США, Иран, Таиланд, Турция, Китай.

Четвёртое место

Перед лидерами списка разместился штурмовик, созданный немецко-французскими инженерами - Eurocopter Tiger.

Состоит на вооружении таких стран, как Германия, Испания, Франция и Австралия.

В сравнении с одноклассниками машина имеет лучшую маскировку, а шум, издаваемый в движении, снижен до минимума.

Двигатели, установленные на штурмовик, имеют мощность 1303 л. с. каждый, а максимальная скорость полёта равна 278 км/ч.

Орудие представляет собой пушку с калибром 30 мм, также имеются 4 точки для подвески ракетниц различного типа. Вдобавок вертолёт возможно оборудовать 12,7-мм пулемётами, магазин каждого вмещает 250 патронов.

Третье место

Открывает список лидеров "Лучшие вертолёты мира" российская разработка Ми-28-Н, который получил прозвище "опустошитель".

Данная модель - углублённая доработка вертолёта Ми-28. Маневренность и сложность выполняемых воздушных фигур в полёте делает штурмовик труднодосегаемым. Например, так называемую или переворот Иммельмана можно выполнить при скорости 100 км/ч.

Все самые необходимые и жизненно важные узлы имеют дубликат и расположены в разных частях вертолёта, что помогает во время боевых действий обеспечивать машине максимальную живучесть.

Двигатель машиныи ВК2500 имеет мощность 2200 л. с., максимальная скорость 300 км/ч.

Пушка, которой снабжен вертолёт, имеет калибр 30 мм, также вертолёт снабжен комплексом управляемых ракет и ракет класса "воздух-воздух".

Второе место

Перед тем как вы узнаете самый лучший вертолёт в мире, обсудим машину, которая расположилась на втором месте.

AH-64 Apache - американский штурмовой вертолёт, во время ведения зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Его боевая мощь - одна из лучших среди вертолётов всех времён, данная модель универсальна в своём классе.

В условиях боевых действий, находясь в различных погодных условиях, машина выполняла самые сложные боевые задачи.

На вертолёт устанавливается 16 ракетниц различного калибра и назначения. Пулемёт имеет калибр 70 мм, что позволяет с лёгкостью поражать многие слабобронированные цели.

Двигатели имеют мощность 1890 л. с. каждый, марка двигателя - AH-64A+/D .

Первое место

Ка-50/52 - самый лучший вертолёт в мире производства России. Получил прозвище "Чёрная акула" из-за своей необычайной скорости передвижения, угрожающей формы, а главным козырем машины является её огневая мощь, которая несравнима ни с одним аналогичным показателем других вертолётов в мире.

Данная модель представляет собой одноместный штурмовой ударный вертолёт, в создание которого вложено немало усилий. Главной задачей конструкторов являлась выроботка наилучшей скорости и манёвренности, по размеру вертолёт в своем классе является самым маленьким, благодоря чему обладает самым высоким уровнем маскировки и способен быстро менять своё местоположение.

Ка-50/52 развивает максимальную скорость 310 км/ч, это в среднем на 20-30 км больше, чем у остальных машин нашего списка. Мощность двигателя составляет 2400 л. с., его марка ТВ3-117ВМА.

Предельная масса вооружения, которое вертолёт может везти за один бой, составляет две тонны.

Орудие представляет собой пушку с калибром 30 мм, пилот имеет возможность быстрого переключения между осколочно-фугасными и бронебойными типами снарядов. Также можно регулировать скорость стрельбы от 350 до 550 выстрелов в минуту. Вертолёт снабжен по шесть штук с каждой стороны.

Возможна подвеска ракет Х-25 ("воздух-вемля") и Р-73 ("возду-воздух", самонаводящаяся).

На сегодняшний день Ка-50/52 остаётся 100% лидером среди боевых штурмовых вертолётов.

Заключение

Вот и закончился список "Лучшие вертолеты мира", но с уверенностью можно сказать, что в нашем рейтинге закрепились самые лучшие вертолёты, которые проверены временем и не раз использовались в боевых действиях.

Военная промышленность не стоит на месте, возможно, уже на смену "ветеранам" спешат новые, более модернизированные, вертолёты, но все штурмовики, которые сегодня были упомянуты, уже оставили свой след в истории.

Самый мощный

Ми-26 разработан в ОКБ Миля как многоцелевой тяжелый транспортный вертолет. Существует 16 модификаций машины как военного, так и гражданского назначения. «На гражданке» Ми-26 тушит пожары, эвакуирует больных, участвует в спасательных операциях, переносит на внешней подвеске многотонные грузы на строительстве, а также пассажиров – до 63 человек. В качестве военного участвует в десантировании, решает транспортные задачи. Существуют противолодочный, радиотехнический и командно-диспетчерский варианты исполнения.

Ми-26 имеет одновинтовую схему с рулевым винтом. Диаметр 8-лопостного несущего винта - 32 м, рулевого – 7,6 м. Два двигателя по 11400 л.с. поднимают в воздух 56-тонную машину с полезной нагрузкой в 20 тонн.
Максимальная скорость – 295 км/ч, крейсерская – 265 км/ч
Практический потолок – 6500 м
Дальность действия – 800 км.

Вертолет оснащен современными навигационными средствами, включая автопилот и систему гашения колебаний груза на внешней подвеске.
Ми-26 переносит 80 десантников с полной выкладкой, 60 носилок с ранеными, 20 тонн груза в кабине или 18,5 тонн на подвеске.
Экипаж – 5 человек.
Выпущено 310 машин.

Самый маневренный

В 1982 году совершил первый полет разработанный в ОКБ Камова ударный вертолет Ка-50 «Черная акула». Имеет фюзеляж и хвостовое оперение самолетного типа. Оснащен двумя соосными несущими винтами.

Машина уникальна рядом конструктивных особенностей, впервые в ней использованных, позволивших добиться превосходных летных и боевых характеристик. «Черная акула» делает мертвую петлю, а также маневр «воронка» - перемещение вокруг цели с изменением высоты на скорости 180 км/ч. За счет использования высокой автоматизации пилотирования и ведения огня Ка-50 управляется одним пилотом. На испытаниях «Черная акула» неподвижно зависала в воздухе на 12 часов без существенного участия пилота в ее стабилизации.
Существует режим маловысотного полета с автоматическим отслеживанием рельефа местности. Телевизионный и инфракрасный сенсоры позволяют определять цель, расположенную на удалении 20 км. В Ка-50 используется широкий набор огневых средств – от 30-мм пушки, разработанной для БМП-2, до ракет различного типа – противоракетных, противотанковых, зажигательных, а также фугасных авиабомб.

Максимальная взлетная масса – 10800 кг, масса вооружения – 3000 кг, из них на пилонах – 2000 кг.
Максимальная скорость – 315 км/ч, скорость на пикировании – 390 км/ч
Статический потолок – 4300 м, динамический потолок – 5700 м
Дальность – 545 км.

В 1997 году в воздух поднялся Ка-52 «Аллигатор», который был создан на базе «Черной акулы». Отличия заключатся в основном в использовании новых индикаторов на основе жидкокристаллических панелей. Также появилось дополнительное кресло-катапульта для второго пилота. Все летные характеристики те же самые.

Самый быстрый

Винтокрылая машина компании Lockheed AH-56 Cheyenne смогла подняться в воздух в 1972 году. Это был ударный вертолет для ВВС США, развивавший скорость в 407 км/ч. Однако в серию машина не пошла в связи с затягиванием сроков исполнения госзаказа и возникшими на этой почве финансовыми неурядицами.

Но машина достойна упоминания хотя бы потому, что никто более скоростного военного вертолета пока не создал. Было изготовлено 10 опытных образцов Cheyenne.

И практический потолок, достигнутый в этой разработке, также впечатляет – 7925 м.
Дальность – 1400 км
Взлетная масса – 7700 кг
Экипаж из двух человек был защищен бронеплитами.

Уникальная стрелковая станция позволяла контролировать 210 градусов окружающего пространства. Она включала в себя 12 перископов для наводки, систему ПТУР, лазерный дальномер и систему ночного видения.

Самый невидимый

Совместная разработка компаний Boeing и Sikorsky – разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche – стоила $2,8 млрд., а производство 1300 машин оценивалось в $36 млрд. В небо опытный образец поднялся в 1996 году. Это был самый дорогостоящий за всю историю вертолетный проект.

При создании этой машины наибольшее внимание уделялось ее низкой обнаружимости в радиолокационном, инфракрасном и оптическом участках спектра, а также снижению уровня шума, создаваемого двигателями и винтами. «Каманч» строился по технологии стелс с использованием композиционных материалов. Проблема инфракрасной «засветки» была решена за счет смешивания выбрасываемых горячих газов с забортным холодным воздухом.

В результате по параметру «эффективная площадь рассеивания» у «Каманча» в 360 раз лучше, чем у легендарного «Апача», и в 28 раз лучше, чем у наиболее необнаружимого до его появления «разведчика» Bell OH-58 Kiowa. По акустическим показателям RAH-66 также является чемпионом. Что касается визуальной маскировки, то в полете вертолет прячет внутрь все, что можно спрятать, включая пушку. Помимо этого машина весьма «худая» - ширина фюзеляжа составляет 2 метра.

Максимальная взлетная масса – 7900 кг, масса полезной нагрузки – 2300 кг
Максимальная скорость – 324 км/ч
Дальность действия – 280 км
Работой всех систем вертолета «ведает» мощный бортовой компьютер.

Однако, несмотря на потраченные средства и достижение прекрасного результата, машину так и не запустили в серийное производство. Одна из причин заключается в том, что было решено применять для разведывательных целей беспилотники. В начале века за счет развития цифровых технологий они приобрели высокие тактико-технические показатели.

Самый массовый и долгоживущий

Многоцелевой вертолет Ми-8, разработанный в ОКБ Миля, поднялся в воздух в 1961 году. Он стал не только самым массовым вертолетом военного и гражданского применения (к настоящему моменту выпущено более 13 тыс. машин), но и самым универсальным, и самым старым из серийно выпускаемых.

Вертолеты эксплуатируются более чем в 80 странах мира. К настоящему моменту ОКБ Миля создало более 60 различных модификаций машины, которая благодаря своей неприхотливости, легкости в обслуживании и хорошим летным данным используется чуть ли ни во всех сферах человеческой деятельности, где решаются транспортные задачи. (К данному семейству машин принадлежат вертолеты с базовым номером как Ми-8, так и Ми-171 и Ми-172).

Что же касается использования Ми-8 в армии, то существует транспортный вариант, ударный, штурмовой, десантный, миноукладчик, вертолет-амфибия, заправщик, разведчик, радиационно-химический разведчик, воздушный командный пункт, бронированный воздушный госпиталь, постановщик радиопомех.

Количество бойцов, которых берет на борт эта машина – от 18 до 32
Максимальная взлетная масса – 13000 кг
Мощность двигателей – от 2х1500 л.с. до 2х2000 л.с.
Максимальная скорость – 250 км/ч
Динамический потолок – от 4500 м до 6000 м
Дальность – от 480 км до 710 км.


С момента появления вертолетов сфера их эксплуатации стала весьма обширной. Они отлично подходят для доставки различного рода грузов или эвакуации раненых, а также для нанесения точных и молниеносных ударов по врагу. В нашем обзоре представлены 19 самых лучших моделей военно-транспортных вертолетов всего мира.

1. Ударный вертолет - McDonnell Douglas AH-64 Apache


McDonnell Douglas AH-64 Apache является основным ударным вертолетом армии Соединенных Штатов Америки и стоит на вооружении с средины 1980 годов. Модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря чему максимальная скорость воздушного суда может достигать 293 километров в час. Весит представленный образец приблизительно 5165 килограммов. Его длина составляет 18 м, а размах крыла 15 метров.

2. Многоцелевой вертолет - Westland Lynx


Westland Lynx

3. Ударный вертолет - Lockheed AH-56 Cheyenne


Westland Lynx – это британский многоцелевой вертолет, который был создан двумя компаниями Westland и Aеrospatiale. Свой первый полет образец совершил 21 марта в 1971 году, а в эксплуатацию поступил в конце 1978-го. Максимально допустимая скорость полета составляет 324 километра в час. Длина данной модели достигает 15 м, а размах крыла 13 метров.

4. Многоцелевой вертолет - Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche


Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche – это американский многоцелевой разведывательно-ударный вертолет, который совершил свой первый полет 4 января 1996 года. Весит модель приблизительно 4218 килограммов, при этом его максимальная скорость полета достигает 324 километров в час. Одного полностью заправленного бака хватит примерно на 2220км. Длина представленного воздушного судна составляет 14 м, а размах крыла 12 метров.

5. Многоцелевой вертолет - Ка-60 «Касатка»


Ка-60 «Касатка» - это российский многоцелевой военно-транспортный вертолёт, длина которого составляет 16 м, а размах крыла 14 метров. Данная модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря чему максимальная скорость полета может достигать 308 км в час. Одного полностью заправленного бака, воздушному судну хватит приблизительно на 615 километров.

6. Ударный вертолет - Ми-24


Ми-24 – это советско/российский ударный вертолёт, разработанный на московском заводе имени М. Л. Миля. Представленная модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 335 километров в час. Длина модели приблизительно 18 м, а размах крыла 6.5 метров. Свой первый полет модель совершила в 1969 году. Стоимость Ми-24 составляет примерно 12 миллионов долларов США.

7. Многоцелевой вертолет - Ми-26


Ми-26 – это советский тяжелый многоцелевой транспортный вертолет, разработанный на московском заводе имени М. Л. Миля. Представленная модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 295 километров в час. Весит данный образец 28 тонн, а длиною он примерно 40 метров, при этом дальность полета от одного полностью заправленного бака приблизительно равняется 800 км. Стоимость Ми-26 составляет около 18 миллионов долларов США.

8. Ударный вертолет - Agusta A129 Mangusta


Agusta A129 Mangusta – это ударный вертолет, разработанный итальянской компанией Агуста. Представленная модель весит 2.5 тонны, при этом максимальная скорость воздушного судна может достигать 352 километра в час. Длина данного образца приблизительно 14 метров, а дальность полета от одного полностью заправленного бака составляет 510 км. Свой первый полет он совершил 15 сентября 1983 года. Стоит Agusta A129 Mangusta около 22 миллионов долларов США.

9. Ударный вертолет - Bell AH-1Z Viper


Bell AH-1Z Viper – это американский ударный вертолет, созданный на базе Bell AH-1 Super Cobra. Представленная модель весит 5.5 тонн, при этом максимальная скорость воздушного судна может достигать 411 километров в час. Длина данного образца приблизительно 18 метров, а дальность полета от одного полностью заправленного бака составляет 685 км. Свой первый полет он совершил 8 декабря 2000 года. Стоит Bell AH-1Z Viper около 31 миллиона долларов США.

10. Военно-транспортный вертолет - Boeing CH-47 Chinook


Boeing CH-47 Chinook – это тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. В армии Соединённые Штаты Америки пришел на смену модели CH-54 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов, поставляясь на экспорт в 16 стран мира. Длина данного образца составляет приблизительно 30 метров. Свой первый полет он совершил в 1962 году. Стоит Boeing CH-47 Chinook около 35 миллиона долларов США.

11. Многоцелевой вертолет - Bell UH-1 Iroquois


Белл UH-1 «Ирокез» - это американский многоцелевой вертолёт созданный компанией Bell Helicopter Textron. Является одной из самых известных и массовых машин в истории вертолётостроения. Серийно начал производится с 1960 года. Модель оснащена мощным газотурбинным двигателем. Свой первый полет совершил 20 октября 1956г, а в эксплуатацию передан в конце 1959-го.

12. Ударный вертолет - Denel AH-2 Rooivalk


Denel AH-2 Rooivalk - это южноафриканский ударный вертолёт, производства компании Denel Aerospace Systems. Данная модель весит около 5 730 килограммов, при этом дальность полета от одного полностью заправленного бака достигает около 740 километров. Максимально допустимая скорость модели составляет примерно 309 км\ч. Свой первый полет воздушное судно совершило в 1990 году. Стоит Denel AH-2 Rooivalk приблизительно 40 миллионов долларов США.

13. Ударный вертолет - Eurocopter Tiger


Eurocopter Tiger - это современный ударный вертолёт, разработанный франко-германским консорциумом Eurocopter. Данная модель весит около 3060 килограммов, при этом дальность полета от одного полностью заправленного бака достигает около 800 километров. Максимально допустимая скорость модели составляет примерно 230 км\ч. Свой первый полет воздушное судно совершило в апреле 1990 года.

14. Ударный вертолёт - Ка-52 «Аллигатор»


Ка-52 «Аллигатор» - это российский ударный вертолёт, который способен поражать бронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой модернизированную версию модели Ка-50 «Чёрная акула».

15. Ударный вертолет - CAIC WZ-10


CAIC WZ-10 - это ударный вертолёт производства Китайской Народной Республики. Разработанный с участием российских ученых специалистов. Принят на вооружение НОАК в феврале 2011 года. Модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 300 км\ч. Весит он около 5540 килограммов, при этом дальность полета от одного полностью заправленного бака составляет 820 километров. Свой первый полет образец совершил 29 апреля 2003 года.

16. Многоцелевой вертолет - Ми-2


Ми-2 - это советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. В 1965 было развёрнуто серийное производство в Польше. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. Его длина составляет 11м, а размах крыла 14 метров. Модель оснащена мощным двигателем ГТД-350, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 200 километров в час.

17. Ударный вертолет - Ка-50


Ка-50 - это советско/российский одноместный ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя. Его длина составляет 16м, а размах крыла 14 метров. Модель оснащена мощным двигателем ТВ3-117, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 390 километров в час. Свой первый полет совершил 17 июня 1982 года. Стоит Ка-50 около 16 миллионов долларов США.

18. Многоцелевой вертолет - Sikorsky UH-60 Black Hawk


Sikorsky UH-60 Black Hawk - это американский многоцелевой вертолёт, который поступил на вооружение армии Соединённых Штатов Америки, придя на смену предыдущей модели Bell UH-1. Максимально допустимая скорость полета данного воздушного судна составляет 294 километра в час. Его длина достигает 20м, а размах крыла 16 метров. Стоит Sikorsky UH-60 Black Hawk примерно 21 миллион долларов США.

19. Многоцелевой вертолет - Ми-8


Ми-8 – это советско/российский многоцелевой вертолёт, разработанный на московском заводе имени М.Л. Миля. Является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. Представленная модель оснащена мощным газотурбинным двигателем, благодаря которому максимальная скорость воздушного судна может достигать 260 километров в час. Длина модели приблизительно 18м, а размах крыла 21 метров. Свой первый полет модель совершила в 1967 году.

А любителям воздушных суден, наверняка будет интересно посмотреть на эти