Топ 10 лучших вертолетов в мире. Вертолёты России и Мира

С июля 1961 года было выпущено более 17 тыс. вертолетов Ми-8 и его модификаций. Из-за своей надежности машина - желанный гость более чем в 50 странах мира, ведь она способна справляться с задачами практически в любых условиях - от Африки до Крайнего Севера. Популярность Ми-8 действительно оправдана: неприхотливый, простой, универсальный вертолет способен справляться с полным спектром задач. Свое место в топ -10 лучших вертолетов мира Ми-8 заслужил еще одним личным непобитым рекордом - поднятие на высоту 8100 метров за 13 минут.

МИ-26 - самый большой

Созданный в 1977 году, вертолет получил неласковое прозвище «Корова», хотя ему скорее подошло бы «муравей», ведь при своей взлетной массе 49 650 кг он спроектирован под возможность переносить грузы больше собственного веса . По расчетам, вертолет должен был переносить до 80 полностью экипированных десантников. Но бравое советское руководство плевать хотело на расчеты и загружало в машину до 150 человек. И самое парадоксальное: «Корова» взлетала и с таким набитым «брюхом». Именно этой машине-рекордсмену в 1999 году было доверено перевезти на внешнем подвесе 25-тонный блок льда с 23 000-летним из Сибири . Во время ликвидации последствий ЧАЭС эти исполины, перегруженные дополнительной свинцовой защитой, на удлиненных внешних подвесках (чтобы не поднимать радиационную пыль) занимались в четвертом блоке монтажными работами невообразимой сложности. По завершении операции вертолетчики со слезами на глазах проводили всех своих «боевых друзей» на захоронение в Зону Отчуждения.

LOCKHEED АН-56 CHEYENNE - самый быстрый

Выпущенный в 1967 году в США, этот вертолет развивал скорость до 393 км/час и был создан для огневого прикрытия мощного собрата-вертолета «Чинук». Формально «Шайенн» даже не вертолет, так как у него в запасе имеется толкающий пропеллер. А суперскорость (по некоторым данным, более 400 км/час) была обусловлена использованием небольших крыльев, которые позволяли винтокрылу не наклоняться вперед и избегать избыточного лобового сопротивления. Жаль, что судьба этого рекордсмена топ-10 вертолетов мира была недолгой: инцидент с оторвавшейся лопастью, пробившей фонарь и убившей пилота, заставил военных отозвать скоростной вертолет из серии. Во всем оказалась виновата бесшарнирная конструкция винта, но у вояк не было времени на разбор полетов - реалии поджимали сроки.

BELL UH-1 - самый легендарный

«Ирокез» - культовый символ Вьетнамской войны UH-1 по прозвищу «Хьюи» стал любимцем не только американских военных, но и всех любителей кино , ведь без этого гордого профиля с фигуркой солдата, беспечно свесившего ноги за борт, не обходится ни одна приличная голливудская картина о войне. Живучий красивый вертолет был настолько удачен, что его серия насчитывает более 16 тыс. машин. Ветераны тепло вспоминают, как «Хьюи» стал для них родным домом, летающим «складом» с провизией и долгожданным транспортом для эвакуации раненых. За время военных действий 3000 машин не вернулись на базу, но этот вертолет все равно признан удачным, ведь «трудяга» совершил столько вылазок в тыл врага, что одна потеря приходилась на 18 тыс. боевых вылетов! И это при том, что «Хьюи» даже не был защищен броней.

КА-50 - самый маневренный

«Черная акула» - советский «ответ Чемберлену» на новейшие разработки американского авиапрома, этот вертолет 1982 года выпуска не успел стать легендарным (сейчас ему на смену пришла обновленная модификация Ка-52), но успел засветиться в рекордсменах. Соосная схема винтов позволяет «Черной акуле» выполнять фигуры высшего пилотажа, включая «Мертвую петлю» и уникальную «Воронку» : сохраняя наведение на цель, на 180 км/час вертолет движется вокруг нее в боковом скольжении с постоянным отрицательным углом тангажа до 35 градусов, уворачиваясь от вражеских ПВО.

МИ-24 - самый универсальный

Этот до зубов вооруженный ростовский товарищ по прозвищу «Крокодил» стал настоящим кошмаром для противников Советов на Востоке: моджахеды с ужасом бежали от одного звука «Шайтан-Арбы». «Летающий БМП» мог высадить десант и самостоятельно обеспечить ему огневое прикрытие. С технической точки зрения, Ми-24 - это гибрид вертолета с самолетом, ведь у него есть крылья, которые обеспечивают ему как минимум четверть подъемной силы. Бронированный хищник холодный войны сражался на трех континентах.

RAH-66 «КОМАНЧ» - самый скрытный

В 1996 году концерн Boeing/Sikorsky выпустил эту невидимку в небо. Плоские внешние поверхности фюзеляжа, выполненные по технологии стелс, частично изготовлены из композитных материалов со специальными радиопоглощающими покрытиями . Все вооружение этого разведывательно-ударного вертолета также спрятано вовнутрь. На это стоит хоть раз посмотреть и... забыть, ибо военные XXI века решили, что с большинством функций «Команча» лучше справятся беспилотники, и после любования аж двумя прототипами машины закрыли проект.

АН-54 «АПАЧ» - самый нашумевший

Американский «Апач» 1975 года является основным ударным вертолетом армии США. Свое триумфальное шествие эта «важная птица» начала с резонансной операции «Буря в пустыне» , а потом продолжила его во время войны в Ираке в 2000-х. Залог успеха АН-64-его возможности маскировки (в том числе звуковой), предельная точность (современный радар из 120 выбранных целей выделяет 16 самых опасных и наносит прицельный удар) и возможность ведения ночного боя за счет отличной аппаратуры ночного видения.

СН-47 CHINOOK - самый эффектный

В 1961 году выпустил в небо с промышленных рельсов этот «летающий вагон» , как СН-47 прозвали за глаза. Огромные 18-метровые несущие винты, вращающиеся в противоположные стороны, позволяют обойтись без хвостового винта. Перегоночная дальность вертолета такова, что он без дозаправки вполне способен преодолеть от Бразилии до Либерии. Тяжеловес может перевозить 105-мм полевое орудие, что позволяет армии США быть более мобильной в условиях гористой местности и резкой перемены погоды. Транспортный рекорд «Чинука» - 147 человек. Сам «Вагон» старался держаться подальше от боя, ведь неповоротливый вертолет нуждался в огневом прикрытии. Однако со своей транспортной миссией он справлялся «на ура»: за период войны во Вьетнаме «Чинуки» эвакуировали технику на 3 миллиарда долларов.

BOEING А160 «КОЛИБРИ» - самый «умный»

Современный беспилотник 2002 года выпуска позволил, наконец, убрать из полетов самое слабое звено - пилота. Отныне вертолеты могут летать быстрее, дальше, забираться выше (эта «птичка» залетает на 9000 метров). Управление «Колибри» ведет самостоятельно, в соответствии с боевыми задачами на маршруте. Правда, пока этот вертолет еще только прототип, но именно за ним, по оценкам экспертов, будущее. Поэтому «Колибри» и получает свое законное место в топ-10 вертолетов мира.


В мире используется двадцать семь моделей военных боевых вертолетов, и наверняка многим было интересно, какой же из них лучший. Следующий список из десяти самых современных боевых вертолетов в мире основан на совокупности показателей производительности, скорости, защиты, маневренности и огневой мощи.

1. Boeing AH-64D «Longbow Apache»


США
Боинг AH-64 «Апач Лонгбоу» стал самым мощным противотанковым оружием в войне в Персидском заливе. Последняя версия AH-64D - это AH-64E Apache Guardian. AH-64 Apache вооружен 30-миллиметровой пушкой M230, 16 противотанковыми ракетами AGM-114L Hellfire 2, 4 ракетами «воздух-воздух» Stinger или 2 AIM-9 Sidewinder, 2 противорадарными ракетами AGM-122 Sidearm, а также 4 подвесками по 19 залпов 70-миллиметровых неуправляемых ракет Hydra 70.

2. Ми-24 «Лань»


Россия
Ми-24 является одним из самых известных десантных и боевых вертолетов в мире, который эксплуатируется ВВС 50 стран. Хотя производство Ми-24 было прекращено в 1991 году, он считается одним из лучших и самых современных боевых вертолетов в истории. Ми-24 вооружен 23-мм двухствольной пушкой, а также противотанковыми управляемыми ракетами 2К8 «Фаланга» и «Штурм».

3. Agusta A129 «Mangusta»


Италия
Первым ударным вертолетом специального предназначения, который выпустили в Западной Европе, является Agusta A129 Mangusta. Это двухместный, двухмоторный легкий боевой вертолет, разработанный специально для противоракетных атак. Он имеет 20-мм пушку и может нести на борту 12-мм пулеметы. Mangusta оснащен 8 противотанковыми ракетами TOW-2A и 52 70-миллиметровыми (или 81 мм) ракетами Medusa.

4. Denel AH-2 «Rooivalk»


Южная Африка
Rooivalk - это новый вертолет следующего поколения от компании Denel Aviation из Южной Африки. AH-2 Rooivalk может нести разнообразное вооружение в зависимости от профиля миссии. Базовая модификация оснащена 20-мм пушкой F2, 4 пусковыми установками для противотанковых ракет TOW или Denel ZT-6 Mokopa и пусковыми установками 70-миллиметровых неуправляемых ракет.

5. Z-10


Китай
CAIC Z-10 - это новый и первый специализированный китайский боевой вертолет, разработанный на основе «Проекта 941» российского бюро Камова. Считается, что он относится к тому же классу, что и A-129 Mangusta и AH-2 Rooivalk. Он имеет стандартную конфигурацию боевого вертолета с узким фюзеляжем и ступенчатыми тандемными кокпитами. Z-10 оснащен пушкой 30 мм, противотанковыми ракетами HJ-9 или HJ-10, ракетами класса «воздух-воздух» TY-90 и 4 блоками неуправляемых ракет.

6. Eurocopter «Tiger»


Франция/Германия
Один из самых современных боевых вертолетов Eurocopter Tiger в настоящее время эксплуатируется немецкими и французскими военно-воздушными силами. Это четырехлопастный двухмоторный вертолет средней грузоподъемности, который впервые был введен в строй в 2003 году. Tiger имеет 30-мм пушку, 8 противотанковых ракет HOT 2, HOT 3 или Trigat 2, четыре ракеты «воздух-воздух» Stinger 2 или Mistral ближнего радиуса действия, 68 неуправлямыми ракетами 68 мм и пулеметами 12,7-мм на подвесках.

7. Ми-28 «Ночной охотник»


Россия
Российский всесезонный двухместный противотанковый вертолет Ми-28 является одним из самых передовых боевых бронированных вертолетов в мире. Российская армия получила его на вооружение в 2006 году. Ми-28, который может развивать максимальную скорость 320 км/ч, вооружен 30-мм пушкой, 9 противотанковыми управляемыми ракетами M114 «Штурм-С», 9 ракетами M120 / M121F «Вихрь» или A-2200.

8. Ка-52 «Аллигатор»


Россия
Более новая, улучшенная двухместная версия Ka-50 является одним из самых быстрых и самых современных боевых вертолетов в мире. Ка-52 «Аллигатор» - многоцелевой, невероятно мощный ударный вертолет, который является один из самых маневренных вертолетов в мире, а еще способен совершать вылеты как днем, так и ночью. Ка-52 использует 30-мм пушку (460 снарядов), 12 противотанковых ракет «Вихрь» (AT-9) или 4 ракеты класса «воздух-воздух» «Игла-Б», а также может нести на борту неуправляемые ракеты «Игла».

9. Bell AH-1Z «Viper»


США
Самый совершенный в техническом плане боевой вертолет в мире - Bell AH-1Z, который является современной версией AH-1 Cobra. Это единственный боевой вертолет с полностью интегрированной ракетной системой «воздух-воздух». AH-1Z Viper оснащен трехствольной пушкой 20 мм (750 снарядов), противотанковыми ракетами AGM-114A / B / C, противокорабельными ракетами AGM-114F, ракетами «воздух-воздух«» AIM-9, подвесками с 70-миллиметровыми неуправляемыми ракетами и бомбами.

10. AH-64E «Apache Guardian»


США
В США Boeing AH-64E Apache Guardian является самым передовым из когда-либо построенных боевых вертолетов. «Апач Гуардиан» развивает максимальную скорость 300 км/ч и оснащен 30-мм пушкой, 16 ракетами AGM-114L Hellfire, 2 противотанковыми ракетами, 4 ракетами «воздух-воздух» AIM-92 Stinger или 2 AIM-9 Sidewinder, 2 противоракетными ракетами AGM-122 Sidearm, а также подвеской неуправляемых ракет Hydra 70 с 19 выстрелами.

Впервые появившись над полем боя в период Корейской войны, вертолеты коренным образом изменили военную тактику. Сегодня винтокрылые машины уверенно занимают свою нишу в арсенале современных армий и гражданских служб, выполняя задачи по транспортировке людей и грузов, огневой поддержке, принимают участие в поисково-спасательных операциях и разведывательных миссиях.
Чтобы заслужить право называться лучшими, машины должны показать все, на что они способны. В самых суровых климатических условиях, загруженные «под завязку», под огнем противника и на пределе своих возможностей.

Предлагаем Вашему вниманию десятку лучших в мире вертолетов по версии Military Channel. Как всегда, критериями отбора станут техническое совершенство конструкций, объемы производства, легендарная и главный и беспристрастный судья - опыт применения в военных конфликтах.

Все 10 представленных в обзоре вертолетов имеют свои примечательные особенности, все они прошли школу выживания в горячих точках и получили забавные сленговые имена.

Как и любая передача Military Channel, этот рейтинг не лишен предвзятости. Еще один спорный момент – как же можно сравнивать транспортные и ударные вертолеты? По мнению создателей рейтинга, узко-специализированных конструкций мало, большинство вертолетов являются многоцелевыми. Например транспортный Ми-8 может с успехом поддержать огнем наземные войска, я уже не говорю о его штурмовой модификации Ми-8АМТШ «Терминатор».
Все необходимые замечания сделаны, сейчас предлагаю познакомиться поближе с техникой.

10 место – Корова

Ми-26 – тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1977 год
Построено 310 единиц
Грузоподъемность – 20 тонн груза или 80 десантников

Винтокрылый тяжеловес стал самым крупным в мире вертолетом. Уникальные возможности потребовали специальных технических решений. Восьмилопастной несущий винт, многопоточная силовая передача, три видеокамеры для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске - вот лишь некоторые особенности этой машины.
Серьезным испытанием для Ми-26 стала работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Перегруженные свинцовой радиационной защитой, Ми-26 занимались сложными монтажными операциями на территории ЧАЭС. Чтобы не поднимать тучи радиоактивной пыли приходилось работать с удлиненной внешней подвеской, что потребовало от экипажей недюжинного мужества и мастерства. Все Ми-26, принимавшие участие в этой операции, были захоронены в Зоне Отчуждения.

9 место – Линкс (Рысь)

Westland Lynx – британский многоцелевой вертолет

Первый полет – 1971 год
Построено 400 единиц
Боевая нагрузка – 750 кг, включая 10 человек десанта и подвесное вооружение: 4 ПКР в морском варианте или 20 мм пушки, 70 мм реактивные снаряды «Гидра» и до 8 противотанковых ракет TOW в сухопутном варианте.

Внешний вид "Рыси" не впечатляет: нет в нем агрессивности американского "Апача" или Ми-24. Но несмотря на типично гражданскую внешность, боевой "Линкс" - один из самых распространенных в мире вертолетов корабельного базирования. «Линкс» принял участие в Фолклендской войне – цикле морских сражений, ставшим самым крупным морским конфликтом со времен Второй Мировой. Боевой дебют оказался успешным – «Линксы» Королевских ВМС потопили с помощью противокорабельных ракет «Sea Scua” аргентинский сторожевой корабль. За свою сорокалетнюю историю «Линксы» отметились в зоне боевых действий на Балканах, где они обеспечивали блокаду побережья Югославии и в Ираке зимой 1991 года, уничтожив тральщик Т-43, 4 пограничных катера, десантный корабль и ракетный катер.
Но что делает Westland Lynx действительно уникальным? Невероятно, но этой неказистой машине принадлежит мировой рекорд скорости среди серийных вертолетов – в 1986 году «Линкс» разогнался до 400 км/ч.

8 место – Летающий вагон

Boeing CH-47 «Chinook” - тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы
Первый полет – 1961 год
Построено 1179 единиц
Грузоподъемность: 12 тонн груза или до 55 человек

Важным свойством современной армии является ее мобильность. Если в глобальном масштабе переброску войск обеспечивает транспортная авиация, то непосредственно на поле боя это задача вертолетов.
Особенно остро эта проблема встала перед американской армией во Вьетнаме - гористая местность, резкие изменения погоды, отсутствие карт и дорог, вездесущий и многочисленный противник – все это потребовало специального воздушного средства. Здесь и пригодился тяжелый транспортный вертолет «Чинук», построенный по непривычной продольной схеме с двумя несущими винтами. За его долгую службу накопилось множество веселых историй. Например, один из вариантов загрузки звучал так: в «Чинук» можно запихнуть 33 американца или … 55 вьетнамцев. Однажды при эвакуации вьетнамских беженцев был зарегистрирован рекорд: на борт приняли 147 человек.

«Летающие вагоны" старались держаться подальше от поля боя, специализируясь на переброске грузов с кораблей на базы снабжения. Хотя известны более экзотические варианты применения: в качестве бомбардировщиков, дымзавещиков, распылителей слезоточивых газов, артиллерийских «тягачей». Особенно эффектно они смотрелись в рейдах по эвакуации подбитой авиатехники: за первый год боевых действий «Чинуки» вывезли 100 совершивших вынужденную посадку самолетов и вертолетов. Всего за период войны во Вьетнаме они эвакуировали тысячу аппаратов общей стоимостью 3 миллиарда долларов!
Вертолет до сих пор остается на вооружении, принимая участие в операциях по всему миру.

7 место – Кобра

Bell AH-1 “Cobra” – ударный вертолет
Первый полет - 1965 год
Построено 1116 единиц «Сobra» и 1271 единиц модификации «Super Cobra»
Встроенное вооружение: дистанционно управляемая установка с двумя шестиствольными «Миниганами» + 4 точки подвески, на которых могут быть размещены контейнеры с пулеметами, ракеты «воздух-воздух», 70 мм НУРСы, противотанковые управляемые ракеты TOW.

Страшный вертолет. Будто сама Смерть спускалась с небес в обличье узкого зловещего силуэта «Кобры». Носовая пулеметная турель продолжала стрелять даже если вертолет летел уже в другую сторону. Кровавый Вьетнам, Ближний Восток, где «Кобры» неожиданно перепрофилировались в охотников за танками, мясорубка в Вазиристане, Афган, Иран и Ирак - вот неполный послужной список «Кобры»…

AH-1 стал первым в мире специально спроектированным ударным вертолетом. Кокпиты пилотов и боковые проекции защищены композитной броней NORAC. «Кобра» получила мощный прицельный комплекс, позволяющий работать по целям в любых метеоусловиях.
На сегодняшний день, модернизированная «Кобра» имеются на вооружении Корпуса Морской Пехоты США. Легкий компактный вертолет имеет отличные характеристики для базирования на универсальных десантных кораблях и авианосцах.

6 место – Крокодил

Ми-24 - транспортно-боевой вертолет
Кодовое имя НАТО – Hind (“Лань»)
Первый полет – 1969 год
Построено более 2000 единиц
Встроенное вооружение: четырехствольный пулемет калибра 12,7 мм на подвижной установке; подвесное вооружение: свободнопадающие бомбы, НУРСы калибром от 57 до 240 мм, противотанковый ракетный комплекс «Фаланга» , подвесные пушечные контейнеры, а также до 8 человек в десантном отделении.

Американские эксперты вынесли ошеломляющий вердикт: Ми-24 – не вертолет! Вот так. Не больше и не меньше.
Ми-24 внешне похож на вертолет, применяется, как вертолет, но с технической точки зрения – это гибрид самолета и вертолета. Действительно, Ми-24 не может зависать на одном месте или взлетать с «пятачка» - ему требуется взлетно-посадочная полоса (при нормальной нагрузке длина разбега 100…150 метров). В чем секрет? Визуально – у Ми-24 непропорционально большие пилоны (на самом деле это приличных размеров крылья). Специалисты ВВС США, проводя испытания попавшего в их руки «Крокодила», определили, что, как минимум, четверть подъемной силы он создает с помощью крыльев, причем, на больших скоростях, значение может достигать 40%.
Техника пилотирования Ми-24 тоже необычна – при снижении подъемной силы пилот незначительно опускает нос - машина разгоняется и на крыльях возникает подъемная сила. Как на самолете.


А вы думали, такие крылья для красоты?

Какие же преимущества имеет этот диковинный гибрид? Во-первых, Ми-24 создавался согласно концепции «летающей БМП», что потребовало от конструкторов нестандартных технических решений – тяжелое бронирование, десантный отсек и мощный комплекс вооружения не помещались в стандартой вертолетной конструкции. Во-вторых, благодаря своим «самолетным» качествам, тяжеленный «Крокодил» - один из самых быстрых боевых вертолетов в мире (макс. скорость – 320 км/ч).
«Крокодил» воевал в ущельях Кавказа и в Памирских горах, в знойных азиатских пустынях и тропических лесах Экваториальной Африки. Но боевая слава пришла к нему в Афганистане. Уникальный винтокрылый штурмовик стал символом той войны.

Согласно иракской правительственной газете «Багдад Обсервер», в 1982 году во время Ирано-Иракской войны Ми-24 сбил иранский сверхзвуковой истребитель F-4 «Фантом». К сожалению, точные подробности того боя остаются невыясненными. Зато доподлинно известно, что летчики Хусейна на Ми-24 сбили два десятка иранских вертолетов. По этому поводу - черный юмор от создателей рейтинга: «Never smile at the crocodile!» (Никогда не шутите с крокодилом).
Но лучше всего о «Крокодиле» сказал афганский моджахед в интервью американскому новостному каналу: Мы не боимся русских, но мы боимся их вертолетов.

5 место – Жеребец

Sikorsky CH-53E “Super Stallion» - тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1974 год
Построено – 115 единиц
Грузоподъемность - 13 тонн полезной нагрузки в грузовой кабине или до 14,5 тонн на внешней подвеске; либо 55 десантников

Гигантская летающая лодка CH-53E является глубокой модернизацией знаменитого вертолета CH-53 «Си Стэльен», созданного в 1964 году специально для нужд ВМС, Корпуса Морской Пехоты и Береговой охраны США. Специалисты фирмы «Сикорский» смонтировали на исходной конструкции третий двигатель и семилопастной несущий винт, за что моряки назвали модернизированный вертолет «Hurricane Maker» (дословно – «создатель урагана»), настолько мощный вихрь из водяных брызг и упругих струй воздуха создает силовая установка CH-53E.



Ночная операция, Ирак

Чем еще знаменит «Жеребец» (а именно так переводится Stallion)? На этой огромной машине была продемонстрирована «мертвая петля»!
Морская карьера CH-53 и СН-53E не ограничивалась стандартными транспортными миссиями. Винтокрылые летающие лодки использовались в качестве минных тральщиков (модификация MH-53) и принимали участие в поисково-спасательных операциях (модификация HH-53). Установленная на вертолете система дозаправки в полете позволяет находиться в воздухе сутки напролет.
«Жеребец» прижился на суше – военным понравился мощный транспортный вертолет. В Ираке и Афганистане СН-53 и СН-53E использовались в качестве Ганшипов, поддерживая огнем наземные войска. Всего семейство CH-53 включает в себя 522 построенных вертолета.

4 место – Хьюи (Ирокез)

Bell UH-1 – многоцелевой военный вертолет
Первый полет – 1956 год
Построено – более 16 000 единиц
Грузоподъемность: 1,5 тонны или 12-14 солдат.

Этот рядовой «воздушной кавалерии», вместе с напалмом, стал символом Вьетнамской войны. Ветераны вспоминают, что «Хьюи» стали для них родным домом – вертолеты доставляли их на позицию, подвозили им снаряжение, снабжали их провизией и боеприпасами, прикрывали с воздуха, а в случае ранения эвакуировали с поля боя. Несмотря на огромные потери (3000 машин не вернулись на базу), боевое применение «Хьюи» признается успешным. Согласно цифрам сухой статистики, за 11 лет войны вертолеты совершили 36 миллионов боевых вылетов, т.е. одна безвозвратная потеря приходилась на 18000 боевых вылетов – совершенно уникальный результат! И это при том, что «Хьюи» вообще не имели бронирования.

До появления специализированных «Кобр», «Хьюи» приходилось выполнять ударные операции – пара 12,7 мм пулеметов и 48 неуправляемых ракет на подвеске превращали UH-1 в адскую машину. Огонь тактической боевой группы «Игл флайт» (Полет орлов – американская тактика применения вертолетов) из 10…12 машин был равен огню двух пехотных батальонов.

«Хьюи» - любимый вертолет сценаристов Голливуда. Ни один боевик не обходится без сцены полета на UH-1. Как и полагается, герои сидят в открытой с обеих сторон кабине, беспечно свесив ноги за борт.
«Хьюи» принадлежит еще один рекорд – их было произведено так много, что к концу 60-х годов в составе американских войск в Индокитае было больше вертолетов, чем во всех остальных армиях мира вместе взятых. Военные и гражданские варианты «Хьюи» поставлялись в 70 стран мира (почти как автомат Калашникова).

3 место - Ми-8

Многоцелевой вертолет
Первый полет – 1961 год
Построено – более 17000 единиц
Грузоподъемность: 3 тонны или 24 человека
Боевая нагрузка ударных модификаций: 2-3 пулемета и до 1,5 тонн вооружения на 6 узлах подвески, включая 57 мм неуправляемые ракеты, свободнопадающие бомбы и противотанковый комплекс «Фаланга».

Созданный 50 лет назад вертолет оказался настолько удачным, что на него до сих пор поступают заказы со всего мира. Имеет три десятка гражданских и военных модификаций. Применяется как транспортный и штурмовой вертолет, используется для разведки, в качестве командного пункта, миноукладчика, танкера и санитарного вертолета. Гражданские версии обслуживают пассажирские авиалинии, применяются в сельском хозяйстве и при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.



Военная модификация Ми-8ТВ ("тяжелое вооружение")

Вертолет прост, надежен, эксплуатируется в любых услових - от раскаленной Сахары до Крайнего Севера. Прошел все военные конфликты, включая Афганистан, Чечню и Ближний Восток. И замены ему в ближайшее время не найти.

2 место - Апач

Boeing AH-64 “Apache» - ударный вертолет
Первый полет – 1975 год
Построено – 1174 единицы
Встроенное вооружение – 30 мм автоматическая пушка. Подвесное вооружение – 16 противотанковых ракет «Хэллфайр», 76 НУРС калибра 70 мм или ракетные комплексы «Стингер» для воздушного боя.

«Апач» - культовая машина, ставшая прообразом целого класса современных боевых вертолетов. Известность получил во время «Бури в пустыне», где, по заявлениям представителей НАТО, успешно боролся с танками. Регулярно используется ВВС Армии Обороны Израиля.
Лишь один вертолет – российский Ми-28Н «Ночной Охотник» - смог бросить открытый вызов «Апачу» во время розыгрыша индийского тендера на поставку боевых вертолетов осенью 2011 года. Но старый вояка оказался хитрее и проворнее молодого рекрута – «доведенная» за время многочисленных конфликтов электроника, позволила современной модификации AH-64D “Apache Longbow” более эффективно действовать в темное время суток. Тем не менее, индийские специалисты отмечали, что конструкция «Апача» исчерпала резервы для модернизации, а его летные ТТХ (статический и динамический потолок) уступали российскому вертолету, только начинающему свой боевой путь.

Совсем недавно, в 2002 году Ми-35 (экспортный вариант Ми-24 с современным БРЭО) ВВС КНДР «грохнул» из засады южнокорейский «Апач». Южная Корея признала потерю и потребовала от США провести бесплатную (!) модернизацию всего парка своих «Апачей» до версии «Longbow». Судятся до сих пор.

1 место – Черный Ястреб

Sikorsky UH-60 «Black Hawk” – многоцелевой вертолет
Первый полет – 1974 год
Построено – 3000 единиц
Грузоподъемность: 1500 кг грузов и различного оборудования внутри грузовой кабины или до 4 тонн на внешней подвеске. Десантная версия принимает на борт 14 бойцов.
Боевая нагрузка ударных машин: 2 пулемета, 4 точки подвески. Стандартный комплекс вооружения - НУРСы, противотанковые «Хеллфайры», контейнеры с 30 мм пушками. Морские версии вооружаются 324 мм торпедами и противокорабельными ракетами AGM-119 “Penguin”.

Без всякого преувеличения, «Черный Ястреб» - вертолет ХХI века, несмотря на то, что был создан 40 лет назад. Многоцелевой армейский вертолет был призван заменить «Ирокез», параллельно велась разработка его морской версии – «Морской Ястреб». В результате получилась универсальная платформа для всех родов войск, а по совокупности характеристик – лучший вертолет в мире.
Помимо базовой сухопутной версии UH-60, существует 2 противолодочные версии SH-60B “Sea Hawk” и SH-60F “Ocean Hawk”(оснащенные магнитометром и опускаемой гидроакустической станцией), вертолет HH-60 «Rescue Hawk» для проведения боевых поисково-спасательных и специальных операций, а также линейка моделей MH-60 «Knighthawk”, включающая палубные вертолеты, вертолеты огневой поддержки, машины для специальных операций, санитарные версии, постановщики помех и т.д. Иногда используются в качестве штабных вертолетов для чиновников высокого ранга и генералитета. Активно поставляются на экспорт.


Хорошие приборы

«Черный ястреб» до предела насыщен высокотехнологичным оборудованием, что предъявляет высокие требования к обслуживающему персоналу и не позволяет длительное время хранить его вне ангара.
Военные планируют, сделать МН-60 единым типом вертолета для всех родов войск и флота, что должно коренным образом снизить затраты и упростить обслуживание. Своим появлением он заменил армейский «Ирокез» и морской «СиСпрайт». Сейчас «Черный Ястреб» успешно дублирует задачи транспортных вертолетов и вертолетов огневой поддержки, заменяет морские тральщики MH-53 и тяжелые вертолеты SH-3 “Sea King”.

Заключение

В десятку помещается ровно 10 мест. Но почему же в рейтинг не попал культовый вертолет Ка-50 «Черная акула»? Неужели американские эксперты даже не подозревают о существовании этой машины. Несмотря на прекрасные летные характеристики и непревзойденную маневренность, было выпущено всего 15 «Акул», Ка-50 так и не вышел за рамки экспериментальной машины. Не попал в рейтинг и американский AH-56 «Шайен» - адский винтокрыл, по сравнению с которым все существующие «Кобры» и «Апачи» - гадкие утята. На испытаниях машина показала скорость более 400 км/ч! Увы, было выпущено всего 10 «Шайенов» и вертолет никогда не попал в войска.
Остается лишь резюмировать – передовая конструкция и замечательные летные ТТХ еще не делают машину лучшей. Гораздо важнее ее массовое появление в войсках (что позволяет быстро протестировать машину на всех режимах и вылечить «детские болезни», которыми страдает любая конструкция) и правильная тактика применения.

Вертолет - сегодня это наиболее эффективное средство, используемое для материально- технического обеспечения, в военных действиях и спасательных операциях. С момента первого во II мировой войне, участия во Вьетнамской войне и до настоящего момента, лучшие вертолеты помогали изменить развитие событий на поле боя. Вот десятка лучших боевых вертолетов мира. Каждый характеризуется особенностями электронного оснащения, скоростными характеристиками, огневой мощью. Интерес вызывает также список наиболее скоростных вертолетов и прогрессивных реактивных истребителей. Это рейтинг самых лучших боевых вертолетов мира.

Ударный вертолет Z-10 был введен в строй армии Китая в 2008-2009 гг. Z-10 имеет конфигурацию обычного тяжело вооруженного вертолета, узкий фюзеляж и ступенчатую двухместную кабину. Стрелок находится на передней, а пилот на задней панели. Вооружение Z-10 может состоять из 30-мм пулеметной установки, противотанковых управляемых ракет HJ-9 (сравнимых с TOW-2A), недавно разработанных противотанковых ракет HJ-10 (сравнимых с AGM-114 Hellfire) и ракеты TY-90 класса «воздух-воздух». Также он несет блок неуправляемых авиационных ракет.

2


Ми-24 это специализированная боевая винтокрылая машина, с грузовой кабиной, вмещающей восемь человек десанта. Ми-24 стал первым российским вертолетом, введенным в ВВС России в роли штурмового транспорта. Это близкий аналог американского AH-64 Апач, но в отличие от этого и других западных штурмовых вертолетов, он может перевозить до 8 десантников.

8. AH-2 Rooivalk

3


Denel Rooivalk - южноафриканский боевой вертолет производства Denel. Rooivalk на языке африкаанс означает «красная пустельга». В Южноафриканских воздушных войсках действуют всего 12 вертолетов AH-2 Rooivalk. Не смотря на то, что вертолет выглядит обновленным, в производстве используется тот же двигатель и несущий винт, как у французского вертолета Aerospatiale Puma.

7. AH-1W «Супер Кобра»

4


Белл AH-1 «Супер Кобра» это двухдвигательный лучший боевой вертолет, происходящий от вертолета AH-1 «Кобра» армии США. Семейство «Кобра» включает AH-1J «Морская Кобра», the AH-1T обновленная «Морская Кобра» и AH-1W «Супер Кобра».

6. A-129/T-129 (Италия /Турция)

5


Agusta A129 «Мангуст» - итальянский боевой вертолет первоначально сконструированный и выпущенный компанией «Агуста». Он стал первым ударным вертолетом, сконструированным и выпущенным исключительно в Западной Европе. Агуста Вестлэнд T-129 ATAK это модифицированная версия A129, выпускаемый компанией Туркишь Аэроспейс индустриз (TAI), при партнерстве Агуста Вестлэнд.

5. AH-1Z «Вайпер»

6


Вместительный. Универсальный. Многоцелевой. Последнее поколение ударной техники. Bell AH-1Z «Вайпер» - ударный вертолет с двумя двигателями, основанный на AH-1W «Супер Кобра», разработанный для Военноморской пихоты США. Отличается четырехлопастными винтами, композитным несущим и рулевым, современными двигателями и улучшенной прицельной системой. AH-1Z является частью программы модернизации H-1. Его также называют «Зулу Кобра» в другом варианте.

4. Eurocopter Tiger

7


Еврокоптер Тигр – ударный вертолет, производимый консорциумом Eurocopter. В Германии, Франции и Испании он известен как «Тигр». Он оснащен двумя турбовальными двигателями MTU Turbomeca Rolls-Royce MTR390.

3. Mи-28H Havoc (Россия)

8


Mи-28H (в версии НАТО Havoc, в переводе «опустошитель») – это противотанковый ударный вертолет России, функционирующий в любых погодных условиях, в любое время дня и ночи, двуместный. Этот специализированный боевой вертолет, лучше оптимизирован и предназначен для боевых целей, чем Ми-24. Он несет одну пулеметную установку в носовой части, а также дополнительные грузы, перевозимые на пилонах под крыльями.

2. Камов KA-50/KA-52

9


Ka-50 «Черная акула» - одноместный ударный российский вертолет, с отличительной соосной системой несущих винтов, созданной Конструкторским бюро Камова. Он был разработан в 80-х гг. и адоптирован для нужд российской армии в 1995 г. Ка-50 был сконструирован компактным, быстрым для минимизации рисков гибели. Из-за небольшой массы и размеров (благодаря чему развивалась высокая скорость и маневренность) он стал единственным вертолетом, управляемым лишь одним пилотом. Российский Ka-50 может перевозить 24 ракеты, 4 ракетных блока. Hokum также может перевозить ракеты AA-11/R-73 Archer класса «воздух-воздух» ,что делает этот вертолет достойным противником другим боевым вертолетам. Он также оснащен боевой пушкой 2A42 калибра 30 мм. Максимальная скорость Ка-50 Hokum достигает 350 км в час, а боевой радиус – 250 км.

1. AH-64D Apache Long Bow

10


Самый лучший боевой вертолет мира. Ударный вертолет Боинг AH-64 Апач был известен как мощный противотанковый вертолет в войне в Персидском заливе. Предназначенный для выполнения военных миссий днем или ночью, в неблагоприятных погодных условиях, Апач был создан для удовлетворения жестких требований планов по созданию прогрессивных ударных вертолетов для армии США. Вертолет оснащен новейшим уровнем электроники и системой управления огнем, обладает уникальной огневой мощью. Апач может быть оснащен 16-ю ракетами AGM-114 Hellfire, воздушными ракетами 76 70 мм, в сочетании с автоматической пушкой M 230.

Вертолет является очень эффективным средством для доставки грузов (особенно в труднодоступные места), для спасения людей, а также для использования в военных целях, в том числе в качестве ударного оружия. С их первого появления в годы Второй мировой войны и до наших дней вертолеты являются незаменимым средством в военных конфликтах.

Мы подготовили для вас список из десяти самых лучших в мире ударных вертолётов. Оценивались вертолёты по нескольким характеристиками, включая авионику, маневренность, скорость и огневую мощь.

#10

CAIC WZ-10


Ударный вертолёт CAIC WZ-10 (Китай)

CAIC WZ-10 — первый китайский ударный вертолёт с тандемной кабиной. Был принят на вооружение китайской армии в 2011 году. Разрабатывался этот вертолёт при помощи российского КБ Камова .

Вертолет имеет стандартную конфигурацию, с узким фюзеляжем тандемной кабиной. Оружие в CAIC WZ-10 может состоять из 23-мм пушки, управляемых и неуправляемых ракет класса «воздух-земля» и «воздух-воздух».

CAIC WZ-10 снабжен двумя турбовальными двигателями мощностью 1285 л.с. каждый. Максимальная скорость вертолёта более 300 км./ч. Корпус выполнен по технологии стелс.

#9

Ми-24


Это первый советский ударный (штурмовой вертолёт), который был выпущен в 1971 году и активно применялся в различных военных конфликтах. За всё время было выпущено более 3500 единиц этой машины в различных модификациях.

Ми-24 являлся советским аналогом АН-64 Apache , но в отличие от Апатча и других западных вертолетов, Ми-24 также способен перевозить до восьми пассажиров.

Максимальная скорость Ми-24 при горизонтальном полёте составляет 335 км./ч. Вертолёт оснащён различным стрелково-пушечным вооружением, зависящим от модификации. Также он может быть оснащён различными ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» и неуправляемыми ракетами или различным бомбовым вооружением.

#8

Denel AH-2 Rooivalk


Этот вертолёт производится в Южной Африке компанией Denel Aerospace Systems . В ЮАР-ских Воздушных силах действует только 12 ударных вертолётов Denel AH-2 Rooivalk . И, хотя они выглядят как совершенно новые машины, тем не менее их производство было налажено на основе вертолётов Aerospatiale Puma . В частности в Denel AH-2 Rooivalk используются те же двигатели и главный ротор.

Denel AH-2 Rooivalk оборудован двумя турбовальными силовыми установками Turbomeca Makila 1K2 мощностью 1376 кВт каждая.
Максимально скорость Denel AH-2 Rooivalk составляет 309 км./ч.

Вертолёт оснащён 20-мм пушкой с 700 снарядами, а также управляемыми и неуправляемыми ракетами.

#7

Bell AH-1 Super Cobra


Bell AH-1 Super Cobra является двухмоторным вертолетом армии США, основанным на базе одномоторного вертолёта AH-1 Cobra . Созданный ещё в начале 1980-ых, этот вертолёт является основным штурмовым вертолётом морской пехоты в США.

Силовая установка вертолёта состоит из двух турбовальных двигателей General Electric T700-GE-401 мощностью 1285кВт каждый.
Максимальная скорость вертолёта составляет 282 км./ч.

Вертолёт оснащён 20-мм пушкой с боезапасом 750 патронов, управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также неуправляемыми ракетами и бомбами.