Год рождения льва лещенко. Лев валерьянович лещенко

Лев ЛЕЩЕНКО

Л. Лещенко родился 1 февраля 1942 года в Москве (на 2-й Сокольнической улице) в семье военнослужащего. Его детство выпало на первые послевоенные годы, о которых он вспоминает так: «Меня воспитывала приемная мать - замечательная женщина! Жили мы в старом московском дворике, и жили очень дружно. Если у кого-то во дворе появляется велосипед, на нем по очереди катаются все ребята двора. Если кто-то покупает косном, приходят смотреть все соседи. И радость каждой покупки - общая. Ну а если ты голоден, а родители еще на работе, кто-нибудь из соседок обязательно тебя накормит. Жили, конечно, трудно, но открыто, щедро друг для друга».

Еще будучи ребенком, Лещенко решил, что обязательно станет артистом. Поэтому свое восхождение к славе он начал с районного Дворца пионеров, где записался сразу в два разных кружка: хоровой и драматический. В одном он с удовольствием пел, в другом с таким же упоением читал стихи. Судя по тому, что вскоре его стали брать на все районные и городские смотры художественной самодеятельности, занятия в обоих кружках шли ему на пользу.

Между тем к окончанию десятилетки Лещенко окончательно определился со своим выбором и решил посвятить себя музыке. Накупив в магазине пластинок Франко Карелли, Марио Дель Монако и других популярных исполнителей, наш герой с утра до вечера крутил их на своей радиоле, после чего с дотошностью прилежного ученика пытался самостоятельно воспроизвести услышанное. На его взгляд, получалось неплохо. В конце концов, преисполненный самых радужных надежд, Лещенко после окончания школы в 1959 году отправился в ГИТИС - поступать на отделение артистов оперетты.

К сожалению, тот поход закончился неудачей - Лещенко в институт не приняли. Видимо, на фоне других абитуриентов он выглядел не столь убедительно, поэтому экзаменаторы провалили его со спокойной совестью. Пришлось Лещенко ждать целый год, чтобы поискать счастья в новой попытке. Год прошел незаметно, тем более что все это время Лещенко не бил баклуши, а трудился сначала рабочим сцены в Большом театре, а затем ушел на завод точных приборов слесарем.

Как это ни странно, но и вторая попытка будущего народного артиста России попасть в ГИТИС завершилась провалом. Экзаменаторы вновь не нашли в нем ничего примечательного и завернули с первого же захода. После этого любой другой на месте Лещенко наверняка пришел бы к грустной мысли о несоответствии своего таланта выбранной специальности. То есть занялся бы чем-нибудь другим. Но, будучи человеком настойчивым, он поступил в соответствии со своим характером - пришел на очередные экзамены в ГИТИС через год после второго провала.

На этот раз Лещенко сдавал экзамены намного успешнее, чем в два предыдущих раза. Тур за туром он шел к заветной цели - стать студентом - и наверняка бы им стал, если бы и на этот раз случай не вмешался в течение событий. Дело в том, что к тому времени пришла пора молодому человеку служить в армии, и пришедшая из военкомата повестка наглядно это продемонстрировала. Вот и пришлось Лещенко вместо того, чтобы сесть за парту, становиться к орудийному расчету - он попал в танковые войска и в качестве заряжающего танка проходил службу в ГДР.

Стоит отметить, что занятия вокалом новобранец не прервал и в армии. Вскоре о его способностях прознало армейское начальство и пристроило Лещенко солистом в ансамбль песни и пляски. В этом качестве он и закончил свою службу в армии. А вернувшись на гражданку, он в четвертый (!) раз пришел на экзамены в ГИТИС и все-таки добил своим упорством преподавателей - несмотря на огромный конкурс (46 человек на место), его приняли на отделение музыкальной комедии (преподаватель - Георгий Павлович Анисимов).

Во время учебы в ГИТИСе в жизни Лещенко произошло сразу несколько заметных событий. Во-первых, в 1969 году, будучи студентом 3-го курса, он женился на своей однокурснице Анне Абдаловой, во-вторых, он стал пользоваться успехом как солист. Сначала его пригласили в Московский театр оперетты в качестве бас-баритона, определив ему оклад в 110 рублей (другим начинающим певцам платили всего лишь 90 рублей), а в 1970 году он получил приглашение стать солистом вокальной группы Гостелерадио СССР.

Так ступенька за ступенькой артист шел к своей славе. Причем путь этот был отнюдь не таким гладким, как может показаться на первый взгляд. Много разочарований, обид и даже трагических случайностей поджидало его на этом пути. Например, и 1970 году Лещенко едва не погиб в авиационной катастрофе. Он тогда должен был лететь вместе со своими музыкантами и популярным в те годы пародистом Виктором Чистяковым на гастроли на юг, однако Гостелерадио его из Москвы не отпустило, нкиду его участия в творческом вечере поэта Льва Ошанина. И самолет улетел без него, но до места назначения так и не долетел - разбился.

Еще одна трагическая история - и вновь с музыкантами из ансамбля, в котором пел Лещенко, - произошла через два года после этой авиакатастрофы. Рассказывает сам певец: «У меня тогда в ансамбле не хватало трубача. И я попросил своего музыканта, Мишу Вишневского, найти мне подходящего парня. Он договорился с первым трубачом утесовского оркестра, тот 18 мая 1972 года должен был приехать в Москву и подписать договор. И в этот день пять моих музыкантов разбиваются. Все. Насмерть. И когда мы их хороним на Кузьминском кладбище, я там встретил свою первую жену, которая говорит: «Я знала, ты сегодня своих ребят хоронишь, я тебя не напрягала, а вот мы сегодня хороним…» И называет имя того самого трубача из утесовского оркестра, где она сама работала. Оказывается, они 18-го приехали, он пошел в магазин за хлебом, и его сбил троллейбус… И его похоронили - в тот же день, на том же кладбище, рядом с пятью моими ребятами. Вот так вот - значит, или тут, или там, на том свете, но он должен был к ним присоединиться…»

Между тем именно в 1972 году к Л. Лещенко пришла всесоюзная слава. Случилось это после того, как на международных конкурсах «Золотой Орфей» (Болгария) и в Сопоте (Польша) он стал лауреатом, исполнив песню М. Фрадкина и Р. Рождественского «За того парня». Через год после этого Лещенко присовокупил к этим наградам и две премии - Московского и Ленин ского комсомола.

В 1975 году славу Лещенко приумножила песня композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова «День Победы». Читатель наверняка прекрасно знает эту песню, однако не каждому известно, что путь к успеху у нее не был таким уж простым. Первоначально ее взялась исполнять жена Тухманова певица Татьяна Сашко. Однако во время премьеры песни в Союзе композиторов ее чуть ли не освистали. Композиторы говорили, что никакого отношения к Победе эта песня не имеет, а музыка - вообще фокстрот. И только директор фирмы «Мелодия» Владимир Рыжиков поверил в песню и выпустил в свет гибкую грампластинку. Но в исполнении Сашко песня в народ так и не пошла. Тогда песню взял в свой репертуар другой исполнитель - Леонид Сметанников, но и в его устах она не обрела популярности. И только после этого она оказалась у Л. Лещенко. Певец вспоминает об этом так:

«Дело было в апреле 75-го. Главный редактор радиостанции «Юность» Женя Широков уговорил Тухманова отдать эту песню мне. Тухманов дал мне клавир, и с ним я уехал на очередные гастроли. Договорились, что попробую, если получится, запишем. И когда я впервые начал петь ее на концерте в Алма-Ате, зал неожиданно встал. С людьми творилось что-то невероятное. У меня еще не было песни, которая бы так взрывала аудиторию.

После концерта звоню Тухманову - никому ее не отдавай. Запись будет. А он отвечает - Лева, прости меня, но тут День Победы на носу, и песню уже взяли на праздничный «Огонек». Исполнитель - Сметанников. Увы, спел он неважно. Отношение к песне стало прохладным. Полгода после премьеры она пылилась на полке. До 10 ноября, когда вся страна отмечала День милиции. Меня пригласили выступить перед сотрудниками МВД. На предварительном прослушивании был заместитель Щелокова, еще какой-то мужик, отвечавший за организацию милицейского праздника. И я заявил им песню. Дескать, год 30-летия Победы, милиция тоже не стояла в стороне. Посомневались, но прослушали и дали добро. А на концерте песня имела чудовищный успех, тем более что эфир был прямым».

Вслед за этим шлягером в репертуаре Лещенко один за другим стали появляться и другие. Самыми популярными из них, ос (условно, были песни: «Соловьиная роща» (в народе ее называли: «И с полей доносится - налей!»), «Прощай», «Ни минуты покоя», «Родительский дом», «Белая береза», «Родная земля».

С последней песней случилась довольно неприятная история, о которой рассказывает Л. Лещенко:

«Собираюсь на международный фестиваль в Сопот с песней «Родная земля». Главный редактор музыкального вещания телевидения Шалашов со товарищи слушают меня. Вижу, недовольны. И вправду, Шалашов изрекает - что за песня, не могли найти получше? Тогда не мог. Кое-как утвердили. В Польше, напротив, она была принята хорошо. После Сопота предложил ее на заключительный фестиваль «Песни года». Тот же Шалашов юперь категорически запретил даже вспоминать о ней. Я к председателю Гостелерадио Лапину - что за произвол? Знаешь, говорит, там есть нежелательные восточные интонации. Какие еще интонации? Еврейством отдает, поясняет Лапин, слышится открытый призыв к земле обетованной и все в том же духе. Да и мелодия надоедливая. Словом, как я ни бился, так и не пропустили».

В те же годы произошли изменения в личной жизни певца. Его брак с Анной Абдаловой просуществовал около шести лет и в середине 70-х распался. Немалое значение при этом играло то, что Лещенко познакомился с другой девушкой - 24-летней Ириной, которая через два года стала его женой. Рассказывает сам певец:

«Мы с Ириной познакомились в Сочи, во время моих гастролей. Случайно столкнулись в лифте гостиницы «Жемчужина». Ирина показалась мне интересной и загадочной. К тому же она не знала меня как артиста, поскольку в то время училась на дипломатическом факультете Будапештского университета, а еще раньше жила с отцом в Германии. Неудивительно, что она «прошла» мимо моей персоны. Именно эхо меня и подкупило, потому что в 76-м, когда мы познакомились, я уже был достаточно популярным человеком, исполнившим «День Победы» и «Соловьиную рощу». На меня смотрели как на звезду. Естественно, часто я не мог понять, насколько такое отношение искренне. И в этом смысле незнание Ирины определило начало наших отношений. Более того, она была независима от меня - находилась в своем свободном зарубежном полете, имела право выбоpa… Виделись мы редко, переписывались, и наш роман длился почти два года. В конце концов мы поженились…»

В январе следующего года Ирина приехала из Венгрии в Москву на каникулы. Узнав об этом через ее приятельницу, Лещенко приехал к ней домой и уговорил ехать с ним на гастроли в Новосибирск. Ирина согласилась. И в течение шести дней они были вместе: днем катались на коньках, а вечером Лещенко выступал на концертах. Затем Ирина вновь улетела в Будапешт.

Их встречи продолжались в течение года. Ирина в свободные дни прилетала в Москву, где артист специально снял для нее квартиру. А когда университет был благополучно закончен, Лещенко наконец сделал Ирине предложение руки и сердца, которое она, естественно, приняла.

В конце 70-х годов Лещенко уверенно входил в первую шеренгу самых популярных эстрадных певцов Советского Союза. Говорят, сам Л. Брежнев обожал слушать его песни и никогда не выключал телевизор при его появлении на голубом экране (с другими исполнителями он это проделывал частенько). В 1977 году Л. Лещенко было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Стоит отметить, что, несмотря на внешнее благополучие, которое окружало в те годы советских «звезд» кино, эстрады или спорта, душевно многие из них чувствовали себя не слишком комфортно. Взять того же Л. Лещенко. Вот его собственные слова: «У меня никаких привилегий не было. Для меня это было унизительное время. Например, могли позвать попеть на даче у какого-нибудь чиновника. «За кулисами» накрывали небольшой стол, клали пару бутербродов и ставили стопку водки.

От государства я не получил ничего, и за все пришлось платить самому. Причем приходилось выпрашивать. Машину просил, мебель просил, икру и сырокопченую колбасу просил. А сколько я ходил, чтобы построить кооперативную квартиру?! Это отвратительное состояние, когда имеешь возможности и деньги устроить свой быт, но везде надо унижаться…

То же самое и в творчестве. Раньше у меня по плану было 16 норм. То есть концертов. Меньше 16 в месяц я спеть не мог. Это называлось: «Не выполнил план». Больше 32 тоже не мог. Это называлось: «Погнался за длинным рублем». Мои заработки в таком случае переваливали бы за 500 рублей, а за этим строго следили. Иногда мы ездили на фонды, то есть выступали не на основных площадках, а где-то еще. За это нас потом таскали в прокуратуру и говорили: «Какое вы имеете право?!» Помню, меня, Винокура, Пугачеву и Ротару полтора года трясли за то, что мы давали какие-то левые концерты. Стращали тюрьмой. Чтобы другим неповадно было.

Протащить на телевидение песню, которую написал не член (оюза композиторов, было делом практически невозможным. Мне хотелось работать с Юрой Антоновым, с Женей Мартыновым, со Славой Добрыниным, никто из них не был этим членом, и, когда я приносил их песню, обязательно слышал: «Кто это?.. Мартынов?.. Но он же не член Союза!.. Добрынин?.. Ну что вы, Лева!..

Мне самому выйти за рамки образа традиционного певца никогда не давали. Я на сцене должен был быть образцом для подражания. И любой мой негеройский шаг рассматривался как побег. Почему выбрали именно меня, я не знаю. Внешность у меня, наверное, соответствовала. Ведь тогда какие классические герои были: Соломин, Тихонов… Лица должны были быть добрые, но справедливые. Мое подошло. А потом, я человек такой… не аномальный. У меня преобладает инстинкт самосохранения. Мне хотелось - и хочется - нормально жить, петь, есть… До сих пор я иногда слышу, что я «кремлевский соловей». Ну какой я соловей?! Я не пел никогда: «Наш Генеральный секретарь», и даже про БАМ у меня песни не было… И вообще, я тут свои фондовые записи прослушал, из 350 песен - 300 про любовь…»

В подтверждение слов артиста о том, что даже ему, одному из самых популярных певцов того времени, порой запрещали делать то, что он хотел делать, можно привести историю с фильмом «От сердца к сердцу», премьера которого была приурочена к летним Олимпийским играм в Москве 1980 года. Это был музыкальный фильм, авторами которого выступили Лев Лещенко и композитор В. Добрынин. Ничего крамольного в картине, по сути, не было - речь в ней шла о процессе создания песни. Однако был в фильме один изъян, который страшно возмутил цензурy, - отсутствие у артистов костюмов, которые заменили джинсы, рубашки-батники. В итоге картину уличили в проповедовании западного образа жизни и показывать запретили.

В начале 80-х годов Лещенко отправился с концертами в Афганистан. Эта поездка едва не стоила ему жизни. Однажды когда они ехали на «газике» в Джелалабад, сопровождающие их бронетранспортеры внезапно отстали, и они нарвались на душманов. Как назло, «газик» внезапно заглох, его долго не могли завести и жизнь пассажиров в течение нескольких минут висела на волоске. К счастью, все тогда обошлось и машина рванула с места раньше, чем к ней успели добежать душманы.

В 1983 году Л. Лещенко присвоили звание народного артиста РСФСР.

В первые годы перестройки для Лещенко наступили не самые лучшие времена. Как вспоминает певец: «Тогда появилась своеобразная тенденция в музыкальной тусовке: стало резко отвергаться все старое. Считалось, что все, чего мы достигли, незаслуженно, что все сфабриковано той жизнью, которой требовались такие артисты. Да, в принципе так оно и было. Нас сформировала действительность, главенствующая в те годы идеология. Но ведь даже самая бездарная идеология выбирает для своих проповедей самых талантливых людей. Всегда самые плохие пьесы несли в хороший театр. Плохие роли давали выдающимся актерам, которые своим мастерством вытянули бы их.

И вот музыкальная тусовка замерла: «Что же эти бездарные старые певцы, «кремлевские соловьи» - Кобзон, Лещенко и прочие, прочие, - что они будут делать сейчас?» А сейчас они все равно оказались наиболее профессиональными исполнителями. Мы выжили и в этой ситуации. Ведь, посмотрите, сейчас вообще не осталось профессионалов (и не только на эстраде).

На Западе в бездарность просто никто не вложит ни цента! Там те же богатые люди создают «звезд» для того, чтобы потом на них зарабатывать, потому действуют наверняка. Наши же «новые русские», часто обладая дурным вкусом и недостатком воспитания, вкладывают деньги в своих девочек и протеже не для заработка, а для собственного удовольствия, куража. Обидно, что тем самым они воспитывают дурной вкус и у публики…».

Отмечу, что, будучи преподавателем в Гнесинском институте на эстрадном факультете, Лещенко в 1997 году отобрал себе в ученики… одного студента. Остальные как будущие певцы оказались несостоятельными.

Сегодня Л. Лещенко творчески так же активен, как и двадцать лет назад. Он записывает новые песни, выпускает компакт-диски, снимается в клипах. Живет с женой Ириной в Москве и ил даче за городом (там же живет и его теща, у которой на участке растет 48 (!) сортов овощей, фруктов и ягод). В личном автопарке певца два автомобиля: «Мерседес-300» и «Ауди-Д-квадро».

Из последних интервью JI. Лещенко: «Детей у меня нет. Сначалa не хотелось, некогда было, не до этого. Теперь бы - и до того, но уже поздно. Вот и вся история…

Мыс Вовкой Винокуром в неформальной обстановке очень веселые ребята. Туляем, водку пьем, хулиганим, к девчонкам пристаем…

Жена меня не ревнует. Просто я уже в таком возрасте… Мне уже за 50, и это все лишено какого-либо смысла…

Есть одно качество, которое я считаю одним из самых больших пороков. Оно одинаково плохо для мужчин и для женщин. Это жадность. От жадности почти все неприятности. Жадность я не принимаю никогда…»

В материале использованы фрагменты интервью, взятых у к роя публикации журналистами: О. Сапрыкиной, Ю. Гейко (Комсомольская правда»), А. Сидячко («Мегаполис-Экспресс»), И Зубцовой («Аргументы и факты»),

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Лев ЛЕЩЕНКО В первый раз Лещенко женился в самом конце 60-х, когда учился на 3-м курсе ГИТИСа. Его женой стала выпускница того же института Алла Абдалова. Их первая встреча состоялась в 1964-м году. Именно тогда первокурсник Лещенко воочию увидел студентку, о которой в ГИТИСе

Из книги Петр Лещенко. Все, что было… Последнее танго автора Лещенко Вера

Хроника жизни и творчества Петра и Веры Лещенко 1898, 3 июля – в селе Исаево Херсонской губернии (ныне Одесской области Украины) родился Петр Константинович Лещенко.1899, апрель – с матерью и ее родителями переезжает в Кишинев.1906–1915 – поет в солдатском церковном и

Из книги Мои Великие старухи автора Медведев Феликс Николаевич

«Я становлюсь знаменитой…» (из дневников Т. И. Лещенко-Сухомлиной) Из двух томов воспоминаний Татьяны Ивановны я выбрал лишь некоторые записи, которые, как мне показалось, наиболее точно и тонко, а главное, увлекательно и с юмором, показывают наши добрые дружеские

Из книги Я не могу иначе. Жизнь, рассказанная ею самой автора Толкунова Валентина Васильевна

Стихи Татьяны Лещенко-Сухомлиной из моего архива Он был усталый. Грустный. Злой. Не друг, не брат и не любимый. Но чем-то очень дорогой. Такой, что мне хотелось мимо Скользить, не подымая глаз, Благоухать улыбкой зыбкой И петь, в душе храня рассказ О рыбаке с лукавой

Из книги автора

Народный артист России. Лев Лещенко Думая о Вале Толкуновой, я возвращаюсь к воспоминаниям ранней молодости, к самому началу жизни. Я кончал институт, параллельно работал в Московском театре оперетты стажером, чуть позже – артистом, и мы несколько раз пересекались в

В Москве в семье кадрового офицера, ветерана Великой Отечественной войны. Мать Льва Лещенко умерла, когда сыну исполнился год.

Детские годы будущего певца прошли в Сокольниках, где он занимался в хоре Дома пионеров, посещал секцию плавания, кружок художественного слова и духовой оркестр. По настоянию хормейстера он бросил все кружки и всерьез начал заниматься пением, выступая на школьной сцене с популярными в то время песнями Леонида Утесова.

В 1959 году после окончания школы Лев Лещенко поступил в Большой театр, где год трудился рабочим сцены.

С 1960 по 1961 год работал слесарем-сборщиком на Заводе точных измерительных приборов.

Проходил воинскую службу в танковых войсках в составе Группы советских войск в Германии. В январе 1962 года командование части направило рядового Лещенко в ансамбль песни и пляски, где он стал солистом.

В сентябре 1964 года Лев Лещенко стал студентом ГИТИСа. С этого же года он начал работать в Москонцерте и стажерской группе Театра оперетты. Во время летних каникул гастролировал с концертными бригадами по СССР.

В 1969 году певец был принят в труппу Московского театра оперетты.

В феврале 1970 года стал солистом-вокалистом Гостелерадио СССР. В то время он вел интенсивную творческую деятельность — выступал на радио, записывал романсы, народные и советские песни, сочинения зарубежных композиторов. Певец исполнил партию Порги в опере Джорджа Гершвина "Порги и Бесс", ораторию Родиона Щедрина "Ленин в сердце народном" в записи с Большим симфоническим оркестром под управлением Геннадия Рождественского, сотрудничал с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Юрия Силантьева.

В марте 1970 года Лев Лещенко стал лауреатом IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Он стал участником многих передач на радио и телевидении, концертов в Колонном зале Дома союзов.

В 1972 году Лещенко стал лауреатом конкурса "Золотой Орфей" в Болгарии. В том же году с песней "За того парня" он получил первую премию на престижном в то время фестивале в Сопоте.

Новый импульс популярности певцу принесла песня Владимира Харитонова и Давида Тухманова "День Победы", исполненная впервые в 1975 году, на 30-летие Победы в Великой Отечественной войне, и которую сам певец считает одним из главных своих достижений.

В 1980-1989 годах Лев Лещенко продолжил концертную деятельность в качестве солиста-вокалиста Государственного концертно-гастрольного объединения РСФСР "Росконцерт".

Он исполнял шлягеры , ставшие классикой отечественной эстрады, среди которых "Белая береза", "Не плачь, девчонка", "На земле живет любовь", "Татьянин день", "Любимые женщины", "Нам не жить друг без друга", "Соловьиная роща", "Притяжение Земли", "Ни минуты покоя", "Родная Земля", "Родительский дом", "Где мой дом родной?", "Городские цветы", "Травы луговые", "Господа офицеры" и многие другие.

В 1990 году Лещенко создал и возглавил театр эстрадных представлений "Музыкальное агентство" , которому в 1992 году был присвоен статус государственного.

Более 10 лет Лев Лещенко преподавал в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). Многие его ученики стали известными артистами эстрады — Марина Хлебникова, Катя Лель, Ольга Арефьева, Варвара и другие.

За годы творческой деятельности Лев Лещенко выпустил ряд пластинок, магнитоальбомов и компакт-дисков. Среди них — "Лев Лещенко" (1977), "Притяжение земли" (1980), "В кругу друзей" (1983), "Что-нибудь для души" (1987), "Белый цвет черемухи" (1993), "Ни минуты покоя" (1995), "Аромат любви" (1996), "Мир грез" (1999), "Простой мотив" (2001), "Территория любви" (2005), "Лучшие песни" (2009) и другие.

В 2001 году , в которой артист рассказывает о своей жизни и современниках.

В 2013 году артист вошел в общественный совет при Министерстве обороны РФ.

Лев Лещенко — Народный артист РСФСР (1984). В 2015 году ему были : Заслуженный артист Приднестровья и Народный артист Республики Северная Осетия-Алания . Он является лауреатом Премии Московского комсомола (1973) и Премии Ленинского комсомола (1978).

Лев Лещенко – популярный советский и российский эстрадный певец, педагог вокала, обладатель одного из самых приятных и узнаваемых баритонов в России. Народный артист РСФСР (1983). За долгие и плодотворные годы своего творчества Лещенко дал около 10 тысяч концертов и записал более 700 песен, самыми известными из которых являются «День Победы» и «Прощай».

Детство и семья

Лев Валерьянович Лещенко родился в Москве, в районе Сокольников, в военное время – 1 февраля 1942 года. Его отец, Валерьян Андреевич, до войны работал бухгалтером, а после Победы был награжден орденами и медалями за участие в Великой Отечественной войне, в послевоенное время служил в пограничных войсках КГБ. Умер в глубокой старости, всего год не дожив до столетнего юбилея.


Мама Льва, Клавдия Петровна, экономист, умерла в 28 лет, через год и восемь месяцев после рождения сына. Конечно, Лев мало что о ней помнит, но со слов родственников знает, что унаследовал импульсивный темперамент именно от мамы, потому как отец его был человеком крайне спокойным.


С 1947 по 1948 год Лев жил в украинской деревне Низы у родни со стороны отца, но когда пришла пора идти в первый класс, отец забрал его в Москву. В это время у мальчика появилась мачеха Марина Лещенко, о которой позднее артист всегда вспоминал с теплом и благодарностью. В 1949-м она родила мужу дочь Валентину.


Семья жила впроголодь, ютилась в 16 метровой-комнате, хотя отец Льва к тому времени уже дослужился до майора. Горячая вода и ванная появились в семье Лещенко, только когда Валерьян Андреевич получил чин подполковника и вместе с ним квартиру у метро Войковская.


Лева часто ходил в военную часть, где служил его отец, отчего там его прозвали сыном полка. Он обедал только в солдатской столовой, строем ходил в кино и занимался на стрельбище. С четырех лет Лев носил военную форму, ездил на солдатских лыжах зимой, которые были в три раза длиннее самого мальчика.

Маленький Лев часто гостил у своего деда Андрея Лещенко, который очень любил музыку и часто играл внуку на старинной скрипке, учил Льва пению. С детства мальчик увлекался песнями Леонида Утесова , поэтому, когда появилась возможность, записался в хор в Дом пионеров, а в школе стал выступать с композициями любимого исполнителя.

После школы Лещенко попробовал поступить на театральное ГИТИСА, однако у него не вышло. Поэтому до 1960 года он трудился простым рабочим сцены в Большом театре. Причем в театре все были в курсе стремления молодого человека и не имели ничего против, когда он сидел на задних рядах и наблюдал за репетициями. Затем Лев, послушавшись отца, который удивлялся, почему такой смышленый паренек таскает декорации, работал на заводе точных измерительных приборов слесарем-сборщиком, получил четвертый разряд.


В 1961-м будущего артиста призвали в армию. Лев Валерьянович хотел быть моряком, но отец направил его на службу в танковые войска в ГДР. Вот где пригодились и его слесарные навыки, и вокальные данные. В 1962 году командование части направило певца в военный ансамбль песни и пляски, где вскоре Лещенко стал солистом. Ему доверили петь в квартете, вести концерты, а также читать стихи и петь сольно. В армии Лев Лещенко продолжил свою подготовку к поступлению в театральный вуз.


Начало карьеры

После службы вчерашний солдат снова пришел в ГИТИС. К тому времени вступительные экзамены уже закончились, но Льву дали шанс, поскольку его яркий талант успели запомнить. За годы армейской службы парень позабыл про стеснение, стал раскованней, поэтому прошел испытания. Несмотря на то, что члены приемной комиссии невысоко оценили выбранный им для прослушивания материал, на курс Петра Селиванова Лещенко зачислили.


Учеба в ГИТИСе преобразила Льва. Уже спустя год никто не сомневался, что на курсе учится настоящий артист. Будучи второкурсником, Лещенко устроился в Театр оперетты, хотя сам жанр оперетты его не прельщал. Его первая роль – грешник в постановке «Орфей в аду» с одной лишь репликой: «Пустите погреться». Но это было только начало. Как говорил сам Лев Валерьянович, он учился у Покровского, Эфроса и Завадского.

Более крупной ролью был Витторио из постановки «Цирк зажигает огни», но, как сетовал Лев, она была совершенно не певческой. Персонаж Лещенко был уже пожилым, а гримировали его из рук вон плохо. А потом артист осознал, что с таким бас-баритоном в оперетте ему светят разве что роли отцов главных героев и злодеев, и ушел из театра.

В это же время началась работа в Москонцерте. Лев Лещенко состоял в стажерской группе, а во время летних каникул молодой артист отправлялся на гастроли по СССР с концертными бригадами.

Творческий расцвет

В 1966 году Лев Лещенко стал артистом Московского театра оперетты, а спустя пять лет он был уже солистом-вокалистом Гостелерадио СССР. Уйти туда его надоумил Иосиф Кобзон . Они участвовали в совместном концерте, и Лещенко спел партию старого цыгана из оперы «Алеко». Кобзон посоветовал коллеге попытать счастья на радио, и, как оказалось, Лев Валерьянович, несмотря на поставленный академический вокал, был просто создан для эстрадной работы. Он мог спеть что угодно.


Весной 1970 года артист победил в четвертом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Через два года Лев Валерьянович стал лауреатом международного конкурса «Золотой Орфей» (Болгария) и с песней Марка Фрадкина на стихи Роберта Рождественского «За того парня» победил в Сопоте (Польша).

Лев Лещенко – «За того парня»

Знаковой для своей музыкальной карьеры и своим достижением певец всегда считал любимую всем Союзом песню Давида Тухманова «День Победы», которую Лещенко впервые исполнил в 9 мая 1975 года. Именно в его исполнении эта песня обрела свое звучание и нашла отклик в сердцах слушателей.


Параллельно с Лещенко песню доверили исполнять Леониду Сметанникову. Но его исполнение фронтовиков «не зацепило». «Фокстротик какой-то, – возмущались ветераны, – а уголек, какой уголек, там же пламя горело!..». Побоявшись скандала, песню отправили на полку. Но Лещенко рискнул исполнить ее на концерте по случаю Дня милиции («День Победы» закрывал программу) и на следующий день получил огромное количество писем.

В эти годы Лев Валерьянович продолжил записывать песни, становившиеся шлягерами, в число которых вошли «Спасибо вам за тишину», «Не плачь, девчонка».

Лев Лещенко – «День победы». 1975 год

Очень плодотворным оказалось сотрудничество артиста с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. Лещенко исполнил песни авторства знаменитого дуэта «Нам не жить друг без друга», «Любовь, комсомол и весна». Также пользовались популярностью песни на стихи Ларисы Рубальской , Леонида Дербенева, Юрия Визбора .


В 1977 году певцу присвоили звание заслуженного артиста РСФСР, а спустя год вручили почетную премию имени Ленинского комсомола. В 1980 году Лев Лещенко стал обладателем ордена Дружбы народов, а через три года за выдающиеся заслуги он стал Народным артистом РСФСР. В 1985 году в копилке артиста появился орден «Знак почета».

Лев Лещенко и Татьяна Анциферова – «До свиданья, Москва» (1980)

В 1990-м Лев Лещенко встал во главе театра эстрадных представлений «Музыкальное агентство». Спустя два года заведению присвоили статус государственного. «Музыкально агентство» на сегодня объединило несколько коллективов и организовало сотрудничество с большинством звезд эстрады России и стран ближнего зарубежья. Самым успешным проектом театра стал музыкальный фильм «Военно-полевой романс» (1998), в котором военно-патриотические песни исполнили Лев Лещенко, Владимир Винокур и Лариса Долина .


Более десяти лет Лев Лещенко работает преподавателем в музыкально-педагогическом институте Гнесиных. Его ученики стали довольно известными на эстраде: Марина Хлебникова , Ольга Арефьева , Катя Лель , Варвара.


За свою творческую жизнь Лев Лещенко выпустил более 10 пластинок, магнитоальбомов и компакт-дисков. За время своей творческой карьеры Лещенко выступил и записал совместные песни с Валентиной Толкуновой и Софией Ротару , Анной Герман и Тамарой Гвердцители .

Лев Лещенко и Анна Герман – «Эхо любви» (1977)

В 2001 году вышла в свет книга Льва Лещенко под названием «Апология памяти». В ней артист рассказал о современниках и о своей жизни. Зимой 2002 года Лев Лещенко получил орден «За заслуги перед отечеством» четвертой степени.


У Льва Лещенко объемный, мягкий, низкий баритон и при этом мужественный и бархатистый тембр. За счет такого голоса и благодаря приятной внешности и обаянию в молодости и среднем возрасте артист был очень популярен. Его имидж контрастирует с напористой и резкой манерой поведения на сцене Владимира Винокура , с котором с 90-х годов певец часто выступает в тандеме. Более того, Лев и Владимир очень дружны, певец даже в шутку говорит, что у них одна мама на двоих.


В 2011 году артист участвовал в телепроекте «Призрак оперы» Первого канала, где певец на профессиональном уровне исполнял романсы и арии из классических произведений. В феврале 2017-го Лещенко устроил концерт в Кремлевском дворце в честь своего 75-летия. Его главные хиты вместе с юбиляром исполнили Филипп Киркоров , Стас Михайлов , Лолита и другие звезды российской эстрады.


В октябре 2017 года знаменитый певец был награжден «За заслуги перед Отечеством» I степени. В этом же году артист выпустил новый диск «Я встречи ждал» Хотя в репертуаре артиста сотни композиций, из которых можно составить огромное количество полноценных концертных программ, Лев Валерьянович продолжает работать над новым материалом. Так, в 2018 году Лещенко выпустил два новых альбома: «Моя последняя любовь» и «Создан для тебя», куда вошли и проверенные шлягеры, и еще не издававшиеся композиции.

Личная жизнь Льва Лещенко

Первой женой народного артиста была певица Алла Абдалова. Они познакомились в ГИТИСе (Лев учился на 2 курса младше), и когда Алла заканчивала пятый курс, поженились. Вместе они спели знаменитый дуэт «Старый клен».

Лев Лещенко и Алла Абдалова – «Старый клен»

В 1974 году в их отношениях наступил кризис, и супруги решили пожить отдельно. Спустя год Лев и Алла дали своему браку второй шанс.

Но в 1977 году, на гастролях в Сочи, Лев Валерьянович встретил, как он потом не раз отмечал в интервью, любовь всей своей жизни. Счастливицей стала студентка Будапештского университета Ирина Багудина (1954 г.р.). Она училась на экономиста по обмену в Венгрии, а в Сочи приехала на каникулы. Девушка не признала в артисте знаменитость, так как уехала в Будапешт в 1971 году, когда Лещенко только начинал путь к славе, и даже приняла его за мафиози, в то время как Лев влюбился с первого взгляда. Ей было 22, ему 34, но разница в возрасте не помешала чувствам, захлестнувшим их с головой.


У студентки были каникулы, и Лев три дня не показывался дома, а когда Ирина улетела обратно в Будапешт, вернулся в квартиру, где обнаружил собранные чемоданы – жена догадалась, что у него роман на стороне. Лев поблагодарил ее за то, что не стала устраивать скандала, и ушел из ее жизни. Им не удалось сохранить дружеские отношения. Через полгода после расставания, как утверждал Лев Валерьянович, Алла умоляла его вернуться, ссылаясь на одиночество и тяготы жизни. А он, оставив квартиру жене, съехал к родителям, по вечерам звонил в Будапешт и даже выучил несколько фраз на венгерском языке, чтобы просить к телефону Ирину, жившую в общежитии. За месяц таких звонков он наговорил на 13 тысяч рублей, сумма по тем временам баснословная – новая «Волга» стоила дешевле.

В 1978 году Лев Лещенко и Ирина поженились. Ради мужа Ирина оставила карьеру и стала помощником режиссера в театре Лещенко. Впоследствии Лев и Ирина не смогли завести детей по состоянию здоровья, но это не повлияло на крепость их брака. В одном из интервью Ирина призналась, что этот факт много лет причинял Льву Валерьяновичу боль, но теперь все в прошлом.


Несмотря на возраст, артист продолжает активно заниматься спортом, увлекается баскетболом, теннисом, плаванием. Он является почетным президентом баскетбольного клуба города Люберцы «Триумф». Лев Валерьянович по-прежнему удивляет супругу. Например, когда они были в Сочи, он пригласил жену прогуляться по пирсу. На глаза ей попалась пришвартованная лодка, а на борту у нее красовалось слово «Ирчи» – так Ирину по-венгерски называли в студенчестве. Оказалось, лодка принадлежала Льву Валерьяновичу.

Лев Лещенко сейчас


Несмотря на возраст, голос Льва Лещенко словно не замечает прожитых годов. Певец следит за ним серьезней, чем за внешностью. Главные три правила артиста: не есть мороженое, не пить водку и не проводить бессонных ночей. Фонограмму Лещенко презирает: «музыка была другая, и даже нынешние поколения ищут эти записи в интернете, чтобы хоть как-то прикоснуться к ней».

В октябре 2019 года Лев Лещенко выступил на благотворительном концерте «Белая трость», в рамках которого слабовидящие дети пели вместе с народным артистами.


В 2019 году Лев Лещенко стал президентом и худруком музыкального фестиваля «Русский бас».

Лев Лещенко - один из самых знаменитых российских эстрадных певцов. Он успешно выступает на сцене уже более 40 лет. Публику интересует биография Льва Лещенко, его личная жизнь, дети и даже карьера. Каждый хочет знать, в чем секрет артиста, который и сегодня продолжает давать по 8−10 концертов в месяц и параллельно занимается «Музыкальным агентством» (так называется созданный им театр).

Юные годы

Родился будущий певец в Москве 1 февраля 1942 года, когда под столицей еще шли жесточайшие бои. Его отец, Валериан Андреевич, был кадровым офицером, прошел Финскую войну. Когда родился Лев, он служил в спецвойсках. Его работа была связана с сопровождением на фронт техники и артиллерии, периодически он бывал дома, но это случалось редко.

Как рассказывает сам Лев Лещенко, мать Клавдия Петровна боялась, что не сможет добраться до больницы - столицу сильно бомбили. И Лев родился дома, его помогли принять соседки. Через два года Клавдия Петровна умерла, ей было всего 29 лет. Сестра Льва, Юлия, была постарше, но она не могла справиться с ребенком. И его воспитывала бабушка по материнской линии, а затем уже вторая супруга его отца.

Но несколько лет Лев жил с отцом в военной части под Москвой. За мальчиком присматривал старшина Андрей Фисенко, о котором певец до сих пор вспоминает с теплотой. Он рассказывает, что рос как сын полка. Так, Лев, подражая взрослым, делал зарядку, носил маленькую гимнастерку и пилотку. Вскоре, впрочем, отец женился второй раз, и семья переехала в Сокольники.

С мачехой у Льва сложились хорошие отношения. Молодая жена отца, Марина, очень любила ребенка, поощряла его занятия музыкой. Вообще, семья Лещенко была очень музыкальной. А сам будущий певец:

  • пел в хоре местного Дома пионеров;
  • играл в духовом оркестре;
  • увлекался плаванием;
  • занимался в кружке художественного слова.

Ему повезло - хормейстер оказался хорошим специалистом, который сразу рассмотрел подлинный талант и уговорил мальчика отказаться от всех кружков в пользу пения.

В автобиографии Лев Лещенко указывает, что сразу после школы в 1959 году начал трудовую деятельность. Сначала он был рабочим сцены в Большом театре, потом год проработал слесарем на заводе точных измерительных приборов. Затем певца призвали в армию, службу он проходил в танковых войсках, дислоцировавшихся в Германии.

Начало карьеры и личная жизнь

Еще до призыва Лев Лещенко пытался поступить в ГИТИС, хотел учиться на отделении музыкальной комедии, но ему это не удалось. И как ни удивительно, начало его карьеры связано со службой в армии, где он стал солистом ансамбля песни и пляски. Лев не только пел в ансамбле, но и выступал с сольными номерами, даже читал стихи, а свободное время тратил на подготовку к вступительным экзаменам.

В 1964 году ему удалось поступить в ГИТИС, и началась весьма интенсивная учеба - параллельно Лев работал в Москонцерте, во время летних каникул гастролировал с концертными бригадами по всей огромной стране. Вспоминая молодость, певец с удовольствием рассказывает о своих путешествиях.

Тогда же он познакомился со своей будущей женой Аллой Абдаловой. Она училась тремя курсами старше, и все говорило о том, что ей суждена успешная карьера. Молодые люди поженились, Аллу пригласили в ансамбль Утесова, а Лев работал в Театре оперетты. Сначала молодые люди жили с родителями, но потом смогли переехать в кооперативную квартиру.

Тем временем Лев ушел на радио (в 1970 году он стал солистом-вокалистом ГостелерадиоСССР - в ту эпоху это многое значило). Такая работа требовала времени и сил. Помимо обязательных выступлений у микрофона, были еще фондовые записи, и Лев исполнял и народные песни, и романсы, и вокальные сочинения советских и зарубежных композиторов.

Понемногу певец начал завоевывать популярность, начались зарубежные гастроли. В 1972 году Лев становится лауреатом проходившего в Болгарии конкурса «Золотой Орфей», а чуть позже выигрывает престижный конкурс в Сопоте с прекрасной песней «За того парня».

После этого его чаще приглашают на телевидение, он становится по-настоящему знаменитым. А в 1975 году, к 30-летию Победы, он исполняет одну из лучших своих песен, которая до сих пор является символом праздника - «День Победы», написанную В. Харитоновым и Д. Тухмановым.

Личная жизнь

Первая жена Лещенко завидовала успеху супруга. Ее собственная карьера не задалась, и она тяжело переживала достижения мужа - так часто бывает в артистической среде. Возможно, рождение ребенка смогло бы что-то изменить, но детей у супругов не было. В своих интервью певица рассказывает, что сделала несколько абортов, поскольку супруг проявил безразличие к этому вопросу и разрешил ей поступать на свое усмотрение.

Когда она сделала последний по счету аборт, то узнала, что у нее могли бы родиться близнецы - впрочем, обо всем этом известно только со слов певицы. А вскоре Алла просто начала подозревать мужа в супружеской неверности , причем безо всякого повода с его стороны.

Впрочем, в 1976 году повод все-таки появился. На гастролях в Сочи друг познакомил его с 22-летней студенткой Ириной. Она училась в университете в Будапеште, в Сочи приехала отдыхать с подругой. Разница в возрасте была солидной - практически 12 лет. Но между молодыми людьми словно пробежала какая-то искра, и буквально через несколько дней знакомства Лев вернулся домой только для того, чтобы забрать вещи и сообщить Алле новость. Жена уже обо всем догадалась и отпустила его удивительно мирно , учитывая предыдущие скандалы.

С этого момента начались отношения с Ириной. Правда, полуофициальные, поскольку развестись с супругой официально Лев решил только в 1978 году. Все это время они с Аллой были расписаны, хотя жить Льву Валерьяновичу приходилось у родителей, в одной квартире с семьей своей сестры, что уже само по себе было нелегко. Дальнейшая жизнь Аллы сложилась не слишком удачно, но произошло это в 1990-е годы, которые ломали и более крепких людей.

Все это время Ирина жила в Будапеште, продолжала учебу, правда, старалась почаще приезжать в Москву, а потом сопровождала Лещенко на гастролях в Новосибирске. В 1978 году Ирина и Лев расписались, и с тех пор они не расстаются. Сами супруги утверждают, что секрет их крепкого брака заключается в том, что они просто не занимаются бесконечным выяснением отношений.

Кроме того, Лев предоставил жене полную свободу действий. Ирина отказалась от карьеры, полностью посвятила себе семье, но при этом у нее всегда было много увлечений. В перестроечные времена она даже научилась шить. И делала это прекрасно, на гораздо более высоком уровне, чем большинство любителей. Она даже могла шить мужу смокинги и костюмы в те времена, когда достать такие вещи было невозможно.

К сожалению, детей у пары не было. И на несколько бестактные вопросы журналистов супруги всегда отвечают, что у них и так большая семья, ведь у Льва еще есть сестры - Юлия и Валентина, племянники с их семьями и так далее.

Тяжелые 90-е годы

В 1980-1989 годы Лев вел интенсивную концертную деятельность. Несколько песен он исполнил в дуэте с Валентиной Толкуновой, были и композиции, записанные в дуэте с Людмилой Сенчиной, Софией Ротару, другими прекрасными певицами.

Многие песни, ставшие классикой советской и российской эстрады, несколько поколений знают только в его исполнении. Но начинались тяжелые перестроечные времена. В конце 1980-х и начале 1990-х годов в эфир хлынула совсем другая музыка:

  • новые для Советского Союза стили, рассчитанные на молодежь;
  • шансон;
  • попса.

Ни в тот, ни в другой формат творчество Льва Валерьяновича не вписывалось. И как начинать строить карьеру заново в 50 лет, он просто не знал.

Однако ему помогли друзья организовать юбилейный вечер в концертном зале «Россия», запись этого концерта показывали по телевидению, рейтинги были весьма солидными, и певец понял, что ему еще рано прекращать творческую деятельность. Тем более, что вскоре родилась новая идея. На юбилее Геннадия Хазанова он предстал в новом амплуа. Шуточную сценку Лев Валерьянович разыграл вместе со своим другом, Владимиром Винокуром.

И неожиданно дуэт Вовчика и Левчика очень понравился зрителям. Впрочем, это неудивительно, с учетом того, что текст им написал Аркадий Хаит, да и сами друзья всегда были талантливыми исполнителями.

Какое-то время Лев пробовал себя в новом жанре, затем вернулся к концертной деятельности, поскольку считался юмористические сценки несколько легковесными.

Настоящее время

Сегодня Лев Лещенко все так же пользуется популярностью. Он прославился благодаря мягкому объемному баритону и приятной манере держаться на сцене. Впрочем, в молодости поклонниц привлекала романтическая внешность певца и его высокий рост (1,8 м). Конечно, в XXI веке концертное исполнение в стиле Льва Лещенко могло бы показаться несколько устаревшими. Тем не менее, именно благодаря ему певец переживает новый всплеск популярности, поскольку воплощает собой живую легенду советской эстрады.

В настоящее время Лев преподает в знаменитой «Гнесинке», причем многие из его учеников и сами успели прославиться на отечественной эстраде.

Лев Валерьянович не отстает от времени:

  • ведет свой блог в Инстаграме;
  • выступает в различных шоу;
  • иногда появляется в клипах и проектах молодых исполнителей, в том числе и юмористических;
  • в 2001 году выпустил книгу, в которой рассказывает о выдающихся спортсменах, политиках и артистах, с которыми был знаком.

Лев Валерьянович Лещенко родился 1 февраля 1942 года в Москве в семье кадрового военного. В детские годы ему было непросто. Это были голодные послевоенные времена. Рос на тот момент Лев в Сокольниках. Его мать умела, когда ребенку был 1 год от болезни горла. Отец женился в 1947 году на хорошей женщине, которая воспитала Льва, как родного сына в любви, внимании и заботе.

Детские годы и учеба

Будучи маленьким, Лев часто посещал с отцом его воинскую часть. По этой причине его называли сыном полка. Рос он активным, а потому за ребенком присматривал старшина А. Фесенко. Сослуживцы отца Лещенко стали для мальчика заменой родной семьи. В 4 года Лев носил военную форму и умел ходить строем, а кушал он исключительно в солдатской столовой.

Ему еще в детские годы стал нравится Утесов. Он восхищался песнями советского артиста. Тогда-то он и стал задумываться о том, чтобы начать творческую карьеру.

Правда, у него были сомнения на тот счет, кем стать в будущем – актером или же певцом. После он стал посещать хор и драматический кружок в местном ДК пионеров. Спустя несколько месяцев подросток был активным участником разных столичных смотров и конкурсов.

Закончив обучение, Лев решил поступать в театральный. Он подал документы во все столичные ВУЗы, но экзамены сдать не смог, а потому отправился служить в армию. Отправили его в Германию. Вернувшись домой, он решил вновь попробовать стать студентом и его попытка удалась.

Лещенко стал студентом ГИТИСа. Его наставниками стали Анатолий Эфрос, Борис Покровский, Андрей Гончаров, Георгий Ансимов, Юрий Завадский.

Работа в театре

Уже после окончания средней школы, Лев стал работать в театре. Но так как экзамены были провалены, то работал он простым рабочим. В 1960 году он много времени проводил в театре. Днем он занимался должностными обязанностями, а по вечерам сидел на галерке, смотря на постановки.

Когда он был студентом второго курса ГИТИСа, Лещенко был принят в труппу Театра оперетты. Он предстал в первой для себя роли – грешника в постановке «Орфей в аду». На самом деле ему нужно было сказать только два слова: «Пустите погреться». Но даже этот опыт он вспоминает с теплой улыбкой на устах.

В 1990 году Лев Валерьянович стал основателем театра «Музыкальное агентство». За время работы удалось выпустить много картин и программ. Среди них: «Военно-полевой романс», «10 лет МЧС России», «STAR и млад».

Музыкальная карьера

Лещенко всегда отличался мягким, бархатистым голосом с высоким диапазоном. Впервые он выступил на конкурсе Гостелерадио СССР в 1970 году. В последующем демонстрировал свой талант в песне «За того парня» на фестивале в польском городе Сопот. С той поры, как он стал победителем этого мероприятия, о нем стали говорить во всем СССР.

В последующем его песня «День Победы» стала известна. Ее решено было исполнить 9 мая 1975 года. Даже спустя ни один десяток лет ее можно услышать в бывших странах СССР в канун этого славного праздника. Написал ее для Лещенко Д. Тухманов.

Репертуар артиста большой, он регулярно пополняется хитами. Среди них стоит отметить такие композиции, как:

  • «Журавли»;
  • «Спасибо вам за тишину»;
  • «Притяжение земли»;
  • «Я вас люблю, столица»;
  • «Соловьиная роща»;
  • «Родная земля».

Выступал Лещенко и на закрытии Олимпиады в 1980 году. Он исполнил композицию «До свиданья, Москва, до свиданья», а весь стадион Лужники ему подпевал.

В 1980 году получил орден Дружбы народов, в 1983 году получил звание Народного артиста РСФСР. В 1985 году был отмечен орденом «Знак Почета». Тогда же вышел первый клип Лещенко на песню «Старый трамвай», коллекция видеоработ после пополнилась: «Там», «Ни к чему», «Почему ты мне не встретилась?», «Москвичи» и другие.

Спустя 14 лет на площади Звезд ГЦКЗ появилась его именная звезда. Артист поет сольные композиции, но и участвует в дуэтах с группами и музыкантами. На его счету совместная работа с коллективом «Мумий Тролль» — «Прощай», с группой «Лицей» — «Москвичи» и «День победы», с Софией Ротару «Гей, славяне», с Анной Герман «Эхо любви» и многие другие именитые композиции.

Интересные заметки:

В 2014 году Лещенко выпустил дуэт с Аленой Свиридовой под названием «Я прошу тебя простить». Всего на счету артиста больше 10 альбомов. Основной жанр певца – военно-патриотический.

Также стоит отметить, что Лев Валерьянович является преподавателем в Российской академии им. Гнесиных. Его воспитанниками стали многие популярные артисты современной эстрады.

В 2017 году Лев Лещенко дал концерт, приуроченный к его 75-летию. Музыкант провел его в Кремле. Показывали мероприятие по Первому каналу. Также он выступил на концерте в память об А. Поперечном, был жюри на 10-м Международном конкурсе «Детская Новая волна».

Лев Валерьянович старается не остатавать от современных традиций и моды. У него есть собственный сайт, там можно узнать о новостях из жизни артиста. В 2017-2018 годах Лещенко презентовал несколько альбомов: «Я встречи ждал…» и «Моя последняя любовь».

Также является жюри с 2018 года в ТВ-проекте «Голос 60+». Премьера нового музыкального шоу, ориентированного на пожилых людей, состоялась в начале сентября на Первом канале.

Работа в кино

Впервые Льва Лещенко можно было отметить в фильмах «Путь в Сатурн» и «Софья Перовская» в 1967 году. В 1975 году артиста пригласили на главную роль в фильме «Ищу зарю».

В 2005 году Лев Валерьянович снялся в сериале «Обреченная стать звездой». В 2010 году принял участие в комедии «Зайцев! Жги». Также артиста часто можно увидеть на съемочных площадках мюзиклов. К примеру, «Старые песни о главном».

Личная жизнь

В 1976 году состоялась роковая встреча для Льва Валерьяновича с девушкой по имени Ирина. На тот момент ему было 34, а ей 22. Ирина училась в Будапеште, а потому ничего не знала о творчестве певца. Их встреча состоялась в Сочи в лифте, тогда Ирина приняла его за местного бандита. На следующий день она улетела в Москву, но Лев не хотел ее так просто отпускать, а потому отправился следом за любовью всей своей жизни.

На тот момент Лещенко состоял в браке с Альбиной (Аллой) Абдаловой, с которой был знаком со времен ГИТИСа. Она была одной из лучших на потоке и училась на 2 курса старше. Изначально она хотела быть классической певицей, но из-за Лещенко осталась на эстраде. Вместе они пели в дуэте и часто гастролировали.

Карьера Льва Лещенко набрала обороты, а Алла осталась в тени, а вскоре их пути и вовсе разошлись. Роман с Ириной стал поводом для развода. Сплетни быстро дошли до Альбины, а потому она выгнала Лещенко из дома.

В 1977 году Ирина и Лев сыграли свадьбу. Ради него девушка оставила карьеру дипломата и стала помощником режиссера в театре «Музыкальное агентство», свободное время посвятив сыну.

Детей у них так и не было. Врачи вынесли неутешительный диагноз – бесплодие уже в 1978 году. Но этот факт не помешал паре быть счастливыми. Лев Валерьянович рад, что личная жизнь сложилась именно так. Он уверяет, что всегда был верен Ирине.

Хобби и увлечения

Льву Лещенко всегда был интересен спорт. Он увлекается баскетболом, волейболом, плаванием. Некоторое время он был на должности президента баскетбольного клуба, действующего в Люберцах, под названием «Триумф». Но, когда команда переехала в Петербург, он расстался с этой должностью.

Дискография Льва Лещенко

Год Название
1971