Философов экзистенциалистов. Экзистенциализм: кратко о философии Экзистенциализма

Экзистенциальная философия - это направление, родившееся достаточно давно, но окончательно оформившееся только в 20 веке. Эта наука изучает внутренний мир человека, неразрывно связанный с самим существованием. Чем экзистенциализм отличается от других философских подходов? Во-первых, тем, что это направление не отделяет субъект от объекта, а рассматривает человека в контексте бытия. Во-вторых, экзистенциализм не ставит личность над жизненными и глобальными проблемами, но изучает ее во взаимодействии с трудностями. Такая философия иррациональна. Это не какое-либо знание, но информация, которая понята, принята и прожита.

Почему возникла экзистенциальная философия? Ее рождение было достаточно предсказуемым. 20 век - время фантастически быстрых изменений во всем мире, ужасных войн. Однако это также век сверхбыстрого роста прогресса. Далеко не всем был по душе прорыв в науке и технике. Люди стали превращаться в «винтики», необходимые для функционирования огромной машины под названием государство. Личность человека уменьшила свое значение.

Экзистенциальная философия - это как раз наука об индивидуальности. Она рассматривает внешние события через внутренний мир человека. Не удивительно, что эта философия привлекла к себе множество последователей.

«Прародителем» этого направления является Именно он сформулировал идею, в которой внутреннее плавно перетекает во внешний мир, и эти два понятия неразрывно связанны друг с другом. Кроме того, на развитие экзистенциализма повлиял и другой немецкий философ На данный момент самыми известными представителями данного направления являются Альбер Камю, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Габриель Марсель и многие другие.

Экзистенциальная философия ставит на важное место в своем учении конечность жизни человека. Это определенный цикл, у которого есть начало и завершение. Человек, в данной философии, может менять свое бытие, но и одновременно жизнь оказывает влияние на его разум, взгляды. Она обуславливает личность с детства. Подобная трансформация обоюдна.

Экзистенциальная философия и ее разновидности на данный момент не теряет своей актуальности. Мало того, это направление совершенствуется и дополняется. Рассмотрим разновидности данной философии. Во-первых, это экзистенциализм, изучающий неповторимость человеческого бытия, как во внешних, так и во внутренних аспектах. Во-вторых, рассматривающий индивидуума и его творчество как высшую ценность. В-третьих, это которая всесторонне изучает сущность и природу личности. Это направление объединяет в себе многие науки, такие как биология, социология, психология и другие.

Реакция человека на кризисные ситуации - это одно из ключевых мест такого учения, как экзистенциализм. Философия не отделяет личность от событий, но глубоко изучает ее с их помощью. Именно поэтому, экзистенциализм еще долго не потеряет своей актуальности. Изучение этой науки поможет понять свое место в этом мире, рассмотреть способы взаимодействия с ним. Разумеется, экзистенциальная философия также не преуменьшает важность коммуникации. Рассматриваемая наука изучает и взаимодействие между двумя людьми, и влияние общения и окружения на личность. Экзистенциальная философия также глубоко анализирует деятельность и творчество человека. Это направление чрезвычайно обширно и затрагивает множество вопросов. Взгляды философов, придерживающихся экзистенциального подхода, также очень различны. Однако, в любом случае, изучение подобной науки полезно не только в теоретическом плане, но и непосредственно в жизни.

Сайт - незаменимый помощник для студентов и школьников, который позволяет быстро создавать и получать доступ к шпаргалкам или другим заметкам с любых устройств. В любое время. Абсолютно бесплатно. Зарегистрироватся | Войти

На смену «философии жизни» приходит экзистенциализм – «философия существования» - субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в. Наибольшее распространение экзистенциализм получил в Германии (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер ) и во Франции (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю ). В России это направление представляли Н.Бердяев и Л.Шестов . Идеи экзистенциализма оказали большое влияние на литературу, театр, кино, многие его представители – люди искусства.

Центральная категория этого направления – экзистенция (существование). Основная идея – человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность – это существование «своего Я» - то есть переживание своего бытия в мире, того, чем Я являюсь для самого себя. Философия экзистенциализма носит индивидуалистический характер. (В пьесе Сартра «Запреты» трое преступников после смерти попадают в ад, который представляет собой комнату в дешевой гостинице, где все время горит яркий свет, нет зеркала и невозможно остаться одному. Ад – это другие, заявляет один из грешников.)

В реальном бытии человек постоянно находится перед лицом страха, беды – т.е. в «пограничных ситуациях», поэтому его естественные состояния – это тревога, страдание, вина, страх, боль.

Страх – главный принцип жизни человека. «Предметом страха является мир как таковой» (М.Хайдеггер). Страх разобщает людей и, следовательно, дает возможность полного проявления индивидуальности.

Важнейшая категория экзистенциализма – «смерть». Жизнь абсурдна, бессмысленна, и поэтому осознание своей смертности дает человеку ощущение свободы, неповторимости. А.Камю в «Мифе о Сизифе» писал: «есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве». Возможность самоубийства он рассматривает как доказательство свободы человека о внешних сил.

Основной вопрос философии Камю формулирует так: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?». В решении этого вопроса в экзистенциализме выделяются 2 направления: 1) религиозное (Ясперс, Бердяев), представители которого видят возможность обретения свободы через Бога и 2) атеистическое (Хайдеггер, Сартр) – видят возможность обретения свободы только в сфере собственного сознания, которое и является истинным бытием.

В то же время установки экзистенциализма предполагают и ответственность человека за мир. Человек свободен в выборе своих возможностей и ответственен за этот выбор.

Философию представители этого направления ставят выше науки, т.к. она является осмыслением экзистенции. В статье Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» он связывает с философией экзистенциализма надежду на жизнь в абсурдном мире.


Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений.

Сегодня невозможно изучать сложные политические процессы, не учитывая взаимодействие общественных (гуманитарных) наук.

1) Политология тесно связана с экономикой. Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических...

Русский язык и культура речи

1. ЭЛЕМЕНТЫ И УРОВНИ ЯЗЫКА

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит. В большинстве языков мира выделяются следующие единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Единицы языка неоднородны по своему строению: простые (фонемы) и сложные (словосочетания, предложения). При этом более сложные единицы всегда состоят из более простых.

Самая простая единица языка – это фонема, неделимая и сама по себе...

ФИЛОСОФСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

Общая характеристика экзистенциализма.

Философия существования или экзистенциализм (от позднелат.exixtentia – существование) выступила в XX в. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. В одной из самых распространенных и влиятельных социальных концепций. Процесс возникновения и оформления растянулся на несколько десятилетий. Это были 20-е – 50-е годы ХХ в.

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции.

Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная , которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая – М. Хайдеггер. Ж.-П.Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией , или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия. Экзистенциализм возникает в 20 веке, в период общей беспокойности и войн (немецкий - в первую мировую войну, французский - во вторую мировую войну), и отражает самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью,бытием и небытием. Если говорить о истории возникновения экзистенциализма, о философских идеях и размышлениях, положенных в основу экзистенциализма, то можно сказать, что первым представителем данного направления и философской антропологии можно считать Сократа. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула "Познай самого себя!" Философы-экзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в собственно-литературной форме (романы, эссе, пьесы), хотя им не была чужда и определённая философская методология - так, все они в большей или меньшей степени опираются на феноменологию Э.Гуссерля.

Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма.

2.Немецкий экзистенциализм (К.Ясперс, М. Хайдеггер)

В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969 В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора.

Ясперс рассматривал ставшую уже традиционной, но и поныне актуальную проблему соотношения научной деятельности, способствует преодолению в ней узости, доктринерства и догматизма. Философия устанавливает истину, а не пресловутую «научную точность». Наука питает философию результатами своих исследований, данными опыта и теоретическими открытиями. К особенностям научного знания, отличного от философского, было отнесено то, что наука познает не само бытие, а отдельные вещи; наука не обладает способностью направлять жизнь, устанавливать ценности и решать проблемы человека; экзистенция науки основана на импульсах, а не на поисках собственного смысла.

Поисками смыслов, прояснением экзистенции занимается именно философия. Она позволяет преодолеть ограниченность анонимного научного рационализма, игнорирующего мораль и религию, и иррационализма, который ориентируется на чувства и опьянен витальностью. Даже науки о человеке, например, психология изучают его наряду с другими предметами, выводя экзистенцию «за скобки». Философская истина укоренена в индивиде, единичной экзистенции. Человек уникален и истина уникальна: Я - моя истина.

Проясняя экзистенцию, философия, по Ясперсу, одновременно устанвливает ее историчность. Все имеет свое начало, свой подъем и конец. Ничто не вечно, все истощается и угасает, экзистенция – тоже. Человечество в целом есть жизненный процесс. И оно « растет, достигает расцвета, стареет и умирает… Из аморфного материала, близкого к природе человечества, формируются культуры как исторические образования, которым свойственны закономерность развития, жизненные фазы, начало и конец». Ничто не может оставаться самим собой. Об этом свидетельствует все сущее: разорванное бытие, господство раздора, повсеместность противоречий, сама экзистенциальная структура человека, который не способен реализовать свою собственную сущность совершенным образом.

Человека, по Ясперсу, надо понять как экзистенцию. Это центральное понятие экзистенциализма.

Экзистенция – это в отличие от эмпирического бытия человека, «сознания вообще» и «духа» есть такой «уровень» человеческого бытия, который уже не может стать предметом рассмотрения науки. «Экзистенция,- пишет Ясперс, - есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления действия, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается».

С точки зрения Ясперса, экзистенция неразрывно связана с «ТРАСЦЕНДЕНЦИЕЙ», с богом. «Экзистенция, - пишет Ясперс, - нуждается в другом, а именно в трансцеденции, благодаря которой она, не создающая сомою себя, впервые выступает как независимый источник в мире; без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством».

КОММУНИКАЦИЮ рассматривает Ясперс как один из основных моментов экзистенции. «Сравнение человека с животным, - пишет он, - указывает на коммуникацию как на универсальное условие человеческого бытия. Она настолько есть его всеохватывающая сущность, что все то, что есть человек и что есть для человека… обретается в коммуникации…»

Поскольку не существует экзистенции вне коммуникации, постольку – согласно выше рассмотренной тождественности экзистенции и свободы – вне коммуникаций не может быть и свободы. Вступление в коммуникацию – разумеется, экзистенциальную – является условием свободы личности.

С точки зрения Ясперса, коммуникация – это не то общение, в котором человек играет определенные социальные роли. В экзистенциональной коммуникации обнаруживается, что такое сам «актер», кто играет разные роли.

Экзистенция, по Ясперсу, не может быть опредмечена, но она может «сообщаться с другой экзистенцией», и коммуникация , возможность сообщения с другим индивидом, возможность быть понятым, услышанным и является критерием, по которому свободу и экзистенцию можно отличить от произвола и своеволия.

Крупный мыслитель ХХ в.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) – один из основоположников немецкого экзистенциализма. Можно без преувеличения сказать, что подлинным основателем немецкого экзистенциализма был он.

Одновременно он был привержен и к феменологии, будучи учеником ее основателя в Германии Э. Гуссерля. Поскольку философа более всего занимал фундаментальный вопрос о бытии, который он исследовал всю свою творческую жизнь, его следует отнести и к наиболее известным специалистам в области онтологии, т.е. учения о сущем.

Немецкое издание произведений Хайдеггера включает около 100 томов. Среди опубликованных им ранних работ можно выделить в первую очередь «Бытие и время», именно ее появление в 1927 г. приобрело широкую известность не только в Германии, но и в других европейских странах, и ознаменовало возникновение нового направления, выявление его специфической программы.

Коренную проблему экзистенциальности человека философ рассматривал через призму отношения «истины бытия к существу человека». Для уяснения сути вопроса вводится понятие «присутствие» или здесь – бытие, наличное бытие. В метафизике это понятие употребляют для того, что «называют также existential, действительность, реальность и объективность».

Немецкий мыслитель полагал, что «присутствие» это и опыт места, местности истины бытия и его осознание. Экзистирует, существуя, обладая сознанием, только человек, а не скала, не дерево, не лошадь, не ангел и не бог.

«Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном». Способ Dasein – экзистенция, в которой воплощается природа и сущность человека.

Философия существования (экзистенциализм) Хайдеггера предполагала включение человека в его общественную среду, определенную историческую эпоху. Сущностный образ эпохи дает философия своим истолкованием сущего и пониманием истины. К сущностным характеристикам Нового времени он отнес пять явлений: науку; машинную технику; искусство как выражение жизни человека; культуру как реализацию верховных ценностей; обезбожение, когда «боги улетучились. Возникшая пустота заменяется историческим и психологическим исследованием мифа».

Хайдеггер указывал на «бытие-в-мире» как интерпретацию экзистенции, основополагающую черту человечного человека, homo humanus.Однако бытие бросило сущего человека в «заботу». Следовательно, мир «есть просвет бытия, в который человек вступает своим брошенным существом». Субъективное бытие человека оказывается одиноким, неустроенным.

Экзистенцию человека невозможно понять вне философии, а ее саму – без человека. Мы в своем философствовании не удостоверны. Философия по своей внутренней природе не обладает этим свойством, «коль скоро она человеческое дело. Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Ее истина есть, по существу, истина человеческого присутствия. Истина философствования укоренена в судьбе человеческого присутствия. А это присутствие сбывается в свободе». Так учение о бытии вывело Хайдеггера на теорию познания, авторскую концепцию истины, а через нее - к трактовке свободы человека как фундаментального признака его экзистенции.

Сама она выступает как неподлинная, когда человек поглащается массой, по-своему, анонимно представляющей его индивидуальность. Когда у человека имеется свобода выбора, он ее реализует. Есть, однако, одна возможность, игнорировать которую не дано ни одному живому существу, включая человека. Она становится необходимостью, и это – смерть. Ее осознание исторично и конкретно. Когда человек оказывается в пограничной ситуации между жизнью и смертью и осознает невозможность дальнейшего существования, он обретает свое подлинное бытие. Человек становится свободным от другого выбора перед лицом собственной смерти. Бытие – к -смерти выступает как одна из основных форм подлинной экзистенции.

Хайдеггер в своем главном труде «Бытие и время» подчеркивал, что субстанция человека «есть не дух как синтез души и тела, но экзистенция». А неподлинность индивидуального человеческого существования он детерминировал наличием в обществе мрачного «господства других».

Данное господство он выразил в анонимной форме посредством выдвижения обобщенной фигуры «Man» (Человек), которая устанавливает собственную диктатуру над индивидами, подавляя их свободу, волю и т.п. Хайдеггер писал, что «Человек» не есть «ни тот, ни этот, ни оно само, и не единственный и ни сумма других». По существу, этот образ – слепок с реальной жизни подлинных отношений людей в тоталитарном и авторитарном государстве.


О философии кратко и понятно: ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Все основное, самое главное: очень кратко про ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Экзистенциализм, или философия существования, - одно из направлений современной философии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. - П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно различают религиозное и атеистическое направления.

Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него. Только тогда оно становится бытием человека. Для преодоления психологизма в таком понимании бытия в экзистенциализме бытие наполняется понятием трансцендентного переживания. Следовательно, это не переживание отдельного существа, а экзистенция (существование). Экзистенция трансцендирует бытие его конечностью, т. е. смертностью. Таким образом, трансцендирование - это выход за пределы существования человека.

В рамках разных направлений трансцендирование понимается по-разному. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное - это Бог, для М. Хайдеггера трансцендентность - это реальность, но ее невозможно осмыслить рационально.

В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Экзистенциализм провозглашает гуманистически-натуралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.

Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцендентальность, т. е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разными представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности. Г. Марсель и К. Ясперс утверждают, что свободу можно обрести лишь в Боге. Для Ж. - П. Сартра, у которого трансцендентальность есть ничто, т. е. нигилистическое понятие, свобода есть отрицательность по отношению к бытию. Эту отрицательность он называет эмпирической данностью. Человек свободен в том смысле, что он сам желает, намеревается, проецирует свое бытие и себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности. А ее сущность в идеале - в полной независимости от того, что есть. Но в этом случае свобода становится формой проявления крайнего индивидуализма.

Свобода в философии экзистенциализма предстает своеобразным бременем, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Бременем является и выбор. Человек может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать, как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.

Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.

......................................................

Фотограф Andrea Effulge

Философия экзистенциализма

Философия экзистенциализма (латинское existentia - существование, или латинское exsistere - существовать, выступать, становиться) - не конкретная философская концепция, а, скорее, совокупность различных идей общей направленности, которые сформировались как теоретический ответ пессимистическим взглядам на бытие, существование и жизнь, как бы оппонирующим концепциям, провозглашающим счастье в жизни и изначальное хорошее её основание, и противоположным фактам страдания существования и жизни.

Основателем экзистенциализма считается Кьеркегор, который критиковал современный ему романтизм и диалектику Гегеля, причём в многом методами несколько изменённой этой самой диалектики. Так, по Кьеркегору, экзистенциализм рассматривает оптимизм личности и убеждённость в истинности счастья в жизни как заблуждение, самообман. Лишь осознав перманентное страдание личности в мире, разум может считаться здоровым. Взгляды этого мыслителя в многом религиозны, да что уж там, они в основном религиозны и совпадают с христианской философией. Например, Кьеркегор считал, что душа первично и, разумеется, существует, а тело вторично, сама же личность человека является синтезом этих двух начал - вечного и временного, свободного и ограниченного. Уже в этом прослеживается ненаучный взгляд, без аргументации заявляющий вечность и свободу души и прочее. В этом синтезе личность в процессе своего существования проходит или должна пройти три основные стадии:

  • Эстетическую, в которой она наслаждается бытием, существованием и жизнью в различных формах, но, пресытившись удовольствиями и поняв их временность, сознательно переходит к следующей стадии;
  • Этическая стадия наступает, когда личность добровольно подчиняет себя определённой морали, возлагает на себя долг и благородные обязательства;
  • Религиозная стадия - это понимание личностью перманентного страдания и бренности чуждого ей мира, в который она помещена. Кьеркегор утверждал, что лишь служением богу личность может освободиться от страдания в мире, полном зла. Но если она попытается самообманом, например, деградацией в другие стадии, освободится от страдания, то прекратит свою религиозность, то есть служение богу. Страдание - это расплата перед богом за спасение (чистый христианский постулат).

Эти стадии, по Кьеркегору, иллюстрируют прохристианские и ненаучные взгляды философа, тем не менее, именно его концепция считается основанием философии экзистенциализма. Не удивительно, что этот мыслитель выступал также против философии рационализма, для него истина представлялась субъективным феноменом, а критерием истинности была убеждённость в своей правоте, то есть фанатизм.

Кьеркегоровская экзистенциальная философия называла задачей существования (экзистенции) то же самое, что и оригинальная христианская философия - служение богу; более того, выдвигала совпадающие постулаты о жизни как страдании, невозможности избегнуть этого страдания иначе как самообманом и прочее. И что немаловажно, Кьеркегор заявлял о принципиальной невозможности научного исследования бытия и существования, поэтому не задавался проблемами аргументации, в своих работах он просто высказывал своё мнение о проблемах бытия человека.

К счастью, философией экзистенциализма занимался не только Кьеркегор, проблемой экзистенции задавались Камю, Сартр, Хайдеггер, Бердяев, Пачи и другие. Однако, их концепции и взгляды на экзистенциальную философию хоть и различны в критериях, выводах и категориях, но имеют общую смысловую окраску, тональность, которая подтверждает суть этой философии как теоретический ответ «духу времени» и кризису человечества, в том числе, после Первой мировой войны.

Если ранее существование (экзистенция) человека представлялась как процесс, управляемый разумом и его трудом по познанию мира, способностью к рациональному прогнозированию и управлению процессами среды, в том числе социальной, то после мировой войны пришло мнение, что человек - хрупкий осколок в бушующей стихии мира, и весь его рационализм не гарантирует управляемости или хотя бы достойного прогнозирования процессов бытия. Разрешить эти новые для разумного человека проблемы в заново открытом стихийном мире и попытался комплекс идей и концепций философии экзистенциализма.

Ключевые понятия философии экзистенциализма - это сама экзистенция, то есть существование и сущее, которые рассматриваются как мост к понятию бытие; а поскольку речь идёт прежде всего о человеке, то и понятие жизнь тесно связано с этой философией. Если можно назвать сутью попытку сведения вместе совокупность нескольких философских концепций, исследовавших определённые предметы, тогда у экзистенциализма она заключается в переживании, осознании, отношении разума и человека к своему существованию, его критериям, причинам, сути и следствиям. Из-за того, что эти переживания в многом индивидуальны, сфокусировать на чём-то определённом им проблематично; так, источником называли надежду, страдание, страх, осознание долга или вины, и многое другое. В отличие от психологии, для которой это мотивационные черты личности, для экзистенциализма это сам человек, его сущее. В индивидуальном переживании своего существования определяется бытие личности; как известно, критерий бытия - это осознание существования, то есть то самое рациональное переживание, заявление отношения и связей личности, и факта её существования. То есть, научный поиск философии экзистенциализма заключается в исследовании как самого существования, так и бытия, через осознание первого.

Экзистенция в философии

Однако экзистенция - это не синоним существования; Хайдеггер на основании феноменологии Гуссерля сформулировал краткое определение экзистенции, которую назвал интенциональное (смыслообразующее стремление, намерение) бытие, то есть восприятие окружающей реальности и самой личности её бытием, и наоборот - взаимодействием реальности с носителем бытия. Разум, человек разумный - это тот, кто осознаёт бытие, а бытие - это осознанное существование. Простое к пониманию, стройное, аргументированное и логичное описание двух ключевых понятий экзистенциальной философии в их взаимосвязи.

Так же мыслителями были сделаны вывод о том, что:

  • Экзистенцию нельзя исследовать как сторонний наблюдатель, будучи разумным существом - человеком;
  • Экзистенцию нельзя конкретизировать и сгруппировать, а затем подвергнуть исследованию;
  • Экзистенция каждого индивида предстаёт онтологической загадкой, или частной научной проблемой;
  • Экзистенция проявляется только при взаимодействии субъекта и мира, среды.

Таким образом, проблема человека в философии экзистенциализма опровергает в исследовании разума и человека совершенную отстранённость, стороннее наблюдение; исследователь так или иначе участвует в процессах бытия, а сама философия является со-бытием. Само же описание экзистенции принимает форму обозначения разума и его бытия фактами его существования, например, «я есть мои переживания», «я есть мои идеалы», «я есть мой труд» и так далее.

Научная проблема исследования экзистенции в её ограниченности в времени, осознание и переживание существования различно в времени, но не бесконечно или достаточно долго для утверждения условной бесконечности, постоянства. Но атеистические мыслители философии экзистенциализма не считали это проблемой, и даже принципиально отходили от поисков вечного в экзистенции, ориентируясь на временное, конечное, заведомо нецелое. Это разумно, экзистенция, как процесс осознания и переживания из настоящего или прошлого, обращена в будущее, ей закономерно чего-то недостаёт, её суть незавершённость, и, вероятно, принципиальная незавершимость. Так, у Сартра, человек изначально есть ничто и никто, такова его человеческая частная и индивидуальная основа. А его бытие - это то самое осознание и переживание, существование и, соответственно, следствия этих процессов. На основании этого можно заключить, что статичности разума быть не может, другое дело, что в каком направлении - прогресса или регресса, осуществляется движение личности.

Философия экзистенциализма Кьеркегора, Хайдеггера, Сартра и других

Мнение основателя философии экзистенциализма Кьеркегора представлено в начале этой статьи, вспомним основные моменты. Человек начинает своё существование в мире обезоруженным, без знаний и понимания, вследствие чего среда ему кажется источником радости. Но, проходя свой жизненный путь, человек преодолевает или должен преодолеть стадии от эстетического наслаждения к религиозному служению богу и осознанию сути существования как страдания.

Хайдеггер экзистенцией решает проблему человека в философии экзистенциализма и понимания основ мира и взаимосвязи человеческого существования с средой, а также способов осознания этого существования, являющихся формами бытия. Выступал с критикой предметного существования - «я как все», человека толпы, частично отвергающего или вообще не способного к настоящему бытию.

Ясперс предостерегает от нигилизма и цинизма, заявляет необходимость для каждого в частности и всех в общем сохранение бережно накопленных и выстраданных человечеством ценностей и знаний. А экзистенцией представляет направление бытия, которое может привести существование всех к единству, настоящему коллективному сосуществованию в рамках мирового общества в истинном значении последнего.

В своей философии экзистенциализма Сартр предлагает активное участие сознания, разума в построении своего существования. То есть бытие, обращённое к существованию, представляется в стоической стойкости и выполнении своих целей и долга, а в случае условно непреодолимых помех этому, преобразование существования в бунт активным сознанием, следовательно, рациональное бытие ответственности перед миром, но понимание себя.

Философия экзистенциализма, хоть и неоднородна в концепциях и мнениях мыслителей, её составляющих, несмотря на их порой радикальные взгляды, приводящие к пропаганде анархизма, цинизма, крайних «левых» или «правых» взглядов, в том числе реакционных и консервативных, несмотря на дихотомию взглядов и прочее, явила собой качественный прорыв в философском понимании существования, бытия и жизни человека как личности, так и разума социального.