Есть ли драконы в наше время. А были ли драконы

Многие сказки, средневековые саги и даже русские былины повествуют о драконах или летающих огнедышащих змеях, отличавшихся завидной неуязвимостью. Тело этих чудовищ покрывала броня-чешуя, а вместо отрубленных голов вырастали новые… (сайт)

Возникает вопрос: насколько правдивы подобные предания? Существовали ли в действительности такие чудища или их породила богатая фантазия наших предков?.. Что по этому поводу думают современные ученые?

Легенды о драконах повсеместны

Вы наверняка согласитесь, что сказания любого народа весьма отличаются от мифов и легенд других этносов. Каждый эпос воспевает своих героев, в каждом из них - свои злодеи… Исключением являются драконы, о которых повествуется как на Западе, так и на Востоке…

Следует оговориться, восточный дракон по виду похож на гигантскую крылатую змею (кстати, таков и наш «доморощенный» Змей Горыныч), западный же - это огнедышащее злобное чудовище огромных размеров, которое больше походит на динозавра.

Нельзя не признать, что описания драконов повсюду довольно реалистичны. Кажется, что и древние эллины, и рыцари средневековья нет-нет да встречались с бронированными крылатыми рептилиями, изрыгающими пламя. С кого же они рисовали портрет?..

Первые, кто приходят на ум, - это крупные рептилии мезозойской эры. Как утверждают ученые, среди них были и летающие виды. Кстати, птерозавры достигали в размахе крыльев десяти метров!..

Удивительные свойства драконов

Современные исследователи аэродинамики сомневаются насчет того, что птерозавры могли подниматься в воздух либо даже планировать. Однако имеется гипотеза, что в то далекое время атмосфера Земли была плотнее, чем теперь, и поэтому летать было легче. А впрочем, нынешним ученым не известны даже многие «аэродинамические секреты» современных насекомых, что уж тут говорить о драконах!..

А вот то, что тела этих существ покрывала чешуя из костяных пластин, которую не пробивали ни стрелы, ни копья, весьма похоже на правду. Вспомните, как сказочные герои, сражаясь с драконами, старались поразить их в уязвимые места, к примеру, ударить по сравнительно тонкой шее.

Но те же сказки говорят нам, что отрубленные драконьи головы сразу же прирастали обратно или отрастали вновь. Могло ли быть такое?.. Давайте вспомним ящериц (кстати, тоже рептилий) с их способностью отращивать утраченные хвосты… Или крабов, восстанавливающих клешни, оторванные в драках… Или виноградных улиток, у которых вместо отрезанных вырастают новые головы!.. Но есть среди животных настоящие рекордсмены по самовосстановлению. Так, если дождевого червя разрубить на части, из каждого фрагмента вырастет цельный организм. А гидра способна восстановиться даже после того, как ее пропустят через мясорубку!..

Исходя из этого, нетрудно предположить, что когда-то на нашей планете существовали организмы, которые отличала повышенная способность к регенерации. Едва ли, конечно, их отсеченные части могли отрастать так стремительно, как об этом говорится в сказках. Но пусть это преувеличение остается на совести самих воинов, которые таким образом придавали больший вес собственным подвигам…

Зачем драконам огненное дыхание?

На этот вопрос ответить сложнее, хотя тоже можно попробовать. Безусловно, огненная струя нужна этим существам вовсе не затем, чтобы поджаривать свою добычу. Как известно, хищники питаются сырым мясом. Однако давайте подойдем к этому вопросу по-другому. Мы знаем, что все рептилии холоднокровны: температура тела их полностью зависит от температуры окружающей среды.

Значит, чтобы гигантское пресмыкающееся всегда оставалось подвижным и сильным (как дракон), ему необходима внутренняя печка, этакий химреактор, который бы согревал организм посредством экзотермических реакций.

Вспомним знаменитого жука-бомбардира, который синтезирует и накапливает исходные вещества для подобной реакции в отдельных полостях своего организма. Для жука такое приспособление - отличная защита от врагов. А дракону огненная струя не позволяла бы окоченеть. С таким автономным обогревом рептилии стали бы и мобильнее, и умнее, ведь даже змей мы порой обвиняем в хитрости и коварстве. Что уж говорить о таких существах, как драконы?..

Откуда взялись и куда подевались драконы

Да, хочется, ой как хочется верить в то, что грозные - это вовсе не сказка, а самая настоящая захватывающая быль… Но вот какой возникает вопрос: куда делись скелеты драконов? Останки динозавров обнаружены во множестве (хотя они жили на земле намного раньше), а кто хоть раз нашел останки дракона?..

Напрашивается вывод, что сказания о драконах сродни историям о Несси, неуловимом снежном человеке и других удивительных существах, которые, как считают сегодня многие, приходят в нашу действительность из параллельных измерений. А значит, эти разумные монстры могли обладать какими угодно качествами и свойствами.

Есть, правда, еще одна теория - приписывающая драконам инопланетное происхождение. Однако ни та, ни другая версия не отвечает нам на очень интересный вопрос: почему все встречи с драконами остались у человечества в прошлом? Например, снежный человек появляется в нашем мире до сих пор, как, впрочем, и пришельцы с других планет…

Одним из удивительнейших персонажей, которому посвящены многочисленные древние сказания, мифы и легенды, является Дракон . Поэтому в преддверии нового года, который пройдет под этим символом, хотелось бы вспомнить что-то интересное и загадочное о Драконах.

Исследователи-энтузиасты и ученые, уделившие много лет изучению древних текстов и изображений Дракона, затрудняются с окончательным выводом относительно того, существовали ли они на Земле , а если существовали, то когда это было и что представляли собой эти существа.

Первые упоминания о Драконах совпадают по времени с началом письменности – это несколько веков до нашей эры.

Ученые пытаются доказать, что наши предки уделяли столь пристальное внимание Драконам, стремясь таким образом отобразить свой страх и преклонение перед змеями, ведь Дракон в переводе с греческого означает «змея, морская рыба».

Вторая их гипотеза заключается в том, что Драконы – ни что иное как изображение динозавров, последние виды которых существовали во времена раннего человечества.

Но если принять точку зрения ученых, то следует признать, что она отнюдь не безупречна, потому что порождает массу вопросов: почему у многих народов, которые в древности не имели контактов друг с другом, драконы очень похожи. Древние художники на разных континентах и в разных частях света всегда изображали их с большой головой и крупными глазами. Довольно часто эти существа имели крылья и дышали огнем. Во многих странах и религиях их воспринимали как пришельцев с неба, обожествляли и преклонялись.

Азиатские Драконы

Одним из самых известных мировой культуре является индонезийский Дракон Нага (Ного) , которого изображают в виде гигантской змеи с золотой короной на лбу. Легенда повествует, что Нага был послан на землю богами, на благо и процветание людей. Кстати, до сих пор ходят поверья, что Нага существует и сейчас – в необжитых районах Индонезии.

Китайский Дракон Лун и корейский Йонг – небесные драконы змеевидной формы, повелители стихий и погоды. Они добры к людям, за редким исключением, и способны исполнять любые человеческие желания.

Индийские Драконы Нага и Виали живут в воде, их король носит на голове золотую корону, тогда как почитаемые вьетнамские Драконы Лонго имеют длинное змеевидное тело с 12 изгибами, которые отожествляют с месяцами года. Кроме того, эти Драконы отличаются гривой и бородой, а во рту, как символ человечности и благородности, держат драгоценный камень. Такое же вытянутое туловище имеют и китайские Драконы .

Американские Драконы

Наиболее известный крылатый Дракон американского континента Амфитер является символом смерти и началом новой жизни. Но, помимо этого, он обладал мудростью и знаниями.

Европейские Драконы

На уэльском национальном флаге можно увидеть Красного Дракона , который был почитаемым в народе существом. Его сородичи – австрийские Драконы , по преданиям, жили в глубоких пещерах, охраняя сокровища от посторонних глаз. Крылья у них сильные, а дыхание – смертельное, с помощью которого Драконы могли умерщвлять скот для использования в пищу. Зачастую Европейские и Скандинавские Драконы дышали огнем и часто вступали в стычки со смельчаками-героями.

Славянские Драконы

Огнедышащие и сильные, крылатые и многоголовые они были воплощением зла, и только своим видом повергали жителей городов и деревень в панический ужас. С ними боролись богатыри и простые люди, вызывали на поединок и массово забивали простыми вилами и топорами.

В славянской традиции наиболее известным является еще одно существо, близкое к драконам – Василиск , потомок союза петуха и змеи. Он обладает довольно злобным нравом, от его голоса, взгляда или прикосновения может погибнуть любой, против кого Василиск направит свой гнев. Но и сам он уязвим – увидев свое изображение в зеркале, Василиск умрет.

Самой интересной и интригующей является версия о том, что Драконы все-таки существовали и действительно были тесно связаны с людьми.

Одним из доказательств этого являются найденные во Вьетнаме окаменелости летающего Дракона огромных размеров, только размах его крыльев составлял 11 метров. Существует множество записей древних и не столь древних авторов, которые описывают загадочных существ, по виду напоминающих ящеров или рептилий. Судя по древним источникам, в былые времена эти существа довольно плотно населяли землю, они были довольно разными по виду и размеру, и неплохо уживались с людьми, лишь некоторые из них проявляли агрессию к человеку.

А вы верите в Драконов?


Драконы – неотъемлемые персонажи жанра фэнтези. Их можно встретить в фильмах, компьютерных играх, книгах, они присутствуют в мифологии многих народов… Но драконы – вымышленные существа, и ничто не заставит их стать реальностью. Но, быть может, всемогущая эволюция могла пройти так, что в результате каких-либо причин на Земле появились не придуманные, а реальные драконы?

Если присмотреться к животным, когда-либо населявшим планету, или живущим на ней в данный момент, у некоторых их них можно найти фрагменты тела, присущие эталонному фэнтезийному дракону. Если мы сможем «собрать дракона» из животных, то, вполне возможно, и эволюция смогла бы при определенных обстоятельствах сделать подобное.

Первое, что должен делать дракон – летать. Если изучить распространенных на нашей планете позвоночных животных, можно заметить, что ни у одного из них нет трех пар конечностей. Не было обнаружено таких животных и во время археологических раскопок – видимо, природа даже не рассматривает возможность существования позвоночных с тремя или более парами конечностей. Поэтому крылья, которые обычно рисуют у драконов на спине, скорее всего, не могли бы появиться. Но зато вместо них дракон вполне мог бы обладать перепончатыми предплечьями и вытянутыми передними лапами, что позволяло бы ему летать, как, например, летал существовавший около 65 млн. лет назад кетцалькоатль .

Ни у одного позвоночного нет трех пар конечностей, поэтому у дракона есть лишь одна возможность летать — перепончатые крылья-лапы

Но как быть с телом и броней, которую не берут мечи и стрелы? В этом случае драконы могут позаимствовать защиту у крокодила: известно, что спина рептилии обладает настолько крепкой броней, что её трудно пробить мечом или стрелой. Правда, у крокодилов есть слабое место – подбрюшье, но главное, что у живого существа на живом примере может существовать достаточно толстая, и в то же время подвижная броня.


Броня крокодила на спине достаточно прочная, чтобы какое-то время выдерживать удары холодного оружия

Ну и, конечно же, любой дракон обладает смертоносным оружием – огненным дыханием, испепеляющим целые армии. Конечно, ни одно живое существо не может поддерживать в своем организме столь высокую температуру. Однако мы хорошо знакомы с жуками-бомбардирами, которые умеют выстреливать химическую саморазогревающуюся смесь, достигающую температуры 100 °С.


Жук-бомбардир выстреливает саморазогревающуюся химическую смесь достигающую температуры 100 °С

Такая струя может оставить на коже человека серьезные ожоги. Почему бы дракону не взять на вооружение этот защитный механизм, но выплевывать смесь не из брюшка, а из расположенных во рту желез? А если пофантазировать и добавить дракону систему поджигания смеси (например, связанную с электрическими разрядами, которые вырабатывают электрические угри), то получится то самое огненное дыхание, от которого гибнут целые армии.

Конечно, все вышеописанное – чистая теория, которая во время проверки на практике может столкнуться с непредвиденными ограничениями. Но наличие у реальных животных особенностей и механизмов, присущих сказочным драконам, дает нам возможность размышлять, что на очередном витке эволюции при определенных обстоятельствах на земле могли бы появиться самые настоящие драконы.

Если существование всяких там кентавров и единорогов современной наукой отвергается категорически, то вокруг такого мифического зверя как дракон уже много лет ведутся ожесточенные споры.
Сказания о драконах измеях существуют на всех континентах. Древнеримский писатель Плиний описывал сорокаметрового дракона, убитого Регулом во время Пунической войны, шкура и клыки которого еще долго выставлялись в Риме на всеобщее обозрение. О драконах рассказывали кельты и викинги, русичи складывали былины о битвах богатырей со Змеем Горынычем. Индейский Пернатый Змей Кетцалькоатль весьма похож на славянского бога Велеса, изображавшегося в виде огромного змея и "сочетавшего в своем облике мохнатость и чешую". В Китае легенды о драконах восходят к глубокой древности. Причем в отличие, скажем, от Европы, где драконам приписывалась дьявольская сущность, в Китае они до сих пор символизируют собой доблесть и благородство.
Так все-таки, жили когда-нибудь эти невероятные животные? А если нет, что способствовало возникновению такого количества легенд и мифов? Зоолог из университета штата Флорида Уолтер Ауффенберг, например, предполагает, что первый миф о драконе возник 100 тысяч лет назад, в то время, когда примитивный человек наблюдал, как из-под земли весной выползают змеи – "возрождаются" после зимы. Ауффенберг пишет, что первые свидетельства, которые можно точно определить как "драконьи", относятся к шумерской культуре, возникшей 5 тысяч лет назад в междуречье Тигра и Евфрата. Далее, по предположению Ауффенберга, около 1500 года до н.э. воины-всадники Центральной Азии занесли фрагменты шумерского мифа на запад – в Европу и на восток – в Китай. Завоеватели-арии могли принести с собой легенду о драконе в Индию, а затем торговцы могли донести ее до Индонезии и Австралии, где существует миф о Летучем Змее.
Отечественные ученые А.Чемохоненко и Я.Чеснов считают, что когда-то дракон выступал в качестве тотемного зверя. Образ дракона "зарождался в тех племенных мистериях, где шла речь о единении людей между собой и с окружающим миром", но позднее "перестал играть свою социально-сплачивающую и познавательную роль". Однако люди долго не могли с ним расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок.
Но подобные объяснения появления легенд о драконах удовлетворяют далеко не всех. Например, креационисты (противники теории Дарвина) утверждают, что драконы существовали на самом деле. И были и ми древние ящеры, которых мы называем динозаврами. По мнению Кена Хэма из организации "Ответы в Бытии", Святой Георгий Победоносец на самом деле сражался не со змием, а с динозавром. Дескать, драконы и легенды о них – память наших далеких предков о встречах с вымершими хозяевами Земли. Эволюционисты же справедливо возражают, что в те далекие времена, когда на нашей планете умер последний динозавр, людей еще и в помине не было.
Некоторые ученые верят в то, что кое-какие из доисторических чудищ на Земле сохранились и поныне в неизведанных уголках планеты. А поскольку всего несколько веков назад эти твари встречались гораздо чаще, чем сейчас, они вполне могли прослыть среди наших предков драконами. В 30-х годах XX века научные журналы собрали показания шестидесяти очевидцев, утверждавших, что они своими глазами видели подземного червя штолленвурма. Все описания внешнего вида штолленвурма совпадали: длина вытянутого тела – около 90 сантиметров, к хвосту оно резко сужается; шеи нет вовсе, голова приплюснута, на ней – два огромных шаровидных глаза. Зверь покрыт чешуей и издает змеиный шип. Говорили, что штолленвурм агрессивен, прыгуч и "способен убить человека одним только дыханием". Но, увы, ни поймать, ни сфотографировать подземного червя так и не удалось. А в 60-е годы прошлого века в мировой прессе появились сообщения еще об одном драконе современности – Сирруше. Сообщения о его появлении поступали из различных уголков земного шара: из Шотландии и Ирландии, Норвегии и Швеции, Африки и из других мест. Началом этой истории можно считать 1887 год, когда немецкий профессор Роберт Колдевей во время раскопок Древнего Вавилона нашел осколок старого кирпича, на одной стороне которого был изображен фрагмент удивительного животного. Более чем через 10 лет, во время второй экспедиции, Колведей обнаружил врата царицы Иштар, которые были построены из таких же кирпичей. Ворота были украшены повторяющимися изображениями двух животных. Одно из них напоминало тура, а другое было похоже на дракона. Его называют Вавилонским драконом, в некоторых источниках он упоминается как Сирруш. Дракон был изображен в виде существа с узким длинным туловищем, покрытым чешуей, с длинной шеей, оканчивающейся змеиной головой с прямым рогом, и тонким чешуйчатым хвостом. Колдевей, пытаясь найти сходство Сирруша с каким-либо из известных ящеров, пришел к выводу, что животное, если оно существовало, должно было классифицироваться как птиценогий динозавр.
Существует также мнение, что драконы были отдельным видом, который вымер по естественным причинам, поскольку во все времена был крайне редок. Достаточно было небольшого изменения климата, выгнавшего драконов из привычных мест обитания, или сокращения пищевого рациона, чтобы число особей резко уменьшилось и восстановление популяции оказалось невозможным.
Есть и совсем уж фантастические версии. Например, что драконы могут быть существами из параллельного мира, или что этих животных завезли к нам в свое время пришельцы из космоса.
Информация с сайта: http://dragons-nest.ru/def/dragon-mith_or_real.php

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

(Материал предоставлен Владимиром Шигиным)

Сегодня наша печать полна сенсационных статей о всевозможных необычных явлениях и чудесах, которые зачастую, увы, базируются лишь на досужих домыслах их авторов. Порой в поисках сенсаций не брезгуют ничем, включая даже заведомый обман доверчивого читателя и грубую подтасовку реальных фактов. А ведь чего проще, стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам, заглянуть в, казалось бы, хорошо всем знакомые старые книги, и на вас обрушится настоящий вал столь невероятных фактов, от обилия которых самый дерзкий фантаст зашатается! Для этого надо лишь быть внимательным и усидчивым, только в этом случае пожелтевшие тома древних фолиантов явят вам свои откровения!
Кто из нас не слышал со школьных лет о знаменитом ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Слов нет, многочисленные тома трудночитаемых текстов - удел узкого круга специалистов-профессионалов. Однако среди десятков и десятков древних рукописей, многократно переизданных, есть и такие, что хорошо адаптированы к языку современного читателя. Изученные и переизученные вдоль и поперек многими поколениями отечественных и зарубежных историков, они, кажется, не таят в себе уже ничего нового, а тем более необычного, но так только кажется на первый взгляд. Стоит лишь оторваться от сегодняшней суеты и вдохнуть аромат былых эпох, прикоснуться к минувшему, как оно непременно вознаградит вас самыми невероятными открытиями!
Сколько споров идет сегодня о столь знаменитом персонаже многих русских сказок и былин - Змее Горыныче! Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии, в частности смерча, другие усматривают в нем даже гигантский монголо-китайский огнемет. Раздаются, правда, голоса о том, что, возможно, Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра, но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения данной гипотезе нет.
Полноте! Подтверждения версии о реальном существовании Змея есть, стоит лишь повнимательнее перечитать изначальные тексты тех же прекрасно известных былин, стоит лишь не торопясь пролистать древние летописи.
Начнем хотя бы с того, что помимо многочисленных сказочных и былинных образов Змея, древнерусская мифология донесла до нас удивительный и вполне конкретный образ некого священного Ящера - праотца, создавшего якобы все живущее на Земле. Именно из яйца, высиженного этим первоящером, и родился наш мир. Истоки этого мифа уходят к началам древнеарийской культуры и являются, видимо, одними из самых древнейших. А теперь зададимся весьма логичным вопросом: почему существовало столь давнее и невероятно стойкое поклонение какому-то выдуманному существу, тогда как все иные поклонения и тотемы (обожествляемое животное, считающееся предком рода) у древних русов и славян были всегда связаны с вполне реальными и конкретными представителями животного мира: леопардами и медведями, быками и лебедями?
Особенно почему-то культ звероящеров был силен в северозападных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях. Может, потому и существовал этот культ, что некогда там обитали звероящеры? Так, широко известен миф о неком чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал заходящее солнце а другой изрыгал в небо утреннее солнце. Еще Геродот рассказывал о неком народе невров, живущем «на земле, обращенной к северному ветру», и вынужденном бежать оттуда в страну будинов (племена юхновской культуры) только потому, что их землю наводнили некие страшные змии. События эти историки относят примерно к шестому веку до нашей эры. Разумеется, что ни один народ никогда не станет переселяться из-за мифических страшилищ, зато более чем вероятно бегство от вполне реальных чудовищ, тем более если они были весьма кровожадны.
Исследованием вопросов, связанных с «русскими ящерами», в свое время много и плодотворно занимался всемирно известный специалист по Древней Руси академик Б. А. Рыбаков. Особый интерес представляет для нас его анализ хорошо всем известной былины о новгородском купце Садко. Эта былина оказалась столь зашифрована, что понять ее суть и смысл оказалось под силу лишь такому большому ученому.
Прежде всего, оговоримся, что Б.А. Рыбаков, так же как и известный историк XIX века Н.И. Костомаров, считал былину о Садко одной из самых древних в новгородских землях, уходящей корнями во времена дохристианские. При этом в изначальном варианте Садко не путешествует, а просто-напросто приходит с гуслями на берег озера-реки и играет там свои песни некому водному царю. Образ царя в былине подразумевается антропоморфный, он никак не описан. Однако в ряде случаев он упоминается как некий «дядя Ильмень» или «царица Белорыбица». Далее водный царь, которому понравилась игра Садко, выходит из воды и обещает ему за доставленное удовольствие постоянный богатый улов рыбы и поимку даже золотой рыбки («рыбы злата пера»). После чего Садко стремительно богатеет, становясь самым уважаемым человеком в Новгороде. Академик Б.А. Рыбаков в своем фундаментальном труде «Язычество древней Руси» пишет по этому поводу: «В связи с нашей темой (темой ящера. - Прим. В.Ш.) особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки «ящерят». На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует не всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Такие украшенные гусли изображены у гусляра на браслете XII-XIII веков. Есть гусли с изображением двух конских голов (конь - обычная жертва водяному); есть гусли, на которых, подобно орнаменту на украинских бандурах, изображены волны (гусли XIV века)… Орнаментика новгородских гусель XI-XIV веков прямо указывает на связь этого подводного царства - ящером. Все это вполне соотносится с архаичным вариантом былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра».
И сразу же вопрос: почему на гуслях среди реальных животных изображено вдруг одно мифическое - ящер? Так может, оно совсем и не мифическое, а такое же реальное, как и остальные, да еще и преобладающее над ними по силе и мощи, а потому и более почитаемое?
Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой почти образ вполне реального существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами. Эти изображения вполне могут соответствовать мозозаврам или кронозаврам, смущающим умы ученых новыми и новыми слухами о своем сегодняшнем существовании. Да и характер жертв, приносимых «подводному царю», тоже многое проясняет. Это не какой-нибудь отвлеченный фетиш, а вполне реальное животное, при этом еще и довольно большое, чтобы насытить весьма прожорливое озерное божество. Приносится это животное в жертву подводному чудовищу не когда придется, а большей частью в зимнее, то есть в самое голодное время. Знаменитый историк и фольклорист А.Н. Афанасьев писал об этом так: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом одевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь…»
Впрочем, видимо, требовательный «подводный царь» не всегда удовлетворялся жертвенной кониной, как гласят дошедшие до нас писания, и преобразовываясь «во образ лютого зверя коркодила», весьма нередко нападал на плывущих мимо него в лодках рыбаков и купцов, топя их челны-однодревки и поедая самих. Такого «царя» было за что бояться и почему приносить ему обильные жертвы.
Академик Рыбаков, анализируя изначальные варианты былины о Садко, нашел даже вполне реальное место «общения» гусляра с подводным царем. По его расчетам, оно происходило на озере Ильмень, близ истока Волхова, у западного (левого, так называемого «софийского») берега реки. Это место известно как Перынь. В 1952 году при раскопках археологами в Перыне было обнаружено капище, которое Рыбаков именует, как святилище «крокодила» в Перыни. Есть мнение, что именно оттуда и произошло более позднее появление бога Перуна…
Обратил внимание академик Рыбаков и на весьма устойчивый и четко очерченный ареал обитания «подводного царя»: «Культ владыки подводно-подземного мира был мало связан с земледельческим мировоззрением славянских племен лесостепного юга… Зато в озерном севере образ ящера част и устойчив… Но и в славянских древностях ящер встречается, особенно в северном регионе…»
Ну а что же говорят летописи? Наиболее старое упоминание о подводном змее относится еще к XI веку. Это так называемые «Беседы Григория Богослова об испытании града», направленные против язычества и включенные в летопись под 1068 годом. В разделе, посвященном рыболовству и связанном с ним языческими обрядами, написано: «…Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)… бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».
А вот что пишет безвестный псковский летописец XVI века: «В лета 7090 (1582 год)… Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша» (Псковские летописи. М., 1955, т. 2, с. 262).
Однако появление «коркодилов» было столь страшным не всегда. Сенсационные сообщения по этому поводу оставил нам немецкий путешественник-ученый Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», написанных в первой половине XVI века. Факты, приведенные Герберштейном (а в правдивости их историки сегодня не сомневаются), могут повергнуть в изумление любого скептика, ибо рассказывает немецкий ученый об одомашненных русскими людьми звероящерах! Итак, Герберштейн пишет, говоря о северо-западных землях Руси: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-70 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество-змея было плохо накормлено» (С. Герберштейн. Записки о Московитских делах. СПб., 1908, с. 178).
Итак, можно с уверенностью сказать, что реальные звероящеры, причем нескольких видов (как хищные подводные, так и одомашненные наземные), весьма неплохо чувствовали себя еще несколько столетий назад, дожив, таким образом, почти до наших исторических времен (ведь от описываемых событий нас отдаляет жизнь каких-то восьми поколений!)
Но что же случилось потом? Почему эти столь, казалось бы, почитаемые и священные животные все же не дожили до наших дней? Скорее всего, именно поэтому и не дожили, что были уж слишком почитаемыми! И вновь обратимся к летописям. Дело в том, что для насаждаемого в XI-XVI веках в северо-западных русских землях христианства языческий бог-ящер, безусловно, являлся наиболее опасным идейным противником, т.к. убедить людей отречься от хорошо знакомого им могучего и обожествленного животного было невозможно. Выход в создавшейся ситуации мог скорее всего быть только один: беспощадное физическое истребление всех священных животных и одновременно полное искоренение всякой памяти о них. Именно поэтому ящеры именуются в христианских летописях не иначе как «богомерзкие и бесноватые речные чародеи», «исчадья ада» и «диавольские гады». Такие эпитеты означали для реликтовых животных однозначный смертельный приговор. Расправа с «подводными царями» была беспощадной. Первым делом, видимо, расправились с одомашненными маленькими тварями, а затем уж принялись и за хищных речных. Летописи весьма живописно повествуют о конкретных шагах в этом направлении.
Так, рукопись Большой Синодальной библиотеки XVII века, известная среди специалистов как «Цветник», повествует: «Наше же христианское истинное слово… О сем окоянном чародеи и волхве - яко зло разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтанми бесовскими окоянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на бег против волховнога оного городка, иже нне зовется Перыня. И со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окоянный с великою тризною поганскою. И могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым».
В «Цветнике» весьма красноречиво говорится, что «коркодил» плыл не вниз, а вверх по течению реки, т.е. он был живой, затем каким-то образом был «удавлен» в реке, возможно, умер естественной смертью, но скорее всего был, видимо, все же убит христианами, после чего его прибитое к берегу тело было с величайшей торжественностью захоронено местными язычниками. Нещадное истребление речных ящеров шло одновременно с весьма активным переубеждением жителей, что «коркодил» - это никакой не бог, а всего лишь обычный, хотя и весьма «отвратный» зверь. Вспомним уже упоминавшийся нами выше отрывок об антиязыческих «Беседах Григория Богослова об испытании града», где недвусмысленно говорится, что некие люди приносят жертвы («требы творят») в честь живущего в реке и нарицаемого богом обыкновенного зверя.
Скорее всего, по мере христианизации северо-западных окраин России на ее реках и озерах были уничтожены и последние представители древнего рода речных ящеров. Возможно, что, с точки зрения господствующей идеологии той поры, все было сделано совершенно правильно. И все же мне откровенно жаль, что наши соседи по исторической эпохе - ящеры были полностью истреблены и не дожили до сегодняшних дней, оставшись лишь на страницах летописей, в былинах и сказаниях о временах минувших!

Впрочем, кто знает…

В ВОЗДУХЕ - ГИГАНТЫ

Жил да был Змей Горыныч
Этнограф и историк Иван Кириллов предполагает, что когда-то это было вполне реальное существо, обитавшее на территории России.
Кириллов с усмешкой называет себя «драконоведом». Уже много лет он занимается изучением мифов и легенд об этом существе. И однажды пришел к выводу, что у Змея Горыныча из русских сказок вполне мог быть живой прототип.
- Все началось с того, что я решил уточнить происхождение крылатого змея на гербе Москвы, - рассказывает Иван Игоревич. - Всадник-змееборец впервые появился на гербе Московского княжества при Иване III. Сохранилась печать великого князя Ивана (1479 год), на которой изображен воин, поражающий копьем маленького крылатого дракона. Вскоре изображение этой сценки стало известно любому жителю России. Копьеносца начали чеканить на самой мелкой монете. Потому, кстати, ее и прозвали в народе «копейка»…
Многие исследователи воспринимают изображение Георгия Победоносца, пронзающего Змея, как красивый художественный образ, символизирующий противоборство Добра и Зла. Он тоже когда-то так думал. Но однажды ему попалось изображение фрески XII века из церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. И там есть всадник с копьем, но на той фреске крылатого змея не убивают, а тащат на веревочке, словно пленника или домашнее животное.
Это изображение, появившееся много раньше, чем официальный герб Московии, привносит, по мнению Кириллова, новые смысловые элементы в привычную картинку с копьеносцем. Терем с окнами, женщина, которая ведет странное существо, напоминающее крокодила или гигантскую ящерицу, все это выглядит очень жизненно и похоже, скорее, на зарисовку с натуры, чем на некий художественный образ-символ.
- Тогда я и подумал: а не происходило ли такое событие в действительности? - продолжает рассказ Иван Игоревич. - Вскоре мне попал в руки еще один документ, подтверждающий мою фантастическую версию. О странных ящерах, не характерных для нашей фауны, упомянул в своих воспоминаниях австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, работавший в России в 1517 и в 1526 годах. Вот что он записал в своем дневнике: «Эта область изобилует рощами, лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом…»
Неужели наши предки действительно воочию видели сказочных «змеев горынычей» и даже умели приручать их? Иван Кириллов собрал исторические документы, которые могут служить если не прямым, то косвенным свидетельством того, что «российские драконы» могли существовать в действительности. Вот некоторые из этих материалов.
В русской национальной библиотеке среди рукописей хранится старинный дневник какого-то священника. Титульный лист потерян, потому имя очевидца неизвестно. Но запись, сделанная им в 1816 году, весьма примечательна: «Плывя на лодке по реке Волга, мы видели огромного летящего змея, который нес во рту человека со всем одеянием. И слышно было от оного несчастного человека только: «Их! Их!» И перелетел змей Волгу и упал с человеком в болота…»
Далее священник сообщает, что в тот день ему довелось увидеть Змея еще раз: «У Коломинского уезда села Уварова есть пустошь, которая называется Каширязива. Приехали мы туда ночевать числом более 20 человек. Два часа прошло или больше, внезапно осветилась местность, и лошади вдруг бросились в разные стороны. Я взглянул вверх и увидел огненного змея. Он извивался над нашим станом на высоте двух или трех колоколен. Длиною он был три аршина или более и стоял над нами четверть часа. И все это время мы молитву творили…»
Любопытное свидетельство обнаружено в архивах города Арзамаса. Вот краткая выдержка из этого документа: «Лета 1719 июня 4 дня была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткаморе и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
Подписана бумага земским комиссаром Василием Штыковым. К сожалению, бочка не дошла до Петербургского музея. То ли затерялась по дороге, то ли небрезгливые российские мужички оприходовали из бочонка «двойное вино» (так раньше называли водку). А жаль, может быть, хранился бы сегодня в Кунсткамере заспиртованный Змей Горыныч.
Еще среди воспоминаний можно выделить рассказ уральских казаков, ставших очевидцами невероятного происшествия в 1858 году. Вот запись их воспоминаний: «В киргизской букеевской орде случилось диво. В степи, неподалеку от ханской ставки, среди бела дня упал с неба на землю огромный змий, толщиной с самого большого верблюда, а длиной саженей двадцать. С минуту змий лежал неподвижно, а потом, свернувшись в кольцо, поднял голову сажени на две от земли и сильно, пронзительно, подобно буре, зашипел.
Люди, скот и все живое в страхе попадали ниц. Думали, что настало светопреставление. Вдруг с неба же спустилось облако, подошло к змию саженей на пять и остановилось над ним. Змий прыгнул на облако. Оно окутало его, заклубилось и ушло под небеса».
- Все это настолько невероятно, что я конечно же не отношусь к подобным рассказам слишком серьезно, - говорит драконовед Кириллов. - Но где-то в душе верю, что подобное не исключено… Согласно самой распространенной версии, мифологический Змей-Дракон обязан своим происхождением останкам динозавров, которых время от времени находили наши предки. На первый взгляд все просто и ясно.. Но внимательный анализ этой версии выявляет целый ряд ее недостатков.
Во-первых, мифы о Драконе распространены повсеместно, а легкодоступные останки динозавров находятся лишь в пустынных районах Центральной Азии (в других регионах ископаемые останки чаще всего обнаруживаются лишь под мощными слоями осадков - вряд ли древние люди так глубоко копали). Во-вторых, кости динозавров весьма разнятся между собой, а Драконы у разных народов похожи, как братья близнецы. Может, сказки возникли все же не на древних костях, а после встреч с живыми динозаврами, дожившими до наших дней? Безумное предположение, но как не сделать его, читая свидетельские показания, причем не столь уж дремуче отдаленных дней?
Вот и биологи мне недавно подтвердили, что «огнедышащий Горыныч» из сказки вовсе не противоречит науке. Теоретически возможно, чтобы в теле животного были полости, где в результате разложения образуется метан (болотный газ). При выдохе этот газ может воспламеняться (вспомните болотные огоньки). Кстати, это предположение подтверждает показания очевидцев, которые неизменно указывают на зловоние или зловонное дыхание, исходящее от Змея…
А мог ли наш знакомец перелететь через Атлантику? Или, может, там есть свой Горыныч?

Хроника пикирующего змея

Время от времени пресса сообщает о том, что в Новом Свете на домашний скот и даже на людей нападают загадочные летающие существа, похожие на огромных птиц или летучих мышей, а иногда имеющие вид чудовищ, напоминающих сказочных драконов
25 июля 1977 года около восьми часов вечера 10-летний Марлон Лоу из Лондейла, штат Иллинойс, испытал сильнейшее потрясение от происшествия, которого, по мнению ученых, вообще быть не могло мальчика подхватила с земли и понесла по воздуху огромная птица.
Первым человеком, осознавшим, что в небе происходит нечто необычное, оказался местный житель по имени Кокс. Он увидел, что с юго-западной стороны на поселок пикируют две птицы, похожие на гигантских кондоров. А затем, к его величайшему изумлению, произошло следующее. Одна из птиц, опустившись совсем низко, бесшумно подлетела сзади к Марлону, который в это время бежал вдоль по улице вдогонку за своими приятелями, вцепилась когтями в плечи и спину насмерть перепугавшегося парнишки и подняла его в воздух. Вторая птица, словно подстраховывая первую, держалась позади и несколько выше.
Вся эта непостижимая картина разворачивалась на глазах матери Марлона, Руфи Лоу, которая с громким криком бросилась вдогонку за птицами. Пронеся по воздуху отчаянно вопящего и брыкающегося мальчишку около десяти метров, хищное существо разжало когти, и Марлон плюхнулся на землю, отделавшись, к счастью, только царапинами и синяками. А огромные птицы, размерами почти с дельтаплан, взмыли вверх и улетели прочь в северо-восточном направлении. Очевидцами происшествия оказались шесть человек.
По словам миссис Лоу, черные птицы напоминали чудовищных кондоров с размахом крыльев не менее 2,5 метра, их клювы достигали 15 сантиметров, а на шеях почти полуметровой длины отчетливо выделялось белое кольцо.
Несмотря на наличие шести свидетелей, происшествие, ставшее вскоре известным на всю страну, казалось настолько невероятным, что за исключением очевидцев в него поверили очень немногие. А местный инспектор по охране животных прямо обвинил Руфь Лоу во лжи.
А примерно на 1500 километров юго-западнее, вблизи границы штата Техас с Мексикой, происходили еще более странные события. В половине одиннадцатого вечера 14 января 1976 года Армандо Гримальдо сидел во дворе своего дома в городе Реймондвилл, на самом юге штата. Был тихий, не по-зимнему теплый вечер Армандо вышел покурить на свежем воздухе.
- Мне вдруг захотелось обойти вокруг дома, - рассказывал он впоследствии. - Я встал со скамейки и сделал несколько шагов вдоль стены. Но едва я завернул за угол, как нечто схватило меня сзади, вцепившись в одежду и в кожу острыми когтями. Я сумел вырваться, оглянулся и увидел это «нечто». Меня всегда считали человеком не робкого десятка, но тут мне стало так страшно, что у меня волосы встали дыбом.
Существо, вцепившееся в Армандо, спикировало на него сверху. Ничего похожего на это чудовище он никогда раньше не видел. Почти двухметровое, с крыльями, раскинувшимися метра на четыре, с темно-коричневой, гладкой с маслянистым отливом кожей и с огромными круглыми глазами, светящимися красным светом.
Армандо закричал и бросился бежать, но споткнулся и упал. Поднимаясь на ноги, он почувствовал, как мощные когти неведомого зверя рвут его одежду, но сумел вырваться во второй раз - добежал до большого раскидистого дерева и прижался спиной к стволу. А напавшее на Армандо создание, тяжело и хрипло дыша, взмыло вверх и исчезло из глаз.
Можно считать, что Армандо Гримальдо повезло больше, чем козе Джо Суареса из соседнего городка, которую 26 декабря 1975 года хозяин оставил на ночь в загоне для скота, привязав к ограде позади коровника.Утром Джо нашел ее буквально разодранной на куски. Никаких следов вокруг того, что осталось от козы, не было, а вызванные на место происшествия полицейские не смогли предложить ни одной разумной версии гибели животного.
Больше месяца таинственное кровожадное существо терроризировало обитателей долины в нижнем течении реки Рио-Гранде, отделяющей южную часть Техаса от Мексики. Местные жители уже стали называть его «эта большая свирепая птица». У тех, кто только слышал рассказы о ее разбойных нападениях, они, как правило, вызывали изумление в сочетании с недоверием. Те же, кто видел ее своими глазами, отвечали на расспросы скупо, и лица их при этом мрачнели. А вблизи расположенного рядом города Браунсвилла подобное существо однажды непонятным образом проникло в автоприцеп Альверико Гуахардо, служивший ему домом. После того как Альверико вошел внутрь и включил свет, он увидел, по его словам, «нечто, совершенно не похожее на земное создание». Когда внутри помещения стало светло, это «нечто» поднялось на ноги, обернуло вокруг себя перепончатые крылья, похожие на крылья громадной летучей мыши, и уставилось на Альверико горящими красными глазами. Оцепеневший Альверико был не в силах пошевелиться и только молча смотрел в эти немигающие гипнотизирующие глаза. Так прошло две или три минуты. Наконец существо шевельнулось, с глухим рычанием попятилось к противоположной двери, затем спрыгнуло на землю и исчезло в темноте.
Еще одна встреча с подобным существом произошла 24 февраля 1976 года примерно на 400 километров севернее, в городе Сан-Антонио. Здесь три молоденькие учительницы, ехавшие на работу по пустынной пригородной дороге, увидели, как потом рассказывала одна из них, «громадную птицу, крылья которой имели размах метров шесть, если не больше. И летела она над нами так низко, что тень от нее закрывала целиком всю дорогу». Затем девушки увидели и вторую «громадную птицу», кружившую над стадом коров, пасшихся на пригорке неподалеку от дороги Издали «птица» показалась им похожей на чайку гигантских размеров.
Позже учительницы решили посмотреть, не найдется ли что-нибудь подобное тому, что они видели в утреннем небе, в специальных книгах. Нашлось. Единственная загвоздка заключалась в том, что повстречавшиеся им на дороге «птицы» удивительно напоминали птеранодонов - летающих динозавров, вымерших 150 миллионов лет тому назад.
К середине 1976 года в долине Рио-Гранде разговоры о «больших птицах» постепенно прекратились, поскольку местные жители перестали с ними сталкиваться. Однако 14 сентября 1982 года приблизительно в 16 00 Джеймс Томсон, фельдшер «скорой помощи» из Харлингена, что километрах в шестидесяти севернее Браунсвилла, увидел очень крупное, похожее на птицу существо, пролетевшее совсем низко над скоростным шоссе №100 на расстоянии около 45 метров от него.
- Сначала я подумал, что это радиоуправляемая модель самолета, идущая на посадку, - сказал Томсон корреспонденту местной газеты «Велли морнинг стар». - Но когда существо, перелетев шоссе и опустившись к самой траве, вдруг замахало крыльями, я понял, что это нечто живое. Оно не было покрыто перьями, его кожа имела черный или темно-серый цвет. Я наблюдал, как оно поднялось вверх и улетело. По-моему, оно было очень похоже на птеродактиля».
Международное общество криптозоологов, проанализировав сведения о наблюдениях «больших птиц», отметило, что все они происходили всего лишь на 300 километров восточнее мексиканской территории Сьерра-Мадре-Ориентал - одного из наименее исследованных районов Северной Америки.
В природе существует два вида птиц, не уступающих андскому кондору по размерам и размаху крыльев" королевский и странствующий альбатросы. Эти очень крупные морские птицы могут весить до 12 килограммов и иметь размах крыльев более четырех метров. Но они обитают исключительно в прибрежной зоне морей и океанов, в окраске их оперения преобладают серые и белые тона, и ни одна из них не в состоянии лететь, держа в когтях 35-килограммовую добычу.
В 1980 году в Музее естественной истории округа Лос-Анджелес демонстрировались фрагменты скелета самой большой из известных до сего дня птиц, когда-либо летавших в небе. Эти окаменевшие фрагменты были обнаружены в солончаковых отложениях вдоль берега реки Салинас-Грандес-де– Идальго в аргентинской провинции Ла-Пампа, в 540 километрах к юго-западу от Буэнос-Айреса. Судя по найденным частям скелета, огромная птица, получившая название Argentavis magnificens, имела размах крыльев более восьми(!) метров, а ее длина от клюва до хвоста превышала 3,5 метра. Жила эта птица в миоценовый период кайнозойской эры, то есть от 23 до 5 миллионов лет тому назад.

Информация с сайта: http://www.smoliy.ru/lib/000/001/00000180/nepomn_100_velikih_zagadok_prirody6.htm

Змеев и драконов в эпосе разных народов часто путают, называя одних именем других. Возможно, что эти пресмыкающиеся - родственники, хотя и не близкие. Может быть, змеи старше, ведь в мифах куда чаще упоминается Мировой Змей, живший в начале времен, а герои, витязи и даже кузнецы сражаются с драконами. Своеобразным ответом на эти сомнения может быть история корейского змея Имуги. Это огромное существо, которое должно много лет неподвижно пролежать на морском дне и только тогда, претерпев трансформацию, может стать драконом. Получив драгоценную жемчужину, этот дракон способен вознестись на небо. В Корее считают Имуги духом, приносящим счастье.

Отчего-то драконы оставили самый заметный след в культуре Востока. Здесь их считают добрыми к людям, а не исчадием ада, как в Европе. Одного из самых известных драконов зовут Лунван, что в переводе с китайского означает буквально «царь драконов». Согласно древним текстам, он выделялся среди своих собратьев необычайной длиной (около полукилометра) и могуществом: ему покоряются все природные стихии. Он обладает даром оборотничества и может принимать вид седобородого старца. Как и положено драконам, Лунван живет в подводном дворце и является хранителем несметных богатств.

Культ этого дракона, которого в народе называли просто - Лун, был чрезвычайно распространен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были во многих городах, деревнях, их строили около рек, озер, переправ и колодцев. Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы, которые были убеждены, что подводные источники управляются Лунем и соединяются с морем. Во время засухи статую дракона или старца с палицей, увенчанной головой дракона, выносили из храма и ставили на солнцепеке, чтобы доказать Луну размеры бедствия и тем самым усовестить его. Если и это не помогало, то статую попросту топили в воде. Китайские императоры относились к статуе дракона как к живому существу: просили совета, могли присвоить чин или за какие-то проступки отправить в ссылку.

Очень похож на своего китайского собрата вьетнамский дракон Тао Куэн, который также мог оборачиваться в убеленного сединами старца. Но, в отличие от Лунвана, Тао был проще и доступней и обитал не в морских глубинах, а рядом с людьми, в одном с ними доме. И потому вьетнамцы были уверены, что их добрый дух все видит и всегда придет на помощь. Весь год он трудился не покладая рук и только перед новым годом по лунному календарю брал отпуск: на семь дней отправлялся в небеса, чтобы предстать перед верховным божеством Нгуак Хоангу и погостить у него. Людям же в эти дни строжайше было запрещено трогать землю не только плугом или бороной, но и мотыгой. Она в это время, многострадальная, отдыхала, пробуждалась для новых дел только с первым днем нового года.

Особым почетом и уважением был окружен корейский дракон Енван. Даже перевод его имени завораживает, так как означает ни много, ни мало - «Миры». Ему подвластны все водные стихии: океаны, моря, реки, пруды. Цари драконов четырех морей: восточного, западного, южного и северного - вместе с женами, дочерьми и воеводами составляют его свиту. Ему же подчиняются хозяева всех пяти разноцветных подводных царств: зеленый дракон, красный, желтый, белый. И даже черный дракон - страж Севера и Зимы.

Енван в своей колеснице свободно перемещается в воде и взлетает на небо, что приводит к смене правящей династии у людей. В его дворце находят приют Солнце и Луна, сюда же могут быть приглашены и простые смертные. Этому величественному дракону даже посвящена целая поэма «Ода драконам, летающим в небесах», написанная в 1447 году.

Культ Енвана и его подданных был особенно развит в Корее в период Трех государств (I в. до н.э. - VII в. н.э.). Многие основатели династий гордились своим родством с драконами. Мать основателя государства Силла уверяла, что появилась на свет из левого ребра дракона. Мать другого правителя - Пэкче Увана (VII в.) была уверена, что родила сына от связи с драконом. И это считалось большой честью.

По преданию, в этот день дракон спускался с неба для того, чтобы отложить в колодце яйцо. Считалось, что если зачерпнуть воду из колодца раньше других и сварить в ней кашу, то год будет благополучным. Если же вымыть в этот день голову, то волосы вырастут пышные и длинные, как у дракона.

На Востоке верили, что драконы приносят счастье.

В Европе же было иначе. Зевс хитростью и коварством одолел дракона Тифона. Бог искусств Аполлон расправился с Пифоном. Геракл победил Лернейскую гидру. Змееногие гиганты, как известно, были обречены на муки: прикованные к скалам, они должны вечно пребывать в глубинах земли. В поте лица сражались скандинаво-германские змееборцы: Сигурд, Рагнар, Фроди, Лодброк и Вольфдитрих. Не отставали от них и славяне: рубили мечами драконов Илья Муромец и Добрыня Никитич, Дунай и Поток Кузнец Космодемьян, побив дракона, впряг его в плуг и пропахал вокруг города Киева огромные Змиевы валы, сохранившиеся и поныне. Когда дракон выполнил установленную по уговору работу, Космодемьян его убил.

Племя змеев уничтожалось повсеместно и постоянно, каждый рыцарь считал своим долгом зарубить хоть одного из них. При этом дракон вовсе не должен был провиниться в краже дев или жен. В гимнах, посвященных шумерскому богу-герою Нингирасу, особо подчеркивается, что он победил «доброго дракона».

Пернатый змей-дракон Кецалькоатль, покидая почитавших его индейцев-тольтеков, обещал вернуться через несколько сотен лет. Свое обещание он сдержал.

Однако вернувшись, не узнал Америки: на него показывали пальцами автомобилисты, смеялись, считали неудачным рекламным трюком. Крича от боли и стыда, Кецалькоатль метнулся прочь - подальше, через Атлантику, на восток. Туда, где восходит солнце. Потому и принял за яркое

светило скандинавский маяк, столкнувшись с которым, разбился насмерть. Позже, перепуганный смотритель маяка рассказывал, что его ночной гость и самоубийца напоминал сверх-огромную бабочку… Впрочем, кто и поверит рассказам смотрителя маяка?

Может быть, пернатый змей Кецалькоатль был последним из племени разумных змеев… Люди победили.

Соответственно ведическому учению и шумерским летописям, считается, что драконы не просто являются мифическими персонажами. Речь идет о целой расе, которая проживала в то же время, что и люди. В зависимости от иерархии, рептильная форма жизни делилась на четыре подвида: рептилоиды, дагоны, аргоны и драконы. Если вы обратили внимание, драконы находятся на вершине иерархии.

Несмотря на то, что их средой обитания во многих легендах и сказаниях описывается вода, там жили дагоны. Рептилоиды населяли пустынную местность. И дагоны и рептилоиды по своей сути являются завоевателями – это те самые «плохие» драконы из сказок и песен.

Аргоны – цивилизация, прошедшая эволюцию. От дагонов, стремящихся завоевать ресурсы, они превратились в своего рода помощников. Аргоны – хранители знаний, связанных с технологиями. Однако едва ли их можно назвать защитниками. В то же время, именно драконы – истинные борцы за справедливость. Так как они являлись высшей формой развития у рептилий, их обязанностью была охрана знаний. Поэтому нередко в сказаниях различных народностей дракон описывается как защитник сокровищ. А истинным богатством для человека всегда являлось не золото и камни драгоценные, а знания.