Джакомо казанова - биография, информация, личная жизнь. Кто такой Казанова

Имя Джакомо Казановы у большинства наших современников ассоциируется с многочисленными амурными похождениями. Между тем это не совсем соответствует действительности. Прежде всего Казанова являлся одним из самых образованных и загадочных людей своего времени.

Сын актрисы и аристократа

Известно, что Казанова появился на свет 2 апреля 1725 года в Венеции. Его настоящее имя - Джакомо Джироламо. Родителями мальчика были актеры Гаэтано Джузеппе Казанова и Дзанетта Фарусси. Но по одной из версий, отцом Джакомо являлся возлюбленный его матери - венецианский патриций Микеле Гримани.

Воспитывала ребенка бабушка по матери - Марция Фарусси. Мальчик оказался способным к наукам и к шестнадцати годам уже окончил Падуанский университет, причем с двумя докторскими степенями - по богословию и праву. После этого юноша отправился в путешествие: сначала на греческий остров Корфу, а затем в Константинополь.

Мастер на все руки

Не имея особых средств, Казанова подвизался на самых разнообразных поприщах. В Британской энциклопедии о нем говорится: «Проповедник, писатель, воин, шпион и дипломат». Занимался он и математикой, историей, финансами, музыкой, служил библиотекарем у графа Вальдштейна в чешском замке Дукс и даже состоял в масонском ордене.

Джакомо объехал всю Европу. Он побывал во Франции, Голландии, Испании, Австрии, России, Швейцарии, Пруссии, Польше. При этом среди его знакомых были самые выдающиеся люди того времени - Руссо, Вольтер, Моцарт, Сен-Жермен. Он общался с монархами, министрами, кардиналами и даже папой Римским.

Из рук папы Климента XIII наш герой получил орден Золотой шпоры – за заслуги в области дипломатии. В то же время венецианские инквизиторы приговорили Казанову к пяти годам заключения в тюрьме Пьомби за то, что он якобы занимался чернокнижием. Джакомо стал первым, кто сумел оттуда сбежать, да еще вместе с заключенным из соседней камеры!

Во Франции Казанова находился на службе у короля Людовика XV. Одной из порученных ему миссий стала тайная инспекция военно-морского флота. Он также проводил переговоры с голландскими банкирами по поручению министерства финансов. В Испании он содействовал реализации плана заселения Сьерра-Морены швейцарскими и баварскими крестьянами. Российской императрице Екатерине II предлагал провести аграрную реформу, колонизировать Поволжье и Сибирь, разводить под Саратовом шелковичных червей…

Тем не менее его главная цель - занять высокое положение при одном из европейских дворов – так и не была достигнута. Все его прожекты давали лишь временный результат, а потом приходилось искать что-то новое. Не раз Казанова пробовал организовывать собственные предприятия – но каждый раз прогорал. Правда, знать принимала его как равного. Никто и не догадывался, что «шевалье де Сенгальт» или «граф Яков Касанова де Фарусси» на самом деле был внуком венецианского башмачника.

Кстати, Казанова был довольно плодовитым автором. Помимо двенадцатитомной автобиографии «История моей жизни» его перу принадлежат фантастический роман «Икозамерон», книга «История смуты в Польше» и другие художественные произведения. Он также перевел на итальянский «Илиаду» Гомера и написал ряд математических трактатов.

Рыцарь любви

Хотя любовных похождений в жизни Казановы и впрямь было немало, его все же нельзя назвать стопроцентным донжуаном. В своих мемуарах великий авантюрист упоминает только 144 дамы, с которыми он имел связь. Правда, в одном из писем Джакомо признается, что на самом деле женщин у него было примерно в три раза больше, чем описано в автобиографии.

Ну пусть даже их было около пятисот. Если учесть, что описываемый период сексуальных похождений охватывает приблизительно сорок пять лет, то получается, что в среднем Казанова крутил за год одиннадцать романов. Число, конечно, внушительное, но не астрономическое.

Стоит добавить, что Казанова поступал с женщинами довольно благородно, всегда был щедр к ним, стараясь выполнять любые прихоти очередной возлюбленной. Он мог пожертвовать ради дамы сердца важными делами, и в любви старался не столько брать, сколько отдавать. К тому же вы не найдете в его воспоминаниях дурных отзывов ни об одной из женщин. Хотя поводы были: любовницы нередко стремились использовать Джакомо в своих интересах или даже обобрать до нитки.

Существует легенда, что женщины, которые приходят взглянуть на могилу Казановы на тихом кладбище в чешском Духцове, непременно цепляются подолом одежды за установленный там железный крест. Похоже, великий авантюрист и после смерти поддерживает свою репутацию.

Сатаней Сетгалиевна Казанова родилась 2 октября 1982 года в селе Верхний Куркужин Кабардино-Балкарии. Сати старший ребенок в семье. Кроме нее, мама и папа воспитывают еще трех дочерей - Свету, Марьяну и Мадину. Детство Сати Казанова провела в родном селе, училась в местной школе. В возрасте 12-ти Сати и ее семья переехала в Нальчик – столицу республики. 2 года девушка училась в городской школе и посещала занятия вокала в Детской школе искусств.

После 9-го класса певица отправилась грызть гранит науки в Кабардино-Балкарское Училище Культуры и Искусств. Там девушка освоила специальность «академический вокал». Во время учебы Сати Казанова активно участвовала в концертах и всех значимых культурных событиях республики, и это несмотря на запреты строгого отца – правоверного мусульманина. Некоторое время девушка даже работала в ресторане, где получала опыт современного вокала. В это же время Сати стала лауреатом конкурса «Нальчикские зори».

Переезд в Москву

Покорять Москву Сати Казанова поехала, когда только закончила третий курс училища. В столице России у семьи не было родственников, поэтому решение о переезде дочери далось нелегко. В Москву девушка сразу же поступила на заочное отделение класса эстрадно-джазового вокала Музыкальной Академии им. Гнесиных.

Параллельно с этим Сати Казанова работает вокалисткой в музыкальном шоу «Вояж мечты» Культурно-Развлекательного Центра «Кристалл». Артистка, вопреки своей вере надевает короткие юбки и сексуальные платья. Впрочем, на малой сцене девушка не задержалась. Жалования начинающей артистке совершенно не хватало на проживание в столице, и спустя два года Сати уволилась.

«Зарплаты начинающей певицы ни на что не хватало, а мне, тем временем, надо было платить за съёмную квартиру. Я голодала, однако, всё-таки покупала понравившуюся кофточку! В это время я активно экспериментировала с оттенком своих волос: я была медово-русой и огненно-рыжей. Но где-то через год поняла, что идти против природы смысла нет – все цвета, кроме натурального, делают меня безликой серой мышкой», - говорит Сати Казанова.
Несмотря на отказ от работы певицы в музыкальном шоу, мечта покорить большую сцену у девушки осталась. И ради своей цели певица постоянно ходила на кастинги.

Начало карьеры Сати Казановой

Мечта стала осуществляться, когда появился проект «Фабрика звезд», продюсером которого стал Игорь Матвиенко. Девушка с успехом выдержала испытание и в 2002 году вошла в состав группы «Фабрика». Кроме Сати Казановой в трио выступали Ирина Тонева и Саша Савельева . Коллектив стал одним из самых востребованных в стране. Песни девичьего трио раздавались практически отовсюду, а композиции «Про любовь», «Девушки фабричные», «Рыбка» покорили вершины российских хит-парадов.


После этого, Сати Казанова стала реализовывать еще одну свою заветную мечту – стать актрисой. Для этого, в 2006 году девушка поступила на актерский факультет в театральный ВУЗ ГИТИС. Кстати, из-за проекта «Фабрика Звезд» девушка так и не смогла закончить академию имени Гнесиных.
В «Фабрике» Сати Казанова работала 8 лет и в 2010 году ушла в сольное плавание. В составе группы певица завоевала несколько наград: «Стопудовый хит», два «Золотых граммофона», Glamour (поп-группа года) и «Астра» (самая стильная певица). А в 2009 году Сати стала «Заслуженной артисткой Республики Адыгея».
Работу Сати Казановой вне группы «Фабрика» поддержал продюсер Игорь Матвиенко. Девушка, кстати, с первых дней пребывания на проекте Первого канала мечтала о сольной карьере.

«Я давно мечтала о сольной карьере. Все годы работы в группе «Фабрика» я Игорю Матвиенко постоянно задавала наводящие вопросы. Он лишь отвечал: «Всё возможно...». А где-то около двух лет назад я поняла, что уже готова к одиночному плаванию. Сама для себя решила, однако надо и продюсеру сообщить, и с девчонками как-то объясниться. Я вообще не представляла, куда уйду и каким будет мой репертуар… Но, я решила просто действовать и стала усиленно заниматься вокалом, а параллельно раздумывала над будущим проектом. В один из ней я позвонила Игорю и сказала, что хочу с ним поговорить. Он сразу подумал, что я беременна или замуж вышла. Он напрягся, а я ему взволнованно: «Вот так и так, хочу сольный проект и чтобы вы остались моим продюсером». А он: «Ну давай, я не против».
Сати Казанова славится своей очаровательной и обезоруживающей улыбкой, а так же провокационной одеждой: девушка любит щеголять перед публикой в откровенных нарядах. Девушка позволяет себе так фривольничать, несмотря на то, что она родом из мусульманской семьи. Впрочем, сама Сати считает, что женская порядочность не зависит от длины юбки.

Сати Казанова - Счастье есть

«Главное не что носить, а как жить, - говорит Сати Казанова, - К тому же в коротких юбчонках я только появляюсь на сцене – это, так сказать, моя рабочая одежда, просто часть сценического образа певицы. Я дочка строгого отца и выросла на Кавказе. Однако, папа никогда не запрещал всем своим дочерям носить то, что хотят. Впрочем, он почему-то бриджи не любил и считал их вульгарными. Мы просто их не носили. Когда мы были сельчанками, мы, конечно, носили юбки подлиннее. Но в Нальчике уже не стали себя практически ни в чем ограничивать. Кстати, не так давно была на родине, так на улице встретила массу девушек в очень смелых нарядах!».

В конце 2010 года Сати Казанова стала звездой шоу Ильи Авербуха «Лед и пламень». Девушка выступала на ледово-танцевальном проекте в паре с Романом Костомаровым. Впрочем, концертные номера Казановой были под угрозой срыва. После нескольких неудачных падений девушка стала чувствовать сильные боли в области спины. Врачи поставили неутешительный диагноз – перелом ребер. Тем не менее, девушка, превозмогая боль, продолжала участвовать в проекте и даже дошла до финала.


В 2011 году Сати Казанова стала соведущей Антона Макарского в проекте «Призрак оперы». Через два года певица взяла участие в шоу «Один в один» на Первом канале, а в 2014 году она стала участницей программы «Живой звук» на канале Россия-1.

На счету Сати Казановой премия «Астра» в номинации «Самая стильная певица» в 2006 году, а также четыре музыкальные награды в составе группы «Фабрика». В 2009 году Сати присвоили звание Заслуженной артистки Республики Адыгея.

Как и многие звезды шоу-бизнеса Казанова попробовала себя в роли ресторатора. В 2011 году она открыла свой ресторан «Килим», в меню которого были блюда азербайджанской, узбекской и арабской кухни. Но заведение просуществовало меньше года, принеся певице лишь убытки, а не желаемые доходы.

Желание учиться и совершенствоваться никогда не оставляло кавказскую девушку. В 2012 году Сати Казанова поступила в Школу драмы Германа Сидакова.

Личная жизнь

Вокруг экзотической красотки Сати Казановой всегда много поклонников. Однако, кем занято ее сердце девушка не распространяется. Все подробности личной жизнь артистка старается не афишировать. Впрочем, недавно выяснилось, что девушка уже довольно долгое время встречается с неким молодым человеком, имя которого, естественно, держится в тайне.

В 2011 году в прессе часто мелькала информация о том, что девушка планирует выйти замуж. Певица от комментариев отказывалась, только подтверждала, что любимый мужчина у нее все-таки имеется.


В 2012-ом Сати Казанова часто появлялась на публике в обществе сына Иосифа Кобзона Андрея. Вместе с 35-летним Андреем Кобзоном экс-фабрикантка появилась и на дне рождения Кобзона-старшего. Никаких официальных комментариев по этому поводу ни Сати, ни Андрей не давали. Быть может роман между ними и был, но сошел на «нет».

Сати Казанова. Мой герой

Вскоре таблоиды заговорили о другом романе певицы. В сентябре 2013 года Сати Казанова познакомилась в клубе на Покровке, где она выступала, с бизнесменом Артуром Шачневым. Пара постоянно появлялась вместе на всех светских тусовках, и все говорили о неотвратимой свадьбе. Но, как оказалось, девушка не спешила знакомить молодого человека со своими родителями. Отец Казановой считает, что его дочь не была полностью уверена в своём избраннике, потому и не везла его в родной Нальчик.

В начале 2014 года стало известно, что личная жизнь Сати Казановой претерпела изменения: в ней теперь нет места Артуру Шачневу. Нового избранника Сати тщательно прячет от назойливой прессы.

Богат и блистателен был век XVIII — мода на ослепительную роскошь и всевозможные наслаждения безраздельно царила в обществе, с легкостью сметая любые запреты, мешающие удовольствию и веселью. Конечно, помимо балов и приемов в мире существовали бедность, чума и инквизиция, угрожающие беззаботно-фривольному течению жизни. Однако в будуарах предпочитали не тратить время на мысли о плохом. Это было время триумфа изящных искусств, свободных нравов и опасных связей. Позже этот век назовут «галантным» — он подарил миру целую плеяду великих композиторов, художников и мыслителей. И именно XVIII столетию мы обязаны самыми известными авантюристами, мошенниками и любовниками. Их захватывающие истории жизни переписаны в десятках романов, а их имена давно стали нарицательными. Джакомо Казанова — яркий тому пример.

Невероятно пестрая судьба этого вечно влюбленного авантюриста почти три века будоражит умы историков и литераторов. Многие современники пророчили ему забвение, но история распорядилась иначе, подарив этому неутомимому кавалеру бессмертие.

Самый известный любовник: биография Джакомо Казановы

Джованни Джакомо Казанова родился в Венеции 2 апреля 1725 года в семье актеров. Его красавица мать была душой и телом предана театру, имела завидный успех и ангажемент, и по этой причине времени на воспитание детей у нее не было. То, что все ее дети впоследствии нашли достойное место в жизни, можно считать чудом.

Первенца Джакомо первые годы жизни воспитывала бабушка. Ребенок был болезненным и вечно голодным. Когда Казанове исполнилось девять, врачи посоветовали перемену климата, и мальчика из Венеции отправили в дешевый пансион в городе Падуя.

От бесперспективного прозябания в нищете Джакомо спас аббат Гоцци, его первый учитель, который забрал его к себе в дом. Здесь Казанова вполне успешно получил начальное образование и, если верить его воспоминаниям, впервые влюбился. Ему было одиннадцать. Музой стала младшая сестра его учителя, которая была ненамного старше Джакомо. Опять же если верить мемуарам, уже через год Казанова поступил в Падуанский университет, чтобы через пять лет получить ученую степень юриста.

К слову, юриспруденцию он ненавидел и мечтал о карьере врача, но взрослые настояли, чтобы он стал церковным правоведом. Так Казанова надел сутану аббата. Но ему было не суждено стать духовным лицом, его слишком привлекали карты, женщины и светская жизнь. Благодаря таланту рассказчика и природному остроумию он легко обеспечивал себе место в обществе, и его незнатное происхождение словно бы совсем и не мешало ему. С самого начала он умел ладить с сильными мира сего, получать привилегии и должности, добиваться своего. Но, несмотря на это, его церковная карьера не удалась. И тогда Казанова решил попробовать себя на военном поприще. Он купил офицерский патент, примерил мундир, но очень быстро заскучал, отчего проиграл кучу денег и быстро вышел в отставку. В жизни начинающий авантюрист не терпел двух вещей скуки и ограничения свободы. И он снова вернулся к высшему свету, женщинам и картам.

Пришел. Увидел. Соблазнил

За свою долгую жизнь — а прожил он 73 года — Джакомо Казанова перепробовал множество профессий. Он был профессиональным игроком, неравнодушным к шулерским трюкам. Работал скрипачом в театре. Пробовал себя в драматургии, сатире и философии, занимался медициной и алхимией и даже был королевским советником по финансам. Но ни в одном деле он не добился особенных успехов. И только на стезе любви ему не было равных. Казанова обожал женщин и отдавался этой страсти самозабвенно. Но он не был охотником или коллекционером. Каждый новый роман был для него театральной премьерой, где он и его возлюбленная играли главные роли. Актерский талант был его главной фамильной драгоценностью и главным средством победы.

Каждой женщине он убедительно доказывал, что только она — его самая сильная и единственная любовь, и при этом он сам горячо верил своим словам. Может, именно поэтому женщины всякий раз верили ему и выбрасывали белый флаг из тончайшего батиста. Декорациями к его любовным романам становились будуары, монастырские кельи, постоялые дворы и убогие хибары, и никаких сословных рамок и запретов не существовало для великого любовника. Та, которая владела его сердцем, всегда была самая красивая и желанная, пусть даже всего на один час...

Казанова любил повторять, что для него самое главное — это сделать женщину счастливой, и что именно в этом он находил наслаждение для себя. Может быть, в этом и был главный секрет Казановы . Он делал женщин счастливыми, и они были готовы простить ему все. Несколько его пылких и взаимных романов едва не закончились свадьбой. Но в последний момент Казанова всегда находил достаточно вескую причину, по которой он никак не мог связать себя узами брака.

Да, этому мужчине было из кого выбирать, но он до конца жизни остался холостяком. Он слишком любил женщин, чтобы выбрать из них одну. Позже, на закате жизни, в одиночестве, он трепетно и подробно описал свои любовные приключения. Привередливые читатели насчитали в мемуарах Казановы «всего» 122 женщины и тут же вынесли вердикт, что для великого соблазнителя это не так уж много. Но если верить самому Казанове, то для него количество как раз совсем не имело значения. Всякий раз влюбляясь, он был уверен, что это первый и последний раз...

Ловкость рук и никакого колдовства

Во времена галантного века все запретное и необычное было в моде. Так, например, алхимией с одинаковым интересом занимались и аптекари, и короли. Искали философский камень и эликсир молодости, поощряли медиумов и астрологов, весьма ценили парфюмеров и отравителей. Здесь же было раздолье для искусных фокусников и бесстыдных мошенников. Знаменитые на весь мир граф Калиостро и граф Сен-Жермен сделали себе карьеру и состояние, рассказывая о своем бессмертии и совершая «чудеса» для всех, кто мог за это заплатить. Казанова также отличился на этой ниве — он практиковал нумерологию и интересовался алхимией и благодаря своему личному обаянию и ловкости стал признанным мэтром от оккультизма. К слову, он обожал читать и обладал превосходной памятью, и это помогало ему успешно морочить голову окружающим. Казанова любил повторять, что «обман дурака является делом, достойным умного человека». Но иногда тайны каббалы и магические ритуалы были лишь предлогом, чтобы завязать знакомство с очередной светской красоткой и завоевать ее.

Можно сказать, что к занятиям оккультизмом Казанову привел случай: однажды он спас жизнь патрицию по фамилии Брагадино (пригодились медицинские знания), который в благодарность одарит молодого и неглупого человека не только покровительством, но и «тайными» знаниями. И, как все знаменитые люди того времени, великий обольститель был членом масонской ложи.

Казанова умел и любил наживать приключения и играть в опасные игры. И, конечно же, однажды им должна была заинтересоваться всесильная инквизиция. Чаша терпения святых отцов переполнилась 24 июля 1755 года — в этот день, согласно сохранившемуся протоколу, был отдан приказ об аресте Казановы. За «публично совершенные преступления против святой веры» он был брошен в одну из камер «Свинцовой» тюрьмы, расположенной на верхнем этаже венецианского Дворца дожей.

К слову, сюда помещали только знатных преступников и заговорщиков, так что можно сказать, что Казанова и здесь оказался в высшем обществе.

Побег, удивительный и невероятный

Скажем сразу: из тюрьмы Казанова бежал. Хотя говорят, что сбежать оттуда было невозможно. Он гордился этим подвигом всю оставшуюся жизнь и даже опубликовал историю своего побега в виде самостоятельного литературного произведения. Позже скептики и злые языки уверяли, что все это выдумки, что Казанова и его высокие покровители просто подкупили начальника тюрьмы. Однако в архиве Дворца дожей до сих пор хранятся документы, которые вполне подтверждают все написанное великим авантюристом.

Условия в тюрьме, как и полагается, были ужасными. Летом в камере было душно и жарко, а зимой дико холодно: кроме всего прочего, Казанову поместили в самую худшую камеру, где потолок был очень низким. По приговору, который никто заключенному не огласил, он должен был провести в этой тюрьме долгих пять лет. Казанова слишком любил жизнь, чтобы губить ее подобным образом, к тому же он был уверен, что получил пожизненное заключение. Поэтому, проведя под свинцовой крышей несколько месяцев, он стал искать возможность бежать. Для начала он во время прогулки нашел кусок мрамора и обломок железного прута, которые стали главным орудием для достижения цели.

Его первая попытка проделать дыру в полу закончилась весьма обидной неудачей когда тайный труд узника был почти завершен, его вдруг перевели в другую камеру. Такой удар судьбы мог бы прикончить кого угодно. Но Казанова был невероятно упрям и привык добиваться своего любой ценой. Второй план побега был много сложнее и требовал наличия помощника. Но именно этот вариант оказался успешным. На этот раз было решено пробить дыру в крыше и выбраться наверх. Что Казанова и его товарищ по несчастью с успехом и большим трудом проделали. То, что им удалось спуститься с крыши и бежать из города, вполне можно считать чудом. Или сверхъестественной удачей.

Так Казанова обрел свободу, но был разлучен со своей родиной. Венецией, которую он любил больше всего на свете.

Одиссея влюбленного Казановы

Пожалуй, Джакомо Казанова мог бы снискать славу великого путешественника. Он успел объехать множество городов и стран, и это при том, что в XVIII веке передвижение по дорогам было долгим, не очень удобным и довольно опасным для жизни. Кто знает, как сложилась бы судьба самого великого любовника, если бы не скандальная репутация, угрозы со стороны властей и жажда новых впечатлений не заставляли его переезжать с места на место? Впрочем, представить его остепенившимся и добропорядочным гражданином Венецианской республики невозможно.

Увы, с годами удача — капризная женщина — все чаще стала отворачиваться от Казановы. Он объехал почти всю Европу, добрался даже до России, и везде он искал легких денег, громкой славы и признания своего гения. Снова и снова он был игроком, чародеем, доктором и сочинителем, ловким мошенником, актером и остроумным насмешником. И по-прежнему так же страстно любил женщин. Кстати, встречая своих прежних возлюбленных, он никогда не взывал к чувствам, оставшимся в прошлом. Он всегда предпочитал новые знакомства и новые истории. Возможно, необходимая новизна впечатлений примиряла его с постоянными странствиями. Жизнь заставила его освоить еще одну профессию — шпиона. Это приносило деньги и обеспечивало покровительство сильных мира сего, но Казанова нигде не мог задержаться надолго, потому что скандалы, дуэли неизменно преследовали его. К слову, удивительно, что он прожил такую долгую жизнь — помимо житейских невзгод, он регулярно испытывал проблемы со здоровьем. И не последнюю роль здесь сыграли многочисленные беспорядочные связи, после которых приходилось лечиться от венерических заболеваний. В то время панацеей от «любовных болезней» считали ртуть, которая с успехом убивала не только заразу, но и пациентов. Известно, что Казанове приходилось много раз в течение жизни «приносить жертвы Меркурию» (планета, соответствующая в алхимии элементу «ртуть»). Однако он пережил многих своих возлюбленных, друзей и врагов. В конце жизни скитания привели его в Богемию, в замок Дуке, где он получил место библиотекаря. Здесь Джакомо Казанова написал мемуары, которые принесли ему мировую известность, — двенадцать томов воспоминаний, под нехитрым заглавием «История моей жизни».

Суд истории

У Казановы было четверо младших братьев и сестра. Все они стали еще при жизни известными и уважаемыми людьми. Знаменитый же соблазнитель вполне мог бы кануть в небытие как «паршивая овца в стаде», и все его родственники были убеждены, что так оно и будет. Однако у судьбы были другие планы. Благодаря написанным мемуарам старший брат Джакомо вошел в историю как самый известный любовник, окружив фамилию притягательным ореолом романтической непристойности.

Последняя книга Казановы чудом увидела свет, была несколько раз отредактирована и переработана, печаталась в сокращенных переводах и пострадала от цензуры... В конце концов, она все же была издана целиком и имела головокружительный успех. Казанова вышел из небытия после смерти, как при жизни выходил из долговой тюрьмы. «Я ни в чем не раскаиваюсь», — предупреждает автор и приглашает погрузиться в свои воспоминания, записанные аккуратно и подробно. Позже многие пытались оспорить подлинность мемуаров Джакомо Казановы, сомневались в авторстве и в правдивости изложенных фактов. И были даже те, кто утверждал, что все любовные похождения он придумал от начала и до конца... Впрочем, другие тут же доказывали, что этот труд достаточно достоверен и, скорее всего, действительно принадлежит перу легендарного Казановы, разве что автор позволил себе некоторые вольности в обращении с фактами и датами. Да, этот любимец Венеры всегда позволял себе вольности, потому что не терпел скучных правил и не искал легких путей, а еще обожал быть героем скандала. И благодаря этому история жизни Казанова и его биография, продолжают волновать сердца и вдохновлять на подвиги, споры и философские рассуждения.

2 апреля 1725 года родился Джакомо Казанова — один из самых выдающихся исторических героев эпохи Возрождения. Он прославился не столько благодаря своим любовным похождениям, сколько благодаря своей неординарной личности и духу авантюризма.

Казанова за свою жизнь успел побывать церковным служащим, юристом, военным, музыкантом, референтом, шпионом, писателем и даже библиотекарем.

Фальшивый дворянин

Джакомо Джироламо Казанова родился в Венеции 2 апреля 1725 года в семье актёра и танцовщика Гаэтано Джузеппе Казановы и актрисы Дзанетты Фарусси. Для того чтобы вращаться в высшем обществе, Джакомо присвоил себе дворянский титул и имя — шевалье де Сенгальт.

17-летний гений

В возрасте всего 12 лет Казанова поступил в Падуанский университет. В 17 у него уже была учёная степень юриста. Впрочем, сам Джакомо всегда хотел стать медиком. Он даже назначал свои собственные лекарства себе и своим друзьям.

Азартный игрок

Ещё во время учёбы в университете Казанова начал играть на деньги и быстро оказался в долгах. В возрасте двадцати одного года он решил стать профессиональным игроком, но проиграл все сбережения.

Казанова играл на протяжении всей своей сознательной жизни, выигрывая и проигрывая крупные суммы денег. Его обучали профессионалы, и он не всегда мог преодолеть в себе желание жульничать. Временами Казанова объединялся с другими шулерами для заработка.

Как объяснял своё пристрастие сам Казанова в своих мемуарах: «Алчность заставляла меня играть. Мне нравилось тратить деньги, и моё сердце обливалось кровью, когда эти деньги не были выиграны в карты».

Масон и колдун

Будучи ребёнком, Казанова страдал от носовых кровотечений, и бабушка отвела его к местной ведьме. И хотя «волшебная» мазь, которую колдунья дала Казанове, оказалась недейственной, мальчик был восхищён таинством магии. Позднее Джакомо сам будет демонстрировать «магические» способности, которые на самом деле являлись обычными фокусами. В Париже он выдавал себя за алхимика, что снискало ему популярность среди наиболее выдающихся фигур того времени, включая маркизу де Помпадур, графа Сен-Жермена, Даламбера и Жан-Жака Руссо.

Во время своего путешествия во Францию в Лионе Казанова стал членом масонского общества, привлёкшего его своими тайными ритуалами. В общество принимали людей, обладавших интеллектом и влиянием, что впоследствии оказалось весьма полезным для Казановы: он получил ценные контакты и доступ к тайным знаниям.

Инквизиция и побег из тюрьмы

Из-за причастности к масонским ложам и интереса к оккультизму Казанова обратил на себя внимание инквизиции. В 1755 году Джакомо был арестован и приговорён к пяти годам заключения в Пьомби — «Свинцовой тюрьме».

Из заключения ему помог сбежать священник-отступник из соседней камеры. Железной пикой они вместе с Казановой проделали дыру в потолке и выбрались на крышу тюрьмы. С крыши они спустились с помощью верёвки, сделанной из простыней.

Часть историков полагает, что на самом деле Джакомо помог откупиться один из его богатых покровителей. Однако в государственных архивах сохранились некоторые подтверждения рассказу авантюриста, в том числе сведения о ремонте потолка камер.

Изобретатель лотереи

Бежав из тюрьмы в Париж, Казанова должен был найти средства для существования. Тогда он придумал собрать для государства деньги с помощью первой национальной лотереи. Билеты разошлись успешно, и Джакомо снискал популярность и заработал достаточно денег, чтобы вновь блистать в свете.

Шпион

Министр иностранных дел Франции де Берни, который был старым другом Казановы, в 1757 году отправил его со шпионской миссией в Дункерк. Джакомо блестяще выполнил задание, войдя в доверие капитанов и офицеров флота. Он выведал сведения о строении кораблей и их слабых местах.

Добропорядочный библиотекарь

Последние годы жизни Казановы прошли в замке Дукс, в Богемии (Чехии), где он работал в качестве смотрителя библиотеки у графа Йозефа Карла фон Вальдштейна.

Одиночество и скука последних лет жизни позволили Казанове, не отвлекаясь, сосредоточиться над своими мемуарами, озаглавленными «История моей жизни». Если бы не это произведение, его известность была бы намного меньшей или же память о нём исчезла совсем.

Сколько женщин было у Казановы?

Джакомо Казанова известен как обольститель и покоритель женских сердец. В своих мемуарах он не называет точное число любовниц, округлив цифру до нескольких сотен. Исследователь биографии Казановы испанец Хуанчо Крус подсчитал, что у Джакомо было 132 женщины, то есть примерно по три романа в год. По сегодняшним меркам, некоторым это может показаться весьма скромным результатом.

Однако Казанова прославился своим искусством обольщения, флирта и той страсти, с которой он предавался любви. Отношения с женщинами были смыслом его жизни. В каждой любовнице он видел нечто особенное. Больше всего Казанова любил итальянок. Его любовницам, как правило, было от 16 до 20 лет. По социальному происхождению большинство из них были служанками, однако немало соблазнённых принадлежали к высшим кругам общества.

Прославленный венецианский авантюрист, «гражданин мира», как он себя аттестовал, Джакомо Джироламо Казанова (1725 - 1798), чье имя сделалось нарицательным, был не только одним из интереснейших людей своей эпохи, но и ее символом, ее отражением. Перед современниками и потомками, его читателями, он представал как человек воистину разносторонний, энциклопедически образованный: поэт, прозаик, драматург, переводчик, филолог, химик, математик, историк, финансист, юрист, дипломат, музыкант. А еще картежник, распутник, дуэлянт, тайный агент, розенкрейцер, алхимик, проникший в тайну философского камня, умеющий изготовлять золото, врачевать, предсказывать будущее, советоваться с духами стихий. Но - что истинно в мифе, который он творил о самом себе?

Мемуары Казановы были опубликованы в начале XIX века, когда литература романтизма стала беспрестанно обращаться к легенде о Дон Жуане. Вечный образ Соблазнителя появляется у Байрона и Пушкина, Гофмана и Мериме, Хейберга и Мюссе, Ленау и Дюма. Именно в этой традиции и были восприняты записки Казановы, многие годы считавшиеся верхом неприличия. Их запрещали печатать, прятали от читателей.

Для подобной трактовки были даже чисто биографические основания - Казанова живо интересовался своим литературным предшественником, помогал другу-авантюристу Да Понте писать для Моцарта либретто оперы «Дон Жуан» (1787). Но «донжуанский список» Казановы может поразить воображение только очень примерного семьянина: 122 женщины за тридцать девять лет. Конечно, подобные списки у Стендаля и у Пушкина покороче, и в знаменитых романах тех лет, к которым пристало клеймо «эротические» (как, например, к увлекательнейшему «Фобласу» Луве де Кувре, 1787 - 1790), героинь поменьше , но так ли это много - три любовных приключения в год?

Личность Казановы оказалась скрыта под множеством масок. Одни он надевал сам - уроженец Венеции, где карнавал длится полгода, потомственный комедиант, лицедей в жизни. Другой маскарадный костюм надели на него эпоха, литературная традиция, вписавшая мемуары в свой контекст. Причем традиции (та, в которой создавались записки, и та, в которой они воспринимались) были прямо противоположными - то, что для XVIII века казалось нормой, в XIX столетии сделалось исключением.

Главное богатство авантюриста - его репутация, и Казанова всю жизнь тщательно поддерживал ее. Свои приключения он немедленно обращал в увлекательные истории, которыми занимал общество («Я провел две недели, разъезжая по обедам и ужинам, где все желали в подробностях послушать мой рассказ о дуэли»). К своим устным «новеллам» он относился как к произведениям искусства, даже ради всесильного герцога де Шуазеля не пожелал сократить двухчасовое повествование о побеге из тюрьмы Пьомби. Эти рассказы, частично им записанные, опубликованные, естественно переросли в мемуары, во многом сохранившие интонацию живой устной речи, представления в лицах, разыгрываемого перед слушателем. Создавал Казанова «Историю моей жизни» на склоне лет (1789 - 1798), когда о нем уже мало кто помнил, когда его друг принц де Линь представлял его как брата известного художника-баталиста. Казанове была нестерпима мысль, что потомки не узнают о нем, ведь он так стремился заставить о себе говорить, прославиться. Создав воспоминания, он выиграл поединок с Вечностью, приближение которой он почти физически ощущал («Моя соседка, вечность, узнает, что, публикуя этот скромный труд, я имел честь находиться на вашей службе», - писал он, посвящая свое последнее сочинение графу Вальдштейну). Человек-легенда возник именно тогда, когда мемуары были напечатаны.

Но, воссоздавая наново свою жизнь, перенеся ее на бумагу, Казанова перешел в пространство культуры, где действуют уже иные, художественные законы. Каждая эпоха создает свои собственные модели поведения, которые мы можем восстановить по мемуарам и романам. В своем бытовом поведении человек невольно, а чаще сознательно ориентируется на известные ему образцы (так, французские политические деятели XVII - XVIII вв. старательно подражали героям Плутарха, особенно во времена общественных потрясений: Фронды, Революции, наполеоновской империи; эта традиция дожила до Парижской коммуны). Более того, когда гибнет старое общество (в 1789 г., когда Казанова приступил к мемуарам, пала французская монархия, в 1795 г. после третьего раздела перестала существовать Польша, а в 1798-м, в год его смерти, исчезла с политической карты Венецианская республика, завоеванная войсками Наполеона), именно литература сохраняет память о поведенческих нормах, предлагает их читателю.

Джакомо Казанова принадлежал к двум культурам - итальянской и французской, для вхождения в которую он потратил большую часть жизни. Свои первые литературные творения Казанова писал на родном языке, но в конце жизни полностью перешел на французский (хотя продолжал грешить итальянизмами). В ту пору это был поистине интернациональный язык, на нем говорили во всех странах Европы, а Казанова хотел, чтобы его читали и понимали везде. «История моей жизни» стала явлением французской культуры. Именно в этой перспективе, как нам кажется, наиболее плодотворно рассматривать воспоминания Казановы, хотя, разумеется, и в Италии была сильная мемуарная традиция. Достаточно вспомнить «Жизнь Бенвенуто Челлини» (1558 - 1566), великого художника и искателя приключений, бежавшего из тюрьмы, немало лет проведшего во Франции, как и наш герой.

Мемуары Казановы, вызвавшие поначалу и у читателей, и у исследователей сомнения в их достоверности (библиофил Поль Лакруа даже считал их автором Стендаля, действительно высоко ценившего записки венецианца), в общем, весьма правдивы. Для многих эпизодов нашли документальное подтверждение уже в XX веке. Разумеется, Казанова старается подать себя в наиболее выгодном свете, умалчивает о том, что порочит его, но во многих случаях он нарушает хронологию, переставляет местами события, объединяет однотипные (например, две поездки на Восток превращает в одну), следуя законам повествования, требованиям композиции. Логика сюжета, действий того персонажа, которого он рисует на страницах мемуаров, может подчинить себе правду жизни. Так, когда благодетельница и жертва Казановы маркиза д’Юрфе порвала отношения с ним, он сообщает читателю, что она умерла - для него она перестала существовать.

В «Истории моей жизни» отчетливо видны несколько сюжетных традиций: авантюрного и плутовского романа, психологической повести, идущих из XVII века, романа-карьеры и романа-«списка» любовных побед, сложившихся во Франции в эпоху Просвещения, и мемуаристики. Именно на их фоне и проявляется истинное своеобразие записок Казановы.

Во Франции, как это часто бывает, интерес к мемуарам пробуждался после периодов сильных общественных потрясений: религиозных войн (1562 - 1594), Фронды (1648 - 1653). В прозе тогда доминировали многотомные барочные романы, где в возвышенном стиле воспевались героические и галантные приключения многовековой давности - как в «Артамене, или Великом Кире» (1649 - 1653) Мадлены де Скюдери. Мемуары, описывавшие недавнее прошлое, привносили в литературу подлинные и жестокие события, кровавые драмы, любовные интриги, воинские подвиги, примеры высокого благородства и расчетливой подлости. Именно под воздействием мемуаров стали возникать в конце XVII века психологические повести («Принцесса Клевская» г-жи де Лафайет, 1678), вытеснившие барочный эпос, подготовившие почву для «правдоподобного» романа XVIII века.

Воспоминания писали (или, реже, за них сочиняли секретари) королевы (Маргарита Валуа, Генриетта Английская), министры (Сюлли, Ришелье, Мазарини), вельможи, придворные дамы, военачальники, судейские, прелаты (герцоги Буйонский, Ангулемский, Гиз, де Роган, мадемуазель де Монпансье, маршал Бассомпьер, первый президент парламента Матье Моле, кардинал де Рец и др.), писатели-аристократы (Агриппа д’Обинье, Франсуа де Ларошфуко). Популярность мемуаров была столь велика, что на рубеже XVII - XVIII веков началось взаимопроникновение «художественной» и «документальной» прозы. Появились поддельные воспоминания подлинных исторических лиц. Их во множестве изготовлял одаренный литератор Гаэтан Куртиль де Сандра, самые известные из них - «Мемуары г-на д’Артаньяна» (1700), где мушкетеру приносят удачу воинские подвиги, шпионство, плутни, политические интриги и, главное, успехи у женщин.