Договор шос. Шанхайская Организация Сотрудничества (3) - Доклад

9-10 июня 2018 года в городе Циндао (КНР) состоялось заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС).

В нем приняли участие Премьер-министр Республики Индии Н.Моди, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, Президент Кыргызской Республики С.Ш.Жээнбеков, Президент Исламской Республики Пакистан М.Хуссейн, Президент Российской Федерации В.В.Путин, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон и Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев.

Председательствовал на заседании Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин.

В заседании участвовали Генеральный секретарь ШОС Р.К.Алимов и Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Е.С.Сысоев.

В мероприятии приняли участие Президент Исламской Республики Афганистан А.Гани, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, Президент Исламской Республики Иран Х.Рухани, Президент Монголии Х.Баттулга, а также Первый заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций А.Мохаммед, Генеральный секретарь Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Лим Джок Хой, Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств С.Н.Лебедев, Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Ю.Г.Хачатуров, Исполнительный директор Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии Гун Цзяньвэй, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Т.С.Саркисян, Вице-президент Всемирного банка В.Квава, Директор департамента Международного валютного фонда Ли Чан Ён.

Руководители государств-членов рассмотрели ход реализации итогов Астанинского саммита 2017 года и первоочередные задачи дальнейшего развития ШОС в контексте текущих процессов в мировой политике и экономике. Согласованные позиции сторон отражены в принятой Циндаоской декларации.

Констатировано, что государства-члены, твердо придерживаясь целей и принципов Хартии ШОС и следуя «шанхайскому духу», поступательно решают задачи, определенные в Стратегии развития ШОС до 2025 года. Отмечено, что ШОС сегодня утвердилась в качестве уникального, влиятельного и авторитетного регионального объединения, потенциал которого заметно возрос со вступлением в Организацию Индии и Пакистана.

Подтверждено намерение продолжить укрепление практического взаимодействия в области политики, безопасности, торговли и экономики, в том числе финансовой, инвестиционной, транспортной, энергетической, сельскохозяйственной, а также культурно-гуманитарных связей. Одобрен План действий на 2018-2022 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС.

В контексте обмена мнениями по актуальной международной и региональной проблематике подчеркнута необходимость наращивания совместных усилий в обеспечении безопасности и стабильности на пространстве ШОС, а также в содействии формированию международных отношений нового типа и общего видения идеи создания сообщества единой судьбы человечества.

Государства-члены последовательно выступают за урегулирование ситуации в Афганистане, Сирии, на Ближнем Востоке и Корейском полуострове и других региональных конфликтов в рамках общепризнанных норм и принципов международного права. Отмечена важность устойчивой реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы.

Государства-члены подтверждают твердую поддержку усилиям ООН по обеспечению международного мира и безопасности. Они отметили необходимость консенсуса по вопросу о принятии Всеобъемлющей конвенции ООН против международного терроризма, а также инициативу Республики Казахстан по продвижению на площадке ООН Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма.

Руководители государств-членов отметили намерения Кыргызской Республики и Республики Таджикистан выдвинуть свои кандидатуры в непостоянные члены СБ ООН.

Неизменной остается скоординированная линия ШОС на эффективную борьбу с вызовами и угрозами безопасности. Продвижению практического взаимодействия в этой сфере будет способствовать принятая Программа сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019-2021 гг. Особая роль в ее выполнении отводится РАТС ШОС.

Дана высокая оценка итогам Международной конференции по вопросам противодействия терроризму и экстремизму (г. Душанбе, 3-4 мая 2018 года), ставшей важной платформой для взаимодействия сторон по указанным направлениям.

Руководители государств-членов выступают за налаживание комплексной работы по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения и предупреждения его вовлечения в деструктивную деятельность. В этой связи приняты Совместное обращение к молодежи и Программа действий по выполнению его положений, поддержана инициатива Республики Узбекистан о принятии специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность».

Государства-члены будут и далее продвигать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков на основе Антинаркотической стратегии ШОС на 2018-2023 гг. и Программы действий по ее выполнению, а также Концепции ШОС по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

ШОС продолжит вносить вклад в выстраивание широкого и взаимовыгодного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, выработку универсальных международных правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве.

Подтверждена приверженность государств-членов ШОС центральной роли ООН в продвижении реализации Глобальной Повестки дня в области устойчивого развития. Подчеркнута важность совершенствования архитектуры глобального экономического управления, последовательного укрепления и развития многосторонней торговой системы, ядром которой является Всемирная торговая организация, в интересах формирования мировой экономики открытого типа.

ШОС стремится к созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций, определению совместных подходов к решению задач по упрощению процедур торговли, стимулированию электронной торговли, развитию индустрии услуг и торговли услугами. Будут продолжены усилия по поддержке микро-, малого и среднего предпринимательства, продвижению сотрудничества в сфере транспорта, энергетики и сельского хозяйства.

Поддержана инициатива о проведении в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС.
В целях усиления внимания к проблемам экологии государства-члены приняли Концепцию сотрудничества в области охраны окружающей среды. Продолжена работа над проектом Программы сотрудничества государств-членов ШОС по продовольственной безопасности.

Дана высокая оценка инициативе Республики Таджикистан о Международном десятилетии действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы» и проведении под эгидой ООН Международной конференции высокого уровня по этой теме (г. Душанбе, 20-22 июня 2018 года).

Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан подтвердили поддержку инициативы Китайской Народной Республики «Один пояс, Один путь» (ОПОП), отметили усилия по совместной ее реализации, в том числе по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и ОПОП.

Руководители государств-членов выступают за использование потенциала стран региона, международных организаций и многосторонних объединений в целях формирования на пространстве ШОС широкого, открытого, взаимовыгодного и равноправного партнерства.

Развитию межрегионального сотрудничества будет способствовать создание в ШОС Форума глав регионов. Отмечено намерение провести первое заседание Форума в 2018 году в г. Челябинске (Российская Федерация)

Будут продолжены усилия по раскрытию в полном объеме потенциала Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС.

Подтверждена позиция в пользу дальнейшего укрепления практического сотрудничества в банковско-финансовой сфере и продолжения поиска общих подходов по вопросу создания Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС.

Подтверждая особую роль гуманитарного сотрудничества в укреплении взаимопонимания, доверия и дружбы между народами, руководители государств-членов высказались за развитие многопланового взаимодействия в сфере культуры, образования, науки и техники, а также в области здравоохранения, туризма и спорта.

Подчеркнуто стремление наращивать многопрофильное сотрудничество с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу ШОС, а также международными и региональными организациями.

По итогам заседания также приняты Совместное заявление глав государств об упрощении процедур торговли и Заявление глав государств о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве ШОС. Подписаны План совместных действий по реализации Программы сотрудничества государств-членов ШОС в сфере туризма на период 2019-2020 годов, Меморандум о взаимопонимании по стимулированию сотрудничества в рамках ШОС в области микро-, малого и среднего предпринимательства, Регламент информационного взаимодействия круглосуточных контактных пунктов, осуществляемого с использованием каналов оперативной платформы CENcomm RILO-МОСКВА, Меморандум об обмене информацией о трансграничных перемещениях озоноразрушающих веществ и опасных отходов.
Заслушаны и утверждены доклады Генерального секретаря ШОС о деятельности ШОС за прошедший год и Совета Региональной антитеррористической структуры о деятельности РАТС в 2017 году.

Совет глав государств-членов ШОС назначил В.И.Норова (Республика Узбекистан) Генеральным секретарем ШОС и Д.Ф.Гиёсова (Республика Таджикистан) Директором Исполнительного комитета РАТС на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2021 года.

В период после саммита в Астане (8-9 июня 2017 г.) состоялись заседание Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов (г. Сочи, 30 ноября — 1 декабря 2017 г.), встреча секретарей советов безопасности (г. Пекин, 21-22 мая 2018 г.), внеочередное и очередное заседания Совета министров иностранных дел (г. Нью-Йорк, 20 сентября 2017 г., г. Пекин, 24 апреля 2018 г.), заседания Совета национальных координаторов (г. Янчжоу, г. Москва, г. Пекин, август 2017 г. — июнь 2018 г.), Совета Региональной антитеррористической структуры (г. Пекин, 17 сентября 2017 г., г. Ташкент, 5 апреля 2018 г.), заседание руководителей пограничных служб компетентных органов (г. Далянь, 29 июня 2017 г.), совещания руководителей ведомств, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (г. Чолпон-Ата, 24-25 августа 2017 г.), министров юстиции (г. Ташкент, 20 октября 2017 г.), председателей Верховных судов (г. Ташкент, 25-27 октября 2017 г., г. Пекин, 25 мая 2018 г.), глав служб, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия (г. Сочи, 31 октября 2017 г.), министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность (г. Москва, 15 ноября 2017 г.), генеральных прокуроров (г. Санкт-Петербург, 29 ноября 2017 г.), руководителей министерств и ведомств науки и техники (г. Москва, 18-21 апреля 2018 г.), Форум ШОС (г. Астана, 4-5 мая 2018 г.), встреча руководителей национальных туристских администраций (г. Ухань, 7-11 мая 2018 г.), министров обороны (г. Пекин, 24 апреля 2018 г.), министров культуры (г. Санья, 15 мая 2018 г.), руководителей компетентных органов наделенных полномочиями по борьбе с наркотиками (г. Тяньзинь, 17 мая 2018 г.), Форум женщин ШОС (г. Пекин,
15-17 мая 2018 г.), Форум СМИ ШОС (г. Пекин, 1 июня 2018 г.), заседания Правления Делового совета ШОС (г. Пекин, 6 июня 2018 г.) и Совета Межбанковского объединения ШОС (г. Пекин, 5-7 июня 2018 г.), а также другие мероприятия на различных уровнях.

Руководители государств-членов дали высокую оценку проделанной Китайской Народной Республикой работе во время председательства в ШОС и выразили признательность китайской стороне за гостеприимство и хорошую организацию саммита в г. Циндао.

Председательство в Организации на предстоящий период переходит к Кыргызской Республике. Очередное заседание Совета глав государств-членов ШОС состоится в 2019 году в Кыргызской Республике.

— постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. 9 июня 2017 года лидеры государств — членов ШОС о приеме Индии и Пакистана в организацию.

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глав государств глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональное международное объединение, в которое входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. С 2004 года ШОС является наблюдателем при Генеральной ассамблее ООН. История создания Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействие входящих в объединение стран и перспективы развития ШОС – в материале ТАСС.

Как была создана ШОС?

  • Интенсивный диалог между странами – членами организации начался 20 лет назад. В 1996 году в Шанхае прошла первая встреча глав пяти государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Участники саммита подписали соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. На основе этого соглашения возникло политическое объединение, известное как "Шанхайская пятерка". Главной целью объединения было обеспечение стабильности вдоль границы бывших советских республик и Китая.
  • В 1997 году было подписано еще одно соглашение – о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Договоренности стали первыми реальными шагами по пути военной разрядки в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
  • Третья встреча глав государств "Шанхайской пятерки" состоялась в 1998 году, завершившись подписанием министрами иностранных дел итогового совместного заявления, в котором поддерживалось предложение Казахстана о созыве совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
  • Декларация по основным направлениям стратегического партнерства объединения была подписана в 1999 году. На встрече лидеров "Шанхайской пятерки" обсуждалась тема борьбы с трансграничной преступностью, наркоторговлей и организованной преступностью. Особое внимание было уделено вопросам восстановления Великого шелкового пути.
  • Успешное сотрудничество позволило странам "пятерки" выйти за рамки трансграничного сотрудничества. В 2000 году "Шанхайская пятерка" преобразована в Шанхайский форум, в саммите в качестве наблюдателя принял участие Узбекистан.
  • В 2001 году, после присоединения Узбекистана к "пятерке", главы уже шести государств подписали Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества. Целями организации были названы стабилизация обстановки в Центральной Азии, укрепление дружбы и добрососедства между государствами-участниками, развитие сотрудничества в политической, экономической, научной и других сферах. По итогам встречи страны – участницы ШОС подписали Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, договорились о создании региональной антитеррористической структуры с центром в Бишкеке.
  • Согласно Хартии ШОС, целями альянса являются стабильность и безопасность в регионе, а также борьба с терроризмом и экстремизмом, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. Приоритетные направления – развитие транспортной инфраструктуры, энергетики, телекоммуникаций, нефтегазовой сферы, сельского хозяйства, использование водных ресурсов и др.

Как в дальнейшем развивалась ШОС?

  • Оформление ШОС как организации завершилось в 2002 году. На встрече глав государств в Санкт-Петербурге были подписаны Декларация глав государств – членов ШОС и Хартия ШОС, заключено соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры ШОС.
  • Важным шагом для ШОС стало заседание Совета глав государств в 2005 году: на нем было принято решение о предоставлении статуса наблюдателей трем крупным азиатским державам – Индии, Ирану и Пакистану. Ранее, в 2004 году, такой статус был предоставлен Монголии. Произошло географическое расширение организации, позволившее принципиально увеличить международный вес ШОС.
  • В 2007 году между странами ШОС был подписан Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
  • В 2009 году было принято решение о предоставлении статуса партнера по диалогу Шри-Ланке и Белоруссии.
  • В 2012 году лидеры стран ШОС приняли Декларацию о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. В этом же году статус наблюдателя в ШОС получил Афганистан, партнером по диалогу стала Турция.
  • В 2014 году официально подали заявки на членство в Шанхайской организации сотрудничества Индия и Пакистан.
  • В 2015 году лидеры стран ШОС утвердили решение о начале процедуры приема Индии и Пакистана в члены организации, также были подписаны решения о предоставлении Белоруссии статуса наблюдателя при ШОС, о предоставлении статуса партнера по диалогу Азербайджану, Армении, Камбодже и Непалу. На полноправное членство в ШОС также претендуют Иран и Афганистан.

Как выглядит ШОС на геополитической карте мира?

  • Территория ШОС, включая страны-наблюдатели, охватывает пространство от Атлантического до Тихого океана и от Северного Ледовитого до Индийского океана и занимает 61% Евразийского материка.
  • По данным Всемирного банка, численность населения Земли в 2014 году достигла 7,26 млрд человек. Население стран – членов ШОС в 2014 году насчитывало 1,57 млрд человек, а с учетом стран-наблюдателей – 3,17 млрд человек.
  • Совокупный валовой внутренний продукт (в текущих ценах) государств – членов ШОС достиг в 2014 году $12,5 трлн, т. е. 16,03% от общемирового показателя (для сравнения: в США – $17,42 трлн, в ЕС – $18,47 трлн).
  • Мировой ВВП по паритету покупательской способности составил в 2014 году $108,7 трлн. ВВП стран ШОС по ППС за аналогичный период – $22 трлн, т. е. 20,24% от общемирового.

Как осуществляется взаимодействие в рамках ШОС?

  • Высший орган в Шанхайской организации сотрудничества – Совет глав государств; саммиты лидеров проходят раз в год. Совет глав правительств ШОС ежегодно рассматривает вопросы, относящиеся, в частности, к экономическим сферам взаимодействия. В рамках организации созданы Совет министров иностранных дел, Совещание руководителей министерств и ведомств, Совет национальных координаторов.
  • Два постоянно действующих органа ШОС – Секретариат в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте.
  • В 2006 году был образован Форум ШОС – общественный консультационно-экспертный орган, созданный для содействия и научной поддержки деятельности организации, проведения совместных исследований по актуальным вопросам, разъяснения задач и принципов деятельности ШОС.
  • Важным направлением деятельности ШОС является гуманитарное сотрудничество. В 2007 году Россия предложила учредить университет, основанный на сетевом принципе. Решение об образовании сетевого Университета ШОС (системы взаимодействия университетов стран – членов организации) было принято в 2008 году. Университет начал работу в 2010 году, он включает более 80 вузов из Белоруссии, Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Специалистов готовят по 7 направлениям магистратуры, в числе которых регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии, нанотехнологии, педагогика и экология.
  • В 2015 году в Москве состоялась презентация инициативы по созданию Международной карты молодого человека государств – членов ШОС (SCO Youth Card). Карта должна стать своеобразным социальным пакетом для молодежи, помогающим развивать гуманитарное сотрудничество, изучать культуру и историю стран ШОС.

Как в рамках ШОС осуществляется экономическое взаимодействие?

  • Первая встреча глав правительств государств, входящих в ШОС, состоялась в 2001 году. На этой встрече был подписан Меморандум об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и начале процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Приоритетными сферами взаимодействия признаны совместное развитие нефтегазового сектора, транспортной инфраструктуры, создание условий для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий.
  • В 2003 году в Пекине по итогам встречи глав правительств стран ШОС была принята долгосрочная программа многостороннего экономического сотрудничества до 2020 года, предусматривающая создание общеэкономического пространства в рамках организации. В краткосрочной перспективе намечено увеличение объема товарооборота, а в долгосрочной – создание зоны свободной торговли. Основными направлениями сотрудничества в документе определены энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации, защита окружающей среды и др. План действий по реализации программы был подписан в 2004 году.
  • Одна из приоритетных задач ШОС – сотрудничество в финансовой сфере. Отсутствие механизма финансирования совместных проектов долгое время являлось главным препятствием для дальнейшего развития организации. Для решения этой проблемы в рамках ШОС создаются Банк развития и Фонд развития (специальный счет). С инициативой создания Банка развития стран – членов организации в 2010 году выступил Китай. Банк будет ориентирован на финансирование межгосударственных инфраструктурных проектов и внешнеторговых операций. Создать Фонд развития ШОС предложил в 2013 году президент РФ Владимир Путин. В 2015 году было заявлено о намерении стран ШОС создать Международный центр проектного финансирования на базе Межбанковского объединения организации.
  • В 2013 году начал свою работу Энергетический клуб ШОС, созданный по инициативе России. Меморандум о создании этой организации наряду с РФ и КНР подписали Афганистан, Белоруссия, Монголия, Индия, Казахстан, Таджикистан, Турция и Шри-Ланка.
  • В 2015 году было принято решение о начале разработки программы регионального экономического сотрудничества на следующие пять лет. Развивать кооперацию будут по 10 направлениям, в их рамках запланировано около 100 проектов на общую сумму $100 млрд. Главным направлением названо развитие транспортной инфраструктуры.

Как страны ШОС сотрудничают в сфере безопасности?

  • ШОС не является военным блоком, однако страны организации рассматривают вопросы, связанные с безопасностью и борьбой с терроризмом. С 2002 года в рамках сотрудничества в сфере безопасности страны – члены ШОС регулярно проводят совместные антитеррористические учения (как на двусторонней, так и на многосторонней основе). Самыми крупными из них являются учения "Мирная миссия", проводящиеся с 2003 года (очередные запланированы на сентябрь 2016 года в Киргизии).
  • В 2004 году между министерствами иностранных дел стран ШОС был подписан протокол о сотрудничестве. В документе подчеркивалось, что для выработки общих точек зрения стран ШОС по основным международным проблемам необходимо проводить консультации на различных уровнях. Среди основных вопросов были названы безопасность в Центральной Азии, формирование эффективной системы коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, борьба с международным терроризмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и наркотиков.
  • В 2006 году организация заявила о планах борьбы с международной наркомафией, в 2008-м – об участии в нормализации обстановки в Афганистане.
  • В 2009 году под эгидой ШОС состоялась первая масштабная международная конференция по Афганистану с участием представителей ЕС, ОДКБ, НАТО и других организаций.
  • 15 июня 2011 года на юбилейном саммите ШОС главы государств организации утвердили Антинаркотическую стратегию государств – членов ШОС на 2011-2016 годы и программу действий по ее выполнению, призванные способствовать повышению эффективности совместных усилий по противодействию наркотической угрозе на пространстве ШОС. Тогда же были подписаны соглашения о проведении совместных антитеррористических мероприятий на территории государств ШОС, о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории стран ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности.
  • В 2012 году лидеры стран ШОС приняли программу сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы.
  • В Бишкекской декларации ШОС, подписанной в 2013 году, страны организации заявили о намерении противодействовать "использованию информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва политической, экономической и общественной безопасности государств-членов, противодействовать терроризму, экстремизму и сепаратизму, а также усилить борьбу с наркобизнесом, незаконным оборотом оружия".

(ШОС) — постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В июне 2016 года были о вступлении в организацию Индии и Пакистана.

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества , вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год . Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства — организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств — членов ШОС.

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации , подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств.

В рамках ШОС действует механизм встреч на уровне руководителей отраслевых министерств и ведомств.

Важнейшие экономические структуры —

Генеральный секретарь Рашид Алимов отвечает на вопросы читателей портала.

Подготовка к саммиту ШОС в Ташкенте, исторические решения, принятые лидерами государств-основателей Организации по итогам юбилейной встречи, вызвали большой интерес к деятельности объединения и перспективам её развития. Это наглядно демонстрирует число посещений веб-сайта Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которое за короткий период выросло в десятки раз.

Большой интерес у посетителей сайта вызвали интервью, встречи и брифинги Генерального секретаря ШОС Р.Алимова. В ходе встреч с молодыми интернет-пользователями электронной версии газеты «Жэньминь Жибао», в онлайн-интервью одновременное участие приняли 244 668 человек, а число посетителей аккаунта ШОС в социальной сети «Sino Weibo» приблизилось к 4 миллионам человек. Многие из них, кроме кратких комментариев, обращаются с вопросами, которые ждут своих ответов. Начиная с сегодняшнего дня, Генеральный секретарь ШОС будет давать ответы на наиболее характерные вопросы, которые волнуют наших читателей.

Вопрос № 1: Когда и где зародилась идея создания ШОС?

Ответ: Впервые идея создания региональной структуры многостороннего многопрофильного сотрудничества, которая впоследствии оформилась в виде Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) появилась 4 июля 2000 года в Душанбе на саммите «Шанхайской пятерки», в которую входили Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В Душанбинской декларации было сказано: «Стороны будут прилагать усилия по превращению «Шанхайской пятерки» в региональную структуру многостороннего сотрудничества в различных сферах». Впоследствии на состоявшемся 14-15 июня 2001 года в Шанхае историческом саммите лидеров Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана было объявлено о создании уже шестью государствами полноценной международной организации — Шанхайской организации сотрудничества, ставшей основой качественно нового взаимодействия в регионе.

Вопрос № 2. Что такое Хартия ШОС и почему она так называется?

Ответ : Хартия ШОС — ее основной документ. Она была принята 7 июня 2002 года на саммите ШОС в Санкт-Петербурге. В ней обозначены цели и задачи Организации, принципы и направления сотрудничества, определены основные органы с их функциями и порядком работ, раскрыты понятие членство, взаимоотношения с другими государствами и международными организациями, правоспособность, порядок принятия и исполнения решений, привилегии и иммунитеты, а также официальные языки. Другими словами, Хартия это своего рода Конституция ШОС.

Касательно второй части вопроса следует отметить, что основной документ любой организации может называться по-разному — хартия, устав и тд. В ООН он называется «устав». В ШОС — «хартия».

Вопрос № 3. О «шанхайском духе» как о новом феномене в международных отношениях. Что это означает конкретно?

Ответ : «Шанхайский дух» — это открытость и сотрудничество, взаимное уважение и стремление к постоянному совершенствованию многогранных отношений стран ШОС. «Шанхайский дух» — это равноправие и добрососедство, это взаимное уважение и реальный учет особенностей и ценностных ориентиров различных народов; это — совместное созидание и сотворчество.

Этот уникальный принцип по праву считается стержневым в становлении сотрудничества шести государств как новой модели регионального взаимодействия. 15 лет деятельности ШОС свидетельствуют о том, что «шанхайский дух» на практике помогает Организации постоянно расти и развиваться, создает атмосферу общности, сотворчества. Являясь основным интегральным понятием и важнейшим принципом деятельности ШОС, «шанхайский дух» обогатил теорию и практику современного международного сотрудничества, претворяя в жизнь всеобщее стремление мирового сообщества к демократизации международных отношений.

Вопрос № 4: Каковы основные направления деятельности ШОС?

Ответ: Отцы-основатели ШОС изначально в базовых документах Организации определили четыре направления деятельности — движущие силы, которые обеспечивают поступательное развитие новой организации. Ими стали сотрудничество в области политики и безопасности, в экономической сфере, в области культурно-гуманитарного взаимодействия, а главное — неизменное стремление всех стран-основательниц к совместному развитию как суммарному показателю трех других составных частей и главного синергетического ориентира их комплексного воплощения.

Я бы взял на себя смелость предложить назвать четыре составные части деятельности ШОС "движущими силами" Организации.

Вопрос № 5: Почему организация называется Шанхайской и где находится Штаб-квартира ШОС?

Ответ: Организация называется Шанхайской по месту проведения первого саммита ШОС — города Шанхая Китайской Народной Республики. Именно в Шанхае было принято решение о создании Шанхайской организации сотрудничества. Кроме того, 26 апреля 1996 года в Шанхае, на земле этого величественного города с богатой историей и особой атмосферой, было подписано Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границ стран «Шанхайской пятерки».

В целом Шанхай сыграл большую роль и внес огромный вклад в становление и развитие отношений Китая с другими государствами-членами ШОС и по праву считается колыбелью нашей Организации. Отмечу также и тот факт, что динамичный, современный, деловой город передал эти качества и ШОС, которая шагая в ногу со временем, не забывает об истории и чтит свои истоки.

При этом, важно знать: несмотря на то, что Организация была создана в Шанхае, ее Секретариат (Штаб-квартира) находится в столице КНР — городе Пекине по адресу р-н Чаоян, улица Житань 7. Как Вы знаете, Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС.

Хочу особо отметить тот факт, что Правительство КНР и мэрия Пекина оказывают большую поддержку деятельности Секретариата ШОС, за что мы глубоко благодарны.

Вопрос № 6: В конце июня этого года в Ташкенте состоялся Саммит ШОС. Весь мир был свидетелем того, как в столице Узбекистана собрались главы государств и правительств многих стран. Однако после Саммита звучали различные комментарии относительно итогов его работы. Как позитивные, так и критические. Хотел бы спросить у Вас, принес ли Саммит ШОС в Ташкенте какие-либо ощутимые результаты? Где и когда состоится следующий Саммит Организации?

Ответ: Прежде всего, необходимо сказать, что юбилейный Ташкентский Саммит ушёл в историю, убедительно подтвердив, что ШОС будет последовательно и решительно идти по пути реализации Стратегии развития до 2025 года. По достигнутым впечатляющим результатам и отличительным особенностям, саммит в Ташкенте можно смело отнести к событиям исторического масштаба.

Саммит ярко продемонстрировал, что за 15 лет своего существования ШОС сумела стать сплочённым, полноценным и весьма авторитетным международным объединением, добилась уважения и признания не только на Евразийском пространстве, но и в глобальном измерении.

Ташкентский саммит собрал высочайший уровень представительства государств-членов и наблюдателей, партнёрских международных организаций. Это действительно был выдающийся период деловой активности во всех сферах деятельности Организации. Достаточно отметить, что на пути к Саммиту, за 350 дней узбекского председательства состоялось свыше 380 мероприятий различного уровня и направленности. Его работу освещали около 380 журналистов из 18 стран мира. Под флагом ШОС в Ташкенте собрались высокие представители разных цивилизаций, традиций и верований, объединённые одной целью — активно содействовать миру и совместному развитию, углублять добрососедские, дружественные и партнёрские отношения, укреплять атмосферу взаимного уважения и доверия в регионе.

Кроме того, накануне саммита была завершена комплексная работа по реализации принятых в Уфе решений по запуску процесса расширения Организации. Подписанные в присутствии глав-государств учредителей Меморандумы об обязательствах с Индией и Пакистаном наглядно подтверждают принцип открытости ШОС и твёрдое намерение следовать ему на практике.

Соединение интересов, взаимополезное сотрудничество, эффективное взаимодействие являются стержневыми моментами Стратегии развития ШОС до 2025 года, которая была принята год назад на саммите в Уфе, а теперь с принятием в Ташкенте Программы её реализации, найдёт своё поэтапное практическое воплощение.

В целом, можно заключить, что решения Ташкентского саммита дали новый импульс развитию Организации, её дальнейшему движению вперёд. При этом её цели остаются неизменными, понятными и простыми — мир, стабильность и развитие на "пространстве ШОС". Принятыми решениями он внёс значительный вклад в стабилизацию обстановки на Евразийском пространстве и в глобальном измерении. Саммит подтвердил, что ШОС — это живой, постоянно развивающийся организм, в то же время строго оберегающий уже сформировавшиеся традиции и культуру диалога.

Следующий саммит ШОС состоится 8-9 июня 2017 года в Астане. Примечательно, что в 2017 году Астана станет столицей Всемирной выставки ЭКСПО. Это, безусловно, придаст дополнительную силу и вес Астанинскому саммиту ШОС. Убеждён, что нас ждёт интересная, содержательная и полезная для укрепления многостороннего партнёрства совместная работа.

Вопрос № 7: Решения в ШОС принимаются на основе консенсуса. Почему выбран именно этот формат, а не, скажем, голосование? Считаете ли Вы его справедливой?

Ответ: Вы правы. Решения в ШОС принимаются на основе консенсуса. Данный ключевой принцип закреплен отцами-основателями ШОС — главами наших государств в Хартии Организации.

Консенсус, т.е. общее согласие без голосования — процесс более сложный, чем принцип голосования, который предусматривает принятие решений большинством. На мой взгляд, в голосовании есть элемент принуждения в отношении тех, кто не согласен с предлагаемым решением. Консенсус — более справедливая форма именно потому, что учитывает конкретные интересы каждой из сторон.

Конечно, достижение консенсуса требует значительно больших усилий и времени. Но при этом, все решения, принимаемые в рамках ШОС, становятся результатом кристаллизации и учета взглядов, мнений и подходов всех государств-членов.

Принимая решения на основе консенсуса, Организация, таким образом, демонстрирует исключительное равноправие всех участников объединения вне зависимости от потенциала и имеющихся возможностей. Другими словами, одно государство — один голос.

Таким образом, именно полное равноправие государств-членов ШОС лежит в основе философии «шанхайского духа» нашей Организации.

Вопрос № 8: Мы часто слышим о Совете национальных координаторов ШОС. Что это за Совет и чем он занимается?

Ответ: Прежде всего, надо сказать, что Совет национальных координаторов, или сокращенно СНК, — орган ШОС, осуществляющий координацию и управление текущей деятельностью Организации. Совет занимает важнейшее место во всей архитектуре многоплановой работы ШОС. Он проводит подготовку всего комплекса необходимых материалов к заседаниям Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС.

Совет состоит из национальных координаторов, которые назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами. Как правило, это очень опытные, разносторонне подготовленные дипломаты, которые хорошо знакомы с историей и текущей деятельностью Организации, обладающие глубокими знаниями нормативно-правовой базы ШОС, за плечами которых большая дипломатическая школа.

Совет собирается на свои заседания на регулярной основе. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор, на территории которого будет проходить очередной Саммит глав государств-членов ШОС. С 25 июня 2016 года, после Саммита Организации в Ташкенте, председательство в Совете перешло к Республике Казахстан.

Вопрос № 9: В своих выступлениях Вы часто характеризуете ШОС как «Организацию нового типа». Что это значит конкретно?

Ответ: Вы правильно заметили. На мой взгляд, существует ряд качественных характеристик, которые отличают Шанхайскую организацию сотрудничества от других международных организаций.

Во-первых, с первых дней создания ШОС, ее отцы-основатели решили, что Организация будет нацелена на построение демократической, справедливой архитектуры международных отношений.

Во-вторых, достигнут беспрецедентный уровень взаимодействия и доверия в сфере политики и безопасности. В этом кроется потенциал жизнестойкости Организации, в которой нет и не может быть чьего-либо доминирования, элементов давления или принуждения, не бывает выигравших и проигравших, есть только общий солидарный результат. Другими словами, Организация построила одну из крупнейших в мире систем регионального сотрудничества с акцентом на гарантии политической стабильности, укрепления безопасности, расширения экономического взаимодействия, совместного развития и процветания народов.

В третьих, сегодня ШОС стала настоящим примером сосуществования разномасштабных, разновесомых и по-разному устроенных государств, принадлежащих к разным культурно-национальным традициям. Без преувеличения можно сказать, что ШОС создает условия для совмещения целевых и ценностных установок, продуктивного налаживания и развития межцивилизационного диалога, установления культуры общения, ориентированной на получение совместного результата.

В четвертых, растет привлекательность ШОС. За 15 лет Организация превратилась во влиятельное международное объединение, с голосом которой все больше считаются на международной арене. О привлекательности Организации свидетельствует стремление целого ряда государств войти в ее состав в различных формах — от партнерства по диалогу до полного членства.

Таким образом, все это ярко свидетельствует о том, что ШОС действительно являет собой международную «Организацию нового типа». Она в определенном смысле несет в себе перспективную модель строительства сбалансированной, справедливой и эффективной системы международных отношений.

Вопрос № 10: Ряд стран являются наблюдателями и партнерами ШОС по диалогу. Что это за институты? Чем занимаются наблюдатели и о каком диалоге идет речь?

Ответ: Прежде всего, хочу отметить, что государства наблюдатели, как и страны партнеры по диалогу являются членами единой «семьи ШОС», которая объединяет 18 государств. Руководствуясь принципами «шанхайского духа», все без исключения члены «семьи ШОС» проявляют стремление к сотрудничеству, взаимное уважение и преисполнены желания получить взаимный выигрыш от перспектив многостороннего взаимодействия. Эти незыблемые принципы в течении уже более пятнадцати лет обеспечивают поступательное развитие Организации.

Подключение государств-наблюдателей в ШОС к совместной работе в рамках Организации не является новым явлением. В 2004 году на саммите Организации в Ташкенте Советом глав государств было утверждено Положение о статусе наблюдателя при ШОС, в котором четко определены права государства или организации, получившей статус наблюдателя. Государство или организация как наблюдатель имеют право участвовать в открытых заседаниях ШОС, принимать участие, но без права голоса, в обсуждении вопросов повестки дня Организации, получать доступ к документам и тд. Как известно, сегодня в ШОС в числе государств-наблюдателей находятся такие страны, как Афганистан, Беларусь, Индия, Иран, Монголия и Пакистан.

В то же время, появление института партнера по диалогу ШОС стало относительно новым явлением в деятельности Организации. Данный статус был введен недавно, на Душанбинском саммите ШОС в 2008 году. Надо сказать, что уровень вовлеченности партнера по диалогу немного отличается от наблюдателя, однако этот статус позволяет активно подключиться к многоплановой и разносторонней деятельности Организации посредством участия в действующих механизмах взаимодействия. В настоящее время партнерами по диалогу ШОС являются Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка. Кроме того, ещё пять заявок на получение статуса партнера по диалогу находятся на рассмотрении сторон.

В целом, я хотел бы отметить тот большой вклад, который вносят все двенадцать государств в качестве наблюдателей и партнеров по диалогу в деятельность ШОС. Они играют исключительно важную роль в общих усилиях государств-членов ШОС в борьбе против новых вызовов и угроз, развитии экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.

Вопрос № 11: Саммит в Ташкенте дал "зелёный свет" приему в ШОС двух новых членов. Как скажется такое движение на дальнейших перспективах ШОС? Не потребует ли вступление Индии и Пакистана кардинальных изменений в уставных документах Организации?

Ответ: Возможность расширения ШОС предусматривается в ее базовых документах и рассматривается государствами-основательницами как имеющая важное значение для дальнейшего развития Организации и повышения ее потенциала в самом широком смысле этого слова.

Как известно, в 2015 году Совет глав государств-членов ШОС на саммите в Уфе принял решения о начале процесса по принятию в ряды государств-членов ШОС Индии и Пакистана. Этот процесс является новым явлением и для Организации, и для вступающих в ряды государств-членов стран, требует особого внимания к деталям, тщательной проработке даже самых на первый взгляд кажущихся не очень существенными вопросов.

Согласно установленной в ШОС процедуре, принятие нового государства в члены ШОС требует выполнения им ряда обязательств, важнейшим из которых является безоговорочное присоединение ко всем важнейшим документам Организации, которых сегодня насчитывается свыше тридцати. Особо отмечу тот факт, что за прошедший год представители Индии и Пакистана в тесных рабочих контактах с представителями государств-членов ШОС провели большую работу, результатом которой стало достижение договоренностей по принципиальным вопросам.

Следующий шаг был сделан 24 июня 2016 года на юбилейном саммите ШОС в Ташкенте, где руководители Индии и Пакистана подписали Меморандумы об обязательствах Дели и Исламабада в целях получения статуса государств-членов. Последующие шаги свидетельствуют о том, что государства-заявители намерены завершить выполнение взятых на себя обязательств в кратчайшие сроки. Лишь после этого главы государств-основателей смогут принять окончательное решение о предоставлении им статуса государства-члена ШОС.

Что касается изменений в уставных документах ШОС. В этом нет необходимости. Хорошим примером в этом контексте является ООН, прием новых членов в которую не оказывает принципиального влияния на фундаментальные основы деятельности этой универсальной международной организации. Базовый документ ООН — ее Устав, действует более семи десятков лет, т.е. с момента создания этой организации, и по сей день остается ее краеугольным камнем.

Вступление в полноправные члены ШОС таких крупных и авторитетных государств как Индия и Пакистан не только существенно расширит географические границы Организации, но и откроет новые широкие горизонты многостороннего взаимовыгодного сотрудничества в регионе в целях решения широкого круга актуальных вопросов, совместных ответов на современные вызовы и угрозы.

Вопрос № 12: Последние годы все чаще говорят о таком явлении в международной политике, как "мягкая сила". ШОС — влиятельная международная организация. Использует ли ШОС в своей практической деятельности "мягкую силу"?

Ответ: Действительно, «мягкая сила» является достаточно широко распространенным термином в международном общении. Автором этого термина, как известно, является американский политолог Джозеф Най. Если говорить коротко, то он подразумевает использование гуманитарного и культурного фактора, чаще всего, как правило — языка и культуры, в обеспечении внешнеполитических интересов страны.

С сожалением можно отметить, что нынешние тенденции в мировых делах порой свидетельствуют о том, что «мягкая сила» весьма часто и нередко весьма напористо используется для неприкрытого, а зачастую и фактически силового навязывания одним государством или группой стран своих стереотипов и понятий на другие страны и народы. Наиболее наглядный пример — т.н. «цветные революции».

Принцип «мягкой силы» во взаимоотношениях государств — членов ШОС, если его вообще можно использовать применительно к нашей Организации, имеет принципиально иное политическое и философское измерения. Базируясь на «шанхайском духе», он подразумевает широкие взаимные культурные, гуманитарные и человеческие обмены, взаимное ознакомление с культурой каждого, привитие чувства уважения к историко-культурным особенностям народов наших стран.

Другими словами, «мягкая сила» в ШОС является как бы материальным воплощением главного принципа нашей Организации — «шанхайского духа», который служит органическим дополнением реализации одной из ее стратегических задач, а именно, поддержание мира и стабильности на пространстве ШОС в интересах развития всех и каждого в отдельности, без нанесения какого-либо ущерба интересам других. Наглядным примером является принятие в рамках ШОС целого ряда конкретных документов, основным из которых, конечно же, является Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 августа 2007 года.

Вопрос № 13: Решение задач, возложенных на Секретариат ШОС, во многом определяется его кадровым составом. Как формируется кадровый состав Секретариата ШОС и каков его качественный состав сегодня? Возможно ли стать членом коллектива штаб-квартиры ШОС «человеку с улицы»?

Ответ : Нет, «человеку с улицы» членом коллектива Секретариата ШОС стать нельзя. Формирование кадрового состава штаб-квартиры Организации осуществляется в строгом соответствии с правилами и порядком, которые определены документами Шанхайской организации сотрудничества.

Так, Генеральный секретарь ШОС, осуществляющий повседневное руководство деятельностью Секретариата, утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок. Главным исполнительным должностным лицом ШОС за период существования Организации уже побывали представители Казахстана, Китая, Кыргызстана и России. С 01 января 2016 г. в должности Генерального секретаря ШОС работает представитель Таджикистана.

Заместители Генерального секретаря ШОС утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению национальных координаторов государств-членов сроком на два года с правом продления на срок до двенадцати месяцев.

Должностные лица Секретариата являются международными служащими и нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе (с учетом размеров долевых взносов в бюджет Организации) по представлению направляющего государства сроком на два года с возможностью продления на срок до двух лет.

За 15 лет, прошедшие со дня образования ШОС, школу дипломатической работы в Секретариате прошли свыше 130 человек. Большинство из них сегодня стали дипломатами высокого мирового уровня, некоторые работают министрами, заместителями министров, возглавляют ведущие подразделения министерств иностранных дел, руководят дипломатическими миссиями своих государств за рубежом, возглавляют представительства в международных организациях. И везде, на каких бы участках и направлениях не работали, они последовательно руководствуются «шанхайским духом», утверждая его в качестве основного принципа в отношениях между странами и в мировой политике в целом.

Сегодня в Секретариате Шанхайской организации сотрудничества работает 31 дипломат из шести государств-членов. Это высокопрофессиональный, сплоченный коллектив, членов которого отличают не только разносторонние специальные знания и профессиональные навыки, но и интеллектуальное любопытство, стремление к обучению, внимательный, прилежный ум и здравый смысл, личная теплота и отзывчивость.

Средний возраст должностного лица в Секретариате составляет чуть больше 40 лет, при этом почти половина из них — молодые дипломаты до 35 лет, в том числе 10 человек не достигли 30-летнего возраста. Все должностные лица Секретариата имеют высшее образование, при этом 4 из них — два высших, ещё 4 — три высших образования. В Секретариате работают 1 доктор наук и 3 кандидата наук. Свыше 55 % кроме родного, свободно владеют еще двумя языками, 4 человека знают три и более иностранных языка. 24 должностных лица Секретариата имеют стаж дипломатической службы более 10 лет. 13 человек трудятся в Секретариате уже более двух лет, 5 — от одного до двух, и 12 — менее одного года. В Секретариате работают 10 женщин. 3 должностных лица имеют ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Позволю себе образно сказать, что Секретариат ШОС напоминает полноводную реку, обновляющую свои чистые воды свежими притоками. Каждый из шести притоков имеет свой национальный и профессиональный колорит, свой опыт и свою энергию, свой дипломатический почерк. Сливаясь воедино, разные по своей истории дипломатические школы придают этой реке мощь и силу, способность, несмотря ни на какие препятствия, прокладывать общую дорогу вперед, к новым победам, к новым успехам.

Вопрос № 14: ШОС и АСЕАН являются наиболее успешными международными объединениями на обширном Азиатском континенте. Как развиваются связи между этими двумя организациями?

Ответ: В современном мире региональным организациям и структурам принадлежит ключевая роль в выработке общих позиций государств по самому широкому кругу вопросов, прежде всего национальной безопасности и регионального экономического развития.

Необходимо отметить, что согласно уставным документам ШОС, развитие сети партнёрских отношений с ведущими международными и региональными организациями является одним из важнейших направлений ее деятельности. Более того, ежегодно "отцы-основатели" Организации подтверждают эту линию и она находит отражение в итоговых декларациях саммитов ШОС.

АСЕАН является одним из наиболее успешных объединений в Азиатском регионе, выстраивание полноформатных отношений с которой является безусловным приоритетом для ШОС. Две организации имеют во многом схожие цели и задачи в политическом, экономическом, гуманитарном измерениях. Кроме того, ШОС и АСЕАН имеют почти одинаковые юридические статусы, нас связывает географическая близость, общая заинтересованность в укреплении мира и стабильности в зоне своей ответственности.

Время показало, что развитие партнёрских отношений между ШОС и АСЕАН веление времени. Через три года после создания ШОС ее государства-члены выступили с инициативой формирования в Азиатско-тихоокеанском регионе сети многосторонних объединений. Стало понятно, что оценки двух объединений по многим региональным и глобальным во многом совпадают. Этот факт и послужил основой для институализации отношений.

Подписание в апреле 2005 года в столице Индонезии — Джакарте Меморандума о взаимопонимании между секретариатами ШОС и АСЕАН определило основные направления сотрудничества и взаимодействия между двумя организациями. Для ШОС это был одним из первых документов такого рода с другими международными структурами. Согласно этому документу, приоритетными сферами взаимодействия стали борьба с терроризмом и транснациональной преступностью, контрабандой наркотических средств и оружия, отмыванием денег и незаконной миграцией. Стороны договорились сотрудничать в таких сферах, как экономика и финансы, туризм, охрана окружающей среды и использование водных ресурсов, а также по всему комплексу энергетических вопросов.

Сегодня, резюмируя историю взаимоотношений ШОС и АСЕАН можно сказать, что ключевым направлением сотрудничества является вопрос обеспечения региональной безопасности. Как было сказано выше, АСЕАН выступает в качестве эффективного механизма обсуждения и решения вопросов по борьбе с современными вызовами и угрозами в Юго-Восточной Азии. В свою очередь, существование ШОС является важным звеном в обеспечении системы коллективной безопасности в обширном Азиатском регионе.

Есть обоюдное желание активнее налаживать и развивать сотрудничество в области инвестиций и финансов, расширять контакты между деловыми кругами, в том числе путём реализации совместных проектов. Все это, как нам представляется, пошло бы только на пользу народам и гражданам наших стран.

В настоящее время взаимодействие между ШОС и АСЕАН осуществляется путём активного обмена между нашими секретариатами информацией и опытом, проведения консультаций экспертов. Хорошо помню последнюю встречу между Генеральными секретарями ШОС и АСЕАН, которая состоялась 20 мая 2016 года «на полях» саммита Россия-АСЕАН в Сочи. На встрече состоялся обстоятельный обмен мнениями по взаимодействию в рамках действующего Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом АСЕАН, расширения связей между двумя организациями. Намерены активно продвигать наши договоренности.

АСЕАН возникла почти полвека назад и только в 2007 году, после принятия ее Устава, превратилась из полуформального объединения в полноценную региональную организацию с международной правосубъектностью. ШОС гораздо молодая организация. В отличие от АСЕАН, она первоначально и сразу поставила своей главной целью политическое сотрудничество в интересах обеспечения региональной безопасности на основе почти сразу выработанных уставных положений. Мы с большим оптимизмом смотрим на будущее нашего партнёрства.

Вопрос №15: На Уфимском саммите ШОС (2015 г.) была принята Стратегия развития Организации. Каковы её основные направления, цели и задачи?

Ответ: Прежде всего, необходимо отметить, что Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года, которая разработана впервые в истории Организации, была утверждена решением Совета глав государств-членов 10 июля 2015 года в Уфе. Опираясь на фундаментальные положения Хартии ШОС и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов, Стратегия определила новые стратегические ориентиры с учетом прогнозов глобального и регионального развития на ближайшие десять лет.

Принятый документ весьма солидный и представляет собой детальные разъяснения основных направлений взаимодействия ШОС на ближайшие десять лет, а также четкие цели, задачи и принципы Организации.

Главным посылом Стратегии, на мой взгляд, является прописанный в ней ориентир, согласно которому государства-члены совместно будут вносить вклад в построение демократического, справедливого и рационального мирового порядка при координирующей роли ООН. При этом деятельность ШОС и дальше будет служить примером того, как в условиях меняющегося мира неблоковые многосторонние объединения могут эффективно обеспечивать международную безопасность.

Стратегия развития ШОС это комплексный документ, который описывает вопросы политического взаимодействия и обеспечения региональной безопасности, особенности взаимодействия стран ШОС в экономической и культурно-гуманитарной области, сотрудничество в других сферах, представляющих взаимный интерес. Попробую вкратце дать пояснения основным направлениям.

Приоритетами сотрудничества в сфере обеспечения региональной безопасности были и остаются вопросы противодействия терроризму, сепаратизму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, трансграничной организованной преступности, обеспечения международной информационной безопасности и т.д. Особое внимание будет уделяться совершенствованию механизма оперативного реагирования на возникающие угрозы, а также сотрудничеству по вопросам противодействия деятельности международных террористических организаций и противодействия распространению экстремистских и сепаратистских идей, прежде всего среди молодежи. В этих целях государства-члены разработают и в ближайшее время примут Конвенцию ШОС по борьбе с экстремизмом. На новый уровень выйдет взаимодействие на антинаркотическом направлении, где акцент будет делаться на проведении совместных операций по пресечению незаконного оборота наркотиков и прекурсоров, разработке специальных проектов для борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

В Стратегии четко зафиксировано, что государства-члены примут меры, направленные на расширение торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС: развитие производственных мощностей, интеграцию в мировую экономику, практические меры по реализации конкретных экономических и инвестиционных проектов в рамках ШОС; продолжится работа по созданию Банка ШОС и Фонда развития (Специального счёта) ШОС, меры по реализации транзитного потенциала ШОС, взаимодействие в области модернизации инфраструктуры и логистики.

ШОС будет уделять приоритетное внимание разработке и реализации плана научно-технического партнёрства в рамках ШОС. Одним из приоритетных направлений сотрудничества государств-членов будет оставаться сельское хозяйство. Планируется уделять больше внимание совместным высокотехнологическим проектам по производству и переработки аграрной продукции, внедрению инновационных технологий. Продолжится сотрудничество таможенных служб.

В сфере культурно-гуманитарного взаимодействия в Стратегии определено, что государства-члены будут сотрудничать по таким направлениям, как изучение и сохранение культурного и природного наследия региона ШОС, содействие развитию культурно-гуманитарных контактов между неправительственными организациями, некоммерческими объединениями и гражданами государств-членов. Будет возрастать роль сотрудничества в сфере здравоохранения, в том числе в сфере профилактики инфекционных заболеваний, мониторинга эпидемий, профилактики хронических заболеваний, в сфере обеспечения безопасности и качества лекарственных средств и др.

ШОС будет содействовать дальнейшему росту взаимных туристических потоков и повышению качества туристических услуг. Кстати, на саммите в Ташкенте (2016 год) утверждена Программа сотрудничества в сфере туризма.

Отдельно следует выделить положение Стратегии, в котором особо отмечается приверженность ШОС принципу открытости, служащий основой для расширения Организации, а также участия в деятельности Организации государств-наблюдателей и партнёров по диалогу.

Практическая работа по реализации этого важного документа уже началась. Глубоко убежден, что последовательная имплементация Стратегии развития позволит укрепить ШОС в качестве консолидированной, эффективной многопрофильной международной организации нового типа.