Что такое зоопарк. Что такое современный зоопарк

Зоопарк – это интересно

Зоопарки - это места, где содержатся дикие животные, часто привезенные издалека, из тех уголков планеты, где они обитают в естественных условиях. В зоопарках за животными ухаживают, здесь их изучают и разводят, тем самым зачастую спасая целые виды животных от вымирания.

С егодня в мире насчитывается более 300 зоопарков, а самый первый зоопарк был создан в Древнем Египте. Известно, что первый зоопарк был построен около 1500 года до нашей эры, во времена правления египетской королевы Хатшепсут (1540-1481 до нашей эры). Более 3 000 лет назад в своих садах держали животных, птиц и рыб китайские императоры. В Средние века у европейских королей вошло в моду дарить друг другу экзотических животных - обезьян, павлинов и львов. Частные собрания животных назывались зверинцами. Бродячие зверинцы, кочевавшие по городам Европы, были очень популярны в XIX веке.



Ученые начали проявлять интерес к изучению животных еще в начале XVIII века. Именно в это время они принялись составлять семейства животных и давать им латинские названия - для того, чтобы любое животное можно было распознать под его новым именем в любой точке земного шара. Их работа привела к созданию первых публичных зоопарков. Первоначально они назывались зоологическими садами, а позже просто зоопарками. Одним из первых стал Лондонский зоопарк, открытый в 1829 году.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОУ «ЛУГОВСКАЯ СОШ» ЧТО ТАКОЕ ЗООПАРК? Подготовил учитель начальных классов Иваненко Галина Владимировна 2006г.

Что означает слово «ЗООПАРК»? - Это дом для животных. Животные здесь находятся не в тесных клетках, а в просторных вольерах. Люди постарались, чтобы животные чувствовали себя как дома.

Правила поведения в ЗООПАРКЕ. Не шуметь, так как шум плохо влияет на животных; Не подходить близко к клеткам; Не кормить животных; Не просовывать пальцы в клетки к животным; Можно сфотографировать, зарисовать животных.

Он пятнистый длинношеий. Шея длинных ног длиннее. Ходит важно, словно граф, Называется …………….. На длинной гибкой шее изящная голова удлиненной формы с большими выразительными глазами пушистыми ресницами, голову украшают рожки, покрытые кожей. Шея у жирафа до 3 метров длинной. Жирафы дерутся своими шеями как дубинками, раскачивают их и хлещутся. Это самые высокие животные из обитающих сейчас на земле. Высота до 6 метров, вес1000 килограмм. Живут в Африке к югу от пустыни Сахара. ЖИРАФ

Полосатая лошадка, словно школьная тетрадка. Почти каждый знает и может отличить от других животных зебру. Яркая, бросающаяся в глаза полосатая окраска – одна из древнейших особенностей этих животных. В саванных степях Африки чкрные и белые полосы великолепно маскируют ее в высокой травянистой растительности. Находится на грани исчезновения. Живут табунами. Зебра имеет довольно злобный, крутой и строптивый нрав. В природе у нее мало врагов, защищается мужественно, мощными ударами копыт и зубами. ЗЕБРА

Хищник полосатый, Рыжий и усатый. На кота похож немножко и мяукает как кошка. Тигра называют владыкой джунглей. Желтые и черные полосы на тигриной шкуре помогают тигру скрываться в тростниках и подкарауливать свою добычу. Тигры живут в Индии, Индонезии, в Китае и в нашей стране – на Дальнем Востоке, в Уссурийском крае. Уссурийские тигры самые крупные. Зимой уссурийский тигр проходит в день в поисках добычи до 100 километров. Когда тигр загрызет кабана или оленя, пока все мясо не съест, не уходит с этого места ТИГР

Вы разве не знаете – Большого рыжего льва? У него тяжелые лапы И косматая голова. Он громко кричит – басом И слышно его далеко. Он ест за обедом мясо, А львята сосут молоко. Каким Вы представляете льва? Быстрый Подвижный Красивый Стремительный Сильный Ловкий ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ

Бедный маленький верблюд, Есть ребенку не дают. Он сегодня съел с утра Только два таких ведра Носорог бодает рогом, «Не шутите с носорогом!» Бегемот разинул рот, Булки просит бегемот!

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса, А зовут ее ….. ЛИСА Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. А как зовут этого зверька? ЗАЯЦ На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть! Что это за зверь? ВОЛК

В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной отправляется ……………… МЕДВЕДЬ Говорят: «Неуклюжий как медведь!» Это неправда. Бурый медведь быстрый ловкий и очень сильный зверь. Он догонит лося, если нужно – взберется на дерево. Медведь умен. Умеет ловить рыбу.

Игра «Найди малышей!» ЛИСА ЗАЯЦ МЕДВЕДЬ ТИГР ЛЕВ тигрята лисята зайчата львята медвежата

Игра «Кто где живет?» НОРА БЕРЛОГА КУСТ ЛОГОВО ВОЛК ЛИСА МЕДВЕДЬ ЗАЯЦ

«Узнай животного»

ПТИЦЫ Коллекция птиц Калининградского зоопарка насчитывает 100 видов. Летом большинство из них содержатся в открытых вольерах, на прудах. На зиму теплолюбивых птиц переводят в отапливаемые помещения, где созданы все необходимые условия для их жизни.

ЗЕМНОВОДНЫЕ В калининградском зоопарке для содержания земноводных есть специальные помещения. ТЕРРАРИУМЫ изготовлены из стекла на металлическом каркасе. В них создается определенный микроклимат и имитируется природная обстановка. В террариуме размещены и пресмыкающиеся.

Рыбы В центре зоопарка стоит бело-голубое восьмиугольное сооружение, которое венчает небольшая башенка. Это аквариум. Внутри него тишина и покой, как в настоящем подводном царстве. Проплывают за стеклами среди растительности его обитатели, сверкая всеми цветами радуги, демонстрируя удивительные, причудливые формы тела.

100 видов декоративных экзотических рыбок, жителей пресноводных, тропических водоемов различных стран – Индии, Китая, Америки и Африки – собраны здесь.

В настоящее время все большую популярность набирают так называемые «контактные зоопарки».

Они появляются практически во всех городах России и являют собой принципиально новою форму общения с животными. Во всяком случае, так утверждают сами организаторы этого явления. Теперь животные не сидят в клетке, будучи полностью отгорожены от человека и их можно не только рассматривать издалека, но и вступить в непосредственный контакт, трогая, гладя и подкармливая зверя.

В целом, контактные зоопарки можно поделить на два вида: одни из них похожи на простые сельские фермы, а другие больше похожи на что-то экзотическое.

На мини-фермах можно будет увидеть кроликов, индюков, овец, цыплят, куриц, коз и поросят. Что же до экзотических зоопарков, то там можно увидеть пони, лемуров, кенгуру и многих других. Существуют и специализированные контактные зоопарки, где обитают, ящерицы, змеи, многоножки, пауки и насекомые. Кроме того, посетители могут посетить сад живых тропических бабочек, которые садятся прямо на посетителей.

Зачастую контактные зоопарки открываются в рамках обычного зоопарка. Для этого подбирается группа специально обученных животных, которые размещаются в особой зоне. При этом отбираются наиболее ручные и безобидные животные. Кормят животных специальным кормом, который можно купить прямо в этой зоне.

В контактных зоопарках не должно быть животных опасных для человека. Впрочем, осторожность тоже не будет лишней, поскольку даже у ласковых и пушистых животных есть зубы и когти. Поэтому детям нужно быть особо внимательными. Такие небольшие и, казалось бы, безобидные животные как зайцы и кролики, на самом деле достаточно сильны и могут очень сильно искусать надоедливого посетителя. Кроме того, агрессия может быть проявлена обезьянами и белками.


Иногда животным все-таки «везет», и они попадают в хорошие условия содержания.

Посетители не должны относиться к животным потребительски, делая с ними все, что только придет в их не всегда разумную голову. Не нужно хватать животное за хвост или сажать себе на шею ради эффектного снимка. Поэтому, прежде чем отправиться в контактный зоопарк, было бы полезно пройти специальный инструктаж о том как правильно обращаться с животными. Следует помнить, что в любом деле нужно придерживаться разумного подхода и золотой середины. Так говорят владельцы контактных зоопарков…

Казалось бы, все обстоит прекрасно и все, что требуется сделать – это проявить чуть больше внимательности и можно будет смело идти со своим чадом в зоопарк, где он за небольшое время сразу же подружится с каким-то животным. Однако, как утверждают защитники животных, все обстоит хорошо только на словах, и все больше россиян выступают за запрет контактных зоопарков. Президенту Российской Федерации даже было направлено открытое письмо с просьбой о принятии соответствующих мер.


Как утверждают зоозащитники, контактные зоопарки являются ни чем иным, как чудовищным по своей жестокости коммерческим развлечением, где ежедневно сотни людей за некоторую плату в лучшем случае целыми днями щупают животных, которые не имеют никакой возможности укрыться от них.

Такие заведения грубейшим образом нарушают российские законы, а также ветеринарно-санитарные нормы содержания животных. И распространился этот вид зоо-коммерции только по двум причинам: чиновники профильных структур отказываются выполнять свои должностные обязанности, а гражданское население России либо не осведомлено, либо совершено равнодушно к данному явлению.

Жажда наживы лишенных моральных принципов и совести коммерсантов, а также поддержка коррумпированных чиновников позволила сделать из живых и, подчеркиваем, чувствующих существ некое подобие неодушевленных игрушек, которых можно против их желания целыми днями тискать, гонять по клетке, брать на руки, непрерывно будить, когда те пытаются хоть немного поспать и отдохнуть от этого ужаса, и даже возить богатым клиентам на их шумные вечеринки и праздники. Надо сказать, что у одной из крупных сетей подобных зоопарков даже название соответствующее «Зверюшки как игрушки».


Вроде бы подобной дикости нет места в двадцать первом веке и подобные жестокие аттракционы должны считаться совершенно неприемлемыми. Например, старая китайская пытка с постоянным лишением человека сна, у современного человека вызывает шок и отвращение. Педагогика учит родителей решительно пресекать все попытки ребенка беспокоить животных лишь потому, что ему захотелось поиграть с ним, требуя, чтобы дети усвоили, что бездушное, потребительское отношение к животным является недопустимым. И одновременно с этим продолжает процветать бизнес, основанный на бесправии животных. И что еще хуже, в этот круговорот ужаса втягиваются даже такие животные, которые являются представителями редких и даже исчезающих видов.

Например, один из таких «щупательных» зоопарков открылся в торговом центре «Ключевой». И одной из таких живых игрушек там оказался морской котик, который занесен как в Международную, так и в Российскую Красную Книгу. Согласно законодательным нормам, за ненадлежащее использование животного включенного в эту книгу, коммерсант должен быть приговорен к семи годам лишения свободы. Однако вместо этого, после того как была проведена проверка этого «действа» чиновники сделали вывод, что такое положение дел совершенно нормально.


В то время когда жалобы граждан на такие зоопарки усиливаются с каждым днем, это коммерческое развлечение продолжает расползаться по России как раковая опухоль. Указанные в заявлениях факты свидетельствуют о том, что функционирование подобных заведений неразрывно связано с вопиющей безнравственностью, которая обрекает тысячи животных на продолжительные ежедневные муки.

Например, тела некоторых животных покрыты кровоточащими потертостями и мозолями от бесконечных прикосновений и поглаживаний посетителей, некоторых растерзывают, давят ногами, по много раз роняют животных, тем самым отбивая внутренние органы. Одних животных душат, другим ломают крылья, третьих закидывают в соседние вольеры. Как правило, владельцы таких щупательных зоопарков не имеют соответствующего образования и опыта, чтобы работать с животными и свои заведения, как правило, располагают не в обычных зоопарках, а в торговых центрах.

Отсутствие ухода, линолеумный или бетонный пол, очень яркий искусственный свет, духота и чудовищный шум от непрекращающегося потока посетителей на протяжении одиннадцати-двенадцати часов работы, приводят животных в состояние глубокого стресса. Причем ни для кого из животных не делается никаких исключений независимо от того какой суточный режим требуется каждому из них. В течение дня можно щупать и толстохвостого галаго и ежей и полярных сов, которые ведут ночной образ жизни и днем должны спать, спрятавшись в укрытии.


Хуже всего приходится, пожалуй, новорожденным гусятам, утятам и цыплятам, которых приводят детям для затискивания в качестве одноразового объекта. Как только замученный цыпленок погибает, его место занимает другой, благо подобный расход «рабочего материала» с лихвой окупается.

Достаточно часто случается и такое, что обезумевшие от натиска посетителей животные проявляют агрессию. Они могут ударить рогами и укусить или ущипнуть клювом как страусы. Кроме того, очень часто происходят и случайные укусы, которые посетители получают во время кормления животного. Эта услуга является платным дополнением, которое предусматривают все подобные заведения.

Кроме того, посетители таких горе-зоопарков проходят к животным в вольеры прямо в верхней одежде, трогают, гладят и кормят их немытыми руками, принося и унося таким образом с собой невероятное количеств патогенных организмов. После того как животное будет ощупано десятками и сотнями рук, все они останутся в подстилке животного, на его шерсти и во рту. В результате иммунная система таких животных очень быстро приходит в негодность, работая со сбоями. А поскольку нагрузка на иммунитет продолжает оставаться высокой, животное почти непрерывно болеет, становясь рассадником болезней для пришедших его пощупать клиентов и для других животных.


По стране расползаются «контактные зоопарки» — тактильные тюрьмы, где животные мучаются и погибают потехи ради.

Согласно документации, все животные содержащиеся в таких щупательных тюрьмах считаются здоровыми, однако уже не раз внимание соответствующих органов обращали на то, что некоторые животные имели признаки тех или иных болезней, в частности кожных, таких как лишай. В результате некоторые дети были заражены. Все это указывает на то, что в этот «бизнес» входят и подкупленные представители ветеринарных и санитарно-эпидемиологических служб.

Жертвами таких контактных зоопарков являются животные из самых разных климатических зон, которым необходимы совершенно разные условия содержания, температурные режимы, разная влажность, разное освещение и прочие условия, удовлетворить которые сложно даже в специализированных условиях, а в залах торговых центров и вовсе невозможно.


Прикрываясь тем, что подобным заведениям присваивается громкое название «социального проекта», владельцы подобных зоопарков на самом деле получают немалые прибыли. К примеру, годовой оборот одной из компаний предоставляющей такие чудовищные развлечения составляет 28 миллионов рублей ежегодно, а только что открытый контактный зоопарк окупает все расходы уже через три месяца. Из этого видно, что ни о каких социальных целях речи не идет, и все сводится к банальной наживе, ради которой коммерсанты готовы пойти на все.

По настоящему полюбить природу и проникнуться искренними чувствами к ней, восхищаться ее неповторимостью и красотой, а также тем, что наши собратья по планете имеют не меньшую ценность, чем мы сами, можно только при условии бережного, а не потребительского к ней отношения.

Как утверждают защитники животных, утверждение, будто бы в контактных зоопарках дети приобщаются к взаимодействию с природой в городских условиях, не соответствует действительности и не выдерживает никакой критики. Особенно если учесть, что ухаживать за домашними или уличными животными или наблюдать за птицами и насекомыми можно даже в условиях города, причем совершенно бесплатно и в любой момент.

Разве хотелось бы кому-то всю свою жизнь провести в заточении, подвергаясь ежедневному непрестанному тисканью со стороны существ, которые являются для него посторонними? Не хотелось бы? Тогда может, стоит задуматься о том, что этого не хотят и животные, которые имеют столько же прав на то, чтобы вести тот образ жизни, который был определен для них природой.

Поэтому защитники животных призывают всех неравнодушных приложить все возможные усилия, чтобы прекратить деятельность этих заведений, которые опасны для людей и невероятно жестоки по отношению к животным, а также отказаться от их посещения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Что такое зоопарк?

Окружающий мир. 2 класс

Тема. «Что такое зоопарк?»

Задачи. Познакомить детей с зоопарком как местом общения людей с животными, с правилами поведения в зоопарке, понятием «пресмыкающиеся»; показать, что для животных в зоопарке необходимо создавать достойные условия жизни; учить устанавливать связь между образом жизни животных и особенностями их содержания.

Учебные материалы. Шапочки, изображающие «черепаху», «муравья»; иллюстрированный материал о животных; листы бумаги в клетку для игры; видеофильм «Московский зоопарк», видеоаппаратура; открытки «Московский зоопарк»; жетоны для игры «Поле чудес»; пластмассовые фигурки животных; медаль «Знаток животных».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

К доске выходят два ученика в шапочках, изображающих Муравья и Черепаху.

Муравей. Знакомясь с разными животными, я приобрел много друзей. Некоторых из них мы вместе с ребятами поселили на Зеленом островке. Вот было бы здорово, если бы собрать всех животных Земли и поселить их вместе! Но ведь это невозможно: рыбам нужна вода, зверям – лес, кто-то живет в жарких странах, а кто-то – на севере.

Черепаха. Не беспокойся, Муравьишка! Сегодня все вместе мы отправимся в одно из самых увлекательных мест на Земле, познакомимся с множеством интереснейших животных. Но нам надо проложить туда дорогу.

Графический диктант

Учитель. Ребята, сейчас я буду читать утверждения. Если вы согласны, то ставьте знак , если не согласны, то знак x , если не знаете правильного ответа, то ставьте прочерк. Условие – конец предыдущего знака является началом следующего.

На доске:

– да, х – нет, ? – не знаю

Работа выполняется на листочках в клетку. Один ученик работает на индивидуальной доске, которая потом вывешивается для проверки.

– У всех птиц есть перья.
– Все птицы умеют летать.
– Если животное большое, это зверь.
– Летучая мышь – это птица.
– Кит – это большая рыба.
– Кошка и мышка относятся к одной группе животных – звери.
– Бабочка, дятел, летучая мышь относятся к одной группе животных, так как умеют летать.
– Тело зверей покрыто шерстью.
– Страусы и пингвины – это птицы, которые не умеют летать.

У детей на листочках появляется рисунок. Разбирать результаты графического диктанта подробно не следует, так как у детей, допустивших ошибки, будет время на их отработку на следующих уроках.

– Сверьте свои рисунки с результатом на доске. Кто замечательно справился с прокладкой дороги? Молодцы!
Кто споткнулся? Не беда: встаем, берем за руку товарища и отправляемся в путь.

III. Сообщение темы урока

У. Ребята, а куда же мы пришли? Куда привела нас Мудрая Черепаха?

Доска закрыта. Дети затрудняются в выборе ответа. Следует задать наводящий вопрос.

– Назовите место, где мы можем встретить множество различных животных, которые обитают в разных частях света.

Дети. Зоопарк.

У. А что такое зоопарк? Именно о нем пойдет речь на уроке.

IV. Знакомство с новым материалом

Учитель открывает доску, на которой написано слово зоопарк и прикреплен иллюстрированный материал по теме. Выступают два подготовленных ученика с короткими сообщениям о зоопарке.

Ученик 1. Зоологический парк, или зоопарк, – это место, где содержат диких животных. Здесь можно увидеть животных, которые встречаются не только в нашей местности, но и в дальних странах.

Ученик 2. Ученые изучают животных в зоопарке. Здесь обитают и те животные, которым трудно выжить в неволе, так как их осталось очень мало. И ученые помогают этим животным.

У. Держать в неволе диких животных и показывать их публике – традиция очень старая, даже древняя. Зверинцы существовали уже в Риме и Египте. Были зверинцы и на Руси – еще при Иване Грозном.
Кто из вас бывал в зоопарке? В каком? Как нужно вести себя в зоопарке? Почему?

Д. Спокойно. Нельзя дразнить животных, просовывать руки.

Нельзя перелезать через ограждение, кормить животных.

У. Мудрая Черепаха предлагает нам посетить Московский зоопарк. Почему именно его? На этот вопрос вы ответите, послушав еще одно сообщение.

Ученик 3. Московский зоопарк появился в России самым первым. Его открытие состоялось 12 февраля 1864 года. Ученые в зоопарке изучали условия жизни животных из разных стран и их приспособление к местным условиям жизни.

Люди, приходившие в зоопарк, знакомились с различными видами животных. Особый интерес вызвали животные, которые обитают в других странах. В настоящее время Московский зоопарк насчитывает 5355 животных 938 видов. Он среди зоопарков России является главным.

Учитель демонстрирует видеофрагмент фильма «Московский зоопарк».

У. Что нового вы открыли для себя, просмотрев этот фрагмент? Что особенно запомнилось?

Дети отвечают.

У. Вспомните: кто живет в террариуме?

Д. Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

У. Можем ли мы отнести этих животных к изученным группам?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Это не рыбы – у них нет чешуек; это не птицы – у них нет перьев; это не звери – их тело не покрыто шерстью; это не насекомые – у них не шесть ног.

У. Верно. Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы образуют другую группу животных, а называется она «пресмыкающиеся». Послушайте сообщение о них.

Ученик 4. Пресмыкающиеся обитают и на суше, и в воде. Называют их так потому, что они ползают по земле – пресмыкаются. Питаются они рыбой, травой, водорослями, мошками, жуками, насекомыми. Все пресмыкающиеся теплолюбивы. В холодное время года они малоподвижны. Для людей опасны ядовитые змеи, но если их не тревожить, то они не нападут на человека.

У. Откройте учебники на с. 28. Как вы думаете, что изображено на фотографии?

Д. Центральный вход в Московский зоопарк.

У. Почему вы так решили?

Д. Его показывали в видеофрагменте.

Дети читают текст.

Д. Лангусты, коралловые креветки, мурены, акулы.

Учитель показывает фотографии названных животных.

V. Игра «Поле чудес»

У. В видеофрагменте были названы и показаны редкие животные. Для таких животных в зоопарке созданы все условия для нормальной жизни и размножения. А как называется книга, где перечислены животные, которые находятся на грани исчезновения?

Д. Красная книга.

У. Я предлагаю вам познакомиться с редкими животными, занесенными в Красную книгу и живущими в Московском зоопарке. Для этого сыграем в «Поле чудес». Правила игры такие же, как и телевизионной.

Отборочный тур

Кто быстрее ответит на вопрос, получает жетон. А жетон дает право участвовать в игре. Жетоны трех цветов, а всего их девять для образования троек игроков.

1. Есть на речке лесорубы
В серебристо-бурых шубах:
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.

(Бобры – жетон зеленого цвета. )

2. Эти птицы не могут летать: крылья у них маленькие и больше похожи на ласты тюленей, чем на настоящие крылья. Зато они прекрасно плавают и ныряют на значительную глубину.

(Пингвины – жетон красного цвета. )

3. Это крупный хищник из семейства кошачьих. Его величавая поступь, пышная грива, крупные черты «лица» позволили назвать его царем зверей.

(Лев – жетон синего цвета. )

4. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам.

(Верблюд – жетон зеленого цвета. )

5. Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.

(Сова – жетон зеленого цвета. )

6. Владыка Арктики.

(Белый медведь – жетон синего цвета. )

7. Знахари готовили из частей его тела лекарство от слабости и трусости.

(Тигр – жетон красного цвета. )

8. На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.

(Бабочка – жетон синего цвета. )

9. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.

(Лебедь – жетон красного цвета. )

Тур 1

У. Я приглашаю первую тройку игроков – с синими жетонами.

Задание

Это очень ценный пушной зверек. Он был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных.

Фотографии или иллюстрации названных в игре животных вывешиваются на доску.

Тур 2

У. Приглашается вторая тройка игроков – с зелеными жетонами.

Задание

Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем надевают розовый наряд.

Победители тура получают приз (это может быть фигурка животного из «Киндер-сюрприза»).

Полуфинал

У. Для игры в полуфинале приглашаются победители предыдущих туров.

Задание

Назовите животное, которое производит странное впечатление собаки с кошачьей головой. Быстрее него ни одно животное на свете бежать не может. В погоне за добычей он может развивать скорость 110–120 км/ч.

Суперигра

Проводится по желанию победителя полуфинала. Победитель награждается медалью «Знаток животных».

У. Назовите животное, которое является одним из самых крупных быков мира: рост его – до 2 метров, вес – до тонны. Могучее телосложение не мешает ему быть очень быстрым и ловким в движениях. Держатся эти животные группами: коровы, молодые бычки и телочки – по 6–8 голов.

– Посмотрите, сколько животных появилось у дверей нашего зоопарка! Наверно, они хотят в него попасть. А где живут животные в зоопарке?

Д. В клетках, вольерах.

У. В современных зоопарках животные располагаются в просторных помещениях или открытых огороженных площадках – вольерах. Они очень удобны: здесь животные могут бегать, летать, плавать, карабкаться на стволы деревьев – словом, вести себя как в природе.

VI. Творческая работа

У. Попробуйте нарисовать вольеры для выбранных вами животных. Изобразите само животное. Обоснуйте выбор тех или иных приспособлений, необходимых в вашем вольере.

Дети работают самостоятельно. Затем идет обсуждение иллюстраций.

Образец ответа

Ученик. Это вольер с прудом. Здесь могут жить фламинго. В пруду птицы добывают себе пищу.

VII. Итог урока

У. Почему возникла необходимость создания зоопарка?

Д. Многие животные находятся на грани исчезновения, поэтому люди пытаются сохранить хотя бы малое их количество. Ученые изучают жизнь животных.
– Для ознакомления людей с животными.

У. Благодарю вас за активную работу.

В 2018 году открывается новый просветитель-ский проект для взрослых — Академия Московского зоопарка. В ней будут курсы для киперов, руководителей зоопарков, школьных учителей био-логии и владельцев домашних животных. Мы попросили старейших сотрудников Московского зоопарка и будущих препо-давателей Академии рассказать о том, зачем городу зоопарк, что в нем самое главное и почему работа в нем — призвание.

Когда появились современные зоопарки

Собирать и демонстрировать публике диковинных зверей люди полюбили еще в древности, но началом именно зоопарковского дела можно назвать появление Обществ акклиматизации, которые занимались изучением и введением в сельско-хозяйственную культуру новых видов и пород животных, привезен-ных из дальних стран. Благодаря Обществам появилась идея зоологического сада. Первый открылся в 1765 году в Вене, а второй в 1794-м — в Париже. В XIX веке зоологи-че-ские сады появляются в Европе один за другим. Животных там по-преж не-му держат в тесных клетках, но идея развлечения публики уже не основная: главным становится изучение животных.

О своих любимых животных и о том, почему Москве мало одного зоопарка, рассказывает Наталья Рубинштейн, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1972 года Arzamas

Следующая революция в зоопарковском деле произошла в начале XX века благодаря Карлу Гагенбеку Карл Гагенбек (1844-1913) — немецкий коллекционер диких животных, предприниматель, основатель Гамбургского зоопарка. . Он принципиально изменил подход к содержа-нию животных. В своем зоопарке в Гамбурге он старался показывать животных в больших вольерах с живыми растениями, без решеток, в условиях, похожих на природные. Посетители зоопарка Гагенбека впервые могли наблюдать более-менее естественное поведение его обитателей. К середине века многие европейские зоопарки стали работать по тем же принципам.

Кроме того, в 1930-х годах люди поняли, что природные ресурсы исчерпаемы и что животных нужно сохранять. Появилась новая наука — зоопарковская биология, которая изучает и разрабатывает методы оптимального содержания диких животных в неволе.

Заведующий научно-методическим сектором Московского зоопарка Владимир Фролов рассказывает, как он попал в профессию, что самое интересное в зоопарке и почему туда надо ходить зимой. В зоопарк он пришел еще школьником — в 1961 году Arzamas

Огромное влияние на концепцию современных зоопарков оказал зоолог и писатель Джеральд Даррелл Джеральд Малкольм Даррелл (1925-1995) — английский натуралист, писатель, основатель Джерсийского зоопарка. . В 1959 году он создал свой зоопарк на острове Джерси. Главной своей задачей Даррелл считал разведение редких и исчезающих видов живот-ных, с тем чтобы потом возвращать их в природу. Для этого в 1963 году он основал Джерсийский фонд сохранения диких животных 26 марта 1999 года был переименовал в честь своего основателя — Фонд охраны дикой природы имени Даррелла. , благодаря кото-рому многие виды удалось спасти от полного исчезновения.

На сегодня в мире насчитывается несколько тысяч зоопарков. Больше всего (почти половина) — в Европе, 20 % в Северной Америке, 17 % в Азии, 7 % в Австралии, 6 % в Южной Америке, 3 % в Африке. В России сейчас около 70 зоопарков.

Почему современный зоопарк — это музей и зачем он нужен

Чем занимаются музеи? Они собирают коллекцию, сохраняют ее, изучают и экспонируют. Зоопарки делают то же самое, только экспонаты здесь живые. Посетители видят часть коллекции: как и в любом музее, в зоо-парке есть фонды, где и происходит основная научная работа. В первую оче-редь в запас-никах содержатся малоизученные или плохо размножающиеся в неволе виды. Они могут быть совершенно непривлекательными для публики, но представ-лять огромный интерес для специалиста. В Московском зоопарке экспонирует-ся примерно половина из более чем 1000 видов.

О том, как себя чувствуют животные в вольере, совы в «Гарри Поттере» и белые медведицы после родов, рассказывает Владимир Остапенко, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1978 года Arzamas

Современные зоопарки решают множество задач одновременно. Одна из основных (помимо, разумеется, просвещения) — сохранение биоразнообра-зия Земли: в некоторых случаях сохранившиеся в зоопарках популяции уже стали единственным резервом для спасения вида. Так произошло, например, с лошадью Пржевальского, которая к 1950-м годам полностью вымерла в природе, а теперь ее снова возвращают в монгольские степи. Благодаря зоопаркам удалось спасти от полного исчезновения оленя Давида , белого носорога , аравийского орикса , зубра, гавайскую казарку , лайсанского чирка и многие другие виды.

Кто придумал Московский зоопарк

Московский зоопарк — один из старейших в Европе. Он был основан в начале 1864 года Русским Императорским обществом акклиматизации животных и растений и назывался тогда зоосадом. Идея принадлежала трем профессорам Московского университета — Анатолию Богданову, Сергею Усову и Карлу Рулье. Рулье был первым директором Общества акклиматизации и главным инициатором создания зоопарка, хотя и не дожил до открытия своего детища. По замыслу создателей, зоосад должен был быть общедоступным научным и образовательным учреждением.

О посетителях, киперах и обезьянах рассказывает Елена Мигунова, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1997 года Arzamas

На момент открытия зоосада в нем обитало около 300 диких и домашних животных, в основном представители российской фауны и несколько экзо-тических видов: два льва, два тигра, ягуар, леопард, носорог, аллигатор. Среди покровителей зоосада были члены царской семьи: например, царь Александр II подарил ему индийского слона, а великий князь Константин Николаевич — носорога.

Кроме диких животных, в зоосаде было много и домашних, его сотрудники занимались акклиматизацией иностранных породистых зверей и птиц, исполь-зовали их для улучшения российских пород, которых здесь же и выводили.

О нелюбви к шимпанзе, отданных моржах и реконструкции рассказывает Владимир Спицин, президент Московского зоопарка, проработавший его директором 37 лет Arzamas

После революции, в 1919 году, зоосад был национализирован и вскоре стал называться зоопарком. В 1927 году открылась Новая территория. Там зверей держали не в клетках, а по-современному — в больших просторных вольерах, отделенных от зрителей рвом с водой. Во время войны, хотя многих животных и пришлось эвакуировать, зоопарк продолжал работать: с 1941 по 1945 год его посетили более 6 миллионов человек.

В 1970-80-х годах зоопарк стал ветшать и разрушаться. Перекрытия были настолько плохи, что из террариума, расположенного на втором этаже «Острова зверей», на головы живущих на первом этаже амурских тигров падали лягушки. В 1991 году в зоопарке началась большая реконструкция, которая длилась шесть с половиной лет. Одновременно с этим в Подмосковье строился зоопитомник, на огромной территории которого теперь живут и размножаются особенно редкие и ценные виды.

Как формируется коллекция

Сейчас большинство животных, которых можно увидеть в зоопарках, живут в неволе уже во втором, третьем и четвертом поколении. Зоопарки постоянно обмениваются животными, но разведение находящихся под угрозой исчезновения видов координируется международными и регио-нальными программами размножения. Сейчас небольшие зоопарковские популя-ции очень редко пополняются новыми животными из природы, поэтому велик риск их вырождения. Чтобы этого не происходи-ло, в специаль-ных племенных книгах фиксируются все родственные связи животных того или иного вида в зоопарках мира. Когда животных, которые появляются на свет в одном зоопарке, передают в другие, координаторы этих программ подбирают пары так, чтобы не происходи-ло близкородственных скрещиваний.

О том, кто должен работать в зоопарке и как нужно показывать животных посетителям, рассказывает Татьяна Вершинина, преподаватель Академии Московского зоопарка, сотрудник зоопарка с 1960 года Arzamas

Из природы в зоопарки попадают в основном те животные, кто не может там выжить самостоятельно: осиротевшие детеныши или травмированные особи, которые на воле погибнут. Такие животные, приносящие в зоопарковские популяции новые гены, — большая ценность.

В современном мире статус зоопарка определяется не количеством содержа-щихся или экспонирующихся в нем зверей: коллекция не обязательно должна быть большой, она должна быть грамотно составленной, а главное — животные должны чувствовать себя там комфортно.

Съемки Антон Моисеенко и Николай Световидов

Монтаж Антон Моисеенко

Продюсер Катя Ламм

Материал подготовлен при поддержке Академии Московского зоопарка, нового образовательного проекта для взрослых.

Академия Московского зоопарка создана для обучения зоопарковскому делу, повышения квалификации школьных учителей биологии и воспитания осознанного отношения к уходу за домашними питомцами.