Что такое святая четыредесятница и для чего она установлена. Значение слова (словосочетания) четыредесятница

Неделя о мытаре и фарисее.
Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Фарисей считал высшим проявлением праведности внешнее выражение почитания Бога: пост, исполнение обрядовых законов – и тем самым растил в своей душе тяжелейший грех гордости. Мытарь же – сборщик налогов, презираемый всеми людьми, - осознавал свою греховность и искренне исповедовал ее перед Богом, не считая возможным превозноситься перед кем-либо или кого-то осуждать; поэтому Господь и именует его «более оправданным».
Молитва мытаря – «Боже, милостив буди мне грешному» - принята Церковью как общеупотребительная, уместная всегда и для каждого из нас.
* * *
«..Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или, как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 9-14).
Милостью Божией мы дожили в этом году до начала песнопений Великого поста. Входя в храм во время всенощного бдения, слышим слова, воспеваемые Церковью, обращенные к нам: «Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче». Это обращение Господь вкладывает нам в уши, ум, сердце, чтобы встрепенулись, остановились в своем беге по жизни и сказали себе: «Куда и зачем?». Почему нет радости в душе? Почему весь свет не мил? Почему так далек и невидим Бог? Какие-то двери моей совести закрыты и не дают пробиться слову Божию, и замок на них не открывается, и нет у нас ключа. Что делать?
Мать Церковь устами евангелиста Луки отвечает нам притчей о мытаре и фарисее. Два человека встали перед Богом и просили у создателя общения с Ним, искали потерянный Рай, который был дан первому человеку, Адаму.
Молитвам обоих Господь внимал, но более словам мытаря, потому что в жизни своей он дошел до самого дна греха и духовно почувствовал, что нет в человеке добра, пока Господь не даст за покаяние дар бесценный любить и прощать, и считать хоть кого-нибудь ниже себя. Будем стучаться в эти двери нашего сердца: «Боже милостив, буди мне грешнику», и непременно замок откроется, створки распахнутся, и любовь милующего Господа покроет нас.
Игумен Иларион (Кильганов)
Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь.
Газета «Святая обитель».

Неделя о блудном сыне.
Второе приготовительное к Великому посту воскресенье именуется Церковью Неделей о блудном сыне. Притча о блудном сыне, читаемая за литургией в этот день, являет нам образ истинного покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему. Сын уходит из дома, чтобы получить независимость и узнать настоящую жизнь. В результате он теряет имение и становится батраком. Осознав свою неблагодарность, он со страхом возвращается в отчий дом. Но отец ждет его и выбегает навстречу, чтобы обнять оборванного путника. Блудный сын – это каждый из нас, наделенный от Бога своей «частью имения» – великим даром жизни, свободой воли – и тем не менее далеко не всегда употребляющий эти дары так, как должно, впадающий в грехи и нарушающий заповеди Божии. Но милостивый Господь, как любящий отец, ждет нашего покаяния, осознания греховности нашей жизни, желания «возвратиться к отцу». И если это желание будет подкреплено делом, то Бог вновь принимает нас, как отец с радостью принял своего блудного сына.

Неделя мясопустная, о Страшном Суде .
Два последних подготовительных к Великому посту воскресенья посвящены темам о начале и конце человечества и истории мира в том виде, в каком явлены они нашему человеческому опыту и восприятию: это, предпоследнее перед Постом воскресенье, погружает наше сознание в последние события истории человечества: второе пришествие на землю Иисуса Христа - судить живых и мертвых. Церковь подводит нас духовно к той последней грани, которая отделит царство истории от Царства Божия, время от вечности.
С понедельника начинается «сырная» седмица – масленица , на которой устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца.
До Великого поста осталась всего одна неделя и сейчас в полном разгаре масленица, славная на Руси блинами. В это время издревле отмечали приближащийся приход весны. Существовали специальные названия и ритуалы каждого дня недели. В первый день начинали печь блины на заготовленной с вечера опаре. Первый блин отдавали отдавали нищим - на помин души усопших родичей. На блины приглашали родственников. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами. Пир горой шел в каждом доме.
Масленичный вторник называли «заигрыши». В среду , которую величали «лакомки», собирала гостей теща. Главным гостем был зять, которого теща потчевала блинами и пирогами. Четверг называли «широким». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись потехи самые разные: балаганы, качели, кулачные бои, катания на санках и шумные пирушки. В пятницу наступал черед зятьям угощать тещ блинами - этот день так и называли «тещины вечерки». А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка - на «золовкины посиделки». Невестка одаривала золовок подарками. Веселился на масленицу не только простой народ. Москва видывала и удивительные царские увеселения, приуроченные к сырной неделе.
«Широкая масленица» - изобретение скорее мирское, или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселие. Такого благословения мы и не отыщем ни в одном уставе. Наоборот, запретив в употребление мясных продуктов, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, сырная седмица пронизана размышления о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.
Название Масленицы закрепилось не ранее XVI века. Это время массовых народных гуляний, дух которых попытался воссоздать в своем красочном фильме “Сибирский цирюльник” Сергей Михалков, показавший утопавшую в веселье широкой Масленицы старинную Москву. В картине с некоторой долей ностальгии воспроизведены живописные “картинки” народного праздника: шумные выезды на санях, пестрые ярмарочные представления “пред очами векового Кремля”, аппетитные баранки и блины с икрой и даже такая “старая русская традиция”, как суровый кулачный бой на льду Москва-реки в окружении разгоряченных зрелищем зрителей. Но в фильме показаны только два последних дня Масленицы, завершающейся Прощеным воскресеньем, когда, попросив прощение у близких, человек вступал в суровый семинедельный Великий пост внутренне обновленным и очищенным.
В храмах уже в ближайшую среду начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.”.

Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье.
В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение - это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же - все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена.
Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества - Царства Божия. Причина изгнания Адама - грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом - это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.
К сожалению, в широко распространенных у нас представлениях о масленице и особенно в современных попытках воспроизводить какие-то ее элементы, учитывается только развлекательная часть масленичной недели. Она очень интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Но именно после бурного веселья последней перед Великом постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощение заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.

В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. “Открылись глаза”, как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.
Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир “судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца”. Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.
Сегодня же читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы “Отче наш”: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают “свет разума”, ясность ума, зоркость мудрости.
В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся. При этом священники сами подают добрый пример и первыми просят у своей паствы прощения. Полагается в этот день посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошения и у них. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.

Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствуют, что пост святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту прор. Моисея (Исх. 34), Илии (3 Цар. 19), а главным образом по примеру Иисуса Христа, постившегося 40 дней (Мф. 4, г). Время святой Четыредесятницы древние христиане приурочили ко времени воспоминания крестных страданий Спасителя, именно предваряя дни этих воспоминаний, чтобы, посильно подражая Его самоотречению и самоотвержению, этими своими подвигами проявить свое живейшее участие и любовь к Спасителю, пострадавшему за мир, и чтобы заранее очиститься нравственно ко времени торжественнейших воспоминаний страстей Христовых и Его славного воскресения.

Примечание. Приурочение подражания посту Христову ко времени, предшествующему дням, в которые вспоминаются страдания, смерть и славное воскресение Христа, придает посту святой Четыредесятницы особенный для нас смысл и значение. Страданиями Спасителя и Его воскресением дарована всем нам надежда и нашего воскресения для жизни вечной. Но для осуществления этой надежды, для получения вечной блаженной жизни, нам нужно подражать Христу в чистоте и святости жизни; нужно пройти тот же путь жизни, каким шел и Спаситель: путь самоотречения и самоотвержения и, кроме того, путь борьбы с чувственностью и греховностью нашей природы. Для удобнейшего следования но этому пути и служить пост святой Четыредесятницы. "Дни Четыредеcятницы, учит блаженный Августин, если тщательно вникнем, означают жизнь настоящего века, так как и дни Пасхи предъизображают вечное блаженство. В Четыредесятницу мы имеем сокрушение, а в Пасху исполняемся радости; так и в настоящей жизни должны мы нести покаяние, чтобы в б удущей жизни достигнуть вечных благ. Итак, каждый, в продолжение земной жизни, должен воздыхать о своих грехах, проливать слезы, творить милостыни. Но если в этом часто мешают нам препятствия мира, то по крайней мере во дни святой Четыредесятницы исполним сердце наше сладости закона Божия. Во время жатвы собирается пища для тела, так во время духовной жатвы должно собирать пищу для души, которая бы могла питаться ею для жизни вечной. Нерадивый, ничего не заготовивший в свое время, целый год терпит голод; так тот, кто постом, чтением Священного Писания, молитвою пренебрежет в настоящее время собрать для души духовную пшеницу и небесное питие, потерпит вечную жажду и тяжкую бедственность." Подобную же мысль выражает и святая Церковь, когда молится о нас Богу, чтобы Он, введши нас "в пречестныя дни" святой Четыредесятницы, "ко очищению душой и телом, к воздержанию страстей, к надежде воскресения," подал нам силу "подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися." Таким образом, святая Четыредесятпица, по своему смыслу и значению для нас, есть как бы изображение нашей жизни такою, какою она должна быть, т. е. жизни не для плоти и мира, а для неба и вечности.

Самое наименование святой Четыредесятницы встречается весьма часто в древнейших письменных памятниках с указанием цеди её учреждения.

"Четыредесятницы не пренебрегайте," писал святой Игнатий Богоносец в послании к Филиппийцам: "она составляет подражение жительству Христову."

Святой Амвросий Медиоланский еще яснее говорил: "Господь освятил нам постом Своим Четыредесятницу; это сотворил Он для спасения нашего, чтобы научить нас посту не словами только, но и примером."

Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост святой Четыредесятницы в их время существовал повсюду. В правилах Апостольских (69 пр.) пост святой Четыредесятницы считается обязательным и соблюдение его ограждено строгими наказаниями. Непререкаемым свидетельством о древности этого поста служит и пасхальный круг святого Ипполита (III в.), начертанный на его кресле и содержащий указание на древность обычая прекращать пост святой Четыредесятницы по воскресным дням. На основании всех преданий от святых апостолов, святая Церковь наша, в лице своих представителей, отцов и учителей, считала всегда пост святой Четыредесятницы учреждением апостольским. Еще блаженный Иероним от лица всех христиан своего времени говорил: "мы постимся Четыредесятницу по преданию апостольскому." Святой Кирилл Александрийский неоднократно в писаниях своих напоминает, что пост святой Четыредесятницы надлежит соблюдать свято, соответственно апостольским и евангельским преданиям.

Пост святой Четыредесятницы, продолжаясь сорок дней, соблюдался однако в древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового счисления дней поста и дней, в которые он разрешался.

Примечание. Число 40 относится к тем немногим знаменательным числам (3, 7, 9), которые сделались известными во всем мире с самой глубокой древности, от времен еще до-христианских. Число 40 было указано и определено Самим Богом, явилось как свыше назначенная мера совершения некоторых подвигов и предприятий еще в жизни праотцев, пророков. Во все времена, с начала мира, срок покаяния и исправления грешников определялся обыкновенно числом сорок - дней, а иногда даже и годом (Быт. 7:4,12,17; Исх. 34:28; Лев. 12:1-6; Иис. Нав. 5:6; 3 Цар. 19:8; Иез. 4:6; Деян. 7:6, 23:30,36). В истории христианской число 40 освящено и подтверждено новыми, еще гораздо более великими и священными примерами. Сак Спаситель, исполняя закон, в сороковой день приносится во храм; готовясь к благовестию Евангелия в мире, удаляется в пустыню и сорок дней постится там; по воскресении Своем он именно сорок дней благоволил оставаться на земле до вознесения Своего на небо (Лук. 2:22-23; Мф. 4:2; Деян. 1:3). Следуя этому великом у примеру, святая Церковь с самого качала освятила число сорок, как число особенно знаменательное: так, сороковой день рождешемуся, сороковой день умершему, сорокадневные епитимии к, наконец, учредила сорокадневный пост - святую Чстыредесятницу (сн. выше, о пятнице 6-й седм.). Кроме того, святая Четыредесятница равняющаяся собственно 36 дням (исключая воскресные дни, которые, строго говоря, не могут быть причислены к дням сетования и поста), есть, по приблизительному расчету, десятая часть целого года. Поэтому святая Четыредесятница есть не что иное, как еще в Ветхом завете, издревле узаконенная десятина Богу - есть Богом определенная десятина каждого года нашего, а следовательно и всей жизни нашей десятина, которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений, посвящаем на преимущественное служение Богу. "В законе, учит пр. авва Дорофей, написано, что Бог повелел сынам израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они были благословляемы во всех делах своих. З ная сие, святые апостолы установили и предали нам в помощь, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, - чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и освящали ее Богу; дабы и мы таким образом получали благословение на все дела наши и каждый год очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из 365 дней года сии семь недель святой Четыредесятницы. Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем отцы заблагорассудили прибавить к ним и еще одну неделю: во-первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течение сей недели приучались и как бы приуготовлялись к оному; во-вторых, для того, чтобы почтить пост святой Четыредесятницы, которую постился Господь наш Иисус Христос. Ибо, отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем 40 дней, а пост святой субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют З5 дней; потом приложив пост святой великой субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть с половиной, что и составляет во всей точности десятую часть 365 дней года."

Начиная с III-го, даже со II-го века, имеются ясные свидетельства святых отцов, что святая Четыредесятница полагалась сорокодневной. Святой Ириней писал о христианах, что они постятся 40 дней. В III в. то же подтверждает Ориген. В IV в. в церквах воcточных установился настоящий порядок хранения поста святой Четыредесятницы, с понедельника после Сырной недели до Великой субботы, разумея в том числе и пост Страстной седмицы.

Святые отцы: Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и др., - все согласно говорят о святой Четыредесятнице, как о посте сорокодневном, и видят в этом общее установление святой Церкви. Пост святой Четыредесятницы называется Великим, как по количеству дней, так особенно по важности и значению его для православного христианина.

"Чем более, учит блаженный Августин, дней поста, тем лучше врачевство; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения. Бог, Врач душ наших, установил удобное время для благочестивых к славословию, для грешников к молению, для одних искать покоя, для других испрашивать прощение. Удобно время Четыредесятницы, ни коротко для славословия, ни продолжительно для умилостивлеяия. Свято и спасительно поприще Четыредесятницы, которым грешник приводится чрез покаяние к милосердию, а благочестивый к покою. Во дни её преимущественно Божество умилостивляется, недостаток восполняется, благочестие награждается."

По учению святого Астерия Амасийского, святая Четыредесятница есть "учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беcпорядочных, спокойcтвие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; её строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения."

"Святые отцы, учит святой Иоанн Златоуст, назначили сорок дней поста, чтобы в эти дни люди, тщательно очистившись молитвой, постом и исповедью во грехах, с чистой совестью приступили к святому причащению."

По учению преподобного Дорофея, "Бог дал сии святые дни (Четыредесятницы) для того, чтобы, если кто постарается со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться во грехах своих, он очистился от грехов, которые сделал в продолжение всего года; тогда душа его освободится от тяготы, и таким образом он очищением достигнет святого дня Воскресения и неосужденно причастится Святых Таин, сделавшись чрез покаяние в сей святой пост новым человеком."

Богослужение святой Четыредесятницы, с одной стороны, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, с другой - изображает и самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного Богослужения вполне отвечает и внешний образ его. Святая Церковь в своем Богослужении отлагает всякую торжественность. И прежде всего она не совершает самого торжественного христианского Богослужения - полной литургии в дни Великого поста, исключая субботы и воскресения; вместо неё по средам и пятницам, полагается (Лаод. 19, Трул. 52) литургия преждеосвященных Даров (о ней см. ниже).

Примечание. Совершение полной литургии по четвергам Великого поста ради значительного в это время числа говеющих несогласно с каноническими правилами и с характером святой Четыредесятницы, как времени духовной скорби и печали о грехах. Первенствующие христиане имели обыкновение ежедневно причащаться святых Таин, и святая Церковь, чтобы не лишить их принятия святых Таин во дни святой Четыредесятницы, и установила совершать в эти дни литургию преждеосвященных Даров. Такое установление было тем более необходимо, что во дни поста, как время духовных подвигов, для христиан нужно было духовное подкрепление - нужна духовная пища более, чем когда либо. Таким образом из самой цели,.е какой святая Церковь установила совершать литургию преждеосвященных Даров во дни святой Четыредесятницы, видно, что за этой литургией и теперь желающие могут причаститься святых Таин и действительно причащаются и что, следовательно, не представляется никакой надобности кроме этой литургии, отправляемой по средам и пятниц ам Великого поста, совершать для говеющих еще полную литургию святого Иоанна Златоуста по четвергам святой Четыредесятницы (Рук. д. с. п. 1888, о). Вообще служение полной литургии в дни Великого поста Уставом положено только в субботы и воскресенья и совершение ее в прочие седмичные дни (исключая 24 мар. и Высокоторж. дней) считается недопустимым (см. Ц. Вед. 1906, 7; сн. ниже, о храм. празд.).

Состав других церковных служб святая Церковь изменяет сообразно с временем. Она почти прекращает пение, как выражение радостного состояния духа, и дает предпочтительное употребление чтению. Выбор самого чтения она также применяет ко времени. Так, святая Церковь лишает верующих радостного благовествования Евангелия Христова, и предлагает чтения из ветхозаветного слова Божия. Особенно широкое употребление она дает Псалтири, которая преимущественно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа; вся Псалтирь прочитывается дважды в каждую неделю. Читаются также грозные речи пророка Исаии, обличающие беззаконных и ободряющие надеждой кающихся; читаются места из книги Бытия, в которых описывается сотворение н грехопадение человека и изображаются, с одной стороны, страшные проявления гнева Божия на нечестивых, а с другой - милость Его к праведным; читаются, наконец, весьма часто уроки из книги Притчей, где сама Премудрость Божия призывает нас к истинному просвещению, поучает нас небесной мудрости.

Во все церковные службы святая Церковь вводит молитву святого Ефрема Сирина, о том, чтобы Господь отнял от нас дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия, и даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Также часто повторяются: молитва кающегося Давида: "помилуй мя Боже, помилуй мя," и воззвание благоразумного разбойника: "помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем."

Все богослужение Великого поста совершается тихо, медленно и с величайшим благоговением. Светильники возжигаются в ограниченном количестве, царские врата отверзаются редко, перезвон допускается малый и редкий, предстоящие во храме призываются часто к земным поклонам, коленостоянию, падению ниц. Внешним видом, обстановкой и внешним характером Богослужения святая Церковь поучает нас, что и во внутреннем храме нашей кающейся души должно быть место не радости и торжеству, а одному только смирению и скорби, сетованию о грехах. Наконец, дневные церковные службы - третий, шестой и девятый часы - святая Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. Вообще святая Церковь с материнской заботливостью все мудро направляет к тому, чтобы мы, соблюдая строгое воздержание в пище, все время "душеполезной Четыредесятницы посвящали Богу и заботам" о своем спасении, отрешаясь по возможности от обычных земных забот и занятий, житейских хлопот и развлечений, уде ляя сравнительно большую, чем когда-либо, часть времени самоиспытанию, нравственному самоисправлению, богомыслию и церковному Богослужению; чтобы пользовались этим временем, как самым удобнейшим для очищения в таинстве покаяния от всех грехов, тяжким бременем лежащих на нашей душе и помрачающих в нас образ Божий, и потом, уже с очищенной совестию, в таинстве причащения соединялись с Самим Господом, Источником всяких радостей, счастья и вечного спасения; чтобы, наконец, достойно "душеполезную совершившие Четыредесятницу," в мире с Богом, с ближними и с своей совестью, светло и радостно, с чистой душой и с открытым сердцем, встретили "святую седмицу" страстей Христовых и "светлое Его Воскресение."

Богослужебные указания.

Порядок богослужения в седмичные дни (понед., вторн., сред., четв. и пят.) святой Четыредесятницы имеет особенности, свойственные "чину постному."

О вечерне и повечерии накануне понедельников см. описание богослужения на Седмице Сырной.

На полунощнице седмичных дней после: "Боже, ущедри ны," полагается молитва святого Ефрема с 16- ю поклонами (но в понедельник 1-й седмицы поста полагаются только 3 поклона).

На утрене, после возгласа ("Благословен Бог"), читается: "Аминь," "Слава Тебе Боже," и прочее, как в начале полунощницы и повечерия, кончая "Приидите поклонимся;" далее обычным порядком следует чтение псалмов и проч.; но вместо "Бог Господь" и тропарей святым, поются "во глас прилучившийся октоиха" "Аллилуиа" "со стихи их," 4-жды, и троичны гласа (кроме суббот и недель (воскресных дней) и праздников - Благовещения, храма и святого с бдением или полиелеем); стихословятся по три кафизмы; между кафизмами (число и порядок которых см. ниже, Поряд. ряд. чт. каф.) и после них (как и вообще на утрене со вседневным славословием) "ектении не глаголются во всю 40-цу, кроме суббот и недель (воскресных дней)" (Уст. Понед. 1-й седм.) и случившихся в седмичные дни праздников (о чем см. ниже, в примеч. к Табл. утрени); но непосредственно после каждой кафизмы (по прочтении в заключение её обычных: "Слава, и ныне," &quo t;Аллилуиа," 3-жды, "Господи помилуй," 3-жды) поются седальны; после 1-й кафизмы положены (печатаемые и в конце Триоди Постной) "седальны умилительныя (рядового гласа) осмогласника," т. е. Октоиха, и (со стихом: "Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев") мученичен прежде богородична, но лишь в том случае, если рядовой святый имеет по 6-й песне канона кондак, а если не имеет этого кондака, то указанный мученичен глаголется после 6-й песни канона); после 2-й и 3-й кафизм положены седальны Триоди (см. их там на ряду); затем, после "Господи помилуй," 3-жды, "Слава, и ныне" и 50-го псалма, "по вся дни, кроме суббот и четвертка" 5-й седмицы (см. Послед. утр., веч. и полунощ., изд. Киев.-Печ. Лав.), "абие иерей (читает) молитву: Спаси Боже люди Твоя, клирици же (поют): Господи помилуй, 12" (раз), после чего иерей возглашает: "Милостию и щедротами," и лик поет: "Аминь." Следующий за этим канон поется с песнями Священного Пи сания: "Господеви поем." "Осмогласник не поется во всю святую Четыредесятницу, кроме недель; поется же точию минея и трипеснец, а в коих песнях нет трипеснца, поется токмо минея."

После песен канона: 3-й, 6-й и 9-й (после "Достойно"), положены обычные ектении и возгласы, после которых перед 4-й песней - седален святого 1-жды, "Слава, и ныне," - богородичен его же, перед 7-ю - кондак святого или мученичен (см. выше); после 8-й песни иерей произносит: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим," "и стихословится Честнейшая;" после возгласа: "Яко Тя хвалят," положен 3-жды светилен троичен гласа (печатаемый и в конце Триоди Постной), поемый второй раз на "Слава," а третий на "И ныне;" при пении этого светильна в первый раз положено оканчивать его неодинаково в различные дни, именно: в понедельник - "Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя," во вторник - "Молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя," в среду и пятницу - "Силою, Господи, креста Твоего, и спаси мя," в четверг - "Молитвами, Господи, апостол Твоих, и святителя Николая, и спаси мя;" при пении во вто рой раз во все дни светилен оканчивается словами: "Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя," а в третий раз, тоже во все дни, - "Молитвами, Господи. Богородицы, и спаси мя."

После светильна "чтец чтет обычныя три псалма" хвалитных; "аще прилучится в минеи на ряду два святых (из которых каждый имеет стихиры "на Господи возввах"), поем единого на вечерни ("на Господи воззвах") стихиры, а другого на хвалитех на 4;" "аще же ни, то по псалмех чтец гдаголет:" "Слава, и ныне," "Тебе слава подобает," и читается вседневное сдавословие; в понед., втор., среду, четв. и пятницу 1-6 седмиц (и Страстной) великое славословие (которое поется, какое бы празднование ни случилось), не положено.

Далее богослужение совершается по обычному порядку утрени со вседневным славословием; на "Благо есть" читается 2-жды; по "Отче наш" (вм. тропаря дне и богородична) тропарь: "В храме стояще," затем (вм. ектении: "Помилуй нас, Боже") - "Господи помилуй," 40 раз, "Слава, и ныне," "Честнейшую," "Именем Господним," "Сый благословен," "Небесный Царю," и читается молитва святого Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, а после неё непосредственно (без отпуста) с чтения "Приидите поклонимся" начинается 1-й час .

На этом часе положено, за исключением понедельника и пятницы, стихословие кафизмы, поется постный тропарь: "Заутра услыши глас мой," и при этом "творим коленопреклонение на землю;" молитва: "Стопы моя направи" поется на оба лика с разделениеэи ея на части по стихам, каждый стих по 2-жды, а "Да исполнятся уста моя" поется З-жды; после "Боже ущедри ны" возглашается молитва святого Ефрема Сприна с 16-ю поклонами, после которых читается "Трисвятое," "Слава, и ныне," "Пресвятая Троице" и проч., а затем, по возглашении иереем молитвы: "Христе свете," следует: "Взбранной Воеводе," "Слава Тебе Христе," "Слава, и ныне," "Господи помилуй," 3-жды, "Благослови" и ведикий отпуст, после которого поется многолетие: "Благочестивейшого, Самодержавнейшаго" (см. "Служба на каждый день 1-я седмицы св. Четыредесятннцы," изд. Моск. Синод. Типогр.).

По окончании 1-го часа совершается в притворе обычная лития о усопших (см. в Уст. и Триоди Пост., Понед. 1-й седм.), чин которой изложен в 9-й гл. Уст. и в Служебнике.

Дневное богослужение состоит из 3-го, 6-го и 9-го часов, последования изобразительных и вечерни, а когда бывает литургия преждеосвященных Даров (в среды и пятницы и иногда в другие седмичные дни), то все указанные службы совершаются перед самой литургией, которая соединяется с вечерней, начинающейся возгласом литургии.

Великопостные часы : 3-й, 6-й и 9-й, совершаются вместе (со стихословием на каждом из них, за исключением 9-го часа в пяток, кафизмы, с пением постных тропарей, с чтением на 6-м часе, после тропаря пророчества, паремии из кн. прор. Исаии, с пением пред и после этой паремии прокимна, с чтением в конце каждого часа: "Боже ущедри ны," с возглашением молитвы святого Ефрема Сирина с 16-ю поклонами); кроме звона (медленного) к началу часов, перед каждым из них Уставом положено ударять в колокол: перед 3-м часом - три раза, перед 6-м - шесть раз, перед 9-м - девять раз (но когда бывает "полиелей, на часех в кампан не ударяем," - см. в Уст. 24 февр. Мр. гл.). Непосредственно к 9-му часу (без отпуста), присоединяется (после молитвы: "Владыко Господи") "Последование изобразительных ," которое начинается пением на оба лика "Блажен" (а не псалмами изобразительными - 102-м и 145-м) и в конце которого положена молитва святого Ефрема Сирина с 16-ю поклон ами (т.е. земной поклон после каждой отдельной молитвы, итого 3 поклона, потом 12 поясных поклонов, и одни земной поклон в конце третей молитвы).

На совершаемой непосредственно за указанными поклонами на изобразительных вседневной вечерне (начинающейся с чтения: "Приидите поклонимся") положено чтние двух паремий (1-я из кн. Бытия, а 2-я из кн. Притчей), пение с поклонами тропарей: "Богородице Дево" и проч., и произнесете молитвы св. Ефрема Сирина с 16-и поклонами. Эта вечерня (об изобразительных и вечерне пред литургией преждеосвященных Даров см. ниже) заканчивается великим отпустом, после которого поется многолетие: "Благочестивейшего, Самодержавнейшего" (см. Служ. на кажд. день 1-я седм.).

По окончании этой вечерни совершается в притворе (см. в Уст., Понед. 1-й седм.) обычная лития о усопших (см. выше, об утрене).

Вечернее богосдужение состоит (кроме среды и пятницы 5-й седмицы, о чем см. ниже) из великого повечерия (к которому Уставом положено ударять в колокол 12 раз), с пением на нем "Господи сил," произнесением молитвы святого Ефрема Сирина с 16-ю поклонами и возглашением в конце его молитвы: "Владыко многомилостиве," с главопреклонением всех на землю (о великом повечерии понед., втор., среды и четв. 1-й седм. и пятков святой Четыредесятницы см. ниже).

При совершении всех указанных служб во святую Четыредесятницу, кроме суббот, недель и дней праздничных, обыкновенно облачаются не в столь светлыя священные одежды, как в другие дни церковного года.

Порядок указанных служб во всю святую Четыредесятницу, кроме вечерни и литургии преждеосвященных Даров (о чем см. ниже), находится в Уставе в последоваиии понеделъника 1-й седмицы.

Подр. см. ниже, Табл. ряд. церк. служб и примеч. к ним.

О праздниках в дни Великого поста см. там же, а также в Месяцеслове и Триодионе; о днях Высокоторжественных и храмовых праздниках см. ниже, во II отд.

Особенности богослужения некоторых дней святой Четыредесятницы указаны ниже, в соответствующих местах Триодиона.

См. в Уставе, в Последов. понед. 1-й седм., 3-е зри: "Аще случится в седмичные дни, кроме субботы и недели, в минеи на ряду два святыя ."

В Уставе, когда назначаются великие поклоны , то иногда прибавляется: "с молитвою святого Ефрема," иногда нет; но о ней, в статье "О поклонех" (см. понедел. 1 седмицы Великого поста) говорится: "идеже написано в богослужебных книгах великий поклон, да творит великий, по изглаголании святыя молитвы: Господи и Владыко живота." Великие поклоны с молитвою святого Ефрема совершаются следующим образом. - Произнося: "Господи и Владыко живота," должно стоять прямо и неуклонно взирать к Богу душевно и телесно; кончив эту часть молитвы, должно совершить поклон великий, до самой земли; затем, встав и стоя, как и прежде прямо, душевно и телесно взирая к Богу, должно молиться, говоря вторую часть молитвы: "Дух же пеломудрия," и, кончив, делать другой, такой же точно поклон; также совершается третья часть молитвы и поклон; потом, встав и вздохнув, должно совершить 12 поясных поклонов со словами: "Боже очисти мя грешнаго;" по окончании их, стоя так ж е, как и сначала, должно говорить всю молитву и, кончив ее, делать один поклон великий. Для совершения всех этих поклонов иерей, обыкновенно, выходит из алтаря пред царския врата, где и совершает поклоны. Устав подвергает великой ответственности пред Богом и судом Церкви как священника, если он без должного внимания читает молитву и небрежно совершает поклоны, так и всех православных, если они совершают поклоны с бестолковой торопливостью, не вслушиваясь в слова молитвы и не подражая священнику. Устав говорит: "идеже написано великий поклон, да творит великий неспешно, а идеже просто поклон написан, то да творит просто поклон."

Этим последним поклоном (называемым еще иногда малым, а иногда легким) именуется тот поклон, когда человек кланяется, "елико может, право (т. е. прямо) стоя, поклонитися ("дондеже рукою достигнет до земли"), не падая коленми, ниже главу преклоняти до земли." Устав обличает того, кто, "поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, я тем своим безчинием аки чин наполняет преданных от отец поклонов; ниже молитвою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетняя своя поклоны, тако и молитву святого Ефрема, аки изумленный, спешит проговорить. Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити и от тех мнимых безчестных поклонов и от безумного моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин иного предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшого, ниже хотят научитися; но елико кто как составил свой нрав, тако и утверждается быти." Читается одна общая мо литва для всех, и должны безмолвно, не колеблясь и не шевелясь, выслушать ее все, а потом совершить один общий поклон, не борзяся и помня, что молитва есть беседа человека с Самим Богом.

В седмичные дни святой Четыредесятницы не совершаются в храме панихиды . Если на эти дни падают "третины," т. е. 3-й день по смерти, то они относятся на ближайшую субботу, и в пятницу вечера может быть совершена панихида в храме, а в субботу заупокойная литургия; "девятины" относятся на следующую субботу, хотя бы 9-й день и не падал на эту субботу; "четыредесятины" бывают, "егда число дней его исполнится," т. е. в самый 40-й день по смерти совершается панихида в храме. "Сорокоуст" же не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается, от недели апостола Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

Примечание. В 49-м правиле Лаодикийского собора говорится: "не подобает в Четыредесятницу приносить святый хлеб (в cлавянск. Кормчей - "не проскомисати," прав. 48), разве токмо в субботу и день воскресный." В толковании на это правило указываются к тому следующая причины: "понеже инии дние Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениих своих разум имети, и не оставите яже о тех потщание, па праздники уклонятися, и о тех потщание имети, и духовныя радости насытитися прежде времене." Трулльский собор 52-м правилом постановил: "во весь Великий пост, кроме суббот и недель и дне святого Благовещения, преждеосвященными службу да содевают." Теодор Вальсамон делает следующее толкование этого правила: "установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. В приношении Богу жертвы есть празднование; празднование же есть не иное что, как радость. Каким же образом возможно в одно и то же время и плакать, и веселиться? Посему-то отцы и определили, чтобы не было жертвы во всю святую Четыредесятницу, кроме субботы и воскресного дня и дня Благовещения, яко в эти дни нам поведено праздновати, а не плакать, не поститься и не преклонять колен. Литургию преждеосвященных не называть безкровною Жертвою, но предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействия исполненною." Не разрешая во святую Четыредесятницу ежедневно совершать Божественную литургию, святая Церковь постановила переносить во время Великого поста поминовение усопших на субботы и дни мясоястия; даже дни рождения мучеников во святую Четыредесятницу узаконено совершать в субботы и дни воскресные. "Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновати, но совершати память святых мучеников в субботы и дни воскресные (Лаод. 51). Вальсамон в толковании на это Правило замечает: "прочти 52-е правило 6-го собора и 49-е настоящего собора, в которых говорится, что только но субботам и воскресеньям бывает совершенная жертва во дни целой Четыредесятницы, а но прочим Божественное священнослужение совершается чрез преждеосвященные дары. Но дабы кто либо не сказал, что не должно возбранять во всю Четыредесятницу совершать память святых мучеников чрез принесение жертвы, так как они не составляют дней радости, а надобно воспрещать только дни рождений их, которые составляют дни радости и ознаменовываются торжественными собраниями; то в виду сего отцы определили, что ни в дни памяти, ни в дни рождений мучеников во всю Четыредесятницу не должно совершать торжества посредством жертв, во совершать праздник их только по субботам и воскресным дням. Итак, заметь, что на основании настоящего правила не совершаются и поминовения усопших во всю Четыредесятницу, кроме субботы." На основании приведенных правил святых соборов следует заключить: если во время Великого поста, помимо суббот и дней воскресных запрещается совершение полной литургии в дни памяти мучеников, то тем более не может быть дозволено совершение в В еликий пост полной литургии по случаю погребения или поминовения усопшего. Напрасно смущаются православные миряне отказом со стороны священника совершать при погребении или поминовенш умершего во дни Великого поста полную литургию, напрасно в нарушение уставов церковных просят разрешения совершить по случаю погребения или поминовения покойника полную литургию: и на преждеосвященной литургии св. Церковь молится "о всех преждепочивших отцех и братиях." Притом Православная Церковь, пекущаяся о нашем спасении и лучще каждого из нас ведающая, что нужно и полезно нам, установила известные правила, которыми мы и должны руководиться в делах веры, благочестия и Богопочтения. (Рук. д. с. п. 1894, 5; сн. Моск. Церк. Вед. 1894, 9).

В юго-западном крае в соборных и монастырским храмах, а но местами и в приходских церквах, по пятницам в первые 4 недели Великого поста на повечерии совершаются пассии. Так называется (от греч. слова πάεχω - страдаю) особый церковно-богослужебный обряд, основным содержанием которого служит чтение Евангелия о страстях Христовых, по ряду седмиц из 4 преемственно следующих евангелистов.

Образ хранения поста святой Четыредесятницы был определен издревле. Древние христиане соблюдали этот пост с особенной строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до 9 часа дня (3 пополудни). Пищу вкушали они после 9 девятого часа, употребляя хлеб и овощи и воздерживаясь от мяса и вина, также сыра и яиц, даже в субботы и воскресные дни. Исключения из этого порядка допускались только в крайней нужде. Строгое хранение поста ослаблялось в субботы и дни воскресные и в праздник Благовещения (когда он приходился во святую Четыредесятницу), в которые положено совершать полную литургию, но оно не ослаблялось в случившиеся в седмичные дни святой Четыредесятницы праздники в честь святых, самое празднование которых отлагалось на субботы и воскресные дни.

Теперешний Устав заповедует: "Могущие да пребудут постящеся до пятка." В первый день первой седмицы (понедельник) "отнюдь ясти не подобает, такожде и во вторый. В среду же по совершении (литургии) преждеосвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых; дается же и укроп (теплая вода) с медом. Не могущие же сохраним двух дней первых, едят хлеб, и квас, по вечерни, во вторник. Подобие же и старии творят." "Святыя же горы Типик в первый убо день отнюдь не повелевает ясти; во вторник же, в среду и четверток ясти подобает по единой литре хлеба, и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом." "В субботы же и недели разрешаем на елеи точию и вино." В прочих же седмицах, кроме суббот и недель, "постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение." "Во святыя же горы Типице" разрешается вино и елей: 24-го февраля, 9-го марта, в Крестопоклонную среду, в день чтения великого канона, в пятницу 5-й седмицы и в Великий четверг. "Рыбы же во всю святую Четыредесятницу никако же дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы и недели Цветоносия." В субботу Лазаря дозволяется вкушать икру, но не рыбу. Вообще, по Уставу, пост, во 1-х, не есть безразличное употребление постной пищи, а известных предписанных родов её; во 2-х, он есть невкушение пищи ранее положенного времени и более определенная числа раз. (О различии предписаний о пище в Студийском и Иерусалимском уставах см. Ц. Вед. 1901, 8).

С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей

В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей.

Установление Великого поста в ранней Церкви

Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во –III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия . Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в основу Великого поста – подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1–2; Мк 1. 12–13; Лк 4. 1–2) и подготовку к празднику Пасхи . 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов » (III в.) и в 1-м каноническом послании сщмч. Дионисия Александрийского († 264/65). В александрийских источниках 2-й пол. III – в. появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой, или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно).

Еще один источник, из которого возник Великий пост – это предкрещальный пост. Так обычно понимают Тертуллиана ("О крещении", 19). К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения .

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого . Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому , которое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный , в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство – письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в котором говорится о принятии кающихся в Великий четверг .

В "Пасхальных посланиях" свт. Афанасия заметен процесс установления 40-дневного поста: в г. пост охватывает лишь одну Страстную (Великую) седмицу, а в г. Четыредесятница уже обязательна для празднования Пасхи . Пост первоначально был строго 6-недельным, а Первая Седмица была еще непостной, чем, по мнению великого русского литургиста Скабаллановича , объясняется отсутствие поста на первой седмице в католической практике . Именно в в. перестали служить Божественную Литургию в постное время на буднях.

О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора , но что именно имеет Собор в виду – Великий пост или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи) – остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. Апост. , хотя некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде .

Духовное содержание Великого поста

Великий Пост – это время приготовления к самому большому христианскому празднику – Воскресению Христову или Пасхе : «Кто пренебрегает Четыредесятницей... тот не празднует праздника Пасхи » (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа; в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся» – стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную).

Поскольку Христос , как гласит Евангелие , постился в пустыне именно сорок дней (Мф 4:1), то этот Христов пост стал символически прообразовывать пост христиан. Кроме того, в Ветхом Завете рассказывается о 40-дневном Посте ниневитян (Ио 3:4), вероятно, в ознаменование которого и Иисус постился 40 дней.

В – вв. оформляется учение о Великом посте как о «десятине года» (прп. Иоанн Кассиан , прп. Дорофей Газский), аналогичной обязательной десятине в ВЗ (Лев 27. 30–32). Если продолжительность года – 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи).

Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи.

С постепенным распространением в Церкви практики редкого Причащения , достигшей к XIX в. максимального развития (когда многие причащались лишь однажды в год), Великий пост стал пониматься и как средство для подготовки к принятию Св. Таин (в частности, о том, что Великий пост – время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст ; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в «Молитвах в начале поста святые Четыредесятницы», которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста).

В связи с тем, что дни Великого поста – это дни покаяния, канонические правила предписывают не совершать в будние дни Великого поста полную литургию (Лаодик. 49) как службу, преисполненную радости и торжества (с – вв. на Востоке получил распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров , не являющейся полной литургией; его совершение в будние дни Великого поста было закреплено Трул. 52); запрещено устраивать в будние дни Великого поста празднества в честь святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья – Лаодик. 51; в позднейшей традиции некоторые праздники святых отмечаются в будние дни Великого поста, но устав богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка празднования памятей святых в обычное время года), торжества по поводу вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни Великого поста не совершается браковенчание) или дней рождений (Лаодик. 52).

Время подготовки к Пасхе структурно делится на саму Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье).

Современный устав поста исходит из правил для монахов, а древнерусский (константинопольский) Типик, более легкий для мирян, вышел из употребления на Руси в XVII в., так что постятся христиане "по силам" и с разными исключениями для пожилых, больных, беременных, кормящих матерей, детей и т.п.

Календарь Великого Поста

Великому Посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресенье - в "неделю о мытаре и фарисее " . Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресеньем, посвященным притче о блудном сыне - "неделя о блудном сыне " . Следующее воскресенье - "неделя о Страшном суде " , с понедельника начинается масленица , оканчивающаяся воскресеньем - "сыропустной неделей ", в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост.

Богослужение

Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина ( в.) "Господи и Владыко живота моего...". Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста ; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия Василия Великого ; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.

В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин

В православном годичном круге богослужений упоминается название «Святая Четыредесятница». Что это такое? Святая Четыредесятница, или Великий пост, – особый период для православных христиан. Это время, предшествующее главному христианскому празднику – Пасхе. длится сорок дней в память о том, как Спаситель постился в пустыне.

Каждый год время начала Святой Четыредесятницы меняется, в 2017 году Великий пост начинается относительно рано – в феврале. Кажется, что недавно мы праздновали Рождество Христово, а вскоре уже начинаем готовиться к Пасхе. Чтобы выяснить, когда будет Святая Четыредесятница в 2017 году, обратимся к церковному календарю. Великий пост длится с 27 февраля по 15 апреля . Светлый праздник Пасхи – 16 апреля.

Начинается Святая Четыредесятница 2017 в Неделю сыропустную (), когда в храмах совершатся трогательный Чин прощения.

Как проводить Святую Четыредесятницу

Первая и последняя неделя Великого поста - самые строгие. В период поста принято воздерживаться от пищи, увеселительных мероприятий и как можно чаще посещать богослужения в храме. В начале Великого поста в церкви читается особый покаянный канон Андрея Критского. Его можно приобрести в церковной лавке и читать дома, если не получается посетить богослужение. Также вспоминается житие преподобной Марии Египетской. Пример этой женщины показывает, что из страшной греховной бездны можно вырваться с Божией помощью. Даже если совершенные грехи очень тяжкие, не нужно отчаиваться. Господь всегда помогает кающемуся грешнику и открывает для него двери Рая.

Богослужения Святой Четыредесятницы

В период Святой Четыредесятницы совершается особая Литургия Преждеосвященных Даров. Она бывает только Великим постом. На богослужениях становится меньше песнопений, больше читается Евангелие. Церковные службы Святой Четыредесятницы помогают нам настроиться на покаяние, поэтому священники рекомендуют изыскать возможности посещать их как можно чаще: больше в течение года таких богослужений не бывает.

Поминание усопших совершается не каждый день, этому посвящены особые дни – (вторая, третья, четвертая).

Святой Четыредесятницы – радостное время. Несмотря на покаянный и несколько грустный настрой на службах, мы ожидаем главное событие – Пасху. Последняя неделя Великого поста – страстная – по своему значению самая важная. В течение этих дней мы вспоминаем последние дни жизни Спасителя: предательство Иуды, распятие, смерть, погребение. Но впереди нас ждет ликование и радость – Воскресение Христово!

Принятие пищи и очищение души

Великий пост – самый строгий, по церковным канонам в этот период употребляется только пища растительного происхождения. По Уставу церкви, в Четыредесятницу мясо и молочные продукты не вкушают, а рыба разрешается лишь в течение двух дней: в праздник Благовещения и в . Правила постной трапезы подробно описаны в календарях, где указаны дни, когда по Уставу разрешаются те или иные виды пищи.

Следует отметить, что строгое следование Церковному уставу в отношении принятия пищи – не каждому по силам. Очень важно не переоценить свои возможности и соблюдать пост в ту меру, которая возможна для вас лично. Если вы не знаете как поститься – посоветуйтесь со священником. Как правило, людям со слабым здоровьем, беременным и кормящим женщинам, а также детям допускается ослабить пост.

Нужно помнить, что, кроме пищи, важна работа человека над своей душой, покаяние, очищение. Творение добрых дел – также неотъемлемая часть поста. Нужно стараться внимательно относиться к своим мыслям, стараться жить в мире с окружающими, никого не осуждать. Православные христиане стараются обязательно исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн в период поста. Очень хорошо, если удастся это сделать несколько раз.

Если вы постараетесь провести Великий пост в молитве и покаянии, то праздник Пасхи будет совершенно особенным.


Четыредесятница

Первые 40 дней Великого поста - время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель.

В это время не вкушается пища животного происхождения (мясо, яйца и молочные продукты), а также и рыба. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу - рыбной икры. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или отменен.

Следует помнить, что суть и цель поста - воздержание от страстей, прилежание к молитве, духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть. Поэтому подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником.

Великому посту предшествуют приготовительные недели, которыми Церковь духовно (особыми службами) и телесно (постепенным переходом к строгому посту) готовит верующих к св. Четыредесятнице.

Богослужение Великого поста имеет свои особенности. Утром совершается утреня, часы и вечерня; вечером - великое повечерие. По понедельникам, вторникам и четвергам литургия не совершается (кроме случаев, когда на эти дни попадает большой праздник); по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров, в воскресенье - литургия св. Василия Великого, а по субботам - обычная, св. Иоанна Златоуста.

В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество Православия - праздник, установленный в 8-м веке после победы над ересью иконоборчества.

Во второе воскресенье совершается память свт. Григория Паламы, раскрывшего учение о Небесном (Фаворском) свете, озаряющем души подвизающихся в молитве и посте.

В третье воскресенье, называемое Крестопоклонным, совершается поклонение Святому Кресту.

В четвертое - память прп. Иоанна Лествичника, написавшего «Лествицу» - сочинение о восхождении к совершенству в добродетелях.

Пятое воскресенье посвящено воспоминанию прп. Марии Египетской, явившей образец истинного покаяния оставлением греховной жизни и обращением к Богу.

Шестое воскресенье (неделя ваий) - двунадесятый праздник, называемый Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, в который празднуется торжественное шествие Спасителя на вольные страдания.

Особенной службой отличаются: понедельник-четверг первой седмицы - на великом повечерии читается Великий канон; пятница первой седмицы - память вмч. Феодора Тирона и благословление колива; четверг пятой седмицы - стояние Марии Египетской, когда полностью поется Великий канон и читается житие преподобной; суббота пятой седмицы, называемая Субботой Акафиста, - в похвалу Божией Матери совершается пение акафиста; суббота шестой седмицы называется Лазаревой, т.к. посвящена воспоминанию воскрешения Господом праведного Лазаря (Ин. 11, 1 - 46).

В субботы второй, третьей и четвертой седмиц (Родительские субботы) совершается поминовение усопших. В дни Страстной седмицы совершаются особые службы, посвященные воспоминанию предания и страданий Спасителя.