Что такое очно заочное обучение. Формы обучения: в чём разница

Всем ясно, что заочники обучаются на дому, то есть самостоятельно. Очники должны посещать занятия ежедневно по расписанию. Дистанционное обучение предполагает обучение посредством различных средств связи. А теперь давайте разбираться, что же представляет собой очно-заочная система обучения и как это выглядит.

В былые времена наши бабушки-дедушки и мамы-папы называли эту систему вечерней формой обучения. Ее выбирали прежде всего те студенты, которым приходилось одновременно работать и учиться.

Такая форма обучения хороша тем, что все занятия (семинары, лабораторные, лекции и прочие) проходят в вечернее время или в выходные. Но несмотря на такой довольно напряженный график и почти ежедневную учебу (прямо как на дневном отделении, правда?) студентам приходится довольно много уделять время самостоятельной подготовке (совсем как на заочном отделении).

Итак, что же в этой системе очного?

1. Занятия осуществляются на базе университета и проводятся в течение всего учебного года (хоть их и меньше, чем у студентов очников, которые должны посещать пяти-шестидневку);
2. Занятия проводятся в нерабочее время. За расчет принимается стандартное окончание рабочего дня - 18-19 часов вечера;
3. Заканчиваются такие занятия не позднее 22.00 (согласно постановлению).
4. Время от времени преподавательский состав может договариваться с учащимися о проведении занятий в выходные дни.

А теперь разберем, что же в этой форме от заочной системы обучения:

1. Основной компонент заочного обучения - объем домашних заданий, количество контрольных работ и рефератов. Их студентам придется выполнять в течение всего учебного года самостоятельно.

На этом, пожалуй, все...

Очно-заочная форма: стоимость обучения

Абитуриентам будет очень полезно знать, что на очно-заочном обучении тоже можно учиться бесплатно. При этом конкурс на такую форму обучения гораздо ниже, чем на дневное.

И если вы недобрали немного баллов для поступления на классическую дневную форму, но средств для оплаты обучения на основе контракта недостаточно, обязательно обратите свое внимание на этот вид обучения.

Сколько лет нужно учиться на очно-заочной форме учебы?

Частота проведения занятий и углубленность в тему у "вечерников" все же ниже, чем у "дневников", программа не такая насыщенная. Значит, что на усвоение материала у очно-заочников уходит несколько больше времени. Следовательно, немного увеличиваются и сроки обучения на очно-заочной форме.

Именно это становится причиной тому, что степень бакалавра очно-заочники получают не после 4-х лет обучения (как очники), а после 5 лет обучения. В некоторых вузах программа распределена на 4,5 года обучения - это придется узнавать в каждом отдельном вузе.

К чему нужно быть готовым при поступлении на очно-заочную форму?

Если вы поступили сюда потому, что собираетесь совмещать учебу с работой, то вам необходимо быть физически и морально готовым к некоторым непростым вещам:

  • к повышенным нагрузкам. Сил у вас будет уходить оооочень много за счет того, что ваш рабочий день будет начинаться с утра, а заканчиваться поздно-поздно вечером (или даже ночью) после учебы в вузе и подготовки домашнего задания;
  • к совмещению графиков учебы и работы (а они не всегда будут совпадать). Плохо, если у вас ненормированный рабочий день. В этом случае нужно сразу оговаривать этот момент и с преподавателями, и с работодателем. Только если и те, и другие не против, вам удастся толком поучиться;
  • к разговорам с работодателями и просьбам об уступках. "Вечерникам" законом предусмотрены некоторые льготы в виде оплачиваемых дополнительных отпусков для сдачи экзаменов. Но оплачиваться они будут только в том случае, если работодатель будет не против. Поэтому еще на этапе поступления на работу оговорите этот нюанс, указывая, что это в его же интересах принимать на работу людей, которые регулярно будут повышать уровень образования. Если же договориться не удастся, хотя бы предложите потратить на время сдачи сессии положенный по закону отпуск.

Недостатки очно-заочной формы обучения

Приготовьтесь плакать, дорогие мужчины. Сейчас мы поговорим на животрепещущую тему "очно заочное обучение и отсрочка"

Минусов несколько, но все они большие. И если вы собираетесь поступить на эту форму обучения, серьезно подумайте, осилите ли вы эти минусы:

1. Умственная и физическая усталость.
2. Недосып.
3. Постоянным проблемам, неуспеваниям и в учебе, и на работе.
4. Недостаток времени на личную жизнь и на хобби.
5. Нет права на отсрочку от армии у призывников.
6. Иногородние студенты не могут претендовать на предоставление мест в общежитии.

Некоторые работодатели не воспринимают всерьез диплом студента очно-заочной формы обучения. Однако довольно скоро они понимают, что, несмотря на не столь углубленные теоретические знания, выпускники такой формы обучения обладают кое-чем более ценным - опытом, которого нет у "дневников".

Достоинства очно-заочной формы обучения

А вот причины, по которым стоит обратить свое внимание именно на эту форму обучения:

1. Низкий проходной балл.

2. Более доступная стоимость обучения на контрактной основе по сравнению с дневным отделением.

3. Более поздние сроки зачисления, что позволяет сначала попробовать себя на дневную форму, а уж потом подавать документы на очно-заочную.

4. Возможность совмещать учебу с работой, за счет которой многие и оплачивают учебу.

5. Возможность получить реальный опыт работы к моменту получения диплома. Так что по выходу из университета у вас будет огромное преимущество перед "зелеными" выпускниками дневной формы обучения.

6. Расширенный пакет льгот (правда, не у всех работодателей): оплачиваемый отпуск на время сдачи экзаменов (до 50 дней в году), 4 месяца отпуска для написания и защиты диплома и госэкзаменов, сокращенная рабочая неделя (до 7 часов в день) в течение последних 10 месяцев учебы.

Впрочем, вам будет любая форма обучения по плечу с надежным помощником , который поддержит, поможет, выслушает, а если надо, то и напишет за вас курсовую, контрольную или реферат.

Для удобства в высших учебных заведениях существует несколько различных форм обучения. На качество знаний формы обучения никоим образом не влияют. На сегодняшний день очень важно обладать документом об окончании вуза. При приеме на работу диплом способен играть важную, а иногда и главную роль.

Так происходит потому, что любой работодатель хочет видеть на своем предприятии работника, способного к обучению, умеющего излагать свои мысли литературным языком и открытого к общению с коллегами по работе. Этими качествами чаще всего и обладают люди, получившие высшее образование.

Очная форма обучения

В разнообразии существующих форм обучения самой популярной остается очная. Эта традиционная форма обучения широко распространена во всем мире. При выборе именно этого способа обучения студент обязан посещать лекции и семинары. В конце каждого семестра знания обучающегося проверяются с помощью экзамена.

Таким образом, человеку предоставляется возможность полностью погрузиться в процесс обучения. При этом студент может получить больше знаний и лучше закрепить их. Однако не все студенты готовы учиться таким образом. Из-за нехватки стипендии на жизнь многие студенты подрабатывают. Специально для них придуманы другие формы обучения.

Очно-заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения имеет и второе название – вечерняя. Она дает возможность студенту учиться, не прекращая работу. В этом случае занятия проходят в вечернее время или в выходные дни. Все остальное время студент может работать. Для подготовки к экзаменам отпуск обычно не дается. Экзамен чаще всего проходит также в нерабочее время. Недостаток такой формы обучения – это нехватка времени на подготовку к экзаменам, сессиям и на закрепление знаний. В этом случае не удастся сосредоточиться на учебе. Но работодатели очень ценят студентов, которые учились, не отрываясь от работы.

Одна из разновидностей этой формы обучения – группа выходного дня. Заключается она в том, что студенты посещают лекции в выходные дни. Чаще всего такой вид обучения выбирают зрелые семейные люди, которые стремятся к получению образования, но не могут посещать занятия по вечерам.

Заочная форма обучения

Здесь акцент ставится на самостоятельное изучение материала. При этом, в данном случае используются элементы очной формы обучения. Сама заочная форма обучения делится на две фазы. Они разделены во времени. Первая фаза заключается в самостоятельном изучении предметов. Вторая же фаза – это сдача зачетно-экзаменационной сессии. Экзамены проходят два раза в год – зимой и летом.

Дистанционная форма обучения

Дистанционная форма обучения заключается в обучении студентов удаленно с помощью интернета.

Каждый родитель, задумываясь о будущем аттестате своего ребенка, сталкивается с множеством непонятных слов и формулировок. Не так давно в законе об образовании появилась новая форма обучения – очно-заочная. Что это такое? Такая форма в высших учебных заведениях уже никого не смущает. А вот о том, как это сочетается с получением обязательного общего среднего образования и реализуется в современной школе, поговорим ниже.

Какие формы обучения существуют?

Прежде чем разбираться с тем, что это такое - очно-заочная форма обучения, рассмотрим другие варианты получения образования в школе.

  • Очная форма. Самая распространенная и привычная жителям постсоветской страны форма обучения. Предполагает под собой то, что ребенок ежедневно посещает учебное заведение, придерживаясь строгого расписания. Трудность для многих родителей заключается в том, что согласно действующему законодательству школьники закрепляются за определенным учебным учреждением в зависимости от прописки. Существует и другой вариант – частная школа, в которую принимаются учащиеся вне зависимости от регистрации. Но обучение в частном заведении часто бывает достаточно дорогим, что могут себе позволить далеко не все родители.
  • Заочная форма. Данная форма обучения набирает все больше популярности в образовательной среде. Согласно закону, очная и заочная форма обучения в школе равнозначны. Разница заключается в том, что при заочной форме ребенок не посещает учебные занятия, а осваивает учебный материал дома самостоятельно или при помощи взрослых. Задания ученик заочной формы обучения получает в электронном виде по интернету или приходит за ними в учебное учреждение непосредственно. Контроль усвоения знаний проводится не реже, чем раз в четверть в виде контрольных работ, тестов, срезов знаний.
  • Также выделяют семейное обучение, самообразование и очно-заочную форму обучения, о которой мы поговорим в следующем разделе.

Что это такое - очно-заочная форма обучения?

Соединила в себе признаки двух наиболее распространенных видов очно-заочная форма обучения. Это такой способ получения образования, при котором учащийся посещает некоторые учебные предметы. Остальные дисциплины он изучает дистанционно или самостоятельно дома. При этом итоговый контроль знаний (очно) никто не отменял.

Особенности очно-заочной формы обучения в школе

Отличительной чертой ОЗФО является дифференциация предметов по способу обучения. Это позволяет выбрать наиболее оптимальные условия, способствующие получению качественного образования каждого конкретного учащегося, минимизировать негативное отношение к учебе и конфликтные ситуации, влияющие на психологическое состояние ребенка.

При этом субъект образования не выпадает из социума, продолжает общаться с детским коллективом. А это очень важно для его социализации в обществе и развития личности.

Кому подходит

Когда целесообразен выбор очно-заочной формы обучения? Закон об образовании позволяет оформить очно-заочное образование всем учащимся при условии, что они освоят учебный материал в полном объеме и успешно пройдут итоговую аттестацию. Основанием для перевода ребенка на ОЗФО является заявление родителей на имя директора учебного учреждения. Законные представители ребенка указывают перечень предметов, которые ребенок будет посещать очно, и те дисциплины, которые он должен будет освоить вне стен школы.

Очно-заочную форму обучения также называют «вечерней». Она ориентирована в первую очередь на студентов, которые совмещают учебу с работой. Лекции, лабораторные и практические занятия на очно-заочных отделениях вузов проходят в вечернее время или в выходные дни. При этом подразумевается, что студент много времени уделяет самостоятельной работе.


Очный компонент – это занятия на базе вуза, которые проходят на протяжении всего учебного года. При этом занятий у «вечерников» меньше, чем у тех, кто учится на дневном отделении и проводит в университете 5-6 дней в неделю. В среднем студенты очно-заочного отделения учатся 3 дня в неделю, иногда больше. Время начала занятий устанавливается с расчетом на то, что студенты приходят в вуз после полноценного рабочего дня. Как правило, первая пара на очно-заочном отделении начинается в интервале от 18.30 до 19.00. Заканчиваться занятия должны не позднее десяти вечера.


Иногда на очно-заочных отделениях практикуют занятия в выходные дни или «погружения», когда студентам несколько раз в семестр устраиваются интенсивы выходного дня. Но самый распространенный режим – все-таки учеба по вечерам будних дней.


Заочный компонент – домашние задания, рефераты и контрольные работы, которые студенты выполняют самостоятельно и сдают в течение семестра. Объемы материала на «самостоятельную отработку» могут быть довольно серьезными. И, если студентам очной формы обучения для освоения курса порой бывает достаточно просто посещать все занятия, «вечерникам» обычно приходится довольно много работать дополнительно – дома или в библиотеке.


Экзамены и зачеты студенты вечернего отделения (как и все прочие) сдают во время сессий, которые проходят два раза в год.

Можно ли учиться на очно-заочном на бюджете

Многие полагают, что бесплатное высшее образование можно получить только на дневном отделении. Это заблуждение: обучение возможно на любой форме обучения, включая очно-заочную.


Бесплатных мест на вечернем отделении обычно меньше, чем на дневном, однако и проходной балл на бюджет на очно- ниже – все-таки в массе своей студенты стремятся к «классической» очной форме. Поэтому « » становится выходом для абитуриентов, которые не добрали баллов для прохода на дневную форму, но при этом не могут позволить себе учебу на контрактной основе.

Сколько лет учатся на вечернем отделении в институте

Поскольку интенсивность занятий у «вечерников» ниже, чем у студентов очной формы обучения, программа каждого семестра у них чуть менее плотная. Соответственно, на освоение всего объема дисциплин уходит больше времени.


Поэтому на вечернем отделении обычно учатся чуть дольше. Если студенты-очники получают диплом бакалавра после 4 лет обучения в вузе, то у «вечерников» на это обычно уходит 5 лет. Иногда программа очно-заочного отделения рассчитана на 9 семестров (4.5 года). Защита дипломов в таких случаях происходит зимой.

Как совмещать работу с учебой на очно-заочном отделении

Вечерняя форма обучения в советское время была введена как раз для того, чтобы люди имели возможность получать образование «без отрыва от производства». И совмещать учебу с работой на полную ставку можно вполне успешно, но при соблюдении ряда условий:


  • готовность студента к повышенным нагрузкам,

  • сочетаемость графика работы с графиком учебы,

  • готовность работодателя идти навстречу.

Студент очно-заочного отделения после работы сразу же отправляется на учебу, таким образом «рабочее-учебный» день, начавшись утром, заканчивается около 10 вечера – и так три дня в неделю. Кроме того, в выходные дни надо уделять время самостоятельной отработке материала, так что времени на отдых сил остается очень мало.


При этом учеба на вечернем плохо «стыкуется» с ненормируемым рабочим днем, сменным графиком или работой в вечерние часы. Конечно, преподаватели «вечерников» обычно с пониманием относятся к проблемам работающим студентов и готовы «закрывать глаза» на опоздания или периодические пропуски. Но в то же время регулярное посещение занятий все-таки считается обязанностью студента, и большое количество пропусков может привести к проблемам в сессию.


Студентам очно-заочного отделения по закону должны предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи сессии, прохождения практики и подготовки и защиты дипломной работы. Если работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники повышали свой образовательный уровень – проблем не возникает. Но во многих случаях необходимость брать дополнительные отпуска становится жирным «минусом», снижающим ценность работника. Поэтому студенты-вечерники часто договариваются о том, что будут использовать во время сессии свой очередной отпуск. Или же сдают сессию «без отрыва от производства», отпрашиваясь с работы на несколько часов для сдачи экзамена или зачета.


Минусы очно-заочного обучения в институте

Главные недостатки вечерней формы обучения очевидны: при совмещении полноценной работы с учебой «без халтуры» студенты очень устают и умственно, и физически. Отсутствие свободного времени, недосып – все это выматывает и ведет к пропускам, проблемам в учебе, недостатку времени на хобби и личную жизнь. При этом бурная студенческая жизнь – как «официальная», проходящая в рамках вуза, так и неформальная, проходят мимо студентов-вечерников: работа обычно не оставляет времени на вечеринки и непринужденное общение между собой.


Существенным минусом для юношей является и то, что очно-заочное обучение в вузе не дает право на отсрочку от армии.


Кроме того, иногородним студентам-вечерникам вуз обычно не предоставляет мест в общежитии, поэтому вопрос с жильем приходится решать самостоятельно.


Диплом о высшем образовании, полученном на очно-заочном отделении, котируется обычно несколько ниже – считается, что объем знаний у таких студентов меньше, чем у очников. Однако этот недостаток компенсируется тем, что большинство выпускников вечернего отделения к моменту окончания вуза уже успевают получить полноценный опыт работы по специальности. А специалист с опытом ценится на рынке труда значительно выше.

Преимущества вечернего обучения в университете

Часть студентов выбирает очно-заочное образование потому, что оно оказывается доступней дневной формы:


  • проходные баллы на бюджет ниже,

  • при учебе на контрактной основе цены на вечернее обучение доступней «очки»,

  • зачисление проходит позже, поэтому подать документы на очно-заочное отделение можно в том случае, если абитуриент не прошел по конкурсу на очную форму,

  • возможность работы во время учебы позволяет оплачивать обучение «профессии мечты».


Для многих молодых людей вечернее обучение становится шагом к самостоятельности и независимости от родных. Студентов-очников обычно во время учебы содержат родители, и они продолжают считаться «детьми», в то время как совмещение работы с учебой дает возможность самому строить свою жизнь.


С точки зрения соотношения очного и заочного компонента вечернее обучение представляет собой хороший компромисс между дневной формой, когда студент проводит в университете все дни напролет и «заочкой», когда он по сути предоставлен самому себе:


  • можно самостоятельно планировать темп выполнения домашних заданий,

  • систематическое посещение занятий не дает «запустить» учебу,

  • есть возможность «вживую» консультироваться с преподавателями по сложным вопросам,

  • активная работа и хорошее посещение в течение семестра часто дает возможность получать зачеты и экзамены «автоматом», разгружая сессию;

  • отношение к «вечерникам» обычно довольно лояльное, преподаватели склонны идти навстречу.

Очевидный плюс вечернего обучения – возможность раннего старта карьеры. Даже на первых курсах студенты часто трудятся на начальных позициях в выбранном направлении, и имеют возможность расти профессионально параллельно с учебой. А, если отношения с работодателем строятся в рамках трудового законодательства, то «вечерник» может пользоваться обширным пакетом льгот:


  • оплаченные отпуска на время сессий (40 дней в год, для старшекурсников – 50),

  • четыре месяца отпуска для подготовки и защиты диплома и сдачи госэкзамена,

  • в последние 10 месяцев учебы – сокращенная на 7 часов рабочая неделя (эти часы оплачиваются на 50%).

Как при очной, так и при заочной форме обучения учебный год разделяется на 2 части (2 семестра), по окончании которых студент сдает экзамены и зачеты по изучаемым дисциплинам. Как правило, это происходит зимой и летом ( и летняя сессия). При любой форме экзамены и зачеты сдаются лично преподавателю, но вот процесс обучения «очника» и « » весьма различаются.

Очная форма обучения

Очное обучение предполагает необходимость непосредственного личного присутствия студента на лекциях, семинарских и практических занятиях, личное участие в других видах деятельности, предусмотренных учебным планом ВУЗа, колледжа . Как правило, занятия проходят по расписанию, и пропускать их не рекомендуется.

Иногда в течение семестра программой могут быть предусмотрены промежуточные зачетные работы или другие виды учета знаний студентов. Это помогает оптимизировать процесс обучения, способствует систематичности усвоения знаний. Фактически, организацию учебного процесса, режим занятий, объемы усвоения материала регламентирует учебное заведение, и студенту остается только в меру сил и способностей подстроиться под предложенную систему.

Конечно, система очного обучения помогает наилучшим образом усваивать знания. Этому в немалой степени способствует и непосредственное общение студента с преподавательским составом, которое может выходить за рамки учебных занятий.

Как правило, такую форму обучения выбирают выпускники школ и те молодые люди, которые могут позволить себе не работать, а все свое время посвящать обучению. Конечно, можно совмещать трудовую и учебную деятельность, но при очной форме все же будет принадлежать учебе.

Заочная форма обучения

При заочной форме студент самостоятельно организует свой учебный процесс, фактически занимаясь самообучением. Роль учебного заведения сводится к своеобразной ориентации обучающегося. В соответствии с учебным планом ему предлагаются те или иные дисциплины для изучения, даются ориентировочные пределы, в каких эти дисциплины должны быть усвоены, рекомендуются источники, которыми можно пользоваться в процессе самообразования.

Дальнейшее обучение, его организация, а во многом и содержание остаются в ведение самого студента. Он сам выбирает время для занятий, определяет объемы учебного материала, которые ему необходимо усвоить для того, чтобы успешно .

Экзамены и зачеты, как и при очной форме обучения, при заочной позволяют контролировать уровень знаний студента по тем или иным дисциплинам. Роль промежуточных зачетов при заочной форме могут играть письменные работы (рефераты, курсовые и контрольные работы), которые студент обязан переслать преподавателям в течение семестра или сдать непосредственно перед началом очередной сессии.

Считается, что обучение на заочном отделении не бывает столь же качественным и полным, как при очной форме обучения. Но при высоком уровне самодисциплины, серьезном подходе к процессу обучения студент-заочник по уровню своих знаний может приблизиться к слушателю очного отделения.

Заочную форму обучения выбирают те, кому необходимо продолжать трудовую деятельность, не прерываясь на учебу. Это позволяет без ущерба для своего материального положения и профессионального статуса получить дополнительные знания и диплом об образовании.