Борьба со смертельным исходом. Охотник на лис: история Джона Дюпона Джон дюпон биография


Убийца разъезжал по своему имению на танке
Почти двое суток продолжалось вооруженное противостояние полиции в штате Филадельфия и наследника одного из богатейших промышленных кланов Америки, 58-летнего Джона Дюпона, совершившего убийство. Вечером в пятницу Дюпон смертельно ранил своего гостя, известного борца, чемпиона мира и Олимпийских игр, 36-летнего Дэйва Шульца. Наблюдатели склонны считать происшедшие следствием душевной болезни Дюпона, за которым давно наблюдались странности, — он, например, иногда разъезжал по поместью на танке.

Джон Дюпон является праправнуком Элютера Ирэн Дюпона — основателя химической империи DuPont. Отец Элютера Пьер Самюель де Пон де Немур, французский дворянин, входивший в свиту короля Людовика XVI, в 1800 году бежал от революционного террора в Америку. С собой Пьер привез формулу пороха, разработанную его учителем Антуаном Лавуазье. В 1802 году Элютер Дюпон, основатель многочисленной династии, построил фабрику по производству пороха в штате Делавер в Брэндивайн-Крик. Клан Дюпонов сделал себе огромное состояние на военных контрактах во время первой мировой войны.

Меткий стрелок
В день убийства в имении Джона Дюпона отмечалось 36-летие Дэйва Шульца, который уже семь лет тренируется в созданном миллионером спортивном клубе. По неизвестным причинам Дюпон дважды выстрелил спортсмену в грудь и один раз в руку, после чего борец скончался в местной больнице от полученных ран. Дэйв Шульц проживал со своей семьей в доме на территории владений Дюпона. У Шульца осталось двое детей — девятилетний Александр и шестилетняя Даниэль.
После убийства Джон Дюпон, большой знаток огнестрельного оружия и очень меткий стрелок, заперся в своей спальне и забаррикадировал вход в нее, предварительно хорошо вооружившись и захватив с собой большой запас патронов. При помощи друзей Дюпона, а затем по сотовой связи, полиция вступила с ним в переговоры. Дом миллионера был окружен плотным оцеплением, особенно тщательно охранялись запасные выходы и канализационные тоннели, выходящие за пределы имения. Из заявления бывшего управляющего Дюпона полиции стало известно о том, что в арсенале миллионера имеется не только стрелковое, но и тяжелое оружие, и даже бронетранспортер.
После двухдневного противостояния сотрудникам специального подразделения по борьбе с терроризмом удалось схватить Дюпона. Это произошло, когда он вышел из своего дома, чтобы починить вышедший из строя бойлер. Дело в том, что полиция отключила энергоснабжение дома миллионера. Просидев двое суток в неотапливаемом помещении, убийца не выдержал и вышел из убежища.
Интересно, что еще не так давно Дюпон давал уроки стрельбы местным полицейским. Более того, не так давно он закупил для сотрудников полиции пуленепробиваемые жилеты, в которых они и осаждали его поместье.
Предварительное слушание в суде по делу об убийстве начнется 1 февраля.

Странный миллионер
58-летний Дюпон — один из многочисленных наследников основателей американской химической компании DuPont. Дюпон очень увлекался спортивной борьбой. Он превратил 325 гектаров своего поместья в Филадельфии в образцовую тренировочную базу со спортивной ареной площадью в 14 тыс. кв. футов, четырьмя борцовскими площадками и бассейном, а также домами для 50 атлетов. Миллионер был менеджером американских спортсменов, участвовавших в соревнованиях по пентатлону на Олимпийских играх в Монреале в 1976 году. Дюпон собирался создать команду Team Foxcatcher из спортсменов, проживающих на территории его имения, в которую должен был войти и Дэйв Шульц. Дюпон построил на свои $600 тыс. спортивный центр. По свидетельству друзей, "он раздавал деньги направо и налево", начиная со строительства баскетбольной арены в университете Вилланова (она носит его имя) до футбольной команды городской школы. За последние восемь лет он ежегодно вкладывал по $400 тыс. (его состояние, по словам бывшей жены, равняется примерно $46,2 млн) в национальную федерацию борцов.
Брак Дюпона, который длился всего год, завершился разводом в 1985 году. Бывшая жена обвиняла его в жестокости и говорила, что Джон часто угрожал ей ножом и ружьем и избивал. Друзья и соседи миллионера рассказали, что психическое состояние Дюпона в последнее время быстро ухудшалось. На Рождество он удивил всех, подъехав к дому соседей на танке. Дюпон вылез из кабины с окровавленным лицом и спросил у хозяйки, может ли ее муж выйти на улицу поиграть с ним. В прошлом году он въехал на своей машине в пруд, сам доплыл до берега, а его пассажир чуть не утонул. Дюпон рассказывал своим друзьям, что "балуется" кокаином и таблетками, а однажды обвинил Шульца в том, что тот якобы пробирался к нему в дом и шпионил за ним.
АЛЕНА Ъ-МИКЛАШЕВСКАЯ

Я очень ждал «Охотника на лис». Причём следил я за этим проектом ещё с тех далёких времен, как он находился на стадии предварительной разработки. И всё это время я был убеждён в том, что нас ожидает триллер, и даже психологический триллер. В итоге пред нами предстала чистой воды спортивная драма. Я обожаю триллеры и не особенно люблю фильмы о спорте, но я ничуть не был разочарован. Фильм мне очень понравился. Он мрачный, холодный и лишённый каких-либо визуальных изысков. Казалось бы, подобная лента могла бы получиться ужасно скучной, но этого не происходит благодаря трём основным компонентам: актерским работам, режиссуре и, собственно, самой истории.

1. Сюжет . Фильм основан на реальных событиях и исследует взаимоотношения трёх мужчин: братьев-борцов Марка и Дэйва Шульц и их спонсора, мультимиллионера Джона Дюпона. Развязка этой истории практически всем известна, и подкупить своей неожиданностью сюжет, конечно же, не может. И поэтому создатели ленты фокусируют наше внимание не на самой трагической развязке, а на её предыстории. Действие охватывает временной промежуток в девять лет с 1987 по 1996 годы. Начало фильма здорово перекликается с другой спортивной драмой «Боец»: в центре сюжета взаимоотношения братьев-спортсменов, их конфликты и стремление к победам. Но чем дальше развивается сюжет, тем мрачнее становится эта история, превращаясь из пресловутой «американской мечты» в жестокую реальность. Под конец лента скорее напоминает «Рестлера» с ноткой безысходности из «Красоты по-американски».

2. Режиссура . Названия всех трёх полнометражных работ Беннета Миллера состоят из одного слова ("Capote», «Moneyball», «Foxcatcher»), и это в высшей мере отражает его режиссерский стиль, которому свойственны предельная чёткость повествования и граничащий со скупостью минимализм. Он может несколько минут показывать сцену борьбы, по большому счёту не несущую в себе никакого смысла и не обладающую особым драматическим эффектом, а эмоциональный диалог между героями может оборвать на середине фразы. И при этом поразительно, насколько цельным и законченным получился этот фильм. Это действительно очень стильная, выдержанная, не побоюсь этого слова, каноническая режиссерская работа. И при этом не стоит забывать и о чисто формальных достижениях Миллера — это попадание в эпоху и точное прочтение центральных образов.

3. Актёрские работы . Трио Татум-Каррел-Руффало — это один из самых интересных и продуктивных актёрских союзов последнего времени. Больше всего меня, как ни странно, впечатлил Ченнинг Татум. Именно его герой — Марк Шульц, по большому счёту является главным героем и отправной точкой, всех событий. Татум играет очень мощно! Он создает шикарный драматический образ, полный нюансов. Он показывает своего героя в развитии, и развитее это создается отнюдь не благодаря смене причёсок и одежды, а благодаря его мастерской работе. Мне даже стало немного обидно, что он остался за бортом наградного сезона, и всё внимание достается Каррелу и Руффало. Наверное, на первый взгляд может показаться, что Ченнингу легче всех далась роль. Многие подумают: качёк Татум играет спортсмена — вот великое достижение! Но это не так. Это очень сложная роль, и Татум блестяще с ней справился. Одна из лучших мужских ролей этого сезона, не иначе. Тоже самое могу сказать и про работу Стива Карелла. Вообще противостояние героев Татума и Карелла можно сравнить с одним из лучших мужских дуэтов в фильме «Мастер». Возвращаясь к работе Карелла, должен отметить одну интересную особенность. Я предвосхищал его работу, по большому счёту фильм я хотел посмотреть только ради того, чтобы увидеть, как один из любимых комедийных актёров исполняет драматическую роль. Но когда я смотрел фильм, я не мог оценивать его работу. Я не видел Карелла — я видел только деспотичного Джона Дюпона. Я полностью растворился в его работе… Марк Руффало был призван, чтобы оттенить два центральных образа и привнести в эту холодную историю немного тепла. Сыграл он замечательно, но номинацией я бы охотнее одарил Ченнинга Татума, так как у него роль намного сложнее. Отдельно хочется отметить потрясающую физическую подготовку актёров — они боролись как настоящие профессиональные спортсмены. Браво!

В данный момент «Охотник на лис» является одним из флагманов новостной ленты. Дело в том, что Марк Шульц — главное действующее лицо этого фильма и единственный здравствующий очевидец описываемых событий — постоянно высказывает мнение о ленте Беннета Миллера. И самое интересное, что это мнение постоянно меняется. Сначала он похвалил ленту, а затем взорвал Твиттер оскорблениями и пообещал уничтожить карьеру Миллера. Последние его действия также не блещут логикой: Шульц принёс извинения за резкость своих высказываний, при этом отметив, что фильм всё-таки ему не понравился. На мой взгляд, его поведение лишний раз демонстрирует, насколько точным оказалось прочтение его противоречивого характера Ченнингом Татумом. Также я надеюсь, что подобная шумиха вокруг «Охотника» подогреет интерес публики и академиков. Предыдущие две картины Миллера получили соответственно 5 и 6 номинаций на премию «Оскар». Я надеюсь, что подобная арифметическая прогрессия продолжится, и «Охотник на лис» получит, как минимум, 7 номинаций (среди которых непременно должны быть: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучший актёр» и «Лучший актёр второго плана», «Лучший грим» и, например, «Лучший монтаж»).

ИТОГ. «Охотник на лис» не может дать зрителю ярких эмоций и воодушевления как «Человек, который изменил всё» и не может похвастаться исторической точностью и скрупулезностью как «Капоте», но он несомненно подкупает своей честностью и прямолинейностью. Беннет Миллер не ищет правых и виноватых, не дает оценку поведению главных героев, более того, он даже не пытается дать логическое объяснение этому поведению. Его фильм, как и человеческая жизнь, прост и вместе с тем многогранен, он задает много вопросов и дает мало ответов, рассказывая историю о людях, их взаимоотношения, не поддающихся рациональному объяснению поступках и высоких устремлениях, которые подчас оказываются всего лишь низменными желаниями.

Увидеть «Охотника на лис» стоит, но при этом не следует ждать от этого фильма развлечений. После просмотра вы скорее почувствуете себя уставшими и слегка шокированными, чем отдохнувшими и довольными жизнью. Но иногда просто необходимо смотреть такое честное и бескомпромиссное, лишённое всякой романтической окраски, настоящее кино.

Приятного просмотра!

Джон Дюпон

У Джона Элютера Дюпона было совсем другое детство, прошедшее на другом побережье и намного раньше. Он вырос в особняке, где было 40 с лишним комнат. Особняк находился в поместье Ньютон-Сквер, раскинувшемся на 800 акрах земли в Пенсильвании, точно на западе от Филадельфии. Особняк был точной копией находящегося в Виргинии дома Монпелье, который когда-то занимали президент Джеймс Мэдисон и его жена Долли и который был спроектирован Томасом Джефферсоном, другом семейства Дюпонов.

Деловая хватка Дюпонов, связанных по большей части с носившей их имя компанией, которая производила химическую продукцию и взрывчатку, а позднее с компанией General Motors, позволила семейству французских эмигрантов подняться в круги американской аристократии и занять место в одном ряду с Рокфеллерами, Асторами и Вандербильтами.

Один из сотен наследников состояния Дюпонов, Джон родился с серебряной ложкой во рту. Однако он превратил свою жизнь в неудачную погоню за олимпийским золотом и продолжал эту погоню даже после того, как стало до боли ясно, что его дарования и способности никогда не дадут ему заслужить шанс на такой успех.

Джон Дюпон был богат от рождения. Его прапрапрадед, родившийся во Франции Элютер Иренэ Дюпон, в 1802 году построил пороховой завод в Уилмингтоне, штат Делавэр. Этот завод со временем превратился в компанию E. I. du Pont de Nemours, которую стали кратко называть DuPont.

Умение основателя компании производить порох позволило его компании стать ведущим поставщиком пороха вооруженным силам США. Позднее компания начала производить бездымный порох и динамит.

В 1902 году, во время празднования столетия компании, смерть президента компании Юджина Дюпона привела к сделке, которая положила начало новой эре в истории компании и создала условия для ее поразительного роста.

Т. Коулмен Дюпон, Пьер С. Дюпон и Альфред А. Дюпон, приходившиеся друг другу двоюродными братьями, купили семейный бизнес и превратили его в химическую корпорацию, использовавшую самые передовые научные достижения. Прибыли компании DuPont позднее позволили Пьеру купить контрольный пакет акций испытывавшей трудности General Motors. DuPont вложила средства в автомобилестроительную компанию и, возможно, спасла General Motors от банкротства и исчезновения. Став президентом General Motors, Пьер Дюпон выжал максимальную прибыль из своих инвестиций и инвестиций компании DuPont, превратив General Motors в крупнейшего в мире производителя автомобилей.

Компания DuPont, делавшая акцент на научных исследованиях, начала производить синтетические волокна и достигла еще большего процветания. В 30-х годах компания добилась особенно крупного успеха, поставив на рынок женские чулки из синтетики. Во время Второй мировой войны DuPont стала крупным поставщиком материала, который использовали при производстве парашютов и шин бомбардировщиков «Б-29». DuPont играла также важную роль в Манхэттенском проекте, результатом которого стало создание первой атомной бомбы.

Присущая семье деловая хватка сделала Дюпонов одной из богатейших и наиболее влиятельных семей Америки.

Джон Э. Дюпон происходил от основоположника компании по линии, шедшей через Генри, сына Элютера Иренэ Дюпона, к внуку Уильяму и правнуку Уильяма-младшего.

Джон родился в 1938 году в Филадельфии и был самым младшим из четырех детей Уильяма-младшего и Джин Лайзетер Остин, которая тоже происходила из весьма зажиточной семьи.

Отец Джин отдал молодоженам поместье «Лиситер-Холл» площадью более 600 акров в Ньютаун-Сквер, к западу от Филадельфии. Потом отец Уильяма-младшего построил для молодой четы особняк, который был точной копией принадлежавшего президенту Джеймсу Мэдисону и его жене Долли дома Монпелье в штате Виргиния, где вырос Уильям-старший, который в 1899 году купил Монпелье.

В 80-х годах ХХ века поместье Монпелье стало одним из предметов семейной судебной свары, в которую был замешан Джон Дюпон. Это дело обошлось семье в миллионы долларов на судебные издержки.

Дюпоны решали семейные проблемы, нанимая юристов. Я и Дэйв решали наши споры кулаками.

Отец Джона Уильям-младший был президентом Delaware Trust Co. и владельцем чистокровных лошадей, участвовавших в скачках под флагом конюшни «Фокскэтчер». Кроме того, отец Джона был крупным строителем ипподромов и трасс для стипль-чезов и завоевал международное признание как проектировщик двадцати таких сооружений. Любовь Уильяма-младшего к охоте на лис привела к созданию хорошо известной своры собак-охотников на лис. Мать Джона занималась разведением валлийских пони и собак-биглей, участвовавших в соревнованиях и становившихся чемпионами. Благодаря своим «лиситерским» пони она пользовалась большим уважением в кругах любителей верховой езды, и за 70 лет проведения выставок ее лошади завоевали более 32 000 призов.

У Джона было две сестры и брат. Когда родился Джон, младшему из этих детей было уже одиннадцать. Родители Джона расстались, когда Джону было всего два года. Его мать по условиям развода сохранила «Лиситер-Холл». Сестры и брат Джона разъехались по школам-пансионам, потом обзавелись собственными семьями, а Джон ходил в местную частную школу и жил с матерью в поместье.

Через шесть лет после развода отец Джона женился на звезде тенниса Маргарет Осборн. У них родился сын, Уильям-третий, но когда Джону было хорошо за двадцать, его отец развелся и со второй женой.

Уильям-младший не общался с подраставшим сыном. Однажды Джон сказал одному из репортеров, что «всю жизнь искал отца». Мать Джона, волевая и умная женщина, больше не выходила замуж и жила в особняке, управляя делами фермы до своей смерти в возрасте 92 лет. Без отца и в отсутствие старших детей Джон рос, в сущности, в одиночестве. Им занималась мать. Возможно, это стало (по меньшей мере, отчасти) причиной его пожизненной неспособности выстраивать нормальные отношения с другими людьми.

Застенчивый и до взрослого возраста заикавшийся Джон столкнулся с тем, что его дразнили в престижной мужской школе Хейверфорд. Интересно, что одноклассники считали его одновременно и самым ленивым студентом, и, вероятно, человеком, который преуспеет в жизни. В Хейверфорде Джон занимался плаванием и борьбой. Однажды Джон с гордостью показал мне фотографию, на которой он был запечатлен в составе команды борцов в первый же год учебы в Хейверфорде. На снимке он, в борцовском трико школы, стоял в самом конце ряда. Это была единственная фотография школьных лет, на которой я видел Джона в форме борца.

Джон старался установить нормальные отношения с другими учащимися, но он веселился на вечернике, которую закатил в поместье по случаю окончания школы, несмотря на то, что провалил классную работу и не смог окончить школу вовремя. Приглашенным парням Джон сказал, чтобы никто не приводил с собой подружек. Во время вечеринки несколько ребят попробовали поездить по бассейну поместья на машине.

Впоследствии Джон повторит эту выходку, но с гораздо более зловещей целью.

Джон Дюпон окончил среднюю школу в 1957 году и поступил в университет Пенсильвании, но бросил учебу, не закончив даже первый курс. Он получил диплом о высшем образовании по специальности морская биология в университете Майами, за команду пловцов которого он выступал.

Дюпон мечтал об участии в олимпийских заплывах, и у него были деньги на то, чтобы тренироваться в Калифорнии в лучшем клубе пловцов Америки – Клубе пловцов «Санта-Клара».

Джон купил дом в Атертоне, Калифорния, чтобы иметь жилье на время тренировок. За 20 лет до того, как я впервые услышал имя Дюпона, он жил менее чем в пяти милях от меня и Дэйва.

В Клубе пловцов «Санта-Клара» готовили спортсменов олимпийского класса. В то время в списке пловцов, тренировавшихся в клубе и завоевавших олимпийское золото, значились имена Марка Спитца, Линн Бёрк, Донны де Вароны, Криса фон Зальтца и Стива Кларка.

Дюпон был в лучшем случае хорошим пловцом, но не мог соревноваться на уровне олимпийской сборной.

В 1963 году Дюпон решил заняться современным пятиборьем, которое включает следующие спортивные дисциплины: кросс по пересеченной местности, фехтование, плавание вольным стилем, стрельба из пистолета и конкур.

Я слышал две истории о том, как Джон пришел к этому решению.

Согласно одной истории, тренер по плаванию из Клуба «Санта-Клара» убедил Джона в том, что он не подходит для олимпийской сборной по плаванию, и дал совет: если Джон хочет достичь своей цели и соревноваться на Олимпийских играх, пятиборье, пожалуй, его лучший шанс.

Согласно другой версии (она принадлежала самому Джону), он посетил дом Линн Бёрк, чемпионки Олимпийских игр 1960 года в плавании брассом, и ее отец сказал ему, что поскольку он уже умеет плавать, стрелять из пистолета и ездить верхом, ему следует попробовать силы в пятиборье. И познакомил Джона с тренером по фехтованию.

Обе истории могут быть правдой.

Для Джона, мечтавшего об участии в Олимпийских играх, идея пятиборья имела смысл, поскольку в этом виде спорта не было особой конкуренции. Занятия пятиборьем требовали денег. Надо было платить тренерам, которые подготовят спортсмена к борьбе в различных дисциплинах, и это обстоятельство ограничивало число подающих надежды пятиборцев. Джон мог платить за подготовку, и у него были деньги на то, чтобы построить необходимые для тренировок объекты в поместье матери.

Дюпон построил стрельбище, расчистил трассу для кросса. В поместье был крытый бассейн олимпийского класса. Дюпон оплатил и мозаику, которую выложили на стене за бассейном. Мозаика изображала самого Джона, занимающегося каждой из пяти дисциплин пятиборья. Крошечные кусочки этой мозаики были доставлены в поместье матери Джона из Флоренции, Италия.

Дюпон мог позволить себе и оплату расходов по участию в соревнованиях, которые проходили в других странах. В 1965 году он победил в турнире, который, вернувшись домой, называл национальным чемпионатом Австралии. В то время австралийцы не проявляли особого интереса к пятиборью.

Но, как и в случае с плаванием, в США Дюпон просто органически не годился в спортсмены-олимпийцы. В 1967 году он принимал на своем заднем дворе национальный чемпионат и, несмотря на преимущество, которое давали ему родные стены, занял место где-то в середине списка участников. На соревнованиях, проведенных на следующий год (по итогам этих соревнований определялся состав команды США на Олимпийских играх 1968 года в Мехико), Дюпон оказался предпоследним.

Джон платил за самых лучших тренеров, каких можно было найти в США. Деньги позволили ему построить объекты для тренировок на дому. Но его способности не могли принести ему места в сборной.

На Олимпийских играх 1976 года, в награду за финансовый вклад в развитие современного пятиборья Дюпону дали место менеджера в команде США, что позволило ему носить олимпийский костюм и позировать на командных фотографиях.

Однако у Дюпона никогда не было качества, необходимого для олимпийца. И это качество он мог купить только как зритель, а не участник соревнований. У него была решимость и более чем достаточные финансовые ресурсы, но не было мастерства.

Когда Джон не смог попасть в олимпийскую сборную по современному пятиборью, ему было почти тридцать. До следующих Олимпийских игр оставалось четыре года, и Дюпон столкнулся с непреодолимым сочетанием факторов. Возраст уже не позволял ему надеяться на элитные результаты в тех видах спорта, в которых он был силен, а из тех видов спорта, в которых он мог попробовать купить себе еще одну попытку сделать заявку на участие в Олимпийских играх, он уже выпал.

Джону Дюпону олимпийцем стать не довелось. Следующим вариантом было установление отношений с теми, кто был олимпийцем.

Воздавая дань уважения названию отцовской конюшни Тороубредс, Джон сосредоточился на собирании лучших спортсменов в своей команде «Фокскэтчер», в которую приглашал пловцов, троеборцев и пятиборцев для тренировок «на ферме».

Благодаря своим пожертвованиям в пользу правоохранительных органов Джон Дюпон прекрасно понимал, какие выгоды дают нужные связи. Тренируясь в Калифорнии, он делал пожертвования в пользу Атертонской Лиги полицейской деятельности и щеголял жетоном, полученным от полицейского управления Ньютон-Сквер в знак признательности за пожертвования, которые он делал в пользу полиции в родном округе.

Начиная с 1970 года его связи с полицейским управлением Ньютон-Сквер стали глубже. Он разрешил полицейским тренироваться в его тире и на открытом стрельбище. (Тир он назвал в честь директора ФБР Дж. Эдгара Гувера.) Как эксперт по стрельбе, занимавшийся пятиборьем, он добровольно жертвовал своим временем и тренировал полицейских Ньютон-Сквер. Он купил пуленепробиваемые жилеты и рации для полицейского управления и разрешил полиции пользоваться своим вертолетом.

Эта связь помогла Дюпону в двух отношениях. Во-первых, он смог получить более высокую степень защиты и безопасности, юридической и физической, на случай каких-либо проблем с законом. Во-вторых (и это было даже более важно), он смог носить полицейскую форму и выполнять обязанности добровольца или резервиста. Он мог выглядеть полицейским. Да он мог и считать себя копом. Его жетон и положение в полицейском управлении давали ему возможность покупать мощное оружие.

Джону нравилось держать в руках большие пушки. Есть странная история о том, что в конце 70-х годов, когда рыба в пруду на ферме перестала клевать, Джон настолько разъярился, что выхватил пистолет и пальнул по плававшим в пруду гусям, за малым не убив при этом сына тренера по плаванию.

Дюпон и оружие были опасным сочетанием задолго до месяцев, предшествовавших убийству Дюпоном Дэйва.

Из книги Моя жизнь автора Сетон-Томпсон Эрнест

Глава XXV Джон Берроус Как-то раз, когда я был еще в Лондоне и, как всегда, вечером зашел в библиотеку при Британском музее, библиотекарь протянул мне книгу и сказал:- Вот произведение американского писателя, которое должно понравиться вам.Это была новая книга Джона

Из книги Авраам Линкольн. Его жизнь и общественная деятельность автора Каменский Андрей Васильевич

Глава VII. Джон Браун и аболиционисты Двойственность в политическом строе Америки. – Неизбежный кризис. – Канзасский закон. – Аболиционистское движение. – Волнения в Канзасе. – Джон Браун. – Его характеристика и значение. – Происхождение Джона Брауна. – Очерк его

Из книги Грязь. M?tley Cr?e. Откровения самой скандальной рок-группы в мире автора Страусс Нейл

Глава 8. Джон Кораби «Новичок, над которым зло подшучивают его старшие товарищи, обнаруживает их истинную сущность после унизительной ночи в руках городских проституток» После попойки Томми и Никки они обязались вести трезвый образ жизни, так как хотели повторить успех

Из книги Мсье Гурджиев автора Повель Луи

Глава 7. Джон Кораби «В которой заменяющий заменяется тем, кого он заменял» Думаю, впервые я почувствовал, что что-то происходит, когда мы закончили наш тур в Японии. По каким-то причинам, всюду, где проходили эти парни, беда следовала за ними, словно черное облако: никогда

Из книги Под ливнем багряным: Повесть об Уоте Тайлере автора Парнов Еремей

Из книги Неизвестный Шекспир. Кто, если не он [= Шекспир. Жизнь и произведения] автора Брандес Георг

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ ДЖОН ПРАВДИВЫЙ Джон Пастух, некогда священник церкви св. Марии в Йорке, а ныне в Колчестере, приветствует Джона Безымянного, и Джона Мельника, и Джона Возчика и просит их, чтобы они помнили о коварстве, господствующем в городе, и стойко держались во имя

Из книги Одри Хепберн. Откровения о жизни, грусти и любви автора Бенуа Софья

Глава 8. «Бесплодные усилия любви». - Эротика и стиль. - Джон Лилли и эвфуизм. - Личные элементы Весьма вероятно, что в эти первые юношеские годы, проведенные в Лондоне, Шекспир, ежедневно обогащаясь все новыми впечатлениями, которые со своей безмерной любознательностью

Из книги Мэрилин Монро. Жизнь в мире мужчин автора Бенуа Софья

Глава 70. Френсис Бомонт и Джон Флетчер Было сравнительно нетрудно доказать участие Шекспира в создании «Перикла» и «Тимона». Оно заметно в самых важных сценах. Те писатели, которые сотрудничали с ним вместе, удостоились этой чести почти случайно и не представляют поэтому

Из книги Грета Гарбо. Исповедь падшего ангела автора Бенуа Софья

Глава 21 Джон Хьюстон и Альфред Хичкок. От растяпы к женоненавистнику Фильмы Дж. Хьюстона и А. Хичкока, в которых предстояло сниматься Одри, словно бы накладывались друг на друга. Мало того, что переговоры шли одновременно, так и съемки некоторых сцен могли

Из книги Смертельный гамбит. Кто убивает кумиров? автора Бейл Кристиан

Глава 9 Билл Бернсайд, Чарли Чаплин, Джон Каррол. Короткий роман на троих Еще в тот момент, когда юная статистка была в буквальном смысле выброшена на улицу и не имела никаких источников дохода, на ее жизненном пути появился сорокатрехлетний Билл Бернсайд. Он помог ей

Из книги Короли договорняков автора Перумал Вилсон Радж

Глава 33 Джон Кеннеди. Блондинка для президента Еще в начале января 1961 года Мэрилин сообщила одному из своих друзей, что у нее недавно состоялось интимное свидание с будущим президентом Соединенных Штатов. Признание прозвучало за несколько недель до приведения

Из книги 8 декабря 1980 года: День, когда погиб Джон Леннон автора Гринберг Кит Элиот

Глава 4 Джон Гилберт. «Гарбо и Гилберт в «любви»!» Девушка с кожей на тон светлее, чем у остальных, речная наяда (по словам Сесиля Битона) Грета Гарбо продолжала искусно играть роли соблазнительниц. С началом эры звукового кино ее репертуар мало изменился. Как уже

Из книги автора

Глава 4. Джон Фицджеральд Кеннеди Настоящий мужчина. А кто же не грешен? Анонимка. Пять минут до войны. Убийца президента был русским? За невероятное красноречие его называли «златослов Кеннеди». Он совершенно не стеснялся того, что постоянно занимался риторикой и

Из книги автора

Глава 5. Джон Леннон Первые шаги. Гений и злодейство. Смертельная операция. Имя убийцы знали все. Кто заказал президента Рейгана. Пять выстрелов, изменивших судьбу. Угловатые движения богомола. Тонкие пряди лезут в глаза. От усердия прикушен язык. Очки в железной оправе

Из книги автора

Глава 6 «Джон Оби Микел не попал на Олимпиаду-2008, потому что ослушался меня» Джон Оби МикелПосле матча сборной Зимбабве в Ханое я вернулся в Сингапур и спокойно жил в родительском доме. Денег хватало, поэтому я мог безмятежно ждать следующей возможности. Я не обращал

Из книги автора

Глава 6 Джон, я простой фанат Дакота всегда казалась домом с привидениями. Еще до выхода «Ребенка Розмари» по городу бродили легенды, что там видели призрака. В 1960-х маляры, работавшие в квартире недавно усопшей Джуди Холлидей, утверждали, что им являлся дух мальчика в

Написано для моих детей и посвящено моему брату Дэйву

With David Thomas

All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form. This edition published by arrangement with Dutton, a member of Penguin Group (USA) LLC, a Penguin Random House Company.

© Калинин А. А., Мовчан А. Б., перевод на русский язык, 2014

© Издание, оформление. ООО Издательство «Эксмо», 2015

Действующие лица

Стэн Абел – главный тренер команды борцов Оклахомского университета, за которую выступали Марк Шульц и Дэйв Шульц; внесен в списки Национального зала борцовской славы.

Алан Олбрайт – главный тренер команды борцов в университете Бригэма Янга («Би-Уай-Ю»); нанял Марка Шульца на работу в качестве своего помощника.

Дэйв Обл – тренер Марка Шульца и Дэйва Шульца в спортивном центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе; внесен в списки Национального зала борцовской славы.

Эд Банак – занимался борьбой в университете Айовы вместе со своим старшим братом Стивом и его близнецом Лу; в финале чемпионата Национальной ассоциации студенческого спорта 1982 года проиграл Марку Шульцу.

Брюс Баумгартнер – товарищ Марка Шульца по национальной сборной на Олимпийских играх 1984 и 1988 годов, на которых завоевал две из своих четырех олимпийских медалей.

Дэйв Бенето (известен как «Опасный Дэйв») – боец смешанных боевых единоборств, которому Марк Шульц помогал тренироваться в рамках подготовки к турниру «Чемпионата по боям без правил».

Тим Браун – тренер по борьбе; тренировал Марка Шульца в средней школе в Ашленде, штат Орегон.

Роб Калабрезе – первый борец, вошедший в состав созданной Джоном Дюпоном команды «Фокскэтчер»; вместе с Марком Шульцем был тренером в университете Вилланова.

Дэн Чэйд – товарищ Марка Шульца и Дэйва Шульца по команде борцов Оклахомского университета; вместе с Марком Шульцем был тренером в университете Вилланова, часто тренировался с ним как в университете Вилланова, так и в команде «Фокскэтчер».

Джон Дюпон – наследник состояния семьи Дюпонов, нанявший Марка Шульца в качестве помощника тренера по борьбе в университете Вилланова и в качестве борца и тренера созданной им команды «Фокскэтчер»; в январе 1996 года убил Дэйва Шульца; в декабре 2010 года умер в тюрьме.

Дэн Гэбл – один из борцов и тренеров, удостоенных наибольшего числа наград в истории борцовского спорта в США; в качестве тренера подготовил команду борцов университета Айовы к 16 национальным чемпионатам Национальной ассоциации студенческого спорта; был главным тренером американской команды борцов вольного стиля на Олимпийских играх 1984 года, когда Марк Шульц завоевал золотую медаль.

Пэт Гудейл – начальник службы безопасности Джона Дюпона, один из двух свидетелей по делу об убийстве Дэйва Шульца.

Гари Гудридж (известен как «Большой папаша») – соперник Марка Шульца в его единственной схватке на турнире «Чемпионата по боям без правил».

Садао Хамада – тренер по гимнастике в Стэнфордском университете; тренировал Марка Шульца до того, как тот стал заниматься борьбой.

Эд Харт – тренер Марка Шульца и Дэйва Шульца в средней школе в Пало-Альто (Калифорния).

Крис Хорпел – абсолютный чемпион Америки по борьбе; тренер Марка Шульца в Стэнфордском университете в начале его борцовской карьеры; в качестве помощника тренера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе тренировал Марка Шульца и Дэйва Шульца; впоследствии нанял их в качестве своих помощников в Стэнфордском университете.

Джим Хамфри – помощник тренера в Оклахомском университете, за команду борцов которого в то время выступали Марк Шульц и Дэйв Шульц; был также главным тренером американской команды по вольной борьбе, за которую Марк Шульц выступал на Олимпийских играх 1988 года; позднее работал тренером в команде «Фокскэтчер».

Валентин Йорданов – семикратный чемпион мира по борьбе; спортсмен из Болгарии; тренировался в команде «Фокскэтчер» в то время, когда брат Марка Шульца жил и работал тренером на территории поместья «Фокскэтчер».

Решит Карабаджак – турецкий борец, занимавший в рейтингах в своей весовой категории перед Олимпийскими играми 1984 года первое место; победа Марка Шульца над Карабаджаком была аннулирована после того, как Марк сломал Карабаджаку локоть во время схватки.

Ли Кемп – трехкратный чемпион мира по борьбе; являлся, как и Марк Шульц, рекордсменом среди американских борцов, завоевавших больше всего титулов в международных чемпионатах по борьбе.

Андре Метцгер – товарищ Марка Шульца и Дэйва Шульца по команде борцов Оклахомского университета, в составе которой он четырежды завоевывал титул абсолютного чемпиона Америки по борьбе; впоследствии работал тренером в университете Вилланова.

Владимир Модосян – чемпион мира по борьбе; спортсмен из СССР.

Крис Ринке – канадский борец, проигравший Марку Шульцу в борьбе за золотую медаль на Олимпийских играх 1988 года.

Марио Залетник – один из высокопоставленных чиновников Международной федерации объединенных стилей борьбы, международной организации, развивающей олимпийские виды борьбы

Правообладатель иллюстрации Annapurna Pictures Image caption В центре фильма "Охотник на лис" - трагическая судьба психически неуравновешенного миллиардера Джона Дюпона

В оскаровской номинационной суете среди множества достойных и громких картин, справедливо выдвинутых на главные призы, несколько затерялся и не получил, безусловно, заслуженного внимания фильм "Охотник на лис".

Как это нередко бывает, дословно-буквальный перевод оригинального английского названия Foxcatcher ничего не объясняет. В фильме нет ни охоты, ни лис, а Foxcatcher – всего лишь название фермы-конезавода в американском штате Пенсильвания. Здесь, с момента ее основания в середине 20-х годов, семья владеющей фермой американских миллионеров Дюпонов вырастила десятки самых знаменитых чистопородных скакунов, регулярно завоевывавших первые призы на главных американских скачках.

Но фильм и не о лошадях, и не о скачках. Хотя лошади в нем есть. Фильм о другом спорте – борьбе.

Фильмы о спорте не без труда преодолевают предубеждение несколько снобистски настроенного к физическим упражнениям киномира. Хотя проблемы, страсти, а то и трагедии там ничуть не меньшего накала, чем в излюбленных кинематографистами и зрителями войнах, вестернах или детективах. Да и художественный результат может оказаться вполне убедительным – достаточно вспомнить относительно недавние "Рестлер" с Микки Рурком и "Боец" с Кристианом Бейлом и Марком Уолбергом.

Два борца

Правообладатель иллюстрации Annaparuma Pictures
Image caption Два брата - олимпийские чемпионы по вольной борьбе: Марк и Дэвид Шульц (Чэннинг Тейтум и Марк Руффало)

В основе "Охотника на лис" – реально случившаяся история. Братья Марк и Дэвид Шульц, олимпийские чемпионы по вольной борьбе, в преддверии Олимпиады 1988 года в Сеуле получают предложение от Джона Дюпона, владельца одной из крупнейших в мире химических компаний DuPont, наследника знаменитой семьи американских промышленников. Дюпоны бежали в Америку от Великой Французской революции еще в конце XVIII века. Их американская компания была основана в 1802 году, еще почти на заре независимости США, что автоматически причисляет их к элите американской финансовой и промышленной аристократии. Отсюда и лошади – такой же чистопородный и аристократический вид спорта, как и сама семья.

Джон Дюпон, однако, к аристократическим лошадям оказался предельно равнодушен, чем вызвал явное неудовольствие своей надменной матери (в фильме ее играет царственно-величественная Ванесса Редгрейв). Неудовольствие переросло в откровенное презрение, когда сын увлекся плебейской, по мнению матери, борьбой.

Предложение, с которым Дюпон обратился к Мраку и Дэйву Шульцам, состояло в следующем: он предоставляет им максимально комфортные условия и полную финансовую поддержку для подготовки и их самих, и других американских борцов к Олимпийским играм 1988 года в Сеуле. Подготовку можно вести в специально построенном на ферме Дюпона тренировочном комплексе Foxcatcher. Такое же название получает отныне и американская национальная команда борцов, а тщеславный Джон Дюпон - он любил, чтобы спортсмены-борцы называли его "Орел" - числится не только ее спонсором, но и ментором, наставником, тренером.

Братья соглашаются – одинокий, замкнутый и социально инфантильный Марк (Чэннинг Тейтум) сразу же, а куда более опытный, живущий с очаровательной женой (Сиенна Миллер) и двумя детьми и выполняющий после потери родителей для Марка роль не только старшего брата, но и тренера и даже отца с матерью Дэйв (Марк Руффало) - лишь после некоторых колебаний и усиленных уговоров Дюпона. С этого момента жизнь братьев под крылом сумасбродного миллиардера превращается в самую настоящую психодраму с трагическим концом.

Сумасброд-миллиардер

Правообладатель иллюстрации AP
Image caption Джон Дюпон любил, чтобы спортсмены-борцы называли его "Орел" и уверовал в свою роль не только тренера, но и мессии, спасителя сборной США по вольной борьбе

Фигура Джона Дюпона – как реальная, так и кинематографическая – представляет собой немалый интерес. Наследник одной из богатейших семей Америки, он всю жизнь жил в ощущении дарованной финансовым всемогуществом тотальной свободы. Свободы осуществлять любые свои мечты, потакать любым своим капризам.

Свобода эта транслировалась, впрочем, не в разгул и разврат, а во вполне достойные увлечения. "Орнитолог, специалист по раковинам и моллюскам, филателист и филантропист" – так он представляется в начале фильма. Доктор зоологии, он открыл несколько десятков видов новых птиц и был автором одной из основополагающих книг по современной орнитологии. В молодости он занимался олимпийским пятиборьем, но затем увлекся борьбой. Увлекся до такой степени, что мыслил себя не иначе, как мессия, призванный спасти американскую борьбу и борцов, вывести национальную команду на самый высокий мировой уровень.

"Он во всем хотел быть первым. Он жаждал уважения и почитания. Он хотел, чтобы на него смотрели с таким же восхищением как на Дейва Шульца. Но постепенно он понимал, что с Дейвом, его авторитетом и мастерством, тягаться ему не под силу. Он хотел стать для борцов своим, но в то же время настаивал, чтобы к нему относились как к самому главному", - говорит о своем герое исполнитель главной роли актер Стив Кэррел.

Марк Шульц попадает под необоримое и чем дальше, тем более разрушительное воздействие Дюпона. Дейв, не отказываясь от помощи Дюпона, пытается все же этому воздействию противостоять, уберечь брата от алкоголя и наркотиков, сохранить его талант борца.

Дюпон, будучи человеком психически неуравновешенным, воспринимает борьбу за влияние на Марка как личный вызов со стороны Дейва. В январе 1996 года, в момент умопомрачения, он убивает старшего брата.

Ссылки Дюпона и его адвокатов на психическое расстройство обвиняемого суд отверг. Дюпон был приговорен к 30 годам тюремного заключения, и уже из заключительного титра фильма мы узнаем, что он скончался в тюрьме в декабре 2010 года.

Радикальное преображение

Правообладатель иллюстрации AP
Image caption Роль Джона Дюпона открыла перед еще недавно казавшимся лишь комедийным актером Стивом Кэррелом новые, совершенно неведомые прежде горизонты.

Довольно долго я всматривался в облик экранного Джона Дюпона, пытаясь уловить сходство с заявленным в титрах исполнителем главной роли Стивом Кэррелом. И дело не только в преобразившем его до неузнаваемости огромном носе-протезе. Болезненно бледного цвета кожа, вид карлика-лилипута, суетливые повадки, манера говорить через нос – все это не имело ничего общего с известным мастером комедий, комедий фарсовых, гротескных. Его самые известные роли - "Сорокалетний девственник", "Брюс Всемогущий", непутевый менеджер в комедийном телесериале "Офис". Он озвучивал Грю в популярном мультфильме "Гадкий я" и, по оценке журнала Life, был признан самым смешным, самым забавным человеком Америки.

Кэррел признавался в интервью, что предложение сыграть эту роль стало и для него самого совершенно неожиданным. Для такого решения понадобилось немалое провидчество со стороны режиссера Беннета Миллера.

"Все знавшие Дюпона просто недопонимали, недооценивали, что творится на самом деле у него в душе, - рассказывает о своем выборе Миллер. – Так же и со Стивом Кэррелом. Когда мы только начали обсуждать роль, Стив признался, что до сих пор ему доводилось играть исключительно людей мягких, сентиментальных, чуть ли не размазней. А Дюпон – хоть поначалу он и может таким показаться – человек отнюдь не мягкий. Внутри у него острота, и острота опасная".

Режиссер и призы

Правообладатель иллюстрации Reuters
Image caption Беннет Миллер во время церемонии закрытия Каннского фестиваля, где он был удостоен приза как лучший режиссер за фильм "Охотник на лис"

"Охотник на лис" – всего лишь третий фильм 48-летнего Беннета Миллера. Всеобщее признание ему завоевал дебют в художественном кино – картина "Капоте", за главную роль писателя Трумана Капоте в котором недавно скончавшийся великий актер Филип Сеймур Хофман получил своего единственного Оскара. Миллер пока еще не вошел в плеяду самых известных и самых авторитетных режиссеров, но признание, судя по всему, не за горами. На прошлогоднем фестивале в Канне он получил "Золотую пальмовую ветвь" за лучшую режиссуру, и хотя "Охотник на лис" на Оскара как лучший фильм даже не номинирован, у Миллера есть номинация как у лучшего режиссера. Члены Академии не смогли не отметить его невероятно тонкую психологическую проработку сложного конфликта между героями.

Всего у "Охотника на лис" в этом году пять номинаций. Больше всего победы заслуживает, конечно, Стив Кэррел. Но, даже если это и не произойдет, роль Джона Дюпона уже открыла перед еще недавно казавшимся неплохим, но очень уж однозначным актером новые, совершенно неведомые прежде горизонты.

Скандальный постскриптум

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Некоторые критики усмотрели в изображенных в фильме отношениях между Джоном Дюпоном и Марком Шульцем гомоэротический элемент, что заставило Шульца, поначалу сотрудничавшего со съемочной группой, отречься от фильма

Марк Шульц довольно охотно сотрудничал с творческой группой фильма "Охотник на лис" и даже числится в титрах картины как ее консультант. Однако уже после выхода фильма на экран он выступил со следующим заявлением:

"Персонажи фильма и воспроизведенные на экране отношения между ними по большей части вымышлены и в каком-то смысле даже оскорбительны. У зрителя может сложиться ощущение, что между Джоном Дюпоном и мной были сексуальные отношения. Это отвратительная и оскорбительная ложь".

"Я просил Беннета Миллера вырезать эту сцену, - продолжает Марк Шульц, - но он в ответ сказал, что она нужна, чтобы показать, как Дюпон вторгался в мою личную жизнь и личное пространство. Открыто сексуальной сцена эта ни в коем случае не была, поэтому я согласился с тем, чтобы она осталась в фильме. Теперь же, прочтя несколько рецензий, в которых она расценивается как однозначно сексуальная, я понял, что фильм таким образом наносит ущерб моей репутации, и считаю нужным выступить с таким заявлением".

Как известно, ничто так не способствует успеху, как хороший скандал – особенно сексуальный.