Биография пресвятой богородицы марии. PR в библейской мифологии

Дева Мария (Пресвятая Дева Мария, Богородица) - еврейская женщина из Назарета, согласно , мать Иисуса Христа. Евангелия от Матфея и от Луки описывают Марию как девственницу, и христиане верят, что она зачала сына, как непорочная Дева от Святого Духа. Чудесное рождение произошло, когда Мария уже была обручена с Она вышла замуж за Иосифа и сопровождал его в Вифлееме, где и родился Иисус.

Икона Божьей матери «Умиление Серафима Саровского»

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его.

Упоминания о Деве Марии в Библии.

Дева Мария несколько раз упоминается в Новом Завете. Чаще всего Непорочная Дева Мария упоминается в Евангелии от Луки . По имени она упоминается 12 раз. Все упоминания связаны с рождением и детством Иисуса.

Икона Божьей матери «Тихвинская»

Евангелие от Матфея упоминает ее имя шесть раз, пять из них в связи с младенчеством Иисуса и лишь однажды (13:55) как мать взрослого Иисуса.

Евангелие от Марка называет ее один раз по имени (6:3) и упоминает ее как мать Иисуса, не называя ее по имени в 3:31 и 3:32.

Евангелие от Иоанна упоминает ее дважды, но ни разу по имени. В Евангелии говорится, что Дева Мария сопровождала Иисуса, когда Он положил начало чудесам Своим в Кане Галилейской. Вторая ссылка говорит, что Дева Мария стояла у креста Иисуса.

В Деяниях говорится, что Апостолы, Мария и братья Иисуса собрались в горнице после Вознесения Иисуса.

В Откровении Иоанна описана жена, облеченная в солнце. Многие считают, что это описание Девы Марии.

Родословная Богоматери.

В Новом Завете мало упоминаний о происхождении Девы Марии. В Евангелии от Иоанна 19:25 говорится, что у Марии была сестра.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Из данной фразы семантически непонятно, сестра Матери Его, Мария Клеопова, - это одно лицо или две разные женщины. Иероним считает, что это одно лицо. А вот историк начала второго века Егезипп считал, что Мария Клеопова была не сестрой Девы Марии, но ее родственницей со стороны Иосифа Обручника.

По словам автора Евангелия от Луки, Мария была родственницей Елизаветы, жены священника Захарии, и, таким образом, происходила из рода Ааронова из колена Левия. Другие считают, что что Мария, как и Иосиф, с которым она была обручена, была из дома Давида.

Биография Девы Марии.

Непорочная Дева Мария родилась в Назарете в Галилее. После ее обручения с Иосифом (обручение - первый этап еврейского брака) ей явился ангел Гавриил и объявил ей, что она станет матерью обещанного Мессии. После первого выражения недоверия при объявлении, она ответила: «Я раба Господня. Да будет мне по слову твоему». Иосиф Обручник планировал спокойно разойтись с ней, но и ему явился во сне ангел Господень и говорил ему «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго».


Обручение Марии с Иосифом. И. Чернов 1804-1811 гг.

Ангел в подтверждение своих слов также сообщил Марии, что ее родственница Елисавета, ранее бесплодная, зачала по милости Господа. Мария отправилась в дом родственницы своей, где своими глазами увидела беременность Елисаветы и полностью поверила в слова ангела. Тогда Дева Мария произнесла благодарную речь Господу, которая известна как Магнификат или славословие Девы Марии .

Пробыв три месяца в доме Елисаветы, Мария вернулась в Назарет. Согласно Евангелию от Луки, Иосиф, муж Марии, по указу римского императора Августа должен был вернуться в родной город Вифлеем, чтобы пройти там римскую перепись. Во время пребывания в Вифлееме Мария родила Иисуса в яслях, так как для них не нашлось места ни на одном постоялом дворе. На восьмой день младенец Марии был обрезан по еврейскому закону, и наречен Иисусом, что по-еврейски означает «Яхве есть спасение».

По прошествии дней очищения, Иисуса отнесли в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, как того требовал обычай. Дева Мария принесла в жертву две горлицы и два голубиных птенца. Здесь же о будущем младенца пророчествовали Симеон и Анна. После посещения Иерусалима, Непорочная Дева Мария и Иосиф Обручник вместе с младенцем Иисусом вернулись в Галилею, в город свой Назарет.

Согласно Евангелию от Матфея, ночью Иосифу явился ангел, и предупредил, что царь Ирод хочет убить младенца. Святое семейство бежало ночью в Египет и оставался там в течение некоторого времени. После смерти Ирода в 4 г. до н. э., они вернулись в землю Израиля, в Назарет в Галилее.

Дева Мария в жизни Иисуса

Согласно Новому Завету, в возрасте двенадцати лет, Иисус отделяется от своих родителей по возвращении с празднования Пасхи в Иерусалиме, однако присутствие матери все же прослеживается в Его земной жизни.

Исследователи Библии много спорят о том, почему Иисус отделился от родителей, и, в частности, от Матери, так как судьба его земного отца неизвестна, Иосиф упоминается в последний раз в Библии, когда Иисусу было 12 лет. Некоторый указывают на конфликт в Святом семействе. Несколько цитат из Библии, действительно доказывают эту точку зрения. В Евангелии от Марка описан момент:

И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь. ()

Цитата, приписываемая Евангелием от Марка, Христу: «Не бывает пророк без чести, разве только в своем родном городе, среди своих родственников и в своем собственном доме «. Также доказывает возможность конфликта.

Если конфликт в Святом семействе имел место быть, то причиной ему могло послужить неверие семьи во Христа как в сына Божьего.

Американский библеист Барт Эрман считает, что «существуют четкие признаки в Библии не только о том, что семья Иисуса отвергала его послание во время его общественного служения, но и о том, что Он, он в свою очередь, отвергал их публично».

Дева Мария присутствовала, когда, по ее предложению, Иисус сотворил свое первое чудо на свадьбе в Кане, превратив воду в вино. Дева Мария была и у креста, на котором был распят Иисус. Момент, описанный в Евангелии, когда Мария обняла мертвое тело ее сына является распространенным универсальным мотивом в искусстве, и называется «пьета» или «жалость».


После Вознесения Иисуса мы находим одно единственное упоминание о Деве Марии в Деяниях. После этого упоминаний о Марии нет. Ее смерть не описана в Священном Писании, но Католическая и Православная традиции считают, что ее тело было взято на небеса. Вера в телесное Вознесение Девы Марии – догмат Католической Церкви и многих других.

Данные о Деве Марии из апокрифических текстов.

Следующие биографические данные взяты из апокрифической литературы.

Согласно апокрифическому Евангелию Иакова, Мария была дочерью Святой Иоакима и Святой Анна. До зачатия Марии, Анна была бесплодна и был далеко не молода. Когда девочке исполнилось три года, ее привели в Иерусалимский Храм.

Согласно апокрифическим источникам на момент обручения с Иосифом, Марии было 12-14 лет, а Иосифу 90., однако эти данные недостоверны. Ипполит Фивский утверждал, что Мария умерла 11 лет спустя Воскрешения Иисуса и умерла в 41 году.

Самые ранние из дошедших до нас биографий Девы Марии – Жизнь Богородицы, созданная в 7-м веке Святым Максимом Исповедником, который считал Богородицу ключевой фигурой ранней Христианской Церкви.

В 19 веке, дом возле Эфеса в Турции был найден так называемый Дом Богородицы. Найден он был на основе видений Анны Катерины Эммерих, августинской блаженной монахини из Германии. Монахиня за 2 года до смерти, во время одного из многих видений Богоматери, получила подробное описание места, где Мария жила до своего Успения.


Согласно преданию, в Эфес Пресвятая Дева Мария удалилась во время гонений на христиан вместе с Иоанном Богословом. В 1950 г. Дом Богородицы был реконструирован и обращен в часовню.

Дева Мария в Православии

В православной традиции принята доктрина о девственности. Согласно данной доктрине Дева Мария «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Гимны Богородице являются неотъемлемой частью богослужения в Восточной Церкви и их позиционирование в рамках литургической последовательности указывает на положение Богородицы после Христа. В Православной традиции, порядок перечисления святых начинается Богоматери, за которой следуют ангелы, пророки, апостолы, отцы Церкви, мученики и т. д.

Один из самых любимых православных акафистов посвящен Деве Марии. Пять из двенадцати великих церковных праздников в Православии, посвящены Деве Марии.

  • Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы - это праздник, посвященный рождению Пресвятой Девы Марии. Празднуется Рождество Богородицы 21 сентября.

  • Введение во храм

Введение во храм Пресвятой Богородицы – праздник, посвященный одному из событий в жизни девы Марии. Ее родители Иохим и Анна привели дочь в Храм в трехлетнем возрасте, так как еще ранее дали обет посвятить ребенка Богу. Праздник празднуется 4 декабря.

  • Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник празднуется ровно за 9 месяцев до рождества Христова. День посвящен явлению ангела, который возвестил Деве Марии, что она станет матерью Бога на Земле.

Православный праздника отмечается в день смерти Девы Марии. Согласно апокрифам, Дева Мария умерла на горе Сион в Иерусалиме. Там сейчас находится католический храм Успения Пресвятой Богородицы. Согласно апокрифу «Сказание об Успении Святой Богородицы» к смертному одру Богоматери апостолы были перенесены на облаках со всех концов света. Лишь апостол Фома задержался на три дня и не застал Деву Марию в живых. Он хотел попрощаться с девой Марией. По его просьбе гробница Девы Марии была открыта, но тела там не оказалось. Поэтому считается что Дева Мария вознеслась на небеса. Успение Богородицы отмечается 28 августа.


  • Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября. В основу этого Православного праздника положено предание о явлении Богоматери юродивому Андрею. Произошло это в Константинополе, который осаждали враги. Люди в храме молили Бога о спасении от варваров. Святой Юродивый Андрей увидел Богоматерь, молящуюся о спасении народа Константинополя. Затем Богоматерь сняла покрывало с головы и покрыла им людей, который присутствовали в храме, тем самым защитив их от видимых и невидимых врагов. Покров Богородицы сверкал ярче лучей солнца. Считается, что Богородица спасла Константинополь.

Почитание Богородицы в Православной Церкви.

Предпосылки возвеличивания Девы Марии всеми народами (родами) даны в самой Библии, где сказано от имени Девы Марии:

…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его ().

В 11 главе от Евангелия от Луки приводятся слова женщины из народа:

…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

Более того Иоанн Богослов в Евангелии от Иоанна свидетельствует, что первое чудо Иисус совершил по просьбе матери, поэтому Богородицу почитают как ходатаицу за род людской. Существует огромное количество икон Богоматери. Многие из них считаются чудотворными.

Человечество ждало своего Спасителя очень долго. Еще в Ветхом Завете Бог обещал, что Спаситель придет в этот мир через женщину, но без мужского семени. Дева Мария добровольно пошла на это, хотя в то время это было весьма опасно, в том числе и для жизни. У Девы Марии было достаточно веры, духовных сил и смирения, чтобы пойти на этот шаг. Богоматерь ведь с самого начала знала, что земное служение ее Сына закончится быстро и трагически. Как мать она перенесла самое страшное ради спасения человечества.

Мариология - учение о Пресвятой Деве Марии.

Мариология - богословское учение о Деве Марии, матери Иисуса. Христианская мариология стремится соединить Священное Писание и предания и учения Церкви о Деве Марии в контексте социальной истории.

Существуют различные христианские взгляды на роль Девы Марии в Христианстве, от полного почитания Марии в Римско-Католической церкви до минимизирования роли Марии в протестантской евангельской теологии.

Значительное количество публикаций в данной области было написаны в 20-м веке теологами Раймондо Спиацци (2500) и Габриэлем Роччини (900). Центрами современной мариологии являются Папский институт мариологии и Папская академия мариологии.

Черезова Галина

Дева Мария

Краткое содержание мифа

Божья Матерь с младенцем
(XVI-XVII вв., Несебырская школа)

Дева Мария (8 сентября 20 до н.э.? — 15 августа, 45 н.э.?) - мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур в христианстве. В православии, католицизме и других традиционных церквях ее принято называть Богородицей .

Родители Девы Марии, праведные жители Иерусалима Иоаким и Анна, всю жизнь молились Богу о ниспослании им детей, и когда они достигли пожилого возраста, им явился Ангел Господень с вестью о том, что скоро у них родится ребенок, о котором будет говорить весь мир. Вскоре Анна зачала и через 9 месяцев родила девочку, которую нарекли Марией. Когда Мария подросла, ее отвели в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия, как это было принято в то время. В 12 лет Мария дала обет вечного девства, а в 18 лет родители отдали ее замуж за пожилого иудея Иосифа, который очень уважал ее обещание Господу. В его доме Мария пряла пряжу, которая использовалась в храме для алтаря. Однажды во время работы девушке явился Ангел и возвестил о том, что скоро у нее родится младенец, Сын Божий, Спаситель человечества. Христиане вспоминают об этом событии в праздник Благовещения. Мария была очень удивлена, потому что хранила свой обет и не собиралась его нарушать. Ее супруг тоже был опечален и удивлен, когда ее беременность стала заметной для окружающих, и собрался уже выгонять Марию из дома как неверную жену, но явившийся ему Архангел Гавриил возвестил о том, что Мария зачала от Духа Святого и честна перед супругом.

Рождество Иисуса Христа. Незадолго перед родами в Иудее была объявлена перепись населения, и Иосиф с Марией отправились в город Вифлеем, как представители рода Давида. Поскольку туда пришел народ со всей страны, все гостиницы были заняты, и многие путешественники останавливались в стойлах. Именно там, в яслях (кормушке для животных) и родился младенец Иисус. Там и нашли его пастухи и волхвы, которые пришли поклониться Спасителю и принести Ему свои дары. Волхвы шли с Востока, так как незадолго до этого они увидели на небе знамение - новую звезду, которая возвещала о рождении сына Божьего на земле. Волхвы были астрологами, и уже давно высчитав это великое событие, ждали появление знака, который бы подсказал им о свершении предсказания. Пастухи, которые пришли к Иисусу, пасли овец в окрестностях Вифлеема, и вдруг им явился Ангел Божий, объявив, что в городе Давида родился великий младенец, который наречется Спасителем мира. И пастухи, бросив все, отправились в Вифлеем, и Ангел указывал им путь.

На 40 день родители принесли Иисуса в Иерусалимский храм, на ступенях которого встретили Симеона Богоприимца, известного праведника, которому когда-то Дух Святой предрек, что он не умрет, пока не узрит Христа. Симеон, поклонившись Спасителю, даровал ему свои благословения, а Марии предсказал будущие страдания, сказав, что оружие пронзит ее душу. Так появилась икона «Семистрельная», на которой Богородица изображена с пронзающими сердце стрелами, символом материнских мук и боли за смерть своего единственного сына. Православные христиане вспоминают о встрече Симеона и Христа во время праздника Сретения Господня, считая это событие прообразом встречи Спасителя Мира с человечеством, которое олицетворял Богоприимец.

Бегство Марии в Египет. Когда волхвы, ведомые путеводной звездой, пришли в Вифлеем, они направились к царю Ироду, полагая, что он может знать, где искать родившегося младенца, будущего Царя Иудейского (в гороскопе Иисуса они увидели, что он станет Царем Иудеи в символическом, духовном смысле). Но Ирод воспринял их вопрос буквально и очень испугался, попросив их непременно сообщить ему о том, когда они найдут Иисуса. Но волхвы нарушили свое обещание, и царь Ирод, испуганный, что его свергнут с трона, решил убить всех младенцев, недавно рожденных в Вифлееме. Иосифу во сне явился Ангел и сообщил том, что грядет великое избиение младенцев, поэтому Иосиф со своим семейством должен срочно покинуть город. На следующий день супруги направились в Египет, спасаясь от чудовищных злодеяний Ирода, и прожили в Египте до самой смерти царя. Впоследствии, узнав о том, что в Вифлееме царствует сын Ирода, они не решились остановиться в этом городе и поселились в Назарете.

Дальнейшая жизнь Богородицы. Богородица не часто упоминается в Евангелии, и все свидетельства о дальнейшей ее жизни, к сожалению, весьма скупы и разрозненны. Собирая крупицы ее биографии, становится ясно, что она всегда была рядом со своим сыном, сопровождая его в поездках и помогая в проповеднической деятельности. Во время распятия она стояла у креста, и Иисус, умирая, попросил апостола Иоанна заботиться о ней. Жизнь Марии была полна переживаний и страданий, которые могут понять лишь матери. Она мучилась, видя, как первосвященники не принимают ее сына. Ее сердце обливалось кровью, когда Пилат отдал Иисуса на распятие. Она теряла сознание от боли, когда в ладони ее единственного сына вбивали гвозди. Она чувствовала Его боль, как свою, и ее любящее материнское сердце еле выдерживало эти мучения. Богородица изначально знала, какая судьба ждет Иисуса, и поэтому не было дня в ее жизни, когда острые стрелы скорби не пронзали бы ее душу. Предсказание Симеона Богоприимца сбылось. Мария сознательно отдала сына своего на растерзание, да и был ли у нее выбор? Как она могла противиться воле Всевышнего? Она принесла свою жизнь в жертву Тому, кто спас весь мир… Богородица была с женами-мироносицами, которые пришли в пещеру намазать тело Иисуса елеем. Она не отходила от сына своего после воскресения и пребывала среди апостолов с момента вознесения Христа, при сошествии Духа Святого и во время апостольской проповеди христианства в последующие годы. Когда ученики Иисуса кидали жребий по распределению земель для распространения учения Христа, Марии выпала Грузия. Но явившийся Ангел Господень повелел ей проповедовать среди язычников на Афоне, который сейчас считается обителью монашества и Домом Богородицы.

Дева Мария умерла в 48 лет в Иерусалиме, и к ее гробу съехались апостолы, только апостол Фома не успел проститься с Марией. По его просьбе гроб был открыт, но к удивлению всех присутствующих, он оказался пустым. По преданию, Иисус спустился с неба за своей Матерью и вознес ее в Царство Божье.

Образы и символы мифа

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта).
Леонардо да Винчи. 1490 - 1491г

Богоматерь есть прообраз совершенного человека, в котором воплощается все самое лучшее, что есть в Творении. Она и небо, и земля, и лестница, соединяющая небо и землю. Она есть символ настоящей Божественной Любви, к которой может прикоснуться любой верующий во время молитвы или посещения святых мест.

Одним из главных символов Богородицы считают Лестницу Иакова (Мария является связующим звеном, соединяющим небо и землю). Она как лестница, которая ведет человечество к Богу через обожествление плоти. Неопалимая купина (горящий, но не сгорающий терновый куст, из которого проявился сам Господь перед Моисеем на горе Синай) также является знаком Богоматери, возвещающим о непорочном зачатии Иисуса от Духа Святого.

Также Деву Марию называют «сосудом с манной», потому что ее сын является хлебом жизни, способным утолить духовный голод человека.

Скиния собрания, походный еврейский храм, в котором хранится Ковчег Завета и приносятся жертвоприношения, также считается образом Богоматери как хранительницы всех духовных традиций христианства.

Гора Нерукосечная с отвалившимся от нее камнем - аллегория, связанная с Богоматерью, где отвалившийся камень - Иисус Христос. На многих иконах Богородицу изображают на этой горе в окружении остальных символов.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Икона Богородицы «Всех Скорбящих Радость»
(последняя четверть XVIII века)

Самым известным произведением, повествующем нам о жизни Девы Марии, является, несомненно, Библия. Библейские фрагменты, посвящённые Богородице, делятся на прямые упоминания (в Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), а также ветхозаветные пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Марии.

Богородица с древнейших времен описывалась церковными историками (Никифор Каллиста, монах Епифаний и др.), изображалась величайшими скульпторами и художниками (Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль), писалась на иконах такими мастерами иконописи как Феофан Грек, Андрей Рублев, евангелист Лука, Иван Безмин и многие другие. Многие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными. Наиболее известны чудотворные статуи в монастыре Монтсеррат (Испания), в австрийском Мариацелле и в мексиканском городе Халиско. Другой известной мексиканской святыней является образ Девы Марии Гваделупской (Мехико). В восточной Европе среди почитаемых святынь выделяются Ченстоховская икона Божией Матери (Ченстохова, Польша) и Остробрамская икона Божией Матери (Вильнюс, Литва). Все эти города, наряду с такими местами явлений Богородицы, как Лурд и Фатима, служат объектами массовых паломничеств. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. В западноевропейской живописи традиционный атрибут Марии — белая лилия, символ непорочности.

Помимо изображений нельзя не упомянуть многочисленные праздники, посвященные Богородице - Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение и многие другие, которые каждый год празднуются верующими людьми во всем мире, которые, тем самым, показывают свою любовь, преданность и глубокое уважение Деве Марии.

Социальное значение мифа

Сикстинская Мадонна. Рафаэль

В православной традиции любовь к Христу неотделима от любви к Божьей Матери, которая является Заступницей всех христиан перед престолом Бога. В этом вопросе православные и католики расходятся с протестантами, которые, следуя идеям Реформации, считают, что между Богом и человеком не может быть посредников, и отвергают Божественность Девы Марии.

Богородица является символом освящения и прославления человеческого естества, потому что она первая среди людей удостоилась принятия в себя духа Святого, который вошел в нее во время Благовещения. Православие не согласно с католицизмом в том, что Дева Мария также была зачата непорочно, это отделяет ее от человечества, которому она показала на своем примере, как быть настоящим христианином. Она прошла вместе с Христом весь Его путь - от рождения до Голгофы. И также любой христианин может последовать за Спасителем в своей каждодневной жизни, распяв свои грехи и страсти. В Богоматери впервые соединились премудрость земная и небесная, поэтому в ней и сокрыта тайна христианства и его конечная цель. Матерь Христа и сейчас освящает мир своей Любовью и Чистотой, хранит его от бед и невзгод своим покровом. Нигде так не почитают Божью Матерь, как в православной Церкви. Ей посвящено множество праздников, и ни одно богослужение не обходится без молитвенного обращения к Ней.

Дева Мария, Пресвятая Богородица, Царица Небесная – земная мать Иисуса Христа. В Священном Писаний не так много упоминаний о Ее земном пути и совсем ничего о том, что чувствовала и мыслила Мать Христа в момент Его казни на Голгофе. В Библии ничто не отвлекает от главного – Слова Божьего. Мы постарались рассказать о том, почему Богородица почитается в христианстве и, что нам известно о Ее земной жизни.

Дева Мария. Детство

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в одном из пригородов Иерусалима. Предположительно, дом, в котором Она жила до трех лет, находился в Старом городе, у Львиных ворот. Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они долго не имели детей, поэтому дали обет посвятить ребенка Богу.

4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. В возрасте трех лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где Она росла и воспитывалась. При этом Деву Марию ввели в сам храм. Введение во храм было совершенно уникальным событием, потому что в те времена женщина не могла войти в это здание. Туда допускались только Первосвященники и не каждый день, а только один раз в год, но, увидев Деву Марию, Первосвященник допустил Ее туда, очевидно, предчувствуя, что перед ним будущий одушевленный Храм Божий.

При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь. Именно там Дева Мария жила до обручения с праведным Иосифом. Современная Стена плача в Израиле – это часть стены, окружавшей тот храм.

Дева Мария. Отрочество

Дева Мария мечтала жить при храме и посвятить себя Богу. Но оставить при храме после совершеннолетия (в те времена возраст совершеннолетия достигали в 12 лет) Ее не могли. Для того времени и это было удивительным решением, потому что решение не вступать в брак, чтобы посвятить себя Господу стало распространенным позже. В те времена “плодитесь и размножайтесь” воспринимали не как благословение, но, скорее, как заповедь и необходимость. По законам того времени Дева Мария должна была вернуться в дом родителей или выйти замуж. Тогда Марию обручили с праведным Иосифом. Иосиф к тому времени уже достиг почтенных лет, поэтому брак не был браком в полном смысле этого слова. Иосиф не знал Марию, он стал, скорее опекуном и наставникам, поскольку после совершеннолетия идти ей было уже некуда. Она осталась сиротой.

Дева Мария. Благая весть

Дева Мария переехала в Назарет, в дом мужа. В те времена это было глухое место, совсем не то, где Она привыкла жить. Но именно здесь к Деве Марии явился Ангел, чтобы возвестить Благую весть. Праведный Иосиф был плотником и часто уезжал из дома работать. Ангел явился к Деве Марии именно в этот момент. По Преданию, Мария отправилась к своей родственнице, праведной Елисавете, будущей родственнице Иоанна Предтечи. В доме Елисаветы Она провела три месяца. За это время стало понятно, что Дева Мария ждет ребенка. Иосиф же, обнаружив, что Дева Мария непраздна, опечалился, подумав, что она согрешила и решил тайно отпустить ее, чтобы уберечь от позора и казни. Тогда к Иосифу явился во сне Ангел Господень, чтобы возвестить уже ему Божественную природу зачатия у Девы, не знавшей мужа. Ангел повелел назвать Сына Марии Иисус, что значит Спаситель, явно обозначая Его Небесное происхождение. Иосиф был настолько праведен и верен Богу, что ему не потребовалось дополнительных чудес.

«Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так Спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой Вселенной».

Рождество Христово

Иисус появился на свет в хлеву, в стойле для скота. Для участия в переписи населения Дева Мария и Иосиф, оба принадлежавшие к роду Давида, направились в Вифлеем, но для них не нашлось места в гостинице, как для Сына Божьего не нашлось места в нашем падшем мире. Первыми яслями для Иисуса стала кормушка для скота. Как гласит Евангелие от Луки, первыми эту весть узнали пастухи, пасущие свои стада неподалеку от места рождения Спасителя. Великую радость они узнали от Ангела Господня и поспешили поклониться Богомладенцу.

Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове»

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар тоже увидели звезду на Востоке и отправились, чтобы принести дары Спасителю Мира.

Дева Мария и чудо в Кане Галилейской

На восьмой день Младенец Иисус был обрезан по традициям того времени, а на сороковой принесен в Иерусалимский храм. Именно там Симеон Богоприимец предрек Деве Марии грядущие страдания. Далее в Писании мы видим упоминания о том, как в двенадцать лет Иисуса потеряли при визите в Иерсуалимский храм и оказалось, что Он общался со священниками, внимавшими Ему. Была Дева Мария и на браке в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Он сделал это по просьбе своей Матери, упомянув все же, что “время еще не пришло”. Это было первое чудо, совершенное Иисусом.

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2:1-11)

Самым трагическим моментом жизни Девы Марии, о котором упоминает Писание, стало присутствие на Голгофе, где Богородица смотрела на казнь Господа нашего Иисуса Христа. Со креста, Иисус говорит своему любимому ученику Иоанну: “Се Матерь твоя!”. Перепоручая заботу о Своей земной Матери апостолу Иоанну.

Попрощаться с Богородицей перед ее Успением собрались все ученики. По Преданию Дева Мария участвовала в жребии при решении о том, куда пойдет проповедовать каждый из них. Дева Мария не умерла в привычном нам понимании слова. После Вознесения Иисуса Дева Мария осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод начал гонения на христиан, Дева Мария удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Дева Мария неустанно молилась о том, чтобы Господь скорее забрал ее к Себе. И тогда архангел Гавриил возвестил Ей скорую кончину. Увидевшись с учениками Христа Она предала Свою душу в руки Господа, и тут же раздалось ангельское пение.

Содержание статьи

МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА, мать Иисуса Христа , в христианской традиции – Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых. Этимология имени «Мария» (евр. Мариам) предлагалась разная: «прекрасная», «горькая», «непокорство», «просвещающая», «госпожа» и «возлюбленная Богом». Ученые отдают предпочтение последнему значению, которое восходит к древнеегипетскому языку и может быть объяснено четырехвековым пребыванием евреев в Египте.

Жизнь.

Евангельское повествование о жизни Марии начинается с рассказа о явлении ей в Назарете архангела Гавриила , возвестившего, что она избрана Богом в качестве матери Мессии. Хотя она и была обручена с Иосифом, однако оставалась девственной, о чем свидетельствует ее вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел объясняет ей, что ее осенит сила Всевышнего, и Мария дает свое согласие: «Да будет Мне по слову твоему». Сразу после этого она отправилась навестить свою родственницу Елисавету, которая прежде была бесплодна и которой ангел возвестил, что она в преклонных годах родит сына – Иоанна Крестителя .

Придя к Елисавете, Мария воспела хвалебную песнь – «Величит душа Моя Господа» (лат. Magnificat), напоминающую песнь Анны, матери пророка Самуила (1 Цар 2:1-10). Когда же она вернулась в Назарет, Иосиф, узнав, что она ожидает ребенка, хотел ее отпустить без огласки, однако явившийся Иосифу ангел открыл ему великую тайну.

В соответствии с декретом Цезаря Августа о переписи населения Мария и Иосиф (будучи из рода Давидова) отправились в Давидов град Вифлеем, где в стойле для скота Мария родила Иисуса. Пастухи, которым ангелы возвестили о рождении Младенца-Христа, пришли поклониться ему и застали Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. На восьмой день ребенок был обрезан и получил имя Иисус, которое дал ему архангел Гавриил. На сороковой день Мария и Иосиф пришли в иерусалимский Храм, чтобы очиститься по Закону Моисееву и посвятить Сына Господу, принеся в жертву двух горлиц или двух молодых голубей. При совершении этого обряда старец Симеон взял младенца на руки и предсказал Марии ее будущее участие в страданиях Сына: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Предупрежденный во сне о том, что Ирод хочет погубить младенца, Иосиф вместе с Марией и Иисусом бежал в Египет и оставался там до смерти Ирода.

Евангелия ничего не сообщают о Марии в период жизни Иисуса Христа в Назарете, если не считать эпизода, случившегося, когда Иисусу было 12 лет. Родители привели его в Иерусалим на праздник Пасхи и, потеряв его там, три дня не могли его найти. Обнаружив его в Храме среди законоучителей, мать спросила, почему он остался там, и Иисус ответил: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк 2:49).

Мария была со Христом в начале его общественного служения, когда, по ее просьбе, он превратил воду в вино во время брачного пира в Кане. Некоторое время она была вместе с ним в Капернауме. На Голгофе она стояла возле креста, и Иисус препоручил ее заботам апостола Иоанна. После вознесения Христа Мария вместе с апостолами и учениками ожидала в Иерусалиме сошествия Святого Духа, и в день Пятидесятницы Дух Святой сошел на них в виде огненных языков. Никаких сведений о последующей жизни Девы Марии в Новом Завете не приводится.

Согласно преданию, она одно время жила в Эфесе или поблизости от него, однако ее основным местом жительства был, по-видимому, Иерусалим. Считается, что она умерла в Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа.

Теология.

Основные элементы мариологии (раздела теологии, посвященного Деве Марии) сложились еще в эпоху ранней патристики. Так, еще до Никейского собора (325) многие крупные церковные писатели, включая Игнатия Антиохийского , Юстина Мученика , Иринея Лионского и Киприана, писали о роли Девы Марии в искуплении человечества.

Титул «Богородица» (греч. Theotokos) был впервые официально принят в полемике против Нестория на Эфесском соборе (431), однако сама эта концепция восходит к раннему послеапостольскому периоду. Библейским основанием этой концепции служил присутствующий в евангелиях двойной мотив: Иисус Христос – истинный Бог и Дева Мария – истинная Матерь Иисуса. Игнатий Антиохийский (ум. 107) писал: «Мария носила во чреве нашего Бога Иисуса Христа в согласии с божественным планом спасения». Определение «Богородица» получил распространение после 3 в. Его использовал Ориген (ок. 185 – ок. 254), а Григорий Назианзин ок. 382 писал: «Тот, кто не признаёт Пресвятую Марию Матерью Божьей, отлучен от Божества».

Несторианский тезис о том, что Мария не могла быть Матерью Божьей, поскольку она породила лишь человеческое естество Христа, вызвал возражения со стороны защитников христианской ортодоксии (правоверия), указывавших, что она зачала и родила не только «естество», но и «лицо» (личность). А поскольку Дева Мария зачала и родила второе Лицо Троицы, то она есть поистине Матерь Божья.

В силу своего божественного материнства Дева Мария превосходит своим достоинством всех тварных существ и в святости уступает лишь своему божественному Сыну. В церкви ее прославляют особым почитанием, обозначаемым греческим термином «гипердулия» (в отличие от почитания, оказываемого другим святым, – «дулия»), и поклонением («латрия»), воздаваемым только Богу. Древние церковные писатели подчеркивали связь между божественным материнством Марии и полнотой ее благодати, усматривая свидетельство этого в приветствии ангела: «Радуйся, благодатная». По их мнению, для того, чтобы сделаться Матерью Божьей, она должна была удостоиться особого божественного расположения.

В католической традиции непорочное зачатие самой Девы Марии (ее родителями) рассматривается как логическое условие, подготовившее ее к роли матери Спасителя. По словам папы Пия IX (1854), «Пресвятая Дева Мария была уже в самый момент ее зачатия, через исключительный дар благодати и привилегию, дарованную ей всемогущим Богом ради заслуг Иисуса Христа, Спасителя человечества, оставлена незапятнанной первородным грехом». Это означает, что мать Иисуса Христа была предохранена от общего всему человечеству порока отчуждения от Бога, унаследованного от Адама в результате его грехопадения. Ее свобода от греха была особой благодатью, исключением из общего правила, привилегией, которой – как утверждает католическая теология (в отличие от протестантской) – не было удостоено никакое другое тварное существо.

Ни у греческих, ни у латинских отцов церкви мы не находим прямого учения о непорочном зачатии Девы Марии, хотя в скрытом виде оно подразумевается. Отцы церкви учили, что Мария отличалась исключительной чистотой нравов и святостью жизни. Кроме того, Дева Мария рассматривалась как прямая противоположность Еве. Однако представление о непорочном зачатии Девы Марии должно было приобрести более ясные очертания, прежде чем стало догматом католической церкви. Особую роль в разработке этой концепции сыграл Дунс Скот (ок. 1264 – 1308), который выдвинул идею пред-искупления (praeredemptio), чтобы примирить свободу Девы Марии от первородного греха с зачатием ею Христа.

С непорочным зачатием Девы Марии была связана также и ее свобода от любых греховных желаний. Освобождение от бремени первородного греха само по себе не означает восстановления изначальной целостности человека или обретения им некоего иммунитета, предохраняющего от вожделения, которые были утрачены человеком после грехопадения. Хотя само по себе плотское влечение не является греховным, оно, тем не менее, подразумевает нравственный порок, так как может вести ко греху, возбуждая страсти, которые ведут к нарушению Закона Божьего, – даже тогда, когда человек им не уступает и формально не делает ничего дурного. С другой стороны, может возникнуть вопрос, каким образом мать Иисуса Христа, будучи свободна от искушения, могла стяжать себе заслугу пред Богом. Католичество отвечает на это, что она – в той же мере, в какой и ее Сын, – могла направить свою свободу и на другие цели, помимо обуздания страстей, в частности – на любовь к Богу и на упражнение в терпении, милосердии и послушании законной власти.

Девственная непорочность Девы Марии и чуждость плотскому вожделению соединялись в ней с ее неподверженностью никакому личному греху. На ее безгрешность указывает определение «благодатная», которое ей дается в Евангелии, поскольку нравственный порок несовместим с полнотой божественной благодати. Августин считал, что понятие личной греховности не рименимо к Пресвятой Деве уже потому, что ее почтил Бог.

Учение о приснодевственности Марии впервые было выдвинуто в ответ на отрицание ее девственности некоторыми гностиками (в частности, Керинфом, ок. 100) и языческими критиками христианства (в частности, Цельсом, ок. 200). При этом речь шла о трех моментах ее девственности: зачатии Девой Марией Сына без участия мужчины, рождении ею Христа без нарушения девственности и сохранении ею девственности после рождения Христа.

Вера церкви в девственное зачатие Иисуса выразилась во многих древних исповеданиях веры. В Апостольском символе веры (начало 2 в.) говорится об Иисусе Христе, «Который был зачат Святым Духом, рожден Девой Марией». Библейское обоснование этого учения обнаруживается в пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея относит к Деве Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева [хальма] во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил [Бог с нами]». С самого начала христиане истолковывали это пророчество как относящееся к Мессии, поскольку знамение исполнилось. Последующее возражение, состоящее в указании на то, что греческий перевод еврейской Библии (Септуагинта), появившийся ок. 130 до н.э., ошибочно передала смысл еврейского слова «хальма» греческим словом parthenos («дева»), а не словом neanis («молодая женщина»), в настоящее время признано несостоятельным. Так же понимал этот термин и Матфей, ссылаясь на пророчество Исайи (Мф 1:23). Кроме того, в ветхозаветном языке «хальма» означает незамужнюю девушку, достигшую брачного возраста, которая – в соответствии с еврейскими моральными представлениями – должна была сохранять девственность. Да и сам контекст требует смысла «дева», поскольку чудесное знамение имело бы место лишь в том случае, если бы зачала и родила именно дева.

Все отцы церкви разделяли представление о девственном зачатии Христа Марией. Начиная с Юстина Мученика (ок. 100 – 165) все церковные писатели единодушно защищали мессианскую интерпретацию пророчества Исайи, которая дается в Евангелии от Матфея и подтверждается в Евангелии от Луки.

Христианская традиция идет дальше. Дева Мария не только зачала без всякого плотского сношения, но ее физическая девственность не была нарушена даже при рождении Христа. Когда монах Иовиниан (ум. 405) стал учить, что «дева зачала, но дева не родила», он был тут же осужден на соборе в Медиолане (Милане) (390) под председательством св. Амвросия, напомнившего стих Апостольского символа веры : «рожден Девой Марией». Положение о том, что ее девственность осталась неповрежденной и в момент рождения Иисуса, было включено в определение «приснодевственности» Марии на V Вселенском соборе в Константинополе (553). Не вдаваясь в физиологические подробности, древние писатели прибегали к различным аналогиям, уподобляя рождение Христа из запечатанной утробы прохождению света сквозь стекло или порождению мысли человеческим умом. В энциклике Mystici Corporis (1943) Пий XII описывал Деву Марию как «Ту, Которая дала чудесное рождение Христу, Господу нашему».

Считается, что Мария оставалась девственной и после рождения Христа. Учение о девственности post partum (после родов), отрицавшееся в древней церкви Тертуллианом и Иовинианом, решительно защищалось в христианском правоверии, в результате чего был выработан термин «приснодевственная», закрепленный на V Вселенском соборе в Константинополе. Начиная с 4 в. общепринятыми становятся формулы, подобные августиновской: «Девой зачала, девой родила, девой осталась».

Достоверных свидетельств относительно времени, места и обстоятельств смерти Девы Марии не сохранилось, однако факт ее смерти был признан древней церковью. Ефрем, Иероним и Августин считали этот факт несомненным. Однако Епифаний (315–403), который внимательно изучил все имеющиеся источники, пришел к заключению, что «никому не ведомо, каким образом Она покинула этот мир». Хотя это положение догматически не закреплено, однако большинство современных теологов верит, что Дева Мария умерла. Они признают, что она не была подвержена закону смертности – в силу своей свободы от первородного греха, однако считают, что телесность Девы Марии должна была быть сходной с телесностью ее Сына, который позволил себя умертвить ради спасения людей.

В 1950 папа Пий XII провозгласил, что «Пренепорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного греха, завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу...» Католическое учение о вознесении Девы Марии зиждется на двоякой традиции: на утвердившемся издревле веровании и на том, что католический епископат с полным единодушием принял эту догматическую истину в качестве части вероучения.

Отцы церкви трех первых веков почти не обсуждали тему вознесения Девы Марии. Отсутствие практики поклонения ее мощам, озабоченность христологическими спорами, а также – упоминания о вознесении Богородицы в апокрифических сочинениях позволяют объяснить причину молчания древней церкви об этом предмете. Евсевий Кесарийский писал в своей Хронике , что «Дева Мария, Матерь Иисуса Христа, была взята на небеса, что, согласно немалому числу писателей, было открыто нам Богом». Литургическим подтверждением этого учения служит тот факт, что папа Григорий I (590–604) назначил 15 августа днем празднования вознесения Девы Марии на небеса, заменив этим праздником праздновавшееся ранее успение Богородицы.

Теоретические основания, на которых отцы церкви и позднейшие богословы основывали учение о нетленности и преображении тела Девы Марии, заимствованы из Откровения. Поскольку она не была подвержена греху, ее плоть не должна была подвергнуться тлению. Ее божественное материнство устанавливало телесную и духовную связь между ней и Христом, а ее соучастие в искупительном подвиге ее Сына предполагало соответствующую причастность к плодам искупления, включающим в себя прославление тела и души.

С ролью Марии как Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человеческим. Однако в этом посредничестве имеются два аспекта, которые следует различать. В теологической доктрине Римско-католической церкви признано, что, поскольку Дева Мария родила Спасителя, который есть источник всякой благодати, благодаря ей эта благодать сообщается человечеству. Однако лишь вероятным и допустимым следует считать мнение, согласно которому после вознесения Марии на небеса никакая вообще благодать не сообщается людям без ее содействия и участия. При этом соучастие Девы Марии в осуществлении плана спасения может пониматься двояко.

Во-первых, Мария по своей воле содействовала Богу в осуществлении Его замысла, приняв с покорностью весть о боговоплощении, дав рождение Сыну и став духовной соучастницей подвига его Страстей и Смерти. Однако Христос один принес искупительную жертву на кресте. Мария оказала ему в этом моральную поддержку. Поэтому, как гласят некоторые постановления Римско-католической церкви, нельзя говорить о ее «священстве». Согласно принятому в 1441 на Флорентийском соборе постановлению, Христос «один одолел врага рода человеческого». Подобно этому, он один стяжал прощение для всех детей Адама, включая Деву Марию. Ее роль в этом «объективном искуплении» и заслуга в деле спасения была непрямой и вытекала из ее готовности служить делу Христа. Она страдала и приносила жертву вместе с ним, у подножья креста, однако действенность ее жертвы всецело зависела от действенности жертвы ее Сына.

Во-вторых, Мария соучаствует в деле спасения тем, что через свое материнское посредничество сообщает искупительную благодать Христа людям. Католические теологи обозначают это термином «субъективное искупление». Это не означает, что каждый человек в обычной молитве может прямо испросить себе благодать через Деву Марию или что ее заступничество абсолютно необходимо при даровании божественных благословений, но означает, что, по божественному установлению, благодати, которые заслужил Христос, сообщаются людям посредством действительного заступнического посредничества его Матери. Будучи плотской Матерью Божьей, она есть духовная матерь для всех членов Тела Христова – церкви ее Сына.

Мариология и экуменизм.

Подобная многогранность характерна не только для католического богословского учения о Деве Марии, но и для мариологии других христианских церквей, а за пределами христианства – для ислама.

Божественное материнство Девы Марии признавалось, истолковывалось или отрицалось в зависимости от отношения к божественности Христа. Мусульмане отвергают обозначение «Богородица», считая его святотатственным. «Ведь Мессия, – писал Мухаммед в Коране, – Иса, сын Марйам, только посланник Бога». Его мать родила лишь пророка, поскольку «Бог – только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (Сура 4, 171).

Восточные православные церкви верят в то, что Дева Мария была подлинно Богоматерью, что она превосходила своей святостью не только всех людей, но и ангелов, что она была во плоти взята на небеса и теперь является заступницей за людей перед Сыном.

Протестантские формулы вероисповедания отдают предпочтение выражению «Матерь Иисуса», – даже в тех случаях, когда они, в принципе, признают божественность Христа. Они исповедуют также девственность Марии и прямо отождествляют тайну ее девства с божественным материнством, как это делал, например, Кальвин, который в своем Наставлении писал: «Сын Божий чудесно сошел с Небес, но так, что при этом Он не покидал Небеса. Он восхотел быть чудесно зачатым во чреве Девы». Сходных взглядов придерживаются и протестантские теологи, например К. Барт.

Мариология служит предметом серьезного изучения для идеологов экуменического движения. Православные, англиканские и протестантские теологи горячо обсуждают вопрос о том, могут ли такие учения, как учение о непорочном зачатии Девы Марии и о ее вознесении, быть включены в христианское вероучение, если они не были прямо возвещены в библейском Откровении. Они признают, что эти догматы могут послужить серьезным препятствием на пути к христианскому единству.

Отражение в искусстве и литературе.

Жизнь и добродетели Девы Марии вдохновляли художников на создание замечательных произведений христианского искусства и литературы.

Самое древнее из сохранившихся изображений Пресвятой Девы – фреска в римских катакомбах Присциллы на Виа Салариа. Эта фреска (конец 1 в. или начало 2 в.) изображает Марию сидящей с младенцем Иисусом на руках, а рядом с ней – мужскую фигуру, возможно, пророка со свитком в руке, указывающего на звезду над головой Девы. Еще три изображения Девы Марии в той же катакомбе датируются 2 и 3 вв. На одном из изображений на гробнице христианской девственницы Мария с Младенцем запечатлена как пример и образец девственности, на другом представлена сцена поклонения волхвов в Вифлееме, а третье принадлежит к числу менее распространенных изображений сцены благовещения. Аналогичные сюжеты представлены на изображениях (все – ранее 5 в.), обнаруженных на кладбищах Домитиллы, Каллиста, святых Петра и Маркелла и св. Агнесы.

Живописные и скульптурные изображения Девы Марии, относящиеся к раннехристианской эпохе, подчеркивали ее отношения с Иисусом, как Девы и Матери, прослеживая их чаще всего в одной из евангельских сцен, начиная от благовещения и заканчивая сценами распятия или погребения Христа. Эфесский собор (431), на котором было принято направленное против Нестория учение о божественном материнстве, положил начало новому этапу художественного осмысления образа Девы Марии на Востоке, а затем, в самом скором времени, – и в Италии, Испании и Галлии. С этого момента Мария чаще изображалась не в бытовых евангельских сценах, а как Небесная Царица, облаченная в золото и величественно восседающая на престоле.

Романское искусство усвоило и развило византийскую иконографию Пресвятой Девы, однако если на Востоке преобладали изображения молящейся Богородицы («Оранта») с воздетыми руками, то западные художники и скульпторы предпочитали изображать ее как «Престол Премудрости». Адаптация византийской иконографии происходила медленно, но была существенной. Она позволила перейти от строгих восточных линий к большей мягкости, проникнутой человеческим чувством. В изобразительном искусстве всех великих исторических эпох, начиная с раннего Средневековья, историки обнаруживают художественное отображение той важной роли, которую Пресвятая Дева играла в теологии.

В эпоху готики она была «Матерью Искупителя»; здесь подчеркивалось прежде всего милосердие и любовь Спасителя и его Матери, как участницы подвига искупления, осуществленного ее Сыном. Это искусство соответствовало «эпохе веры» и времени, когда церковь была занята реформированием своей внутренней жизни и церковной дисциплины. В эпоху Возрождения преобладающей темой становится образ «Матери и Младенца», воплощенный в прославленных творениях Фра Анжелико, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Фра Филиппо Липпи, Боттичелли, Корреджо, Дольчи, Перуджино, Тициана и Верроккьо в Италии, Ван Эйка, Мемлинга и Рубенса во Фландрии и Ханса Хольбейна Младшего и Дюрера в Германии. Для барочного стиля было типично изображение Девы Марии в роли «Победительницы Сатаны», а в современную эпоху – в образе «Посредницы Благодати», подкрепленном исторической ассоциацией Пресвятой Девы с ее откровениями, возвещенными в Лурде и Фатиме, а также – таким мистикам, как Маргарита Мари Алакок, Катрин Лабуре, Дон Боско и Кюре Арсский.

Тема Девы Марии стала частью литературной культуры всех народов, включая и азиатские – как исламские, так и неисламские, однако особое внимание ей уделялось в романских странах и во Франции. Писатели разных вероисповеданий отмечали облагораживающее влияние веры в чистый образ Девы Марии на западный образ жизни и литературу. Одним из признаков, характеризующих, с их точки зрения, высокоразвитую цивилизацию, является чувство уважения к женщине. В этом смысле, почтительное преклонение перед Девой Марией как идеалом женственности оказало большее влияние на изменение положения женщины в обществе, чем любое другое положение христианской религии.