Антиох кантемир сатиры. письма

Антиох Кантемир "К уму своему" - страница №1/1

Антиох Кантемир

"К уму своему"

многие из моих современников думают, что науки ведут к:


  • безбожию и ереси

  • голоду, т.к. раньше пока люди латыни не знали, у них и урожай больше был; к тому же не надо алгебры знать, чтобы правильно сказать ск-ко копеек в рубле

  • разрушает «сообщество людей», т.к. человек начинает проводить время не только с людьми, но и с книгами, над бумагой с пером.

Так же Кантемир замечает, что если хочешь быть епископом – оденься в рясу (ни о какой духовности речи нет); хочешь быть судьей – не обращай внимание на слезы обделенных и нуждающихся.


Кантемиру не нравится, что солдат, только научившийся писать – хочет управлять войском; мелкий дьячок, читающий псалтырь, но не понимающий его – стать епископом и т.д.
Таковы слыша слова и примеры видя,
190 Молчи, уме, не скучай, в незнатности сидя.

Вместо похвал, что ты ждешь, достанешь хулу злую.

"Филарет и Евгений"

Разговаривают Ф и Е. Ф спрашивает почему у Е красные глаза, чего не весел? Е отвечает, что обидно ему, т.к. он старого знатного рода, но его ничем не награждают и не выделяют, хотя все его предки были очень значимы. Ф спрашивает у Е, а сделал ли он что-н. чтобы его приметели-отметили и сам же отвечает, что не сделал. Предки Е в море ходи, а Е даже воды в пруду боится; проматывает состояние, которое его предки так тяжело зарабатывали и т. д., к тому же его предки тоже не всегда известны были. А лишь со времен Ольги, когда греки русь крестили, а до этого они не чем ни выделялись, так сейчас новые роды закладываются и заканчивает:

Адам дворян не родил, но одно с двух чадо
Его сад копал, другой пас блеюще стадо;
Ное в ковчеге с собой спас все себе равных
Простых земледетелей, нравами лишь славных;
375 От них мы все сплошь пошли, один поранее
Оставя дудку, соху, другой - попозднее.

"О воспитании"

Обращается к князю Трубецкому.
Кантемир говорит, что его не воспримут старики, так как все убежден, что мудрость – синоним старости. Говорит, что часто люди свои пороки сваливают на природу, но все нужно валить на неправильное воспитание! Потом Кантемир говорит, что есть некий человек, он всю жизнь копил добро сыну, но не позаботился привить ему добрый нрав, поэтому, когда ребенок подрастет он будет несчастлив, папаша будет его студытся. Главное в воспитании, по Кантемирову, чтобы страсти изгнав из ребенка, привить ему добрый нрав, чтоб он и семье, и отечеству был полезен. Ласковостью и любовь скорее воспитаешь сына как надо, нежели только силой и страхом – будет трусом, лицемером.

Отучать ребенка от пороков Кантемир стал бы на живом примере: похотливого отвел бы к мужчине, который весь в чириях; склонного к мошенничеству – на экскурсию в тюрьму и т.д. чтоб видел, что его ждет. К тому же будь примером для ребенка, не делай то, за что его ругаешь.

Тредиаковский В.К.

"Эпистола от Российской поэзии к Аполлину"

Тредиаковский просит у Аполлона, чтобы:

Чтобы в помощь ты мою был всегда скорейший,
Чтобы слог мой при тебе начал быть острейший

Потом он очень-очень долго перечисляет великих поэтов-писателей разных стран и подытоживает:

Словом, нет уже нигде такова народа,
Чтоб честна там сестр моих не была порода…
…Но приди и нашу здесь посетить Россию,
Так же и распространи в ней мя, поэзию…

Хотя нужден ты давно здесь в России славной.

"Тилемахида"

Автор вспоминает об Одисеи, который долго странствовал. Потом говорит: ужасно, что чаще всего около царя вьется огромное кол-во плохих людей, в то время, как хорошие где-то в вдалеке. Потом лирического героя хотел подстрелить из лука Эрот, но вовремя явилась Афродита и спасла лир. героя, который отметил, что красота Афродиты и Афины различны, т.к. :

Было всё-важно в ней (в афине), благородно, крепко, сановно...

Так же лиг. гер. говорит, что Афина сказала Эроту, что:

Будешь всегда побеждать сердца единственно подлы,
Любящи паче бесчестны твоих любосластий утехи,
Нежели стыд, целомудрие, честь, добродетель и-славу

Далее лир. герой с кораблем и командой попал бурю, вся команда – киприйцы (все они были сластолюбцами) бились в истерике, боясь смерти, но лир. герой встал у руля корабля, рявкнул, чтобы все гребли, а не ревели и таким образом все спаслись.

Лир. герой с кем-то начинает говорить:

Я спросил у-него, состоит в чем царска державность?
Он отвещал: царь властен есть во всем над-народом;
Но законы над-ним во всем же властны конечно.
Мощь его самодержна единственно доброе делать;
Связаны руки имеет он на всякое злое.

Далее рассказывается история, о том что жили были царь с царицей, имели 2 сыновей, но царица любила другого, поэтому она внушила царю, что первый его сын хочет его свергнуть – царь убил юношу; а второго она отправила учиться в город, до которого он добирался по морю. В пути люди царицы убили юношу и затопили корабль «аля погиб в буре». Потом царица отправила царя, который ожидал от нее чего-то похожего, поэтому всю свою пищу заставлял ее пробовать, но она имела противоядие, а он нет. Финита ля царь. Потом лир. герой замечает, что с известие о смерти царя никого в городе не оставило равнодушным, но ни единый человек не жалел его, для большинства это была потеха. А на трон царица посадила своего любовника. The end.

В последнем куске текста афина обращается к сыну одисея и говорит, что я тебе все показала и рассказала как править – дерзай. Подозреваю, что Телемах это и есть сын Одисея…

Ломоносов

«Ода на взятие Хотина, 1739г.»

Описание природы, каких-то гор.

Затем вокруг полчища татар, но наши:

Крепит Отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь.

Потом Ломоносов сравнивает наших воинов с орлами и говорит, что они – и воины, и орлы – пройдут везде, им несрашны никакие преграды и все это они сделают ради императрицы Анны Ионовны (?). Затем нам на помощь приходит Георгий Победоносец (т.е. солдаты ведут праведную, богоугодную войну – это хотел сказать Ломоносов):

Над войском облак вдруг развился…
Гоня врагов, Герой открылся .

Не сей ли при Донских струях
Рассыпал вредны россам стены?

Татары бегут, везде много раненых, убитых. Русские воины победили! И вся земля знает, что мы сильные.

Целуйте ногу ту в слезах,
Что вас, агаряне, попрала,
Целуйте руку, что вам страх
Мечем кровавым показала .

Прославляет нашу императрицу, говорит, что судьба каждого из проигравших теперь в ее руках; что она очень сильна, что при ней Россию уважают по всему миру: и в Китае, и на Кипре.

«Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747г »

Первые строчки – прославляет тишину, мир, спокойствие:

Царей и царств земных отрада
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна !

Переходит к Елизавете, говорит, что с ней может сравниться только солнце.

Восхваляет ее:


  • мудрость, когда, вступя на трон, она положила конец войнам с нашим участием, т.к. заботилась о солдатах, их жизнях.

  • За то, что она стала развивать науки.
Вспоминает о Петре 1, говорит, что и при нем России было оч. хорошо, он сделал нас сильной страной; заковал Неву – построил Питер; хотел развивать у нас науки, но, к сожалению, умер.

Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.

Потом описание силы России.

Затем «О вы, которых ожидает….»

«Утреннее размышление.. »

Увидев восход солнца, Ломоносов прославляет Бога, что он ради мелких человеческих дел зажег такую махину, внутри у которой огонь, плавятся камни и т.д. Это еще раз ему доказывает, что господь может все. В конце Ломоносов просит:

Творец! покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи,
И на твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный царь .

«Вечернее размышление... " (по поводу северного сияния)

На небе звездам нет числа, а этой ночной бездне дна. Потом он видит северное сияние и задает вопросы (воображаемому ответчику): как это объясняет наука, что это вообще и все в таком духе. Сам же отвечает, что ничего толком о сиянии сказать нельзя. И заключает, что бог-творец – всесилен.

«Письмо о пользе стекла» (обращено к Шувалову – куратору МГУ)

Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу. Т.К.:


  • огонь, разрушитель почти всего, что есть на земле, не может разрушить стекло, наоборот, оно рождается в огне. (далее он говорит, что при извержении вулкана Этна, когда люди думали, что наступил конец света из недр земли на свет появилось стекло)

  • из стекла мы пьем вино и мед, честного человека мы сравниваем с прозрачным стеклом через которое все видно, лжеца – нет.

  • Врачи хранят в нем лекарства, которые спасают наши жизни.

  • Фарфоровые прекрасные сосуды – имеют в своем составе стекло.

  • Из стекла производят финифть; из стекла делают узорчатые мозаики в Риме, которые не боятся времени – оно над ними не властно.

  • Стекло – оконное стекло, благодаря которому в наши дома попадает солнечный свет.

  • Зеркало – стекло

  • Бисер, который украшает наряды всех красавиц – стекло

  • Очки – стекло.
Драг. металлы несут муки, т.к .:

  • из-за них тираны зверствуют и казнят, желая приобрести еще.

  • Загоняют людей в шахты
Виной толиких бед бывало ли Стекло?
Никак! оно везде наш дух увеселяет:
Полезно молодым и старым помогает.

Потом вспоминает о Промете, укравшем огонь, но сейчас с помощь стекла мы можем добыть его сами.

Ученый Аристарх погиб из-за того, что стал доказывать, что земля и другие планеты движутся вокруг солнца, это он увидел в телескоп, в котором линза – стекло. Потом секрет телескопа был потерян на века, пока Коперник не воскресил его.

Бог с помощью стекла расширил человеческие возможности – глупо этим не пользоваться (микроскопы, барометры, которые будут предвещать на море бурю и затишье и.т.д.). Раньше ученые считали молнии – гневом бога боялись их исследовать, но стеклянный шар дает примерно такие же вспышки, и их-то люди изучают и поняли, как уберечь дома от ударов молнии.

В конце Ломоносов прославляет Елизавету, за то, что она развивает науки.

«Гимн бороде»

Приходя в этот мир одно из первых, что мы видим – борода. Борода приносит в казну доходы, т.к. за нее берется дополнительный налог. Все мудрецы носят бороды. Если человек неприметен или беден, то хорошая борода разом сделает его на вид богатым и заметным.

О прикраса золотая,

О прикраса даровая,

Мать дородства и умов,

Мать достатков и чинов…

Потом Ломоносов говорит, что ухаживает за своей бородой, заплетет ее в косы, подпитывает, удобряет, чтоб лучше росла.


«Разговор с Анакреонтом»

Анакреон говорит, что не хочет больше петь о героях, битвах, а хочет – о любви. Ломоносов ему отвечает, что раньше он пел о любви, но теперь отдает предпочтение восхвалению боевых заслуг героев.

А.: жалеет о том, что раньше не смог начать копить сокровища, т.к. ими бы он откупился от смерти, но на нет и суда нет, поэтому, пока живет, он будет получать удовольствие от жизни. Ломоносов: ты, великий философ. Ты жил по тем принципам, к которым призывал людей, поэтому память о тебе будет жить всегда!

Ан.: я уже стар, поэтому считаю, что чем ближе смерть, тем больше должен получить удовольствия от жизни. Ломоносов : ты – жил! и жил весело, интересно и это круть!

Ан: хочет, чтобы какой-то художник нарисовал ему портрет оч.-оч. красивой женщины (белая кожа, большая грудь, красный румянец, черные брови). Ломоносов предлагает изобразить Россию в виде женщины в полном рассвете сил, и чтоб она прекратила все наши войны.
«Рассуждение об обязанностях журналистов»

Ломоносов радуется, что у пишущих людей появилась возможность свободно высказывать свои мысли, но это же принесло и немало проблем, когда человек своей цель ставил зарабатывание денег, а не поиск истины.

Журналы приносили бы куда больше пользы, если бы журналисты целиком смогли бы выполнить взятую на себя задачу. Для этого им понадобятся силы , чтобы основательно и со знанием дела обсуждать те многочисленные и разнообразные вопросы, которые входят в их план; воля - для того, чтобы иметь в виду одну только истину.

Сумароков
«Наставление, хотящим быть писателями»

Человек может записать свои чувства и мысли, свои открытия и познания и оставить все это потомкам – круть! Наш язык гораздо лучше, чем язык мордвы, русский – так же хорош, как итальянский, латынь и французский, но, к сожалению, не все писатели умеют пользоваться нашим языком. Кто-то его недоучил, поэтому не знает всего богатства языка и часто использует иноязычные слова; кто-то пытается переделать русский язык на немецкий лад и т.д.

Итак, тот, кто пишет должен: сначала очистить мысли, так чтобы полностью сосредоточиться на процессе и сделать все на что способен. Переводя текст с другого языка, помни, что то, что хорошо звучит на французском, может ужасно звучать на русском, поэтому – думай над каждым словом.
Трудолюбивая пчела себе берет
Отвсюду то, что ей потребно в сладкий мед,
И, посещающа благоуханну розу,
В соты себе берет частицы и с навозу.

Это значит, что все зависит в переводе только от таланта переводчика.
Стихи писать - не плод единыя охоты,
Но прилежания и тяжкия работы.

Учись писать, работай над собой! Если пишешь разговор пастуха с кем-то, то его речь не должна быть похожа ни на крестьянскую, ни на дворянскую – она должна излучать простоту, иначе будет резать слух.


«О благородстве»

Сию сатиру вам, дворяня, приношу!
Ко членам первым я отечества пишу.

Все мы произошли от Адама. И какое право дворяне имеют кормиться и богатеть мужицким трудом? К тому же под вопросом, что всегда ли ум барский яснее ума мужицкого. Поэтому, долго ли скотине человеком обладать (барину – крестьянами)? Многе знаем по опыту: 5+5=10, что лед топится водой и т.д. Но без наук человек похож на слепца.

Сумароков акцентирует мысль:

Достоин я, коль я сыскал почтенье сам,
А если ни к какой я должности не годен, -
Мой предок дворянин, а я не благороден.

Богданович
«Душенька»

Жил был хороший царь во времена Юпитеровы, который плохих, жадных, злых людей наказывал (заставлял носить колпаки с надписями грехов, коим страдает, страшные карнавальные маски, чтоб все люди могли видеть его истинное лицо; болтливых людей превращал в сорок, непостоянных в вертушки и т.д. Друзей же своих он часто приглашал на пиры к себе. Однажды к нему приехал соседний царь с тремя дочерьми-красавицами, младшая была красивее всех, ее звали Душа (Душенька). Из-за ее красоты все зефиры и амуры, которые раньше сопровождали Венеру и Церцеру стали сопровождать ее. Богиня в шоке…. Она (венера) говорит амуру, что на душеньку уже засматривается юпитер и неровен час, он женится на ней и тогда родится новый амур и отнимет у нынешнего всю власть. Венера просит амура, чтоб он либо забрал у душеньки красоту, либо послал ей мужа-тирана, чтоб красота ее сама увяла. Вскоре Венере доложили, что душеньку разлюбили все ее поклонники (козни богини удались). Народ греческий от этого в шоке…

Верена просила у родственников душеньки, чтобы они ей ее выдали, но царь и другие родственники отказались. Душенька оч. несчастная, что у всех есть поклонники, кроме нее. Спросили у оракула что делать, он ответил, что душенька выйдет замуж за чудовище, которое радуется от человеческих слез и даже стикс его боится.. Одно «но», оракул не сказал, где живет (на какой горе) это чудовище… Поэтому душенька решает ехать без кучера – т.е. править колесницей будет судьба.

Книга вторая :

Она на горе. С горы ее уносит рой зефиров. Она в чертоге, в богатом, ей прислуживают нимфы и т.д., короче – рай да и только. Ночью является ее супруг, ей он не показался чудовищем, но имени своего он не сказал, а на рассвете покинул ее, как тень.

Потом Душенька со свитой часто ходила гулять в сад, далее в лес. В лесу она встречалась с мужем. Шли годы. Забавы душеньке надоели, она стала читать книги, чтобы узнать о нравах людей. Прошло три года. За это время душенька так и не видела своего супруга (он все время был в тени, в сумраке). Однажды зефир сказал ей, что ее сестры пришли к той горе искать ее, душенька взяла сестер к себе в чертоги.

Сестры стали интересоваться – кто ее муж, она сначала говорила, что его дома нет, а потом сказала правду, что не знает, т.к. видела только его тень. Сестры стали ей внушать, что ее муж дракон или какая-н. еще мерзкая тварь, говорили, что у нее родятся чудовища и постепенно душенька стала им верить. Душенька решила умереть, но не жить с чудовищем, сестры же стали уговаривать убить перед смертью мужа – вдруг после ее кончины он переубивает весь их род. Меч душеньке принесли сестры, причем не простой, а тот, которым геркулес убил гидру.

Душенька пришла ночью к мужу с мечом и лампадой… муж оказался богом амуром. Но душенька пролила ему на бедро часть масла из лампады и он проснулся, увидел меч. Душенька в обмороке.

Книга третья:

Душенька изгнана из рая. Зефиры вернули ее на ту гору, откуда взяли. Душенька молит о смерти судьбу, но смерть так и не приходит.

Душенка шла по безлюдной пустыне в центре которой была гора и плакала, и кричала: «Амур, амур». Амур же за ней наблюдал с небес, он почти не сердился на нее, т.к. был уверен, что во всем виноваты ее сестры и в пустыне просил других богов охранять ее.
Потом в пустыне к ней явился Амур и сказал, что теперь она – раба Венеры и он больше не может быть с ней. Услышав это, душенька бросилась с горы вниз, но один из зефиров поймал ее. Потом она пробовала топиться, гореть, удавиться и т.д., но смерть не брала ее.

Потом она встретила старика-рыбака, он ей показал приказ венеры, что все, кто решит помочь душеньке, впадут к ней (венере) в сильную немилость.

Душенька решает просить заступничества у богинь.

Юнона ей отказалась помочь, т.к. видела в ней соперницу за Юпитера, который и так волочился за всеми (Даная). Никто из богинь ей не помог. Душенька решила идти к самой венере. В Венереном храме народ принял душеньку за венеру. В этот момент в храм зашла сама венера и оч. разозлилась за эту на душеньку и еще больше захотела погубить ее.

Венера увозит душеньку с собой и приказывает душеньке принести мертвой и живой воды (ранее из этого путешествия никто живым не возвращался). Душенька пошла. Амур, видя это, попросил зефиров помочь ей. Помогли. Душенька вернулась и принесла живой и мертвой воды, когда она шла обратно, то отпила из кувшина с живой водой, поэтому стала еще красивее.

Тогда венера послала ее за яблоками из сада гесперид (там жила Царь-девица – красавица, а яблоки охранял Кощей). Душенька справилась и по дороге назад съела яблоко и стала еще красивее.

Потом душенька ходила в ад за горшочком. Она его открыла и от туда на нее выдулась адская сажа. Девушка стала арапкой – почернела от сажи - и ушла жить в пещеру. Там к ней явился амур, они поговорили, амур принес грамоту юпитера, где говорилось, что главное – внутренняя красота. Душенька и амур взошли к богам, юпитер их поженил, а венера смилостивилась и умыла душеньку небесной росой и та стала вновь прекрасна.

У амура и душеньки родилась дочь – Услада.


Фонвизин:
Басни:

«Лесица-кознодей»:

Умер Лев – правитель. На его похороны собрались разные животные и лисица говорит, что он был справедливым: плохих наказывал, слабых – защищал, мудрым, мужественным, покровителем искуств. На это крот тихо говорит собаке, что лев не был таким, а был просто скотом злым и бестолковым. На это собака ему говорит:

Чему дивишься ты,
Что знатному скоту льстят подлые скоты?
Когда же то тебя так сильно изумляет,
Что низка тварь корысть всему предпочитает
И к счастию бредет презренными путьми, -
Так, видно, никогда ты не жил меж людьми».

«Послание к моим слугам: Шумилову, Ваньке и Петрушке»:

Лир. герой спрашивает у Шумилова, зачем существует весь мир? Тот отвечает, что не знает, он помнит только лишь, что должен служить лир.герою; является мужем его няньки и простым человеком. И советует с этим вопросом идти к ваньке (кучеру). Ванька отвечает: не знаю зачем этот свет нужен, но знаю что он дурен: кругом мотовство, ложь (слуги хотят обмануть дворецкого, дворецкий господ, а придворные – государя; святые люди за деньги продают хорошую жизнь в раю и т.д. Советует спросить у Петрушки: Петрушка отвечает, что тоже не знает зачем, но уверен, что жизнь – игра, т.к. кто-то из мужиков отпущен, а кто-то наоборот пашет в поле в три погибели – дело случая; а господа играют судьбами стран и городов.


«Бригадир»

Бригадир.

Иванушка, сын его.

Бригадирша.

Советник.

Советница, жена его.

Софья, дочь советничья.

Добролюбов, любовник Софьи.

Слуга советничий.

Намечена свадьба Иванушки и Софьи. Иванушка любит советницу (мать софьи), а она (советница) - его. Эту же советницу любит бригадир (отец Иванушки). Сотник любит бригадиршу. А софья и Добролюбов любят друг друга.

Советница и Иван открываются друг другу, раскладывая пасьянс.

Иван и отец хотят идти на дуэль. К счастью они друг друга не поняли и о дуэли не договорились, просто немного поссорились.

Раньше Добролюбову не давали жениться на Софье, т.к. он был не очень богат. Сейчас у него 2000 душ и его все резко захотели в зяти.

Разговор Бригадира и Советника. Советник говорит, что следит за женой + она ему очень верна. Потом плавно переходят на другую тему и забывают об этой.

Иван говорит, что не хочет жениться на Софье.

Иван и советница объясняются в любви к друг другу и в этот момент входят советник и бригадир. Они все слышат. Советник хочет поколотить Ивана, как будующего любовника своей жены, а бригадир – как нерадивого сына, увивающегося за старухой. Потом клубок раскручивается и все все про своих жен узнают. Свадьба Софьи и Ивана расстроена.

Софья и добролюбов женятся.
Цитаты :

Советница : Она идет за того, который был в Париже.

Боже тебя сохрани от того, чтоб голова твоя наполнена была иным чем, кроме любезных романов!

Черт меня возьми, ежели грамматика к чему-нибудь нужна, а особливо в деревне. В городе по крайней мере изорвала я одну на папильоты.

Ты не щадишь отца своего! Вот прямая добродетель нашего века.

Муж мой пошел в отставку в том году, как вышел указ о лихоимстве. Он увидел, что ему в коллегии делать стало нечего, и для того повез меня мучить в деревню.

что из Москвы присылают ко мне нередко головные уборы, которые я то и дело надеваю на голову.


Бригадир: Читать? Артикул и устав военный ;

Как можно подумать, что богу, который всё знает, неизвестен будто наш табель о рангах?

На что, сват, грамматика? Я без нее дожил почти до шестидесяти лет, да и детей взвел. Вот уже Иванушке гораздо за двадцать, а он - в добрый час молвить, в худой помолчать - и не слыхивал о грамматике.

Я тебе вытолкую все гораздо яснее. Представь себе фортецию, которую хочет взять храбрый генерал. Что он тогда и себе чувствует? Точно то теперь и я. Я как храбрый полководец, а ты моя фортеция, которая как ни крепка, однако все брешу в нее сделать можно.

Худы русские, а французские еще гаже.

Советник: Паче всего изволь читать уложение и указы.

Тебе еще до бригадирства распроломали голову, а я до советничества в Москве ослеп в коллегии.

Выдаю дочь мою против желания за ее сына, для того только, чтоб чаще возмог я по родству видеться с возлюбленною сватьею

Однако ежели у кого есть две тысячи душ, то, мне кажется, они все пороки наградить могут.

Как решить дело даром, за одно свое жалованье?

Жена какая бы ни была, да только ежели у доброго мужа, то ей и на ум не вспадет полюбить другого.

Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже.
Бригадирша:

мои расходные тетрадки. Лучше плуты-люди тебя не обманут.

Иное говорит он, кажется, по-русски, а я, как умереть, ни слова не разумею.

Добролюбов :

Правда, только разница состоит в том, что их любовь смешна, позорна и делает им бесчестие. Наша же любовь основана на честном намерении и достойна того, чтоб всякий пожелал нашего счастия.
Сын:

Тело мое родилося в России, это правда; однако дух мой принадлежал короне французской.

Где меня ни видали, везде у всех радость являлася на лицах, и часто, не могши ее скрыть, декларировали ее таким чрезвычайным смехом, который прямо показывал, что они обо мне думают.

Всякий, кто был в Париже, имеет уже право, говоря про русских, не включать себя в число тех, затем что он уже стал больше француз, нежели русский.


Державин

«Фелица»:

Служебная карьера Д. начинается знаменитой одой "Фелица ", посвященной Екатерине.

Лир. герой восхваляет мудрую Фелицу (Екатерина вторая), которая воплощение добродетели и спрашивает у нее:

Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?

Где отличен от честных плут?
Где старость по миру не бродит?

Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь.

А сам замечает, что ему ближе – спать до обеда, клубы, развлечения, отдых, мечтания.

«Видение мурзы»: (мурза – мелкий татарский дворянин)

Блажен, воспел я, кто доволен
В сем свете жребием своим,
Обилен, здрав, покоен, волен
И счастлив лишь собой самим;
Кто сердце чисто, совесть праву
И твердый нрав хранит в свой век
И всю свою в том ставит славу,
Что он лишь добрый человек;

Вдруг ему в полудреме является богиня и говорит:

Поэзия не сумасбродство,
Но вышний дар богов, - тогда
Сей дар богов лишь к чести
И к поученью их путей
Быть должен обращен, не к лести.

Это видение представилось Фелицей. После этого лир. герой сказал себе:

Что сердца моего товаров
За деньги я не продаю

«Вельможа»:

Я восхваляю не дорогие костюмы вельмож, а тех их них, кто смог проявить себя, оправдать титул или заслужить его.

О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина,
Или в шумиху дурака.

Вельможа должен собой подавать пример, чтобы другие могли на него ровняться.

Говорит, что даже если бы Петр первый и Екатерина не были на престоле (были бы обычными людьми), их все равно можно было бы уважать за их ум, характер и т.д.

С другой стороны, описывается «плохой» вельможа, утонувший в роскоши, излишествах, забывший о людях (перед его дверьми стоит вдова – жена его убитого солдата с ребенком; старый герой войны, спасший жизнь вельможе и нищий сейчас, короче стоят все те, кому вельможа должен был бы помочь, но непомогает).

Лир. герой говорит, что сейчас воспел не вельможу как такового, а героя, защитника и советует ему не меняться и впредь.

«Осень во время взятия очакова»:

Описание погоды: мягкая осень с обычными увеселениями – охотой и т.д. - сменяется холодной зимой. Природа и все спит, только князь Потемкин не дремлет и ведет полки на Очаково.

Державин восхваляет мужество русских воинов:

Напрасно, бранны человеки!


Вы льете крови вашей реки,
Котору должно бы беречь;
Но с самого веков начала
Война народы пожирала
Дерзайте ваших вслед отцов!

А дома этого храброго воина ждет жена, скучает, волнуется за него, тоскует. Все заканчивается призывом и огромной надеждой жены, как можно скорее получить весть от мужа о взятии крепости и о его возвращении.


СПИСОК ЛИТературы ДЛЯ ЧТЕНИЯ

История русской литературы

Первая сатира («На хулящих учение. К уму своему») открывается знаменитыми стихами: «Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Покойся, не принуждай к перу мои руки…»

Сатирик перечисляет доводы тех, кто считает науки ненужными. Ханжа Критон видит в них причину безбожия: «Расколы и ереси науки суть дети; / Больше врёт, кому надо больше разумети». Прежде люди покорно шли к церковной службе и слушали её, не понимая. Теперь, к соблазну Церкви, стали сами читать Библию, забыли про посты, не пьют квасу, разучились класть поклоны и ставить свечи, считают, что монастырям не пристали вотчины. Скопидом Сильва говорит, что учение наводит голод: не учась латыни, больше собирали хлеба. Дворянин не должен грамотно говорить и постигать причину мира: он от этого не узнает, сколько крадёт приказчик и как прибавить число бочек с винного заводу. «Землю в четверти делить без Евклида смыслим, / Сколько копеек в рубле, без алгебры счислим». «Румяный, трижды рыгнув, Лука подпевает»: наука мешает людям веселиться и разрушает компанию. Вино - дар божественный; весёлый человек, оставя стакан, не возьмётся за книгу. Щёголь Медор тужит, что на книги много исходит бумаги, а ему уже не на что завернуть завитые кудри; Виргилий и Цицерон двух денег не стоят перед славным портным и сапожником. «Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши».

Да и видно, что без науки легче добиться успеха. Чтобы стать епископом, довольно клобуком покрыть главу, брюхо - бородою и, раздувшись в карете, всех лицемерно благословлять. Судье довольно вздеть перук с узлами и бранить приходящих с пустыми руками. Законов ему знать не надобно: то дело подьячих лезть на бумажные горы.

Всякий невежда мнит себя быть достойным самого высшего чина и почестей. Так уму и не надо этих почестей искать, а надо, сидя в своём углу, в себе самом хранить знание о пользе наук, а не объяснять её другим.

Сатира вторая («На зависть и гордость дворян злонравных»), диалог между Филаретом («Любящим добродетель») и Евгением («Благородным», т. е. знатным). Филарет встречает Евгения в великой грусти и угадывает тому причину: «Трифону лента дана, Туллий деревнями / Награждён - ты с древними презрен именами». Евгений подтверждает. Его огорчает, что вчерашние пирожники и сапожники вспрыгнули на высокую степень, а он со своей знатностью ничего не достиг. «Знатны уж предки мои были в царство Ольги» и с тех пор управляли и на войне, и в судах, «А батюшка уж всем верх - так его не стало, / Государства правое плечо с ним отпало». Обидно, имея таких предков, всюду видеть себя последним.


Филарет отвечает обстоятельно и откровенно. Благородство - вещь важная, но должно оно быть добыто или подтверждено собственными заслугами. А грамота, «плеснью и червями изгрызена», никакого достоинства человеку не даёт: «Мало пользует тебя звать хоть сыном царским, / Если в нравах с гнусным ты не равнствуешь псарским»; в благородных течёт та же кровь, что и в холопах. Евгений никаких заслуг перед отечеством не имеет, а сам признал, что предки его не иначе, как по заслугам получали свои чины и награды. «Пел петух, встала заря, лучи осветили / Солнца верхи гор - тогда войско выводили / На поле предки твои, а ты под парчою, / Углублен мягко в пуху телом и душою, / Грозно соплешь, пока дня пробегут две доли…»

Далее описывается день щёголя. С утра он долго нежится, затем пьёт чай или кофе, прихотливо причёсывается, обувается в тесные башмаки («Пот с слуги валится, / В две мозоли и тебе краса становится»), надевает наряд ценой в целую деревню и выбранный с искусством, которое сложнее науки римского права. Затем он предаётся обжорству, окружённый гнусными друзьями, которые, конечно, оставят его, как только он промотается. Евгений же постоянно приближает час своего разорения, предаваясь мотовству и картёжной игре: не одну деревню он уже проиграл.

А чтобы занимать важные должности, нужны многие знания. Евгений же ничего не знает из многосложной военной науки, моря боится и править кораблем не способен. Судьей может быть тот, кто «Мудры не спускает с рук законы Петровы, / Коими мы стали вдруг народ уже новый», - и к тому же добросердечен - Евгений, кроме своего невежества, бесчувствен и жесток: смеётся нищете, бьёт холопа до крови, что махнул рукою вместо правой левою, по мотовству своему считает законными все способы пополнить пустой кошелек. Даже придворных чинов он заслужить не может. Евгений ленив, а придворные чины добываются хлопотами и терпением. Вон царедворец Клит: он целые дни проводит в чужих передних, осторожно меряет слова, чтобы никого не обидеть, и вместе с тем прямо идёт к своей цели. Таким качествам не грех и поучиться - с тем чтобы употреблять их на добрые дела.

Словом, злонравие Евгения делает его ни на что не годным: «Исправь себя и тогда жди, дружок, награду; / По тех пор забытым быть не считай в досаду». А что Туллий и Трифон не имеют знатных предков - это ничего не значит. Как предки Евгения начинали знатный род при Ольге, так Трифон и Туллий начали теперь свой. Адам дворян не родил, и Ной в ковчеге спас всех равных себе земледельцев. «От них мы все сплошь пошли, иной поранее, / Оставя дудку, соху, другой попозднее».

Сатира седьмая («О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому») есть скорее эпистола, чем сатира: развёрнутое изложение мыслей о предмете рассуждения. Поэт начинает с обличения общего мнения, будто бы разум даётся исключительно с возрастом и что поэтому молодой человек не может дать здравого совета. Отчего же такой предрассудок? Многие говорят, что человек от природы склонен вдаваться в обман, но на самом деле от воспитания зависит больше: любая нива засохнет, если её не поливать; любая же и даст плод при искусном уходе. Это знал Петр Великий, который сам стремился искать добрые примеры в других странах и открывал училища для подданных. Правильное воспитание - путь к совершенству: «Главное воспитания в том состоит дело, / Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело / В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен / Сын твой был отечеству, меж людьми любезен / И всегда желателен, - к тому все науки / Концу и искусства все должны подать руки».

Можно быть великим учёным или воином - но злонравного и нелюбезного человека никто добром не помянет. Только добродетель может дать человеку спокойную совесть и бесстрашное ожидание кончины. Лучше простой ум с чистой совестью, чем острый разум со злобой.

Не надо всё время твердить детям строгие уставы и ругать их, тем более прилюдно - этим лишь отобьёшь любовь к добродетели. Лучше всего действовать примером. Заметив в сыне дурную склонность, надо указать ему на кого-нибудь, кто страдает от неё: скупца, иссохшего над своим золотом, мота в тюрьме, больного любострастника. Надо осторожно выбирать ребенку слуг и всё окружение: оно сильно влияет на воспитание. Часто сын теряет добродетель в объятиях рабыни и учится у слуг лгать. Злее же всех пример - родители. Нет толку читать ребёнку наставления, если он беспрестанно видит зло в собственном отце. Кто и не может избегать зла сам, пусть скроет его от сына: ведь никто не покажет гостю беспорядок в своём доме, а дети ближе, чем гость. Многим такие наставления от молодого человека покажутся за вздор, заключает поэт, так они могут и не читать этих стихов, которые писаны для одной забавы…

Антиох Дмитриевич Кантемир

«Сатиры»

Первая сатира («На хулящих учение. К уму своему») открывается знаменитыми стихами: «Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Покойся, не принуждай к перу мои руки…»

Сатирик перечисляет доводы тех, кто считает науки ненужными. Ханжа Критон видит в них причину безбожия: «Расколы и ереси науки суть дети; / Больше врёт, кому надо больше разумети». Прежде люди покорно шли к церковной службе и слушали её, не понимая. Теперь, к соблазну Церкви, стали сами читать Библию, забыли про посты, не пьют квасу, разучились класть поклоны и ставить свечи, считают, что монастырям не пристали вотчины. Скопидом Сильва говорит, что учение наводит голод: не учась латыни, больше собирали хлеба. Дворянин не должен грамотно говорить и постигать причину мира: он от этого не узнает, сколько крадёт приказчик и как прибавить число бочек с винного заводу. «Землю в четверти делить без Евклида смыслим, / Сколько копеек в рубле, без алгебры счислим». «Румяный, трижды рыгнув, Лука подпевает»: наука мешает людям веселиться и разрушает компанию. Вино — дар божественный; весёлый человек, оставя стакан, не возьмётся за книгу. Щёголь Медор тужит, что на книги много исходит бумаги, а ему уже не на что завернуть завитые кудри; Виргилий и Цицерон двух денег не стоят перед славным портным и сапожником. «Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши».

Да и видно, что без науки легче добиться успеха. Чтобы стать епископом, довольно клобуком покрыть главу, брюхо — бородою и, раздувшись в карете, всех лицемерно благословлять. Судье довольно вздеть перук с узлами и бранить приходящих с пустыми руками. Законов ему знать не надобно: то дело подьячих лезть на бумажные горы.

Всякий невежда мнит себя быть достойным самого высшего чина и почестей. Так уму и не надо этих почестей искать, а надо, сидя в своём углу, в себе самом хранить знание о пользе наук, а не объяснять её другим.

Сатира вторая («На зависть и гордость дворян злонравных»), диалог между Филаретом («Любящим добродетель») и Евгением («Благородным», т. е. знатным). Филарет встречает Евгения в великой грусти и угадывает тому причину: «Трифону лента дана, Туллий деревнями / Награждён — ты с древними презрен именами». Евгений подтверждает. Его огорчает, что вчерашние пирожники и сапожники вспрыгнули на высокую степень, а он со своей знатностью ничего не достиг. «Знатны уж предки мои были в царство Ольги» и с тех пор управляли и на войне, и в судах, «А батюшка уж всем верх — так его не стало, / Государства правое плечо с ним отпало». Обидно, имея таких предков, всюду видеть себя последним.

Филарет отвечает обстоятельно и откровенно. Благородство — вещь важная, но должно оно быть добыто или подтверждено собственными заслугами. А грамота, «плеснью и червями изгрызена», никакого достоинства человеку не даёт: «Мало пользует тебя звать хоть сыном царским, / Если в нравах с гнусным ты не равнствуешь псарским»; в благородных течёт та же кровь, что и в холопах. Евгений никаких заслуг перед отечеством не имеет, а сам признал, что предки его не иначе, как по заслугам получали свои чины и награды. «Пел петух, встала заря, лучи осветили / Солнца верхи гор — тогда войско выводили / На поле предки твои, а ты под парчою, / Углублён мягко в пуху телом и душою, / Грозно соплешь, пока дня пробегут две доли…»

Далее описывается день щёголя. С утра он долго нежится, затем пьёт чай или кофе, прихотливо причёсывается, обувается в тесные башмаки («Пот с слуги валится, / В две мозоли и тебе краса становится»), надевает наряд ценой в целую деревню и выбранный с искусством, которое сложнее науки римского права. Затем он предаётся обжорству, окружённый гнусными друзьями, которые, конечно, оставят его, как только он промотается. Евгений же постоянно приближает час своего разорения, предаваясь мотовству и картёжной игре: не одну деревню он уже проиграл.

А чтобы занимать важные должности, нужны многие знания. Евгений же ничего не знает из многосложной военной науки, моря боится и править кораблём не способен. Судьёй может быть тот, кто «Мудры не спускает с рук законы Петровы, / Коими мы стали вдруг народ уже новый», — и к тому же добросердечен — Евгений, кроме своего невежества, бесчувствен и жесток: смеётся нищете, бьёт холопа до крови, что махнул рукою вместо правой левою, по мотовству своему считает законными все способы пополнить пустой кошелёк. Даже придворных чинов он заслужить не может. Евгений ленив, а придворные чины добываются хлопотами и терпением. Вон царедворец Клит: он целые дни проводит в чужих передних, осторожно меряет слова, чтобы никого не обидеть, и вместе с тем прямо идёт к своей цели. Таким качествам не грех и поучиться — с тем чтобы употреблять их на добрые дела.

Словом, злонравие Евгения делает его ни на что не годным: «Исправь себя и тогда жди, дружок, награду; / По тех пор забытым быть не считай в досаду». А что Туллий и Трифон не имеют знатных предков — это ничего не значит. Как предки Евгения начинали знатный род при Ольге, так Трифон и Туллий начали теперь свой. Адам дворян не родил, и Ной в ковчеге спас всех равных себе земледельцев. «От них мы все сплошь пошли, иной поранее, / Оставя дудку, соху, другой попозднее».

Сатира седьмая («О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому») есть скорее эпистола, чем сатира: развёрнутое изложение мыслей о предмете рассуждения. Поэт начинает с обличения общего мнения, будто бы разум даётся исключительно с возрастом и что поэтому молодой человек не может дать здравого совета. Отчего же такой предрассудок? Многие говорят, что человек от природы склонен вдаваться в обман, но на самом деле от воспитания зависит больше: любая нива засохнет, если её не поливать; любая же и даст плод при искусном уходе. Это знал Петр Великий, который сам стремился искать добрые примеры в других странах и открывал училища для подданных. Правильное воспитание — путь к совершенству: «Главное воспитания в том состоит дело, / Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело / В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен / Сын твой был отечеству, меж людьми любезен / И всегда желателен, — к тому все науки / Концу и искусства все должны подать руки».

Можно быть великим учёным или воином — но злонравного и нелюбезного человека никто добром не помянет. Только добродетель может дать человеку спокойную совесть и бесстрашное ожидание кончины. Лучше простой ум с чистой совестью, чем острый разум со злобой.

Не надо всё время твердить детям строгие уставы и ругать их, тем более прилюдно — этим лишь отобьёшь любовь к добродетели. Лучше всего действовать примером. Заметив в сыне дурную склонность, надо указать ему на кого-нибудь, кто страдает от неё: скупца, иссохшего над своим золотом, мота в тюрьме, больного любострастника. Надо осторожно выбирать ребёнку слуг и всё окружение: оно сильно влияет на воспитание. Часто сын теряет добродетель в объятиях рабыни и учится у слуг лгать. Злее же всех пример — родители. Нет толку читать ребёнку наставления, если он беспрестанно видит зло в собственном отце. Кто и не может избегать зла сам, пусть скроет его от сына: ведь никто не покажет гостю беспорядок в своём доме, а дети ближе, чем гость. Многим такие наставления от молодого человека покажутся за вздор, заключает поэт, так они могут и не читать этих стихов, которые писаны для одной забавы…

Первая сатира «На хулящих учение. К уму своему»

Многие считают, что науки не имеют пользы и попросту не нужны. Ханжа Критон обвиняет науки в том, что повинны они в безбожии народа. Зачем бить поклоны, соблюдать посты, если можно самому читать библию. Так и в храмы перестанут ходить. Скопидон Сильва считает, что голод наступит, если люд будет вместо возделывания земли и сбора урожая учить латынь. Дворянам тоже грамота не нужна - деньги и так посчитают. А приказчика отчитать и проконтролировать можно без алгебры. Для Луки наука - помеха веселью. Станут грамотными, то поймут, что не стоит выпивка каждодневная жизненной траты. Щеголь Медор жалеет бумагу на книги. Что на кудри ему останется? Виргилий и Цицерон никак не сравнятся с портным и сапожником.

Лишь невежда считает себя мудрецом. А тот, кто обладает умом, никогда не высовывается и не пытается глупцам донести пользу учений.

Сатира вторая «На зависть и гордость дворян злонравных»

Общение Филарета и Евгения. Евгений огорчен тем, что почести раздают совсем не тем, что недавние пирожники и сапожники взошли слишком высоко. А совсем недавняя знать, как Евгений, теперь в последних рядах. Все изменилось с потерей предков славных. Но в этом ли причина?

Филарет не согласен, что все почести и блага должны передаваться по наследству. Каждый должен добыть себе благородство поступками своими и подвигами. И что нет пользы от грамот, если человек не обладает благородными качествами. А кровь у всех одна, что в холопах, что в царях.

Щеголь не встает рано, наряжается долго и предается разгулу и игре в карты, как и его друзья. Евгений почти разорен от такой жизни. А чтобы быть достойным, нужно много усилий приложить, чего Евгений делать не хочет, и виной тому злой нрав и слабый дух.

Сатира седьмая «О воспитании. К князю Никите Юрьевичу Трубецкому»

Рассуждение о том, кому разум дан, а кто век будет глупым. Бытует мнение, что ум приходит с годами и опытом, но поэт не согласен. В пример приводит Петра Великого, который стремился обучать множество молодых людей, так как в них видел славное будущее.

Даже если человек достиг высот, но нрав у него злой и нелюбезный, то не стоит ждать ему почестей и памяти светлой. Лучше быть совестливым и простым, чем недобрым, но знатным.

Не стоит воспитывать детей только словами, не будет от этого пользы. Гораздо лучше показывать им достойный пример. А если чадо склонно к какому-либо пороку, нужно указать на того, кому эта напасть жизнь испортила. Это может быть жадина, который помер от своей скупости. Или мот, который пустил на ветер и свое, и чужое. Или прелюбодей, тело которого изъела болезнь. Будущее ребенка зависит от людей, что его окружают. Значит нужно внимательно выбирать ему учителей и слуг. Их поведение тоже нуждается в проверке. Но главное - родительская добродетель. Это самый лучший преподаватель.

Окт 21 2010

Антиох Дмитриевич Кантемир родился в семье молдавского господаря, или правителя, в 1708 году. Отец писателя Константинович заключил союз с Петром I, стремясь освободить свою страну от турецкого ига. Но Прутский поход 1711 года был неудачным, вследстие чего семья навсегда оставила солнечную Молдавию и переехала в Россию.
Антиох с детства прекрасно знал итальянский, греческий, латинский, английский и французский языки, а русский с младенчества был для него родным. С 1725 года Кантемир находился на военной службе, но главным занятием для него в это время была литературная деятельность: он много читал и переводил, сочинял любовные песни. С 1729 года он становится известен как стихотворных сатир, политически злых и точных по цели, хотя ни одна из них не была напечатана при жизни автора: они распространялись в списках и были очень популярны.

В 1730 году Кантемир начал писать эпическую поэму «Петриды», посвященную Петру I, которая так и не была закончена. В это же время он перевел книгу французского писателя Б. Фонтенеля «Беседы о множественности миров», в которой излагались научные идеи, многим церковникам казавшиеся крамольными. Перевод долго не печатали, он вышел в свет только в 1740 году.

Уже первая сатира Кантемира обратила на себя внимание архиепископа Феофана Прокоповича, который был деятельным сподвижником Петра I и в своих проповедях всегда поддерживал его преобразования. В дальнейшем Кантемир сблизился с «ученой дружиной» Феофана -кружком образованнейших людей своего времени, среди которых был, в частности, историк В. М. Татищев.

Как и Феофан Прокопович, Кантемир принял активное участие в событиях 1730 года, сопутствующих возведению на престол Анны Иоанновны. Однако очень скоро пришло разочарование, так как Антиох и его друзья убедились, что императрица не стремится продолжать реформы Петра II, в частности его просветительскую деятельность.
В 1731 году Кантемир был назначен русским послом в Лондон и навсегда уехал из России. С 1738 года он, также в качестве посла, находился в Париже. За границей Кантемир не оставляет своих литературных занятий, он продолжает писать: сочинил три новых сатиры; существенно переработал текст первых пяти, созданных еще в России; переводил Анакреона и Горация, вел обширную переписку.

Он написал трактат «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», составив имя автора из букв собственного имени и фамилии.

Это был отклик на публикацию в 1735 году трактата В.К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Кантемир обсуждал вопросы русского стихосложения, отстаивая силлабический принцип, основанный на одинаковом количестве слогов, но считал необходимым ритмизировать стих с помощью цезуры - паузы среди строки. Именно таким стихом написаны его сатиры в переработанной редакции.

А. Кантемир неоднократно пытался напечатать свои сатиры. Но впервые опубликованы они были только после его смерти, в 1749 году, причем в переводе на французский язык. В России сатиры Кантемира стали доступны читателям лишь в 1762 году.
Сатира I на хулящих учение, созданная в 1729 году, называется «К уму своему». Автор «прославляет» невежество и глупость, объясняя, что от ума все проблемы и несчастья.
Начинается сатира обращением к уму, чтоб он не трудился напрасно, ибо славы и почета можно добиться, не потея и не томя себя трудом. Напротив, тем, кто трудится, плохо в этом мире, всяк ими гнушается:

Кто над столом гнется,
Пяля на книгу глаза, больших не добьется
Палат, ни расцвечена мрамором саду;
Овцу не прибавит он к отцовскому стаду.

Далее автор воспевает достоинства правителя Петра II:
Правда, в нашем молодом монархе надежда
Всходит музам немала, со стыдом невежда Бежит его.
И с грустью добавляет:
Но та беда: многие в царе похваляют
За страх то, что в подданном дерзко осуждают.

После оценки роли царя в развитии наук и искусства взгляд Кантемира обращается к церкви и отношению к ней общества, в том числе ученых людей:
Расколы и ереси науки суть дети;
Больше врет, кому далось больше разумели;
Приходит в безбожие, кто над книгой тает…

Прихожане уже не просто слушают проповеди в церкви, но сами читают Библию и
Толкуют, всему хотят знать повод, причину,
Мало веры подая священному чину.
Обнаруживается и еще одна вина науки.
Силван считает, что учение вызывает голод, потому что прежде, «не зная латыни», жили
Гораздо обильнее, чем мы живем ныне;
Гораздо в невежестве больше хлеба жали;
Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли.

И ни к чему пытаться понять суть и причину вещей и явлении, ведь от этого не прирастет грош, нельзя узнать, сколько крадет дворецкий и приказчик, как прибавить воду или число бочек с винного завода. Знание свойств руд, «различие злата, серебра, меди», трав и болезней - это все ложь.
К чему звезд течение числить, ни к делу,
Ни кстати за одним ночь пятном не спать цела,
За любопытством одним лишиться покою,
Ища, солнце ль движется или мы с землею?
Зачем, если в часовнике написано «число месяца и час солнечного восхода»?
Поделить землю на четверти мы сможем без Евклида,
без алгебры знаем, сколько копеек в рубле.
Силван одно знание слично людям хвалит:
Что учит множить доход и расходы малит.
Зачем трудиться, если от этого не толстеет карман? Это просто вредное безумство.
Силвану подпевает румяный Лука:
Наука содружество людей разрушает.

Не стоит уходить от общества друзей ради книг, ведь мы должны проводить в веселье и пирах, поскольку «вино - дар божественный», оно сближает людей, дает повод и для разговора, веселит, снимает тяжкие мысли, слабых ободряет, жестоких смягчает, угрюмость отводит, влюбленных соединяет. Но как долго жить в тиши и праздности? Ведь народная мудрость гласит: «Делу - время, а потехе - час». Но, увы, автор вовсе не собирается вести трезвую и праведную жизнь:

Когда по небу сохой бразды водить станут,
А с поверхности земли звезды уж проглянут,
Когда будут течь к ключам своим быстры реки
И возвратятся назад минувшие веки,
Когда в пост чернец одну есть станет вязигу,
Тогда, оставя стакан, примуся за книгу.

А Медор огорчен, что много бумаги уходит на письмо и печатание книг, что фунт доброй пудры не сменяет на Сенеку, а и Цицерон ценятся дешевле сапожника и портного.

Эти речи автор слышит каждый день, потому призывает ум «немее быть клуши».
Зато «щеголь, скупец, ханжа» злобно ругают науку, умные люди имеют право их не слушать, но, напротив, эти речи запали им в душу, а истину мало кто любит.
Можешь быть епископом - много ума для этого не надо: уберися в рясу, повесь крест на тело, «клобуком прикрой главу, брюхо - бородою» и благословляй всех направо и налево. А самое главное - заботься о доходах церкви.

Хочешь быть судьей - надень парик и брани всех, кто пришел с пустыми руками. Во время процесса можно спать. Забудь про закон, уставы, права; главное - «крепить приговоры», никому не сочувствуя. Автор сожалеет, что ушло то время, когда над всем царствовала мудрость:
Златой век до нашего времени не дотянул роду;
Гордость, леность, богатство мудрость одолело.

А теперь невежество поднялось выше науки, оно «под митрой гордится, в шитом платье ходит», заседает в суде, командует полками. А наука «ободрана, в лоскутах обшита», изгнана из домов, с ней не хотят знаться, не водят .
Все кричат:
Никакой плод не видим с науки,
Ученых хоть голова полна - пусты руки.
В обществе ценится тот, кто играет в карты, знает изысканные вина, танцует, одевается со вкусом. Он с младых лет мнит себя достойнее семи мудрецов. Прочие же, даже знающие некоторые элементы науки, ропщут на жизнь за то, что ничего в ней не добились: церковник не стал епископом, воин - полководцем, писец - юристом. Зато тому, кто имеет в роду семь бояр и владеет двумя тысячами дворцов, уметь читать и писать вовсе не нужно. Завершается сатира обращением к уму:

Таковы слыша слова и примеры видя, Молчи, уме, не скучай, в незнатности сидя.
Те знания, что тебе дала мудрость, храни в себе и про себя рассуждай о пользе наук; если же вздумаешь об этом поведать свету, то вместо похвал можешь «достать хулу злую», то есть порицание от других людей за смелые и разумные мысли.

Кантемир был одним из создателей новой литературы. «Сатиры» Н. Буало послужили для него образцом жанра, но по содержанию и проблематике его связано с русской действительностью и отечественной сатирической традицией. Как и его предшественники, Кантемир писал силлабическим стихом, не боялся использовать просторечные слова и выражения. Он правдиво и достоверно изображал быт и нравы своей эпохи.

Сатирик высмеивал боявшихся просвещения священников и бояр, противников петровских реформ и смело осуждал этих знатных бездельников, которые «одним благородием хвастают», но не могут похвалиться «добрыми делами».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Анализ стихотворения «К уму своему» . Литературные сочинения!

А. Д. Кантемир

Сатира I. На хулящих учение. К уму своему

1 Уме недозрелый(2), плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки: Не писав летящи дни века проводити Можно, и славу достать, хоть творцом(3) не слыти. 5 Ведут к ней нетрудные в наш век(4) пути многи, На которых смелые не запнутся ноги; Всех неприятнее тот, что босы проклали Девять сестр(5). Многи на нем силу потеряли, Не дошед; нужно на нем потеть и томиться, 10 И в тех трудах всяк тебя как мору чужится, Смеется, гнушается. Кто над столом гнется, Пяля на книгу глаза, больших не добьется Палат, ни расцвеченна марморами6 саду; Овцу не прибавит(7) он к отцовскому стаду. 15 Правда, в нашем молодом монархе8 надежда Всходит музам(9) немала; со стыдом невежда Бежит его. Аполлин(10) славы в нем защиту Своей не слабу почул, чтяща свою свиту Видел его самого(11), и во всем обильно 20 Тщится множить жителей парнасских(12) он сильно. Но та беда: многие в царе похваляют За страх то, что в подданном дерзко осуждают. "Расколы и ереси(13) науки суть дети; Больше врет, кому далось больше разумети; 25 Приходит в безбожие(14), кто над книгой тает, - Критон(15) с четками в руках ворчит и вздыхает, И просит, свята душа, с горькими слезами Смотреть, сколь семя наук вредно между нами; Дети наши, что пред тем, тихи и покорны, 30 Праотческим шли следом к божией проворны Службе, с страхом слушая, что сами не знали, Теперь, к церкви соблазну, библию честь стали; Толкуют, всему хотят знать повод, причину, Мало веры подая священному чину; 35 Потеряли добрый нрав, забыли пить квасу, Не прибьешь их палкою к соленому мясу; Уже свечек не кладут, постных дней не знают; Мирскую в церковных власть руках лишну чают, Шепча, что тем, что мирской жизни уж отстали, 40 Поместья и вотчины весьма не пристали". Силван(16) другую вину наукам находит. "Учение, - говорит, - нам голод наводит; Живали мы преж сего, не зная латыне, Гораздо обильнее, чем мы живем ныне; 45 Гораздо в невежестве больше хлеба жали(17); Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли. Буде речь моя слаба, буде нет в ней чину, Ни связи, - должно ль о том тужить дворянину? Довод, порядок в словах(18) - подлых то есть дело, 50 Знатным полно подтверждать иль отрицать смело. С ума сошел, кто души силу и пределы(19) Испытает; кто в поту томится дни целы, Чтоб строй мира(20) и вещей выведать премену Иль причину, - глупо он лепит горох в стену. 55 Прирастет ли мне с того день к жизни, иль в ящик Хотя грош? могу ль чрез то узнать, что приказчик, Что дворецкий крадет в год? как прибавить воду В мой пруд? как бочек число с винного заводу? Не умнее, кто глаза, полон беспокойства, 60 Коптит, печась при огне, чтоб вызнать руд свойства(21), Ведь не теперь мы твердим, что буки, что веди - Можно знать различие злата, сребра, меди. Трав, болезней знание22 - голы все то враки; Глава ль болит - тому врач ищет в руке знаки(23); 65 Всему в нас виновна кровь, буде ему веру Дать хочешь. Слабеем ли - кровь тихо чрезмеру Течет; если спешно - жар в теле; ответ смело Дает, хотя внутрь никто видел живо тело(24). А пока в баснях таких время он проводит, 70 Лучший сок из нашего мешка в его входит. К чему звезд течение числить(25), и ни к делу, Ни кстати за одним ночь пятном(26) не спать целу, За любопытством одним лишиться покою, Ища, солнце ль движется, или мы с землею(27)? 75 В часовнике можно честь на всякий день года Число месяца и час солнечного всхода. Землю в четверти делить(28) без Евклида смыслим, Сколько копеек в рубле - без алгебры(29) счислим". Силван одно знание слично людям хвалит: 80 Что учит множить доход и расходы малит; Трудиться в том, с чего вдруг карман не толстеет, Гражданству вредным весьма безумством звать смеет. Румяный, трожды рыгнув, Лука(30) подпевает: "Наука содружество людей разрушает; 85 Люди мы к сообществу божия тварь стали(31), Не в нашу пользу одну смысла дар прияли. Что же пользы иному, когда я запруся В чулан, для мертвых друзей(32) - живущих лишуся, Когда все содружество, вся моя ватага 90 Будет чернило, перо, песок да бумага? В веселье, в пирах мы жизнь должны провождати: И так она недолга - на что коротати, Крушиться над книгою и повреждать очи? Не лучше ли с кубком дни прогулять и ночи? 95 Вино - дар божественный(33), много в нем провору: Дружит людей, подает повод к разговору, Веселит, все тяжкие мысли отымает, Скудость знает облегчать, слабых ободряет, Жестоких мягчит сердца, угрюмость отводит, 100 Любовник легче вином в цель свою доходит(34). Когда по небу сохой бразды водить станут(35), А с поверхности земли звезды уж проглянут, Когда будут течь к ключам своим быстры реки И возвратятся назад минувшие веки, 105 Когда в пост чернец одну есть станет вязигу, - Тогда, оставя стакан, примуся за книгу". Медор(36) тужит, что чресчур бумаги исходит На письмо, на печать книг, а ему приходит, Что не в чем уж завертеть завитые кудри(37); 110 Не сменит на Сенеку(38) он фунт доброй пудры; Пред Егором двух денег Виргилий(39) не стоит; Рексу - не Цицерону(40) похвала достоит. Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши; Вот для чего я, уме, немее быть клуши 115 Советую. Когда нет пользы, ободряет К трудам хвала(41), - без того сердце унывает. Сколько ж больше вместо хвал да хулы терпети! Трудней то, неж пьянице вина не имети, Нежли не славить попу святую неделю, 120 Нежли купцу(42) пиво пить не в три пуда хмелю. Знаю, что можешь, уме, смело мне представить, Что трудно злонравному добродетель славить, Что щеголь, скупец, ханжа и таким подобны Науку должны хулить, - да речи их злобны 125 Умным людям не устав, плюнуть на них можно; Изряден, хвален твой суд(43); так бы то быть должно, Да в наш век злобных слова умными владеют. А к тому ж не только тех науки имеют Недрузей, которых я, краткости радея, 130 Исчел иль, правду сказать, мог исчесть смелея. Полно ль того? Райских врат ключари святые(44), И им же Фемис(45) вески вверила златые, Мало любят, чуть не все, истинну украсу(46). Епископом хочешь быть - уберися в рясу, 135 Сверх той тело с гордостью риза полосата(47) Пусть прикроет; повесь цепь на шею от злата(48), Клобуком покрой главу, брюхо - бородою(49), Клюку(50) пышно повели везти пред тобою; В карете раздувшися, когда сердце с гневу 140 Трещит, всех благословлять нудь праву и леву(51). Должен архипастырем всяк тя в сих познати Знаках, благоговейно отцом называти. Что в науке? что с нее пользы церкви будет? Иной, пиша проповедь, выпись позабудет(52), 145 Отчего доходам вред; а в них церкви права Лучшие основаны, и вся церкви слава. Хочешь ли судьею стать - вздень перук с узлами, Брани того, кто просит с пустыми руками(53), Твердо сердце бедных пусть слезы презирает, 150 Спи на стуле, когда дьяк выписку читает. Если ж кто вспомнит тебе граждански уставы, Иль естественный закон, иль народны правы(54) - Плюнь ему в рожу, скажи, что врет околёсну, Налагая на судей ту тягость несносну, 155 Что подьячим должно лезть на бумажны горы(55), А судье довольно знать крепить приговоры. К нам не дошло время(56) то, в коем председала Над всем мудрость и венцы одна разделяла, Будучи способ одна к высшему восходу. 160 Златой век(57) до нашего не дотянул роду; Гордость, леность, богатство - мудрость(58) одолело, Науку невежество местам уж посело, Под митрой(59) гордится то, в шитом платье ходит, Судит за красным сукном(60), смело полки водит. 165 Наука ободрана, в лоскутах обшита, Изо всех почти домов с ругательством сбита; Знаться с нею не хотят, бегут ея дружбы, Как, страдавши на море, корабельной службы. Все кричат: "Никакой плод не видим с науки, 170 Ученых хоть голова полна - пусты руки". Коли кто карты мешать, разных вин вкус знает, Танцует, на дудочке(61) песни три играет, Смыслит искусно прибрать в своем платье цветы, Тому уж и в самые молодью леты 175 Всякая высша степень - мзда уж невелика, Семи мудрецов(62) себя достойным мнит лика. "Нет правды в людях, - кричит безмозглый церковник, - Еще не епископ я, а знаю часовник63, Псалтырь и послания(64) бегло честь умею, 180 В Златоусте(65) не запнусь, хоть не разумею". Воин ропщет, что своим полком не владеет, Когда уж имя свое подписать умеет. Писец(66) тужит, за сукном что не сидит красным, Смысля дело набело списать письмом ясным67. 185 Обидно себе быть, мнит, в незнати старети, Кому в роде семь бояр(68) случилось имети И две тысячи дворов за собой считает, Хотя в прочем ни читать, ни писать не знает. Таковы слыша слова и примеры видя, 190 Молчи, уме, не скучай, в незнатности сидя. Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится, Кто в тихом своем углу молчалив таится; Коли что дала ти знать мудрость всеблагая(69), Весели тайно себя, в себе рассуждая 195 Пользу наук; не ищи, изъясняя тую, Вместо похвал, что ты ждешь, достать хулу злую.