Анаксагор учение об уме и частицах. Философия анаксагора

А наксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии. Он имел знатное происхождение, однако отказался от обеспеченной жизни и посвятил себя философии. В Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, в частности математикой, астрономией, метеорологией. В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в непочитании богов. Суд над ним закончился осуждением, штрафом и изгнанием из Афин.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые называются гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц- семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все".

Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности. В области познания Анаксагор считал, что главная роль здесь принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Биографические сведения. Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э. - древнегреческий философ родом из г. Клазомены (Иония), по пригла­шению Перикла приехал в Афины, где он долгое время жил и работал. Враги обвинили Анаксагора в безбожии; Перикл спас его 1 , но Анакса­гору пришлось вернуться в Ионию.

Основные труды. «О природе» - сохранились фрагменты.

Философские воззрения. Первоначало. Первоначала бытия - это гомеомерии, «семена всех вещей»; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определен­ного качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходный принцип Анаксагора - «все есть во всем». Это значит, что любая вещь содер­жит в себе гомеомерии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомео­мерии, определяется тем, каких гомеомерии в ней больше. Так, в огне больше всего гомеомерии огня, в железе - гомеомерии железа, хотя и в огне, и в железе присутствуют гомеомерии всех остальных видов. Изменение, превращение вещи связано с тем, что в ней одни гомеоме­рии заменяются на другие.

Но этот принцип относится и к самим гомеомериям. Каждая гомеомерия есть множество более мелких гомеомерии и содержит в себе гомеомерии всех качеств, т.е. в гомеомерии золота содержатся гомео­мерии железа, меди, белизны, жидкости и т.п. Но данная гомеомерия является гомеомерией золота потому, что большинство входящих в ее состав более мелких гомеомерии есть гомеомерии золота. Гомеомерии бесконечно делимы, любая, сколь угодно мелкая гомеомерия состоит из еще более мелких.

Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только дви­жет мир, но и познает его.

Космология и космогония. Первоначальную смесь гомеомерии Нус приводит в круговое движение, отделяя теплое от холодного, свет­лое от темного и т.д. В центре собирается плотное, влажное, тяжелое и т.п. - так образуется Земля. Теплое, светлое, легкое и т.п. устремляет­ся вверх - так образуется Небо. Вращение эфира, окружающего Зем­лю, отрывает от нее куски - так образуются Солнце, Луна, звезды (ко­торые есть раскаленные камни). Гносеология. Все познается противоположным себе: холодное - теплым, сладкое - горьким и т.п. Ощущения не дают истины, гомеоме­рии познаются только умом.

Судьба учения. Анаксагор оказал непосредственное влияние на Демокрита и Сократа. Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона и Аристотеля. Учение о гомеомериях остава­лось «не востребованным» вплоть до XX в., когда ряд физиков, зани­мающихся квантовой механикой, пришел к выводу, что элементарные частицы похожи скорее на гомеомерии Анаксагора, нежели на атомы Демокрита.

Пифагорейский союз

Пифагорейский союз (табл. 20), созданный Пифагором, был научно-философской школой и политическим объединением. Это была закры­тая организация, а учение его - тайным.

Министерствообразования и науки Украины
Таврический Национальный Университет им. Вернадского

Анаксагор

Студентагруппы 301-и

математическогофакультета

СтепановаСергея Сергеевича

Симферополь


1. Жизнь и деятельность

2. Космогония и космология

3. Основные принципы теории материи

4. Разум и организация космоса

5. Литература

Жизнь и деятельность.

Анаксагор родился около 500г. до нашей эры вКлазоменах – небольшом, но в то время процветавшем приморском городкемалоазийской Ионии. Отец Анаксагора Гегесибул (или Евбул). Уже в раннемвозрасте у Анаксагора пробуждается интерес к научным изысканиям и равнодушие кпрактической деятельности. По этому он оставляет все имущество ближайшим родственниками покидает Клазомены. Через некоторое время Анаксагор и там обосновывается.

Афины бывшие до этого родиной государственныхдеятелей, законодателей, полководцев, обрели, наконец, первого крупногофилософа. Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином; такимобразом, Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы,давшей впоследствии миру многих блестящих мыслителей, и конечно, Платона иАристотеля.

Анаксагор вскоре занимает заметное место в духовнойэлите города, благодаря дружбе с вождем демократической партии Периклом. Втораяжена Перикла, знаменитая Аспасия, женщина умная и образованная, сгруппировалакружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции, включавшийтрагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку относился и Анаксагор,оказавший большое влияние на Еврипида, что видно из некоторых произведенийпоследнего.

К концу 30-х годов V века до нашейэры, когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным,были возбуждены судебные преследования близких ему лиц. Анаксагор обвинялся вбезбожии и распространении учений о небесных светилах. Философу грозил смертныйприговор, но при содействии Перикла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке – богатомторговом городе на берегу Геллеспонта. Умер он в 428г. до нашей эры

Еще в Клазоменах Анаксагор мог без труда разыскать ипрочесть сочинения знаменитых милетцев – Анаксимандра и Анаксимена. В центревнимания молодого Анаксагора оказалась проблематика анаксименовского сочинения.Это была космологическая проблематика; точнее говоря, это было учение опроисхождении и структуре космоса, рассматриваемого как нечто целое. Анаксагорлюбил наблюдать за ночным небом и светилами с вершины мыса Миманта. ОтношениеАнаксагора к ночному небосводу имело, скорее, эстетический характер. Недаромсуществует рассказ, что, будучи спрошен, ради чего лучше родится, чем неродится, Анаксагор ответил: «Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса».Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией, которая, как емупредставлялось, не могла быть результатом действия слепых, беспорядочных сил. Вмире должно существовать некое организующее и упорядочивающее начало, котороеприводит в действие весь ход мирового процесса и определяет устройство космосакак единого развивающегося целого. Впоследствии он обозначил это началотермином noū s, то есть Разум.

Из слов Плутарха следует, что Анаксагор обосновалпадения небесных тел. Падение метеорита в 467/66г. до нашей эры оказалосьблестящим подтверждением его концепции небесных тел как раскаленных каменныхглыб, удерживаемых в высоте силой круговращательного движения. Эта концепциябыла развита им еще до указанной даты.

Физическая теории Анаксагора, явившаяся предметомособого внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой – современныхисследователей античной философии, была разработана, по-видимому, в болеепоздний период жизни философа. Она испытала мощное воздействие идей Парменида.

Свое сочинение, в котором были изложены итоги егонаучно-философских изысканий, Анаксагор написал, по-видимому, уже на склонелет. У Плутарха имеется сообщение, что, находясь в тюрьме, Анаксагор занималсяпроблемой квадратуры круга, но нет ни каких свидетельств о том, что эти егозанятия привели к каким-либо результатам. Сочинение Анаксагора было написанопростой и ясной прозой, послужившей образцом для трактатов Демокрита и другихпозднейших ученых.

Афиняне хорошо помнили Анаксагора, о котором ходилимногочисленные рассказы, в последствии образовавшие устойчивую, прошедшую черезвека легенду. Прежде всего, легенда рисует Анаксагора как человека, целикомпосвятившего себя науке, то есть как ученого-профессионала. Весьма необычным сточки зрения греков того времени, было у Анаксагора отсутствие узкогопатриотизма, приверженности к родному полису. Как сообщает Диоген Лаэртский, навопрос: «Неужели родина тебя нисколько не интересует?» - Анаксагор ответил,указав на небо: «Помилуй бог! Родина даже очень интересует меня». А согласнодругому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили его, нежелает ли он быть перевезенным на родину, в Клазомены, он сказал: «Совсем этогоне нужно: ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен». Подобныйкосмополитизм, осознание себя гражданином вселенной, предвосхищал мироощущениефилософов эллинистической эпохи, но отнюдь не был типичен для Vвека. Вторая черта Анаксагора как человека – равнодушный к материальным благам.Его быт отличался скромностью и простотой. В этом отношении Анаксагор полностьюсоответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,«созерцательный» образ жизни. Анаксагор отличался твердостью духа, даже в самыхтяжелых для него ситуациях. При получении известия о смерти сына, он сказал: «Язнал, что родил его смертным». А узнав о вынесении ему смертного при говора вАфинах, будто бы спокойно сказал: «Природа давно присудила (к смерти) и меня, иих (судей)».

Утверждения Анаксагора, что звезды – раскаленныекамни, оторванные от Земли силой космического круговращения, что Солнце –огромная воспламенившаяся глыба, а Луна – тело, во многом подобное Земле и,может быть, обитаемое, послужили основаниями для обвинения. В ту эпоху этиутверждения были смелым вызовом общепринятым религиозным предрассудкам и в этомсмысле имели бесспорно прогрессивное значение. Анаксагор не являлся гражданиномАфин, не был связан перед афинянами никакими моральными обязательствами,поэтому его бегство не может быть поставлено ему в укор в качестве признакамалодушия или душевной слабости. Анаксагор был осужден Афинским судом пообвинению в безбожии. Отрицание общепринятых религиозных верований недекларировалось Анаксагором открыто, однако оно вытекает из всего его учения.При всем этом Анаксагору безусловно было присуще религиозное чувство, вызванноевосхищением красотой и совершенством космоса. Некоторые раннехристианскиеавторы клеймили Анаксагора как безбожника, другие, напротив, выделяли его изчисла прочих досократиков, усматривая в его Разуме предвосхищение идеи единогобога.


Космогония и космология.

В центре анаксагоровского учения о природе находиласькосмогоничная концепция – концепция происхождения и эволюции космоса.

Подобно своим предшественникам, Анаксагор считал, чтомир получил развитие из неопределенного и бесформенного первичного состояния. Сописания этого первичного состояния и начиналась первая книга его сочинения.Первичное состояние мира, по Анаксагору, представляло собой смесь всех веществ,которые потом обнаруживаются в этом мире,- или (как писал сам Анаксагор) всех «существующихвещей». Анаксагоровская идея первичной смеси была, по-видимому, вполнеоригинальной, не имевшей непосредственных предшественников в прошлом. Перваяфраза сочинения Анаксагора: «Вместе все вещи были, беспредельные и по множествуи по малости. Ведь и малое было беспредельным. И когда все вещи были вместе,ничто не было различно из-за малости…». Первичная смесь Анаксагора была лишенакакого бы то ни было движения, потому, что не было ничего, что заставило ееизменяться и перемещаться. Это представление было ново. Точка зрения Анаксагорасущественно отличается от концепций Эмпедокла и Левкиппа. У него движениеотнюдь не является свойством изначально присущим вещам нашего мира. Движениебыло привнесено в нее неким внешним фактором, который Анаксагор назвал Разумом(«noū s» - ум, разум). Ученые многоспорили по поводу того, является ли Разум материальной или духовной сущностью.В зависимости от решения этого вопроса учение Анаксагора трактовалось либо какособая форма материализма, либо, наоборот, как предвосхищение объективногоидеализма.

Для того чтобы прийти к правильному ответу на вопрос,что же такое Разум («нус»), рассматриваются функции, выполняемые им в процессекосмообразования. Первую из этих функций можно было бы обозначить по аналогии сидеями, развивавшимися в натур философии XVII-XVIIIвв.,-как функцию «первичного тела». В определенный момент времени в каком-тоограниченном участке пространства Разум сообщает первичной смеси мощноекруговращательное движение. «Таким образом, происходит вращение… под действиемсилы и скорости. Ведь силу порождает скорость. Скорость же их несравнима соскоростью какой бы то ни было вещи из тех, что ныне известны людям, безусловново много раз больше». «Разум стал властвовать над всеобщим вращением, так какон дал начало этому вращению». «И как должно быть в будущем, и как было то,чего теперь нет, и как есть – все устроил Разум, и то вращение, которое теперьсовершают звезды, Солнце, Луна, а также отделившиеся воздух и эфир». Основнаяроль кругового движения состоит в том, что это движение приводит к разделениюпервичной смеси на составляющие ее компоненты, которые образуют несколькоконцентрических слоев, или оболочек. «Плотное, влажное, холодное и темноесобралось там, где теперь Земля; редкое же, теплое и сухое ушло в дали эфира».По Анаксагору схема образования основных структурных элементов нашего мира. Этусхему можно разбить на несколько этапов.

Первый этап, как указывалось выше, характеризуетсяобразованием двух огромных центрических слоев, или, сфер, из которых внутренняясостоит из более плотного, влажного, холодного и темного воздуха, а внешняязаполнена разреженным, сухим, горячим и светлым эфиром…

На втором этапе космообразования происходитдальнейшая дифференциация этой структуры, прежде всего за счет воздушной сферы.Из нее выделяются относительно более влажные и темные массы; уплотняясь вокругэкваториальной плоскости космического вихря, они образуют Землю, принимающуювид плотной, расплющенной лепешки; она поддерживается в подвешенном состояниинаходящимся под ней воздухом. Другой неясной проблемой у Анаксагора былапроблема происхождения наземных вод – морей, озер и рек. С одной стороны, водадолжна была выделиться из воздуха еще до земли: ведь она занимает промежуточноеположение между воздухом и землей. Как пишет сам Анаксагор, «из этихвыделяющихся масс сгущается Земля. А именно, из облаков выделяется вода, изводы же земля, из земли же сгущаются камни от действия холода…». Однако этому,как кажется, противоречат доксографические свидетельства, согласно которымморе, по Анаксагору, образовалось из жидкости, находящейся в Земле.

К третьему этапу космообразования относитсявозникновение небесных тел – Солнца, Луны и звезд. По мере дифференциацииконцентрических оболочек космоса их движение приобретает все болеенеравномерный характер. В то время как внешняя, эфирная оболочка продолжаетвращаться с большой скоростью, захватывая все новые массы окружающей смеси илишь в силу этого постепенно замедляя свое движение, внутреннее ядро космосавместе с Землей испытывает значительно большее замедление и к настоящемувремени, по-видимому, почти совсем остановилось. Из-за этого края Земли – глыбыотрываются от нее и под действием эфирного жара эти глыбы раскаляются истановятся светящимися. Солнце – самая большая из этих глыб, величинойпревышающая Пелопоннес. Луна – другая большая глыба, она движется по орбитенаходящейся ближе к земле, чем орбита Солнца, по этому она не так раскалена.Анаксагор предполагал существование жизни на Луне. Звезды – это более мелкиекамни, воспламенившиеся под действием эфира. Они удалены от Земли дальше, чемСолнце и Луна; на своих местах они удерживаются силой вращательного движения.Но иногда, под влиянием какого-либо колебания или сотрясения, они срываются сосвоих мест и падают на Землю наподобие искр, гаснущих, как только они попадаютв более холодные области воздуха. Именно такой упавшей звездой был, по мнениюАнаксагора, знаменитый эгоспотамский метеорит, о котором было сказано выше.

Аристотель сообщает о том, как объясняет Анаксагорпоявление комет: кометы, по его мнению, представляют собой соединения планет,когда последние сближаются и кажутся касающимися друг друга.

Другая парадоксальная гипотеза была высказанаАнаксагором по поводу Млечного Пути. По его мнению, эта область ночного неба,на которую не падают солнечные лучи, поскольку она находится в тени земногодиска. В этой области нет звезд, свет которых затмевался бы солнечными лучами(днем мы вообще не видим никаких звезд, ночью же на участках неба, освещенныхСолнцем, мы воспринимаем только наиболее яркие звезды); поэтому то она светитсятак ярко.

Анаксагор понял, что солнечные затмения происходятлишь во время новолуния и при том только в тех случаях, когда луна оказываетсяна прямой соединяющей Солнце и земного наблюдателя. Представление о том, чтоЛуна получает свой свет от Солнца, также обычно связывалось с именем Анаксагора(об этом, в частности, пишет Платон в «Кратиле»). Отсюда легко было сделать шагк правильному объяснению лунных затмений. Это объяснение и было даноАнаксагором – чему не помешали его неверные представления о форме Земли.

Как полагал Анаксагор, некоторые количества горячегоэфира иногда попадают в более холодные воздушные области; при этом мы наблюдаемсначала блеск огня (молнии), а затем шум и шипение, сопровождающие егопотухание (гром). Малые количества эфира являются причиной зарниц; в этомслучае звук до нас не доходит.

Эфир Анаксагора нисколько не похож на эфир аристотелевских«надлунных сфер»: он обладает, в сущности, той же природой, что и воздух,отличаясь от последнего лишь тем, что он горячее, светлее, суше и разреженнее.Любопытно, что даже землетрясения вызываются у Анаксагора эфиром. Попадающийпод землю и в ее пустоты эфир стремится прорваться вверх и, не находя выхода,сотрясает земные пласты.

Анаксагор наряду с атомистами имеет право претендоватьна роль одного из основоположников позднейшей физической науки.


Основные принципы теории материи.

Разумеется, название «Теория материи» условное. Вэпоху Анаксагора еще не существовало философского понятия материи – ни в смыслеаристотелевской «гюле» (hyle), ни в том смысле, какой этот термин приобрел вфилософии Нового времени.

Традиционная трактовка учения Анаксагора находится подглубоким воздействием аристотелевской интерпретации воззрений большинствадосократиков (а именно тех философов VI-Vвв. до нашейэры, которых Стагерит называл «физиками» или «физиологами»). В основеаристотелевской интерпретации лежит понятие «начала» (archē ). У Анаксагора число начал безгранично, только у неготакими началами служат не атомы, а бесчисленные качественно-определенныевещества – гомеомерии. Термин «гомеомерия» (в буквальном переводе –«подобочастная») указывает на основное свойство этих веществ: у них любая частьподобна по своим свойствам целому (homoios – «подобный», meros– «часть»). Такова трактовка Аристотеля. Сам же Анаксагор называл эти начала,скорее всего, семенами (spermata) – термин, который в отличие от гомеомерий встречаетсяв анаксагоровских текстах. Согласно Аристотелю, у Анаксагора материальнымипервоначалами оказываются подобочастные вещества, или (если отказаться отаристотелевской терминологии) любые встречающиеся в природе качественно-определенныевещества.

Вопросы, занимавшие Анаксагора, восходили кПарменидовскому учению о бытии. Что нужно понимать под истинным бытием, котороене меняется, не увеличивается и не уменьшается, но всегда остается равнымсамому себе,- вот проблема, стоявшая перед мыслителями Vв. Каждый изних решал эту проблему по-своему. Решение Анаксагора было в известном смысленаиболее радикальным. Истинное бытие, по его мнению, присуще всемкачественно-определенным вещам окружающего нас мира, иначе говоря, всемфизически однородным веществам, и, прежде всего тем веществам, из которыхсостоят животные и растительные организмы. Анаксагор называл их «существующимивещами». Они существуют не потому, что доступны нашему восприятию (они могут ине восприниматься нами, как это имеет место в первичной смеси). Они существуютв строгом онтологическом смысле – в смысле парменидовского бытия (eon).Каждая из этих вещей есть и может не быть.

А отсюда непосредственно следует, что всякая«существующая вещь» не возникает и не уничтожается, но всегда остается равнойсамой себе как в количественном, так и в качественном отношении. В мирепроисходит лишь соединение и разделение «существующих вещей», которые дают намвидимость возникновения и уничтожения. Об этом ясно пишет сам Анаксагор в своемсочинении: «О возникновении и уничтожении у эллинов нет правильного мнения:ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется изсуществующих вещей и разделяется. И таким образом, правильнее было бы назватьвозникновение соединением, а уничтожение разделением». В другом фрагментеАнаксагор говорит о выделении «существующих вещей» из первичной смеси иподчеркивает, что при этом выделении «все в совокупности ни меньше и не больше(ибо невозможно быть больше всего), но все всегда равно».

Первое важнейшее положение теории материи Анаксагора:все «существующие вещи» не возникают и не уничтожаются, а существуют всегда водном и том же количестве. Для краткости называют это положение «принципомсохранения материи».

Но теперь Анаксагору нужно было решить основную проблему,почему качественно-определенные вещества, из которых состоят животные ирастения, не могут возникать из чего-либо другого? «Ведь каким образом,-спрашивает Анаксагор,- из не-волоса мог возникнуть волос и мясо из не-мяса?».Ведь они относятся к «существующим вещам», то есть должны удовлетворятьпринципу сохранения материи.

Анаксагор разрешает эту проблему самым радикальнымобразом. Нет таких вещей, которые состояли бы из чистого, несмешанноговещества. Каждая эмпирическая вещь представляет собой смесь всех «существующихвещей» - не некоторых, а именно всех , то есть бесчисленного ихмножества. «И так у большого и у малого имеется равное число частей, то итаким образом во всем может заключаться все. И не может быть обособленногосуществования, но во всем имеется часть всего».

Это положение, являющееся, безусловно, оригинальнойчертой теории Анаксагора, называют принципом «универсальной смеси». Анаксагорпонял, что его теория может считаться логически безупречной лишь в том случае,если к принципу «универсальной смеси» добавить еще два дополнительныхположения.

Первое из них – положение об относительности большогои малого. Так как в любой, сколь угодно малой или сколь угодно большой вещизаключена «часть всего», то тем самым стирается принципиальная разница междубольшим или малым. «И у малого ведь нет наименьшего, но всегда еще меньшее… Нои у большого всегда есть большее. И оно равно малому по количеству (то есть почислу входящих в его состав «существующих вещей»). Сама же по себе каждая вещьи велика и мала».

Отсюда необходимо вытекает и второе положение – обезграничной делимости вещества. В отличие от атомистов Анаксагор не допускалсуществования мельчайших, далее уже неделимых частиц – не допускал по следующимпричинам. Если бы такие частицы существовали, то они были бы простыми икачественно однородными. Но это находилось бы в противоречии с принципом«универсальной смеси». С другой стороны, такие неделимые частицы оказались быестественным масштабом абсолютной малости. Но такого масштаба, согласно Анаксагору,быть не может. Любая сколь угодно малая частица вещества заключает в себе все«существующие вещи» и, следовательно, не может считаться простой и однородной.

И так, с помощью сформулированных выше принципов –принципа сохранения материи и принципа универсальной смеси, а также связанныхсо вторым из этих принципов положений об относительности большого и малого и обезграничной делимости вещества Анаксагор решает проблему, поставленнуюПарменидом. Ему остается только объяснить, почему вещь, представляющая собойсмесь бесчисленного множества качественного однородных веществ, представляетсянам состоящей из какого-то одного вещества. Это происходит потому, говоритАнаксагор, что наши органы чувств воспринимают только то вещество, котороепреобладает в данной вещи. Если бы все вещества находились в ней в одной и тойже пропорции и были распределены равномерно, то она казалась быкачественно-неопределенной. Такова первичная смесь, в которой «ничто не былоразличимо».

Это положение непосредственно не вытекает ни изпринципа сохранения, ни из принципа универсальной смеси, поэтому его можнорассматривать в качестве самостоятельного принципа теории Анаксагора. Эгоназывают «принципом преобладания».

Теория материи Анаксагора была хорошо продуманной илогически безупречной теорией. Однако из нее следовали выводы, которые казалисьвесьма парадоксальными и не могли получить универсального признания ни в Vв.,ни в более позднее время.


Разум и организация космоса.

Лишь после изложения теории материи в своем сочиненииАнаксагор переходил к описанию процесса космического круговращения и указывална причину этого процесса, то есть на Разум. Любопытно, что стильанаксагоровского изложения здесь существенным образом меняется, становясьторжественным, почти гимноподобным, а Разум награждается всеми теми эпитетами ихарактеристиками, которые до нашего времени служат камнем преткновения дляисториков философии. То обстоятельство, что в ходе изложения своей теорииматерии Анаксагор не счел нужным что-либо сказать о Разуме, лишний разподтверждает мнение, высказывавшееся многими исследователями, что он нерассматривал Разум в качестве одного из материальных ингредиентов вселенной.Эпитеты «легчайший» («тончайший») и чистейший, которыми характеризуется Разум,следует понимать не буквально, а скорее в метафорическом смысле. В соответствиис архаичной логикой досократиков эти характеристики имели своей цельюпротивопоставить Разум всему вещественному, что подчинено закону универсальнойсмеси. Следует, однако, учесть, что русское слово «разум» («ум») – также каканглийское Mind или немецкое Geist – можетслужить лишь весьма приближенным эквивалентом греческого термина noū s. Бесспорно,что какие-то аспекты сознательной деятельности присущи Разуму Анаксагора – обэтом свидетельствует, в частности, та фраза, в которой говорится, что «исоединявшееся, и отделявшееся, и разделявшееся – все это знал Разум».

Не следует ли на основании всего сказанного заключить,что Разум Анаксагора был нерасчлененным, синкретичным понятием, в котором аспектыматериальности, вещественности были слиты с еще не обособившимися аспектамидуховности, сознательности? Выбор названия, разумеется, не полностью определяетсодержание самого понятия. Его наименование отражает лишь некоторый аспект,позволяющий уподобить основную функцию этого космического агента человеческойспособности постижения и предвиденья. Вызывая круговращение первичной смеси,Разум как бы предвидит те последствия, которые из этого круговращенияпроистекут. Деятельность Разума выражается в том, что он определяет эволюциюкосмоса в направлении все большей его организации. Но он организует космос непотому, что вмешивается в процесс космообразования, направляя его согласносвоей воле. Он это делает, сообщая первичной смеси мощное вращательное движениеи тем самым, позволяя проявиться объективным закономерностям, присущим мирувещей. Все развитие космоса как бы запрограммировано в «первичном толчке»,сообщаемом Разумом инертной материи.

Если Разум и можно уподобить сознательно действующемубожеству, то только в отношении выбора момента времени для началакосмообразования. Действительно, почему Разум осуществил свой «первичныйтолчок» именно тогда-то, а не на несколько миллионов лет раньше или позже? Ичто он вообще делал до этого? Эти вопросы задавались еще античнымикомментаторами, причем по этому поводу высказывались различные мнения. То лиАнаксагор писал о начале мира лишь в дидактических целях, а на самом деле онсчитал мир существующим вечно, то ли, подобно Платону, он полагал, что самовремя возникло вместе с миром.

Решение этой загадки можно найти в тексте сочинениясамого Анаксагора, где имеется любопытное место, с давних пор привлекавшеевнимание исследователей: «Если все обстоит, таким образом, то следует полагать,что во всех соединениях содержится многое и разнообразное, в том числе и семенавсех вещей, обладающие всевозможными формами, цветами, вкусами и запахами. Илюди были составлены, и другие живые существа, которые имеют душу. И у этихлюдей, как у нас, имеются населенные города и искусно выполненные творения, иесть у них Солнце, Луна и прочие светила, как у нас, и земля у них порождаетмногое и разнообразное, из чего наиболее полезное они сносят в дома иупотребляют в пищу. Это вот сказано мной об отделении, потому что не только у насстало бы отделяться, но и в другом месте».

Ряд историков философии, к которым относились, вчастности, Дж. Бёрнет и Р. Мондольфо, ссылались на приведенный отрывок как надоказательство того, что Анаксагор (вопреки свидетельствам доксографов)допускал одновременное существование многих миров. В свою очередь наш космоспредставляет собой, возможно, лишь пылинку в некоем космосе более высокогопорядка. Каждый космос определяется Анаксагором как гомеомерия – в том смысле,что он есть лишь частичка какого-то целого, во всех отношениях подобная этомуцелому; с другой стороны, любой космос состоит из бесконечного числамикрокосмосов, из которых каждый является его подобием.

«Разум же беспределен и самодержавен и не смешан ни содной вещью, но один он существует сам по себе».

Двумя важнейшими функциями анаксагоровского Разумаявляются:

1. Разум как источник движения.Осуществляя «первичный толчок», он приводит в движение вещи, ранее пребывавшиев состоянии полного покоя.

2. Разум как организатор космоса.Вызывая космическое круговращение, он определяет дальнейшее развитие космоса внаправлении все большей упорядоченности и организованности.


Литература.

· Маковельский А. О. Досократики. Т. 1-3. Казань, 1914-1919.

· Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1974-1981.

· Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитыхфилософов. М., 1979.

· Платон. Сочинения в 3-х томах. М., 1968-1972.

· Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3-х томах. М.,1961-1964.

· Рожанский И. Д. Анаксагор. М., «Мысль», 1983.

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР

(Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500-428 до н.э.) - др.-греч. и ученый. Около 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской филос. школы. Был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От сочинений А. до нас дошли 20 фрагментов.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, слагавшуюся из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращательное , сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее филос. («вечный » Аристотеля, «первичного толчка» в философии Нового времени), означала радикальное источника движения косной, инертной материи. А. описывал как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, и утверждал, что он «содержит полное обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации Космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.
Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение «семена» стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к «семенам» качественно однородных веществ (получившим у перипатетиков наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Др. особенности концепции А.: пустоты, признание бесконечной делимости вещества, относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.
А. был первым ученым, давшим правильное солнечных и лунных затмений.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АНАКСАГОР

из К л а з о м е н (ок. 500-428 до н. э. ) , др.-греч. философ и учёный. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинской филос. школы. В кон. 30-х гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в Лампсаке. От соч. А. до нас дошли 20 фрагментов - гл. обр. благодаря Симпликию.

Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Апаксимена) и учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде , гипотезы, согласно крой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом) . Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени) , означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с же, утверждая, что он «содержит полное знание обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остаётся неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется».

Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получивший в перипатетической школе наименование «гомеомерий») , но и к противоположностям тёплого и холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.

А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагменты: DK II, 5-44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ , 1902 , гл. 12; Рожанский И. Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972 ; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500-428 до Р. X.) – древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали . Мировой «ум» (греч. « ») – тончайшее и легчайшее – приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные отделяются друг от друга, а однородные соединяются – так возникают вещи. При этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в , распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНАКСАГО́Р

(Ἀναξαγόρας) из К л а з о м е н в М. Азии (ок. 500–428 до н.э.) – древнегреч. натурфилософ материалистич. направления (хотя и непоследовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакц. противников рабовладельч. демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою филос. школу.

А. принадлежит глубоких для своего времени идей, сделавших его одним из ведущих натурфилософов 5 в. до н.э. А. вместе с Эмпедоклом и атомистами выдвинул учение о неразрушимых элементах, к-рых он признавал, вопреки Эмпедоклу, количество и, вопреки атомистам, считал бесконечно делимыми. А. предвосхищал современное математич. учение о бесконечных множествах, в к-рых часть может быть не только конечной, но и бесконечной, и о бесконечно малом и бесконечно большом. А. признавал все части равными целому (А 46, Diels). Кроме того, А. отвергал наличие наименьшего и наибольшего элементов в бесконечности, а также считал все вещи одинаково большими и малыми, что тоже указывает на развивающееся у пего математич. бесконечности.

Разделяя все чувств, качества на элементы, бесконечные по качеству и количеству (он их назвал "семенами" или "вещами", позже они были названы гомеомериями), А. представлял себе каждый такой элемент тоже состоящим из бесконечного количества более мелких частиц, части к-рых эквивалентны целому. А. объяснял всякое разрушение разъединением на неразрушимые элементы, а всякое возникновение соединением одинаковых качеств, рассыпанных по всем элементам (там же, В 17), проповедуя, т.о., в своей натурфилософии "всё во всём" (там же, В 5–6).

Состоящую из элементов материю А. мыслил инертной массой; ее приводит в движение ум (νοῦς), в к-ром философы-идеалисты не замедлили увидеть духовное и личное начало (см. Гегель , Соч., т. 9, 1932, с. 288 и сл.; С. Н. Трубецкой, История древней философии, ч. 1, М., 1906, с. 141 и сл.). На самом деле А. понимал ум в виде некой тонкой и легкой материи и вводил это понятие лишь в качестве движущей причины, да и то проявившей себя, по-видимому, только в самом начале в виде единовременного толчка и затем предоставившей материи двигаться по собств. законам. В древности сомневались даже и в том, что ум, согласно А., есть действенная (А 57, Diels); Аристотель (там же, А 61) считал этот ум просто потенцией сущего; нек-рые историки философии трактовали его как телесный (В. Виндельбанд, История древней философии, М., 1911, с. 86 и сл.; Г. Гомперц, Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1911, гл. 4).

Соч.: [Фрагменты], в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 104–61, и в кн.: Античные философы [Свидетельства, фрагменты и тексты], сост. А. А. Аветисьян, Киев, 1955; [Фрагменты], в кн.: Diels Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 2, В., 1935, S. 5–44.

Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 107–18; Лурье С. Я., Теория бесконечно малых у древних атомистов, М.–Л., 1935; его же, Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 92–94; Bröcker W., Die Lehre des Anaxagores, "Kantstudien", В., 1942–43, Bd 42, S. 176–89.

А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР (Αναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500428 до н. э.)-греческий философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактическим основоположником афинской философской школы. В конце 530-х был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От его сочинений до нас дошли 20 фрагментов-главным образом благодаря Симпликию. Воззрения Анаксагора сформировались под воздействием Милетской школы (прежде всего Анаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение Анаксагор сформулировал в виде космогонической гипотезы, согласно которой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисленного множества мельчайших, чувственно не воспринимаемых частиц, или “семян”, всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке пространства эта смесь Приобрела быстрое вращательное движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ним агентом-умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли (“вечный перводвигатель” Аристотеля, идея “первичного толчка” в философии Нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. Анаксагор наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как “легчайшую” из всех вещей, которая ни с чем не смешивается, с другой же стороны, утверждая, что он “содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу”. Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно Анаксагору, следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космический вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под воздействием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо “во всем имеется часть всего”, каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо “никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется”. Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получившим в перипатетической школе наименование “гомеомерий”), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции Анаксагора: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физических величин.

Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Фрагм.: DK II, 5-44; Lanw D. Anassagora. Testimonianze e franunenti. Firenze. 1966.

Лит.: Рожанский И. Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972; Он же. Анаксагор. М., 1983; Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902, Гл. 12; Schoßeid M. An Essay on Anaxagoras. Cambr.-N. Y., 1980; Guthrie W. K. C. History of Greek Philosophy, vol. 2. Cambr., 1971; Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981; Furth М. A. “Philosophical Hero”? Anaxagoras and the Eleatics.- “Oxford Studies in Ancient Philosophy”, 9, 1991, p. 95-129; Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial.-“Mnemosyne”, 32, 1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

И. Д. Рожанский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АНАКСАГОР" в других словарях:

    Анаксагор - Анаксагор, сын Гегесибула (или Евбула), из Клазомен. Он был слушателем Анаксимена. Он первый поставил Ум (noys) выше вещества (hyle), следующим образом начав свое сочинение, написанное слогом приятным и возвышенным: Все, что имеется, было… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    АНАКСАГОР - АНАКСАГОР Ἀναξαγόρας) из Клазомен (500 428 до н. э.), др. греч. философ и ученый, систематизатор основных проблем философии досокра товского периода (см. Досократики), первый крупный мыслитель, постоянно учивший в Афинах. ЖИЗНЬ. А.… … Античная философия

    АНАКСАГОР - (ок. 500 – ок. 428 до н. э.) Греческий философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только фрагменты его главного философского труда «О природе», где выдвигается… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

– были совершенно непримиримы с предположением о существовании двух принципов: движущей силы и чисто пассивного вечного, неизменного вещества. Поэтому нельзя полагать, чтобы мог совершиться сам собой, без внешнего влияния, переход от систем этих философов к системам дуализма – учению, которое признавало наличие в бытии материи , с одной стороны, и духа , с другой, и делало попытку объяснить их взаимодействие. Мы имеем много фактов, заставляющих думать, что дуалистические системы не развились самостоятельно из учений первых ионийских философов, а созданы влиянием италийско-сицилийской философии на ионийскую. В особенности несомненно влияние Эмпедокла .

Первым представителем дуализма в ионийской философии был Анаксагор Клазоменский (500–428 гг. до Р. Х.). Он занимался философиею на родине, переселился в Афины, прожил там несколько десятков лет, был другом великого Перикла , подвергся преследованию со стороны врагов Перикла, обвинявших его в отрицании государственной религии, бежал в Лампсак (431) и через три года умер там (428).

Анаксагор. Фреска в Национальном университете Афин. Авторы - Э. Лебедзицкий и К. Раль, 1888

По учению Анаксагора, первобытная материя не какое‑нибудь одно вещество. Первоначал много; они состоят из мелких, неразрушимых и неизменных, «однородных частиц» – омеомерий (ομοιομερϊ). Анаксагор обозначает словом «омеомерия» собственно однородность частиц, ошибочно мнение, что названием «омеомерий» обозначаются сами эти частицы. Эти первобытные вещества учения Анаксагора совсем не то, что стихии Эмпедокла («земля, вода, огонь, воздух). Анаксагор говорит, что эти стихии Эмпедокла – вещества не однородные (άνομοιομερϊ) и потому не первобытные; каждая из них – смесь разнородных частиц. Стихий-первоначал и, следовательно, видов омеомерий гораздо больше четырёх, и уж тем более они не сводимы к чему-то одному, как считали философы-ионийцы. От атомов Демокрита омеомерии отличаются тем, что последние, по учению Анаксагора, бесконечно делимы, «ибо сколько ни дробить бытие, в небытие его превратить нельзя», «в малом нет наименьшего, но всегда есть меньшее». Между тем, атомы Демокрита дробить нельзя, и само слово «атом» в переводе с греческого означает «неделимое».

Но бытие, по Анаксагору, не сводится лишь к материальным омеомериям. Всё её развитие и жизнь, соединение и разъединение первоначал, создающие видимые нами предметы и перемены в них, производится действием духовной стихии – разума, Нуса (Νους). Этот разум, по учению Анаксагора, – совокупность всех сил природы и вместе с тем он обладает всеведением, всемогуществом и свободою. Он вносит в материю движение, жизнь и порядок. Жизнь и душа проявления этого разума; деятельностью разума в человеке достигается познание истины, а чувственные впечатления обманчивы. Целью жизни должно быть стремление к истине.

При нынешнем развитии естествознания многие из понятий учения Анаксагора о возникновении мира, о форме и природе небесных тел кажутся странными. Он полагает, что земля лежит неподвижно в центре вселенной на воздухе, форма земли – плоский цилиндр, солнце и звезды – раскаленные каменные массы. Согласно Анаксагору, первоначально все первобытные вещества были перемешаны между собою, это был хаос. Разум произвел круговое движение в одной из частей хаотической массы, движение распространялось, охватывало все больше и больше частей её; это расширение продолжается и теперь и будет продолжаться. По учению Анаксагора, оно идёт чрезвычайно быстро, и быстротою его разные вещества разделяются друг от друга, одни направляются вверх, другие вниз; но разделение между веществами происходит не полное. Даже в тех телах, которые кажутся нам совершенно однородными, примешаны к преобладающему веществу маленькие количества всяких других веществ; разница между телами по форме и по качеству состоит в том, что преобладающие в них вещества различны. Таким образом, из одного тела может произойти совершенно иное, хотя основные элементы тел неизменны.

Сочинение Анаксагора «О природе» было написано на ионийском наречии очень простым слогом, не многосложными периодами, а краткими предложениями. Учение Анаксагора имело большое влияние на мыслящих людей его времени, но противоречило народной религии.