Александр матросов сообщение в школу. Подвиг под псевдонимом


C детского сада все знакомы с легендой об Александре Матросове -
легендой о том, как храбрый советский парень грудью бросился на
амбразуру дзота (деревянно-земляная огневая точка), чем заставил
замолчать пулемет, и обеспечил успех своего подразделения. Но все мы
растем, появляются опыт и знания. И начинают появляться потайные мысли:
зачем бросаться на амбразуру дзота, если есть авиация, танки,
артиллерия. Да и что может остаться от человека, попавшего под
прицельный огонь пулемета, кроме фарша для мясорубки?


Миф или реальность?


Рядовой Александр Матросов совершил свой подвиг 23 февраля 1943 года в
бою близ деревни Чернушки под Великими Луками. Посмертно Александру
Матвеевичу Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Подвиг был совершен в день 25-й годовщины Красной Армии, а Матросов был
бойцом элитного Шестого добровольческого стрелкового корпуса имени
Сталина, — эти два обстоятельства сыграли важную роль в создании
государственного мифа. Вопреки распространенному мнению, Матросов не был
бойцом штрафного батальона. Подобные слухи возникли, потому что он был
воспитанником детской колонии для малолетних в Уфе, а в начале войны
работал там же воспитателем.


В первом донесении о подвиге Матросова сообщалось: "В бою за деревню
Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический
поступок — закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил
продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление
продолжается". Этот рассказ с небольшими изменениями воспроизводился и
во всех последующих публикациях.


На протяжении десятилетий никто не задумывался, что подвиг Александра
Матросова противоречил законам природы. Ведь закрыть своим телом
пулеметную амбразуру невозможно. Даже одна винтовочная пуля, попавшая в
руку, неизбежно сбивает человека с ног. А пулеметная очередь в упор
сбросит с амбразуры любое, даже самое грузное тело.



Пропагандистский миф, разумеется, не в состоянии отменить законы
физики, но он способен на некоторое время заставить народ забыть об этих
законах. На протяжении Великой Отечественной войны свыше 400
красноармейцев совершили тот же подвиг, что и Александр Матросов, причем
некоторые — раньше его.


Нескольким "матросовцам" повезло — они остались в живых. Будучи
ранеными, эти бойцы забрасывали неприятельские дзоты гранатами. Можно
сказать, проходило своеобразное соревнование частей и соединений, каждое
из которых считало за честь иметь своего Матросова. Благо, что записать
человека в матросовы было очень несложно. Для этого годился любой
командир или красноармеец, погибший поблизости от неприятельского дзота.



В действительности события развивались не так, как сообщалось в
газетных и журнальных публикациях. Как писала по горячим следам
фронтовая газета, труп Матросова обнаружили не на амбразуре, а в снегу
перед дзотом. На самом деле все происходило следующим образом:


Матросов смог взобраться на дзот (очевидцы видели его на крыше
дзота), и он попытался расстрелять немецкий пулеметный расчет через
вентиляционное отверстие, но был убит. Сбрасывая труп, чтобы освободить
отдушину, немцы вынуждены были прекратить огонь, и товарищи Матросова за
это время преодолели простреливаемое пространство. Немецкие пулеметчики
вынуждены были спасаться бегством. Подвиг Александр Матросов
действительно совершил, ценой жизни обеспечив успех атаки своего
подразделения. Но грудью на амбразуру Александр не бросался — такой
способ борьбы с вражескими дзотами абсурден.


Однако для пропагандистского мифа эпический образ бойца, презревшего
смерть и грудью бросившегося на пулемет, был необходим. Красноармейцев
побуждали идти в лобовые атаки на неприятельские пулеметы, которые даже
не пытались подавить в ходе артподготовки. Примером Матросова
оправдывалась бессмысленная гибель людей.


Александр Матросов — кто он?


Но и это ещё не все. Оказывается никакого "Матросова" не было и в помине.



Памятник Александру Матросову на месте его упокоения в Великих Луках.

Юнус Юсупов, несмотря на свою инвалидность (он воевал еще в Гражданскую и
вернулся оттуда без ступни), всегда отличался бойкостью, поэтому никого
не удивил факт, что он женился на одной из кунакбаевских красавиц по
имени Муслима, которая была гораздо его моложе. В 1924 году у них
родился сын, которого нарекли Шакирьяном. А в книге актов о рождении
(таков был порядок) записали по имени деда — Мухамедьянов Шакирьян
Юнусович. Шакирьян получился бойким и проворным малым — в отца, и мать
частенько повторяла: "Вырастет молодцом. Либо, напротив, будет
вором...". Несмотря на то что из-за крайней бедности их сын всегда хуже
остальных был одет, он никогда не унывал. Плавал лучше всех; а когда с
пацанами, чтобы узнать, кто сколько раз женится, пускали по воде гладкие
камушки, у него всегда выходило больше всех "невест".


Он мастерски играл в бабки, здорово бренчал на балалайке. Когда мать
умерла, Шакирьяну было не больше шести-семи лет. Точные данные
установить невозможно, поскольку ни в Кунакбаевском сельсовете, ни в
Учалинском районном отделе Загса не сохранилась большая часть
документов: они были уничтожены пожаром. Спустя какое-то время отец
привел в дом другую жену, у которой был свой сын. Жили по-прежнему очень
бедно, и нередко Юнус, взяв за руку родного сына, ковылял по дворам:
попрошайничали. Тем и кормились. Шакирьян плохо знал родной язык, потому
что отец больше говорил на русском. Да и ходить побираться так было
удобнее.


У Юнуса тем временем появилась уже третья жена, и Шакирьян ушел из
дома. Время было тяжелое, голодное, мальчишка, возможно, сам решился на
это. Имеются, правда, сомнения: мол, похлопотала мачеха, чтобы
избавиться от лишнего рта в семье.


Куда потом делся Шакирьян, сказать сложно: бумаги всех детских домов
Башкирской АССР начала 30-х годов не сохранились. Но не исключено, что
он попал в детский приемник распределитель по линии НКВД, откуда его
направили в Мелекесс (ныне Димитровград) Ульяновской области. Там,
говорят, и появились его "первые следы", и там он уже был Сашкой
Матросовым. Среди беспризорников существовали свои законы, и один из них
гласил: если ты не русский, а национал, тебе никогда не поверят и
всячески будут сторониться. Поэтому, попадая в детдома и колонии,
подростки, особенно пацаны, всячески старались изменить свои родные
фамилии и имена на русские.


Позже, уже будучи в Ивановской режимной колонии, Сашка со смехом
откровенничал, как, устраиваясь в детдом, назвал своим родным местом
город, в котором ни разу не был. Это несколько приоткрывает завесу,
откуда во всех справочниках и энциклопедиях появился город
Днепропетровск как место рождения Александра Матросова.


В Ивановской колонии у него было несколько кличек: Шурик-Шакирьян —
кто-то, по-видимому, знал его настоящее имя, Шурик-Матрогон — он любил
носить бескозырку и матросскую форму, и Шурик-машинист — это было
связано с тем, что он много путешествовал, и именно его посылали на
вокзалы ловить сбежавших колонистов. Еще Сашку дразнили "башкиром". Еще
вспоминают, что он здорово выбивал чечетку и умел играть на гитаре.


В Ивановский режимный детдом Саша Матросов был доставлен 7 февраля
1938 года. С первых дней ему там что-то не понравилось, и он сбежал
обратно в Ульяновский детский приемник. Через три дня его все же вернули
назад.


После окончания школы в детском доме в 1939 году Матросова отправили в
Куйбышев на вагоноремонтный завод. А там — гарь, дым... Это было не по
Сашке, и спустя какое-то время он ушел оттуда по-английски. Не
попрощавшись.


Последний раз в родном Кунакбаево Шакирьяна видели летом 1939 года. К
тому времени он окончательно обрусел и всем представлялся Александром
Матросовым. Его никто особо не переспрашивал "почему" — было не принято
задавать много вопросов. Сашка поправился, был аккуратно одет: на голове
— бескозырка, под рубашкой виднелась тельняшка.



Памятная стела на месте подвига Александра Матросова у деревни Чернушки (Локнянский район, Псковская область).


Еще будучи в Куйбышеве, его вместе с другом забрали в милицию,
обвинив "в нарушении паспортного режима". Снова следы Матросова всплыли
осенью 1940 года в Саратове. Как явствует из сохранившихся до наших дней
документов, народный суд 3-го участка Фрунзенского района осудил его 8
октября по статье 192-й УК РСФСР к двум годам лишения свободы. Матросов
был признан виновным в том, что, несмотря на данную им подписку о выезде
из города Саратова в 24 часа, продолжал там проживать. Забегая вперед,
скажу, что лишь 5 мая 1967 года Судебная коллегия Верховного суда смогла

КАК БАШКИРСКИЙ БЕСПРИЗОРНИК ШАКИРЬЯН МУХАМЕДЬЯНОВ СТАЛ ГЕРОЕМ АЛЕКСАНДРОМ МАТРОСОВЫМ

27 февраля 1943 совершил свой подвиг Александр Матросов. Долгие годы официальные идеологи замалчивали настоящее имя и происхождение героя. Чем они их так не устраивали, разбирался корреспондент «Совершенно секретно».

Идеология любой империи всегда нуждалась в мифах, для которых подлинность фамилий или точность дат - дело десятое. Имя одного из таких героев - Александр Матросов, автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина. Каноническая легенда на этот счет гласит: 23 февраля 1943 года под-

Разделение, где служил боец, получило задачу атаковать опорный пункт противника в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области.

Путь ему преградили три вражеских дзота. Первый подавила штурмовая группа автоматчиков. Второй дзот был уничтожен бронебойщиками. Но пулемет из третьего продолжал обстреливать лощину, и атака захлебнулась. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Обстрел прекратился. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов бросился к амбразуре, закрыв ее своим телом.

Ну а дальше реальная история начала обрастать удивительными и не совсем достоверными подробностями. Начнем с того, что путаница произошла с датой подвига. В некоторых официальных изданиях говорится, что Матросов (будем пока называть его так. - Прим. ред.) погиб 23 февраля. Однако в краеведческом музее уточняют: реальная дата подвига - 27 февраля. Откуда взялась разница в четыре дня?

Оказывается, к части был прикомандирован корреспондент одной из дивизионных газет (первой о подвиге А. Матросова рассказала газета Калининского фронта «За Родину!», автором публикации был И. Шкадаревич. - Прим. ред.). Подробно описав случившееся, он перепутал (?) дату события. Сразу стал очевиден новый смысл происшедшего: подвиг, цена которому жизнь, оказывается, был посвящен 25-й годовщине со дня рождения Красной Армии. Такое вот жертвоприношение…

Дальше - больше. Начал гулять слух, что Матросов до армии был отпетым уголовником. Когда Сталину доложили о поступке рядового, великий вождь, попыхивая трубкой, глубокомысленно заметил: такой человек не мог не быть комсомольцем. И более того, якобы главнокомандующий поперек газетного листа, где был опубликован рассказ о подвиге, написал следующее: «Пример, достойный подражания!»

В тот же день в ЦК ВЛКСМ на имя Матросова задним числом выписали комсомольский билет. Откуда появилась эта история - тоже непонятно. Может быть, потому, что в Центральном музее Советской армии на самом деле хранились два комсомольских билета, в которых была указана одна и та же фамилия - Матросов. Отличались они тем, что в одном было написано «лег на боевую точку противника», а во втором - «лег на огневую точку противника». Какой из этих документов можно считать подлинным? Выяснить это в музее, увы, не представляется возможным - опасаясь за сохранность экспонатов, здесь неизменно пользуются копиями.

Между тем народное заблуждение в том, что Матросов не был комсомольцем, осталось. На самом деле в Коммунистический союз молодежи Александр вступил, еще будучи курсантом Краснохолмского пехотного училища (Оренбургская область), куда был направлен, когда его призвали на военную службу - уголовника не послали бы учиться. Удалось отыскать воспоминания Аркадия Григорьянца, помощника начальника политчасти учебного заведения, который уверял, что «именно из его рук Александр Матросов получил комсомольский билет, страницы которого потом войдут в историю написанными на них словами - «лег на огневую точку противника». Он же уточнял, что легендарную надпись сделала Людмила Викторовна Попова, которая в годы войны служила инструктором политотдела бригады.

Все эти нестыковки и откровенные недоразумения и послужили поводом для самых различных версий о происхождении и судьбе героя. Среди них есть рабоче-крестьянская, романтическая, патриотическая и т.д. Какая же из них наиболее правдоподобная? Об этом чуть позже, но единственное, на чем, кажется, сходились все составители официальных биографий - это то, что Матросов был русским. Но так ли это?

КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ?

Было принято считать, что Александр Матросов родился в 1924 году в Днепропетровске. Отец - рабочий, был убит кулаками. Как следствие ребенок остался без надзора, а потом оказался в Ивановском детском доме (Ульяновская область). Следующей «остановкой» стала Уфимская детская колония. Между тем не удалось найти ни одного документа, подтверждающего именно это место рождения будущего героя. Есть и другое толкование: его отец был зажиточным крестьянином, которого после раскулачивания отправили в Казахстан, где он и пропал.

Сын сбежал, беспризорничал. Во время своих скитаний оказался в Уфе. В колонии он быстро стал примером для остальных воспитанников: отличным производственником, спортсменом, политинформатором, самодеятельным поэтом и даже знатоком классики. Дескать, заслушивался музыкой из балета «Лебединое озеро», восхищался арией Германа из «Пиковой дамы» и т.д.

Но… оставим в стороне эти байки, потому что самой убедительной, скорее всего, можно считать «национальную версию», которую высказал, а потом и сумел доказать башкирский журналист Рауф Насыров. Во время одной из командировок он случайно услышал от Даута Хидиятова, председателя Кунакбаевского сельсовета, историю о том, что настоящее имя Матросова - Шакирьян, что он был башкиром по национальности, а родом из села Кунакбаево.

Как напишет позднее Рауф Хаевич в своей книге (сегодня это раритетное издание, найти которое оказалось довольно сложно. - Прим. ред.), этот рассказ и стал отправной точкой для долгого и кропотливого журналистского расследования. Найти какие-либо серьезные документы, касающиеся происхождения героя, ему, к сожалению, не удалось. Однако этот недостаток он с лихвой восполнил многочисленными воспоминаниями земляков Матросова.

В ходе встреч удалось, в частности, установить, что парень родился в 1923 году, а его отцом был Юнус-агай - человек, как описывают его современники, с большим если не чувством юмора, то воображением - точно. В частности, один из односельчан, с улыбкой рассказывал, что Юнус-агай был мастер придумывать разные небылицы. Например, байку о том, как спасал Ленина в пустыне. Будто бы за это вождь одарил его богатством, которое Юнус зарыл в огороде, но потом забыл где. Другой его рассказ касался того, как он летел с Лениным и Сталиным на самолете, а керосин кончился. Приземлились, и пошел тогда Юнус на охоту, набил зверя, устроил ужин, а вдобавок еще и притащил бочонок с горючим.

«Вот так я спас вождей!» - хвалился агай, а дети верили. Шакирьян пошел в отца: был таким же выдумщиком и фантазером. Кто-то даже припомнил слова матери, которая повторяла, что ее сын «вырастет либо молодцом, либо, напротив, вором…».

Удалось также выяснить, что отец Матросова был женат несколько раз. Со своей первой супругой (ее звали Муслима) он даже побывал в Сибири, где их якобы избили кулаки, отчего он всю оставшуюся жизнь хромал. По другой версии, его травмированная нога - результат ранения на Гражданской войне. Ко всему прочему с годами Юнус начал плохо видеть. Его жена часто болела, а вскоре умерла. От нее в наследство остался сын Шакирьян. После этого Юнус еще два раза женился. В последний раз это произошло в 1929 году. В 1932 году мальчик пошел в школу, а вскоре мачеха решила избавиться от пасынка - семья тогда по-настоящему голодала. Она-то и отвезла мальчика в детский дом, где просто оставила в коридоре. О каком приюте идет речь - теперь сказать сложно. Говорили, правда, что паренек сам ушел из дома.

В дальнейшем его следы обнаружились в Ивановском (!) детском доме Ульяновского района - в ходе расследования удалось даже найти фотографа, который вспомнил, как однажды, заехав туда, запечатлел мальчика с голубем. Этот снимок потом был опубликован в районной газете, и многие из жителей Кунакбаево узнали на нем Шакирьяна. Нашлись свидетели, которые встречали Матросова в трудовой колонии, которая располагалась в Старой Уфе. Здесь он уже был помощником воспитателя, командиром группы.

Тут же надо заметить, что краски, которыми живописали пребывание Матросова в спецучреждении, оказались отнюдь не розовыми. С другой стороны, жизнь в колонии была не сахар и весьма далека от той, которую рисуют на экранах идеологически выдержанных кинофильмов советских времен. Приходилось отстаивать не только собственное достоинство, но и жизнь. По словам бывшего колониста Петра Халтурина, которого зачислили в команду Матросова, от будущего героя ему тоже доставалось. И вот характерный диалог, который приводится в книге:

«- И Саша дрался?

Конечно, куда деваться… Бандит был по кличке Белый, который, говорили, сбежал из Бирска, чтобы наказать Сашку, да не сумел…»

Попутно прояснилось и происхождение фамилии Шакирьяна - «он все время ходил в тельняшке». По словам другого источника, многие из колонистов в те времена записывались под чужими фамилиями, не говоря уже об именах. Скорее всего, в русскоязычной среде имя Шакирьян легко трансформировалось в Шурку, а дальше уже - Сашка или Александр.

«СОВСЕМ УРУС СТАЛ»

Вспомнили люди, как он, уже колонистом, приезжал в деревню. При этом подросток уже хорошо разговаривал по-русски - «совсем урус стал», но не забывал и родной язык. Однако неизменно просил называть его Матросовым. Кто-то из селян даже приводил такую подробность: на теле юноши была татуировка в виде тельняшки. В последний раз Шакирьян побывал в родном селе накануне войны, в июне 1941 года. Был одет по-городскому: в тельняшке, поверх нее рубашка с закатанными рукавами, в черных брюках, ботинках.

Когда пришел на речку, где купались дети, то его встретили радостными криками: «О, Шакирьян вернулся!»

На что он спокойно сказал: «Ребята, ваш агай теперь не Шакирьян, а Саша. Так и зовите…»

«- Каким ветром тебя занесло?

Эх, ребята, где я только не бывал. А сейчас прибыл с Украины.

Ты же вроде в детском доме жил?

По этим словам можно было недвусмысленно понять: Шакирьян не понаслышке был знаком с бытом беспризорника. Этот факт обыграли в начале 60-х годов XX века в своих книгах П. Журба (повесть «Александр Матросов») и А. Бикчентаев («Орел умирает на лету»), за что бдительная общественность нещадно высекла писателей на страницах газет. По мнению этой самой «общественности», подлинный герой должен иметь безукоризненную анкету, «наслаждаясь арией из «Лебединого озера».

И все-таки, несмотря на то что Насыров начал свои поиски в конце 80-х годов прошлого века, для русскоязычного читателя его публикации оставались по большей части неизвестными. Причина, полагаю, кроется в том, что многочисленные статьи и расследования публиковались в газете на… башкирском языке. Отсюда и главное - недоверие к «национальной версии» о происхождении батыра Шакирьяна. Более того, по словам людей, знавших Насырова и знавших о его поисках, «старшие товарищи» не раз призывали его одуматься и не ворошить прошлое.

Дескать, есть канонический образ «светловолосого, голубоглазого русского парня» с родины известного Генерального секретаря, поэтому не надо разрушать, а тем более бросать националистический отблеск на биографию героя. Неудачей окончилась и попытка Насырова найти понимание в Москве. При этом авторитетные эксперты (в том числе и старший научный сотрудник Института военной истории МО СССР Н. Борисов) единодушно соглашались, что «вся биография Матросова - выдумка».

Как писал потом Борисов, «дата подвига была умышленно приурочена к 25-летию Красной Армии в целях пропаганды. На самом деле в политдонесениях, в списке безвозвратных потерь и других документах подвиг датируется 27 февраля 1943 года, а в наградном листе сказано, что на Калининский фронт А. Матросов прибыл 25 (!) февраля». Но откуда тогда взялся «светловолосый, голубоглазый, русский парень»?

И этому есть объяснение: дело в том, что при множестве фотографий - самое малое четырех-пяти, найденных в различных детдомах, тиражировался только один тщательно отретушированный снимок, где были подведены глаза, губы. Понятно, что «корректировка» ни сколько не умаляет значения поступка солдата, прикрывшего своим сердцем Отечество. Но в данном случае речь идет не о стремлении принизить подвиг, а о желании вернуть народу подлинное имя героя, чтобы, кроме имени Салавата Юлаева, вспоминали в Башкортостане еще и своего Шакирьяна.

Вдогонку следует сказать, что в сентябре 1942 года колонист Мухамедьянов (к тому времени уже А. Матросов) был призван в армию и направлен в Краснохолмское пехотное училище. Службу проходил в 5-й стрелковой роте второго батальона. Курс военных наук был рассчитан на полгода, и уже в марте молодые лейтенанты должны был отправиться в войска, но этого не случилось. В январе 1943 года было официально объявлено, что училище закрывается, а половина его личного состава рядовыми будет отправлена эшелоном на Калининский фронт. Матросов с товарищами попал в 91-ю Тихоокеанскую (!) комсомольскую добровольческую бригаду имени Сталина. Сначала Александр был направлен в комендантский взвод, а потом продолжил службу в строевом подразделении. В ходе поисков удалось даже найти свидетеля последнего боя Матросова.

«Мы, разведчики, возвращались с боевого задания. Когда подошли к переднему краю - «языка» мы брали в деревне Чернушки, - слышим крик наших солдат «ура!» - вспоминает Пётр Александрович Огурцов (1920 г.р., г. Балаково Саратовской области). - Немцы продолжали вести огонь, не давали двигаться вперед. Я решил узнать, в чем дело, и наши разведчики приготовились к бою.

Ребята, немецкий пулемет не дает поднять головы?

Сашка говорит:

Прикрой меня. Я подползу ближе и брошу гранату.

Я говорю:

Сашка, он ведь скосит.

… Мы подползли ближе. Другой немецкий пулемет бьет, рвутся снаряды. И тут меня ранило - от Сашки метров за десять. Саша бросился на амбразуру. Пулемет замолчал. Ну, ребята поднялись в рост - и вперед. Меня оттащили, перевязали и утром отправили в госпиталь в Москву». (Рауф Насыров, «Откуда ты родом, Матросов?» (Уфа, 1994). - Прим. ред.)

Таково подлинное описание боя, которого нет (!) ни в одной официальной книге. И еще одну важную деталь называет Насыров: в воспоминаниях ветерана есть упоминание о том, что «по ходатайству комсомольцев и командования было написано письмо на имя Сталина о присвоении Матросову звания Героя Советского Союза».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

После всего случившегося выражение «подвиг Матросова» стало поистине крылатым, хотя справедливости ради следует отметить, что Шакирьян не был первым, кто ценой жизни заставил замолчать вражеский пулемет. Согласно архивным документам, в этом скорбном списке под номером один стоит имя Александра Панкратова, политрука танковой роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии. А за всю историю войны подобный подвиг совершили свыше 300 человек. Были вообще уникальные случаи, когда люди оставались живыми, но это уже мало кого интересовало. Для тогдашней идеологической машины гораздо важнее был герой погибший, нежели живой.

Короче, вся официальная слава досталось Матросову. К слову, через год такой же подвиг на территории Великолукского района, совершил рядовой, татарин Газинур Гафиатулин - его фотографию и сегодня можно увидеть в городском краеведческом музее. И еще одно имя - на этот раз Ильи Коровина, который тоже повторил подвиг Матросова. Это произошло 8 марта 1944 года, во время прорыва оборонительной линии «Пантера». За свой подвиг сержант был удостоен (посмертно) звания Героя Советского Союза, и его останки сейчас покоятся в братском захоронении в деревне Жидилов Бор, что почти на самом берегу Псковско-Чудского озера.

Впрочем, это уже история и, увы, наша короткая историческая память. Именно во время поездки в Великие Луки автор этих строк с удивлением узнал, что в этом городе на мемориальном воинском кладбище захоронен и Матвей Кузьмич Кузьмин - самый старший по возрасту Герой Советского Союза. На момент совершения подвига ему было 84 (!) года. Как гласит короткая биографическая справка, родился Матвей Кузьмич 3 августа 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области, в семье крепостного крестьянина.

Так и оставшись крестьянином-единоличником, что удивительно, до войны он жил охотой и рыбалкой, а прославился тем, что 14 февраля 1942 года повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя отряд гитлеровцев под пулеметный огонь наших войск. Очерк о случившемся принадлежит перу известного писателя Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке». Правда, злые (очень злые!) языки утверждают, что все было не так, однако в самом музее решительно отвергают подобные домыслы и придерживаются канонической версии.

Тем не менее Музей боевой комсомольской славы имени А. Матросова, который находился на балансе ЦК ВЛКСМ, был посвящен именно Матросову. Сооруженный рядом со старинной крепостью, в самом центре Великих Лук, этот бетонный куб, чем-то напоминавший мавзолей, вполне справлялся с задачами того времени: вдохновлять и направлять. Здесь принимали в пионеры, комсомольцы, напутствовали на дальнейшие трудовые подвиги стройотряды. Но пришли иные времена, и с 1992 года главный Музей боевой комсомольской славы перестал существовать, благополучно… влившись в муниципальную структуру.

Сейчас это городское учреждение культуры насчитывает в фондах хранения более 30 тысяч единиц артефактов. Как и прежде, сюда приходят ветераны, что вполне объяснимо: на войну пришлась их молодость. Как ее не вспомнить? По своему статусу музей также является центром патриотического воспитания молодежи, поэтому в канун дня рождения Матросова сюда приходят те, кому еще нет 18. Во всяком случае, им теперь доподлинно будет известно, почему в центре города, над самой Ловатью, высится монумент рядовому по фамилии Матросов, которого в родной Башкирии звали просто - Шакирьян.

МНЕНИЕ

Юрий Алексеев, директор фонда «Достоверная история»:

«Подобных секретов, увы, в нашей истории остается немало. Не многие, например, знают подлинные имена тех, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Среди них был, в частности, и уроженец Псковской области. Специалистами Института военной истории Министерства обороны РФ документально подтверждено, что первыми Знамя Победы над Рейхстагом установили бойцы группы капитана Макова.

Это случилось 30 апреля 1945 года. В ее состав входил и наш земляк - Михаил Минин. За этот подвиг и другие военные заслуги он был представлен к званию Героя Советского Союза. Наградной лист был датирован 7 мая 1945 года, однако командование ограничилось орденом Боевого Красного Знамени (18.05.1945). Уроженец Палкинского района, он ушел на фронт в июле 1941 года. Прошел путь от Ленинграда до Берлина.

Александр Матвеевич

Матросов Александр Матвеевич - стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В. Сталина 6-го Сталинского Сибирского добровольческого стрелкового корпуса 22-й армии Калининского фронта, красноармеец. 8 сентября 1943 г. приказом народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина, имя Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он навечно зачислен в списки 1-й роты этой части. Это был первый приказ НКО СССР в годы Великой Отечественной войны о зачислении павшего Героя навечно в списки воинской части.

Родился 5 февраля 1924 г. в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск - административный центр Днепропетровской области Украины). Русский. Член ВЛКСМ. Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском режимном детском доме (Ульяновская область). В 1939 г. был направлен на вагоноремонтный завод в городе Куйбышеве (ныне Самара), но вскоре оттуда сбежал. Приговором народного суда 3-го участка Фрунзенского района города Саратова от 8 октября 1940 г. Александр Матросов осужден по статье 192 УК РСФСР к двум годам лишения свободы за нарушение паспортного режима (Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР 5 мая 1967 г. этот приговор отменила). Отбывал срок в Уфимской детской трудовой колонии. С началом Великой Отечественной войны неоднократно обращался с письменными просьбами отправить его на фронт.

В Красную Армию призван Кировским райвоенкоматом города Уфы Башкирской АССР в сентябре 1942 г. и направлен в Краснохолмское пехотное училище (октябрь 1942 г.), но вскоре большую часть курсантов направили на Калининский фронт.

В действующей армии с ноября 1942 г. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирсккой добровольческой бригады имени (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии, Калининский фронт). Некоторое время бригада находилась в резерве. Затем ее перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора. Прямо с марша бригада вступила в бой.
27 февраля 1943 г. 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области. Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемет подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемет из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемет замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Был похоронен в деревне Чернушки Локнянского района, а в 1948 г. прах А.М. Матросова был перезахоронен в городе Великие Луки Псковской области на левом берегу реки Ловать на пересечении улицы Розы Люксембург и набережной имени Александра Матросова.

Через несколько дней имя Александра Матросова стало известным всей стране. Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи. При этом дату смерти Героя перенесли на 23 февраля, приурочив подвиг ко дню рождения Красной Армии. Несмотря на то, что Александр Матросов был не первым, кто совершил подобный акт самопожертвования, именно его имя было использовано для прославления героизма советских солдат. Впоследствии свыше трехсот человек совершили подобный героический поступок. Подвиг Александра Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Матросову Александру Матвеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина (посмертно).

какой подвиг совершил Александр Матросов

  1. Сейчас, немножко, противно--когда в интернете всякие неудачники по жизни пытаются "засрать" подвиги Великих людей, а самое противное, что находится масса "????",которые охотно верят всему, что им впихивают из интернета. Я имею ввиду коментарий выше, искуственного интелекта Алексея.

    Прорвавшись к огневой точке и расстреляв патроны, Матросов лег грудью на амбразуру и заставил на время замолчать дзот. Те секунды оказались решающими для атакующих.

    Весть о подвиге Матросова молнией облетела войска, призывая их идти вперед, на разгром врага.

    У Александра нашлось немало последователей. Но Матросов не был первым, кто закрыл огневую точку противника своей грудью. До событий под Чернушками такой подвиг бойцы Красной Армии уже совершали. Этому факту есть объяснение: первой о подвиге Матросова рассказала дивизионная газета, а затем материал опубликовали в центральной прессе. С того времени о нем и узнала вся страна, а его имя стало символом героизма.

    Из документов, хранящихся в подольском военном архиве, следует, что первым был Александр Панкратов, политрук 28-й танковой дивизии. 24 августа 1941 г. в бою за Кириллов монастырь под Новгородом он бросился на вражеский пулемет, заставив его замолчать. Всего в списках героев, совершивших подобный подвиг на полях сражений Великой Отечественной, свыше двухсот воинов.

  2. 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области (со 2 октября 1957 года Псковской области). Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника три пулемта в дзотах прикрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека.
    Один пулемт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки подавить его не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли красноармейцы Птр Огурцов и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из дзота вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения.
  3. Подскользнулся в не положенном месте!
  4. В действительности события развивались не так, как сообщалось в газетных и журнальных публикациях. Как писала по горячим следам фронтовая газета, труп Матросова обнаружили не на амбразуре, а в снегу перед дзотом. На самом деле все происходило следующим образом:

    Матросов смог взобраться на дзот (очевидцы видели его на крыше дзота) , и он попытался расстрелять немецкий пулеметный расчет через вентиляционное отверстие, но был убит. Сбрасывая труп, чтобы освободить отдушину, немцы вынуждены были прекратить огонь, и товарищи Матросова за это время преодолели простреливаемое пространство. Немецкие пулеметчики вынуждены были спасаться бегством. Подвиг Александр Матросов действительно совершил, ценой жизни обеспечив успех атаки своего подразделения. Но грудью на амбразуру Александр не бросался - такой способ борьбы с вражескими дзотами абсурден.

Согласно официальной советской версии, 27 февраля 1943 года 2-й батальон, в котором служил Матросов, получил приказ атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской (Псковской) области. Советские солдаты вышли на опушку и попали под обстрел из трех немецких дзотов, которые перекрывали подступы к деревне. На подавление огня выслали три штурмовые группы по два человека в каждой. Два дзота удалось уничтожить, но пулемет третьего дзота продолжал простреливать лощину перед деревней. Подавить его не удалось, тогда в сторону вражеского дзота были отправлены два красноармейца — Петр Огурцов и Александр Матросов. Огурцова тяжело ранили и 19-летнему Матросову пришлось выполнять приказ в одночку. Он подобрался к дзоту и бросил в его сторону две гранаты. На время огонь прекратился, но как только советские бойцы поднялись в атаку, пулемет снова застрочил. Тогда Матросов рывком бросился на амбразуру и закрыл ее своим телом. На несколько мгновений пулемет снова умолк, а советские солдаты смогли достичь не простреливаемой дзотом части. Эта версия несколько отличается от реальных событий тех дней. Взять хотя бы то, что на самом деле Матросов погиб не во время штурма Чернушек, а при деревне Плетень.

Вообще, противоречия начинаются уже в вопросе происхождения Матросова. По официальной версии, он родился в Екатеринославле (Днепр) Украинской ССР 5 февраля 1924 года. Однако позднее выяснилось, что ни в одном из днепропетровских загсов нет упоминания о рождении в 1924 году Александра Матросова. Существует и другая версия, по которой не только место рождения героя было другим, но даже его имя. Некоторые исследователи полагают, что Матросова на самом деле зовут Шакирьян Мухамедьянов и родился он в деревне Кунакбаево в Башкирии. Фамилию Матросов он взял, когда стал беспризорником, после того как сбежал из дома, под ней он и записался в детский дом. При этом доподлинно известно, что сам Александр называл себя всегда именно Матросовым. А по третьей версии, он был уроженцем деревни Высокий Клок Самарской губернии. Мать мальчика, оставшись без мужа, отдала ребенка в детский дом, чтобы спасти от голодной смерти.

Александр Матросов

Примечательно также, что прошлое у Матросова было вовсе не героическим. Его осудили по 162 статье (кража чужого имущества) УК и подростком отправили в режимную колонию в Ульяновской области. Затем его послали в Куйбышев работать формовщиком на завод, но Матросов оттуда сбежал. В октябре 1940 года народный суд в Саратове приговорил его к двум годам лишения свободы за то, что несмотря на приказ в течение суток покинуть город, Матросов продолжал тут жить. Его отправили в Уфимскую детскую трудовую колонию. Там он стал учеником слесаря, а вскоре и помощником воспитателя. В 1967 году приговор народного суда был отменен.

После начала Великой Отечественной войны Матросов не раз обращался с просьбой отправить его на фронт. В сентябре 1942 года его призвали в ряды РККА и отправили на учебу в пехотное училище. В середине января 1943 года его вместе с другими курсантами училища отправляют на Калининский фронт. Там было решено сформировать мощную оперативную группу под командованием генерал-лейтенанта Михаила Герасимова, которая должна была «овладеть районом Локня и пленить или уничтожить Холмскую группу войск противника». Основной удар должна была нанести 91-я отдельная стрелковая бригада, входившая в 6-й Сталинский добровольческий стрелковый корпус сибиряков. 12 февраля Матросов прибыл в расположение 91-й осбр и стал служить стрелком-автоматчиком 2-го отдельного стрелкового батальона. Большинство солдат тогда были вооружены винтовками, поэтому автоматы доверяли только лучшим бойцам. Несмотря на то, что к началу наступления численность 6-го стрелкового корпуса превосходила силы противника, большинство солдат, как и Матросов, были молодыми, необстрелянными новобранцами. Перед бригадой, в которую входил Александр, была поставлена задача разорвать узлы сопротивления противника.


Немецкий дзот

16−17 февраля началось продвижение войск. Дни и ночи солдаты расчищали себе дорогу, проходили по лесам и болотам, из-за бездорожья были вынуждены на руках переправлять матчасть и боеприпасы. 24 февраля противники заметили сосредоточение советских солдат и отправили разведгруппу, часть которой была убита и захвачена в плен. На следующий день группа Герасимова столкнулась с немцами. «На Холм-Локнянском направлении… 6 ск с 12.00 после короткой артиллерийской подготовки перешел в наступление на всем фронте и к 17.00, преодолевая упорное сопротивление противника и бездорожье, вел бой. …91 осбр продолжала бой за Черное». На выручку з-ему батальону отправили 2-й, в котором служил матросов. В ночь на 26 февраля они обошли деревню Чернушка Северная, чтобы атаковать противника с севера. Немцы смогли разделить батальон на три части, но после упорного боя они воссоединились. Противник продолжал упорное сопротивление. Так в бою у Чернушки Александр Матросов принял первое боевое крещение.

Группа Герасимова продолжила наступление на Холм-Локнянском направлении. 27 февраля 2-й батальон вместе с частью 4-го батальона пошел в атаку на деревню Плетень. Целью было уничтожить противника, обороняющего деревни Чернушка и Черная. На подступах к деревне немцы создали мощный опорный пункт из трех дзотов. С фронта наступал 4-й батальон, «матросовский» 2-й зашел с фланга, вышел на опушку леса и развернулся на Плетень. Но немцы были готовы к такому маневру, у дзотов был хороший обзор и выходы с опушек лесов и рощ находились под сильным огнем. Ситуация осложнялась тем, что накануне минометная рота 2-го батальона потеряла матчасть. Однако у солдат остались противотанковые ружья (ПТР). Двум штурмовым группам удалось уничтожить фланговые дзоты, но пулемет из центрального дзота продолжал обстреливать лощину. Попытки уничтожить его из ПТР не принесли успеха.

Тогда к дзоту отправили красноармейцев Петра Огурцова и Александра Матросова. Огурцова тяжело ранили, а Матросов подобрался к амбразуре с фланга. Он бросил две гранаты в сторону дзота, на время огонь прекратился. Советские солдаты поднялись и пошли в атаку, но тут снова начался ответный огонь немцев. Тогда Матросов рывком бросился к дзоту и телом закрыл амбразуру. Огонь из дзота снова умолк. Обзор немецкого пулеметчика был ограничен. В это время советские солдаты смогли добежать до мертвой зоны дзота, где их не мог поразить огонь противника. Атака продолжилась, деревня Плетень была взята.


Подвиг Матросова

О поступке Матросова начальнику политотдела 91-й бригады доложил старший лейтенант Петр Волков. Его отчет лег в основу легенды о подвиге Матросова. Однако в постсоветское время стали появляться и другие версии произошедшего. Так, есть версия, что Матросова застрелили на крыше дзота, когда он забрался туда. Его тело закрыло вентиляционное отверстие для отвода пороховых газов, и пока немцы пытались сбросить Матросова, советские отряды смогли совершить маневр. Некоторые исследователи вообще не верят в целесообразность закрытия своим телом амбразуры. Они ссылаются на то, что для немецких пулеметов человеческое тело не могло стать серьезной преградой. Есть и совсем сомнительная версия о том, что поступок Матросова был случайностью, он просто споткнулся и упал на амбразуру. Очевидцы опровергают их все. По рассказам Петра Огурцова, который должен был вместе с Матросовым уничтожить дзот, все произошло согласно официальной версии гибели его сослуживца.

Подвиг Матросова вдохновил многих солдат и был быстро взят в оборот советской пропагандой. Нельзя сказать, что поступок 19-летнего красноармейца был уникальным. И до него, и после него солдаты не раз бросались на амбразуру. Всего более 400 солдат совершили аналогичный подвиг, одному из них даже удалось выжить. Матросов был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм». Его похоронили недалеко от места гибели, а затем перенесли прах в Великие Луки. Имя Матросова было первым занесено навечно в списки части.