28 сентября 1994 года паром эстония. Гибель парома «Эстония» — история со многими неизвестными (5 фото)

Автомобильный паром «Estonia » был одним из сотни паромов спущенных на воду в Гамбурге на верфи «Meyer Werft Papenburg » в 1980 году. Это судостроительное предприятие пользуется очень хорошей репутацией не только в Германии, но и мировом судостроении. Паром первоначально был построен для компании «Norwegian Shipping Company », но в последний момент руководство передало заказ фирме «Viking Line ».

автомобильный паром «Estonia» фото

Паром был принят в эксплуатацию 29 июня 1980 года как «Viking Sally » и назначен на маршрут Турку-Мариехамн-Стокгольм. В момент спуска на воду был ультрасовременным судном, предназначенным для перевозки легковых и грузовых автомобилей.

Паром - это своего рода «плавучий отель», рассчитанный на определенное количество человек с развлекательными комплексами. На борту такого судна находятся магазины, кафе, диско-бар, детская комната, конференц-зал, ночной клуб, кинотеатр, сауна, бассейн и рестораны.

В январе 1993 года, когда компания «Silja Line » и «Wasa Line » объединились, образовав фирму «Estline » «Wasa King » был переименован в «Estonia ».

Функциями грузопассажирского судна осталось регулярное осуществление автомобильных между портами Таллина и Стокгольма. На это морское сообщение возлагали большие надежды - автомобильный паром «Estonia » содействовал воссоединению Эстонии с западной Европой. Но с падением коммунистического режима через этот порт частыми стали контрабанды оружия, которое переправлялось в контейнерах, из Российской Федерации в Европу и пассажиры паромов даже не догадывались об этом, ведь для них это был лишь удобный способ добраться в Эстонию и обратно.

последний рейс парома «Estonia»

27 сентября 1994 года автомобильный паром «Estonia » готовился к очередному рейсу из Таллина в Стокгольм. Согласно метеорологическому прогнозу ожидался сильный ветер и большие волны, но когда пассажиры поднимались на борт, погода в тот день оставалась ясной. Грузопассажирское судно покинуло порт ровно в 19:00. Солнце клонило к закату был тихий и приятный вечер. Двигатели работали исправно. Курс судна пролегал через Финский залив. Первые признаки надвигающейся беды начали проявляться после 01:00 , когда пассажиры почувствовали первый толчок. Паром находился на траверзе порта Турку, когда послышался скрежет металла. Уже через 30 минут крен судна составлял от 30 до 40 градусов. Еще через несколько минут автомобильный паром начал опрокидываться. Пассажиры нижних палуб были обречены - крен сделал невозможным передвижение внутри корабля. Они были заперты в проходах. Возникла толчея. Только те, кто находился на верхней палубе, могли выжить. Пассажиры успевшие спастись на плотах, с ужасом наблюдали, как уходило под воду. В 01:50 сигнал грузопассажирского судна «Estonia » исчез с радаров других судов находившихся в этом районе.

Спасшихся пассажиров окутал густой туман, а затем волны стали подбрасывать шлюпки как щепки. Вокруг них бушевал безжалостный шторм. Люди вокруг гибли. У некоторых пассажиров постепенно стали проявляться первые признаки переохлаждения.

маршрут парома и место катастрофы

крушение парома

безжизненный плот

С первыми лучами рассвета десять судов и семь вертолетов спасательной службы направились к месту катастрофы. Около 200 человек боролись за свои жизни. Из 989 человек находившихся на борту автомобильного парома «Estonia » только 137 были спасены.

К 07:00 утра для них уже все было позади. Совсем скоро известия об этой катастрофе потрясли балтийские страны.

В мирное время в Европе это стало самой крупной катастрофой. Все люди были повергнуты в состояние шока. Масштабы этой трагедии поразили правительства скандинавских стран - в их истории такого не было. Через некоторое время Эстония, Финляндия и Швеция создали совместную комиссию по расследованию причин катастрофы. Первым решением комиссии было поднятие всех тел с затонувшего судна.

В район катастрофы было направлено научно-исследовательское судно с эхолокатором «Ocean Explorer 6000 » на борту. Уже через несколько часов эхолокатор бокового обзора обнаружил останки судна в 30 км от побережья Швеции. лежал на правом борту на глубине 80 м. Специалисты сообщили, что раскрытая носовая аппарель судна отделилась и лежит на дне моря рядом с паромом. Но уже через несколько дней они сообщили другие данные - отделившаяся аппарель находится в 1,5 км от затонувшего судна.

В ноябре шведское правительство приняло решение поднять аппарель для проведения исследования, чтобы понять какого рода были повреждения. Также руководство страны отдает приказ не поднимать тела погибших из-за дороговизны операции. Это вызвало волну возмущений со стороны родственников погибших пассажиров и уже ставило под сомнения реальные причины катастрофы. Разумеется, их близкие пребывали в глубокой скорби. Они хотели, чтобы их родственников похоронили, но правительство не пошло на это, а у людей пропала возможность возложить цветы на могилу погибших людей.

автомобильный паром «Estonia» на дне

Через три года совместная комиссия предоставила отчет о причинах катастрофы парома «Estonia ». В результате удара волной у парома была оторвана носовая аппарель, началось поступление воды. Через некоторое время вода дестабилизировала судно и оно пошло на дно.

Из 989 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, только 137 удалось спасти. 852 жизни: 501 граждан Швеции, 280 эстонцев, 23 латышей, 10 финнов и 19 других национальностей погибли в результате переохлаждения. Температура воды в море на тот момент составляла 11 градусов по Цельсию. Только 92 тела было обнаружено.

Судостроителям верфи «Meyer Werft » стали предъявлять претензии в том, что петли аппарели не были рассчитаны на такие нагрузки. Это подтверждало исходную теорию комиссии. Но немецкая судостроительная компания создававшая судно уже не несла ответственность за него, ведь паром эксплуатировался уже на протяжении 14 лет.

Таким образом, никто не был приведен к суду, и дело ограничилось лишь упреками и все возможные виновники трагедии избежали наказания.

Представители комиссии надеялись, что дело закрыто, но компания «Meyer Werft » желая сохранить свое доброе имя, выступило с обоснованной критикой официального отсчета. Представители компании утверждали, что паром «Estonia » изначально нельзя было ставить на линию Стокгольм-Таллин. Он не был предназначен для эксплуатации в открытом море, его стихия - прибрежная зона и это роковое решение было принято эстонской морской ассоциацией. Этот факт в отсчете не упоминался.

Также проведенное независимое расследование показало, что судно было не пригодно для эксплуатации. За 12 часов перед отплытием на пароме «Estonia » был проведен технический осмотр. В отчете говорится о повреждении аппарели и целом ряде других нарушений. Не возникает никаких сомнений в том, что техническое обслуживание судна являлось реальной проблемой.

Представив не полный отчет, комиссия по расследованию создала информационный вакуум и как часто случается стали возникать многочисленные версии гибели парома . Чтобы определить настоящую причину затопления требовалось погружение в районе катастрофы без участия шведских представителей. Но попасть туда было трудно. По инициативе шведского правительства место катастрофы автомобильного парома «Estonia » было объявлено местом захоронения тел пассажиров и даже планировалось создать бетонный саркофаг под водой. Это наводит на мысль, что руководство пытается что-то скрыть.

Оставалось провести независимое расследование. Свои силы объединили журналист Ютта Рабе и миллионер Gregg Bemis, который на миссию выделил 400 тысяч долларов. Они предполагали, что причина трагедии связана с перевозкой секретной военной техникой.

В 2000 году исследователи подняли с затонувшего судна кусок металла. Он был подвержен тщательному анализу, в результате которого предположение было подтверждено факту взрыва на борту судна. Ученный утверждает, что в трюмах автомобильного парома «Estonia » транспортировался секретный груз из России. Операция проходила под патронатом ЦРУ.

Погружения 2000 года так и не смогли возобновить новое расследование, но эти данные стали оказывать серьезное давление на политиков, которые хотели поскорее забыть об этом инциденте.

Гибель парома «Estonia » одна из самых страшных морских катастроф конца XX века. Согласно официальному отчету причиной крушения стала оторвавшаяся аппарель. Но сегодня эксперты с уверенностью заявляют, что эта версия ошибочная. Чтобы заставить шведское правительство изменить свое мнение необходимо давление ос стороны мировой общественности.

мемориал погибшим пассажирам и членам экипажа парома «Estonia» в городе Стокгольме

мемориал погибшим пассажирам парома «Эстония» в Таллине

С момента гибели парома «Estonia » прошло 16 лет, но катастрофа вызывает больше вопросов, чем ответов. Пока шведское правительство будет хранить молчание, и препятствовать расследованию обстоятельства трагедии не будут раскрыты. А все ответы таятся на дне Балтийского моря.

Технические данные автомобильного парома «Estonia»:
Водоизмещение - 15566 тонн;
Длина - 155,4 м;
Ширина - 24,2 м;
Осадка - 5,5 м;
Количество палуб - 9;
Ледовый класс - 1;
Силовая установка - четыре дизельных двигателя типа «MAN» 8L 40 /45 мощностью 23671 л. с.;
Скорость хода - 21 узел;
Количество пассажиров - 1190 человек;
Количество автомобилей - 460 единиц;

Морских катастроф было много. По всей видимости, человечеству и в дальнейшем предстоит испытать другие самолетов, поездов и разной прочей техники, становящейся все быстрее и сложнее. Но каждый раз, когда происходит какое-либо ужасное событие, сопровождаемое многочисленными человеческими жертвами, его невольно сравнивают с уже случавшимися бедствиями. Крушение парома Эстония вызвало ассоциацию с гибелью «Титаника». Действительно, у этих двух катастроф есть нечто общее. В обоих случаях суда были большими и роскошными, утонуло много людей, и предвидеть этого никто не мог. Но все это только на первый взгляд. Обстоятельства, выявленные расследованиями, произведенными независимыми экспертами, оказались скандальными и красноречиво говорили о том, что этого крушения можно было избежать. Впрочем, версий событий высказано несколько.

Каким был паром

Паром «Эстония» был роскошным судном, предлагавшим своим пассажирам не просто утилитарное перемещение из одного порта в другой, а путешествие, полное удовольствий. Для этого на борту было все необходимое и множество излишеств, предназначенных для создания незабываемых впечатлений. Несколько кафе и ресторанов, клуб с дискотекой, бассейн, комната развлечений для детей, сауна, современный кинотеатр обеспечивали приятное времяпровождение на протяжении всего рейса. Фото парома «Эстония» было напечатано на почтовых открытках, продаваемых в сувенирных лавках здесь же, вместе с другими товарами, необходимыми в пути и покупаемыми просто на память. Но и о главном назначении плавсредства следует вспомнить. Невиданная для совсем еще недавно бывших советских граждан возможность попасть за границу вместе с собственным авто ощущалась как роскошь приобщения к европейской жизни. 460 мест для машин хватало всем желающим, имевшим деньги на оплату любого из них. Паром «Эстония» и выглядел роскошно, он был большим (длина более 155 метров, ширина - 24 м, водоизмещение 15,5 тыс. т). Построен он был в Германии, в 1980 году, на верфи «Мейер» для Норвежской судоходной компании, хотя тут же был перепродан «Викинг лайн». Тогда паром назывался «Сильвия Стар», но буквы на борту, обозначавшие фирму-судовладельца, пришлось неоднократно закрашивать и писать новые. В 1991 году судно приобрела компания «Васа Лайн», и его переименовали в «Васа Кинг». Затем произошло слияние фирм, и оно получило новое, на этот раз последнее имя - паром «Эстония». Гибель его в холодных водах Балтики потрясла в 1994 году весь мир.

Сухие факты

Паром вышел из Таллина по расписанию, в четверть восьмого вечера 27 сентября. Погода была хорошей, но прогнозировалось ее ухудшение. Пассажиры развлекались, но к часу пополуночи большинство из них уже Когда паром «Эстония» проходил линию траверса Турку, люди, еще не успевшие уснуть, почувствовали толчок, довольно сильный, и услышали скрежет. Судно начало крениться, к полвторого ночи уклон палуб достиг 30 градусов и продолжал расти. Началась паника, но усилия к спасению большинства пассажиров оказались тщетными, выйти по коридорам уже было невозможно. Вода прибывала, и лишь обитатели верхней палубы имели шансы на жизнь. Сигнал бедствия был передан в эфир, но паром практически в тот же момент исчез с экранов радаров, - было это без десяти два ночи. Паром «Эстония» затонул на глубине примерно 80 метров в точке с координатами 59°22′ северной широты и 21°40′ восточной долготы. Утром скорбная весть облетела планету.

Спасение

Первым к месту катастрофы прибыл паром «Мариэлла», экипаж которого приступил к спасению терпящих бедствие. Шансы имели только сотни две человек, сумевших покинуть судно и удалиться от него. Всего на борту находились 989 членов команды и пассажиров. Разыгрался шторм, дул сильный ветер, затруднял обстановку туман. Спасательные шлюпки и плоты оказались бесполезными, их находили пустыми, большинство людей оказались в воде одетыми кто во что. Они переохлаждались и гибли. Примерно в три пополуночи в дело вступили вертолеты, но и они были бессильны, тросы на ветру не выдерживали нагрузки. Даже те, кого удалось поднять, умирали от холода. Героические усилия моряков привели к спасению 137 человек из всех, кого в Таллине взял на борт паром «Эстония». Погибло 95 членов команды и пассажиров, 757 некоторое время считались пропавшими без вести, но к семи утра стало ясно, что и их можно причислить к скорбному списку.

Официальная версия

Объяснить быструю гибель современного судна в довольно безопасном районе моря сразу никто не решался. Вскоре выяснилось, однако, что паром «Эстония» затонул потому, что ударами волн сорвало визоры (это такие элементы аппарели, при открывании которых машины получают возможность въехать на погрузочную палубу). Виновной стороной поспешно объявили немецкую верфь «Meyer», на что представители судостроительного предприятия возразили, что срок эксплуатации на момент катастрофы превысил 14 лет. Кроме этого, плавсредство вообще не было рассчитано на океанское или морское волнение и должно было совершать только прибрежные каботажные рейсы, например пересекать заливы. В любом случае причина катастрофы была названа. Но она объясняла не все обстоятельства. Возникали дополнительные версии.

Наркотики

Петли были сорваны, створки отлетели, их в дальнейшем нашли на значительном (около мили) расстоянии от места залегания на дно корпуса. Но исследование поднятых элементов конструкции показало, что крепления были мощными и теоретически могли выдерживать в закрытом состоянии большие нагрузки. Тогда возникла версия о том, что срыв петель случился по причине открытия створок на полном ходу. Сразу же с чьей-то легкой руки было сформулировано предположение о выбрасывании за борт партии наркотиков. Вроде бы кто-то смог предупредить контрабандистов о ждущей их засаде, и они в срочном порядке избавлялись от Версия, мягко говоря, была Даже если паром «Эстония» и перевозил недозволенные препараты, они не могли занимать большого объема, выбросить их за борт можно было без самоубийственного риска.

Взрыв?

Что же, если створки были закрыты, то можно все же предположить, что их крепления подверглись дополнительным нагрузкам, например, взрывным. Для проверки этого предположения в 2000 году было осуществлено поднятие со дна отвалившихся деталей, которые подверглись исследованию. Четкого ответа эти мероприятия не дали, но предположения не опровергли. Кому и зачем нужна была эта диверсия? По этому поводу сразу же возникли две взаимоисключающие гипотезы.

Двойная шпионская версия

После контроль количества хранимого на его территории оружия, в том числе и новейшего, был частично утерян. По крайней мере, так считают некоторые современные аналитики. Ставшие независимыми странами, бывшие советские республики стали обладателями внушительных арсеналов, в составе которых оказались новейшие образцы, в том числе относящиеся к специальным и ядерным. Вот тут-то и появилась почва для предположений о том, кто был заинтересован в уничтожении секретного груза. Вариант первый - паром «Эстония» потопили сотрудники ЦРУ, опасавшиеся разоблачения своих шпионских действий, и утопившие улики на дне. Вторая гипотеза совершенно противоположна, но по смыслу такая же. Агенты российской разведки, наследники «кей-джи-би», пресекли попытку вывоза советского секретного оружия.

Какая тайна загадочнее

Существует ряд обстоятельств, ставших достоянием общественности и до сих пор не нашедших объяснения. Компьютер, жесткий диск которого фиксировал параметры судна фактически в режиме самолетного «черного ящика», водолазы и спасатели так и не нашли, хотя искали старательно. Два большегрузных автомобиля, находившиеся на борту, по показаниям свидетелей, не проходили таможенного досмотра. Тайна гибели парома «Эстония» становится еще более туманной, если учесть, что капитан Пихт, пропавший по официальной версии без вести, был замечен в одной из медицинских машин, увозивших спасенных, и его даже сняли на пленку. После этого его больше никто не видел. Точно так же исчезли и несколько других пассажиров уже после их извлечения из холодных вод. Впрочем, все это можно объяснить крайней неразберихой, всегда царящей после большой беды.

Но почему корпус судна решили замуровать бетоном, это понять трудно. Глубина, на которой оно затонуло, не столь большая, чтобы исключить возможность подъема если не самого судна, то хотя бы тел жертв крушения. Тем не менее было принято решение навсегда скрыть от людских глаз под слоем бетона паром «Эстония». Погибшие остались в своей стальной могиле навеки. Как тут не поверить в «ядерную» версию?

Наиболее вероятная разгадка

Всего за полсуток до рокового рейса паром «Эстония» подвергся техосмотру. Беспристрастный взгляд специалистов на его состояние выявил ряд неисправностей, о которых было извещено руководство судовой компании. Несмотря на это, судно вышло в море. В числе неполадок инженеры указали и на нарушения конструкции запорных устройств аппарели. По всей видимости, эстонские бизнесмены, не обладая достаточными финансовыми ресурсами для ремонта техники, решили отложить починку, а пока заработать побольше. Это очень напоминает надежду на авось, приписываемую отчего-то одним лишь русским. В этом можно углядеть причину сокрытия многих фактов, повлекшее и возникновение малоправдоподобных версий. Интересы государства и его престижа, возможно, оказались приоритетнее правды. Море небрежности не прощает.

Мгновенная гибель парома «Эстония»

Балтика в конце сентября 1994 года была особенно неспокойной. Дул штормовой ветер, скорость которого достигала 20 метров в секунду, волны до 6 метров высоты набегали на берег, мешая швартоваться малым и средним судам. Метеосводка между тем не обещала улучшения погоды. Ветер усиливался, температура воды не превышала десяти градусов.

И даже такой мощный паром, каким была «Эстония», высотой с шестиэтажный дом, рассчитанный на 2000 пассажиров, чувствовал заметное сопротивление волн. Он вышел из Таллинского порта 28 сентября в очередной рейс в шведскую столицу Стокгольм. Сгущавшийся туман мешал видимости. Но судовождение при скверной погоде и высоких волнах – это забота капитана и экипажа корабля. Пассажиры (их было 1026 человек), находившиеся в теплых и уютных каютах, ресторанах и барах, на ветер и волны не обращали внимания. Одни еще танцевали и выпивали, другие (и их было подавляющее большинство) готовились ко сну – время приближалось к полуночи.

Паром, совершавший рейсы в Стокгольм три раза в неделю, даже при такой высокой волне, которая была в этот раз в Балтике, не снижал скорости. Вот и сейчас он шел со скоростью примерно 30 узлов в час.

Памятник погибшим на пароме «Эстония» в Таллине

Корпус «Эстонии» слегка подрагивал, съемная носовая часть парома, удерживаемая мощными запорами, испытывала огромное давление. В двух специальных трюмах, располагавшихся на уровне ватерлинии, находились автомобили. Максимальная вместимость парома – примерно 460 легковых или 52 грузовых автомобиля. На стоянке они обычно заезжают в трюмы через поднятую носовую часть. Очень удобно: приехал в порт на своем автомобиле, погрузил его на паром, а сам перебрался в удобную каюту. На следующий день после прибытия в порт назначения садись в свою машину и кати дальше в нужном тебе направлении.

Сейчас в мире используется около 4500 судов такого типа. Правда, все они страдают одним общим изъяном – слабой устойчивостью. Высокие борта, надстройки, где в каютах располагаются пассажиры, и огромные (в две-три палубы) пустые трюмы, которые заполняются большей частью автомобилями. Они, естественно, должны основательно крепиться, ведь, если в трюмах, не дай бог, автомобили сместятся, это может привести к весьма трагическим последствиям.

За время эксплуатации судов этого класса двенадцать потерпели катастрофы именно по причине смещения центра тяжести. Это является очень высоким показателем. В 1987 году в бельгийском порту Зеебрюгге опрокинулся паром «Херальд оф фри Энтерпрайз». В ледяной воде тогда погибли 134 человека, совершавших однодневную увеселительную поездку. Через несколько лет в Северном море возле немецкого острова Рюген завалился на бок паром «Ян Хевелиус». У обоих опрокинувшихся судов возникли проблемы с погрузочными люками. Морская вода проникла через неплотно закрытые шлюзы и затопила погрузочные палубы. Автомобили, сорвавшись с креплений, перекатились на один борт, создали крен и привели к опрокидыванию.

«Эстония» была построена в 1980 году на немецкой верфи «Майер Верфт» в городе Папанбурге. Судно отвечало всем международным нормам. Для улучшения мореходных качеств его не раз обновляли, приделали даже подводные крылья. Затем «Эстонию» оснастили новейшими средствами автоматики и электроники, аппаратами для установления спутниковой связи. Команду нанимали строго по конкурсу, а возглавил экипаж капитан с 25-летним морским стажем – Арво Андерсен.

В трюмах «Эстонии» на этот раз находилось 30 грузовиков, 2 автобуса и легковые автомашины. До прибытия парома в Стокгольм оставалось еще несколько часов. Как раз столько, чтобы успеть выспаться и наутро привести себя в порядок. На верхней палубе в баре гремела музыка, разодетые в яркие маскарадные костюмы девушки из балетного ансамбля исполняли свою танцевальную программу, мужчины и женщины сидели за столиками и пили шампанское.

Но качка становилась все сильнее, паром швыряло с волны на волну с каким-то неимоверным грохотом. Девушки из варьете теряли равновесие, падали на пол, а музыканты едва удерживались на своих стульях. Около двенадцати часов ночи, извинившись перед публикой, музыканты решили выступление закончить. Зрители и артисты уже покидали зал, мечтая выспаться и отдохнуть перед прибытием в порт.

Но девятьсот человек – пассажиров и членов команды – так и не попали в Стокгольм. Не вернулись они и в Таллин. В ту сентябрьскую ночь паром «Эстония» стал для них железной гробницей, унесшей их на глубину 90 метров.

Все произошло очень быстро. Публика еще поднималась на верхнюю палубу к своим каютам, когда от сильнейшей волны не выдержали, видимо, крепления носовой части – самое уязвимое место парома, испытывавшее наибольшие нагрузки. Образовался крен. По всей видимости, щель в носовой части уже была ранее, и сквозь нее в трюм поступала вода. Уровень ее постепенно повышался и достиг 50 сантиметров, что превысило все допустимые нормы. Именно проникшая в трюм вода и стала создавать тот самый опасный крен. Плохо закрепленные автомобили и некоторые вообще не закрепленные грузовики от неумеренной качки сдвинулись с места и «поплыли». Перекатываясь на другой борт, они, очевидно, и добавили крен. Через несколько минут крен приближался уже к 30 градусам, а вскоре носовую часть парома совершенно сорвало и ледяная вода хлынула в трюм.

Опытный капитан Арво Андерсен надеялся выправить судно. Он отдал команду не снижать скорость, а «Эстония» еще больше зарывалась носом в воду. Четыре турбины общей мощностью почти 6000 лошадиных сил продолжали толкать судно вперед, и вода моментально заполнила все грузовые палубы.

Крен увеличивался очень быстро. Вскоре вода проникла в машинное отделение, через несколько минут моторы встали, а следом отключилось и аварийное освещение. Наступил полный мрак. Огромное судно закачалось в волнах, как легкая щепка. В этих условиях оставалось только одно – подавать сигнал «SOS» и спасать людей.

В 00 часов 24 минуты филиал финского морского пароходства на острове Уте, располагавшийся в 100 километрах от города Турку, неожиданно принял тревожные позывные: «Терпим бедствие! Окажите помощь!», «Нас заливает!». Передававший сигналы «SOS» паром «Эстония» сообщал, что у него неожиданно отказали все машины и отключилось электропитание. Это означало, что судно потеряло всякую способность к сопротивлению волнам и становилось их добычей. Долго ли оно могло продержаться на поверхности при волне высотой в шесть метров?

Расстояние до места катастрофы составляло примерно 35 километров. Ночь, на море шторм… Куда высылать спасательные суда? Как быстрее прийти на помощь? И тем не менее финны тотчас организовали спасение: в море отправились суда береговой охраны, в небо были подняты вертолеты. Были оповещены все корабли, находившиеся в это время в море. В Турку создали штаб для приема спасенных.

Прибывшие на место гибели парома суда и вертолеты смогли подобрать только 139 человек и 42 окоченевших трупа.

Несколько дней и ночей двенадцать судов и пять вертолетов обследовали местность в надежде найти еще некоторых спасшихся. Паром затонул на глубине примерно 90 метров, и больше никого в волнах обнаружить не удалось. Водолазы, внимательно обследовав оторванную носовую часть парома, предложили поднять ее на поверхность. С этим согласились и эстонские капитаны.

Восемнадцатого ноября 1994 года финскому ледоколу «Нордика» удалось поднять со дна оторванную носовую часть парома «Эстония». К ее изучению приступила группа экспертов. Они сразу обнаружили, что обе части – носовую и корпус – заклинило, в результате главный замок (который называют атлантическим) оказался нефункциональным. Но если бы капитан не отдал приказа двигаться полным ходом, предоставив тем самым волнам довести свою разрушительную работу до конца, то спасти можно было бы гораздо больше людей – практически всех. Ведь по всем техническим характеристикам это судно в случае аварии могло оставаться на плаву пять-шесть часов. И только начавшийся крен стал для него губительным.

Из книги Бель-Роз автора Ашар Амеде

ГЛАВА 11. МГНОВЕННАЯ СТРАСТЬ Бель-Роз ехал по дороге во Фландрию. В полдень ему повстречался кабачок, куда он завернул пообедать.- На четверть часа позднее, и вам не досталось бы даже куриного яичка, - сообщила хозяйка в конце обеда. - Солдаты конной гвардии все

Из книги Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов автора Конев Виктор

«Эстония» Эстонский паром затонул в ночь с 27 сентября на 28 сентября 1994 года. В результате крушения пропали без вести 757 человек и погибли 95 из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа. Это крупнейшее в Европе кораблекрушение в мирное время. По последствиям

Из книги Большой подлог, или Краткий курс фальсификации истории автора Шумейко Игорь Николаевич

ЭСТОНИЯ В ВОЙНЕ Чуть позже будет, уважаемый читатель, и рассказ о сегодняшней эпопее с переносом «Бронзового солдата», там представится случай рассказать и о совершенно фатасмагорических вещах. Об уровне абсурда, до которого дошла та «война эпохи бронзы», настолько

Из книги Сталин против «выродков Арбата» автора Север Александр

Эстония О политической жизни Эстонии в 1918–1939 году можно прочесть в монографии Михаила Крысина «Прибалтийский фашизм. История и современность» и книге «Прибалтика. Под знаком свастики (1941–1945)» . Мы ограничимся лишь цитированием справки: «Об участии эстонского

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

МГНОВЕННАЯ ГИБЕЛЬ ПАРОМА «ЭСТОНИЯ» Балтика в конце сентября 1994 года была особенно неспокойной. Дул штормовой ветер, скорость которого достигала 20 метров в секунду, волны до 6 метров высоты набегали на берег, мешая швартоваться малым и средним судам. Метеосводка между тем

Из книги Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС автора Каращук Андрей

ЭСТОНИЯ Батальоны «Эрна». В мае 1941 г. в Хельсинки при поддержке германской военной разведки (абвера) был образован Эстонский комитет освобождения во главе с X. Мяэ, ставшим в период оккупации главой эстонского самоуправления. В тесном взаимодействии с абвером комитет

автора

«МОЛОЧНЫЙ РЕЙС» ПАРОМА «ПРИНЦЕССА ВИКТОРИЯ» Из 176 пассажиров и членов экипажа британского парома «Принцесса Виктория» спаслось только 43 человека. В 1953 году судно перевернулось и затонуло во время шторма, после того как вода проникла на автомобильную палубу, а затем в

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

ШТОРМОВАЯ НОЧЬ ПАРОМА «ЭСТОНИЯ» Трагедия, случившаяся в Финском заливе штормовой ночью 28 сентября 1994 года, считается одной из крупнейших морских катастроф и одной из самых страшных загадок XX века. Затонув в холодном Балтийском море, паром «Эстония» унес с собой на дно 852

автора

10. Гибель Дмитрия - соправителя «Грозного» и гибель Смердиса, занявшего престол «во сне» Камбиса 10.1. Версия Геродота По Геродоту, царь Камбис, убив Аписа, о чем мы рассказали выше, тотчас был поражен безумием. Правда, как отмечается, его безумство проявлялось уже раньше.

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

17. Гибель персидского полководца Мардония - это гибель знаменитого Малюты Скуратова Он же - библейский Олоферн В самом конце греко-персидской войны погиб выдающийся персидский полководец Мардоний, назначенный царем Ксерксом командующим арьергардом. Геродот

Из книги Россия и ее «колонии». Как Грузия, Украина, Молдавия, Прибалтика и Средняя Азия вошли в состав России автора Стрижова Ирина Михайловна

Латвия и Эстония Территории современной Латвии и Эстонии с XVII в. до 1917 г. назывались Прибалтикой, Прибалтийскими или Остзейскими губерниями, в то время как Литва и Белоруссия именовались Северо-Западным краем (Западными

автора Згурская Мария Павловна

«Молочный рейс» парома «Принцесса Виктория» Из 176 пассажиров и членов экипажа британского парома «Принцесса Виктория» спаслось только 43 человека. В 1953 году судно перевернулось и затонуло во время шторма, после того как вода проникла на автомобильную палубу, а затем в

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Штормовая ночь парома «Эстония» Трагедия, случившаяся в Финском заливе штормовой ночью 28 сентября 1994 года, считается одной из крупнейших морских катастроф и одной из самых страшных загадок ХХ века. Затонув в холодном Балтийском море, паром «Эстония» унес с собой на дно 852

Из книги История Олимпийских игр. Медали. Значки. Плакаты автора Трескин Алексей Валерьевич

Из книги Филателистическая география. Советский Союз. автора Владинец Николай Иванович

Из книги Почта России автора Владинец Николай Иванович

Эстония Расположена на С.-3. СССР. Терр. 45, 1 тыс. кв. км. Нас. 1, 5 млн. (на 1 янв. 1982). Столица - Таллин.Эстония вошла в состав России в 1721. Советская власть установлена в конце 1917. Эстонская Советская Республика была провозглашена 29 февр. 1918, однако в 1919 победили объединенные

В ночь с 27 на 28 сентября 1994 года в Балтийском море произошла трагедия, которой суждено было стать последней морской тайной уходящего тысячелетия. Тайной, которая не разгадана и по сей день.

27 сентября 1994 в 19:15 по местному времени из Таллинского порта вышел паром «Эстония», на борту которого находились 989 пассажиров и членов экипажа. Паром совершал к тому времени уже ставший привычным рейс из Таллина в Стокгольм.

Несмотря на то, что погода была плохая и на море начинался шторм, никакого беспокойства не чувствовали ни те, кто оставался на берегу, ни те, кто отплывал на борту парома. Для судна, подобного «Эстонии», балтийский шторм, как считалось, никакой угрозы представлять не мог.

В 1:30 ночи «Эстония» передала краткий сигнал бедствия, вскоре после чего исчезла с радаров.

Утренние выпуски эстонских телеканалов повергли страну в шок: паром «Эстония» погиб, имеются многочисленные жертвы.

Как вспоминают очевидцы, тем утром растерянные, подавленные таллинцы шли в порт, к причалу, с которого ушла «Эстония» в последний рейс. Они стояли и смотрели на море, словно надеялись, что Балтика вернёт корабль и людей…

Обычный рейс

Паром «Эстония» был построен в 1979 году на западногерманской судоверфи Meyer Werft в городе Папенбурге по заказу финской компании Viking Line. Судно, получившее имя Viking Sally, курсировало на линии Турку - Мариехамн - Стокгольм. Судно сменило несколько владельцев и балтийских маршрутов, пока в январе 1993 года его не приобрело совместное шведско-эстонское предприятие «Эстлайн» для осуществления паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом. После этого паром и получил своё последнее имя — «Эстония».

Никаких серьёзных происшествий во время рейсов «Эстонии» не было зафиксировано вплоть до 27 сентября 1994 года.

И в этот раз к 23:00 паром благополучно прошёл 350 км маршрута. Шторм усиливался, судно качало, однако никаких опасений ситуация не вызывала. Пассажиры спокойно ложились спать.

Около полуночи «Эстония» встретилась с паромом «Мариэлла», принадлежащим компании Viking Line, следовавшим встречным курсом. На «Маэрилле» обратили внимание, что «Эстония» идёт на высокой скорости, но это обстоятельство само по себе угрозы для корабля не представляло.

Ночной кошмар

Тем неожиданнее был сигнал бедствия, полученный с «Эстонии» всего полтора часа спустя. Из него следовало, что судно имеет опасный крен, а экипаж сиреной будит пассажиров.

К месту бедствия немедленно направилась не только «Мариэлла», но и ещё несколько паромов сообщения Хельсинки - Стокгольм.

Моряки увидели страшную картину: на плотах в холодном, бушующем море с трудом удерживались полуодетые, насмерть перепуганные, замёрзшие люди. Пассажирские паромы — не лучшие суда для ведения спасательных работ, тем более, в условиях шторма, поэтому поднять из воды всех, кто находился на поверхности, не удалось.

Около трёх часов ночи к месту гибели «Эстонии» прибыли вертолёты финских и шведских военных и спасателей, которые стали вытаскивать из воды тех, кому не могли помочь паромы.

Для некоторых помощь пришла слишком поздно — даже извлечённые из воды люди умирали от переохлаждения на борту кораблей и вертолётов.

Всего удалось спасти 137 человек, ещё 95 были официально опознаны как погибшие. 757 человек были объявлены пропавшими без вести.

Всё дело в визоре

Гибель парома «Эстония» оказалась самым крупным кораблекрушением в Европе, происшедшим в мирное время.

Что же стало причиной трагедии?

Официальная следственная комиссия, составленная из экспертов Финляндии, Швеции и Эстонии, пришла к выводу, что «Эстонию» погубил носовой визор — надводная часть парома, которая поднимается для приёма на борт судна автомашин и других грузов.

По мнению членов комиссии, на «Эстонии», построенной в 1979 году, технические требования к безопасности и надёжности носового визора не соответствовали более современным требованиям.

В условиях сильного шторма и при высокой скорости «Эстонии» её визор не выдержал ударов встречных волн, что привело к его срыву. После этого штормовые волны стали захлёстывать грузовой отсек. В течение нескольких минут это вызвало нарастающий крен на правый борт.

Когда команда поняла всю опасность происходящего и подала сигнал бедствия, было уже поздно — судно легло на правый борт, а ещё через несколько минут пошло на дно. «Эстония» погибла всего за полчаса.

Когда стало известно о выводах комиссии, на всех паромах идентичной конструкции стали намертво заваривать носовые визоры во избежание повторения катастрофы.

Немецкие судостроители, на которых, по сути, и возложили вину за катастрофу, с выводами не согласились. Проведя собственное расследование, они заявили, что носовой визор «Эстонии» был рассчитан на куда более серьёзные нагрузки, и срыв его мог быть только результатом преднамеренного взрыва.

Никаких доказательств взрыва на борту «Эстонии» предъявлено, однако, не было.

Экипаж занимался контрабандой наркотиков?

Если немецкие судостроители, говоря о возможном взрыве, не называют тех, кто мог бы за ним стоять, то другие альтернативные версии куда более подробны.

Все они так или иначе связаны с неким грузом, который перевозила «Эстония».

Некоторые исследователи утверждают, что перед самой отправкой парома в его последний рейс на борт без досмотра таможни заехали две фуры. Что за груз в них находился, остаётся неизвестным.

Согласно одной из самых популярных версий, «Эстонию» использовали для контрабанды наркотиков. Якобы и в своём последнем рейсе паром вёз очередную партию, но экипажу стало известно, что в Стокгольме их уже ожидает полиция. Тогда члены команды, замешанные в контрабанде, приняли решение открыть носовой визор и выбросить груз в море. Выполнив свой замысел, они, однако, не сумели закрыть визор, в результате чего судно заполнилось водой, легло на бок и затонуло.

Морские эксперты, однако, в такую возможность не верят. Подобный шаг в условиях шторма был равносилен самоубийству, и капитан не мог этого не понимать. Шведская тюрьма в любом случае лучше, чем неприветливое дно Балтики.

Ещё несколько версий сводятся к тому, что на борту «Эстонии» провозилось оружие, ранее принадлежавшее Советскому Союзу.

Такую возможность косвенно подтвердил один из руководителей таможенных органов Швеции Свен Петер Олссон , позднее признавший, что в 1994 году у таможни действительно была договорённость со шведской армией, согласно которой в порту Стокгольма не проверяли автомашины с грузом электроники, купленной у российской армии и доставленной из Таллина на пассажирском пароме «Эстония».

Правда, в 2005 году правительство Швеции опубликовало отчёт следственной комиссии, в котором говорилось, что никакого военного груза на «Эстонии» в день катастрофы не было.

Сторонники версии об оружии на борту «Эстонии» делятся на несколько групп. Первые полагают, что на «Эстонии» вывозилось некое секретное советское оружие, утечки которого на Запад не могли допустить российские спецслужбы, которые и устроили диверсию на борту. Вторые уверены, что диверсия на борту «Эстонии» — дел рук западных спецслужб, оказавшихся под угрозой разоблачения своих операций с оружием бывшего СССР и решивших в прямом смысле слова «спрятать концы в воду».

Почему не подняли затонувший паром?

Адепты наиболее радикальной версии гибели «Эстонии» убеждены, что на её борту перевозились радиоактивные материалы, возможно, даже компоненты ядерного оружия.

И, как ни странно, у этой версии есть косвенное подтверждение. Дело в том, что погибшее судно, по международному соглашению, было запечатано на дне бетонным саркофагом, а воды вокруг него являются запретной зоной, контроль за которой ведут финские ВМС.

Те, кто не согласен с официальной версией гибели «Эстонии», обращают внимание на то, что власти категорически отказались от попыток подъёма парома, притом что он лежит не на самой запредельной глубине — 83 метра.

Однако в 1995 году было эстонско-финско-шведское соглашение, запрещающее вести какие-либо работы в районе гибели парома «Эстония». К этому соглашению также присоединились Россия, Дания, Латвия, Литва, Польша и Великобритания.

Официально это сделано из уважения к памяти погибших. Оппоненты говорят — вокруг «Эстонии» существует международный заговор молчания, целью которого является сокрытие истинных причин происшедшей трагедии.

Дело закрыто, вопросы остались

Странностей в деле о гибели парома «Эстония» действительно более чем достаточно. Так, списки найденных и спасённых пассажиров и членов экипажа корректировались, и люди, которых вроде бы уже нашли и спасли, пропадали вновь. Например, второй капитан судна Аво Пихт сначала появился, а потом исчез из списка выживших. Всё бы ничего, мало ли бывает ошибок в такой обстановке, но дело в том, что существует видеозапись, сделанная во время доставки спасённых в порт. На ней в машине скорой помощи тележурналисты запечатлели человека, очень похожего на капитана Пихта. Куда же он исчез потом? И таких вроде бы выживших, а затем пропавших членов экипажа «Эстонии» насчитали несколько человек.

В начале 2009 года правительство Эстонии распустило комиссию по расследованию причин катастрофы после публикации её четвёртого по счёту отчёта. Выводы этого отчёта не отличались от тех, что были сделаны раньше — наиболее вероятной причиной гибели парома являются его конструктивные недостатки и тяжёлые погодные условия.

На этом официальное расследование катастрофы были окончательно закрыто.

А ответы на все вопросы сомневающихся, очевидно, не будут получены уже никогда.

Крушение парома «Эстония» - что от нас скрывают?

В ночь на 28 сентября 1994 г. в Балтийском море потерпел крушение морской пассажирский паром «Эстония». Эта трагедия считается одной из крупнейших морских катастроф и одной из самых страшных тайн XX столетия. На борту «Эстонии» было 989 пассажира и члена экипажа. Паром унес с собой на дно 852 человеческие жизни, 757 человека так и не удалось найти, 95 опознаны как погибшие, спасли 137.

Накануне трагедии

Балтика в конце сентября 1994 г. была в особенности неспокойна. Был штормовой ветер, его скорость достигала 20 метров в секунду, волны до шести метров в высоту набегали на берег, мешая швартовке малых и средних судов. Метеосводка тем временем не обещала улучшений погодных условий. Ветер все усиливался, температура воды была не более 10-11 °С.

И даже такой мощный паром, каким являлась «Эстония», в высоту с шестиэтажный дом, рассчитанный на 2 тыс. пассажиров, чувствовал ощутимое сопротивление волн. Он отправился из Таллинского порта 28 сентября в очередной рейс в столицу Швеции Стокгольм. Туман сгущался мешая видимости. Однако судовождение при скверной погоде и высоких волнах – это забота капитана и экипажа судна. Пассажиры, находившиеся в теплых и уютных каютах, ресторанах и барах, на ветер и волны не обращали внимания. Кто-то еще танцевал и выпивал, другие (в подавляющем большинстве) готовились ко сну: время подходило к полуночи.

«Эстония», которая совершала рейсы в Стокгольм три раза в неделю, даже при такой высоте волны, которая была на этот раз в Балтике, не стала снижать скорость. Вот и сейчас она шла на скорости приблизительно 30 узлов в час.

Корпус парома немного подрагивал, его съемная носовая часть, удерживаемая мощными запорами, испытывала огромное давление. В двух специальных трюмах, находившихся на уровне ватерлинии, располагались автомобили. Максимальная вместимость парома – примерно 460 легковых или 52 грузовых машины. На стоянке они как правило заезжают в трюмы через поднятую носовую часть. Очень удобно: приехал в порт на своей машине, погрузил ее на паром, а сам перешел в удобную каюту. По прибытии в порт назначения садись в свой автомобиль и езжай дальше в нужном тебе направлении.


Факты о пароме

В наше время в мире используется около 4500 судов этого типа. Правда, у всех у них один общий изъян – слабая устойчивость. Высокие борта, надстройки, где в каютах находятся пассажиры, и громадные (в 2-3 палубы) пустые трюмы, которые заполняют по большей части автомобилями. Их, конечно, необходимо основательно крепить, ведь если в трюмах, не дай Бог, автомобили сместятся, это может быть чревато довольно трагическими последствиями.

За время эксплуатации судов такого класса 12 потерпели крушение как раз по причине смещения центра тяжести. Это очень высокий показатель. 1987 год - в порту Зеебрюгге (Бельгия) опрокинулся паром «Херальд оф фри Энтерпрайз». В ледяной воде при этой катастрофе погибло 134 человека, совершавших однодневную увеселительную поездку. Спустя несколько лет в Северном море неподалеку от немецкого острова Рюген завалился на бок судно «Ян Хевелиус». У обоих опрокинувшихся паромов возникла проблема с погрузочными люками. Морская вода проникла через неплотно закрытые шлюзы и затопила погрузочные палубы. Автомобили, сорвавшиеся с креплений, перекатились на один борт, чем создали крен и это привело к опрокидыванию.

О пароме «Эстония»

Паром «Эстония» был построен в 1980 г. на немецкой верфи «Майер Верфт» в городе Папенбурге. Судно отвечало всем международным нормам. Для улучшения мореходных качеств он неоднократно обновлялся, были приделаны даже подводные крылья. Потом «Эстония» была оснащена новейшими средствами автоматики и электроники, аппаратами спутниковой связи. Команда нанималась строго по конкурсу, а возглавил экипаж капитан с 25-ти летним морским стажем – Арво Андерсен.


Роковой рейс

В его трюмах на этот раз находилось 30 грузовиков, 2 автобуса и легковые автомобили. До прихода судна в Стокгольм оставалось еще несколько часов. Как раз столько, чтобы успеть поспать и утром привести себя в порядок. На верхней палубе в баре гремела музыка, одетые в яркие маскарадные костюмы девушки из балетного ансамбля исполняли свою танцевальную программу, мужчины и женщины сидя за столиками пили шампанское.

Однако качка становилась все сильней, судно швыряло с волны на волну с неким неимоверным грохотом. Девушки из варьете теряли равновесие, падали на пол, а музыкантам едва удавалось удержаться на своих стульях. Около 12-ти часов ночи, извинившись перед публикой, музыканты решили заканчивать с выступлением. Зрители и артисты уже стали покидать зал, намереваясь выспаться и отдохнуть перед прибытием в порт.

Но 852 человека – так и не попали в Стокгольм, и не вернулись они и в Таллин. Той сентябрьской ночью паром «Эстония» стал для них железной гробницей, унесшей их на глубину 90 метров.

Все происходило очень быстро

Пассажиры еще поднимались на верхнюю палубу к своим каютам, когда от сильнейшей волны не выдержали, как видно, крепления носовой части – самое уязвимое место судна, испытывавшее наибольшие нагрузки. Образовался крен. Вероятно, щель в носовой части уже была раньше и через нее в трюм поступала вода. Уровень ее постепенно увеличивался и достиг 50 см, что превысило все допустимые нормы. Именно попавшая в трюм вода и начала создавать тот самый опасный крен. Плохо закрепленные легковые машины и некоторые вообще не закрепленные грузовики, от неумеренной качки, сдвинулись с места и «поплыли». Перекатываясь на другой борт, они, как видно, и добавили крен. Несколько минут спустя крен приближался уже к 30 °, а в скором времени носовую часть парома полностью сорвало и ледяная вода хлынула в трюмы.

Опытный капитан Арво Андерсен надеялся выправить паром. Он отдал команду не снижать скорости, а судно еще больше зарывалось носом в воду. Четыре турбины общей мощностью почти 6 тыс. лошадиных сил продолжали толкать паром вперед, и вода моментально заполнила все грузовые палубы.

Крен увеличивался очень быстро. Скоро вода проникла в машинное отделение, спустя несколько минут двигатели встали, а следом отключилось и аварийное освещение. Наступил полный мрак. Огромный паром раскачивало на волнах, как легкую щепку. В сложившейся ситуации оставалось лишь одно – подавать сигнал SOS и спасать людей.

В 00 ч 24 мин. филиал финского морского пароходства на острове Уте, находившийся в 100 км от города Турку, неожиданно принял тревожные позывные: «Терпим бедствие! Окажите помощь!», «Нас заливает!». Передававший сигналы SOS паром «Эстония» сообщил, что у него внезапно отказали все машины и отключилось электропитание. Это могло означать только одно, судно потеряло всякую способность к сопротивлению волнам и становилось их добычей. Долго ли оно могло держаться на поверхности при шестиметровой волне?

Расстояние до места крушения составляло приблизительно 35 км. Ночь, на море шторм… Куда высылать спасательные суда? Как быстрей прийти на помощь? И тем не менее финны тотчас организовали спасение: в море были отправлены суда береговой охраны, в небо подняли вертолеты. Были оповещены все суда, находившиеся тогда в море. В Турку был создан штаб для приема спасенных.

Прибывшим на место крушения парома «Эстония» судам и вертолетам удалось подобрать только 137 человек и 42 окоченевших трупа.

На протяжении нескольких дней и ночей 12 судов и 5 вертолетов обследовали местность в надежде найти спасшихся. Паром затонул на глубине приблизительно 90 метров, и больше никого в волнах обнаружить не удалось. Водолазы, тщательно обследовав оторванную носовую часть судна, предложили поднять ее на поверхность. С этим согласились и эстонские капитаны.


Возможные версии гибели

Кто виноват?

1994 год, 18 ноября - финский ледокол «Нордика» поднял со дна оторванную носовую часть парома «Эстония». К ее изучению приступила группа специалистов. Они сразу смогли обнаружить, что обе части – носовую и корпус – заклинило, в результате главный замок (который называют атлантическим) оказался нефункциональным. Однако если бы капитан не приказал двигаться полным ходом, предоставив тем самым волнам довести свою разрушительную работу до конца, то спасти можно было бы гораздо больше людей – практически всех. Ведь по всем техническим характеристикам паром в случае аварии мог оставаться на плаву 5-6 часов. И только начавшийся крен, стал для него губительным.

Официальная версия трагедии

Официальная следственная комиссия, которая была составлена из экспертов Финляндии, Швеции и Эстонии, пришла к выводу, что паром погубил носовой визор - надводная часть судна, которая поднимается для приема на борт автомобилей и других грузов.

Как считают эксперты, на «Эстонии», построенной в 1979 г., технические требования к безопасности и надежности носового визора не соответствовали более современным требованиям.

В условиях сильного шторма и при высокой скорости парома, его визор не смог выдержать ударов встречных волн, что привело к его срыву. После этого штормовые волны начали захлестывать грузовой отсек. За несколько минут это вызвало нарастающий крен на правый борт. Когда команда осознала всю опасность происходящего и подала сигнал SOS, было уже поздно - паром лег на правый борт, а еще спустя несколько минут пошел на дно. Паром «Эстония» погиб всего за полчаса.

Контрабанда наркотиков?

Все версии так или иначе связаны с неким грузом, перевозимым паромом.

Некоторые источники утверждают, что перед самой отправкой судна, на борт без таможенного досмотра заехало две фуры. Что за груз в них мог находиться, остается вопросом.

По одной из наиболее популярных версий, судно использовалось для контрабанды наркотиков. Якобы и в свой последний рейс паром вез очередную партию, но экипаж узнал, что в Стокгольме их уже ждет полиция. Тогда члены экипажа, замешанные в контрабанде, решили открыть носовой визор и выбросить груз в море. Выполнив задуманное, они, однако, не смогли закрыть визор, и как результат паром заполнился водой, лег на бок и затонул.

Но, морские эксперты, в такую возможность не верят. Такой шаг в штормовых условиях был равносилен самоубийству, и капитан не мог этого не осознавать.


Еще несколько версий сводятся к тому, что на судне провозили оружие, раньше принадлежавшее СССР.

Эту возможность косвенно подтвердил один из руководителей таможенных органов Швеции Свен Петер Олссон, поздней признавший, что в 1994 г. у таможни в действительности имелась договоренность со шведской армией, по которой в порту Стокгольма не проверялись автомашины с грузом электроники, приобретенной у российской армии и доставленной из Таллина на пассажирском пароме «Эстония».

Правда, в 2005 г. правительством Швеции был опубликован отчет следственной комиссии, в котором было сказано, что никакого военного груза на «Эстонии» в день крушения не было.

Почему не стали поднимать затонувший паром?

Сторонники более радикальной версии гибели парома «Эстония» уверены, что на его борту перевозили радиоактивные материалы, может быть, даже компоненты ядерного оружия.

И, как ни странно, у такой версии имеется косвенное подтверждение. Дело в том, что затонувший паром, по международному соглашению, был запечатан на дне бетонным саркофагом, а воды вокруг него являются запретной зоной, контроль за которой ведется финскими ВМС.

Несогласные с официальной версией крушения парома «Эстония», обращают внимание на то, что власти категорически отказываются от попыток подъема судна, притом что оно лежит не на самой запредельной глубине, примерно - 83 метра.

Официально это делается из уважения к памяти погибших. Оппоненты говорят - вокруг «Эстонии» существует международный заговор молчания, цель которого - скрыть истинные причины происшедшей катастрофы.