Зрпк "тунгуска". Тунгуска

ЗПРК "Тунгуска" / Фото: medform.net

Новый зенитный артиллерийский комплекс калибра 57 мм разрабатывается в России на смену комплексам "Тунгуска" и "Шилка", заявил в четверг начальник войск ПВО Сухопутных войск ВС РФ генерал-лейтенант Александр Леонов.

Зенитный пушечно-ракетный комплекс "Тунгуска-М" предназначен для защиты от ударов средств воздушного нападения, в первую очередь, вертолетов огневой поддержки, подразделений Сухопутных войск во всех видах боя, а также уничтожения легкобронированных наземных и надводных целей.

Зенитный артиллерийский комплекс ЗСУ-23-4 "Шилка" предназначен для противовоздушной обороны малоразмерных объектов, подразделений Сухопутных войск во всех видах боя, сообщает РИА Новости.





Техническая справка





Принимая на вооружение «Шилку», и военные, и представители ВПК понимали, что 23-мм пушка «Амур» слишком слаба. Это относилось и к малой наклонной дальности стрельбы, и к потолку, и к слабости фугасного действия снаряда. Масла в огонь подлили американцы, рекламируя новый штурмовик А-10, который, якобы, был неуязвим для 23-мм снарядов «Шилки». В результате чуть ли не на следующий день после принятия на вооружение 3CУ-23-4 во всех высоких инстанциях начались разговоры о ее модернизации в плане увеличения огневой мощи и в первую очередь — увеличения эффективного потолка стрельбы и разрушающего действия снаряда.

С осени 1962 года прорабатывалось несколько эскизных проектов установки на «Шилку» 30-мм автоматов. Среди них рассматривался 30-мм автомат револьверного типа НН-30 конструкции ОКБ-16, использовавшийся в корабельной установке АК-230, 30-мм шестиствольный автомат АО-18 от корабельных установок АК-630 и 30-мм двухствольный автомат АО-17 конструкции КБП. Кроме того, испытывался 57-мм двухствольный автомат АО-16, специально сконструированный в КБП для зенитной самоходной установки.

26 марта 1963 года в подмосковных Мытищах состоялся техсовет под руководством Н. А. Астрова. На нем было решено увеличить калибр ЗСУ с 23 до 30 мм. Это в два раза (с 1000 до 2000 м) повышало зону 50-процентной вероятности поражения цели и увеличивало дальность стрельбы с 2500 до 4000 м. Эффективность стрельбы по истребителю МиГ-17, летящему на высоте 1000 м со скоростью 200—250 м/с, возрастала в 1,5 раза.

В конце концов для ЗСУ приняли 30-мм двухствольный автомат АО-17. Его доработанный вариант получил в ГРАУ индекс 2А38 и в начале 80-х годов был запущен в серийное производство на Тульском машиностроительном заводе № 535.

Однако после почти семи лет проектных и опытно-конструкторских работ было решено отказаться от модернизации «Шилки» и создать принципиально новый комплекс.

8 июня 1970 года вышло постановление Совета Министров СССР № 427-151 о создании новой ЗСУ «Тунгуска». Головным разработчиком «Тунгуски» назначили КБП, а главным конструктором — А. Г. Шипунова. Конкретно КБП занималось ракетно-артиллерийской частью установки, Проектирование РПК вел Ульяновский механический завод Минрадиопрома, позже ставший головным и по его производству. Разработчик счетно-решающего прибора — Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома. Гусеничное шасси ГМ-352 изготавливал Минский тракторный завод. Зенитный комплекс 2С6 «Тунгуска» был принят на вооружение постановлением Совета Министров от 8 сентября 1982 г., а модернизированный комплекс «Тунгуска-М» — приказом министра обороны от 11 апреля 1990 года.

По общей компоновке «Тунгуска» во многом напоминает германскую ЗСУ «Гепард": РЛС расположена сверху на задней части трехместной башни и в походном положении опускается, круглая антенна РЛС наведения смонтирована на башне спереди. По бокам башни установлены два двухствольных автомата АО-17 и две спаренные пусковые установки ЗУР 9М311, действующие независимо друг от друга.

Корпус машины имеет вертикальные борта, отличается большой высотой и выполнен методом сварки из листов катаной стали и обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Передняя часть лобового листа установлена под большим углом наклона, а в месте излома стоит практически вертикально. Большая башня кругового вращения смещена к корме машины. Моторно-трансмиссионое отделение расположено в кормовой части корпуса.

Принципиальной особенностью комплекса 2С6 является совмещение в одной боевой машине пушечного и ракетного вооружения, радиолокационных и оптических средств управления огнем с использованием общих систем: РЛС обнаружения, РЛС сопровождения, цифровой вычислительной системы и гидравлических приводов наведения. «Тунгуска» предназначена для ПВО мотострелковых и танковых частей на марше и на всех стадиях боя. Она имеет сплошную зону поражения (без «мертвой» зоны, характерной для ЗРК), что достигается последовательным обстрелом цели сначала ракетами, а затем пушками. Огонь из автоматов 2А38 может вестись как с места, так и с хода, а пуск ракет — только с места, в крайнем случае — с коротких остановок. В вертикальной плоскости артиллерийская система наводится в секторе от -10° до +87°. В горизонтальной плоскости она может вести круговой обстрел. При этом скорость как вертикального, так и горизонтального наведения составляет 100° в секунду.

ЗРПК 2С6М «Тунгуска» оснащен компьютеризованной системой управления огнем с лазерным дальномером; в состав ее стандартного оборудования входят система идентификации «свой-чужой», наземная навигационная система и вспомогательная силовая установка.

ЗУР 9М311 представляет собой твердотопливную бикалиберную (76/152-мм) двухступенчатую ракету, выполненную по схеме «утка». Наведение ее на цель — радиокомандное. РЛС сопровождения по синхронной связи выдает точное целеуказание на оптический прицел и выводит его на линию визирования. Наводчик обнаруживает цель в поле зрения прицела, берет на сопровождение, а в процессе наведения удерживает марку прицела на цели. Ракета имеет хорошую маневренность (максимально допустимая перегрузка — 32 д). Взрыватель ракеты неконтактный, с радиусом действия 5 м. Боевая часть — осколочно-стержневая. Длина стержней около 600 мм, диаметр 4—9 мм. Поверх стержней имеется «рубашка», содержащая готовые осколки-кубики весом 2—3 г. При разрыве боеголовки стержни образуют кольцо радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На дистанции свыше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно.

В качестве силовой установки на машине используется дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-84МЗО, развивающий мощность 515 кВт, что позволяет машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч.

Ходовая часть «Тунгуски» состоит, применительно к одному борту, из шести двойных обрезиненных опорных катков, трех поддерживающих роликов, ведущего колеса заднего и направляющего колеса переднего расположения. Верхние ветви гусениц прикрыты неширокими стальными экранами.

Гусеничное шасси ГМ-352 отличается высокой проходимостью, маневренностью и плавностью хода. Возможность ведения стрельбы без снижения скорости обеспечивается применением гидромеханической трансмиссии с гидрообъемным механизмом поворота, гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом и гидравлическим механизмом натяжения гусениц.

Таким образом, «Тунгуска» представляет собой высокомобильную 3CУ с эффективным ракетным и артиллерийским вооружением. К недостаткам ее можно отнести малую дальность обнаружения цели бортовой РЛС и невозможность применения ЗУР в условиях плохой видимости (задымление, туман и т. д.).

Машины первой производственной серии, выпущенные в небольшом количестве, имели две пусковые установки с одним транспортно-пусковым контейнером с ЗУР 9М311 на каждой и обозначались 2С6. На пусковых установках машин основной серийной модификации имеется уже по два транспортно-пусковых контейнера, и боекомплект этих самоходных комплексов с индексом 2С6М насчитывает восемь зенитных управляемых ракет 9М311.

Производство ЗРПК 2С6М «Тунгуска" продолжается. Машины этого типа состоят на вооружении армий России и Индии.

Технические характеристики
Боевая масса, т 34,8
Экипаж, чел. 4
Бронирование противопульное
Вооружение 2 двухствольные 30-мм пушки 2А38, 2 спаренные ПУ ЗУР 9М311
Боекомплект 1904 выстрела, 8 3УР 9МЗП
Дальность стрельбы по воздушным целям, м 200-4000
Удельная мощность двигателя, кВт/т 14,79
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 600





Техническая справка

ЗСУ-23-4 «Шилка» (индекс ГРАУ — 2А6 ) — советская зенитная самоходная установка, серийное производство начато в 1964 году. Вооружена счетверённой автоматической 23-мм пушкой. Темп стрельбы установки — 3400 снарядов в минуту. Наводиться на цель может вручную, полуавтоматически и автоматически. В автоматическом и полуавтоматическом режимах используется штатная радиолокационная станция.

Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностяхдо 2500 м и высотах до 1500 м, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальностидо 2000 м с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.

Была оценена потенциальным противником как средство ПВО, представляющее серьёзную опасность для низколетящих целей. В настоящее время считается устаревшей, главным образом в связи с характеристиками и возможностями её радиолокационной станции и недостаточной эффективной дальности огня по воздушным целям. Как смена «Шилки» был разработан, принят на вооружение и запущен в серийное производство самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Тунгуска». Несмотря на это, по настоящее время ЗСУ-23-4 состоит на вооружении зенитных частей в армиях России, Украины и других. По сей день успешно применяется в локальных конфликтах для поражения наземных целей.

Масса (в зависимости от модификации) от 20,5 до 21,5 тонн, экипаж — 4 человека: командир, оператор поиска, оператор дальности, механик-водитель.

Названа по реке Шилке, левому притоку Амура.


Тактико-технические показатели


Классификация зенитная самоходная установка
Боевая масса, т 21
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Размеры
Длина корпуса, мм 6495
Ширина корпуса, мм 3075
Высота, мм 2644—3764
База, мм 3828
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная катаная противопульная(9—15 мм)
Вооружение
Калибр и марка пушки 4 × 23-мм АЗП-23 «Амур»
Тип пушки нарезные малокалиберные автоматические пушки
Длина ствола, калибров 82
Боекомплект пушки 2000
Углы ВН, град. −4…+85
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км 0,2—2,5
Прицелы оптический визир,
РЛС РПК-2
Подвижность
Тип двигателя В-6Р
Мощность двигателя, л. с. 280
Скорость по шоссе,км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч до 30
Запас хода по шоссе, км 450
Запас хода по пересечённой местности, км 300
Удельная мощность, л. с./т 14,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,0


2. Видео

3. История создания

К началу 70-х годов, стало видно, что ЗПРК «Шилка» недостаточно хорош в качестве противовоздушной обороны ближнего радиуса действия. Также у него в силу неудовлетворительной мощности снарядов и малой эффективности дальности огня была недостаточная эффективность против самолетов-штурмовиков, обезопасенных броней, воздушных высокоскоростных целей и вертолетов, оснащенных управляемыми противотанковыми ракетами, способными уничтожать наземные цели с расстояния в несколько тысяч метров. Кроме этого радиолокатору комплекса было не под силу самостоятельно искать воздушные цели.

Сначала, в 1970 году, было получено задание о проектировке нового зенитного пушечного комплекса. Но после того, как в 1973 году была проведена научно-исследовательская работа «Запруда», в процессе которой рассматривались вопросы безопасности войск от ударных самолетов, стало понятно, что новую установку необходимо оборудовать еще и зенитными ракетами, в целях, чтобы она была более эффективна в отношении вертолетов.

К концу десятилетия работы по разработке были окончены. В 1980-81 годах по итогам испытаний, произошла доработка, и осенью 1982 года комплекс был взят на вооружение. К четырем ракетам, которыми он обладал сначала, впоследствии еще столько же прибавилось.

После 1995 года завершилась разработка модификации под обозначением «Тунгуска-М1». Она была принята на вооружение в 2003 году. Поставляется в зарубежные государства.

В целях обеспечения систем противовоздушной обороны ближнего радиуса боевых крупных кораблей и малых кораблей, с использованием некоторых узлов и вооружения, состоялась разработка комплекса «Кортик».

4. Состав

В состав «Тунгуски» входят:

  • Батарея, состоящая из шести зенитных самоходных установок 2С6, оснащенных зенитными автоматами ЗУР 9М311 и 2А38
  • 1Р10 — машина техобслуживания и ремонта, предназначенная для проведения ТО-1
  • 2В110 — машина техобслуживания, предназначенная для проведения ТО-2
  • 2Ф55 — машина техобслуживания, оснащенная частично одиночным и групповым ЗИП
  • 2Ф77 – ТЗМ, для перевозки 1 боекомплекта зенитно-управляемых ракет (по одной машине на одну установку) и 1,5 боекомплекта патронов
  • ЭСД2-12 — электростанция на дизельной основе, предназначенная для внешнего питания установок
  • 1РЛ912 — учебно-тренировочное средство, предназначенное для обучения командиров и операторов установок
  • 9Ф810 – тренажёр, предназначенный для обучения наводчиков установок;
  • 9М311УД — учебные ракеты, оснащенные бортовой аппаратурой, используемые в обучении наводчиков установок
  • 9М311ГМВ — учебные габаритно-массовые макеты ракет, используемые при отработке сдачи нормативов и навыков обращения экипажей установок
  • 9М311УР — учебный макет ракет в разрезе, используемый при изучении конструкции установок.

5. Устройство

Главные узлы «Тунгуски» это:

  • гусеничное самоходное легкобронированное шасси ГМ-5970.05
  • два зенитных двухствольных автомата 2А38 калибра 30 мм
  • восемь пусковых установок, оснащенных боекомплектом, состоящим из восьми управляемых зенитных ракет 9МЗ11
  • радиолокационная система, в состав которой входят радиолокационные станции сопровождения и обнаружения цели и наземный радиозапросчик.

Ракета 9М311 состоит из двух ступеней. Двигатель первой из них функционирует благодаря твердому топливу, обечайка же произведена из стеклопластика. У второй ступени двигателя нет, полет происходит по инерции, в хвосте находится газогенератор, благодаря которому появляются лучшие аэродинамические условия. Взрыватель является бесконтактным, его боевая часть оснащена поражающими стержневыми элементами.

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Основные характеристики

  • Классификация: ЗПРК
  • Боевая масса, кг: 34000
  • Экипаж, чел.: 4

6.2 Размеры

  • Длина корпуса, см: 788
  • Ширина корпуса, см: 340
  • Высота, см: 402,1 — в боевом положении, 335,6 — в походном
  • База, см: 465
  • Колея, см: 326,5
  • Клиренс, см: 18 — 58

6.3 Бронирование

  • Тип брони: противопульная

6.4 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: две 2А38, калибра 30 мм
  • Тип пушки: малокалиберные нарезные автоматические пушки
  • Боекомплект пушки: 1936
  • Дальность стрельбы, м: по наземным целям – до 2000, по воздушным – зенитная управляемая ракета (2500 – 8000); пушечная – 200 — 4000
  • Другое вооружение: восемь зенитных управляемых ракет 9М311.

6.5 Подвижность

  • Тип двигателя: В-46-2с1
  • Мощность двигателя, л. с.: 710
  • Скорость по шоссе, км/ч: 65
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10 по бездорожью, 40 по грунтовке
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Тип подвески: гидропневматическая индивидуальная, оснащенная системой регулировки положения корпуса
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35°
  • Преодолеваемая стенка, см: 100
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод, см: 100.

7. Применение

«Тунгуски» использовались в ходе Чеченских войн в качестве отличного средства огневой поддержки, но не всегда использовались правильно.

8. Модификации

  • 2К22М «Тунгуска-М». Главная цель модернизации заключалась в появлении возможности борьбы с множеством малоразмерных целей. Была установлена аппаратура для коммуникации с ППРУ-1 и пунктом управления 9С482М, из-за чего появилась система распределения целей между установками и значительно возросла боевая эффективность. Кроме этого произошла замена газотурбинного агрегата на новый, с вдвое большим ресурсом. Эта модификация была взята на вооружение в 1990 году.
  • 2К22М1 «Тунгуска-М1». В войне в Персидском заливе была применена новая стратегия. Сначала наносится активный удар беспилотной авиацией за пределами действия противовоздушной обороны в целях разведки ее радиолокационных средств, после этого происходило ее разрушение. Затем начинала действовать пилотируемая авиация. По итогам этого опыта в 1992 году начались работы по дальнейшему развитию комплекса. В результате чего ЗПРК был оборудован ИК пеленгатором ракеты, улучшенной системой измерения углов качки и аппаратурой реализации и приема автоматизированного целеуказания от командного батарейного пункта. Также поменялось шасси, на новое, ГМ-3975. У вычислителя увеличились память и быстродействие. Усовершенствованные ракеты получили обозначение 9М311-1М. Произошло увеличение зоны поражения по дальности до 10 километров и помехозащищенности. Трассер заменил импульсный и непрерывный источник света. Осенью 2003 года ЗПРК был взят на вооружение. В его составе оказались машины техобслуживания и ремонта 1Р10-1М1 и 2Ф55-1М1, машина технического обслуживания 2В110-1, мастерская технического обслуживания обслуживания МТО-АГЗ-М1, ЗСУ 2С6М1 и ТЗМ 2Ф77М.

9. Варианты ракет

  • 9М311 – основной
  • 9М311К (3М87) — морской вариант 9М311. предназначенный для комплекса «Кортик»
  • 9М311-1 – для продажи зарубежным государствам
  • 9М311М (3М88) – модифицированный. Усовершенствованы тактико-технические характеристики
  • 9М311-1М – модифицированный. Предназначенный для ракеты 2К22М «Тунгуска-М1».

зенитный ракетно-пушечный комплекс

В 1973 году в ходе войны Судного дня Израилем были применены вертолеты, вооруженные мощными противотанковыми ракетами. Тактика их действия была проста, но весьма эффективна: вертолет на расстоянии 1,5-2,5 км взлетал из-за укрытия и, зависая, производил пуск противотанковой ракеты, управлял ею до поражения цели, а затем опять прятался за укрытие. Такой стиль боевого применения назвали стрельбой с подскоком. Подобным способом практически без потерь израильтяне уничтожили более 70 египетских танков. При этом время подскока, которое вертолет был доступен зенитным средствам для обнаружения и обстрела, составляло 3-5 мин. А легкие зенитные комплексы типа Стрела-1, Стрела-2 и Шилка, хотя и имели неплохое время реакции, но их слабый боеприпас не мог пробить броню хорошо защищенного вертолета.
По итогам войны Судного дня, а также по итогам проведённой в 1973 году НИР «Запруда», в рамках которой исследовались вопросы защиты войск от ударных вертолётов, стало очевидным, что перспективная ЗСУ должна быть оборудована и зенитными ракетами, чтобы улучшить её возможности по борьбе с вертолётами.
В 1973 году техническое проектирование было завершено, и проект был представлен на рассмотрение Министерства обороны. Получив положительное заключение и одобрение работ, коллективы КБП и смежников под контролем военных представительств, аккредитованных на предприятиях промышленности, приступили к разработке документации, а затем изготовлению первого образца ЗСУ 2С6.
Сборка его велась в опытном производстве КБП и была завершена в 1976 году. Два опытных образца для проведения предварительных и государственных испытаний были изготовлены уже на Ульяновском механическом заводе, который был определен серийным изготовителем боевой машины.
К концу 1970-х разработка была завершена. По результатам проведённых в 1980-1981 годах испытаний комплекс был доработан и 8 сентября 1982 года принят на вооружение в Вооружённых силах СССР.

Первоначально он имел четыре ракеты, затем восемь.

Зенитная самоходная установка была выполнена на шестикатковом гусеничном шасси ГМ-352, которое обладало очень высокими качествами по плавности хода и в то же время жесткостью подвески для обеспечения стрельбы пушками в движении.
На ГМ устанавливалась башня, которая вращалась горизонтальным приводом наведения. В ней размещались два радиолокатора – станция обнаружения, опознавания и целеуказания и станция сопровождения цели, оптический прицел, пусковые ракетные установки на восемь ракет, две двуствольные 30-мм пушки, вертикальные привода наведения. Кроме того, внутри башни располагался экипаж в составе командира и двух операторов. Механик-водитель находился в переднем отсеке ГМ.

1 – неконтакный взрыватель; 2 – рулевая машинка; 3 – автопилот; 4 – гироприбор; 5 – блок питания; 6 – боевая часть; 7 – аппаратура радиоуправления; 8 – устройство разделения ступеней; 9 – двигатель.

ЗУР 9М311 предназначена для поражения визуально наблюдаемых воздушных целей и представляет собой бикалиберную двухступенчатую ракету с отделяемым твердотопливным ракетным двигателем, выполненную по аэродинамической схеме "утка", помещенную в герметичный транспортно-пусковой контейнер.

В ЗПРК применена полуавтоматическая радиокомандная с оптической линией связи система управления полетом ЗУР. При пуске ЗУР световой поток от факела работающего двигателя на разгонном участке полета ЗУР или от специального инфракрасного фонаря, включающегося на ЗУР после отделения двигательной установки, попадает в поле зрения инфракрасного пеленгатора, оптическая ось которого совмещена с оптической осью прицела ЗСУ, и преобразуется в электрические сигналы пропорциональные отклонению ЗУР от линии визирования цели. Эти сигналы поступают в ЦВС для выработки команд управления полетом ЗУР. Бортовая аппаратура ЗУР производит декодирование команд управления полетом ЗУР, преобразование их в механические моменты сил, выводящие ракету на линию визирования цели. Поражение цели осуществляется боевым снаряжением ракеты, состоящим из боевой части, радиолокационного неконтактного и контактного взрывателей.

Ракета 9М311 массой 42 кг (транспортно-пусковой контейнер с ракетой – 57 кг) построена по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем. Ракета имеет однорежимную двигательную установку, состоящую из облегченного стартового двигателя с пластмассовым корпусом диаметром 152 мм. Этот двигатель сообщал ракете начальную скорость и отделялся по завершение работы через примерно 2,6 с после старта. Для исключения задымления от работающего двигателя на процесс оптического визирования ракеты на стартовом участке была применена программа (по радиокомандам) дугообразной траектория вывода ЗУР.
После вывода ракеты на линию визирования цели ее маршевая ступень (масса – 18.5 кг, диаметр – 76 мм) продолжала полет по инерции. Средняя скорость составляла 600 м/с, а средняя располагаемая перегрузка – 18 ед., что позволяет обеспечивать поражение на встречных и догонных курсах целей, летящих со скоростью до 500 м/с и маневрирующих с перегрузкой 5...7 ед. Отсутствие маршевого двигателя исключает задымление линии визирования цели, что обеспечивает надежное и точное наведение ЗУР, снижает массу и габариты ракеты, упрощает компоновку бортовой аппаратуры и боевого снаряжения. Применение двухступенчатой схемы ракеты с соотношением диаметров стартовой и маршевой ступеней 2:1 позволило практически вдвое уменьшить массу ракеты по сравнению с одноступенчатой ЗУР с теми же летно-техническими характеристиками, так как отделение двигателя существенно снижало аэродинамическое сопротивление ракеты на основном участке траектории.
Боевое снаряжение ракеты состоит из стержневой боевой части, неконтактного датчика цели и контактного взрывателя. Занимающая почти всю длину маршевой ступени боевая часть массой 9 кг выполнена в виде отсека большого удлинения со стержневыми поражающими элементами. Длина стержней – около 600 мм, диаметр – 4–9 мм, диаметр стержневого кольца – около 5 м. Поверх стержней уложен слой готовых поражающих элементов в форме кубиков массой 2–3 г. Боевая часть обеспечивала режущее действие по элементам конструкции планера цели и зажигательное – по элементам ее топливной систем. При малых промахах (до 1,5 м) обеспечивалось также и фугасное действие. Подрыв боевой части осуществлялся на удалении до 5 м от цели по сигналу неконтактного датчика, а при прямом попадании (вероятность которого достигала примерно 60%) – контактным взрывателем.

Ракета 9М311 поставляется в войска в транспортно-пусковом контейнере в снаряженном состоянии и не требует технического обслуживания в течение 10 лет.

Двуствольный зенитный автомат 2А38 калибра 30 мм обеспечивает стрельбу патронами, подаваемыми из общей для двух стволов патронной ленты единым механизмом подачи. Автомат имеет один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Управление стрельбой – дистанционное – с помощью электроспуска. Охлаждение стволов – жидкостное: водяное или с использованием антифриза при отрицательной температуре воздуха.
Автомат работает при углах возвышения от -9° до +85° Патронная лента состоит из звеньев с патронами, имеющими снаряды с осколочно-фугасно-зажигательного и осколочно-трассирующего действия (в соотношении 4:1). Боекомплект снарядов – 1936 шт. Автоматы обеспечивают общий темп стрельбы 4060-4810 выстр./мин. Живучесть автомата (без смены стволов) составляет не менее 8000 выстрелов (при режиме стрельбы 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов). Начальная скорость снарядов – 960-980 м/с.


Взаимодействие систем и решение боевых задач обеспечивала высокопроизводительная цифровая управляющая машина.
Достаточно мощное бронирование корпуса ГМ и башни уверенно защищало экипаж и аппаратуру от пуль и осколков снарядов противника.
Установленный в кормовой части башни радиолокатор обзора сделал машину автономной, способной выполнять полный цикл боевой работы от обнаружения цели до ее уничтожения. Тем самым был устранен еще один недостаток "Шилки", у которой не было средств разведки окружающего пространства.
В 1990 году была предпринята модернизация комплекса. Основной ее задачей было введение возможности борьбы с большим количеством малоразмерных целей. В состав оборудования была введёна аппаратура для сопряжения с пунктом управления 9С482М и подвижным пунктом разведки и управления ППРУ-1, благодаря чему была введена система распределения целей между установками и существенно повышена боевая эффективность. Также был заменён газотурбинный агрегат на новый с увеличенным в два раза ресурсом. Комплекс принят на вооружение в конце 1990 года.
Война в Персидском заливе показала новую стратегию ведения боевых действий. Сперва наносится массированный удар беспилотной авиацией вне зоны действия ПВО для разведки радиолокационных средств ПВО, затем система ПВО разрушалась и к боевым действиям подключалась пилотируемая авиация. С учётом полученного опыта в 1992 году была начата работа по дальнейшему совершенствованию ЗПРК «Тунгуска». Модернизация коснулась замены базового шасси на шасси ГМ-3975. Также была введена аппаратура приёма и реализации автоматизированного целеуказания от батарейного командного пункта, инфракрасный пеленгатор ракеты и модернизированная система измерения углов качки. Новый вычислитель имеет более высокое быстродействие и память. Используемые ракеты были усовершенствованы и получили обозначение 9М311-1М. Увеличена помехозащищённость, вместо трассера установлен непрерывный и импульсный источник света. Благодаря внедрённым усовершенствованиям была увеличена зона поражения по дальности до 10 км. 2 сентября 2003 года комплекс «Тунгуска-М1» был принят на вооружение. В состав комплекса вошли: ЗСУ 2С6М1, ТЗМ 2Ф77М, машина ремонта и технического обслуживания 1Р10-1М1, машина техобслуживания 2В110-1, машина ремонта и технического обслуживания 2Ф55-1М1, мастерская техобслуживания МТО-АГЗ-М1.

Место наводчика-оператора на Тунгуске первого поколения


Место наводчика-оператора на Тунгуске М1


Смотрите также:


Первый в мире мобильник был советский

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

Доказали, что данный комплекс в состоянии вести эффективную борьбу не только с низколетящим воздушным целями (в особенности в сложной помеховой обстановке), но также и с наземным противником. Несмотря на это «Шилка» обладала малой эффективной зоной поражения целей, а также низким поражающим действием боеприпасов. Также данный комплекс не обеспечивал своевременного обстрела воздушных целей, в особенности при ведении разведки в автономном режиме. Как результат – военные потребовали от промышленности разработать новую зенитную самоходную установку, которой стала «Тунгуска».

Низкое поражающее действие боеприпасов и малую эффективную зону поражения решили исправить, увеличив калибр автоматических пушек до 30-мм. Остановились именно на этом варианте, так как дальнейший рост калибра снарядов не обеспечивал технических возможностей для поддержания высокого темпа стрельбы. Комплекс «Тунгуска» предназначен для обеспечения противовоздушной обороны подразделений танковых и мотострелковых войск от ударов армейской и тактической авиации, вертолетов огневой поддержки, БПЛА, а также для уничтожения наземных легкобронированных целей и живой силы противника.

Боевые возможности комплекса позволяют решать задачи непосредственного прикрытия войск и отдельных объектов в оборонительном и наступательном бою, во время марша и при расположении на месте от ударов систем воздушного нападения противника с предельно малых, малых и частично средних высот. Комплекс в состоянии уверено решать боевые задачи в любых климатических условиях. В состав комплекса ПВО «Тунгуска-М» включается боевая машина – 2С6, заряжающая машина, автоматизированная контрольно-испытательная станция, а также средства технического обслуживания и ремонта.

В качестве самоходной базы для нового комплекса было выбрано гусеничное шасси ГМ-352, унифицированное с ЗРК «Тор». Данное шасси имеет регулируемый клиренс и обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе – 65 км/ч. Использование гидропневматической подвески и гидромеханической трансмиссии обеспечивает «Тунгуске» хорошую маневренность, высокую проходимость и, что особенно важно, плавность хода.

Зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска» стал 1-м в мире уникальным многоцелевым зенитным комплексом двойного назначения. Он был создан на 8 лет раньше зарубежного многоцелевого комплекса «Адатс». По сравнению с другими комплексами ПВО ближнего радиуса действия (как иностранного, так и отечественного производства) он в наибольшей степени отвечает критерию «стоимость-эффективность».

Основным оружием комплекса является ракета 9М311. Эта бикалиберная твердотопливная двухступенчатая ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащается осколочно-стержневой боевой частью и контактным и неконтактным взрывателями. ЗУР обладает очень высокой маневренностью (выдерживает перегрузку до 18g), что позволяет уничтожать маневренные и скоростные цели. Наведение зенитных ракет на цель – радиокомандное.

Ракета поставляется в войска в специальном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) в снаряженном состоянии и не требует проведения какого-либо технического обслуживания в течение 10 лет. Боезапас ракет пополняется при помощи транспортно-заряжающей машины. ТПК обладает малым весом – до 55 кг, что позволяет заряжать ЗУР на ПУ вручную.

В башенной установке ЗПРК «Тунгуска-М» располагаются информационные оптико-электронные и радиолокационные средства, цифровая вычислительная система, пульты управления членов боевого расчета, средства связи. Для защиты экипажа «Тунгуска» оборудована специальными средствами защиты от оружия массового поражения и создания внутри установки нормальных условий обитания.

Артиллерийское вооружение комплекса представлено двумя двуствольными зенитными автоматами 2А38М, работающими в связке с СУО. Двуствольная схема автоматического оружия позволяет вести стрельбу в интенсивном режиме со скорострельностью до 5000 выстр/мин. Питание пушек – ленточное. Патронная лента пушек снаряжается 30-мм унифицированными боеприпасами при помощи специальной набивной машинки.

К середине 1990-х годов ЗПРК «Тунгуска» был модернизирован, новый комплекс получил обозначение «Тунгуска-М». Основным изменением стало введение в состав комплекса новых радиостанций и приемника для связи с батарейным командирским пунктом «Ранжир» и командирским пунктом ППРУ-1М. Помимо этого на машине был заменен газотурбинный двигатель, новый двигатель получил увеличенный ресурс работы (сразу в 2 раза – с 300 до 600 часов).

Следующая модификация комплекса получила обозначение «Тунгуска-М1», и была принята на вооружение в 2003 году. В данной модификации были автоматизированы процессы наведения зенитных ракет и обмена информацией с батарейным командирским пунктом «Ранжир». В самой ракете 9М311М лазерный неконтактный датчик цели уступил место радиолокационному, что увеличило вероятность уничтожения ракет типа ALCM. Вместо трассера была смонтирована импульсная лампа. Дальность поражения ЗУР увеличилась до 10 км. В целом же уровень боевой эффективность ЗПРК «Тунгуска-М1» в условиях помех вырос в 1,3-1,5 раза по сравнению с предшественником.

Тактико-технические характеристики ЗПРК «Тунгуска-М1»:
Зона поражения целей ЗУР/пушками:
— по дальности 2,5-10/0,2-4 км
— по высоте 0,015-3,5/0-3 км
Максимальная скорость поражаемых целей – до 500 м/с.
Время реакции комплекса – до 10 с.
Боекомплект, ЗУР/снарядов – 8/1904
Скорострельность пушек 2А38М – до 5000 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда – 960 м/с.
Масса ЗУР/с контейнером – 42/55 кг.
Масса боевой части – 9 кг.
Вертикальный угол обстрела из пушек: -10 — +87 градусов
Масса ЗПРК в боевом положении – 34 т.
Время развертывания комплекса – до 5 мин.
Максимальная скорость движения по шоссе – до 65 км/ч.

ЗРАК «Кортик» 3М87 (экспортное обозначение «Каштан») – это универсальный всепогодный корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближнего радиуса действия, основным предназначением которого является самооборона надводных кораблей и вспомогательных судов от ударов различных воздушных целей с малых и предельно малых высот. Данный комплекс по наличию артиллерийского и ракетного вооружения, объединенных общей системой управления огнем, не имеет мировых аналогов. Комплекс был создан на основе сухопутной разработки «Тунгуска-М».

Особенностью данного комплекса является применение 2-х типов вооружений, которые обеспечивают последовательный обстрел воздушных целей ракетами, а также артиллерийским огнем на удалении в 8000-1500 метров и 1500-500 метров от корабля соответственно. Общий боевой потенциал данного комплекса в 2-4 раза превосходит обычный зенитный артиллерийский комплекс. С появлением новых перспективных целей данная разница будет лишь расти.

Модульное построение данного комплекса позволяет монтировать его на кораблях разного водоизмещения (от небольших ракетных катеров до авианосцев), а также наземных объектах. В совокупности с использованием интегрированной системы управления ЗРАК гарантирует высокую боевую живучесть. ЗРАК «Кортик» может одинаково успешно использоваться для поражения воздушных, надводных и наземных целей. Используемое на комплексе ракетно-пушечное вооружение отличается высокой точностью, что обусловлено его компактным расположением в единой башенной установке, а также наличием современной СУО, телевизионно-оптического и радиолокационного каналов наведения с высокими точностными характеристиками.

Совместная обработка сигналов каналов сопровождения цели и ракеты, а также автоматический подбор оптимального режима боевой работы обеспечивают ЗРАК очень высокую помехозащищенность в условиях применения противником разного рода радиоэлектронных помех.

Комплекс обладает полной автоматизацией боевой работы, что позволяет ему вести огонь одновременно по 6 целям в минуту и обеспечивает кораблю высокую степень защиты от ударов высокоточного оружия (противокорабельные ракеты, управляемы авиабомбы и т.д.), а также низколетящих малоразмерных целей. По своей боевой эффективности ЗРАК «Кортик» в 1,5-2 раза превосходит иностранный комплекс «Кроталь-Наваль» и в 2,5-4 раза «Голкипер».

В состав ЗРАК «Кортик» входят боевой и командный модули, 30-мм выстрелы, ракеты с системой хранения и перезаряжания, береговые средства технического обслуживания, а также учебно-тренировочные средства. Командный модуль ЗРАК, оснащенный трехкоординатной РЛС и системой обработки информации, используется для обнаружения разного рода целей, а также их распределения с выдачей данных целеуказания боевым модулям.

Боевой модуль 3М87 (включает в себя 2 шестиствольных 30-мм зенитных автомата, а также ЗУР 9М311-1 в транспортно-пусковых контейнерах, СУО с телевизионно-оптическим и радиолокационным каналами). Артустановки комплекса обеспечивают скорострельность до 10 000 выстрелов в минуту. Один такой модуль может одновременно обстрелять до 3-4 целей и обеспечить защиту небольшому кораблю от атак воздушного противника при малой плотности средств воздушного нападения в налете.

На кораблях большого водоизмещения для отражения ударов высокой интенсивности с каждого борта может быть установлено 2 и более модулей ЗРАК «Кортик». Их число, наряду с водоизмещением судна, определяется также возможностями системы управления и может доходить до 6 штук (на ТАРКР «Петр Великий» используется 6 ЗРАК «Кортик»). Боевой модуль, по желанию заказчика, может быть выполнен только в артиллерийском варианте.

Система управления огнем обеспечивает комплексу получение данных целеуказания боевым модулем, выработку данных для наведения оружия на обстреливаемые цели, автоматическое сопровождение целей. Радиолокационный канал комплекса работает в миллиметровом диапазоне волн, а также обладает узкой диаграммой направленности, что обеспечивает ему достаточно высокую точность (2-3 м) наведения ЗУР на низколетящие ПКР без ограничений по высоте их полета. При использовании телевизионно-оптического канала с корреляционно-контрастным методом обработки сигналов и с устройством автоматического сопровождения цели возможно наведение зенитных ракет на цель с точностью до 1 метра на любой высоте полета цели.

Комплекс использует ЗУР 9М311. Это твердотопливная двухступенчатая ракета, которая спроектирована по бикалиберной схеме с отделяемым двигателем. Ракета предназначена для поражения вертолетов, самолетов и крылатых ракет в условиях их оптической видимости в пространственном секторе шириной в 350 метров (вправо и влево) от боевого модуля на удалении до 8-10 километров.

В полете управление ракетой производится радиокомандной системой наведения в полуавтоматическом режиме с автоматическим выводом ракеты на линию визирования или с ручным сопровождением цели. Средняя скорость ЗУР доходит до 650 м/с, при этом зенитная ракета может маневрировать с перегрузками до 18g.

В настоящее время ракета 9М311 является единственной российской разработкой, которая оснащается осколочно-стержневой боевой частью, неконтактным (лазерным) и контактным взрывателями. Неконтактный взрыватель взводится на удалении до 1 км. от цели и обеспечивает надежный подрыв БЧ ракеты при ее пролете на удалении до 5 метров от цели. Во время стрельбы по надводным или наземным целям неконтактный взрыватель отключается.

Для увеличения эффективности поражения воздушных целей стержни (длиной до 600 мм и диаметром 4-9 мм) сверху покрыты специальной «рубашкой», на которой содержаться готовые поражающие элементы, выполненные в виде кубиков (массой 2-3 гр. каждый). В момент подрыва боевой части ЗУР из осколков и стержней образуется некое подобие кольца радиусом до 5 метров в плоскости, которая перпендикулярна оси ракеты. На расстоянии более 5 метров их действие является малоэффективным.

Ракеты комплекса «Кортик» помещаются в ТПК, который унифицирован с ЗУР войскового комплекса ПВО «Тунгуска-М». Ракеты собираются в 2 блока по 4 ЗУР в каждом. Они смонтированы на поворотной части боевого модуля комплекса. Боекомплект каждого модуля состоит из 8 ЗУР. При этом система перезаряжания и хранения обеспечивает хранение еще 32 ракет в контейнерах, их хранение в погребе, а также подъем ракет и заряжание ПУ.



Появившаяся в 1990 году комплексная система ПВО 2С6 «Тунгуска» была разработана для замены очень хорошо себя зарекомендовавшей ЗСУ 23 4 «Шилка». «Тунгуска», в отличие от нее, имеет пушки калибра 30 мм, а так же самонаводящиеся ракеты «земля-воздух» 9М311 (СА-19 Grison). В обеих системах используется общая система РЛС. 2С6 была разработана для того чтобы обеспечивать противовоздушную оборону, в том числе и от вертолетов, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет, мотострелковых и танковых частей и подразделений. «Тунгуска» представляет собой легкобронированную, гусеничную машину с вращающейся на 360° башней. Она базируется на шасси ГМ-352М. Корпус машины включает в себя отделение механика-водителя, турбо-дизельный двигатель и турбину мощностью 67 л.с., трансмиссию, электрооборудование, систему электро обеспечения, гироскопическое оборудование, гидравлический привод механизма поворота башни, систему внутренней связи, системы РХБ защиты, жизнеобеспечения, пожаротушения и оптические приборы.
Система РЛС включает в себя отдельный радиолокатор сопровождения, установленный на лобовой части башни, и радиолокатор захвата и определения цели, установленный на тыльной ее части. Информация, полученная РЛС, передается в цифровое вычислительное устройство, которое осуществляет управление вооружением. Дальность работы РЛС составляет 18 км, дальность сопровождения цели - 16 км.

Восемь ракет класса «земля-воздух» находятся в специальных контейнерах с каждой стороны башни. Полное перезаряжение установки (боеприпасов к пушечному вооружению и ракет) занимает 16 мин. Две дополнительные ракеты также могут размещаться внутри боевой машины. Это вооружение имеет полуавтоматическое управление РЛС и наведения. На ракеты установлены 9-килограммовые осколочно-фугасные боеголовки. Скорость ракет составляет 900 м/с, 9М311 способна поражать цели, летящие со скоростью до 500 м/с на дальности от 2500 до 10000 м.
Угол вертикального наведения двух 30-мм автоматических пушек 2А38М (такие же используются на БМП 2 и вертолете Ка-50) составляет от -6 до +80°. Боекомплект состоит из 1904 бронебойных трассирующих, осколочных трассирующих и фугасных трассирующих снарядов. Темп стрельбы составляет 5000 выстрелов в минуту «Тунгуска» способна вести эффективный пушечный огонь по воздушным целям на дальности от 200 до 4000 м, пушки способны также поражать наземные цели. Максимальная высота цели при ведении эффективного огня составляет 3000 м, минимальная высота - Юм. Пушки способны поражать цель, двигающуюся со скоростью до 700 м/с, а комплекс в целом - поражать цели, двигающиеся со скоростью 500 м/ с. В настоящее время «Тунгуска» состоит на вооружении ВС России, Беларуси и Индии.