Значение выражения - Подвести под монастырь? Значение подвести под монастырь (прост.) в справочнике по фразеологии.

Значение выражения "подвести под монастырь" трактуется сейчас, как поставить человека в неприятное положение, подставить его, создать безвыходную ситуацию, которую ему придется расхлебывать.

Происхождение оборота

Версий происхождения великое множество, вот только несколько из них.

Бывало, что человек попадал в такую ситуацию, что ему только и оставалось, что в монастырь подаваться. Например, карточный долг, преследование, совершил неблаговидный поступок, безответная любовь и т.д.

Версия, связанная с защитой славянских земель от врагов, рассказывает о том, что монастыри строились как неприступные крепости и некоторые молодцы нанимались проводниками к вражескому войску и подводили его под стены монастыря, где и было войско бито.

Вот еще одна версия - женщина частенько была бита, да нещадно, да без причины. А куда же ей обратиться - "горемыке", как к влиятельному лицу? Вот и отправлял Патриарх частенько таких "издевателей" в монастырь, что бы "усмирилися". А про женщину говаривали: "Подвела под монастырь".


Различные трактовки:

В Русском государстве для влиятельных вельмож существовало наказание, как "ссылка в монастырь". Очень нравился такой метод наказания Петру I (особенно для женщин). Тогда выражение "подвести под монастырь" трактовалось как - предпринимаемые действия в будущем могут только к монастырю и привести.

  • А если следовать некоторым советам, то можно потерять все имущество, и останется только милостыню под монастырь ходить просить.
  • В словаре Даля выражение трактуется, как ход карточной игры - убить короля тузом.

В русском языке достаточно много выражений, о происхождении которых мы ничего не знаем. Употребляем их в обиходе, знаем или догадываемся о примерном значении, но откуда пошло - понятия не имеем.

Что значит "подвел под монастырь"? Откуда пошло это выражение? Сейчас узнаем.

Привет от горькой жизни

На первый взгляд, глупое название подраздела. Горькая жизнь и монастырь как-то не сочетаются. Монастырские насельники живут с Богом. Где тут горечи взяться?

В старину люди уходили в монастырь от тяжелой жизни. Претерпев крах в любви, сильную неудачу на своем жизненном пути или такую боль, после которой мирское существование казалось бессмысленным. Отсюда и пошло выражение Это одна из версий происхождения.

Муж и жена - одна душа?

Ой, не факт! Женщинам в старые времена вообще не везло. Мужик и поколотить мог просто так, и издевался по-всякому. А бабе только и оставалось, что терпеть.

Однако не каждая терпела. Иные, кто более смелый, родителям жаловались. А те уж находили управу на своих зятьев нехороших. В монастырь его, для исправления. На полгодика, а то и на год.

Кстати, это второй вариант происхождения выражения "подвел под монастырь". Жены строптивые своих мужичков в монастырь "сдавали" своими жалобами.

Здесь вам не туалет

Древние города еще помнят бродячих певцов. Ходили они, слепые, по их улочкам. Жалостливые песни пели. Народ раньше добрее был, давали убогим денежку.

Как же ходили они, коль слепыми были? Водили певцов мальчишки-проводники. Чаще всего из бедных семей или сироты. Сами в оборванной одежде, а своему подопечному последний кусок отдавали.

Иные бродяги были благодарными. Мальчишек-сирот не обижали, любили по-своему. Мирно они существовали, помогая друг другу. Но были и озлобленные певцы. Обделила их жизнь, судьбу крутую подарила. Видимо, такие забывали о том, что каждому дается крест по силам. Не получают люди больше, чем понести смогут. Забывали, страдали и роптали. Да еще и мальчонку-проводника побивали. Почем зря лупили, вымещая всю свою злобу на нем.

Да только и парнишечки разные встречались. Кто-то плачет себе тихонько. А кто-то мстил обидчику.

Захочет такой певец "на двор", да и попросит сопровождающего отвести его подальше от глаз людских. А тот и рад стараться. Приведет убогого к монастырской стене, заверит, что нет никого. Расположится певец со всеми удобствами, а парнишка уже в монастырские ворота постучать успеет. Выйдет монах какой или послушник. Паренек ему и покажет слепого певца. Насельник возьмет палку какую, не разобравшись, что человек незрячий. И получит певец по спине. Насилу ноги унесет.

Вот отсюда и пошло выражение "подвел под монастырь", если верить этой легенде.

Значение

Когда мы используем данное выражение в своей речи, что подразумеваем? Как правило, это упрек. Значение выражения "подвел под монастырь" следующее:

  • Крупная подстава. Человек что-то обещал, да не выполнил.

И не только в обещаниях суть. Понадеялись на человека, а он в сторону увильнул в самый ответственный момент.

Вот, что такое "подвел под монастырь".

Заключение

Итак, мы рассмотрели значение фразеологизма. Поговорили о его происхождении. И можно сделать вывод, что самая логичная и простая - первая версия.

Значение ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ (ПРОСТ.) в Справочнике по фразеологии

ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ (ПРОСТ.)

поставить кого-л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1) возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие неприятности в жизни; 2) по другой версии, выражение связано с тем, что русские проводники подводили врагов под стены монастырей, которые во время войны превращались в крепости (подвести слепого под монастырь; 3) некоторые считают, что выражение связано с тяжелой жизнью женщин в царской России. Только сильная родня могла уберечь женщину от побоев мужа, добившись защиты у патриарха и властей. В таком случае жена "подводила мужа под монастырь" - его ссылали в монастырь "в смирение" на полгода или год.

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ (ПРОСТ.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МОНАСТЫРЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяй-ственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, …
  • МОНАСТЫРЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Видеть во сне, что Вы ищете убежища в монастыре, означает, что в Вашем будущем нет места заботам и тревогам, если …
  • МОНАСТЫРЬ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от греческого monasterion - келья отшельника) в ряде религий - общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни (устав). …
  • МОНАСТЫРЬ в Словаре экономических терминов:
    (от греч. monasterion - келья отшельника) - в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские …
  • МОНАСТЫРЬ в Словаре церковных терминов:
    (греч. жилище монахов) - 1) Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей …
  • МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Монастырь (греч.: жилище монахов): Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или …
  • ПРОСТ
    (Prost) Ален (р. 1955) французский спортсмен (автомобильный спорт). В конце 1980-х гг. неоднократный чемпион мира в гонках …
  • ПОД в Большом энциклопедическом словаре:
    (подина) элемент конструкции печи, на котором располагаются материалы или изделия, подвергаемые тепловой обработке (нагреву, плавлению, обжигу и т. д.); выполняется …
  • ПОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    подина, элемент конструкции печи, на котором располагаются материалы или изделия, подвергаемые тепловой обработке (нагреву, плавлению, обжигу и т.д.). П. плавильных …
  • МОНАСТЫРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (болгарск. Битоль или Бетель \[обитель?\] турецк. Толи-монастир, лат. Bitolia, Butelium) — гл. г. вилайета в Западной Македонии (европ. Турции), на …
  • МОНАСТЫРЬ в Энциклопедическом словарике:
    ыря, м. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. Уйти в м. …
  • ПОДВЕСТИ в Энциклопедическом словаре:
    , -еду, -едешь, -ел, -ела; -едший; -еденный (-ен, -ена); -едя; сов. 1. кого-что. Ведя (см. вести в 1, 3,4 и …
  • ПОД в Энциклопедическом словаре:
    , -а, о поде, на поду, м. Нижняя поверхность в печи (напр. русской), а также (в заводских печах) место, где …
  • ПОД
    "ПОД ЗН́АМЕНЕМ МАРКСИЗМА", ежемесячный филос. и обществ.-экон. журнал, выходил с янв. 1922 по июнь 1944 в …
  • ПОД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (подина), элемент конструкции печи, на к-ром располагаются материалы или изделия, подвергаемые тепловой обработке (нагреву, плавлению, обжигу и т.д.); выполняется обычно …
  • МОНАСТЫРЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (болгарск. Битоль или Бетель [обитель?] турецк. Толи-монастир, лат. Bitolia, Butelium) ? гл. г. вилайета в Западной Македонии (европ. Турции), на …
  • ПОДВЕСТИ
    подвести", подведу", подведём, подведёшь, подведёте, подведёт, подведу"т, подведя", подвёл, подвела", подвело", подвели", подведи", подведи"те, подве"дший, подве"дшая, подве"дшее, подве"дшие, подве"дшего, подве"дшей, …
  • ПОД в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    по"д, поды", по"да, подо"в, по"ду, пода"м, по"д, поды", по"дом, пода"ми, по"де, пода"х, …
  • ПОД в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку.
  • МОНАСТЫРЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    монасты"рь, монастыри", монастыря", монастыре"й, монастырю", монастыря"м, монасты"рь, монастыри", монастырём, монастыря"ми, монастыре", …
  • МОНАСТЫРЬ в Весёлом этимологическом словаре:
    1) вор-одиночка; 2) разрешение на кражу; 3) украденная …
  • МОНАСТЫРЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, м. 1) В ряде религий: община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию, существующую в соответствии с определенным …
  • ПОД в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ПОДВЕСТИ
    см. …
  • ПОД в Словаре синонимов Абрамова:
    см. около, перед, …
  • МОНАСТЫРЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См. …
  • ПРОСТ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПОД
    лещадь, подина, подо, …
  • МОНАСТЫРЬ в словаре Синонимов русского языка:
    аббатство, дацан, лавра, лавран, монастырек, обитель, община, пустынь, скит, ханака, …
  • ПОДВЕСТИ
    сов. перех. см. …
  • ПОД- в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. префикс 1) Словообразовательная единица, образующая: 1) имена существительные со значением части или отделения целого и подчиненности тому, что названо …
  • ПОД в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. Нижняя поверхность, дно топки, устья печи. 2. предлог (а также подо) 1) с вин. и твор. пад. Употр. …
  • МОНАСТЫРЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собою отдельную церковно-хозяйственную организацию. б) разг. Члены такой общины. 2) Церковь, …
  • ПОДВЕСТИ
  • ПОД в Словаре русского языка Лопатина:
    под 2 и подо, …
  • МОНАСТЫРЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    монаст`ырь, …
  • ПОДВЕСТИ
    подвести, -еду, -едёт; прош. -ёл, …
  • МОНАСТЫРЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    монастырь, …
  • ПОДВЕСТИ в Орфографическом словаре:
    подвест`и, -ед`у, -едёт; прош. -ёл, …
  • ПОД в Орфографическом словаре:
    под 2 и подо, …
  • ПОД в Орфографическом словаре:
    под 1, -а, предл. на под`у, мн. -`ы, …
  • МОНАСТЫРЬ в Орфографическом словаре:
    монаст`ырь, …
  • ПОДВЕСТИ
    включить в число чего-нибудь, ввести в круг каких-нибудь явлений, признать соответствующим чему-нибудь П. под какой-н. разряд, категорию. подвести сделать общий …
  • ПОД в Словаре русского языка Ожегова:
    2 II О времени: близко к чему-нибудь, перед чем-нибудь П. вечер. В нось п. Новый год. П. старость. под 2 …
  • МОНАСТЫРЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    религиозная община Монахов или монахинь, представляющая собой Отдельную церковно-хозяйственную организацию Мужской м. Женский м. монастырь территория, Храм и все помещения …
  • ПОДВЕСТИ в Словаре Даля:
    -ся, см. подводить …
  • ПОД в Словаре Даля:
    муж. пол, низ, земь, настилка долу, подошвенная выстилка, дно. Под водоема, устланное, убитое дно, пол. | Под, в избе крестьянской, …
  • МОНАСТЫРЬ в Словаре Даля:
    муж. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | яросл. монастырем зовут и кладбище, …
  • ПРОСТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Prost) Ален (р. 1955), французский спортсмен (автомобильный спорт). В конце 1980-х гг. неоднократный чемпион мира в гонках …


Смысл выражения : поставить кого-либо в затруднительное, неловкое положение; подвести под наказание или какие-либо санкции.

Возникновение фразы : есть несколько очень занимательных версий возникновения, одна интереснее другой. Рассмотрим их.

1) По очень распространенной версии, возникновением фразы мы обязаны сложностям семейных отношений внутри семьи. На Руси мужья довольно часто любили поднимать руку на жен (ну что за мужики то такие?). За помощью женщинам приходилось обращаться к церковным властям. Те могли в качестве наказания извергу-супругу избрать ссылку в монастырь на определенный срок. В монастыре мужья должны были учиться смирению и миролюбию. Но про жен таких говорили, что они мужей подвели под монастырь.

2) По другой версии, выражение является усеченным вариантом словосочетания "подвести под монастырь срать".
Дело в том, что на Руси детей из очень бедных семей иногда отдавали в качестве поводырей странникам-слепцам, которые бродили по просторам Руси. Юнцам не всегда легко приходилось со слепцами, и вполне вероятно, слепцы часто награждали их физическим предупреждениями за какие-либо провинности. За и кормили поводырей, наверняка чем то подобным , не более! В обязанности поводырей также входила обязанность по поиску укромного места, где слепец мог бы справить нужду, не смущая при этом народонаселение. Тут то вот юнцы и могли отыграться за обиды по полной - говоря, что ведут слепца в укромное место, вместо этого они приводили своего подопечного под монастырские стены. А там не только всегда народу полно, да еще и по шее получить можно за такое святотатство от церковников - там и не посмотрят, что ты слепец, шею намылят по полной.

3) Еще одна версия связывает возникновение выражения с военными действиями. Агрессоров подводили под стены монастырей, которые обычно выстраивались в виде неприступных крепостей, за стенами которых могли укрыться огромное количество народу и оказать достойное сопротивление нападавшим. Подведенный под монастырские стены враг был вынужден было начинать тяжелую и часто безрезультатную осаду, либо попросту и удалиться на все четыре стороны.

4) Также есть версия, которая связывает возникновение фразы с обычаем насильственного пострижения в монахи, который получил широкое распространение на Руси с XIV века. Насильственное пострижение было излюбленным инструментом бескровного удаления мешающих противников. "Подвести под монастырь" могли неугодных персон и даже нелюбимых или опостылевших жен. Довольно часто в монастыри насильно заключали жен, которые по тем или иным причинам не могли родить детей.

Повести под монастырь – это значит гнусно подставить. То есть сделать так, что человек неминуемо будет наказан, причем чаще всего за не свою, а то и за вовсе отсутствующую вину.

Дело, как говорится, не новое. С кем не бывало? Со всеми. Можно уточнить, добавив: и не единожды в жизни. Но вряд ли кто-то, оказавшись в такой ситуации, интересовался происхождением этой поговорки. А зря, скажу я вам, потому что версий несколько, каждая интересна по-своему, и все они это совместный труд историков и лингвистов..

Версия первая

Русские правители еще в конце XIII века придумали способ избавления от неугодных людей. Причем, как противников, так и близких родственников. Разумеется, проще всего такого человека уничтожить физически: нет человека - нет проблемы. Но если поразмыслить и рассчитать на десять ходов вперед, то иной раз лучший выход – это оставить провинившегося в живых, чтобы потом предъявить его в качестве козырной карты.

Возможен и другой вариант. Запереть в монастыре до кончины – это изощренное издевательство над человеком, особенно молодым и полным амбиций. Лишение свободы и суровый монастырский устав за несколько лет превращали любого строптивца (строптивицу) в морально сломленного человека. Спасти душу могло только одно – безропотное принятие своего нового положения и искренняя чистая вера в Бога.

Кого подводили под монастырь?

Во-первых, туда отправляли неугодных царедворцев. Очень удобная мера наказания. В этом случае суда, то есть публичности удавалось избежать, да и лишних разговоров не было. Захотел человек посвятить свою жизнь Господу, а потому и отправился в монастырь. И никто ему не указчик и не советчик. Знать, так тому и быть. Точка. Больше обсуждать нечего.

Во-вторых, монастыри были удобным местом, куда можно было отправить супругу. За что? Тут первой причиной всегда указывалось бесплодие . Не справляется жена со своей первой и главной обязанностью – рожать детей, а как другую взять? Развод в XIV веке даже царям с трудом давали, а уж люду чином пониже и вовсе ничего не светило. Вот монастырь и выручал, принимая всех несчастных и разлюбленных, обещая им прощение от Господа за грехи их тяжкие.

Второй причиной обычно было обвинение в распутстве . Доказательства предъявляли железобетонные, причем оправданий никто не слушал, слезам не верил. Запирали женщину на веки вечные, заставляя принять постриг. И она Бога благодарила, что стала послушницей, а не узницей монастырской темницы.

Версии вторая

Она из истории Древней Руси, из тех времен, когда карта напоминала лоскутное одеяло, и князья правили своими «лоскутками» по своему разумению. И защищали свои земли тоже самостоятельно. В ход шло все: и огромные стены, и рвы с водой, и любые крепкие строения, в том числе монастыри. Вражья рать всегда искала проводников из числа местных жителей. Порой везло: находились предатели. Чаще случалось наоборот: проводник соглашался показать тайную тропу и вывести к незащищенному месту. А приводил, как правило, к монастырским стенам, где вражья рать получала по заслугам.

Версия третья

Эта версия утверждает, что в монастыри запирали не только неверных или неугодных жен, но и провинившихся мужей. Разумеется, сделать это могла не каждая женщина, а только знатная, богатая, имеющая хорошие связи. Доказать, что муж-садист постоянно подвергает ее истязаниям, женщина могла, показав следы насилия. А дальше решение принимали патриарх и судебное ведомство. Патриарх, как правило, отправлял супруга в монастырь на исправление, а судья закреплял законность этого решения. Таким образом, монастырь становился пенитенциарным (исправительным) учреждением.

Справка: слова «пенитенциарный» латинского происхождения. В переводе на русский язык оно обозначает «покаянный». То есть, делаем вывод: в монастыри Византии (а пришло это слово оттуда) принимали провинившихся граждан на покаяние и на исправление.

Сроки были разными, но меньше полугода никому не назначали. Самое долгое наказание – это пожизненное покаяние где-нибудь в далеком и суровом монастыре, например, Соловецком. Обычно осужденного помещали в темную келью, держали на хлебе и воде, заставляли исполнять какую-нибудь работу и смиренно молиться. Данные о количестве исправившихся мужей отсутствуют.

Версия четвертая

Она тоже уходит корнями в прошлое, но имеет почти анекдотическое толкование. По мнению автора этой версии, филолога Л. Варламовой, подведением под монастырь занимались разного рода «шутники». Чаще всего свой «юмор» они оттачивали на божьих людях – странниках-слепцах. В ответ на просьбу указать, где можно справить естественную нужду, те подводили несчастных прямиком к монастырским стенам. Бедолаги, разумеется, получали за богохульство пинки и общественное порицание, а «шутники» - бесплатное развлечение. Дурацкая, конечно, потеха, но у каждого человека свои критерии смешного. Отсюда, считает Варламова, появилось выражение «подвести слепого под монастырь».

Давным-давно канули в Лету и насильственный постриг, и исправление в кельях и темницах монастырей, но поговорка «подвести под монастырь» не теряет своей актуальности. Может, потому, что людям проще стоить свои отношения, подставляя ближних, одурачивая их и выставляя не посмешище?