Водное хозяйство. Большая советская энциклопедия - водное хозяйство Водное путешествие по катуни

При разработке перспектив развития водного хозяйства согласование требований водопользователей должно выполняться на базе водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) отдельных речных бассейнов. Однако, к настоящему времени Ранее разработанные СКИОВР не в полной мере соответствуют современной водохозяйственной обстановке, тем не менее их использование при управлении водным фондом в достаточной степени обеспечивает обоснованность принимаемых решений.

Стратегической целью государственной политики в области использования, восстановления и охраны водных объектов является обеспечение прав граждан на чистую воду, благоприятную водную среду и поддержание оптимальных условий водопользования. Эта цель достигается путем осуществления долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление качества поверхностных и подземных вод в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, защиту водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение и ликвидацию вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

Для достижения стратегической цели государственной политики в области использования, восстановления и охраны водных объектов приоритетными направлениями использования, восстановления и охраны водных объектов являются:

1. Надежное водообеспечение населения и отраслей экономики и, в первую очередь, улучшение качества питьевого водоснабжения за счет совершенствования водоочистки и расширения водозаборов из подземных вод.

2. Восстановление качества вод водных объектов до нормативов, соответствующих их целевому использованию.

3. Совершенствование системы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений всех видов собственности.

4. Предупреждение и защита от вредного воздействия вод: затопления территорий при половодьях и паводках, подтопления грунтовыми водами, разрушения берегов водных объектов.

5. Создание экономического и финансового механизма водопользования, позволяющего в полном объеме обеспечить финансирование водохозяйственной деятельности.

6. Развитие системы мониторинга водных объектов, водохозяйственных сооружений и улучшение контроля за использованием водных объектов.

7. Совершенствование обеспечения управления водным фондом.

9. Развитие системы законодательного и нормативного правового обеспечения в области использования, восстановления и охраны водных объектов.

Комплекс технических мероприятий включает: перевооружение и ре-конструкцию существующих водохозяйственных и мелиоративных систем; пересмотр устаревших правил использования водных ресурсов существующих водохранилищ с учетом водопотребителей, водопользователей и обеспечение экологических попусков; строительство новых регулирующих емкостей и гидроузлов в зонах дефицита водных ресурсов. При этом предусматривается расширение использования подземных вод, что диктуется необходимостью повышения качества воды и обеспечения резервного водоснабжения населенных пунктов на случай чрезвычайные ситуаций. В первую очередь, это относится к крупным городам, водоснабжение которых базируется на поверхностных источниках.

В соответствии с прогнозной оценкой, выполненной с учетом «Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу», заложенных в них темпов роста промышленного производства и изменений численности населения по субъектам РФ, а также с учетом анализа современного водопотребления, в перспективе до 2010 г. получат дальнейшее развитие все водопотребители и водопользователи-участники водохозяйственного комплекса; ожидается увеличение забора свежей воды в целом по России до 105 км 3 , (поверхностных вод,- 85 км 3 , морской воды - 5 км 3 , подземных вод - 15 км 3). Рост объемов забора водных ресурсов прогнозируется в промышленности (на 50%), энергетике и сельском хозяйстве (на 35%). В жилищно-коммунальном хозяйстве с учетом реформ коммунального хозяйства прогнозируется снижение забора свежей воды на 0,7 км 3 (4,3%). К 2010 г. на питьевые и хозбытовые нужды прогнозируется расходовать в среднем на одного жителя 266 л/сут, в том числе городского - 3 16 л/сут, сельского - 126 л/сут.

По прогнозу рост объемов водопотребления свежей воды из природных водных объектов будет сопровождаться увеличением использования воды из систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения на 30 км 3 (23,8%) и объемов сброса сточных вод в водные объекты до 77 км 3 (на 38,5%).

Первоочередные работы по строительству и реконструкции водопроводных сооружений будут осуществлены в г.Москве и Московской области (на базе Южного месторождения подземных вод), в гг.Архангельске (на базе Пермиловского месторождения подземных вод), Санкт-Петербурге, Курске (Шумаковский водозабор подземных вод), республиках Адыгея, Калмыкия, Мордовия и Сев. Осетия-Алания, в г.Владивостоке, в Краснодарском крае, в 17 городах Кировской области, в гг.Череповец, Рязань, Пермь, Саранск (Сурский водопровод), Томск. В результате проведения первоочередных мероприятии производительность водозаборов из подземных вод возрастет на 0,8 млн. млн. м 3 /сут, из поверхностных источников - на 1,0 млн. м 3 /сут.

Намечается строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ в бассейнах рек: Ока (Верхне-Упинское вдхр. на р.Упа, Тульская обл.; завершение строительства Тамбовского вдхр.; гидроузел на р.Пахра, Московская обл.; Рыбницкое и Кромское вдхр., Орловская обл.); Волга (реконструкция Пугачевского вдхр., Саратовская обл; реконструкция Тихвинской водной системы, Ленинградская обл.; Ахметлавровское вдхр. на р.Алтата, Саратовская обл.); Десна (Курское вдхр. на р.Тускарь, Курская обл.); р.Кубань (водоемы на групповых водопроводах Ставропольского края); Кама (Нурское вдхр. и реконструкция Терлянского и Белорецкого вдхр., республика Башкортостан; реконструкция Южно-Камского, Лысвенского, Н.и В.-Зырянско-го, Очерского вдхр., Пермская обл; Верхне-Араслановское и Ново-Златоустовское вдхр. на р.Ай, Челябинская обл.); Иртыш (завершение строительства канала Иртыш - Омь и вдхр. на р.Омь, Омская обл.); Тобол (Митинское вдхр., Курганская обл.); Амур (вдхр. на р.Могоча, Читинская обл.); Лена (Бэдьиминское вдхр., Республика Саха); прочие реки (Сахалинская обл., республики Калмыкия и Карелия, Калининградская обл. и Приморский край).

Финансовое обеспечение предусматривает использование средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местного бюджета, а также внебюджетных средств хозяйствующих субъектов. По источникам финансирования прогнозируется распределение затрат следующим образом: из федерального бюджета - 10 %), из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - 35 0%), из внебюджетных источников - 55 %.

К затратам капитального характера отнесены: строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ; строительство противоэрозионных, противооползневых, берегозащитных сооружений; строительство противопаводковых защитных дамб; строительство коллекторов для понижения уровня грунтовых вод; строительство сооружений по очистке сточных вод, обустройство зон санитарной охраны водозаборов и др.

К текущим расходам отнесены: обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос; мониторинг водных объектов; развитие системы контроля состояния водных объектов; ежегодная текущая очистка русел рек; текущие мероприятия по экологическому оздоровлению нарушенных территорий, разработка водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, государственных программ использования и охраны водных объектов, а также ведение государственного водного кадастра, реестра водных объектов, регистра гидротехнических сооружений, государственного надзора за безопасностью гидротехнических сору-

Объемы и источники финансирования мероприятий по реализации Государственной стратегии увязаны с проектом ФЦП «Экология и природные ресурсы России» на 2002-2010 годы, одобренным Правительством Российской Федерации, в котором рассмотрены 3 подпрограммы: «Водные ресурсы и водные объекты», «Возрождение Волги», «Охрана оз. Байкал и Байкальской природной территории». Общий объем финансирования ФЦП оценивается в сумме 900 – 1000 млрд. рублей. Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и Федеральной адресной целевой программы на соответствующий год, исходя из возможностей федерального бюджета.

Водное хозяйство

отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учётом, планированием комплексного использования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). Основная задача В. х. - обеспечение всех отраслей народного хозяйства водой в необходимом количестве и соответствующего качества. По характеру использования водных ресурсов отрасли народного хозяйства делятся на водопотребителей, которые часто безвозвратно изымают воду из её источников (рек, водоёмов, водоносных пластов), - промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство (для промышленного, бытового и с.-х. водоснабжения (См. Водоснабжение), орошения (См. Орошение), обводнения (См. Обводнение)), и водопользователей, которые обычно используют не самоё воду, а её энергию или водную среду, - гидроэнергетика, водный транспорт, рыбоводство и др. (см. Водопользование).

Отрасли народного хозяйства предъявляют к водным ресурсам разные требования, поэтому вопросы водохозяйственного строительства наиболее целесообразно решать комплексно, учитывая особенности каждой отрасли и те изменения в режиме подземных и поверхностных вод, которые возникают при строительстве гидротехнических сооружений и их эксплуатации и которые нарушают сложившиеся в природе связи. Комплексное использование водных ресурсов позволяет наиболее рационально удовлетворять потребности в воде каждой отрасли народного хозяйства, оптимально сочетать интересы всех водопотребителей и водопользователей, экономить средства на строительство сооружений.

Удачным комплексным решением проблем В. х. служит канал им. Москвы (построен в 1932-37), позволивший обеспечить питьевое и промышленное водоснабжение Москвы; это глубоководная транспортная магистраль, обводняющая реки и каналы в районе Москвы и дающая возможность получать электроэнергию; водохранилища канала широко используются как места отдыха и туризма.

Но требования отраслей могут быть и противоположными. Так, расширение площадей орошаемых земель в бассейне Амударьи, забор её вод для Большого Каракумского канала, создание на притоках водохранилищ, особенно Нурекского, приведёт к почти полному прекращению стока в Аральское море, что может ухудшить условия рыболовства. Однако сам Большой Каракумский канал, кроме орошения хлопковых полей, является водоснабжающей и обводняющей артерией и служит для разведения рыбы; на его берегах создают зоны отдыха и спортивные базы. Нурекский гидроузел (на Вахше) в основном ирригационно-энергетический. Планы комплексного освоения водных ресурсов и схемы использования водных объектов должны входить составной частью в государственные планы развития народного хозяйства СССР и союзных республик.

Непременной обязанностью В. х. является работа по охране вод от загрязнений промышленными и бытовыми стоками (см. Сточные воды). На заводах и фабриках сооружаются и реконструируются Очистные сооружения , а сдача в эксплуатацию новых предприятий допускается лишь при наличии устройств для очистки вод, сбрасываемых в реки и водоёмы.

Водные ресурсы СССР обеспечивают водой все отрасли народного хозяйства. Годовой сток рек равен 4714 км 3 , из них 4350 км 3 формируется в пределах материковой части страны, а 330 км 3 поступает из сопредельных стран. Наиболее ценная часть стока - грунтовые и подземные воды - составляет 1020 км 3 . Народное хозяйство СССР использует 226 млрд. м 3 (данные 1965) воды в год, т. е. только 5% общего годового стока. Более 50% этого количества расходуется сельское хозяйством, почти треть - на бытовое и промышленное водоснабжение. В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми народным хозяйством к В. х., несоответствием между водными ресурсами и потребностями в них в отдельных районах и неблагоприятным распределением стока по годам и временам года местные источники оказываются недостаточными. Возникает необходимость в регулировании стока крупных и средних рек (для чего создают водохранилища), перераспределении его между бассейнами и в транспортировке воды на большие расстояния. Например, по Большому Каракумскому каналу воды Амударьи перебрасываются в бассейн Мургаба и Теджена, с введением в эксплуатацию канала Иртыш - Караганда началась переброска вод рек Северного Ледовитого океана в засушливые районы Казахстана; проектируется направить воды Печоры и Вычегды через Каму и Волгу в Каспийское море.

Управление В. х. в СССР имеет весьма сложную структуру. Созданное в 1965 союзно-республиканское Министерство мелиорации и водного хозяйства занимается вопросами организации водохозяйственного строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений и систем, а также обеспечением комплексного использования и охраной водных ресурсов страны. Местные органы В. х. находятся в двойном подчинении - республиканских министерств и Совета Министров союзных республик. Формирование В. х. как отрасли ещё не завершено (1971) и будет продолжаться по мере установления хозрасчётных связей с другими отраслями народного хозяйства и организации единого централизованного управления им. Большое внимание развитию В. х. и охране государственного водного фонда СССР уделено в Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-75. В планах капитального строительства СССР для В. х. централизованно выделяются капитальные вложения на сооружения многоцелевых водохозяйственных объектов, создаваемых для водообеспечения нескольких отраслей. Отношения между В. х. и другими отраслями, возникающие в связи с использованием вод, регулируются водным законодательством (См. Водное законодательство) СССР. Учёт водных ресурсов и все необходимые сведения о них сосредоточены в водном кадастре (См. Водный кадастр).

Лит.: Материалы Майского (1966 г.) пленума ЦК КПСС, М.. 1966; Бахтиаров В. А., Водное хозяйство и водохозяйственные расчеты, Л., 1960; Львович М. И., Водные ресурсы будущего, М., 1969; Зузик Д. Т., Экономика водного хозяйства, 2 изд., М., 1966; Аскоченский А. Н., Орошение и обводнение в СССР, М., 1967; Овсянников Н. Г., Водные ресурсы - наше богатство, М., 1968.

Д. Т. Зузик, К. Г. Тихоцкий.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Водное хозяйство" в других словарях:

    Область деятельности, обеспечивающая: управление водными ресурсами с целью удовлетворения нужд населения и национальной экономики в воде; управление рациональным использованием водных ресурсов и их охраной от загрязнения, засорения, истощения;… … Финансовый словарь

    водное хозяйство - Область деятельности, обеспечивающая нужды населения и отраслей экономики в воде; рациональное использование водных ресурсов и их охрану от загрязнения, засорения, истощения; эксплуатацию водохозяйственных систем; предупреждение и ликвидацию… … Справочник технического переводчика

    Отрасль народного хозяйства, занимающаяся учетом, планированием и управлением комплексного использования, регулированием водных ресурсов, охраной вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту назначения (потребления) … Большой Энциклопедический словарь

    ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО - отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учетом, планированием комплексного использования, регулированием водных ресурсов, охраной вод от истощения и загрязнения, включая защиту от нарушений, вызываемых возможным неконтролируемым… … Экологический словарь

    водное хозяйство - Отрасль хозяйства, состоящая из связанных между собой водных объектов и гидротехнических сооружений, обеспечивающая каждый регион водой для промышленного и бытового использования, а также охрану вод и борьбу с их вредным воздействием. Syn.:… … Словарь по географии

    водное хозяйство - 3.1.6 водное хозяйство: Отрасль науки и техники, охватывающая учет, изучение, использование, охрану водных ресурсов, а также борьбу с вредным воздействием вод.

Водное хозяйство, отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учётом, планированием комплексного применения водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения и транспортировкой их к месту назначения (потребления). Главная задача В. х. - обеспечение всех отраслей народного хозяйства водой в нужном количестве и соответствующего качества.

По характеру применения водных ресурсов отрасли народного хозяйства делятся на потребителей, каковые довольно часто безвозвратно изымают воду из её источников (рек, водоёмов, водоносных пластов), - промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство (для промышленного, бытового и с.-х. водоснабжения, орошения, обводнения), и водопользователей, каковые в большинстве случаев применяют не самоё воду, а её энергию либо водную среду, - гидроэнергетика, водный транспорт, рыбоводство и др. (см. Водопользование).

Отрасли народного хозяйства предъявляют к водным ресурсам различные требования, исходя из этого вопросы водохозяйственного строительства самый целесообразно решать комплексно, учитывая особенности каждой те изменения и отрасли в режиме подземных и поверхностных вод, каковые появляются при постройке гидротехнических их эксплуатации и сооружений и каковые нарушают сложившиеся в природе связи. Комплексное применение водных ресурсов разрешает самый рационально удовлетворять потребности в воде каждой отрасли народного хозяйства, оптимально сочетать интересы всех водопользователей и водопотребителей, экономить средства на постройку сооружений.

Успешным комплексным решением проблем В. х. помогает канал им. Москвы (выстроен в 1932-37), разрешивший обеспечить питьевое и промышленное водоснабжение Москвы; это глубоководная транспортная магистраль, обводняющая реки и каналы недалеко от Москвы и дающая возможность приобретать электричество; водохранилища канала активно применяются как туризма и места отдыха.

Но требования отраслей смогут быть и противоположными. Так, расширение площадей орошаемых земель в бассейне Амударьи, забор её вод для Громадного Каракумского канала, создание на притоках водохранилищ, в особенности Нурекского, приведёт к практически полному прекращению стока в Аральское море, что может ухудшить условия рыболовства.

Но сам Громадный Каракумский канал, не считая орошения хлопковых полей, есть водоснабжающей и обводняющей артерией и помогает для разведения рыбы; на его берегах создают территории отдыха и спортивные базы. Нурекский гидроузел (на Вахше) по большей части ирригационно-энергетический. Замыслы комплексного освоения водных схемы и ресурсов применения водных объектов должны входить составной частью в национальные замыслы развития народного хозяйства СССР и союзных республик.

Непременной обязанностью В. х. есть работа по охране вод от загрязнений промышленными и бытовыми стоками (см. Сточные воды). На фабриках и заводах сооружаются и реконструируются очистные сооружения, а сдача в эксплуатацию новых фирм допускается только при наличии устройств для очистки вод, сбрасываемых в водоёмы и реки.

Водные ресурсы СССР снабжают водой все отрасли народного хозяйства. Годовой сток рек равен 4714 км3, из них 4350 км3 формируется в пределах материковой части страны, а 330 км3 поступает из сопредельных государств. самая ценная часть стока - грунтовые и подземные воды - образовывает 1020 км3.

Народное хозяйство СССР применяет 226 млрд. м3 (эти 1965) воды в год, т. е. лишь 5% неспециализированного годового стока. Более 50% этого количества расходуется сельское хозяйством, практически треть - на бытовое и промышленное водоснабжение.

В связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми народным хозяйством к В. х., несоответствием между потребностями и водными ресурсами в них в отдельных районах и негативным распределением стока по временам и годам года местные источники выясняются недостаточными. Появляется необходимость в регулировании стока больших и средних рек (для чего создают водохранилища), перераспределении его между бассейнами и в транспортировке воды на громадные расстояния. К примеру, по Громадному Каракумскому каналу воды Амударьи перебрасываются в бассейн Теджена и Мургаба, с введением в эксплуатацию канала Иртыш - Караганда началась переброска вод рек Северного Ледовитого океана в засушливые районы Казахстана; проектируется направить воды Вычегды и Печоры через Волгу и Каму в Каспийское море.

Управление В. х. в СССР имеет очень сложную структуру. Созданное в 1965 союзно-республиканское Министерство водного хозяйства и мелиорации занимается вопросами организации эксплуатации и водохозяйственного строительства гидротехнических систем и сооружений, и обеспечением комплексного применения и охраной водных ресурсов страны. Местные органы В. х. находятся в двойном подчинении - республиканских Совета и министерств Министров союзных республик.

Формирование В. х. как отрасли ещё не завершено (1971) и не будет прекращаться по мере установления хозрасчётных связей с другими отраслями организации и народного хозяйства единого централизованного управления им. Громадное внимание формированию В. х. и охране национального водного фонда СССР уделено в Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему замыслу развития народного хозяйства СССР на 1971-75.

В замыслах капитального строительства СССР для В. х. централизованно выделяются капитальные вложения на сооружения многоцелевых водохозяйственных объектов, создаваемых для водообеспечения нескольких отраслей. Отношения между В. х. и другими отраслями, появляющиеся в связи с применением вод, регулируются водным законодательством СССР. Учёт водных ресурсов и все нужные сведения о них сосредоточены в водном кадастре.

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО составляет совокупность технических, экономических и администативно-правовых мероприятий, имеющих целью наиболее рациональное использование природных водных ресурсов. Водой пользуются для питья, водопоя, домашних, промышленных и сельскохозяйственных нужд, сплава, судоходства, рыболовства и рыбоводства. Водные запасы приходится при этом перераспределять, доставляя воду туда, где ее недостает, отводя излишки воды и изменяя природные условия, в которых находятся водные ресурсы.

По роду использования воды водное хозяйство включает в себя: 1) мелиорации сельского хозяйства, или коренные улучшения, связанные с улучшением естественных, по преимуществу почвенных и водных, условий сельского хозяйства (осушение, орошение); 2) внутренние водные пути сообщения, устраиваемые для улучшения, оборудования и создания водного транспорта; 3) мелиорации заселенных мест, обеспечивающие водоснабжение, канализацию, защиту от наводнений, оползней; 4) использование наличной гидравлической энергии (см. Белый уголь).

В основу мероприятий во всех этих областях д. б. положено систематическое и планомерное изучение наличных водных ресурсов, т. к. только знание их позволяет рационально поставить водное хозяйство. Земельные мелиорации имеют в виду коренные улучшения водных условий сельского хозяйства. Естественные водные условия местности могут быть неблагоприятны для успешного произрастания растений вследствие недостатка влаги или избытка ее. В первом случае путем орошения почва увлажняется и обогащается питательными веществами, во втором же, через осушение, избыток влаги собирается и отводится. Необходимость орошения, а также интенсивность его определяются климатом местности, главным образом влажностью воздуха и отношением между выпадением осадков и испаряемостью в течение вегетационного периода. Возможность орошения обусловливается наличием достаточно мощных водных запасов, не разобранных на другие цели, и определенным рельефом местности. Производство мелиораций требует предварительных изысканий, состоящих в выяснении водных запасов, выяснении рельефа местности (план в горизонталях), климатических (температура и осадки) и почвенных (плодородие, влагоемкость и водопропускная способность) условий, а также режима грунтовых вод.

Водные пути сообщения должны обладать постоянной минимальной глубиной, обусловливающей надежность и непрерывность сообщений, а при искусственных водных системах д. б. обеспечено их достаточное питание водой. Здесь опять необходимы исследования условий стока и его распределения по временам года, а также съемка русла реки и промеры глубин. Для утилизации запасов белого угля необходимо знание стока, продольных уклонов реки и геологического строения долины, обусловливающих возможности устройства плотин и водохранилищ. Поэтому необходимой частью правильно поставленного водного хозяйства является организация постоянных и систематических гидрометрических и метеорологических наблюдений, в результате которых можно было бы иметь гидрографию края и составить кадастры запасов воды и белого угля. Не менее важной предпосылкой водного хозяйства является организация целого ряда опытных работ, имеющих целью выявить наиболее целесообразные при данных условиях нормы орошения и осушения, типы гидротехнических сооружений и отдельные эмпирические коэффициенты для гидрологических и гидравлических расчетов. Чем обширнее, в смысле полноты и длительности непосредственных и опытных наблюдений, будет материал, тем обоснованнее можно составить общий план водного хозяйства данного района, и тем полнее можно использовать наличные водные ресурсы. На основании общего плана водного хозяйства производят детальные изыскания и составляют проекты отдельных сооружений, а затем производят и само строительство, по окончании которого сооружения переходят в текущую эксплуатацию. Таким образом, по признаку последовательности работ, водное хозяйство включает в себя: 1) постоянные гидрометрические, метеорологические и опытные наблюдения и исследования; 2) составление общего плана водного хозяйства; 3) изыскания, составление проектов и строительство отдельных сооружений и 4) эксплуатацию сооружений.

Водное хозяйство не ограничивается только технической стороной использования водных запасов. Не менее важную роль играют и те юридические и административные нормы, которые регулируют водопользование, источники финансирования водного хозяйства и, наконец, те организационные взаимоотношения, какие складываются между отдельными водопользователями. В водном праве основным является вопрос о принадлежности вод. Гражданский кодекс РСФСР устанавливает (ст. 52), что «воды могут быть исключительно собственностью государства». Во всех странах, где широко развиты мелиорации (Италия, Испания, США, Канада, Индия, Египет), право распоряжения водами изъято от береговых владельцев в пользу государства. То же самое имело место и на окраинах царской России - в Туркестане и Закавказье.

Не менее важное значение имеет и вопрос о том критерии, который д. б. положен в основу распределения воды в соответствии с общими интересами и нуждами водного хозяйства. Американский водный закон устанавливает, что «основанием, мерилом и пределом права пользования водами является полезное применение их». В других странах пытаются заранее предопределить известную градацию в водопользовании, основанную на обычае, давности пользования или судебных постановлениях. Закавказский водный закон 1890 г. установил следующую постепенность водопользования: 1) питье, домашние нужды населения, водопой, 2) орошение, 3) вододействующие и промышленные заведения. Во всяком случае во всех новейших водных законодательствах проводится мысль о предоставлении преимущественного права надобностям государственного и общественного значения перед частными и о допущении принудительного отчуждения всяких имуществ и прав как ныне существующих, так и могущих возникнуть в будущем, поскольку это окажется необходимым в интересах государства. Наконец, водное законодательство проводит принцип привязанности воды к определенному имуществу или предприятию с тем, чтобы вода производительно использовалась по тому именно назначению, на которое отпущена.

Вопросы финансирования составляют также неотъемлемую часть водного хозяйства. Мелиоративные работы, произведенные во многих странах и британских колониях, потребовали затраты колоссальных средств. Так, например: в Италии мелиоративные работы, произведенные за последние 50 лет, оцениваются не менее чем в 1 млрд. лир; регулирование среднего течения Рейна обошлось около 30 млн. марок; на 39 больших ирригационных систем Индии, орошающих свыше 4 млн. га, затрачено до 23 млн. фн. ст.; на орошение Египта в долине Нила - 7,2 млн. фн. ст.; в США - свыше 100 млн. долл. Производство таких больших работ не под силу частным землевладельцам и требует определенного содействия со стороны правительства. История мелиораций указывает, что это содействие выражалось в двух направлениях. Прежде всего правительства отдельных стран брали на себя организацию и производство крупных мелиораций. Еще в 18 в. в северо-восточной Пруссии правительство произвело в значительной степени осушение болот, что содействовало быстрому росту сельского хозяйства. В Италии, Индии и Египте крупные мелиорации произведены также государством. С середины прошлого столетия намечаются новые формы финансирования водного хозяйства. Самостоятельное производство мелиораций самой государственной властью заменяется целой системой мероприятий, имеющих целью облегчить производство работ самим населением. На первом месте в числе этих мер надо поставить организацию особого мелиоративного кредита и фонда. Такие фонды были созданы в Германии, Австрии и в США (по «Мелиоративному акту» 1902 г.). Из этих фондов выдавались особые ссуды, обеспечением которых считался тот прирост ценности земель, который получался вследствие произведенных коренных улучшений и мог быть сравнительно точно учтен заранее, до производства самых работ. Закладные на имущество, полученные с целью увеличения его первоначальной ценности, или мелиоративные ссуды, пользуются повсюду юридическим приоритетом перед ипотеками и другими закладными, лежащими на том же имуществе. При этом, однако, признание за ссудами мелиоративного характера обусловливается утверждением со стороны уполномоченного на то органа управления проекта и сметы мелиорации и контролем над израсходованием ссуды по прямому назначению. В тех случаях, когда государство само строит оросительные системы, оно вводит платность водопользования (Индия) или же устанавливает особый водный налог (Египет).

Следующей мерой, способствующей развитию водного хозяйства, является организация водных или мелиоративных товариществ. Основное отличие их от других товариществ заключается в принудительном характере их образования. Сам характер водного хозяйства требует распространения его на возможно большее число владений. Поэтому, если большинство землевладельцев данной местности желает произвести ту или иную мелиорацию ее, то водное законодательство большинства стран разрешает ему принудить при содействии власти несогласное меньшинство принять участие в осуществлении мелиорации, если только последняя является экономически выгодной для меньшинства. Наконец последней мерой для содействия водного хозяйства является организация особых правительственных технических бюро для содействия населению в его мелиоративных и других гидротехнических работах. Почти во всех западноевропейских странах существуют такие бюро. В царской России водное хозяйство, за исключением годов, непосредственно предшествовавших войне 1914-1918 гг., играло очень незначительную роль. Впервые русское правительство обратило внимание на мелиорации в 70-х годах прошлого столетия в результате работ валуевской «комиссии для исследования положения сельского хозяйства и сельской производительности в России». Были образованы две осушительные экспедиции - в Полесьи и на севере, а в 1880 г. - третья, «для орошения юга России». За 27 лет своего существования экспедициями было осушено свыше 1 млн. га, гл. обр. земель крупных помещиков, а оросительных работ и совсем не было произведено: дело ограничилось одними проектами. В 1903 году экспедиции были уничтожены, и в губерниях были созданы должности гидротехников. После революции 1905 г. земельная политика Столыпина, с одной стороны, и стремление создать свои хлопковые районы - с другой, поставили на очередь вопрос о заселении русскими переселенцами окраин и, в частности, пустующих, но пригодных под разведение хлопка полупустынь Закавказья и Туркестана. На водное хозяйство, в особенности на орошение хлопковых районов, были отпущены в разное время большие суммы, достигшие уже в 1904 г. 13,5 млн. р., а в 1913 г. был создан особый мелиоративный, «романовский», фонд в 100 млн. р. Однако царскому правительству не удалось осуществить ни одной крупной работы. Помимо правительства, водным хозяйством все в большей степени стали заниматься и земства. Отпускавшиеся ими средства были крайне незначительны (от 12 до 25 тыс. р. на губернию), но они обнаруживали тенденцию к быстрому росту. Кроме того, большинство земств организовывало свои гидротехнические бюро. Непосредственно перед войной в России стали созываться районные мелиоративные съезды из представителей государственных и общественных организаций, но большого значения для развития водного хозяйства они не получили.

В Союзе ССР значение водного хозяйства учитывается в полной мере. Целый ряд крупных работ по орошению и белому углю завершен или еще производится (орошение Голодной степи, Мугани, Волховская и Днепровская гидростанции и др.). Мысль о единстве и целостности всего водного хозяйства получила полное признание, и в союзных республиках, где вода играет первостепенную хозяйственную роль (Средняя Азия, Закавказье), образованы особые управления водного хозяйства. По государственному бюджету СССР образован особый ирригационный фонд (в 1925/26 г. капитальные вложения в водное хозяйство составили 31 млн. р., в 1926/27 г. - 42 млн. р.) на производство крупных работ в хлопковых районах. Поскольку водное хозяйство составляет неотъемлемую часть всего народного хозяйства, планы развития водного хозяйства согласуются в Госплане СССР с общим планом всего народного хозяйства.

Что такое "Водное хозяйство"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Водное хозяйство , отрасль нар. х-ва, обеспечивающая управление водными ресурсами с целью удовлетворения нужд населения и нар. х-ва в воде, рационального использования и охраны вод от загрязнения, засорения и истощения; эксплуатацию водохоз. систем, а также предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод. В. х. решает технич. проблемы водообеспечения нар. х-ва, использования водотоков и водоёмов, в т. ч. водохранилищ, для судоходства, гидроэнергетики, рыбного х-ва и др. нужд, защиты земель от наводнений. Воды, находящиеся в собственности гос-ва, образуют гос. водный фонд. Основа водных ресурсов - ежегодно возобновляемые запасы воды в реках. В СССР среднемноголетний сток рек составляет 4714 км3. Эксплуатац. запасы подземных вод 320 км3. На 1 км2 площади СССР приходится в ср. 190 тыс. мэ воды в год. Распределены водные ресурсы по терр. СССР неравномерно, что неблагоприятно сказывается на развитии отд. агропром. комплексов, поскольку более 60% зем. угодий расположено в засушливой зоне. Водные ресурсы в СССР используют, как правило, комплексно, т. е. с учётом запросов разл. отраслей нар. х-ва. При плановых расчётах и проведении водохоз. мероприятий учитывают данные кадастра водного. Водные отношения на терр. СССР регулируются водным кодексом. Использование водных ресурсов осуществляется на основе водохоз. баланса, т. е. сопоставления потребностей в воде (см. Водопользование, Водопотребление) с кол-вом и качеством имеющихся в определ. время на данной терр. водных ресурсов. В 1985 в нар. х-ве СССР использовано 282 км3 воды (в с.х-ве - 53%). Режим водопотребления, как правило, не соответствует режиму поверхностных вод, поэтому возникает необходимость увязки всех водных ресурсов и управления ими. Для удовлетворения потребностей в воде населения и нар. х-ва с учётом перспектив развития всех его отраслей, а также для охраны от загрязнений пром. и бытовыми стоками (см. Сточные воды) и борьбы с вредным воздействием вод проектными ин-тами системы Минводхоза СССР разрабатываются схемы комплексного использования и охраны вод СССР (по пятилетиям), по бассейнам морей, рек и озёр. В них систематизируются материалы исследований и проектных проработок по совр. и перспективному состоянию и разрабатываются осн. водохоз. и др. мероприятия, к-рые после утверждения схемы реализуются водохоз. орг-циями и водопотребителями. Развитие водных ресурсов осуществляется путем сооружения водохранилищ на реках и их притоках, задерживающих воду в периоды, когда приток воды превышает потребности в ней, межбассейнового перераспределения речного стока с устройством каналов (им. Москвы, Днепр- Донбасс, Большой Ферганский, Каракумский и др.). В СССР построено более 1,5 тыс. крупных водохранилищ с общим объемом воды 1242 км3 и полезным объемом более 500 км3. Для снижения негативного воздействия на природу (затопление и подтопление земель, ухудшение качества воды и пр.) водохранилища на горных реках создают преим. в их верховьях. Отд. водотоки и водоёмы посредством каналов и гидротехнич. сооружений превращены в сложные водохоз. системы (ВХС), характерные для р-нов с высокой степенью потребления естеств. водных ресурсов, при энергетич. освоении рек и развитии орошаемого земледелия. Водохозяйственным стр-вом и эксплуатацией гидротехнич. сооружений, а также регулированием использования водных ресурсов занимается Минводхоз СССР. Для руководства водными ресурсами создано 155 бассейновых управлений по регулированию использования вод, к-рые осуществляют также оперативный контроль за лимитами расхода воды предприятиями (орг-циями). Контроль за использованием водных ресурсов и организация природоохранной деятельности возложены на Госкомитет СССР по охране природы. Отношения между В. х. и др. отраслями нар. х-ва, возникающие в связи с использованием вод, регулируются Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик.