Виктор Хара: «Боец с Гитарой Наперевес. Убийце виктора хары вынесен приговор

Несколько лет назад Ирина Забияка из группы «Чи-Ли» стала настоящим открытием. Ее песни покорили местные радиостанции, а басовитый голос наводил на странные мысли. Ходили слухи, что она – переодетый мужчина. Забияка отбивалась от нападок, а потом родила сына и фактически изчезла. Что ее подвигло поменять привычный уклад, певица откровенно рассказала ProZvezd.

— Ирина, в последнее время вас практически не видно. Куда вы подевались?
– На тусовках я всегда была редко: это не моя ниша. Меня часто приглашают на передачи, где нужно обсуждать друг друга. Я на них не хожу. Потому что считаю, что обсуждать и осуждать никого нельзя. Но это выбор каждого. Я гастролирую. Но стала больше внимания уделять своей семье. После того как родила ребенка, моя жизнь кардинально поменялась. Она стала более гармоничной и полноценной. Сын создал правильный энергетический обмен в семье. Дети умеют радоваться каждой минутке, жить здесь и сейчас. Я стараюсь уделять близким все свободное время. Для меня это самое главное в жизни. Мы проводим с ребенком много времени: подолгу гуляем. Живем на природе, поэтому нам в этом плане достаточно просто. Иногда сын имеет контакты с другими детьми, но пока не так часто. Только к лету мы собираемся отдать его в секции. Может, пойдет на рисование, может, на единоборства или на плавание. Будем прощупывать, что ему больше понравится.
– Не думаете о том, чтобы подарить сыну братика или сестричку?
– Нет, мы об этом вообще не думаем. Потому что дети не планируются. Они даются нам свыше.
– Как я понимаю, вы живете в гражданском браке. Это правда, что вы собираетесь зарегистрировать свои отношения официально?
– Свадьбу мы не планируем. Странная информация – наверное, из серии слухов. Обо мне всегда много чего говорили. Правда, в последнее время я ничего не слышу. Сделала это сознательно, решив жить довольно аскетично.

После того как родила ребенка, моя жизнь кардинально поменялась. Она стала более гармоничной и полноценной. Ребенок создал правильный энергетический обмен в семье.

– Кто вас на это подвигнул?
– Я сама. Мне захотелось спокойствия. Сейчас я живу практически в лесу. Хотя и недалеко от Москвы – в тридцати пяти километрах. Уехав туда, я стала отмечать, что у меня даже здоровье улучшилось! Там настолько тихо! Когда ко мне приезжают гости, они удивляются: «Ира, как ты можешь здесь жить? Тебя не раздражает, что вокруг так тихо?» Нет, не раздражает. Наоборот, об этом мечтала всю свою жизнь. Жаль, что довольно поздно поняла, что я такой социопат!
– Неужели не скучаете по Москве?
– Не скучаю. Во-первых, я бываю достаточно часто по работе в Москве. А все остальное время мне хорошо дома. Я уже сказала, что у меня даже здоровье улучшилось. А оно, как известно, напрямую зависит от нашего психического состояния. Ни для кого не секрет, что наши мысли материальны. Вспомните, сколько раз бывало: сидишь расслабленный, ни о чем не думаешь, как вдруг в голове проскакивает: «А я вовсе не колдунья, я любила и люблю!» К чему это? Это мысли, которые посещают нас со стороны. Когда ты находишься в городе, не всегда можешь абстрагироваться от чужих мыслей. Когда жила в Москве, меня беспокоили навязчивые идеи, странные мысли о катастрофе. Как только я уехала за город, все это прошло. Я стала нормально спать. Поэтому я всем советую: даже если вы живете в мегаполисе, старайтесь почаще отдыхать, выбираясь на природу. Сейчас я живу практически в лесу. Хотя и недалеко от Москвы – в тридцати пяти километрах. Уехав туда, я стала отмечать, что у меня даже здоровье улучшилось! Там настолько тихо!

]
28 мая исполнился год со дня открытия нашего сообщества, посвященного Виктору Харе, "человеку-камертону" (ссылка на сообщество - внизу поста).
Я узнала о Викторе Харе в 1987-м, прочитав в журнале "Ровесник" фрагменты из книги его вдовы Джоан. А может, я слышала это имя и раньше... Тогда я не знала его песен. Для меня он стал легендой - непокорившимся, смело взглянувшим в лицо смерти революционером, знаменем чилийского народа... Но еще очень ясно смотрели с фотографии его глаза, и во взгляде этом были тепло и свет настоящего, доброго и сильного мужчины. Этот свет был мне виден так же отчетливо, как курчавые волосы, полные губы и темные глаза, как гитара в его руках.
20 лет прошло...
У нас как-то сложился стереотип: политический певец, плакатные песни, труба-гром-барабаны-марш! И никакой задушевности... И ведь я сама долгое время так думала.
Пока не услышала, как он поет.
Манифест - послушайте, не пожалеете и удивитесь!
Голос - нежный, как голубиное перышко...
Мелодии невообразимой красоты.
Стихи, берущие за душу. Жаль, нет адекватных переводов...
А переводы Т. Владимирской, приведенные в книге, никоим образом не соответствуют духу поэзии Виктора.

Виктор, Джоан, Аманда, Мануэла и собака.

"Человек-камертон" - по нему можно сверять себя. Насколько ты честен с людьми? С делом, которое ты делаешь? Помог ли ты тому, кто нуждается именно в твоей помощи? По нему можно сверять и других. Дин Рид был его другом. Господин Розенбаум назвал его "обыкновенный кабацкий лабух Виктор Хара, из которого сделали невесть что. А он просто пошел со всеми, будоражить".

В 2003-м, когда отмечалась печальная дата - тридцатилетие переворота и тридцатилетие со дня гибели Виктора и тысяч его единомышленников, он был назван самым любимым певцом Чили.
В 2007 году, 28 сентября, исполнилось 75 лет со дня его рождения.
В общем, для кого-то это станет напоминанием, для кого-то - открытием.
А Виктор Хара - не только символ, но и живой человек. И живой голос. Очень теплый.
"Сердце земли - в твоих раскрытых ладонях..."


БИОГРАФИЯ
Виктор Лидио Хара Мартинес родился в семье чилийского крестьянина. Позже его семья перебралась из деревни в трущобы столицы Чили Сантьяго. Мать Виктора умерла, когда ему было пятнадцать, а отец спился. Несмотря на нищету и трудную жизнь в семье, Виктор получил среднее образование. Его мать, неграмотная индианка с юга Чили, очень заботилась о том, чтобы ее дети получили настоящее образование. Виктора отправили в католическую школу. Окончив ее, он решил стать священником, но в конце концов отказался от этой мысли и сделался актером. Несколько лет Виктор играл в театре пантомимы и путешествовал по чилийским деревням, собирая народную музыку, а затем поступил в театральную школу, чтобы стать профессиональным актером. (Его будущая жена Джоан преподавала в этой школе танцы, но поженились они гораздо позже, когда она развелась со своим первым мужем.) Здесь Виктор проявил не только актерский, но и музыкальный талант и вошел в кружок художников и интеллектуалов, центром которого был поэт Пабло Неруда. Первый большой успех Виктору принесли сборник собранных им и спетых народных песен, записанный вместе с “Cuncumen” - фолк-группой из радикально настроенной молодежи,- а также пьеса “Parecido a la Felicidad” (“Казавшееся счастьем”). Пьеса была настолько популярной, что шла еще в семи странах Латинской Америки, в частности на Кубе, где Виктор познакомился с Че Геварой. В 1961 году Виктор посетил вместе с “Cuncumen” Советский Союз и европейские страны, входившие в коммунистический блок. В письмах к жене он восхищался стойкостью, с которой русские переносят свою нелегкую жизнь.

В 1960-е годы Виктор был руководителем Чилийского государственного театра. Он работал главным образом над пьесами других авторов, но в то же время искал способы выразить свою любовь к хранящим традиции чилийским крестьянам и бедноте из трущоб, создавая яркие и жизненные образы этих людей в своем творчестве. Это была возможность отразить на сцене условия, в которых Виктор родился и вырос. Но тем самым он затрагивал и политические проблемы, так как бедняки и индейцы в пьесах других драматургов представали либо безликими, либо отрицательными персонажами. Виктор, естественно, отвергал подобные проявления дискриминации и вопреки всему старался хотя бы на сцене восстановить в правах людей, чьими голосами говорили актеры его театра.

В это время на политической арене Чили произошел раскол на левых и правых, на сторонников и противников социальных преобразований. Целью “Народного единства” - союза коммунистов, социалистов и прогрессивных христианских партий - было изменение условий жизни бедных слоев чилийского общества, а способом достичь этого - создание социалистической системы, в которой ключевую роль играло бы государство. Правая Национальная партия, представлявшая правившую элиту крупных землевладельцев, противостояла этому всеми способами, не останавливаясь даже перед насилием по отношению к своим оппонентам. Христианско-демократическая партия, поддерживаемая церковью и “умеренными” чилийцами, попыталась урегулировать ситуацию, создавая программы по постепенному установлению социальной справедливости.

Однако социальная программа ставленника христианских демократов президента Фрея и его сторонников не была осуществлена, а сам президент со своей командой не мог больше удовлетворять требования и левых, и правых; напряжение нарастало. Виктор, как член компартии Чили, не колеблясь встал на сторону левых - выбор, напрямую связанный с его бедняцким происхождением. Тогда же начались и конфликты с левыми радикалами, критиковавшими его за пацифизм и политическую односторонность - заботу исключительно о положении бедных. Тем временем его концерты в небольших музыкальных барах, получившие название “peña” (пенья), сделали его одним из самых известных и популярных чилийских певцов.

Виктор и Анхель Парра

Постепенно Виктор перешел от интерпретаций народных песен к сочинительству. Его собственные песни были очень политизированы. Когда в 1969 году в городе Пуэрто-Монт полицейские, расправляясь по приказу министра внутренних дел Переса Жуковича с мирной демонстрацией бездомных и безработных фермеров, застрелили семерых из них и убили ребенка, Виктор написал песню “Preguntas por Puerto Montt” (“Вопросы о Пуэрто-Монте”), в которой решительно обвинил министра. Он выступил с этой песней перед тысячами слушателей во время демонстрации протеста.

В том же году армейские офицеры, принадлежавшие к правому политическому лагерю, попытались свергнуть христианско-демократическое правительство и президента Фрея. Чилийские профсоюзы ответили на это массовой забастовкой в поддержку правительства и демократии. Попытка переворота провалилась, и в Чили стали готовиться к выборам президента. Выборы состоялись в 1970 году и завершились победой Сальвадора Альенде, кандидата от “Народного единства”. Песня Виктора “Venceremos” (“Мы победим”) стала гимном президентской кампании Альенде. После его избрания главнокомандующий чилийской армией Шнейдер произнес речь, в которой пообещал, что армия будет уважать и защищать демократию. Через два дня он был смертельно ранен одним из членов правой террористической группировки и скончался в больнице.

Тем не менее Альенде приступил к исполнению своих обязанностей; в стране произошла социальная революция, ускоренная тем, что несколько месяцев спустя “Народное единство” выиграло местные выборы. При полной общественной поддержке началась демократизация основ государства: системы образования, института собственности и тому подобного. Однако в парламенте успех перемен, запланированных “Народным единством”, зависел от поддержки христианских демократов и Национальной партии. Обе эти партии проголосовали за национализацию чилийских медных рудников. Это решение привело к конфликту между Чили и Соединенными Штатами, в поддержку которых выступили и другие страны “капиталистического блока”. Альенде отказался вступить в “социалистический блок” и убеждал чилийцев в том, что они сами могут активизировать проведение реформ.

Виктор был в центре событий; он писал свои новые песни и всюду их исполнял. Тем временем в политике возникла новая проблема: нападки правых и левых экстремистов на демократическое правительство. Виктор был потрясен тем, что левые террористы убили Переса Жуковича. Правый же лагерь, в котором самой влиятельной партией была “Patria y Libertad” (“Родина и Свобода”), организовывал уличные бои; Виктор сам несколько раз подвергался нападениям, правда, безуспешным.

В 1973 году “Народное единство” победило на парламентских выборах, набрав высокий как никогда процент голосов. Но, вместо того чтобы праздновать победу, Альенде предупредил чилийцев об угрозе фашистского переворота и гражданской войны, которая могла за ним последовать. Виктор стал ведущим цикла телепередач под общим названием “Я не хочу, чтобы моя страна была разделена” - о гражданской войне в Испании и о нацистской Германии. Он сопоставил ситуацию в Веймарской и Испанской республиках с ситуацией в Чили.

25 июня партия “Родина и Свобода” попыталась совершить военный переворот, но его остановил главнокомандующий чилийской армией Пратс, преградивший путь танковой колонне, которая двигалась по направлению к президентскому дворцу. Руководители “Родины и Свободы” укрылись в посольстве Эквадора и попросили политического убежища.

События нескольких последующих месяцев таковы: генерал Пратс был вынужден подать в отставку; посредник в переговорах между чилийским флотом и правительством был убит; 11 сентября 1973 года вооруженные силы Чили во главе с генералом Пиночетом совершили переворот. Армейские разведывательные отряды арестовывали всех, кто принадлежал к той или иной партии “Народного единства” или в ком они подозревали своих противников,- всех, кого смогли найти. Арестованных приводили на стадионы.

Виктор Хара оказался на Estadio de Chile - самом большом стадионе Сантьяго. После нескольких дней пыток он был казнен. Он оставил жене маленькую записку со стихотворением “На стадионе”, которую удалось тайно вынести. Официально Виктор Хара принадлежал к “без вести пропавшим”, то есть к тысячам действительных и потенциальных противников милитаристского режима, убийство которых осталось скрытым от общественности. Виктора Хару опознали те, кто должен был похоронить его в общей могиле. Об этом сообщили его жене, она забрала тело и похоронила его как подобает.

Могила Виктора на кладбище Сантьяго
После переворота музыка Хары была запрещена, а все записи уничтожены. Репрессии зашли так далеко, что были запрещены даже традиционные инструменты и народная музыка, чтобы вовсе была исключена возможность играть музыку этого стиля. Жена Виктора Джоан была английской подданной, и стараниями английской дипломатии ее вместе с детьми эвакуировали. Джоан написала эту книгу и опубликовала ее в Великобритании на английском языке. Музыка и песни Виктора Хары, известные всей Латинской Америке, стали частью сопротивления чилийской военной диктатуре и диктатурам в других латиноамериканских странах.

Песня "Право жить в мире", ТВ Перу, 1969 год

Нередко наступает в жизни такой момент, когда задумываешься: «Что мне нужно для счастья? Чего я хочу?» Ищешь на свои вопросы ответ и вроде бы находишь. Но ничего не помогает. И тогда кто-то обращается к добрым друзьям или внимательным специалистам, кто-то полагается на опыт тех, кто мудрей и старше. Но на многих ничто не действует так целительно, как книга, которая не только даст ответ, но и поможет изменить свои мысли, дела и поступки. Изменить свою жизнь.

Может ли книга изменить нашу жизнь?

Очевидно, да. Судя по многочисленным отзывам, таковой является книга «Последний шаг». Книга-стимул, заставляющая думать и позволяющая душе трудиться. Читая её, осознаёшь, что жизнь одна, в ней нет черновиков и поэтому нужно жить достойно. Жить здесь и сейчас. Зачастую в будничной суете мы не замечаем? как прекрасно и чудесно всё, что нас окружает.

В погоне за славой, карьерой мы упускаем самое важное и не замечаем друзей и родных. Становимся несчастными сами и делаем несчастными окружающих. Есть ли выход? Как добиться успеха во всех сферах жизни? Изменить свой внутренний настрой? Книга «ПШ» («Последний шаг») даст ответы на эти вопросы. Автор книги шаг за шагом помогает пересмотреть взгляды на жизнь, изменить и сделать её лучше.

Кто он, автор книги?

Дмитрий Хара - писатель, психолог, бизнесмен и консультант. Родился в Ленинграде 11 апреля 1976 года. Как рассказывает сам автор, семья была небогатой, отец его был художником, мама - экономистом. Со слов Дмитрия, оставшись без родителей, большую часть жизни он жил интуитивно. Был на грани разочарования в себе, в собственных силах. Но, собрав волю в кулак, решительно изменил свою жизнь.

Дмитрий получил два высших образования - юридическое и экономическое. Карьера его довольно интересна и насыщенна: следователь и реставратор-краснодеревщик, начальник безопасности банка и директор госучреждения, совладелец ночного клуба и внештатный корреспондент.

Книга «Последний шаг»

В своей книге автор приглашает читателей вместе с героем книги в путешествие. Книга советует, учит, показывает на примерах и помогает переоценить свою жизнь, расставить приоритеты и что-то менять в жизни. Книга о саморазвитии, написанная в художественном стиле, вместе с героем позволяет читателю следовать наставлениям и советам.

Как говорит Дмитрий Хара, «ПШ» - книга, после прочтения которой жизнь навсегда изменится. Она заставляет действовать, менять себя, бороться со страхами и неудачами, пробовать неизведанное. Что примечательно в книге, названия глав состоят из двух слов, начинающихся на буквы П и Ш. Многие проекты автора начинаются именно так.

Тренинги и семинары

Дмитрий Хара - консультант по психологии успеха, автор многих проектов. Проводит тренинги и семинары, позволяющие обнаружить сильные стороны личности, максимально развивать их и успешнее двигаться вперёд. Тренинги помогают взглянуть по-новому на себя, на события и ситуации, из которых состоит жизнь, изменить мышление и качественно улучшить свою жизнь.

На своих тренингах Дмитрий приглашает участников в ПутеШествие, которое начинается с Первого Шага и предлагает три программы:

  • базовая «Первый Шаг»;
  • трансформационная «Продвинутый Шаг»;
  • лидерская «Полёт Шмеля».

Игра «Мой путь»

Дмитрий разработал игру «Мой путь», во время которой участник игры может увидеть, как на самом деле работает его подсознание. Действительно ли он хочет то, о чём говорит и мечтает. Мастер-класс «Мой путь» - это своего рода диалог с подсознанием, во время которого участник получает знание о том, как ставить задачи, принципы построения целей. Игра помогает ответить на вопросы: «Почему я разочаровался в своих мечтах и они меня не вдохновляют?»

Спектакль «ПутеШествие»

Один из читателей рекомендовал книгу продюсерскому центру, и Дмитрию предложили поставить спектакль. По его словам, он не представлял, как на театральной сцене можно уместить роман с внутренним монологом и переживаниями героя. Но режиссёр справился с этой задачей блестяще. Спектакль идёт в формате арт-пространства, что позволяет точно передать то, о чём рассказывает книга «ПШ». Дмитрий Хара считает, что именно в таком формате спектакль интересен и доходчив.

Зрелище получилось впечатляющим. Олег, главный герой, успешный директор фирмы, увидел рекламу турфирмы «Последний Шаг». После беседы с агентом он решает отправиться в ПутеШествие. О туре ему сообщают только то, что он может изменить жизнь человека. Во время путешествия герой встречается с людьми, которые учат его жить по-настоящему. И в итоге Олег узнаёт о себе и своей жизни много нового.

Актёры прекрасно передали смысл романа. Зритель видит человека, неудовлетворённого жизнью, нервного и запутавшегося. Очень живо и подлинно актёрский состав представил перевоплощение героя в сильную и цельную личность, который осознал проблемы и ошибки, и справился с ними успешно.

Как отзывается о спектакле Дмитрий Хара, «Последний Шаг» - книга, полная чувств и переживаний героя, поэтому он был готов к кардинальному изменению некоторых моментов. Но, к удивлению, за исключением нескольких мелочей, постановка поразительно точно передаёт сюжет произведения.

В чём кроется успех книги «Последний Шаг»?

Читатели в своих отзывах пишут, что книг по саморазвитию было прочитано немало. Но «ПШ» просто перевернула сознание. Многие перечитывали книгу по несколько раз, выписывая в свои дневники цитаты и мысли, которые приходили во время чтения. Это не очередная книга по психологии, в ней не заставляют твердить себе без конца, что жизнь прекрасна и ничего не придётся делать.

Книга заставляет не просто пересмотреть свои взгляды на жизнь. Она заставляет действовать. В ней собрано всё необходимое для тех, кто стремится быть лучше. Жизненные уроки и примеры, осознание главной идеи всей жизни - всё это раскрыл в своей книге Дмитрий Хара. Отзывы читателей говорят о том, что книга захватывает и не отпускает. После прочтения очень хочется и самому попасть в ПутеШествие, в которое отправился герой «ПШ».

«ЧароградЪ»

В 2005 году был создан центр творческого развития «ЧароградЪ», руководителем которого является Дмитрий Хара. Цель создания центра - социальная реабилитация детей и подростков из трудных семей, вовлечение их в творческие процессы. Центр помогает преодолеть своим воспитанникам барьеры в общении, учит их мыслить позитивно и творчески.

«ЧароградЪ» организует благотворительные выставки, фестивали и аукционы. В центре проводят просветительские кампании по познанию культуры разных народов, тренинги и семинары. Художники, мастера гончарного и кузнечного дела проводят мастер-классы. Вырученные средства от продажи картин отправляются в детские дома и детям с ограниченными возможностями.

Как говорит Дмитрий Хара, в его интересах помочь людям реализовать себя и увидеть путь к счастью. Разве не счастье для юных воспитанников центра взять в руки кисть и написать впервые картину маслом, слепить самостоятельно на кувшин или расписать своими руками шёлковый платок?

Его жестокое убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота превратило его в символ борьбы за свободу и справедливость во всей Латинской Америке. В течение четырёх дней его избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его тело было выпущено 34 пули. Ему было 40 лет. В настоящее время стадион, где он погиб, назван его именем.

Виктор Лидио Хара Мартинес (исп. Víctor Lidio Jara Martínez; 28 сентября 1932 - 15 сентября 1973) - чилийский поэт, театральный режиссёр, певец и политический активист, погибший во время военного переворота 1973 г. Его жестокое убийство на стадионе «Чили», превращённом в концлагерь, через несколько дней после переворота сделало его символом борьбы за свободу и справедливость во всей Латинской Америке. В течение четырёх дней его избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его тело было выпущено 34 пули. Ему было 40 лет.

В настоящее время стадион, где он погиб, назван его именем. Его песни были посвящены Камило Торресу, Сальвадору Альенде, Панчо Вилье, «босоногому дядюшке Хо» и другим выдающимся его современникам. Дин Рид сочинил песню и сыграл главную роль в биографическом фильме о Хара «Певец» (El Cantor) / ГДР, 1978 (или 1977 - данные разные). По мотивам событий, связанных со смертью Хары, советский музыкант Александр Градский создал рок-оперу «Стадион».

Виктор Хара родился в семье чилийского крестьянина. Позже его семья перебралась из деревни в трущобы столицы Чили Сантьяго. Мать Виктора умерла, когда ему было пятнадцать, а отец спился. Несмотря на нищету и трудную жизнь в семье, Виктор получил среднее образование. Его мать, неграмотная индианка с юга Чили, очень заботилась о том, чтобы ее дети получили настоящее образование. Виктора отправили в католическую школу. Окончив ее, он решил стать священником, но в конце концов отказался от этой мысли и сделался актером. Несколько лет Виктор играл в театре пантомимы и путешествовал по чилийским деревням, собирая народную музыку, а затем поступил в театральную школу, чтобы стать профессиональным актером. (Его будущая жена Джоан преподавала в этой школе танцы, но поженились они гораздо позже, когда она развелась со своим первым мужем.) Здесь Виктор проявил не только актерский, но и музыкальный талант и вошел в кружок художников и интеллектуалов, центром которого был поэт Пабло Неруда. Первый большой успех Виктору принесли сборник собранных им и спетых народных песен, записанный вместе с “Cuncumen” - фолк-группой из радикально настроенной молодежи,- а также пьеса “Parecido a la Felicidad” (“Казавшееся счастьем”). Пьеса была настолько популярной, что шла еще в семи странах Латинской Америки, в частности на Кубе, где Виктор познакомился с Че Геварой. В 1961 году Виктор посетил вместе с “Cuncumen” Советский Союз и европейские страны, входившие в коммунистический блок. В письмах к жене он восхищался стойкостью, с которой русские переносят свою нелегкую жизнь.

Подпишитесь на нас в telegram

В 1960-е годы Виктор был руководителем Чилийского государственного театра. Он работал главным образом над пьесами других авторов, но в то же время искал способы выразить свою любовь к хранящим традиции чилийским крестьянам и бедноте из трущоб, создавая яркие и жизненные образы этих людей в своем творчестве. Это была возможность отразить на сцене условия, в которых Виктор родился и вырос. Но тем самым он затрагивал и политические проблемы, так как бедняки и индейцы в пьесах других драматургов представали либо безликими, либо отрицательными персонажами. Виктор, естественно, отвергал подобные проявления дискриминации и вопреки всему старался хотя бы на сцене восстановить в правах людей, чьими голосами говорили актеры его театра.

В это время на политической арене Чили произошел раскол на левых и правых, на сторонников и противников социальных преобразований. Целью “Народного единства” - союза коммунистов, социалистов и прогрессивных христианских партий - было изменение условий жизни бедных слоев чилийского общества, а способом достичь этого - создание социалистической системы, в которой ключевую роль играло бы государство. Правая Национальная партия, представлявшая правившую элиту крупных землевладельцев, противостояла этому всеми способами, не останавливаясь даже перед насилием по отношению к своим оппонентам. Христианско-демократическая партия, поддерживаемая церковью и “умеренными” чилийцами, попыталась урегулировать ситуацию, создавая программы по постепенному установлению социальной справедливости.

Однако социальная программа ставленника христианских демократов президента Фрея и его сторонников не была осуществлена, а сам президент со своей командой не мог больше удовлетворять требования и левых, и правых; напряжение нарастало. Виктор, как член компартии Чили, не колеблясь встал на сторону левых - выбор, напрямую связанный с его бедняцким происхождением. Тогда же начались и конфликты с левыми радикалами, критиковавшими его за пацифизм и политическую односторонность - заботу исключительно о положении бедных. Тем временем его концерты в небольших музыкальных барах, получившие название “penya”, сделали его одним из самых известных и популярных чилийских певцов.

Постепенно Виктор перешел от интерпретаций народных песен к сочинительству. Его собственные песни были очень политизированы. Когда в 1969 году в городе Пуэрто-Монт полицейские, расправляясь по приказу министра внутренних дел Переса Суховича с мирной демонстрацией бездомных и безработных фермеров, застрелили семерых из них и убили ребенка, Виктор написал песню “Preguntas por Puerto Montt” (“Вопросы о Пуэрто-Монте”), в которой решительно обвинил министра. Он выступил с этой песней перед тысячами слушателей во время демонстрации протеста.

В том же году армейские офицеры, принадлежавшие к правому политическому лагерю, попытались свергнуть христианско-демократическое правительство и президента Фрея. Чилийские профсоюзы ответили на это массовой забастовкой в поддержку правительства и демократии. Попытка переворота провалилась, и в Чили стали готовиться к выборам президента. Выборы состоялись в 1970 году и завершились победой Сальвадора Альенде, кандидата от “Народного единства”. Песня Виктора “Venceremos” (“Мы победим”) стала гимном президентской кампании Альенде. После его избрания главнокомандующий чилийской армией Шнейдер произнес речь, в которой пообещал, что армия будет уважать и защищать демократию. Через два дня он был смертельно ранен одним из членов правой террористической группировки и скончался в больнице.

Тем не менее Альенде приступил к исполнению своих обязанностей; в стране произошла социальная революция, ускоренная тем, что несколько месяцев спустя “Народное единство” выиграло местные выборы. При полной общественной поддержке началась демократизация основ государства: системы образования, института собственности и тому подобного. Однако в парламенте успех перемен, запланированных “Народным единством”, зависел от поддержки христианских демократов и Национальной партии. Обе эти партии проголосовали за национализацию чилийских медных рудников. Это решение привело к конфликту между Чили и Соединенными Штатами, в поддержку которых выступили и другие страны “капиталистического блока”. Альенде отказался вступить в “социалистический блок” и убеждал чилийцев в том, что они сами могут активизировать проведение реформ.

Виктор был в центре событий; он писал свои новые песни и всюду их исполнял. Тем временем в политике возникла новая проблема: нападки правых и левых экстремистов на демократическое правительство. Виктор был потрясен тем, что левые террористы убили Переса Суховича. Правый же лагерь, в котором самой влиятельной партией была “Patria y Libertad” (“Родина и Свобода”), организовывал уличные бои; Виктор сам несколько раз подвергался нападениям, правда, безуспешным.

В 1973 году “Народное единство” победило на парламентских выборах, набрав высокий как никогда процент голосов. Но, вместо того чтобы праздновать победу, Альенде предупредил чилийцев об угрозе фашистского переворота и гражданской войны, которая могла за ним последовать. Виктор стал ведущим цикла телепередач под общим названием “Я не хочу, чтобы моя страна была разделена” - о гражданской войне в Испании и о нацистской Германии. Он сопоставил ситуацию в Веймарской и Испанской республиках с ситуацией в Чили.

25 июня партия “Родина и Свобода” попыталась совершить военный переворот, но его остановил главнокомандующий чилийской армией Пратс, преградивший путь танковой колонне, которая двигалась по направлению к президентскому дворцу. Руководители “Родины и Свободы” укрылись в посольстве Эквадора и попросили политического убежища.

События нескольких последующих месяцев таковы: генерал Пратс был вынужден подать в отставку; посредник в переговорах между чилийским флотом и правительством был убит; 11 сентября 1973 года вооруженные силы Чили во главе с генералом Пиночетом совершили переворот. Армейские разведывательные отряды арестовывали всех, кто принадлежал к той или иной партии “Народного единства” или в ком они подозревали своих противников,- всех, кого смогли найти. Арестованных приводили на стадионы.

Виктор Хара оказался на Estadio de Chile - самом большом стадионе Сантьяго. После нескольких дней пыток он был казнен. Он оставил жене маленькую записку со стихотворением “На стадионе”, которую удалось тайно вынести. Официально Виктор Хара принадлежал к “без вести пропавшим”, то есть к тысячам действительных и потенциальных противников милитаристского режима, убийство которых осталось скрытым от общественности. Виктора Хару опознали те, кто должен был похоронить его в общей могиле. Об этом сообщили его жене, она забрала тело и похоронила его как подобает.

После переворота музыка Хары была запрещена, а все записи уничтожены. Репрессии зашли так далеко, что были запрещены даже традиционные инструменты и народная музыка, чтобы вовсе была исключена возможность играть музыку этого стиля. Жена Виктора Джоан была английской подданной, и стараниями английской дипломатии ее вместе с детьми эвакуировали. Джоан написала эту книгу и опубликовала ее в Великобритании на английском языке. Музыка и песни Виктора Хары, известные всей Латинской Америке, стали частью сопротивления чилийской военной диктатуре и диктатурам в других латиноамериканских странах.

ВИКТОР ХАРА – ПЕВЕЦ СВОБОДОЛЮБИВОЙ ЧИЛИ

Этому чилийцу суждено было стать не только известным певцом, поэтом и музыкантом, но и самой знаковой жертвой режима Аугусто Пиночета. придерживался левых политических убеждений и стал узником концентрационного лагеря, организованного хунтой Пиночета для сторонников законного президента страны Сальвадора Альенде. Популярность Виктора Хары при жизни была просто фантастической, а после смерти он стал символом сопротивления военному режиму на родине. В Новом Свете того времени его известность, творчество и влияние на народные массы были сравнимы лишь с популярностью Эрнесто Че Гевары и Фиделя Кастро.

Крестьянский сын

Виктор Хара Мартинес появился на свет 1932 года в небольшом чилийском городке Чильян-Вьехо. Родители его были инкилинос – крестьяне, которые батрачили на полях крупных землевладельцев. Отец и мать с самого рассвета отправлялись на работу, но тяжелый труд все равно не приносил семье приличного дохода. Денег хватало лишь на пропитание и самую необходимую одежду. Отец Виктора частенько прикладывался к бутылке, и это не самым лучшим образом влияло на атмосферу в семье.

Шло время, и Виктор стал все четче обозначать сферу своих интересов – в его душе поселилась музыка. Сельский учитель, который арендовал комнату в их доме, познакомил Виктора с гитарой, научил брать аккорды и окунул в песенное творчество. Именно этот человек стал той нитью, которая связала Виктора Хару с богатейшим миром народной культуры Латинской Америки.

Способный ученик

В стремлении к знаниям был схож с матерью. Несмотря на крестьянскую жизнь, она была грамотной и делала все, чтобы ее дети стали образованными. Вопреки воле отца она отправила их в школу, потому что не хотела обрекать их на жизнь батраков. Виктор быстро стал одним из самых способных учеников, хотя больше всего ему нравилось участвовать в сценках, которые школьники разыгрывали после занятий. Но с этой школой мальчику пришлось попрощаться. На его старшую сестру упал котел с кипятком, и ее отправили на лечение в Сантьяго. Мать забрала детей и поехала с ними в столицу поближе к больной дочери. Там ей удалось устроиться поваром в дешевом ресторане и отдать детей в школу, хотя они по-прежнему помогали ей зарабатывать деньги. Со временем семья накопила достаточно средств, чтобы открыть маленький трактир для рабочих. В соседнем доме располагалась винная лавка, где частенько выступал начинающий музыкант Омар Пульгар. После сельского учителя он стал вторым наставником Виктора в мире музыки.

Путь от счетовода до музыканта

После школы парень поступил в училище, чтобы овладеть профессией счетовода. Но это ремесло ему быстро наскучило, Виктора все больше тянуло к друзьям, которые играли на гитарах и пели. После смерти матери от инсульта ему пришлось уйти из училища, чтобы зарабатывать на жизнь. Его взяли подмастерьем в мастерскую мебели, а в 1950 году решил поступить в семинарию, чтобы стать священником. Молодой человек искренне верил, что на этой работе он поймет самого себя и будет всегда помогать людям. Но через два года он передумал идти по пути священника. Причина была банальной – Хара не захотел на всю жизнь отказаться от отношений с женщинами.

Его призвали в армию, где он прошел службу в пехотном училище, а после демобилизации Виктор устроился в службу скорой помощи санитаром. Затем его взяли в университетский хор, с участниками которого он поехал на север страны в творческую экспедицию на поиски музыкального фольклора. Вот так и началась его карьера.

Виктор Хара – человек с гитарой

Он понимал, что самодеятельность – не его путь и поступил в 1956 году в театральную школу при Чилийском университете, чтобы стать профессиональным артистом. Там он смог проявить свои незаурядные творческие дарования и стал участником кружка интеллектуалов и художников, куратором которого выступал известный поэт Пабло Неруда. Он-то и стал для Хары одним из основных идейных вдохновителей.

В студенчестве Виктор часто исполнял песни прямо на улице, чтобы подработать. Он был уверен, что любое искусство не способно развиваться, будучи оторванным от народа. С фолк-группой «Кункумен» он записал сборник народных песен, которые и принесли ему первый серьезный успех. Постепенно Виктор перешел от интерпретаций народных произведений к сочинительству песен. Он посвящал их своим кумирам, которые боролись за свободу, – Че Геваре, Сальвадору Альенде и Хо Ши Мину. Эти произведения быстро разлетелись не только по Чили, но и по другим странам Латинской Америки. А концерты Виктора Хары в маленьких музыкальных барах принесли ему славу и статус одного из популярнейших чилийских певцов. Теперь его стали именовать «человеком с гитарой».

В протестном движении

В 1960-е годы он работал главным режиссером театра при государственном университете. Изучая пьесы разных авторов, искал творческие способы выражения своей любви к бедноте и крестьянам. В Латинской Америке есть поговорка о том, что крестьянский сын, окончивший университет, – это потенциальный революционер. Почти также и формировались политические взгляды Виктора. Он не смог остаться в стороне от социальных и политических событий, которые охватили в те годы Чили. Вместе с единомышленниками и коллегами Хара участвовал в демонстрациях и сочинял песни – гимны борьбы студентов за свои права. Ярким примером одной из таких композиций стала «Manifiesto». Когда в портовом городе Пуэрто-Монт в 1969 году полицейские сожгли хибары бедняков, Хара написал песню «Вопросы о Пуэрто-Монте», которая содержала прямое обвинение правительства в случившемся. Виктор исполнил эту песню на многотысячной демонстрации. А совместно с ансамблем «Килапаюн» Хара записал песню «Movil oil special!», в которую включил шум протестных шествий и звуки гранат со слезоточивым газом, которыми полиция разгоняла манифестантов. Осенью 1968 года студентам Чили все же удалось отстоять некоторые свои права.

Обратная сторона славы

Все большая популярность приносила Виктору Харе все новые неприятности. Консервативная пресса обвиняла его в коммунизме и стремлении подорвать основы политического порядка в стране. Во время выступления в одной из элитных школ ученики (дети богачей) начали забрасывать его ручками и прочими школьными принадлежностями в знак протеста против его политической позиции.

Но в 1970 году Сальвадор Альенде все же стал президентом страны, а Виктора Хару провозгласили певцом нового Чили. Концерты и гастроли привели его на Кубу. Вернувшись с Острова Свободы на родину, он с головой окунулся в общественно-политическую жизнь. Но позитивные достижения новой власти быстро отошли в сторону, ведь ситуация в стране продолжала накаляться. В Чили развернулась гражданская война против нового президента и власти. В сложные для государства времена со своим ансамблем еще больше проникся проблемами простых людей и всеми силами ободрял народные массы.

Кровавое убийство Виктора Хары

В сентябре 1973 года вооруженные силы страны под командованием генерала Аугусто Пиночета совершили в Чили военный переворот. Они захватили телецентр, а по радио начали транслировать информацию о смене государственной власти и создании военной хунты, которую возглавил генерал. Утром 11 сентября путчисты начали штурм президентской резиденции, дворец «Ла Монеда» подвергся обстрелу из танков и с помощью авиации. К обеду здание захватили, а президент Чили Сальвадор Альенде был убит.

Параллельно с захватом власти военная хунта начала настоящий террор против сторонников правительства Альенде и левых политических сил. Чили захлестнули убийства и массовые аресты. На главном стадионе столицы отряды Пиночета создали огромный концлагерь. Туда привезли 40 тысяч активистов левых сил и обычных прохожих, которых схватили сторонники хунты. Среди тех, кто оказался на стадионе, был и знаменитый певец . За четыре года до этого он выступал на национальном стадионе в рамках фестиваля «Новой чилийской песни» и победил. Тогда Виктору вручили диплом за «Призыв к труженику» – песню, которая содержала пророческие строчки: «Да будет так на этом свете, защитой слабых станешь ты!». А сейчас он сам стал узником концлагеря. Путчисты ненавидели его самого и все его песни за то, что он поддерживал левые идеи и был голосом коммунистического движения Чили. За это Виктора Хару пытали долго и жестоко.

Его изрешеченное пулями тело нашли 1973 года в поселке по дороге на стадион. Местные жители долго всматривались в изуродованное лицо, пока одна из женщин не узнала в убитом Виктора Хару . Повторно его опознала жена в морге. После эксгумации останков Виктора в 2009 году эксперты выяснили, что он погиб от выстрела в голову из пистолета, а только потом в него выпустили пулеметную очередь.

Поэт Пабло Неруда сравнил смерть музыканта с убийством поющего соловья. Его песни словно фотоаппарат зафиксировали события в Чили того времени, они выразили дух народных устремлений и всего происходящего, а образ Виктора Хары навсегда остался в сердцах чилийцев. Он верил, что артист раскрывается по-настоящему только когда является частицей своего народа.

ФАКТЫ

Путешествуя по отдаленным чилийским селениям, интересовался не только фольклором. Он хотел глубже понять стремления и мысли крестьян, чтобы потом передать их в песнях. Он считал, что на сцену должен выходить не сладкоголосый артист, а настоящий труженик, который знает цену хлебу, чтобы зрители ему верили и сопереживали.

В 1961 году с ансамблем «Кункумен» побывал в Советском Союзе. Столица СССР его настолько впечатлила, что он отправил восторженное письме жене. В нем он также рассказал о том, какие духовно непоколебимые, добрые, приветливые и открытые жители этой страны. Особенно его поразило то, что никто из советских людей в разговоре с ним не кичился завоеванием космоса.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена