Ведущими странами латиноамериканского экономического союза меркосур являются. Цели и организационная структура меркосур

МЕРКОСУР - торговый союз стран Южной Америки, который объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента.

В МЕРКОСУР входят : Аргентина, Бразилия, Уругвай, Венесуэла.

Ассоциированные члены: Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу.

Также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.

Причины создания : стремление к экономическому развитию, улучшению благосостояния стран-членов, уменьшению влияния США на страны-члены группировки.

Цели МЕРКОСУР :

· содействие свободной торговле;

· оптимизация логистики и доставки товаров внутри континента;

· объедение населения и развитие экономики;

· эффективное использование инвестиций;

· повышение международной конкурентноспособности экономик региона.

Интеграционный процесс:

· Соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай

· 1991 г.: подписание Асунсьонского договора - основного документа, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи

· С 1 января 1995 года в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994 году, МЕРКОСУР перешёл от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %)

· Декабрь 1995 г.: соглашение о взаимодействии с ЕС

· 1996 г.: соглашение о свободной торговле с Чили, в 1997 г. ассоциированным членом стала Боливия

· Февраль 1997 г.: соглашение о взаимодействии с Андским сообществом

· август 2010 г.: утверждение общего Таможенного кодекса, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР

Влияние на страны-члены группировки:

На начальном этапе формирование ЗСТ(зона свободной торговли) оказало интенсивное стимулирующее воздействие на развитие внутризоновой торговли, привлечение иностранного капитала, а также увеличение производства в экспортоориентированных отраслях.

МЕРКОСУР важно как объединение, служащее стабилизационным механизмом для экономик стран блока. Констатировано, что сдерживание инфляции осуществлялось посредством увеличения импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например, в Аргентине и Бразилии. В 1991-1993 гг., в период, когда темпы экономического роста в Бразилии были весьма низкими, местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой как раз тогда переживала подъем. Этим южноамериканцы объясняют достижение положительного сальдо во взаимной торговле и сохранение уровня занятости.



В 1994-1995 гг. ситуация между Аргентиной и Бразилией повторилась в «зеркальном отображении» – спад в Аргентине и начало подъема в Бразилии. Страны пошли по отработанному сценарию и теперь уже аргентинцы отмечали положительные стороны сотрудничества в МЕРКОСУР.

С ноября 2002 г. граждане стран группировки могут перемещаться по территории МЕРКОСУР и проживать там без оформления визы. Создание МЕРКОСУР не только привело к резкому увеличению взаимной торговли, но и способствовало расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками.

На современном этапе деятельность МЕРКОСУР характеризуется энергичным восстановлением национальных экономик, сближением позиций политических элит, схожестью приоритетов социально-экономических политик государств-членов.


52. АСЕАН: причины и цели создания, этапы интеграционного процесса. Что означает АСЕАН+1, АСЕАН+3, АСЕАН+6?

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии.

Страны-участницы АСЕАН : Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам.

Среди мотивов, причин создания АСЕАН были: желание правящей элиты её членов сосредоточиться на государственном строительстве, общий страх перед коммунизмом, недоверие к ведущим иностранным державам в 1960-х, и стремление к экономическому развитию.



В принятой Декларации АСЕАН ставились следующие цели :

▪ ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восгочной Азии;

▪ укрепление мира и региональной стабильности;

▪ расширение активного сотрудничества и взаимопомощи стран- участниц в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров:

▪ развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;

▪ расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;

▪ установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

Интеграционный процесс в рамках АСЕАН включает в себя:

▪ в соответствии с Соглашением о создании зоны преференциальной торговли (1977 г.) предоставление торговых льгот странам-участницам;

▪ в соответствии с Соглашением АФТА (ASEAN Free Trade Arrangment) - создание зоны свободной торговли. Соглашение вступило в силу с 1 января 2002 г.;

▪ схемы промышленного сотрудничества АСЕАН;

▪ в соответствии с рамочным соглашением о зоне инвестиций АСЕАН (АИА) либерализацию движения капитала.

В 1970-е гг. зародилась система так называемых диалогов АСЕАН с ведущими государствами мира прежде всего в АТР.

АСЕАН+1: Регулярный характер приобрели ежегодные постминистерские встречи с представителями региональных партнеров (США, Канада, Япония, Южная Корея, Китай, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Индия, ЕС) по схеме «10 + 1», то есть асеановская «десятка» плюс один из партнеров.

АСЕАН+3 : механизм углубленного взаимодействия АСЕАН с восточной «тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея).

АСЕАН+6: 10 стран АСЕАН, Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия.

Меркосур является торговым союзом государств Южной Америки. Этот союз имеет важное экономическое значение, поэтому многие другие страны, видя его эффективность, желают вступить в Меркосур. Хотя находятся и такие государства, которые добровольно расторгли договоры с данным союзом.

Меркосур: история возникновения

Свое название рынок межгосударственной торговли Меркосур получил от наименования Mercado Comun del Sur. В точном переводе данное название толкуется, как «Южно-американский объединенный рынок».

В 1986 году Бразилия и ее соседка Аргентина подписали договор об общей торговле. Через 4 года к договору присоединились такие страны, как Парагвай, а также Уругвай. Позднее и иные южно-американские земли подали заявки на участие.

В 1991 в Асунсьоне состоялась встреча президентов вышеперечисленных стран.

Асунсьонский договор стал общепризнанным документом, регулирующим торговые отношения между странами .

Административным органом Меркосура является совет общего рынка. В объединении есть и своя комиссия по торговле. Все решения принимаются при помощи консенсуса.

В 1994 году торговый союз вышел на новый этап, став также таможенным объединением.

Кто сегодня состоит в договоре?

На сегодняшний день, в Меркосуре состоят следующие территории:

  • Аргентина;
  • Страна Венесуэла;
  • Государство Бразилия;
  • И государство Уругвай.

Вступить в союз желают Чили, Боливия, Эквадор и Перу, рассматривается членство со стороны Кубы.

В 2012 году за нарушение договора Парагвай был временно исключен из союза, пока членство этой страны в Меркосуре приостановлено .

Чтобы стать членом союза, Венесуэле понадобилось 6 лет. Процесс вступления не является быстрым и для других стран-соискателей членства союза.

Цели торгового союза

К целям стран объединения можно отнести следующее:

  • Поддержка режима свободной торговли;
  • Оптимизация доставки товаров по Южной Америке;
  • Развитие экономики;
  • Практичное расходование инвестиций;
  • Повышение конкурентоспособности Южного материка.

В 1991 Меркосур на практике доказал свою полезность. Тогда на бразильском рынке случился кризис, и промышленность государства выжила только благодаря содействию союза.

Спустя четыре года помощь в экономике страны понадобилась Аргентине, и Меркосур помог этому государству сохранить внутренние и внешние торговые площадки.

Сегодня в Меркосур задействовано 50% населения латинских стран. Туда поступают 40% зарубежных инвестиций. Союз занимает 33% от всего оборота внешней торговли.

Меркосур – это второй после Евросоюза торговый и таможенный союз. У данного объединения есть собственный парламент, а также множество нормативных актов, регулирующих деятельность союза.

За долгие годы развития интеграционных процессов в Латинской Америке были подъемы и спады. Особенно глубокие потрясения отмечались в начале 1980-х гг., в период острого мирового финансово-экономического кризиса. Казалось, что в это время индивидуального странового выживания уже не осталось места для объединенных проектов. Однако вопреки этим предположениям в конце «потерянного десятилетия» концепция интеграции получила новый импульс. Одно из подтверждений этому - создание объединения стран Южного конуса - МЕРКОСУР.

Особенности создания и основные направления деятельности МЕРКОСУР

Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР (исп. Mercado Соты’п delCono Sur- MERCOSUR ") - образован на основе Асунсьонского договора о создании от 26 марта 1991 г. 2 В него входят полноправными участниками Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 г.) (рис. 15.1). В 1996 г. подписаны соглашения о присоединении Чили и Боливии к МЕРКОСУР в качестве ассоциированных членов. МЕРКОСУР превратился в сильный полюс притяжения для других государств региона. В 2003 г. достигнута договоренность о присоединении к МЕРКОСУР в качестве ассоциированного члена Перу, в 2004 г. - Эквадора (см. рис. 15.1). Ассоциированными членами МЕРКОСУР также являются Колумбия и Эквадор.

МЕРКОСУР - второй после ЕС Таможенный союз в мире по размеру и экономическому потенциалу и крупнейшая интеграционная группировка в Южной Америке с населением 283,7 млн человек (45% населения континента) и территорией 13 708 тыс. кв. км. В 2007 г. объем ВВП МЕРКОСУР в текущих ценах достиг 305 692.7 млн долл, (более 75% совокупного ВВП латиноамериканского континента), а величина ВВП на душу населения в текущих ценах - 5 490 долл. 3

В 2008 г. внутриблоковая торговля стран МЕРКОСУР составляла 451 млрд долл., причем в 1995 г. ее величина равнялась 28,4 млрд долл., т.е. за 10 лет она увеличилась более чем в 16 раз.

Первым шагом к созданию объединенного рынка послужило соглашение о формировании зоны свободной торговли в течение Шлет, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Стратегическая цель МЕРКОСУР - создание интеграционного объединения (таможенного союза и общего рынка), способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона. МЕРКОСУР изначально нацелен на создание зоны свободной торговли, затем - унификацию таможенного законодательства, наконец, формирование общего рынка.

Асунсьонским договором предусматривались отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

Механизм интеграции в рамках МЕРКОСУР включает три элемента:

Свободное перемещение товаров, услуг, факторов производства между странами посредством отмены тарифных барьеров и нетарифных ограничений в установленные сроки (табл. 15.1). В то же время созданы списки исключений из общего тарифа, которые подразумевали снижение таможенных пошлин до 14% к 2001 г. в отношении средств производства и 16% к 2006 г. в отношении остальных товаров;

Таблица 15.1

Программа прогрессивного снижения таможенных пошлин

в рамках МЕРКОСУР

% снижения

% снижения

Источник: Stevens W.J. Trienta у cinco anos del Mercado commun centrofmericano. - Costa Rica, 1996.

Члены МЕРКОСУР Щ - ассоциированные члены МЕРКОСУР

Рис. 15.1.

  • установление общего внешнеторгового тарифа, формирование общей торговой политики в отношении третьих стран, координация позиций в ходе региональных и международных торговых и экономических форумов. Созданы списки исключений;
  • координацию макроэкономической и отраслевой политики МЕРКОСУР, касающейся внешней торговли, сельского хозяйства, промышленности, налогообложения, финансовой системы, инвестиций, транспорта, коммуникаций, трудового и фискального законодательства, и установление свободной конкуренции внутри объединения. Соглашения по отраслям с целью оптимизации использования факторов производства.

В отношении с третьими странами страны-участницы МЕРКО-СУР должны обеспечить «справедливые условия торговли», т.е. они обязуются применять национальное законодательство, запрещающее импорт товаров, цены которых формируются под влиянием субсидий, другой незаконной практики.

Страны имеют право устанавливать торговые свободные экономические зоны, промышленные особые зоны, специальные таможенные и другие свободные экономические зоны. Их цель - предоставление условий, отличных от условий остальной таможенной территории. В то же время в рамках МЕРКОСУР запрещается странам-членам иметь зоны свободной торговли с государствами - нечленами блока; также им запрещено входить в Андское сообщество.

В 1994 г. в развитие Асунсьонского договора заключено дополнительное соглашение Оуру-Прету, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз в срок до 2000 г., когда 85% взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривал до 2000 г. отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного достояния).

Протокол Оуру-Прету придал МЕРКОСУР юридический статус, что позволяет заключать соглашения о торговле с отдельными странами или группами стран, а также международными организациями.

В 1995 г. этот договор вступил в силу и МЕРКОСУР перешел на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Взаимная торговля стран МЕРКОСУР в большинстве секторов была либерализована в 1991 - 1994 гг., и с 1995 г. установлен общий таможенный тариф в отношении третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%) 1 . При этом учитываются особенности экономики, уровня развития отдельных отраслей в странах-партнерах.

В начале нового тысячелетия МЕРКОСУР лишился былого динамизма, а интеграция в экономической сфере несколько замедлилась. Зональный товарооборот, увеличивавшийся на протяжении 1993-1997 гг., в последующие годы существенно сократился в силу кризисных явлений в экономиках основных его участников и в определенной мере в результате негативных последствий неолиберальных экономических преобразований. Однако начиная с 2003 г. наметились новые предпосылки экономического сближения, одним из

Cm.: Sanguinetti P., Traistaru /., Martincus Ch.V. Economic Integration and Location of Manufacturing Activities: Evidence from MERCOSUR. Zentrum fbr Europnische Integrationsforschung. - Working Paper B11. 2004.

главных мотивов которого стала непростая ситуация в сфере финансов стран-членов МЕРКОСУР. В 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Бразилия дважды, в 1998 и 2002 гг., испытала натиск финансового кризиса, что привело к снижению темпов роста и поставило страну на грань депрессии, притом что ее долговые обязательства также остаются весьма тяжелыми.

Организационная структура МЕРКОСУР. Главный орган управления МЕРКОСУР - это Совет общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции (рис. 15.2).

Группа общего рынка - главный исполнительный орган, функционирующий постоянно, - имеет административный секретариат


Рис. 15.2.

со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли и таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Административный секретариат (расположен в Монтевидео) выполняет функцию архива официальной документации, осуществляет публикацию, распространение и перевод официальных материалов МЕРКОСУР, информирует о принятых каждой страной мерах по введению во внутреннее законодательство принятых органами МЕРКОСУР решений.

Решения принимаются всеми органами на основе консенсуса при обязательном присутствии всех членов. В 2003 г. создан Комитет постоянных представителей (КПП), призванный оказывать содействие Совету общего рынка в реализации решений, принимаемых в рамках МЕРКОСУР.

В 1996 г. в МЕРКОСУР создан механизм политических консультаций и взаимодействия. Наиболее важные политические документы - Ушуайский протокол о приверженности демократии в МЕРКОСУР (1998 г., содержит обязательства проводить консультации и осуществлять меры политического воздействия в случае возникновения угрозы демократическому строю на территории МЕРКОСУР) и Договор о совместных действиях по обеспечению безопасности стран МЕРКОСКР (1998).

Действует Постоянная рабочая группа МЕРКОСУР по борьбе с терроризмом (с 1999). Интеграционные процессы в рамках МЕРКОСУР затрагивают и гуманитарные аспекты. Упрощены формальности при пересечении границ физическими лицами, а с 2006 г. южноамериканские страны ввели безвизовый режим поездок для своих граждан. Соответствующее соглашение подписано министрами иностранных дел Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Эквадора, Гайаны, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая и Венесуэлы в Сантьяго де Чили.

На очередном саммите МЕРКОСУР (Бразилия, декабрь 2004 г.) закреплена позитивная динамика консолидации объединения и подтверждено намерение углублять интеграцию.

  • См.: http://www.mercosur.int - Официальный сайт МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995 г. См.: http://www.mercosur.int

МЕРКОСУР МЕРКОСУР

МЕРКОСУР (Mercosur, сокращение от исп. Mercado Comun del Sur, что переводят как Южноамериканский общий рынок), межгосударственное экономическое объединение стран Южной Америки.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (с июля 2006), а в качестве ассоциированных членов - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу. Первым шагом к созданию объединенного рынка на континенте послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986. Через четыре года к ним присоединились Парагвай и Уругвай.
Главный орган управления Меркосур - Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат с головным офисом в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики
Основной принцип деятельности органов Меркосур - консенсус (см. КОНСЕНСУС) . Идея создания наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки. Создание Меркосур привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991-1997 она выросла примерно в шесть раз, хотя товарооборот с развитыми странами почти не менялся. В зоне свободной торговли первых четырех стран-участников были ликвидированы таможенные пошлины на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро-Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешел на более высокий уровень интеграции: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников был введен единый таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МЕРКОСУР" в других словарях:

    МЕРКОСУР - (Mercado Comu n del Cono Sur MERCOSUR) субрегиональный торгово экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены Боливия и Чили. Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса»… … Юридическая энциклопедия

    Экономическая организация Рынок Южного конуса Mercado Comu’n del Cono Sur1. Учреждена 1 января 1995. Полноправными членами Меркосур являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, ассоциированными членами Чили и Боливия. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    Меркосур - объединённый рынок стран южного конуса исп.: Mercosur, Mercado Comun del Cono Sur http://www.mercosur.org/​ исп … Словарь сокращений и аббревиатур

    Флаг Меркосур … Википедия

    Флаг Меркосур МЕРКОСУР общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных… … Википедия

    МЕРКОСУР - наиболее динамичное объединение среди интеграционных группировок в Латинской Америке. В 1991 1995 гг. объем взаимной торговли между странами участницами вырос почти в 4 раза и составил 15 млрд. долл. Доля внутризональной торговли в суммарном… …

    МЕРКОСУР - MERCOSUR (MERCADO COMUN DEL SUR) Региональный таможенный союз, созданный в 1995 г. с целью развития свободной торговли между странами членами. В союз входят Бразилия, Уругвай, Аргентина и Парагвай. Ассоциированными членами являются Боливия, Чили … Словарь-справочник по экономике

    МЕРКОСУР - интеграционное объединение в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая … Экономика: глоссарий

    Меркосур - (Mercosur)Mercosur, латиноамериканская организация, основанная Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в марте 1991г. с целью создания Общего рынка в регионе … Страны мира. Словарь

    МЕРКОСУР, Группировка стран южно - общий рынок субрегиональный торгово экономический союз в рамках Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАЙ). Включает Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. Охватывает территорию 12 млн. кв. км с населением 200 млн. человек. Штабквартира… … Внешнеэкономический толковый словарь

Книги

  • Интеграционые процессы в западном полушарии , Галина Костюнина. В предлагаемой монографии рассмотрены интеграционные процессы в Северной Америке в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), в том числе вопросыторговой и инвестиционной…

В Латинской Америке наиболее динамичной является МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur) — Общий рынок Южного конуса. Соглашение вступило в силу в 1991 г. и объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, а также Чили и Боливию в качестве ассоциированных членов. Интегрированы около 60% территории, 50% населения и совокупного Латинской Америки. Страны имеют разный уровень экономического развития: в Аргентине составлял 6,2 тыс. долл., в Парагвае — 1,7 тыс. долл. Именно в 1990-е гг. в этих странах разрушалась система, основанная на импортозамещении, дирижизме и протекционизме. Модель национального развития в рамках закрытой экономики с опорой на собственные силы привела к «долговой яме» неэффективного хозяйствования. Происходит поворот к новой парадигме развития — неолиберализму, квинтэссенция которого изложена в так называемом Вашингтонском консенсусе. МЕРКОСУР формируется на гребне успехов рыночных преобразований первой волны.

Асунсьонский договор о создании МЕРКОСУР предусматривал такие этапы интеграции, как:
  • отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока;
  • введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам;
  • координация макроэкономической и отраслевой политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала.

Оговариваются совместные шаги по борьбе с наркобизнесом, а также сотрудничество в области науки, образования и культуры.

В 1994 г. на встрече в Бразилии была создана организационная структура МЕРКОСУР, включающая Совет Общего рынка (высший орган, функционирующий на уровне министров иностранных дел и министров экономики), Группу Общего рынка (исполнительный орган), Комиссию по торговле (вспомогательный орган, руководящий проблемными группами и комитетами), Парламентскую комиссию, Социально-экономический консультативный орган и Секретариат (г. Монтевидео). Решения принимаются на основе консенсуса всех членов.

В результате деятельности МЕРКОСУР были отменены таможенные пошлины на более чем 90% товаров и принят (с некоторыми изъятиями) Единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) стран-участниц. Произошел стремительный рост внутригрупповой торговли, в том числе между Бразилией и Аргентиной (более чем в 5 раз). Нарастает взаимное трансграничное перемещение капитала, особенно в форме прямых инвестиций.

МЕРКОСУР становится не только центром латиноамериканской интеграции. В 1995 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о сотрудничестве с ЕС (г. Мадрид). Основная цель — постепенное создание межконтинентальной зоны свободной торговли, выработка общей внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, унификация норм качества и сертификатов о происхождении товаров и др.

Интеграция в рамках МЕРКОСУР породила не только успехи, но и новые испытания для стран-участниц . Либерализация экономик имела оборотную сторону: высокие социальные издержки реформ и рост внешних рисков («ловушки глобализации»). Уже в середине 1990-х гг. страны МЕРКОСУР входят в полосу финансово-экономических потрясений, имеющих характер цепной реакции. Финансовый кризис стран Юго-Восточной Азии негативно отразился на экономике Бразилии — крупнейшей страны группировки, а затем и на всех странах МЕРКОСУР. Падение спроса приводит к квотированию импорта и антидемпинговым разбирательствам. Постепенно кризис был преодолен.

5 июля 2006 г. Венесуэла стала членом МЕРКОСУР. В своей речи президент Уго Чавес заявил, что вступление Венесуэлы в МЕРКОСУР — это реализация заветов отца нации, освободителя Симона Боливара, краеугольный камень в деле достижения новой независимости народов Америки. Президент Венесуэлы подчеркнул также, что в одиночку ни одна из наших стран не смогла бы продвинуть вперед этот подлинный интеграционный проект развития.

Более семи лет потребовалось на то, чтобы Протокол о присоединении Венесуэлы к южноамериканскому торгово-экономическому блоку стал реальностью, и в этом огромная заслуга самого Чавеса, который сломал прежнюю традицию венесуэльских лидеров послушно следовать в кильватере Соединенных Штатов, часто в ущерб отношениям со странами региона и особенно с Бразилией, которая, не без подсказки геополитиков и консультантов из США, рассматривалась в качестве естественного оппонента Венесуэлы. Согласно графику, за четыре года Венесуэла должна принять общую внешнюю таможенную политику МЕРКОСУР и выработать соответствующий тариф. С 2010 по 2013 г. страны постепенно откроют друг другу рынки и создадут зону свободной торговли. Со вступлением Венесуэлы ВВП МЕРКОСУР составит около 1 трлн. долл., или 76% всего ВВП Южной Америки.

В 1990 г. США, в лице президента Дж. Буша (старшего), выдвинули идею формирования единой континентальной зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли» — «Инициативу для Америк». В 1994 г. в Майами на встрече глав государств и правительств Западного полушария
Б. Клинтон подтверждает готовность США создать панамериканскую ЗСТ уже к 2005 г. Бурные дебаты показали большие разногласия между Севером и Югом в понимании условий и методов интеграции. США предлагали латиноамериканским странам присоединяться к НАФТА на условиях, принятых в этой группе. Имеются в виду не только отмена тарифных и нетарифных преград, но и ограничение субсидий, либерализация движения капитала, гарантии защиты прав интеллектуальной собственности, унификация законодательств и процедур урегулирования споров. Бразилия предложила свою концепцию, основанную на принципе свободного регионализма: постепенная, по мере роста экономик, интеграция стран Юга вокруг МЕРКОСУР и лишь затем консолидированное объединение с . Такой вариант в большей мере гарантирует соблюдение принципа паритета (равенства) интересов при объединении столь разных экономик. Кроме того, страны Южной Америки настаивают на отмене субсидирования аграрной продукции со стороны США.