Управление методической работой в образовательном учреждении. Теория и практика управления развитием методической службы профессионального образовательного учреждения Функции методической работы в образовательной организации

Бубенчикова Нина Николаевна
Учебное заведение: МКУ ДО Краснозерского района Дом детского творчества
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-08-08 Статья «Методическая служба и дошкольные образовательные организации: содержание и формы работы Бубенчикова Нина Николаевна МКУ ДО Краснозерского района Дом детского творчества В данной статье описаны формы и методы работы с педагогами ДОУ по повышению их профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Просмотреть свитедельство о публикации


Статья «Методическая служба и дошкольные образовательные организации: содержание и формы работы

Аннотация

В описании опыта работы системно отражены новые подходы к организации деятельности муниципальной методической службы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Особое внимание уделено проблеме развития профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров дошкольных учреждений района в процессе освоения ФГОС ДО.

Расширять свои знания можно только тогда,

когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.

К.Д. Ушинский

Есть среди педагогических профессий особая — это профессия методиста. Методист – педагог–профессионал, учитель учителей. Его миссия — взращивание педагога, сопровождение на длинной дистанции становления от новичка до мастера – профессионала, это бескорыстное служение образованию. Без внутреннего принятия этих смыслов нельзя стать настоящим методистом, ваятелем нового поколения педагогов.

Муниципальная методическая служба (далее ММС) – организационная структура в муниципальной системе образования, объединяющая субъектов образовательной деятельности и реализующая функции их методической поддержки, сопровождения в целях обеспечения новых образовательных результатов. Её цель – создание условий для повышения профессионально-личностного саморазвития педагога, готовности к инновациям, созданию индивидуально-авторской педагогической или методической системы. Соответственно основная цель методической работы , осуществляемой нами, методистами – обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации инноваций (ФГОС – это инновация) через создание системы непрерывного профессионального развития в контексте профессионального стандарта «Педагог». Профессиональное развитие педагога – предмет деятельности методических служб всех уровней, ибо так пишут и говорят все, начиная с академика М.Поташника, который остро заметил: «С тем багажом, которым владеет массовый российский учитель, новые стандарты осилить невозможно, так как они требуют другого уровня интеллекта, эрудиции, общей культуры». Это же можно отнести и к педагогам дошкольных учреждений. Принятый ФГОС ДО радикально поменял статус педагога, его образовательные функции, требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Соответственно существенно выросла значимость и роль методической службы в системе непрерывного образования педагогических и руководящих кадров. В аспекте последних документов основные направления деятельности ММС обозначены достаточно четко. В них выделены те направления, по которым мы уже работали (аналитическое, консультативное, информационное, организационно – методическое) и определены новые современные. Это: научное обеспечение развития системы образования и информационно-технологическое обеспечение. Выделены основные функции ММС и нашей методической деятельности — обучающая, консультативная, экспертная, проектировочная, информационная, исследовательская и внедренческая. Средствами профессионального развития педагога являются: обучение, общение, самообразование и практика. Эти источники квалификации педагога представляют собой замкнутый цикл (см. Приложение 1, рисунок 1 ). Методическая служба – это система. Понятие «система» означает, что не любой набор, не любой перечень методических мероприятий как он ни был велик, образует систему. Система имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности должны быть такие показатели профессионального роста, которые не могла бы дать ни одна из составляющих систему частей, взятая сама по себе в отдельности. Это объясняет причину какой-либо эффективности методической работы в районе, дошкольном образовательном учреждении, когда мероприятий проводится много, а профессионального роста как не было, так и нет. Чтобы включить эти средства в формирование новых компетенций педагога, надо, прежде всего, преодолеть внутреннее сопротивление педагогов по принятию новых смыслов педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС. Суть их проста.

1. Главный субъект деятельности – это ребенок.

2. Акцент сделан на развитие ребенка, его самости, реализации «Я – концепция», обеспечение индивидуального максимума развития.

3. Образовательный процесс (деятельность) строится не в логике образовательного процесса, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребёнка, что повышает его мотивацию в познании.

4. Результат деятельности – ребенок, человек. Мир детства находится в процессе качественных изменений, в нём изменились ценностные ориентации.

5. Проектная и исследовательская деятельность заявлены как норма, как обязательный компонент в реализации системно-деятельностного подхода и организации образовательной деятельности.

6. Каждому педагогу необходимо изменить ролевой репертуар и философски определить свою позицию.

Ориентиры, смыслы профессиональной деятельности определены во многих документах, они требуют качественных изменений в деятельности ММС, прежде всего в целеполагании. На первоначальном этапе определения целей на основе диагностике, мы продумываем такие нужные для деятельности современной методической службы, как методическое сопровождение, методическое обеспечение. Важная задача — создание мотивационного поля развития, как педагогических коллективов, так и индивидуального развития педагога. Анализируя кадровый состав педагогов ДОУ и их отношение к новациям (в данном случае ФГОС ДО), мы наблюдаем на практике ту картину, которую констатируют многие выдающиеся учёные, педагоги и психологи. Это достаточно разноречивые представления по отношению к ФГОС (25% педагогов положительно реагируют, ещё 15% безразличны к его введению, а 60% относятся отрицательно). К тому же ещё по данным проведённого анкетирования наблюдается низкая мотивация, невладение личностно-ориентированными технологиями, неадекватная самооценка, низкий уровень профессиональной рефлексии, и, может быть, самое главное и нужное – неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития. Результаты исследования дали возможность обозначить тенденции изменения деятельности «ИМЦ». Обновление нашей методической службы в данном случае вылилось в разработку программы «Создание новой модели муниципальной методической службы в условиях модернизации дошкольного образования». Главная её цель — создание единого методического пространства как открытой развивающейся образовательной системы, обеспечивающей непрерывное развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров ДОУ в рамках повышения качества образования, направленного на индивидуализацию в развитии личности ребенка дошкольника; позиционирование ДОУ на муниципальном и региональном уровнях. Была сформирована сетевая модель функционирования ММС для работы с педагогами дошкольных учреждений. Под сетевой деятельностью мы понимаем совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для совместного изучения, взаимообучения, обмена опытом, проектирования, разработки и внедрения форм, методов и технологий обучения и воспитания дошкольников. Новизна данной модели состоит, во-первых, в создании более широкого спектра методических услуг, предназначенных для педагогических и управленческих кадров, во-вторых, в адресной методической поддержке тех направлений деятельности, которые наиболее востребованы педагогами ДОУ. Приоритетным направлением в содержании организационно-методического и информационного сопровождения педагогов ДОУ является выстраивание тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов. Передача знаний, умений и компетенций происходит по схеме: методист ММС — педагог-тьютор — педагоги ДОУ — ребенок. Где тьютор – это наставник, способный обеспечить методологическое сопровождение педагога и стимулирующий его профессиональный рост на основе индивидуальных образовательных потребностей. В качестве тьюторов привлекаются методисты ДОУ и «педагоги-мастера», т.е. имеющие высшую или первую квалификационную категории и обладающие позитивным опытом работы, инновационным потенциалом и достаточно высоким уровнем информационной компетентности. У каждого ИМЦ есть своя стратегия управления введением инноваций. Мы отразили нашу в проекте «Методическое сопровождение введения ФГОС ДО в практику работы ДОУ района». В рамках его реализации был разработан план мероприятий по введению ФГОС, ориентированный на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование его опыта практической деятельности. В нем мы постарались системно выстроить способы, принципы, содержание, формы и методы работы с педагогическими кадрами ДОУ района. Что это означает на практике? Система дошкольного образования Краснозерского района объединяет сегодня 28 дошкольных образовательных учреждения разных видов, в том числе:

¾ 27 детских садов, реализующих общеразвивающие программы;

¾ 1 детский сад комбинированного вида.

В данную систему входят и 4 дошкольные группы, работающие на базе общеобразовательных школ. Следует отметить и то, что основная часть функционирующих в Краснозерском районе дошкольных образовательных учреждений — это малокомплектные (одно — и двухгрупповые) детские сады. Поэтому при отборе оптимального содержания деятельности методической службы мы исходим, прежде всего, из выявленных профессиональных требований и потребностей педагогов. Для этого проводим системно – целевые собеседования, опросы, анкетирования. Результаты выполненных диагностических исследований дают нам возможность в более полном объёме узнать потенциальные образовательные ресурсы каждого педагогического коллектива и почти каждого педагога. Как следствие – более адресно прогнозировать, планировать и осуществлять деятельность методической службы. Образование, аттестация и курсовая подготовка педагогов — это необходимые факторы, которые нужно учитывать в процессе изучения и внедрения ФГОС ДО. План мероприятий реализовывался поэтапно через деятельность районного методического совета, инициативных (тьюторских) групп (на базе «пилотных» д/с), РМО, организованных для всех категорий педагогов и специалистов ДОУ и создающих уникальную образовательную среду, способную стать полем проявления творческой активности педагогов. Ид ѐ т развитие новых форм методической работы, в рамках которых осуществляется активное вовлечение педагогов в творческую исследовательски-педагогическую деятельность с интенсивным освоением инновационных педагогических способов, что способствует решению нашей цели – изменению профессиональных позиций педагога. К примеру, неоспоримую пользу и неподдельный интерес у творчески работающих педагогов района вызывает в наши дни проведение РМО в форме деловой игры – ярмарки «Есть идея» на наиболее актуальную для всех тему. В нашем случае это была тема «Выбор оптимального варианта педагогической работы с детьми разного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Действительно, специфика содержания работы педагога малокомплектного дошкольного учреждения в разновозрастных группах требует от него наличия особых умений и знаний, касающихся умелого сочетания самых общих требований современной педагогики с конкретными условиями пребывания в одной группе детей разного возраста. Но не у всех педагогов это сразу получается на практике. Поэтому в своей методической работе мы часто используем игровое моделирование, в рамках которого и осуществляем вариативное проигрывание различных способов поведения педагога в той или иной конкретной ситуации. В рамках сетевой деятельности объединяла педагогов в тьюторскую группу на базе «пилотного» детского сада для разработки проектов современной модели развития педагогов и учреждений. Так, например разработанный нами проект «Модель ДОУ с интеллектуальным компонентом развития ребёнка дошкольника» в 2016г. был отмечен серебряной медалью Международной заочной выставки методических материалов “ METNODICE ”.

Мы активно используем и одну из наиболее перспективных форм организации методической работы — это мастер-класс, который проводим в два этапа: демонстрация опыта практической работы с детьми и методическая коммуникация с педагогами с целью трансляции творческого педагогического опыта в рамках ежегодных профессиональных конкурсов «Педагог ДОУ», «Педагог – профессионал», «Педагогический дебют», «Воспитатель – года». Особо подчеркну, что нам сегодня важно не только продемонстрировать саму инновационную творческую работу педагога с детьми, но и профессионально обсудить полученные результаты, осмыслить способы их достижения. В ходе обсуждения обычно все участники мастер-класса активно высказывают свои мнения, задают вопросы, а иногда даже спорят. Традиционным стало и проведение ежегодных образовательных выставок профессионального мастерства педагогов ДОУ («Панорама педагогических идей», «Детские творческо – исследовательские проекты», «Территория ФГОС» и др.) – это уже достаточно сложившаяся в районе система, способствующая раскрытию творческого потенциала педагогов, повышению их профессиональной компетенции, объединению воспитателей разных дошкольных учреждений для решения актуальных, интересующих их проблем. В их подготовке и проведении нам оказало неоценимую помощь сетевое сотрудничество с «Центром непрерывного бизнес образования» (дир.Б.П. Черник).

В методической работе важна сегодня и организационно-управленческая сторона. Так, в соответствии со штатным расписанием в малокомплектном дошкольном учреждении, как правило, работают два воспитателя на 1,5 ставки. Мы обычно рекомендуем руководителю составлять график работы так, чтобы каждый педагог занимался с детьми по определенной программе согласно единому расписанию. Такая, условно говоря, «предметно – программная специализация» педагогов наиболее целесообразна уже потому, что воспитатели, как правило, имеют неодинаковую предметную подготовленность и неодинаковую личностную предрасположенность к разным видам деятельности. Такие диагностические ориентированные пути, формы и способы методической работы помогают и начинающему, и опытному педагогу эффективно осваивать как наиболее общие педагогические принципы, так и вариативные методико-технологические схемы проведения игр-занятий, определить для себя наиболее приемлемый уровень творческого совершенствования различных видов деятельности. Результаты срезового диагностического исследования обобщались и выносились на обсуждение на совещания руководителей и семинары педагогов района. В итоге мы могли более адресно планировать механизмы повышения квалификации, используя сетевое взаимодействие с кафедрами ТимДО и коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКИПРО; проводить обобщение творческого педагогического опыта; организовывать индивидуальную работу в рамках работы консультационного клуба; определять способы удовлетворения потребностей в самообразовании педагогов и др.

Крайне сложно определить критерии и показатели эффективности МС, они неотделимы от результативности и эффективности муниципальной системы образования, и все же главная оценка – педагог-личность нового времени. Эскизно представленная в опыте работы система мер по обновлению деятельности ММС с педагогами ДОУ района по введению ФГОС дошкольного образования отвечает требованиям времени, выступая важнейшим фактором обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов. Основными результатами деятельности можно считать следующие:

¾ Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий.

¾ Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГОС ДО, готовность к овладению новыми педтехнологиями.

¾ Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации, диссеминации педагогического опыта.

¾ Возрождена традиция наставничества в ходе реализации проекта «Формула содружества» по работе с молодыми и начинающими педагогами района, разработанного муниципальной методической службой в содружестве с районной профсоюзной организацией и общественной организацией «Федерации профсоюзов Новосибирской области», выделившей грант на реализацию данного проекта как победителю конкурса проектов в 2015г.

Я считаю, что слова М.М. Поташника о роли педагога в реализации ФГОС «Стандарт требует от каждого учителя осознанного и, главное, самостоятельного преобразования себя и своей деятельности. Он позволяет и мотивирует, и понуждает учителя подняться из положения конвейерного работника-специалиста, действующего по обезличенной предметной программе – инструкции, до состояния мастера профессионала, свободного в выборе целей и средств обучения, воспитания и развития каждого реб ѐ нка, профессионального педагога, ограниченного в своей деятельности лишь требованиями своей профессии и законом» особо значимы. Они являются своеобразным ориентиром в дальнейшей деятельности муниципальной методической службы. Перспективами в развитии муниципальной методической службы на принципах сетевого взаимодействия являются освоение новых идей методического консалтинга, экспертных услуг.

. .

Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива школы.

Методическая служба в школе даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося. Поэтому определить цели и задачи методической работы - значит определить результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя.

Методическая работа - это деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению, распространению наиболее ценного опыта учителей; созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

Функции методической работы

Необходимость решения перечисленных задач вытекает из непосредственных потребностей самой школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическим материалом, в подготовке педагогических кадров к решению поставленных перед ними задач. Названные функции можно считать основными, если не перечислять ряд важных функций, относящихся к самому учителю. Прежде всего благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет своё положение в школе; обучение делает учителя более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным; обучение на рабочем месте способствует достижению учителем желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру; методическая работа играет роль стимула в профессиональном развитии педагога, способствует самореализации, решению личных, профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в труде.

Структура методической службы

В реализации функций методической работы определена следующая структура методической службы школы, которая выглядит таким образом:

  1. Педагогический Совет
  2. Методический Совет школы
  3. Школьные методические объединения учителей-предметников

Методический совет руководит педагогической деятельностью. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений и заместитель директора по УВР.

В течение последних лет методсовет вёл свою работу по следующим направлениям:

  • создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей;
  • координация работы ШМО;
  • диагностика профессиональной деятельности учителей.

Основными задачами МС являются следующие:

  • Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров.
  • Анализ эффективности работы школы, определение проблем, цели, задач на ближайший период и на перспективу.
  • Создание необходимых условий для обеспечения внедрения педагогических технологий, реализации Программы развития школы.
  • Обобщение передового педагогического опыта учителей.

В МС имеются следующие материалы:

  • план работы школы на учебный год;
  • образовательная программа школы;
  • Программа развития школы;
  • план работы ШМО;
  • методические материалы, разработанные учителями школы (разработки уроков, внеклассных мероприятий);
  • материалы по аттестации учителей;
  • материалы по экзаменам и итоговым проверочным работам;
  • олимпиады по предметам и материалы школьного интеллектуального марафона;
  • учебно-методическая литература в помощь учителю.

Школьное методическое объединение учителей-предметников

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников и классных руководителей, является школьное методическое объединение (ШМО). Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

В нашей школе работают следующие ШМО:

  • МО учителей начальных классов
  • МО учителей гуманитарного цикла
  • МО учителей физико-математического цикла
  • МО учителей естественно-научного цикла
  • МО учителей иностранных языков
  • МО классных руководителей

Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, методического объединения, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений, вытекающих из анализа результативности работы за предыдущий год.

Формы организации и проведения ШМО могут быть следующими:

  • лекция;
  • теоретический семинар;
  • семинар-практикум;
  • творческая дискуссия;
  • час коллективного творчества;
  • ярмарка методических идей;
  • методический тренинг;
  • встреча за круглым столом.

В ходе работы могут проводиться объединённые заседания ШМО.

В рамках работы ШМО предусматриваются домашние задания учителям. Они могут быть такими:

  • моделирование урока (целиком или фрагментарно);
  • разработка системы уроков по теме или курсу;
  • разработка элективного курса, программы исследования по определённой теме;
  • подбор литературы по определённой теме, курсу, проблеме;
  • составление контрольных материалов, тестов;
  • составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала;
  • разработка планов работы объединений дополнительного образования, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору;
  • посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом;
  • представление собственного опыта работы по теме, проблеме;
  • работа над темой по самообразованию;
  • подготовка докладов по определённой проблеме;
  • подготовка презентаций по изученной теме, проблеме;
  • защита собственных достижений в рамках собственного исследования.

Самообразование учителей пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом.

Цель, задачи, содержание и направления деятельности методической службы. Содержание и направления методической работы. Виды и формы организации методической работы. Государственно-общественные объединения учебного заведения: педагогический совет, учебно-методический совет, методическое объединение и т.д.

Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы ОУ, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями. Внедрение Федеральных государственных стандартов начального и среднего профессионального образования обусловило необходимость внесения изменений в методическую профессиональных образовательных организаций. В ходе модернизации и реформирования системы образования внедряются сетевые и кластерные формы реализации образовательных программ. В образовательных сетях и образовательных кластерах в реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивные, религиозные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этих условиях особо важное значение приобретает координация их образовательной деятельности, ее научно-методическое обеспечение.

Введение электронного обучения, модульных, дистанционных и других инновационных технологий также требует методического обеспечения. Следовательно, возрастает педагогов и мастеров производственного обучения запрос на эффективную работу методической службы, направленную на удовлетворение их профессиональных и информационных потребностей, повышение квалификации и методического мастерства.



Основная функция методической службы в процессе реформирования образования - обеспечение оперативного и массового внедрения системообразующих инноваций в практику.

Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Изменения в содержании образования, внедрение современных образовательных технологий, вариативных программ, экспериментальная работа, переход на новый учебный план, информатизация образования требуют от методической службы адаптации к изменяющимся условиям, влекут за собой изменение содержания деятельности и возникновение новых функций, что в свою очередь требует своего организационного оформления в новой модели методической службы в условиях образовательной сети и образовательных кластеров на уровне региона.

Она создается в целях участия педагогических и научно-педагогических работников в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в системе образования как государственно-общественное объединение на уровне региона и включает в себя учебно-методические, а также научно-методические, научно-технические и иные советы и комиссии.

Типовое положение о методической службе образовательной сети/кластера на уровне региона государственно-общественных объединениях в системе образования утверждается региональным органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В состав методической службы на добровольных началах входят педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и других организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Она должна решать задачи внедрения ФГОС с учетом региональных требований к уровню подготовки специалистов, создания оптимального учебно-методического, информационного, диагностического обеспечения образовательного процесса, условий повышения профессиональной компетентности преподавателей и сотрудников образовательных организаций региона.

Важнейшим условием и ведущим фактором, во многом определяющим успешность методической деятельности профессиональных образовательных организаций выступает непрерывное образование педагога - идея, принятая в мире в качестве ключевой во всех осуществляющихся или планируемых реформах образования. Одной из форм решения данной проблемы может быть избран компетентностный подход, согласно которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является становление интегральной профессионально-личностной компетентности педагога.

Под профессиональной компетентностью педагогов понимается профессионально - личностная характеристика, включающая комплекс знаний, умений и личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, быстро адаптироваться к новым условиям и находить адекватное решение возникающих проблем, а также обеспечивающая потребность и возможность постоянного саморазвития и самообразования .

Методическая служба профессиональной образовательной организации - организационная структура в системе образования, объединяющая субъекты методической работы различных уровней и реализующая функции методической поддержки участников образовательного процесса в целях обеспечения качества образования.

Методическая служба профессиональных образовательных организаций создается в целях комплексного управления методической работой, направленного на реализацию требований ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса.

Глоссарий

Аттестация кадров - оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда.

Вид профессиональной деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.

Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида профессиональной деятельности.

Контрольно-измерительные материалы - комплексный инструментарий оценки компетенций, включающий в себя различные измерительные средства и инструменты.

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Междисциплинарный курс – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и практических мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и компетентности всех субъектов образования.

Общие компетенции – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально- трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Профессиональная компетентность – подтвержденная в установленном порядке совокупность профессиональных и общих компетенций (умений, знаний), необходимых для реализации определенного набора профессиональных функций, входящих в профессиональный стандарт по профессии.

Профессиональные компетенции – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.

Профессиональное образование – процесс освоения человеком компетенций, необходимых для осуществления продуктивной, самостоятельной деятельности в сфере труда.

Профессиональная функция – составная часть вида профессиональной деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.

Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.

Цель, основные задачи, содержание, виды деятельности и формы организации работы методической службы в условиях образовательной сети/кластера

Методическая служба профессиональной образовательной организации создается в целях комплексного управления методической работой образовательных организаций, направленного на реализацию требований ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера.

Методическая может являться юридическим лицом.

Основными задачами методической службы профессиональной образовательной организации являются:

  1. формирование и реализация единой методической политики в образовательной сети/кластере;
  2. информационное и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера. Организация методической работы в профессиональной образовательной организации и определение основных направлений ее деятельности в соответствии с нормативными документами в области образования;
  3. осуществление непрерывного повышения квалификации педагогов. Аттестация кадров в соответствии с актуальными проблемами модернизации системы профессионального образования РФ;
  4. организация планирования работы в образовательной сети/кластере;
  5. оказание помощи преподавателям профессиональной образовательной организации по вопросам организации образовательного процесса в условиях образовательной сети/кластера;
  6. организационная поддержка педагогов при: - инновационной деятельности; - организации и проведении опытно-экспериментальной работы; - экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов и др.; - подготовке работников образования к аттестации;
  7. обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам образования;
  8. создание банков педагогического опыта в сфере образования, организационная работа по распространению и внедрению его в практику деятельности педагогов;
  9. совершенствование нормативной базы;
  10. обеспечение мотивации педагогов к росту их профессиональной квалификации, научно-исследовательской, методической деятельности;
  11. прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования; координация этой работы с учреждениями повышения квалификации;
  12. разработка системы мониторинга эффективности методической деятельности в профессиональной образовательной организации.

Особую группу задач необходимо решить методической службе региона в условиях перехода к сетевому взаимодействию при организации образовательного процесса реализации основных профессиональных образовательных программ с использованием

Методические задачи : освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, способов и приемов поиска и использования в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; освоение педагогами практики составления и использования различных дидактических моделей, основанных на использовании цифровых образовательных ресурсов; освоение педагогами новых форм организации учебного процесса; внедрение в практику преподавателей новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на формирование комплекса общих и профессиональных компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе; введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети; освоение преподавателями методов комплексного оценивания обучающихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения; использование в учебном процессе процедуры модерации результатов учебной деятельности обучающихся как основного механизма объективизации оценивания; разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования преподавателей и обучающихся в рамках образовательного пространства, основанного на использовании дистанционных образовательных технологий.

Организационные задачи : освоение механизма создания и эффективного использования ресурсных центров дистанционного обучения; освоение механизма построения образовательных сетей и выбора модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие; реализация новых подходов к организационному построению учебно- воспитательного процесса в образовательных организациях сети, использующих дистанционные образовательные технологии и сетевой ресурс центра дистанционного обучения; организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими ИКТ-компетенций, а также овладение квалификацией сетевого учителя и сетевого тьютора для работы в условиях организации учебного процесса на основе сетевого ресурса центров дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирования системы мониторинга работы образовательных сетей, а также управления ими с целью оптимизации работы; разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных сетей; создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих образовательный процесс при реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и направленных на полноценное удовлетворение потребностей обучающихся.

Финансово-экономические задачи : определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных организаций и сетей; разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в образовательном процессе дистанционных, модульных образовательных технологий, электронного обучения и сетевых информационно-образовательных ресурсов; проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально- технических) в условиях функционирования образовательных сетей, не использующих и использующих в учебном процессе инновационные образовательные технологии и сетевые информационно-образовательные ресурсы; выработка рекомендаций руководителям образования и образовательных организаций по оптимизации работы образовательных сетей.

Виды деятельности методической службы образовательной сети/кластера, учитывая сказанное выше, в условиях внедрения ФГОС определяется с учетом модернизации профессионального образования в стране:

Аналитическая деятельность. Ее содержание :

1. Мониторинг информационных потребностей педагогов . Создание базы данных о педагогических работниках профессиональных образовательных организаций.

2. Изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений её совершенствования в данный период работы .

3. Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе . Сбор и обработка информации о результатах внеурочной работы в профессиональной образовательной организации.

4. Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта.

Информационная деятельность. Ее содержание:

Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической) Ознакомление педагогов с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы, с опытом инновационной деятельности профессиональной образовательной организации и педагогов из других образовательных организаций. Информирование педагогов о новых направлениях в развитии современного образования и о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно- методических комплектах, видеоматериалов и педагогических рекомендациях.

Организационно-методическая деятельность. Содержание : Мониторинг потребностей педагогических кадров в повышении квалификации. Мониторинг уровня профессиональной подготовки преподавателей. Мониторинг качества методической работы в учебном заведении. Планирование методической работы и диагностика ее состояния. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса. Педагогическое и методическое проектирование. Проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, фестивалей, конкурсов, презентационных недель цикловых комиссий и т.д.

Консультативная деятельность. Содержание : организация научно-консультативной работы для педагогов – экспериментаторов; консультирование педагогических работников и родителей по вопросам обучения и воспитания обучающихся.

Развитие научного обеспечения методической деятельности педагогов. Содержание : разработка учебно-программной документации в соответствии с ФГОС, в т.ч. разработка вариативных образовательных программ; проектирование и разработка единых концептуальных подходов в рамках непрерывного профессионального образования, обучения в течение всей жизни; создание авторских курсов, образовательных программ, учебных и методических пособий; проектирование и разработка авторских технологий обучения и воспитания в соответствии и с ФГОС; оптимальное учебно-методическое, информационное, диагностическое обеспечение образовательного процесса по профессиям/специальностям. Расширение взаимодействия с социальными партнерами. Содержание: открытие новых специальностей и специализаций создание в соответствии с требованиями заказчика модели подготовки специалиста и мониторинг его становления по различным параметрам описание квалификационных требований специалистов конкретно взятых специальностей мониторинг соответствия образовательных программ требованиям современного производства с последующей корректировкой разработка специальных программ для практики в условиях реального производства, с использованием новых перспективных технологий.

Формами работы методической службы могут быть :

а) по способу организации:

пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов;

активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов;

интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

б) по форме организации:

коллективные формы: семинары, практикумы, научно-практические конференции, школы передового опыта, методические объединения, творческие группы, открытые уроки, семинары-практикумы, методические декады, методические фестивали, мастер-классы, методические мосты, дискуссии, методические ринги, тренинги, видеотренинги, педагогические чтения, профессиональные выставки, защиты проектов, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, творческие отчеты преподавателей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами, педсоветы;

индивидуальные : самообразование, стажировка, разработка творческой темы, взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации, посещение занятий администрацией с последующим анализом, рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.

Для эффективного взаимодействия с педагогическим сообществом могут быть рекомендованы формы методической помощи :

Школы молодого преподавател я создаются для: оказания практической и методической помощи молодым специалистам и всем педагогам профессиональной образовательной организации в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства; овладения педагогами новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания; изучение, обобщение положительного опыта работы преподавателей и внедрение его в практику; выявление психологических причин, вызывающих затруднения у педагогов в учебно-воспитательном процессе; изучения межличностных отношений в коллективе; повышения уровня знаний психологической культуры педагогов и др.

Единая методическая тема . Работа над единой методической темой образовательной организации включает совместное планирование занятий по наиболее трудным темам, взаимопосещение занятий с их последующим разбором, анализ текущих контрольных и экзаменационных работ, самостоятельные занятия, подготовку докладов и рефератов на основе изучения научно-педагогической литературы. Единая методическая должна быть актуальной, действительно важной для профессиональной образовательной организации, определена с учетом ее достигнутого коллективом уровня деятельности. Методическая тема должна включать как учебную, так и внеурочную работу, быть сформулированной достаточно конкретно и ясно.

Передовой педагогический опыт. Важнейшим направлением методической работы является изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией преподавателя. При изучении педагогического опыта желательно установить, какая научная база явилась основой того или иного методического приема, какие конкретно современные ученые или какое наследие из истории педагогики стали методологической базой работы.

Формами обобщения педагогического опыта могут быть:отчет о проделанной работе, доклад по определенному вопросу, реферат по избранной теме, организация выставки, предоставление методических разработок уроков, воспитательных мероприятий, проведение педсовета, проведение научно-практической конференции, проведение семинара по определенной проблеме. Показателями передового опыта являются творческая новизна, научная обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых высоких результатах.

Методический инструктаж - форма методической помощи преподавателю, во время подготовки к занятию или посещения его методистом путем проведения консультаций в методическом кабинете, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов. Консультации методиста по отдельным методическим вопросам.

Консультации могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные. Замечания и отзывы в письменной или учетной форме даются методистами на методические материалы (планы, отчеты, конспекты занятий и др.).

Посещение занятий с последующим анализом .

Методические издания (методические указания, методические рекомендации, методические пособия) в виде листовок, плакатов, буклетов, брошюр, книг.

Введение.

Если бы человечество смогло определить смысл хотя бы половины используемых им понятий, оно избавилось бы от большей доли своих заблуждений. Начнем с того, какие же из многочисленных функций, объективно необходимых для нормального функционирования и развития учебного заведения можно отнести к методическим? Слово “метод” от греческого переводится как путь исследования или познания, а из педагогического словаря Коджаспирова Г.М. оно определяет “совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи”. Целесообразно считать, что ими являются функции информирования и обучения педагогических кадров, а также создания программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса:

  • Информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики.
  • Обучение и развитие педкадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого учебному заведению.
  • Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педколлектива.
  • Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: памяток, программ, рекомендаций и т.д.

Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией учебного заведения, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы творческого применения их на уроках и внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Специфика труда педагога побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах. Большинство учителей предпочитают перенимать опыт коллег, учителей-новаторов. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объёме и темпе, который необходим каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов.

Данная работа посвящена содержанию деятельности методической службы нового типа – тому, чем она должна заниматься ежедневно в соответствии с поставленными целями. Была сделана попытка построения научно-методической работы направленной на оказание действенной помощи руководителям и педагогам в улучшении организации обучения и воспитания учащихся лицея, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.

Новизна заключается в разработке комплексно-целевой программы непрерывного образования и педагогического роста учителей.

Цель: создание в лицее высокого уровня познавательной среды, широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса каждому педагогу.

Задачи: создание системы профессионально-личностного самообразования педагогов в овладении ими продуктивных, образовательных и информационных технологий.

Ожидаемые результаты: если разработать и внедрить комплексно-целевую программу и создать условия для организации непрерывного образования педагогов, то это должно способствовать высокому уровню готовности педагогов к инновационной деятельности и профессиональной компетенции.

Организация методической службы нового типа.

Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия,
чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами.

Ш.А. Амонашвили

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали условия для перестроечных процессов в сфере образования – это создание новых типов учебных заведений, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Меняющаяся ситуация в системе образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического образования. Каковы эти изменения? На сколько они соответствуют современным социокультурным и социально-педагогическим процессам? В чём особенности теоретических и практических подходов к вопросам повышения квалификации педагогических кадров?

Эти проблемы волнуют любого педагога, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях. Значительная часть педагогов настроена на глубинное, сущностное обновление, а не на поиск частных нововведений косметического характера. В этой устремлённости видна тенденция вызревания нового образа педагога. Она связана с чётким различением понятий о специалисте, как хорошо обученном, подготовленном человеке, виртуозно владеющим педагогической техникой и профессиональной, владеющим знаниями о многопозиционной структуре педагогического труда. Новая педагогическая компетенция педагога обнаруживается в его способности включать в свою деятельность и интегрировать в ней ряд профессиональных позиций: и методолога, возрастного антрополога, диагноста, проектировщика педагогических ситуаций. Педагог-профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии - он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. В этой связи перед методическими службами стоят задачи находить более эффективные подходы к организации учебно-воспитательного процесса и новые формы организации методической работы в учебном заведении.

Процесс построения содержания деятельности методической службы сложный и многомерный, однако, он облегчается применением деятельностного подхода: определением содержания деятельности, исходя из спрогнозированных целей, лаконично задуманным планом.

Итак, с чего начать определение содержания методической деятельности? Ответим на этот вопрос, ранжируя по шаговым действиям:

  1. Анализ ситуации на предмет выявления затруднений в работе педагогов и управленцев; готовность и потребность педагогов в инновационной деятельности.
  2. Фиксация потребностей педагогов и управленцев в методической службе.
  3. Формулировка заказа со стороны педагогов и управленцев в методической службе
  4. Постановка целей методической службы, исходя из заказа практики.
  5. Выделение основных направлений содержания деятельности методической службы, адекватных поставленным целям.

По Немовой под целью понимается такой результат, который соответствует потребностям и возможностям субъекта деятельности, определен по времени и задан конкретно

Цели являются системообразующим фактором всякой, в том числе – образовательной деятельности. Какова цель такова и деятельность. Какова деятельность, таковы и результаты.

Анализ ситуации, иначе самообследование – это, пожалуй, самый трудный этап. Оно является одним из наиболее важных факторов профессионального роста педагогов, позитивно влияющих на совершенствование системы образования. Эффективность и полезность этой процедуры зависит от обеспечения ряда условий:

  • Внутренней мотивации коллектива образовательного учреждения: коллектив должен иметь информацию о целях и задачах самообследования, к этой работе должны быть привлечены наиболее компетентные и авторитетные члены педагогического коллектива.
  • Связи процедуры самообследования с организацией работы в целом; основные направления деятельности (учебный процесс, методическая, инновационная, воспитательная, кадровая политика).

Для проведения самообследования выделяются следующие основные направления, которые позволяют определить цели и задачи методической службы для эффективной деятельности образовательного учреждения:

  1. Система управления образовательным учреждением. Дается анализ и оценка эффективности и действенности управления содержанием и качеством подготовки специалистов. По Зверевой В.И. под “эффективностью управления” понимается результат достижения целей управленческой деятельности, “действенность управления” – это результат достижения целей.
  2. Структура подготовки специалистов. Анализ структуры подготовки специалистов производится с целью определения перспективы развития образовательного учреждения.
  3. Содержание подготовки специалистов. Содержание подготовки оценивается на основе анализа соответствия профессиональных образовательных программ и комплекса их учебно-методического сопровождения требованиям государственного образовательного стандарта
  4. Качество подготовки специалистов. Оценка качества подготовки специалистов осуществляется учебным заведением на основе анализа результатов итоговых аттестаций выпускников за последние пять лет, контроля знаний учащихся.
  5. Эффективность педагогического труда педагогов. За элемент структуры педагогической деятельности педагога по Кузьминой Н.В. принимается умения педагога, его личностные качества и способности. Где в первой части оцениваются психологические и общие методические результаты деятельности педагога, и во второй оценка специальных умений педагога и результатов его труда.
  6. Система и содержание воспитательной работы. Смысл обследования по этому направлению заключается в том, чтобы изучить уровень воспитанности учащихся, оценить содержание, методы и формы организации воспитывающей деятельности образовательного учреждения.
  7. Кадровое обеспечение. Оценивается состояние и динамика кадрового обеспечения. При этом анализируется: соответствие базового образования педагогов, их специальности занимаемой должности; возрастной состав педагогов.

После анализа ситуации, мы сможем получить объективную информацию о состоянии педагогического процесса в учебном заведении. Важным механизмом данного этапа является рефлексия, которая обеспечивает процесс самоанализа и активного осмысление состояния действий индивида и других людей, включенных в решение задачи (Зверева В.И.). Рефлексия позволяет субъекту осознать свой опыт не только на уровне мышления, но и на уровне чувств и эмоций. А поскольку эмоции участвуют в формировании мотивов, то они наполняют его необходимой энергией. Инструментарием для самообследования могут служить как активные, так и пассивные методы. Активные – анкетирование, собеседование, тестирование, шкалирование, социометрические измерения. Пассивные – наблюдение, количественный – и качественный анализ продуктов деятельности.

Фиксация потребностей педагогов и управленцев в методической службе включает в себя:

  1. Диагностику социально-педагогической деятельности коллектива учебного заведения.
  2. Определение основных ценностных ориентаций и мотивов деятельности педагогов и учащихся.
  3. Определение готовности личности педагога и коллектива образовательного учреждения к переходу на методическую службу нового типа.

Следующий третий шаг данной работы формулировка заказа. Определение основных приоритетов в содержании методической работы для решения выявленных проблем. Сбор информации, ранжирование ценностей и мотивов повышения методического мастерства педагогов. Разработка предложений по созданию целостной системы методической службы. Определение ресурсов, времени, технологии.

Четвертый шаг постановка целей методической службы. Если цель реальна, то она вызывает у человека активность. В содержательном плане целями являются приобретаемые педагогами профессиональные знания и умения. Наличие конкретных и обоснованных целей позволяет разработать качественные планы и программы учебно-воспитательного процесса. Планирование дает гарантию получения определенных результатов к заданному сроку. Планом определяется совокупность действий, этапов деятельности, задач и других, необходимых и достаточных для того чтобы получить ожидаемые результаты. Им же предусматривается и то, сколько времени потребуется на выполнение каждого отдельного этапа, действия или задачи в целом, так как ряд действий могут выполняться в нем параллельно. План регламентирует и организационные отношения между субъектами, за выполнение этих действий, то есть кто, что, когда, как и во взаимодействии с кем будет делать.

Одной из самых сложных задач обучения персонала является обучение педагогов при введении новшеств. Если инициатива в использовании новшества исходит от самого педагога, то, как правило, проблем с его обучением не возникает. Он активно занимается самообразованием: читает литературу, посещает уроки коллег, работающих по новой технологии, находит возможность пройти обучение на специальных курсах, ведет самостоятельные разработки. Когда инициатива исходит не от педагогов, а от руководителей учебного заведения, необходимо организованное обучение. Оно выполняет задачи мотивации и подготовки педагога к освоению новшеств.

В процессе обучения должны быть приобретены не только знания, сформировано общее представление о технологии, но и выработаны первоначальные профессиональные умения.

Педагог приобретает свободу и может применить знания тогда, когда у него достаточно умений, чтобы спланировать не один урок или мероприятие по заданному образцу, а самостоятельно выстроить весь учебный процесс. Это означает, что основными профессиональными умениями для работы педагога в новой технологии являются проектировочные - умение планировать обучение на год и четверть, разрабатывать планы проведения уроков. Успешность применения нового зависит не просто оттого, способен или нет, педагог применить на практике определенный метод, а в большей степени оттого, насколько правильно он его применяет в определенном контексте: на данном этапе обучения, при решении конкретной учебной задачи, в работе с конкретными учащимися. Развитие профессиональных умений должно осуществляться именно в этом направлении.

Обучение новому нельзя считать полным, если педагог сам не умеет оценить результаты используемого новшества, проанализировать свою деятельность и выявить скрытые причины недостатков. Наличие проектировочных и аналитических умений делают педагога субъектом, без них он будет способен лишь скопировать чужой опыт.

Новые ценности методической работы в нашем лицее определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня педагогического мастерства педагогов рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в её процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества учителя. Следовательно, возникает необходимость в создании для всех педагогов широких и разнообразных оснований для самосовершенствования, повышения своего профессионального статуса и организации в лицее общекультурной развивающей среды, которая являлась бы важнейшим фактором развития и саморазвития педагогов. Для этого необходимо развести усилия, которые будут направлены на осуществление публичной, официальной методической и организационно- педагогической работы, которая необходима каждому педагогу. И добиться этого без построения такой ситуации, когда педагог будет обязан и захочет достигать большего – сложная и интересная работа методической службы.

Всю работу в нашем лицее планируем так, чтобы были созданы условия, при которых происходит формирование и развитие личности педагога, его профессиональный рост (Приложение 1). Для организации непрерывного образования педагога используются разнообразные формы работы:

  • самообразование педагогов;
  • методические объединения педагогов, мастеров п\о, классных руководителей и воспитателей лицея;
  • школы передового опыта, творческие группы;
  • семинары-практикумы
  • различные конкурсы профессионального мастерства;
  • педагогические чтения.

В процессе внутрилицейского обучения для усиления мотивации, учета индивидуальных особенностей педагогов в лицее используются различные методы и подходы:

1. Постоянно действующий режим консультирования.

Консультирование осуществляют лучшие педагоги лицея. Оно может осуществляться в индивидуальном режиме, а также проводиться связи с тенденциями затруднениями, возникающими у ряда педагогов.

2. Проблемно-ситуационное обучение .

Это обучение является перспективным видом обучения. Обучение проводится путём использования реальных, живых, только что возникших ситуаций.

3. Проектное или программное обучение .

Группа педагогов определяет для себя направление деятельности, разрабатывает программу, реализацию которой осуществляет совместно или каждый в отдельности, но при совместном обсуждении достигнутого и неудавшегося.

Заключение.

В работе представлен инновационный проект по переходу на методическую работу нового уровня. Данная работа предполагает получить такой продукт обучения, который компетентен во всех отношениях.

  • фиксацию нормативных, знаниевых, ценностных и др. затруднений у педагогов, учащихся, управленцев, которые приводят к возникновению проблемы;
  • изучение различных источников, литературы, ее научный анализ, позволяющее определить научно-практические основания разрешения подобных проблем;
  • изучение сложившегося опыта работы над аналогичной проблемой;
  • типологизация средств разрешения проблемы;
  • обучение педагогического коллектива управленческой рефлексии, технике коррекции субъективного состояния в проблемной ситуации;
  • построение модели нового вида деятельности, позволяющего снимать противоречия и приводить к решению проблем;
  • разработка необходимых дидактических, психолого-педагогических и других средств;
  • апробация новой модели деятельности;
  • выработка методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса, направленных на разрешение проблемы и получение нового качества.

Организация работы по данному содержанию позволит организовать зоны саморазвития каждого педагога, обучающегося и всего педагогического коллектива. Основываясь на человекоцентристской управленческой позиции, была поставлена задача создания благоприятного психологического микроклимата, активизации деятельности педагогов на основе добровольного выбора способа, глубины и метода, которые будут осваивать каждый член педагогического коллектива.

Разделы: Администрирование школы

Методическая работа в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленный на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов.

Наша школа с 2002 года работает в режиме эксперимента. Первая экспериментальная площадка работала над темой “Психолого–педагогические условия становления индивидуальности в адаптивной многопрофильной школе”.

Результаты этого эксперимента и необходимость перехода старшей ступени школы на профильное обучение помогли определить тему работы новой опытно-экспериментальной площадки: “Становление индивидуальности учащихся адаптивной профильной школы в процессе подготовки к выбору профессионального образования и карьеры” .

Процесс обновления школьного образования, вовлечение нашего учебного учреждения в экспериментальную работу потребовал от нас не только определённых управленческих действий, обновления содержания образования, но и некоторой реконструкции системы методической работы с кадрами.

В условиях эксперимента методическая работа должна быть ориентирована в первую очередь на раскрытие творческого потенциала каждого педагога и педагогического коллектива в целом, на создание условий для роста профессионального мастерства педагогов, а, в конечном счете, на повышение качества и эффективности образования.

Для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении.

Методическая служба нашей школы включает следующие отделы:

  • Информационно-ресурсный, где рассматриваются вопросы программного обеспечения, нормативно-правовой базы, организации методического банка данных.
  • Консультативный отдел – это диагностика педагогических затруднений, возможностей, потребностей; а также наставничество.
  • Методический отдел рассматривает вопросы самообразования учителей, повышения квалификации, курсовой подготовки.
  • Опытно-экспериментальный отдел – инновационная деятельность, обобщение опыта.
  • Аттестационный отдел отвечает за профессиональный рост педагога.

Нами разработана следующая структура методической службы школы.

  • Педагогический совет

– высший орган коллективного руководства методической работой. В состав педагогического совета входят все педагоги образовательного учреждения.
Функции Педагогического совета: планирование, экспертиза, принятие решений.

  • Заместители директора по учебно-воспитательной работе

– выступают в роли координаторов, обеспечивают взаимодействие равнозначных структурных компонентов методической службы школы.
Заместители директора выполняют следующие функции: планирование, информационно-аналитическая деятельность, педагогическая диагностика, первичная экспертиза, выявление и распространение передового педагогического опыта, индивидуальное и групповое консультирование, адресная помощь педагогам.

  • Предметные группы (ПГ)

– в предметные группы объединяются педагоги одной образовательной области или нескольких смежных дисциплин. Предметная группа осуществляет проведение образовательной, методической и внеклассной работы, нацеленной на решение следующих задач:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • организация повышения квалификации учителей;
  • отбор содержания и составление образовательных программ по предмету с учётом вариативности;
  • совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально – технического обеспечения;
  • утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных и выпускных классах;
  • взаимопосещение уроков по определённой тематике, организация открытых уроков;
  • выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов по предмету;
  • ознакомление с методическими разработками по предмету;
  • организация и проведение предметных недель, первого этапа предметных олимпиад, конкурсов.

Руководитель предметной группы назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов данной группы. Функции руководителя предметной группы: сбор информации, диагностика учебно-воспитательного процесса по предмету, определение наставников для молодых специалистов, курирование аттестующихся педагогов.

В школе организованно 6 предметных групп:

  • ПГ учителей математики и информатики;
  • ПГ учителей начальных классов;
  • ПГ учителей естественно-научного цикла;
  • ПГ учителей лингвистики;
  • ПГ учителей истории и обществознания;
  • ПГ учителей технологии, ИЗО и физической культуры.

Помимо предметных групп, в структуру методической службы школы входят

  • Экспериментальные лаборатории

– экспериментальные лаборатории объединяют педагогов, работающих над одной исследовательской темой. Причём это могут быть учителя, работающие в разных образовательных областях. Экспериментальная лаборатория создаётся для решения части задач, связанных с экспериментальной деятельностью школы. Среди них:

  • Проведение педагогических экспериментов;
  • Развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс, координация и стимулирование поиска эффективных технологий;
  • Организация исследовательской работы педагогов, утверждение индивидуальных планов;
  • Отчёты о самообразовании учителей;
  • Оценка эффективности экспериментальной деятельности педагогов.

В данный момент в школе работают 4 экспериментальные лаборатории.

Лаборатория №1 работает над темой “Выбор как средство развития индивидуальности ученика, навыков его самоопределения, планирования образовательного маршрута и профессиональной карьеры”. Экспериментальная работа основывается на использование в урочной и внеурочной деятельности форм, методов и приемов мотивации и стимулирования саморазвития учащихся, развитие индивидуальных креативных способностей, формирование рефлексивных качеств для развития личности школьника и его профессиональных интересов.

Лаборатория №2 работает над темой “Методическое обеспечение процесса профилизации адаптивной школы”. Основные направления работы: 1)диагностика профессиональных интересов старшеклассников; 2)проектирование индивидуального “Режима жизнедеятельности”; 3)развитие индивидуальных способностей в процессе профилизации школы.

Лаборатория №3 - “Психолого-педагогическое обеспечение процесса профилизации адаптивной школы” работает по направлениям: 1) диагностика профессиональных интересов учащихся, 2)выявление методических условий, способствующих развитию профессиональных интересов школьников, 3)психолого-педагогическая и методическая поддержка в развитии навыков принятия решения и самоопределения.

Лаборатория №4 - “Управленческий ресурс школы развития индивидуальности” работает над проблемой создания оптимальной модели управления школой, формирования новой организационной культуры школы, ориентированной на развитие и саморазвитие.

Руководители экспериментальных лабораторий назначаются приказом директора, в их функции входит: сбор информации, диагностика учебно-воспитательного процесса по теме эксперимента, курирование работы педагогов-исследователей.

Деятельность лабораторий по достижению поставленных целей контролирует:

  • Руководитель научно-экспериментальной работой

– в его функции входит проектирование и координация экспериментальной деятельности педагогов, обеспечение взаимодействия работы лабораторий. А также планирование, информационно-аналитическая деятельность, контроль за ходом эксперимента, организация и проведение семинаров по распространению результатов экспериментальной деятельности.

  • Социально-психологическая служба сопровождения:

– в её состав входят школьный психолог, учитель-логопед и социальный педагог. Основная задача службы – обеспечение высокопрофессиональной консультативной, диагностической, коррекционной помощи детям, педагогам, родителям. Служба выполняет следующие функции: сбор информации о проблеме, консультирование педагогов и родителей по запросам, диагностика учебно-воспитательного процесса.

  • Методический совет
  • является главным связующим звеном всех подструктур. В состав методического совета входят директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководитель научно – экспериментальной работой, руководители предметных групп и экспериментальных лабораторий.

Функции методического совета школы:

  • Диагностическая (мониторинг педагогической деятельности, анализ, аттестация педагогических кадров);
  • Информационная (информационная поддержка педагогов, формирование банка данных);
  • Научно-исследовательская (координация научно-исследовательской деятельности, презентация инновационного профессионального опыта);
  • Организационная (подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, стимулирование труда педагогов);
  • Образовательная (внедрение и апробация современных технологий, экспертиза и утверждение программ).

Взаимодействие методического совета с предметными группами, экспериментальными лабораториями, социально-психологической службой носит характер интегративного управления.

Предлагаемая нами модель методической службы позволяет организовать методическую работу на проблемно-диагностичекой основе, отследить и подробно проанализировать результаты работы. Делегирование полномочий позволяет стимулировать и создавать условия для методического совершенствования педагогов, обеспечить опережающую реакцию на проблему.

Субъекты образовательного процесса находятся в едином творческом поиске. Построение методической службы по предлагаемой нами схеме даёт возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации готовых планов и в выполнении разработанных рекомендаций, но и принимать активное участие в их разработке.