Учимся не обращать внимания на мнение других людей. Как не зависеть от мнения окружающих

Мы живём в социуме, поэтому невольно прислушиваемся к мнению окружающих нас людей. А род человеческий и хлебом не корми – дай поговорить, посплетничать о других. Но иногда мнение о нас нелицеприятно. И, когда Вы случайно услышите в Ваш адрес плохие слова, у Вас невольно возникает вопрос: «Как себя вести? Проигнорировать или ответить тем же?»

Любому из нас присуще иметь свою точку зрения на события и людей, но некоторые не могут смело в глаза заявить о своих мыслях на счёт происходящего. Другие же не стесняются высказывать свой взгляд на данную ситуацию.

Мнение – это оценка какого-нибудь предмета, происходящего или жизненной ситуации, которая проходит через призму восприятия мира отдельным индивидуумом. Отсюда следует, что каждый человек смотрит на ситуацию, исходя из собственного жизненного опыта. Поэтому мнение любого из нас, отдельно взятого, не может быть абсолютно верным. Наше мнение не есть аксиома для других людей. Каждый из нас имеет право на свою точку зрения.

Каждое мнение должно подвергаться сомнению, оцениваться и не восприниматься безоговорочно. Если Вы уважаете человека, то это не значит, что его мнение должно всегда совпадать с Вашим.

Не важно, отрицательное или положительное мнение о Вас имеют люди, важно задуматься, в связи с чем у них сложилась такая точка зрения, что этому сопутствовало. Может человек, услышав какую-то фразу из Ваших уст, ошибочно отнёс её на свой счёт, и тем самым его мнение о Вас резко поменялось.

Не очень приятно, когда люди, не зная Вас, полностью полагаются на мнение кого-то о Вас. Таким людям тяжело доказать обратное, да и стоит ли?

Люди, которые реагируют адекватно на замечания других, не переходят на личности – это уверенные и независимые личности. Если же человек в своих действиях основывается на точку зрения других, прежде чем что-то сделать – этот человек, скорее всего, не уверен в себе, безволен, склонен к пессимизму, замкнут и во всём ждёт подвоха. Такие люди всегда ждут похвалы и одобрения от окружающих. Этот типаж людей в глаза будет говорить одно, а за глаза – другое, их мнения меняются со скоростью света. Они, даже имея свою точку зрения на ситуацию, боятся её высказать, и страх этот связан с тем, что их могут осудить, высмеять за его якобы ошибочное мнение. Безликие фразы такие люди воспринимают как осуждение в их сторону.

Конечно, мы не должны быть равнодушны к чужому мнению, но должны помнить, что это субъективная точка зрения. Если так думает один человек, то это не значит, что так думают все. Найдутся и у Вас единомышленники.

Нужно уметь принимать решения самостоятельно. Конечно, можно спросить чьё-то мнение, но, проанализировав все за и против, мы должны принимать своё, единственно правильное для себя решение, не оглядываясь на мнения окружающих. Только так мы не попадём в зависимость от чужого мнения.

Постарайтесь больше общаться с людьми. Чем шире круг общения, тем больше шансов не попасть в зависимость от чужого мнения, так как у Вас появляется больше различной информации, и Вы узнаёте различные взгляды на жизнь.

Большинство людей частенько переживают о том, что подумают о них другие люди. И неважно, близкие это или незнакомцы с улицы. Психологи говорят, что связано такое поведение с нашим восприятием себя как личности. Нередко случается и такое, что выбор, неважно работа это или даже выбор пары для отношений, дается нам гораздо сложнее из-за страха осуждения и критики со стороны окружающих. В этом и кроется одна из самых больших личности. Что же такое, независимость от мнения окружающих?

Почему мы обращаем внимание на мнение окружающих, даже если нам этого совсем не хочется

Порой критика со стороны бывает очень даже полезной, а иногда даже страх осуждения уберегает нас от неправильных поступков. Если бы всем было абсолютно плевать на мнение людей вокруг, то нормы морали отошли бы сразу на второй план. Кто-то начал бы бегать голышом в общественных местах, кто-то устраивал бы драки, а прохожие проходили мимо и так далее. Поэтому здесь можно сделать очевидный вывод, что страх осуждения может выполнять полезную защитную функцию для организма. Почему мы обращаем внимание на то, что думают люди вокруг о нас, как не обращать внимания на мнение окружающих? Тут все просто. Наше собственное восприятие своей личности базируется на хороших и плохих мнениях окружающих людей. Работает это таким образом: люди вокруг уверены, что вы милый, добрый человек, который всегда придет на помощь, и каждый человек стремится поддерживать свой образ, чтобы собственное восприятие личности не пострадало. Но, к сожалению, все не так просто, ведь личность - это не про то, что думают вокруг, это просто мы с вами. Вопрос, а что скажут люди, должен остаться в прошлом.

Зачем нам мнение окружающих

Конечно, не обращать на 100% внимание на мнение людей вокруг вряд ли возможно. Даже самые уверенные в себе прислушиваются к критике дорогих им людей. Все мы живем в обществе, поэтому в какой-то мере всегда зависим от мнения людей. И это нормально. Однако проблема чрезмерного беспокойства и даже самой настоящей зависимости от того, что же скажут другие - настоящая проблема не одной тысячи, а то и сотни тысяч людей.

Мы живем в ограничениях, которые придумали себе сами. Это и мешает нам жить полноценной, яркой жизнью, открываться чему-то новому и радоваться каждой мелочи вокруг. Вы только представьте, каким был бы мир, если бы каждый человек занимался только тем, что ему по душе, общаться только с теми, кто нравится, жить так, как хочется, а не как предписывает общество. Наверное, Земля начала бы вращаться быстрее от той энергии, если бы каждый человек не обращал внимание на мнение окружающих. Такая жизнь и является целью существования практически каждого человека. По крайней мере должна быть таковой. Повторяйте себе: "Мне все равно, что обо мне думают". Теперь нужно разобраться, что делать, если мнение окружающих стало самой настоящей зависимостью.

Как побороть в себе страх осуждения и не обращать внимание на мнение людей вокруг

Признание проблемы - это уже половина дела в процессе ее решения. Проблема зависимости от других исследуется психологами уже не одно десятилетие. Постараться решить ее можно при помощи следующих правил, которые должен усвоить каждый. Как изменить свое отношение к чужому мнению?

Не выдумывайте лишние проблемы

Если каждое ваше слово или поступок не обходится без бесконечных раздумий о том, что скажут другие, поздравляем - у вас зависимость. Чтобы начать с ней борьбу, просто попытайтесь осознать, что вы - не центр вселенной, и большинству окружающих просто не до вас, они также заняты мыслями о том, что скажут другие уже о них самих. Поэтому, если вам кажется, что вас осуждают, просто подумайте о том, что, скорее всего, окружающим все равно. Примерьте ситуацию на себя, вы же не думаете про каждого первого встречного, составляя подробное мнение о каждом. Поможет осознать такое положение вещей следующее упражнение: сделайте что-то такое, что для вас кажется из ряда вон выходящим и посмотрите, как на это отреагируют окружающие. Вы заметите, что услышите комментарий только от своих друзей или знакомых, когда остальные просто пройдут мимо с полным безразличием. Запомните, никто о вас не думает, кроме родных людей.

Только подумайте на секунду, что все мы живем один раз и жизнь - весьма короткая штука, получается, вы готовы позволить мнению и мыслям чужих людей испортить вам эту самую жизнь? Звучит глупо, согласны? Как только вы начнете думать обо всех проблемах с такого ракурса, вы поймете, что большинство из них просто не стоят вашего внимания. Психологи советуют не принимать во внимание мнения других людей еще по одной веской причине: их взгляды с течением времени меняются кардинально. Особенно это касается моды. Допустим, вы один из первых купили поясную сумку и услышали кучу насмешек вокруг. Пришли домой, расстроились, закинули сумку на самую дальнюю полку, а через две недели с таким аксессуаром ходит каждый второй. Будем доставать назад сумку? И это касается любой мелочи, будь то стрижка, будь то форма бровей. В этом мире все меняется, а человеческое мнение в первую очередь.

Как не зависеть от мнения окружающих

Тут все просто, чтобы не зависеть от чужого мнения, нужно просто свести к минимуму те случаи, когда нам приходится задумываться о мнении окружающих. К счастью, это возможно, нужно лишь быть уверенным в себе и своих поступках. Наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался с таким «феноменом», который, несмотря на странную одежду, речь, поведение, нормально воспринимался окружающими людьми без капли осуждения. Получается, если ты уверен в себе и в своих поступках, эта уверенность воздушно-капельным путем передается окружающим людям. Если вы надели новенькую поясную сумку и чувствуете себя на улице с ней максимально неловко, также начнут относиться к вам и окружающие. А некоторые даже сочтут необходимым самоутвердиться за ваш счет. Но кардинально меняется ситуация, если вы с этой же сумкой идете уверенно, с высоко поднятой головой, абсолютно игнорируя всех вокруг. В таком случае, что сделают другие? Скажут, что тоже хотят себе такую сумку. Тут станет легче не обращать внимание на мнение окружающих.

Любовь к самому себе - основа основ

Если вы сами себя постоянно осуждаете, ненавидите и так далее, конечно же, вас не покинет мысль о том, что окружающие люди такого же мнения о вас. Здесь проблема кроется в самостоятельно созданных убеждениях. Принять себя не так просто, зачастую здесь даже не обойтись без помощи психолога, но это действительно отличное решение проблемы. Давайте попробуем разобраться, как же все-таки принять себя. Начнем с анализа того, что вам в себе не нравится и лучше всего будет записать это по пунктам на бумаге. Теперь оцените то, что вы написали, и подумайте, как изменить это в себе.

Самое банальное - вы полный человек, определитесь, как вам это исправить. Подбирать более правильную одежду, чтобы чувствовать себя комфортно, или избавиться от лишних килограммов. Бывает так, что то, что нам в себе не нравится, мы изменить не в силах. Например, рост. В таком случае, просто подумайте о том, что все могло быть еще хуже, чем есть. Всегда найдутся более «неидеальные» в вашем понимании люди с такой же проблемой. Но здесь тоже есть опасность, принять себя будет еще труднее, если вы начнете в каждом выискивать недостатки и постоянно анализировать, что еще можно было бы в себе изменить. Задача принятия себя в том, чтобы сделать это таким, какой вы есть. И только спустя какое-то время к вам придет осознание того, насколько несущественными можно считать те мысли, которые крутились у вас в голове ранее. Вы начнете относиться ко всему проще и перестанете загонять себя в угол по пустякам. Как писал всем известный Р. Брэдбери, каждый человек может получить то, что ему необходимо, но только в том случае, если это вам действительно нужно. Усвойте, что мнение окружающих в психологии почти ничего не значит.

Контролируйте себя

Не знаете, как не обращать внимание на мнение окружающих? Контролируйте себя!Если у вас есть своя точка зрения - это еще не значит, что нужно игнорировать чужое мнение. Всегда найдутся люди, которые имеют больший опыт, следовательно, они более компетентны в некоторых вопросах и могут помочь вам построить бизнес, например. Перед тем как принять решение, нужно понять, обусловлено оно собственными потребностями или навязано окружающими. Часто может показаться, что решение принято самостоятельно, а на деле оказывается, что за нас это сделали родители, супруг, друзья, а мы просто озвучили их волю, как свое желание.

Самый банальный пример - пора жениться, часики тикают, все уже имеют семью, а ты нет. И тут начинаются поиски «ну хоть кого-нибудь», лишь бы быть как все. Люди покупают то, что им не нужно, потому что это модно, строят из себя тех, кем не являются, только для того, чтобы соответствовать чужим ожиданиям. Поэтому перед тем, как принять решение, обязательно подумайте, надо ли это вам, в противном случае очень легко сбиться с намеченного пути. Страх мнения окружающих - убийца мечты.

Научитесь игнорировать чужое мнение, если оно неконструктивно

Критика - это хорошо, но только в том случае, если она обоснована. Известный писатель Элберт Хаббрад считал, что, если человек боится, что его действия раскритикуют, то «ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем». Естественно «быть никем» не хочет никто, поэтому учимся принимать конструктивную критику в свой адрес и анализировать ее.

Всем известный Стив Джобс в своей речи к выпускникам Стэнфорда сказал: «Ваше время ограничено, не тратьте его, проживая чужую жизнь».

Критика от опытных, компетентных людей, которая аргументирована и обоснована, только поможет вам развиваться и расти. Оскар Уальд говорил, что критикуют без оснований те, кто не может создать что-то свое, и таким образом люди просто самоутверждаются. Их нужно пожалеть, а относиться к ним лучше с юмором и легкой иронией. Таким образом, можно перестать думать о мнении окружающих.

Что такое неуверенность в себе

Неуверенность в себе - это ваш самый главный враг, который мешает достичь цели и успеха в любых делах. И если страх - это вполне нормально чувство, которое сопровождает любые начинания, то сомнение в собственных силах можно назвать самой большой проблемой. И касается это абсолютно любой сферы жизни. Будь то решение начать свой бизнес, смена работы или профессии, выбор будущей пары и любой важный шаг в жизни может сопровождаться сомнениями, бесконечным анализом. Однако именно эти сомнения могут стать настоящей проблемой в процессе принятия правильного решения. И если сомнения - это норма, то неуверенность в себе - это злейший враг.

Неуверенность, она бывает разная

Теперь попытаемся разобраться, как избавиться от везде преследующего чувства постоянной неуверенности в себе. Кто-то сомневается в своей внешней красоте, кто-то не уверен в своих профессиональных способностях, кто-то считает, что не достоин хороших отношений. Они просто не уверены в том, что смогут справиться с этим. Бороться с этим можно при помощи двух простых упражнений, важно лишь выполнять их на регулярной основе в течение как минимум месяца. В идеале столько, сколько понадобится для того, чтобы навсегда забыть о своей пагубной неуверенности. Итак, приступим к упражнениям, которые научат, как не зависеть от мнения окружающих:

  • Первое упражнение заключается в том, чтобы оставить в прошлом фразы из разряда «я жирная», «я не красивая», «я тупая» и так далее. Это как минимум невежливо по отношению к тем, кто действительно имеет проблемы и физические дефекты внешности. Теперь вводим в привычку правило улыбаться каждую свободную минутку своему отражению в зеркале и каждое утро начинать с трех комплиментов в себе. Действует безотказно! И последнее правило данного упражнения - исправление недостатков, которые не дают покоя. Не нравится лишний вес? Сбросьте пару килограмм, это лучшее, что вы сможете сделать для себя и своего здоровья. А еще существуют визажисты, парикмахеры, косметологи, суть работы которых и заключается в том, чтобы сделать своих клиентов красивыми и счастливыми. Тут дело за вами. Если лишних денег нет, заниматься собой всегда можно в домашних условиях.
  • Никогда не бойтесь ошибок. Постоянно напоминайте себе о том, что все великие люди шли к своему успеху через ошибки, промахи. Чтобы бы было, если бы каждый из них сдался? Мир был бы лишен множества достойных открытий, музыки, изобретений. Все мы знаем, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Фраза стара, как мир, но не теряет своей актуальности и по сей день. Мало мотивации? Изучайте биографии известных людей, и вы поймете, что ошибки - это не удел слабых, это нормально.
  • Не забывайте, что вы, как и любой другой человек, заслуживаете счастья. Повторяйте себе каждое утро одну фразу: «Я справлюсь». Все люди, которыми вы восхищаетесь, начинали с малого. Кому-то было проще, а кому-то еще труднее, чем вам. Но что было бы, если бы каждый миллионер, когда работал почтальоном, как Дональд Трамп, сомневался в своих силах? Они рисковали, они побеждали, они падали и поднимались. И вас ждет тоже самое. Попробуйте вести дневник своих достижений, но только не скромничайте и выходите как можно чаще из зоны комфорта. Если вас до дрожи пугает что-то новое, значит, пора это что-то новое осуществить. Несколько раз в неделю делайте что-то непривычное, проще говоря, покидайте свою зону комфорта.

Чтобы эффект от упражнений был максимальным, а ваши изменения в себе было бы проще отследить - заведите ежедневник, где отмечайте свои достижения и ошибки, которые после можно будет легко проанализировать.

Смысл школьной оценки как своего рода обратной связи от учителя к ученику - дать понять последнему, с каким качеством он выполнил то или иное задание. Сторонники данного подхода, таким образом, полагают, что без выставленной оценки ученик не узнает, хорошо или плохо он подготовился.

Но так ли необходима учащимся такая обратная связь? Допустим, школьник рассказывает у доски стихотворение. На этот раз ему не повезло - он, как известно, учил, но забыл и потому прочел наизусть лишь половину стиха. Между двойкой и тройкой, скажем мы, будучи людьми опытными. Правда, все зависит от учителя, от его настроения и отношения к этому ученику, от самого ученика и от его репутации, ну, еще и от размера стиха. Все правильно, но разве в данном случае сам ученик, как и весь остальной класс, не видит безо всяких оценок, что домашняя работа сделана явно некачественно? Видит, конечно. Так зачем же в этом случае оценка?

А если учащийся рассказал стихотворение полностью, кое-где даже пытался читать его с выражением, но учительница поставила ему четверку? Ученик, ожидая пятерку, обижен. Налицо конфликт из-за неопределенности критериев оценки.

Или другой случай - школьник сдает на проверку письменную работу. Допустим, что он сам не знает, с каким качеством выполнил задание. Получив от преподавателя тетрадь с пометками, указывающими на конкретные ошибки, он получает детальную обратную связь, учтя которую сможет в дальнейшем откорректировать свое поведение - правильно писать то или иное слово, правильно решать тот или иной пример. Зачем ему в этом случае еще и отметка, которая носит обобщенный характер и не может указывать ни на ошибки, ни на определенные достоинства работы? Если, скажем, ученик захочет сравнить качество выполненного им и его соседом по парте задания, то он сможет это очень легко оценить по количеству пометок, сделанных красными учительскими чернилами в своей и в чужой тетради. То же самое он сможет сделать, если захочет сравнить свою нынешнюю успеваемость и успеваемость в прошлом месяце. В любом случае отметки ему для этого не нужны.

Получается, что как инструмент обратной связи от учителя к ученику отметка не выполняет своей функции в должной мере. Для чего же она тогда нужна?

Как функция побуждения ученика к учебе, скажут сторонники школьных оценок. (И будут, в общем-то, правы). Отрицательная отметка используется как наказание нерадивого ученика, а положительная - как справедливая награда. Сама собой напрашивается аналогия с ослом, которого, если ведет себя плохо, наказывают палкой, а если идет туда, куда надо, то награждают морковкой. Или когда зоопсихологи хотят выработать у лабораторной крысы навык прохождения лабиринта, то успех крысы подкрепляется кусочком сыра, а за неуспех она получает удар током. Отметка школьника, оказавшегося в этой замечательной компании, куда гуманнее, скажут сторонники оценок. Ведь раньше вместо оценок в школах применялись телесные наказания.

Прогресс налицо. Однако не кажется ли вам, уважаемые читатели, что современный школьник или студент заслуживает иных способов и приемов мотивации для эффективного обучения сложным наукам.

Итак, отметка в данном случае может выступать как своеобразные "кнут и пряник". Только эти стимулы очень тяжелы для психики ребенка.

Отметки и дети

Сосредоточение детей с самых ранних лет на оценках в ущерб освоению учебного предмета приводит в действие механизм, известный в психологии как "сдвиг с мотива на цель". Главным мерилом личности ребенка выступают получаемые им оценки - по крайней мере, он так считает. Это, конечно же, не так, есть более важные вещи: нравственное развитие, интеллект, собственно знания и умения, здоровье, наконец, но детский ум не всегда может понять эти тонкости.

Став эквивалентом успеха, отметка превращается в своеобразную валюту, некое золото. Покалеченный оценками ребенок, приучаясь больше ценить не содержание, а форму, становится взрослым и видит, что в большом, уже не школьном, мире действуют порой те же искривленные стандарты: деньги зачастую важнее, чем способ их зарабатывания. Таким образом, система оценивания с детства развращает душу ребенка. Помните, как Том Сойер выменял у своих приятелей призовые купоны (аналог оценок) и предстал перед удивленной школьной комиссией круглым отличником. Ради оценок школьники в реальной жизни идут на маленькие преступления: тайком ставят себе четверки и пятерки в журнал, подчищают плохие отметки в дневниках.

При существующей системе оценок происходит разделение детей на касты - "аристократов-отличников", "разночинцев-середнячков" и "неприкасаемых-отстающих", находящихся на разных уровнях школьной табели о рангах. Трагизм в том, что это разделение зачастую закрепляется в сознании ребенка и переходит во взрослую жизнь.

А знаем ли мы ужасающую статистику детских самоубийств во всем мире из-за плохих отметок, полученных на экзаменах? В конце прошлого века в Японии, например, это было существенной проблемой для семей, где выпускники школ не получали проходного балла в вузы.

Пожалуй, лишь школьные психологи да врачи владеют достаточной информацией о том, сколько нервных расстройств происходит у детей, особенно в конце четверти или учебного года.

Но есть и положительные примеры. Ольга Матвеева, опытный школьный психолог, рассказывает, что, с тех пор как уже более 10 лет назад в московской школе №1205 была внедрена система безотметочной обратной связи в младших классах (с первого по четвертый), у детей существенно уменьшились и в некоторых случаях практически полностью сошли на нет такие функциональные расстройства, как невротические реакции, тики, подергивания, энурез. Дети стали более спокойны, уверены в себе, повысилась успеваемость - реальная, а не отметочная. И это, к счастью, далеко не единичный пример.

Все чаще и чаще в младших классах детям не ставят отметки, а старшеклассники, избавленные от необходимости заботиться о "среднем балле" и ориентированные на поступление в вуз, все меньше тревожатся о том, что у них "выходит в четверти" или "за год". Одна коллега рассказывала, что сын, обращаясь к ней, говорил: "Я предмет знаю, ты знаешь, что я знаю, а на отметки мне наплевать".

Отметки и родители

Известно, что задача воспитания - помогать формированию взрослого элемента личности школьника, то есть сознательности, ответственности, самостоятельности, умению управлять собой. Каждодневная же оценка со стороны воспринимается ребенком (да и взрослым человеком) как постоянная угроза его собственной самооценке, его личности.

Вспомните известную картину Решетникова "Опять двойка!". Ее можно было бы назвать "Как создается комплекс неполноценности". Попробуем объяснить ее содержание, например, инопланетянину, с которым вместе ходим по картинной галерее. Он никак не поймет, почему пришедший домой мальчик изображен таким грустным.

Понимаешь, - скажем ему мы, - мальчик этот, наверное, неплохой, но оболтус порядочный. Учится он просто отвратительно, вот в чем дело. Это ведь не первая двойка у него. Он уже всех замучил своими отметками. Смотри, как мама переживает. Папы на картине нет, он на работе. Вот он вечером придет, он покажет своему сыну, поучит его уму-разуму!

Это хорошо, что папа его поучит, - скажет добрый инопланетянин, - наверное, его в школе не очень хорошо учат. Но почему мальчик так переживает? Ведь неудачи в процессе освоения новых знаний вполне естественны, не так ли? Зачем же его наставник подвергает мальчика дополнительным стрессам? Разве он не должен делать так, чтобы учение было интересным и радостным?

Позиция родителей по отношению к школьным отметкам своих детей должна быть по возможности гуманной. Вы вашей властью можете ввести у себя дома "безоценочную зону". Встречайте ребенка, возвращающегося из школы, вопросом не "Что ты получил(а) сегодня?", а "Что было интересного в школе, что ты узнал(а) нового, полезного? Расскажи, пожалуйста, мне тоже интересно!".

Ни в коем случае не ругайте ребенка за плохие отметки, не наказывайте его, не торгуйтесь - мол, будет у тебя в четверти по математике пятерка, купим тебе роликовые коньки.

А что же, мне его за двойки по головке гладить, что ли? - возмутятся некоторые родители.

Если ребенок расстроен, угнетен, то действительно можно и нужно по головке погладить, успокоить. А дальше не кричать, не наказывать, а помогать. Садиться голова к голове и вместе с ним читать, решать, учить, ободрять и одобрять, внушать уверенность в своих силах. Если бы ругань и наказания хоть кому-нибудь в жизни помогли стать умнее, у нас бы почти 95% школьников и взрослых давно бы получили Нобелевскую премию. Будет очень хорошо, если вы расскажете дочери или сыну о собственных трудностях в вашем детстве при освоении того или иного предмета. Это сближает, вы сами увидите.

А надо ли хвалить за хорошие отметки? Надо, но не за отметки, а за интерес к учебе и к миру. И не столько хвалить, сколько поддерживать маленького человека и его интерес к освоению окружающего мира. На самом деле этот интерес - дело вполне естественное для всех детей начиная с первых дней жизни, каждый родитель это знает. Наша задача - не отбивать этот интерес, а всячески его подкреплять и поощрять. Если ваш ребенок, что называется, "тянет" предмет, то попробуйте поискать вместе с ним, а что еще можно узнать, прочитать помимо школьной программы. А если "не тянет", если испытывает страх или отвращение к предмету, то тем более делайте это. В вашем распоряжении множество прекрасных детских энциклопедий, книг (в том числе аудио), замечательные красочные фильмы о природе, познавательные компьютерные программы - это неисчерпаемое море информации в Интернете. Вашим девизом, девизом для всей семьи, а не для одного лишь ребенка, должно стать: учеба - это классно, интересно и весело! Учимся вместе, всегда и везде, а не только в школе. Наш учебник - это весь мир!

Отметки и учителя

Очень трудно ставить школьнику отметку и не унижать при этом человеческое достоинство, считает известный педагог и общественный деятель Евгений Бунимович.

Большинство школьных учителей и вузовских преподавателей свидетельствуют, что испытывают определенный стресс, ставя плохую отметку и видя, как переживает ученик или студент. Но бывает и так, что учитель использует оценку как метод наказания, он мстит строптивому ученику с помощью низкой отметки, злорадно ставит в тетради жирный кол.

Если бы отметки в их нынешнем виде были бы повсеместно ликвидированы, то педагогу была бы предоставлена возможность в первую очередь учить, быть помощником, консультантом учащихся, а не наказывающим или милующим ментором. Очевидно, что мы не сможем просто так взять и отменить существующую систему школьных отметок. Для начала следовало бы переучить преподавателей обучать детей так, чтобы тем было интересно.

Преподаватель нового поколения должен понять и принять, что школьник или студент может хорошо учиться не из страха быть наказанным и не для того, чтобы получить в дневник или в зачетку заветную цифру, а потому, что ему интересно, потому, что он видит реальную пользу от освоения наук.

Но у педагога и сейчас есть инструмент воздействия на сознание ребенка, причем не только кроваво-красного цвета. Используется он, правда, очень редко. Речь идет о зеленых чернилах Шалвы Амонашвили, известного гуманиста и педагога. Даже ассоциативный ряд в этом случае совершенно другой - это цвет зеленого ростка, цвет жизни и развития, разрешающий цвет светофора. Зелеными чернилами Амонашвили отмечал те места в школьных работах, которые заслуживали одобрения, это был знак - "ты молодец", "так держать".

А я вспоминаю замечательные уроки литературы в моей школе тридцать лет назад, когда мудрая и тактичная учительница Тамара Валентиновна Алексеева ставила нам плюсики за активность на уроке. Из нескольких плюсиков потом складывалась полновесная отметка. На ее уроках можно было без страха спорить, выдвигать гипотезы, отстаивать свое мнение.

Чем больше, тем лучше

В качестве переходной компромиссной меры в настоящее время есть предложение о введении 10-балльной оценки. Ее коренное отличие от ныне существующей системы заключается в том, что в ней принципиально нет отрицательных отметок. Положительно подкрепляется любая позитивная активность учащегося. Например, если помнишь всего одну-две строчки из стихотворения, то получи один балл, а лучше говорить - одно призовое очко. Если решил почти половину задания - вот тебе четыре, пять или даже шесть очков. Самой неприятной оценкой будет, таким образом, ноль очков. То есть если раньше школьник, не совсем уверенный в том, что знает на "4" или на "5", старался не поднимать руки, "не высовываться" и облегченно вздыхал в конце урока, что, мол, пронесло, то с новой системой такая тактика будет уже глупой - у тебя был шанс заработать хоть пару очков, а ты им не воспользовался.

В некоторых странах уже существуют 10- и даже 100-балльные системы оценки знаний. Такие системы, по мнению специалистов, должны снимать психологический барьер страха у ребенка перед проявлением активности, превращать урок в увлекательную игру, в род спортивного состязания, в котором нет проигравших.

Можно заметить, что и при такой системе дети будут сравнивать свои набранные очки - это правда, от этого не уйдешь, но дело в том, что при многобалльной системе все дети будут стоять по одну сторону, они все будут на своеобразном пьедестале почета. Конечно, при условии, что учителя правильно пользуются новым инструментом и не делят автоматически возросшее количество очков пропорционально отметкам старой системы.

Я выступаю за расширение оценочной шкалы, считаю, что многобалльные оценки позволят лучше дифференцировать знания учащегося, чем существующая система, превратившаяся, по сути, в 3-балльную, - говорит Вера Воронина, педагог с 20-летним стажем. - И вообще, педагог должен помнить: ставя оценку ребенку, ты ставишь оценку себе.

Обсуждение

Я согласна с оценками, когда они действительно за знание. При чем еще зависит от учителя, смог ли привить любовь к предмету, не принижает ли ребенка, адекватно ли относится. Оценки за поведение в нашей школе не ставят после того, как на собрание подняли вопрос. Это же глупо, оценивать поведение, а не знания ребенка.

Насколько я поняла, смысл десятибальной системы в накоплении баллов? Таким образом, получается, что ребенку необязательно доводить дела до конца. Выучил 2 строчки стихотворения, получишь 2 балла. Решил половину примеров или задач, сколько-нибудь да получишь. И наплевать, что задание не выполнено. И кого же мы при такой системе воспитания получим в результате? Кроме того, во взрослой жизни человека подстерегают постоянные стрессы. И надо готовить к ним, я считаю, человека с самого маленького возраста. Тогда он будет прекрасно готов к взрослой жизни. И нечего раздувать из оценивания трагедию. Даже тот факт, что оценивают неправильно, лишь подготовит ребенка к тому, что в жизни есть несправедливость. Ничего страшного в этом не вижу. Ведь было же в советское время прекрасное образование. Зачем все хорошее решили искоренить? Кем станут наши дети? Все это ужасно!

05.05.2008 12:37:51, Ирина

Статья полезная в ознакомительном плане. Вот только не понятно откуда при таких посылах такое заключение. Какая связь между родителями, детьми, учителями и 10-бальной системой? А статья очень похожа на лекцию по педагогике или методике преподавания предмета.

15.10.2006 00:48:17, Елена

Иду на экзамен по матану, сейчас буду втирать это преподу. =)

08.06.2006 08:23:38, Кежа

Существуют ли какие-либо критерии выставления оценок в школе?меня ужасают 2-ки по предмету не за знания(сын знает хорошо),а за поведение(хохма,выкрик с места и т.п.)этим нивелируется отношение к плохой отметке. если плохо вел себя-поставь 2 по поведению.

01.06.2006 00:44:23, wau

Если бы у нас в школе не было бы оценок, я бы, наверно, повесилась бы. Я всерьез - надо маленькому изгою хоть в чем-то быть успешной. Пусть надо мной издевались каждую перемену, но зато я была отличницей! Оценки - это единственное, чем могут утвердить себя тихони, застенчивые, физически слабые дети. Отмените отметки, и шустрые задиры полностью возьмут верх.
Вы предлагаете уравниловку? Как известно, за нее ратуют те, кто не хочет работать. Или несправедливыми бывают только оценки? Подчеркивание красной ручкой тоже может быть унизительным, и административный стиль может быть и при отсуствии отметок, а творчество - при их наличии.
Когда я училась в институте, у нас отменили дифференцированные стипендии. Недовольны были все, даже те, кто никогда не получал повышенной. Потому что зло не в отметках, а в уравниловке.

Мне всё равно, скольки-бальная система будет в школе, куда пойдёт учиться моя дочь. Но я твёрдо убеждена, что ни за какие "плохие" оценки я её ругать не буду. Очень хорошо помню своё детство, родители хоть и не ругались, но требовали только пятёрок, и даже за четвёрку выражали своё недовольство. Очень хорошо помню, как я переживала по поводу оценок. Вспоминается, например, эпизод, когда учительница по рисованию классе в четвёртом поставила мне четвёрку за то, что я нарисовала снегурочку "очень бледненькую"! А какая же должна быть снегурочка? В ярком платье и с макияжем? Родители, как всегда, были недовольны... Или учительница литературы заставила всех подряд в классе друг за другом читать наизусть "Сижу за решёткой в темнице сырой". И, когда очередь дошла до меня (моя фамилия на С), от многократных повторений меня переклинило, и я позабыла всё стихотворение. В результате получила тройку, хотя накануне дома стихотворение выучила хорошо.
Прошло больше двадцати лет, а я помню...

У нас не ставят малышам оценки, только табель дают 3раза в год. В результате я не имею понятия как мой сын учится. Домашнее задание с ним делаем, а что в школе происходит, неизвестно. Так что оценки не так уж плохо, лучше бороться за адекватное выставление оценок с учителями со странностями.

26.03.2006 05:55:28, Аня Левченко

Полностью согласна со starka на счет студенческих оценок. И автор статьи прав, что надо сначала переучить учителей и их методику преподавания, а уж потом учить наших детей. Мой ребенок ходит в садик-лицей, так прейдя вечером домой она рассадила все свои игрушки и начала ими "командовать", я была в шоке от ее игры, неужели так с ними обращаются в садике. Понаблюдав за ней, я на следующий день пошла к заведующей, и мы серьезно поговорили на счет отношения воспитателя к нашим детям и подняли данную тему на собрании. Надеюсь, это было не зря.

Бред! Кто-то просто защитил диссертацию на эту тему! А на самом деле...
Если Вы ПЛОХОЙ РОДИТЕЛЬ, который не занимается со своим чадом, но при этом за любую двойку устраевает нещадную порку, не разбираясь может ребёнок не понял тему, или у него болела голова во время контрольной, или он действительно почему-то не учил, тогда Вашему ребёнку действительно оценки ставить не стоит.
А если, простите, Ваш ребёнок робеет перед классом, и ответ из него приходится вытягивать. Как по-вашему вы об этом узнаете без оценок? Учитель может вам и не сказать!!!
Кроме того, могу привести следующий пример. У меня брат учится в 4 классе. Оценок им до сих пор не ставят. По знаниям - он троечник. Как-то он пожаловался мне, что они на Естествознании месяц проходят то, что можно выучить за неделю. Я сказала: "Коль, ну раз тебе скучно, открывай Брэма, выбирай животных, соответствующих той полосе, которую вы проходите, делай доклад... И сам много интересного узнаешь и оценки будешь хорошие получать!" На что Коля, возмущаясь глупостью учителей ответил:"Каие оценки?! Нам их до сих пор не ставят!!!"
Оценки - это здоровая конкуренция! Кому из вас не приходилось гордо шествовать по классу с заслуженной пятёркой! А сейчас в школах с такими "психологическими программами" вся конкуренция: кто больнее ударит, кто обиднее обзовёт.
Это показатель для учителей - как дети поняли тему, стоит ли проходить следующую или может повторить объяснения ещё раз.
Это показатель для родителей - на какой предмет стоит обратить внимание и по какой причине.
Да Вы в конце концов самих детей спросите! Не хотят, чтобы ставили оценки,только заядлые двоечники и хулиганы!
А по поводу несправедливой оценки: Вы не сможете уберечь от этого ребёнка всегда! А если ты знаешь на 5++ то даже 4 поставить очень сложно!
И в заключение: дописывать и исправлять оценки в журнале начинают классе в 7ом, до этого страшно! А отлупить можно и за замечание в дневнике!

25.03.2006 10:12:15, Janefer

Стоит обращать внимание на ошибки и недочеты, замеченные учителем. И стоит, чтобы ребенок знал в грубом приближении правила: нет ошибок и недочетов - 5(отлично), одна-две ошибки 4(хорошо), от двух с недочетом до четырех с недочетом - 3(сойдет), больше ошибок - 2(незачет). И пусть по этим кретериям приблизительно ориентируется. А когда учитель поставит "2" за две помарки и одно "не подчеркивание" - то приходится говорить ребенку "ты старалась? у тебя получилось выполнить задание? ошибок нет? - значит, учительница сама ошиблась, когда оценивала твою работу - у нее, наверное, голова болела - или грипп начинался. :-))) - НЕ ПРИДАВАЙ ЗНАЧЕНИЯ"
Профессионалов немного среди педагогов - поэтому нельзя допустить, чтобы ребенок придавал слишком большое значение оценке - кто же знает, какие требования взбредут в голову некоторым из них.

ЕСли на них все перестанут обращаться внимание - наступит очень серьёзный кризис образовательной системы. Вплоть до коллапса. ТАк что надо обращать внимание обязательно!!!

Я бы еще Роберта Кийосаки рекомендовалапочитать - у него в книгах много полезного о школьной системе и противопоставлении ее принципов принципам функционирования бизнеса.
А в студенческие годы помню сделала вывод, что между знаниями и их оценкой преподавателями тоже мало связи, для хороших оценок важнее уметь подать себя или уметь соответствовать системе в которой ты находишься.

Очень полезная, я бы даже сказала, необходимая статья. Также рекомендую почитать книги Alfie Kohn на эту тему.

Не всегда окружающие люди приносят нам радость. Коллеги по работе, родители, братья или сестры могут раздражать. Но с ними все равно приходится находиться рядом. Как не обращать внимания на них? Для этого можно попробовать несколько способов. Нужно успокоиться. Не стоит злиться, поскольку негатив не принесет пользы вашему организму. Не обращать внимания на сплетни, хамство и критику сложно, но, научившись этому, вы сохраните свое здоровье и душевный покой.

Часто молодые мужчины сталкиваются с проблемами взаимоотношений с противоположным полом. В таком случае они начинает спрашивать друзей: "Почему девушки не обращают на меня внимания? Я аккуратный, симпатичный, умный, но почему для них я пустое место?" Для начала надо внимательно посмотреть в зеркало. Да, привлекательность - вещь субъективная. Но неопрятность и неряшливость вряд ли кому-то придутся по душе (грязь под ногтями, сальные волосы и так далее).

Второй важный аспект - уверенность в себе. Это выражается в жестах, движениях, взгляде. Потребуется много времени для тренировки этого навыка. Но результат не разочарует. Поэтому если девушки решили не обращать внимания на вас, то не расстраивайтесь, просто пересмотрите свою жизнь.

Каждый сам решает, сколько уделять внимания тому или иному человеку. В любом случае важно уметь анализировать свое поведение и грамотно взвешивать решения. Если же люди вас игнорируют, то тем более нужно пересмотреть свою жизнь. Возможно, вы что-то делаете не так. Не бойтесь изменений. Ведь именно они помогут вам исправить положение.

Мнение окружающих порой становится для человека столь важным, что он готов пожертвовать своим счастьем и своими желаниями только из-за чужих слов. Это становится причиной появления сотен комплексов, страхов, а также чувства неудовлетворенности. Умение бороться с этим помогает сохранить психику и достичь счастья и гармонии с собой.

Нужно ли обращать внимание на чужое мнение

Зависимость от чужого мнения способна серьезно испортить жизнь человеку, поскольку он начинает поступать не так, как хочет, а так, как от него этого ожидают другие, как ему советуют посторонние люди. Первый шаг на пути к избавлению от этой зависимости – ее осознание. Дело в том, что человеку бывает очень трудно признать, что он еще не был независимой личностью, что многие из его поступков продиктованы страхом показаться смешным или столкнуться с неодобрением, а решение вместо него принимают окружающие. Признать это непросто, но необходимо.

Проанализируйте свое поведение и вспомните, как часто вы опасались, что кому-то не понравится ваш внешний вид, или подолгу думали о неприятных словах, которые сказал вам совершенно незнакомый человек

Научитесь управлять своей жизнью, не обращая внимания на посторонних людей. Начните с незнакомцев: если вы подолгу не можете забыть чей-то косой взгляд или брошенное слово, подумайте о том, что человек, который взглянул на вас или что-то сказал, уже давно о вас забыл. Это необходимо вам же: постоянно думая о таких ничтожных вещах, вы мешаете себе создать или усовершенствовать какую-нибудь интересную идею, да и нервы и энергию тратите впустую.

Как не обращать внимания на мнение окружающих

Примите простой факт: вы, и только вы, можете создать свое счастье. Нередко окружающие, в особенности близкие люди, начинают навязывать свое мнение, рассказывая человеку, кем он должен работать, чем заниматься в свободное время, какое образование выбрать. Однако сами они не будут жить по заготовленной для вас модели и только пожмут плечами, если вы, выполнив их рекомендации, будете несчастны.

Попробуйте смотреть на многие вещи с позиции пользы. Когда кто-то навязывает вам свое мнение, задайте себе вопрос: «Полезно ли это для меня?» Если пользы нет и на 60%, слушать чужое мнение не стоит.

Поработайте над своей самооценкой. Это очень важный пункт. Люди нередко впадают в крайности: одни считают себя слишком неумелыми и недостойными, чтобы принимать решения, а другие предпочитают вообще не обращать внимания на критику, пусть они и исходит от более опытного человека. Вспомните о своих положительных качествах, а лучше выпишите их на бумагу. Если трудно сделать это самостоятельно, попросите близких рассказать вам, за что они вас ценят, и узнаете немало приятного. И наконец, сформируйте правильное отношение к критике. Помните, что вы вне оценок, поэтому говорить можно только о ваших словах и поступках. Это значит, что если более опытный человек вас критикует, нужно воспринимать его слова как полезный урок, а не как обвинение.