«Стансы» А. Пушкин

В 1962 году, будучи 22-х лет от роду, Иосиф Бродский написал короткое, но проникновенное сти-хотворение «Стансы».

Почему именно — «Стансы»? Какой смысл в этом названии? Ведь Стансами (лирико-эпическое произведение) в узком смысле называется традиционная строфа в форме 8-стишия из 5- или 6-стопных Ямбов или иначе- Октавы. К тому же стансы-классическая форма эпи-ческой поэзии(несравненный Камоэнс), блестящий Байрон написал своего «Чайльд-Гарольда» именно в форме стансов. Из русских поэтов на ум сразу приходит «Домик в Колом-не»жизнерадостного и неподражаемого Пушкина:

Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

Словом, если говорить строго литературоведчески Стансы это лирическое стихотворение с любов-ным или философским содержанием состоящее из строф, композиционно завершённых и отделён-ных друг от друга. Эта обособленность выражается в полном запрещении анжамбемана (enjambement) и в обязательном наличии самостоятельных рифм, не дублирующихся в других строфах. В стихотворении Бродского «Стансы» ключевой темой является бренность и краткость жизни чело-века. И именно этот философский настрой стихотворения и объясняет выбор названия.
Эмоциональная энергетика стихотворения выражается инфинитивной формой глагола «выбирать», «умирать» и не менее энергичным «не хочу», «не найду».

Тема холода выражается с помощью слов «морось», «тьма», «снежок»,»тёмно-синий».

Бродский со свойственной ему непосредственностью и изяществом использует тропы из эпитетов (равнодушной отчизне, непрожитых лет, выцветших линий(имеются в виду линии Васильевского острова), фасад тёмно-синий, петроградском дыму, апрельская морось), олицетворений (Василь-евский Остров-«твой», «отчизна»-равнодушная(человеческое качество), в то же время- к «равно-душной отчизне прижаться щекой, что выводит эту самую «отчизну» из абстракции в реальность) , повторов («И душа…»-«и апрельская морось…», «И услышу…»-«и увижу…») и сравнений(«две жизни…» «…словно девочки-сёстры»).

Бродский использовал в «Стансах» и стилистические приёмы изобразительности, такие как Инвер-сия(прочтите всё первое 8-стишие, чтобы убедиться в этом + «над затылком снежок»(в английском языке такой приём невозможен по причине аналитичности, а в русском- возможен(флектичный язык)), к стилистическим приёмам изобразительности можно отнести и использование прямой речи «До свиданья, дружок».

Помимо Тропов и Стилистических приёмов Иосиф Бродский использует такой фонетический вы-разительный приём как Аллитерация («страны»,»погоста», «душа», «поспешая»«увижу» «жизни», «машут мальчику».

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я вернусь умирать.

Твой фасад тёмно-синий
Я впотьмах не найду,
Между выцветших линий
На асфальт упаду.

И душа, неустанно
Поспешая во тьму,
Промелькнёт над мостами
В петроградском дыму.

И апрельская морось,
Под затылок — снежок…
И услышу я голос:
«До свиданья, дружок!»

К равнодушной отчизне
Прижимаясь щекой,
И увижу две жизни
Далеко за рекой.

Словно девочки-сёстры
Из непрожитых лет,
Выбегая на остров,
Машут мальчику вслед.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .

«Стансы» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Период жизни Александра Сергеевича Пушкина, в который был написано стихотворение под названием «Стансы » , пришелся на двадцатые годы девятнадцатого века. В это время поэт живо интересуется личности царя-императора Всероссийского Петра Великого. Образ талантливого, умелого правителя-реформатора появляется в нескольких работах Александра Пушкина. Такой поэтической работой стало и стихотворение «Стансы», некоторые строки которого являются крылатыми выражениями по сей день.

Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства - Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.

Восстание декабря 1825 года сопоставляется Пушкиным с событиями 1698 года, когда произошел стрелецкий бунт с подачи Софьи Алексеевны, сестры Петра Великого. Бунт стрельцов был жестоким образом подавлен. Читатель может подумать, что поэт одобрительно относится к беспощадным казням бунтующих, однако отношение Пушкина к бунтам иное. Оно ясно выражено в повести «Капитанская дочка»: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Пушкин высказывался и о том, что средства, которые используются для достижения революции, недостаточны для ее закрепления.

Образ Петра Алексеевича в «Стансах» Пушкин рисует идеализированный. Александр Сергеевич восхищен невероятной разносторонностью интересов и умений правителя, его удивительной работоспособностью, обучаемостью и живым, ясным умом:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.

Большинство современников Александра Пушкина восприняли «Стансы» негативно. Люди, принадлежащие высшему обществу, поговаривали, что «Стансы» - это стихи на заданную тему, которые поэт написал в кабинете его Величества за пятнадцать минут. Особенно частыми были обвинения в угодничестве, восхвалении и лести царю, одобрении царского режима. В глазах некоторых представителей света произведение не соответствовало образу борца за свободу личности, мысли и слова, который прочно закрепился за Александром Сергеевичем. Мнение о том, что художник изменил своим взглядам, побудило его к написанию стихотворения «Друзьям».
В самом деле, лести в стихотворении нет. Поэт лелеял надежду на перемены в лучшую сторону, связывая их с императором Николаем I. Положительный отклик Пушкина на деятельность Петра I выражает пожелание нынешнему правителю уподобиться гениальному предшественнику.

Рифма произведения - перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер - четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).

Период жизни Александра Сергеевича Пушкина , в который был написано стихотворение под названием «Стансы» , пришелся на двадцатые годы девятнадцатого века. В это время поэт живо интересуется личности царя-императора Всероссийского Петра Великого. Образ талантливого, умелого правителя-реформатора появляется в нескольких работах Александра Пушкина. Такой поэтической работой стало и стихотворение «Стансы», некоторые строки которого являются крылатыми выражениями по сей день.

Это произведение было создано Пушкиным спустя несколько месяцев после коронации Николая I, в 1829 году. Император вернул Александра Сергеевича из ссылки и освободил художника от обычной цензуры. Первое четверостишье произведения содержит сравнение двух правителей российского государства – Петра I и Николая I. Поэт сравнивает начало правления Петра и Николая. Явно подразумевается описание событий декабря 1825 года, когда дворяне-единомышленники попытались устроить государственный переворот и не допустить вступления Николая I на престол. Основными целями декабристов были отмена самодержавной власти и крепостного права. Декабристское восстание вызвало широкий общественный резонанс, который в свою очередь сильно отразился на жизни государства и правлении императора. С некоторыми из восставших Пушкин был хорошо знаком.

Восстание декабря 1825 года сопоставляется Пушкиным с событиями 1698 года, когда произошел стрелецкий бунт с подачи Софьи Алексеевны, сестры Петра Великого. Бунт стрельцов был жестоким образом подавлен. Читатель может подумать, что поэт одобрительно относится к беспощадным казням бунтующих, однако отношение Пушкина к бунтам иное. Оно ясно выражено в повести «Капитанская дочка» : «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Пушкин высказывался и о том, что средства, которые используются для достижения революции, недостаточны для ее закрепления.

Образ Петра Алексеевича в «Стансах» Пушкин рисует идеализированный. Александр Сергеевич восхищен невероятной разносторонностью интересов и умений правителя, его удивительной работоспособностью, обучаемостью и живым, ясным умом:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Пушкин упоминает и о заслугах Петра Алексеевича в области образования, ликвидации безграмотности, распространения доступных знаний среди простых людей. В 1710 году он открыл школу математических и навигационных наук в столице Российского государства, за пять лет до этого была открыта первая российская гимназия. Обучение должно было быть бесплатным, также были созданы инженерная, медицинская, артиллерийская школы. В цифирных школах, находившихся в провинциальных городах, могли учиться дети любого сословия. Множество представителей талантливой русской молодежи после отбора было отправлено учиться за границу.

Большинство современников Александра Пушкина восприняли «Стансы» негативно. Люди, принадлежащие высшему обществу, поговаривали, что «Стансы» - это стихи на заданную тему, которые поэт написал в кабинете его Величества за пятнадцать минут. Особенно частыми были обвинения в угодничестве, восхвалении и лести царю, одобрении царского режима. В глазах некоторых представителей света произведение не соответствовало образу борца за свободу личности, мысли и слова, который прочно закрепился за Александром Сергеевичем. Мнение о том, что художник изменил своим взглядам, побудило его к написанию стихотворения «Друзьям».
В самом деле, лести в стихотворении нет. Поэт лелеял надежду на перемены в лучшую сторону, связывая их с императором Николаем I. Положительный отклик Пушкина на деятельность Петра I выражает пожелание нынешнему правителю уподобиться гениальному предшественнику.

Рифма произведения – перекрестная, мужская и женская рифмы чередуются. Течение поэтической речи спокойное, торжественное, в духе размышления. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, классический для жанра стансов (форма эпической поэзии).

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  1. Почему «дни Петра» поэт называет «славны-ми»? В чем автор «Стансов» видит заслуги само-держца?
  2. «Дни Петра», по мнению поэта, принес-ли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: «правдой… привлек сердца», «нравы укротил наукой», «сеял просвещенье», «знал предназначенье» своей страны, хотя начало правления бы-ло мрачным.

  3. Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении?
  4. В стихотворении перечисляются качест-ва, свойственные царскому роду: неутоли-мость, твердость, незлобивость (незлопа-мятность). «Всеобъемлющая душа» царя Петра вмещает все эти достоинства, кото-рые и создали его величие. «Вечный работ-ник» на троне, Петр I был «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».

  5. В «Стансах» поэт проводит историческую па-раллель между царствованием Петра Великого и началом правления Николая I. В чем вы видите смысл этого сопоставления? К чему призывает поэт нового царя? Материал с сайта
  6. Историческая параллель между царст-вованием Петра I и Николая I, только что вступившего на трон, дана отчетливо. Уже в первой строфе упоминаются «мяте-жи и казни», которые сопутствовали на-чалу каждого из этих царствований. В по-следней же строфе автор просит взошед-шего на престол царя не помнить зла («быть незлобным памятью») и главное быть подобным «во всем пращуру».

  7. Какие строки стихотворения особенно выра-зительны в звуковом отношении?
  8. Любимый размер Пушкина ямб (в дан-ном случае — четырехстопный) звучит в стихотворении почти как военный марш — строки коротки, а перекрестная рифма то-же организует музыку строф. Первая строфа так стремительно открывает сти-хотворение, что все остальные звучат от-кликом на эти четыре строки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском