Сочинение на тему «Верность и измена. Тема предательства Родины: аргументы из литературы Верность и предательство вступление


Верность Родине - обязанность, я считаю, каждого, кто на ней родился, но, к сожалению, не все так считают. По словарю Ожегова "Верность - это преданность кому-либо или чему-либо, неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей". Одним словом, человек соблюдающий верность своей стране - положительная личность. Следовательно, человек, не испытывающий чувств патриотизма и верности, готовый изменить Родине - индивидуум, не достойный доверия и уважения, отрицательная личность.

Проблему верности и измены Родине затрагивали многие литераторы, но ярче всех мне запомнилось произведение Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". В этом произведении автор описывает жизнь военного летчика Алексея Мересьева. На одном из заданий его самолет терпит крушение в лесу, из за чего обезноженный из за мороза и сильного удара персонаж сначала "натыкается" на медведя, который вышел из спячки, борется с ним, а после, находясь в крайне тяжелой ситуации, ползет огромное расстояние через весь лес, питаясь корой деревьев.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Достигнув деревни, Мересьев, не без помощи доброй женщины, выздоравливает, его увозят вертолетом в госпиталь, но его ноги не подвергаются лечению и их ампутируют. Сначала растерявшийся, Алексей не знал что делать, но после, встает на деревянные протезы и с удивительной для врачей скоростью овладевает ими. Итог произведения - Алексей Мересьев преодолевает множество трудностей и становится первым летчиком, управляющим самолетом с помощью протезов. Он - пример настоящей верности своей Родине.

К моему счастью, из всех произведений, которые я прочитала, я помню только примеры истинной верности Родине. Один из примеров такого - Петр Гринев из "Капитанской дочки" Пушкина.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема верности и измены Родине - тема актуальная в любую эпоху, которую освещают и будут освещать еще множество авторов. Выбор человека - быть верным или нет, но только патриот своей страны достоин уважения и доверия со стороны общества.

Обновлено: 2017-10-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются прежде всего по отношению к своему долгу, к Отечеству. Особенно ярко это проявляется в годы тяжёлых испытаний, в годы войны.

Обратимся к примерам из художественной литературы.

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» идёт речь о народном восстании под предводительством Пугачёва. С этим связаны почти все сюжетные линии повести. Главный герой – Пётр Гринёв, молодой офицер, который несёт службу в Белогорской крепости. Когда крепость захватили пугачёвцы, перед ним встал выбор: умереть, но сохранить верность присяге, Отечеству или остаться в живых, но изменить своему долгу, предать те нравственные принципы, которые заложены в нём с детства. «Береги честь смолоду», — наставлял сына отец, провожая на службу. И Гринёв сберёг свою честь, остался верным присяге и готов умереть, но не перейти на сторону самозванца. И об измене говорит Пушкин в своём произведении. Швабрин, тоже молодой офицер, присягает Пугачёву, чтобы не быть повешенным. Он изменяет своему воинскому долгу, клятве верно служить царю и Отечеству. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но измена – это позор, презрение людей, и она ещё никогда не делала человека счастливее.

В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» говорится о верности человеческому и воинскому долгу. Главный герой, Андрей Соколов, перенёс много испытаний: воевал, был в плену, потерял семью, но даже в самые тяжёлые минуты своей жизни сумел остаться человеком и верным защитником своей родной земли. Верность живёт не в каждом сердце. Вспомним эпизод, в котором рассказывается о том, как пленных держали в сарае, в нечеловеческих условиях. И один из них готов предать других, указать фашистам коммунистов и комсомольцев, чтобы выжить, выслужиться перед врагами, спасти свою жизнь. Он не выдерживает испытаний, изменяет своему долгу, стал бы предателем, если бы не Андрей Соколов, который убивает изменника. Автор хочет сказать, что только такие качества, как верность и мужество помогают людям сохранить в себе человека.

В повести В. Быкова «Сотников» тоже говорится о верности и измене своему человеческому и воинскому долгу. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Два главных героя, Сотников и Рыбак, оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам, сохраняет верность своим боевым товарищам, воинской присяге, Родине. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он стал изменником перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Верность и измена ярче всего проявляют себя на войне.

Размышляя о верности и измене, перечитывая произведения русских писателей, я пришёл к выводу, что верность, преданность стране, любовь к Отечеству – залог мужества, чести, сохранения человеческого достоинства, а измена – это позор, трусость, путь к предательству.

Что такое измена родине? Это предательство интересов своей страны во имя личных эгоистических целей. Как правило, это явление приобретает особенное значение во время войны, когда дезертирство подтачивает основы, на которых зиждется государство. Большинство людей, конечно, рискуют жизнью, если родина находится в опасности. Такими примерами богата наша история и гордится наша литература. Однако всегда есть те немногие члены общества, которые поддаются страху и служат лишь себе, игнорируя беды отечества. Сегодня эта проблема, как и прежде, злободневна, ведь проявляет себя не только в военное время. Поэтому аргументы на тему «Измена родине» столь разнообразны и охватывают не только периоды вооруженных столкновений.

  1. С изменой родине сталкивается Андрей Соколов, герой произведения Шолохова «Судьба человека». Солдат попадает в плен и становится свидетелем того, как немцы пытаются выяснить, кто из задержанных является красным комиссаром. Членов большевистской партии сразу расстреливали, в плен не брали. Их обезображенные тела служили доказательством того, что немецкая власть установит свои порядки и доберется до каждого коммуниста. В рядах пленников появляется предатель, который предлагает другим сдать командира в обмен на безопасность. Тогда Андрей убивает его, чтобы не сеял смуту в рядах солдат. Он понимал, что любая уступка врагу – измена, которая не только карается расстрелом, но и не находит даже малейшего нравственного оправдания. Из-за дезертиров и власовцев страна теряет шансы на победу.
  2. Готовность к предательству демонстрирует высший свет в романе Толстого «Война и мир». Знать не рискует жизнями на боле боя, сидит в салонах и рассуждает о том, что с приходом Наполеона ничего не изменится. Французский язык они знают лучше родного, манеры и ужимки везде одинаковы. Им все равно, кто у власти, что будет со страной, чем закончится сражение, где каждый день гибнут их соотечественники. Они с радостью примут любой исход, ведь истинного патриотизма в них нет. Они чужие в России, им чужды ее страдания. Широко известен пример князя Ростопчина, генерала-губернатора Москвы, который был способен только на патетические патриотические речи, но реально народу ничем не помог. Также глупо и фальшиво выглядит наряд великосветских дам, которые обрядились в сарафаны и кокошники вместо иностранных платьев, якобы поддерживая народный дух. Пока простые люди проливали кровь, богачи играли в переодевание.
  3. В повести Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов становится предателем, дезертируя из армии. Фронтовая жизнь ему не по зубам: недостаток пищи и боеприпасов, постоянный риск, жесткое руководство сломили его волю. Он подался в родную деревню, зная, что навлекает на жену смертельную угрозу. Как видно, измена родине опасна тем, что человек полностью теряет нравственный стержень и предает всех дорогих ему людей. Он подставляет преданную Настену, которая помогает ему, рискуя репутацией и свободой. Женщине не удается скрыть эту помощь, и односельчане преследуют ее, чтобы найти дезертира. Тогда героиня утопилась, а ее эгоистичный муж так и сидел в укромном месте, жалея только себя.
  4. В повести Василя Быкова «Сотников» красавец и силач Рыбак теряет все свое достоинство, встретив реальную угрозу. Они с товарищем отправляются в разведку, но из-за болезни Сотникова они вынуждены укрыться в деревне. В итоге, они оказались в плену у немцев. В отличие от больного партизана, здоровый Рыбак трусит и соглашается сотрудничать с оккупантами. Сотников же не пытается оправдаться или отомстить. Все его усилия направлены на то, чтобы помочь тем людям, которые их укрыли, обезопасить их своим молчанием. Тем временем предатель хочет, во что бы то ни стало, спасти именно свою жизнь. Хотя он до последнего верит, что сможет обмануть врага и убежать, примкнув к его рядам на время, Стрельников пророчески замечает, что товарища уже ничего не спасет от нравственного разложения. В финале Рыбак выбивает опору из под ног у бывшего сослуживца. Так он ступил на путь предательства и перечеркнул все то, что связывает его с родиной.
  5. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герои не воюют, однако все равно умудряются навредить своей стране. Фамусовское общество живет консервативными и лицемерными устоями, игнорируя прогресс и весь остальной мир за пределами их башни из слоновой кости. Эти люди узурпируют народ, ввергают его в невежество и пьянство своими сумасбродными и жестокими выходками. Дворяне, опора самодержавной власти, и сами погрязли в лицемерии и карьеризме, пока их прихоти обеспечивает крестьянство. Мы видим, например, глупого и бездарного военного Скалозуба, который только блистает погонами на балах. Ему и дочь нельзя доверить, не то, что полк или роту. Он ограниченный и жалкий человек, который привык только получать от родины, но не платить ей доблестной и честной службой. Это ли не измена отечеству?
  6. Верность и измена на войне всегда очевидны. Например, в повести Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин спокойно служит и получает чины, не будучи храбрецом. Когда же разразился бой, он показал свое истинное лицо. Предатель сразу же переметнулся на сторону врага и присягнул Пугачеву, спасая свою жизнь, в то время как его приятель Петр рисковал собой, лишь бы честно выполнить свой долг. Присяга бунтовщику – не единственная измена Алексея. Во время дуэли он воспользовался нечестным приемом, тем самым изменив своей чести. Так же он бесчестно обманывает Гринева и поносит имя Маши без всяких оснований. Потом он окончательно срывается в бездну нравственного падения и силой вынуждает Марию выйти за него замуж. То есть, изменой родине низость человека не ограничивается, и нельзя прощать такого рода предательство хотя бы на том основании, что оно явно не последнее. Если он смог предать родную страну, то от него уже нечего ждать и в отношении к людям.
  7. В повести Гоголя «Тарас Бульба» Андрий предает свою страну из-за страстной любви к полячке. Однако это не совсем так: он изначально был чужим по отношению к традициям и менталитету казаков. Этот контраст личности и среды виден, когда герой возвращается домой из бурсы: пока Остап радостно дерется с отцом, младший сын ласкает мать и мирно держится в стороне. Он не трус и не слабак, просто по натуре другой человек, в нем нет этого воинствующего духа запорожской сечи. Андрий рожден для семьи и мирного созидания, а Тарас и все его друзья, напротив, видят смысл жизни мужчины в вечном бою. Поэтому решение младшего Бульбы выглядит естественно: не найдя понимания в родном краю, он ищет его в лице польской девушки и ее окружения. Наверное, именно в данном примере измену можно оправдать тем, что человек не мог поступить по-другому, то есть изменить себе. Он, по крайней мере, не стал хитрить и обманывать товарищей бою, действуя исподтишка. Его честная позиция хотя бы была всем известна и эмоционально мотивированна, ведь если ты не чувствуешь искреннего желания помочь родине, рано или поздно твоя ложь выйдет наружу и навредит еще больше.
  8. В пьесе Гоголя «Ревизор» нет войны, зато есть незаметная и более подлая измена родине, чем дезертирство на поле брани. Чиновники города «N» разворовывают казну и угнетают родной народ. Из-за них уезд бедствует, а его население забито постоянными поборами и откровенным грабежом. Положение простых людей в мирное время ничуть не лучше, чем в военную смуту. Против них неустанно идет глупая и порочная власть, от которой даже вилами не защититься. Знать совершенно безнаказанно разоряет родной край, как монголо-татарское полчище, и никто не в силах этому помешать, кроме, разве что, ревизора. Автор в финале все же делает намек на то, что настоящий проверяющий приехал, и теперь ворам не скрыться от закона. Но сколько таких уездов годами оказывается в невидимом осадном положении из-за распущенности правящей элиты? На этот вопрос также отвечает писатель, делая свой город с универсальным названием, дабы подчеркнуть, что таково положение во всей России. Это ли не предательство интересов отечества? Да, казнокрадство из тактичности так не называют, но по сути это и есть настоящая измена родине.
  9. В романе Шолохова «Тихий Дон» герой несколько раз меняет стороны баррикад в поисках своей правды и истинной справедливости. Однако ни на той, ни на другой стороне Григорий ничего подобного не находит. Казалось бы, человек имеет право выбирать и ошибаться, особенно в такой неоднозначной ситуации, но некоторые его односельчане воспринимают эти метания, как предательство родины, хотя на самом деле Мелехов всегда идет за правдой и верен интересам народа. Он не виноват, что эти интересы так часто меняются и исчезают под тем или иным стягом. Оказалось, что все партии лишь манипулировали патриотизмом казаков, но никто не собирался поступать нравственно и справедливо по отношению к ним. Их лишь использовали в дележе России, говоря о родине и ее защите. В этом и разочаровался Григорий, а люди уже спешат наклеить на него предательский ярлык. Таким образом, не надо спешить винить человека в измене, может, он и не виноват вовсе, а люди свыше используют народный гнев против него, как оружие.
  10. В рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачева» герой честно и самоотверженно прошел войну. Он защищал страну ценой жизни и никогда не отступал. Однако его, как и многих товарищей с фронта, посадили в трудовой лагерь за выдуманную измену родине. Всех, кто побывал в плену или осаде, приговаривали к 25 годам лишения свободы. В условиях каторжного труда это – гарантированная смерть. Тогда Пугачев и еще несколько солдат решаются на побег, ведь терять им уже нечего. С точки зрения советского руководства, это измена. Но с точки зрения нормальной человеческой логики, это подвиг, ведь безвинные люди, да еще и герои войны, не должны сравниваться с уголовниками. Им хватило сил отстоять свое право на свободу, не стать рабами системы, бессильными и жалкими. Тогда, в 1944 году в немецком лагере провокаторы говорили герою, что его на родине все равно посадят. Он не поверил и не стал служить врагу. Не сломался. Так чего же терять ему теперь, когда самые мрачные прогнозы оправдались? Хоть он и идет против государства, я не считаю его изменником. Предатели – это та власть, что идет против своего народа.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Если человека воспитывают на литературных героях (родившихся до того момента, когда писатели поддались процессу дегероизации), предательство Родины он совершить не сможет даже физически, поскольку вырастает слишком высоко запрещающий порог - табу. Именно таким здоровым отношением к патриотическим ценностям насыщены рассказы и повести Аркадия Гайдара, и это донесено настолько точно и проникает так глубоко, что "плохишом" быть ни один ребёнок не хотел. Там, где имеет место предательство Родины, не было достаточного патриотического воспитания. И даже география таких мест вычисляется довольно легко.

Мазепа

Самое первое по-настоящему крупное предательство Родины случилось в день, который выбран сейчас праздником народного единства - 4 ноября. В 1708 году свою страну и государя Петра Первого предал Понадеялся на победу Карла Двенадцатого, шведского короля, но просчитался.

За измену присяге его казнили гражданским способом: лишили наград и титулов, которые ранее были пожалованы ему государем. И наградили новой милостью: получил Мазепа от Петра Первого изготовленный в единственном экземпляре "орден Иуды", орден самого первого и самого предательского из предателей.

Сущность изменника

Через сто двадцать лет это историческое предательство Родины не только не было забыто, оно было увековечено в художественной литературе. Александром Сергеевичем Пушкиным была написана изумительная поэма - "Полтава". Поэт передумал называть волшебные стихи именем предателя - злобного, аморального, мстительного, бесчестного, лицемерного, не останавливающегося ни перед чем для достижения каких-либо жизненных благ.

Именно таким этот человек и был, поскольку предательская сущность как будто съедает все добрые и положительные душевные качества. Пушкин это, конечно же, знал. Написана поэма про худшего человека на земле, но такими красивыми стихами, что идея, принесённая поэтом в молодые сердца, проникает так глубоко, что уже никогда не покидает их.

Швабрин

Тема предательства Родины поэмой "Полтава" не была исчерпана, Пушкин ещё неоднократно возвращался к ней. Не менее интересно, а главное - проникновенно и доходчиво описан другой исторический случай. Это крестьянское восстание Емельяна Пугачёва, где схлестнулись две силы, каждая из которых считала себя правой. И здесь особо важное место занимает верность присяге, потому что если в душе человека нет такой верности, там всегда совьёт гнездо предательство Родины. Аргументы этому постулату у Пушкина самые весомые. Кто не берёг честь смолоду во всём, на каждом шагу своей жизни, тот словно под гору на самое дно катится, а именно там, на самом дне - ниже некуда - и лежит этот грех.

Данте Алигьери в "Божественной комедии" точно определил местонахождение предателей в аду: они вмерзают в озеро Коцит, а глубже этого места нет в потустороннем мире, снизу уже не постучат. Итак, у Пушкина в повести "Капитанская дочка" совершает предательство Родины Швабрин. Аргументы он приводит такие: крепость укреплена ненадлежаще, штурма не выдержит, а зачем умирать напрасно? Проще в войско Пугачёва вступить. Пусть придётся пресмыкаться дворянину перед беглым простым казаком, зато - жизнь! Однако Пушкин даёт читателю понять, что вовсе не жизнь впереди у Алексея Швабрина. Нет и не будет предателю ничего, кроме потому что справедливость - есть.

Андрий

Исключительно художественно раскрыл тему предательства современник Пушкина, написавший превосходную повесть о Запорожской Сечи - "Тарас Бульба", - до сегодняшнего дня вдохновляющую современный отечественный и зарубежный кинематограф. Николаю Васильевичу Гоголю удалось подвести такие аргументы под предательство, что современная молодёжь, не получающая достаточного патриотического воспитания, делает на этом художественном материале совершенно неправильный вывод.

Предательство Родины или потеря любимой женщины - что перевесит? Младший сын предводителя казачьего Андрий выбрал первое ради прекрасной панночки из враждебнрого города. "Ты - моя Отчизна!" - сказал он. И всех предал, всё продал, себя погубил за эту любовь. Зато Тарас Бульба предательство Родины даже сыну простить не мог. Он был верен и себе, и Отчизне. Он Андрия породил, он его и убил.

Мальчиши-Плохиши

О сказке, написанной Аркадием Гайдаром, уже было немного сказано. Она не из тех сказок, которые - ложь, в ней, несмотря на мультяшность, абсолютные истины звучат. И не намёком, а набатом. Потому что и сегодня размножившиеся "плохиши" предали страну буржуинам. За бочку конфитюра, за корзину сникерсов.

Предательство Родины примеры сегодня имеет многочисленные. Чего стоят покаянные слова юного плохиша из Нового Уренгоя в сегодняшнем Бундестаге: "так называемый" сталинградский котёл, "невинные" оккупанты, пришедшие Волгу и уничтожившие полмира.

Предательство сегодня

Если бы юноши читали художественные произведения, написанные очевидцами: Константином Воробьёвым ("Это мы, Господи!"), Николаем Дворцовым ("Волны бьются о скалы"), Виктором Некрасовым ("В окопах Сталинграда"), и этот список продолжать можно и продолжать, знали бы юноши больше о "невыносимых условиях плена", и сегодняшнего позора наша Родина не переживала бы никогда.

Это выступление самая широкая общественность страны классифицировала как предательство. И если бы только одно это выступление! Моральные нормы вывернулись наизнанку, по словам российских педагогов, назрела необходимость вернуть в школьную программу хотя бы "Молодую гвардию" Александра Фадеева. По Солженицыну не получается воспитать патриотов своей страны.

Краснодонские предатели

Старшее поколение всё о героях романа знает почти наизусть. Теперь, после открытия архивов, стало известно, что писатель психику своего читателя сильно пожалел и всей правды не написал. Действительно, она ужасна. И ещё одно: среди молодогвардейцев на самом деле ни одного предателя не было.

Родине совершили только их истязатели, полицаи, страшно замучившие краснодонских подростков, которые не щадя собственной жизни защищали и очищали свою землю от захватчиков. Фадеев их изобразил настолько выпукло и ярко, что впоследствии, уже после кинофильма, люди смотрели в лицо артистам, их игравшим, с ненавистью.

Необходимость воспитания

Страдания, выпавшие на долю молодогвардейцев, даже описанные Фадеевым, просто нечеловеческие. На самом деле было гораздо хуже, такое не сможет передать ни плёнка, ни бумага. И вот эту литературу теперь совсем не читают российские подростки! Потому и возрождается нацизм, а по Украине бродят факельные фашистские шествия с лозунгами про Бандеру-героя.

Неофашистам от четырнадцати до двадцати лет книгу эту нужно читать вслух, при сопротивлении - даже насильно, а потом фильм Герасимова заставить посмотреть, а потом с документами из архивов ознакомить, с фотографиями и медицинскими освидетельствованиями мёртвых, но вечно живых молодых краснодонцев. Необходимо сделать так, чтобы молодёжь умела различать понятия: верность Родине и предательство.

"Ромашка"

Каждому мальчишке (да и девчонке) нужно обязательно читать увлекательнейший роман Вениамина Каверина "Два капитана". В этой книге есть всё: беззаветнейшая дружба, чистейшая любовь, целеустремлённость на пути к подвигу и исключительное по своей подлости предательство - Родины, дружбы, любви и всего самого святого на свете. Михаил Ромашов - один из героев книги. И если Саня Григорьев всю жизнь шёл из детства к подвигу, то Миша Ромашов и детства - к предательству.

Виден весь путь, ежедневно убивающий в человеке всё человеческое. Начиналось с детских доносов на почве зависти. Закончилось практически прямым убийством, когда Ромашка оставляет своего друга раненого умирать на снегу, забрав у него всё, даже оружие. Вот оно - предательство Родины. Аргументов из литературы лучших и не сыщешь. У предателей совесть не спит, она умерла. Это Саня Григорьев будет раздумывать, не сыграли ли роль личные причины, когда сдавал предателя, совершившего воинскую измену, властям. Так, на контрасте, читатели лучше почувствуют, где правда, а где ложь, как нужно поступать, а как нельзя, кому сочувствовать, а кого ненавидеть.

Рыбак

В повести Василя Быкова "Сотников" рассказывается о предательстве другого рода. Преступник по фамилии Рыбак винит в нём обстоятельства, даже своего раненого товарища-солдата, которого не только предал, но сам и повесил. Только себя он не винит, хотя о содеянном и сожалеет. Здесь писатель показывает, как легко невооружённому патриотическим воспитанием, а потому с подлой слабиной в душе человеку разобраться в самом себе, адекватно оценить свои поступки.

Сотникова, которому достались самые страшные пытки и который никого из партизан и местных не выдал, предатель Рыбак в своих мыслях называет честолюбивым: ишь, мол, геройствует. Рыбаку и невдомёк, что самым низким поступком из всех испокон века считается именно предательство. Это судьба у него так неожиданно повернулась, что придётся послужить Германии. Чёткого представления о моральных и нравственных принципах у Рыбака нет. Что это, если не недостаток воспитания?

Крыжнёв

Этот рассказ Михаила Шолохова - в сокровищнице мировой литературы. "Судьба человека" - это судьбы многих и многих, показанные необыкновенно широко. Рассказ этот о людях, переживших огромное горе, страшные лишения, войну, концентрационный лагерь, потерю всех близких, но оставшихся людьми светлой души, глубоко сочувствующей и призванной помогать. Но и этот рассказ был бы недостаточно полным, если бы не было в нём темы предательства.

Ради сохранения собственной жизни предатель Крыжнёв уже приготовился выдать и командира, и своих друзей. Но верность Родине не могут хранить только предатели. Истинный солдат Андрей Соколов убивает эту мерзкую тварь и даже жалости не испытывает, только одно омерзение, будто змею задушил. Рассказ написан в 1956 году. Война закончилась одиннадцать лет назад, но писатель всегда чувствует ответственность перед соотечественниками и следующими их поколениями, именно поэтому вечные темы подвига и предательства поднимаются снова и снова.

Предателей не реабилитировать!

Много интересного о написал ещё один Воробьёв - Владимир Никифорович, генерал-майор в отставке. Он, несмотря на возраст и нездоровье, считает необходимым вновь и вновь поднимать эту тему, поскольку она именно сегодня является наиболее актуальной.

И действительно: сейчас изменники, предавшие свою Родину, считаются борцами против коммунизма и сталинизма, более того - поборниками свободы и справедливости. Им даже ставят памятники! Маннергейм, Власов, Деникин, Колчак - враги своей Родины, которые предали её. Решительный протест генерал-майора вполне понятен.

Сортировка предателей

Писатель во всей красе показывает эту недобитую, бежавшую за рубежи белоэмигрантскую часть населения, офицеров, помещиков, капиталистов, которые Гитлера встретили с непередаваемым энтузиазмом. С помощью немецких штыков решили вернуться на территорию преданной ими Родины.

Особо он останавливается на описании многочисленных предателей упомянутых выше географических территорий (Прибалтики, Кавказа, немцев с Поволжья), а также русских белогвардейцев из Словении, Хорватии, Сербии, которые служили не только в вермахте, но и в Абвере, и в СД, и в СС.

Выводы

Никто не станет спорить, что предательство существовало во все времена. И предателями становились чаще всего те люди, которые были чем-то на родине обижены. Например, спартанский Эфиальт, отвергнутый, предал товарищей в Фермопилах. Далее список так или иначе пополняется: предал Христа Иуда, а Цезаря - Брут, Петра Первого - Мазепа, и так далее. Их имена обычно оставались в истории навсегда.

Но Великой Отечественной войне довелось узнать другого рода предателей - особенных и разнообразных. И числом их поболе. Тем не менее тема эта довольно успешно развивалась в литературе, помогая определиться с мировоззрением практически каждому поколению. Сейчас всё стало иначе, итоги войн пересматриваются, приоритеты сдвигаются. Необходимы немедленные решительные действия в этом направлении. Ибо народ, состоящий из предателей, неизбежно потеряет собственную страну. А всё к тому идёт, к сожалению. Следующее поколение потеряется уже вместе со страной.


Направление "Верность и измена " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.
Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы верности и измены в итоговом сочинении.

Сочинение на тему: Верность и измена

Верность и измена представляют собой две противоположные крайности морально-этического облика личности. Если рассматривать с литературной точки зрения, то «верность» и «измена» в большинстве произведениях ярко и точно характеризуют поступки героев. Будь то "Анна Каренина" Л. Толстого, "Евгений Онегин" или "Капитанская дочка" Пушкина - везде остра и многогранна проблематика верности и измены.

Если же обратиться к современной реальности, то с одной стороны, благородное поведение берет свои азы с самого раннего детства в семейной атмосфере, с другой - человеческий моральный облик - это полноценное отражение мышления и натуры человека.

Конечно, не стоит забывать о верности своей семье, родным, любимым и близким людям. Наше ближайшее окружение принимает нас такими какие мы есть на самом деле. В этот круг входят самые близкие люди, которые поддержат нас в любую минуту нашей жизни, душевно разделят радости и случившиеся неприятности. Непременно дадут совет и поделятся своим личным опытом. Мы должны уважать близких нам людей и очень дорожить ими, а также их присутствием в нашей жизни.

Поэтому родные люди, как никто другой заслуживают верного и преданного отношения. Мы должны их всегда поддерживать и никогда не предавать. Как гласят различные литературные источники, еще наши предки воспевали в народном творчестве значимость, прочность и неделимость семейного круга. Каждый человек, имеющий рядом тех людей, которые его любят, ценят и уважают, считается богатым. У него будто вырастают крылья от получаемой поддержки и хочется покорять новые вершины.

Каждый человек, имеющий адекватное сознание обязательно должен обладать качествами, которые присущи верности. Данное понятие украшает и значительно возвеличивает облик человека. Также стоит отметить, что все эти чувства невозможно насильственно привить. Нудные нотации и нравоучения не помощники в данном вопросе. Понятие «верность» рождается в самой глубине души при появлении на свет каждого человека. И о его верности можно будет судить по совершаемым им поступкам, ходу мыслей и в целом по выбранному течению жизни, отбросив все красноречивые изречения. Но, не стоит рассматривать верность как некое исходное положение жизненной позиции. На самом деле верность является щедрой данью искренней и неподдельной любви.

Только любовь способна возродить в человеческой душе нескончаемое уважение и полную готовность к самопожертвованию. Собственная мысль способствует формированию индивидуальности. Благодаря тому, что имеешь свою позицию, можно значимо выделяться среди толпы и не поддаваться общественному мнению. В таком случае нам никто не сможет навязать чужие размышления. Именно поэтому очень важно быть верным перед собой.

После измены больше не хочется никому доверять, преданный человек начинает во всем искать подвох. Стоит акцентировать внимание на поведении предателя, как он себя ведет. Рассказывает ли почему все так произошло? Просит ли прощения? Все бывает в этой жизни и от ошибок никто не застрахован. Может быть даже и такое, что по жизненным обстоятельствам или под влиянием чужого мнения мы не умышленно подставляем другого человека. Самое главное вовремя опомниться, искренне раскаяться и попросить прощения. Если действительно можно найти оправдание совершенному, то можно и простить человека, дав ему еще один шанс, чтобы все наладить и вернуть честные и доверительные отношения.

Не нужно замыкаться, жизнь продолжается, поэтому необходимо двигаться дальше. В первую очередь все мы люди и должны терпеливо относиться друг к другу. Наша жизнь, итак, наполнена всевозможными трудностями различного характера, поэтому нужно трепетно и с огромным уважением относиться к любящим и любимым людям.

В контексте данного открытого направления будет уместным подумать о верности и измене как радикально противоположных проявлениях человеческой натуры. Рекомендуется проанализировать категории измены и верности с морально-этической, философской, психологической точек зрения, а также обращаясь к повседневным реалиям и произведениям литературы.

Категории «верность» и «измена» занимают ключевую роль в сюжетах многих произведений разных эпох и характеризуют мыли и дела героев в ситуациях нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном аспекте.



Темы и вопросы, которые можно рассмотреть в рамках направления "Верность и измена"

Что означает верность?
К чему приводят измены?
Как, по- вашему, связаны понятия верность и любовь?
Как, по-вашему, связаны верность и дружба?
Чем опасна измена?
Подтвердите или опровергните высказывание У. Черчилля: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения».
Можно ли простить предательство?
В чем причины измен и предательств?
Когда возникает выбор между верностью и предательством?
Как вы понимаете слово «верность»?
Важно ли быть верным слову? Что толкает человека на измену?
Согласны ли Вы с утверждением: «Изменник и трус - одного поля ягода»
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Как вы понимаете высказывание Плутарха: «Предатели предают прежде всего себя самих»?
Как влияет предательство на отношения?
«Разве от себя убежать возможно, родину бросив?» Гораций Какое предательство самое страшное?
Согласны ли вы с утверждением: «Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы»?.
Согласны ли вы с утверждением «Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит»?. (Август Платен)
Может ли быть неверным благородное сердце?
Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
Подтвердите или опровергните слова Ф. Шиллера: «Верная любовь помогает переносить все тяготы»?
Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться»? (К. Мелихан)
Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»?
Можно ли быть героем, сражаясь против Родины?
Можно ли назвать собаку самым верным другом?
Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой?
Согласны ли вы с изречением Лопе де Вега «Измена другу — преступленье без оправданья, без прощенья»?
Можно ли утверждать, что верность друга - «самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку»? (Э. Тельман)
Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг — предатель вполовину»?
Как Вы понимаете смысл высказывания: «Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце».
Нужно ли быть верным самому себе? Справедливо ли утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе, неверен всегда с другими»?
Согласны ли Вы с высказыванием: «Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину»? (Жозеф Жубер)
Как Вы думаете, почему предатели предают прежде всего самих себя?
Как Вы понимаете высказывание: «Быть подлинным значит быть верным самому себе»? (Ошо)
Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки»?
Согласны ли Вы с народной мудростью: «Верный друг лучше сотни слуг»?
Справедливо ли утверждение: «Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это»?.
Может ли верность принести человеку разочарование?


Ещё темы:
Патриотизм - это верность Родине.
Можно ли быть верным другим, оставясь верным себе?
Верность как основа честности и чести.
Измена - это предательство или верность своми интересам?
Прощение измены - это признание правоты изменника, собственная слабость или любовь?