Сочинение на тему: Любовь и верность в поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Любовь - самое бесценное чувство, которое наполняет жизнь смыслом, делая ее светлой, насыщенной и выразительной. Любовь дает стимул человеку в любых его проявлениях. С этим чувством приходит вдохновение в стихах или прозе.

Любовь в лирике Пушкина

Тема любви в лирике Пушкина занимает одно из основных мест. Творения поэта являются уникальными в теме любви, его стихи читаются пылко и вдохновенно. Возникает сопереживание страсти, которую испытывал поэт.

Любовь для поэта - это не только вдохновение, это еще и свет жизненной силы и творческой активности. Именно тема любви в лирике Пушкина позволяет понять его произведения. Любовь двигала им, благодаря любви он творил и создавал шедевры. После расставания с женщиной поэт чувствует тоску и грусть. Ничто не мило, цель и смысл жизни утеряны.

Любовь Пушкина к Анне Керн

Одно из таких стихотворений - «Я помню чудное мгновение…» - посвящено Анне Керн, которая покорила сердце поэта. Она для него чиста и непорочна, как ангел, как «гений чистой красоты».

Для Пушкина любовь к Анне Керн - светлое и искреннее чувство. Она дорога ему, даже если это чувство остается без ответа. Пушкин нежно и бескорыстно относится к женщине, которая взволновала его душу, дала страстный порыв и наполнила жизнь смыслом. Он благороден и не желает беспокоить любимую женщину. Поэт готов ради ее спокойствия отступиться от блаженства любви. Поэтому благословляет ее, искренне желает ей любви, которая будет такой же сильной и чувственной, как у него.

Любовь Пушкина к Елизавете Воронцовой

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» было написано для Елизаветы Воронцовой. Удивительной красоты, утонченная, высокообразованная, она покорила его сердце. Но Воронцова была замужней дамой, и их чувства не имели продолжения. На прощанье любимая подарила поэту перстень с каббалистическими знаками. Это был знак нежной любви. Аналогичный перстень она оставила у себя.

Впоследствии Пушкин часто получал письма от Воронцовой с оттиском этого перстня. Позже письма были сожжены по просьбе Елизаветы. Пушкину сей акт дался тяжело, ведь это были письма от любимой женщины, которая вдохновляла его, давала стимул и любовный пыл. Эту историю он описывает в другом своем шедевре - «Сожженные письма». Стихотворение переполнено печалью и грустью. Поэт понимал, что, сжигая письма, он навсегда прощается со своей любовью.

Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой

Самой большой любовью в жизни Пушкина была его жена Наталья Гончарова. Он признателен судьбе за встречу с ангелом. Стихотворение «Мадонна» было написано за полгода до свадьбы Пушкина с Гончаровой. В нем он боготворит любимую, поклоняясь ей, испытывая благоговейный религиозный трепет.

Лик любимой женщины нежен, она целомудренна и чиста. Для Пушкина Гончарова - прелестное создание, мадонна, идеал женственности и душевной гармонии. Она затрагивает его сердце, доставляет ему умиротворение и благодать. Поэт уверен, что его мадонна - дар, посланный небесами, и сердце наполняется лучезарной радостью. Тема любви в стихотворениях Пушкина раскрывает душу поэта. Читатель способен прочувствовать это возвышенное чувство вместе с автором. Познать боль и радость, а также обрести веру в будущее.

Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина

Тема дружбы также нашла отражение в произведениях, как и тема любви в лирике Пушкина. Пылкий, порывистый, впечатлительный, поэт самозабвенно отдавался дружбе. Вопрос независимости, свободы, борьбы с царским режимом - все это нашло отражение в стихотворении к своему близкому другу «К Чаадаеву».

Стихотворение написано в форме доброжелательного и дружеского обращения. Оно отражает политический настрой, суждения и мысли, которые связывали поэта с его другом, а также со всеми прогрессивными людьми той эпохи. Пушкин, как бунтарь, призывает друга и передовую молодежь посвятить себя борьбе с царским гнетом, он призывает к освобождению Отчизны. Таким образом, тема любви и дружбы в поэзии Пушкина связаны между собой. Для поэта они представляют собой одно целое и нерушимое чувство.

Поэма «Цыганы»

Во время ссылки в Кишинев Пушкин наблюдал за жизнью цыган, присматривался к ним. Именно здесь у поэта зародилась идея этого сочинения. Цыгане поразили поэта своими любовными отношениями, неуемной жаждой свободы, бытом и поведением. Цыгане - это независимый и свободолюбивый народ, который следует зову своего сердца.

Конфликт этого произведения построен на том, что у главного героя происходит противоречие страстей. Главный герой поэмы, молодой человек Алеко, нарушает закон и сбегает из мира цивилизации и городской суеты. Образованный Алеко принимает вольную жизнь цыган и их сущность. Он мечтает прожить с ними всю жизнь, быть свободным. Однако Алеко так и не смог полностью стать вольным человеком.

Пушкин своим произведением смог передать разницу между жизнью в цивилизации и жизнью за ее пределами. Поэт считает, что у человека в цивилизованном обществе есть все блага и удобства для свободной жизни. Однако такой человек замкнут в клетке, созданной из написанных правил, законов, социальных норм. Человек, живущий вне цивилизации, где нет законов и писаных правил, является поистине свободным.

Тема любви в поэме «Цыганы»

Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» проходит через все произведение. Рассказывается о чувствах главного героя к цыганке. Любовь к прекрасной Земфире и желанная свобода должны дать Алеко ощущение счастья и умиротворения. Но этого не случилось. Привыкший к благоустроенности, комфорту, уюту, он так и не стал одним целым с цыганским табором. Алеко не понял смысла свободы и не принял, по сути, свободу чувств.

Герой не смог простить Земфире измену. Он убил прекрасную Земфиру и ее возлюбленного. Цыгане - люди вольные, простые и робкие. Для них измена не грех, потому что любовь удержать не возможно. Отец Земфиры назвал Алеко злым и гордым человеком, который хочет воли лишь для себя. Он эгоист, его ревность и безжалостность не пробуждают сочувствия. По сути, он оказывается преступником. Поэтому Алеко был изгнан из табора. Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» - это разговор о том, что быть свободным - значит освободиться от желания власти над человеком.

Читая произведение, можно увидеть, что автор не принимает чью-либо сторону. Поэт не старается защитить цыган или оправдать Алеко. Пушкин хорошо относится к главному герою, но и сочувствует отцу Земфиры. Однако убийство поэт не оправдывает, поэтому старик изгоняет Алеко из табора.

Поэма «Евгений Онегин»

Произведение «Евгений Онегин» можно назвать самым популярным среди произведений А. С Пушкина. Автор смог передать наиболее важные проблемы дворянства, тему любви и дружбы.

Для произведения характерна особая черта. А. С. Пушкин сам непосредственно участвует в поэме. Евгений Онегин несколько раз встречался с Пушкиным (в Одессе, Петербурге). Также автор в поэме рассказывает о своей биографии, мечтах, размышлениях.

Тема любви в поэме

Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» - это своеобразная любовная интрига. Знатный молодой человек - один из главных героев поэмы. Это не плохой и не хороший человек. У Евгения сложный, непоследовательный характер. Однако этот человек воспитан и образован, он хочет найти искреннюю любовь, но при этом цинично держится от нее подальше. Такое поведение объясняется тем, что герой не желает связывать себя фальшивыми клятвами и обещаниями.

С Татьяной он знакомиться в деревне, когда приезжает на отдых в свое поместье. Для Татьяны Лариной любовь - высшее чувство, которое олицетворяет счастье, свет, искренность. У них немало общих интересов: они читают, гуляют, оба не любят светской суеты, но понимание любви у них отличается. Татьяна полюбила Онегина. Письмо Татьяны к Онегину восхищает силой любви и чуткости ума. Оно полно надежды на взаимность, но Онегин не смог понять это чувство.

По сути, Евгений не умеет любить, он не видит в этом смысла. Со своим единственным другом Ленским он спорит на эту тему. У Ленского романтическая и утонченная натура. Он боготворит любовь и стремится к ней. Их разногласия приводят к дуэли, на которой Онегин убивает Ленского.

Убийство друга в корне изменило жизнь Онегина. Он осознал свои поступки, но уже было поздно. Когда Онегин вновь встретился с Татьяной, она уже была замужней дамой. Он был поражен ее благородством, простотой и доброжелательностью. Татьяна покорила Онегина. Евгений объясняется ей в любви, но терпит фиаско. Она отказывает ему. В ней сильно развито чувство долга, семьи и порядочности. Все это стоит выше чувства любви.

Заключение

Вот так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза демонстрируют нам величие, благородство души и великодушие поэта. Для поэта любовь - это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов на добровольное заключение. В нетленной любви он созерцает бессмертие. Для Пушкина женский образ - это олицетворение нежности, чистоты, прекрасного и возвышенного. Это пример высочайшего признания женщины. Поэтому трудно говорить кратко о теме любви в творчестве Пушкина.

Поэзия Пушкина обладает магнетическим феноменом. Она благотворно влияет на человека, оживляя его. Эта поэзия бессмертна, так как она обнаруживает в человеке все прекрасные качества. Чтобы подробно узнать об этом прекрасном и возвышенном чувстве, достаточно знать, какой ряд стихотворений Пушкина посвящен теме любви.

Конспект

Урока литературы в 11 классе

Учитель: Маккоева Галина Рудольфовна

Тема: «Необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах» (1914-1915)

Цель: показать учащимся необычность в раскрытии темы любви поэтом, выявить приёмы передачи психологического состояния; совершенствовать навыки анализа лиро-эпического произведения; развивать ассоциативное мышление, языковое чутьё, художественный вкус; воспитывать любовь к литературе.

Ход урока:

Сегодня на уроке мы поговорим на вечную, но всегда юную и привлекательную тему, тему любви мужчины к женщине. Что такое, по-вашему, эта любовь? Как определите значение этого слова?

(Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность).

- ^ Какие слова у вас ассоциируются со словом «любовь»?

(Теплота, сердечность, внимание, чувства, влечение, мука, переживание, радость, ожидание, свидание, душевный подъём, понимание, душа, красота, доброта и т.д.)

- ^ Какой может быть любовь?

(Счастливой, взаимной, неразделённой, отвергнутой)

Ярче и точнее всех о любви говорят поэты. Я предлагаю вам поговорить о любви необычной. Такой, какой была любовь лирического героя поэмы

В.В. Маяковского «Облако в штанах». Ведь именно она, эта необычная любовь подвигла лирического героя поэмы «Облако в штанах» заявить в 4 частях поэмы: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Более подробно проанализируем только 1 и 4 части поэмы. Для удобства вы получили раздаточный материал с фрагментами поэмы. Наше обсуждение будет поддержано презентацией. В конце урока попрошу вас сделать обобщение, ответив на вопрос «В чём необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Вспомним, как всё произошло.

- ^ Начнём с влюблённого героя. Каков он в прологе и 1 части поэмы?

Вашу мысль,

Мечтающую на размягчённом мозгу,

Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

Досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Иду – красивый,

Двадцатидвухлетний.

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы.

Хотите –

Буду от мяса бешеный

И, как небо, меняя тона –

Хотите –

Буду безукоризненно нежный,

Не мужчина, а – облако в штанах!

Меня сейчас узнать не могли бы:

Жилистая громадина

Корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

(В прологе лирический герой противостоит всему буржуазному обществу. ^ Чем эта публика не устраивает лирического героя? Она отвратительна, изображается отталкивающе материально, в этих людях нет духовного. Лирический герой может противостоять обществу потому, что он очень мощная личность. Поэт, создавая этот мощный образ, использует гиперболу, которая сочетается со сравнением. Диапазон личности нашего влюблённого огромен: от бешеного до безукоризненно нежного. Глыба, громадина – так поэт определяет внешнюю и внутреннюю суть героя в I части. Перед нами громадина, глыба-человек. Молодой, нахальный, смеющий дерзко издеваться над благопристойной буржуазной публикой, едкий. Он способен вывернуть себя так, чтобы были одни сплошные губы. Для чего? Для простого человеческого поцелуя. Зачем нужна такая гипербола? Чтобы предельно ярко, максимально почувствовать всю прелесть поцелуя. Он способен дразнить толпу окровавленным лоскутом собственного сердца). Вывод: в поэме необычный лирический герой.

Как понимаете строчку «не мужчина, а – облако в штанах!», ставшую названием поэмы. Почему такой необычный образ?

(Нежность, мягкость, воздушность облака (небесный образ, парящий, витающий в облаках) в сочетании с прозаическими, сугубо материальными, грубыми, тяжёлыми по звучанию штанами - эта антитеза. Она подчёркивает человеческую природу лирического героя поэмы, которая, по мнению Маяковского, есть единство двух начал: биологического и духовного.) Вывод: необычно название поэмы

- ^ Какая же любовь у этой громадины, глыбы?

Громадный,

Горблюсь в окне,

Плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая –

Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Смирный любёночек.

Она шарахается автомобильных гудков.

Любит звоночки коночек.

(В неологизме «любёночек»

(ср. ребёночек, котёночек) подчёркивается трогательная нежность, безукоризненная нежность, необычная сила чувства. Нет в языке слова для такого чувства, поэтому автор придумывает новое). Вывод: чтобы назвать чувство, нужно придумать новое слово.

- ^ Какие чувства переживает влюблённый лирический герой в ожидании Марии?

Ещё и ещё…

Полночь, с ножом мечась,

Догнала,

Зарезала, -

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казнённого.

(Ожидание любимой – мука. На это указывает повтор «еще и еще». Свидание было обещано в четыре. Восемь. Девять. Десять. Полночь. Восемь часов мучительного ожидания, страданий. Итог страданий – казнь.)

Проклятая!

Что же, и этого не хватит?

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

Сначала прошёлся

Едва-едва,

Потом забегал,

Взволнованный,

Теперь и он, и новые два

Мечутся отчаянной чечёткой.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже.

Нервы –

Большие,

Маленькие,

Многие! –

Скачут бешеные,

Итак, герой необычный, чувства необычные, а какова возлюбленная?

Вошла ты,

Резкая, как «нате!»,

Муча перчатки замш,

Сказала:

«Знаете –

Я выхожу замуж».

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

Страсть», -

А я одно видел:

Вы – Джиоконда,

Которую надо украсть!

И украли.

(Возлюбленную зовут библейским именем Мария = госпожа, горькая, любимая, упрямая. Она знает современную литературу, читала Джека Лондона. Маяковский заинтересовался романом Джека Лондона «Мартин Иден» (1909), глубоко раскрывающим особенности писательского труда, и написал по его мотивам сценарий фильма «Не для денег родившийся» (1918). Он сам сыграл в нём главную роль поэта Ивана Нова. Мария похожа на Руфь, которая отказывается от начинающего писателя Мартина Идена и разрывает их помолвку. Мария похожа на Джоконду. Как вы понимаете это сравнение? Красивая, загадочная, духовно привлекательная. Но её украли. Картина не могла сопротивляться, а возлюбленная не захотела, она позволила себя украсть. Мария выбрала любовь продажную, выбрала деньги, комфорт, богатство. Почему Мария так резка? Вспомните стихотворение самого Маяковского «Нате!» (1913). Два года назад он сам бросил толпе обличительное «нате!». Был скандал. Замужество Марии похожий вызов, вызов-отказ от духовного ради материального благополучия.)

- ^ Как воспринял эту новость герой Маяковского?

Что ж выходите.

Покреплюсь.

Видите – спокоен как!

Как пульс

Покойника.

Господа!

Любители

Святотатств,

Преступлений,

А самое страшное

Видели –

Лицо моё,

Абсолютно спокоен?

(Психологическое состояние героя передано очень сильно – через внешнее его спокойствие. ^ Подберите синонимы к слову «спокойствие». (Покой, спокойно, успокоить, покойник).Объясните эпитет «абсолютно спокоен». Кто может быть абсолютно спокойным? Покойник. Спокойствие лирического героя не грани смерти. Анжанбеман – перенос – подчёркивает внутренние страдания, разорванность души.)

- ^ У кого найти спасение, кто может помочь пережить эту трагическую минуту?

Allo! И до конца главы.

(Конечно, дома, но дома нет. Где разворачивается действие поэмы? В гостинице Одессы. Герой делает телефонный звонок домашним, маме и сёстрам. О чём разговор? Рассказывая маме, как его сжигает пожар сердца, выворачивает наизнанку фразеологизм «сердце выскакивает из груди». Постигшую героя катастрофу автор сравнивает с мировыми катастрофами. «Лузитания» - английский пассажирский теплоход, торпедированный в 1915 году германской подводной лодкой и сгоревший в море.)

Во второй главе поэмы лирический герой ищет возможности избавиться от страданий. Он, «мечась и стеня», выходит из гостиницы на улицы Одессы. Он видит, там бьётся пульс жизни, там своя жизнь.

В третьей части герой штурмует весь старый строй буржуазной жизни. Он уверен, что этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало.

Прошли целые сутки на улице. Ночь пришла. Легче не стало.

От глобальных замыслов по переделке мира герой в четвёртой части возвращается к мыслям о своей любимой, возвращается в гостиницу:

Мария! Мария! Мария!

Пусти, Мария!

Я не могу на улицах!

Посмотрим, как лирическая любовная тема проявляется в четвёртой части, как она изменяется. ^ Прокомментируйте строки:

Видишь –

Я уже начал сутулиться.

Я человек, Мария,

Простой,

Выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни.

я – весь из мяса,

Человек весь –

Тело твоё просто прошу,

Как просят христиане –

«хлеб наш насущный

Даждь нам днесь».

(Герой становится покорным, чуть ли не униженным, просто человеком. Сравните с образом в прологе: громадина, глыба и т.д. Любимая заменяет всё, она необходима, как хлеб насущный. Что добавляет сравнение «как просят христиане…» к образу любимой? Земная женщина обожествляется, возносится до небес, это святыня. Ведь «хлеб насущный на каждый день» для христиан это не только материальная пища, но и слово Божие, т.е. Библия, пища духовная, питающая душу.)

На эту просьбу Мария отвечает отказом. Это уже второй отказ за несколько часов. Смиряет ли он глубоко страдающего, яростно протестующего и уже отчаявшегося лирического героя?

Послушайте, господин бог!

Всемогущий, ты выдумал пару рук,

Что у каждого есть голова, -

Отчего ты не выдумал.

Чтоб было без мук

Целовать, целовать, целовать.

Я думал – ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь,

Из-за голенища

Достаю сапожный ножик.

Крыластые прохвосты!

Жмитесь в раю!

Ерошьте пёрышки в испуганной тряске!

Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою

Отсюда до Аляски!

Пустите!

Меня не остановите.

(Отказ любимой провоцирует бунт уже против всего мироздания, против самого Бога. Сначала он просто фамильярен. Затем фамильярность переходит всякие границы. Герой с Богом на ты, уже откровенно хамит ему. Грозит засапожным ножом.)

В чём причина этого бунта?

(Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в существовании социальной несправедливости, а в том, что без мук нельзя целовать.)

Отчаяние героя доходит до исступления (крайняя степень возбуждения, страсти), до бешенства, почти до сумасшествия. Он выкрикивает страшные богохульства. Стихия захлёстывает его.

- ^ Что получает в ответ?

Снимите шляпу!

Вселенная спит,

Положив на лапу

С клещами звёзд огромное ухо.

(У вселенной огромное ухо, герой явно услышан. Но Вселенная безмолвствует. Герой в финале трагически одинок и бездомен.)

Подведём итоги. Что необычного в звучании темы любви в поэме?

(Образ героя: его переживания, его предельная расхристанность и предельная нежность, его противоречивость, его трагическое бездомное одиночество, его вселенский нигилизм.)

Дома перечитайте 2 и 3 части поэмы, подумайте, можно ли автора поэмы «Облако в штанах» назвать поэтом-гуманистом?

силы и значительности ее поэзии в связи с жизнью: «Не всякий поэт… может сравниться с Ахматовой по силе ее стихов, облагораживающих натуру человека. <…> Ахматова способна из житейского опыта создавать музыку поэзии, важную для многих. <…> Высший поэт – это тот, кто находит поэтическую форму для действительности. <…> Будем же ценить Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности».

Патриотическая нота – отличительная черта поэзии Ахматовой. Для нее нет эстетики вне этики. Верность родной земле, человеческое достоинство, честь, любовь к Отчизне диктовали поэту Ахматовой строки таких произведений, как поэма «Реквием», стихотворения«Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля» и др. Ахматова утверждает, что любовь к своей Отчизне не позволяет человеку оставить «…свой край глухой и грешный», оставить «Россию навсегда». Ее лозунг – «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам». В стихах Ахматовой – стойкость и воля, сила характера, и сами стихи как бы стали судьбой Ахматовой. В них – внутренняя биография поэта, направление ее творческих поисков, предвидение признания потомками. О художественном реализме, как «главном и постоянном отличье», присущем творчеству Ахматовой, образно и справедливо сказал Б. Л. Пастернак в предисловии к сборнику Ахматовой, вышедшем в 1942 г. в Ташкенте в издательстве «Советский писатель»: «Вера в родное небо и верность родной земле прорываются у нее с естественностью природной походки». О «суровой и почти религиозной простоте и торжественности» стихов Ахматовой справедливо писал О. Мандельштам еще в 1916 г. в статье «О современной поэзии. К выходу „Альманаха Муз“, отметив, чтопоэ-

зия Ахматовой «близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Тема любви в творчестве В. Маяковского

Чтоб всей вселенной шла любовь

Б ольшой и серьезный разговор о любви В. Маяковский ведет на протяжении всего творчества. Лирический герой Маяковского доверительно и искренне раскрывает свои чувства, переживания, рассуждает о сущности любви, о том, какими, в его представлении, должны быть отношения между возлюбленными, в семье. Любовь, по Маяковскому, рождает неутолимую жажду творчества, зовет к действию, к борьбе, к противостоянию всему, что мешает счастью человека; любовь делает человека сильным и счастливым, украшает мир. В письме-дневнике Маяковского записано: «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем… Любовь не установишь никакими „должен“, никаким „нельзя“ – только свободным соревнова-

нием со всем миром».

В «Письме к товарищ у Кострову из Парижа о сущности любви» поэт говорит об общественной сущности любви:

Любить - это значит:

в глубь двора вбежать и до ночи

грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи.

Теме любви посвящены следующие произведения: «Домой», «Про это», «Лиличка!», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Пустяк у Оки» и др. В осложненной драматическими коллизиями поэме«Люблю» авторское «я» выступает как прообраз нового человека, верного своему идеалу – «Не смоют любовь / ни ссоры, /

ни версты. / Продумана, / выверена, / проверена. / Подъ-емля торжественно стих строкопестрый, / клянусь – / люблю / неизменно и верно». Поэма «Люблю» была написана в 1922 г., когда поэт переживал пик своего чувства к Лиле Юрьевне Брик, которой он посвятил «Облако в штанах», хотя поэма была вдохновлена Марией Александровной Денисовой, девушкой необыкновенного обаяния и сильного характера. В поэме «Флейта-п озвоночник» (1916) Маяковский поднимает тему трагической любви поэта, искреннего, чистого человеческого чувства, ставшего в мире собственников «вещью». Конфликт, обрисованный в «Облаке в штанах», в поэме «Флейта-позвоночник» достигает особенной остроты:

Знаю, каждый за женщину платит. Ничего, если пока

тебя вместо шика парижских платьев одену в дым табака.

Поэт ставит любимую на пьедестал, готов отдать ей жизнь, прославить стихами, «нечеловеческим страданием»:

Любовь мою, как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

В поэме «Флейта-позвоночник» слышен скрытый диалог, диалог-полемика лирического героя и его антипода(«он», «захлопали двери. Вошел он»), того, кто покупает любовь, растлевает души:

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду! Хорошо!

Твоя останется. Тряпок нашей ей,

робкие крылья в шелках зажирели б. Смотри, не уплыла б. Камнем на шее

навесь жене жемчуга ожерелий!»

В восприятии Маяковского духовная любовь, любовь-нежность противопоставлена чисто физической:

Знаю, любовь его износила уже.

Скуку угадываю по стольким признакам. Вымолоди себя в моей душе.

Празднику тела сердце вызнакомь.

Светлое чувство любви лирического героя проходит через все страдания и пытки, напоминает об истинных ценностях, которые едины для человека независимо от национальности, и от сословной принадлежности – для немца, и для француза, и для ца-

ря, и для солдата; светлое чувство должно победить, выстоять в бездуховном мире.

Одно из самых замечательных произведений поэта о любви – поэма«Про это» (1923). В ней глубоко раскрывается характер и личность Маяковского. Внутренняя тема поэмы отражает отношения между поэтом и любимой женщиной, Лилей Брик, которые вступили в фазу кризиса. Если в поэме «Флейта-позвоночник» имя Лили названо («На цепь нацарапаю имя Лилино / и цепь исцелую во мраке каторги»), то в поэме «Про это» поэт его не называет:

– Смотри,

даже здесь, дорогая, стихами громя обыденщины жуть, имя любимое оберегая, тебя в проклятьях моих обхожу.

Композиционно поэма состоит из вступительной главы и 4-х подзаголовков(«Прошение на имя», «Вера», «Надежда», «Любовь»), связанных общностью мировосприятия лирического героя. Вступительная глава поэмы с вопросом-названием «Про что – про это?» подчеркивает то огромное значение, которое придает поэт чувству любви в жизни каждого человека:

Эта тема пришла, остальные оттерла и одна

безраздельно стала близка.

Предельное самопокаяние, предельная открытость, беззащитность, ранимость незащищенного чувства – сквозной мотив всей поэмы:

Я свое, земное, не дожил, на земле свое не долюбил, -

читаем в части «Надежда». В «Прошении на имя» лирический герой выражает веру в мир, в необходимость счастья для всех и для каждого. Жизнеутверждающее начало поэмы передано в емких фразах. «Что мне делать, / если я / вовсю, / всей сердечной мерою, / в жизнь сию, / сей / мир / верил, / верую».

Части «Вера», «Надежда», «Любовь» – это романтическая вера поэта в будущее, в «изумительную жизнь», в воскрешение мертвых. Как и в творчестве А. Платонова, в

поэме нашли отражение идеи «Философии общего дела» Н. Федоровао проективно-

сти науки, о воскрешении мертвых («большелобый / тихий химик, / перед опытом на-

морщил лоб») и о гармонии в человеческих отношениях.

В «Надежде» – обнаженность чувств, – «свое не долюбил»; среди обещаний – если воскресят, – обещание: «все делать даром – чистить, мыть, стеречь, мотаться, месть…». Среди человеческих достоинств названа и любовь к «зверью»:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку – тут у булочной одна – сплошная плешь, – из себя

и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!

В четвертой части поэмы «Любовь» поэт как заклинание повторяет просьбу «воскресить любимую», «воскресить», его самого, чтобы «дожить свое», «наверстать недолюбленное… звездностью бесчисленных ночей».В любимой поэт ценит не только внешнюю красоту («Она красивая – ее, наверно, воскресят»),ценит ее доброту, доверчивую улыбку, любовь к «зверью» («она зверей любила – / тоже ступит в сад»). Финальные строки поэмы утверждают нравственное начало в любви. Лирический герой уверен в красоте и силе любви («Ваш тридцатый век /обгонит стаи / сердце раздиравших мелочей»). Любовь, в контексте поэмы и всего творчества поэта, активизирует творческое начало в человеке, она призвана объединить влюбленных со всем миром, совершенствовать мир, превратить землю «в сад», а людей вселенной – в «товарищей» друг для друга.

Чтоб не было любви – служанки замужеств, похоти, хлебов. Постели прокляв,

встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь. <…> Чтоб вся на первый крик:

– Товарищ! - оборачивалась земля.

Художественная разработка поэтом-гуманистом В. Маяковским темы любви привлекает своим этическим содержанием, акцентированием в ней духовного начала, верностью мечте, чувствам.

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик?

(Поэма «Человек», рассказ «Старуха Изергиль»)

Р омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо-

ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

В поэме «Человек» Горький в романтических тонах выразил свой идеал гармоничного человека, живущего в согласии со своей душой, в согласии с людьми, стремящегося к самоусовершенствованию. Поэма вызвала разноречивые отклики. Ее философский романтизм выразил кризисность общественного сознания(социального и религиозного) на рубеже XX века. Гуманизм Горького вбирал протест и бунтарство, но также укреплял веру в неограниченные возможности «трагически прекрасного» Человека. Герой поэмы – Человек с большой буквы – провозглашает полное равенство всех людей на основе усовершенствования самой жизни и самого человека. Автор поэмы предлагает разрушить «старое», под которым подразумевает индивидуализм, «жадный деспотизм инстинкта», ложь, предрассудки и скуку, страх, безразличие. Разрушение в программе горь-ковского гармоничного человека, девиз которого –«все вперед! и выше!», подчинено позитивной цели – созданию нового мира, мира «свободы, красоты и уважения к людям», мира, где каждый видит смысл жизни в творчестве, созидании, в росте сознания, в работе мысли. «И призван я, чтоб осветить весь мир, расплавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать». Человек с большой буквы – это реальная мечта Горького, это синоним великой правды, заключающейся в борьбе человека за любовь.

Конфликт поэмы «Человек» строится на противостоянии представлений о смысле жизни Человека и мещанина, противостоянии духовного и материального. Горьковский Человек сознает: «Смысл жизни – вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня – моя награда. Иных наград не нужно для меня».

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с восторгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художественные средства в поэме – эмоциональные эпитеты, резкие контрасты – подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в светлые начала жизни.

Емкие, выразительные эпитеты, яркие сравнения («запуганные люди», «мелкие жизненные удобства», «мятежный человек», «величавый и свободный человек», «животное без гордости мысли», «они бесчисленны, как звезды в бездне неба») несут боль-

шую смысловую нагрузку. Например: «Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуя людей, – я их разрушу».

Горьковский Человек – борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал – это и есть прекрасное в жизни.

Одно из лучших романтических произведений, в котором Горький поднимает вопрос о смысле человеческой жизни, – это рассказ «Старуха Изергиль». «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль“ написал», – заметил взыскательный к себе Горький в письме к А. П. Чехову в 1899 г. Дорогой автору рассказ был написан в 1894 году.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом. В каждой части свои тема,

сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объединенное общей идеей, – стремлением автора выявить смысл жизни, истинные ценности о мире.

Антитеза – основа композиции рассказа «Старуха Изергиль». Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Если образ Данко раскрывает духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то в образе Ларры показана бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма. В описании портрета и внешности героев, характеров, поступков автор используетприем контраста. У Ларры – глаза «холодны и горды», как у царя птиц, у Данко в глазах «светилось много силы и горячего огня». Данко воплощает высший смысл жизни – сделать все возможное для блага людей. Трудно ему выбраться из непроходимых лесов, символизирующих в рассказе гнетущую действительность. И Данко, чтобы осветить путь людям, вырывает свое сердце и высоко поднимает его над головой.

Ларра – красивый, сильный – спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбранная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господство сильной личности.

Жизненно- исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Трехм астная композиция в «Старухе Изергиль» позволила писателю установить связь между легендами и реальной жизнью. Повествование самой старухи Изергиль поставлено в центре рассказаи является связующим звеном между преданиями и дей-

ствитель ностью. Изергиль встречала на своем пути многих людей, среди которых были и те, кто сражался за свободу греков, и те, кто оказался среди восставших поляков. Сама Изергиль искала для себя свободу и наслаждения, свободу в любви; на склоне лет, размышляя о себе, она определит свою жизнь как «жадную жизнь», предостерегает автора: «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. <…> И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Каждый сам себе судьба!». К концу жизни Изергиль приходит к осознанию истинных ценностей и поэтому она и обратит внимание автора на «искры от горящего сердца Данко» и расскажет легенду о происхождении искр, легеду о Данко. Противопоставлением идее бескорыстного служения людям звучит в рассказе тема «осторожного человека». Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их поисках, и потому мещанин постарался погасить пламя, хотя сам воспользовался его светом.

Нравственная проблема легенды – каким должен быть человек среди людей – перерастает у писателя в размышления о гражданском предназначении человека, о сущности прожитой им жизни. Вывод писателя: «В жизни всегда есть место подвигам!».

Рассказ «Старуха Изергиль» отличается высокохудожественной формой, умелым использованием изобразительно-выразительных средств языка. Эмоциональные эпитеты, красочные пейзажи с их многоплановой функцией, резкие контрасты, использование романтических образов тьмы и света сближают быт и сказку. Метафоры, сравнения, олицетворения усиливают действенность высказывания, к чисто логическому содержанию добавляют различные экспрессивно эмоциональные оттенки. Ужас одиночества индивидуалиста, объятого чрезмерной гордыней, противопоставившего себя людям, усиливает метафора: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Наиболее ярко тема любви получила свое развитие в поэме "Оза".

Героиня поэмы "Оза" работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а в любви она превращается для него в Озу, в своего рода Прекрасную Даму, в идеал женственности, без которого нет полноты восприятия красоты жизни и "величья бытия". Без любви к женщине и острого чувства природы "рушится человек", а "все прогрессы - реакционны". Поэма "Оза" подтверждает слова Достоевского о том, что красота призвана спасти мир.

Зоя Богуславская, которой Андрей Вознесенский посвятил поэму, рассказывает, что в "Озе" могла быть еще одна глава. Эта глава не появилась на свет, потому что Зоя заставила Андрея вернуться из Ялты в Москву, чтобы выступить в Большом зале консерватории. Поэт отправил ей телеграмму: "Не могу приехать, цветет миндаль". Богуславская удивилась и ответила, что если он не явится в консерваторию, то она его знать не желает. Спустя много лет на Зоино очередное "Ты же не можешь людей подвести!" Андрей раздраженно заметил, что из-за того, что он тогда сорвался и приехал, "Оза" в композиционном плане получилась не такой, как он хотел.

Из текста поэмы абсолютно ясно, что между Вознесенским и Богуславской нет никаких близких отношений. Зоя узнала, что стала прототипом "Озы", находясь в Ялте, а Андрей читал ее в Москве. Слухи и сплетни о том, что поэт нашел себе новую музу дошли до ее мужа. Супруг Зои Борис сказал, что отпускает ее к Вознесенскому на год. Если она захочет, то вернется через этот период времени. Богуславская высоко оценила его благородство, но предпочла остаться с поэтом. Они прожили вместе сорок пять лет. Поначалу многих удивляло, что поэт женился на "какой-то Зое", но потом все свыклись с этой новостью.

Вознесенский высоко ценил женскую красоту, и у него было женщин в физическом плане. Он искал вдохновения, новых муз. Однако главной музой для него всегда была его жена, умевшая ценить его верность. "Я всегда буду верен тебе, и ревновать ты меня можешь только к стихам", - такую фразу однажды Богуславская услышала от своего супруга.

Композиционно поэма состоит из четырнадцати глав, которым предшествует пролог. Произведение предваряется эпиграфом "Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы". Он свидетельствует о том, что автор не хотел издавать "Озу". Так, в эпиграфе есть причастие "найденная", которое показывает, что поэт забыл об этом произведении и для него важно было именно написать ее, а не напечатать. Пролог в свою очередь состоит из семи строф (каждая представляет собой четверостишие), в конце отдельной строкой автор говорит "Аве, Оза…". Проанализируем пролог.

Предложение "Аве, Оза" с разными знаками препинания в конце повторяется в нем семь раз: четыре раза поэт употребляет многоточие, два - точку и один - восклицательный знак. Кроме того, в первой строфе поэт пишет местоимение "Тебя" с большой буквы. Помимо этого он говорит "слушаю дыхание Твое". Таким образом он показывает, что возлюбленная, которой он посвящает свое произведение, для него святая. Вторая строфа состоит из двух предложений, первое из которых вопросительное, второе - повествовательное. В первом автор сравнивает зарождение чувства со вступлением в озеро:

Оробело, как вступают в озеро,

разве знал я, циник и паяц,

что любовь - великая боязнь?

Следующая строфа включает в себя четыре предложения. В первом автор выражает волнение по поводу того, что его возлюбленная сейчас одна. Во втором он повторяет наречие "страшно" в сравнительной степени: "Но страшнее - если кто-то возле". Таким образом поэт показывает свое переживание о возлюбленной. "Черт тебя сподобил красотой!" - в этом предложении видно, что автор восхищен красотой своей музы.

В первом предложении четвертого четверостишия Вознесенский ставит в один синонимический ряд слова "микробы", "люди" и "паровозы":

Вы, микробы, люди, паровозы,

умоляю - бережнее с нею.

Так поэт противопоставляет всем остальным Озу.

Предложения, из которых состоят оставшиеся три строфы пролога, внешне не выражают эмоций: в конце в них нет восклицательных знаков или многоточий. Однако по глубине содержания они очень сильны.

У магнита я - печальный полюс,

ты же - светлый. Пусть тебе светло.

В первом предложении поэт создает художественный образ магнита с разными полюсами: "печальным" и "светлым". В данном случае интересно употребление приема антитеза: обычно в его основе лежат антонимы, здесь же мы наблюдаем обыкновенные прилагательные. Повтор однокоренных слов ("светлый" и "светло") еще раз показывает восторженное отношение автора к своей любимой.

В предложении "Я тебя не огорчу собою" Вознесенский намеренно использует непрямой порядок слов: ставит дополнение "тебя" после подлежащего "я". Так поэт иллюстрирует свою невероятную любовь к Озе.

Даже смертью не обеспокою.

даже жизнью не отягощу.

В данном единоначатии поэт показывает, что он не хочет обременять свою возлюбленную никоим образом.

В последней строфе пролога есть оксюморон "Мимолетное непрекратимо". Вспоминаются слова Фауста из одноименного произведения И.В. Гете: "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!"

Благодарю, что приходила.

Во втором предложении содержится противопоставление по отношению к первому: "не укоряю", а "благодарю".

Перейдем к анализу идейно-тематического комплекса поэмы.

Обратимся к тематике произведения. Помимо главной темы любви Вознесенский затрагивает другие темы: тему поэта и поэзии; науки; добра и зла; философскую. Первая представлена строками:

Ужели и любовь не модна, как камин?

Но почему ж тогда, заполнив Лужники,

мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?

И радостно и робко в нас души расцветают…

В этих строках поэт говорит, что поэзия необходима людям. Интересно сравнение стихов с "травами от цинги". Оно показывает, что лирика имеет исцеляющее значение, помогает людям вылечиться от недугов.

речь мою прерывают.

Под "роботами" поэт понимает представителей власти, которые следят за каждым его шагом и не дают спокойно творить.

Рассмотрим, как раскрывается тема науки в произведении. Вознесенский пишет о разрыве цивилизации и культуры, раздумывает о будущем планеты. В афористичной форме завершается в поэме "Оза" спор о проблеме человека и прогресса:

Все прогрессы ¾

реакционны,

если рушится человек.

Третья второстепенная тема, добра и зла, находит свое отражение в афоризме:

Не купить нас холодной игрушкой,

механическим соловейчиком!

В жизни главное - человечность.

Философская тема раскрывается в VI главе. В ней лирический герой разговаривает с черным вороном. Интересно использование цвета: черный в данном случае символизирует равнодушие, нежелание радоваться жизни и пессимизм. Лирический герой, который в данном случае равен автору, пытается показать ворону разные положительные стороны жизни. Во-первых, это радость быть человеком:

Мне жаль вас, птица,

человеком вам родиться б,

Во-вторых, трудиться:

счастье высшее трудиться,

полпланеты раскроя…

Вознесенский показывает, что человек может стать счастливым, если реализуется в профессии и будет заниматься любимым делом:

Будешь ты, - великий ментор,

бог машин, экспериментов,

будешь бронзой монументов

знаменит во все края..

Наконец лирический герой пытается сказать ворону, что гармонии в мире можно достичь вместе с любимым человеком:

утром пальчики девичьи

будут класть на губы вишни,

Однако на все его реплики ворон отвечает лишь одну фразу: "А на фига?" В конце диалога он говорит: "Жизнь была - а на фига?!" Повтор наречия "на фига" иллюстрирует невежество и безразличие ворона. Между прочим, вышеназванный образ ворона является аллегорией. В этом образе поэт передал человеческие недостатки.

Итак, в VI главе "Озы" философская тема раскрывается следующим образом. Автор показывает, что прелесть жизни заключается в том, чтобы получать от нее удовольствие.

Таким образом, в поэме "Оза" показана муза, прототипом которой явилась Богуславская. Обращаясь к нескольким темам (науки, теме поэта и поэзии, добра и зла, философской), поэт выделяет одну - любви. Это мы видим в заглавии произведения.

Итак, тема любви в творчестве Вознесенского имеет следующие особенности. Во-первых, он высоко ценит женщину и передает это отношение в стихотворениях "Бьют женщину", "Бьет женщина", "Монолог Мерлин Монро" и др. Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме "Оза". Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме "Оза".

Если б так поэта измучила,
Он
Любимую на деньги б и славу выменял,
А мне
Ни один не радостен звон,
Кроме звона твоего любимого имени.
В. Маяковский
В начале XX века, когда в литературу пришел поэт Владимир Маяковский, происходила коренная ломка всех устоев и жизненного уклада страны. Свершившаяся в России революция принесла совершенно новый взгляд на мир. Кто-то не принял ее и страдал, кто-то занял выжидательную позицию, кому-то было все равно.
Владимир Маяковский был в числе тех, кто воспринял революцию с восторгом. Он верой и правдой, каждой строкой своей служил новой власти.
Изначально претендовавшие на то, чтобы являть собой новое, небывалое искусство, стихи Маяковского рождались, чтобы противостоять чему-то, отвергать горячо и страстно одно и столь же неравнодушно защищать другое. Азарт борьбы, эпатирующая резкость, неожиданность восприятия и оценки событий сопутствуют стихам поэта на протяжении всего его творческого пути. Естественно поэтому, что о Маяковском сложилось и прочно укрепилось в сознании читающей публики представление как о поэте – певце революции. Ведь даже в самых лирических его произведениях рядом с душевными переживаниями неизменно присутствует красный цвет – цвет революции:
В поцелуе рук ли,
Губ ли,
В дрожи тела
Близких мне
Красный цвет
Моих республик
Тоже
Должен
Пламенеть.
Поэзия Маяковского, “призывающая к вечной драке со злом”, его вера, его стихи – жизненно необходимы, как и сам поэт – “человек, воплощавший в себе то, чего так часто не хватает сегодня нам, чего мы ищем друг в друге и очень редко находим”. Но какие бы общечеловеческие вопросы ни разрешал Маяковский в своих произведениях, он видел то, что их порождало и объединяло, – любовь была этим связующим звеном.
Маяковский писал Лиле Брик: “Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи и дела и все прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем”.
Любовь!
Только в моем
Воспаленном мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите –
Срываю игрушки-латы
Я,
Величайший Дон-Кихот!
Да, был и другой Маяковский – Маяковский-лирик, слова и строки которого пронизаны глубоким лирическим чувством. У этих стихотворений – ярко выраженный глубоко личный характер, и это конкретное присутствие становится точкой отсчета, системой координат в безудержном потоке воображения поэта, где смещены время и пространство, где великое кажется ничтожным, а сокровенное, интимное приобретает размеры Вселенной.
Маяковский вообще не умеет чувствовать “мелко”, а его любовная лирика достигает таких чувственных вершин, что ей не хватает обычных слов. Они кажутся слишком приземленными, бесцветными, и вместо них появляются звучные, как раскаты грома, слова-гиганты: “громада любовь”, “любовища”.
Необыкновенная сила чувства сквозит не только в словах, но и в ритме его стихотворений. Если вслушаться, то вся мелодия стиха напоминает ритм исполинских шагов. Маяковский-гигант, плачущий морями, “слезищами”, для которого океан мал, а небо кажется “крохотным”. Но этот гигант и бунтарь, слова которого “кричат”:
Душу вытащу,
Растопчу.
Чтоб большая! –
И окровавленную дам, как знамя…
Вдруг становится послушным и нежным “мальчиком”, с которым женщина играет, “как девочка с мячиком”. И нет больше громогласного крика. Поэт переходит на шепот, исполненный отчаяния и мольбы:
Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
Все творчество Маяковского – от “Облака в штанах” и “Флейты-позвоночника” до неоконченного “Любит? не любит? Я руки ломаю… ” пронизывает мотив неразделенной любви. Но даже это безответное чувство является для поэта источником жизни и творческой состоятельности. Ведь умение любить всегда оставалось для Маяковского одним из главных достоинств человека. Он считал, что любовь, пусть и неразделенная, дается человеку как шанс изменить себя, посмотреть совершенно по-другому на все, что его окружает.
Гораздо трагичнее для него внутренняя опустошенность, о которой поэт доверительно поведал сошедшему с пьедестала Пушкину в стихотворении “Юбилейное”:
Было всякое:
И под окном стояние,
Письма,
Тряски нервное желе.
Вот
Когда
И горевать не в состоянии
Это,
Александр Сергеич,
Много тяжелей.
Тема трагической любви поэта, светлого и чистого человеческого чувства, поруганного в мире нравственной растленности, оскорбительно-обнаженной несправедливости, возвышается в “Облаке в штанах” и поэме “Флейта-позвоночник” до социально-философского обобщения. Но Маяковский еще не может опереться на знание конкретно-исторических сил, преобразующих мир, поэтому тема любви, звучащая с пафосом романтического протеста, приобретает в его поэзии тех лет трагическую окраску. Любовная драма героя, переживающего разлуку с любимой, которая становится в мире собственников “вещью”, обрамляется в этих стихотворениях картинами мрачного городского пейзажа. Но и здесь поэт остается верен себе: снова для выражения трагедии любовного чувства он находит совершенно новые слова и космические образы.
Маяковский видит мир не таким, каким видят его обычные люди, и этим он интересен. Он привлекает своей неповторимостью, непохожестью на других, восхитительным миром диких фантазий:
А вы
Ноктюрн сыграть
Смогли бы
На флейте водосточных труб?
Маяковский пишет о любви, психологически тонко и точно раскрывая душевное состояние влюбленных. Его стихи о любви наполнены мощным темпераментом. В их ритме словно передано физическое состояние человека. Мы слышим, ощущаем биение сердец. Думаю, чтобы так писать о любви, это чувство надо не только испытать, пережить самому, но и осознать, по-настоящему вымучить, “вынуть” из себя и “пришпилить к бумаге”.
Владимир Маяковский вынимал из себя свои чувства и “пришпиливал к бумаге” для того, чтобы мы, его потомки, учились настоящему, сильному, высокому чувству любви, которое не терпит фальши, пошлости и серости, В “Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” возвышенное человеческое чувство противопоставлено мелкому – “прохожей паре чувств” и грубому – “озверевшей страсти”. Только настоящая любовь вдохновляет “просто разговаривать стихами”, возникшими как отголосок глубокого чувства к русской эмигрантке, жившей в Париже, – Татьяне Яковлевой. Любовь, рожденная на земле, сияет на небе, светит с неба всем и укрепляет духовные силы слабых.
Рожденные любовью стихи призваны “подымать и вести, и влечь, которые духом ослабли”. В этой любви – то, что дает основание говорить о божьем даре, – “радость неиссыхаемая”. Герой по-прежнему открыт и беззащитен в своей последней искренности. “Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук”, – говорит он в порыве доверия, не боясь стать мишенью насмешек.
Неуспокоенность, отсутствие “позорного благоразумия” присущи и лирическому герою поэмы “Про это”. Здесь встречаются два человека: один – из поэмы семилетней давности, оставленный в пылающем костре любви, другой – нынешний, и через семь лет продолжающий любить, одержимый страстью и ревностью. Одолеть рвущуюся изнутри человека бурю оказалось так же невозможно, как и невозможно одолеть стихию времени: “Буря басит – не осилить вовек”. Отказавшись от того, что заражено пошлостью “старого мира”, герой поэмы все-таки кровно связан со своими корнями, несет прошлое в своей крови. Гиперболизированная страсть и ревность превращает его в медведя, он навсегда отторгнут от теплоты человечьего дома. Его “свои” – разве что медведи “с Енисея да с Оби”, и его дом, унесенный рекой времени, “стая льдом”. Одинокий герой поэмы несет свой крест во имя высших ценностей, как несли его бездомные юродивые и скоморохи в прошлом:
Я брал слова
То самые вкрадчивые,
То страшно рыча,
То вызвоня лирово.
От выгод
На вечную славу сворачивал,
Молил,
Грозил,
Просил,
Агитировал.
Нежность, любовь, ненависть, ревность, тоска и боль, надежда и отчаяние – вся гамма сильных человеческих чувств в самом ярком их проявлении представлена в любовной лирике поэта.
Владимир Маяковский – выдающаяся личность, умный и сложный человек, не лишенный противоречий, с напряженной внутренней жизнью, с могучим темпераментом борца и полемиста. Его можно любить или не любить, разделять его взгляды и представления или быть их противником. Но глубина чувств, постоянство, искренность и эмоциональность, присутствующие в стихотворениях Маяковского, действительно достойны уважения.