Сколько людей на Земле проживает? Сколько людей поместится на Земле.

Возглавивший рейтинг Boeing 737 разбился в августе прошлого года в Казахстане вскоре после того, как Европейский союз запретил авиакомпании Itek Air полеты в Европу из-за недостаточного уровня безопасности судна. Тогда в катастрофе погибло 68 человек. Согласно данным BusinessWeek, одна авиакатастрофа со смертельным исходом приходится на 507 500 летных часов самолета Boeing 737. Между тем, самая старая версия семейства Boeing 737 до сих пор эксплуатируется авиакомпаниями в бедных странах.

2. Ил-76.

Самолет Ил-76, который чаще всего эксплуатируется авиакомпаниями стран бывшего Советского Союза, занимает вторую строчку рейтинга самых опасных моделей самолетов, которые эксплуатируются по всему миру в количестве от 100 штук. На 549 900 летных часов этого самолета приходится одна авиакатастрофа. В настоящее время в мире используются 247 самолетов Ил-76, выпускающихся с 1974 года по сей день. Одна из самых крупных авиакатастроф Ил-76 произошла в 2003 году. Тогда разбившийся самолет иранской авиакомпании Iran Revolutionary Guard унес жизни 275 человек.
" title="2. Ил-76.
Самолет Ил-76, который чаще всего эксплуатируется авиакомпаниями стран бывшего Советского Союза, занимает вторую строчку рейтинга самых опасных моделей самолетов, которые эксплуатируются по всему миру в количестве от 100 штук. На 549 900 летных часов этого самолета приходится одна авиакатастрофа. В настоящее время в мире используются 247 самолетов Ил-76, выпускающихся с 1974 года по сей день. Одна из самых крупных авиакатастроф Ил-76 произошла в 2003 году. Тогда разбившийся самолет иранской авиакомпании Iran Revolutionary Guard унес жизни 275 человек.
">


3. Ту-154.

Title="3. Ту-154.
Самый распространенный самолет в большинстве стран СНГ, выполняющий рейсы по внутренним и международным линиям, является также одним из самых опасных. На 1 041 000 летных часов самолета Ту-154 приходится одна авиакатастрофа, пишет BusinessWeek. В настоящее время в мире эксплуатируется 336 самолетов этой модели. В Иране с 2002 года произошло четыре авиакатастрофы с участием Ту-154. Последняя катастрофа произошла 15 июля этого года: разбился Ту-154 иранской авиакомпании Caspian Air, следовавший из Тегерана в Ереван. Погибли 168 человек.
">


4. Airbus A310.

Title="4. Airbus A310.
Одна авиакатастрофа приходится на 1 067 700 летных часов Airbus A310. Большинство крупных авиакомпаний уже прекратили его эксплуатацию, в то время как перевозчики из бедных стран продолжают летать на этом самолете европейского авиастроителя Airbus. Среди них - Pakistan International Airlines. 30 июня этого года лайнер A310, принадлежавший Yemenia Airlines, упал в открытие море. Погибло 153 человека, спастись удалось только 12-летней девочке.
">


5. McDonnell-Douglas DC-9.

Title="5. McDonnell-Douglas DC-9.
Самолет McDonnell Douglas, который не выпускается с 1982 года, до сих пор используется авиакомпанией Delta Airlines, а также еще множеством других мелких перевозчиков. Между тем, одна авиакатастрофа приходится на 1 068 700 летных часов самолета. В апреле прошлого года DC-9, принадлежавший авиакомпании Hewa Bora Airways, разбился в Демократической Республике Конго. Погибли 44 человека.
">


6. Ту-134.
В историю российской гражданской авиации Ту-134 вошел как самый массовый самолет. Его выпуск прекратился в 1986 году, однако Ту-134 до сих пор широко используется авиакомпаниями из стран бывшего Советского союза и на Ближнем Востоке. На 1 087 600 летных часов самолета приходится одна авиакатастрофа. Одно из самых крупных крушений Ту-134 произошло в августе 2004. Тогда разбился самолет авиакомпании

Title="6. Ту-134.
В историю российской гражданской авиации Ту-134 вошел как самый массовый самолет. Его выпуск прекратился в 1986 году, однако Ту-134 до сих пор широко используется авиакомпаниями из стран бывшего Советского союза и на Ближнем Востоке. На 1 087 600 летных часов самолета приходится одна авиакатастрофа. Одно из самых крупных крушений Ту-134 произошло в августе 2004. Тогда разбился самолет авиакомпании ">


7. Boeing 727.

Title="7. Boeing 727.
Одна авиакатастрофа приходится на 2 306 300 летных часов Boeing 727. Самолет не выпускается с 1984 года, и большинство крупных авиаперевозчиков уже давно заменили старые Boeing 727 на более современные самолеты. Однако за пределами США большинство чартерных переводчиков продолжают эксплуатировать Boeing 727. Одна из авиакатастроф с этим самолетом произошла в африканском штате Бенин на Рождество 2003 года. Тогда погиб 151 человек.
">


8. McDonnell-Douglas MD-80.

Title="8. McDonnell-Douglas MD-80.
McDonnell-Douglas MD-80 был созданы на замену DC-9 в начале 80-х. Их производство прекратилось в 1999 году, однако авиалайнеры по-прежнему эксплуатируются американской авиакомпанией Delta, а также рядом европейских перевозчиков, в том числе Alitalia и SAS. Всего в эксплуатации находятся 923 самолета данной модели. На одну авиакатастрофу приходится 2 332 300 летных часов McDonnell-Douglas MD-80. В августе прошлого года самолет этой модели, принадлежащий испанской авиакомпанией Spanair, разбился по пути на Канарские острова. Погибли 153 человека.
">


9. McDonnell-Douglas DC-10.

Title="9. McDonnell-Douglas DC-10.
DC-10 - самолет, чья безопасность с годами, наоборот, повысилась. В мире летают 153 самолета этой модели, на каждые 2 908 800 летных часов DC-10 приходится одна авиакатастрофа. В настоящее время самолет используют в основном грузовые и чартерные операторы. При этом последняя авиакатастрофа с участием DC-10 произошла в 1999 году, когда лайнер бывшего французского перевозчика AOM разбился в Гватемале. На регулярных рейсах этот самолет использует только одна авиакомпания.
">


10. McDonnell-Douglas MD-11.

Title="10. McDonnell-Douglas MD-11.
Самолет MD-11, производство которого закончилось в 2001 году, разочаровал своего создателя тем, что продемонстрировал в итоге невысокие показатели по эффективности использования топлива и другим параметрам. Между тем, в мире эксплуатируются 187 авиалайнеров такими авиакомпаниями, как Finnair и KLM. Одна авиакатастрофа приходится на 3 668 800 летных часов MD-11. В последний раз самолет данной модели разбился в 1999 году. Тогда MD-11 авиакомпании China Airlines загорелся при посадке в Гонконге во время тайфуна.
">


Необходимо отметить, что самолеты занимающие 5 и 8 места, по сути своей являютсся одной моделью, только слегка модернизированной, то же самое можно сказать и про самолеты на 9 и 10 местах Стоит также отметить, что к числу безопасных лайнеров (без человеческих жертв среди пассажиров), не попавших в рейтинг по причине небольшого их количества, относятся лайнеры Ил-86/96, Ту-204/214, Airbus A380, Embraer 135/140/145/170/175/190/195, Canadair Regional Jet 700-900, McDonnell Douglas MD-90, Fokker-70 и некоторые другие. Между тем, по данным сайта Aviation Safety Network, самым опасным самолетом в мире из ныне эксплуатируемых, по коэффициенту, который высчитывается исходя из количества полетов, числа погибших и общего числа крушений, является Boeing 747. Далее в списке значатся Boeing 737-300/400/500, Ту-154, Airbus A300, Boeing 757, Airbus A320/319/321, Airbus A310, Boeing 767, Як-42.

Title="Необходимо отметить, что самолеты занимающие 5 и 8 места, по сути своей являютсся одной моделью, только слегка модернизированной, то же самое можно сказать и про самолеты на 9 и 10 местах Стоит также отметить, что к числу безопасных лайнеров (без человеческих жертв среди пассажиров), не попавших в рейтинг по причине небольшого их количества, относятся лайнеры Ил-86/96, Ту-204/214, Airbus A380, Embraer 135/140/145/170/175/190/195, Canadair Regional Jet 700-900, McDonnell Douglas MD-90, Fokker-70 и некоторые другие. Между тем, по данным сайта Aviation Safety Network, самым опасным самолетом в мире из ныне эксплуатируемых, по коэффициенту, который высчитывается исходя из количества полетов, числа погибших и общего числа крушений, является Boeing 747. Далее в списке значатся Boeing 737-300/400/500, Ту-154, Airbus A300, Boeing 757, Airbus A320/319/321, Airbus A310, Boeing 767, Як-42.
">


Эту статью хотелось бы начать с выражения соболезнований родственникам и близким погибшей вчера в авиактастрофе команды хоккейного клуба Локомотив (Ярославль).

Предыстория авиакатастроф

Первые авиакатастрофы произошли практически сразу после начала полетов в небе в конце 19 века. По мере развития пассажирских и грузовых авиаперелетов статистика их крушений неуклонна росла до 1970 годов. Пиком аварий являются именно 1970-е годы, а самым страшным оказался 1972 год. Но в связи с и ужесточением требований к безопасности полетов тенденция крушения самолетов начала склоняться в сторону снижения их числа с 1980 годов. Так, статистические данные показывают динамику снижения катастроф с 616 с 15 689 погибших в 1970-е до чуть более 300 катастроф и немногим более 8000 погибших в 2000-е.

Статистика крушений самолетов

Представляю Вам статистику авиакрушений за последние 7 десятилетий, опубликованную на сайте Aviation Safeti Network http://aviation-safety.net

Год Аварии Жертвы
1942 3 40
1943 17 162
1944 21 187
1945 25 215
1946 60 756
1947 69 974
1948 78 1102
1949 62 982
1950 51 988
1951 59 878
1952 48 701
1953 57 848
1954 48 665
1955 50 545
1956 48 807
1957 58 834
1958 57 1067
1959 61 992
1960 62 1390
1961 55 1228
1962 68 1647
1963 50 1112
1964 43 999
1965 50 1032
1966 54 1368
1967 62 1307
1968 62 1414
1969 65 1558
1970 75 1515
1971 48 1434
1972 71 2374
1973 67 1991
1974 59 1973
1975 54 1185
1976 58 1590
1977 56 1605
1978 60 1247
1979 71 1792
1980 44 1197
1981 44 913
1982 36 1172
1983 35 860
1984 38 665
1985 40 1990
1986 43 821
1987 41 1104
1988 59 1143
1989 61 1530
1990 39 693
1991 52 1122
1992 57 1540
1993 48 1138
1994 53 1462
1995 50 1176
1996 52 1818
1997 42 1240
1998 40 1223
1999 42 671
2000 36 1082
2001 28 768
2002 37 1101
2003 27 684
2004 28 431
2005 36 1062
2006 27 889
2007 26 750
2008 32 577
2009 30 757

География авиакатастроф

Первое место в печальной статистике катастроф по географическому признаку занимает США. По данным Aviation Safety Network, начиная с 1945 года, там потерпело крушение более 630 . В результате аварий погибло свыше 9000 человек. Россия занимает второе место по числу авиакатастроф. С 1945 года на территории СССР и современной России произошло более 200 авиакатастроф. В результате погибло более 5000 человек. Третье место занимает Колумбия. Меньше всего аварий произошло на Эквадоре.

Самые крупные аварии самолетов

Самой крупной в мире авиакатастрофой по числу человеческих жертв явилось столкновение в 1977 году двух лайнеров «Боинг-747″ в аэропорту Тенерифе (Испания). Эта трагедия унесла жизни 574 человек.
Самая большая одиночная катастрофа также принадлежит Боингу-747: он разбился у Токио в 1985 году — погибли 520 пассажиров и членов экипажа.

Безопасность самолетов

Интересная статья опубликована на сайте http://turist.rbc.ru в которой на основе информации, представленной различными авторитетными экспертными организациями представлена статистика крушений воздушных кораблей российских авиакомпаний и составлен рейтинг безопасности самолетов.

Так, в последнее время российские авиакомпании предпочитают покупать подержанные иностранные самолеты, а не новые российские. А управление импортной техникой, оснащенной электроникой, значительно отличается от пилотажа отечественных самолетов. Соответственно, и риск возникновения «человеческого фактора» сильно возрастает. По данным агентсва JACDEC, наибольшее количество жерт авиакатастроф у авиакомпании S7 — 250 человек. За ней следует «Аэрофлот», за все время своего существования лишивший жизни 242 своих пассажиров. Правда здесь следует учесть, что статистика по «Аэрофлоту» собрана за весь период существования компании, включая времена СССР, а «S7″ существует с 1992 года. На счету авиакомпании «Россия» 184 жизни, «Владивосток-Авиа» — 145, «КрасЭйр» — 29 и «Тюменских авиалиний» — 5. Пока обошлось без жертв у компаний «Трансэро», «Домодедовские авиалинии» и «Уральские авиалинии».

Модель самолета Рейтинг опасности самолета Кол-во полетов, млн. Погибших при крушении в среднем, % Кол-во крушений
Boeing 747 0,84 16,26 49,04% 28
Boeing 737-300/400/500 0,22 50 74,40% 15
Airbus A300 0,62 9,72 66,56% 9
Boeing 757 0,37 14,71 77,14% 7
Airbus A320/319/321 0,22 21,43 65,86% 7
Airbus A310 1,39 3,75 87,17% 6
Boeing 767 0,47 11,76 91,67% 6
Fokker F70/F100 0,28 6,67 46,75% 4
Boeing 737-600/700/800/900 0,14 13,9 100% 2
Boeing 777 0 2 0 0

Из представленной информации следует, что Boeing 737 имеет один из лучших показателей надежности.

Основными причинами авиакатастроф являются:

Отказ техники;

- «Человеческий фактор» (ошибки в управлении авиатранспортными средствами, а также ошибки диспетчеров и прочего персонала);

Боевые действия и терроризм;

Неблагоприятные погодные условия;

Ошибка военных ПВО.

Гибель руководителей государств в авиакатастрофах

Известно, что руководители стран используют в качестве воздушного транспорта самые современные и надежные суда, но отказ техники и человеческий фактор также становятся причиной крушения самолетов высших государственных лиц. Как видите, суверенный рейтинг государства никак не влияет на возможность авиакатастрофы. На сайте Википедия опубликованы следующие факты авиакатастроф, в которых погибли первые лица:

  • 2010 год - президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария, известные польские политики, почти всё высшее военное командование Польши погибли в авиакатастрофе самолёта Ту-154 под Смоленском, Россия.
  • 2005 год - первый вице-президент Судана Джон Гаранг погиб в авиакатастрофе при катастрофе вертолёта в горном районе южного Судана.
  • 2004 год - президент Македонии Борис Трайковский погиб в авиакатастрофе на территории Боснии.
  • 2001 год - принцесса Непала Прекшья погибла в авиакатастрофе вертолёта в районе горного озера Рара, Непал.
  • 2001 год - генеральный секретарь администрации президента Чада Абдерахман Дади погиб в авиакатастрофе самолёта под Нджаменой, Чад.
  • 2001 год - военное руководство Судана погибло в авиакатастрофе на юге страны.
  • 1994 год - президент Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира погибли в авиакатастрофе (самолёт был сбит зенитными ракетами) в Руанде.
  • 1988 год - президент Пакистана Мухаммед Зия-уль-Хак погиб в авиакатастрофе под городом Лахор, Пакистан (по-видимому, в результате теракта).
  • 1986 год - президент Мозамбика Самора Машел погиб в авиакатастрофе в Южной Африке.
  • 1981 год - президент Эквадора Хайме Рольдос Агилера погиб в авиакатастрофе в горах Уайрапунга в провинции Лоха, Эквадор.
  • 1981 год - генерал Омар Торрихос, командующий Национальной гвардией и фактический руководитель Панамы, погиб в авиакатастрофе при загадочных обстоятельствах.
  • 1971 год - министр национальной обороны КНР Линь Бяо погиб в авиакатастрофе над территорией Монголии.
  • 1969 год - президент Боливии Рене Барьентос Ортуньо погиб в авиакатастрофе в Арке (департамент Кочабаба, Боливия).
  • 1966 год - президент Ирака Абдул Салам Ареф погиб в авиакатастрофе на юге Ирака.
  • 1961 год - Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд погиб в авиакатастрофе в Северной Родезии (ныне Замбия).
  • 1957 год - президент Филиппин Рамон Магсайсай погиб в авиакатастрофе в муниципалитете Баламбан (провинция Себу, Филиппины).
  • 1943 год - глава правительства Польши в изгнании Владислав Сикорский погиб в авиакатастрофе близ Гибралтара.

В настоящее время, пишет Money.ro, на планете проживает 7,25 миллиардов людей, их чис­ленность постоянно растет. Каждые пять лет население земли увеличивается примерно еще на один миллион человек. Нынешняя численность населения планеты в десять раз больше, чем 400 лет тому назад. А всего лишь 50 лет назад на Земле жило 2,5 миллиардов человек. Улучше­ние условий жизни и качества медицинских услуг позволило повысить ожидаемую продолжи­тельность жизни, а также повысить сопротивляемость болезням, что стало причиной демог­рафического взрыва, который было сложно представить еще несколько сот лет назад. Кроме того уровень рождаемости в некоторых зонах мира продолжает оставаться высоким.

Через 40 лет население Земли может достичь 30 миллиардов

Проведенные учеными ис­следования показывают, что если не произойдет сущест­венных изменений, то в пос­ледующие 40 лет число жите­лей Земли может превысить 20, а то и 30 миллиардов че­ловек. Самое печальное, что в таких условиях наша плане­та может оскудеть настолько, что население рискует остать­ся без запасов воды, еды и энергии. Другие исследовате­ли, однако, более умеренны в своих оценках и считают, что численность населения пла­неты повысится примерно до 10,5 миллиардов к 2050 году. Так или иначе, проблема огра­ниченных ресурсов, которыми располагает планета, уже сто­ит. Возникает вполне логич­ный вопрос: сколько людей может выдержать наша плане­та, обеспечив им при этом нор­мальные условия жизни?

Карл Сафина, автор кни­ги «Вид с ленивой точки зре­ния. Естественный год в неес­тественном мире», отвечает на данный вопрос словом «зави­сит». «Зависит от образа жиз­ни. Если каждый будет полу­чать по 800 кг зерновых в год, как американцы, то земля мо­жет вынести 2,5 миллиардов людей. Проблема: этот барь­ер мы преодолели в 1950 году. Земля может вынести 10 мил­лиардов человек, если они бу­дут жить как индийцы. Проблема: все индийцы хотят жить как американцы», писал Карл Сафина в статье, опубликован­ной в Huffington Post.

Чтобы жить как американцы, нужны четыре планеты Земля

Только на строительство до­мов пойдет столько дерева, что леса Индонезии, Мьянмара, восточной России и Папуа Но­вая Гвинея исчезнут до 2025 года, вместе с целым рядом птиц, насекомых и обезьян, считает ученый. В то же время, уверяет цитируемый автор, для такой же плотности автомо­билей, как в США, Китаю пот­ребуется производить на 30% больше машин, чем имеется сейчас в мире. Они будут ис­пользовать количество горю­чего, равное 98 млн баррелей нефти в день. На сегодняшний день человечество добыва­ет в среднем 85 млн баррелей «черного золота» в день.

Как утверждает в своей кни­ге на эту тему американский биолог Джоел Коэн из Универ­ситета Рокфеллер, чтобы вы­растить 1 тонну пшеницы не­обходимо 900 тонн воды. Для выживания человечеству нуж­ны огромнейшие площади, чтобы производить продук­ты питания, одежду, лекарс­тва, строительные материалы, а также достаточное для всех жителей количество чистого воздуха и чистой воды. По его расчетам, в среднем необхо­димо 2,1 га земли с водой для того, чтобы обеспечить одного человека всем необходимым. Если этот человек живет по стандартам США, ему необхо­димо 10 га, а это означает, что для обеспечения всем земля­нам таких же стандартов, как у американцев, нам потребуют­ся еще 4 планеты как Земля, пишет The Guardian.

Социальная катастрофа: через несколько десятилетий или столетий?

Виорел Бэдеску, профессор Бухаресткого политехничес­кого университета считает, что, если к 2050 году населе­ние мира вырастет до 9 млрд, эта цифра и близко не сто­ит к предельным возможнос­тям планеты. Румынский про­фессор и Ричард Кэткарт, гео­граф-консультант из Бербен­ка в Калифорнии, повторили вместе расчеты Фремлина, ис­пользуя более современные термодинамические модели. Предположив, что каждый че­ловек излучает в среднем 120 ватт тепла и что жизнь станет очень неприятной, если сред­няя температура на поверхнос­ти Земли поднимется слиш­ком высоко, исследователи за­являют, что Земля в состоя­нии выдержать 1,3 квадрилли­она человек, не перегреваясь. Эти два исследователя призна­ют, однако, что ресурсы Земли могут истощиться задолго до того, как численность населе­ния достигнет своего теорети­ческого пика.

Сколько людей живет на Земле? Наверное, каждый человек иногда задавался подобным вопросом. Рост населения на нашей планете происходил всегда: изменения климата, засухи, голод, хищники, борьба между племенами всего лишь тормозили демографический процесс.

6,7 млрд человек - вот цифра, указывающая, сколько людей проживает на Земле на сегодняшний момент, что составляет 6% всего населения (107 млрд), когда-либо ходившего по ее поверхности. Конечно, это число приблизительное, так как тяжело представить, что происходило в далекой древности, а тем более посчитать.

Сколько человек может «поместиться» на Земле

Если представить себе, сколько человек живет на Земле, то можно понять, что с ростом численности растут и потребности населения, а бесконтрольность демографического процесса может привести к экологической катастрофе: эпидемиям, голоду, росту криминала, нищете.

Многие люди часто задают вопрос: а скольких людей способна выдержать Земля? Больше, чем живет сегодня. Но планета не безразмерна, равно как и ее терпение и выносливость. Немецким Фондом населения Земли было подсчитано, что каждую минуту ее численность увеличивается на 155 человек. В суммарном годовом количестве это можно представить как появление еще одной Германии. Сколько людей на Земле может «вместиться», зависит от потребления ими стратегических запасов планеты, в чем лидируют, конечно же, американцы. Если бы все жители потребляли ресурсы Земли с таким же аппетитом, то предел экологической выносливости остался бы в далеком прошлом. С ведением экономного образа жизни бразильских индейцев планета смогла бы прокормить и 30 миллиардов человек.

Ученые теоретически пытались взвесить, сколько людей на Земле в весовых единицах измерения, и выяснили, что ожирение, которым страдает половина человечества, вредит не только конкретной личности, потребляющей большое количество пищи, но и планете в целом, увеличивая на нее нагрузку.

Примеры плотности населения

Удивительно, но на 7% всей территории Земли теснится 70% населения. В одной лишь Москве на квадратный километр приходится около 13 000 человек, в то время как Канада - целая страна, пустует. Условно ее можно даже назвать безлюдной, потому как в определенных районах на каждого канадца приходится порядком 100 кв. километров. Таким образом, неравномерное распределение на планете людей является чрезвычайно важным вопросом, интересующим умы многих обывателей.

Самой густонаселенной страной является Китай, правительство которого уже стало принимать меры по торможению процесса перенаселения страны. На втором месте - Индия и США, бездействующие в демографическом вопросе. Именно Индия, по прогнозам ООН, в ближайшем будущем станет лидером по росту населения, количество которого через 50 лет достигнет 1,5 миллиарда человек на Земле.

Сколько лет длится такой стремительный демографический прогресс, который помимо пагубного влияния на экосистему, ломает судьбы людей, вынуждая их покидать обжитые края в связи с изменением климата, нехваткой воды и пищи? Происходит миграция по причине нарушения природной среды обитания. В 1996 году ООН произвело попытку подсчитать, сколько жило людей на Земле и сколько человек пыталось покинуть обжитые края. Результаты оказались шокирующими: количество экологических мигрантов составило 26 миллионов человек; собираются покинуть свою страну 137 миллионов.

Причины растущего демографического роста

Ряд проведенных исследований показал, что основной прирост населения происходит в странах с низким уровнем жизни.

Для ответа на вопрос: сколько сейчас людей на Земле, требуется понять причины повышенной рождаемости, особенно в странах с низким уровнем жизни:

  • биологический закон борьбы за выживание, реализуемый на подсознательном уровне и заключающийся во мнении: чем меньше шансов на потомство, тем выше рождаемость;
  • продолжение рода, подкрепляемое экономическими соображениями: количество детей в семье гарантирует число планируемых рабочих рук, от которых зависит обеспечение старости нетрудоспособных родителей;
  • социально-психологические особенности: обычаи, традиции, религиозные догматы, складывающиеся на протяжении веков с учетом экономических и социальных особенностей жизни на разных этапах развития общества.

В бедных странах, которым присущи высокая детская смертность и короткая продолжительность жизни, показатель рождаемости очень высокий, поэтому практически все семьи там многодетные. Помощь, ежегодно выделяемая нищему населению на улучшение их уровня жизни, как бы это ни парадоксально звучало, только ухудшает его. То есть происходит воздействие не на причины, а на следствие. К тому же бедные страны, существующие на дотации более богатых государств, привыкают к ним и прекращают любые попытки исправить ситуацию по снижению уровня рождаемости.

Высокий уровень жизни - пониженная рождаемость

В то время, пока в бедных странах происходит бесконтрольное размножение, развитые страны пытаются справиться с проблемой вымирания, применяя даже системы поощрения и бонусов. Например, во Франции каждый рожденный ребенок оценивается в 10 000 долларов. Россия платит родителям 11 000 долларов, правда, на определенных условиях. Лидером по вознаграждениям за каждого рожденного ребенка (13 000 долларов) является Италия, вернее ее маленький городок Лавиано, население которого составляет 2000 жителей.

При высокой степени материального благополучия потребность в рождаемости уменьшается, падает показатель смертности, увеличивается средняя длительность жизни. В качестве примера можно рассматривать Тайланд, в котором за 25 лет (с 1965 по 1990 год) уровень жизни вырос почти в 12 раз, а рождаемость резко сократилась. Такая динамика наблюдается в большинстве стран, ступивших на путь индустриализации.

С ростом жизненного уровня населения и хорошо развитой пенсионной системой дети перестают быть экономическим приоритетом для родителей, как это происходит в традиционном обществе. Число семей, насчитывающих двух и более детей, уменьшается; многим родителям хватает и одного ребенка. Причем решение о рождении малыша принимается обдуманно, с учетом всех «за» и «против», так как преимущественными в современном обществе становятся индивидуалистические претензии на собственное счастье. Поэтому много пар остается бездетными, а это напрямую влияет на то, сколько человек живет на Земле.

Прогнозы

Согласно осторожным прогнозам, к 2075 году населения на планете станет примерно 9 млрд человек, после чего эта цифра пойдет на спад.

Обусловлено предположение того, сколько людей на Земле будет, следующими причинами:

  • Рост благосостояния населения развивающихся стран.
  • Стремительно растущий уровень образования развивающихся стран, что резко увеличивает возможность роста благосостояния населения. Доходы квалифицированных специалистов намного больше, чем у необразованных людей. Высокий уровень образования уменьшает необходимость в многочисленном потомстве.
  • Неуклонный рост урбанизации (перемещения людей из сельских местностей в город) всех регионов планеты. Чем больше процент городских жителей, тем выше уровень образованности населения и соответственно его доходы. А это опять же влияет на уменьшение рождаемости.
  • Растущая смертность от эпидемий и СПИДа, инфицировавшего за 20 лет более 60 млн человек и унесшего жизни более 22 миллионов. Особенно от СПИДа страдают жители бедных стран, испытывающие катастрофический недостаток общей медицинской культуры, больниц и медикаментов.

Естественный отбор?

Сегодняшние размеры населения планеты, безусловно, велики. Видимо, поэтому на ней все чаще стали происходить катастрофы, количество которых по сравнению с прошлым веком увеличилось в 3 раза. Сколько жило людей на Земле? Сколько еще родится? Сколько людей на Земле сегодня? Возможно, планета самостоятельно регулирует численность населения и пытается восстановить природный баланс, высвобождаясь от его переизбытка.

В 2011 году численность населения нашей планеты преодолела отметку в 7 000 000 000 жителей. На сегодняшний день Земля является родным домом примерно для 7 300 000 000 человек. Давайте попробуем представить этот впечатляющий показатель в более наглядной форме.

Если бы вы, к примеру, взяли по одному сухому зерну риса на каждого жителя Земли, вы могли бы заполнить этими зернами куб со стороной 6,1 м, что примерно равно размеру двухэтажного дома.

А если поменять рис на песок? В данном случае все будет зависеть от того, какой именно песок вы решите использовать. 7,3 миллиарда крупных песчинок (диаметром около 2 мм) можно заполнить кубическую комнату со стороной 4 м. Тем же количеством песчинок диаметром 0,25 мм вам удастся заполнить картонную коробку средних размеров (со сторонами 46 см). 7 300 000 000 песчинок с диаметром 0,0625мм можно почти полностью заполнить 2-литровую бутылку из-под газировки.

Сделав 7,3 миллиарда шагов, вы могли бы обогнуть Землю 150 раз (при скорости ходьбы в два шага в секунду вам потребовалось бы на это 115 лет).

7 300 000 000 человек, выстроенных в ряд

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что будет, если все жители Земли выстроятся в одну линию? Вообразим, что у нас появилась возможность организовать такое событие.

Составлять живую цепочку мы начнем прямо на экваторе, неподалеку от столицы Эквадора — города Кито. И первым мы поставим Карлоса.

Второй на линию экватора встанет Даниэла, третьей — Андреа. В нашей цепочке люди располагаются максимально близко друг к другу. Предположим, что добавление каждого дополнительного человека в среднем удлиняет ряд примерно на 30 см.

Мы продолжаем строить живую цепочку, наводя мосты через океаны и пронизывая тоннелями горы. Наконец, последний участник встает прямо перед Карлосом, и круг замыкается. Для того чтобы опоясать Землю по экватору нам хватило 131 000 000 человек — менее 2% от населения планеты. Таким образом, при желании мы можем сделать это еще 54 раза.

Однако мы получили кольцо из людей, в то время как изначально задача состояла в том, чтобы выстроить их в линию. Попробуем подойти к делу иначе.

Первым свое место снова займет Карлос. Даниэла встанет ему на плечи, а Андреа, в свою очередь, на плечи Даниэле. Как вы, наверное, уже догадались, мы предпримем попытку построить башню из людей.

В среднем человеческий рост составляет 165 см, но так как люди будут стоять друг у друга на плечах, высота конструкции при добавлении каждого нового участника в среднем будет увеличиваться примерно на 134 см.

Наша башня постепенно растет, и в какой-то момент мы достигаем луны. Чтобы сделать это, нам потребовалось 286 000 000 человек, то есть всего 4% от общей численности населения Земли. А значит, мы просто обязаны продолжить строительство.

Когда последний участник занимает свою позицию, высота башни составляет 9 800 000 км. Это значит, что мы преодолели четверть расстояния до Венеры, пятую часть расстояния до Марса и одну пятнадцатую расстояния до Солнца.

А что, если бы все жители нашей планеты встали бок о бок и взялись за руки, образовав круг? Предположим, что с добавлением каждого последующего участника длина цепочки увеличивается примерно на 91 см.

После того, как все люди оказались на своих местах, можно провести измерения. Диаметр получившегося круга составляет 2 100 000 км, а его окружность равна 6 600 000 км.

В то время как все мы держимся за руки и умираем, находясь в космосе без скафандров, у нас есть возможность полюбоваться родной планетой, размеры которой при наблюдении с такого расстояния примерно равны размерам луны при наблюдении с Земли.

Сколько человек может стоять на одном квадратном метре? Очевидно, ответ на этот вопрос зависит от того, о каких именно людях идет речь. Так, например, в квадрате со стороной 1 метр удалось разместиться группе из девяти скучающих канадских журналистов.

Однако в данном эксперименте принимали участие только взрослые люди. Заменив их детьми, можно добиться по-настоящему впечатляющих результатов. В ходе эксперимента, проведенного в одной из новозеландских начальных школ, на одном квадратном метре расположились 22 человека.

И для начала посмотрим, сколько жителей Земли может вместить баскетбольная площадка, длина которой составляет 28 м, а ширина — 15 м. Проведя нехитрые расчеты, мы получим весьма внушительный результат — 4200 человек.

Впрочем, на поле для американского футбола одновременно могут находиться 54 000 человек. Таким образом, на нем может разместиться все население Монако или Лихтенштейна. Если же вы хотите собрать вместе всех жителей Гренландии, вам стоит отправиться на футбольное поле, способное вместить 71 000 человек.

Площадь Тяньаньмэнь в Китае имеет длину 880 метров и ширину 500 метров:

Если бы на ней не было никаких строений, она могла бы вместить 4 400 000 человек, или население таких стран, как Ливан, Оман, Кувейт, Панама, Молдова, Литва, Уругвай или Монголия.

На одном квадратном километре могут одновременно находиться 10 000 000 человек, на одной квадратной миле — 26 000 000. Все жители Швеции, Финляндии, Норвегии и Дании могли бы разместиться на территории, которая на представленной ниже схеме обозначена красным квадратом:

Центральный парк (Central Park) в Нью-Йорке, имеющий площадь 3,41 квадратных километров, легко может вместить население Австралии, Марокко, Саудовской Аравии, Перу, Венесуэлы, Малайзии, Непала, Мозамбика или Сирии. Здесь могли бы разместиться все евреи, после чего еще осталось бы достаточно пространства для всех жителей Чили, Румынии или Нидерландов. Если бы Центральный парк существовал в 5000 году до нашей эры, в нем без проблем мог бы расположиться весь человеческий род (по оценкам историков, на тот момент население Земли составляло от 5 до 20 миллионов человек).

Для размещения 320 000 000 американцев будет достаточно квадрата со стороной 5,7 км, который можно обогнуть пешком меньше чем за 5 часов. Увеличив сторону квадрата до 10 км, вы смогли бы расположить в нем 1 000 000 000 человек. Чтобы обойти вокруг эту толпу людей, вам потребовалось бы примерно 8 часов.

Расположенный на территории США остров Мартас-Винъярд способен вместить всех христиан мира. Или, как вариант, здесь может разместиться все население Северной Америки, Южной Америки и Африки.

А если бы все женщины мира решили создать собственный клуб, вход в который мужчинам был бы заказан, в качестве места для проведения встреч они могли бы использовать сектор Газа.

Мы, наконец, подошли к вопросу о том, квадрат какого размера способен вместить все население Земли. Ответ: квадрат со стороной 27 километров и площадью 729 квадратных километров. Это меньше, чем площадь Бахрейна. Если бы все жители нашей планеты вдруг оказались в Гамбии, самом маленьком государстве континентальной части Африки, сверху это могло бы выглядеть примерно вот так:

Население Земли могло бы разместиться и в Нью-Йорке (более того, в городе после этого осталось бы место еще для 500 000 000 человек). Манхэттен способен вместить 590 000 000 человек, Бруклин — 1 380 000 000, Куинс — 2 830 000 000, Бронкс — 1 090 000 000, а Статен-Айленд — 1 510 000 000.

Попробуем расселить по Нью-Йорку всех жителей планеты, исходя из их принадлежности к тому или иному региону:

«Как здесь оказались все эти люди?»

Теперь распределим людей по религиозному признаку:

До этого момента мы с вами говорили только о тех людях, которые населяют Землю сегодня. Но что, если бы нам пришлось искать место для размещения всех людей, которые когда-либо жили на нашей планете?

Честно говоря, справиться с этой задачей также было бы не слишком трудно. 108 000 000 000 человек (по оценкам ученых, примерно столько людей жило или живет сейчас на Земле) могли бы разместиться в Катаре, Кувейте, Гамбии, на Ямайке или даже в Коннектикуте.

1 000 000 000 000 человек мог бы расположиться в Южной Корее, Исландии, Гватемале или на Кубе. Чтобы покрыть людьми всю сушу, потребовалось бы 1 480 000 000 000 000 (один квадриллион 480 триллионов) человек. Это в 200 000 раз больше нынешнего населения планеты. Наконец, для заполнения всей поверхности Земли, включая мировой океан, потребовалось бы привлечь чуть больше 5 000 000 000 000 000 человек.

Но мы все еще не использовали третье измерение. Настало время сделать это.

7 300 000 000 человек в одном здании кубической формы

Мы знаем, что средний рост человека равен 165 см, а на одном квадратном метре помещаются десять среднестатистических людей. Исходя из этой информации, нетрудно посчитать, что один кубический метр пространства может вместить 6,06 человека.

При размещении людей в трехмерных сооружениях, мы будем предоставлять им «комнаты», где расстояние от пола до потолка равняется росту человека.

Объем 103-этажного Эмпайр-стейт-билдинг, расположенного в Нью-Йорке, составляет 1 050 000 кубических метров. Таким образом, этот небоскреб мог бы вместить 6 300 000 крайне недовольных людей.

AT&T Stadium, домашний стадион Dallas Cowboys, имеет объем, равный 2 940 000 кубических метров. В нем при желании могли бы расположиться 17 600 000 человек, что соответствует совокупному населению Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Чикаго, Сан-Франциско, Бостона и самого Далласа.

Самое большое здание в мире, Boeing Everett Factory, имеет длину 900 м, ширину 495 м и высоту 33 м. Его объем, таким образом, составляет 13 300 000 кубических метров. Фабрика могла бы вместить всех французов и бельгийцев вместе взятых.

Однако если мы хотим собрать все человечество в одном сооружении, нам нужно построить здание, объем которого составлял бы 1 200 000 000 кубических метров, или чуть больше 1 кубического километра. И стоит отметить, что теоретически такое здание можно построить уже сегодня. Изображение ниже демонстрирует, как оно смотрелось бы на Манхэттене (для сравнения добавлены другие крупные сооружения):

Где-то в этом здании вы и все ваши друзья. Где-то здесь также 16-летняя камбоджийская девочка со своими друзьями. Сомалийский пират, парикмахер сомалийского пирата и все друзья парикмахера сомалийского пирата тоже где-то внутри. Рок-звезды, священники, игроки НБА, строители, бармены, солдаты, прокуроры, адвокаты, блондины, брюнеты, китайцы, немцы, австралийцы…

Здесь все.

Население Земли кажется просто огромным, когда мы выстраиваем всех людей в цепочку, диаметр которой превышает диаметр лунной орбиты. Однако осознание возможности разместить всех жителей планеты на территории Бахрейна или Нью-Йорка заставляет задуматься, так ли это много — 7 300 000 000 человек? «Упаковка» человечества в кубическое здание, пробежка вокруг которого заняла бы у вас 20 минут, и вовсе позволяет взглянуть на вопрос с абсолютно иного ракурса.

На этом можно было бы закончить, если бы не одно «но» — в наших атомах все еще осталось слишком много неиспользованного пространства.

7 300 000 000 человек, сжатых на уровне атома

Диаметр атома в среднем превышает диаметр его ядра в 100 000 раз. Объем атома, таким образом, превосходит объем ядра в 1 000 000 000 000 000 раз. Представив атом в виде полого сооружения кубической формы, мы получили бы еще одно огромное здание (примерно такого же размера как то, в которое мы планировали заселить человечество).

Если этот куб — атом, то кусочек сахара объемом в 1 кубический сантиметр его центре — это ядро. И масса этого кусочка сахара практически полностью заключает в себе массу куба. Иными словами, 999 999 999 999 999 кубических сантиметров объема внутри атома не весят почти ничего. Это практически свободное пространство.

Масса тела человека, таким образом, почти полностью сконцентрирована в одной квадриллионной его объема. Что мы получим, избавившись от пустого пространства?

Если точнее, объем человечества окажется еще меньше. После сжатия оно будет занимать пространство, равное 0,485 кубическим сантиметрам, в то время как объем драже M&M составляет 0,636 кубических сантиметров.

Так что если кто-то говорит о том, что на Земле слишком мало места, он просто не пробовал потесниться по-настоящему.