Шпага и рапира. Отличие одного инструмента от другого

Настоящую рапиру можно назвать одноручным колющим оружием. Оно имеет длинный, узкий, жесткий, почти без лезвия клинок, объемный в сечении и сужающийся к острию. Острие очень тонкое и острое. Рапиры отличаются одна от другой по длине и ширине клинков и, особенно, по внешнему виду эфесов. Рапиры являются тонким, легким, сбалансированным колющим оружием, предназначенным для поединков с соперниками, не защищенными с помощью брони.

Рапира: терминология

В самой разнообразной исторической литературе об оружии можно найти различные описания рапир. В терминологии, рапиры определялись как мечи, обладающие узкими рубяще-колющими клинками, плохо приспособленными для рубяще-режущих ударов. Ими пользовались представители военных и горожане. В итоге, рапирами стало называться оружие, обладающее длинными колющими клинками без лезвий.

Рапиры обладают самыми разнообразными формами и размерами, а также и общими чертами: тонкими и жесткими, негнущимися клинками, предназначенными только для колющих ударов.

Рапиры в XVI столетии

Рапиры изменялись и адаптировались к новой обстановке. Их можно условно назвать «ранними» ― с широкими и плоскими по сечению клинками, и «поздними» или «настоящими» ― с более узкими и объемных по сечению. Короткие одноручные мечи, резко сужающиеся к острию (характерные для XV столетия), сегодня также будут считаться разновидностями рапир, преимущественно из-за эфесов, напоминающих эфесы рапир конца XVI столетия.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Происхождение названия рапира

Имеются самые разнообразные теории о происхождении этого названия. Сначала в XVI столетии французские фехтовальщики нарекали любое длинное и тонкое оружие — rapiére. Тогда как испанские воины называли небольшие клинки, которые носили гражданские, spada ropera, что значит «меч для одежды». В следующем столетии аналогичное оружие англичане называли rapiers, а в немцы - Rappier и Rapir. Со временем словом «рапира» стали называть тонкие колющие клинки.

Достоверно неизвестно, чем отличаются espada ropera или la rapiére. Ничего не известно об их размерах. Зато известно, что у итальянской знати 1480–1490 годов были клинки подлиннее и потяжелее, чем кинжалы, но полегче боевых мечей. Эти клинки обладали сложными плетеными или всецело закрытыми эфесами. Не исключено, что с течением времени они становились более длинными, и так появились рапиры.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Когда применялись рапиры

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней.

Во время линейных атак бойцы, как правило, пытались синхронно защищаться и контратаковать скрупулезно выверенными движениями, заранее уклонившись от укола соперника. Это можно было сделать с помощью одного движения. При этом сберегалась связь с клинком недруга.

Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

Фехтование на рапирах в бою

Рапирами пользовались вовсе не таким образом, как в наши дни это показывается в кинофильмах типа «Трех мушкетеров» или «Маски Зорро». В попкультуре фехтовальные бои нередко изображаются не совсем верно. В действительности рапирами не пользовались для частого нанесения уколов или их отражения, как делают современные спортсмены-фехтовальщики, и тем более не для перерезания веревок, кожаных ремней или вырезаний символов. Это все киновыдумки и спецэффекты.

Удар рапирой мог быть как грубым и жестким, так и весьма осторожным и точным. От уколов чаще уворачивались, чем отражали их. Однако, когда защиту приходилось блокировать, тогда клинок неприятеля отводился в бок, а после этого следовал переход в контратаку.

Эффективность рапир в бою

Рапиры обладают уникальной способностью проводить невероятные, непредсказуемые и стремительные атаки. Кроме того, рапирами могли наносить точные, стремительные хлесткие уколы в район лица, горла, глаз и зубов. А главным образом по рукам для отвлечения, провоцирования и изматывания неприятеля.

Стремительные выпады рапирами с учетом их проникающей силы были смертельными. Простые колотые раны на глубину в несколько сантиметров могли незамедлительно привести к кончине. Следует знать, что с колотыми ранами невозможно было долго прожить, ведь они не затягивались. Однако это не всегда приводило к немедленной кончине. Когда не было проколото сердце или черепная коробка, воин мог еще жить какое-то время и даже победить в бою. Все же позднее он погибал от потери крови и болевого шока.

Летописцы прошедших времен нередко жаловались, что рапирами практически невозможно было нанести один единственный решающий и летальный удар. Они утверждали, что люди вполне могли устоять после получения нескольких уколов рапирой. Судя по историческим записям поединков с применением рапир, так оно и было. Тем не менее, в первоисточниках имеется немалое число примеров, в которых описывается моментальная кончина людей от быстрых и точных уколов.

Невзирая на исключительность, технические приемы фехтования на рапирах все еще опирались на проверенные принципы. Это были тщательность в контроле дистанции, расчетливость, и, естественно неплохое владение самим оружием. Опытные бойцы, действующие с этих позиций, будут успешны в противоборстве широким мечам. Главное отличие не в оружии, а в том, кто, как и где его использовал.

Удерживание рапир фехтовальщиками

Рапиры всегда балансировались и держались в руке так, чтобы контролировалось острие для нанесения точного укола. Ррукоятки к рапирам изготавливались так, чтобы уколы путем выпрямлением плеча делались намного удобнее. Первоначальные варианты хвата позволяли с легкостью извлекать рапиру из ножен, вынув руку вверх.

В эти моменты большие пальцы лежали посредине крестовин. Другой вариант хвата предусматривал обхват указательным пальцем крестовины. При таком хвате большой палец мог лежать на обухе.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Вследствие этого клинки оставались жесткими и прочными, и одновременно легкими и тонкими. И их закаливали особым образом, для придания им дополнительной прочности, с сохранностью необходимой степени гибкости. Тогда как у современных рапир наблюдается излишняя гибкость.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

Вслед за фантастическим финалом в мужской командной рапире (Мужская сборная России по фехтованию в составе Алексея Черемисинова, Артура Ахматхузина и Тимура Сафина завоевала золото Олимпиады-2016) в субботу, 13 августа, на Играх состоялся красивый финальный поединок в женском командном турнире саблисток. В решающем поединке на дорожке сошлись команды России и Украины. Итоговый счет поединка - 45:30 в пользу россиянок Софьи Великой, Яны Егорян, Юлии Гавриловой и Екатерины Дьяченко.

Поздравляем наших спортсменок, ну а тема данной статьи - фехтование и то самое легендарное холодное оружие - рапиры, шпаги и сабли. Чем они отличаются?

«Фехтование – это искусство наносить удары, не получая их» - писал Мольер. Во времена Мольера от мастерства фехтовальщика зависело его доброе здравие и даже жизнь. Сейчас фехтование превратилось в род спортивного единоборства и даже в разновидность фитнеса.

Считается, что прообразом фехтовальщика был первобытный человек, взявший в руки палку для обороны. Если это и так, то до того момента, как палка эволюционировала в реальное оружие, прошло не одно тысячелетие. Первым появился меч (II в. до н.э.) - тяжелое, заточенное со всех сторон оружие позволяло колоть, резать и рубить противника в пешей схватке. Однако его большая масса была помехой в конном бою. Поэтому в начале I в.н.э. азиаты придумали режуще-рубящую саблю (от венг. szablya, от szabni – резать) - оружие, подходящее и для пешего боя и для конной схватки.

В отличие от востока и Азии, европейцы продолжали драться с мечом до конца XIV в. н.э. Основной защитой воина от этого оружия были доспехи, слабое место которых - смотровые щели и поверхность соединения металлических пластин. Проникнуть в такие отверстия могло лишь плоское и узкое лезвие. Таким образом, в начале 15-го века результатом утончения и облегчений меча стали: в Испании - рапира (от испанского ropera, от rope – элегантное платье), а в Италии - шпага (от итальянского слова «spata» - кавалерийский меч древних римлян). Этими видами оружия можно было наносить, как смертельные колющие раны, так и более безобидные - режущие.

Поединки на рапирах, шпагах и саблях

Рапира – это колющее оружие четырехгранного сечения длиной 110 см и весом 500 г. Кисть руки защищает круглая гарда диаметром 12 см, которая располагается перпендикулярно клинку. Поединок на рапирах построен на так называемом праве атаки, которое переходит от одного фехтовальщика к другому. Суть его в том, что ответное действие можно начать, только отбив нападение соперника. Если противники нанесли уколы одновременно, то очко получает тот, чья атака была в данный момент. В рапирных поединках арбитр засчитывает лишь уколы, нанесенные в торс спортсмена.

Шпага - колющее оружие, длиной 110 см и весом до 770 г с гибким стальным клинком трёхгранного сечения и круглой гардой диаметром 13,5 см. В шпажном поединке не существует приоритета действий, и аппарат фиксирует только тот укол, который нанесен на менее чем на 0,04 секунды раньше другого. При одновременном поражении, очко получают оба противника. Засчитываются уколы, нанесенные в любое место тела спортсмена, кроме затылка.

Сабля - рубяще-колющее оружие длиной до 105 см, весом 500 гр. Стальной гибкий клинок имеет трапециевидное сечение и овальную гарду. Бой на саблях очень похож на рапирное фехтование. Единственное отличие – это то, что засчитываются уколы, нанесенные в туловище, руки и маску соперника.

Одновременно с созданием шпаги и рапиры, благодаря экспансии турков, в Европе появляется сабля и становится основным оружием европейских кавалеристов. С этого момента фехтование развивается по трем дисциплинам: рапира, шпага и сабля, приобретая национальные особенности каждой страны. Например, французская школа обучает владению колющей шпаги, а итальянская – режуще-колющей.

Русскую знать это увлечение захватило лишь при Петре I, в конце XVII в. Более ста лет учителями фехтования в нашей стране были иностранцы. Эта ситуация изменилась лишь в начале XIX в. с появлением первого русского фехтмейстера - Ивана Ефимовича Сивербрика. Именно к этому моменту по всей Европе фехтование окончательно прощается со своим боевым прошлым и превращается в спортивное развлечение для высших сословий общества.

От спорта до зрелищности

На сегодняшний день существует три разновидности фехтования: историческое, артистическое и спортивное.

Задача исторического фехтования – реконструировать групповой или парный поединок выбранной эпохи. Сражаются спортсмены массогабаритной копией исторического оружия и следуют технике и стилистике ведения боя выбранного времени. Внешне такие поединки могут выглядеть совсем неэффектно, зато сохраняется историческая достоверность.

Артистическое фехтование, как и историческое, воссоздает сражения прошлых лет, но для своих целей. На сцене, в отличие от реального боя, необходимо, чтобы зритель увидел поединок во всех деталях. Поэтому артистическое фехтование прежде всего зрелищно: надо владеть не только техникой боя, но и актерским мастерством. Действия фехтовальщиков в таких поединках - полностью постановочное шоу, где противник превращается в партнера. В настоящее время артистическое фехтование развивается по следующим направлениям: соло, групповое выступление, дуэт и труппа.

Спортивное фехтование – это единоборство на холодном спортивном оружии по определенным правилам. Бой между двумя фехтовальщиками проводится на дорожке шириной 1,5 – 2 м и длиной 14 м из электропроводящего материала, а уколы и удары регистрируются лампами на электрическом аппарате. Причем такая схема характерна для всех видов оружия, так как в этом виде фехтовании используются облегченные версии рапиры, шпаги или сабли.

С чего начать

Решив заниматься фехтованием, для начала надо определиться с видом оружия. Затем в среднем три-четыре (зависит от частоты тренировок) месяца новобранец изучает технику передвижения по дорожке, нанесения уколов и защиты.

Для тренировочных занятий фехтованием понадобятся экипировка, в которую входят: спортивный костюм, легкая спортивная обувь, оружие, маска, тренировочная перчатка и бандаж, защищающий грудь.

Для спарринга - оружие, маска, тренировочная перчатка, бандаж, специальная обувь, фехтовальный костюм, и набочник. Набочник надевается на бок, которым спортсмен повернут к сопернику. Как и фехтовальный костюм, он сделан из кивларовой нити.

Для соревнований: оружие с электрошнуром, маска, бандаж, фехтовальный костюм, набочник, специальная обувь электрокуртка и электроперчатка.

Клубы фехтования

Фехтовальные школы для взрослых по схеме предоставления услуг условно можно разделить на элитные фитнес-клубы и секции, созданные на базе спортивных институтов или школ.

Фехтование – один из немногих видов спорта, где одинаково эффективно должны работать голова и тело. При этом интенсивность интеллектуальной деятельности во время поединка сравнима с шахматными боями. Но, в отличие от шахматиста, фехтовальщик не сидит на месте, а постоянно тренирует мышцы ног, рук и спины.

Таким образом, человек развивает в себе физическую силу, координацию, реакцию и способность стратегически мыслить. В свою очередь, по сочетанию аналитического мышления и физических нагрузок этот спорт очень похож на бокс и поэтому в профессиональных кругах существует поговорка о том, что бокс и фехтование – два родных брата.

Эволюция рыцарского меча в итоге привела к его разделению на два направления развития, в первую половину попал палаш, длинное и тяжёлое колюще-рубящее оружие. Вторым направлением стали рапира и шпага, на момент своего появления боевая шпага даже приблизительно не напоминала своих изящных наследников из 18-19 веков. Основное отличие боевой шпаги от палаша было в весе и ширине клинка, кроме того палаш использовался в основном для рубящих ударов, в то время как шпага предназначалась для колющих.

Но в тоже время не нужно упускать и то, что и палаш и шпага могли и рубить и колоть. Это был длинный и узкий меч, причиной его появления стало наличие латных доспехов и появления в них сочленений и отверстий, куда узкий клинок входил просто превосходно. Кроме этого шпага в отличие от меча давала владельцу больше возможностей в бою, чем более тяжёлые виды холодного оружия. После своего появления шпага заняла место на поясе дворянского и офицерского сословия на четыре столетия почти беспрерывных войн.

Устройство шпаги

Шпага, как и другое клинковое оружие, состояло из двух основных частей: клинка и эфеса. Клинок – прямой и плоский с двухсторонней заточкой с долом или двумя, плавно сужающийся к острию. Длина клинка составляла около 1 метра, но впоследствии она уменьшилась до 700-800 мм.

Сам клинок кроме плоской в сечении формы мог быть квадратным, ромбическим или овальным, режущие кромки в этом случае оставались лишь у острия.

– это колющее оружие, обладающее длинным гранёным клинком с рёбрами.

Вес шпаги составлял около 1,2-1,6 кг. Иногда возникает вопрос, сколько весила шпага мушкетёра? Ответ на этот вопрос есть в музеях Франции. Шпага тех времён имела вес около 1,5 кг.

Эфес шпаги состоит из следующих частей:

  • рукоятка шпаги, обычно изготовлена из дерева и металла и имеет оплетку или рифление для комфортного охвата рукой;
  • перекрестие, защитное приспособление на переходе между клинком и эфесом, прямое или наклонное;
  • дужка, защитное устройство защищающее пальцы руки, в виде полосы металла от крестовины к навершию рукоятки;
  • навершие, металлическое яблоко завершающее рукоять, служащее для балансировки выполнялось в виде металлического шара или шляпки;
  • гарда, защита кисти руки, состояла из защитных колец с креплением, к перекрестию, так и щитков или развитой корзины выполненной в виде сплошной или узорчатой металлической полосы, целиком закрывающей кисть.

Эфес ранних образцов представлял собой обычную крестовину с дужкой, изредка дополненную защитным кольцом. На вершине ручки крепилось балансировочное яблоко.


Более поздние эфесы получили гарду-корзину поверх развитого перекрестия, а количество дужек увеличилось до 2-3, или сплошной полосы фигурной формы прикрывающей кисть руки.

Рукоять могла иметь округлое, круглое или прямоугольное сечение, она насаживалась на хвостовик клинка и жёстко фиксировалась. Материалом для её обтяжки служили кода или ткань. Часто рукоять шпаги оплеталась металлической проволокой в несколько рядов.

Гарды клинков во многом зависели от школы фехтования, так испанские мастера фехтования предпочитали полностью закрытые гарды, при этом в фехтовании они работали рукой от предплечья, французская школа предпочитала лёгкие гарды, так как больше была развита кистевая техника.


По современной классификации Оушкотта гарды делятся по степени закрытия кисти руки на дробные числа четверти. По типу гарды подразделяются виды шпаг, имеющих ярко выраженные свойства, характерные только для этого рода оружия:

  • «испанская» чаша, глубокая чаша перед перекрестием с парой колец внутри её, в бою шпага удерживается за них, либо за саму рукоять;
  • бильбо, более защищённая разновидность «испанской чаши», с дополнительной дужкой и более объёмной чашей;
  • папенхаймер, развитая гарда с чашкой и защитой кисти в виде сложного плетения дужек;
  • фламандская гарда, в виде перекрестия с кольцами или щитками, без дужки;
  • кавалерийская, развитие фламандской, но с с наличием одной или более дужек прикрывающих кисть руки.

В дальнейшем при переходе боевой шпаги в ранг придворного украшения и парадного оружия эфесы стали украшать драгоценными камнями, плетение их представляло собой произведение искусства. В то время как перекрестие практически полностью исчезло.

Боевые шпаги этого времени представляли собой упрощённые образцы с небольшим перекрестием, дужкой и двумя щитками справа и слева от клинка. На яблоке могли располагаться различного рода украшения или награды. Общая длина шпаги зависела от мастера, что её ковал и от школы фехтования владельца.

Особенности шпаги

При распространении шпаги её однозначно приняли как дворянское оружие. Этому способствовали как боевые, так и технические характеристики этой разновидности холодного оружия.

В отличие от недорогих палашей и сабель мягкий металл клинков, которых мог компенсироваться весом и силой удара, шпага это оружие техники и высококачественного металла.

Более тонкий клинок требовал упругой и твёрдой стали.

К тому же ориентированность на укол делали шпагу ещё более требовательным оружием к качеству производства. По этой причине шпага и стала отличительным признаком дворянства, менее обеспеченные финансовыми средствами классы предпочитали более дешёвые сабли и мечи.


Кроме того владение шпагой требовало и определённых навыков, которые могли быть только у воинов, которыми изначально дворяне и являлись.
После того как фехтование стало наукой постепенно начали развиваться и национальные школы владения этим оружием.

Во много они зависели от особенностей гарды и клинка. Итальянские шпаги, например, рассчитаны на колющие удары, и практически не используют рубящие и режущие, с протягом, удары клинка. Соответственно этому рукоятки и эфесы итальянского холодного оружия рассчитаны именно на укол, рубить ими не особо удобно.

Также интересна французская школа, также рассчитанная на укол, шпага французского типа имеет лёгкую гарду фламандского или кавалерийского типа и обычно гранёный клинок. Поэтому шпаги мушкетеров имеют сравнительно короткий клинок и открытую гарду.

Немецкая школа наоборот использует полный ассортимент ударов. Рубящие, колющие и режущие, а также и оглушающие, плашмя клинком. Именно в германских княжествах появилась тактика боя с кинжалом для второй руки – дагой.


Дистреза, испанская школа фехтования предполагала целую науку, включая философию боя на клинках. Но в тоже время в отличие от развивающихся французских и итальянских школ была более консервативна.

Заключение

Несмотря на то, что в настоящее время фехтование все больше уходит в историю. Но все его методы перешли в спортивное фехтование, самое быстрый и динамичный вид спорта.


Также стоит отметить и военно-историческое фехтование, которое предполагает использование идентичных боевым образцам изделий. Тем более в детстве все болели похождениями Атоса, Портоса и Арамиса, после просмотра кинофильмов или прочтения книг Дюма.

Отсюда и плащи мушкетерские, сабли из дерева в детстве, и стальные и алюминиевые клинки во взрослом возрасте. Стоит отметить, что как средство самозащиты шпагу или другое холодное оружие использовать не стоит, это незаконно.

Но шпага как знак чести и доблести офицера и дворянина стала уже нарицательным предметом. «Продать свою шпагу» – это словосочетание пришло от немецких наёмников и означает – продать свои знания и опыт. Сломать шпагу, значит лишить чести. Так это устаревшее холодное оружие вошло и в нашу повседневную жизнь.

Видео

la rapiere ) - преимущественно колющее холодное оружие , разновидность шпаги , в изначальном значении длинная «гражданская» шпага, в отличие от «боевой» шпаги слишком лёгкая для нанесения рубящего удара, тем не менее в классическом (не спортивном) варианте имеющая лезвия . В русском языке рапирой чаще всего называются мечи со штыкообразным клинком - трех- или четырехгранным, преимущественно предназначенные для тренировочных поединков.

В настоящее время рапира широко используется на соревнованиях по фехтованию (см. ниже). Исторические рапиры - популярное оружие XVI -XVII веков , были, как правило, существенно длиннее (клинок до 130 сантиметров) и тяжелее современных спортивных рапир.

История

исп. espadas roperas / фр. rapiere

Разновидность шпаги с лезвиями, отличающаяся от боевых шпаг меньшим весом, а от классической короткой шпаги большей длиной. Французское фр. rapiere , вошедшее в другие языки, происходит от испанского (исп. espadas roperas - меч для придворной одежды, то есть не для доспеха. При этом во многих европейских языках отсутствует слово «шпага», а слово «рапира» используется для обозначения шпаг.

Рапира появилась в Испании, к концу XV века, став современницей позднего готического латного доспеха , а также первых колесцовых пистолетов изобретённых Леонардо да Винчи , и открытий Колумба . Первоначально рапира представляла собой богато украшенный облегчённый парадный меч, носимый придворными и оснащённый такой же гардой, как и появившаяся чуть ранее, в той же Испании, боевая шпага. Что характерно, тогдашние боевые шпаги отличались от современных им готических мечей лишь сложной гардой, лучше защищавшей руку, и тоже носились с латами . В отличие от более ранних облегчённых парадных мечей, рапира подходила не только для парадного ношения, но также оказалась удачным оружием самообороны, позволяющим уверенно отбиваться от нападавших и при отстуствии как доспеха, так и щита - было достаточно кинжала или даги , а в крайнем случае можно было обойтись собственным плащом , намотанным на левую руку. В XVI веке рапира обрела популярность и в других странах. Причём широкое распространение рапир способствовало также и широкому распространению боевых шпаг.

В XVIII веке рапира была заметно потеснена более лёгкой короткой шпагой, во французском варианте гранёной, а в итальянском отличающейся от рапиры лишь длиной, которая меньше примерно на треть. Благодаря меньшей длине короткая шпага, иногда называвшаяся «короткой рапирой», обладала меньшим весом, за счёт чего позволяла более быстрое фехтование.

итал. fioretto

Итальянское тренировочное оружие с гранёным клинком, использовавшееся при обучении фехтованию на шпагах. Итальянское слово fioretto (фр. fleuret , исп. florete , нем. florett , англ. foil ) обозначает как оружие целиком, так и его часть - тупой наконечник на клинке. В русском языке для обозначения этого оружия использовалось слово рапира . Традиция ограничивать при фехтовании на fioretto зону поражения лишь корпусом связана с тем, что, во-первых, защитное снаряжение эпохи возрождения представляло собой кожаный нагрудник, во-вторых, укол узкого лёгкого клинка в руку или ногу, в отличие от укола в корпус, не приводил к быстрому выводу противника из строя , и, как свидетельствуют многочисленные описания дуэлей, дуэлянт, получивший укол в руку или ногу, часто продолжал бой (для сравнения: спортивное фехтование на шпагах основано на дуэлях «до первой крови», где для победы было достаточно лёгкого ранения в руку или ногу). Отсутствие же лезвия связано не только с тем, что итал. fioretto является тренировочным оружием, но и с принципом итальянской школы фехтования на шпагах: «убивать остриём, а не лезвием» , а также с тем, что обычной (не боевой) шпагой практически невозможно нанести по-настоящему сильный рубящий удар. Фехтование на современных спортивных рапирах произошло от фехтования на fioretto.

Спортивная рапира

Рапира , спортивное колющее оружие, состоит из стального эластичного клинка и эфеса (защитной чашеобразной гарды с прокладкой и рукоятки с гайкой).

Клинок прямоугольного переменного сечения, пропорционально уменьшающегося к вершине, на которую навинчен наконечник диаметром 6 мм. Общая длина рапиры не превышает 110 см (клинка - 90 см), диаметр гарды не более 120 мм, глубина гарды до 55 мм, длина рукоятки с гайкой не более 220 мм по российским правилам, и не более 232 мм по международным. Общая масса рапиры не превышает 500 г.

У обыкновенных (тренировочных) рапир наконечник на клинке неподвижный, у электрифицированных рапир (применяются в официальных соревнованиях по фехтованию с 1954) наконечник представляет из себя подвижное электроконтактное устройство с кнопкой, при нажатии на которую (во время нанесения укола противнику) происходит замыкание электрической цепи. На одной из граней клинка электрифицированной рапиры имеется углубление, идущее вдоль всей грани, от наконечника до гарды, в которое вклеен провод, соединяющий электроконтактное устройство наконечника с контактным разъёмом («двойником») под гардой. У рапир прямая рукоятка иногда заменяется на фигурную, перпендикулярную клинку. Такой тип рукоятки называется «пистолет» и позволяет не сгибать руку в запястьи при захвате рукоятки. Рукоятки-пистолеты устанавливаются, как правило, на электрифицированные рапиры.

Первым чемпионом СССР в этом виде стал Владимир Вышпольский, который позже ещё три раза становился сильнейшим шпажистом страны.

Ведущими мастерами в этот период были также Константин Булочко, Николай Афанасьев и Иван Комаров у мужчин, а у женщин в соревнованиях рапиристок борьбу между собой вели Раиса Чернышёва, ставшая в 1946 году первым заслуженным мастером спорта среди фехтовальщиц, и Анна Пономарёва. Интересно, что однажды, в 1940 году, женщины разыграли первенство и в фехтовании на саблях. Единственной саблисткой-чемпионкой СССР стала ленинградка В. Дедюлина. Следующий чемпионат страны в этой дисциплине состоялся более чем полвека спустя.

Примечания

ссылки

  • Джон Клементс "Рапира в вопросах и ответах"
    • Questions and Answers About the Rapier (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Рапира" в других словарях:

    - (фр. rapiere, от нем. rappen захватывать). Длинная, тупая шпага с шариком на конце, которою учатся драться на шпагах фехтовать. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАПИРА длинная, упругая шпага с тонким … Словарь иностранных слов русского языка

    рапира - ы, ж. rapière, > нем. Rapier. 1. Колющее холодное оружие с длинным и гибким клинком, употребляемое в учебном и спортивном фехтовании, а прежде служившее дуэльным оружием. БАС 1. Тупая шпага с пуговкою на кончике, которою учатся биться на… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен., нем. тупая шпага, с пуговкой на кончике, которой учатся биться на шпагах, драться на укол; рапира для рубки, эспадрон. Рапирный клинок. Рапировать, драться на рапирах. Рапированье, рапировка, действие по гл. Рапирщик, боец на рапирах,… … Толковый словарь Даля

    - (нем. Rapier) спортивная колющее оружие с гибким клинком прямоугольного сечения и электроконтактным устройством для фиксации уколов на официальных соревнованиях … Большой Энциклопедический словарь Справочник технического переводчика

    Ы; ж. [нем. Rapier] Колющее оружие с длинным и гибким четырёхгранным клинком (в настоящее время употребляется только в учебном и спортивном фехтовании). Спортивная р. Фехтовать на рапирах. * * * рапира (нем. Rapier) спортивная, колющее оружие с… … Энциклопедический словарь

    РАПИРА - колющееклинковое холодное оружие с прямым граненым клинком, заостреннымна конце (дуэльная рапира) или же имеющее на конце клинка шариковыйпредохранитель (фехтовальная, или спортивная, рапира). Имеет гарду и круглый черен с насечкой для уменьшения … Энциклопедия вооружений

Фехтование - это олимпийский вид спорта, суть которого заключается в ведении боя с использованием холодного оружия. Различают следующие виды спортивного фехтования: на рапирах, на саблях, на шпагах. Фехтовальщикам необходимо нанести укол сопернику и отражать или избегать уколов по себе. Соревнования по фехтованию проводятся как между мужчинами, так и между женщинами.

Международная федерация фехтования была основана 29 ноября 1913 в Париже. Сегодня она располагается в Лозанне (Швейцария). Федерация Фехтования России (ФФР) официальный сайт.

История возникновения и развития фехтования

Еще 3 тыс. лет назад египетский фараон Рамзес III устроил в честь победы над ливийцами турнир по фехтованию. На фресках тех времен отчетливо различается оружие очень похожее на современное, которое используется в фехтовании, а также маски защищающие лица. Помимо Египта соревнования устраивались также в Древней Греции, Индии, Риме, Китае и Японии.

В средние века фехтованием занимались в основном представители аристократии феодальных княжеств и государств. Простые горожане и крестьяне фехтовали на палках, обитых железом или на алебардах.

Фехтование как искусство владения шпагой и рапирой зародилось в Испании в XV веке, примерно в тоже время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования, а в Англии — ассоциация фехтовальщиков.

В XVI веке в Италии впервые были определены принципы фехтования, выразившиеся в классификации приемов и действий. Итальянские преподаватели создали курс изучения фехтования и теоретически обосновали его принципы. В это время популярность набирали такие виды оружия, которые могли проникнуть острием клинка в щели между пластинами лат. Это обстоятельство заставило сужать клинок меча к острию и, в конечном итоге, привело к появлению шпаги, которая окончательно вытеснила меч. Испания стала родиной рапиры с классическим типом рукояти, имеющей чашеобразную гарду.

Первые соревнования по фехтованию (в современной их трактовке) были проведены в 1986 году в Будапеште.

9 ноября 1913 года в Париже была создана Международной федерации фехтования. В 1914 году были сформулированы первые международные правила. В 1921 году в Париже под её эгидой был организован первый международный турнир, который позже получил статус чемпионата мира. Чемпионаты мира на шпагах среди мужчин проводятся с 1921 года, на саблях с 1922 года, на рапирах с 1926 года.

Первый Чемпионат Европы был проведен в 1981 году под эгидой Европейской конфедерацией фехтования, а с 1972 года стал проводиться Кубок мира по фехтованию.

Правила фехтования

Перед началом поединка оружие должно быть проверено на жесткость, длину, наличие микротрещин, а экипировка и маска должна быть проверена на прочность и электропроводимость.

Победа в поединке присуждается спортсмену, который первым нанесет определенное количество уколов сопернику или нанесет большее их количество за отведенное время. Все уколы фиксируются специальной электронной системой, после фиксации укола раздается звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Арбитр может не засчитать укол или удар, если он был нанесен с нарушением правил. У шпажистов отмечается сам факт попадания, а у рапиристов и саблистов определенным цветом показывается, был ли укол (удар) нанесён в поражаемую поверхность.

За пересечение задней границы, спортсмены наказываются штрафными уколами. За пересечение боковых границ дорожки штрафных уколов не назначается, но бой останавливается, а нанесенные удары аннулируются. Ещё штрафной укол можно получить за столкновение телами, наказывается при этом виновник столкновения.

Фехтовальная дорожка

Фехтовальная дорожка имеет размеры 14 метров в дину и 1,5 - 2 метра в ширину. Она изготовлена из электропроводящего материала и изолирована от системы регистрирующей уколы и удары. На дорожке нанесена следующая разметка:

  • центральная линия;
  • 2 линии исходной позиции (на расстоянии 2 метров от центральной линии);
  • боковые границы дорожки;
  • задние границы дорожки.

С каждой стороны дорожки обозначены двухметровые отрезки (по всей ширине), которые предупреждают отступающего спортсмена, что он находится в опасной близости от своей задней границы.

Фехтовальная экипировка

Защитный костюм фехтовальщика состоит из куртки и брюк по колено на подтяжках, сделанных из облегченного кевлара. На ногах у спортсменов длинные белые гетры и специальная обувь для фехтования с плоской подошвой. На голове у фехтовальщиков маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На руки надевают перчатки. Под защитный костюм фехтовальщики надевают защитные набочники.

У шпажистов сетка фехтовальной маски изолирована изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов аналогичны маскам шпажистов, но ещё дополнительно имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски и воротник не изолированы и выполняются из электропроводящего материала. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет.

Рапиристы надевают поверх костюма специальные металлизированные токопроводящие жилеты, а фехтовальщики на саблях — куртки, отображающие поражаемую поверхность спортсмена.

Рассмотрим виды оружия которые используются в фехтовании (отличия):

  • Рапира - колющее холодное оружие с гибким клинком. Длина рапиры варьируется от 90 до 110 сантиметров, а масса рапиры равна 500 гр. Для защиты рук спортсменов, в рапире предусмотрена гарда диаметром 12 сантиметров.
  • Шпага - колющее холодное оружие, по конструкции очень похожее на рапиру. В отличие от рапиры у шпаги более жесткий клинок (трехгранное сечение) и она на 270 грамм тяжелее. Гарда, защищающая руки спортсмена равна 13,5 сантиметров в диаметре.
  • Сабля — рубяще-колющее холодное оружие трапециевидного сечения длиной до 105 см и массой 500 г.

Судейство в фехтовании

Судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Все фехтовальные бои проводит судья, имеющий удостоверение национального или международного арбитра. В его обязанности входит:

  • вызов участников;
  • проверка снаряжения перед боем;
  • слежение за правильной работой аппарата;
  • наблюдение за остальными членами судейской коллегии (ассистентами, хронометристами, секретарями и др.);
  • вынесение спортсменам наказаний за нарушения;
  • поддержание порядка.

Судья выполняет свои обязанности при помощи автоматического фиксатора уколов и двух ассистентов, которые следят за использованием невооруженной руки, закрыванием поражаемой поверхности, уколами, нанесенными в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и заднюю границы поля боя и за всеми другими нарушениями, предусмотренными Правилами.

Ассистенты судьи располагаются на противоположных концах фехтовальной дорожки, в их обязанности входит наблюдение за общим ходом боя. Ассистенты должны меняться сторонами после каждого периода в боях тура прямого выбывания и после каждого боя в командной встрече.

Соревнования по фехтованию

  • Олимпийские игры.
  • Чемпионат мира по фехтованию - ежегодное международное соревнование на рапирах, шпагах и саблях.
  • Кубок мира по фехтованию — ежегодное международное соревнование по фехтованию, которое проводится под эгидой Международной федерации фехтования. В сезоне проводится ряд турниров, за каждое место на отдельном турнире присуждаются очки, которые потом суммируются.
  • Национальные чемпионаты.
2016-06-30

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему "Фехтование".