Сарматы кто они сейчас. Сарматы: КТО ЭТО? (6 фото)

Сарматы - степные воины

Восемьсот лет этот легендарный кочевой народ господствовал в бескрайних евразийских степях. С 4 в до н.э. по 4 век н.э. Историки находят подтверждения огромного влияния сарматов на Европу. Сарматские воины входили в состав римского войска на правах иностранного легиона. Сарматские женщины - "амазонки" сражались не хуже мужчин.

Сергей Лукьяшко (Южный научный центр РАН) говорит: "Сарматы активно участвовали в политической жизни на границах Римской империи, доходили в своих походах до Апенинского полуострова и до Иберии. Сарматы даже организовали собственное царство в центре Франции".

Этот кочевой народ до сих пор остается загадкой. Археологи обнаружили в курганах в том числе и на Южном Урале множество шедевров древнего искусства созданных сарматами тысячелетия назад. Много изделий из золота. Мистическая красота сарматских изделий захватывает воображение. Людей всегда восхищали качества этого металла. Золото веками считалось даром богов, освященным солнцем. Золото удивительно способно принимать причудливые формы при ковке и литье, принимать чеканные рельефы, свиваться в нити причудливых узоров. Блеск золотых украшений завораживает, пленит сложностью искусного рисунка. Бесценные сокровища приоткрывают тайну великого кочевого народа.

Великая евразийская степь протянулась на тысячи километров от границ Китая на востоке до Дуная на западе, от сибирской тайги на севере до горных хребтов на юге. Великая Степь долгие века была единственным сухопутным маршрутом, связывающим Европу с Востоком. Степь стала колыбелью целой цепочки кочевых культур, рожденных на просторах Азии.

Одни сменяли других. Более молодые агрессивные народы отвоевывали у соседей право быть первыми и доминировать в бескрайних степях. Сарматы - загадочный народ менее известный нам чем их предшественники - скифы. Сейчас благодаря археологическим раскопкам культура сарматов начинает обретать реальные очертания. Примерно в 4 веке до н.э. сарматы оттеснили в Крым доминировавших ранее скифов и приобрели славу одного из самых могущественных кочевых народов древнего мира. Известно несколько волн вторжений кочевников из Центральной Азии на юг Европы.

Они шли разными путями. Через степи Южного Приуралья и Северного Казахстана - 1-я волна. Через оазисы Центральной Азии, Южный Прикаспий, Закавказье - 2-я. Оказавшись в Восточной Европе, сарматы попали в поле зрения античных авторов. На древних картах привычное название Скифия сменяется на Сарматия.

Первое упоминание о савроматах, в которых многие склонны видеть предков сарматов, можно найти у греческого путешественника и историка Геродота. Он сообщает: "За рекой Танаис (древнее название реки Дон) уже не скифские края, но земли там принадлежат савроматам."

Скиф. Художник Евг.Край

По словам С.Лукьяшко: "Эта культура сформировалось в основном в Южном Приуралье и оттуда она приходит на территорию Восточной Европы." Отноним "сарматы" - историческое обобщение. Они не были единым народом и представляли собой группу родственных племен: аорсов, аланов, сираков, езыков, саланов. Эти племена не всегда были дружественны между собой и придерживались независимой политики. Сарматы как и скифы были ираноязычными.

Крайне сложно воссоздать историю народа, не имевшего городов и письменности. Сарматы на всем протяжении Великой степи оставили свидетельства своего пребывания. Это курганы - земляные насыпи над местом погребения. Курганы встречаются повсеместно став неотъемлемой частью современного степного ландшафта. Как и тысячи лет назад они впечатляют своим величием, господствуют над окружающим пространством. Топографическая съемка позволяет сделать вывод, что курганы расположены не хаотично. Они возникли вдоль маршрутов кочевых племен. Это подтверждают и снимки из космоса. Российские спутники ведут постоянный мониторинг всей территории степи, помогая вести охрану курганов, как национальных исторических памятников.

Курганы представляют огромный интерес для реконструкции духовной жизни кочевников. Согласно верованиям сарматов в погребение помещали вещи, которые понадобятся усопшему в загробном мире: оружие, конскую упряжь, посуду и украшения. Археологи постепенно воссоздают минувшее по найденным предметам и останкам людей, фрагментам керамики и украшениям. Захоронения раскрывают мир сложных образов и самобытной культуры о чем не было и намека в дошедших до нас древних текстах. Сокровища золотой коллекции из сарматских курганов рассказывают о могуществе, красоте и силе этого удивительного народа. С.Лукьяшко: "Открытия археологические последних лет в области скифо-сарматской археологии показали всему миру необыкновенное величие этой древней культуры. Великолепные образцы художественной бронзы, золота, серебра показали что мир до сих пор не знал этой части своей собственной культуры. И мировая культура открывает для себя эту великую страницу древней истории и конечно интерес к этой стой странице огромен."

Важно понять как была организована жизнь сарматов. Мир жизни и мир смерти в сознании кочевников были четко разделены. Многие предметы изготавливались именно для погребения и не использовались в обычной жизни. Борис Раев (Южный научный центр РАН): "Живая культура в которой мы с вами живем и мертвая культура с которой сталкиваются археологи абсолютно различны. Любая вещь переходя из живой культуры в мертвую меняет свое внутреннее содержание, становится другой. Хорошо понять их культуру мы все-таки не можем еще и потому что культура оседлого населения более информативна для науки нежели погребения. Погребения - это очень специфический комплекс, он связан с верованиями... Допустим, в могилу положат одну вещь и никогда не положат другую. Но это же не значит что у сарматов не было этой вещи, она у них была. А такую вещь мы можем найти на поселениях. Но у кочевников не было поселений. Оказывается замкнутый круг проблем. Какие-то мы решим, какие-то мы не решим никогда."

Один из древних источников сообщает, что как и персы, сарматы поклоняются мечу. О почитании меча аланами писал римский историк Амиан Марцелин: "У них не видно ни храмов, ни святилищ, нигде не усмотреть у них даже покрытых соломой хижин, а они по варварскому обычаю втыкают в землю обнаженный меч и с благоговением поклоняются ему как Марсу - покровителю стран по которым они кочуют. "

Б.Раев: "Кочевое общество в силу своей специфики не может быть замкнутым, не может никогда существовать без продуктов общества земледельческого в отличие от оседлого общества, которое без продуктов кочевой цивилизации существовать может по той простой причине, что продукты животноводства у оседлого населения есть свои." Сарматы постоянно контактируют с оседлыми народами. Ближайшие соседи у сарматов, живущих в Приазовье - греческие колонии-поселения по берегам Черного моря и в дельте реки Дон. А также земледельческие племена Прикубанья. Сарматы вели широкий торговый обмен, продавая шкуры животных, рабов, оружие и скот. В античных греческих городах они покупали продукцию сельского хозяйства: ювелирные изделия, ткани, одежду, керамику, зеркала, оливковое масло, вино. В курганах археологи находят стекло, керамику и золотые изделия из Центральной Азии, Ирана, Ближнего Востока, Египта. Прослеживаются связи с Китаем и Индией. Не всегда отношения сарматов с оседлыми народами были мирными. Военное превосходство и нужда в продуктах земледелия и ремесла приводили к грабительским нападениям. С некоторыми оседлыми народами сарматы установили даннические отношения.

Множество артефактов находят в древних поселениях. Например поселение Меотской культуры, непосредственно соприкасавшейся с племенами сарматов. Меоты - это древние племена синдры, дандарии, сераки, досхи и др. жившие на юго-восточном побережье Азовского моря в I тысячелетии до н.э. Азовское море, кстати, называлось Меотским. Б.Раев - руководитель раскопок: "Городище одно из самых больших меотских городищ на Кубани, возможно это город Серака, упомянутый Птолемеем. Это место возможно столица страны сераков." Найдено много свидетельств сношений с сарматами. Керамика несет в себе много информации. Например, клеймо на извлеченном предмете позволяет установить место его изготовления а также время изготовления кургана. Многие золотые вещи из сарматских курганов не цельнолитые, а изготовлены из тонкой фольги, нанесенной на деревянную основу. С течением веков органическая основа истлевает и украшение разрушается под весом грунта. Ювелир-реставратор должен из горстки золотых пластин воссоздать произведение древнего искусства, восстановить его облик в первозданной целостности. Для этого нужна не только кропотливая работа но и интуиция художника.

Сарматы охотно пользовались импортными вещами что не исключало наличия у них собственных ремесел.

Успехи сарматских мастеров в гончарном, оружейном, ювелирном деле достойны самой высокой оценки. Они умело использовали золотое литье, чеканку, тиснение по золотой фольге. Для искусства сарматов характерен звериный стиль (зооморфный). Изображение исполнено динамики. Фигуры хищников с гибким телом, кони, орлы и грифы представлены с удивительной выразительностью деталей. Часто мастера наполняли свои произведения образами мистических существ. Важной чертой сарматского стиля является многоцветность что достигалось благодаря широкому использованию драгоценных и полудрагоценных камней, стекла и цветной эмали. Замысел мастера восхищает смелостью исполнения. Застывшие в стремительном прыжке фигурки оленей. Здесь художественная выразительность, стилизация образов, экспрессивность заставляет забыть о возрасте браслета.

Представляет большой интерес находка ритуального серебряного кувшина с ручкой в виде фигурки хищника гравированного сюжетными сценами. На сюжетах ясно читаются сцены из Авесты - древнего арийского учения.

Коневодство и скотоводство являлись основой хозяйства сарматов. Переход с пастбища на пастбище определял ритм кочевой жизни. Все необходимое перевозилось в повозках. Конь - постоянный спутник кочевника. От коня, от его выносливости зависела сама жизнь сармата и его общины. Б.Раев: "Лошадь - это было все. Это была пища, это было средство передвижения, в общем это была жизнь. Это люди настолько слившиеся с конями, как и все другие кочевники. Человек высаживался на коня в 2 года и больше с него не слазил. В 52 его отвозили на коне под курган хоронить. Но конь при этом не был культовым животным абсолютно как например коровы в Индии или кошки в Египте. Т.е. это было средство жизни." Реставраторы работают с бесценными золотыми элементами упряжи. Сарматы оставили рядом с умершим этот сакральный символ жизни человека в степи. Сарматы традиционно украшали своих скакунов. Погребальные сооружения донесли до нас облик сарматского конского снаряжения. Фалары - это круглые пластины из золота или серебра декорированные рельефным орнаментом либо рисунками - элементы парадной конской упряжи. Они размещались на перекрестьях упряжных ремней. Крупный фалар размещался на груди скакуна.

Удивительно сложный скульптурный фалар с объемным рельефом. В центре находится узорчатый агат. Он окружен золотым рельефом, состоящим из фигур лежащих друг за другом львов. Композиция включает вставки альмантина, бирюзы и стекла. Особое внимание обращает на себя массивный фалар - нагрудник полусферической формы. Его вершину украшает медальон состоящий из вставки крупного драгоценного камня альмандина, которому во все времена приписывали магические свойства. Орнаментальные полосы инкрустированы бирюзой и розовым кораллом. Обилие декоративных элементов у упряжи подтверждают предположение об особом отношении сарматов к коню. Мы можем только представить насколько величественно и монументально выглядел знатный сарматский всадник когда его конь был украшен роскошным золотом и серебром.

Чепрак - конная накидка украшена золотыми бляшками-нашивками. Тканная основа утрачена, но все украшения сохранились в первозданном виде. Все бляшки исполнены в технике теснения. 15 лет потребовалось реставраторам чтобы найти наиболее достоверный вариант расположения золотых деталей. Ученые предполагают, что этой золотой накидкой покрывали жертвенное животное превращая его таким образом в божественного небесного коня - посредника между двумя мирами или спутника усопшего.

Каков был облик сармата? Каков у него был цвет и разрез глаз? Цвет волос? Останки кочевников - объект скурпулезного изучения антропологов. Исследования скелета, пропорции костей и черепа позволяют утверждать об европеоидной расовой принадлежности сарматов. Античные авторы говорят о высоком росте сарматов, об их стройном и крепком телосложении. Цвет глаз был светлым, волосы длинные, русые. Мужчины носили бороды. Костюм сармата сформировался как одежда всадника. В отличие от греков, они носили узкие штаны, заправленные в мягкие кожаные сапоги.

Сарматы вошли в историю как народ исключительной военной храбрости. С гибелью Великой Скифии, они стали единственной мощной силой на территории степей Восточной Европы. По сути они представляли собой хорошо подготовленную, прекрасно вооруженную, закаленную в сражениях армию. Их независимость от других народов была гарантирована военной силой. С.Лукьяшко: "Кочевники-сарматы принимают активное участие во всех военных и политических конфликтах того времени. Они принимают активное участие в военных событиях в Центральной Европе, на Ближнем Востоке, служат за определенную плату то парфянским царям, то армянским царям, активно участвуя в борьбе Армении и Парфии, они с огромным удовольствием продают свою воинскую доблесть и удаль тому, кто больше платит. "

К I веку н.э. сарматы уже соседи Римской империи. На дунайской границе у них все чаще возникают столкновения с римскими войсками. Их силу и военную доблесть Рим оценил сразу. Это привело к заключению мирного договора, который принес императору Марку Аврелию титул Сарматский. С этого времени сарматы принимают участие в войнах Римской империи на правах иностранного легиона. По условиям договора сарматские племена языгов направили в Рим 8 тысяч всадников из которых более 5 тысяч было переброшено в Британию для охраны крепостей под управлением римских военноначальников. В хорошо известых легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола многие исследователи усматривают черты характерные для дружины сарматского войска. Это может быть связано с сарматским присутствием на Британских островах.

С.Лукьяшко: "Существует глубокое убеждение британских историков в том, что эта группа сарматов оказала серьезное влияние на формирование шотландской культуры. Шотландцы и генеалогические легенды крупных шотландских родов возводят свое происхождение к группе сарматов, оказавшихся на Британских островах. Так казалось бы далекие и не связанные между собой народы, оказываются связанными узами очень древней истории. На самом деле в Шотландии известна и часто употребляется корневая основа "дон", обозначающая "вода" на иранском языке. Ранее шотландцы также были воинственными скотоводческими племенами и вели по крайней мере еще в средние века образ жизни очень близкий тому образу жизни, который свойственен был сарматам."

Уникальным образцом сарматского оружия является кинжал с золотой рукоятью и золотой обкладкой ножен, выполненный в зверином стиле. Рельеф ярко иллюстрирует фатализм психологии, боевой настрой, непреклонность, веру в свои силы сармата-воина. В золотом узоре отражены драматические сцены борьбы орла - символа мужества и верблюда - символа земледельцев. Орел нападает на верблюда, терзает его...

Жизнь сармата - постоянная борьба, в ней нет мира и покоя. Это противостояние, которое может завершиться победой или смертью.

Сила сарматов проявлялась и в том, что их кочевой уклад имел удивительную особенность. Женщины имели равные права с мужчинами своего рода. С.Лукьяшко: "Вот это необыкновенное положение женщины в сарматском обществе сделало историю сарматов достаточно заметной на фоне кочевнической истории древности." Прекрасные, грациозные всадницы свободно обращавшиеся с оружием, кардинально изменили античные представления о месте женщины в обществе. С.Лукьяшко: "Ведь для греков, у которых женщина не могла даже пойти на рынок без сопровождения, вдруг увидеть женщину, скачущую на коне, владеющую луком и стрелами, мечущую копье и дротики, было неприемлемо для их культуры. Так как сарматки не очень то походили на амазонок, о которых слагали мифы древние греки, то греки придумали версию, что сарматы и савроматы - это ближайшие родственники амазонок. Мол они произошли от амазонок." Возможно воинственный образ амазонок связан с тем что женщины сами охраняли стада и хозяйство когда мужчины уходили в длительные военные походы. Во многих сарматских курганах центральное погребение является женским. Там наряду с конской сбруей и оружием найдены всякие женские штучки: ожерелья, баночки для какой-то косметики, возможно благовоний или духов. Поражает тщательная обработка миниатюрных изделий. Ученые считают, что во главе некоторых сарматских племен стояли женщины.

С.Лукьяшко: "Но в IV веке н.э. в результате нашествия с востока новой мощной кочевой волны - гуннской, сарматы не смогли ей противостоять. И около 375 года потерпели сокрушительное поражение от гуннов. Часть сарматского населения степи была уничтожена, часть сарматских племен вошла в гуннский союз.
Так было всегда. Приход новых кочевников, новой знати приводил к исчезновению прежней знати, а рядовые сливались с вновь пришедшими утрачивая самоназвание, какие-то элементы своей культуры, но все таки сохраняя язык. Сарматы еще долго были известны на просторах Восточной Европы под именем ассы или оссы. В дальнейшем они осели в центральном Предкавказье. Из них произошли современные осетины. Генетический и культурный фон сохранился именно здесь на территории Осетии. "

Древние кочевые народы растворились во мгле веков. Вместе с тем многие их навыки и умения перешли к другим народам, став неотъемлемой частью их повседневности. Археология наблюдает общие явления подобно эстафете, когда лучшие ремесла и достижения становятся глобальным опытом человечества.

Б.Раев: "Наша работа заключена в то, что мы восстанавливаем прошлое, которое казалось бы настолько далеко, настолько ненужно сейчас людям, которые летают на каких-то космических станциях и пользуются интернетом. На самом деле это совершенно не так. Современные люди не могли бы пользоваться сейчас благами цивилизации если бы не было тех людей, которые делали керамику, перемалывали зерно и т.д. Поэтому мы просто должны изучать эту культуру, мы должны их знать и это чрезвычайно обогащает нас. " Сейчас сокровища сарматов хранятся в музее г. Азова. Это богатейшая коллекция мирового значения. Это память о народе, который на протяжении 8 веков был активным участником европейской истории.

В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру , представленную преимущественно погребальными курганами . В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.

Первая в череде сарматских культур датируется IV-I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году , а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году . М. И. Ростовцев , опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III-II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV-II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья . В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.

Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году . В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника , концом II в. до н. э. - концом I в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура».

Антропология

Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности.

История

Происхождение

Приблизительная карта Скифии в первом тысячелетии до н. э.

Сарматы были одним из северных иранских народов , наряду с европейскими скифами и азиатскими саками . Античные авторы, в частности Геродот , сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок , выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому сарматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом », - заключает историк.

По-видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано: ещё в священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей ». Действительно, сарматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них ещё не было государства. В VII-V веках до н. э. сарматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство. Во главе племён стояли вожди, опиравшиеся на дружины из военной знати.

Завоевание Скифии

В V-IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии . Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.

В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха . Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён.

В известном рассказе Лукиана «Токсарис или дружба» скифы Дан-дамис и Амизок испытывают свою верность дружбе в тяжёлых событиях сарматского нашествия. «Вдруг напали на нашу землю сарматы в числе десяти тысяч всадников, - рассказывает скиф Токсарис, - а пеших, говорят, явилось втрое больше того. А так как их нападение было непредвиденно, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми. … Тотчас же сарматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился ».

Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племен в Европейскую Скифию - в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ .

Дальнейшая история

После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии . Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племён заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи .

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен - языги , роксоланы , аорсы , сираки , аланы ; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты »; сосланный в город Томи в 8 году н. э. поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Печальных песнях» сарматов под городом - «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю »; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках н. э. в Армении и Каппадокии - «суровые и вечно воинственные аланы ».

Западные сарматы

Западные сарматские племена - роксаланы и языги , занимали степи Северного Причерноморья. Около 125 года до н. э. они создали мощную, хотя и не очень прочную федерацию, возникновение которой объясняют необходимостью противостоять давлению восточных сарматских племён. По-видимому, это было типичное для кочевников раннее государство во главе с племенем царских сарматов. Однако повторить государственный опыт скифов западным сарматам не удалось - с середины I века до н. э. они действовали как два самостоятельных союза. В степях между Доном и Днепром кочевали роксоланы, к западу от них - между Днепром и Дунаем - жили языги.

В первой половине I века новой эры языги продвинулись на Среднедунайскую низменность, где заняли междуречье Дуная и Тисы (часть нынешней территории Венгрии и Сербии). Вслед за языгами к границе Римской империи подошли роксоланы, большая часть которых поселилась в нижнем течении Дуная (на территории современной Румынии). Западные сарматы были беспокойными соседями Рима, они выступали то его союзниками, то противниками, и не упускали случая вмешаться в междоусобную борьбу внутри империи. Как и подобает в эпоху военной демократии, сарматы рассматривали Рим как источник богатой добычи. Способы её приобретения были разными: грабительские набеги, получение дани, военное наёмничество.

Языги во второй половине I века, а роксоланы в начале II века добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне римских границ. Прекратив получать эту дань, роксоланы в 117 году призвали на помощь языгов и вторглись в дунайские провинции Рима. После двухлетней войны империя была вынуждена возобновить плату роксоланам. Мирный договор римляне заключили с царём Распараганом, который имел два титула - «царь роксоланов» и «царь сарматов». Возможно, это говорит о том, что языги и роксоланы формально сохраняли единую верховную власть. Чаще всего они выступали в тесном союзе, хотя языги занимали равнины Среднего Дуная, а роксоланы расположились на Нижнем Дунае и в Северо-Западном Причерноморье. Завоевав фракийцев , живших между языгами и роксоланами, римляне попытались разрушить их связи и даже запретить общение между ними. Сарматы ответили на это войной.

Особенно упорной была борьба сарматов с Римом в 160-е и 170-е годы. Известны условия мирного договора, который языги в 179 году заключили с императором Марком Аврелием . Война надоела как римлянам, так и сарматам, в стане которых боролись две партии - сторонники и противники соглашения с Римом. Наконец, мирная партия победила, и царь Банадасп, вождь сторонников войны, был взят под стражу. Переговоры с Марком Аврелием возглавил царь Зантик. По договору языги получили право проходить к роксоланам через римские земли, но взамен обязались не плавать на судах по Дунаю и не поселяться вблизи границы. Впоследствии римляне отменили эти ограничения и установили дни, по которым сарматы могли переходить на римский берег Дуная для торговли. Языги вернули Риму 100 тысяч пленных.

Столкновения сарматов с Римом происходили и позже. Мир сменялся войной, за которой вновь следовало сотрудничество. Сарматские отряды поступали на службу в римскую армию и к королям германских племён. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях - на территории нынешних Венгрии , Румынии , Болгарии , Югославии , Франции , Италии , Великобритании .

Восточные сарматы

Восточные сарматы были известны китайским географам как Янтсай (Yancai ) и помещались на территории Западного Казахстана (во II в. до н. э.)

Восточные сарматские союзы аорсов и сираков населяли пространства между Азовским и Каспийским морями, на юге их земли простирались до Кавказских гор. Сираки занимали приазовские степи и северокавказскую равнину к северу от Кубани. Предгорные и равнинные районы Центрального Предкавказья тоже принадлежали сиракам, но на рубеже новой эры их потеснили аорсы. Аорсы кочевали в степях от Дона до Каспия, в Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье. За Волгой их кочевья доходили до Южного Приуралья и степей Средней Азии.

По словам древнегреческого географа и историка Страбона , аорсы и сираки «частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием ».

Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и создали своё государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря.

Аорсов, которые жили в степях Прикаспия и Предкавказья, называли «верхними аорсами». Они господствовали над западным и северным побережьем Каспийского моря и контролировали торговые пути, шедшие через Кавказ и Среднюю Азию. Могущество и богатство аорсов уже в древности объясняли участием в международной торговле. В Китае страна аорсов называлась «Янтсай» - через неё шёл путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям.

О взаимоотношениях сираков с аорсами известно мало. В середине I века до н. э. они были союзниками и совместно оказывали военную помощь боспорскому царю Фарнаку. В середине I века новой эры, во время борьбы за престол между боспорским царем Митридатом VIII и его братом Котисом , аорсы и сираки выступают как враги. Сираки поддержали Митридата, аорсы вместе с римлянами оказались на стороне Котиса. Объединенные войска римлян, аорсов и боспорской оппозиции захватили сиракский город Успу. Эти события описал римский историк Корнелий Тацит. Он рассказывает, что после падения Успы царь сираков Зорсин «решил предпочесть благо своего народа » и сложил оружие. Лишившись союзников, Митридат вскоре прекратил сопротивление. Не желая попасть в руки римлян, он сдался царю аорсов Евнону. Тацит пишет: «Он вошёл в покои царя и, припав к коленям Евнона, говорит: Перед тобой добровольно явившийся Митридат, которого на протяжении стольких лет преследуют римляне ».

Две Сарматии

Известно, что Клавдий Птолемей в своем трактате , касательно Сарматии и Кавказа, писал о двух Сарматиях:

Европейской Сарматией он именовал территорию Северного Причерноморья от устья Истра (Дуная) до устья Танаиса (Дона); Азиатской Сарматией - территорию от Танаиса до Коракса (совр. Кодор), которая по мнению некоторых учёных , полностью соответствует исторической Черкесии XV в. (по Интериано).

Аланы

Аланы - союз кочевых восточно-сарматских ираноязычных племен , оказавшийся в поле зрения античных авторов в середине I века н. э. Термин «алан» происходит от древнеиранского слова «ариана», популярного в этнонимике скифо-сарматского населения.

Аланы особенно выделялись воинственностью среди восточных сарматских союзов, возглавляемых аорсами. Упоминаниями о «неукротимых», «храбрых», «вечно воинственных» аланах пестрят источники той поры. Античная традиция упоминает их и в низовьях Дуная, и в Северном Причерноморье, и в степях Предкавказья.

Во II веке н. э. упоминается «Алания» как территория, заселенная аланами. Тогда же река Терек получила название «Алонта». Не позднее середины III века в китайских летописях прежние владения аорсов, локализуемые в арало -каспийских степях, переименовались в «Аланья». Одновременно со страниц источников исчезли названия иных сарматских племен. Всё это вехи процесса, суть которого заключалась в том, что аланы, по словам автора IV века Аммиана Марцеллина , «мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них своё имя ».

Аланы совершали походы через Кавказ, пользуясь как Дарьяльским («Аланские ворота »), так и Дербентским проходами, разоряя Кавказскую Албанию, Атропатену и доходя до Каппадокии, как это было в 134 году. Установив контакт с некоторыми северокавказскими горскими племенами, они стали подлинным бичом Закавказья. Отголоски этих событий сохранились, кроме античных, в грузинских хрониках. Правитель Каппадокии Флавий Арриан счел важным создать труд «Аланская история».

Аланы принимали активное участие в делах Боспорского царства . В Фанагории существовала группа аланских переводчиков. Воинский авторитет алан был так значителен, что в Римской империи создали специальное военное пособие - руководство для борьбы с ними, а римская кавалерия заимствовала ряд тактических приемов аланской конницы.

Сираки

Потомки сармат

Прямыми потомками алан являются современные осетины и ясы . Осетинский язык (потомок аланского языка) является единственной сохранившейся формой сарматского языка .

Язык венгерских ясов был утрачен в XIX веке, однако сохранившиеся письменные памятники ясского языка свидетельствуют, что он практически совпадал с осетинским.

Некоторыми исследователями считается, что часть сарматов (преимущественно донские аланы) была ассимилирована восточными славянами (антами ) и вошла в состав казачества , и, через него - в состав русской и украинской наций.

Так, самоназвания славянских народов сербов и лужичан считаются происходящими от сарматского племени serboi, первоначально зафиксированного в районе Кавказа и Причерноморья в трудах Тацита и Плиния. В Речи Посполитой была официальной версия о сарматском происхождении польской шляхты (сарматизм).

Быт

Одежда

Основной одеждой сарматов были длинные просторные штаны , кожаные куртки, сапоги из мягкой кожи и островерхие войлочные шапки (башлык).

По свидетельствам древних историков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами » (Римский географ I века новой эры Помпоний Мела).

Жилища

Сарматы, по сообщениям древних авторов, были кочевниками. Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги » (Помпоний Мела).

Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I века до н. э. - начала I века н. э. Страбон : «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом , сыром и молоком которого они питаются ».

Положение женщин

Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины - предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага ». Псевдо-Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках .

Захоронения

Курганы кладбища - курганы, в которых несколько погребений расположены по определённому правилу: либо по кольцу, либо в ряд . Погребенные лежат в прямоугольных ямах, вытянуто на спине, головой к югу. Из вещественных находок обычно встречаются мечи и кинжалы с серповидным навершием, бронзовые и железные наконечники стрел, ворворки и пряжки от портупейного набора, лепная керамика, бронзовые зеркала, костяные проколки, пряслица , костяные ложечки.

Культура и религия

Военное дело

Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу , их оружием были мечи и копья . Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою.

Сарматы были серьёзными противниками для своих соседей. «…у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную » (Корнелий Тацит). Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на конях. «Замечательно, что вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих. Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться ».

Сарматы были очень ловкими воинами. Сарматы-воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.

Военное дело сарматов в работах античных авторов

Сарматское военное искусство для своего времени находилось на высоком уровне развития. Сарматскую стратегию и тактику, новейшие образцы вооружения перенимают скифы, боспорцы, и даже римляне. В процессе восточной экспансии с кочевыми племенами столкнулись сначала греческие, а затем и римские колонисты. Греческие авторы уделяли больше внимания обычаям и истории варваров. Военное дело их интересовало в меньшей степени, так как их отношения с местным населением носил, скорее всего, мирный характер. Искусство войны сарматов по большей части осветили римские историки. В описаниях Сарматии прослеживается много традиционных и легендарных моментов. Так, например, большинство авторов I-II вв. н. э. по традиции именует сарматов скифами или савроматами. До I в. до н. э. нет прямых сведений о военном деле сарматов, но так как время первого активного выступления кочевников на исторической арене выпадает на IV-III вв. до н. э., то следует рассмотреть документы, косвенно повествующие о различных сферах военного дела номадов.

Краткие сообщения

Военные эпитеты и краткие упоминания о сарматах как о свирепых воинах появляются с I в. н. э. в сочинениях поэтов и философов. Римский поэт Овидий , отправленный в 9 г н. э. в ссылку на черноморское побережье в город Тома, одним из первых упоминал о сарматах как о свирепых воинах и сравнивал их с Марсом (Скорбные элегии, V, 7).

Некоторые обычаи «скифов и подобных им племен» описал Луций Аней Корнут, философ стоической школы, живший во времена Нерона. Автор уделял внимание неукротимой справедливости и военным упражнениям кочевых племен. Писатель также упоминал почитание бога войны Ареса.

О родстве номадов с богом войны упоминал и Дионисий Периэгет. Его работы относятся к I-II вв. н. э. Латинский автор описывает кочевников живущих в близи Меотиды, и в их числе «племена савроматов, славный род воинственного Ареса» (Описание населенной земли, 652-710).

Поэт Гай Валерий Флакк Сетин Бальб оставил сведения, касающиеся «свирепой сарматской молодежи» и их «животного рева» (VI, 231-233).

Руфий Фест Авиен, писал о «свирепом сармате» обитавшим вокруг Тавра (Описание круга земного, 852-891). Клавдий Клавдиан упомянул сарматские конные отряды (Пангерик на третье консульство, VV, 145-150).

Античные авторы, описывая сарматскую конницу, большое внимание уделяли таким качествам как выносливость и благородство. По сведениям писателей сарматские кони могли проходить за день до 150 миль, что приравнивается 220 км. Некоторые авторы упоминают сменных лошадей. Все это позволяло кочевникам преодолевать значительные расстояния. Овидий сообщает о том, что «враги налетают хищною стаей» (Скорбные элегии, V, 10), Иосиф Флавий описывает «стремительные набеги» сарматов на Мезию и на Мидию (О войне иудейской, VII, 4, 3; 7, 4).

Описания оружия и вооружения сарматов

Античные авторы большое внимание уделяли стрелам кочевников. Аристотель писал о рецепте скифского яда для стрел приготовленного из ехидны и человеческой крови (О чудесных случаях, 141). Почти дословно этот рассказ повторяет повествование Псевдо-Аристотеля , в его рассказе вместо компонента ехидны скифы используют змей (Рассказы о диковинах, 845а, 141).

Теофраст пишет о «смертоносных растениях, которыми смазывают стрелы». Как повествует античный ботаник, одни яды сразу убивают, от действия других человек умирает от истощения. (Теофраст, О растения, XV, 2).

Огромное значение стрелам придает Овидий. Поэт неоднократно упоминает ядовитые крючковатые стрелы номадов (Скорбные элегии, III, 10; V, 7, 10; Письма с Понта, IV, 7, 10). Один колчан он даже отсылает в подарок своему другу Фабию Максиму с письмом (Письма с Понта, III, 8).

Павсаний повествует о сарматских костяных наконечниках стрел (Описание Эллады, I, 21, 5). Плиний Старший также пишет о том, что скифы смачивают ядом свои стрелы (Естественная история, 2, XI, 279). Об этом же пишет и Клавдий Элиан (О животных, IX, 15).

Описание традиционного оружия ближнего боя - меча и копья также представлено в работах античных авторов. Овидий пишет о сарматах вооруженных ножами (Скорбные элегии, V, 7). Иосиф Флавий упоминает сарматский меч (О войне иудейской, VII, 7, 4), Валерий Флакк описывает «управляющего огромной пикой сармата» (Аргонавтика, VI, 20), Павсаний пишет о костяных копьях (Описание Эллады, I, 21, 5). Клавдий Клавдиан также пишет о сарматских копьях (О консульстве Стилихона, I, 122).

Довольно часто о античные авторы упоминают в своих работах об использовании сарматами аркана. Его использовали либо для захвата пленных, либо для сбрасывания всадника с коня. Иосиф Флавий пишет о попытке пленения арканом армянского царя Тринидада (О войне иудейской, VII, 7, 4). Павсаний отмечает то, что «на врагов сарматы накидывают арканы и затем, повернув лошадей вспять, опрокидывают попавших в арканы» (Описание Эллады, I, 21, 5). Наиболее позднее упоминание об использовании кочевниками арканов встречается у епископа Македонского Амвросия, жившего в V веке н. э. Епископ пишет о том что «аланы искусны в обычае накинуть петлю на шею врага» (О разрушении Иерусалима, V).

Первое упоминание, относящееся к защитному вооружению кочевников, принадлежит Теофрасту Эресскому. В трактате «О водах» он пишет: «Таранд водится в Скифии или Сарматии, мордою похож на оленя… Кость его обтянута кожей, откуда и растет шерсть. Кожа толщиной в палец и очень крепка, потому ее высушивают и делают панцири» (О водах, 172).

Интересное описание доспеха оставил Павсаний: «Панцири делают они следующим образом: каждый из них держит много лошадей…. Лошадей они употребляют не только для войны, но и приносят в жертву туземным богам и употребляют в пищу. Их копыта они собирают, очищают, разрезают и делают из них нечто вроде змеиной чешуи. Кому не случалось видеть змеи тот, наверное, видел еще зеленые сосновые шишки, итак с бороздками, виднеющимися на сосновых шишках можно, пожалуй, безошибочно сравнить то, что делают из копыт. Эти пластинки они просверливают, сшивают лошадиными и бычьими жилами и употребляют в качестве панцирей, которые ни красотой, ни крепостью не уступают эллинским, они выдерживают даже удары и раны, наносимые в рукопашной» (Описание Эллады, I, 21, 5).

Клавдий Элиан аналогично Теофрасту описывал животное Таранд, но в его рассказе кочевники обтягивали шкурой щиты, а не делали из неё панцири (О животных, II, 16).

Полномасштабные описания военного дела и военных обычаев сарматов

Страбон описывает разгром 50 тысячного войска «воинственных» роксоланов, а также отмечает и то, что кочевники «носят шлемы и панцири из сырой воловьей кожи и сплетенные из прутьев шиты, а наступательным оружием им служат копья, лук и меч» (VIII, 3, 17). Географ приводит численность войск сираков и аорсов, пишет о господстве последних над большей частью каспийского побережья (V, 8).

Публий Корнелий Тацит повествует о неудачном сарматском набеге на Мезию в 69 году н. э. (История, I, 79). Упоминая, что мало кто может противостоять конным сарматским ордам, Тацит описал разгром девяти тысячного войска кочевников вспомогательными силами третьего легиона. В описании вооружения сарматов Тацит упоминает пики и длинные мечи, которые сарматы держат обеими руками, а также тяжелые панцири вождей и знати, состоящие из пригнанных друг к другу пластин или из самой твердой кожи. При этом он уточняет, что кочевники совсем не пользуются щитами.

Большое значение имеют труды римского историка и выдающегося государственного деятеля Флавия Арриана , управлявшего в 131-137 годах Каппадокией. В 135 году н. э. Арриан «отражает» аланский набег. Следует отметить, что битва римских легионов с сарматами не состоялась - армия Каппадокии выступила к восточной границе, а кочевники решили не рисковать и отступили. В результате «столкновения с аланами» у Арриана родился интерес к своим противникам, и он посвятил событиям 135 года «Диспозицию против Аланов». Описывая сценарий несостоявшейся битвы, Арриан характеризует сарматское вооружение и тактику (Диспозиция против аланов, 17, 28, 30, 31). Сарматы у Арриана пользуются щитами и пиками, облачены в доспехи, используют различные тактические приемы во время боя - ложное отступление, захват в кольцо.

Сарматы - группа ираноязычных племен, кочевавших в степях современной Украины, России и Казахстана в античную эпоху. Этот народ появился в VI веке до н. э., а в IV веке н. э. практически исчез с исторической сцены после нашествия гуннов. Он делился на несколько групп: языгов, аланов и роксоланов.

Свидетельства о сарматах

Больше всего письменных сведений о сарматах сохранилось в четвертой книге «Истории», написанной древним греком Геродотом. В ней он описал страну Скифию, расположенную к северу от Черного моря, где у эллинов располагались самые далекие колонии, в том числе Ольвия. Геродот, объясняя, кто такие сарматы, использовал термин «савроматы». В «Истории» сказано, что они жили за Танаисом (то есть за Доном) на берегах Азовского моря.

Более поздние исследователи также пытались ответить на вопрос, кто такие сарматы и откуда пришли эти кочевники. Сегодня специалисты считают, что прародиной степняков был Южный Урал. Их экспансия началась во второй половине 2 тысячелетия до н. э. Ее причиной оказалось возникновение нового вида воинов - конных лучников. После освоения стрельбы кочевники стали жутким бедствием для своих соседей.

Беспокойный народ

Степняки регулярно воевали друг с другом. Причиной столкновений, как правило, становился голод или борьба за новые пастбища. Теория непрекращающейся войны объясняет кто такие сарматы. Народ, зародившийся в уральских степях, постепенно переместился на запад под напором агрессивных азиатских соседей. На новом месте кочевников ждал обильный и относительно свободный от конкурентов край.

Массы переселенцев повторяли подобный евразийский путь несколько тысячелетий. Кто такие сарматы? Кратко говоря, это еще одна волна подобной миграции. Судьба их была такой же, как и у их предшественников и преемников. Со временем кочевники растворились среди соседних оседлых народов и утратили собственную идентичноть. Именно поэтому сегодня сарматы - это еще одно давнее историческое явление, от которого до нашего времени сохранились лишь отрывочные сведения и требующие поиска артефакты.

Этнические особенности

Образ античных степняков во многих чертах известен нам благодаря этнографическим сведениям. Кто такие сарматы и кто их предки? Они произошли из когда-то единого индоевропейского народа. Постепенно из этой общности выделилась ираноязычная группа, а внутри нее образовалась северная скифская ветвь. К ней и принадлежали сарматы. Исходя из вышеописанного, можно объяснить какое место занимали сарматы на этнической карте Евразии. Их ближайшими родственниками были скифы. Другими индоевропейскими соседями кочевников являлись киммерийцы.

Сарматы никогда не составляли единую народность. Они были разделены на несколько племен. Их названия известны благодаря античным источникам, когда имена степняков вселяли трепет и ужас в мирных оседлых соседей. У сарматов не было письменности и поэтому у историков нет точных свидетельств, однако они уверены, что каждое племя имело собственный диалект.

Лингвистические исследования помогли в свое время определить и судьбу степного народа. Благодаря анализу разных языков удалось выяснить кто такие сарматы и кто их потомки. Речь идет о современных осетинах. Этот народ произошел от группы сарматов, которым удалось сохранить свою самобытность, переселившись на Кавказ. Их культура выжила и эволюционировала в то время, как другие родственные племена, оставшиеся в привычных степях, были либо покорены, либо растворились среди соседей. Последний удар по этой основной массе сарматов был нанесен в IV веке гуннами. Новые восточные полчища прибыли в Европу и не только стерли с лица земли прежних степняков, но и нанесли серьезный удар по Римской империи, которая в итоге развалилась.

Языги

Самыми западными сарматскими племенами были языги. Они жили в низовьях Днепра, куда им пришлось переселиться из восточного Причерноморья после появления там роксоланов. Другими соседями языгов являлись различные племена гетов, в том числе днестровские тирагеты. Также они граничили с латенской культурой бастарнов. Некоторая часть языгов в ходе своего переселения добралась до дельты Дуная. Там сарматы вступили в союз с Понтом, которым тогда правил легендарный Митридат Евпатр, и начали воевать против Рима. В ответ на это легионы в 78-76 гг. до н. э. устроили серию карательных походов в земли к северу от Дуная, где жили кочевники.

В первой половине I века до н. э. своего расцвета достигло Дакийское царство, расположенное в современной Румынии. Именно оно вместе с римлянами сдерживало дальнейшую экспансию языгов. Имея столько настроенных против себя соседей, сарматы наконец, остановили свое движение в западном направлении.

Роксоланы

Как уже отмечалось выше, роксоланы наступали на пятки языгам, тем самым заставив их перебраться на запад. Это было еще одно сарматское племя, которое жило к северу от Танаиса (Дона). Вступив в союз с крымскими скифами, оно подчинило себе все Северное Причерноморье. Правителем роксоланов был один из немногих доподлинно известных царей сарматов Гатал. Он стал знаменит тем, что начал покорение крымских скифов, с которыми сарматы до того сохраняли союзнические отношения. Выбирая новых врагов, Гатал поддержал греческих жителей Херсона. Этот порт сильно страдал от скифов и искал у сарматов защиты. Имя Гатала упомянуто в греческом документе 179 года до н. э., в котором он согласился быть гарантом договоренности между Понтом и Херсоном.

Современной науке известно имя еще одного царя роксоланов. Вождь Тазий (Тасий) правил около 110 года до н. э., когда сарматы поменяли свою политику, заключив союз со скифами против Боспорского царства. Армия под командованием полководца Дифанта разбила кочевников. Об этой войне в своих трудах сообщал знаменитый историк Страбон.

В середине I века до н. э. началось переселение роксоланов, облегченное упадком бастарнов. Они перекочевали в степи к западу от Днепра, в очередной раз вытеснив родственных языгов с их земель. В свою очередь, роксолонам пришлось отступать под натиском аорсов и аланов. В результате эти сарматы осели в степях между дельтой Дуная и Днепром. Некоторые отряды даже добрались до Карпатских гор. Часть роксоланов повернула на юг, остановившись в Валахии. Здесь непреодолимым рубежом для кочевников стали границы Римской империи. Под напором этой группы сарматов с привычных мест снялись даки. В римских хрониках упоминается случай, когда в 62 году многотысячное войско северных соседей вторглось в имперскую провинцию Мезию. Эти даки, вытесненные роксоланами, в итоге получили разрешение на поселение в пределах римских владений. Сарматы же, не имея возможности захватить римские провинции, тем не менее постоянно тревожили их своими разрушительными набегами.

Экономика и образ жизни

О том, кто такие сарматы, удобно судить, взглянув на их хозяйство. Этот народ жил в степях, а значит, вел Основой сарматской экономики было разведение скота. Сельское хозяйство также присутствовало, но в гораздо меньших масштабах и в основном в окрестностях крупных рек.

Киммерийцы, скифы, сарматы - все эти народы своим образом жизни походили друг на друга. Вместо домов у них были шатры и повозки. Питание состояло из мяса и молока, которое давали большие стада. Популярным блюдом была конина. Маршруты сезонных миграций - еще один штрих, который наглядно показывает, кто такие сарматы. История степей Украины, России и Казахстана связана с этим народом многими археологическими памятниками. Летом сарматы жили на равнинах, а зимой перебирались на побережье Азовского моря. Их типичной одеждой были сапоги из мягкой кожи, длинные штаны и войлочные шапки.

Военные традиции

Как и любые другие кочевники, сарматы не представляли жизнь без лошадей. Эти животные не только помогали в хозяйстве, но и были нужны на войне. Мужчины учили мальчиков ездить верхов с самого раннего возраста. Из всех них растили искусных и выносливых воинов. Этот факт подтверждается тем, что во многих детских могилах археологи находили оружие. Воинские обычаи у степняков не менялись веками.

Кто такие сарматы в качестве солдат? Их арсенал состоял из изогнутого короткого лука, полного стрел колчана, железного меча, известного как акинак. Реже использовались пики, копья и Также есть свидетельства античных историков о популярности у кочевников пращей и лассо. Броня включала в себя латы и шлемы из бычьей и плетеных щитов.

Киммерийцы, скифы, сарматы и другие античные степные народы использовали в бою примерно одну и ту же тактику. Атака представляла собой нападение большой группы всадников, на всем скаку обстреливавших противника из лука. Особенно искусными воинами были роксоланы. Мечи сарматов отличались гигантскими размерами. Их можно было держать только в двух руках.

Общество

Античные историки и географы, пытавшиеся объяснить, кто такие сарматы, отмечали, что у этого народа не было института рабства. Все люди у них обладали личной свободой. Вождями у степняков избирались самые прославленные воины. Из-за отрывочности источников современной науке известны имена лишь нескольких подобных царей.

Социальная лестница сарматского народа, наверху которой находились правители, не всегда была одинаковой. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами курганы. Могилы - лучший о том, кто такие сарматы и где они жили. Ранние курганы сарматов были бедными и однородными. Однако уже в конце V века до н. э. появились богатые могилы, в которых вместе с человеком хоронили золото и другую роскошь. Такие находки специалистов свидетельствуют о постепенном социальном расслоении сарматов. Могильники племенной аристократии заметно отличаются от обычных, а это значит, что даже у суровых кочевников со временем появились свои элиты.

Женщины и религия

Особенно любопытны сведения, которые греческие писатели оставили о сарматских женщинах. Так, Геродот сравнивал их с амазонками. Женщины-кочевницы охотились верхом и даже принимали участие в войнах наравне с мужчинами. Помимо этого, известно, что важную роль в сарматском обществе играла прослойка жриц. Степняки были язычниками, они поклонялись огню и солнцу. В начале нашей эры среди них распространился новый зороастрийский культ.

Сарматы верили в загробную жизнь, в связи с чем у них было множество разрозненных погребальных обрядов. Некоторые сформировались под влиянием анимизма и поклонения животным. Все эти знания современных ученых о степняках продолжают дополняться и совершенствоваться по мере появления новых археологических находок. Вопрос о том, кто такие сарматы и чем они занимались, далеко не закрыт. Специалисты и сегодня продолжают выяснять любопытные детали об античных жителях степей Казахстана, России и Украины.

Аланы

Вершина могущества сарматского народа аланов относится к так называемому позднесарматскому периоду в I-IV вв. В начале нашей эры они прибыли из восточных степей в Приазовье и Предкавказье. В 73-74 гг. аланы неудачно попытались завоевать Парфию и вторглись в нее, пройдя огромный путь вдоль восточного Каспийского моря. В 123 году кочевники напали уже на римские владения. Их вторжение затронуло северо-восточные азиатские провинции империи. На этот раз сарматов разбил военачальник Флавий Арриан. В 133 году набег повторился. Аланы вторглись на территорию современной Армении и Азербайджана.

Появление новых сарматов в восточноевропейских степях было вызвано очередной волной переселения множества этносов. Иранские народы отступали из азиатских степей, оказавшись на пути грозных гуннов. В IV веке из-за них произошло Великое переселение народов, которое затронуло не только аланов, но и другие многочисленные племена, в том числе и германской группы.

После наступления гуннов большая часть аланов растворилась среди них и других тюрок (хазар, волжских болгар, утигуров). Некоторые группы этих последних сарматов переселились на Кавказ. Их современные потомки - осетины, чей язык остался последним языком хоть как-то связанным с прежде широко распространенной сарматской группой.

Некоторые аланы заселили труднодоступные области Центрального Кавказа, где прежде обосновались представители кобанской железного века. В VI столетии они пережили нашествие алтайских тюрок и авар. Приблизительно с 650 года аланы находились в от По их имени была названа обширная область между Дагестаном и Кубанью. Аланские князья вступали в браки с царствовавшей династией Грузии. Сарматские государства на Кавказе существовали еще несколько столетий. История аланов закончилась после татаро-монгольского нашествия в XIII веке. С тех пор их имя не встречалось в средневековых хрониках.

Сарматы – это индоираноязычные кочевые племена , населявшие степные области от Тисы и Дуная до Аральского моря (нынешние территории России, Украины и Казахстана) в период 6-5 вв. до н.э.

Именно к этому времени относятся первые упоминания о них у античных историков, в частности, Геродота. Просуществовав несколько веков , этот народ практически исчез из истории. Делились сарматы на языгов, аланов и роксоланов.

Письменные свидетельства

Наиболее информативной в плане свидетельств считается четвёртая книга «Истории», которая была написана древнегреческим историком Геродотом. Начало экспансии кочевых племён сарматов относится ко 2- й половине 2-го тысячелетия до н.э., после освоения ими в совершенстве нового вида оружия – лука и формирования отрядов конных лучников. Эти факторы сделали кочевников настоящим бичом для соседних народов.

Беспокойный народ

Основой быта и жизни кочевников всегда был скот, соответственно была постоянная необходимость в дополнительных пастбищах, из-за которых степняки постоянно воевали друг с другом и с соседними народами, доставив им в своё время немало беспокойства. Но, имея под боком более агрессивные азиатские народы, они были вынуждены постепенно перемещаться на запад, где ассимилировались с осёдлыми соседями.

С течением времени они попросту растворились среди них, утратив свою идентичность. По этой причине до наших дней о сарматах дошли лишь краткие обрывочные сведения.

Этнические особенности

Как этнос, сарматы произошли из бывшего когда-то единым индоевропейского народа. Со временем из него вышла ираноязычная группа, а в её недрах родилась скифская ветвь , из которой и вышли сарматы. То есть ближайшими предками и родственниками их были скифы. Другая родственная им индоевропейская ветвь – это киммерийцы.

Сами сарматы никогда не были единым народом и всегда делились на племена, нередко враждовавшими не только с соседями, но и друг с другом. Память о них дошла до нас благодаря свидетельствам историков других народов. Благодаря лингвистическому анализу удалось идентифицировать их потомков, которыми оказались современные осетины.

Они произошли от группы сарматов переселившихся на Кавказ и сохранивших самобытность, язык и культуру. В то же время, те племена, которые остались в родных степях, были или уничтожены в 4-м в. н.э. гуннами, или растворились в соседних народах.

Языги

Западные племена сарматов именовались языгами. Часть их постепенно переселилась в дельту Дуная, где стали союзниками Понта, правителем которого тогда был Митридат Евпатр, и участвовали в войне против Римской империи.

Роксоланы

Это племя, жившее севернее Танаиса, современного Дона. Из исторических источников известно, что сарматы в союзе со скифами завоевали всё северное Причерноморье . К середине первого века они перекочевали на запад Днепра, вынудив своих родственников азыгов уйти на запад. В то же время их самих стали теснить племена аланов. В конечном итоге они поселились в дельте рек Дуная и Днепра, постоянно беспокоя соседей своими набегами.

Аланы

Расцвет аланов относится к I-IV вв., когда они пришли из степей на побережье Азова и Кавказ. В IV в. из-за нашествия гуннов они растворились в гуще других народов: хазар, волжских булгар и др. Часть их осела на Кавказе, но после монголо – татарского нашествия в 13 веке их история закончилась. В хрониках средневековья о них уже нет никакого упоминания.

Экономика и образ жизни

Об укладе жизни кочевников можно судить по их хозяйству. Учитывая образ жизни, жили в кибитках и шатрах. Основное питание – продукты животноводства. В летнее время кочевали на равнинах, а с наступлением холодов перекочёвывали на побережье Азовского моря. Одежду их составляли войлочные шапки, кожаные сапоги и штаны.

Военные традиции

Главным животным для кочевника является конь. На нём он воевал, использовал в хозяйстве и употреблял в пищу. Мальчиков приучали к верховой езде с самого раннего детства, готовя из них опытных бойцов. Подтверждением этому служат детские могилы, в которых археологи обнаруживали оружие. Воинские традиции держались у сарматов веками. Основное вооружение воина-сармата состояло из железного меча и лука со стрелами. Иногда использовались копья и топоры.

Защита бойцов состояла из кожаных лат, шлемов и плетёных щитов. Практически все кочевники использовали в бою одинаковую тактику, то есть нападение большой массой конных лучников, обстреливавших противника на всём скаку стрелами. В ближнем бою использовались огромные двуручные мечи.

Общество

Интересна была структура сарматского общества, несколько необычная для того времени. Заключалась она в том, что эти народы отрицали рабство. Все члены общества были свободными. Вождями избирались прославленные воины, то есть были свободные, как сказали бы по-современному, свободные, выборы. Хотя явные социальные различия были, о чём свидетельствуют содержимое курганов. Одни скромные, другие роскошные, что свидетельствует о расслоении общества на богатых и бедных.

Женщины и религия

Интересные сведения дошли до нас о женщинах-сарматках, которые были прекрасными наездницами, владели луком и прочим оружием. Более того, немаловажную роль играла социальная прослойка жриц. Сарматы были огнепоклонниками и проповедовали зороастризм.

Савроматы (др.-греч. Σαυρομάται), кочевые ираноязычные (по мнению некоторых историков) племена, близкие скифам Северного Причерноморья и сако-массагетскому миру Средней Азии, жившие в VI-IV веках до н. э. в в Подонье и и на территории Нижнего Поволжья. Греческие писатели (Геродот и др.) называли савроматов народом, «управляемым женщинами». Савроматы имели своих царей (басилевсов, василевсов), например, Скопасиса.

Первое упоминание о савроматах в античной литературе принадлежит Геродоту. До «отца истории» подобный этноним не встречался в сочинениях ионических авторов.

Геродот впервые упоминает савроматов в легенде о появлении амазонок в Скифии. Амазонки, потерпев поражение в битве с греками у реки Термодонт, были взяты в плен и отправлены в Грецию, но по пути овладели кораблями и ветром и волнами были вынесены на побережье Меотидского озера, в районе местечка Кремны. Достигнув земли, они завладели табуном лошадей, принадлежавшим царским скифам, и, разъезжая на них, грабили скифскую землю. В результате этого грабе-жа разгорелся конфликт со скифами, кото-рые только тогда осознали, что сражались с женщинами, когда увидели трупы амазонок, погибших в битве. Скифы прекратили воевать и приказали самым молодым членам племе-ни следовать за пришелицами и делать все то, что будут делать они. Терпением и хит-ростью молодые скифы сумели объединить-ся с амазонками. Женщины согласились жить со своими мужьями лишь при усло-вии, что они не останутся с другими скифа-ми, а отправятся занимать земли за Танаисом. Их потомков Геродот называет савроматами (IV, 110-117).

Геродот генетически связывает савроматов со скифами, подчеркивая, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном» (IV, 117).

О появлении савроматов на исторической арене пишут еще два автора — Диодор Сицилийский и Гай Плиний Старший. Диодор сообщает, что скифскими царями, в результате переднеазиатских походов, были переселены многие племена:

«…а самых важных было два: одно из Ассирии… другое из Мидии, основавшееся у реки Танаис; эти переселенцы назывались савроматами» (Диодор, II, 43).

Сходная информация содержится и у Плиния Старшего в энциклопедическом труде «Естественная история»:

«По реке Танаису, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками» (Плиний, VI, 19). «К северу от Истра (Дуная ), вообще говоря, все племена считаются скифскими, но прибрежные (к Черному морю ) местности занимали разные племена, то геты, у римлян называемые даками, то сарматы (Sarmatae), или по-гречески савроматы, и из их числа гамаксобии (греч. άμαξόβιοι "живущие в повозках", ἅμαξα "повозка, телега (на четырех колесах )") , или аорсы , то неблагородные, рабского происхождения скифы, или троглодиты, затем аланы и роксоланы» (Плиний, XII.80).

Оба автора связывают савроматов с Мидией, а Плиний отождествляет савроматов с сарматами. Вполне вероятно, что савроматы появляются на исторической арене во времена господства скифов в Передней Азии. Возможно, Плиний ошибался в утверждении, что греки в древности не знали наименования сарматы, а лишь савроматы. Имя сармат (в форме Συρμάται) встречается впервые у Псевдо-Скилака или же он исказил название Σαυρομάται, сократив пару гласных.

В авесте упоминается имя народа сайрима (cairima, sarima. Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52). Авеста воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима», но не указывает их местопребывания. В источнике есть упоминание реки Ранги (Яшт XXIII и XXIV), которую И. Маркварт сопоставляет с Волгой (авест. Ranha, Араке Геродота, греч. Rha).

Пережитки матриархата у савроматов подтверждаются археологически. Были найдены могилы богатых женщин с оружием, конским снаряжением и жреческими атрибутами (каменные алтари). Описание амазонок оставил и Страбон:

«...Утверждают, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими... Гаргарейцы вместе с амазонками, как говорят, поднялись в эти места из Фемискиры (город на Фермодонте), затем, однако, начали восстание и стали воевать против амазонок... Впоследствии, прекратив войну, они заключили соглашение на таких условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно».

Савроматская конница участвовала в войне скифов против Дария I около 512 г. до н. э. Во главе всадников стоял Скопасис. С конца V в. и в IV в. до н. э. отдельные племена савроматов начали теснить скифов и переходили Дон. В 4-3 вв. до н. э. у савроматов сложились новые союзы племён. Начиная с III в. до н. э. эти новые племенные группы выступали под общим названием сарматов.

В связи с большим влиянием савроматов на землях Скифии некоторые цари античного Боспорского (Приазовского) царства в первые века нашей эры гордо носили имя Савромат.

Во времена переднеазиатских походов скифов мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей, щитами. В отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей. Как и все иранские народы, мидийцы использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней. Основным типом доспехов у сарматов, напоминающих змеиную кожу, также был чешуйчатый доспех из железной или бронзовой (либо кожаной) чешуи. Кроме того, античные авторы часто упоминают доспехи из рога или копыт. Так, Павсаний пишет:

«Сарматы (савроматы) сами не добывают себе железа и они его к себе не ввозят; в этом отношении они из всех варваров этой страны наименее общительны. Ввиду недостатка железа вот что они изобрели: у них на копьях острия — костяные вместо железных, луки и стрелы — из кости, наконечники на стрелах также костяные; накинув петли (арканы) на тех врагов, с которыми они встречаются, они, повернув лошадей, тащат схваченных арканами. А панцири они приготовляют следующим образом. У каждого из них много лошадей, и так как они кочевники, то их земля не поделена на отдельные участки и ничего не родит, кроме дикорастущих деревьев. Этими лошадьми они пользуются не только для войны, но также приносят их в жертву местным богам и вообще питаются их мясом. Собрав их копыта, они их очищают и, разрезав на части, делают из них пластинки, похожие на чешую драконов. Если кто никогда не видел дракона , то, конечно, видел зеленую шишку сосны. Пробуравив их и связав жилами лошадей и быков, они пользуются этими панцирями, ничуть не менее красивыми, чем эллинские, и ничуть не менее прочными; они хорошо выдерживают удары мечами и копьями в рукопашном бою».

Сарматские катафракты в полном защитном вооружении показаны на двух барельефах колонны Траяна (113 г.). Их кони покрыты чешуйчатой броней, защищающей всю лошадь вплоть до ног.





Прорисовка рельефа .

Этимология этнонимов савромат и сармат по-прежнему представляет загадку.

Вооружение сарматской конницы имеет общие черты с вооружением мидийской конницы. В аккадском языке слово sari (y) am (sar(y)am) означает ‛панцирь’ (встречается в средневавилонский, новоассирийский и нововавилонский периоды), заимствовано из хурритского языка. Хурр. šariyanni — ‛кожаное покрытие (leather coat)’. Возможно, что и сами хурриты позаимствовали слово у шумеров. Шум. šar — ‛одежда’, ‛корова’.

Санкр. śauryam — ‛рыцарство, благородство, отвага; героизм; сила, мощь, могущество в битве’ (chivalry, heroism, power in battle). В древних иранских языках окончание -tae — суффикс множественности, как, впрочем, и в русском (-ты).

Др.-греч. σαύρα — ‛ящерица’, санскр. śāri — ‛доспехи, броня; латы’, готск. sarwa ‛оружие’, хурр. š auri ‛оружие’, арм sor ‛мечь’, урарт. šure ‛оружие’. Кожа ящерицы состоит из чешуек, тело змеи покрыто местами кружочками, местами чешуйками. Ровно также выглядят пластинчатые доспехи сарматов. Иранск. *karm — ‛червь, змея’, чечен. сармик ‛змей’ с уменьш. суф. -ик и заменой к/с.

кожа ящерицы

Савроматы — это рыцари, герои, защищенные панцирными доспехами .

Одно из произведений Арриана повествует о военном деле сарматов (Тактика, 47, 16,6, 35,3). В «Тактике», историк упоминает всадников вооруженных дротиками и атакующих на аланский манер, клинообразные построения кочевой конницы, а также воинские значки в виде драконов. Знамена «не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой».

Драконов (штандарт кавалерии) римляне заимствовали у сарматов после того, как сарматы и даки стали включаться римлянами в состав вспомогательной кавалерии (II век н. э.). Дракон представлял собой бронзовую голову, тканевое тело и нечто, напоминавшее хвост, сзади. Воздух проникал в пасть, проходил тело и выходил через развевающийся хвост, наподобие современных ветроуказателей. Также считается, что внутри помещался какой-то инструмент, издававший свист (в летописях указывается, что драконы издавали воющие звуки, когда кавалерия шла в атаку). Переносил дракона специальный драконарий (лат. draconarius).

Не от сарматской ли кавалерии с драконами были выстроены Змиевы валы?

Змиевы валы — народное название древних (предположительно со II в до н.э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева. Их остатки сохранились и сегодня по рекам Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др. Валы по времени создания соответствуют Зарубенецкой, Черняховской и Пеньковской археологическим культурам.

Название «Змиев вал» происходит от народных легенд о древнерусских богатырях, усмиривших и запрягших Змия (аллегория образа грозных кочевников, зла и насилия) в гигантский плуг, которым пропахали ров-борозду, обозначившую пределы страны. По другой версии, Змиевы валы названы по своей характерной змеевидной конфигурации расположения на местности. Подобные сооружения известны также на Поднестровье под названием «Траяновых валов».

Укрепление представляло собой искусственно созданные земляные валы, дополнявшиеся рвами. Отдельные их участки состояли из нескольких укрепленных линий, представлявших в совокупности значительные по масштабам строительства и протяженности сооружения. Общая протяженность валов составляла около 1 тыс. км. Создавались они, как правило, уступом в сторону степи, фронтом на юг и юго-восток и образовывали единую систему противоконных заграждений, достигавших 10-12 м в высоту при ширине основания в 20 м. Часто валы усиливались на верхних площадках деревянным частоколом (иногда стенами) с бойницами и сторожевыми вышками. Протяженность отдельных валов составляла от 1 до 150 км. Для прочности в валы закладывались деревянные конструкции. У подножий валов, обращенных в сторону врага, рылись рвы .

P.s. Панцирь — твёрдое защитное образование из хитина, известковых пластинок, чешуи, костных или роговых пластинок, полностью или частично покрывающее тело некоторых как беспозвоночных, так и позвоночных животных.

Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых надглазников, которые надеваются на лошадей, для ограничения ее точки зрения.