Самые удивительные традиции Гаити: от петушиных боев до культа Вуду.

Одна из самых ярких религий Гаити - вуду, о котором существует немало слухов и домыслов. По африканским верованиям, эта магия является крайне сильной и позволяет проклинать людей и даже создавать зомби. Но на самом деле - черное колдовство лишь малая часть интересной и, по большей части, доброй традиции вуду.

В статье:

Как возникла религия вуду на Гаити

Современная религия вуду является синкретической. Это значит, что она объединяет в себе множество различных духовных традиций. Древние африканские верования в ней переплетаются с современными атрибутами жизни и с христианским мировоззрением. В итоге, сейчас вуду, в отличие от крупных мировых религий, является крайне гибкой и легко видоизменяемой традицией.

В вуду нет никаких догм, священных текстов и сводов правил, обязательных для исполнения. Это действительно свободная и открытая для каждого религия, базирующаяся на простых для понимания вещах. В основе вуду лежит вера в духов - Лоа , которые существуют в другом мире. Это в некотором роде роднит вуду с различных народов мира.

Тем не менее, вуду не является хаотичной и разобщенной религией. Здесь есть устоявшиеся вековые традиции, твердое мировоззрение и огромный пантеон известных Лоа и Ориша. Одной из главных основ вуду является древняя религия йоруба - одного из крупнейших африканских народов, из которого набиралась большая часть рабов. Под влиянием французского и английского католицизма они сумели сохранить свою веру, заимствовав в нее некоторые элементы из христианства и адаптировав их к своей культуре.

Главные принципы вуду и религии йоруба

В первую очередь главным принципом вуду является вера в духов, покровительствующих разным местам, профессиям, занятиям - любому аспекту жизни. Таких духов называют Лоа - считается, что их количество огромно, а самих Лоа - больше, чем песчинок в море. Также традиция вуду в некоторых аспектах подразумевает веру в Ориша - более сильных существ, которые могут сравниться по силе с богами языческих политеистических пантеонов - древнегреческого, скандинавского или индуистского.

Кроме этого, в вуду присутствует и вера во всеобщего творца - Эшу . Считается, что он создал весь мир и отошел от управления им, передав в руки других Ориша отдельные полномочия. В некотором виде это роднит Эшу со славянским богом Родом - хоть он и проявлен во всем сущем, ему нет нужды ни в человеческих подношениях, ни в поклонении. Люди просто испытывают благодарность к нему за его творение.

Вуду является религией, где царит истинное равноправие. Здесь нет никаких ограничений ни по месту рождения, ни по национальности, ни по полу. Сан жреца - хунгана или мамбо , может получить любой человек. Хунган - это наименование мужчин-жрецов, а мамбо - женщин. При этом обязанности и возможности хунганов и мамбо не отличаются, в отличие от большинства мировых традиций. Серьезной иерархии в вуду нет - у жрецов есть лишь две степени посвящения. Хунган асогве или мамбо асогве - это высшие жрецы и жрицы. А хунган сур пвен или мамбо си пвен - младшие.

Главным видом ритуала в вуду является сантерия . Проводится она в любом специально подготовленном жилище, где имеется возможность разместить достаточное количество людей, свободное место для танца, а также митан - столб, расположенный строго посреди помещения. Митан олицетворяет связь между мирами и дорогу, по которой сходят в наш мир лоа. Во время сантерии осуществляется обращение к какому-либо конкретному лоа, который может войти в тело священнослужителя, вызвав подобие одержимости. При этом, изначально всегда обращаются к одному конкретному лоа, которого зовут Папа Легбе . Он является проводником между мирами и обеспечивает связь других лоа с людьми.

Символы вуду

Самые известные символы вуду сейчас - это, конечно же, куклы и зомби. Однако на самом деле эти элементы являются крайне малой и поверхностной частью этой гаитянской, луизианской и африканской традиции. Так, для любого последователя вуду куда более важными символами являются веве - ритуальные знаки. Они в некотором роде являются родственниками европейских и иудейских пентаграмм и печатей. Считается, что с помощью веве происходит призыв определенных лоа и обеспечивается защита от их негативного влияния на людей.

Каждый лоа имеет свои предпочтения в подношениях. Это касается как любимых чисел, так и любимых цветов, песен, пищи, запахов и растений. Правильное подношение способно вызвать благодарность лоа и дать возможность воспользоваться его дарами. Неправильное же подношение может разгневать духов и накликать их гнев. Весьма большой частью обучения хунганов и мамбо является поиск различной информации о разных лоа и составление списков их предпочтений для успешного проведения сантерии. Также у каждого лоа имеется свой отдельный вид веве.

Веве Папы Легба — это изображение трости и креста Bеве Барона Субботы — это крест, расположенный на гробу

Имеет значение и выбор дня, и подбор музыки. Музыка занимает особое место в традициях вуду, ведь долгое время для чернокожих рабов танцы и музыка были единственным доступным развлечением и средством выразить свои чувства и эмоции, не навлекая на себя гнев своих хозяев. И теперь музыка и танец стали неотъемлемой частью вуду. Они помогают войти в транс, принять к себе лоа и ориша и войти с ними в контакт.

Бокоры и зомби в вуду - черная магия и проклятия

Зомби и темные ритуалы - лишь маленькая часть вудуистической традиции, которую практикуют колдуны - бокоры . Далеко не все хунганы и мамбо признают силу бокоров или их право считаться жрецами. Однако на многих сантериях они присутствуют и принимают участие. В отличие от жрецов, бокоры не просто обеспечивают связь между мирами, а управляют ей и могут использовать силы потустороннего мира напрямую. Считается, что хунган или мамбо всегда одной рукой держат людей, а другой - Лоа. Бокор же погружает обе своих руки в мир Лоа, получая куда большее могущество, но и рискуя большим.

Жрец вуду, бокора — может бросить проклятия и заклинания на живых и мертвых.

Как и волхвы в славянской традиции, бокоры могут быть как добрыми, так и злыми, либо практиковать и черные аспекты магии, и белые. Конечно, наиболее известными являются темные аспекты вуду, связанные с проклятиями, одержимостью, страшными куклами и зомби. Действительно, считается что искусство поднятия мертвых, а точнее - отравления людей и подчинения их разума, является атрибутом многих бокоров. В то же самое время, сами колдуны крайне редко прибегают к таким действиям.

Магия же, связанная с куклами вуду, также не является исключительно черной. Действительно, с помощью куклы вуду бокор может наслать ужасное проклятие или даже убить человека. Но существует и добрая магия. Например, предусматривает заботу об изготовленной кукле и привлечение к ней всяческого благополучия - что в итоге привлечет богатство и достаток к тому, кого эта кукла изображает.


6 декабря 1492 года экспедиция Колумба открыла новый остров в Карибском море. Остров получил название Эспаньола, и его начали осваивать колонизаторы. Сегодня Гаити – романтическое место с прекрасными пляжами, уникальным сочетанием африканских, европейских и карибских традиций, где и сегодня верят и пользуются обрядами вуду.

Первые колонизаторы были убиты «хорошими людьми»

Аборигены называли себя «таино», что значит «хорошие люди», а свою землю называли «аити» - «Горная земля», что и положило начало современному названию. Клумб оставил на Эспаньоле 39 поселенцев, но когда через год он вернулся на остров, то оказалось, что всех их перебили местные жители из-за дурного с ними обращения. Но колонизация острова, который был идеальным местом для выращивания кофе, индиго, сахарного тростника и хлопка, продолжилась. К концу 18 века на острове проживало 42 тыс. белых колонизаторов, 50 тыс. свободных негров и мулатов, права которых были резко ограничены, и 452 тыс. негров-рабов.


Мулаты на Гаити делятся более чем на 100 оттенков белого и чёрного

В XVIII веке гаитяне разработали детальные генеалогические таблицы, которые разделили мулатов на более чем 100 оттенков белого и чёрного. Ранжирование шло от людей с чёрной кожей на 1/8, так называемых Сакатра, до нескольких разновидностей тёмных лишь на 1/16, которых называют Сангмель. Стоит отметить, что большинство современных жителей Гаити – потомки жителей африканского континента, которых давным-давно привезли сюда в качестве рабов.


Большинство гаитян и сегодня лечатся у шаманов

На Гаити считают, что избавиться от многих болезней, прибегнув к помощи медицины, нельзя. Впрочем, убеждение такое весьма объяснимо: по статистике, на 100 тыс. жителей Гаити приходится всего 8 врачей, 10 медсестер и 10 больничных коек. Как бы то ни было, но за медпомощью местные жители предпочитают обращаться к колдуну вуду. Колдун проводит плясочный ритуал, используя образы сказочных персонажей, а также травы, ром, свечи, курения, а иногда (вероятно, в особых случаях) приносит в жертву цыплят. После курса магии больной не должен ни с кем видеться до полного своего выздоровления, ведь, как верят гаитяне, болезнь может перекинуться на первого встреченного человека и будет прогрессировать уже в новом теле.


Болезнь, как убеждают гаитяне, рассеивается на насекомых, растения и прочих тварей, которые попадутся на глаза больному. Впрочем, на Гаити вся жизнь проходит под культом вуду – поклонением колдовству. Ритуалы вуду сопровождают рождение человека, смерть, свадьбу, жатву и все календарные события.

«Пласа» - гражданский брак по-гаитянски

С финансовым благосостоянием у гаитян не сложилось с самого начала открытия их острова Колумбом. В 1807 году, президент Гаити Анри Кристоф и вовсе заявил, что тыквы, которые были для местных жителей весьма важны, - основа национальной валюты. Сегодня же на Гаити у 70% населения нет постоянной работы, а среднестатистическая дневная зарплата - $2,75. Такая вопиющая бедность населения является причиной того, что большинство не способны позволить себе даже свадьбу. Бедняки на Гаити просто живут вместе. Мужчина и женщина договариваются о ведении общих финансов и о разделении домашних обязанностей. Отношения такие называются «пласа». Они не признаются ни государством, ни церковью, но при этом широко распространены по всей стране.

Гаитяне боятся гекконов, канализационных люков и зомби

Стоит отметить, что гаитяне, свято верящие в самые различные приметы, боятся безобидных ящериц-гекконов, которые достаточно часто поселяются в доме. Считается, что если геккон прыгнет на девушку, то она забеременеет, а если на молодого человека, то в положении окажется его подружка. Самые опасные ящерицы, по мнению гаитянцев, - ящерицы белого цвета.


На острове и сегодня нет водопровода и городской канализации. На дорогах, правда, можно увидеть люки ливневой канализации, и, как правило, находятся они по краю проезжей части. Если каким-то образом люк оказался на середине дороги, то гаитянские водители, проезжая его, никогда не станут пропускать между колёс – ужасно плохая примета.


Но больше всего на Гаити боятся умереть «не совсем», подвергшись насильственному воскрешению и став зомби. А вот тем, кто действительно умер, – уважение и почёт. Тело покойника помещают в домик-склеп, покрытый розовой или голубой штукатуркой и лепниной. Эти поселения «весёленьких» расцветок находятся вплотную к лачугам живых и выглядят, как правило, гораздо солиднее последних.

Битва петухов – национальный вид спорта

Традиционный вид спорта на Гаити и самое популярное времяпровождение местных жителей – битва петухов. Петухов специально откармливают перцами, вымоченными в роме, и сырым мясом, чтобы они стали стойкими и агрессивными. Победитель таких боёв может выиграть около $70, а это куда больше, чем большинство гаитян может заработать за месяц.

Стоит отметить, что Гаити по праву можно назвать страной карнавалов. Самым ярким праздником считают карнавал Марди-Грас, когда практически по всем улицам страны в сопровождении праздничных оркестров проходят театрализованные шествия. В дни Великого поста проходит карнавал Рара, во время которого адепты «колдовских обществ» бродят по стране, отбивая древние барабанные ритмы. Ежегодно проводятся на Гаити и ежегодные паломничества вуду.


Отмечают на Гаити и День Всех Святых. В эти дни местные жители собираются на кладбищах, чтобы восславить Барона Самеди - повелителя мертвых. Кладбищенские кресты украшают цветами, черепами и свечами, а на одежду обязательно нашивают множество крохотных зеркал. Любителям этого праздника будет интересно познакомиться с . Кстати, вуду на Гаити - официальная религия наравне с католицизмом.

Стоимость картины уличных художников зависит от цвета кожи покупателя

Особо яркое впечатление на туристов производит гаитянская «уличная» живопись. Эти картины рисуют и продают прямо на улицах. Есть целые картино-кварталы, где сотни метров улицы увешаны полотнами местных мастеров. Как правило, на улицах предлагаются картины весьма сомнительного качества на подрамниках.


Сюжеты: гаитянские деревни, портреты местных жителей, гаитянские рынки, сценки из жизни и, конечно, будуарная тематика. Ценообразование здесь зависит от цвета кожи покупателя. Сначала продавец называет классическую сумму – 100 долларов (не уточняя, гаитянских или американских). Стоит начать торг, и сумма медленно снизится с 20 до 9 долларов, в зависимости от терпения покупателя. Правда, стоит учитывать и тот факт, что большинство уличных картин – откровенная мазня.

Магия Вуду уходит корнями глубоко в историю человечества. Ее прародиной считается Гаити, где и по сей день она обрела невероятную власть. Слухи о данной магии ходят самые разные. Колдунов, а также последователей этого мощного оккультного направления нередко считают приспешниками самого дьявола. Но так ли страшен Дьявол, как его рисует людская молва? Или, все- таки, магия Вуду направлена не только на управление силами тьмы? Об этом и многом другом можно узнать из материала данного повествования.

Исторические этапы возникновения магии Вуду на Гаити

Современная магия Вуду считается неким сплетением различных духовных начал. Например, в Вуду сочетаются такие конфессии, как:
Православная;
Исламская;
Католическая;
Языческая.

Некоторые православные христиане крайне негативно относятся к данному направлению, а зря. Ведь такое отношение говорит о неосведомленности в данном направлении.

На самом деле, в Вуду перекликаются как верования африканских племен, так и православные традиции. Если рассмотреть Вуду во взаимосвязи с другими религиями, то она более гибкая, чем та же буддистская или христианская система верований. Ее можно подстроить под любого человека независимо от расы, пола или социального статуса.

Основой для Вуду является вера в существование духов потустороннего мира. Данная религия является хоть и разной по направлениям и гибкой, но не хаотичной. Например, согласно историческим заметкам, основой для создания традиционной религии Вуду послужила вера одного из крупнейших африканских племен во время колонизации англичанами йоруба. Несмотря на то, что некоторые с опаской относятся к данной вере и религии в целом, если разобраться подробнее, можно увидеть принципы, которые схожи с традиционными более влиятельными направлениями религий.

Принципы Вуду и йоруба

Основой веры Вуду считается верование в разных существ потустороннего мира. Например, существуют духи, которые последователи Вуду именуют как Лоа. Эти духи средней силы отвечают за каждый аспект жизни человека. А самих божеств подобной направленности великое множество. Также существуют духи более старшей иерархии, которые называются Ориша. Такие духи уже посильнее и у гаитян ассоциируются по мощи с божественным началом, совладать с которым может даже не каждый опытный колдун, не говоря уже о новичках.

Также Вуду роднит с мировыми религиями наличие Творца мироздания. Считается, что спустя некоторое время Эша, так его называют гаитяне, отошел от правления, передав мир и управление им в руки Ориша. Некоторые религиоведы прослеживают в данном боге взаимосвязь со славянским божеством Родом. Им обоим не нужны поклонения и жертвы, им просто достаточно самого своего существования для спокойного бытия всего сущего. Это- одни из самых миролюбивых божеств по отношению к человеку.

Следует отметить, что, в отличие от большинства традиционных религий, в Вуду царит полное равноправие среди его последователей. При этом, жрецом может стать, фактически, любой человек. А добиться высших сил и власти может как мужчина, так и женщина. При этом, обязанности и ритуалы для обоих полов ничем практически не отличаются.

В целом, магия Вуду может быть, как созидательной, так и разрушительной. Ведь если посудить, до даже светлые маги при желании отомстить обидчику могут прибегнуть к черным ритуалам. И это вполне естественное явление среди колдунов. Однако в светском обществе превалирует мнение, что Вуду направлено лишь на разрушение и проклятие. А то, что при помощи этой древнейшей магии, согласно информации адептов данной магии, вылечиваются даже неизлечимые на сегодняшний день болезни наподобие рака – это, почему-то, мало кто учитывает.

Вуду – лишь способ общения с высшими силами. А то, как его использовать, решает каждый жрец для себя уже самостоятельно. При этом, если светлая, например, православная магия осуждает темные действия, то Вуду ничего против них не имеет.

Колдуны Вуду более критично и трезво смотрят на жизнь и человека, без предрассудков и шаблонов благодаря смешению разных религий и мировоззрений.

Магия Вуду- уникальный памятник культуры человечества, который может использовать каждый, если чувствует в себе потенциал как для улучшения жизни, так и для общения с темными силами. В Вуду каждый выбирает свой путь самостоятельно.

No related links found



Пожалуй, ни одна магическая система в мире не имеет за собой такого мрачного шлейфа, как гаитянский вуду. Знаменитые куклы, одержимость духами и, разумеется, зомби - таким выглядит в глазах среднестатистического европейца культ вуду. FURFUR погрузился в таинственный мир этой гаитянской синкретической религии, чтобы выяснить, соответствуют ли действительности все слухи и рассказы о ней.

Откуда пришел культ вуду

Первых рабов из Африки европейские колонизаторы завезли на Гаити еще в 1503 году. Эту дату можно принять за точку отсчета в становлении вуду как полноценной религии. Оторванным от родной земли и лишенным свободы африканцам приходилось играть по навязанным правилам: католичество насаждалось среди рабов буквально огнем и сталью. Здесь впору сломаться, но чернокожие рабы нашли хитрый способ сохранить свои анимистические верования, облачив их в христианские одежды. Несмотря на то что рабы массово крестились, переходя в лоно католической церкви, за этим благообразным фасадом продолжали скрываться старые боги и устои, являясь, пожалуй, единственной отдушиной изнуренных рабов. Шло время. Католичество и африканская вера в старых богов сплавлялись в совершенно новую религию. Смесь языческого культа, христианской концепции единого бога-отца и самых разных обрывков африканской и европейских культур по прошествии веков превратилась в один из самых необычных религиозных феноменов - культ вуду.

Новая вера

Наибольшее распространение новый культ получил во французских колониях - Луизиане и Гаити. Здесь вуду обзавелся всеми атрибутами любой уважающей себя религии - церковью, устоями и собственными святыми. Но последователям культа все равно приходилось скрываться от колониальных властей, пока в 1804 году не грянула Гаитянская революция. После нее любая попытка миссионерской деятельности на острове заканчивалась смертью проповедника.

Лишь 60 лет спустя гаитянцы вспомнили, что без католичества не было бы и вуду, и вновь позволили представителям Ватикана прибывать на остров, но лишь с разрешения местных властей. То, что увидели прибывшие на Гаити пасторы, повергло их в шок. Католические святые практически утратили свой привычный облик, все больше напоминая низших богов вудуизма - лоа. Так, например, Дева Мария превратилась в покровительницу красоты Эрзули, а Святой Петр стал проводником между мирами Папой Легба.

Ритуальные предпочтения гаитянцев мало отличались от обрядов их африканских предков. Музыка, экстатические танцы, жертвоприношения и магия. Впрочем, все это не помешало Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.

Блаженный Пий IX, занимавший в 1840 году трон понтифика, признал вуду одной из разновидностей католицизма.

Боги и маги

Не мудрствуя лукаво, гаитянцы разделили свой пантеон на две неравные части: высшее божество (Бондьё) и всех остальных (лоа). Примечательна сама форма вербализации сакрального имени верховного бога: Бондьё - всего лишь замысловатая трансформация французского bon Dieu - «добрый бог». Бондьё никоим образом не влияет на жизнь своего народа - он создал мир и отошел от дел.

Сложнее дела обстоят с лоа (от французского loi - закон). Эти африканские божества и духи, надевшие на себя маски христианских святых, обладают невероятным могуществом. Вся концепция ритуальной магии культа вуду строится на взаимодействии с лоа. Духи бесчисленны, и каждый из них имеет свое собственное имя и предназначение. Обитают лоа в своем особом мире - Ле Гвинее.

Еще одним символом Вуду является Уроборос, или Дамбала Ведо, - змей, заглатывающий собственный хвост. Это существо, по верованиям гаитянцев, стоит у истоков и конца всех вещей, он бог неба и создатель всего живого на земле.

Центральной фигурой лоа является Папа Легба, посредник между людьми и потусторонними сущностями. Заклинатель призывает его первым из лоа, чтобы получить разрешение на контакт со всеми остальными духами. Образ Папы Легба отчасти коррелирует со Святым Петром: и тот и другой являются хранителями врат другого мира. Ортодоксальное изображение Папы Легба - старик в соломенной шляпе и с палочкой.

Чуть ниже по иерархической лестнице стоит Барон Самеди, Барон Суббота - наверное, самый распространенный в массовой культуре лоа. Это Осирис и Анубис гаитянской религии в одном лице. Вместе со своей женой, Мамой Бриджит, Барон Самеди оберегает души умерших, поэтому на каждом новом кладбище первая могила посвящается Барону Субботе. Захоронение отмечено крестом - не христианским распятием, но перекрестком дорог. К слову, Барон Суббота - это прозвище, ведь истинное имя этого лоа произносить нельзя. Выглядит Барон Самеди очень колоритно: черный костюм гробовщика, высокий цилиндр, неизменная сигара в зубах. Как утверждают последователи культа вуду, больше всего на свете Барон любит табак и крепкий гаитянский ром. Барону подчиняется сама смерть, но одновременно он же отвечает за сексуальность и деторождение. Здесь нет никаких противоречий, достаточно вспомнить Дамбалу Ведо.

Контакт между лоа и паствой осуществляют жрецы, разделенные на специальности. Хунганы и мамбо заведуют предсказаниями, а за черную магию отвечают бокоры. И т, и другие в своей практике используют множество ритуальных предметов, самым известным из которых является кукла - вольт.

Кукла призвана символизировать определенного человека, и с помощью особого ритуала воль становится неразрывно связан с объектом воздействия бокора. Для того чтобы ритуал прошел успешно, кукла, помимо прочего, должна содержать кровь или волосы жертвы.

Франсуа Дювалье

Или, как он называл себя сам, Папа Док. Бессменный диктатор Гаити до самой свой смерти. Представлялся самим Бароном Субботой. Ввел личную гвардию - воспетых в фольклоре тонтон-макутов, изображавших верных правителю мертвецов. Пытался убить президента Кеннеди при помощи восковой куклы, некоторые считают - преуспел.

Мария Лаво

Неофициальная «королева вуду» Нового Орлеана и окрестностей. Прославилась в качестве одной из главных основательниц целого нового ответвления вуду - луизианского. Героиня бесчисленного множества легенд.

Как и где делать магию

Церемонии вуду могут проводиться в любом помещении, главное, чтобы там был установлен столб-митан, символизирующий дорогу, по которой духи спускаются в наш мир. Несмотря на то что ритуалы вуду разнятся в зависимости от того, к какому духу хочет обратиться колдун, общим остается лишь одно - любые взаимоотношения с лоа требуют соблюдения определенных правил. В первую очередь, необходимо начертить на земле символ вызываемого лоа.

Под ритмичную пульсацию барабанов колдун танцем открывает магическую церемонию - сантерию. Постепенно к экстатическому действу присоединяются остальные участники церемонии.

Когда наступает определенный момент, колдун берет заранее приготовленного жертвенного петуха и обезглавливает его в качестве приношения духам. Однако даже это не гарантирует, что лоа соизволят явиться на церемонию - все зависит от личной магической силы бокора, от его опыта и степени посвящения.


Степени посвящения в вуду

Колдуны вуду проходят несколько ступеней совершенствования своего магического ремесла. На первой ступени стоят еще неоперившиеся адепты, зато последнюю - шестую - занимают по-настоящему грозные маги.

  1. Первый этап становления жреца называется «язык духа». Освоившие его могут общаться с покойниками, но лишь с относительно свежими, например, недельной давности.
  2. Вторая ступень - «пристальный взгляд». Этот ритуал позволяет бокору влиять на любовное настроение жертвы. В этом темном деле помощником-лоа выступает, как ни странно, Эрзули, традиционно изображаемая в облике непорочной Девы Марии. Кроме того, способность «пристальный взгляд» дает жрецу возможность понимать язык змей.
  3. На третьей стадии посвящения бокор учится использовать sobo, «громогласный призыв». Этот ритуал требует тщательной подготовки и начинается с десятиминутной песни шамана, сжимающего в одной руке растертый магнитный камень, а в другой кремниевую пыль. Песня оканчивается именем духа грома Собо - его и выкрикивает с силой колдун. В результате (теоретически) все враги заклинателя глохнут на несколько часов. Бокор же с довольным видом принимает поздравления соратников.
  4. Четвертая ступень дает колдуну возможность скрыться от оппонента под защитой духов леса. Grans Bwa - своеобразный стелс, грамотно проведенный ритуал скрывает бокора от любого преследователя. Как и вся остальная магия вуду, «защита духов леса» - заклинание не моментальное: созданный буквально из земли и палок амулет шаман должен омывать собственной кровью в течение двух часов, да еще и под ритуальные песнопения. Поэтому фора у жреца, желающего скрыться, должна быть очень существенная.
  5. Адепт пятой ступени владеет уже серьезными силами. Достигший этого уровня постигает таинство вуду, то есть вполне может создать самую настоящую куклу вуду. С ее помощью маг превращается в грозного манипулятора-кукловода, способного причинить любой вред своим врагам.
  6. Последний, шестой этап называется zombi. Освоившие этот прием вольны поднимать мертвецов по собственному желанию и превращать их в рабов. Таинство ритуала бережно хранится поколениями потомственных жрецов.

Африканская республика Того прославилась наличием крупнейшего ритуального рынка в мире. Akodessewa Fetish предлагает колдунам и шаманам сакральные предметы всех мастей.


Как быть зомби

Термин «зомби» привезли на Гаити африканские рабы еще в начале XVIII века. Родина слова - полумистическое королевство черного континента Дагомея. На самом деле слово «зомби», выяснили исследователи, является искаженной формой «nzambi», что в переводе с африканского банту значит «душа мертвеца».

Долгое время обряд поднятия мертвых, свидетелями которого бывали и белые люди, считался одной из самых необъяснимых религиозных загадок. Так продолжалось бы и по сей день, если бы на помощь науке не пришел этнобиолог Дэвис Уэйд, сумевший провести несколько опасных экспериментов. Отважный ученый установил, что бродящие по Гаити «живые мертвецы» никогда не умирали. Секрет крылся в особом порошке, применяемом шаманами для создания зомби.

С помощью особой смеси, содержащей тетродотоксин, бокор вводил человека в состояние глубокой комы и спокойно ждал, пока семья несчастного не похоронит тело. Спустя день после погребения колдун приходил на кладбище и выкапывал свежеиспеченного раба: кислородное голодание, помноженное на токсичное воздействие зелья, приводило к повреждению головного мозга жертвы - области, отвечающие за память и речь, попросту отмирали, и из могилы вставало существо, умеющее лишь выполнять команды колдуна.

October 4th, 2015

Одна из самых интересных афро-карибских религий — вуду. Многие из нас связывают это слово с мрачными колдунами, которые создают зомби, протыкают иглами куклы своих врагов, насылают зловещие проклятия. Такие представления во многом связаны с фильмами ужасов, которыми нас снабжает американская киноиндустрия.

То, что можно увидеть в подобных фильмах, соответствует действительному положению вещей менее, чем на один процент. В действительности, вуду — это в первую очередь религия, последователи которой почитают божественных духов и своих умерших предков, приносят им небольшие жертвоприношения, празднуют религиозные праздники и участвуют в церемониях.

Конечно, в рамках этой религии существует колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т. п. Но также существуют и черные, злые колдуны, которые практикуют черную магию. Именно с ними следует связывать все то ужасное, что говорят и пишут о вуду. Вуду — это и религия, и колдовская система.

Давайте узнаем о ее истории подробнее …

Vodun — возникшая на Карибских островах (о.Гаити) религия, еще известная как Voodoo и Hoodoo. Корни религии уходят в Западную Африку, откуда привозились на Гаити рабы.

Слово vodun происходит от vodu, что означает «дух» или «божество» в переводе с языка Fon, одного из наречий Dahomey (Dahomey) (район Западной Африки), именно там и находится по приданию место обитания божеств vodun . лоа (loa).

Смешение традиционных верований народности Дагомеи и католических церемоний привели к формированию этой религии. На основе этого можно отнести данную религию к продукту работорговли. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Под страхом страшных пыток и казни религия была запрещена местными властями, рабов насильно крестили как католиков, что и выразилось обычаях и ритуалах религии, которую местное население держало в большом секрете. Конкретно это выразилось в том, что божества схожи по форме с католическими святыми; свои ритуалы те, кто исповедовал вуду, очень приблизили к католическим, стали использовать статуи, свечи, мощи, реликвии и тому подобное.

Впоследствии вместе с переселенцами религия vodun перекочевала на другие Карибские острова, наибольшее распространение она снискала на Ямайке и Тринидаде. Кроме того, на Кубе, в частности, она трансформировалась в религию Сантерия (Santeria), где вместо привнесенного французами католического начала, наряду с африканскими, встали испанские католические тенденции. Хотя, в принципе, все религии Карибского бассейна так или иначе схожи между собой, имея общие корни и отличаясь лишь в деталях.

Религия vodun в этом ряду занимает особое место, выделяясь по целому ряду характеристик. Будучи религией более чем гибкой, она трансформировалась при переходе от одного поколения к другому. Будучи гибридом завезенных извне религий и укоренившись на Гаити, vodun в свою очередь стала предметом «на вывоз» и стала потихоньку перемещаться на континент. Особую популярность она снискала в Новом Орлеане, в штате Майами и в Нью-Йоркском мегаполисе, повсюду порождая новые взгляды и убеждения, таким образом снискав по всему миру в общей сложности более пятидесяти миллионов последователей.

Вуду характеризуется прежде всего верой, что мир населен добрыми и злыми лоа, которые формируют всю сущность религии, и от них зависят здоровье и благосостояние всех людей. Приверженцы вуду полагают, что предметы служащие лоа, продлевают и выражают его. Лоа весьма активны в мире и часто овладевают верующими в течение всего ритуала. Только специальные люди такие, как белые колдуны унганы (houngan) и колдуньи мамбо (mambo), могут напрямую общаться с лоа. Во время обряда совершаются жертвоприношение и ритуальные танцы, затем унган впадают в транс и упрашивают лоа о помощи и покровительстве в житейских делах, о благосостоянии. Если лоа остаются довольны щедрыми подарками и обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

В отличие от остальных схожих религий, вуду имеет свои высокоупорядоченные взгляды в отношении «темной» стороны лоаи людей. Колдунов, использующих черную магию, именуют бокорами (bokor), они объединены в тайные общества. Они могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу или оживить мертвеца полностью подчинив его себе, наслать на врага и тем самым смертельно запугать его. Последователи вуду в редких случаях обращаются к бокорам, и если это происходит, то недругам приходится не сладко.

Множество книг, в том числе и документальная литература, а так же некоторые кинофильмы неправильные представления об этой религии, сосредотачивая внимание на ложные направления, такие как каннибализм и прочее. Так о вуду в 1884 году в Европе узнали из книги миссионера С.Ст.Джона Гайти, описывающий отвратительные и весьма преувеличенные подробности о ритуалах этой религии, таких как поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев, каннибализм. С тех пор было снято несколько кинолент и написано немало книг утверждающих и преувеличивающих черные обряды этой религии.

Так вот., в 1860 году Ватикан вынужден был признать, что vodun является разновидностью католицизма, но сами гаитяне утверждают, что их религия древнее и глубже христианства, что она впитала в себя лучшее из всех религий прошлого и настоящего. Действительно, вуду очень сложно привязать к какой-то одной системе, потому что вуду. это и празднества в честь богини любви Эрзули (Erzulie) (под маской которой можно заметить черты египетской Изиды, и греческой Афродиты, и римской Венеры, и христианской Девы Марии), и одновременное поклонение змию Уроборосу, заглатывающему собственный хвост, — символу гармонии Вселенной и Вечности в древнем мире.

Уроборос, или, как называют его гаитяне, Дамбалла Ведо (Damballah Wedo), главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей; Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь.

Дамбалла — это источник Силы и местонахождение всех лоа. Приверженцы религии считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа, что роднит вуду с чисто шаманскими воззрениями как Старого, так и нового Света. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого естьсвой знак, имя и предназначение. Например, есть лоа — Легба (Legba) или Папа Легба (Papa Legba), который как Меркурий или греческий Гермес, является посредником между другими богами и связывает лоа с жрецами унган и мамбо, которые, в свою очередь, доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения.

В рамках этой религии существует и колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т.п. Колдуны вуду практикуют черную магию, с чем и связана основная масса негативных представлений об этой религии.

Слово «вуду» имеет африканские корни. В переводе с языка африканского народа фон это слово означает «дух» или «божество». Есть несколько ответвлений этой религии, со схожими святыми и обрядами. То, что называется вуду на Гаити, в Бразилии называется сантерия, что дословно обозначает «вера в святых». В других странах Латинской Америки практикуется ещё один культ, аналог вуду, – макумба.
Вуду практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Всего последователей вуду (вудуистов) насчитывается около 50 млн.
Как духовная традиция вуду появилась на Гаити — острове Вест-Индии — во время французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.

Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать народные религии, заставляя исповедовать католицизм. Но рабовладельцы не хотели посвящать своих рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут католическое учение и благодаря ему осознают, что они такие же полноценные люди, как их хозяева, и что рабство порочно. Поэтому рабы стали использовать католическую религию как «прикрытие» — приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись своим народным божествам.

Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они находили много общего в католицизме и своей традиционной вере. Ведь обе религии поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъестественных существ и жизни после смерти. Католическая месса связывалась с жертвоприношением крови, также общей была идея о помощи духовных существ (loa — у африканцев, святых — у католиков), которые действовали как посредники между Высшим Богом и людьми.

На Гаити вуду является официальной религией. Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-Создателя (Bondieu - Доброго Бога), Который не участвует в жизни Своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-Создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов, в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога - совесть.

Население Гаити и, следовательно, его религия вуду происходит, в основном, из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный процесс эволюции родоплеменных религий, вызванный тем фактом, что ни одна из местных традиций не считалась ортодоксальной, и все они были, таким образом, способны к гибкому приспособлению. Оба региона, особенно Конго, также имели длительный контакт с христианством. Население Конго считало себя христианами, в Дагомеи также присутствовало некоторое знание христианства. После того, как люди из этих регионов попали на Гаити, они стали развивать национальные общины, основанные на взаимной помощи и поддержке людей из их родных областей, а жизнь на плантациях вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу. Смесь христианства и вуду обеспечила связи между различными общинами.

Ключевой частью ритуалов вуду являются музыка и танцы. От зла спасают очистительные жертвоприношения и талисманы. В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор - святилище).

Основные атрибуты культа:митан (столб - «дорога богов») и чёрные свечи. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к лоа (искажённое французское «roi»)Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа».

Танцуя вокруг столба-шеста, мамбо (колдунья), вместе со своей помощницей унси и помощником ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Унган или мамбо посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа). Затем обязательна экстатическая пляска (билонго) под звук барабанов. Женщины участвуют в церемонии в белых платьях, а мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники сантерии (церемонии) впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа). Жертву подвешивают за ноги вниз головой и вспарывают живот ритуальным кинжалом.

Пантеон вуду чрезвычайно обширен и не поддаётся строгой классификации. В него включаются как собственно африканские божества, так и божества, заимствованные из других религий: католические святые, духи местного индейского населения и проч. Кроме того, в каждой общине жрецы могут организовывать поклонение собственным божествам местного значения, такими божествами часто становятся прежние руководители общины.

Тем не менее, можно попытаться выделить определённое количество наиболее значимых божеств в пантеоне вуду:
- Агве (Agwe) - дух воды, покровитель моряков и путешествующих по воде.
- Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede) - дух смерти и загробного мира. Изображается в виде скелета (черепа) в цилиндре с сигаретой и черных очках. Одержимый им пьет ром.
- Барон Каррефур - дух несчастий, неудач и покровитель чёрной магии.
- Дамбала - дух, связанный со змеями (Святой Патрик).
- Легба (Legba) - дух дверей (Святой Петр, ибо по традиции Пётр изображался с ключами от Рая).
- Эрзули Фреда (Erzuli Freda- Дева Мария) - дух любви в виде прекрасной непорочной девы в наряде невесты. Её символ - сердце. Её цвета - красный и голубой.
- Симби - дух водных источников (пресных).
- Огун (Ogu) - дух огня и молний, бог железа и войны, покровитель кузнецов и воинов.
- Мама Бриджит - супруга Барона Субботы.
- Марасса (Marassa) - духи-близнецы.
- Мадемуазель Шарлот - покровительница молоденьких девушек.
- Собо (Sobo) - дух в виде французского генерала.
- Согбо (Sogbo) - дух молний.
- Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro) - злой дух в виде одноногого или хромого карлика, муж Ezili Danto.
- Эшу Рэй (Exu Rei) - управляющий духами Лоа. Ему подчиняются все живые и мёртвые.

В 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание под предводительством вудуистов. К тому времени в западной части острова испанские власти сменились французскими. Воспользовавшись тем, что дух французов был сломлен поражением монархии во время Французской революции, вудуисты решили тоже начать свою борьбу. Восстание началось 14 августа в городке Буа-Кайман. После кровавого жертвоприношения верующие впали в религиозный транс и пошли уничтожать своих господ. Это было страшное время, настоящая резня, в которой не щадили ни женщин, ни детей. Чёрные в демоническом экстазе захватывали целые города, в которых к ним присоединялись все бывшие угнетённые. Восстание продолжалось до тех пор, пока в стране не осталось ни одного белого человека. И в 1804 году, после полной победы, Гаити стала независимой республикой, а религия вуду – официальной религией государства. До сих пор культа вуду придерживаются более восьмидесяти процентов населения. Понятно, что достигнутая таким кровавым путём независимость, не могла быть поддержана развитыми странами.

Поэтому Гаити долгое время находилось в экономической блокаде со стороны Америки и Европы. Но когда, наконец, гаитянские власти разрешили католическим священникам въезжать в страну, экономическая изоляция была снята.

Наиболее видной фигурой в истории американского вуду была Мэри Лаво (Marie Laveau), легендарная «Королева Вуду». Благодаря древним обрядам вуду она имела сильное влияние как среди обычного народа, так и среди аристократического дворянства, что почти невообразимо для черной женщины во времена рабства. Согласно легенде, один богатый джентльмен в Новом Орлеане в 1830 году был очень встревожен будущим своего сына, обвинявшегося в убийстве. Джентльмен обратился к местной женщине, известной за ее способность обеспечить сверхъестественную помощь в безнадежных ситуациях. Он предложил ей свой собственный дом на улице Святой Анны во Вьё Кер, если она сможет спасти его сына от несправедливости. В день суда Мэри, которая с детства была католичкой, посетила Собор Святого Луи. Она провела утро в молитве, держа три гвинейских перца во рту.

Затем она вошла в Кабильдо, здание суда, смежного с Собором. Мэри убедила уборщика позволить ей войти в пустой зал суда. После этого колдунья спрятала гвинейские перцы под стулом судьи и ушла. Через некоторое время состоялся суд. Спустя некоторое время после начала заседания джентльмен вышел из суда со своим сыном; молодой человек был признан невиновным и освобожден. Мэри Лаво немедленно стала известной в пределах всех классов общества Нового Орлеана, включая элиту - местных аристократов французского и испанского происхождения.

В 1881 году Мэри Лаво умерла и была похоронена на кладбище Святого Луи. Ее могила посещается приверженцами вуду и любопытными круглый год. Многие помещают на ее могиле небольшие жертвоприношения, а некоторые рисуют мелом на ее каменной могиле кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун дня святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы. В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве Вуду.

В России общее число приверженцев вуду невелико. Они, как правило, оказываются оторванными от основной традиции. В России имеется община вуду новоорлеанской традиции в Архангельске, поддерживающая связь с новоорлеанским Voodoo Spiritual Temple.

Легендарный сингл британцев The Prodigy, вошедший в число самых успешных записей группы. Клип, снятый на композицию «Voodoo People», содержит видеовставки реальных церемоний вуду:

источники

http://www.nat-geo.ru/travel/36586-proklyatya-vudu/

http://www.yoruba.su/showthread.php?t=189

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=75608

http://bibliotekar.ru/9vudu.htm

http://directmagic.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=143&Itemid=302

Продолжим разговор на религиозные темы: посмотрите на или например Вот вам информация про и . Вот иногда бывает ну и живут такие люди как Вспомним еще про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -