Руководство проведением фестиваля. Организация бивачных работ Будь в курсе

Елена Гордеева
Детский туризм. Конспект игрового занятия дл студентов техникума «Организация биваков и охрана природы»

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Карсунский технологический техникум »

План-конспект

занятия по теме :

«»

Разработала :

Воспитатель общежития

Гордеева Е. Н.

руководитель объединения

«Тропинками Карсуна»

Р. п. Карсун

Конспект занятия по теме :

«Организация биваков и охрана природы »

Цель занятия : - изучить требования к месту размещения бивуака и действие по организации бивака ;

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе .

Задачи занятия :

Сформировать представление о критериях выбора места бивака и его организаци ;

Способствовать развитию логического, аналитического мышления, умения принимать правильные решения;

Формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности за принятое решение;

Расширить знания и представления детей о роли природы в жизни человека ;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на объекты природы .

Оборудование : проектор, компьютер, экран, дидактичесие карточки, 2 ватмана с изображением местности, набор карточек, кнопки, пазлы.

Тип занятия : объяснения нового материала, обобщение и систематизация знаний.

Форма : занятие – игра

Метод : словесный, наглядный, игровой .

План занятия

1. Подготовительная часть.

2. Объяснение новой темы :

Практическая работа с дидактическим материалом;

Изложение новой информации;

3. Закрепление изученного материала.

4. Подведение итогов занятия .

Ход занятия

1. Подготовительная часть :

Учащиеся делятся на две команды и занимают места за партами, готовят тетради и письменные принадлежности На доске – тема занятия .

2. Изложение нового материала :

Здравствуйте. Сегодня у нас с Вами очень интересная и нужная всем туристам тема : «Организация биваков и охрана природы »

Цель нашего занятия – изучить требования к месту выбора бивака и последовательность действий при организации бивачных работ . Мы сегодня попробуем с вами не получать знания в готовом виде, а совместно со мной находить нужную и правильную информацию по теме.

И начнем мы с небольшой беседы.

Вопрос : Что такое бивуак?

Ответ : Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. Бивак– это дом , в котором мы живем во время похода.

Вопрос : Давайте вспомним, за сколько времени до наступления темноты необходимо выбирать место бивака ?

Ответ : за 2 – 3 часа.

Но, безусловно, еще до выхода на маршрут приблизительное место ночлега определяются по карте. А непосредственно на местности выбирается за 2 – 3 часа до наступления темноты.

Вопрос : Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к выбору места бивака ?

Ответ : Да, существуют.

А какие конкретно мы сейчас вместе и попробуем разобраться. Давайте мы заглянем в дневник одного начинающего, неопытного туриста , которому руководитель, с учебной целью, поручил выбрать место бивака в походе .

Так рассуждал делающий первые шаги в туризме новичок .

Каждая группа по очереди высказывает свои предложения о верности или не верности суждений участника похода. А я буду их фиксировать на доске в разных колонках.

Ответы – учащихся,

педагог обобщает ответы

Ответ – учащихся

Ответ – учащихся

Текст выведен через проектор на экран. И роздан в письменном виде (4 шт.) - на группы. 2-3 мин. на изучения содержания текста.

На доске заранее начерчено верно, не верно. Учащиеся параллельно с педагогом фиксируют запись в тетрадь.

Неверно Верно

В близи населенных пунктов, промышленных предприятий, вблизи ЛЭП. - вблизи источника с проточной водой (рек, родников) но не на затопляемых местах

Внизу по течению реки от населенного пункта - наличие сухостойных деревьев

Одиноко стоящих высоких деревьев (особенно дубов и каштанов) . - в лесу месте хорошо продуваемым ветром летом и защищённым от ветра зимой

Лучше не ставить с северной и восточной стороны опушки - палатки ставить с восто

стороны опушки – с утра хорошо освещается солнцем

В понижениях, руслах высохших рек - сначала выбор места костра, а потом место для палаток (4-5 м. от костра) .

Водоёмов со стоячей водой - нельзя вблизи высоких подгнивших деревьев

Место бивака должно быть ровным , сухим, красивым

А теперь давайте, под итожим все сказанное и выделим три основных требования предъявляемых к месту бивака . Как вы думаете?

Основные требования к месту бивака .

1. Безопасность

2. Наличие дров

3. Наличие воды

Вопрос. Скажите на ваш взгляд какое требование более важное в зимний период, какое в летний?

Да. Летом более важна вода, а зимой – наличие дров.

Но самый главный закон, который действует при выборе места бивака , я вам еще не сказала.

Даже следуя всем приведенным советам, нужно во избежание недоразумений и обид помнить, что стремление к лучшей стоянке будет преследовать вас всю туристскую жизнь , но идеала достичь почти невозможно. Дело в том, что при выборе стоянки действует несколько открытых опытными туристами абсолютных законов . Основной закон стоянки суров и прост, как суровы и просты все законы природы : лучшая стоянка - в пятистах метрах.

Есть еще несколько второстепенных законов, которыми также нельзя пренебречь. Первый из них закон «Полседьмого» ,

который означает, что лучшая стоянка попадается в полседьмого вечера.

Закон имеет еще два вывода :

Стоянка, которая попадается в полвосьмого, будет немного хуже, а после половины девятого стоянки исчезают вовсе!

Вот такие практические законы, абсолютно верные и не раз проверенные мной лично. Советую их запомнить и применять их в походах.

Надеюсь, вы теперь представляете, как выбрать необходимое место для бивака .

Вопрос : А, что мы должны делать, для того чтобы обеспечить себе все необходимые условия? Какие условия?

Ответ : - необходимо место для ночлега;

Приготовить пищу;

Обогреться.

Да, совершенно верно. Записать в тетради.

ответ учащихся

Нам необходимо :

Заготовить дрова (для приготовления пищи и обогрева, сложив их на расстоянии 5-6 м. от костра.

Обеспечить наличие воды.

Установить палатки компактно входом к костру на расстоянии 5-6 м.

Развести костер.

Оборудовать место возле костра для приема пищи.

Приготовить пищу.

Вопрос : Как вы думаете, какую работу надо выполнять в первую очередь, какую во вторую?

Ответ : Желательно все бивачные работы проводить параллельно.

Распределять работу на биваке надо сразу же по приходу на место. Каждую из работ на биваке выполняют участники , которым это поручено. В многодневных походах лучше заранее распределить работы так, чтобы все участники «прошли» все виды работ, т. е. участники проходят полный курс обучения.

При хорошей организации бивачных работ они заканчиваются к моменту, когда готов ужин. В целом на бивачные работы уходит от 1 ,5 до 2 часов.

Хочу обратить ваше внимание, что в зависимости от конкретных условий порой зависит и порядок работ на биваке , от количества людей в группе и их опыта. Опытные туристы знают , что надо делать в первую очередь в каждом конкретном случае.

Вопрос : Если на биваке мало сухостоя и валежника, как вы поступите?

Ответ : Направите больше людей на заготовку дров.

Вопрос : А если надвигается дождь?

Ответ : Да, в первую очередь надо поставить палатки.

У опытных туристов есть такое правило – «Нет работы, найди ее» !

В группе не сидят без дела, когда другие работают, ищут ее, помогают, друг другу пока не закончится все работы.

Дежурные, которые готовят пищу утром встают за 1 час. С вечера они все готовят.

Вопрос : Что готовят дежурные?

Ответ : Воду, дрова укрывают от росы и дождя, продукты.

Утром сразу все участники кроме дежурных, могут быть почти «собраны» , а лагерь в основном свернут до начала завтрака. Когда завтрак готов прерываются все, чтобы не задерживать дежурных и выход в целом. При этом котлы от завтрака моют следующие дежурные, чтобы эти дежурные смогли в это время собраться.

Важно освоить не только, как ставить правильно лагерь, но и как его снимать.

Вопрос : С чего по вашему нужно начинать снятие лагеря?

Ответ. В начале сбор личных рюкзаков.

палатку, спальники выворачивают, вытряхивают, но в начале дают просушиться скатам палатки на солнце, затем просушивают дно.

Складывают в рюкзак.

Остатки пищи оставляют в стороне – для лесных зверей

Остатки дров аккуратно складывают под деревом.

Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой.

Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить.

Место стоянки нужно оставлять лучше, чем оно было. Пришедшим после вас это место должно понравиться. Природа не должна пострадать от вашего вторжения. Этот закон должен, соблюдаться без исключений, что сохранит не только природу , но и нашу нравственность, нашу мораль, наши души. Слайд с перечнем бивачных работ

записать в тетрадь

запись в тетрадь

Уч-ся отвечают

Сначала блока слайд

И сегодня на занятии я предлагаю вам поработать экологами. На нашей планете раздаются тревожные сигналы. Вам нужно определить, какая проблема изображена на иллюстрации, чем она вызвана и предложить способы решения проблемы.

За правильный ответ каждая группа получит конверт, без которого не сможет выполнить следующее задание.

1 группа – загрязнение воды.

2 группа – вырубка лесов.

3 группа – мусорные свалки.

Ребята, а посмотрите. что в ваших конвертах, правильно это пазлы, а вы любите играть в пазлы?

Я предлагаю поиграть вам сейчас в игру «Мой дом – планета Земля» и собрать пазлы.

Вы должны собрать пазлы и мы узнаем, какие картинки у вас получились.

Как вы думаете, Земля, природа , человек связаны между собой?

А как они взаимодействуют друг с другом? Картинки выведены на экран.

Ответы учащихся

Учащиеся получают конверты с пазлами

(Пазлы с картинками природы )

Ответы учащихся

3. Закрепление материала.

Наступило время закрепить пройденный материал. Командам выдается набор карточек «Бивак » : (елка, лиственное дерево, лес,

2 палатки, костер, дрова). На доске закреплен ватман, на котором нарисованы : река, населенный пункт, место старого кострища.

Задача участников за 2 – 3 мин. Правильно расположить предметы на биваке и подписать расстояния до тех или иных предметов.

После окончания задания, команды проверяют друг у друга

Да, я вижу, что вы усвоили основные моменты нашей темы. Но чтобы закрепить знания ещё глубже предлагаю поиграть в игру «Верно – неверно» . Я буду зачитывать каждой команде по очереди вопросы, вы должны ответить «Верно или не верно» высказывание. Должны перечислить недостатки чужого лагеря

«Верно – неверно»

(+)

(-)

(-)

(+)

(+)

(+)

(-)

(-)

(+)

(+)

11. Палатки устанавливаются ближе 5-6 м. от костра (-)

(-)

(+)

14. Место для бивака (-)

(+)

(+)

(-)

(-)

бивака – полседьмого (+) Карточка с вопросами

4. Подведение итогов.

Мне понравилась с вами сегодня общаться. Цели, поставленные на уроке я считаю мы достигли. Очень важно не только усвоить материал в аудитории, но и научиться принимать его на практике в реальных походных условиях. И такая возможность у вас будет

Дидактический материал

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

Текст … Да, вот это задачка, мне доверили выбрать место для ночлега.

Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….

«Верно – неверно»

1. Костер должен располагаться не ближе чем на 5-6 м, от деревьев и кустов (+)

2. Можно разводить костер в хвойных молодняках, густых кустах (-)

3. Можно разводить костер на завале сухих сучьев, вблизи сена, соломы (-)

4. Нельзя разводить костер вблизи строений и торфяников (+)

5. Место для костра должно быть защищено от ветра (+)

6. Лучшее топливо для костра - засохшие ель и сосна (+)

7. Можно оставлять у костра без присмотра обувь, одежду (-)

8. Сначало ставят палатки, а затем выбирают место для костра. (-)

9. Место для складывания и рубки дров должно быть удалено от костра на 5-6 метров (+)

10. Дежурные у костра работают в обуви, в одежде с длинными рукавами, в головных уборах и обязательно в рукавицах (+)

11 .Палатки устанавливаются ближе 5-6 м. от костра (-)

12. Палатки ставятся на влажном, плохо продуваемом месте (-)

13. Палатки располагаются близко друг к другу, все выходами к костру (+)

14. Место для бивака надо выбирать внизу по течению от населенного пункта (-)

15. Для растопки лучше использовать оргстекло, свечу, бумагу (+)

16. Для разжигания костра на новом месте необходимо убрать дерн (+)

17. Утром дежурные сначала собирают свои вещи, а потом готовят завтрак (-)

18. Хорошо расположить палатку под раскидистым дубом (-)

19. Самое лучшее время для выбора бивака – полседьмого (+)

Использованная литература

1. Бардин К. – «Азбука туризма » , - М.: Просвещение, 1981 г.

2. Верба И. А., Голицин С. М., Куликов В. М., Рябов Е. Г., - «Туризм в школе » - М. ;

3. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г., - «Физическое воспитание» , - Изд-во «Высшая школа» ,- М. ; 1989 г.

4. Кравченко И. А., Малеева И. А., - «Памятка руководителю похода» , - Областная детская экскурсионно- туристская станция , - г. Брянск 1963 г.

5. Куликов В. М., Ротштейн Л. М., - «Школа туристских вожаков » , - М., 1997 г.

6. Рыжавский Г. Я. ,- «Биваки » , - М. ; ЦДЮТ, 1985 г.

7. «Энциклопедия туриста » - М., 1993 г.

8. Интернет ресурсы

Туристский бивак. Организация бивачных работ. требования к месту выбора бивака требования к месту выбора бивака последовательность действий при организации бивачных работ и снятия бивака последовательность действий при организации бивачных работ и снятия бивака выбор места под костёр, разведение костра выбор места под костёр, разведение костра




«Туристский бивак. Организация бивачных работ» Вон там вдалеке вблизи у реки виднеется деревушка. Внизу по течению реки за деревней можно и остановиться. Вечером у местных бабушек молока парного попросим. Там возле деревни на опушке леса стоит высокий раскидистый дуб, как раз то, что надо, если что можно укрыться от дождя. Станем с западной стороны от дуба, чтобы солнце утром рано нас не разбудило. Хоть выспимся! Место здесь живописное. Как хорошо там возле дуба понижение, то, что надо место ровное, палатки можно расставить. Придем, палатки поставим, а потом решим, где будет костер ….




«Туристский бивак. Организация бивачных работ» Бивачные работы. Заготовить дрова, сложив их на расстоянии 5- 6 м. от костра. Обеспечить наличие воды. Установить палатки компактно входом к костру на расстоянии 5-6 м. Развести костер. Оборудовать место возле костра для приема пищи. Приготовить пищу. Заготовить дрова, сложив их на расстоянии 5- 6 м. от костра. Обеспечить наличие воды. Установить палатки компактно входом к костру на расстоянии 5-6 м. Развести костер. Оборудовать место возле костра для приема пищи. Приготовить пищу.


«Туристский бивак. Организация бивачных работ» Снятие лагеря. Собирают личные рюкзаки, спальники выворачивают, вытряхивают. Палатку просушивают на солнце (скаты, дно), выворачивают и вытряхивают. Остатки пищи оставляют в стороне – для зверей. Остатки дров аккуратно складывают под деревом. Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой. Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить. Собирают личные рюкзаки, спальники выворачивают, вытряхивают. Палатку просушивают на солнце (скаты, дно), выворачивают и вытряхивают. Остатки пищи оставляют в стороне – для зверей. Остатки дров аккуратно складывают под деревом. Мусор сжигают. Несгораемый мусор берут с собой. Костер гасят. Кострище заложить снятым дёрном и полить.

Организация бивачных работ

Обычная ошибка неопытного руководителя заключается в том, что он полагает, будто бивачные работы вообще не требуют организации. Придя на место бивака, он отдает примерно такую команду: «Ну, а теперь, ребята, за работу! Тащите дрова, разводите костер, ставьте палатки. Не будем терять времени». После этого на какое-то время возникает общая суматоха, а затем юные туристы, охваченные энтузиазмом, разбегаются по лесу. И тут выясняется… Все, у кого были топоры, ушли за дровами. Палатки нельзя ставить, так как нечем забивать колышки. Кто-то уже принес охапку дров, но костер разводить нельзя, так как не готов очаг. Воду принести нельзя, потому что юные туристы, в рюкзаках которых находились кастрюли, также убежали за дровами. Вместо того, чтобы идти за водой, дежурные бегают по лесу, расспрашивая, у кого в рюкзаке кастрюли. Как будто бы все заняты, все при деле, но проходит часа два, и руководитель с недоумением видит, что разбивка бивака все еще находится в начальной стадии. Можно гарантировать, что на устройство бивака и приготовление пищи такая группа потратит не меньше 4-5 часов.

Чтобы ничего подобного не произошло, руководитель должен заранее, еще во время движения по маршруту, продумать организацию бивачных работ. Главное, к чему нужно при этом стремиться, – это обеспечение широкого фронта работ. Иными словами, максимально возможное число дел должно выполняться параллельно. Но так как все требуемые работы запараллелить вряд ли возможно, следует на каждом этапе разбивки бивака ясно представлять себе, какой участок работ в данный момент тормозит продвижение всех работ, и сосредоточивать усилия именно на нем, перебрасывая сюда наиболее опытных и умелых ребят.

Рассмотрим сказанное на примере. Группа остановилась в летнем походе на ночлег в лесу. Место бивака достаточно обеспечено водой и дровами. Какой участок работ является главным? Заготовка дров на вечер, разведение костра или установка палаток? Безусловно, разведение костра. Поэтому очень важно в этот момент, чтобы параллельно кто-то готовил очаг, кто-то пошел за водой, кто-то готовил растопку и еще кто-то первую партию мелких дров. Одновременно с этим нужно распланировать бивак: место для костра, палаток, дров и т. д. Все остальные работы в это время выполняются постольку, поскольку в группе имеются незанятые люди.

Что будет, если все это не запараллелить? Допустим, юный турист, которому поручено приготовить, очаг, вместо этого занялся установкой палаток. Тогда на какое-то время может сложиться такая ситуация: костер горит, вода принесена, но она стоит в стороне от огня и не греется, так как кастрюли не на чем повесить. Время, которое пройдет с момента, когда загорелей костер, до момента, когда кастрюли наконец повешены над огнем, является неоправданным увеличением общего времени бивачных работ. При умелом планировании бивачных работ их можно в основном закончить к моменту, когда готова пища. Опыт показывает, что после ужина обычно возникает своеобразная разрядка – начинает чувствоваться не замечавшаяся ранее усталость, появляется желание спокойно посидеть у костра, поговорить, что-нибудь спеть. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы максимум работ, включая застилание палаток одеялами и приготовление изголовий, успеть окончить до ужина.

Конечно, рассмотренный случай не более чем пример и не следует расценивать описанный в нем порядок выполнения работ и расстановки людей как оптимальный для всех походов. Если на месте, где группа ставит лагерь, трудно с дровами, то с самого начала именно этот участок будет решающим в разворачиваемом фронте работ и именно сюда следует направить лучшие силы. Если во время разбивки лагеря надвигается дождь, то надо сосредоточить усилия в первую очередь на установке палаток. Во многом правильность тех или иных решений при расстановке сил на бивачных работах зависит от численного состава и туристского опыта группы.

Умение оценивать ход лагерных работ и выделять среди них главный участок на каждом данном этапе в значительной мере зависит от туристского опыта. Поэтому если сам руководитель таким опытом не обладает, то ему следует, продумав расстановку сил и последовательность работ на биваке, заранее обсудить это с кем-то из наиболее опытных участников. К моменту прихода на место бивака у руководителя должны быть подготовлены все распоряжения, которые он отдаст сразу же после остановки. Сделать это надо раньше, чем юные туристы начнут работу кто во что горазд и бивачные работы потекут в стиле вольных импровизаций.

Первым распоряжением должно быть указание места, куда надо сложить рюкзаки. Иначе рюкзаки будут разбросаны под различными кустами и деревьями на довольно большой площади. И поиски одного из них (например, с солью или палаткой) могут в наступившей темноте занять немало времени. Следует иметь в виду, что внешний вид места бивака часто меняется до неузнаваемости после того, как устроен костер, поставлены палатки и т. д. У человека возникает ощущение, что поляна, где он оставил рюкзак, была совсем не та, на которой он в данный момент находится.

Второе распоряжение – кто и что должен достать из рюкзаков раньше, чем все разойдутся на бивачные работы. Обычно нужно сразу достать топоры, посуду (как для варки пищи, так и личную), продукты для сегодняшней еды, палатки вместе с накидками или тентами, спички (если их нет у дежурных). Разумеется, и это перечисление является сугубо ориентировочным. Третье распоряжение содержит распределение поручений – кому что следует делать. Руководитель должен совершенно четко сказать, кто выбирает место для костра, кто – для палаток, кто идет за водой и т. д. Здесь вступают в силу те соображения о необходимости обеспечить максимально широкий фронт работ, о которых речь шла выше. Если какие-то из текущих дел руководитель намерен выполнять сам, он должен сказать об этом всем. Зачастую можно дать одному и тому же человеку не одно, а несколько поручений, но обязательно указать очередность их выполнения, например: «Витя сначала принесет воды, а потом займется палаткой». Если же сказать по-другому: «Витя будет заниматься дровами и палаткой», то вполне возможно, что Витя в решающий момент оставит костер без дров, увлекшись установкой палатки.

Чтобы непрерывно поддерживать широкий фронт работ, вовремя перебрасывая людей на тот участок, который на данный момент становится главным, кто-то должен взять на себя роль диспетчера. Чаще всего им бывает руководитель. В многочисленной группе ему не следует брать на себя никаких других функций. Это, конечно, не значит, что он будет стоять посреди лагеря сложа руки и только давать руководящие указания. Пусть он, кроме этого, сохранит за собой ту функцию, которую туристы называют «быть на подхвате». Иными словами, он оставит за собой исполнение множества небольших дел, которые все время возникают в ходе работ: забьет в землю принесенные рогулины или натянет трос, поможет костровому развести огонь, выстрогает мешалку для дежурных, поможет колоть дрова, которые ребята поднесли к костру, откроет консервные банки или нарежет хлеб, поможет натянуть палатку и т. д. Но делать это он будет только в те минуты, когда окажется свободным от своих диспетчерских функций.

В малочисленной группе, когда иметь при постановке бивака специально выделенного диспетчера – непозволительная роскошь, этому человеку следует взять на себя какие-то функции, связанные с пребыванием в центре лагеря, лучше всего обязанности кострового. Костер всегда является своеобразным центром бивака, и, находясь возле него, нетрудно быть все время в курсе событий. Совмещать обязанности кострового и диспетчера возможно, а, например, обязанности заготовщика дров и диспетчера вряд ли удастся. Заготавливать дрова обычно приходится несколько в. стороне от лагеря, и это не позволяет следить за тем, как идут работы на других участках.

Кроме того, находясь в курсе событий, руководитель сохраняет за собой еще одну роль – последнего резерва, вводимого в дело в критический момент.

Руководителю, или диспетчеру, полезно следить за временем работы по часам и периодически объявлять всем, сколько времени уже прошло. Необходимо только предварительно поставить перед юными туристами конкретную задачу – уложиться с бивачными работами в определенный срок. Тогда периодические (скажем, раз в 30 минут) напоминания о затраченном времени действуют мобилизующе. Появляется спортивный азарт – уложиться в назначенное время. Разумеется, это время должно быть реальным для данной туристской группы.

В учебных походах, когда позволяет обстановка, функции диспетчера следует передоверять кому-то из наиболее подготовленных ребят (в первую очередь старшему по группе), готовя их тем самым к постоянному выполнению диспетчерских обязанностей, и по мере накопления опыта все чаще и чаще поручать им это не только в учебных походах.

Все, что было сказано об организации работ на биваке, относилось, прежде всего, к руководителям походов. А теперь несколько советов, адресованных непосредственно к участникам.

Совет первый. Заведи раз и навсегда твердый порядок: взятую у товарища вещь всегда отдавай ему лично в руки . Иначе будет все время теряться то одно, то другое.

Совет второй. Не ройся в чужих рюкзаках и не позволяй копаться в своем рюкзаке другим . Нередко юный турист, услышав вопрос дежурных: «У тебя соль?», отвечает: «У меня! Залезь в мой рюкзак!» Для начала дежурные перепотрошат несколько похожих рюкзаков, пока найдут нужный. После их поисков в рюкзаках все будет перерыто, так что потом в случае необходимости нужную вещь не сможет найти и сам хозяин. А главное – на все это уйдет гораздо больше времени, чем если бы владелец рюкзака на несколько минут прервал работу и достал сам то, что нужно.

Совет третий. Окончив порученную работу, ищи себе дело . Прикинь, что еще не сделано, где можно быть полезным, кому требуется помочь, чтобы ускорить работу. Если все необходимые дела уже делаются и помощь не требуется, подумай, что может быть улучшено или дооборудовано. Может, это будет сушилка для носков и ботинок или сиденье, на котором расположится группа у костра за ужином, или дрова на утро. Помни: работа должна кончаться по возможности одновременно для всех.

Совет четвертый. Делай дело, а не играй . Вспоминается, например, такой случай. Одной девушке было поручено быстро наломать сухих веток для костра. Минут десять она прыгала под деревом, пытаясь схватить ветку, до которой она доставала только кончиками пальцев. Кругом было сколько угодно сухих веток на высоте ее роста. Но почему-то ей захотелось добыть именно ту, высокую ветку. Раз подпрыгнула – не достала, второй раз – тоже. А дальше вошла в азарт. Дело было забыто, началась игра. К сожалению, способностью превращать дело в игру отличаются многие юные туристы.

Из перечисленных здесь советов надо особенно выделить третий. Не будет преувеличением назвать выполнение его одним из основных правил походной жизни. До тех пор пока это не стало привычкой, человек не может считать себя настоящим туристом.

Кстати, в связи с этим хочется упомянуть вот о чем. В хорошо слаженной группе вовсе нет необходимости распределять работы и управлять ими, и никто не берет на себя обязанности диспетчера. Все и без этого будет сделано быстро и хорошо. Но так работать может только та группа, участники которой обладают достаточным опытом, чтобы без каких-либо указаний на каждом этапе, понимать, какой участок является сейчас решающим. Они приобрели твердую привычку постоянно искать себе дело, пока не окончены все работы.

Из книги Карабинные узлы автора Расторгуев Михаил

ОРГАНИЗАЦИЯ НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ с продергиванием веревки после переправы последнего участника Рис. 50.Первый участник, переправившийся одним из известных способов на противоположный берег, закрепляет двойную основную веревку на дереве или выступе рельефа по одной из

Из книги КАППО [Японская техника реанимации в практике боевых искусств] автора Богуш Денис Александрович

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

ОРГАНИЗАЦИЯ Занятия по самбо проводятся в секциях самбо и учебных группах тех ВУЗов, которые имеют специализированные отделения по видам спорта.Секция самбо может быть организована в любом низовом коллективе физической культуры, а также при городских (областных)

Из книги Всестороннее руководство по развитию силы автора Хэтфилд Фредерик

Следует пояснить, что существуют разногласия по данному моменту. Имеется надежное доказательство того, что сила, а не мощность, является первичным компонентом для атлетов. Маклафлин (1979) отметил в одной из своих работ, что результирующий выход мощности, в соответствии с

Из книги Азбука туризма автора Бардин Кирилл Васильевич

Организация группы Организация похода обычно начинается с собрания всех желающих в нем участвовать. На собрании руководитель похода сообщает о цели похода, маршруте (если он уже разработан) и длительности похода, о сумме денег, которую надо будет внести каждому

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

Правильная организация движения Теперь поговорим о том, как правильно идти в походе. Вопреки мнению многих, это тоже надо уметь. Вот несколько практических советов. Во время движения не рекомендуется петь. Образ туриста, весело шагающего с рюкзаком и распевающего

Из книги Справочник по такелажным работам автора Свенссон C.

Из книги Школа яхтенного рулевого автора Григорьев Николай Владимирович

Инструменты для такелажных работ Для определения длины вытравленной якорной цепи при постановке судна на якорь цепи различной длины маркируются на концах смычек. Марки накладывают таким образом, чтобы их смысл был однозначным и понятным даже без дополнительных

Из книги Библия велосипедиста автора Фрил Джо

Терминология такелажных работ Такелажными называются все виды работ со стальными, растительными и синтетическими тросами в процессе изготовления нового такелажа, ремонта старого и ухода за ним. Без знания этих работ нельзя вооружать (оснастить) судно, поддерживать в

Из книги Совершенное тело за 4 часа автора Феррис Тимоти

Инструмент для такелажных работ При такелажных работах пользуются следующим специальным инструментом (рис. 58). Свайка - основной такелажный инструмент; с помощью свайки раздвигают пряди троса, а также развязывают затянувшиеся узлы. Свайки бывают деревянные и

Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук Евгений

Из книги Всё о лошадях [Полное руководство по правильному уходу, кормлению, содержанию, выездке] автора Скрипник Игорь

Организация идеального ночного сна Бессонница – чудовищная обжора. Она питается мыслями любого рода, в том числе мыслями о том, как бы отделаться от мыслей. Клифтон Фейдимен, бывший главный редактор издательства Simon & Schuster «Боже, какой дивный пляж. Покой. Прозрачная

Из книги Бумажные мишени не стреляют в ответ автора Эпплгейт Рекс

Организация пробежек Начинающим бегунам рекомендуется разбить тренировки на два этапа – временной и дистанционный.Временной этап. В первый день вы должны бежать медленно, причем в течение 15 минут. Через каждые два дня – или две тренировки, если заниматься через день, –

Из книги Личная безопасность (тренер-инструктор) автора Махов Станислав Юрьевич

Организация кормления В помещении, где хранятся корма, нужно установить надежные контейнеры для пищи, недоступные для грызунов. Помещение для кормления должно быть прохладным и защищенным от прямых солнечных лучей, потому что в тепле корма быстро высыхают, в них

Из книги автора

Организация тренировок Как и любой другой навык, интуитивная стрельба должна закрепляться в ходе практических занятий. Слово «интуитивная» не должно вводить вас в заблуждение, это не тот случай, когда можно позволить себе пропустить тренировку.Конечно, интуитивная

Из книги автора

Организация учебного процесса Объем программы обучения рассчитан на 510 часов, включая специальные академические, практические и семинарские курсы, освоение которых планируется с использованием современных информационных технологий.Продолжительность обучения по

Стихи к визитке на турслет учителей.

Автор этой задумки и текстов - учитель Шаркова О.Н.

МОУ « Староалейская СОШ №1» июнь-2011

Учительский ТУРСЛЕТ- «Самое-самое»

Самое главное: ПРИЗ! Как приятно он греет руки!
Самое актуальное: в конце учебного года, хорошо отдохнуть!
Самое стильное: дух соревнования

Самое позитивное: турслет - всегда интересное,настоящее шоу!

Самое идейное: заряжающий энергией, речёвки, уверенная борьба с соперниками.

Самое профессиональное: встреча педагогов- профессионалов.
Самое традиционное : песни у костра

Самое энергичное: неиссякаемый заряд энергии. Может пора ввести проверку на допинг?

Самое родное: Третьяковская земля, Алей-Батюшка и родные до боли места.

Газета на конкурс

Стихи к визитке на турслете

1
УРА! Туристы торжествуют.

Прошли они не легкий путь.
Свободу отпуска почуяв,
Они решили отдохнуть.

2
Здесь, весь народ многострадальный,

Кто скажет, что и ненормальный,

Собрались все, кому не лень,

Кто целый год прожил в затеях

В заботах, творческих идеях,

Здесь провести и ночь и день.

3

Пришли в заветные места

Где вся природа так чиста.

Душа простого педагога

Желая тяготы стряхнуть,

Истосковалась по турслету,

Пора бы ей и отдохнуть.
4

Туристы испытаньям рады.
Чтоб не скучать, само собой,

Пройдут маршрут, возьмут преграды

Что уготованы судьбой.

5
Какая радость, мы, как дети,
В азарте спорта и игры.

Забыв сейчас, про всё на свете,

Турслет –един, едины-мы.
6
Прошедший год - за поворотом,
Несёт нас прошлого волна,
Забудь, вчерашние заботы,

Здесь на турслете - тишина.

7
Здесь- море свежих ощущений,
Здесь- дом открытый(шатер) для друзей.
Здесь -радость встречи и общенья,

Расслабься, станет веселей!

8
Пусть время бьёт и время лечит,
За поворотом поворот,
Рюкзак нам расправляет плечи

И греет душу наш турслет!

В конце выступления


Мы сегодня на турслете

Всех спешим поздравить дружно.
Всем желаем оптимизма-
Это в жизни очень нужно.
Ярких, радостных событий,
Летом, много дел полезных,
Удивительных открытий,
Ну, и отдыха конечно!

Оформление бивака

Приложение:

Таблички к оформлению бивака

(На все таблички добавляются соответствующие картинки)

Турбаза отдыха

"Алейские кущи"

Парк-отель

«Благодать»,

гостиничный комплекс


Спа салон

"Спящая красавица"

Красота и молодость

Скидки постоянным клиентам.

Цена договорная, возможен бартер

Ресторан "Плакучая ИВА"

Кейтеринг, выездное ресторанное обслуживание!!!

Шведский стол.


Мы предоставим вам сервисное обслуживание

на уровне лучших западных стандартов!

_________________________________________________________

Ресепшен

Не проходите мимо!

Проверим Вас на вирусы и

направим куда надо…

В райский уголок,всем гостям рады!!!

Сопровождение к конкурсу биваков. (Рассказ "гида")

Турбаза «Алейские куши» расположена среди дубрав на берегу Алея.Лучше места для активного отдыха , чем, «Алейские куши»на свете нет.Это - настоящий рай для тех, кто любит природу и острые ощущения, кто любит общение что-то новое и мечтает о захватывающих приключениях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» Г. БРЯНСКА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

РАЗРАБОТАЛА: педагог

дополнительного образования

Стасишина Н.В.

г. Брянск - 2015 год

Конспект занятия по теме

«Бивуак. Организация бивачных работ».

Цель занятия : Способствовать формированию умений и навыков, необходимых для выбора

бивака в походных условиях.

Задачи занятия:

- ознакомить детей с понятием бивака, требованием к биваку;

Формирование умений и навыков бивачных работ;

Развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

Способствовать развитию логического мышления, памяти и

внимания учащихся;

Оборудование:

    Плакат с биваком.

Тип занятия: комбинированное.

Литература: 1. Бардин К. – «Азбука туризма», - М.: Просвещение, 1981 г.

2. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., - «Туризм в школе» - М.;

3. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г., - «Физическое воспитание», -

Изд-во «Высшая школа»,- М.; 1989 г.

4. Кравченко И.А., Малеева И.А., - «Памятка руководителю похода», - Областная

детская экскурсионно-туристская станция, - г. Брянск 1963 г.

5. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.

6. Рыжавский Г.Я.,- «Биваки», - М.; ЦДЮТ, 1985 г.

7. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г.

План занятия

    Подготовительная часть. (3)

    Объяснение новой темы: (30)

Изложение новой информации;

Практическая работа с дидактическим материалом. 4. Закрепление изученного материала. (8)

5. Подведение итогов занятия. (2)

6. Организационный момент. (2)

Ход занятия

1. Подготовительная часть:

Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности

Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку эмоционального состояния, предлагая изобразить рожицу на карточках.

Обратить внимание

на готовность к

занятию, форму

одежды занимающихся.

Рисуют своё настроение на начало урока.

2. Проверка знаний по предшествующей

теме:

Прежде, чем мы с вами начнем рассмотрение

Нового материала, мы должны вспомнить, какую тему мы рассматривали на прошлом занятии.

Ответ: Установка палатки. Укладка в ней вещей.

Для проверки знаний, я предлагаю вам ответить на ряд моих вопросов.

1. Какие приспособления надо для того, чтобы поставить палатку?

Ответ: Палатка, тент для палатки, набор колышков 10 -12 шт, стойки.

2. Для чего служит палатка?

Ответ: Палатка используется туристами для сна, отдыха и укрытия от

непогоды.

3. По каким конструкциям подразделяются палатки?

Ответ: По конструкции палатки подразделяются на каркасные,

полукаркасные и бескаркасные.

4. Ваши действия по установке палатки?

Ответ: Сначала растягивается дно, закрепляется по углам

колышками. Затем собираются стойки, устанавливают конек

и натягивают его. Натягиваются боковые скаты палатки.

5. Какие же требования должны быть к палатке?

Ответ: небольшой вес, непромокаемость, хорошая теплоизоляция, ветроустойчивость, быстрота установки и разборки, комфортность, прочность, удобство переноски в рюкзаке, защищенность от проникновения гнуса.

6. Для чего служит тент на палатке?

Ответ: защищает от сырой погоды.

3. Объяснение новой темы:

Изложение новой информации:

Сегодня на занятии мы рассмотрим новую тему:

«Бивак. Организация бивачных работ».

Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха. Бивак – это дом, в котором мы живем во время похода.

День близится к вечеру, пора подумать о ночлеге. Останавливаться на ночлег надо не позже чем за 1,5-2 часа до наступления темноты. Последний переход перед ночлегом не обязательно выдерживать 40-45 минут.

ТРЕБОВАНИЯ К БИВАКУ:

    Безопасность.

Нельзя: - выбирать место вблизи населенных пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, газопроводов, под ЛЭП; в районе пасек, скоплений муравейников, в сырых низинах, где могут быть змеи;

2. Вода – без нее на биваке не обойтись, она должна быть чистой, проточной, вытекать не из населенного пункта. Идеально – если это

Тему занятия написать на доске.

Занимающиеся записывают в тетради.

родник. Останавливаясь на реке, вдоль которой имеются населенные пункты, бивак следует разбивать выше по течению от деревни, водопоев и бродов.

3. Дрова: На биваке должно быть достаточно топливо (сухостой, поваленные сухие деревья) желательно хвойные деревья.

4. Место должно быть ровным, сухим, удобным, рано освещаемом солнцем (восточные склоны холма, восточная опушка леса, берег реки и т.д.). Здесь быстрее просыхает роса на траве и палатках. Место ночлега лучше выбирать в редком хвойном лесу, где почва засыпана опавшей сухой хвоей, а ветки деревьев не могут загореться от костра. Хорошо если место защищено от ветра густыми зарослями.

5. Выбирая место бивака, надо подумать: «А что если…»

а) ночью будет гроза;

б) сильный ветер;

в) сильный дождь;

6. Место бивака должно быть сухим, удобным, красивым.

Планирование бивака.

Для устройства бивака также предъявляются свои требования, которые по возможности надо соблюдать, особенно если бивак планируется не на одну ночь, а на две или даже на три.

Палатка, кухня, место для дров и т. п. должны располагаться компактно. Палатки ставятся на сухом, возвышенном, хорошо продуваемом ветром месте, чтобы не мучили комары. Место установки палаток предварительно очищают от камней, веток, шишек. При ветре палатки ставят так, чтобы ветер дул в заднюю стенку. Палатки располагаются ближе друг к другу – всеми выходами к костру, на безопасном от него расстоянии (не менее 5 метров). Желательно входы в палатки ориентировать на открытое место – опушку леса, реку, озеро – лучше на восток или юг.

Костер следует размещать так, чтобы не было опасности загорания веток деревьев, сухостоя, кустарника, сухой травы.

Санитар должен обследовать окрестности лагеря и выбрать на расстоянии 70-100м от его центра укромные места – в густых зарослях, а еще лучше в неглубоких сухих овражков. Кроме того, санитар должен найти естественное углубление или выкопать в отдалении от костра и палаток ямку, куда будут сваливаться отходы – остатки пищи, консервные банки, другой мусор.

На водотоке, которым будет пользоваться группа, ответственный дежурный по биваку должен наметить три места: самое верхнее по течению – для забора воды на кухню, ниже – для умывания и мытья ног и

еще ниже – для мытья посуды и стирки снаряжения. На горных реках с очень быстрым течением подобная планировка не имеет смысла.

Организацию бивачных работ руководитель должен продумать заранее, во время движения по маршруту, чтобы максимально возможное число дел выполнялось параллельно, то есть одновременно.

При благоприятной погоде первоочередными будут заготовка дров и разведение костра, а уж потом, когда дров соберется достаточно и их

Записать в тетради.

Записать в тетради.

Записать в тетради.

хватит не только на вечер, но и на приготовление завтрака, начинается установка палаток. Если же небо грозит дождем или он уже начинается, надо быстро поставить палатки, укрыть в них рюкзаки, а потом всем пойти за хворостом.

По прибытию на бивак группе дается 5-10 минут для отдыха. В это время участники достают из рюкзаков все, что нужно дежурным по кухне: ведра, хозяйственный мешок, продукты, топоры, пилу. Ответственный дежурный по биваку определяет очередность работ, распределяет наряды, указывает, куда складывать сучья, где будут костер и места для палаток.

За дровами идут все, кроме дежурных поваров, кострового и ответственного по биваку, который следит за ходом работ, отмечает, кто, как трудится, и решает, мало еще или уже достаточно принесено дров. Бригада дежурных по кухне в это время раскладывает свое хозяйство, оборудует костер, готовит растопку, приносит воду и т.д.

И только после того, как у костра будет достаточное количество дров для приготовления ужина, половину группы можно оставить в лагере для установки палаток, а остальные продолжают заготовку дров для вечернего костра и приготовления завтрака.

Все бивачные работы нужно заканчивать до ужина, утром – до завтрака.

Свертывание бивака.

Утром, до укладки рюкзаков, завхоз по питанию предупреждает, кто какие продукты дает на обед, чтобы их не убирать в глубину рюкзака.

Работы по разбивке и свертыванию бивака, включая приготовление и прием пищи, не должен занимать более 2 часов. Все зависит от четкости и слаженности работы.

Дежурных поднимают за 1,5 -2 часа до общего подъема. С вечера они должны приготовить все для утренних работ: чистую посуду, ведра с водой, получить у завхоза все необходимые продукты. Надо не забыть и такие «мелочи», как соль, спички, ножи, сухую растопку и т. д. Все это они складывают в своей палатке. Поднимаются тихо, работают тихо, чтобы не разбудить товарищей. Им следует с вечера не забыть укрыть дрова, чтобы не промокли в случае дождя.

Пока дежурные готовят завтрак, остальные после подъема, уборки территории, зарядки собирают рюкзаки, снимают палатки. После завтрака котелки чистят новые дежурные, а старая смена за это время успевает уложить свои рюкзаки. Вот почему дежурство лучше передавать после завтрака. Новая смена дежурных заботится и о костре (заливает водой, укладывает дерн).

Руководитель объявляет время выхода. Сушить вещи надо с вечера в стороне от костра, а утром на ветру и солнышке досушить.

Туристы должны с первых выходов в поход усвоить правило: «место привала должно быть убрано идеально»:

Кострище заложить снятым дерном и полить;

Банки (предварительно обожженные на огне) и другой мусор

закопать;

Все, что горит (бумага, щепки и т.п.), - сжечь;

Остатки дров сложить аккуратно под деревом – ими

воспользуются другие туристы;

Бивак свернут. Костер загашен. Командир или кто-то из назначенных им ребят быстро проверяет место – все ли сделано, убрано, ничего ли не потеряно.

Записать в тетрадь.

4. Закрепление нового материала.

Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили

сегодняшний материал, предлагаю каждой команде составить по два вопроса.

    Какую тему мы прошли на занятии?

Ответ: Бивак. Организация бивачных работ.

2. Что такое бивак?

Ответ: Бивуак – это место размещения (стоянка) туристской

группы для ночлега и отдыха.

3. Перечислите требования, предъявляемые к биваку?

Ответ: наличие воды, дров, безопасности, место.

4. Как и на каком расстоянии устанавливаются палатки?

Ответ: Палатки располагаются ближе друг к другу – всеми

выходами к костру, на расстоянии не ближе 5 метров.

5. А что если ночью гроза?

Ответ: это значит, нельзя разбивать бивак у одиноко стоящих деревьев, на вершине холма, чтобы избежать при грозе опасности поражения молнией;

6. А что если сильный дождь?

Ответ: это значит, надо разбивать лагерь в некотором отдалении от реки, на возвышенной площадке, чтобы поднявший уровень воды нас не подмочил.

7. А что если сильный ветер?

Ответ: это значит, нельзя разбивать бивак рядом с сухостойными, наклонившимися, подрубленными или подгнившими деревьями, которые могут рухнуть;

8. Во сколько надо заканчивать все бивачные работы?

Ответ: Все бивачные работы нужно заканчивать до ужина, утром –

до завтрака.

Обратить внимание на правильные ответы.

5. Подведение итогов занятия.

Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, проводит диагностику настроения, даёт установку на следующее занятие.

Оценить работу каждого занимающегося.

Зарисовать настроение на конец занятия.

6. Организационный момент.

Педагог рассказывает дальнейшие планы на предстоящую неделю.