Разница между менеджментом и управлением. Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях

Когда простой нормальный человек заходит в интернет, у него может сложиться впечатление, что менеджмент и управление – это практически одно и то же. В принципе, эти два понятия связаны между собой, одно вытекает из другого. Попробуем разобраться на простых примерах, применяя особенности нашего менталитета.

Что такое управление

Управление – это воздействие на объект, для достижения каких-либо целей. Объекты бывают:

  1. Группы людей (государство и политика)
  2. Предметы и механизмы.
  3. Организации.
  4. Коммуникация.
  5. Информация.
  6. Финансы.

В нашем случае будем руководствоваться управлением в организации (на предприятии).

Что такое менеджмент

Менеджмент – это совокупность различных способов управления , то есть, говоря простым языком, это наука о том, как сделать управление более эффективным.

Как это происходит на практике? Допустим, вы руководитель небольшого бизнеса и у вас малое предприятие (10 – 20 человек, возможно чуть больше). Вы здесь царь и бог. Вы наделены полномочиями, чётко знаете, чего хотите и требуете исполнения поставленной задачи от подчинённых. Вы здесь одновременно выступаете в роли предпринимателя, разрабатываете и контролируете различные способы по улучшению работы вашей фирмы.

Если же бизнес становится более крупным, то без заместителей (эффективных менеджеров) вам не обойтись, потому что большие организации нуждаются в больших объёмах управленческой работы. К тому же одной из основных функций руководителя предприятия является ведение переговоров с другими организациями. А это занимает по некоторым данным более половины рабочего времени руководителя организации.

Особенности менеджмента за рубежом

Немецкий менеджмент характеризуется:

  • Модернизацией производства, длительным процессом внедрения новых технологий.
  • Прагматизмом, отличной дисциплиной, дальновидностью.
  • Руководство компанией осуществляется двумя структурами: наблюдательным советом и правлением.

Американский менеджмент руководствуется следующими понятиями:

  1. Менеджеры действуют прямолинейно, прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах.
  2. Менеджеры сразу переходят к самой сути вопроса.

Японский менеджмент имеет следующие особенности:

  • Использует практику пожизненного найма.
  • Рабочее время нужно проводить только в форменной одежде.
  • Организация общей столовой для руководителей и рабочих.
  • Обязательное награждение за успехи в труде.

Западная модель менеджмента в целом характеризуется:

  1. Принцип единоначалия руководителя в принятии решения.
  2. Отсутствие у сотрудников чувства преданности к работе.
  3. Разграничение личных и деловых отношений.

Можно сделать вывод, что каждая модель менеджмента приводит к разному уровню эффективности организации.

Чем отличается менеджмент от управления

  1. Понятие менеджмент чаще всего используется в производстве, торговле и т. д., то есть в тех сферах жизнедеятельности человека, которые приносят прибыли, а управление к любым воздействиям субъекта на объект (управление экскаватором, государством и предприятием в том числе).
  2. Управление – понятие более старое и обширное , а менеджмент – лишь составная часть способов управления.
  3. Менеджмент – способ воздействия на социально-экономические составляющие человеческой жизнедеятельности при помощи науки. Управление – совокупность наук, отличающихся разными подходами или методами.

Способы управления в наших организациях

Хороший менеджер должен понимать взаимосвязь всех производственных процессов , владеть текущей ситуацией на предприятии, прогнозировать состояние рынка (спрос, предложения). Самое главное владеть искусством управления персоналом, быть своего рода психологом. Ведь не секрет, что в процессе производства могут возникнуть противоречия с профсоюзами, трудовым законодательством, интригами которые всегда имеют место в любом трудовом коллективе.

Пример из жизни: В нашем предприятии А имеется несколько производственных участков, выпускающих различные виды продукции. Все мощности загружены до предела. В этот момент заместителю по коммерции попадается срочный заказ, на котором фирма может неплохо заработать.

Менеджер начинает лихорадочно соображать: «Ага, на участке металлообработки у меня имеется карманный мастер. Неплохой семьянин, ответственный работник, знающий всю подноготную производства. Всё бы ничего, но есть большой минус – запой раз или два в году уже давно должен был поставить крест на карьере начальника цеха». Но у управленца на сей счёт другое мнение. Он знал, что начальник цеха металлообработки, чувствуя свою вину, выполнит срочный заказ вовремя не в ущерб всему производству, что мастер будет в буквальном смысле жить в цеху в дополнительное время и выходные дни и отыщет способ уговорить рабочих поработать сверхурочно. Что мы имеем в результате:

  1. У предприятия образовалась сверхзапланированная прибыль.
  2. Показатели растут, директор доволен.
  3. У заместителя директора прибавилось наличных (заказ то ведь срочный, а за скорость можно и заплатить).
  4. Рабочие получили премию.
  5. Начальник цеха немного реабилитирован (по крайней мере, пока).

Итог: из приведенного примера следует, что наш менеджмент несколько отличается от японского, немецкого или американского. Нашим управленцам иногда приходится находить нестандартные решения, хотя мировой опыт никто не отменял и желательно использовать его по максимуму.

В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Это наглядно показывает пример с лодкой. Предположим на лодке плывёт группа матросов, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с манёврами парусов, чтобы судно держалось курса,- группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберётся до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут её ветер и течение (то есть внешняя среда).

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

Менеджмент (англ. management - управление, организация) - особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов.

Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.


Менеджмент.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент - это управление: самим собой, коллективом людей и человеко- машинными системами, к которым относятся практически любые организации. Теория управления людьми позволяет понять, что управление это не только принуждение с помощью административно-правовых, организационно- распорядительных и экономических методов, но и менеджмент персонала - обеспечение роста сотрудников в организации и их адаптация в коллективе. Менеджмент организации в соответствии с многообразием управленческих функций включает следующие виды менеджмента: оперативный, стратегический, инновационный, финансовый.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:
чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности (а не только на доходы ее владельцев) и выполнение какой-то миссии;
чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия.

Бизнес - это вид экономической деятельности, направленный на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Основными формами организации бизнеса являются индивидуальное предпринимательство, партнерство и корпорация.

Менеджер имеет дело в основном с корпорациями. Корпорация является юридическим лицом, отделенным с позиций хозяйственного права от ее владельцев. Права владения корпорацией отдельными лицами определяются количеством акций-долей капитала. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпораций, определяемую их вкладом в акции. Акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не собственник вложенного капитала, а держатель права получать дивиденды и принимать участие в управлении делами компании.

Задача управления коллективами людей существовала всегда, как и были организации, в которых можно было выделить уровни управления. Ставилась цель с помощью организации заработать больше денег или получить политическую власть. Однако законы управления не изучались. Гениальные организаторы решали все вопросы интуитивно.

В 1911 г. Фредерик Тейлор учреждает Общество содействия научному менеджменту и публикует книгу: "Принципы научного управления". Он исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов и управление рабочими в плане их обучения может внести существенный вклад в успех организации.
Можно выделить несколько различных школ управления: школа научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческая, а также наука управления, которая включает количественный, процессный, системный и ситуационный подход.

Управление.

Под парадигмой управления понимается система взглядов, определяющая стержень мышления управленцев и экономистов. В плановой экономике парадигму управления составляли: политизация, концентрация производства, монополизация, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого государственного комплекса страны.

При переходе к рыночным отношениям формируется новая парадигма управления. Суть ее в следующем: гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанного на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Вмешательство государства допускается в следующих сферах: государственная поддержка науки, социально-экономическая сфера, структурно-инвестиционная, валютно-финансовая, научно-техническая. Рычагами управления в этом случае являются государственные заказы, лицензирование импорта и экспорта, установление кредитных ставок, стимулирование рационального использования ресурсов. Признание внерыночными следующих сфер хозяйствования: экология, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурно-региональных диспропорций, развитие эффективных международных отношений.

Если рассматривать управление как науку, то управление - это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.Управление подразумевает способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Управление это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Процесс управления представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". Аппарат управления это совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

В управлении выделяют текущее, оперативное управление. Оперативное управление - управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.

Органами управления являются организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.

В процессе управления возникают различные отношения управления, которые заключаются в отношениях между людьми в процессе управления, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления. По своему содержанию отношения управления могут быть экономическими, организационными, социальными и пр. Различают также формальные и неформальные отношения управления. Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Выделяют следующие функции управления:

Определение целей и планирование;

Организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей;

Учет и контроль исполнения.

Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и не руководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга. Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги.

Рисунок1.Уровни управления.

Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления. На рис. 1 приведен один из вариантов описания уровней управления.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Простой пример: капитан в армии - это младший офицерский состав, а во флоте - старший. В некоторых компаниях продавцов называют региональными, или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

Размер организации - это лишь один из нескольких факторов, которые определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов. Существует много примеров весьма преуспевающих организаций с гораздо меньшим количеством уровней управления, чем в значительно более мелких организациях. Римская католическая церковь - организация, насчитывающая миллионы членов - имеет только четыре уровня между Папой Римским и приходским священником. Некоторые крупные фирмы розничной торговли- также известны тем, что имеют очень небольшое число уровней управления в противоположность другой успешно действующей организации - армии США. В ней имеется 7 уровней и 20 рангов, отделяющих генерала от рядового в батальоне, численностью 1000 человек.

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.

Краткое описание

В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Это наглядно показывает пример с лодкой. Предположим на лодке плывёт группа матросов, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с манёврами парусов, чтобы судно держалось курса,- группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберётся до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут её ветер и течение (то есть внешняя среда).

Буквальный перевод слова "менеджмент" (англ.) означает управление. Сходство понятий "управление" и "менеджмент" технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организационных структур и т. д. Однако их содержание и степень использования в централизованно планируемой и рыночной экономиках различно (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика понятий "управление" и "менеджмент"

Признаки

Управление (в плановой экономике)

Менеджмент (в рыночной экономике)

1. Объем понятия

Управление процессами в обществе, в технике, в природе

Менеджмент - управление фирмами (предприятиями организациями)

2. Регулятор производства

3. Функции органов управления вышестоящих организаций

Контрольно-распределительные

Регулирующие и консультативные

4. Использование методов

Преимущественно административные

Экономические,

социально-психологические.

административные

5. Собственность

Государственная

Многообразие форм собственности

6. Критерий оценки управленческих решений

Социальный эффект

Экономическая целесообразность

7. Интерес предприятия

Выполнение плана

Получение прибыли

8. Элементы механизма функционирования пред­приятия

Соревнования и гласность

Конкуренция и коммерческая тайна

Э. Тип руководителей

Демократический

10. Принцип управления

Централизация

Децентрализация

11. Человеческий фактор

Инициатива "наказуема"

Активизация человеческого фактора

Одновременное употребление данных понятий в деловой лексике продиктовано рядом причин. В частности, этим под­черкивается продвижение отечественной экономики по пути рыночных отношений. Это удобно при общении с зарубеж­ными партнерами, поскольку "менеджмент" - слово интер­национальное. С учетом изложенного вполне правомерно упот­ребление понятия "управление" в современных условиях, имея в виду его "рыночное" смысловое содержание.

Необходимо отметить, что ряд приведенных признаков на различных этапах социалистического хозяйствования про­являли себя по-разному, в том числе положительно (напри­мер, гласность, соревновательность, человеческий фактор).Но особенно яркие негативные черты они приобрели в семи­десятые - восьмидесятые годы прошедшего столетия, в так называемый "застойный" период.

3. Методологические основы менеджмента

В менеджменте различают:

методы управления;

методы науки управления.

Под методами управления понимаются способы решения практических управленческих задач.

Методы науки управления - это способы решения про­блем управления.

Совокупность методов, изучающих многообразные пробле­мы менеджмента, составляют его методологическую основу.

В менеджменте следует также учитывать различия в по­нятиях:

    научное управление;

    научные основы управления.

Научное управление содержит качественную оценку со­стояния управления в конкретном предприятии, которая от­ражает степень соблюдения руководителями в практической работе требований экономических законов, принципов ме­неджмента и существующих научных рекомендаций.

Научные основы управления - это система научных зна­ний, составляющих теоретическую основу управления. Она включает: собственно теорию управления (функции, мето­ды, принципы, структуры) и отдельные разделы других наук (психологии, права, статистики, экономики, социологии, информатики, этики, математики). Поэтому менеджмент характеризуется еще каккомплек­сная наука, возникшая на стыке различных областей науч­ных знаний. Выделяют также в менеджменте понятиеискусства управления, что означает высокую степень мас­терства, достигнутого в практической управленческой дея­тельности за счет приобретения опыта и теоретических зна­ний.

Основополагающим методом менеджмента является диа­лектический, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости.

В рамках данного метода используются методы научного познания: наблюдение, сравнение, индукция, дедукция, эк­сперимент и др. Значительную роль играют методы наук, со­ставляющих научные основы управления: экономические, психологические, социальные, правовые.

Важное место в управлении отводится программно-це­левому методу, который используется для решения глобаль­ных проблем межотраслевого и долговременного характера. В зависимости от используемых методов и обстоятельств в практическом менеджменте выделяют такие его виды, как управление по целям, опережающее управление, страте­гическое управление, ситуационное управление, контрол­линг.


Отличие менеджмента от управления

Управление целенаправленный процесс, характеризующийся воздействием субъекта управления на объект управления. Субъекты управления – физические и юридические лица, которые имеют власть, оказывают воздействие (менеджеры), (организации). Объекты - физические и юридические лица, качество продукции, различные социальные экономические процессы: технологии (продаж), инновации, различные группы людей. Управление имеет три характерные особенности : 1 .Целенапрвленность процесса, требующего глубокого анализа, разработки и постановки глубоких целей. 2 .Неприрывность – нужно управлять постоянно. 3 .После истечения определенного периода обязательно осуществить сопоставление полученного результата с поставленной целью (результат может не соответствовать. Чем точнее результат соответствия поставленной цели, тем выше качество управления). Управление – глобальный процесс, осуществляемый на различных территориях, странах, в различных отраслях, системах. Менеджмент – управление конкретной организацией в рыночных условиях. Научное определение термина Менеджмент – это процесс оптимизации (эффективного использования) человеческих, материальных, финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Оксфордский словарь – менеджмент – способ манера общения людьми, власть и искусство управления, особого рода умения, административные навыки, орган управления административной единицей. физические и юридические лица. Менеджмент – область деятельности, сочетающая искусство и науку и демонстрировать растущий профессионализм. Менеджмент (как научная дисциплина) – совокупность принципов метода и средств управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии и развития организации (т.е. согласованного и эффективного функционирования всех элементов внешней и внутренней среды). Перед менеджментом стоят две главные задачи : 1 .Тактическая – поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов (на период – 1 год). 2 .Стратегическая – развитие и перевод организации в качественно новое состояние (в состояние адаптации к изменяющейся внешней среде (стратегический период - > 3-х лет; бизнес – проекты – 1,5 года)). Тактическая задача – для реализации главной тактической задачи – необходимо заниматься конкретными видами деятельности, которые тоже являются задачами. 1 .Деятельность – предотвращение и устранение антагонистических, деструктивных конфликтов (Конфликты: конструктивные и деструктивные (серьёзные)). 2 .Снижение уровня загрязнения природной среды. 3 .Обеспечение – высокого качества выпускаемой продукции, услуг (высокое – сопоставимое продукции международной системы качества). 4 .Изучение – потребностей рынка (потребителей), продукции и услуг. 5 .Формирование – процесса сбыта произведенной продукции и услуг. 6 .Рациональное обеспечение организации всеми видами ресурсов (материальные, человеческие, финансовые, информационные) и их эффективное использование. 7 .Создание благоприятного отношения к продукции и коллективу (имидж). 8 .Формирование международных, региональных коммуникативных связей. 9 .Обеспечение безопасности экономики и инфо деятельности организации. 10 .Созданиепроцесса мониторинга (учет, анализ, оценка, прогноз) элементов внутренней и внешней среды организации. 11 .Построение надежных организационныхструктур управления (наличие структур подразделяет менеджеров, работников, связи между ними). 12 .Повышение производительности индивидуального и коллективного труда, управленцев и рабочих, производящих и реализующих продукцию и услуги. Предмет изучения менеджмента – особая разновидность организационных отношений между людьми, существующих в форме обмена инфо и связанных с руководством, деловыми, хозяйственными процессами в рыночных условиях. Содержание менеджмента: 1 .Наука и искусство управления – знать и применять на практике. 2 .Вид профессиональной деятельности и процесс принятия управленческих решений. Менеджмент требует не только высшего образования, но и дополнительного Вузовского образования. 3 .Менеджмент – как коллектив менеджеров, орг. в виде структуры управления. Одна из важнейших проблем деятельности менеджеров – повышение результативности их труда (прежде всего в принятии управленческих решений) – решается эта проблема с помощью разделения труда и специализаций. Существует вертикальное и горизонтальное разделение труда . Вертикальное – в виде пирамиды, иерархии, лестницы:

Вертикальное разделение труда

Менеджеры высшего уровня (6-10%)

Директора, президенты, Ген. директора, советы директоров. ↓

Менеджеры среднего уровня (60%)

Руководители структурных подразделений (отделов, филиалов и т.д.) ↓

Менеджеры низового уровня (30%)

Бригадир, мастер, Зав. секторов, ведущий специалист ↓

Неуправляющие (служащие, исполнители)

Экономисты, бухгалтера, секретари, продавцы, рабочие, специалисты

Три уровня менеджмента: 1.Руководители высшего уровня – различная сфера ответственности, реализуют стратегическую задачу (всей системой). 2. Руководители среднего и низшего уровней – реализуют тактическую задачу и оперативное управление. Вертикальное разделение труда – 3-и уровня управления (менеджмент) или разделение по управлению (пирамида). Руководители, выполняющие общие функции управления – планирование, организация, мотивация, контроль, координация – называются линейными (вертикальные). На ряду с линейными руководителями (как правило на среднем уровне), которые выполняют специальные функции управления: финансовую и т.д. – функциональные (вертикальные). Горизонтальное разделение труда – разделением по функциям. Особенности управляемого труда 1 .УТ – умственный труд: 3-и вида деятельности: а)организационно-административная + воспитательная ; б)аналитическая и конструктивная ; в)информационно-технологическая . 2 .УТ участвует в создании материальных благ и оказании услуг через труд других работников (опосредовано). 3 .Предмет труда – инфо. 4 .Средства труда – организационно и вычислительная техника (телефон, факсы, компы). 5 .Результат труда – управленческое решение.

1.Организация как сист. состоящая из внутренней и внешней среды

Внутренняя среда : 1 .Основные переменные : люди, цели, задачи, организационная структура, технологии; 2 .Анализ (в зависимости от выбранной стратегии, от условий работы, от передачи инфо, от экономичности): 2.1 .Персонал – количество сотрудников, их образование, квалификация, компетентность, способности, возраст, пол (личное дело); 2.2 .Структура – эффективность; 2.3 .Финансы?; 2.4 .Производство – какое оборудование, есть ли, нет ли, % износа, эффективность оборудования, выполнение плана пр-ва; 2.5 .Маркетинг – сбытовая деятельность (спрос), комплекс маркетинга (ассортимент – что, почему, цена, доставка, коммуникационная политика); 2.6 .Культура – проявления культуры, по структуре (элементы), эффективная ли, (кодекс корпоративной этики). Внешняя среда : 1 .Прямого воздействия - участники рынка: 1 .Потребители (население, Гос-во, предприятия, международные), 2 .Поставщики (прямые, косвенные), 3 .Конкуренты (прямые, косвенные), 4 .Система правоохранительных и законодательных органов (налоговая, санпеднадзор), 5 .Фин. институты (банки, инвесторы, кредитные организации), 6 .СМИ; 2.Косвенного воздействия (действует на перспективу) – факторы: 1.Политико – правовые (кодексы, законы), 2.Экономические (уровень платежеспособности, инфляция, стабильность валюты, возможность кредитования, экономические кризисы, уровень занятости населения), 3.Социально – демографические (численность населения, плотность населения, уровень дохода семьи, состав семьи, жизненный цикл семьи (9)), 4.Культурно – географические (отдаленность, традиции, национальные особенности), 5.Научно – технические (конъюнктура спроса, баланс спроса и предложения, емкость рынка (принципиально возможный объем продаж по каждому наименованию товаров и услуг на 1 г. вперед), у нас, у конкурентов, сводный анализ конкурентов «+» и «-»).6.Международные факторы в связи с глобализацией рынка (отсутствие территориальных барьеров, привлекательность внешнего рынка). Характеристики внешней среды : 1 .Сложность (огромное кол-во участников рынка, факторы, изменения, которые трудно учитывать; 2 .Изменчивость; 3 .Динамичность (изменения во времени, непредсказуемость); 4 .Неопределенность.

2. Законы объективного менеджмента

1 .Закон синергии - возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей это обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. В результате возникает реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, перекрывающий потери, связанные с ограничением их самостоятельности. 2 .Закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения - объединением, специализации - универсализацией, дифференциации - интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а также существенно увеличить общие возможности.

3 .Закон организации - требует сохранения пропорциональности между ней и ее частями при любых возможных изменениях. Это позволяет в наибольшей степени реализовывать имеющиеся возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать. 4 .Закон композиции - суть состоит в том, что функционирование всех без исключения частей организации в той или иной степени подчиняется общей цели. Индивидуальные же задачи каждой из них уточняют и детализируют ее. 5 .Закон самосохранения - предполагает, что любая организация, или ее отдельная часть, стремится сохранить себя как целое. Это требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, изменения границ, замены ключевых фигур и т.п., а также экономию ресурсов, расширение сферы деятельности. 6 .Закон информированности - утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения. 7 .Закон необходимого разнообразия - устойчивость функционирования организации требует, чтобы она выполняла некий минимальный набор различных видов деятельности и располагала специалистами различного направления и уровня подготовки. 8 .Закон онтогенеза (индивидуальное развитие, охватывающее все изменения от зарождения до окончания жизни). В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно меняющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

1.Закон отрицания; 2.Закон количественных изменений в качественные, 3.Закон единства и борьбы противоположностей, Борьба противоположностей – есть источник внутренних противоречий. 4.Законы управления: 4.1.Законы единства и целостности системы; 4.2.Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы (гибкость внутр. ресурсов и гибкость организации); 4.3.Необходимости разнообразия систем.

Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятия. 1 .пара категорий: объекты (6) и субъекты (5); 2 .виды – объекты менеджмента (4); 3 .ф-ции (3); 4 .принципы (2); 5 .методы (1). 1.Объектом менеджмента – является организация – сознательно скоординируемое сообщество людей для достижения определенных целей. 2.Субъектом менеджмента – менеджеры 3- уровней т.е. руководители, занимаемые посты, должности, наделенные правом, полномочиями для принятия управленческих решений в определенных сферах. 3.Виды менеджмента – специальные области человеческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента (чем должен заниматься менеджер, какими областями деятельности). На виды менеджер делится по признаку объекта : 1 .Общий (генеральный)→заключается в управлении деятельностью всей организацией или ее звеньев (ООО и т.д.); 2 .Специальный (функциональный)→заключается в управлении определенными сферами деятельности организации. Основные виды функционального менеджмента

Виды функционального менеджмента

Краткое содержание

1.Управление персоналом (человеческими ресурсами)

Направлен на эффективное использование кадров (поиск, отбор, обучение, повышение квалификации, стимулирование, оценка труда (аттестация), планирование численности)

2.Производственный менеджмент

Направлен на оптимизацию производственного процесса (экономия материальных затрат; максимальная прибыль)

3.Управление качеством

Направлен на обеспечение продукции соответствия требованиям Международной системы качества (конкурентоспособность)

4.Управление маркетингом

Направлен на нахождения наилучших способов взаимодействия организации с потребителями продукции и услуг (чтобы клиенты были довольны)

5.Снабженческо – сбытовой менеджмент

Направлен на торговые операции, заключение договорных отношений (на доставку сырья, продукции)

6.Финансовый М-т

Направлен на регулирование денежных потоков (бюджетов, планов, оценка фин. состояний)

7.Нологовый М-т

Самостоятельный

8.Эккаутинг (АФХД)

Управление процессом сбора, обработки и анализа данных о деятельности организации (производительность, сумма доходов, затрат, прибыль, рентабельность …) их сравнение с плановыми показателями, результатами деятельности др. организаций этой отрасли, а также со средними областными, средними республиканскими. Эта работа проводится с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и возможностей организации и разработка путей для рассмотрения проблем.

9.Иновационный М-т (новшество)

Направлен на создание, разработку, внедрение новых товаров и услуг, технологий. Оценить эффективность каждой инновации и затраты (срок окупаемости)

10.Риск М-т

Умение определить возможные риски, степень их вероятности – каждого, возможный размер убытков. Профилактика рисков (как избежать и минимизировать)

11.Экологический

Изучение, улучшение природной среды

12.ВЭД (международный)

Изучение разл. М-тов в разных странах

На виды М-т делится по содержанию : 1 .Нормативный – разработка и реализация, философия ор-ции (миссия), ее предпр-ой Х, необходимо знать и соблюдать нормативные и законодательные акты (кодексы, законы). 2 .Стратегический – М-т – разработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование, потенциал успеха, обеспечение стратегического контроля за реализацией стратегии. 3 .Оперативный М-т – это разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий. Черты эффективного м-ра – В международной практике приняты черты: ориентация на энергичное, быстрое действие, постоянный контакт с потребителем, предоставление сотрудникам определенной автономии порождающих их предприимчивость, ориентация на человека, как на главного источника высокой эффективности производительности, наличие немногочисленного, но труда высоко квалифицированного штата сотрудников . Эффективность м-та – результативность упр-ой деят-ти, критериями которой являются: 1 .Действенность – степень достижения цели орг-ции (план / факт результатов), 2 .Экономичность – соот. необходимого и фактического расхода ресурсов, 3 .Качество (продукта, услуги) – соот. хар-к товаров (услуг) стандартам и требованиям потребностей, 4 .Прибыльность – соот м/у доходами и суммарными издержками, 5 .Продуктивность – соот объема товаров и услуг за определенный период и затрат ресурсов соот данному объему трудовых, материальных, финансовых затрат, 6 .Качество трудовой жизни – условии труда (психики – физические, санитарные, эргономичность), 7 .Иновационная активность – результативность внедрения новшеств в различных функциональных областях дея-ти орг-ции (маркетинг, пр-во, оснащение). Экономические показатели эффективности управления: 1 .Эф-ть упр – Эу=П (прибыль)/Зу (Затраты на управление); 2 .Коэф. численности упр раб – Кч=Чу (численность управленцев)/ Ч (общую численность); 3 .Коэф. затрат – З упр/З (общие затраты); 4 .Коэф. затрат на упр на ед. выпуска продукции или услуги – Кз=З упр/выпуск продукции (∑). 5 .Коротковым предложена формула эффективности м-та (анализ, диагностика, проектирования): НЗ (Научные знания)+РП (Рецепты поведения)+ОСО (Осознание собственного опыта)+ПН (компетенция – практические навыки и умения)+ИУ (Искусство упр)

Эффективное управление – это целая система подходов и методов к упорядочению процессов в различных отраслях человеческой деятельности. Существуют различные воззрения на этот процесс, которые могут в корне отличаться друг от друга. Управление и менеджмент, по сути, понятия схожие, но есть между ними и ряд принципиальных отличий. Главным образом, они касаются разграничения понятий и их применения к конкретным областям человеческой жизни.

Определение

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Сравнение

Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

Выводы сайт

  1. Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.
  2. Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).
  3. Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.
  4. Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.