Пятое действие гроза краткое содержание. А.Н

» Островский

Драма в пяти действиях


Действие первое

Общественный сад на берегу Волги.

Сидя на скамейке, мещанин Кулигин восхищается Волгой. Прогуливающиеся Кудряш и Шапкин, услышав, как купец Дикой ругает своего племянника, обсуждают это. Кудряш сочувствует Борису Григорьевичу, считает, что Дикого нужно как следует напугать, чтобы не издевался над людьми.

Шапкин вспоминает о том, что Дикой хотел отдать Кудряша в солдаты. Кудряш уверяет, что Дикой его боится; Кудряш жалеет, что у купца нет дочери, а то бы он с ней развлекся.

Борис покорно выслушивает брань Дикого и уходит.

Бабушка невзлюбила отца Бориса за то, что тот женился на благородной. Жена Григория тоже все время ссорилась со свекровью. Молодой семье пришлось переехать в Москву. Когда Борис вырос, поступил в Коммерческую академию, а его сестра в пансион. Их родители умерли от холеры. Если дети будут почтительны к дяде, он выплатит им наследство, оставленное бабушкой. Кулигин считает, что Борис с сестрой не получат никакого наследства. Дикой ругает всех домашних, а они ничего ему ответить не могут. Борис старается делать все, что ему приказывают, но потом все равно не получает денег. Если Дикому перечит кто-нибудь, кому он не сможет ответить, то он срывает злость на домашних.

Странница Феклуша благословляет дом Кабановых и всю Русскую землю. Кабаниха одарила странницу. Она всегда подает нищим, а о своих родственниках совсем не заботится.

Кулигин мечтает найти деньги на модели и создать вечный двигатель.

Борис завидует мечтательности и беззаботности Кулигина. Борису же приходится губить свою жизнь, он в безвыходном положении, еще и влюбился.

Тихон пытается разуверить мать в том, что ему жена милее нее. Когда Катерина вступает в разговор, Кабаниха говорит, что Тихон должен держать жену в страхе. Тихон не согласен с ма терью, с него довольно, что жена его любит. Кабаниха говорит, что если он не будет иметь жесткой власти над женой, Катерина заведет любовника.

Тихону все время достается от матери из-за Катерины, он просит жену быть сдержаннее. Тихон уходит к Дикому пропустить рюмочку, пока не вернулась его мать.

Катерина рассказывает Варваре, как она жила у родителей, жалеет, что люди не могут летать как птицы. Катерина чует беду; признается Варваре, что любит другого, не мужа. Варвара, привыкшая ко лжи, обещает Катерине как-то поспособствовать ее свиданиям с избранником, но страх перед грехом заставляет «мужнюю жену» противиться.

Полусумасшедшая барыня, появившаяся в сопровождении двух лакеев, кричит, что красота ведет в бездну, грозит геенной огненной.

Катерина очень напугана словами барыни. Варвара успокаивает ее. Когда начинается гроза, Катерина и Варвара убегают.

Действие второе

Комната в доме Кабановых.

Глаша говорит Феклуше, что все постоянно ссорятся, а должны жить в мире. Феклуша отвечает, что идеальных людей не бывает, она и сама грешна: поесть любит. Странница рассказывает о других странах, людях, которые в них живут и правят. Все эти рассказы крайне далеки от истины, напоминают путаную сказку. Доверчивая Глаша считает, что если бы не странники, то люди так бы ничего о других странах не знали, а те их просвещают. Феклуша — образ суеверной бабы, живущей самыми дикими и отсталыми представлениями о мире. Однако все ей верят — пусть она даже рассказывает про людей с «собачьими головами».

Катерина говорит Варваре, что не переносит, когда ее обижают, старается сразу куда-нибудь исчезнуть. Она признается, что любит Бориса, который к ней тоже неравнодушен. Варвара жалеет, что видеться им негде. Катерина не хочет предавать Тихона. Варвара возражает ей, что если никто не узнает, то можно делать все что угодно. Катерина говорит Варваре, что не боится смерти и может покончить с собой. Варвара объявляет, что хочет спать в беседке, на свежем воздухе, и зовет Катерину с собой.

К Катерине и Варваре присоединяются Тихон с Кабанихой. Тихон уезжает и, следуя наставлениям матушки, наказывает жене, как она должна без него жить.

Оставшись наедине с мужем, Катерина просит его остаться. Но он не может не ехать, так как его послала маменька. С собой он ее взять тоже отказывается, так как хочет отдохнуть от ужаса домашней жизни. Катерина падает на колени перед мужем, просит взять с нее клятву верности.

При прощании с мужем Катерине приходится кланяться ему в ноги по наставлению Кабанихи.

Оставшись одна, Кабаниха сожалеет, что нет к старикам былого почтения, что молодежь ничего не умеет, но хочет жить самостоятельно.

Катерина считает, что убиваться за уехавшим мужем и выть на крыльце — только людей смешить. Кабаниха бранит ее за то, что она этого не сделала.

Катерина переживает отъезд Тихона, жалеет, что у них до сих пор нет детей. Говорит, что лучше бы в детстве умерла.

Варвара отпрбсилась спать в сад, взяла ключ от калитки, подложив Кабанихе другой, дала этот ключ Катерине. Та сначала отказывалась, потом взяла.

Катерина колеблется. Затем решает увидеться с Борисом, а потом ей будет все равно. Она оставляет ключ у себя.

Действие третье

Улица у ворот дома Кабановых.

Феклуша рассказывает Кабанихе о Москве: шумно, все куда-то торопятся, бегут. Кабановой дорог покой, она говорит, что никогда туда не поедет.

К дому подходит Дикой, бранится с Кабанихой. Потом извиняется, сетуя на свой вспыльчивый характер. Говорит, что всему причиной просьба работников выплатить зарплату, которую он добровольно отдать не может, из-за характера.

Борис пришел забрать Дикого. Он сетует, что не может поговорить с Катериной. Кулигин сетует, что пообщаться не с кем, по новому бульвару никто не гуляет: бедным некогда, богатые за закрытыми воротами прячутся.

Кудряш и Варвара целуются. Варвара назначает встречу Борису в овраге за садом, предполагая свести его с Катериной.

Ночь, овраг за садом Кабановых.

Кудряш играет на гитаре, поет песню о вольном казаке.

Борису не нравится место свидания, он ругается с Кудряшом. Кудряш догадывается, что Борис любит Катерину; говорит о глупости ее мужа и о злости свекрови.

Варвара и Кудряш идут гулять, оставляя Катерину наедине с Борисом. Катерина сначала гонит Бориса, говорит, что это грех, обвиняет его, что он сгубил ее. Потом признается ему в любви.

Кудряш и Варвара видят, что влюбленные обо всем договорились. Кудряш хвалит Варвару за ее затею с ключом от калитки. Договорившись о новом свидании, все расходятся.

Действие четвертое

Узкая галерея, на стенах которой изображены картины Страшного суда.

Гуляющие прячутся в галерее от дождя, обсуждают картины.

В галерею забегают Кулигин и Дикой. Кулигин просит у Дикого деньги на солнечные часы. Дикой отказывает. Кулигин убеждает его, что в городе нужны громоотводы. Дикой кричит, что громоотводы не спасут город и людей от Божьей кары, каковой является гроза. Кулигин уходит, ничего не добившись. Дождь кончается.

Варя рассказывает Борису, что после приезда мужа Катерина стала сама не своя, как сумасшедшая. Варвара опасается, что в таком состоянии Катерина может во всем признаться Тихону. Гроза возобновилась.

На сцене Катерина, Кабаниха, Тихон и Кулигин.

Катерина считает грозу Божьей карой за свои грехи. Заметив Бориса, она теряет самообладание. Кулигин объясняет народу, что гроза — это не кара Божья, что бояться ее нечего, что дождь питает землю и растения, а люди сами все придумали и боятся теперь. Борис уводит Кулигина, говоря, что среди людей страшнее, чем под дождем.

Люди говорят, что гроза эта неспроста, она кого-нибудь убьет. Катерина просит за нее молиться, потому как считает, что убить должно ее, так как она грешница.

Полусумасшедшая барыня говорит Катерине, чтобы та молилась Богу и не боялась Божьей кары. Катерина признается родным в грехе. Кабаниха говорит, что она всех предупреждала, все предвидела.

Действие пятое

Общественный сад на берегу Волги.

Тихон рассказывает Кулигину про поездку в Москву, что пил там очень много, а про дом родной ни разу и не вспомнил. Сообщает про измену жены. Говорит, что Катерину и убить мало, а он ее пожалел, только побил немножко по наказу маменьки. Тихон согласен с Кулигиным, что Катерину надо простить, но маменька приказала все время вспоминать и наказывать жену. Тихон доволен, что Дикой отсылает Бориса в Сибирь по делам. Кулигин говорит, что и Бориса надо простить. После этого случая Кабаниха стала запирать Варвару на ключ. Тогда Варвара убежала с Кудряшом. Глаша сообщает, что Катерина куда-то пропала.

Катерина пришла попрощаться с Борисом. Ругает себя за то, что навела на Бориса беду, говорит, что лучше бы ее казнили.

Приходит Борис. Катерина просит взять ее в Сибирь. Говорит, что больше не может жить с мужем. Борис боится, что их кто-нибудь увидит. Он говорит, что ему тяжело расставаться с любимой, обещает подавать нищим, чтобы они молились за нее. У Бориса нет той силы, с которой можно бороться за их счастье.

Катерина не хочет идти домой — и дом, и люди ей противны. Решает не возвращаться, подходит к берегу, прощается с Борисом.

Приходят Кабаниха, Тихон и Кулигин. Кулигин говорит, что последний раз Катерину видели здесь. Кабаниха настаивает на том, чтобы Тихон наказал Катерину за измену. Кулигин бежит на крики людей возле берега.

Тихон хочет бежать за Кулигиным, но Кабаниха, угрожая проклятьем, не пускает его. Люди приносят мертвую Катерину: она бросилась с берега и разбилась.

Кулигин говорит, что Катерина теперь мертва, и с ней могут делать ч го хотят. Душа Катерины на суде, и судьи там милосерднее, чем люди. Тихон обвиняет мать в смерти жены. Жалеет, что остался жив, теперь гму придется только мучиться.

События пьесы происходят в , в вымышленном городке Калинове, который расположился на высоком волжском берегу. В центре событий семья местной богатой купчихи и, по совместительству, законодательнице местной морали, Кабанихи. Действие происходит в общественном саду, на берегу Волги, где на сцене появляются все основные персонажи пьесы. Вначале местный механик-самоучка Кулибин обсуждает неподобающее поведение купца Дикого, богатея и самодура, с его молодым приказчиком Кудряшом и местным обывателем Шапкиным. К ним присоединяется Борис, родной племянник Дикого, который рассказывает, что его привело из в эту глушь и почему он вынужден терпеть выходки своего дяди. Дикой пообещал отдать положенную часть его наследства при условии, что Борис будет к нему почтителен. Кулигин утверждает, что вряд ли Дикой согласится добровольно отдать деньги, а Борис жалуется, что ему тяжело привыкать к обычаям, царящим как в доме дяди, так и в городе.
Следом появляется странница, которая расхваливает город за благолепие и, особенно дом Кабановой. На вопрос Бориса о семье Кабановой, Кулигин называет ее ханжой, которая “нищих одаривает, а домашних поедом ест”.
Появляется Кабанова, ее сопровождает дочь Варвара, довольно бойкая девушка, которая научилась скрывать от матери свои чувства. Сын Тихон, не особенно злой, но полностью находящийся под влиянием властной матери, который в ее присутствии не скажет поперек и слова. Вместе с ним его жена Катерина, молодая, скорее приятная, чем красивая, спокойная девушка. Она никак не может привыкнуть к строгим порядкам в семье своей свекрови, где никто не может высказать свое мнение и ей, после ее вольного детства, обстановка в семье мужа напоминает тюрьму.
Во время прогулки по бульвару, Варвара смогла выпытать тайну Катерины, которая признается, что ей очень понравился Борис, что он не такой как все и она чувствует в нем родственную душу. Варвара предлагает ей устроить свидание, но Катерина приходит в ужас от этого предложения и отказывается.
Напряженность ситуации усугубляется начинающейся грозой и городской сумасшедшей, которая при виде молодых девушек пророчит им адские муки, крича, что красота ведет в омут. Все это производит на Катерину гнетущее впечатление, и она торопится домой, чтобы помолиться и выпросить прощение за греховные мысли.
Проводив мужа в поездку, оскорбленная унижением, которое высказывает свекровь, Катерина соглашается встретиться с Борисом на тайном свидании.
Заключительное действие происходит в саду, где гуляют горожане и видны развалины с уцелевшей фреской, на которой изображена огненная гиена и опять вот-вот начнется гроза.
Катерина не в силах избавиться от чувства вины за измену. Прилюдно бросается ему в ноги и признается в своем грехе, чем вызывает гнев Кабанихи, ужас и смятение Тихона, досаду у Варвары, сожаление Бориса и злорадство обывателей.
Не выдержав чувства греховности за свой проступок и понимая, что никто не собирается помочь и поддержать, Катерина бросается с крутого волжского обрыва. Вот такое вот Краткое содержание пьесы

Действие 1

Общественный сад на берегу Волги.

Явление 1

Кулигин сидит на скамейке, Кудряш и Шапкин прогуливаются. Кулигин восхищается Волгой. Слышат, как в отдалении Дикой ругает своего племянника. Обсуждают это. Кудряш говорит, что Борис Григорьевич, сетует1 на покорность обывателей, что некому Дикого в темном переулке. Шапкин замечает, что кроме, которая делает то же самое, но под видом благочестия. Добавляет, что недаром Дикой хотел Кудряша в солдаты отдать. Кудряш отвечает, что Дикой его боится, так как понимает, что он свою голову. Жалеет, что у Дикого нет взрослых дочерей, а то бы он его.

Явление 2

Появляются Дикой и Борис. Дикой ругает Бориса, тот покорно слушает, Дикой уходит.

Явление 3

Борис рассказывает присутствующим о своей семье и домашних обстоятельствах. Бабушка Бориса (мать Дикого и отца Бориса) невзлюбила за то, что он женился на. Сноха со свекровью не ужились, так как снохе. Переехали в Москву, где растили детей, ни в чем им не отказывая. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра в пансионе. В холеру родители умерли. Бабушка в городе Калинове также умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить дядя, когда они вступят в совершеннолетие, но только на том условии, что они будут с ним почтительны. Кулигин замечает, что ни Борису, ни его сестре не видать наследства, так как ничто Дикому не помешает сказать, будто они были непочтительны. Борис делает, а жалованья не получает - разочтут в конце года, как Дикому будет угодно. Все домашние боятся Дикого - он всех ругает, а ему ответить никто не смеет. Кудряш вспоминает, как Дикого на перевозе обругал гусар, которому он не мог ответить тем же, и как потом Дикой срывал злость несколько дней на домашних. Борис говорит, что никак не может привыкнуть к здешним порядкам. Кулигин отвечает: Кулигин вспоминает, что Дикой ответил городничему, когда тот пришел к нему по жалобам работников, что их рассчитывают неверно:
Появляется Феклуша с еще одной женщиной. Феклуша говорит, что вокруг, что, благословляет, а особенно. У ходят.
Кулигин говорит о Кабанихе, что она, . Затем добавляет, что для общей пользы ищет перпетуум-мобиле (вечный двигатель), гадает, где бы достать денег на модели.

Явление 4

Борис (один) говорит о Кулигине, что он хороший человек - . Горюет о том, что придется загубить молодость в этой глуши, что.

Явление 5

Появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабаниха. Кабаниха пилит сына, что ему жена милее матери, что попробуй свекровь. Тихон пытается разуверить ее. Катерина вступает в разговор, но Кабаниха ее обрывает, сетует на Тихона, что не держит в страхе жену. Тихон отвечает: . Кабанова упрекает сына, что он. Тот отвечает: Кабанова замечает, что если жену в страхе не держать, она может завести любовника.

Явление 6

Тихон упрекает Катерину, что ему все время достается из-за нее от маменьки. Оставшись без присмотра маменьки, Тихон хочет пойти к Дикому выпить. Уходит.

Явление 7

Катерина и Варвара остаются вдвоем.

Катерина! Катерина вспоминает о том времени, когда она жила у родителей - ходила за водой, поливала цветы, потом с, странницами да богомолками шли в церковь - Ей снились необыкновенные сны, в которых пели, пахло кипарисом и т. д. Катерина говорит Варваре, что у нее ощущение, будто она стоит перед пропастью, чует беду. Признается, что у нее на уме грех. Варвара говорит, что после отъезда Тихона что-нибудь придумает. Катерина кричит:

Явление 8

Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями, кричит, что красота ведет в бездну, в омут, показывает на Волгу, грозит геенной огненной.

Явление 9

Катерина напугана. Варвара успокаивает ее, говорит, что барыня. Гроза, начинается дождь. Катерина пугается, они с Варварой убегают.
Действие 2

Комната в доме Кабановых.

Явление 1

Феклуша и Глаша беседуют. Глаша говорит, что, спрашивает, что бы им в мире не жить. Феклуша отвечает, что в миру без греха нельзя, говорит, что и за ней водится грех -г- любит. Говорит, что. Рассказывает, что есть страны, где. Феклуша уходит, Глаша одобрительно отзывается о странниках, которые рассказывают обо всем, .

Явление 2

Катерина рассказывает Варваре о том, как ее в детстве чем-то обидели и она выбежала на Волгу, села в лодку, а утром ее нашли верст за десять. Затем признается Варваре, что любит Бориса. Варвара говорит, что Катерина ему тоже нравится, только жаль видеться негде. Катерина пугается, кричит, что своего Тишу ни " на кого не променяет. Варвара спорит с ней, что можно делать. Катерина уверяет ее, что, если ей жизнь здесь опостылет, ее не удержат ничем - она или в окно кинется, или в Волге утопится. Варвара говорит, что, как Тихон уедет, она, зовет с собой Катерину.

Явление 3

Входят Кабаниха и Тихон, который собирается в дорогу. Каба-ниха говорит ему, чтобы он приказывал жене, как жить без него, затем сама произносит наставления, Тихон за ней повторяет. Вместе с Варварой уходит.

Явление 4

Катерина просит Тихона не уезжать. Тот отвечает: Катерина просит тогда ее взять с собой. Тихон отказывается, объясняя это тем, что ему надо отдохнуть от скандалов и всех домашних. Катерина умоляет мужа взять с нее страшную клятву, падает перед ним на колени, тот поднимает ее, не слушает, говорит, что это грех.

Явление 5

Приходят Кабаниха, Варвара и Глаша. Тихон уезжает, Катерина прощается с ним, Кабанова заставляет ее кланяться мужу в ноги, .

Явление 6

Кабаниха одна. Сетует на то, что старина выводится, что нет уже былого почтения к старикам. Молодые, по ее мнению, ничего не умеют, а еще хотят своей волей жить.

Явление 7

Кабаниха упрекает Катерину за то, что не простилась с мужем, как надо. . Катерина отвечает, что не умеет так и не хочет людей смешить.

Явление 8

Катерина в одиночестве сетует на то, что у нее нет детей. Жалеет, что не умерла в детстве, тогда бы она как бабочка летала с Цветка на цветок и т. д. Собирается ждать Тихона.

Явление 9

Варвара говорит Катерине, что она отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой Кабаниха обычно прячет, затем добавляет, что этот ключ унесла, а вместо него подложила другой. Дает этот ключ Катерине. Катерина кричит: , но ключ берет.

Явление 10

Катерина в одиночестве спорит сама с собой, держа в руке ключ, хочет его бросить, но потом прячет в карман. Решает увидеть Бориса, а там.
Действие 3

Улица у ворот дома Кабановых.

Явление 1

Феклуша говорит Кабанихе, что настали последние времена, что по другим городам: шум, беготня, езда беспрестанная. Рассказывает, что в Москве все торопятся, что и проч. Кабанова соглашается с Феклушей, заявляет, что никогда туда ни за что не поедет.

Явление 2

Появляется Дикой. Кабанова спрашивает, что он так поздно бродит. Дикой пьян, пререкается с Кабанихой, та дает ему отпор. Дикой просит у нее прощения, объясняет, что его с утра разозлили: работники стали требовать выплаты причитающихся им денег. . Жалуется на свою вспыльчивость, которая доводит его до того, что потом приходится прощения просить. Дикой уходит.

Явление 3

Борис говорит Глаше, что его из дома послали за Диким. Вздыхает, что никак не может повидать Катерину. Появляется Кули-гин, восхищается погодой, красивыми местами, потом добавляет, что, что. Бедным гулять некогда, а богатые сидят за закрытыми воротами, собаки дом стерегут, чтобы никто не видел, как они грабят сирот, родственников, племянников. Появляются Кудряш и Варвара, целуются. Кудряш уходит, за ним Кулигин.

Явление 4

Варвара назначает Борису встречу в овраге за садом Кабановых.

Ночь, овраг за садом Кабановых.

Явление 1

Кудряш играет на гитаре и поет песню о вольном казаке.

Явление 2

Появляется Борис. Пререкается с Кудряшом из-за места для свидания. Потом рассказывает Кудряшу, что любит замужнюю, которая, когда в церкви молится, похожа на ангела. Кудряш догадывается, что это, говорит, что, замечает, что.

Явление 3

Приходит Варвара, они с Кудряшом отправляются гулять. Борис и Катерина остаются вдвоем. Катерина: Обвиняет Бориса, что он ее загубил, боится будущего. Борис призывает ее не думать о будущем, . Катерина признается, что любит Бориса.

Явление 4-5

Приходят Кудряш и Варвара, интересуются, сладили ли влюбленные. Те отвечают утвердительно, удаляются. Кудряш с похвалой отзывается об идее лазить в садовую калитку. Через некоторое время Борис и Катерина возвращаются. Условившись о новом свидании, все расходятся.
Действие 4

Узкая галерея начавшей разрушаться постройки, по стенам которой изображены сцены страшного суда.

Явление 1

Идет дождь, гуляющие забегают в галерею, обсуждают изображения на стенах.

Явление 2

Появляются Кулигин и Дикой. Кулигин пытается уговорить Дикого пожертвовать денег на установление на бульваре солнечных часов. Тот ругает Кулигина, пытается от него отвязаться, говорит: . Кулигин объясняет Дикому, что необходимо в городе установить несколько громоотводов. Дикой кричит, что гроза - это наказание господне, а никакое не, обзывает Кулигина безбожником и татарином. Кулигин уходит ни с чем, бормоча про себя, что надо покориться, и обещая, что они поговорят, когда у него будет миллион. Дождь кончается.

Явление 3

Борис с Варварой обсуждают последние новости - приехал Тихон. Варвара сообщает, что Катерина сделалась сама не своя, . Варвара боится, что она. Опять начинается гроза.

Явление 4

Появляются Кабаниха, Тихон, Катерина и Кулигин.

Которая совсем не лучше Дикого. После чего появляются и сам Дикой с Борисом. Купец по обыкновению ругает своего племянника, упрекая его в том, что он постоянно попадается ему на глаза. Дикой удаляется, а Кулигин спрашивает Бориса, почему он при таком с ним обращении до сих пор живет у Дикого. Борис рассказывает о смерти своих родителей от холеры, вместе с которыми он жил в Москве. Сам он закончил Коммерческую академию, но после несчастья был вынужден переехать к Дикому, надеясь получить свою долю наследства бабушки. Но по завещанию Борис сможет получить деньги только в том случае, если будет почтителен к дяде. Кулигин советует Борису стараться угодить Дикому, Борис же ему отвечает, что ему даже домашние угодить не могут, и жалуется, что он чувствует себя в Калинове чужим и лишним человеком.­ На что Кулигин сетует: «И не привыкнете никогда, сударь... Жестокие нравы... в нашем городе, жестокие!».

Кулигин делает неутешительный вывод, что жителями Калинова в основном движут вражда и зависть, поэтому они постоянно клевещут даже на близких. Перед компанией предстает Феклуша вместе с некой женщиной, которая хвалит город и Кабановых. Этот факт удивляет Бориса, а Кулигин объясняет это ханжеством Кабанихи -­ “Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.­ Сам Кулигин хочет изобрести вечный двигатель и продать его англичанам за миллион, который потратит на пользу и развитие общества.

Появляется Кабаниха вместе с дочерью Варварой , сыном Тихоном и невесткой Катериной . Кабанова упрекает сына за слабохарактерность, считая его размазней, а надо, чтобы супруга его боялась.­ Затем, она уходит, а вскоре в гости отправляется и Тихон. Катерина,­ оставшись наедине с Варварой, начинает рассказывать о том, как ей было хорошо в родительском доме.­ “Да ведь и у нас то же самое”, - пытается поспорить Варвара. Катерина не соглашается и отвечает, что “Здесь все как будто из-под неволи”. Затем она делится своими переживаниями от походов в церковь, рассказывает о своих снах, в которых летала по воздуху. Катерина сожалеет, что сейчас такие сны снятся ей все реже. Ей кажется, что с ней происходит что-то плохое, что она будто над пропастью стоит и чувствует, что скоро умрет. Наконец, Катерина признается, что муж ей опротивел и любит она другого. Варвара ни в чем не винит Катерину, а, наоборот, обещает помочь ей устроить свидание, как только Тихон уедет. Слова Варвары пугают Катерину. Появляется Кабаниха и начинает грозить своей невестке: «Вон, вон куда красота-то ведет... В самый омут”. Начинается гроза, что еще больше пугает Катерину еще больше. Она объясняет Варваре, что смерть для нее не страшна, а боится она предстать перед Господом со своими грешными мыслями.

Действие второе

Действие начинается с разговора Глаши и Феклуши. Главной темой разговора становится отношения между членами семьи в доме Кабановой. Глаша жалуется на то, что родственники постоянно в чем-то подозревают друг друга, конфликтуют между собой. Феклуша отвечает, что в миру нельзя жить без греха и начинает рассказывать о далеких государствах, где “салтаны землей правят... и что ни судят они, все неправильно...» и земле, «где все люди с песьими головами… за неверность».

Входят Катерина и Варвара. Варвара говорит Катерине, что она слишком рано вышла замуж, а та ей отвечает, что во всем виновато ее горячее сердце, и в качестве примера приводит ситуацию из детства, когда она в обиде уплыла на лодке далеко в Волгу. Затем Катерина называет имя человека, которого она тайно любит – это оказывается Борис. Варвара передает поклон от него, но эта ситуация пугает Катерину, и она начинает уверять, что будет любить только мужа. Варвара отвечает, что можно делать все, что хочешь – главное, чтобы никто не узнал. Она начинает уговаривать Катерину заночевать с ней в беседке в саду после того, как Тихон уедет. Появляются Кабанова и Тихон. Кабаниха в связи с отъездом сына начинает давать указания своей невестке, а Тихон лишь тихонько повторяет их за матерью. Катерину эти наставления унижают. Но когда они остаются с мужем вдвоем, она начинает просить взять ее в поездку с собой. Но Тихон ей отказывает, мотивируя это тем, что мечтает вырваться на свободу, а жена будет лишь обузой. Катерина просит взять с нее клятву верности и падает перед ним на колени. Тихон поднимает ее. Появляются Кабаниха, Варвара и Глаша.­­­­­­

Тихон прощается, а Кабаниха отчитывает невестку за то, что та повисла на муже.­ И приказывает ей кланяться Тихону в ноги. Кабаниха недовольна поведением Катерины после отъезда мужа, считая, что любящая жена «проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце». Катерина отвечает, что не хочет смешить людей. Варвара, собираясь на прогулку, говорит Катерине, что эту ночь они проведут в сад, и вручает ей ключ от калитки. Катерина поначалу задумывает выбросить ключ в реку, но потом решает не обманывать себя и увидеться со своей любовью. «Будь что будет, а я Бориса увижу!», - говорит она себе. ­

Действие третье

Действие начинается со сцены на улице у ворот дома кабановского дома. На скамейке сидят Кабанова и Феклуша.­ Последняя предрекает близкий конец света, рассказывая о «грохоте», идущим по городам, о том, что «огненного змия стали запрягать», подразумевая железную дорогу. Появляется пьяный Дикой, который поначалу спорит с Кабанихой, но, получив жесткий ответ, просит ее не сердиться. Дикой жалуется на свою семью, говорит, что люди его сердят, требуя законных денег. А у него характер такой, что он не умеет добром расставаться с деньгами. Кабаниха отвечает, что он нарочно заводится, так как знает, что когда он зол, к нему никто не сунется. Кабаниха уводит Дикого закусить. Появляется Борис, который хочет выяснить, где его дядя. Узнав, что Дикой у Кабанихи, начинает мечтать о Катерине, в которую тоже влюблен, но видит ее обычно только раз в неделю. Навстречу ему попадается Кулигин, с которым они вместе идут на бульвар. Кулигин удивляется: «Вот какой,­ сударь, у­ нас городишко!­ Бульвар сделали,­ а не гуляют». Кулигин продолжает свой монолог, в котором упрекает горожан в том, что они запираются в своих домах и тиранят близких: «и что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По­ себе можете судить».­ Гуляют лишь парочки. Он видит Варвару и Кудряша – они целуются. Кудряш удаляется, а Варвара зовет Бориса. Кулигин уходит.­ Варвара говорит Борису, чтобы он приходил в овраг за садом Кабанова.­­­ ­

Ночь. Кудряш ждет свидания с Варварой. Появляется Борис, который отрывает душу товарищу и рассказывает о своей любви к замужней женщине. Кудряш догадывается, что он имеет в виду Катерину, но рекомендует ему отказаться от нее, так как Для Катерины это может кончится плохо. Выходит Варвара, которая советует подождать Борису.­ Варвара с Кудряшом уходят, и, наконец, появляется Катерина. Между ними происходит разговор, и Катерина, охваченная чувством, бросается на шею Бориса. “Не жалей, губи меня! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”. Возвращаются Варвара с Кудряшом. Назначается свидание на завтра. Затем все прощаются. ­

Действие четвёртое

Действие происходит на узкой галерее­ старинной, начинающего разрушаться здания с изображениями на стенах, которые представляют собой геенну огненную. Затем действие перемещается на бульвар, где начинается гроза. Итак, накрапывает дождь, и на галерее появляются Дикой и Кулигин. Последний пытается уговорить Дикого дать денег на устройство солнечных часов на бульваре. Дикой отвечает отказом, и говорит, что не доверяет Кулигину. Затем Кулигин предлагает установит громоотвод. Дикой отвечает, что “Гроза-то нам в наказание посылается». Дождь перестает. Дикой и все остальные уходят. Появляется Варвара, которая подзывает мимо проходящего Бориса.­ Она рассказывает ему о приезде Тихона, о том, что Катерина сделалась, словно помешанная. Варвара боится, что Катерина “бухнет мужу в ноги, да и расскажет все”. Борис просит отговорить Катерину от этого признания. Появляются остальные члены семьи Кабановых и Кулигин. Катерина видит Бориса и начинает рыдать, она боится, что молния станет карой за ее грехи и убьет ее. Борис с Кулигиным уходят. Появляется сумасшедшая барыня со слугами, Катерина, испугавшись, прячется. Барыня ругает за это Катерину, говоря: «За все тебе отвечать придется. От Бога-то не уйдешь!”. Катерина больше не может держаться и при всех рассказывает муже и Кабанихе, о том, что “все-то десять ночей гуляла” с Борисом. Кабаниха отвечает: «Куда воля-то ведет! Говорила я...”.­

Действие пятое

Декорации первого действия. Тихон, увидев сидящего на лавочке Кулигина, начинает с ним разговор. Сначала речь идет о его поездке в Москву, где он все время пьянствовал, чтобы на год вперед отгулять. Потом он начинает рассказывать о своих взаимоотношениях с Катериной, о том, что «маменька говорит: ее надо живую в землю закопать». По приказу Кабанихи Тихон даже немного побил жену, но, на самом деле, он любит и жалеет Катерину. Кулигин говорит, Катерину нужно простить, так как лучше жены ему не найти. Тихон и сам бы рад обо всем забыть, но только при маменьке это невозможно. Тихон также жалеет и Бориса, которого дядя на долгое время посылает работать в Сибирь. Появляется Глаша и сообщает, что Катерина пропала. Это известие очень пугает Тихона, так как он подозревает, что Катерина может наложить на себя руки. Все присутствующие уходят на ее поиски. Появляется Катерина, которая мечтает о встрече с Борисом, хочет попрощаться с ним. Она очень сильно переживает из-за того, что Борис из-за нее пострадал. Ее жалобы заканчиваются следующими словами: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!». Появляется Борис. Катерина хочет, чтобы в Сибирь они поехали вместе, но Борис не в силе взять ее с собой. Тогда Катерина просит, чтобы он в пути подавал нищим, чтобы они молились за нее. Они прощаются, после чего Катерина начинает думать о смерти и птицах, которые будут петь, совьют гнездо, заведут птенцов. О жизни ей думать не хочется, так как опротивел ей и дом, и стены, и люди. Она подходит к обрыву и навсегда прощается с уехавшим любимым: «Друг мой! Радость моя! Прощай!».

Сцену заполняют люди, среди которых Кабаниха и Тихон. Кабанова говорит сыну, что можно за Катерину не беспокоиться: еще долго с ней они будут мучиться. Доносится крик: «Женщина в воду бросилась!». Тихон рвется к своей жене, но Кабаниха пытается его удержать: «Прокляну, коли пойдёшь!». Появляется Кулигин, который держит на руках с помощниками мертвую Катерину. Он произносит: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Тихон бросается к телу Катерины, обвиняя при этом маму в ее смерти. Кабанова угрожает сыну разговором дома. Произведение завершается словами Тихона: ««Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.