Происхождение государства древних германцев и славян. Кто древнее — славяне или германцы

Германцы, подобно славянам, поздно выделились этнографически в глазах античных людей из окружающей массы варварских племен. Собственно говоря, их существование как самостоятельного этноса, отдельного от кельтов, впервые письменно зафиксировал Посидоний (135-51 гг. до н. э.). В середине I века до н. э. авторитет Цезаря ввел этноним «германцы» в литературную традицию, а спустя столетие обстоятельное этнографическое описание «Германии» сделал Тацит. Достоверные археологические свидетельства о германцах не уходят глубже VII в. до н. э. (ясторфская культура на территории Ютландии и прилегающих к ней земель).

Как видим, термины «германцы» и «Германия» в античной литературе чрезвычайно расплывчаты и никоим образом не могут быть полностью отождествлены с современным германским миром. Устоявшееся в науке мнение о «германстве» многих народов, особенно так называемых «восточных германцев», к которым прежде причисляли некоторые племена на территории Центральной Европы от верховьев Одера до низовьев Дуная, нуждается в пересмотре. В последнее время становится все более очевидно, что «ряд племен, которых древние относили к германцам, по-видимому, таковыми или вовсе не являлись, или представляли собой смешанное... население», в связи с чем раздаются голоса ученых «о неопределенности этнических границ, отделявших германцев от других народов» [Гуревич А.Я. Избранные труды. Т.1. М.; СПб., 1999. С. 30]. Германский этно-культурный фундамент средневековой Европы, еще недавно казавшийся незыблемым, с некоторых пор рушится на глазах, и ошемломление в научных кругах настолько велико, что видный немецкий археолог не совсем в шутку спрашивает: «Существовали ли вообще германцы?»

Древнегерманские племена не имели собственного общего для всех самоназвания. Первоначально «германцами» галлы называли одно из зарейнских племен и познакомили с этим названием римлян, которые перенесли его на все народы, обитавшие между Рейном и низовьями Дуная. Иначе говоря, для римских писателей германцами были все, кто не походил на кельтов («галлов») и ираноязычных кочевников («сарматов»). Очень показателен в этом отношении отрывок из Тацита о венетах. Римский историк причислил их (заодно с певкинами и финнами) к германцам лишь на том основании, что на кочевников-сарматов они похожи еще меньше. Из этого видно, что термин «германцы» в его устах - этнографический в самом широком смысле, так как народы в его сочинении классифицируются преимущественно по образу жизни и очень редко по языку и действительно установленному этническому родству или, наоборот, различию.

Поэтому не столь уж неожиданной и противоречивой выглядит славянизация в произведениях средневековых немецких писателей части античных «германских» племен. Так, жившие в Польском Поморье лугии становятся в немецких хрониках лужичанами, руги - руйанами, ранами, русами, силинги - слензянами, герулы - гаволянами, вельты - велетами, лемовии - лемузами, гелизии - геленсичами, хатты - хуттичами, дидуны - дедошанами, земноны - земчичами, варины - варнами (ваграми) и т. д. Примечательно, что о славянстве этих племен свидетельствуют прежде всего сами же немцы, в основном католические миссионеры, знакомые со славянами не понаслышке, - уж они-то, надо полагать, сумели бы распознать что-то родственное германцам в языке, культуре, быте, антропологических признаках своей новой паствы, если бы таковое родство действительно имело место. Но этнографическая проверка тацитовых «восточных германцев» в Висло-Одерском междуречье, проведенная в X-XII вв. немецкими монахами, свидетельствует об обратном. Перейдя из мира античной литературной традиции в реальный этнографический мир Польского Поморья, немецкие средневековые писатели уточнили сведения классических авторитетов: не «германцы», а славяне.

Причислению славян к германцам в немалой степени способствовало то обстоятельство, что те и другие зачастую вступали в военно-политические союзы. По словам Тацита, германские (то есть вообще варварские) племенные дружины постоянно пополнялись воинами из соседних племен. «Если племя, - пишет он, - в котором они родились, закосневает в длительном мире и праздности, множество знатных юношей отправляется к племенам, вовлеченным в какую-нибудь войну...». Подобно германцам, славяне-венеты отнюдь не отличались миролюбием. Тацит свидетельствует, что они «многое усвоили из их (германских. - С. Ц.) нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и феннами».

Как явствует из слов историка, германские воины, вероятно, часто примыкали к славянам в их военных набегах на соседние земли. Любое варварское войско состояло из двух частей: княжеской дружины и племенного ополчения. Главными доблестями дружинника считались преданность вождю и личная храбрость. По-сути, это были профессиональные военные, каких в каждом племени было не так уж много. Поэтому дружинники зачастую набирались среди соседних племен, и бывало, что инородцы преобладали численно в дружине над сородичами князя. Германцы славились как отважные воины (Цезарь писал, что галлы настолько боялись своих восточных соседей, что не могли бестрепетно выносить даже одного их «острого взора»), и не вызывает сомнений, что они были широко представлены в дружинах славянских князей. Очевидно, их присутствие в славянских войсках, да еще в непосредственной близости к вождям, играло не последнюю роль в отождествлении германцев и славян в римской традиции, облегчая для последней головоломную классификацию бесчисленных варварских племен, появлявшихся возле римского лимеса примерно из одного и того же географического пространства. Мы знаем, как легко тогда было попасть в «скифы» или «сарматы»; точно так же обстояло дело и с «германцами». С другой стороны, германские дружины, разумеется, могли пополняться за счет славянских воинов.

Кроме того, примем во внимание, что венеты, по выражению Тацита, «обезображивали» себя смешанными браками. Это значит, что славянские мужчины брали себе в жены германских женщин («обезображивали» себя - то есть именно женились, а не выдавали замуж своих дочерей)*. Дети от таких смешанных браков, разумеется, вырастали славянами по языку и культуре; но по распространенному у всех варваров обычаю, детям, родившимся от иноплеменных матерей, давали имена из именослова того народа, к которому принадлежала их мать. Это важно помнить, сталкиваясь с обилием германских имен в античных и раннесредневековых источниках.

* Действительно, в расовом отношении средневековые германцы представляют более однородную группу, нежели славяне. Что касается последних, то ближе всех к германцам в антропологическом отношении стоят средневековые хорваты [см. Алексеева Т. И. Славяне и германцы в свете антропологических данных. Вопросы истории. 1974. №3]. Первоначальная область поселения хорватов, откуда они затем переместились южнее и восточнее, находилась в соседстве с землями, занимаемыми германскими племенами. Франкские источники отмечают, что хорваты издревле обитали за «Багиварией» - Баварией.

Смешение славян и германцев приобрело особый размах в IV-V вв., когда значительная часть славянских племен, по-видимому, покинула висло-одерские земли, чтобы принять участие в германском штурме «Гесперии» - Западной Римской империи.

Прежде чем рассматривать саму суть история древних германцев необходимо дать определение данному разделу исторической науки.
История древних германцев – это раздел исторической науки, изучающий и рассказывающий история германских племен. Данный раздел охватывает период с создания первых германских государств и до падения Западной Римской империи.

История древних германцев
Происхождение древних германцев

Древние германские народы как этнос сформировались на территории Северной Европы. Их предками принято считать индоевропейские племена, осевшие в Ютландии, юге Скандинавии и в бассейне реки Эльба.
Как самостоятельный этнос их начали выделять еще римские историки, первые упоминания о германцах как о самостоятельном этносе относятся к памяткам первого века до нашей эры. Со второго века до нашей эры племена древних германцев начинают двигаться на юг. Уже в третьем веке нашей эры германцы начинают активно атаковать границы Западной Римской империи.
Впервые встретив германцев, римляне писали о них как о северных племенах отличавшихся воинственным нравом. Много информации о германских племенах можно найти в работах Юлия Цезаря. Великий римский военачальник, захватив Галлию, двинулся на запад, где ему пришлось вступить в бой с германскими племенами. Уже в первом веке нашей эры у римлян была собрана информация о расселении древних германцев, об их устройству и нравах.
На протяжении первых веков нашей эры, римляне вели постоянные войны с германцами, но полностью покорить их так и не удалось. После неудачных попыток полностью захватить их земли, римляне перешли в оборону и совершали только карательные набеги.
В третьем веке, древние германцы уже угрожали существованию самой империи. Рим отдал некоторые свои территории германцам, и перешел в оборону на более удачных территориях. Но новая, еще большая угроза со стороны германцев возникла при великом переселении народов, в результате которого орды германцев осели на территории империи. Германцы никогда не прекращали набеги на римские селения, несмотря на все предпринятые меры.
В начале пятого века германцы под началом короля Алариха захватывают и грабят Рим. Вслед за этим и другие германские племена пришли в движение, они яростно атаковали провинции, и Рим не смог их защитить, все силы были брошены на защиту Италии. Воспользовавшись этим, германцы захватывают Галлию, а затем и Испанию, где основывают свое первое королевство.
Древние германцы отлично себя проявили и в союзе с римлянами, разбив на Каталаунских полях армию Аттилы. После этой победы, римские императоры начинают назначать германских вождей своими военачальниками.
Именно германские племена во главе с королем Одоакром уничтожили Римскую империю, низложив последнего императора – Ромула Августа. На территории захваченной империи германцы начали создавать свои королевства – первые раннефеодальные монархии Европы.

Религия древних германцев

Все германцы были язычниками, причем язычество у них было разное, в разных краях, оно сильно отличалось друг от друга. Однако большинство языческих божеств древних германцев были общими, только были названы различными именами. Так, например, у скандинавов был бог Один, а западным германцам это божество представлялось именем Вотан.
Жрецами у германцев были женщины, как говорят римские источники, они были седовласыми. Римляне говорят, что языческие ритуалы германцев были чрезвычайно жестокими. Военнопленным перерезали горло, а предсказания делались на разложенных внутренностях пленных.
В женщинах древние германцы видели особый дар и также поклонялись им. В своих источниках римляне подтверждают, что каждое германское племя могло иметь собственные уникальные обряды и собственных богов. Германцы не строили для богов храмов, но посвящали им никакую землю (рощи, поля и т. д.).

Занятия древних германцев

Римские источники гласят, что германцы занималась в основном разведение скота. Преимущественно они разводили коров и овец. Ремесло у них было развито незначительно. Но у них были высокого качества печи, копья, щиты. Носить доспехи могли только избранные германцы, то есть знать.
Одежда германцев в основном делалась из шкур животных. Носили, как и мужчины, так и женщины, накидки, самые богатые германцы могли позволить себе штаны.
В меньшей мере германцы занимались земледелием, но у них были достаточно высокого качества орудия труда, они были сделаны из железа. Жили германцы в больших длинных домах (от 10 до 30 м), рядом с домом были стойла для домашних животных.
До великого переселения народов, германцы вели оседлый способ жизни и возделывали землю. По собственной воле германские племена никогда не иммигрировали. На своих землях они выращивали зерновые культуры: овес, рожь, пшеницу, ячмень.
Переселение народов заставило их сбежать с родных территорий и попытать счастья на руинах Римской империи.


Libmonster ID: RU-13766


Роль антропологического материала в качестве исторического источника неоднократно освещалась в литературе 1 , а весь опыт работы антропологов в области этнической истории достаточно убедительно продемонстрировал его действенную силу. Антропологические данные не только помогают бесчисленным народам обрести свою историю, но и играют ведущую роль в решении таких важных этногенетических вопросов, как соотношение местного и пришлого населения в формировании любого народа, выяснение интенсивности процессов смешения и установление демографической структуры населения. В связи с использованием антропологических материалов в комплексе исторических источников, естественно, напрашивается вопрос о соотношении антропологических, этнографических и лингвистических данных или, говоря о конкретной истории народа, его этнических и антропологических границ.

Советская антропологическая наука исходит из положения о том, что расовые особенности не определяют направление исторического процесса, но физический тип народа, его формирование, изменение и распространение связаны с историей этого народа. Антропологический тип не распространяется без языка и культуры, однако причинной связи между этими явлениями как явлениями биологического и социального порядка нет. Об этом достаточно убедительно свидетельствуют примеры разноязычности представителей одной и той же расы или проявление различных антропологических типов в одном и том же этносе. В то же время социальная обособленность групп, лимитируя круг брачных связей, может создать локальные антропологические типы даже в однородной в антропологическом и этническом отношении среде. Таким образом, в некоторых случаях антропологические особенности наряду с языком и культурой оказываются символом этнической принадлежности 2 . Специфика физического облика отграничит одну этническую группу от другой, и антропологическая граница совпадет с этнической. Примеров такого совпадения достаточно в антропологической литературе, и частота их увеличивается по направлению к ранним эпохам человеческой истории. В атом сказывается большая разобщенность этнических групп в древности.

Совпадение антропологических границ с этническими (факт, имеющий огромное этногенетическое значение) само по себе еще не означа-

1 Г. Ф. Дебец, М. Г. Левин, Т. А. Трофимова. Антропологический материал как источник изучения вопросов этногенеза. "Советская этнография" (далее - "СЭ"), 1952, N 1; М. Г. Левин. Этнографические и антропологические материалы как исторический источник. "СЭ", 1961, N 1; Т. И. Алексеева. Антропология и вопросы этнической истории. "Вопросы антропологии", 1973, N 43.

2 См, подробнее: Ю. В. Бромлей, Этнос и этнография. М. 1973.

ет, что по антропологическим данным, без учета основных этнических определителей, можно сделать заключение об этнической принадлежности. Тот или иной антропологический комплекс может быть назван славянским, германским, финским и т. п. лишь в том случае, когда его специфические черты преимущественно проявляются в славянах, германцах или финнах, следовательно, ведущим этническим символом и здесь будет не физический облик, а какие-то элементы культуры и язык, по-видимому, в первую очередь. В этом отношении нельзя не согласиться с Ф. П. Филиным, который, определяя удельный вес лингвистических и археологических данных в реконструкции этнической принадлежности населения древнейших эпох, отмечает, что даже существование специфических этнических элементов, таких, как погребальный обряд, украшения, особенности культа и т. п., пока не могут определить этническую принадлежность, если "о племени или народности нет никаких языковых или письменных свидетельств" 3 . Это замечание можно распространить и на антропологические данные, роль которых, однако, оказывается основной в установлении физического родства различных племен и народов.

В интересующей нас теме, коль скоро речь идет о племенах, известных по письменным источникам, антропологический материал будет нести нагрузку и этнического определителя, тем более что исторические данные говорят об известной культурной и языковой дифференциации, безусловно, суживающей круг брачных связей и нередко приводящей к совпадению биологических границ популяции, то есть группы людей, в пределах которой заключаются браки, с этническими.

Вопрос о взаимоотношениях славян и германцев издавна привлекает внимание исследователей, но решался он в основном на материалах истории, археологии и языкознания. Специальных антропологических исследований на эту тему не было. Впервые антропологический состав славян и германцев был освещен в моей статье 4 . По абсолютным размерам мозгового и лицевого отделов черепа славяне и германцы различаются очень незначительно. Последние имеют более крупные размеры головы и лица. Эта разница усиливается, если оценивать не изолированные антропологические признаки, а их комплексы. Особенно это касается пропорций мозгового и лицевого отделов черепа, в которых учитываются признаки, функционально более или менее независимые. При сопоставлении германских и славянских племен по отношению высоты черепа к полусумме продольного и поперечного диаметров, по отношению высоты лица к высоте черепа, высоты орбит к высоте черепа и, наконец, ширины носа к ширине лица наблюдается отчетливое разделение славян и германцев. Так, у славян высота черепа, взятая в соотношении с основными диаметрами черепной коробки, выше, чем у германцев, а высота лица в соотношении с высотой черепа значительно меньше. Далее, у славян наблюдается сочетание более широкого носа с относительно более узким лицом, у германцев - более узкого носа с относительно более широким лицом. По-видимому, это одно из наиболее существенных морфологических различий, существовавших между древними славянами и германцами. К числу разграничивающих особенностей присоединяется и соотношение высоты орбиты к высоте черепа (у славян относительно ниже орбиты).

В ряду колебаний этих соотношений германцы и восточные славяне занимают диаметрально противоположное положение, западные и южные славяне располагаются между ними, с большей близостью к восточ-

3 Ф. П. Филин. Происхождения русского, украинского и белорусского языков. Л. 1972, стр. 23.

4 Т. И. Алексеева. Славяне и их соседи (по данным антропологии) "Anthropologie", Prag, 1966, IV/2.

ным славянам. Последние обнаруживают по этим соотношениям явную близость к балтам и западным финнам, что дает возможность сделать предположение о формировании славян в непосредственном контакте с балтами 5 . Позволим себе сделать небольшой экскурс в область тех антропологических данных, которые могут быть связаны с истоками физических особенностей славян. Анализ антропологических характеристик отдельных славянских племен средневековья выявил их значительное разнообразие, причины которого связаны, с одной стороны, с историей славянской колонизации, а с другой, - с известной неоднородностью исходного их типа. Если исключить из антропологической характеристики славян те особенности, которые получены ими в результате ассимиляции иноязычных народов при расселении, то окажется, что наиболее типичной комбинацией признаков в славянских группах будет относительная широколицесть с сохранением типичных для славян пропорций, в комбинации с долихокранией (то есть с относительно длинным черепом) и мезокранией (то есть со средними длиннотноширотными пропорциями черепа). Это сочетание признаков концентрируется в довольно широком ареале, ограниченном с запада Вислой, с севера - Западной Двиной, с юга - верховьями левых притоков Дуная, с востока -? правобережьем Днепра. К северу этого ареала распространены долихокранные формы, к югу - мезокранные. Ограничить эту территорию более четко на основе имеющихся сейчас антропологических материалов не представляется возможным. Можно лишь сделать предположение, что формирование физических особенностей славян происходило в вышеочерченной зоне на стыке южных и северных европеоидов. Эта точка зрения впервые была высказана Л. Нидерле, позднее к ней склонялся В. В. Бунак, а сейчас она получила дополнительную аргументацию в моих материалах 6 . Мне представляется, что долихокранные, относительно широколицые формы восходят к племенам культуры боевых топоров и шнуровой керамики, мезодолихокранные - к племенам культуры колоколовидных кубков. Таким образом, формирование черт, присущих древним славянам, относится к глубокой древности, во всяком случае, к III-II тысячелетиям до н. э. Племена культуры боевых топоров неоднократно рассматривались в качестве исходной формы для балтов 7 . Может быть, в этом кроется суть антропологической и языковой общности славян и балтов, с которой мы сталкиваемся как в глубокой древности, так и (по антропологическим материалам) сейчас. Это не исключает, конечно, влияния последующих контактов славян и балтов на физический облик тех и других.

Если же говорить о взаимоотношениях славян и германцев, то в их антропологических чертах нет данных, которые свидетельствовали бы о длительных контактах или, тем более, общих истоках. Это находит подтверждение и в данных языкознания, на основании которых непосредственные контакты славян и германцев устанавливаются не раньше начала нашей эры. Германо-славянские лексические связи ограничиваются небольшим количеством слов, обозначающих явления природы, животных, части тела и т. п., причем очень немногие могут быть отнесены к древним эпохам 8 .

Что же представляют собой славяне и германцы в антропологическом отношении и как можно использовать данные о различии их физи-

5 Т. И. Алексеева. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М. 1973.

6 L. Niederle. O puvodu slavanu. V Praze. 1896; V. Bunak. The Craniological Types of the East Slavic Kurgans. "Anthropologie", 1932, X; Т. И. Алексеева. Этногенез восточных славян по данным антропологии.

7 Р. Я. Денисова. Антропология древних и современных балтов. Автореф. докт. дисс. М. 1973.

8 "Сравнительная грамматика германских языков". Т. 1. М. 1962.

ческого типа для решения некоторых вопросов этнической истории? Хотя все славяне отличаются от германцев, мера этого отличия у южных, восточных и западных славян неравнозначна. Для определения места отдельных славянских племен по отношению к германцам был выбран прием, в котором антропологические особенности славян анализировались на фоне изменчивости германских групп 9 . Изо всех славянских групп только хорваты не выходят за пределы колебаний признаков у германцев, находясь, правда, по ряду признаков на минимуме и максимуме их размаха. Вообще же наиболее удаленными от германцев оказываются восточные славяне. Этот прием помог по-новому оценить взаимосвязь различных славянских племен. Выделяется, например, ареал близких антропологических типов, прилежащий к Балтийскому морю, - балтийский. В него входят поляне (польские), висляне, ободриты. поморяне, словене новгородские, кривичи полоцкие, радимичи, дреговичи и, возможно, волыняне. Это долихокранное и относительно широколицее (на европейский масштаб) население.

Второй ареал локализуется в Центральной Европе - в верховьях Дуная, Эльбы, Одера и доходит до Поднестровья - центрально-европейский. Сюда включаются чехи, мораване, некоторые группы словаков, тиверцы, уличи, древляне, хорваты и словенцы. От представителей балтийского ареала они отличаются мезокранией. Генетически балтийский комплекс, по-видимому, восходит к длинноголовому, относительно широколицему населению культуры шнуровой керамики и боевых топоров, центрально-европейский - к населению культуры колоколовидных кубков. Судя по географической локализации этих комплексов, первый может быть отнесен к кругу северных европеоидов, второй - к кругу южных. При этом, естественно, нельзя думать, что развитие черт, присущих древнему населению северного и южного ареалов этой территории, проходило в последующее время изолированно. Формирование единого языка и культуры расширяло возможности контакта населения, в прошлом разобщенного. Различия в антропологическом типе древних племен, послуживших источником антропологических особенностей славян, более значительны, нежели между славянами балтийского и центрально-европейского ареалов.

Третий ареал выделяется в нижнем течении Дуная - нижнедунайский. В него входят болгары и некоторые группы словаков. Это наиболее широкоголовое (в сравнении с другими славянскими группами) население, с узким лицом.

Анализируя истоки физических черт, присущих славянам, я исключила из числа их возможных предков узколицые формы, связанные с неолитическими племенами линейно-ленточной керамики и близкими к ним по антропологическому типу племенами трипольской культуры и культуры Боян 10 . - Тем не менее в сложении антропологических особенностей южных славян, в частности болгар, вполне вероятно участие через фракийцев этих узколицых форм. Наши сведения об антропологии фракийцев очень скудны, но все те единичные находки, которые есть в нашем распоряжении, имеют одну характерную особенность - очень узкое лицо 11 . В позднем неолите на Балканах уже есть узколицые формы, концентрация их отмечена здесь и в более позднее время. По- видимому, это был тот субстрат, который вошел в состав южных славян при их продвижении на Балканы.

На восточной окраине славянского мира также могут быть очерчены свои антропологические ареалы. Один в центральном Поднепровье -

9 Изменчивость (пределы колебаний величин признаков) по каждому признаку в германских группах была принята за 100.

10 Т. И. Алексеева. Этногенез восточных славян по данным антропологии.

11 Н. М. Постникова. Антропологическая характеристика средневекового населения Болгарии (IV-XV и XIX-XX вв.). "СЭ", 1966, N 6.

центрально-днепровский, в него входят поляне и, возможно, северяне. Второй - в Волго-Окском междуречье - волго-окский, куда относятся вятичи и восточные кривичи. Племена, относящиеся к центрально-днепровскому ареалу, отличаются долихокранией в сочетании со средней шириной лица. Славянскому населению из Волго-Окского междуречья присуща мезокрания и узкое лицо. К тому же, для племен, входящих в оба эти ареала, как для наиболее восточных по географическому положению, характерно некоторое понижение угла выступания носа, правда, в пределах европеоидного масштаба.

Поляне являются, по-видимому, той единственной группой славян, в которой проявляются антропологические черты скифов лесостепной полосы. Антропологически поляне обнаруживают поразительное сходство с населением черняховской культуры 12 . В свою очередь, черняховцы антропологически близки скифам лесостепной полосы. Те незначительные различия, которые имеются между полянами и черняховцами, между последними и скифами, объясняются эпохальными изменениями, то есть характером биологического развития типа во времени.

Черты субстрата весьма заметны и в славянах Волго-окского междуречья. Вятичи и восточные кривичи по антропологическим особенностям представляют собой ославяненных восточных финнов Восточно-Европейской равнины. Ближайшие, аналогии им мы находим в населении, оставившем древнемордовские Цнинские, Муранский и Селиксенский могильники. В последующие века отмечается дальнейшая славянизация племен Волго-Окского междуречья в результате прилива славянского населения с запада и северо-запада 13 . Что касается истоков физических черт волго-окских племен, то они, по-видимому, восходят через ряд антропологически родственных форм, относящихся к различным хронологическим этапам, к неолитическому населению Восточно-Европейской равнины.

В антропологической дифференциации славян отразилась вся их сложная этническая история-формирование в зоне контакта северных и южных европеоидов, включение субстратных форм при расселении, условия географической изоляции некоторых племен.

Каков же физический облик древних германцев?

Несмотря на обширность территории, ими занимаемой, германцы эпохи средневековья - более однородная группа, нежели славяне. Но и среди них выделяются антропологические варианты, связанные с определенными территориями. Материалы о древних германцах, опубликованные разными авторами 14 , не всегда относятся к четко фиксированным этническим группам, поэтому, разработка их произведена нами лишь по территориальному принципу.

Так, выделяется комплекс антропологических черт, присущих средневековому населению Норвегии и англосаксам. Это очень длинноголовое, широколицее население, с крупными размерами головы и лица, с выраженными "германскими" пропорциями мозгового и лицевого скелета. В мезокранном варианте этот комплекс обнаруживается у ирландцев. Это так называемый западноскандинавский вариант. Однородными чертами характеризуются викинги Британии и средневековые исландцы. Это мезокефальное, с массивными размерами головы и лица население. "Германские" пропорции в строении лицевого и мозгового отделов чере-

12 М. С. Великанов а. Палеоантропологический материал из могильников черняховской культуры Молдавии. "Труды" Института этнографии. Т. 21. Антропологический сборник. Т. III. 1961;Т. И. Алексеева. Этногенез восточных славян по данным антропологии.

13 В. П. Алексеев. Происхождение народов Восточной Европы (краниологическое исследование). М. 1969.

14 Сводку данных см. в моей статье "Славяне и их соседи (по данным антропологии)".

па в этом варианте выражены сильнее, чем в каком-либо ином. Комплекс черт, характерных для исландцев и викингов Британии, целесообразно назвать исландским.

Весьма своеобразно сочетание антропологических черт у средневекового населения Швеции и Дании - восточноскандинавский ареал. Обе эти группы не находят прямых аналогий среди германцев, хотя по характеру облика они включаются в границы этого этноса. Отличительной чертой их являются очень небольшие размеры лица и головы, особенно у средневековых датчан.

Среди германских племен Центральной Европы также могут быть выделены ареалы, включающие группы родственных в антропологическом отношении племен. В могильниках Средней Германии и Майн-Рейн-Дунайского треугольника обнаруживаются черты как более северных германских племен, особенно входящих в восточноскандинавокий ареал, так и населения, известного по сериям черепов из могильников южной Германии и так называемым франко- бельгийским и галло-римским погребениям. Последние тяготеют к относительно широколицым формам, локализующимся в бассейне Дуная, и, по-видимому, с собственно германцами в своем генезисе не связаны. В связи с географическим положением этих антропологических ареалов назовем их соответственно среднегерманским и южногерманским.

Разнообразие антропологических особенностей древних германцев так же, как и славян, отражает их этническую историю. Например, наибольшая выраженность "германских" черт у исландцев находит подтверждение в их изолированном положении на острове, до них не обитаемом 15 . Специфика антропологического типа исландцев сочетается с сохранением здесь древних форм скандинавского языка и культуры 16 .

Как уже отмечалось выше, отличительной чертой средневековых данов была грацильность мозгового и лицевого отдела черепа. Известно, что топонимика южнодатских островов - славянского происхождения. Здесь еще в XI-XII вв. были поселения прибалтийских славян. В антропологическом отношении славяне характеризуются менее крупными размерами черепа, нежели германцы. Кстати сказать, у средневекового населения Дании относительно ниже, чем у германцев, глазницы, что также свойственно славянам. Таким образом, вывод о том, что "датское государство сложилось частично на славянских землях" 17 , сделанный на основании данных языкознания, подтверждается антропологическими материалами. Население Дании железного века характеризуется подобными же чертами 18 . К сожалению, мы не располагаем данными о физическом облике кельтов; краниологические серии из Англии и Ирландии относятся уже к средневековым германцам. Но, может быть, длинноголовость, свойственная англосаксам и отличающая их от родственных скандинавских племен, обязана своим происхождением местному населению Британских островов? Пока, правда, это остается лишь предположением.

Об участии племен более южного происхождения, не связанных в своем генезисе с германцами, в сложении антропологического типа последних на территории Центральной Европы говорилось выше. Наибольшую роль в изменении антропологического типа германцев, особенно восточных, сыграло романизированное население завоеванных ими территорий. Принятие готами арианства, влияние восточноримской

15 Э. Ольгейрссон. Из прошлого исландского народа. Родовой строй и государство в Исландии. М. 1957.

16 М. И. Стеблин-Каменский. История скандинавских языков. М. -Л. 1953.

17 Там же, стр. 31.

18 I. Steffensen. The Physical Anthropology of the Vikings.

христианской веры на других германцев, бесспорно, усилили смешение антропологических черт пришельцев и местного населения.

В свете антропологической дифференциации славян и германцев постараемся рассмотреть некоторые спорные вопросы их этнической истории.

Первый из этих вопросов касается готов. По свидетельству античных источников, готы жили в I в. н. э. где-то в низовьях Вислы. Иордан освещает начальные этапы готской истории, используя исторический труд готского сенатора Кассиодора, основанный на письменных и устных источниках и не дошедший до наших дней. Согласно Иордану 19 , готы пришли на берега Балтийского моря из Скандинавии между второй половиной II и серединой III века. В начале III в. готы и родственные им племена (гепиды, тайфалы и эрулы) появляются на побережье Черного моря, а в 258 г. захватывают Крым. По свидетельству Рубрука, крымские готы сохраняли германскую речь в середине XIII в., небольшой словарь крымскоготских слов составил фламандский дипломат Бусбек в 1560 - 1562 гг., и только в XVIII в. крымские готы полностью растворяются в местном населении 20 . По мнению некоторых археологов, приход готов на континент сопровождается появлением могильников с трупоположениями (до этого времени здесь господствовал обряд трупосожжения) 21 .

Экспансия готов распространилась на Крым, Балканы, Галлию и Испанию. К сожалению, этот путь их совершенно не освещен антропологическими источниками. Правда, сразу же надо оговориться, что при всей сложности и многогранности готской истории трудно ожидать, что с готами связаны определенные антропологические черты. Судя по далматинским хроникам 22 , готы могли быть собирательным названием. При описании взятия Солина готами под предводительством Татиллы (III в.) готы одновременно называются и хорватами. В восстании вестготов против Римской империи в 378 г. на Балканах приняли участие рабы и солдаты, дезертировавшие из римской армии 23 . Этническая принадлежность их была, естественно, разнообразна. В то же время они выступали под именем готов. Если все же допустить, что собственно готы были достаточно представительны в конгломерате племен, выступающих под этим названием, и, следовательно, могли сохранить свой антропологический тип, то и в этом случае в распоряжении антропологов будут крайне скудные данные.

Если истоки готской истории связаны со Скандинавией и время их расселения - начальные века нашей эры, то к готам могут быть отнесены антропологические материалы из могильников этого времени в Скандинавии 24 . Краниологические серии из могильников в низовьях Вислы в таком виде, который с бесспорностью допускал бы их готскую принадлежность, нам в публикациях не встречались. С готами могут быть связаны краниологические серии из Крыма, куда готы, по сообщению Иордана, пришли в III веке. Примерно этим временем датируются Чернореченский и Инкерманский могильники в Крыму 25 . Кроме того, в связи с готами могут быть рассмотрены краниологические материалы

19 Иордан. О происхождении и деяниях готов. М. 1960.

20 В. М. Жирмунский. Введение в сравнительно- историческое изучение германских языков. М.-Л. 1964.

21 См., например: G. Kossinna. Die deutsche Vorgeschichte, 2. Aufl. 1914; B. Nerman. Die Herkunft und die friihesten Auswanderungen der Germanen. "Kungl. Vitteuhets, Historic och Antikv. Acad. Handlingar". 1, 5, 1926.

22 To ma Arhidakon. Kronika Split. 1960.

23 В. М. Жирмунский. Указ. соч.

24 I. Steffensen. Op. cit.

25 К. Ф. Соколова. Антропологiчнii матерiали могильнiка в Инкерманськоi долини. "Археологiчнii памятки УРСР". Т. XIII. Киiв. 1963.

из могильников черняховской культуры, которые рядом авторов считаются наследием восточных германцев 26 .

Сопоставление черепов из Инкерманской долины II-IV вв. с черепами скандинавов демонстрирует очень большие различия между этими краниологическими сериями. Между тем черепа из Чернореченского и Инкерманского могильников сходны с черепами скифов Нижнего Поднепровья. Население Крыма VI-VII вв. обнаруживает бесспорные черты сходства с населением Балканского полуострова, в частности с античными греками 27 . В средневековом населении Крыма отчетливо прослеживаются черты сарматского влияния, выражающиеся в резком повышении черепного указателя и скуловой ширины 28 . Таким образом, на территории, которая долгое время была подчинена готскому влиянию, мы не находим черт антропологического типа, который может быть связан с готами.

Каковы же антропологические связи готов с черняховцами? Вопрос об этнической принадлежности черняховской культуры до сих пор дискуссионен 29 . Краниологические серии происходят из Черняховских могильников восточной (Поднепровье) и западной (Молдавия) территории распространения этой культуры. М. С. Великанова высказала предположение об антропологических различиях черняховцев 30 . Однако, если оценивать эти различия на фоне изменчивости признаков во всех этнических группах средневековой Европы, то западные и восточные черняховцы в антропологическом отношении окажутся весьма близкими. Это дает право сделать заключение о формировании черняховской культуры в антропологически более или менее однородной среде на обширной территории; различия же между населением ее западной и восточной частей обусловлены какими-то специфическими условиями его этнической истории, а не разными генетическими истоками.

Оценка физического облика черняховцев на фоне колебаний признаков в германских группах дает резкое их отличие от последних. Если считать готов носителями определенного антропологического типа, то представление о готской принадлежности черняховской культуры в свете антропологических данных оказывается несостоятельным. В то же время черняховцы обнаруживают значительное сходство со скифами лесостепной полосы 31 , антропологические особенности которых восходят к местному населению эпохи бронзы 32 . В свете антропологических данных кажется правдоподобным предположение о формировании черняховской культуры в среде местных, по- видимому, ираноязычных, племен, которые впоследствии приняли участие и в сложении антропологического облика восточных славян, в частности полян. Последние по физическим чертам своим весьма сходны с черняхов-

26 М. И. Артамонов. Вопросы расселения восточных славян и советская археология. Сборник "Проблемы всеобщей истории". Л. 1967; Ю. В. Кухаренко. Могильник Брест-Тришин (к вопросу о так называемой гото-гепидской культуре на территория Полесья и Волыни). "Тезисы докладов на заседаниях, посвященных итогам полевых исследований 1962 г.". М. 1963.

27 F. A. Angel. A Racial Analysis of the Ancient Greeks. "American Journal of Physical Anthropology", 1944, N 2.

28 Г. Ф. Дебец. Палеоантропология СССР. "Труды" Института этнографии. Новая серия. Т. IV. М.-Л. 1948.

29 Э. А. Сымонович. Культура полей погребений и готская проблема в первой половине I тысячелетия н. э. "Скандинавский сборник". XV. Таллин. 1970; В. В. Седов. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья. "Советская археология", 1972, N 4; И. С. Винокур. Лесостепные племена II-V вв. н. э. и их роль в истории Юго-Восточной Европы. "Советская археология", 1972, N 4.

30 М. С. Великанова. Палеоантропология Прутско- Днестровского междуречья. Автореф. канд. дисс. М. 1970.

31 Т. И. Алексеева. Этногенез восточных славян по данным антропологии.

32 Т. С. Кондукторова. Антропология древнего населения Украины. М. 1972.

Второй вопрос касается норманской проблемы. С норманнами связывается несколько памятников на территории Древней Руси. В Старой Ладоге, в могильнике урочища Плакун, в курганах Приладожья, у деревень Костино и Торопец, в Гнездовском могильнике, в курганах у д. Новоселки, Тимиревском, Михайловском и Петровском могильниках близ Ярославля найдены скандинавские комплексы IX в. и отдельные вещи. В Х-XI вв. скандинавские вещи появляются в могильниках юго-восточного Приладожья, в Новгороде, Пскове и их окрестностях, в верховьях Западной Двины, в Белозерье, Полоцке, Владимирском и Суздальском ополье, в Чернигове и его окрестностях, в Киеве. Они продолжают встречаться в Гнездовском могильнике и могильниках Ярославского Поволжья 34 .

Систематизация археологических источников в связи с норманским вопросом позволила оценить степень культурного влияния норманнов, отразившегося в погребальном комплексе некоторых могильников средневековой Руси 35 . Наибольшее основание для поисков скандинавских черт в антропологическом типе населения дают могильники в урочище Плакун близ Старой Ладоги, Шестовицкий могильник у Чернигова, Киевский некрополь, Гнездовский могильник и курганы Ярославского Поволжья.

Гнездовский и ярославские могильники исключаются из рассмотрения, так как единственный обряд захоронения в них - трупосожжение. Население Приладожья, судя по антропологическим данным, относится к славянам и финнам 36 . В курганных могильниках Владимирщины также не отмечаются скандинавские черты в облике населения. Это, по-видимому, славянизированное восточнофинское население. Из курганов Ярославского Поволжья со скандинавскими вещами 37 известен только один череп, что явно недостаточно для суждения об антропологическом типе.

Из могильника в Старой Ладоге, датируемого XI в. (то есть тем временем, которое связано с пребыванием здесь норманнов), известна одна краниологическая серия из урочища Плакун. По антропологическим особенностям староладожская серия входит в пределы колебаний признаков в германских группах 38 . Таким образом, антропологические материалы подтверждают пребывание норманнов в Старой Ладоге. Велико ли их участие в сложении физического типа населения северо-западной Руси? Наиболее многочисленные краниологические серии с территории северо-запада относятся к славянам новгородским 39 . Антропологически они тяготеют к балтийскому ареалу форм в славянском населении, о котором говорилось выше. Близки к ним полоцкие и смолен-

33 Подобный взгляд на взаимоотношения славян, черняховцев и предшествующих племен на основе археологических материалов с привлечением данных антропологии развивается В. В. Седовым (В. В. Седов. Указ. соч.).

34 Л. С. Клейн, Г. С. Лебедев, В. П. Назаренко. Норманские древности Киевской Руси на современном этапе археологического изучения. "Исторические связи Скандинавии и России IX-XX вв.". Л. 1970.

35 И. П. Шаскольский. Норманская теория в современной буржуазной науке. М.-Л. 1965.

36 Г. Ф. Дебец. Указ. соч.

37 М. В. Фехнер. Тимиревский могильник. "Ярославское Поволжье Х-XI вв.". М. 1963; ее же. Петровский могильник. Там же, Н. Г. Недошивина. Михайловский могильник. Там же.

38 Т. I. Алексеева. Антропологiчний склад населения древньоруських мiст. "Матерiали з антропологii Украiни", Вип. 4. Киiв. 1969.

39 В. В. Седов. Антропологические типы населения северо-западных земель Великого Новгорода. "Краткие сообщения" Института этнографии. 1952, XV; Т. И. Алексеева. Некоторые новые материалы по краниологии северо-западных областей Восточной Европы в эпоху средневековья. "Труды" Института этнографии. Новая серия. Т. 82. Антропологический сборник. Т IV. М. 1963.

ские кривичи. Тип населения из приладожских курганов, как уже отмечалось, также отличен от германского. По-видимому, следует сказать, что пребывание норманнов на территории северо-западной Руси не оставило сколько-нибудь заметного следа в ее населении.

А каково же влияние норманнов на физический облик населения Киевской Руси? В нашем распоряжении - краниологическая серия из Шестовицкого могильника близ Чернигова и Киевского некрополя. Шестовицкая серия опубликована как славянская 40 , однако археологический комплекс свидетельствует о норманском влиянии 41 . Краниологический материал из Шестовиц очень невелик, но антропологические особенности его указывают на связь с норманнами. Во всем облике этого населения наблюдается смешение славянских и германских черт. В Черниговском некрополе подобные особенности не отмечены. Так как в Шестовицком могильнике не производился анализ черепов в связи с обрядом погребения (из-за малочисленности этой серии), у нас нет уверенности в том, что здесь мы имеем дело не с механическим смешением черепов, относящихся как к славянам, так и к дружинникам- норманнам.

Киевский некрополь дает обширный краниологический материал 42 , но поскольку он происходит из раскопок, произведенных в прошлом веке, дифференцировать его по обряду погребения не представляется возможным. Между тем там есть захоронения в деревянных гробах, грунтовых могилах и в срубных гробницах. Все это заставляет предполагать смешанный этнический состав населения древнего Киева. Оценка суммарной краниологической серии из Киева на фоне изменчивости признаков в германских группах показала разительное отличие древних киевлян от германцев. По-видимому, норманнов в составе дружины киевского князя было очень мало, коль скоро это не наложило отпечаток на антропологический облик населения города. В то же время в облике древних киевлян явно прослеживаются черты степного кочевнического населения, характеризующегося ослабление монголоидными чертами. Степняки известны нам по могильникам в Зливках 43 и Каневке 44 . Сельское население Киевской Руси антропологически близко городскому, но оно более однородно по своему физическому облику. Никаких германских черт в нем не обнаруживается.

Таким образом, и для южных уделов Руси вопрос о значительном антропологическом влиянии норманнов на облик славянского населения решается отрицательно. По- видимому, так же как и на северо-западе, число норманнов на территории Южной Руси было невелико.

40 Г. П. Зiневич. До антропологii Шестовицкого могильника. "Матерiали з антропологii Украiни". Вып. 2. Киiв. 1962.

41 В. А. Кольчатов. Камерные гробницы Шестовицкого могильника. "Тезисы докладов пятой всесоюзной конференции по изучению скандинавских стран и Финляндии". Ч. I. М. 1971.

42 Т. I. Алексеева. Антропологiчний склад населения древньоруських мiст.

43 К. Н. Наджимов. О черепах Зливкинского могильника. "Краткие сообщения" Института этнографии. Вып. 24. 1955.

44 Т. I. Алексеева. Антропологiчний склад населения древньоруських мiст.


©

Постоянный адрес данной публикации:

https://сайт/m/articles/view/СЛАВЯНЕ-И-ГЕРМАНЦЫ-В-СВЕТЕ-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ-ДАННЫХ

Автор(ы) публикации - Т. И. Алексеева:

Т. И. Алексеева → другие работы, поиск: .

Поскольку с общей картиной распределения генетических гаплогрупп по европейской территории мы в какой-то мере познакомились, теперь настала пора взглянуть более пристально и на отдельные страны континента с целью более подробно взглянуть на генетическую композицию и прочие аспекты некоторых очень известных национальностей.

Давайте начнем с немцев - самого многочисленного народа в Европе. По поводу происхождения немцев написаны многие тысячи трудов, основная суть которых сводится к тому, что, дескать, немцы - это прямые потомки ГЕРМАНСКИХ племен, некогда пришедших в Европу в эпоху "великого переселения народов". Что представляли собой эти "германские" племена и с какого бодуна они были вынуждены внезапно куда-то переселяться, историки предпочитают не уточнять. Тем не менее, взглянув на вопрос без эмоций, мы сразу же обнаружим, что "германским" племенам были свойственны те же культурно-социальные особенности жизнеустройства, которые были в ходу и у славян, а не у кого-либо иного. И те, и другие были прекрасными бесстрашными воинами и производили идентичные образцы оружия.
И тех, и других невозможно отличить один от одного на ранних средневековых гравюрах, изображающих битвы и сражения - настолько идентичной была их экипировка. И те, и другие плавили железо. И те, и другие умели пахать землю и выращивать скот. И те, и другие имели одних и тех же богов, имена которых лишь варьировались от места к месту. И те и другие умели строить города и создавать прекрасные памятники архитектуры. И те, и другие писали рунами и почитали свастику, как вечный символ жизни и счастья. Наконец, и те и другие были белыми европеоидами, что окончательно выделяет "германцев" и "славян" на фоне остального человечества. Даже этот скромный перечень нескольких взятых навскидку факторов позволяет нам выразить предположение, что говоря о германах и славянах - мы говорим об одном и том же народе. Предвижу, что некоторые из нас возразят, мол, славяне известны тем, что они говорят по-славянски, а немцы - по-немецки. Какое уж, тут родство! Хорошо. Давайте сперва подумаем над следующим примером. Вот вы, например, живете в России и говорите по-русски. Но вы знаете, что у вас есть родной брат, которого мать, развелась с вашим отцом 20 лет назад, младенцем увезла в Германию. Ну получилось так. Естественно, что ваш брат не говорит по-русски, поскольку он никогда не имел случая говорить на этом языке - детский садик, школа и т. д. - все на немецком. Как по-вашему, является ли ваш брат, проживающий в Германии, вашим братом? Абсурдный вопрос, не правда ли? Ясно, что ваш брат является вам братом, хотя вы и не говорите с ним на одном языке. А почему, все-таки, вы считаете его своим братом? Правильно! Потому что и вы, и он - одной крови. У вас общие родители, давшие вам жизнь. Т. е., ваше родство закреплено ГЕНЕТИЧЕСКИ - это сермяжная правда и против нее никуда не попрешь. У вас и вашего брата сходные композиции генетических маркеров. Вы - родные. Таким образом, как мы вынуждены согласиться, родство между людьми определяется не по языку, не по привычке есть ту или иную еду и даже не по цвету сарафанов, а по крови и ТОЛЬКО ПО КРОВИ.

Теперь давайте перейдем к более внимательному рассмотрению степени родственности между "германами" и "славянами". Чтобы не вертеться вокруг да около, я считаю наиболее подходящим решением взять в качестве типичного "германского" представителя именно немецкую нацию, проживающую, как известно, на территории нынешней ФРГ, а в качестве представителя от "славян" - рассудительных белорусов, населяющих Республику Беларусь.

Как я уже рассказывал в своем материале "Кто Такие Славяне", не только генетика, но и ряд лингво-культурных факторов убедительно подтверждает то, что немцы и славяне - это один народ. Я не стану здесь повторять весь перечень доказательств, поскольку он довольно обширен. Давайте ограничимся на сей раз рассмотрением топонимики Германии и хотя бы той же Беларуси. Мы знаем, что топонимы очень живучи. Они порой переживают целые тысячелетия сохранив свою первозданную форму.

Если мы бросим внимательный взгляд на карту Федеративной Республики Германии, то нам бросится в глаза большое количество странных, не свойственных немецкому языку названий. Я имею ввиду названия географических местностей и населенных пунктов в Германии, оканчивающиеся на -ов. Ну посудите сами: здесь тебе и Тетерев, и Ратенов, и Грабов… - всего, пожалуй, многие сотни названий, имеющих ярко выраженное славянское звучание. При этом, не только окончания названий не являются чуждыми нашему уху, но и их корни, которые очень часто имеют аналогичное значение и в том же русском языке.

Ясно, что эти названия населенным пунктам в Германии были даны много столетий если не тысячелетий назад именно Славянами, а не кем-то иным. В то же время, традиционный исследователь почему-то упорно не замечает на немецкой карте топонимов, которые заканчиваются на -ау. А ведь их намного больше, чем названий, оканчивающихся на -ов. Кто-то скажет, мол, ну и бог с ними, с этими -ау, дескать, какое отношение они имеют к нам, славянам. Тем самым совершается роковая ошибка, и делают эту ошибку как правило люди, которые не понимают ни одного славянского языка, кроме русского.

Итак, чем же должны для нас, славян, быть так привлекательны немецкие топонимы, заканчивающиеся на -ау? Тем, что окончание -ау на иных славянских языках значит то же самое, что и -ов на русском. Давайте убедимся в этом сами. Вот немецкий город Вернау. Корнем названия без всякого сомнения является частица "верн", указывающая на слово "верный", из которого, собственно, она и взята. Если бы название этому населенному пункту давали русские, то они назвали бы его "Вернов". Тем не менее, город называется не "Вернов", а Вернау.

Тот факт, что это не случайность и не искажение "славянского" окончания -ов подтверждается тем обстоятельством, что Вернау является далеко не единственным топонимом в Германии, который, имея славянский корень, оканчивается на -ау. Такие названия разбросаны по всей Германии и количество их - тысячи! Следовательно, речь здесь идет не о случайности, а о закономерности. Вот вам город Торгау на территории бывшей ГДР, или Страхау, или Дахау в Германии западной… Что это - случай? Нет, это не случай, поскольку, опять-таки, мы имеем дело со славянскими корнями в названиях.

Некто, пожалуй, заметит, мол, как же, корень "дах" в названии Дахау не является славянским. Дело в том, что является. Если вы знакомы с белорусским языком, то у вас и вопроса такого не возникнет. Слово "дах" в белорусском языке - это то же самое, что в русском "крыша". Так что "дах" в названии Дахау является тоже славянским корнем. В то же время, тот, кто, однако, со знанием дела найдет "неславянский" корень в немецком топониме, оканчивающемся на -ау, может быть по-своему прав.

Как видим, у "просвещенных латинян" были большие трудности со словарным запасом и они вынуждены были заимствовать подавляющее большинство слов из более развитых славянских языков. Но вернемся к "Фалькенау". Так вот, значит, приезжал в Германию некий латинянский "цивилизатор" по фамилии Фальке, наделенный Ватиканом мандатом неприкосновенности, строил свою усадьбу на славянской земле. А местные славяне-арии, в ответ на вопрос, мол, чей это дом, отвечали "Фалькенау", т. е., "Фалькенов". Вот и весь секрет происхождения топонимов Германии с "неславянскими" корнями. Тем не менее, наиболее частым прозвищем, которым местные Славяне в Германии одаривали внезапно селившегося среди них инородца, являлось слово НЕМЕЦ или НЕМИЦ, т. е., человек, не говорящий по-славянски. Слева я привожу карту Германии, на которой крестиками отмечены места с названиями НЕМЕЦ, которые в немецкой транскрипции принято писать, как NEMITZ. Как видим, слово "немец" известно не только нам - жителям нынешней "Славянии", но оно было уже широко известно в прошлом нашим славянским братьям в Германии, которые, как и мы, применяли это слово в отношении инородцев.

Таким образом, слово "немец" первоначально не относилось к названию представителей "немецкой" нации в привычном для нас смысле, поскольку "представители немецкой нации" сами широко употребляли это слово по отношению к чужакам, не говорящим по-славянски. Вот так-то! Скептически настроенный читатель все еще может возразить, дескать, ну а все-таки, почему немецкие топонимы с окончаниями на -ау - это славянские топонимы? За ответом на этот вопрос далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть хотя бы на карту Республики Беларусь, где "немецкие" названия, заканчивающиеся на -ау находят как бы свое продолжение. На белорусской карте, как и на немецкой, немерянное количество топонимов с окончаниями на -ау. Не верите? Проверьте сами. Здесь вы найдете и Крычау, и Турау, и Быхау, и т. д.! Те же родные корни и та же славянская схема построения принадлежности в словах.

В заключение рассмотрим и генетический аспект. Мы убедились, что славянские топонимы в Германии имеют два рода окончаний: окончания на -ов и окончания на -ау. При этом эти два вида окончаний могут встречаться и в одной местности. В чем здесь дело? Дело в том, что генетика немцев, как нетрудно убедиться, состоит не из одной славянской гаплогруппы, как это имеет место, скажем, в северной Индии, где преобладает славяно-арийская гаплогруппа R1а, а из двух славянских гаплогрупп. Помимо славяно-арийской R1а среди немецкого населения присутствует и славяно-варяжская гаплогруппа I. При скрупулезном изучении генетики, лигвистики и рассредоточения Славян по регионам нашей планеты, мне бросилась в глаза следующая закономерность: те славяне, которые являются преимущественно носителями славяно-варяжской гаплогруппы I, разговаривали и разговаривают с уклоном в сторону русинского произношения слов. Это именно им своиственно ставить в конце названий окончания -ов. В то же время, славяне, элитной гаплогруппой которых является славяно-арийская R1а, предпочитали (предпочитают) произносить слова на "белорусский" манер и ставить в конце названий окончания -ау, а не -ов. Как нетрудно убедиться из результатов генетических исследований, населению Германии своиственны, в основном, две генетические Y-гаплогруппы: Славяно-арийская R1а и Славяно-варяжская I. Точно такая же ситуация и в "славянской" Беларуси. где примерно 50% приходится на Славяно-варяжскую гаплогруппу I и столько же на Славяно-арийскую R1а. Именно это обстоятельство объясняет как в Германии, так и в Беларуси наличие как окончаний -ов, так и одновременно окончаний -ау.

Иными словами, как в Германии, так и в Беларуси, так и во многих других "белых" странах, список которых включает, главным образом, еще и Скандинавию, а так же Польшу и Северную Украину, с незапамятных времен проживали оба известных рода генетических славян. Из всего сказанного выше прямо и косвенно вытекает, что немцы не являются представителями некой отдельной "германской" либо "немецкой" расы, как мы привыкли слышать еще с детства от пропагандистов различного толка, ставивших и ставящих целью "развести" нас. Факты показывают, что в жилах немцев течет та же самая кровь, как и у славян, поскольку генетическая композиция гаплогрупп у немцев та же, что и у славян. Т. е., немцы по крови являются такими же славянами, как и сами славяне. И "признанные славяне", и "немцы" генетически являются единым народом Русо-Ариев, который некогда подвергся искусственному разъединению усилиями иудо-христианских вандалов, принесших в Мир Славян чужую религию, распри, войны и горе.

"Немцы" - это героическая самая западная часть славян, которая пусть даже ценой потери славянского языка сумела сдержать с запада и юга настырную ГЕНЕТИЧЕСКУЮ экспансию чужеродных народов внутрь остального славянского мира. Именно благодаря "немцам", которые приняли на свои плечи основную мощь чужеродного нашествия, мы, Славяне, до сих пор разговариваем на славянских языках и идентифицируем себя, как СЛАВЯНЕ.

Германские народы – так называют обширную группу людей, включающую население разных стран Европы, Австралии, Северной Америки и Новой Зеландии. Как меньшинства представители этих этносов живут даже в Африке и Южной Америке. Всех их объединяет то, что они используют один из более чем 30 германских языков.

Народы этой группы многочисленны – к германцам относят до 550 миллионов человек. Это немцы, австрийцы, англичане (включая канадских, американских, новозеландских и австралийских), скандинавы (датчане, исландцы, шведы, фарерцы, норвежцы) и голландцы.

Как попала в германцев славянская кровь?

Воинственные германские племена в течение многих веков расселялись по Европе. Захватывая новые земли, они смешивались с местным населением, которое превосходило их численностью. Так германцы утрачивали «чистоту крови» и обеспечивали зарождение новых этносов, существующих по сей день.

Наиболее яркий пример ассимиляции – Германия, которая стала единым самостоятельным государством лишь в 1871 году. Племена германцев завоевали эти земли в начале нашей эры. С тех пор они смешались со славянами, кельтами и другими, уже исчезнувшими с лица земли этносами.

Современные немцы – лидеры среди германцев по наличию славянской крови

На территории северной, восточной и даже северо-западной Германии много веков назад жили славянские племена. Современные этнографы называют поморян, руян, бодричей, лютичей и лужичан. Германское население «растворило» в себе эти племена, но их след остался в крови немцев XXI века.

О славянских корнях и сегодня напоминают долгоживущие топонимы (названия населенных пунктов, озер, рек, других объектов на местности). Достаточно сказать, что две из версий происхождения имени столицы Германии – Берлин – включают «славянский след». По одной из гипотез, название включает древлянское слово «болото» (berl). По другой – в основе лежит «брл», или «берл» - западнославянское определение медведя.

Ученые относят к топонимам славянского происхождения все названия городов и коммун в Германии, которые завершаются ударным -in. Таких немало: Шверин, Карпин, Витцин, Штеттин. Среди других древнеславянских названий – Трептов, Шпандау, Тетеров, Гюстров, Кемниц, Люббенау.

Австро-Венгерский «плавильный котел»

Второй лидер по наличию славянской крови – современная Австрия. Согласно этнографическому исследованию 1911 года, в Австро-Венгерской империи германцы, проживающие в Австрии, Силезии и Тироле, соседствовали со славянами-чехами Богемии и Моравии, хорватами, словенцами, сербами, словаками, а также поляками и украинцами Галиции. Очевидно, что ощутимая ассимиляция этих народов в рамках одной империи была неизбежна.

Генетика помогает не всегда

Отследить распространение народностей по планете можно с помощью генетического анализа. Для этого ученые выделяют гаплогруппы – сообщества, происходящие от одного этноса-предка. Выявить родство помогают генетические мутации, которые одинаково проявляются у потомков общего «прародителя». Генетики определяют комплект гаплогрупп для каждой нации, после чего ищут сходства. Такой подход позволяет обнаружить самые неожиданные связи и пересечения.

Германские племена задолго до IV-VII веков н. э. (Великого переселения народов) «растворили» в себе множество европейских этнических групп и слились с ними. По этой причине у ученых нет возможности назвать «германской» конкретную гаплогруппу. Принято считать, что современные германцы несут в себе три превалирующие гаплогруппы: R1a, I1,R1b.

Тем нее менее проследить родство со славянами можно. Так, 16% населения Германии и 23% населения Австрии несут в себе гаплогруппу R1a. Она доминирует у многих славянских народов и обнаруживается у 47% населения России, 43% - Украины, 49% - Беларуси, 55% - Польши, 42% - Словакии.

А кто в отстающих?

Наиболее близкими по крови к древним германцам ученые называют датчан и жителей юга Швеции. Изначально там не проживали славянские племена, а их последующая миграция в эти районы также была минимальной.

Исторический конфуз

При том что германцы и славяне имеют много общих корней, идеологам Третьего рейха зов крови был неведом. По их убеждению, нордическая раса включала праславян, однако к ХХ веку славяне слишком далеко отошли от нее, чтобы претендовать на свою «чистоту». Гитлер называл одной из основных задач рейха «предотвращение развития славянских рас», которые он относил к «неевропейским».

В «Майн Кампф» содержится упоминание, что германские элементы в России расово превосходят славянские. Гиммлер в речи от 04.10.1943 г. (Познань) назвал славян «смешанным народом на основе низшей расы с каплями нашей крови, который не способен к самоуправлению и поддержанию порядка».
Неумолимый ход истории расставил все по местам. Бесчеловечные теории нацистов преданы забвению. Современные жители германских стран в поисках корней с удовольствием отыскивают среди своих предков славянских прадедушек и прабабушек.