Профессия экспедитор. Кто такой экспедитор

Получил товар, сопроводил, передал получателю. Кажется, элементарно. Однако быть экспедитором не так просто. Транспортная экспедиция - это довольно широкий спектр услуг, связанных с доставкой товара.

В компетенции специалиста все, что происходит с грузом от дверей склада грузоотправителя до дверей склада грузополучателя.

Опыт и наработанные связи ценятся куда выше диплома. Работодателей обычно устраивает среднее или неполное высшее образование. Впрочем, транспортные вузы предлагают такие специальности, как «Организация перевозок и управление на транспорте», «Технология транспортных процессов».

Что делает экспедитор

Перечень обязанностей зависит от профиля компании. Так, «внутренний» экспедитор, сотрудник торговой фирмы-поставщика, занимается развозкой товара клиентам. Его задача состоит в том, чтобы получить товар у кладовщика согласно документам и оперативно доставить его на торговые точки в пределах города или региона.

Совсем другое дело - мультимодальные перевозки с привлечением нескольких видов транспорта и международные перевозки. Это сфера деятельности экспедиторских компаний, сотрудники которых - настоящие профи.

Получив груз, международный экспедитор обязан:

  • выбрать способ транспортировки и разработать маршрут движения;
  • зафрахтовать транспортное средство (судно, самолет, железнодорожные вагоны, автомашину);
  • получить товар у грузоотправителя и пакет сопроводительных документов;
  • проконтролировать погрузку, пломбировку транспортного средства;
  • провести таможенное оформление, страхование груза;
  • сопроводить груз, контролируя условия транспортировки;
  • доставить и передать товар грузополучателю строго в оговоренные сроки;
  • обеспечить получение обеими сторонами правильно оформленных документов.

Требования к экспедитору

Что бы ни случилось, экспедитор обязан доставить товар в срок и в идеальном состоянии. Для этого ему очень пригодится отличное знание географии, расположения дорог, протяженности маршрутов.

В международных перевозках не обойтись без знания иностранного языка, особенностей законодательства и традиций стран, с которыми приходится работать. Таможенное право, страховая деятельность, фрахтовые операции - для экспедитора-международника не секрет.

Хорошо разбираться в товаре, ассортименте, знать маркировку и упаковку, условия транспортировки, хранения и сроки реализации - крайне важно. Особенно это касается скоропортящихся товаров и требующих особых условий перевозки. Нужно уметь работать с документами (товарными накладными, налоговыми накладными, сертификатами качества, маршрутными листами, доверенностями).

Внимательность и ответственность - главные качества специалиста. Умение общаться, договариваться, проявлять гибкость, принимать решения в сложных ситуациях присущи хорошему экспедитору, ведь в дороге случается всякое.

Исследование по регионам показало, что самые высокие зарплаты предлагают в Москве и Санкт-Петербурге.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии экспедитор

Преимущества:

  • высокий спрос на рынке труда;
  • достойная зарплата;
  • возможность увидеть другие города и регионы.

Недостатки:

  • некоторым частые переезды могут показаться утомительными;
  • часто возникшие проблемы, которые необходимо решить, абсолютно не зависят от экспедитора.

Сопровождение грузов считается одним из самых востребованных видов хозяйственной деятельности. Каждый производитель хочет, чтобы его продукция дошла до потребителя в целости, поэтому нередко прибегает к услугам экспедитора.

Во время пути в пункт назначения специалист по логистике не только отвечает за сохранность грузов, но и выполняет множество других важных задач. Чем же занимается экспедитор? Что это за профессия и какие навыки необходимы людям, занимающимся перевозкой товаров?

Что означает слово «экспедитор»?

Понятие «экспедитор» – это производная от существительного «экспедиция», которое, в свою очередь, произошло от латинского глагола expedire «оснащать, снаряжать» . Под экспедицией понимают путешествие куда-либо с конкретной целью или со специальным заданием.

В отдельных хозяйственных сферах экспедицией называют рассылку товаров или корреспонденции. В транспортной области термин «экспедитор» имеет синоним «провайдер логистики» и указывает на человека или компанию, которая занимается доставкой продукции или сырья от производителя к потребителю.

Несмотря на то что само понятие появилось не так давно, на деле логистические услуги имеют долгую историю. До наших дней дошли письменные источники, согласно которым экспедиторы существовали уже в XI–XII столетиях. Серьезный толчок получила в эпоху промышленной революции.


Одним из первых современных экспедиторов была лондонская компания Томаса Мидоу, которая в 1836 году начала работу по сопровождению грузов в пределах Великобритании. Первыми международными экспедиторами считаются владельцы лондонских отелей, занимавшиеся перевозкой багажа своих постояльцев.

Кто такой экспедитор?

Экспедиторы – это должностные лица или организации, которые по поручению заказчика обеспечивают транспортировку грузов по назначению. Сопровождение осуществляется за счет клиента на основании договора, порядок составления которого регламентируется Гражданским Кодексом РФ.

Главным документом экспедитора выступает транспортная накладная, где зафиксирована информация о времени и месте отгрузки продукции, ее ассортименте, цене, пункте назначения. Подпись должностного лица на такой накладной свидетельствует о том, что груз правильно упакован и не имеет заметных дефектов.

После подписи документа экспедитор несет материальную ответственность за товар до момента его передачи грузополучателю.

Чем занимается экспедитор?

Непосредственные обязанности экспедитора включают в себя организацию доставки товаров согласно условиям, прописанным в договоре. Он разрабатывает маршрут и вбирает наиболее оптимальный способ перевозки, занимается поиском транспорта, обеспечивает его своевременную подачу на склад и оформляет документы, которые могут понадобиться в пути. После отправления от места погрузки экспедитор несет ответственность за продукцию в дороге, а после прибытия занимается ее выгрузкой и передачей грузополучателю.

Кроме того, что экспедитор отвечает за целостность грузов, нередко в его ведении находится исправное техническое состояние транспорта. В случае перевозки опасных или негабаритных грузов специалист обязан оформить согласования на перевозку, а также подобрать соответствующий автомобиль. Дополнительно экспедитор контролирует маркировку и пломбирование товаров, оформляет таможенные декларации (при международных перевозках), выполняет платежи транспортных сборов.

Какие навыки нужны экспедитору?

Для успешной деятельности экспедитор должен разбираться в нормативно-правовых документах, знать правила транспортировки, пожарной безопасности и охраны труда. Неотъемлемой составляющей профессии является знание видов подвижного состава, тарифов на перевозку, эксплуатационных возможностей различных видов транспорта.


Важным качеством в этой профессии выступает умение общаться с людьми, ведь в процессе работы экспедитору приходится договариваться с грузчиками и кладовщиками, своевременно становиться на погрузку и решать всевозможные проблемы в пути.

Вы наверняка часто встречали понятие транспортно-экспедиционной компании. Если с «транспортно-» всё понятно, то что такое «-экспедиционная»? Кто такой экспедитор? Имеют ли право диспетчеры называть себя экспедиторами? Попытаемся ответить, используя законы Российской Федерации.

Экспедиторская деятельность в Российской Федерации регулируется, в основном, тремя законами: это Федеральный закон №87-ФЗ от 30.06.2003 «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление правительства №554 от 8 сентября 2006 года «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» и глава №41 части 2 Гражданского кодекса РФ (документы доступны для скачивания в формате Microsoft Word).

Гражданский кодекс устанавливает в основном только само понятие транспортной экспедиции, вводит понятие договора транспортной экспедиции и указывает на презумпцию виновности экспедитора (то есть, не клиент доказывает вину экспедитора, а экспедитор обязан доказывать свою невиновность).

Постановление правительства №554 от 8 сентября 2006 года определяет само понятие экспедитора - это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Кроме того, даётся определение транспортно-экспедиционным услугам, под ними понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Кроме того, устанавливаются основные экспедиторские документы: это поручение экспедитору, экспедиторская расписка и, если оказываются складские услуги, складская расписка. Согласно Постановления, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и составляются они в письменном виде. С полным списком экспедиторских документов и требованиями к их оформлению вы может ознакомиться, прочитав приказ Минтранса от 11 февраля 2008 года №23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов" (документ в формате Microsoft Word).

Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает обязанности экспедитора и клиента. В частности, статья 4, пункт 4 гласит: «При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности».

Что вытекает из данного утверждения? Если разбить по пунктам, то:

  • экспедитор обязан принимать груз;
  • экспедитор выдаёт экспедиторский документ (экспедиторская расписка);
  • экспедитор обязан предоставлять клиенту оригиналы договоров (например, договора перевозки груза, заключённого с транспортной компанией).

Разумеется, всего этого диспетчер, на погрузке не присутствующий, не делает. Следовательно, называться экспедитором он не может в соответствии с Федеральным законом и Постановление правительства. Но благодаря отмене лицензирования в сфере грузовых перевозок (Федеральный закон №80-ФЗ от 2 июля 2005 года) никто не проверяет соответствие названия действительно ведущейся деятельности. Впрочем, после принятия Федерального закона №272-ФЗ, диспетчеры стали чаще именовать себя в заявках и договорах с перевозчиками «клиентами» или «заказчиками».

В сфере автоперевозок практически отсутствует контроль со стороны государства, из-за чего и происходит подобная путаница в названиях и терминологии. В действительности, те услуги, которые оказывают диспетчеры — это агентские или информационные услуги, но никак не экспедиторские и тем более не услуги по перевозке груза. Помните об этом.

Резюмируя вышесказанное: экспедитором может называться физическое или юридическое лицо, которое осуществляет приём и сдачу груза, контролирует погрузочно-разгрузочные работы, ведёт подсчёт количества мест, осуществляет визуальный или иной контроль загружаемого товара, а также производит иные действия во исполнение договора транспортной экспедиции.

Экспедитор – профессия сложная и очень востребованная. Возможно, некоторые не согласятся с этим утверждением, ссылаясь на то, что этот специалист практически ничего не делает. Однако это лишь поверхностный взгляд. В реальности же обязанности, которые регламентирует должностная инструкция экспедитора, весьма многогранны, и не каждый способен их осилить.

Особенно если речь идет о крупных компаниях, которых занимаются перевозкой грузов не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Поэтому давайте рассмотрим все особенности этой профессии, дабы понять, что за пункты может содержать должностная инструкция экспедитора грузов.

Кто такой экспедитор?

Несмотря на всеобщее мнение (дескать, на рынке труда потребность в такого рода специалистах возникла относительно недавно), эта профессия зародилась много столетий назад. Так, первые экспедиторы появились в далеком XV веке. Как и сейчас, их главной задачей было доставить груз в указанное место. И при этом они должны были сделать все возможное, дабы целостность и качество посылки не пострадали во время путешествия.

Спустя много веков эта профессия не только не утратила актуальность, но и укрепила свои позиции. Сейчас должность экспедитора есть во многих фирмах и компаниях. Однако их полномочия и обязанности могут сильно видоизменяться в зависимости от размера организации и её сферы деятельности.

Ключевые моменты профессии

Учитывая все вышесказанное, несложно догадаться, что главная задача экспедитора – это доставка груза к его месту назначения. Но, несмотря на то, что звучит это довольно просто, на практике все оказывается куда сложнее.

Начать следует с того, что любой груз должен быть закреплен документально. Не говоря уже о том, что некоторые предметы или объекты и вовсе требуют наличия ряда разрешений. Например, перевозка молочных продуктов находится под жестким контролем санэпидемстанции, к тому же ее импорт в некоторые страны весьма затруднителен.

Еще одним краеугольным камнем этой профессии является составление маршрута. Человек, устраивающийся на такую должность, должен знать, что ему в ходе работы нужно будет сделать все возможное, дабы снизить стоимость дороги. Проще говоря, должностная инструкция экспедитора по перевозке грузов обязывает его искать наиболее короткие, но при этом эффективные пути доставки.

Что необходимо знать экспедитору?

Учитывая такой набор обязанностей, не приходится удивляться, что многие работодатели выдвигают ряд требований к будущим работникам. Некоторые из них обозначаются в должностной инструкции, остальные же остаются за кадром, как само собой разумеющееся.

Итак, что же должен знать экспедитор?

  • Нормативно-правовую базу.
  • Российское законодательство.
  • Международные правила и нормы перевозки грузов.
  • Особенности заполнения транспортных документов.
  • Основы логистики.

Кто может претендовать на эту должность?

Небольшие фирмы, занимающиеся локальными перевозками, не сильно придираются к кандидатам на пост экспедитора. Так, им вполне подойдет человек, имеющий оконченное среднее образование. А вот крупные компании не столь лояльны.

Дабы заполучить престижную должность, экспедитор должен иметь диплом, свидетельствующий об окончании вуза. Особенно востребованы специалисты с техническим и экономическим образованием. Также должностная инструкция экспедитора имеет пункт, требующий от кандидата знания иностранного языка. Но это вполне обосновано, ведь по роду службы ему довольно часто придется сталкиваться с языковым барьером, например, при пересылке груза за границу.

Должностная инструкция экспедитора: образец

Несмотря на то что все должностные инструкции составляются руководством компании, исходя из их предпочтений и взглядов, они не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Трудовому кодексу.

Давайте рассмотрим, что представляет собой такой документ, как должностная инструкция экспедитора

Общие положения:

  1. Экспедитор относится к категории технических рабочих.
  2. На эту должность назначаются специалисты с оконченным высшим образованием, прошедшие предварительную подготовку.
  3. Экспедитор обязан знать: структуру компании, ее нормативно-правовую базу, а также основы работы с техническими документами.
  4. Данный работник подчиняется непосредственно директору компании, а также его заместителю по транспортной части.

Должностные обязанности. Экспедитор должен:

  1. Принимать все заявки от клиентов и обрабатывать их в установленном порядке.
  2. Составлять соответствующие запросы на склад, дабы получить нужный товар.
  3. Планировать маршруты перевозки грузов с учетом всех затрат и временных интервалов.
  4. Предоставлять водителю или курьеру документы, необходимы для доставки товара.
  5. Проводить переговоры с клиентами, а также улаживать с ними все спорные моменты.
  6. В случае необходимости сопровождать груз до места его назначения.
  7. Вести учет своей деятельности, согласно установленным правилам.

Права. Экспедитор имеет право:

  1. Запрашивать у руководства всю информацию и документацию, необходимую для выполнения его обязанностей.
  2. Вносить предложения, способные улучшить работу фирмы.
  3. Требовать соблюдения всех норм и законов, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Ответственность:

  1. За невыполнение своих обязанностей или халатность экспедитор может быть привлечен к административной ответственности.
  2. Случаи причинения материального ущерба разбираются в рамках действующего законодательства России, а также Уголовного кодекса.

Доработки, которые может содержать должностная инструкция экспедитора

Следует напомнить, что данный документ является лишь шаблоном. Его можно дополнять и видоизменять, в зависимости от конечной цели применения. Например, какие изменения может содержать должностная инструкция водителя-экспедитора? Образец этого документа мало чем отличается от вышеупомянутого, однако разница все же есть.

В частности, такая инструкция должна иметь ряд отдельных пунктов, регламентирующих обязанности экспедитора по отношению к автомобилю. Например, там должно быть указано, как часто необходимо проводить техосмотр, где можно парковать машину и какие грузы на ней следует перевозить.

Экспедитор - это профессия , в должностные обязанности которой входят: получение, сопровождение и сдача различных грузов, а также, оформление необходимой транспортной документации.

Одно время, после окончания института, я проработал экспедитором. Тогда эта работа показалась мне очень интересной. Еще бы, нужно-то было, всего-навсего, ездить в автомобиле, считать товар и получать зарплату.

Вообще, конечно, экспедирование грузов - это очень ответственная работа . Во-первых, от вас зависит время доставки из точки А в точку Б. Во-вторых, как правило, экспедитор - это лицо материально ответственное. И в-третьих, конечно же, от вас зависит точность ассортимента груза. В последнем случае крайне важно, чтобы количество утюгов совпадало с тем, что написано на бумаге. Конечно, если вместо утюгов вы привезете компьютеры, то беда не большая. Однако, как профессионального экспедитора - это вас не украсит.

После шести лет обучения в Бауманском попасть по распределению в какой-нибудь "ящик" не очень хотелось. Непрерывное сидение за партой и так за прошедшие шестнадцать лет достаточно утомили. Получение диплома пришлось на начало 90-х. Молодому специалисту полагалось по "сетке" чуть больше 20 советских рублей. Во времена развитого социализма этого бы вполне хватило на существование. Но не вначале 90-х, когда прожиточный минимум уже переваливал за 500 деревянных.

В экспедиторской работе есть своя романтика. Обычно, основное время работы приходится ничегонеделание. На пассажирском месте можно курить, пить пиво и развлекаться шоферскими байками долгое время в пробках. Сотовые телефоны еще были редкостью, а вот пробки уже встречались и личное общение заменяло все.



Были в этой работе и свои тонкости. Скорее всего, с течением времени, они особо не изменились. Груз должен быть принят и сдан в точности так, как это описано по бумагам. Умение разбираться в транспортных накладных – не самое сложная обязанность. Движение по российским дорогам, так же вносит свои коррективы. Уважаемому сотруднику автоинспекции или любому другому человеку в погонах не представляет особого труда найти у вас недочеты, позволяющие поиграть на нервах. Пару раз постоять на штрафной стоянке и мне приходилось. Общаться на тему выкупа - хуже не придумаешь. За твоей спиной груз не малой стоимости, а ты зависишь от решения этого человечка. Удовольствие от такого «интеллигентного» разговора не очень большое.

Но, все окупается. Во-первых, конечно же, опыт. Общение с людьми, умение договориться с грузчиками и кладовщиками, встать вовремя на погрузку. Первую школу настоящей жизни я получил здесь. С течением времени научился и зарабатывать. Как правило, на руки даются дорожные средства. Правильно распределив их, можно сэкономить и, по договоренности с руководством, положить на свой счет. Экспедитор, как мы уже говорили, лицо материально ответственное. И за это тоже неплохо платят. Но, и потерю груза спишут, скорее всего, с вас. Неприятности могут поджидать в самых неожиданных местах, особенно в дальних переездах. Бывали случаи банального воровства. Держи ухо востро. Однажды от меня, подарив пару беспокойных часов, сбежал водитель с грузом макарон. Когда я, уже практически попрощался с зарплатой на ближайший год, и прибежал на условное место, машина оказалась там. Водитель, зевая, поинтересовался, куда я пропал. В короткой «дружеской» беседе выяснилось, что он меня потерял и решил ехать самостоятельно. Сотовые телефоны-то были редкость.

В общем, потратив пару тройку лет жизни, приобретя пивное пузико и пучок седых волос, можно сколотить небольшой капитальчик. Но, профессия экспедитора – это, все же, не то, о чем мечтало человечество.

Александр Гаранин