Принцип золотого сечения в лице. Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема

Эстетические пропорции лица и их учет в пластической хирургии.

Испокон веков люди не только восхищались красотой, но и пытались понять, что есть красота, из каких концептов она сложена и что принять за критерий оценки красоты. Каждое поколение вырабатывало свое понимание идеальной внешности, поэтому и критерии оценки от века к веку менялись. Со временем у людей развилась способность «любить прекрасное», отсюда и появилось понятие «эстетика» (от греч. aesthesis, дословный перевод: любовь к тому, что прекрасно). Сегодня пластические хирурги научились не только «любить прекрасное», но и создавать его своими руками. Поэтому та сфера медицинской деятельности, в которой практикую я и мои коллеги, получила определение «эстетическая».

Дать определение «идеальной красоте» пытались многие, однако в силу субъективизма (ведь каждый из нас представляет «красоту» по-своему) сделать этого не удалось. Мы можем говорить только об эпохальном понимании канонов красоты, обусловленном временным, культурным, этническим и географическим фактором. Если сузить масштаб моей мысли и перенестись в современную эпоху, то ситуация в корне не меняется — у каждого из нас своя красота.

Как пластический хирург я нередко сталкиваюсь с проблемой соотношения, соизмерения моих личных представлений о красоте с представлениями о красоте моих пациентов. Как правило, приходится искать грань между профессиональным подходом, субъективизмом и пациентским «я хочу вот так и никак иначе». Консультация — это поиск компромисса, поиск единого пути к достижению поставленной цели.

Не хочу утруждать своего читателя глубинными рассуждениями на тему «История красоты в искусстве», но все-таки некоторый экскурс я проведу. Это позволит вам сформировать более четкое представление о том, как менялись каноны красоты от одной эпохи к другой.

История красоты в искусстве

То и дело, в обиходе нашей речи мы употребляем такие выражения как «греческий профиль», «греческий нос», «греческие пропорции»… О чем это говорит? О том, что в определении понятия красоты греки в свое время сыграли немаловажную роль. В V веке до н.э. Поликлит экспериментировал с формами. Он «подглядывал» за природой и ее лучшие формы воплощал в скульптурах и образах.

Еще больший вклад в осмысление идеальной красоты внес греческий скульптор Пракситель. Вспомним его Афродиту — это была первая фигура обнаженной богини любви. Последующие 100 лет человечество придерживалось именно его канонов красоты.

Идеалы греческой красоты служили фундаментом представлений о прекрасном и в эпоху Возрождения, однако теперь и художники, и скульпторы стремились совершенствовать женские лица. На смену идеалам красоты эпохи Возрождения пришла новая концепция — служители искусства намеренно нарушали естественные пропорции, представляя изысканные женские типажи с длинными пальцами, вытянутой шеей и высоким лбом.

В XVIII-XIX вв. идеал женской красоты колебался между классическими греческими изображениями и романтическими представлениями конкретного периода. К концу XIX века в моду вошли «кукольные женщины». Символ этой непорочной красоты — хрупкость, круглые бледные лица.

В современную эпоху идеалы красоты меняются каждое десятилетие, это обусловлено развитием кинематографа и телевидения. Несмотря на то, что каждой эпохе свойственно свое понимание красоты, следует осознать значимость эмоционального опыта в оценке внешности. Для пластического хирурга это крайне важно. Даже если вкусы, стили и стандарты красоты подвержены изменению, существуют пропорции и соотношение, которые играют ключевую роль в планировании омолаживающих и имиджевых операций на лице.

Факторы анализы лица

Перед каждой операций на лице хирург анализирует его. При этом в обязательном порядке учитывает ряд факторов, о которых мы сейчас и поговорим.

  • Возраст . Как правило, возраст является главным фактором, побуждающим пациента к хирургическому вмешательству. Стареть мы начинаем примерно в 30 лет: отмечается вялость кожи, верхние веки начинают нависать над своими границами, обозначаются носогубные складки. К 40 годам появляются морщины и заломы, мягкие ткани опускаются. В 50 лет у женщин морщины образуют глубокие протяжные линии, наружные уголки глаз стремятся книзу, провисает кончик носа, щечно-скуловая зона. К 60-70 годам возрастные изменения прогрессируют еще больше — глазницы «пустеют», скуловые комплексы выступают, кожа истончается, лицевой скелет становится более заметным.
  • Пол . Для мужских лиц характерны сильные угловатые черты, у женщин они сглаженные — округлые, плавные. Лобные и скуловые кости, а также подбородок в большей степени выражены у мужчин; их носы шире, с прямой или немного выгнутой спинкой. Женский носик, как правило, имеет тупой угол, он меньше и гораздо изящнее мужского.
  • Этническая принадлежность . Эстетическая ценность результата всегда обусловлена этническим, социальным и культурным фоном. Этот фактор следует учитывать ввиду того, что у представителей каждой этнической группы — свой тип кожи, свои особенности рубцевания.
  • Тип личности . Анализ лица должен включать в себя учет личностных характеристик пациента. Причем, делать это нужно не по статическим фотографиям, а во время очной консультации, когда лицо пациента пребывает в динамике. Лицо — это отражение личности. Обратите внимание на экстравертов — их черты лица направлены вверх. Результат, который может понравиться такому типу личности, во-первых, не понравится интраверту и, во-вторых, просто-напросто не подойдет ему.
  • Волосы . С помощью прически можно изменять пространство вокруг лица. Это следует учитывать, особенно при проведении эндоскопической подтяжки лба.

Пропорции лица

Лицо мы воспринимаем в комплексе его частей. Чтобы оно было гармоничным, отдельные его части (губы, глаза, нос, лоб, подбородок) должны находиться в определенной относительной пропорции. Ни одна часть лица не функционирует в отрыве от другой. Когда мы меняем что-то одно, оно обязательно отразится на общем восприятии внешности. Для пластического хирурга важно не нарушить баланс, а если его не было, то восстановить.

Когда ко мне приходит пациент, который планирует пластическую операцию на лице, я провожу анализ уже на первой очной консультации. Визуально разделяю лицо на 5 эстетических единиц: лоб, глаза, нос, губы и подбородок. Помимо этого учитываю еще уши и шею, так как они тоже играют немаловажную роль в восприятии лица в целом.

Молодое лицо не значит красивое лицо,
поэтому свою задачу я ставлю так:
мои пациентки после операции должны быть
не только молодыми, но и красивыми.

Теперь давайте рассмотрим каждую часть лица по отдельности и приведем для каждой из них свои особенности.

  • Лоб . Верхнюю треть лица занимает лоб. Эстетически привлекательный лоб, если рассматривать его в профиль, имеет незначительное выступание. Различают еще выступающий, плоский и покатый лоб.
  • Глаза . Они всегда привлекают к себе больше внимания, так как являются самой выразительной частью лица. Именно в области глаз проявляются первые признаки старения, поэтому забота о них должна быть своевременной и адекватной. Идеальные пропорции выражаются в следующем: ширина глаза от угла до угла равна 1/5 ширины лица. Расстояние от линии роста ресниц до складки на верхнем веке колеблется в пределах 7-15 мм,в зависимости от веса, толщины кожи и этнической принадлежности.
  • Нос . Мы всегда фокусируем свой взгляд на носе человека ввиду его расположения на лице. Во время коррекции пластический хирург производит угловые измерения, учитывает степень выступания, длину носа, его ширину, анализирует базальный вид носа и вид сбоку.
  • Губы . Эта эстетическая единица лица более остальных подвержена внешним изменениям. Четкие контуры губ и полнота характерны для женщин молодого возраста, у возрастных пациентов отмечается уплощение губ, утрата контуров, появление красной каймы.
  • Подбородок . Передний край подбородка в идеале должен находиться на одной вертикали с бровями. Эстетически привлекательный подбородок должен быть выраженным как в фас, так и в профиль.
  • Уши . Верхняя граница уха должна находиться на одной горизонтальной линии бровной дуги, а нижняя граница должна совпадать с крыльями носа. Ширина уха должна составлять 55-60% от его длины.
  • Шея . Несмотря на то, что шея не является эстетической единицей лица, ее форма оказывает влияние на восприятие подбородка и всей нижней трети.

Я никогда не провожу хирургию лица ради хирургии лица. Для меня важно не только омолодить пациентку, но и улучшить ее внешность. Молодое лицо не значит красивое лицо, поэтому свою задачу я ставлю так: мои пациентки после операции должны быть не только молодыми, но и красивыми.

Внешний облик человека Внешний облик человека, т. е. его наружный вид, представляет собой совокупность данных, воспринимаемых зрительно. Определяющими во внешнем облике являются его элементы. Ими являются отдельные анатомические органы, целые области тела, отдельные части целого, функциональные проявления, а также одежда и другие сопутствующие предметы. Каждый элемент, как всякое свойство, характеризуется определенными признаками, которые индивидуализируют внешний облик человека. Таких признаков внешности может быть выделено достаточно много, а различных сочетаний этих признаков - еще больше.

Многочисленные и разнообразные особенности внешности человека образуют три основные группы признаков: анатомические, функциональные и сопутствующие. Анатомические и функциональные признаки считаются собственными и являются основными в идентификации человека. Сопутствующие - это косвенные признаки, характеризующие внешний облик человека косвенно и способствующие его отождествлению. Анатомические признаки определяют пол, возраст, рост, телосложение, антропологические черты внешности, строение тела, головы, лица и его элементов. Особое внимание, естественно, уделяется лицу человека как наиболее индивидуализирующему личность при ее зрительном восприятии. Кожные покровы лица, в особенности те из них, которые характеризуются близкорасположенной костно-хрящевой основой черепа, относительно устойчивы в течение всей жизни человека, что делает возможным отождествление личности, внешний облик которой был зафиксирован даже со значительным интервалом времени. К анатомическим признакам относятся размеры, форма, контур, положение, цвет и особенности строения отдельных частей лица и тела.

Функциональные признаки проявляются в процессе жизнедеятельности человека, характеризуя его двигательные и физиологические функции. Функциональные признаки отражают внешнее проявление жизнедеятельности человека. Среди них наиболее выраженными и доступными наблюдению являются признаки, характеризующие осанку, походку, жестикуляцию, мимику и речь. Осанка определяется положением головы по отношению к вертикали и туловищу, а также положением туловища относительно вертикали. Походка определяется главным образом взаимным положением ног, рук и корпуса в различные моменты движения, а также темпом ходьбы. Жестикуляция проявляется в особых движениях рук, к которым прибегают с целью повышения выразительности речи. Мимика задается движением мускулов лица и является привычным способом выражения определенного состояния или чувства. Речевые функции характеризуются элементами собственной речи и речевого механизма. Они проявляются в языке, диалекте и акценте. Поведение человека проявляется внешне в различных привычках и манерах и выражается в особенностях выполнения определенных действий, например в манере здороваться с окружающими, приглаживать волосы, смеяться, тушить окурок, держать сигарету и т. п. Функциональные признаки легче подвергаются изменениям, однако среди них могут быть довольно устойчивые, обусловленные особенностями анатомического строения (например, хромота как следствие укороченной ноги), заболевания и др.

Отображения внешнего облика человека Отображения внешнего облика человека, используемые в криминалистике, принято делить на субъективные и объективные. Субъективные отображения возникают в результате непосредственного зрительного восприятия человека или его останков другим лицом. Объективное отображение внешнего облика человека - это его отображение па фотоснимках, кинолентах, рентгеновских снимках, в следах, его видеоизображение и т. п.

Пластические точки лица Объективное отображение внешнего облика человека - это его отображение па фотоснимках, кинолентах, рентгеновских снимках, в следах, его видеоизображение и т. п.

Точки на коже не только способны сигнализировать о заболеваниях или патологиях, но и улучшать внешний вид. Этими секретами столетиями пользовались восточные красавицы, чтобы продлить себе молодость. В наше время мало кто пользуется этими приемами. А зря. Точки акупунктуры при верной стимуляции дают результат не хуже, чем салонные процедуры красоты. При этом они доступны и бесплатны.

Существуют определяющие точки на лице, которые необходимо учитывать пластическим хирургам при выполнении ринопластики, так как они помогают спроектировать оптимальную по пропорциям форму носа. Такие точки на лице следующие: гнасион (gnasion) – нижняя средняя точка выступающей части подбородка; ментон (menton) – наиболее выступающая точка на нижнем крае подбородка; назион (nasion) – точка на лице в центре между носовой и лобной костями; погонион (pogonion) – точка на лице в центре самой выступающей части подбородка; ринион (rhinion)- точка на спинке носа, где соприкасаются между собой хрящ перегородки носа, носовые кости и треугольные хрящи; селлион (sellion) – глубокая точка на лице в выемке между глабеллой и спинкой носа; субназальная точка – точка на лице, находящаяся под передней носовой остью, которая является вершиной носо-губного угла.

При регулярном прорабатывании этих точек с эфирными маслами реально продлить молодость, поправить здоровье в домашних условиях.

Мы начинаем новую серию тематических статей о лице.
Лицо у человека всегда было и будет ключевой частью внешности. Именно на лицо мы обращаем внимание, подбираем вещи к лицу, привлекаем внимание и украшаем - лицо.
Форма лица, его пропорции, линии, черты влияют на впечатление о человеке, на его образ в целом. Поэтому очень важно учитывать особенности своего лица при создании образа и своего стиля.
В этой серии статей мы рассмотрим разные типы и формы лица, поговорим об особенностях подбора аксессуаров, украшений, макияжа с учетом особенностей лица, рассмотрим влияние тех или иных черт лица на восприятие внешности.

А начнем мы... с идеала:)
Чтобы определенно говорить о "больших глазах", "круглом лице", "маленьком носе" нужно в первую очередь определиться, что считать точкой отсчета.
Разумеется, речи о том, "сколько вешать в граммах", точнее, какого размера должны быть части лица в сантиметрах, быть не может.
Обычно, когда говорят о характеристиках черт лица, подразумевают пропорции, соотношение размеров разных частей лица между собой и их отношение к лицу в целом.
Так какие же пропорции считаются идеальными?

1. Соотношение длины лица (от линии, проходящей через нижнюю точку подбородка до линии роста волос) к ширине лица в самом широком месте составляет приблизительно 1,61 - так называемое "золотое сечение". Это соотношение длин двух отрезков друг к другу использовали еще античные математики, но широкое распространение - и в математике, и в живописи, и в архитектуре, и во многих других областях оно обрело с легкой руки Леонардо да Винчи.

2. Ширина лица по линии глаз равна длине глаза от внешнего уголка до внутреннего (без учета ресниц), умноженной на пять. При этом идеальное расстояние между внутренними углами глаз равно одной длине глаза. Расстояние от внешнего угла глаза до уха также равно одной длине глаза или чуть меньше. Здесь мнения разнятся: часть источников говорит о расстоянии между внешним углом глаза и краем лица, часть - о расстоянии между глазом и ухом.

3. Глаза находятся на линии, делящей голову горизонтально пополам. Речь идет не о лице, а о голове в целом - от линии по нижней точке подбородка до макушки. Линия глаз делит ее на две равные части.

4. Расстояние от верхней линии роста волос до линии бровей равно расстоянию от линии бровей до линии носа и равно расстоянию от линии носа до линии подбородка.

5. Ширина носа равна расстоянию между внутренними уголками глаз:

6. Ширина рта равна расстоянию между радужками глаз. В некоторых источниках предлагается расстояние между зрачками глаз, но на самом деле погрешность здесь невелика:

Если соединить линиями точки внешних углов глаз (без учета ресниц) и точку середины края нижней губы, получится равносторонний треугольник:

7. Брови. Бровь начинается на линии, проходящей вертикально через внутренний угол глаза и линию крыла носа, а заканчивается в точке пересечения с линией, проведенной от крыла носа через внешний угол глаза:

8. Уши расположены между линией глаз и линией носа, их размер соответствует расстоянию между этими линиями:

9. Высота подбородка равна длине глаза:

Это основные пропорции лица. Именно значительное отклонение от них в ту или иную сторону определяет значение характеристик "большой", "маленький", "низкий", "высокий" и так далее.

В следующий раз поговорим о способах определения пропорций своего лица, а также рассмотрим различные варианты форм лица.

ЭВОЛЮЦИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА

Все, что окружает человека, воспринимается им в зна- чительной мере с эстетической точки зрения. Стремление к красоте извечно и неувядаемо, это становится одним из факторов существования и совершенствования человека.

Красота не укладывается в обычные понятия и не под- дается логическим объяснениям. Оценка красоты неод- нозначна и является комбинацией психологических, био- логических и этико-эстетических аспектов. В различных этнических группах людей представление о красоте не- одинаково в связи с местными особенностями экономиче- ской и социальной жизни, религиозных обрядов и др. Не- которые бытующие представления о красоте настолько отличаются от наших, что их подчас можно принять за патологическое проявление. В определенной степени само- увечьем являются такие обряды, как проколы носа и ушей, нанесение татуировки, растягивание нижних губ до неве- роятных размеров, спиливание зубов, бытующие и в на- стоящее время у некоторых народностей.

Лицо человека рассматривают с эстетических позиций, его красота стала ценностью. При этом эволюцию лица следует рассматривать как очень полезный процесс, спо- собствующий гармоничному развитию человеческой лично- сти, проявлению всех лучших человеческих качеств и спо- собностей.

В течение тысячелетий происходило формирование ли- цевого скелета человека, закончившееся образованием лоб- ных долей мозга. Для головы неандертальца были ха- > рактерны выраженная покатость лба - признак недораз- вития лобных долей мозга - и большие челюсти, лицо его было более массивным и тяжелым по сравнению с мозго- вым отделом. В процессе перехода к прямостоянию и ста- новлению человека формировались новые черты лица: лоб стал прямым, исчезли мощные глазные валики, лицо ста- ло относительно плоским, начал резко выступать нос, уменьшились челюсти.

С исчезновением функции зубов служить оружием от- пала необходимость в мощных и тяжелых челюстях, ко- торые не давали преимуществ, а, наоборот, превращались в недостаток, сотрясая при жевании такую тонкую струк- туру, как мозг. Кроме того, тяжелые челюсти мешали раз- витию речи, требовавшей легких и быстрых движений. Тяжелые челюсти, составлявшие основную массу головы, делали тело человека неустойчивым, не позволяли ему смотреть вверх и вперед.

Характерно, что в процессе эволюции лицевого скеле- та от морды животного до лица современного человека нос продолжал выступать впереди лица. По всей вероят- ности, это было связано не столько с функцией обоняния (оно скорее снизилось по сравнению с нюхом животных), сколько с необходимостью удлинения пути прохождения вдыхаемого воздуха с целью его утепления и увлажнения, чтобы защитить дыхательное горло. Вся нервная сеть ис- чезнувшей морды животных сконцентрировалась на не- большой площади слизистой оболочки носа.

Менее покатым становился лоб. Вследствие развития членораздельной речи стал выдвигаться вперед подборо- док, так как языку и его мощным мышцам понадобилось больше места. Изменились строение и подвижность губ (может быть они приобрели красный цвет, чтобы за ними было легче следить во время разговора). Очень богатой стала мимика человека, способствовавшая развитию речи.

С позиций косметической хирургии чрезвычайно важно определить, завершено ли развитие лица современного че- ловека. Если да, то мы можем познавать особенности и закономерности его строения и использовать их в своей работе, говорить о социальном стандарте лица или его Отдельных частей при попытке воссоздать лицевую гармо- нию хирургическими средствами. Не менее важен также вопрос: будет ли в будущем считаться красивым то, что мы называем красивым сегодня. В отношении лица на этот вопрос можно с определенностью ответить положи- тельно. С момента «выпадения из эволюции и подчине- ния законам естественного отбора» человек стал хозяином самому себе и его внешность практически не изменяется. У При сравнительном анализе черепов обезьян, синан- тропов, неандертальцев, кроманьонцев и современных лю- дей антрополог В. П. Алексеев обнаружил некоторые из- менения, которые, однако, дойдя до какого-то предела, перестали происходить. Изменения внешности человека за Десятки тысяч лет могут проявиться в мелочах, но это не

существенно и не изменит основных черт лица. У людей нет необходимости преображать свое лицо. Совершенст- вование же того облика, который в настоящее время при- сущ людям, возможно и без генной реконструкции, хотя бы с помощью пластической хирургии.

Как и большинство объектов эстетических отношений, лицо можно расчленить на качественно однородные эле- менты, вычислить системные и структурные связи между ними, или, другими словами, применить математический аппарат исследования. Признавая прекрасное как «сла- женность и определенность», Аристотель писал, что «ма- тематика больше всего и выявляет их».

Было предложено много канонов, или правил, характе- ризующих основные размеры человеческого тела. В основу каждого канона был положен модуль - размер какой-то определенной части тела или лица человека. В разные времена за модуль принимали высоту головы, длину по- звоночника или его части, длину кисти, стопы и т. д.

В древнегреческом каноне," в котором модулем служи- ла высота головы, длина тела составляла восьмикратное увеличение модуля (при росте не менее 180 см). При этом модуле одинаковыми должны были быть высота головы, расстояние от подбородка до линии сосков, от сосков до пупка, от пупка до лобка, от лобкового сращения до се- редины бедра. Высота головы укладывается в расстояние между сосками молочных желез, а ширина грудной клетки соответствует 1,5 высоты головы. Расстояние между боль- шими вертелами у женщин приблизительно равно 1 3/4 вы- соты головы.

Позднее было установлено, что длина разведенных в стороны рук приблизительно равна росту человека. В этом положении «креста» человеческая фигура вписывается в квадрат. Согласно этому канону (канон эпохи Возрож- дения) человек с поднятыми вверх и разведенными в сто- роны руками вписывается уже в круг с центром, располо- женным вблизи пупка.

Разрабатывая правила изображения человеческой фи^ гуры, Леонардо да Винчи пытался восстановить так на- зываемый квадрат древних и воссоздать рисунки-схемы, которые наглядно показывают пропорции частей человече- ского тела. В тетрадях Леонардо да Винчи много описаний геометрического подхода к «божественным пропорциям» лица и туловища. «Пропорции головы,- пишет он - от брови к соединению губы с подбородком и от них к верх- нему краю уха у завитка - это составляет совершенный

квадрат, каждая сторона которого составляет половину головы, впадина щечной кости составляет половину рас- стояния между кончиком носа и задней частью нижней челюсти». В пересчете на величину уха имеются следую- щие соотношения: расстояние от края орбиты до уха рав- но длине уха или составляет одну треть головы, расстоя- ния от подбородка до носа и от линии волос до бровей равны и соответствуют высоте, уха, или одной трети лица.

В художественных школах специальных учебных за- ведениях до сих пор используют критерии Леонардо да Винчи, например: расстояние между глазами равно дли- не глаза; на идеальном лице европейца ноздри не должны выходить за линию, опущенную вертикально из внутренне- го угла глаза; рот должен доходить до линии, проведенной через внутренний край радужки глаза; расстояние от под- бородка до линии волос равно длине кисти, а нос имеет такую же длину, -как большой палец кисти (рис. 1,а).

Голову можно разделить на четыре равные части: во- лбсистую часть, лоб, нос, область верхней и нижней губ и -подбородка. Существует еще деление лица на три рав- ные части: лобную, носовую и ротоподбородочную. При этом, делении на волосистую часть головы прибавляют около "/2 одной из указанных третей. Вертикальными линиями можно разделить лицо при- близительно на пять одинаковых по ширине частей. Такие линии проходят через внутренний и наружный углы каж- дого глаза (рис. 1,6). Между двумя внутренними верти- кальными линиями располагаются крылья носа и рот, ко- торый обычно бывает немного шире указанного здесь про- межутка; Длина глазной щели равна расстоянию между внутренними углами глаз, или примерно 1\8 высоты голо- вы. Ротовая щель располагается приблизительно между верхней и средней третями нижнего отдела головы.

Поперечные размеры в области верхней, средней и нижней третей лица различны у большинства людей, что зависит не только от формы черепа, но и от состояния мягких тканей. Необходимо запомнить некоторые абсо- лютные размеры частей лица, которые имеют индивиду- альные отклонения: ширина лица между дугами скуловых костей (15 см), расстояние от середины глаз до подбород- ка (12 см), высота головы (24-25 см), расстояние от угла глаза до козелка уха (8-9 см), длина самого уха (7см).

При рассмотрении профильного положения головы мож- но определить «общий угол лицевого профиля». Он нахо-

Рис. 1. Пропорции лица (а, б, в).

дится между двумя прямыми линиями: касательной, иду- щей через точку, расположенную на середине между лоб- ной и носовыми костями, и наиболее выступающую точку луночкового отростка верхней челюсти, и горизонталью на уровне верхнего края наружного слухового прохода и ниж- него края глазницы. Угол между этими двумя линиями равняется 80-84,9°. В одних случаях этот угол меньше (прогнатизм), в других - больше (ортогнатизм) этих сред- них величин. Он может быть равен прямому углу и даже превышать его (рис. 1,в).

Естественно, что все приведенные соотношения прибли- зительны вследствие нескольких причин. Во-первых, раз- меры отдельных частей лица и туловища и соотношения между ними меняются в зависимости от возраста, пола, физического развития человека и особенностей конститу- ционального строения.

Во-вторых, определение пропорций затрудняется вслед- ствие изменения форм в зависимости от положения голо- вы. Одинаковые по величине формы воспринимаются гла- зом как неравные, например, при наклоне, повороте на 3/4 и т. п. Установление пропорций в значительной мере зависит от способности глаза правильно определить их. Наше зрение вследствие особенностей его физиологиче- ского устройства глаза теоретически плоскостное, т. е. для того чтобы перевести взгляд с предмета на предмет тре- буется известное изменение величины хрусталика, конвер- генции и аккомодации, другими словами, новая установка глаза. Оба глаза позволяют на близком расстоянии вос- принимать объект объемным, но на далеком расстоянии мы все видим плоским. Эта теоретическая специфичность зрения почти полностью отсутствует в жизни, так ка,к первое же перемещение человека среди предметов позво- ляет ему познакомиться с трехмерностью пространства и устройством реального мира. Эти знания дополняют све- дения, полученные с помощью зрения.

Для хирурга-косметолога очень важно тренировать свою наблюдательность и уметь на глаз определять про- порции лица и тела. По словам известного русского художника и педагога П. П. Чистякова, «глаз есть та- кой орган, который точнее циркуля способен определить расстояние, как скоро он воспитан правильно», и «сле- дует приучить глаз сравнивать, измерять и определять без циркуля относительные величины и расстояния».

В-третьих, необходимо помнить об асимметрии чело- веческого лица, которая часто проявляется в форме носа,

положении глазных щелей и бровей, а чаще всего в поло- жении углов рта. Две половины лица не дают одинакового зеркального изображения, но зрительно такое лицо тем не менее кажется нормальным, вероятно, из-за тех же особен- ностей зрительного восприятия. Асимметрия лица более выражена у пожилых людей, но бывает и слабо уловимой. При внимательном рассмотрении можно заметить, что гла- за имеют разные оттенки, неодинаково поднимаются.- и опускаются брови, углы рта и т. д. Интересно, что стати- стически не было установлено выраженной разницы между физиологической и патологической асимметриями: макси- мально выраженная физиологическая асимметрия совпа- дает с минимальными степенями патологической асим- метрии.

Характеризуя попытки количественно оценить прекрас- ное, Н. Г. Чернышевский писал, что живописцы «...опре- деляли длину носа, величину глаз, размер рта, высоту лба, какую должна иметь человеческая фигура, чтобы быть прекрасною. Все попытки выставить такую пропорцию пе*- казывают, однако, только одно - невозможность вымерить красоту по вершкам и линиям». С этим нельзя не согла- ситься, так как красота - явление многомерное и познать ее можно только при органическом сочетании разумных подходов и методов научного исследования на основе марксистской методологии, а непростыми математически- ми вычислениями.

Однако изучение закономерностей строения лица, зна- ние его пропорций является ступенью к познанию прекрас- ного в целях его воссоздания руками хирурга. Сами по себе каноны как учение о пропорциях человеческого тела становятся ориентиром для определения реальных пропор- ций тела каждого конкретного человека. Проводя изме- рения лица или его отдельных частей, хирург-косметолог способен объективно оценить отклонения от этих ориен- тиров и наметить план восстановления гармонии внешнего облика. В связи с этим при изложении специальных хи- рургических вопросов мы еще не раз будем возвращаться к исходным гармоничным пропорциям.

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.