Полные характеристики танка т 34 85. История создания

Т-34-85 – это советский средний танк времен Великой Отечественной войны, завершающая модификация Т-34.

История Т-34-85

Ко второй половине 1943 года самый главный советский танк Т-34 стал значительно уступать танкам противников. Хотя Красной Армии и удалось победить в Курской битве, но это было сделано в большинстве своем из-за численного превосходства и личного мужества, но не благодаря техническому преимуществу. Победа обошлась советским войскам очень дорого, и было очевидно – нужен новый танк, более бронированный и с более мощным орудием.

К тому времени уже был создан танк Т-43, по ряду параметров превосходивший Т-34. Однако оказалось, что установить на него более мощную 85-мм пушку, которая идеально бы подходила для пробития немецких танков, невозможно – танк бы стал слишком тяжелым. Так что работы над Т-43 прекратили, вместо этого снабдив новой пушкой Т-34 и создав завершающую модификацию — Т-34-85 .

Т-34-85 отличался не только более мощной пушкой, но и усиленным бронированием, а также дополнительными топливными баками. Из-за всего этого танк стал весить 32 тонны, однако его скорость и маневренность не изменились.

В декабре 1943 года Т-34-85 поступил в серийное производство, и уже в конце января 1944 года его стали использовать в сражениях. Танк выпускался вплоть до 1958 года, в том числе на экспорт. Всего было выпущено более 35 тысяч единиц Т-34-85.

ТТХ Т-34-85

Общая информация

  • Классификация — средний танк;
  • Боевая масса — 32,2 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – 1943-1958;
  • Годы эксплуатации – 1944 по 1993 (официально в СССР и РФ);
  • Количество выпущенных — более 35 000 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6100 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 8100 мм;
  • Ширина корпуса – 3000 мм;
  • Высота – 2700 мм;
  • Клиренс – 400 м.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса (верх и низ) — 45 / 60° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 45 / 40° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) — 45 / 0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 45 / 48° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 45 / 45° мм/град;
  • Днище – 20 мм;
  • Крыша корпуса – 20 мм;
  • Лоб башни – 90 мм;
  • Маска орудия – 40 мм;
  • Борт башни — 75 / 20° мм/град;
  • Корма башни — 52 / 10° мм/град;
  • Крыша башни – 15-20 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 85-мм ЗИС-С-53;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола — 54,6 калибров;
  • Боекомплект пушки — 56-60;
  • Углы ВН- 5…+22 град;
  • Углы ГН – 360 град. (ручной механизм поворота или электромеханический привод);
  • Прицелы — телескопический шарнирный ТШ-16, перископический ПТК-5, боковой уровень;
  • Пулемёты — 2 × 7,62-мм ДТ-29.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 55 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 25 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 250 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 220 км;
  • Удельная мощность — 15,6 л.с./т;
  • Тип подвески — подвеска Кристи;
  • Удельное давление на грунт — 0,83 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём — 30°;
  • Преодолеваемая стенка — 0,75 м;
  • Преодолеваемый ров — 3,4 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,3 м.

Модификации

  • Т-34-85 1943 года. Малосерийная модификация с новой трехместной башней и 85-мм пушкой Д-5-Т85. Выпускалась с января по март из-за неудовлетворительного размещения пушки С-53 в первоначальной башне;
  • Т-34-85. Главная серийная модификация с 85-мм пушкой ЗИС-С-53;
  • ОТ-34-85. Вместо курсового пулемета имел поршневой огнемет АТО-42;
  • Т-34-85 1947 года с новым двигателем В-2-34М, новой радиостанцией и оптическими приборами;
  • Т-34-85 1960 года с двигателем В-54 или В-55 на 520 л.с., измененным внутренним дизайном, новым электронным оборудованием, новой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и ходовой частью от Т-55;
  • ПТ-34 – созданный на базе Т-34 1943 года танк-трал.

Применение

Т-34-85 стал поступать в войска в феврале 1944 года. К сожалению, первые бои танков были не слишком успешными – экипажам не дали время на переподготовку, да и танков предоставили очень мало.

Одним из первых Т-34-85 получил 38-й танковый полк, в котором также были ОТ-34, огнеметные танки на базе Т-34. В марте 1944 этот полк стал частью 53-1 общевойсковой армии и участвовал в освобождении Украины, где, по сути, и были впервые масштабно применены Т-34-85.

Когда в июне 1944 года началось наступление на Белоруссию, в нем участвовало около четырех сотен Т-34-85. Однако куда более массово они применялись в 1945, например, в сражении у озера Балатон и в Берлинской операции.

К середине 1945 года советские танковые дивизии на Дальнем Востоке в основном располагали устаревшей техникой – легкими танками БТ-5, БТ-7 и Т-26. Когда началась война с Японией, туда было отправлено 670 Т-34-85. Таким образом, эти танки активно участвовали в разгроме Квантунской армии, выступая как основная ударная сила танковых частей.

Когда даже мощности 85-мм пушки стало не хватать для пробития брони вражеских танков, начали работы над Т-34-100, а также над Т-44. В итоге все они привели к появлению танка Т-54, в первые годы после войны заменившего Т-34-85. Однако служба этого танка не закончилась – он активно участвовал в Корейской войне, в войнах в бывшей Югославии и арабо-израильских войнах. Официально этот танк был на вооружении до самого 1993 года, а в некоторых странах он состоит в нем до сих пор!

Т-34-85 однажды принял участие в интересном событии уже XXI века. Когда в октябре 2006 года в Будапеште были антиправительственные выступления, демонстранты смогли запустить музейные Т-34-85 вместе с БТР-152, и использовали машины в столкновениях со служителями закона.

Память о танке

Т-34-85 – это один из самых популярных танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей слышали только о танке Т-34, во многих музеях стоят экземпляры именно Т-34-85. Также именно этот танк чаще всего стоит на постаментах во множестве городов России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и ряде других.

Танк в культуре

Танк Т-34-85 нашел широкое отражение в культуре, причем им нередко заменяли более ранние Т-34, так как найти оригиналы не представлялось возможным.

Фильмы

Фильмов с участием Т-34-85 довольно много. Наиболее известные из них:

  • Главный конструктор. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка как раз снимали Т-34-85;
  • Падение Берлина;
  • На войне как на войне;
  • Киноэпопея «Освобождение»;
  • Горячий снег;
  • Вечный зов;
  • Четыре танкиста и собака (при том, что по ходу сериала экипаж воюет сначала на Т-34, а потом на Т-34-85, в фильме с небольшими переделками все время снимался Т-35-85);
  • Белый тигр;
  • Спасти рядового Райана. Здесь упоминаний о Т-34-85 нет, однако именно эти танки были закамуфлированы под фигурирующие в сюжете PzKpfw VI «Tигр».

Игры

Т-34-85 фигурирует во множестве игр про Вторую мировую войну, например, в «Red Orchestra: Ostfront 41-45», «Вторая мировая», «Sudden Strike 3: Arms for Victory» и «Sudden Strike: The Last Stand», «Сall of Duty», «Блицкриг» а также в играх «World of Tanks» и « ».

Другое

Т-34-85 благодаря своей популярности выпускался множеством различных компаний в виде моделек. Также в советское время этот танк попал на почтовые марки.

20-01-2017, 23:45

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Сегодня мы поговорим о по-настоящему легендарной и очень популярной машине, советском среднем танке шестого уровня, перед вами Т-34-85 гайд .

Дело в том, что данный СТ побывал в ангаре у очень большого количества танкистов, так как он является частью одной из самых популярных веток нашей игры. Кроме того, по совокупности свои ТТХ Т-34-85 WoT является классическим средним танком. Он в меру быстрый, в меру бронированный, а также имеет в меру хорошее орудия, но давайте не будем забегать вперед.

ТТХ Т-34-85

Как и всегда, начнем мы с общих параметров. Каждый владелец данного аппарата должен понимать, что в его распоряжении есть довольно скромный по меркам СТ-6 запас прочности, а также небольшой обзор, радиусом в 360 метров, который обязательно нужно будет улучшать.

Если же рассматривать у Т-34-85 характеристики бронирования, как уже говорилось ранее, все в меру хорошо, то есть имеются как положительные моменты, так и отрицательные. Давайте начнем с хорошего и в первую очередь нужно отметить, что самым крепким участком танка является башня. Она имеет правильную форму, тут есть множество скосов, так что во лбу мы имеем 90, 115, а местами даже более 200 миллиметров приведенной брони. То есть башней средний танк Т-34-85 может танковать и часто ловить рикошеты, а при определенной доле везения нас не пробьют даже танки восьмого уровня (последнее случается редко).

О лобовой проекции корпуса такого сказать нельзя. В этой части мы гораздо уязвимей, даже с учетом хорошего наклона ВЛД имеет не более 90 миллиметров приведенной брони. Разумеется, сюда Т-34-85 World of Tanks пробивают даже пятые уровни и что еще обиднее, случаются частые контузии наводчика и мехвода.

Бортовая проекция, как и всегда, является более уязвимой, но все не так плохо. Дело в том, что по бокам башня тоже часто рикошетить, если не подставлять ее под прямым углом, да и при своевременном довороте корпуса или банальной постановки Т-34-85 WoT ромбом, также можно услышать звук рикошета.

Подводя итог по бронирования, хотелось бы сказать, что наш советский аппарат довольно часто прощает ошибки, он имеет рикошетную броню и особенно это касается башни. Однако Т-34-85 танк все-таки средний, он не создан для танкования и играть на нем нужно осторожно, везти будет далеко не всегда не всегда.

Если же говорить о ходовых качествах этой машины, они достаточно хороши. У нас есть хорошая максимальная скорость, не очень большое, но в целом достойное количество лошадиных сил на тонну, да и маневренность у Т-34-85 World of Tanks хорошая. Другими словами, можно ехать быстро, каруселить слабо подвижных противников, менять фланги и так далее, но молниеносно разогнаться или быстро заехать на горку не получится.

Орудие

Отдельного внимания у каждого танка заслуживает вооружение и в нашем случае данный аспект достоин уважения, по сравнению с другими СТ-6 пушка у нас действительно знатная.

Для начала, Т-34-85 орудие обладает хорошим по меркам одноклассников альфастрайком, но скорострельность оставляет желать лучшего, как и 1800 единиц урона в минуту, этот параметр нужно будет поднимать.

С точки зрения пробития, все очень достойно. Бронебойных снарядов вполне хватает, чтобы комфортно себя чувствовать в боях против шестых и седьмых уровней, но для восьмерок Т-34-85 танк обязательно должен возить с собой 10-15 голдовых подкалиберов.

Ситуация с точность у нас средняя, то есть неплохая, но и до хорошей не дотягивает. Разброс великоват, но не критичен, скорость сведения такая же, как у большинства одноклассников, но стабилизация низкая, из-за чего перед выстрелом Т-34-85 World of Tanks должен немного постоять и свестись.

Кроме всего сказанного, остается лишь обратить ваше внимание на углы вертикальной наводки. Наша пушка гнется вниз на 7 градусов, конечно, это неидеально, но зачастую этих параметров Т-34-85 WoT хватает, плохими УВН точно не назовешь.

Преимущества и недостатки

Как уже было сказано в самом начале, наш танк вполне можно назвать сбалансированным. Однако выделить наиболее важные слабые и сильные стороны необходимо, ведь так вам будет проще понять, что в бою делать можно и чего лучше избегать.
Плюсы:
Достойное бронирование башни;
Хорошая подвижность;
Довольно мощный альфастрайк по меркам СТ-6;
Достойное пробитие;
Неплохая точность.
Минусы:
Плохая защищенность корпуса;
Частые криты членов экипажа;
Слабоватый обзор;
Посредственная стабилизация.

Оборудование для Т-34-85

Очевидно, что этот советский танк имеет много усредненных характеристик, которые можно назвать неплохими, но до определения хорошие они недотягивают. Таким образом, для Т-34-85 оборудование нужно подбирать с тем учетом, чтобы улучшить имеющиеся достоинства, так что комплектация будет следующей:
1. – вы уже знаете, что ДПМ наш далек от совершенства, подобный выбор необходим, чтобы улучшить показатели наносимого урона.
2. – точность у танка неплохая, как и время сведения, но для комфортной игры эти параметры нужно подстегнуть.
3. – стандартный выбор для подвижного танка с не очень хорошим обзором, который позволит более уверенно чувствовать себя в бою.

Неплохой альтернативой второму или третьему пункту можно считать . Если вы хотите сделать урон в минуту еще более хорошим, придется выбирать между понижением обзора или ухудшением времени сведения, но этот выбор каждый должен сделать сам.

Обучение экипажа

Благодаря рациональному распределению умений между сидящими в танке танкистами достигается еще больший комфорт игры на технике. В нашем случае несомненным плюсом является универсальный состав экипажа, и чтобы в сражении вам было проще, на танк Т-34-85 перки учим такие:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Т-34-85

Ситуация с выбором и покупкой расходников остается неизменной, по-прежнему, если вы не располагаете большими запасами серебра, лучше взять , , . Но вспоминая об очень частых контузиях членов экипажа, да и просто в целях повышения безопасности, лучше возить на Т-34-85 снаряжение в виде , , . Да, кстати, горит наш танк редко, так что огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на Т-34-85

Как ни странно, но данный аппарат вполне можно назвать универсальным, но есть тут определенные ограничения и нюансы, о которых надо знать. В первую очередь играя на Т-34-85 World of Tanks необходимо помнить об уязвимом корпусе и вступая в бой, его лучше прятать, отыгрывая от башни.

Если же вам навязали ближний бой и спрятать корпус нет возможности, старайтесь стать ромбом, чтобы увеличить приведенные значения брони и не стойте на месте. Всегда нужно двигаться, усложняя противнику процесс выцеливания. А если оппонент имеет слабую подвижность, средний танк Т-34-85 WoT может воспользоваться своей подвижностью, чтобы каруселить врага.

Однако очень многое зависит от того, в какой бой мы попали. Находясь вверху или середине списка, мы представляет собой неплохую силу, тут действительно можно применять разные тактики, сближаться или дистанцироваться в зависимости от складывающейся ситуации. Но внизу списка для Т-34-85 тактика ведения боя всегда подразумевает максимальную осторожность. В таких ситуациях мы превращаемся в танк поддержки и выхода есть два: либо пытаться наносить урон на дистанции, либо прятаться за спинами более крепких союзников и помогать им продавливать направления.

В остальном старайтесь всегда приносить максимум пользы команде. Иногда нужно подсветить, иногда лучше постоять на второй линии. Но в любой случае, Т-34-85 танк должен всегда следить за мини-картой и даже имея неплохое бронирование, вести себя осторожно, все же мы не тяж и гораздо лучше полагаться на свою подвижность.

Год выпуска 1943 год
Всего произведено 22609
Масса 32 т
Экипаж 5 человек
Габариты
Высота 2,72 м
Ширина 3 м
Длина 6,1 м
Вооружение
Пушечное 85-мм ЗИС-С-53 (55 снарядов)
Пулеметное 2×7,62-мм ДТ (1890 патронов)
Бронирование
Лоб 90 мм
Борт 60 мм
Корма 47 мм
Крыша 23 мм
Днище 22 мм
Ходовые характеристики
Двигатель В-2-34
Мощность 520 л.с.
Тип дизельный
Скорость по дороге — 55 км/ч;
по бездорожью — 30,5 км/ч
Запас хода по дороге — 360 км;
по бездорожью — 313 км
Давление на грунт 0,718 кг/см 2

Описание

Танк Т-34-85 был поставлен на производство зимой 1943-1944 гг.

Он вооружался 85-мм пушкой, установленной в литой башне, первоначально разрабатывавшейся для тяжелого танка КВ-85. База танка почти не изменилась по сравнению с Т-34-76. Увеличенная башня вмещала трех членов экипажа, так что командир наконец был освобожден от посторонних функций и мог полностью сосредоточиться на своих основных обязанностях по руководству действиями экипажа. Широкие гусеницы позволяли машине двигаться по любому грунту, включая раскисшую грязь и снег, допуская действия в условиях, непроходимых для германских танков.

Уже в 1944 г. Т-34-85 применялся не только как танк, но и как транспортер пехоты. Поручни на корпусе позволяли пехотному «танковому десанту» передвигаться по полю боя на броне.

В январе 1945 года двухстворчатую крышку люка командирской башенки заменили на одностворчатую. На танках послевоенного выпуска (завод «Красное Сормово») один из двух вентиляторов, установленных в кормовой части башни, перенесли в ее центральную часть, что способствовало лучшей вентиляции боевого отделения

Модификации включали огнеметный танк с установкой огнемета вместо лобового пулемета, самоходные артиллерийские установки СУ, танк-тральщик с Катковым минным тралом, мостовой танк. С поврежденных в бою танков снимали башни и использовали их в качестве ремонтно-эвакуационных машин, хотя реально они редко представляли собой что-либо большее, чем просто танковые тягачи. Немцы назвали Т-34-85 «лучшим танком в мире».

В конце войны была предпринята попытка усилить вооружение танка. В 1945 году прошли полигонные испытания опытных образцов средних танков T-34-100 с башенным погоном, уширенным до 1700 мм, вооруженных 100-мм пушками ЛБ-1 и Д-10Т. Работа эта имела мало смысла, поскольку на вооружение уже был принят новый средний танк Т-54 со 100-мм пушкой Д-10Т.

В сентябре 1944 года для перевооружения Т-34-85 КБ завода № 92 предложил новое 85-мм орудие повышенной мощности ЗИС-85-ПМ с начальной скрорстью бронебойного снаряда 980 м/с. Орудие прошло заводские испытания, но по результатам госиспытаний на Гороховецком полигоне было признано неудачным. Еще одну попытку усилить вооружение Т-34-85 предприняли в 1945 году, когда ЦАКБ разработала модификацию ЗИС-С-53, снабженную одноплоскостным гироскопическим стабилизатором — ЗИС-С-54. Однако в серию эта артсистема не пошла. Тогда же весной 1945 года, все работы по 85-мм танковым орудиям были прекращены за неперспективностью: калибр 100 мм казался более перспективным.

После войны он широко экспортировался и продолжал использоваться в боевых частях в Африке по крайней мере в 1980-е годы.

Серийное производство Т-34-85 в Советском Союзе прекратили в 1946 году.

Боевое применение

В феврале — марте 1944 года танки Т-34-85 начали поступать в войска. Вот что по этому поводу писал в своих воспоминаниях М. Е. Катуков, в апрельские дни 1944-го командовавший 1-й танковой армией, которая вела тяжелые бои на Украине:

«Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких — приход танкового пополнения. Получила армия, правда в небольшом количестве, новые „тридцатьчетверки“, вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые „тридцатьчетверки“, пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой».

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии.

Помимо Красной Армии танки Т-34-85 поступили на вооружение армий нескольких стран-участниц антигитлеровской коалиции.

Незначительное количество Т-34-85 захватили немецкие войска, а также войска союзных с Германией государств. Этих танков, использовавшихся вермахтом, были единицы, что и понятно — в 1944-1945 годах поле боя в большинстве случаев оставалось за Красной Армией. Достоверно известны факты применения отдельных Т-34-85 5-й танковой дивизией СС «Викинг», 252-й пехотной дивизией и некоторыми другими частями. Что касается союзников Германии, то в 1944 году финны, например, захватили девять Т-34-85, шесть из которых эксплуатировались в финской армии до 1960 года.

По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне - под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким (см. «Бронеколлекцию» № 3, 1999 г.). К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки «Тигр» и «Пантера», заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда «тридцатьчетверкам» удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь их пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34.
Нельзя сказать, чтобы к этому времени не предпринимались попытки разработки более совершенных танков. Эта работа, приостановленная с началом войны, возобновилась в 1942 году, по мере завершения текущей модернизации и устранения недостатков Т-34. Здесь, в первую очередь, следует упомянуть проект среднего танка Т-43.

Эта боевая машина создавалась с учетом предъявляемых к Т-34 требований-усиления его бронезащиты, совершенствования подвески и увеличения объема боевого отделения. Причем активно использовался конструкторский задел по довоенному танку Т-34М.

Новая боевая машина на 78,5% была унифицирована с серийной «тридцатьчетверкой». Форма корпуса Т-43 в основном осталась прежней, так же как и двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части, пушка. Основное отличие заключалось в усилении бронирования лобовых, бортовых и кормовых листов корпуса до 75 мм, башни-до 90 мм. Кроме того, место механика-водителя и его люк перенесли в правую часть корпуса, а место стрелка-радиста и установка курсового пулемета ДТ были ликвидированы. В носовой части корпуса слева разместили топливный бак в бронированной выгородке; бортовые баки изъяли. Танк получил торсионную подвеску. Наиболее же существенным новшеством, резко отличавшим по внешнему виду Т-43 от Т-34, стала трехместная литая башня с расширенным погоном и низкопрофильной командирской башенкой.

С марта 1943 года два опытных образца танка Т-43 (им предшествовала машина Т-43-1, построенная в конце 1942 года, имевшая люк-пробку механика-водителя и смещенную к корме башни командирскую башенку) проходили испытания, в том числе и фронтовые, в составе отдельной танковой роты имени НКСМ. Они выявили, что Т-43 из-за возросшей до 34,1 т массы несколько уступает Т-34 по динамическим характеристикам (максимальная скорость снизилась до 48 км/ч), хотя и существенно превосходит последний по плавности хода. После замены восьми бортовых топливных баков (у Т-34) на один носовой меньшей емкости у Т-43 соответственно почти на 100 км уменьшился запас хода. Танкисты отмечали простор боевого отделения и большее удобство в обслуживании вооружения.
Т -34-85 36-й танковой бригады 11-го танкового корпуса. Берлин, 30 апреля 1945.

После испытаний, в конце лета 1943 года танк Т-43 был принят на вооружение Красной Армии. Началась подготовка к его серийному производству. Однако итоги Курской битвы внесли существенные коррективы в эти планы.

В конце августа на заводе № 112 состоялось совещание, на которое прибыли нарком танковой промышленности В.А.Малышев, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружений. В своем выступлении В.А.Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вражеские танки вели огонь по нашим с дистанции 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «тигров» и «пантер» лишь с дистанции 500 - 600 м. «Образно выражаясь, - сказал нарком,- противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку".

На самом же деле ситуация была значительно хуже, чем ее обрисовал В.А.Малышев. А ведь попытки исправить положение предпринимались с начала 1943 года.

Еще 15 апреля ГКО, в ответ на появление на советско-германском фронте новых немецких танков, издал постановление № 3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить свое заключение. В соответствии с этим документом заместитель командующего БТ и MB генерал-лейтенант танковых войск В.М.Коробков приказал задействовать в ходе этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на полигоне НИИБТ в Кубинке, трофейный «Тигр». Результаты испытаний оказались малоутешительными. Так, 76-мм бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее же эффективным средством борьбы с новой тяжелой машиной противника оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.

5 мая 1943 года ГКО принял постановление № 3289сс «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.

Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода № 9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Примерно в это же время были готовы опытные образцы других 85-мм танковых орудий: ЦАКБ (главный конструктор В.Г.Грабин) представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.Шабаров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, А.М.Волгевский и В.А.Тюрин), а артиллерийский завод № 92 - пушку ЛБ-85 А.И.Савина. Таким образом, к середине 1943 года к испытаниям были готовы четыре варианта 85-мм пушки, предназначавшиеся для вооружения среднего танка. Но вот какого?


Танк Т-34-85 с пушкой Д-5Т. 119-й танковый полк, 2-й Украинский фронт. Март 1944. 19 марта 1944 этот полк одним из первых получил новейшие танки T-34-85.

Т-43 отпал достаточно быстро - эта машина и с 76-мм пушкой весила 34,1 т. Установка более мощного, а значит, и более тяжелого орудия повлекла бы за собой дальнейшее увеличение массы, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Кроме того, переход заводов на выпуск нового танка, хоть и имевшего много общего с Т-34, неизбежно вызвал бы снижение объемов производства. А это было свято! В результате всего серийный выпуск Т-43 так и не начался. В 1944 году в опытном порядке на него все-таки установили 85-мм пушку, на этом все и закончилось.

Тем временем пушка Д-5Т была вполне удачно скомпонована в перспективном тяжелом танке ИС. Для установки же Д-5Т в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. Над этой проблемой трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с В.В.Крыловым и башенная группа завода № 183, руководимая А.А.Молоштановым и М.А.Набутовским. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм. Обе они напоминали (но не копировали) башню опытного танка Т-43, взятую за основу при проектировании.

Негативным образом на ход работ повлияло обещание руководства ЦАКБ установить 85-мм пушку С-53 в штатную башню танка Т-34 с диаметром погона 1420 мм. В.Г.Грабин добился того, чтобы завод № 112 выделил ему серийный танк, на котором в ЦАКБ переделали переднюю часть башни, в частности цапфы орудия были вынесены вперед на 200 мм. Этот проект Грабин попытался утвердить у В.А.Малышева. Однако у последнего возникли серьезные сомнения насчет целесообразности подобного решения, тем более, что испытания новой пушки в старой башне, проведенные на Гороховецком полигоне, закончились неудачей. Два человека, находившиеся в ставшей еще более тесной башне, не могли нормально обслуживать пушку. Резко сократился и боекомплект. Малышев приказал М.А.Набутовскому вылететь на завод № 112 и во всем разобраться. На специальном совещании, в присутствии Д.Ф.Устинова и Я.Н.Федоренко, Набутовский начисто раскритиковал грабинский проект. Стало очевидным, что альтернативы башне с расширенным погоном нет.
Вместе с тем выяснилось, что победившая в конкурсных испытаниях пушка С-53 не может быть установлена в башню, сконструированную сормовичами. При установке в этой башне у пушки был ограничен угол вертикальной наводки. Требовалось или изменить конструкцию башни, или установить другую пушку, например Д-5Т, которая свободно бы компоновалась в сормовскую башню.
Завод «Красное Сормово» по плану до конца 1943 года должен был выпустить 100 танков Т-34 с пушкой Д-5Т, однако первые боевые машины этого типа покинули его цеха только в начале января 1944-го, то есть фактически до официального принятия нового танка на вооружение. Постановление ГКО № 5020сс, в соответствии с которым Т-34-85 приняли на вооружение Красной Армии, увидело свет только 23 января 1944 года.
Танки, вооруженные пушкой Д-5Т, заметно отличались от машин более позднего выпуска по внешнему виду и внутреннему устройству. Башня танка была двухместной, а экипаж состоял из четырех человек. На крыше башни имелась сильно смещенная вперед командирская башенка с двустворчатой крышкой, вращавшейся на шариковой опоре. В крышке закреплялся смотровой перископический прибор МК-4, позволявший вести круговой обзор. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета устанавливались телескопический шарнирный прицел ТШ-15 и панорама ПТК-5. В обоих бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками триплекс. Радиостанция размещалась в корпусе, а ввод ее антенны - на правом борту, так же как у танка Т-34. Боекомплект состоял из 56 выстрелов и 1953 патронов. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть изменений практически не претерпели. Эти танки несколько различались между собой в зависимости от времени выпуска. Например, машины ранних выпусков имели один башенный вентилятор, а большинство последующих - два.
Следует отметить, что рассмотренная выше модификация в статистической отчетности как Т-34-85, по-видимому, не фигурирует. Во всяком случае, на сегодняшний день есть существенные расхождения в оценках количества выпущенных машин, приводимых в литературе. В основном цифры колеблются в диапазоне 500 - 700 танков. На самом деле-значительно меньше! Дело в том, что в 1943 году было выпущено 283 пушки Д-5Т, в 1944-м - 260, а всего - 543. Из этого числа 107 орудий установили на танки ИС-1, 130 (по другим данным, не более 100)- на танки КВ-85, несколько пушек использовалось на опытных образцах боевых машин. Таким образом, число танков Т-34, выпущенных с пушкой Д-5Т, близко к 300 единицам.
Что касается орудия С-53, то его установка в нижнетагильской башне затруднений не вызывала. Постановлением ГКО от 1 января 1944 года С-53 приняли на вооружение Красной Армии. С марта начался выпуск этих пушек в пуско-наладочном режиме, а с мая - в потоке. Соответственно в марте цеха завода № 183 в Нижнем Тагиле покинули первые танки Т-34-85, вооруженные С-53. Вслед за головным к производству таких машин приступили заводы № 174 в Омске и № 112 «Красное Сормово». При этом на части танков сормовичи по-прежнему устанавливали пушки Д-5Т.
Продолжавшиеся, несмотря на начало производства, полигонные испытания выявили существенные дефекты противооткатных устройств С-53. Артиллерийскому заводу № 92 в Горьком было поручено своими силами провести ее доработку. В ноябре-декабре 1944 года началось производство этого орудия под индексом ЗИС-С-53 («ЗИС» - индекс артиллерийского завода № 92 имени Сталина, «С» - индекс ЦАКБ). Всего в 1944- 1945 годах было изготовлено 11 518 пушек С-53 и 14265 пушек ЗИС-С-53. Последние устанавливались как на танки Т-34-85, так и на Т-44 .

У «тридцатьчетверок» с пушками С-53 или ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а командирская башенка была сдвинута ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню. Смотровые приборы устанавливались только нового типа - МК-4. Командирскую панораму ПТК-5 изъяли. Позаботились и о двигателе: воздухоочистители «Циклон» заменили на более производительные типа «Мультициклон». Остальные агрегаты и системы танка изменений практически не претерпели.

Как это было с Т-34, у танков Т-34-85 имелись некоторые отличия друг от друга, связанные с технологией изготовления на разных заводах. Башни отличались числом и расположением литьевых швов, формой командирской башенки. В ходовой части использовались как штампованные опорные катки, так и литые с развитым оребрением.

В январе 1945 года двухстворчатую крышку люка командирской башенки заменили на одностворчатую. На танках послевоенного выпуска (завод «Красное Сормово») один из двух вентиляторов, установленных в кормовой части башни, перенесли в ее центральную часть, что способствовало лучшей вентиляции боевого отделения.

В конце войны была предпринята попытка усилить вооружение танка. В 1945 году прошли полигонные испытания опытных образцов средних танков Т-34-100 с башенным погоном, уширенным до 1700 мм, вооруженных 100-мм пушками ЛБ-1 и Д-10Т. На этих танках, масса которых достигла 33 т, был изъят курсовой пулемет и на одного человека сокращен экипаж; снижена высота башни; уменьшена толщина днища, крыши над двигателем и крыши башни; перенесены в отделение управления топливные баки; опущено сиденье механика-водителя; подвеска 2-го и 3-го опорных катков выполнена так же, как и подвеска первых катков; поставлены пятироликовые ведущие колеса. Танк Т-34-100 на вооружение принят не был - 100-мм пушка оказалась «неподъемной» для «тридцатьчетверки». Работа эта вообще имела мало смысла, поскольку на вооружение уже был принят новый средний танк Т-54 со 100-мм пушкой Д-10Т.

Еще одну попытку усилить вооружение Т-34-85 предприняли в 1945 году, когда ЦАКБ разработало модификацию ЗИС-С-53, снабженную одноплоскостным гироскопическим стабилизатором - ЗИС-С-54. Однако в серию эта артсистема не пошла.

А вот другой вариант Т-34-85 с вооружением, отличным от базового танка, выпускался серийно. Речь идет об огнеметном танке ОТ-34-85. Подобно его предшественнику - ОТ-34, на этой машине вместо курсового пулемета устанавливался автоматический поршневой танковый огнемет АТО-42 завода № 222.

Весной 1944 года на восстановленном после освобождения Харькова бывшем заводе № 183, которому был присвоен № 75, изготовили опытные образцы тяжелого тягача АТ-45, предназначавшегося для буксировки орудий массой до 22 т. АТ-45 спроектировали на базе агрегатов танка Т-34-85. На нем устанавливался такой же дизель В-2, но с мощностью, уменьшенной до 350 л.с. при 1400 об/мин. В 1944 году завод изготовил б тягачей АТ-45, из них два были отправлены в войска для испытаний в боевых условиях. Выпуск тягачей прекратили в августе 1944 года в связи с подготовкой на заводе № 75 производства новой модели среднего танка Т-44. Не будет лишним вспомнить, что этот тягач стал не первым, построенным на базе агрегатов "тридцатьчетверки». Так, еще в августе 1940 года утвердили проект артиллерийского тягача АТ-42 массой 17 т, с платформой грузоподъемностью 3 т. С двигателем В-2 мощностью 500 л.с. он должен был развивать скорость до 33 км/ч при тяговом усилии на крюке в 15т. Опытные образцы тягача АТ-42 изготовили в 1941-м, но дальнейшие работы по их испытанию и производству пришлось свернуть в связи с эвакуацией завода из Харькова.

Общий выпуск танков Т-34-85

1944

1945

Всего

Т-34-85

10499

12110

22609

Т-34-85 ком.

ОТ-34-85

Всего

10663

12551

23214

Серийное производство Т-34-85 в Советском Союзе прекратили в 1946 году (по некоторым данным, на заводе «Красное Сормово» малыми сериями оно продолжалось до 1950 года). Что же касается количества танков Т-34-85, выпущенных тем или иным заводом, то, как и в случае с Т-34, здесь имеют место заметные расхождения в цифрах, приводимых в разных источниках.

В этой таблице приведены данные только по 1944 и 1945 годам. Танки Т-34-85 командирский и ОТ-34-85 в 1946 году не выпускались.
В зарубежных источниках приводятся следующие цифры производства Т-34-85 в СССР в послевоенные годы: 1946-5500, 1947-4600, 1948-3700, 1949-900, 1950 - 300 единиц. Судя по количеству нулей, цифры эти, скорее всего, носят весьма приблизительный характер. Если же взять за основу количество машин, выпущенных в 1946 году, завышенное в этих источниках вдвое, и допустить, что все остальные цифры завышены так же, получается, что в 1947 - 1950 годах было выпущено 4750 танков Т-34-85. Это, действительно, похоже на правду. В самом деле, нельзя же всерьез предположить, что наша танковая промышленность простаивала почти пять лет? Выпуск среднего танка Т-44 прекратился в 1947-м, а к массовому производству нового танка Т-54 заводы приступили практически лишь в 1951 году. В результате количество изготовленных в СССР танков Т-34 и Т-34-85 превышает 65 тысяч.

Несмотря на поступление в войска новых танков Т-44 и Т-54, «тридцатьчетверки» составляли в послевоенные годы значительную часть танкового парка Советской Армии. Поэтому эти боевые машины в 50-е годы в ходе проведения капитальных ремонтов прошли модернизацию. В первую очередь, изменения затронули двигатель, который в результате получил наименование В-34-М11. Были установлены два воздухоочистителя ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли; в системы охлаждения и смазки встроили форсуночный подогреватель; генератор ГТ-4563А мощностью 1000 Вт заменили генератором Г-731 мощностью 1500 Вт.

Для вождения машины ночью механик-водитель получил прибор ночного видения БВН. При этом на правом борту корпуса появился ИК-осветитель ФГ-100. Прибор наблюдения МК-4 в командирской башенке заменили командирским прибором наблюдения ТПК-1 или ТПКУ-2Б.

Вместо пулемета ДТ был установлен модернизированный пулемет ДТМ, снабженный телескопическим прицелом ППУ-8Т. В укладку личного оружия членов экипажа вместо пистолета-пулемета ППШ ввели автомат АК-47.
Радиостанция 9-Р с 1952 года заменялась радиостанцией 10-РТ-26Э, а переговорное устройство ТПУ-Збис-Ф - ТПУ-47.
Другие системы и агрегаты танка изменений не претерпели.
Модернизированные таким образом машины стали именоваться Т-34-85 образца 1960 года.
В 60-х годах танки оснастили более совершенными приборами ночного видения ТВН-2 и радиостанциями Р-123. В ходовой части установили опорные катки, заимствованные у танка Т-55.
Часть танков в конце 50-х была переоборудована в эвакуационные тягачи Т-34Т, отличавшиеся друг от друга наличием или отсутствием лебедки или такелажного оборудования. Башня во всех случаях демонтировалась. Вместо нее в варианте максимальной комплектации устанавливалась грузовая платформа. На подкрылках монтировались ящики для инструмента. К носовым листам корпуса приваривались площадки для толкания танков с помощью бревна. Справа в передней части корпуса устанавливался кран-стрела грузоподъемностью 3 т; в средней части корпуса - лебедка с приводом от двигателя. Из вооружения сохранялся только курсовой пулемет.
Часть тягачей Т-34Т, а также линейных танков оснащалась бульдозерами БТУ и снегоочистителями СТУ.
Для обеспечения ремонта танков в полевых условиях был разработан и серийно выпускался (а точнее - переоборудовался из линейных танков) самоходный кран СПК-5, затем СПК-5/10М. Крановое оборудование грузоподъемностью до 10 т позволяло осуществлять снятие и установку танковых башен. Машина оснащалась двигателем В-2-34Кр, который отличался от штатного наличием механизма отбора мощности.

В 60 - 70 годах значительное число танков после демонтажа вооружения было переоборудовано в машины химической разведки.

В 1949 году лицензию на производство среднего танка Т-34-85 приобрела Чехословакия. Ей была передана конструкторская и технологическая документация, обеспечивалась техническая помощь советскими специалистами. Зимой 1952 года первый Т-34-85 чехословацкого производства покинул цеха завода CKD Praha Sokolovo (по другим данным, завода имени Сталина в городе Rudy Martin). «Тридцатьчетверки» выпускались в ЧССР до 1958 года. Всего было изготовлено 3185 единиц, значительная часть которых пошла на экспорт. На базе этих танков чехословацкими конструкторами были разработаны мос-тоукладчик МТ-34, эвакуационный тягач CW-34 и ряд других машин.

Аналогичную лицензию в 1951 году приобрела Польская Народная Республика. Выпуск танков Т-34-85 был развернут на заводе Burnar Labedy. Первые четыре машины собрали к 1 мая 1951 года, при этом часть узлов и агрегатов привезли из СССР. В 1953 - 1955 годах Войско Польское получило 1185 танков собственного производства, а всего в Польше было выпущено 1380 Т-34-85.

Польские «тридцатьчетверки» дважды модернизировались по программам Т-34-85М1 и Т-34-85М2. В ходе этих модернизаций они получили предпусковой подогреватель, двигатель приспособили для работы на различных видах топлива, были введены механизмы, облегчавшие управление танком, иначе разместили боекомплект. Благодаря внедрению дистанционной системы управления курсовым пулеметом, экипаж танка сократился до 4 человек. Наконец, польские «тридцатьчетверки» оснащались оборудованием подводного вождения.
На базе танков Т-34-85 в Польше было разработано и выпускалось несколько образцов инженерных и ремонтно-эвакуационных машин.
Всего танков Т-34-85 (с учетом выпущенных в Чехословакии и Польше) было изготовлено свыше 35 тысяч единиц, а если приплюсовать сюда танки Т-34 - 70 тысяч, что делает «тридцатьчетверку» самой массовой боевой машиной в мире.

Боевое применение Т-34-85

В феврале - марте 1944 года танки Т-34-85 начали поступать в войска. В частности, примерно в это время их получили соединения 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. К сожалению, эффект от первого боевого применения новых танков был невысоким, так как бригады получали всего по нескольку машин. Большинство в них составляли "тридцатьчетверки" с 76-мм пушками. К тому же совсем мало времени отводилось в боевых частях на переподготовку экипажей. Вот что по этому поводу писал в своих воспоминаниях М.Е.Катуков, в апрельские дни 1944-го командовавший 1-й танковой армией, которая вела тяжелые бои на Украине:

"Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких - приход танкового пополнения. Получила армия, правда в небольшом количестве, новые "тридцатьчетверки", вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые "тридцатьчетверки", пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой".

Одним из первых Т-34-85 с пушкой Д-5Т получил 38-й отдельный танковый полк. Эта часть имела смешанный состав: помимо Т-34-85 в ней находились и огнеметные танки ОТ-34. Все боевые машины полка были построены на средства Русской Православной церкви и несли на своих бортах название "Димитрий Донской". В марте 1944 года полк вошел в состав 53-й общевойсковой армии и принял участие в освобождении Украины.

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 "тридцатьчетверок", принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной.

Следует отметить, что в ходе перевооружения танковых бригад в них произошли некоторые организационные изменения. Поскольку экипаж Т-34-85 состоял из пяти человек, то на доукомплектование экипажей был обращен личный состав роты противотанковых ружей батальона автоматчиков бригады.

До середины 1945 года на вооружении советских танковых частей, дислоцировавшихся на Дальнем Востоке, состояли в основном устаревшие легкие танки БТ и Т-26 . К началу войны с Японией в войска поступило 670 танков Т-34-85, что позволило укомплектовать ими первые батальоны во всех отдельных танковых бригадах и первые полки в танковых дивизиях. Например, 6-я гвардейская танковая армия, переброшенная в Монголию из Европы, оставила свои боевые машины в прежнем районе дислокации (Чехословакия) и уже на месте получила 408 танков Т-34-85 с заводов №183 и №174. Таким образом, машины этого типа приняли самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.

Помимо Красной Армии танки Т-34-85 поступили на вооружение армий нескольких стран-участниц антигитлеровской коалиции.

Первым танком этого типа в Войске Польском стал Т-34-85 с пушкой Д-5Т, переданный 11 мая 1944 года 3-му учебному танковому полку 1-й польской армии. Что касается боевых частей, то первой эти танки - 20 единиц - получила 1-я польская танковая бригада в сентябре 1944 года после боев под Студзянками. Всего же в 1944- 1945 годах Войско Польское получило 328 танков Т-34-85 (последние 10 машин были переданы 11 марта). Танки поступали с заводов №183, №112 и ремонтных баз. В ходе боевых действий значительная часть боевых машин была потеряна. По состоянию на 16 июля 1945 года в Войске Польском числилось 132 танка Т-34-85.

Все эти машины были порядком изношены и требовали капитального ремонта. Для его проведения создали специальные бригады, которые на местах недавних боев снимали с подбитых польских, да и советских танков исправные узлы и агрегаты. Интересно отметить, что в ходе ремонта появилось некоторое количество "синтезированных" танков, когда у Т-34 раннего выпуска меняли подбашенный лист и устанавливали башню с 85-мм пушкой.

1-я отдельная чехословацкая бригада получила Т-34-85 в начале 1945 года. В ее состав тогда входили 52 Т-34-85 и 12 Т-34. Бригада, находясь в оперативном подчинении советской 38-й армии, принимала участие в тяжелых боях за Остраву. После взятия 7 мая 1945 года г.Оломоуц оставшиеся в строю 8 танков бригады были переброшены в Прагу. Число танков Т-34-85, переданных в 1945 году Чехословакии, в разных источниках колеблется от 65 до 130 единиц.

На завершающем этапе войны две танковых бригады сформировали в Народно-освободительной армии Югославии. 1-ю танковую бригаду вооружили англичане, и ее легкие танки МЗАЗ в июле 1944 года высадились на Адриатическом побережье Югославии. 2-я танковая бригада была сформирована с помощью Советского Союза в конце 1944 года и получила 60 танков Т-34-85.

Незначительное количество Т-34-85 захватили немецкие войска, а также войска союзных с Германией государств. Этих танков, использовавшихся вермахтом, были единицы, что и понятно - в 1944-1945 годах поле боя в большинстве случаев оставалось за Красной Армией. Достоверно известны факты применения отдельных Т-34-85 5-й танковой дивизией СС "Викинг", 252-й пехотной дивизией и некоторыми другими частями. Что касается союзников Германии, то в 1944 году финны, например, захватили девять Т-34-85, шесть из которых эксплуатировались в финской армии до 1960 года.

Как это часто бывает на войне, боевая техника иногда несколько раз переходила из рук в руки. Весной 1945 года 5-я гвардейская танковая бригада, воевавшая в составе 18-й армии на территории Чехословакии, захватила у немцев средний танк Т-34-85. Интересно отметить, что на тот момент материальная часть бригады состояла из легких танков Т-70, средних Т-34 и батальона трофейных венгерских танков. Захваченная машина стала первым танком Т-34-85 в этой бригаде.

После окончания Второй мировой войны Т-34-85 довольно долго - почти до середины 50-х годов - составляли основу танкового парка Советской Армии.

За пределами Советского Союза Т-34-85 участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до самого последнего времени. К сожалению, указать точное число переданных в ту или иную страну танков этого типа не представляется возможным, тем более, что поставки эти осуществлялись не только из СССР, но и из Польши и Чехословакии.

Средний танк Т-34-85, по существу, представляет собой большую модернизацию танка Т-34, в результате которой был устранен очень важный недостаток последнего - теснота боевого отделения и связанная с ней невозможность полного разделения труда членов экипажа. Достигнуто это было за счет увеличения диаметра башенного погона, а также за счет установки новой трехместной башни значительно больших, чем у Т-34, размеров. При этом конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Следовательно, остались и недостатки, свойственные машинам с кормовым расположением двигателя и трансмиссии.

Вместе с тем, диаметр башенного погона, при сохранении неизменной формы корпуса, у Т-34-85 был практически предельным, что не позволяло разместить в башне артсистему более крупного калибра. Возможности модернизации танка по вооружению были исчерпаны полностью, в отличие, например, от американского "Шермана" и немецкого Pz IV . Кстати, проблема увеличения калибра основного вооружения танка имела первостепенное значение. Иногда можно услышать вопрос: зачем понадобился переход к 85-мм пушке, нельзя ли было улучшить баллистические характеристики Ф-34 за счет увеличения длины ствола? Ведь поступили же так немцы со своей 75-мм пушкой на Pz IV .

Дело в том, что немецкие орудия традиционно отличались лучшей внутренней баллистикой (наши столь же традиционно-внешней). Немцы добивались высокой бронепробиваемости за счет повышения начальной скорости и лучшей отработки боеприпасов. Адекватно ответить мы могли только увеличением калибра. Хотя пушка С-53 значительно улучшила огневые возможности Т-34-85, но все попытки создания 85-мм пушек с начальной скоростью свыше 1000 м/с, так называемых пушек большой мощности, закончились неудачей по причине быстрого износа и разрушения ствола еще на стадии испытаний. Для "дуэльного" поражения немецких танков понадобился переход к 100-мм калибру, что было осуществлено только в танке Т-54 с диаметром башенного погона 1815 мм.


Личный состав танковой бригады приветствует американского офицера. Май 1945.

Следствием компоновочной схемы Т-34-85 стало и отсутствие в боевом отделении вращающегося полика башни. В бою заряжающий работал, стоя на крышках ящиков-кассет со снарядами, уложенными на днище танка. При поворотах башни он должен был перемещаться вслед за казенником, при этом ему мешали стреляные гильзы, падавшие сюда же на пол. При ведении интенсивного огня скапливавшиеся гильзы затрудняли и доступ к выстрелам, размещенным в боеукладке на днище.

Рассматривая достоинства и недостатки Т-34-85, необходимо учитывать еще одно весьма важное обстоятельство. Экипаж любого танка, как правило, в повседневной реальности абсолютно не волнует, под каким углом наклона расположен лобовой или какой-либо другой лист корпуса или башни, но глупыми спорами на эти темы любят заниматься современные "любители" танков не понимая, что значительно важнее, чтобы танк как машина, то есть как совокупность механических и электрических механизмов, работал четко, надежно и не создавал проблем при эксплуатации. В том числе и проблем, связанных с ремонтом или заменой каких-либо деталей, узлов и агрегатов. Вот тут у Т-34-85 (как и у Т-34-76) все было в порядке. Танк отличался исключительной ремонтопригодностью!


Т-34-85 и его сербский экипаж. Босния, 1995. (ИТАР-ТАСС)

Существует правило: компоновать не для обеспечения удобного монтажа/демонтажа агрегатов, а исходя из того, что до полного выхода из строя агрегаты не нуждаются в ремонте. Требуемая высокая надежность и безотказность в работе достигаются при проектировании танка на базе готовых, конструктивно отработанных агрегатов. Поскольку при создании Т-34 практически ни один из агрегатов танка не отвечал этому требованию, то и его компоновку выполнили вопреки правилу. Крыша моторно-трансмиссионного отделения была легкосъемной, кормовой лист корпуса откидывался на петлях, что позволяло осуществлять демонтаж таких крупногабаритных агрегатов, как двигатель и коробка передач в полевых условиях. Все это имело колоссальное значение в первой половине войны, когда из-за технических неисправностей из строя выходило больше танков, чем от воздействия противника (на 1 апреля 1942 года, например, в действующей армии имелось 1642 исправных и 2409 неисправных танков всех типов, в то время как наши боевые потери за март составили 467 танков). По мере улучшения качества агрегатов, достигшего наивысшего показателя у Т-34-85, значение ремонтопригодной компоновки снизилось, но язык не повернется назвать это недостатком. Более того, хорошая ремонтопригодность оказалась как нельзя кстати в ходе послевоенной эксплуатации танка за рубежом, в первую очередь в странах Азии и Африки, порой в экстремальных климатических условиях и с персоналом, имевшим весьма посредственный, если не сказать больше, уровень подготовки.

При наличии всех недостатков в конструкции "тридцатьчетверки" был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший эту боевую машину от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство при эксплуатации и техническом обслуживании, в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и достаточно мощным вооружением и стали причиной успеха и популярности Т-34-85 у танкистов.

Танки Т-34-85 приняли участие в завершающих операциях Великой Отечественной воины и в разгроме Квантунской армии. Они же составляли основу танкового парка Советской Армии в первые послевоенные годы.

В феврале - марте 1944 года танки Т-34–85 начали поступать в войска. В частности, примерно в это время их получили соединения 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов. К сожалению, эффект от первого боевого применения новых танков был невысоким, так как бригады получали всего по нескольку машин. Большинство в них составляли «тридцатьчетверки» с 76-мм пушками. К тому же совсем мало времени отводилось в боевых частях на переподготовку экипажей.

Из воспоминаний Маршала бронетанковых войск М.Е.Катукова , который командовал 1-й танковой армией (с апреля 1944 переименована в 1-ю гвардейскую танковую армию), во время боев на Украине в апреле 1944 г.: "Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких - приход танкового пополнения. Получила армия, правда в небольшом количестве, новые «тридцатьчетверки», вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые «тридцатьчетверки», пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой" .

Одним из первых Т-34-85 с пушкой Д-5Т получил 38-й отдельный танковый полк. Эта часть имела смешанный состав: помимо Т-34-85 в ней находились и огнеметные танки ОТ-34 . Все боевые машины полка были построены на средства Русской Православной церкви и несли на своих бортах название "Димитрий Донской". В марте 1944 года полк вошел в состав 53-й общевойсковой армии и принял участие в освобождении Украины.

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 "тридцатьчетверок", принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34–85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной.

Следует отметить, что в ходе перевооружения танковых бригад в них произошли некоторые организационные изменения. Поскольку экипаж Т-34–85 состоял из пяти человек, то на доукомплектование экипажей был обращен личный состав роты противотанковых ружей батальона автоматчиков бригады.

До середины 1945 г. на вооружении советских танковых частей, дислоцировавшихся на Дальнем Востоке, состояли в основном устаревшие легкие БТ и Т-26 . К началу войны с Японией в войска поступило 670 танков Т-34-85, что позволило укомплектовать ими первые батальоны во всех отдельных танковых бригадах и первые полки в танковых дивизиях. 6-я гвардейская танковая армия, переброшенная в Монголию из Европы, оставила свои боевые машины в прежнем районе дислокации (Чехословакия) и уже на месте получила 408 танков Т-34-85 с заводов №183 и №174. Таким образом, машины этого типа приняли самое непосредственное участие в разгроме Квантунской армии, являясь ударной силой танковых частей и соединений.

Помимо Красной Армии танки Т-34-85 поступили на вооружение армий нескольких стран-участниц антигитлеровской коалиции.

Первым танком этого типа в Войске Польском стал Т-34–85 с пушкой Д-5Т, переданный 11 мая 1944 года 3-му учебному танковому полку 1-й польской армии. Что касается боевых частей, то первой эти танки - 20 единиц - получила 1-я польская танковая бригада в сентябре 1944 года после боев под Студзянками. Всего же в 1944–1945 годах Войско Польское получило 328 танков Т-34–85 (последние 10 машин были переданы 11 марта). Танки поступали с заводов № 183, № 112 и ремонтных баз. В ходе боевых действий значительная часть боевых машин была потеряна. По состоянию на 16 июля 1945 года в Войске Польском числилось 132 танка Т-34–85.

Все эти машины были порядком изношены и требовали капитального ремонта. Для его проведения создали специальные бригады, которые на местах недавних боев снимали с подбитых польских, да и советских танков исправные узлы и агрегаты. Интересно отметить, что в ходе ремонта появилось некоторое количество «синтезированных» танков, когда у Т-34 раннего выпуска меняли подбашенный лист и устанавливали башню с 85-мм пушкой.

1-я отдельная чехословацкая бригада получила Т-34–85 в начале 1945 года. В ее состав тогда входили 52 Т-34–85 и 12 Т-34. Бригада, находясь в оперативном подчинении советской 38-й армии, принимала участие в тяжелых боях за Остраву. После взятия 7 мая 1945 года города Оломоуц оставшиеся в строю 8 танков бригады были переброшены в Прагу. Число танков Т-34–85, переданных в 1945 году Чехословакии, в разных источниках колеблется от 65 до 130 единиц.

На завершающем этапе войны две танковых бригады сформировали в Народно-освободительной армии Югославии. 1-ю танковую бригаду вооружили англичане, и ее легкие танки М3А3 в июле 1944 года высадились на Адриатическом побережье Югославии. 2-я танковая бригада была сформирована с помощью Советского Союза в конце 1944 года и получила 60 танков Т-34–85.

Незначительное количество Т-34–85 захватили немецкие войска, а также войска союзных с Германией государств. Этих танков, использовавшихся вермахтом, были единицы, что и понятно - в 1944–1945 годах поле боя в большинстве случаев оставалось за Красной Армией. Достоверно известны факты применения отдельных Т-34–85 5-й танковой дивизией СС «Викинг», 252-й пехотной дивизией и некоторыми другими частями. Что касается союзников Германии, то в 1944 году финны, например, захватили девять Т-34–85, шесть из которых эксплуатировались в финской армии до 1960 года.

Как это часто бывает на войне, боевая техника иногда несколько раз переходила из рук в руки. Весной 1945 года 5-я гвардейская танковая бригада, воевавшая в составе 18-й армии на территории Чехословакии, захватила у немцев средний танк Т-34–85. Интересно отметить, что на тот момент материальная часть бригады состояла из легких танков Т-70 , средних Т-34 и батальона трофейных венгерских танков. Захваченная машина стала первым танком Т-34–85 в этой бригаде.

После окончания Второй мировой войны Т-34-85 почти до середины 50-х годов составляли основу танкового парка Советской Армии - танк Т-44 поступил на вооружение в ограниченных количествах, а Т-54 слишком медленно осваивался промышленностью. По мере насыщения войск современной бронетанковой техникой Т-34-85 передавались в учебные части, а также ставились на долговременное хранение. В учебных частях ряда военных округов эти боевые машины эксплуатировались до начала 70-х годов.

Формального приказа министра обороны о снятии танка с вооружения Российской Армии пока не было.

В составе Советской Армии танки Т-34-85 в послевоенные годы участия в боевых действиях не принимали. Известны факты боевого применения "тридцатьчетверок" в некоторых "горячих точках" на территории СНГ, например в ходе армяно-азербайджанского конфликта.

За пределами Советского Союза Т-34–85 участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до самого последнего времени. К сожалению, указать точное число переданных в ту или иную страну танков этого типа не представляется возможным, тем более, что поставки эти осуществлялись не только из СССР, но и из Польши и Чехословакии.

Средний танк Т-34–85, по существу, представляет собой большую модернизацию танка Т-34, в результате которой был устранен очень важный недостаток последнего - теснота боевого отделения и связанная с ней невозможность полного разделения труда членов экипажа. Достигнуто это было за счет увеличения диаметра башенного погона, а также за счет установки новой трехместной башни значительно больших, чем у Т-34, размеров. При этом конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Следовательно, остались и недостатки, свойственные машинам с кормовым расположением двигателя и трансмиссии.

Вместе с тем, диаметр башенного погона, при сохранении неизменной формы корпуса, у Т-34–85 был практически предельным, что не позволяло разместить в башне артсистему более крупного калибра. Возможности модернизации танка по вооружению были исчерпаны полностью, в отличие, например, от американского «Шермана » и немецкого Pz.IV . Кстати, проблема увеличения калибра основного вооружения танка имела первостепенное значение.

Иногда можно услышать вопрос: зачем понадобился переход к 85-мм пушке, нельзя ли было улучшить баллистические характеристики Ф-34 за счет увеличения длины ствола? Ведь поступили же так немцы со своей 75-мм пушкой на Pz.IV. Дело в том, что немецкие орудия традиционно отличались лучшей внутренней баллистикой (наши, столь же традиционно - внешней). Немцы добивались высокой бронепробиваемости за счет повышения начальной скорости и лучшей отработки боеприпасов. Адекватно ответить мы могли только увеличением калибра. Хотя пушка С-53 значительно улучшила огневые возможности Т-34–85, но все попытки создания 85-мм пушек с начальной скоростью свыше 1000 м/с, так называемых пушек большой мощности, закончились неудачей по причине быстрого износа и разрушения ствола еще на стадии испытаний. Для «дуэльного» поражения немецких танков понадобился переход к 100-мм калибру, что было осуществлено только в танке Т-54 с диаметром башенного погона 1815 мм.

Следствием компоновочной схемы Т-34–85 стало и отсутствие в боевом отделении вращающегося полика башни. В бою заряжающий работал, стоя на крышках ящиков со снарядами, уложенными на днище танка. При поворотах башни он должен был перемещаться вслед за казенником, при этом ему мешали стреляные гильзы, падавшие сюда же на пол. При ведении интенсивного огня скапливавшиеся гильзы затрудняли и доступ к выстрелам, размещенным в боеукладке на днище.

Рассматривая достоинства и недостатки Т-34–85, необходимо учитывать еще одно весьма важное обстоятельство. Экипаж любого танка, как правило, в повседневной реальности абсолютно не волнует, под каким углом наклона расположен лобовой или какой-либо другой лист корпуса или башни, но глупыми спорами на эти темы любят заниматься современные «любители» танков, не понимая, что значительно важнее, чтобы танк как машина, то есть как совокупность механических и электрических механизмов, работал четко, надежно и не создавал проблем при эксплуатации. В том числе и проблем, связанных с ремонтом или заменой каких-либо деталей, узлов и агрегатов. Вот тут у Т-34–85 (как и у Т-34-76) все было в порядке. Танк отличался исключительной ремонтопригодностью!

Существует правило: компоновать не для обеспечения удобного монтажа/демонтажа агрегатов, а исходя из того, что до полного выхода из строя агрегаты не нуждаются в ремонте. Требуемая высокая надежность и безотказность в работе достигаются при проектировании танка на базе готовых, конструктивно отработанных агрегатов. Поскольку при создании Т-34 практически ни один из агрегатов танка не отвечал этому требованию, то и его компоновку выполнили вопреки правилу. Крыша моторно-трансмиссионного отделения была легкосъемной, кормовой лист корпуса откидывался на петлях, что позволяло осуществлять демонтаж таких крупногабаритных агрегатов, как двигатель и коробка передач в полевых условиях. Все это имело колоссальное значение в первой половине войны, когда из-за технических неисправностей из строя выходило больше танков, чем от воздействия противника (на 1 апреля 1942 года, например, в действующей армии имелось 1642 исправных и 2409 неисправных танков всех типов, в то время как наши боевые потери за март составили 467 танков). По мере улучшения качества агрегатов, достигшего наивысшего показателя у Т-34–85, значение ремонтопригодной компоновки снизилось, но язык не повернется назвать это недостатком. Более того, хорошая ремонтопригодность оказалась как нельзя кстати в ходе послевоенной эксплуатации танка за рубежом, в первую очередь в странах Азии и Африки, порой в экстремальных климатических условиях и с персоналом, имевшим весьма посредственный, если не сказать больше, уровень подготовки.