Отечественное оружие и военная техника. Польша оставила компанию Sikorsky не у дел Вертолет каракал

Блок НАТО не так уж и монолитен, как могло бы показаться на первый взгляд. Внутри альянса регулярно возникают столкновения, которые не всегда решаются в соответствии с уставом альянса.

Блок НАТО не так уж и монолитен, как могло бы показаться на первый взгляд. Внутри альянса регулярно возникают столкновения, которые не всегда разрешаются в соответствии с уставом альянса и добрососедскими принципами. Одним из таких эпизодов стал разгорающийся скандал между Францией и Польшей относительно закупки последней французских вертолетов «Каракал».

Уже несколько лет длятся переговоры о закупке Польшей партии из 50 военно-транспортных вертолетов «Каракал» для нужд своей армии. Этой осенью переговоры окончательно зашли в тупик. Польша наотрез отказалась закупать французскую технику, мотивируя это тем, что по условиям предполагаемого контракта Франция должна бы инвестировать в польскую экономику, но отказывается это делать. В свою очередь Франция не горит желанием вместе с вертолетами отправлять в Польшу еще и деньги.


Фото: wingsjournal.com

О том, насколько оправданы претензии Польши, мы спросили военного эксперта, коммерческого директора журнала «Арсенал отечества» Алексея Петровича Леонкова.

Характерным примером такого соглашения является взаимодействие США и Саудовской Аравии. США выделяют определенную сумму, которую Саудовская Аравия может инвестировать по своему усмотрению, но если она задумает купить оружие у других стран, то вынуждена будет платить солидный штраф. Таким образом, Америка привязала рынок вооружения Саудовской Аравии к себе намертво. Поэтому случай Польши не уникален. Скорее всего, французы должны были поддержать именно польскую оборонку, потому что кроме польских яблок Польша похвастаться ничем не может.

Таким образом, Польша не требует от Франции чего-то сверхъестественного, однако мотивы такого требования могут быть различными. Просто так отказываться от закупки вертолетов Польша не намерена. Вместо французских «Каракалов» Министерство обороны Польши планирует закупить американские вертолеты «Black Hawk» собственной сборки. Соединенные Штаты еще в 2010 году разработали специальную экспортную модификацию своего вертолета для нужд Польши и даже сумели организовать их штучное производство.


Фото: modernweapon.ru

Соответственно, возникает вопрос, могли ли Соединенные Штаты воздействовать на Варшаву ради расторжения контракта на закупку французских вертолетов. Алексей Петрович Леонков считает, что вполне могли:

Конечно, могли. Американцы, когда размещают такого рода производства, пусть даже отверточные и не самых новых моделей, строго следят, чтобы на этом рынке конкурентов больше не было.

Получается, что конфликтующих сторон в этой внутринатовской ссоре может быть и три. Соединенные Штаты вполне могут плести интриги даже со своими партнерами по альянсу. Впрочем, сомнительно, что этим можно кого-нибудь удивить. Здесь интересно другое. «Каракал» - вертолет военно-транспортный, способный перевозить почти тридцать солдат с полным вооружением. В свою очередь «Black Hawk» - вертолет многоцелевой, с солидной номенклатурой вооружений, но куда меньшими транспортными возможностями. Получается, за последние несколько лет, пока существовал польско-французский договор, Польша успела пересмотреть свои планы относительно использования вертолетов?

Здесь стоит посмотреть риторику Министерства обороны Польши. За последние год-два из довольной европейской жизнью страны Польша превратилась в авангард борьбы с Россией, а на военно-транспортном вертолете много не навоюешь. Поэтому они играют на руку американцам и поддерживают русофобскую идею, а за это американцы помогают им с вертолетами.

Итак, получается, что в разгоревшемся внутри НАТО скандале виновата, скорее всего, Польша, которая вполне может действовать по указке Вашингтона. Косвенно это подтверждают и публикации в американских СМИ, которые безапелляционно обвиняют в произошедшем Францию. В то же время битву за место в польской армии, по всей видимости, выиграют американские вертолеты. Но боевые качества винтокрылых машин здесь ни при чем.

Григорий Романович Ажданин


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ EC725 COUGAR MK.II+ (EUROCOPTER)
MULTIPURPOSE HELICOPTER EC725 COUGAR MK.II+ (EUROCOPTER)


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ EC725 COUGAR MK.II+

На базе вертолета AS 532U2/A2 Cougar Mk.II фирмой Eurocopter был создан модернизированный вариант, получивший обозначение EC 725 Cougar Mk.II+. Работы над новым вариантом были начаты в 1999 году, после того как выяснилось, что характеристики Cougar Mk. II не позволяют эффективно решать поисково-спасательные задачи. Опытный образец вертолета совершил свой первый полет продлившийся 50 минут в ноябре 2000 года. 15 января 2001 года состоялась презентация нового вертолета, получившего обозначение EC 725. В марте 2003 года состоялись оценочные испытания. Принятие на вооружение французской армии началось в 2003 году. Всего до 2015 года Франция планирует закупить 14 вертолетов.
Новый вертолет оснастили пятилопастным винтом с новыми стеклопластиковыми лопастями и эластомерными сферическим подшипниками. Из-за установки более мощных турбовальных двигателей Makila 1A4 фирмы Turbomeka (мощность по 2413 л.с, что на 14% выше, чем двигатели на вертолете Cougar Mk.II) конструкцию главного редуктора усилили. Двигатели снабжены цифровой системой управления с двукратным резервированием и системой самоконтроля.

Максимальный взлетный вес возрос до 11000 кг, а полезная нагрузка до 5700 кг. В состав оборудования включен новый автопилот.
В состав оборудования включен новый автопилот. В кабине смонтированы шесть жидкокристаллических многофункциональных индикаторов. Предусмотрена возможность установки системы дозаправки в воздухе. Для решения боевых поисково-спасательных задач вертолет имеет специализированное оборудование, вооружение и системы противодействия. EC 725 может быть вооружен 1 20-мм пушкой с боекомплектом 960 снарядов или 2 пулеметами АА 762 NF1 калибра 7,62-мм или 2 блоками НУРС или 2 подвесными пушечными контейнерами 20-мм.
Экипаж EC 725 – два человека. Полезная нагрузка – до 29 солдат или 12 носилок и 4 сидячих места. В варианте повышенной комфортабельности 8-12 человек. Крейсерская скорость полета на высоте 1000 метров при взлетном весе 9750 кг составляет 296 км/ч. Перегоночная дальность полета 1400 км. Радиус действия при поисково-спасательной операции до 500 км.
Вертолеты EC725 Cougar стоят на вооружении ВВС Бразилии и Франции.

В марте 2009 года Военное ведомство Мексики заказало у европейского авиастроительного концерна Eurocopter шесть многоцелевых вертолетов EC725 Cougar. Ранее Eurocopter никогда не поставлял свою продукцию мексиканской армии, хотя представительство европейского концерна в этой стране работает уже более 25 лет. Вертолеты Eurocopter используются только морским министерством страны, а одна из машин была выбрана в качестве президентского борта.
До момента заключения контракта с мексиканским военным ведомством Eurocopter уже получил заказы на 151 вертолет EC725, а также его гражданскую версию EC225 от 17 покупателей.

16 декабря 2014 года специализированная команда экспертов компаний Helibras и Airbus Helicopters провели испытания по заказу ВМС Бразилии прототипа вертолета EC725, оснащенного двумя противокорабельными ракетами MBDA Exocet AM39 и носовой РЛС обнаружения морских целей Telephonics AN/APS-143. ВМС Бразилии планируют модернизировать в эту конфигурацию 8 из 16 имеющихся вертолетов EC725. В рамках программы «Project H-X BR» министерство обороны Бразилии заказало 50 вертолетов ЕС725 для трех армейских корпусов. Во время испытаний в Мариньяне всего выполнено более 20 полетов в течение одного месяца – с апреля по май 2014 года.
Испытания с таким тяжелым вооружением, как 700-кг ракеты, очень редки и требуют тесной координации и сотрудничества нескольких организаций, в т.ч. по вооружению, установке, интеграции, расчетов, аэродинамики, нагрузок, вибрации и летным испытаниям.
Согласно пресс-релизу ВМС Бразилии, испытания в различных режимах и маневрах прошли успешно и подтвердили предварительные оценки наземных испытаний (выбрационные тесты и связанные с ними обширные компьютерные симуляции), проведенных Airbus Helicopter и MBDA
После положительных летных испытаний во Франции сертификационные тесты будут проводиться в Бразилии в 2015 году консорциумом Airbus Helicopters-Helibras. Бразильская компания Helibras будет использовать платформу прототипа, который впоследствии будет первым поставленным ВМС Бразилии вертолетом EC725 (местное обозначение UH-15A).

Еще один коммерческий успех вертолетов «Каракал». В пресс-релизе правительства Франции от 10 июня 2015 года говорится, что президент Франции Франсуа Олланд (François Hollande) и эмир Кувейта в телефонном разговоре обсудили о продаже Кувейту вертолетов Caracal H225M производства компании Airbus Helicopter для оснащения ВВС страны. Кувейт желает заказать 24 вертолета этого типа.
Это новый успех для вертолетов «Каракал», состоящих на вооружении ВВС и армейской авиации Франции. Эти вертолеты недавно были выбраны Польшей. Контракт еще не заключен, но Польша в апреле этого года объявила о решении приобрести от 48 до 70 вертолетов этого типа. В настоящее время зарубежными эксплуатантами вертолетов «Каракал» являются Саудовская Аравия, Бразилия, Казахстан и Мексика.

МОДИФИКАЦИИ
Aérospatiale Puma
Eurocopter AS 332
Eurocopter EC 225
Eurocopter AS 532

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вес пустого: 5445кг
Наибольший взлётный вес: 11000кг
с подвесным грузом: 11200кг
Длина:19,5м
Длина фюзеляжа:16,79м
Диаметр несущего винта:16,2м
Диаметр рулевого винта:3,15м
Наибольшая ширина фюзеляжа:2,0м
Высота: 4,97м
Площадь, ометаемая несущим винтом: 206,12кв.м
База шасси: 5,25м
Колея шасси: 3,0м
Силовая установка: 2×турбовальных TurbomecaMakila2A
Мощность двигателей: 2×2101л.с. (2×1567кВт)
Максимально допустимая скорость: 315км/ч
Скорость на эшелоне: 296км/ч
Практическая дальность: 1450км (без добавочных баков)
Перегоночная дальность: 1852км
Продолжительность полёта: 6,5ч
Нагрузка на диск: 53,4кг/кв.м (при наибольшем взлётном весе)
Тяговооружённость: 285Вт/кг (при наибольшем взлётном весе без подвески)
Боевой радиус:
при переброске 19 солдат (110кг): 463км
при поиске в течение 30 минут над морским районом моря и запасом топлива на 30 минут полёта: 389км
Количество членов экипажа:1-2

ТРАНСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Наибольшее количество пассажиров: 29
Грузоподъёмность: 5555кг
Длина грузовой кабины: 7,87м
Ширина грузовой кабины: 1,8м
Высота грузовой кабины: 1,45м
Полезный объём грузовой кабины: 15,0кв.м

ВООРУЖЕНИЕ

20-мм пушка GIAT M621 с 960 патронами установленная в двери кабины или там же два 7.62-мм пулемета AA 762 NF1 и контейнер с двумя 20-мм пушками GIAT M621 с 360 патронами,
2 ПУ Matra 155, Thomson-Brandt 68-22 или Thomson-Brandt 68-36 c 18, 32 или 36 68-мм НУР

Источники: www.airbushelicopters.com, military-informer.narod.ru, avia.pro, Военный паритет, www.meta.kz, airspot.ru, Navy Recognition, Air&Cosmos и др.

Прочный, мощный и в полной готовности

Оснащенный двумя мощными турбинными двигателями Turbomeca Makila 2A, прочным несущим винтом с пятью лопастями и втулкой типа Spheriflex, Н225 предлагает клиентам большую дальность полета и высокую крейсерскую скорость наряду с большой продолжительностью полета, превышающей 5 часов 30 минут.

Общий налет вертолетов семейства Super Puma, к которым относится H225, превысило отметку в 5 000 000 часов в ходе операций, выполняемых по всему миру при любых погодных условиях, в том числе в сложных условиях моря.

Инфографика Комфорт от взлета до посадки

Н225 обеспечивает комфортный полет как для пассажиров, так и для экипажа. Просторная кабина с системой кондиционирования вмещает до 19 пассажиров и оснащена энергопоглощающими креслами, расположенными в шахматном порядке, за счет чего увеличивается личное пространство каждого пассажира.

Низкие уровни шума и вибрации создают дополнительный комфорт, создавая впечатление полета на самолете.

Cовременная кабина

Вертолет оснащен современной кабиной с цифровыми приборами, передающими информацию о полете и мониторинге систем. Выдающиеся точность и стабильность полета обеспечиваются двойным дуплексным 4-осевым автопилотом с автоматической системой контроля полетов. Она способна автоматически просчитать и выполнить заход на посадку, а также просчитать траектории для поисково-спасательных операций наряду с полностью автоматическим режимом висения.

Интегрированная бортовая система контроля и диагностики состояния воздушного судна HUMS осуществляет запись данных и проактивный мониторинг, что повышает безопасность полетов. Дисплей индикаторов предельных величин позволяет отслеживать мощность двигателей в любом состоянии, а также запас мощности при условии двух или одного работающих двигателей.

Безопасность в приоритете

Самая современная авионика и система автопилотирования снижают нагрузку на пилота и повышают безопасность полета благодаря усовершенствованному интерфейсу кабины.

Н225 сертифицирован для полетов в арктических условиях и оснащен автоматически срабатывающей системой флотирования, а также системой предупреждения столкновений, сопряженной с автопилотом.

В аварийной ситуации окна кабины легко выдавливаются, что обеспечивает быструю эвакуацию и оперативный доступ к спасательным плотам. Н225 также сертифицирован для работы трансмиссии без подачи масла в течение 30 минут.

Н225 является первым вертолетом в отрасли, для которого выпущено руководство по летной эксплуатации от оригинального производителя оборудования .

Удобный в обслуживании

Основываясь на глобальном опыте технического обслуживания эксплуатантов вертолетов семейства Super Puma, компания Airbus разработала программу ТОиР для H225, которая предлагает большую гибкость при планировании регулярных осмотров.

Это позволяет эксплуатантам техники более точно рассчитывать собственные расходы и эффективно управлять летной деятельностью. В результате сокращается количество и типы проверок, поскольку многие аспекты обслуживания могут быть проверены в один подход и назначены на определенную дату. Регулярные обязательные осмотры теперь могут проводиться реже.

Встроенные системы тестирования и соответствующая документация позволяют эксплуатантам самим проводить диагностику работы БРЭО без привлечения дополнительного оборудования.

Дополнительную информацию можно найти в разделе "

Eurocopter EC725 Caracal (так же известный, как Super Cougar), (после ребрендинга — Airbus Helicopters H225M) — многоцелевой военно-транспортный вертолет дальнего радиуса действия, разработанный концерном Eurocopter на базе вертолета в конце 1990-хх. Относится к крайнему поколению семейства Puma, к которому так же относится гражданский вертолет .

История EC725

Изначально, потребность в вертолете с улучшенными летными характеристиками начали испытывать ВВС Франции. AS532 Cougar, в процессе испытаний и военных учений с все большим трудом выполнял поставленные перед ним задачи, которые год от года становились все сложнее. Уже в 1996 году стало ясно, что нужен новый вертолет. Главная претензия французов была к двигателю — он был недостаточно мощным. Так же спасательная и поисковая деятельность требовали возможности держать вертолет в воздухе дольше. Кроме того, ресурс базовых моделей был недостаточным для активной эксплуатации.

Eurocopter принял решение провести очередную волну глубокой модернизации семейства Puma. Как когда-то вертолет пришел на смену старому , так теперь новый EC225 должен был заменить AS332. А военный вариант должен был заменить устаревший AS532 Cougar соответственно.

27 ноября 2000 года первый вертолет оторвался от земли, а несколько месяцев спустя его показали публике на официальной презентации. Как и предшественники, EC725 был военной веткой гражданского EC225 и имел с ним множество общих элементов, в первую очередь, двигатели, трансмиссию и несущий винт.

Описание: демонстрационный полет вертолетов Caracal на авиашоу LIMA 2015

Конструкция EC725

Eurocopter EC725 — средний многоцелевой транспортный вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя турбовальными двигателями и трехопорным шасси.

Новый вертолет оснастили пятилопастным винтом с новыми стеклопластиковыми лопастями и эластомерными подшипниками. Из-за установки более мощных турбовальных двигателей Turbomeka Makila 1A4 конструкцию главного редуктора усилили. Двигатели снабжены цифровой системой управления с двукратным резервированием и системой самоконтроля.

В состав оборудования включен новый автопилот. В кабине смонтированы шесть жидкокристаллических многофункциональных индикаторов. Предусмотрена возможность установки системы дозаправки в воздухе.

Для решения боевых поисково-спасательных задач вертолет имеет специализированное оборудование, вооружение и системы противодействия. EC725 может быть вооружен 20-мм пушкой, 2 пулеметами калибра 7,62-мм, 2 блоками НУРС или 2 подвесными пушечными контейнерами 20-мм.

Экипаж EC 725 — два человека. Полезная нагрузка — до 29 солдат или 12 носилок и 4 сидячих места. В варианте повышенной комфортабельности 8-12 человек.

Эксплуатация EC725

Поставки вертолетов стартовому заказчику — ВВС Франции, начались в 2002 году. Поставка первой партии из 20 машин завершилась в 2004 году. К 2015 году вертолеты производятся на базе Eurocopter во Франции, а так же лицензионно в Бразилии. Airbus Helicopters так же планирует начать лицензионное производство этого вертолета в Индии.

Схема вертолета EC725 Caracal

Польское министерство обороны объявило победителей двух конкурсов на поставку транспортных вертолетов и ракет ПВО.

В тендере победители: вертолет Airbus H225M Caracal, выиграл у ранее запланированного ; зенитная управляемая ракетная установка системы Raytheon Patriot выиграла по тендеру у системы MBDA / Thales Aster 30.

Данное решение по тендеру нанесло удар по карману и репутации американского вертолётостроительноого предприятия Сикорского, который, в свою очередь, был первым западным производителем вертолетов инвестировавшим в польскую аэрокосмическую промышленность. Польское министерство обороны пояснило: Sikorsky S-70 не был выбран по ряду формальных и технических причин, кроме того графики поставки предполагали сильно растянуться.

Представители компании отвелити, что "крайне разочарованы" данным обстоятельством. Третий претендент по тендеру была компания AgustaWestland с AW149

Представитель Airbus пояснил, что вертолет Airbus H225M Caracal, вероятно, лучше всего соответствует критерием отбора со стороны польских коллег, так как предлагает единую платформу и скоростную сборку техники.

В Польше распологается офис компании Heli Invest, которая является партнером Airbus, в "польском договоре", и компания будет играть значимую роль в местном производстве вертолетной техники.

До сих пор Heli Invest была дистрибьютором и осуществляла техническое обслуживание вертолетов и техники Airbus в гражданском секторе. Окончательной сборка вертолетов будет осуществляться в Лодзи (город Польши), где Airbus Helicopers недавно открыл центр исследований и разработок. Первые экземпляры польских "Каракалы" будет построен на заводе Airbus в Мариньяне (Франция), где и будут обучаться польские рабочие. Производитель двигателя Turbomeca также будет совершать окончательную сборку в Польше.

Представитель Airbus не прокомментировал сообщения о стоимости ставки по тендеру: 2 300 000 000 € ($ 2,3 млрд). Тем не менее, контракт не будет подписан, пока польская сторона не проведет полную техническую оценку, а также не совершит испытания вертолета H225M, которые запланированы на в май-июнь 2015 года. Поставки предположительно должны начаться в 2017 году.

В соответствии с требованием, выпущенным в марте 2013 года, новая программа нацелена на замену русских вертолетов Ми-17 / TTH для сухопутных войск страны и Ми-14 для военно-морского флота.

В настоящее время Польша собирается объявить тендер на покупку 25 - 30 ударных вертолетов. Надавние заявление Министерства Обороны страны предполагают быстрый выход на сделку.

Также восемь батареи ракет "Патриот" будут приобретаться у США (Foreign Military Sales (FMS)). Первые две поступят в течение трех лет после подписания контракта.