Основные мотивы человека. Мотивы деятельности, их виды и характеристика

Мотивы поведения. Термин «мотив» в пер. с лат. означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив — осознанное побуждение к достижению цели. Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе малоосознанные и подсознательные), то мотив — сознательно сформированное, понятийно оформленное побуждение.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами — иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение. Они придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение — смысл .

Различные мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. Социально не адаптированная личность пренебрегает необходимостью такой мотивационной перестройки.

Мотивы следует отличать от мотивировки — оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.

По мере развития личности мотивы ее поведения обогащаются, иерархизируются — выделяются главные жизненные мотивы, поведение человека подчиняется иерархии его ценностной ориентации.

Итак, побудительный и целеобразующий блок в системе человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных и ситуативных факторов — направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются установки, интересы, желания, стремления, страсти и влечения. Своими мотивами и мотивационными состояниями человек интегрирован в контекст действительности. Первичны не объекты действительности, а потребности и побуждения человека.

Поведение и деятельность человека могут быть обусловлены несколькими мотивами, то есть быть полимотивированными, направленными на одновременное удовлетворение нескольких потребностей. Формирование мотива связано как с актуализированной потребностью, так и с ситуативными возможностями и ограничениями. В отдельных случаях ситуация навязывает выбор мотива. Свойствами мотива может обладать и образ предмета актуализированной потребности, наиболее доступного в данной обстановке.

Мотив — смыслообразующии компонент человеческого поведения. Он определяет личностный смысл как всей деятельности человека, так и отдельных его действий в структуре этой деятельности. Мотив выступает и как оценочный фактор в отношении обстоятельств, препятствующих или способствующих достижению цели. От мотива зависит качественная особенность всей деятельности человека. Чем полнее и глубже человек осознает мотивы своего поведения, тем больше власть человека над этим поведением. Однако мотивы могут осознаваться с различной степенью глубины и развернутости. Они могут подменяться мотивировкой — искусственной рационализацией желаемого действия без достаточного осознания действительных побуждений человека.

Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.) Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы – программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности. Являясь непосредственным "определителем" значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.

Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных тем, что регулируются второй сигнальной, обобщенной системой ценностных ориентации личности. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека (от лат. interest – имеет значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

"Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета.

Интерес – мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, возникающие в связи со средствами достижения целей.

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.), 2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания), 3) желания ни естественные, ни необходимые. Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны – они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). "Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти – это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством".

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называется влечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. "Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход".

В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуальное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влечение материнства.

Влечения человека в отличие от инстинктов животных отличаются социальной обусловленностью. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений. (Так, в структуре преступности значительное место занимают необузданные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным способом.)

Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, произвести выбор между ними. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение (в юридической терминологии – "умысел") – это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Термин "мотив" в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив – сознательно сформированные, понятийно оформленные побуждения.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл.

Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение – изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. (Мотивы следует отличать от мотивировки – оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.) Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как "бессознательные мотивы").

Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка – наиболее константная, устойчивая основа поведения человека.

Различаются два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная). Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к индивидуализированным объектам.

Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет меру возможного поведения человека в различных жизненных ситуациях, "норму его реакции".

Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различаются смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.

Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами.

Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности

Направленность личности в значительной мере определяет ее способности и характер.

Цель - это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.

Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.

Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях. "Рефлекс цели", как писал И.П. Павлов, имеет огромное жизненное значение, он является основной формой жизненной энергии человека.

Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.

Мотив - это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.

Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).

Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы - обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др. Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой - они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения - производственные, умственные, эстетические, спортивные.

У каждого человека есть определенный набор потребностей и желаний. Все, что он делает, в конечном итоге вытекает из этих ценностей и потребностей: в любви, признании, общении, саморазвитии, продолжении рода, получении материальных благ и т. д.

Что такое мотив

Необходимость человеческих существ в чем-то (например, в общении с другими людьми, в определенных переживаниях) имеет свои объяснения.

Тот предмет, который побуждает, заставляет человека поступать определенным образом, называется мотивом. Другими словами, это некие причины, объясняющие поступки людей.

Тема достаточно актуальная. Рассмотрим более глубоко, что такое мотив. В психологии давно занимаются внутренними причинами человеческих поступков и стараются понять, ради чего человек совершает определенные действия. Это делается, чтобы можно было классифицировать мотивы, хоть как-то их упорядочить. А поняв их, предугадать и защититься от негативных поступков других. Ведь далеко не все они направлены на добро.

Но не только мотивы являются движущей силой в поведении. Есть еще страх, привычка, жизненные цели и ценности, состояние аффекта. Что такое мотив деятельности? Это всегда глубоко личное. Он отвечает на вопрос о том, почему именно этот человек поступил так, а не иначе. Все другие позиции восприятия не такие личностные.

Продолжим разговор о том, что такое мотив. Причины человеческих поступков делятся на разные категории.

Мотивы: благородные и низменные

Здесь можно говорить про два распространенных противопоставления — «хочу» и «надо». Высокие (благородные) мотивы всегда связаны с желанием помочь другим, иногда это может быть даже в ущерб себе.

Низменные же направлены исключительно на себя любимого. При таком виде мотивов человек не только игнорирует других и их желания, но и действует в ущерб своему будущему, занимаясь удовлетворением только сегодняшних проходящих потребностей.

Готовность отказаться на время от комфорта ради достижения какой-либо цели (в учебе, любви, карьере) — это благородные мотивы. Так, занятия спортом (тогда, когда не очень хочется, вместо отдыха на диване, прогулок с друзьями) имеют благородные мотивы. А вот обжорство, наоборот - низменные.

Мотивы скрытые и явные

Не всегда можно сразу понять и объяснить поведение человека. То есть мотив может быть неявным, или же будут присутствовать сразу несколько причин поступка - лежащие на поверхности, явные мотивы и скрытые, запрятанные глубоко внутри, которые человек не открывает не только окружающим, но и самому себе.

Последние причины может не понимать и сам человек, не начав разбираться и копаться в себе. Иногда за внешне красивыми словами и благородными поступками скрывается банальная выгода или расчет. Так часто бывает в любовных отношениях между женщиной и мужчиной. Один любит по-настоящему, а другой только позволяет любить, пользуется, при этом желая выглядеть положительно в глазах других.

Люди часто стыдятся скрытых мотивов своих поступков. Они чаще не так красивы, как хотелось бы. Поэтому на первое место в таких случаях выходят мотивы явные.

Реактивные и проактивные состояния

Есть два варианта мотивации.

Первый, когда человек рассматривает существующие обстоятельства, анализирует их, делает выводы, на основании которых потом действует. Это осознанный выбор и мотив акции (проактивный).

Второй вариант — реактивный, когда уже обстоятельства начинают определять поведение человека. Тогда его выбор перестает быть свободным. Человеком начинает управлять ситуация.

Поступки человека с точки зрения закона

Что такое мотив? Этот вопрос очень важен при расследовании различных преступлений. Ответ на него может напрямую повлиять на следствие, приговор, меру наказания и дальнейшую жизнь совершившего какое-либо противоправное действие.

По уголовному закону, ответственность лица наступает только в случае установления вины. Необходимо соблюдать права человека и никого не обвинять голословно. Для этого как раз и необходимо понять, что такое мотив преступления, и установить его. Это также помогает впоследствии предотвращать преступления.

Что такое мотив, и какие формы его проявления встречаются в преступной деятельности? Список широк: зависть, месть, ревность, хулиганство. На первом месте среди мотивов стоит корысть. Под ее отрицательным влиянием люди чаще всего идут на преступления. Особенно этот мотив стал ярко проявляться с появлением частной собственности, больших денег и возможностей.

Есть преступления, совершенные, на первый взгляд, спонтанно, без каких-либо целей. Мотив также не просматривается. Такие ситуации чаще всего встречаются у людей, действующих под напором эмоций, а не разума. Либо за компанию. Например, кражи в маленьких магазинчиках группой подростков или угон автомобиля, чтобы просто покататься.

Таким образом, знание основных мотивов поступков человека может помочь нам эффективнее взаимодействовать друг с другом.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивы - это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы - это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов - большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

Мотив - это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

2. Неосознаваемые мотивы. А.Н. Леонтьев , Л.И. Божович , В.Г. Асеев и др. считают, что мотивы - это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении - в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это - мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно.

Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.


Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные (внешние) мотивы - такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы).

Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

Мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;

Мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

Стремление получить одобрение других людей;

Стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;

Мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу , это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.