Очистка ото льда или от льда. Ледостав - это полное обледенение водоемов

Мыслить масштабно — это всегда большой соблазн. Особенно велик он был тогда, когда наука казалась всезнающей и всемогущей, способной одним махом решить любые глобальные проблемы, от социальной несправедливости до климатических изменений. «Многовековая мечта человечества заключается в том, чтобы, воздействуя на процессы формирования климата, создать комфортные условия для своего существования», — писал советский ученый Николай Ясаманов. Впрочем, нам сильно повезло, что мечта эта осталась мечтой, а популярные в начале 1960-х идеи по уничтожению ледяного покрова Арктики так и не были воплощены.

В отличие от материковых ледников Антарктиды, льды Северного Ледовитого океана плавающие, поэтому даже полное их таяние не приведет к заметному увеличению уровня моря. Более того, в те годы они (ошибочно) считались реликтовыми «пережитками» ледниковых периодов, а проведенные расчеты указывали, что в современную климатическую эпоху этот лед, растаяв, уже не восстановится и будет появляться лишь в зимний сезон. Отражательная способность приполярных регионов упадет, темная вода станет поглощать больше энергии Солнца. Холодный и неудобный северный климат смягчится.

Игорь Ашик, заведующий Отделом океанологии Арктического и антарктического НИИ Росгидромета (ААНИИ): «Полвека назад мы переоценивали свои силы и способности воздействовать на глобальные природные явления. Сегодня понятно, что энергия охватывающих планету климатообразующих процессов во много раз превосходит энерговооруженность человечества. Но если сторонники антропогенного объяснения текущих изменений климата правы, то люди уже оказали — и оказывают — на него влияние. Хотя и не ставя перед собой такой задачи».

В числе первых мысль избавить Арктику ото льда озвучил гляциолог Евгений Гернет. Еще в 1930-х он писал об искусственном возвращении на север Евразии климата раннего миоцена, когда даже на берегах Скандинавии качались густые заросли кипариса и магнолий. Позднее этими идеями увлекся и климатолог Михаил Будыко, будущий академик и автор модели энергетического баланса, которая стала основой современных представлений о климате и парниковом эффекте. Впоследствии ученый будет искать средства борьбы с глобальным потеплением и предложит заполнить атмосферу сернистыми аэрозолями, чтобы отражать часть солнечного излучения обратно в космос. Однако в конце 1950-х Будыко выступал за смягчение климата Арктики распылением над ней тонкого слоя сажи. Поглощая солнечный свет, частицы угля помогли бы полному таянию льда и освобождению обширных районов из лап холода.

Оригинальную заявку на «коренное улучшение климата» подал в 1959 году географ Петр Борисов. Идея состояла в использовании Гольфстрима, который, добираясь до Крайнего Севера и переходя в Североатлантическое течение, заметно ослабевает и оттесняется ко дну холодными потоками Ледовитого океана. Борисов собирался «принудить» эту воду подняться к поверхности и отдать массы тепла на обогрев Арктики.


Для этого планировалось перегородить Берингов пролив плотиной, оснащенной громадными винтовыми насосами. По расчетам Борисова, ежесуточно откачивая 500 км³ воды, можно добиться снижения уровня Арктического бассейна на 20 м в год. Это падение компенсирует приток теплых течений из Атлантики: «Мы не узнаем Северного полушария нашей планеты, — комментировали проект. — В Сибири установится климат, подобный климату центральной Украины».

Тяни, толкай

В 1966 году Государственный комитет по науке и технике рассматривал проект рижского инженера Евгения Пасторса, описание которого недавно всплыло в архивах ААНИИ. Отталкиваясь от концепции Борисова, автор высказывал оригинальную идею о буксировке ледяного покрова на юг морскими судами. «…Если ввести в льды центральной Арктики примерно 20−25 мощных кораблей, развернуть часть из них в сторону пролива в Атлантический, а часть в сторону пролива в Тихий океаны, упереть их в льды и толкать… то ледяной покров за полгода выйдет из Северного Ледовитого океана», — говорится в заявке Пасторса.


По счастью, эти проекты тогда так и остались на бумаге, а вскоре серьезно изменились и наши представления о климате. Уже в 1970-м Петр Борисов констатировал, что морские льды Арктического бассейна «не являются реликтом… а представляют собой продукт современного климата». Михаил Будыко обратил внимание на развитие глобального потепления и озаботился актуальными проблемами.

Увы, уточненные научные концепции не отменяют соблазна мыслить масштабно. Проекты по «исправлению» климата возникают и в наши дни. Для борьбы с глобальным потеплением предлагается распылять в атмосфере алюминиевую пудру и серосодержащие аэрозоли «по методу Будыко», закачивать лишний углекислый газ в подземные хранилища… Комментируя эти идеи, климатолог Игорь Ашик говорит: «Уровень наших знаний о механизмах формирования климата не столь высок, чтобы с уверенностью говорить о причинах изменений климата, а тем более — прогнозировать и планировать их».

Если человек падает в реку, и вода попадает ему в рот -- он станет важной персоной.

Если он тонет в реке и всё же выплывает -- то он наяву разбогатеет.

Если он погружается в реку в одежде -- наяву он крепко встанет на ноги.

Если он падает в воду и плывёт против течения -- это значит, что его враг окажет ему помощь и услугу.

Если же он плывёт по течению, то враг его откажет ему в помощи.

Плыть в бурных водах -- к судебной тяжбе.

Мыться в реке к утратам.

Пересекать реку -- к неприятностям.

Выходить из реки во сне -- к хорошим новостям.

Строить запруду на реке -- предвестье трудных времён.

Ловить черепаху в реке -- сулит печаль; змею -- богатство; рыбу -- исполнение сердечных желаний.

Если человек носит глину из реки -- то наяву он построит новый дом.

Нырять в реку -- значит, что печали не коснутся его.

Если он подходит к реке и видит змею -- его сын прославит свой род.

Толкование снов из Ассирийского сонника

Подпишись на канал Сонник!

Ледовый режим водоемов является предметом изучения многих ученых. Сведения о замерзании рек и прочих водных ресурсов на территории России и соседних стран накапливаются в течение многих лет. Некоторые факты свидетельствуют о том, что сроки возникновения и вскрытия ледового покрова колеблются. Как называется это природное явление и какова его продолжительность, попробуем разобраться.

Терминология

Ледостав - это процесс возникновения на поверхности водоема или водотока сплошного ледяного покрытия. Продолжительность явления и толщина ледяного слоя зависят от многочисленных факторов:

  • температурных показателей в зимний период;
  • режима ветров;
  • характеристик водоема;
  • толщины снежного покрытия.

На горных реках никогда не образовывается сплошной ледостав. Это связано с быстротой течения, препятствующей замерзанию воды. Образование льда на крупных водных артериях занимает больше времени, чем на маленьких реках и непроточных водоемах, к которым относятся озера и пруды.

На территории западной части России формирование ледостава начинается в конце осени. Полное сковывание большей части водоемов завершается уже в середине первого зимнего месяца. Свободными ото льда в этот период могут быть лишь те участки воды, где наблюдается быстрое или теплое течение.

Замерзание рек

У рек, расположенных в умеренном климатическом поясе и субтропиках, довольно сложный термический режим. Именно к таким видам относятся водные артерии России и Канады. В жаркий период перемешивание вод приводит к тому, что их температура по вертикали мало разнится. Температурные изменения по всей продолжительности реки зависят от того, в какую сторону направлено течение. Меньше всего колебаний у тех водоемов, русло которых имеет широтное простирание.

Такие реки, как Дон, Волга и Днепр текут с севера по направлению к югу. Начиная от истока, температура воды постепенно повышается и достигает максимальной точки в устье водной артерии. А вот у рек Лены, Енисея и Оби направление течения от юга к северу. Соответственно, температурный показатель у истока будет значительно выше, чем в районе устья реки.

Существует три фазы замерзания водоема:

  • образование льда;
  • полное сковывание водной поверхности льдом (ледостав);
  • вскрытие (освобождение ото льда).

Продолжительность ледостава

Сколько будет длиться такое явление, во многом зависит от географического положения водоема и сложившихся климатических условий в зимний период. Реки, расположенные в западном регионе России (к примеру, Волга), скованы льдами на протяжении 4-5 месяцев, тогда как сибирская река Лена может находиться под толщей льда более полугода.

От толщины и прочности ледяного покрытия зависит и время продолжительности ледостава. Слой льда на крупных сибирских реках в среднем может достигать 1,5-2,0 метров, а вот водоемы европейской части России промерзают не глубже 1 м.

Что такое полынья?

Часто через водотоки проходят переправы и дороги-зимники. Такое передвижение возможно, когда на реках образовывается ледостав. Это довольно опасно, так как прочность и толщина льда на одних и тех же участках водоема может быть разной. Нередко на реках можно наблюдать явление, которое известно как полынья. Что подразумевается под этим понятием?

Полынья - это незамерзающий или уже подтаявший участок водной поверхности, которая со всех сторон окружена неподвижными льдами. Как правило, такое явление возникает в местах, где имеются пороги или же наблюдаются термические изменения, которые могут быть вызваны сбросом технических жидкостей или выходом подземных вод.

Ледостав - это природное явление, при котором озера, реки и ручьи полностью покрываются льдом. Замерзшие водоемы привлекают к себе внимание любителей зимней рыбалки и развлечений. Важно помнить, что лед - это небезопасное место, поэтому не стоит испытывать судьбу. Если нет уверенности, что толщина замерзшего слоя сможет выдержать ваш вес, ни в коем случае не становитесь на него.

Наиболее опасными гидрологическими явлениями на реках считаются:

  • ранний ледостав (явление имеющее сходство с ледяным затором);
  • стремительное движение льда;
  • отрыв прибрежных льдин.

Из-за тающего снега и ледяного покрытия водоемов увеличивается риск возникновения половодья и повышения уровня грунтовых вод, что может привести к наводнению.

Some say the world will end in fire,
Some say in ice.
From what I"ve tasted of desire
I hold with those who favor fire.
But if it had to perish twice,
I think I know enough of hate
To say that for destruction ice
Is also great
And would suffice.

Кто говорит, мир от огня
Погибнет, кто от льда.
А что касается меня,
Я за огонь стою всегда.
Но если дважды гибель ждет
Наш мир земной, - ну что ж,
Тогда для разрушенья лед
Хорош
И тоже подойдет.

Перевел М. Зенкевич

Как мир погибнет? От огня
Иль ото льда погибель ждет?
Сомнений нету у меня:
Огонь опаснее, чем лёд.
Но если мировой пожар
Земной наш не погубит шар,
То даст достаточно нам льда
Холодная вражда.

Перевод Вл. Васильева

Твердят, мол, сгинет мир в огне
Или во льду.
По опыту, пожалуй, мне
Приятней погибать в огне.
Но если дважды на роду
Написано нам погибать,
Я силу и во зле найду -
Уничтожать
Дано и льду.

Перевел С. Степанов

Одни считают: гибель мирозданья
Случится ото льда, другие - от огня.
Изведав страстный пыл желанья,
Я с теми, кто за пыл огня.
Но если миру дважды исчезать,
Мне ненависти хватит, чтоб сказать,
Что для уничтоженья лед
Хорош
И тоже подойдет.

Перевод Б.Зверева

Есть мнение, что мир сгорит,
А есть – что вмерзнет в лед,
Желаний опыт говорит,
Что пламя в споре победит,
А коль не всё сожжет,
Так ведь и ненависть сильна,
И в свой черед
Мир сможет заковать она
Надежно в лед.

Перевод А.Грибанова

Одни твердят - мир сгубит пламя,
Другие - лед.
Пригубив страсть, согласен с вами,
Кто верит - мир разрушит пламя.
Хотя, случись другой исход,
Уж коль вражда знакома мне,
Скажу, для разрушенья лед
Хорош вполне
И подойдет.

«Погубит этот мир огонь!»
«Да нет же, лед!»
Со страстью пламенной знаком,
я - среди тех, кто за огонь.
Но коль мир гибель дважды ждет,
то, знавший ненависть и ложь,
скажу: «Для разрушенья лед
весьма пригож,
вполне сойдет».

Перевод Г. Яропольского

Мир, спорят, сгинет от огня
Или во льду?
Поскольку страсти жгут меня,
Скажу, что сгинет от огня;
Но, если дважды пропаду,
То, ненавистью изведен,
Воздам я должное и льду:
Горазд и он
Навлечь беду.

Перевод А.Шараповой

Кто говорит, что мир угробит пламя,
кто говорит – что лед.
Но если выбирать - обеими руками
я б стал голосовать за пламя.
А если можно свести счет
с ним дважды – злобы
моей вполне хватает, чтобы
сказать, что лед
для этой цели тоже подойдет.

Перевод А.Пустогарова

Иной хоронит мир в огне,
Иной во льду.
Я жизни пыл вкусил вполне
И умереть хочу в огне.
Но если дважды в мир приду,
И если вновь погибнет он,
Припомню я тогда вражду,
Решив, что в гибели во льду
Есть свой резон.

Перевод Г.Циплакова http://magazines.russ.ru/ural/2001/6/frost-pr.html

Рецензии

Кто говорит, что мир поглотит пламя,
Кто говорит, что будет весь он скован льдами.
Поскольку он горел в огне желаний,
Мне огненный конец был бы желанней.
Но если б нужно было дважды умереть,
Во льду бы я вторую встретил смерть.
Ведь ненависть, холодная, как лёд,
Вернее мир к погибели ведёт.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Резкое понижение температуры или ледяной дождь могут создать корку льда на всёй поверхности автомобиля. Это сильно ограничивает видимость и сказывается на безопасности. По некоторым данным, 10% зимних аварий случаются именно потому, что водители не очистили стёкла перед поездкой. Чаще всего им просто не хватает времени для прогрева автомобиля и полной очистки стёкол.

Можно ли улучшить процесс «разморозки» автомобиля и как лучше и быстрее восстановить прозрачность стёкол? Практика автомобилистов подсказывает несколько способов. Но прежде чем начать применять любой из них, нужно завести автомобиль и выставить режим обогрева.

Механическая очистка.

Самый простой и трудоёмкий способ - механическая очистка с помощью скребка. Прежде чем начать соскребать лёд, лучше щёткой убрать снег, тогда стёкла прогреются немного быстрее, чистить будет легче. Используйте только специальные щетки и скребки для очистки от наледи - они более мягкие и не повредят стекла. Если вам дорог внешний вид машины, то не нужно счищать наледь подручными жесткими предметами - они поцарапают стёкла и лако-красочное покрытие. Со временем эти царапины накапливаются и стекло делается менее прозрачным. При ярком солнце они становятся пятнами из бликов, которые затрудняют видимость.

Лед счищайте скребком только в одном направлении. Никаких хаотичных движений «вперед-назад»: кристаллы льда, частички песка и грязи сослужат вам плохую службу. Начните очистку с боковых стекол, в то время как лобовое будет отогреваться.

Химическая реакция

Существует множество специальных средств для удаления льда и снега со стекол - авторазмораживатели. Обычно это раствор в упаковке с пульверизатором или аэрозоль в баллончике. Они распыляются на лёд, и через некоторое время можно удалять уже кашицу.

Вместо таких средств можно использовать неразбавленную «незамерзайку» или спирт, которые также распыляются на лёд. Самый бюджетный, но самый губительный для авто способ - использование солевого раствора (1-2 ложки поваренной соли на стакан воды). В таком случае безопасней всего протирать стекло смоченной в нём тряпкой, а потом удалить остатки, чтобы оставшаяся соль не разъедала металл кузова. Самый жестокий вариант - посыпать солью само стекло, но он займёт больше времени.

Тепловое воздействие

Ни в коем случае нельзя поливать стёкла горячей водой. В лучшем случае это приведёт к появлению микротрещин как на самом стекле, так и на уплотнителях и краске кузова. В худшем - стекло просто лопнет.

Для ускорения процесса можно полить на окно немного тёплой воды. Но при низкой температуре её нужно тут же удалять, иначе она будет превращаться в лёд. Чтобы этого не происходило, можно добавить в воду соль или «незамерзайку».

Наиболее безобидный способ - приложить к заледеневшему стеклу грелку с горячей (не кипяток!) водой.

Если нужно очень быстро избавиться ото льда и есть переходник от 12 Вольт на 220 и заряженный аккумулятор, можно использовать обычный фен. Тёплый воздух мягко согреет поверхность.

Профилактика

Перед длительной стоянкой дайте автомобилю остыть. В зависимости от внешней температуры за 5-10 минут до того, как заглушить двигатель, отключите обогреватель, сохранив обдув. А когда уже вышли из машины, откройте на некоторое время двери для проветривания. Это снизит концентрацию влаги внутри салона и предупредит запотевание окон. А на остывших стёклах не будет таять снег, следовательно, можно будет избежать ледяной корки утром.

Перед ледяным дождём нужно обработать окна антизапотевателем. Вода будет легче скатываться, а ледяная корка окажется не сплошной, а из отдельных капель, их легче счистить. Если антизапотевателя нет, можно обработать стекло солью, взяв пригоршню и натерев поверхность.

Во время пасмурной погоды можно обработать стекло смесью глицерина и спирта. Эффект будет как от антизапотевателя, он продержится пару дней. Но в таком случае велика вероятность появления разводов, которые снижают видимость в тёмное время суток и при ярком солнце.

Чтобы автомобиль было проще очистить, до начала ледяного дождя лобовое стекло можно накрыть полиэтиленовой плёнкой, клеёнкой или специальной фольгой, зажав концы дверьми. Но стекло должно быть чистым, а плёнка - сухой. Тогда утром нужно будет просто снять полиэтилен и стряхнуть с него лёд. Ткань, бумага или картон для такой процедуры не подойдут - они пропитаются влагой и примёрзнут, создав каркас для льда.

Пока автомобиль прогревается, лучше не сидеть в салоне. Выдыхаемый воздух содержит много влаги, которая будет конденсироваться на окнах изнутри, а потом таять, провоцируя запотевание.

Не забудьте очистить боковые зеркала и фары.

Не очищайте кузов автомобиля - на нем останутся следы и царапины. Либо загоните машину в тёплое помещение, либо помойте автомобиль, после продув замки и высушив уплотнители.

Лучше счищать снег или влагу с крыши автомобиля. Это, во-первых, не будет провоцировать ситуации, когда от резкого торможения корка может сползти вниз и загородить обзор. Во-вторых прогретый автомобиль будет провоцировать таянье снега, а получившаяся вода потечёт по стёклам и проёмам. При понижении температуры он замёрзнет и утром добавит хлопот.

После ледяного дождя двери могут примерзнуть и не открываться. Постучите тыльной стороной ладони по краям двери в нескольких местах. Лёд на уплотнителях сломается, и машина откроется.

Глобальный способ не допустить образования льда на машине - хранить её в крытом помещении или в гараже. Вариант для охраняемых открытых стоянок уберечь авто ото льда - использовать водонепроницаемый чехол.

Если вы оставляете автомобиль на улице на несколько часов при температуре ниже нуля, не забудьте поднять дворники. Тогда они не примерзнут к стеклу, создавая лишние заботы. И не используйте стеклоочистители для удаления льда - результат будет неочевидный, а их мягкая резина излохматится и будет пропускать воду. Чтобы привести дворники в боевую готовность, нужно обжать резинки и удалить с них лёд.

Если вы выполните все действия по освобождению автомобиля ото льда, у вас уже на первой минуте поездки возникнет чувство комфорта и уверенности. При полном обзоре всего, что происходит на дороге вокруг вас, езда будет намного спокойней.