Многоцелевой танк T1 Cunningham. История танков: T1 Cunningham

Танк был разработан фирмой "Крупп" в 1933 году и после испытаний был принят на вооружение вермахта в июле 1934 года. Танк был выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка располагалась сзади, в средней части со смещением вправо от продольной оси танка была установлена башня с вооружением, а слева находилось место механика-водителя. Силовая передача и ведущие колеса располагались спереди. В качестве двигателя использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения. Вооружение состояло их двух спаренных 7,92-мм пулеметов, установленных в общей маске. Наведение пулеметов на цель осуществлялось совместно, спуск - раздельно. В 1935 году танк был модернизирован. В ходе модернизации была изменена ходовая часть и установлен более мощный шестицилиндровый двигатель. Это позволило несколько повысить скорость движения танка. Модернизированный танк получил обозначение Т-I/В в отличие от первоначальной модификации, получившей обозначение Т-I/А. Опыт использования танков Т-I обоих модификаций в ходе гражданской войны в Испании показал, что бронирование и вооружение этих машин слишком слабое. Поэтому в 1938 г. производство танка Т-I/В прекратили, но его шасси выпускалось до 1941 г. и использовалось для создания самоходных артиллерийских установок и командирских машин.

Легкий танк "Panzerkampfwagen" I составлял основу парка немецких танковых войск во время захвата Польши в сентябре 1939 года и французской кампании в мае-июне 1940 года. В меньших количествах этот танк фашисты использовали на Балканах (1941), в Северной Африке и на Восточном фронте (1941-1942). После того, как на вооружение немецкой армии приняли новые, более совершенные машины, танки PzKpfw I были направлены для выполнения вспомогательных функций и подготовки личного состава.

Из истории создания легкого танка Pz I

Версальский договор (1919) накладывал на Германию большие ограничения в области вооружений, в том числе было полностью запрещено производить танки, бронеавтомобили и формировать танковые войска. Согласно Версальскому договору Германия могла иметь только ограниченное количество бронемашин, предназначенных для полиции.

Немцы не обременяли себя соблюдением условий Договора. Вопреки запрету велись секретные работы в области организации и тактики танковых войск и подготовки кадров. Кроме того, немцы приступили к проектированию и постройке моделей новых танков. В 1925 году фирмы "Rheinmetall-Bozing", "Krupp" и "Daimler-Benz" получили от Управления вооружений Рейхсвера заказ на разработку нового типа тяжелого танка. Этот проект получил условное обозначение "Grosstraktor" ("большой трактор"). При этом создавалось впечатление, что работы ведутся над сельскохозяйственной или дорожной машиной. В 1928 году провели ходовые испытания прототипов танков фирм "Krupp" и "Rheinmelall-Borzing". В следующем году на танковом полигоне "Кама" около Казани (СССР) провели цикл испытаний танка фирмы "Daimler-Benz".

В то же самое время были построены опытные образцы легкого танка, названного соответственно "Leichttraktor" ("легкий трактор") и самоходной артиллерийской установки, созданной на шасси гусеничное тягача WD (Rheinmetall-Borzing) и вооруженной пушкой калибра 77-мм. Ни одна из машин не удовлетворила требованиям заказчика, поэтому начались работы над следующими прототипами.

В 1931 году генерал-майор Освальд Лутц, инспектор автомобильных войск Рейхсвера, выдвинул проект формирования в будущем больших танковых частей, признавая при этом, что результаты всех предыдущих попыток создать танк не привели к ожидаемым результатам. Под влиянием взглядов начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, Лутц приказал разработать модель легкого танка массой около 5000 кг, с тем, чтобы получив свободу в военных вопросах, то есть разорвав Версальский Пакт, можно было с помощью этих машин немедленно приступить к подготовке личного состава. До тех пор подготовка будущих танкистов шла на деревянно-картонных макетах, установленных на шасси легковых автомобилей "Наnomag" 25 PS, "Opel" 24 и Adler "Standard" 6.

Прототип танка PzKpfw I - LKA фирмы "Крупп".

Заказ на разработку легкого танка был выдан четырем фирмам: "Daimler-Benz", "Rheinmetall-Borzing", "MAN" (Maschinenfabrik Augsburg-Nuerenberg) и "Krupp". К тому времени фирма Круппа уже располагала готовым проектом "маленького трактора " LKA, сконструированного инженерами Хогельлёхом (Hogelloch) и Вёльфертом (Woelfert). Новый танк получил дезинформирующее название Landwirtschaftlicher Schlcpper - LaS ("сельскохозяйственный тягач"). Первый прототип был закончен в июле 1932 года. При постройке шасси применили технические решения, использованные в конструкции английскою легкого танка Carden Loyd Mk VI (два шасси этого танка в 1929 году Советский Союз закупил у Англии и небесплатно продемонстрировал их немцам). Летом 1933 года первые пять шасси LaS, которые были немного модифицированы по сравнению с LKA опробовали на полигоне в Куммерсдорфе. Отличия нового шасси заключалось в использовании продольной балки, соединявшей три опорных катка с направляющим колесом и установки трех поддерживающих катков. Корпус и башню разработала фирма Daimler-Benz. Пять фирм: "Krupp-Grusson","MAN", "Daimler-Beriz", "Henschel" и "Rheinmctall-Borzing" - изготовили по три прототипа. Первые шасси, обозначенные как I LaS Ktupp, изготовили к концу 1933 года на фирме "Krupp-Grusson". Следующую партию шасси выпустила фирма "Henschel" в феврале 1934 года. Первые 15 танков были полностью укомплектованы в конце апреля 1934 года.

В сентябре 1934 года танки 1 LaS "Krupp" были переданы "Kraftlehr Kommando Zossen" (Учебная группа автомобильных войск в Цоссене), состоявшей из трех рот. В дальнейшем группу преобразовали в 1-й танковый полк. В Ордфуре подобным же образом был сформирован 2-й танковый полк. Летом 1935 года эти части принимали участие в учениях около Мюнстера, впервые продемонстрировав машину.

Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.A.

Вскоре танк 1 LaS "Krupp" сменил название на Pz.Kpfw.l Ausf.A. В это же время была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств Вермахта - "Kraftfahrzeuge Nummer-sustem der Wermacht". По этой системе танк Pz.l и его последующие модификации имели номера от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sd.Kfz. - "Sonderkraftfahrzeug" - машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант - Sd.Kfz.265. Всего было выпущено 477 танков Pz.Kpfwl Ausf.A (349 - на заводах "Henschel"и 128 - на заводах "MAN").

Эксплуатация показала, что танки версии Pz.Kpfw.l Ausf.A. нуждаются в модернизации, главным образом, в замене силового агрегата. Мощности 57-сильного двигателя "Krupp" М305 недостаточно. Не помогла и осуществленная в опытном порядке установка на танк Pz.l Ausf.A дизельного двигателя "Krupp" М601 мощностью 60 л.с. при 2200 об/мин. Проблему удалось решить, смонтировав на машину шестицилиндровый бензиновый мотор "Maybach " NL38TR мощностью 100 л.с.

Этот мотор был заметно больше прежнего, поэтому пришлось удлинить корпус на 400-мм. В результате в ходовой части появилась еще одна пара опорных катков, а ленивец был немного приподнят над уровнем земли. Кроме того, изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопную трубу вывели через задний борт, в отличие от Pz.l Ausf.A, имевшего две выхлопные трубы по бортам.

На машинах первых серий использовались пулеметы MG-13, которые позже заменили на более современные MG-34. С 1936 года боезапас увеличили до 90 магазинов. Танк получил новую приемопередающую радиостанцию Fu5. Запас топлива увеличился на 2 л. При этом его расход, по сравнению с Pz.l Ausf.A, возрос со 100 л до 125 л на 100 км. Во всем остальном обе модификации были практически идентичными.

Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.

Производство танков модификации "В" велось на заводах "Henschel", "Krupp-Gruson" в Магдебурге, а с 1936 года и на заводах "MAN" в Нюренберге и "Wegmann" в Касселе. Их выпуск продолжался до середины 1937 года. За это время было изготовлено 1016 танков Pz.l Ausf.B, а фирмой "Wegmann" в 1938 году еще 22 корпуса. Из-за малой надежности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии разработали несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8,8 - 9,5 т. Наиболее массовыми были "Bussing-NAG" 900 и 900А, "Faun" L900D567. Для транспортировки танков использовались и трофейные машины: чешские "Skoda" 6VTP6-T и "Skoda" 6К, "Tatra" Т81, французские "Laffli" S45TL, "Bernard" и "Willeme".

Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.

Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы Sd.Anh.115 грузоподъемностью 8000 кг и Sd.Anh.116 грузоподъемностью 22 т (Sd.Anh. - Sonder Anhanger -специальный прицеп). В качестве буксировщиков для них применялись тяжелые колесные тягачи типа "Hanomag" SS100 или полугусеничные 18-тонники Sd.Kfz.9 фирмы Famo, хотя Panzer I спокойно буксировался даже восьми- и пятитонными тягачами.

Полугусеничный 18-тонный тягач Sd.Kfz.9 фирмы "Famo" - "schwere Zugkraftwagen" 18t "FAMO"

Производство танков Pz.Kpfw.I

Некоторое количество машин не имело бронекорпусов и использовалось в учебных целях, поэтому существует разница в количестве произведенных шасси и корпусов. Число башен меньше числа корпусов, поскольку часть машин была выпущена в качестве безбашенных машин управления. Несколько танков были переоборудованы под тягачи артиллерийских систем калибра 75-мм и 105-мм.



В начале ХХ века еще никто не мог предположить, что танкам суждено стать главной ударной силой армии. Считалось, что танки должны быть средством поддержки пехоты: прикрывать наступающих солдат своей броней и помогать им в подавлении огневых точек противника. Борьба с теми укреплениями, которые были танкам не по зубам, производилась силами артиллерийских подразделений с заранее подготовленных позиций.

В конце 1920-х годов американское командование признало танк М1917, стоявший на вооружении армии, устаревшим и разработало техническое задание на постройку усовершенствованной боевой машины.

В то время танки больше всего напоминали тракторы, обшитые металлическими листами. Поэтому, наверное, не стоит удивляться тому, что одну из самых интересных разработок предложила компания «Cunningham», специализировавшаяся на постройке гусеничных тракторов.

Инженеры компании очень серьезно подошли к работе. Они внимательно ознакомились с опытом зарубежных коллег, в первую очередь - британских. И сделали вывод, что классическая компоновка танка является неудачной. Соединив чужой опыт с собственными идеями, они представили проект легкого танка Т1. В отличие от других образцов, двигатель нового танка располагался спереди. Боевое отделение находилось в кормовой части. Экипаж танка состоял из двух человек - механика-водителя и командира, исполнявшего также функцию стрелка. Для Т1 было разработано новое шасси, которое отличалось хорошей технологичностью и достаточной надежностью. На шоссе оно позволяло развивать скорость до 29 км/ч, что являлось рекордным показателем среди подобных машин. К сожалению, этот замечательный показатель не мог быть продемонстрирован в боевых условиях, так как оказалось, что шасси очень плохо справляются с преодолением пересеченной местности, снарядных воронок и т.д. Танк с большим трудом преодолевал противотанковые рвы шириной более 2 метров.

Т1 был очень неплохо вооружен. Его короткоствольное орудие задавало снаряду высокую начальную скорость - около 770 м/с, что гарантировало пробитие брони любого вражеского танка на дистанции до одного километра. Сам Т1 имел броню толщиной 9,5 мм, что обеспечивало более-менее надежную защиту экипажа и механизмов от пуль, но не от снарядов.

Скорость и неплохое вооружение танка могли бы стать его преимуществами, но военных не устраивала ходовая часть машины. Помимо уже упоминавшейся плохой проходимости, танк имел чрезвычайно жесткую подвеску. Она делала стрельбу на ходу практически невозможной. После полевых испытаний 1926 и 1927 года танк был отправлен в компанию «Cunningham» для дальнейшей доработки.

В ходе доработки были внесены изменения в конструкцию корпуса, усилено до 10 мм бронирование, разработана новая башня. Вместо короткоствольной 37-мм пушки была установлена модификация орудия с длинным стволом. Чтобы устранить проблемы с невозможностью прицеливаться и стрелять на ходу, инженеры разработали пружинную подвеску.

Работы по усовершенствованию Т1 шли вплоть до начала 30-х годов. Полностью устранить недостатки конструкции так и не удалось, поэтому в серийное производство детище фирмы «Cunningham» не попало. В 1932 году на вооружение армии США приняли легкий танк М1.

В наши дни единственный сохранившийся экземпляр «Т1 Cunningham» находится в танковом музее Абердина, штат Мэриленд.

"Тигр" или кто?

Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем - МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». .

Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1 .

Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со-ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

Самолеты Люфтваффе

Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале-ние штурмовика Ил-2...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...

В начале ХХ века ещё никто не мог предположить, что танкам суждено стать главной ударной силой армии. Считалось, что танки должны быть средством поддержки пехоты: прикрывать наступающих солдат своей бронёй и помогать им в подавлении огневых точек противника. Борьба с теми укреплениями, которые были танкам не по зубам, велась силами артиллерийских подразделений с заранее подготовленных позиций.

В середине 1920-х годов американское командование признало танк М1917, стоявший на вооружении армии, устаревшим и разработало техническое задание на создание усовершенствованной боевой машины. В 1924 году руководитель разработки был направлен в арсенал Рок-Айленд для помощи в создании лёгкого танка весом не более пяти тонн.

В сотрудничестве с инженерами фирмы Cunningham (известной своими гусеничными тракторами) и военными, а также ознакомившись с опытом зарубежных коллег (в первую очередь британских создателей боевой машины Medium Mk.II), разработчики пришли к выводу, что классическая компоновка танка неидеальна. После объединения американских наработок с зарубежными был создан прототип лёгкого танка T1. Испытания шасси прототипа показали, что требуются многочисленные изменения конструкции: «тракторное прошлое» давало о себе знать. Шасси было высокотехнологичным и позволяло развивать на шоссе скорость до 29 км/ч — рекорд среди подобных машин. К сожалению, этот показатель невозможно было продемонстрировать в боевых условиях, так как оказалось, что шасси очень плохо справляется с преодолением пересечённой местности, снарядных воронок и т. д.

Конструктивно шасси состояло из 16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних ведущих колёс.
Корпус танка имел смешанную клёпано-сварную конструкцию из катаных броневых листов толщиной от 10 до 15 мм. В передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, где размещался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Cunningham мощностью 132 л.с. при 2600 об/мин, топливный бак на 58,5 галлона (221,5 литра) и механическая трансмиссия с 4-скоростной коробкой передач. Двигатель запускался при помощи электрического стартера. Отделение управления, совмещённое с боевым, находилось ближе к кормовой части танка. Экипаж Т1 состоял из двух человек: механика-водителя и командира (он же стрелок).

Вооружение устанавливалось только в башне и состояло из 37-мм пушки M5 L/50 (с боезапасом в 104 выстрела, по другим данным — 80) и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта Browning M1919A4 (3000 патронов). Небольшой калибр компенсировался дульной скоростью снаряда этого орудия — 777 м/с, что позволяло бороться с любой бронетехникой на дистанциях до 1000 метров.

Разработка лёгкого танка Т1 велась весь 1926 год, и в начале 1927 года прототип передали военным для ходовых испытаний. К их разочарованию, опытный образец обладал низкими ходовыми качествами: танк с трудом преодолевал ров шириной более двух метров, а из-за жёсткой подвески вести огонь на ходу было затруднительно. Потребовались доработки, и следующий прототип Т1Е1 получил улучшенную конструкцию корпуса. В 1928 году армия приняла его на вооружение под индексом M1.
4 танка были направлены на войсковые испытания в 4th Tank Company (Форт-Мид, Мэриленд), где активно эксплуатировались в течение 1930 года. Итогом этих испытаний стала модификация Т1Е2, которую оснастили более мощным двигателем, модифицированной башней (без скошенных верхних бронелистов) и усиленным бронированием лобовой части. Позднее на этот танк была установлена 37-мм длинноствольная пушка.

Последней модификацией T1 стал вариант Е3 с подвеской на пружинных рессорах и длинноствольной пушкой. Тем не менее из-за многочисленных недоработок наладить серийное производство лёгких танков T1 не удалось. В настоящее время единственный экземпляр T1E1 хранится в экспозиции американского танкового музея при Абердинском полигоне.


Обсудить материал вы можете

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся .

Этот легкий американский танк, напоминающий вагонетку из шахты, порадует вас своим внешним видом, а также хорошими динамическими характеристиками и маневренностью. Однако точность и убойность орудий оставляет желать лучшего.

T1 Cunningham в игре

Исследование и прокачка

Танк имеется в ангаре с самого начала игры. Практически все исследования проводятся за несколько боёв, поэтому исследуйте в первую очередь модуль ведущий к интересующему танку, а потом, если захотите покататься на Т1 ещё - всё остальное.

T1 Cunningham - Легкий танк

Боевая эффективность

T1 выделяют отличные для танка первого уровня (хотя, по сравнению с остальными танками они тоже хороши) скорость и манёвренность, и слабая пушка с долгим сведением. В патче 0.6.4. было добавлено новое орудие - автоматическая пушка 20mm Hispano-Suiza Birgikt gun. За раз выстреливает 5 (!) зарядов, при этом довольно точна. С её установкой Т1 становится для противника более опасным, чем был раньше.

Наверняка, вы быстро забудете Cunningham перейдя к другим танкам - мало кто продолжает играть на начальных танках после изучения следующих в ветке.

Но T1 нашлось другое применение, кроме как гибнуть в низкоуровневых боях - светить на чемпионатах с ограничениями по очкам. Например, в прошедшей «Уральской Стали» у команд дивизиона 6/60 каждое очко было на счету, а VK1602 Leopard, А-20 или M5 Stuart требуют их аж 4. T1 Cunningham пришёлся здесь очень кстати, вполне достойно выполняя функции разведчика. Да и далеко не всегда он уничтожается с первого попадания - зачастую попадание даже из самой мощной пушки (включая орудие танка ИС-7) лишь сносит танку гусеницы, не повреждая его (вероятно, исправлено в 0.6.4).

Оборудование, снаряжение и боекомплект

На T1 не имеет смысл ставить оборудование, все-таки танк первого уровня, да и утяжелять его им незачем. А вот снаряжение, особенно в различных соревнованиях, а не случайных боях - пригодится. T1 крайне нужен ремкомплект, чтобы быстро починить повреждённую гусеницу, а также 100-октановый бензин

Оценка T1 Cunningham

  • Защитник - за хорошие скорость и манёвренность, вкупе с пушкой 20mm Hispano-Suiza Birgikt gun (довольно точная и мощная автоматическая пушка) позволят вернутся на базу в нужный момент и нанести урон противнику.
  • Неуязвимый - за то, что при грамотной игре и доле везения, на любом танке первого уровня можно получить эту медаль.

Историческая справка

В конце 1920-х гг. америсканская армия, в строгом соответствии с принятой в те годы методикой использования боевых машин, выдала техническое задание на разработку легкого танка поддержки пехоты. Новая машина была призвана заменить устаревшие "6-тонники" и 3-тонные "форды", которые перестали отвечать поставленным задачам в плане скорости и бронезащиты.

Наиболее активно проявила себя фирма Cunningham, более известная своими гусеничными тракторами. Ознакомившись с опытом зарубежных коллег, в первую очередь британских, американские инженеры пришли к выводу, что классическая компоновка танка не является идеальной. После объединения собственных наработок с зарубежными был получен легкий танк Cunningham T1.

"Тракторное прошлое" дало о себе знать в значительной степени. Танк получил шасси, слабо адаптированное для преодоления изрытого снарядами и минами поля боя, но достоачно технологичное в производстве. Конструктивно оно состояло из 16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на пружинных рессорах, 6 поддерживащих роликов, передних направляющих и задних ведущих колёс.

Корпус танка имел сварно-клёпаную конструкцию из катаных броневых листов толщиной от 10 до 15 мм. В передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, где размещался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Cunningham мощностью 132 л.с. при 2600 об\мин, топливный бак на 58,5 галлонов (221,5 литра) и механическая трансмиссия с 4-скоростной КПП. Запуск двигателя производился при помощи электрического стартера.

Совмещенное с боевым отделение управления находилось ближе к кормовой части танка. Экипаж Т1 состоял из 2 человек: механика-водителя и командира (он же стрелок). Вооружение устанвливалось только в башне цилиндрической формы и состояло из 37-мм пушки M5 L/50 (боезапас 104 выстрела, по другим данным - 80) и спаренного с ней 7,62-мм пулемета Browning M1919A4 (3000 патронов). Несмотря на небольшой калибр это орудие посылало снаряд с начальной скорость 777 м\с, что позволяло бороться с любой бронетехникй противника на дистанциях до 1000 метров.

Разработка легкого танка Т1 началась в 1926 г., и в начале следующего года прототип был передан для ходовых испытаний. К разочарованию военных, опытный образец обладал низкими ходовыми качествами: танк с трудом преодолевал ров шириной более 2 метров, а из-за жесткой подвески вести огонь на ходу было крайне затруднительно. Поэтому в скором времени его передали фирме для доработок. Следующие прототип Т1Е1 имел улучшенную конструкцию корпуса и в 1928 году армия приняла его на вооружение под индексом M1.

Модификация Т1Е2 была оснащена более мощным двигателем, модифицированной башней (без скошенных верхних бронелистов) и усиленным бронированием лобовой части. Позднее этот танк был переоснащен 37-мм длинноствольной пушкой. Последний вариант этого модельного ряда Т1Е3 получил подвеску на пружинных рессорах и длинноствольную пушку. Тем не менее, из-за многочисленных недоработок, наладить серийное производство легких танков не удалось.

На сегодняшний день опытный образец танка Т1Е2 находится в экспозиции танкового музея в Абердине.