Меркосур страны участники. Интеграционные процессы в рамках меркосур

Асунсьйонський договор был подписан с целью создания зоны свободной торговли и таможенного союза. Договором предусматривается:

Свободное движение товаров, услуг и рабочей силы, которого нужно достичь через ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных ограничений;

Установление общего внешнего тарифа и ведения совместной внешнеторговой политики в отношении третьих стран или их групп и координация позиций на региональных и международных экономических конференциях;

Координация макроэкономической, фискальной, монетарной и секторальной политики в области международной торговли, сельского хозяйства, промышленности, транспорта и коммуникаций и в любых других областях для обеспечения свободной конкуренции между сторонами договора;

Гармонизация законодательства в этих сферах для укрепления интеграционных процессов .

В течение переходного периода, который длился до 31 декабря 1994 года, для содействия формированию общего рынка стороны договора установили критерии происхождения товаров и механизм разрешения споров.

В течение переходного периода договаривающиеся стороны пользовались такими инструментами для создания общего рынка:

Программой либерализации торговли. Согласно ей предполагалось автоматическое постепенное уменьшение тарифов до 0 и полная ликвидация нетарифных ограничений;

Координацией макроэкономической политики, которая должна проводиться постепенно и в соответствии с программой либерализации экономики;

Установлением общего внешнего тарифа с целью поддержки конкуренции;

Подписанием секторальных соглашений .

По реализации этих целей, то, форсируя событий, страны все еще пытаются найти оптимальные подходы, не захватывать интересов каждого из. За 3 года удалось ликвидировать таможенные тарифы на 90% товаров, перемещаемых внутри союза. Внешние тарифы стран-членов МЕРКОСУР уже согласованы на 85% продукции, а остальные 15% должны быть установлены до 2006 года.

Следует отметить, что важнейшей целью МЕРКОСУР выдвигает триаду: обеспечение автономного развития, сохранения национального суверенитета и национальной культурной идентичности латиноамериканских стран. При этом уже не секрет, что основным препятствием являются Соединенные Штаты Америки. Но об этом - чуть позже.

Политикой МЕРКОСУР на начальном этапе была разработка простой институциональной системы организации, которая должна была постепенно увеличиваться с углублением интеграции. В противоположность большим организационным структурам других интеграционных группировок, таким как ALADI или Андский пакт, идеей МЕРКОСУР было постепенное увеличение количества учреждений. Основной орган МЕРКОСУР - Совет общего рынка (Common Market Council), который проводит встречи на высшем уровне. Исполнительным органом является Группа общего рынка (Common Market Group). МЕРКОСУР также административный орган - Секретариат. Кроме этого, в структуру входят 2 консультативные коллегиальные органы: Парламентская комиссия (представители национальных парламентов) и Экономический и социальный консультативный форум.

Совет общего рынка

Это высший орган МЕРКОСУР, который отвечает за политическое руководство организацией и принятия решений. В сферу компетенции Совета входит надзор за выполнением программы либерализации экономики в каждой из стран-членов для установления общего рынка. Решение в нем принимаются на основе консенсуса. Встречи проводятся раз в 6 месяцев, хотя Совет может созываться и в чрезвычайных случаях. Встречи происходят на уровне министров экономики и министров иностранных дел, но в них могут принимать участие и министры других отраслей, если обсуждение вопросов, касающихся этих отраслей, является запланированным. На этих встречах могут присутствовать и президенты стран-членов (их присутствие обязательно хотя бы раз в год), если речь идет об очень важные проблемы. Ротация руководства Совета происходит в алфавитном порядке каждые 6 месяцев .

Исполнительным органом МЕРКОСУР является Группа общего рынка. Этот орган является ответственным за реализацию решений, принятых Советом, и рассмотрение рекомендаций, представленных рабочими группами. В обязанности группы относятся:

Контроль за выполнением договорных обязательств;

Проведение необходимых мероприятий для выполнения решений, принятых Советом;

Внесение предложений по эффективной реализации программы либерализации экономики, координации макроэкономической политики и сотрудничества с третьими странами;

Разработка программ для обеспечения постепенного формирования общего рынка .

Группу формируют представители министерств иностранных дел, экономики, торговли и Центрального Банка - 4 человека из каждой страны и по 4 их заместители. На уровне представителей встречи происходят каждые 3 месяца, а на уровне координаторов - 1 раз в месяц. Решение в Группе общего рынка принимаются на основе консенсуса .

Сначала Асунсьйонський договор устанавливал (с марта 1991 года по декабрь 1994) строгий план снижения тарифов для стран-членов. В течение этого переходного периода изучением отдельных отраслей экономики занимались 11 рабочих групп. После встречи в Оуро-Прето в 1994 году эти группы были трансформированы. С этого времени они изучают следующие проблемы: коммуникации, горную промышленность, технологии, финансы, транспорт и инфраструктуру, окружающую среду, промышленность, сельское хозяйство, энергетику, трудовые отношения, занятость и социальное обеспечение. В июле 1999 года были созданы еще 2 рабочие группы: Комитет по координации макроэкономики и Комитет по координации торговли. В этих группах работают представители бизнеса, ученые, представители профсоюзов, эксперты из международных правительственных и неправительственных организаций.

Комиссия по торговле МЕРКОСУР является относительно новым органом, созданным Протоколом в Оуро-Прето. Задача Комиссии - контроль за торговыми отношениями между странами-членами, слежение за соблюдением правил ведения торговой политики как между странами-членами, так и в отношении третьих стран, определенных Советом МЕРКОСУР. Она уполномочена создавать комитеты (на данный момент 10), которые постепенно перебирать задачи, возложенные на рабочие группы. Комитеты принимают решение в виде рекомендаций. Также она обладает правом решать споры. Тот факт, что на Комиссию по торговле возложены следующие важные обязанности, свидетельствует о большой важности внешних и внутренних торговых отношений, особенно установление общего внешнего тарифа в течение начального этапа деятельности МЕРКОСУР. Комиссия подчиняется непосредственно Группе общего рынка .

Согласно расширение сфер сотрудничества в рамках МЕРКОСУР появляются новые экономические, политические и социальные органы. Среди них Координационный комитет национальных профсоюзов МЕРКОСУР, Комиссия по предпринимательству, парламентские комиссии.

В течение первого этапа работы организации был создан Совет по промышленности МЕРКОСУР. ее членами были Промышленный союз

Аргентины, Национальный союз промышленников Бразилии, Промышленный союз Парагвая и Промышленная палата Уругвая. Целью Совета было ведение диалога между представителями сферы бизнеса по конкуренции. После встречи в Оуро-Прето создан Экономический и социальный консультативный форум, заменил Совет по промышленности. Форум контролирует механизмы регулирования торговой политики между странами-членами и в отношении третьих стран.

В организационной структуре МЕРКОСУР нет судебного органа как такового. При возникновении споров относительно трактовки Асунсьйонського договора или выполнения обязательств предусмотрено созыва судебного органа ad-hoc. Его решения являются обязательными для выполнения странами-членами. В 1992 году Бразильским протоколом было введено механизм решения торговых споров, но он до сих пор не действует. На практике эти проблемы решает Комиссия по торговле.

Административный секретариат (со штабом в Монтевидео) начал работу 1 января 1997 года. Его председатель избирается Советом общего рынка на 2 года. В компетенции Секретариата входит ведение архива организации и представления ежегодных отчетов Группе общего рынка .

МЕРКОСУР МЕРКОСУР

МЕРКОСУР (Mercosur, сокращение от исп. Mercado Comun del Sur, что переводят как Южноамериканский общий рынок), межгосударственное экономическое объединение стран Южной Америки.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (с июля 2006), а в качестве ассоциированных членов - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу. Первым шагом к созданию объединенного рынка на континенте послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986. Через четыре года к ним присоединились Парагвай и Уругвай.
Главный орган управления Меркосур - Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат с головным офисом в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики
Основной принцип деятельности органов Меркосур - консенсус (см. КОНСЕНСУС) . Идея создания наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки. Создание Меркосур привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991-1997 она выросла примерно в шесть раз, хотя товарооборот с развитыми странами почти не менялся. В зоне свободной торговли первых четырех стран-участников были ликвидированы таможенные пошлины на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро-Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешел на более высокий уровень интеграции: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников был введен единый таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МЕРКОСУР" в других словарях:

    МЕРКОСУР - (Mercado Comu n del Cono Sur MERCOSUR) субрегиональный торгово экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены Боливия и Чили. Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса»… … Юридическая энциклопедия

    Экономическая организация Рынок Южного конуса Mercado Comu’n del Cono Sur1. Учреждена 1 января 1995. Полноправными членами Меркосур являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, ассоциированными членами Чили и Боливия. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    Меркосур - объединённый рынок стран южного конуса исп.: Mercosur, Mercado Comun del Cono Sur http://www.mercosur.org/​ исп … Словарь сокращений и аббревиатур

    Флаг Меркосур … Википедия

    Флаг Меркосур МЕРКОСУР общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных… … Википедия

    МЕРКОСУР - наиболее динамичное объединение среди интеграционных группировок в Латинской Америке. В 1991 1995 гг. объем взаимной торговли между странами участницами вырос почти в 4 раза и составил 15 млрд. долл. Доля внутризональной торговли в суммарном… …

    МЕРКОСУР - MERCOSUR (MERCADO COMUN DEL SUR) Региональный таможенный союз, созданный в 1995 г. с целью развития свободной торговли между странами членами. В союз входят Бразилия, Уругвай, Аргентина и Парагвай. Ассоциированными членами являются Боливия, Чили … Словарь-справочник по экономике

    МЕРКОСУР - интеграционное объединение в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая … Экономика: глоссарий

    Меркосур - (Mercosur)Mercosur, латиноамериканская организация, основанная Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в марте 1991г. с целью создания Общего рынка в регионе … Страны мира. Словарь

    МЕРКОСУР, Группировка стран южно - общий рынок субрегиональный торгово экономический союз в рамках Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАЙ). Включает Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. Охватывает территорию 12 млн. кв. км с населением 200 млн. человек. Штабквартира… … Внешнеэкономический толковый словарь

Книги

  • Интеграционые процессы в западном полушарии , Галина Костюнина. В предлагаемой монографии рассмотрены интеграционные процессы в Северной Америке в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), в том числе вопросыторговой и инвестиционной…

МЕРКОСУР (англ. Southern Common Market, исп. Mercado Común del Sur, порт. Mercado Comum do Sul, гуар. Ñemby Ñemuha) – общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Венесуэлой и Парагваем (членство приостановлено в 2012-2013 гг.).

Основано в 1991 г. на основании Асунсьонского договора. Позже он был изменен и обновлен в 1994 г. договором в Ору-Прету, который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР.

Цель соглашения выражается в содействии свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. Гуарани, португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время – основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке.

Идея создания МЕРКОСУР возникла в 1985 г., когда президенты Аргентины Рауль Альфонсин и Бразилии Жозе Сарней подписали Программу экономической интеграции и сотрудничества Аргентина-Бразилия или PICE (исп. Programa de Integración y Cooperación Económica Argentina-Brasil, порт. Programa de Integração e Cooperação Econômica Argentina-Brasil). Программа также предложила Гаучо в качестве валюты для региональной торговли.

В настоящее время в МЕРКОСУР сосредоточено более 50 % населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна (более 300 млн чел.), 33 % объема внешней торговли стран региона. Совокупный объем ВВП участников объединения достигает 3,3 трлн долл. Объединение представляет собой по размерам и экономическому потенциалу второй после ЕС таможенный союз и третью после ЕС и НАФТА зону свободной торговли.

В декабре 2004 г., на саммите глав МЕРКОСУР был принят акт о создании парламента. По условиям данного соглашения, он, независимо от численности населения, должен иметь 18 представителей от каждой страны к 2010 г.

Боливия, Колумбия, Чили, Перу и Эквадорв настоящее время имеют статус ассоциированных членов. Мексика и Новая Зеландия квалифицируются как официальные наблюдатели.

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южно-Американский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Уругвай и Парагвай.

В нынешнем виде блок был создан 26 марта 1991 г. в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Уругвая и парагвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор – основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи.


Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т. д.

Основной принцип деятельности высших органов МЕРКОСУР – консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 г. в соответствии с Соглашением Ору-Прето, подписанным в 1994 г., МЕРКОСУР перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

В августе 2010 г. на 39-й встрече на высшем уровне МЕРКОСУР был утвержден общий Таможенный кодекс, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.

C 2004 г. МЕРКОСУР и Андское сообщество вели переговоры о создании нового объединения УНАСУР (Unasur – Unión de Naciones Suramericanas, Унасур – Союз южноамериканских наций), с единым центральным банком (Banco del Sur). 9 декабря 2004 г. УНАСУР учреждён на саммите 12 государств в Куско (Перу).

МЕРКОСУР (MercadoComún del Sur MERCOSUR ) субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина , Бразилия, Парагвай и Уругвай.Ассоциированные члены Боливия и Чили.
Название переводится с испанского как Рынок Южного конуса. Стратегическая цель МЕРКОСУР - создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентной способности экономики субрегиона.

История создания.

Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС, имеют долгую, но не очень удачную историю. Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центрально американского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 Латиноамериканская ассоциация интеграции,LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина , Бразилия,Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия).

Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили).
Но и большая, и малая Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли. Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда разочарование латиноамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на Южноамериканской региональной основе.
В 1986 Аргентина и Бразилия две крупнейшие экономические державы Латинской Америки выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной Уругвай и Парагвай вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз.
В 1995 этот договор вступил в силу - на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран,охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР. Престиж организации стал расти, и в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 - Чили. В июле 2004 должны начаться официальные переговоры о вступлении в качестве полноправного пятого члена блока Мексики. Венесуэла и Колумбия также изучают перспективу вступления в этот блок.

Успехи и перспективы развития.

Рынок Южного конуса оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991 - 1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров,согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).
Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран.
За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний.
В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено Рамочное межрегиональное соглашение, ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Одним из главных инициаторов договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок 2005 или даже 2010.
МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

http://www.bestreferat.ru/

На всех континентах, исключая, конечно, Антарктиду, страны объединяются в региональные Создание общего экономического пространства, помогает государствам усилить и создать условия местному бизнесу для конкуренции с глобальными компаниями. Торгово-экономический союз МЕРКОСУР, состав стран которого постоянно расширяется, был создан для организации общего латиноамериканского рынка. МЕРКОСУР - это сокращение от Mercado Común del Sur (переводится как "южноамериканский общий рынок").

История создания

Понимание того, что нужно объединяться, к руководителям стран региона пришло давно: первая попытка была предпринята в 1960 году. Десятью странами была создана Латиноамериканская ассоциация свободного рынка.

В объединение вошли как относительно развитые страны - Бразилия и Аргентина, - так и бедные - Боливия и Эквадор. Изначально заложенное в основу экономическое неравенство не способствовало успешному развитию сотрудничества, прежде всего торговли. Политические и экономические кризисы окончательно уничтожили интерес стран к этой организации. В 1986 году Бразилия и Аргентина объявили об учреждении открытого проекта экономической интеграции и призвали страны региона присоединяться. В 1991 году был подписан Асунсьонский договор о создании таможенного союза и общего рынка стран МЕРКОСУР. В 1995 году договор вступил в силу, на более чем 85 % товаров из третьих стран стали действовать

Участники

Договор о создании латиноамериканского интеграционного объединения подписали четыре страны. К двум инициаторам проекта прибавились буферные страны, и состав стран МЕРКОСУР стал таким: Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай. В 2012 году полноправным членом объединения стала Венесуэла. Но и сейчас ответ на вопрос, какие страны входят в МЕРКОСУР, не всегда однозначный. Членство Парагвая и Венесуэлы периодически приостанавливается за нарушение демократических принципов. Ассоциированные страны - члены МЕРКОСУР - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Кто управляет

Всеми вопросами функционирования интеграционного объединения занимаются три главных института, отвечающие за принятие основных политических решений. Высшим органом является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и министры экономики стран МЕРКОСУР. Работу Совета обеспечивает в том числе Комиссия постоянных представителей, Совещание министров, Группа высокого уровня и другие институты.

Исполнительным органом интеграционного союза является Группа общего рынка, в которую страны делегируют по одному представителю. Среди членов обязательно должны быть представители министерств экономики, иностранных дел и центральных банков. Торговая комиссия несет ответственность за обеспечение применения общих инструментов коммерческой политики, необходимых для функционирования таможенного союза, а также мониторинг, обзор и вопросы, связанные с общей коммерческой политикой, с торговлей внутри государств, входящих в МЕРКОСУР, и с третьими странами. Единственный постоянно действующий орган - секретариат, предоставляет консультации и техническую поддержку работе интеграционного союза.

Первые шаги

Как и любой другой международный интеграционный проект, МЕРКОСУР начался с шагов по созданию свободного общего рынка. Страны МЕРКОСУР объявили о формировании единого рынка и организации таможенного союза. В Латинской Америке была создана субрегиональная зона свободной торговли, с беспрепятственным движением капитала, товаров и услуг. Внутри объединения были отменены пошлины, квоты и нетарифные ограничения. Для торговли с третьими странами были приняты общие таможенные правила, которые предусматривали в том числе и единый внешний тариф. Страны договорились координировать политику в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Также участники объединения собирались вести согласованную валютно-финансовую политику. МЕРКОСУР должен был также обеспечить проведение общей политики в отношении третьих стран и других интеграционных объединений.

И первые успехи

Интеграционная модель МЕРКОСУР, предусматривающая использование инструментов открытой рыночной экономики, прежде всего либерализацию торговли, помогла быстро достичь первых успехов. В первые годы была реализована программа по созданию свободного рынка, в том числе ежегодное снижение таможенных пошлин на 7 %. В результате удалось освободить от таможенных пошлин и нетарифных ограничений почти 90 % сфер взаимной торговли.

В 1991-1998 годах торговля внутри интеграционного союза выросла с 4,1 до 12 миллиардов долларов США, доля по отношению к общему экспорту стран с 8,8 до 19,3 %, а к 1998 году до 25,3 %. Страны - участники МЕРКОСУР увеличили взаимную торговлю в первую очередь за счет промышленных товаров, произведенных автомобильной, химической, фармацевтической промышленностью. Большой общий рынок, либеральные условия торговли привлекли значительные иностранные инвестиции. В 1999 году почти четверть всех инвестиций в развивающиеся рынки пришелся на МЕРКОСУР, 55,8 миллиарда долларов. Это десятикратное увеличение по сравнению с периодом образования союза.

Что в настоящем

Этап бурного роста закончился к 1998 году, вместе со всем миром объединение переживало экономический кризис. Снизились объемы взаимной торговли, страны МЕРКОСУР перестали соблюдать соответствующие правила. Кризисы крупнейших членов интеграционного союза Бразилии и Аргентины сильно ударили по экономике всех стран региона. Торговля на сократилась более чем вдвое: с 41.3 миллиарда (1998 год) до 20 миллиардов долларов в 2002 году. Доля в общем экспорте уменьшилась до 11,4 %.

Восстановление мировой экономики и изменение модели интеграционного объединения позволило оживить МЕРКОСУР. Рост экономики стран МЕРКОСУР дал возможность существенно увеличить международную торговлю, доля объединения в мировом экспорте выросла с 1,5 % до 1,7 % в период с 2002 по 2008 год. И продолжает увеличиваться. Торговля росла даже во время кризиса 2008-2009 годов. Постепенно интеграционные процессы переносятся и в другие сферы, в том числе социальную политику и гражданское общество. С 2015 года между странами МЕРКОСУР и Колумбией, Чили, Эквадором, Перу можно путешествовать без паспорта.

Международное сотрудничество

За время существование МЕРКОСУР страны-участники значительно увеличили свой экономический потенциал, а Бразилия стала одной из ведущих экономических держав мира. Соответственно, поднялся и авторитет организации на глобальном рынке. Латиноамериканский интеграционный союз стал проводить активную политику по налаживанию экономических связей с другими странами и союзами на других континентах. Заключены соглашения о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Южноафриканским таможенным союзом, Советом сотрудничества стран Персидского залива, АСЕАН. Долгие переговоры ведутся с Европейским союзом - они близки к успешному завершению. Заключены торговые соглашения с Индией, Израилем, Иорданией, Малайзией. МЕРКОСУР вошел в Союз южноамериканских наций, объединяющий все государства континента. Основная задача - создать свободный общий рынок на всем континенте.