Мастер класс- вышивка перьями птиц. Анималистическая гладь

Глава BIRD QUILL WORK из книги William C. Orchard “The Technique of Porcupine Quill Decoration Among the Indians of North America” (Eagles View Publishing, 1984) pp.5-8

Вышивку и плетение остью перьев птиц широко использовали эскимосы Аляски. Расщепляя перья, они выплетали из этого материала орнаменты для ремней. На fig.1 представлен увеличенный рисунок такой работы. Видно, что расщепленные перья вплетены над и под рядами натянутых скрученных нитей, и концы перьев обрезаны вдоль крайних нитей. Две крайние нити проходят с лицевой стороны, а с изнанки ещё две нити прихватывают ости перьев петлями к верхним нитям почти с одинаковыми интервалами.

На рисунке видно чередование цветов - чёрного и белого. Это эффект достигается плетением в два слоя, при котором перья уложены рядами по три или четыре. В верхнем левом углу рисунка четыре белых ости, ниже, из-под них, на лицевую поверхность выходят чёрные ости, ещё ниже снова появляются белые, и так до конца. Хотя линии и неровные, в итоге рисунок напоминает шахматную доску. Законченное плетение пришивалось на полосу кожи, края которой заворачивались наверх на концы перьев.

Использование аналогичного материала американскими индейцами было незначительным. Декорирование перьевой остью встречалась как отдельно, так и в сочетании с иглами дикобраза. Техника искусства вышивки иглами дикобраза ранее обсуждалась. Здесь представлено описание некоторых работ с использованием ости перьев, которые были исследованы в связи с написанием этой книги.

Расщепленная ость пера часто использовалась при обработке края (каймы), на самой кромке декорируемого куска кожи. В таких случаях ость пера являлась наполнителем орнамента, а иглы дикобраза оборачивались вокруг перьев и пришивались к коже, как показано на fig.48.

Иногда с той же целью использовались полоска кожи или шнур, возможно потому, что ости перьев птиц имеют слишком жёсткую, неэластичную структуру, чтобы получить из них мягкие, изящные изгибы в вышивке.

Лучшие примеры исследованных работ с использованием ости птичьих перьев находятся в Museum of the American Indian. Они состоят из пяти частей 9.5 см шириной, суммарная длина примерно 285 см, и, несомненно, предназначались для использования в виде одной длинной полосы, по всей вероятности, в качестве украшения покрышки типи. Метод, использованный для закрепления игл, показан на fig.8.

Итак, есть две неприятные особенности при вышивании остью птичьих перьев, а именно:

1) неровный внешний вид края вследствие расщепления ости, в отличие от игл дикообраза

2) работа выглядит неаккуратно, края ости при завороте под стежки остаются острыми и колкими, поэтому края орнамента выглядят неровно, и в целом работа кажется неумелой (неискусной), поэтому не существовало иной формы декорирования, чем геометрическая.

Отмечено один или два случая, когда оба типа вышивки (птичьими перьями и иглами дикобраза) использовались совместно, чередуясь в расшиваемых полосах кожи, и несколько примеров, когда таким же образом использовалась трава.

Анималистическая гладь представляет собой совокупность стежков, которые используются для вышивания птиц и животных. Такая вышивка наиболее трудна в исполнении: нитями надо передать переливы оперения или шерсти, которые встречаются в природе, и сделать это необходимо так, чтобы вышитая птичка была неотличима от настоящей – это и будет совершенство анималистической глади. При вышивании анималистической гладью используют различные виды швов: стебельчатый шов, шов «в раскол», теневая гладь (гладь с вливанием тонов) , длинный и короткий, а также прямой стежки. В анималистической глади стежки должны повторять направление шерсти животного и оперения птицы. Благодаря тщательно подобранному сочетанию цветов ниток, стежкам, уложенным в определенных направлениях, а также вышиванию конкретных участков на напечатанном принте, готовое произведение приобретает объем.

Набор для вышивания PANNA® «Живая картина®» ЖК-2044 "Синичка на ветке" позволит Вам потренироваться в этом виде вышивки. На ткань с помощью принтовой печати нанесено фотоизображение небольшой синички, сидящей на ветке. А расположение перышков покажет Вам направление стежков.


В набор PANNA® «Живая картина®» ЖК-2044 «Синичка на ветке» входит:

  • ткань-габардин с напечатанным рисунком высокого качества,
  • хлопчатобумажные нитки мулине «Gamma®» на держателе,
  • игла «Gamma®» для вышивания нитками мулине,
  • подробная пошаговая инструкция с цветными фотографиями.

1. Заправляем в иглу нить мулине белого цвета в одно сложение и закрепляем ее на ткани. Начинаем вышивку с белой щечки синицы. Прокладываем несколько небольших стежков в верхней части щечки.



2. Сочетая короткие и длинные стежки, повторяем оперение птицы. Не выходим за пределы щечки. Обратите внимание, что стежки выполняем не совсем вплотную друг к другу, а сохраняя небольшие промежутки.



3. Продолжаем заполнять контур щечки, в процессе немного меняем направление стежков. Длина стежков должна быть 2-5 мм.



4. Весь контур щечки заполнен. Стежки должны лежать таким же образом, как расходятся перышки у настоящей синички. Между стежками немного просвечивает фон, что придает вышивке естественный объем.



5. Приступаем к вышивке глаза. Заправляем в иголку мулине серого цвета и вышиваем контур вокруг глаза швом «в раскол». Выводя иголку на лицевую сторону, старайтесь попасть точно в центр предыдущего стежка, «расколов» его пополам.



6. Вышиваем швом «в раскол» по кругу весь контур глаза.


7. Поверхность внутри вышитого контура заполняем черными нитками швом «гладь с настилом». Чтобы зрачок стал более живым, добавляем блик белой нитью прямым швом.



8. Вышиваем крылышко. Заправляем в иголку нить мулине светло-желтого цвета и делаем несколько стежков в верхней части крылышка.


9. Продолжаем располагать короткие стежки сверху вниз вдоль закругленной стороны крыла.



10. Новой нитью продолжаем вышивку опять сверху. Теперь немного меняем направление, придерживаемся рисунка перышков. У живых птиц перья на крыльях самые длинные. Чтобы передать это, сочетаем в вышивке короткие и длинные стежки.



11. Заполняем весь светло-желтый участок крыла в соответствии с рисунком. У основания крыла добавляем несколько штрихов ярко-желтого цвета.


12. Продолжаем делать стежки ярко-желтым цветом, сохраняя при этом направление стежков предыдущего цвета. Первые стежки ярко-желтого цвета располагаем между стежками предыдущего цвета, как бы вливая один цвет в другой.



13. Продолжаем заполнять контур ярко-желтого цветом.



14. Заполнили весь контур. Сохраняем между стежками небольшие промежутки.



15. На смену ярко-желтому цвету вводим темно-серый и продолжаем вышивать крыло.



16. Вышивая нитками разных цветов, мы показываем переливы тонов в оперении крыла, именно такие, какие бывают у настоящих птиц.



17. Элементы, выполненные анималистической гладью, придают всей вышивке законченный и реалистичный вид.



Теперь Вы можете смело приступать к вышивке анималистической гладью и создать свой шедевр. PANNA® поможет Вам в этом! Наборы «Живая картина®» снабжены всеми необходимыми для работы материалами, а также подробной пошаговой инструкцией с цветными фотографиями, что поможет Вам выполнить работу с легкостью и получить радость от вышивания.

Вам понадобится

  • - льняная или хлопчатобумажная ткань;
  • - нитки мулине;
  • - канва;
  • - вышивальные иглы;
  • - пяльцы;
  • - картинка с изображением птицы.

Инструкция

Выберите картинку. Для вышивки больше подходят с небольшим количеством мелких деталей. Птица должна быть в характерной для нее позе. Она может сидеть на ветке или лететь, расправив крылья. Для павлина лучше выбрать вид спереди, чтобы был виден его роскошный хвост. Для вышитого изделия вовсе не обязательна фотографическая точность. Птица может быть и стилизованной.

Если вы не умеете рисовать, найдите подходящую картинку с птицей. Отсканируйте ее. В Adobe Photoshop ее можно превратить в . Для этого служит вкладка «Фильтры». Выберите функцию «Наброс», а в ней - «Фотокопия». В открывшемся окошке проставьте настройки. Выберите максимальное количество черного и просмотрите. Если штрихов получится слишком много, вернитесь к предыдущему шагу и уменьшите значение. Уберите лишние линии, оставив только контур и границы цветовых пятен, если они есть. Для глади такого рисунка будет достаточно.

Для крестика и других счетных вышивок во вкладке «Изображение» найдите функцию «Коррекция», а в ней - «Постеризовать». Выставьте уровни. Чем их меньше - тем меньше останется цветов. Далее в «Фильтрах» выберите «Оформление» и «Мозаику». Выставьте нужный размер квадратика. Для удобства можно включить сетку. Поскольку при или гобеленом рисунок на ткань можно не переносить, такой для вышивки птицы вполне хватит.

Для глади перенесите рисунок на ткань тем способом, которым вы это обычно делаете. Можно его перевести через копирку или методом напыления, проколов по контуру птицы дырочки на расстоянии 0,5 см друг от друга. Не забудьте, что нужно нанести все детали.

Запяльте ткань. Прошейте контур небольшими стежками швом «вперед иголку». Нитки выберите те же, которыми будете вышивать данную деталь.

При вышивании птицы гладью очень важно правильно выбрать направление стежков. Например, если ваша , накладывайте стежки поперек крыльев. На передней линии крыла они должны плотно соприкасаться, то есть проколы делайте буквально через одну нить. У нижней линии стежки чуть-чуть расходятся. Если крылья пестрые, их лучше вышивать в несколько приемов. Одним цветом выполните верхнюю часть. Стежки второго ряда начинайте чуть выше линии, разделяющей цветовые пятна, чтобы проколы находились между нитями предыдущего ряда. Такой способ делает вышитые перышки похожими на настоящие. Точно так же вышейте хвост, только стежки должны начинаться от того места, где хвост соединен с туловищем.

Тело птицы представляет собой овал. Заполняйте его стежками поперек длинной оси. Стежки получатся разной длины, но они должны ложиться очень плотно.

Голову можно вышить несколькими способами. Очень часто штрихи идут параллельно одному из диаметров, то есть они опять-таки получаются плотными и разной длины. Но можно поступить и иначе.

Найдите центр круга. Представьте, что из него выходит много радиусов. Проложите по ним стежки. В центре у вас образуется небольшой кружок. На этом месте можно сделать глаз. В разных видах вышивки подобные мелкие элементы орнамента выполняются по-разному. Можно вышить его простым или французским узелком, пришить бусину или даже оставить как есть.