Лиля брик биография личная жизнь. Лиля брик - биография, информация, личная жизнь

История жизни
Есть женщины, которые заколдовывают мужчин. Лиля Брик была именно такой женщиной. Вошла в историю как возлюбленная Маяковского.
Она родилась в Москве, и детство ее прошло в районе Покровских ворот. Отец, Гурий Александрович Каган, был присяжным поверенным и работал юрисконсультом в австрийском посольстве. Мать, Елена Юльевна, окончила Московскую консерваторию по классу рояля и преподавала музыку. Отец увлекался Гете, и старшую дочь, которая родилась в 1891 году, назвал в честь возлюбленной великого немецкого поэта Лили Шенеман. А когда пять лет спустя появилась на свет ее сестра, она тоже получила имя одной из героинь поэзии Гете - Эльза. Родители дали им хорошее образование. С детства сестры говорили по-французски, по-немецки, играли на рояле.
Девочки обращали на себя внимание. У Эльзы были ангельские голубые глаза и белокурые локоны, а у Лили глаза были огромные и карие, а волосы - ярко-рыжие. Она отличалась норовом, самостоятельностью, родители ее обожали. В гимназии преуспевала, особенно по математике, и сразу же не захотела быть «как все». Схватила ножницы, отрезала себе косы - к ужасу родителей. (А в старости, в 80 лет, наоборот, заплела косу - к удивлению знакомых и восторгу почитателей.)
Со своим будущим мужем Осипом Бриком Лиля познакомилась еще в гимназии. Семнадцатилетний учитель и тринадцатилетняя ученица сразу приглянулись друг другу. В 1908 году она закончила гимназию. Лиля предпочла продолжить образование в Архитектурном институте, а через два года уехала в Германию учиться скульптуре.
Они встретились вновь в день возвращения Лили на родину. В фойе художественного театра. Опять показалось, что это судьба. Но родители Осипа были против брака, так как сомневались в «нравственных устоях» невесты. Однако сыну удалось уговорить родителей, и свадьба состоялась в 1912 году.
С первых же дней своего замужества Лилия Юрьевна «держала салон», в котором собиралась элита - поэты, художники, актеры. Не чурались ее салона и политики, военные, чекисты. Одно время ее возлюбленным был всесильный чекист Яков Агранов, считавшийся другом и Брика, и Маяковского. С Владимиром Маяковским Лилю познакомила сестра Эльза.
Первый свой полудетский роман Эльза пережила в 8 классе гимназии. Он был молодым неизвестным поэтом. По бедности катал ее на трамвае мимо площади, которая впоследствии будет носить его имя - площадь Маяковского. Эльза привела поэта к Лиле, когда та уже была замужем. Правда, к 1915 году она и Осип Максимович Брик уже два года фактически были в разводе, но оставались в дружеских отношениях и жили в одной квартире. Поэт сразу и навсегда влюбился в Лилю.
«Это было нападение, - говорила Лиля Брик. - Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты - буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна. Когда мы познакомились, он бросился бешено за мной ухаживать, вокруг ходили мрачные мои поклонники. Я помню, он сказал: «Господи, как мне нравится, когда мучаются, ревнуют...»
В конце концов, начав жить с Маяковским, Лиля решила не расставаться с Осипом Бриком. Это, однако, не была «любовь втроем»: и у нее, и у Маяковского до конца дней сохранялись с Бриком дружеские и уважительные отношения. Но у людей, которые не могли себе такого представить, союз этот вызывал злобное неприятие, и «свято сбереженные сплетни», по выражению Ахматовой, тянутся по сей день.
Сохранились письма Эльзы той поры, когда герой ее романа уже увлекся Лилей. По ним видно, что разрыв прошел нелегко для Эльзы, что чувства ее еще не остыли, она ревновала и досадовала: «Сердечные дела мои все по-старому: кто мне мил, тому я не мила, и наоборот».
Лиля умела влиять на сестру и подчинять ее своей воле. И Эльза не порвала ни с нею, ни с Владимиром Владимировичем, а, страдая, подчинилась обстоятельствам. Не будет преувеличением сказать, что Эльза, будучи еще гимназистской, одной из первых по-настоящему полюбила и поняла его стихи. В 1918 году Эльза вышла замуж за француза Андре Триоле и уехала в Париж, там она первой стала переводить Маяковского на французский язык, издавала его пьесы, читала доклады и устраивала выставки.
При всей несхожести судеб сестер было у них нечто общее: они безоговорочно подчиняли себе мужчин, с которыми связывали свои жизни. Их избранники не смели с ними спорить, считаясь с их вкусами в литературе и в искусстве. «Лиля всегда права», - говорил Маяковский.
В личности Лили Брик была одна загадка, тайна, которую она унесла с собою. Не в силах разгадать ее, люди выдумывают небылицы, а имя обрастает легендами. Знаменитые романы Лилии Юрьевны! Ее раскованное поведение, вольные взгляды порождали массу слухов и домыслов, которые передавались из уст в уста и, помноженные на зависть, оседали на страницах воспоминаний.
В те далекие двадцатые Лиля пользовалась большим успехом. О ней говорили в то время чаще, чем о какой-либо другой женщине, и продолжают говорить вот уже скоро сто лет. Она была максималистка, в достижении цели ничто не могло остановить ее - и не останавливало. Если ей нравился мужчина и она хотела завести с ним роман, особого труда для нее это не составляло. Она была хороша собой, сексапильна, знала секреты обольщения, восхитительно одевалась, была независима. Что касалось моральных преград... «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают, - говорила она. - И разрешать ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить куда вздумается. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».
Ее не останавливало семейное положение «объекта» или его отношения с другими женщинами. Она хотела любить этого человека, проводить с ним время, путешествовать, но при этом - дружить с его женой. Маяковский однажды заметил: «Ты не женщина, ты - исключение», но все полагали своим долгом вмешаться в ее личную жизнь. Поколение за поколением, от академиков до школьников, судило Лилю Брик, не прощая ей уход от поэта. Это дало ей основания заметить: «Конечно, Володе следовало бы жениться на Аннушке, подобно тому, как вся Россия хотела, чтобы Пушкин женился на Арине Родионовне» (Аннушка - домработница Маяковского).
Все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лили Брик, они обязаны были выслушивать восхищенные рассказы о ней. Она любила подарки, он любил ей их дарить. Однажды он подарил ей кольцо, внутри которого было выгравировано: «Л.Ю.Б.», то есть Лиля Юрьевна Брик. Если читать выгравированное по кругу, то получается бесконечное ЛЮБЛЮ.
«Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь». Эти строки Маяковского, конечно же, обращены к Брик.
После гибели поэта Лиля Юрьевна еще дважды была замужем, правда, неофициально. Вначале за Виталием Марковичем Примаковым, выдающимся военным, образованным и талантливым человеком, которого в 1937 году репрессировали и расстреляли. Последние 40 лет она была замужем за литератором Василием Катаняном.
«Любимый мой Элик, - пишет Лиля сестре после самоубийства Маяковского. - Я знаю совершенно точно, как это случилось, но для того, чтобы понять это, надо было знать Володю так, как знала его я. Если б я или Ося были в Москве, Володя был бы жив.
Стихи из предсмертного письма были написаны давно, и мне они совсем не собирались оказаться предсмертными:
«Как говорят, «инцидент исперчен»,
Любовная лодка разбилась о быт,
С тобой мы в расчете, и ни к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид».
Обрати внимание, «С тобой мы в расчете», а не «Я с жизнью в расчете», как в предсмертном письме.
Стрелялся Володя как игрок, из совершенно нового, ни разу не стреляного револьвера; обойму вынул, оставил одну только пулю в дуле - а это на пятьдесят процентов осечка. Такая осечка уже была 13 лет тому назад, в Питере. Он во второй раз испытывал судьбу. Застрелился он при Норе, но ее можно винить как апельсинную корку, о которую поскользнулся, упал и разбился насмерть».
Все, кто встречали Лилию Юрьевну в семидесятые годы, на закате жизни, помнили ее оживленной и элегантной женщиной. В ней ничего не было от «реликвии», хотя многие стремились лицезреть ее именно в ореоле grande dame. И бывали приятно разочарованы: никакой надменной величавости. Но все же было в ней нечто, что заставляло соблюдать дистанцию: чувствовалось, что она значительна истраченной на нее страстью гениального человека. Она прожила жизнь в сознании собственной избранности, и это давало ей уверенность, которая не дается ничем иным. И в то же время поражала ее простота, та самая, которой обладают люди воспитанные и внутренне интеллигентные.
Ее облик старались уловить выдающиеся художники, достаточно взглянуть на ее портреты работы Тышлера, Штеренберга, Бурлюка, Леже, фотоколлажи Родченко; она знала толк в живописи и, начисто лишенная предрассудков, в юности позировала обнаженной художнику Блюменфельду, который назвал свою картину «Венера модерн». И когда подруга в ужасе спросила: «Неужели тебя писали нагой?» - Лиля ответила: «Конечно. А тебя что, в шубе?» В хаосе революции пропало большое полотно Бориса Григорьева, называвшееся «Лиля в Разливе», где она лежала на фоне заката. Считая, что картины, подобно рукописям, не горят, Лиля Юрьевна надеялась, что картина где-нибудь отыщется...
Эльза и Ив Сен-Лоран никогда не встречались, хотя и жили в одном городе, а вот с Лилей этот король парижской моды познакомился в 1975 году, когда ей было уже за восемьдесят, и стал ее горячим поклонником. В тот год она летала в Париж на открытие выставки Маяковского и очутилась в кругу молодой интеллектуальной элиты, к которой принадлежал и Ив Сен-Лоран. Он подружился с нею и бывал счастлив, когда Лилия Юрьевна появлялась в его казакине или пальто, он дарил ей массу красивых платьев и украшений, он сделал три графических ее портрета и сочинил туалет к ее восьмидесятипятилетию, который со временем займет место в его музее.
«О какой моде может идти речь в мои годы?» - спросила его Лилия Юрьевна, когда он помогал ей надеть суконное пальто цвета бордо, отделанное сутажем. Но Сен-Лоран утверждал, что есть женщины, которые живут вне моды. К ним он относил Катрин Денев, Марлен Дитрих и Лилю Брик. Он говорил, что она никогда не произносила банальностей, у нее на все был свой взгляд и с нею всегда было интересно. «С Лилей Брик я мог откровенно разговаривать абсолютно обо всем - о любовных делах, о порядочности, о живописи, даже о политике... О моде, конечно, тоже».
Старшая сестра пережила младшую на восемь лет. Никогда ничему не подчиняясь, Лиля Брик сама распорядилась своей смертью: в 86 лет, заболев неизлечимо, она покончила с собой. Это случилось тоже летом. Согласно ее воле, прах был развеян в Подмосковье, там, где с опушки леса открываются поля и перелески, излучина реки и бесконечные дали с высоким небом.

В своей автобиографии ("Я сам") В.В. Маяковский под заголовком "Радостнейшая дата" написал: "Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками". С тех пор его жизнь переменилась. Владимир Маяковский хотел видеть свой объект страсти постоянно. Поэтому через несколько дней после «радостнейшей даты», Маяковский переселяется в гостиницу «Пале-Рояль», расположенную недалеко от дома Бриков. Почти ежедневно он приходит к ним в гости. Конечно, его целью была Лиля. Вначале они скрывали свои отношения от Осипа.
В те годы в Петербурге существовали дома свиданий, то есть попросту публичные дома, куда Маяковский водил ее. Ей там очень нравилось.
Маяковский безумно ревновал Лилю ко всем мужчинам, любой флирт с ее стороны воспринимался, как удар по его самолюбию. Однажды, после очередного выяснения отношений, он даже пытался застрелиться. Правда, перед этим позвонил своей любимой Лилечке:
- Я стреляюсь, прощай, Лилик".
- Подожди меня! - крикнула она в трубку и помчалась к поэту.
На его столе лежал пистолет. Он признался:
- Стрелялся, осечка. Второй раз не решился, ждал тебя.
В 1918 году, они вместе снялись в картине «Закованная фильмой». Сценарий к этому фильму написал Владимир Маяковский специально для Лили Брик. Она играла балерину, он – художника. К сожалению, пленки с этим фильмом не сохранилось. Почти полностью она сгорела во время пожара на киностудии. Остались только отдельные кусочки.

На съемках фильма Лиля и Владимир обменялись кольцами. На Лилином внутри были выгравированы три буквы: «ЛЮБ» - Лиля Юрьевна Брик. Если читать выгравированное по кругу, получается: «люблюлюблюлюблю…». Об этих кольцах Лилия Юрьевна Брик говорила: «Мы никогда не снимали подаренные друг другу еще в петербургские времена, вместо обручальных, кольца-печатки».

После съемок фильма Лиля объявляет Осипу Брику о своих отношениях с Маяковским. О своем поступке она сразу же сообщает своей сестре Эльзе: «Эльзочка, не делай такие страшные глаза. Просто я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен».

Они стали жить втроем, на дверь повесили табличку: «Брики. Маяковский».

Осип Брик писал в дневнике, что Маяковский понимал любовь как закон природы. «Не может быть чтоб я посмотрел на солнце, а оно спряталось. Не может быть, чтобы я наклонился к цветку, а он ответил: не надо. Если ты меня любишь ты всегда за меня и действуешь вместе со мной». Малейшее отклонение он воспринимал как предательство.
И отрывок из письма Маяковского Лиле: «Любишь ли ты меня? Для тебя этот вопрос покажется странным. Но любишь ли ты меня? любишь ли так, как я это чувствую? нет. Я уже говорил Осе. У тебя любовь не ко мне, у тебя ко всему любовь. Если я ухожу, то вынимаюсь как камень из речки. Любовь смыкается над всем остальным. Плохо это или хорошо? Для тебя это хорошо. Я бы хотел так любить».
Брик пытался объяснить Маяковскому, что Лиля – это стихия, и относиться к ней надо, как к явлению природы.
И Лиля – стихия, и любовь – стихия: попробуй, разберись.
Нельзя сказать, что Маяковский был склонен к физической верности. Вспомнить хотя бы историю создания «Облака в штанах»: вначале там речь идет о Марии Денисовой из Одессы, потом о Софье Шамардиной, которой он для удобства оставил то же имя, что вначале. К окончанию поэмы поэт находился в связи с Эльзой Каган, а посвятил ее Лиле Брик.
И связь с Лилей не изменила его привычек. Так известно, что в это время Маяковский увлекался сестрами Гинзбург в Москве. Да и в поездках за границу он всегда в кого-нибудь влюблялся. Более того, Маяковский постоянно знакомился с девушками на улицах. Я сама знала женщин, которые мне рассказывали, как поэт подходил к ним и приглашал пройтись. Более того, несмотря на безумную боязнь заболеть сифилисом, Маяковский много раз болел гонореей. Тогда он лечился. В их кругу это обозначалось красным цветком в петлице: мол, ко мне сегодня с сексом не приставайте.
Но затмить Лилю не удавалось никому: "Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь...".
Вот, говорят, что ему надо было жениться на приличной женщине. Да какая еще женщина стала бы это терпеть? А Лиля относилась к изменам спокойно. У них был договор, что днем каждый делает, что хочет, но ночевать должны под одной крышей.

Лиля днем не терялась. Вот что пишет о ней Василий Катанян, сын последнего мужа Лили: "Если ей нравился мужчина, и она хотела завести с ним роман, особого труда для нее это не составляло. Ее не останавливало семейное положение "объекта" или его отношения с другими женщинами. Она хотела любить этого человека, проводить с ним время, путешествовать…".

Бурная ее связь с работником Наркоминотдела Михаилом Альтером обсуждалась на всех углах. Естественно, слухи доходили и до Маяковского. Но он резко останавливал их. «Запомните! Лиля Юрьевна - моя жена!». Да и самой Лиле не раз говорил: «Делай, как хочешь. Ничто никогда и никак моей любви к тебе не изменит...».
Похоже, что Осип сумел воспитать его личным примером.
При таких отношениях к сексу опасность представляла только новая любовь.
Кризис в отношениях Лили и Маяковского наступил в 1922 году. Тогда Лиля предложила Маяковскому пожить отдельно два месяца, чтобы разобраться в своих чувствах.
Лиля пишет, что причины такого демарша с ее стороны были идеологические. В 1922 году Маяковский два месяца провел в Берлине, откуда на неделю ездил в Париж по приглашению Дягилева. По приезде в Москву выступил с докладами: "Что Берлин?" и "Что Париж?" На доклады в Политехническом пришлось вызывать конную милицию - публика брала места с бою. Люди, особенно молодежь, отгороженные от заграницы глухой стеной, хотели знать о тамошней жизни. По словам Лили, Маяковский рассказывал с чужих слов. В Берлине она была с ним вместе и наблюдала, как почти все свободное время он тратил не на осмотр достопримечательностей, а на игру в карты с подвернувшимся русским партнером. Жили они в роскошном отеле, питались в лучшем ресторане, Маяковский всех угощал, заказывал в цветочном магазине цветы для Лили - целыми корзинами и вазами… Лилю такое поведение, якобы, шокировало. Ей чудилось за всем этим возвращение старых бытовых привычек, этакое купеческое лихачество… Она решила, что им с Маяковским нужно на время расстаться, подумать о жизни. Результатом заточения стала поэма «Про Это». Лиля всегда говорила, что ревность Маяковскому полезна: он пострадает, да и напишет что-нибудь новенькое.
Как-то не слишком убедительно звучит причина, особенно про возмущение пошлой роскошью. Были и другие, более земные обстоятельства. Летом 1922 года, Лиля Брик, отдыхая на даче, познакомилась и не на шутку увлеклась Александром Краснощековым, заместителем наркома финансов, главой Промбанка. Это был видный, яркий, красивый человек.

Александр Михайлович Краснощеков (псевдоним Тобинсон) был человеком необычным. Выйдя из бедной еврейской семьи, рано примкнул к революционерам, сидел в тюрьмах, эмигрировал, попав в США, окончил факультет права Чикагского университета, а вернувшись после революции в Россию, возглавил Дальневосточную республику; будучи затем вызван в столицу, занимался финансами, возглавил Промбанк, стал крупным работником партийного и госаппарата. Семейная жизнь Краснощекова именно в это время дала сбой: его жена уехала с младшим сыном в Америку.
Роман же Лили с Краснощековым прервался печальным образом: он растратил крупные суммы государственных средств, вместе со своим братом Яковом устраивал совершенно дикие кутежи.
В обвинительном заключении о "деятельности" братьев Краснощековых говорилось, что они "заказывали своим женам каракулевые и хорьковые шубы…" Но в это время жена Краснощекова находилась в Америке и на роль жены тогда могла претендовать только Лиля.
В декабре 1924 года Лиля писала писала Рите Райт: «А. Т(обинсон). очень болен. Он в больнице. Вряд ли я его увижу. Думаю о самоубийстве. Я не хочу жить».
В тот раз дело не пошло дальше намерения: Краснощекова через полгода, в январе 1924 года, освободили, настроение Лили изменилось. Краснощекова освободили "по состоянию здоровья", но вся Москва ломилась на премьеру спектакля, где Лиля Брик была выведена как Рита Керн, которая соблазнила директора банка и была представлена автором пьесы как исчадие зла.
Этой же истории был несколько позже посвящен памфлет, написанный первым французским послом в советской России Полем Мораном "Я жгу Москву". Здесь Лиля была выведена как Василиса Абрамовна, а Осип, объединенный с Краснощековым, стал называться Бена Мойшевич.
Маяковский потребовал порвать с Краснощековым. Весной 1924 года Лиля написала Маяковскому: «Ты обещал мне: когда скажу, спорить не будешь. Я тебя больше не люблю. Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь». В качестве ответа можно считать строки: «Я теперь свободен от любви и от плакатов. Шкурой ревности медведь лежит когтист». То есть, они перестали считать себя мужем и женой, хотя бы и гражданскими. Но жить одной семьей продолжили.

За Краснощековым следовали все новые и новые увлечения: Асаф Мессерер, Фернан Леже, Юрий Тынянов, Лев Кулешов. В Лилиной гостиной пили чай всесильный чекист Яков Агранов и Михаил Горб, крупный начальник из ОПТУ. Возможно, Агранов входил в число Лилиных любовников. Сама Лиля Юрьевна никогда не подтверждала этого факта, но и не опровергала.

Почему у нее было столько мужчин? Причина нимфомания или тщеславие? Это ведь разные вещи. Я могла бы предполагать нимфоманию, если бы одновременно с громкими именами в Лилин "Донжуанский список" входили бы безвестные, но молодые и красивые мужчины. Потом, когда она жила с Катаняном, да и с Примаковым такого не наблюдалось. Я склоняюсь к тщеславию и к другим негативным чувствам. Возможно, громкими связями она мстила двум своим главным мужчинам: одному за равнодушие, другому за постоянные измены.
Хотя, возможно, молоденькие и хорошенькие тоже были, но сведения о них до нас не дошли. Моей маме один бывший ЛЕФовец рассказывал о занятиях их кружка на квартире Бриков. Брик с ними занимался, а Лиля приносила им чай и пирожные и поглядывала на молодых людей. Вначале они все в нее влюбились: и было в ней что-то необыкновенное, хотя бы и одежда: тогда так, по парижской моде, мало кто одевался, они такого и не видели. Но главное было то, что ее любил Маяковский - их кумир. Однако Брик их быстро охладил. Он не хотел трагедий. Осип показал ребятам такие порнографические карточки Лили Юрьевны и такое про нее рассказал, что она им всем стала противна.

Я всегда любила одного - одного Осю, одного Володю, одного Виталия и одного Васю.

Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну, а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье.

Лучше всего знакомиться в постели.

Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи

Четыре мужа Лили Брик

Лиля Брик жила чувствами. Пылкие романы, «веселые приключения», как она сама называла интрижки, кратковременные или продолжительные влюбленности питали ее жизненной энергией. Сама Лиля Брик однажды отмела все свои многочисленные романы, сказав: «Я всегда любила одного: одного Осю, одного Володю, одного Виталия и одного Васю».

Эта любовь вспыхнула мгновенно. Нежное чувство к мужу Осипу Брику Лиля из ранней юности пронесла до последних дней своей жизни. О развитии отношений с будущим супругом Лиля поделилась в своих воспоминаниях: «...каждую минуту хочу быть вместе с ним. Когда Ося садился на окно, я немедленно оказывалась в кресле у его ног, а на диване я садилась рядом и непременно брала его за руку».

Они поженились 26 марта 1912 года. Вопреки традициям их обвенчал раввин - не в синагоге, а дома. Родители Лили ликовали: наконец-то их дочь образумилась и вышла замуж. Родители же Осипа, наоборот, не испытывали радости по случаю свадьбы. Осип об этом знал и писал родным длинные письма, возвеличивая невесту, ссылаясь на все ее прошлые проступки как игры молодости и пылкого темперамента. «Дорогие родители, прошу поверить мне, что в этом мое счастье». Счастье продлилось 32 года.Молодой муж поступил работать в контору отца, а Лиля, проводив его, начинала готовиться к возвращению. Украшала их четырехкомнатную квартиру, которую для новобрачных сняли родители, расставляла картины, статуэтки, приносила цветы. Обязательно прихорашивалась и сама. Это был ежедневный праздничный ритуал. По вечерам молодожены музицировали в четыре руки, читали друг другу вслух Чехова, Гоголя, Достоевского, Чернышевского.В 1915 году в отношениях произошла перемена. Лиля поняла, что Осип любит ее, но не как женщину, как ей того хотелось: она была единомышленником, верным другом, которому можно довериться, но не желанной возлюбленной. Осип боготворил ее, бесконечно уважал, но не любил.

А вскоре младшая сестра Лили Эльза привезла к Брикам своего нового возлюбленного, с которым встречалась урывками уже два года. Владимир Маяковский в тот вечер читал «Облако в штанах», а Лиля и Осип смотрели на него, не в силах отвести взгляд. Пораженный Осип Брик стал для Маяковского другом и литературным агентом, взял на себя все дела по продвижению поэта, на собственные деньги издал тираж «Облака в штанах». Так началась история взаимоотношений троих людей - любовный треугольник с острыми углами. Жили всегда вместе, снимали квартиры, обустраивали комнаты. Каждому своя, а общее место встреч - гостиная. В тяжелые и голодные годы все трое ютились в одной комнатке, сжигая в печке мусор, чтобы согреться. Летом снимали дачу и ездили отдыхать, приглашали друзей и устраивали литературные вечера. При первой же возможности ездили за границу, - разумеется, втроем.

Всех интересовало, как же сам Осип отреагировал на новое, яркое, открытое увлечение жены. Всё было просто: к Лиле чувства уже охладели, а к Маяковскому Осип относился с восхищением. Иногда Лиле казалось, что ее муж любит поэта даже сильнее, чем она сама. «Когда я сказала Брику о том, что Владимир Владимирович и я полюбили друг друга, он ответил; я понимаю тебя, только давай никогда не будем с тобой расставаться». И она согласилась. Всю жизнь, до самого последнего дня Лиля и Осип, если и расставались, то на короткие периоды, которые заполняли письма и телеграммы.Лиля запрещала себе даже думать о том, что у Осипа может быть другая женщина, еще страшнее - жена. Но в конце 20-х годов Брик знакомится с Евгенией Жемчужной. Лиля охарактеризовала ее как типичную малоинтересную блондинку и всё время удивлялась: о чем они могут разговаривать часами? Но, может быть, именно такую женщину и искал Осип - спокойную, домашнюю, ласковую? Он был счастлив, и Лиля, увидев эту перемену, отступила.Осип и Евгения прожили вместе около двадцати лет, но он не уходил из семьи и всегда официально имел только одну жену - Лилю.

В 1945 году Осипа Брика не стало. Он умер от разрыва сердца, поднимаясь на пятый этаж дома. Евгения дотащила до квартиры уже бездыханное тело. Для Лили это был страшный удар. «Когда умер Маяковский, это умер он, а когда умер Ося, умерла я», - вспоминала она позже.Фаина Раневская писала: «Лиля говорила о своей любви к Брику. Сказала, что отказалась бы от всего, только бы не потерять Осю. Я спросила: "Отказались бы и от любви к Маяковскому?" Она, не задумываясь, ответила: "Да, отказалась бы и от Маяковского, мне надо было быть только с Осей". Мне хотелось плакать от жалости к Маяковскому».

Володя

Знакомство Лили и Маяковского в 1915 году стало новой страницей в жизни обоих. Кто знает, какой бы стала лирика и как сложилась бы жизнь Владимира Маяковского, если бы не встреча с Лилей Брик?В романе Маяковского с Эльзой была поставлена точка. Но благодаря усилиям Лили все трое сохранили прекрасные отношения.Поэт наполнил жизнь Бриков особым светом. Благодаря его присутствию, квартиры, которые снимали Маяковский и Брики, стали путеводной звездой для всех выдающихся литераторов и деятелей культуры. «Брики отнеслись к стихам восторженно, безвозвратно полюбили их. Маяковский безвозвратно полюбил Лилю...» - писала Эльза.Любовь Маяковского к Лиле Брик в известном смысле прошла проверку временем. Повстречавшись ему в 1915 году, Лиля на десять лет стала постоянной спутницей его мыслей и слов. Отныне всё написанное поэтом посвящалось только ей. Маяковский был неутомим в любви. Он страшно ревновал, постоянно требовал от Лили доказательств ее чувств. Ухаживал за замужней дамой слишком бурно и темпераментно, чем иногда даже пугал саму возлюбленную. Однажды они гуляли по набережной, и Лиля заметила, что у кораблей не идет дым из труб. «Они не смеют дымить в вашем присутствии», - был короткий ответ.

Сначала Лиля пыталась скрывать роман с Маяковским, надеялась спасти свой брак, но отношения с Осипом перешли на новую ступень, - и вскоре всё открылось общественности. Лиля напишет сестре: «Эльзочка, не делай такие страшные глаза. Просто я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен». И Лиля Брик стала ему женой - неофициальной, невенчанной, но женой. В 1918 году все трое приняли одно неукоснительное правило: дни принадлежат каждому по его усмотрению, но ночью все должны собраться под одним кровом. Сам Осип
Брик долго размышлял об отношении Маяковского к своей жене и очень четко охарактеризовал ту бурю чувств, свидетелем и участником которой он стал. «Маяковский понимал любовь так: если ты меня любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах. Не может быть такого положения, что ты был бы против меня - как бы я ни был неправ, или несправедлив, или жесток. Ты всегда голосуешь за меня. Малейшее отклонение, малейшее колебание - уже измена... По Маяковскому, любовь не акт волевой, а состояние организма, как тяжесть, как тяготение».

Лиля, с присущей ей элегантностью и врожденным чувством стиля, сразу же взялась за Маяковского с точки зрения имиджа. Именно она сделала его таким, каким мы помним его по фотографиям и портретам. Вначале она настояла на визите к дантисту и практически заставила Маяковского приобрести белоснежную вставную челюсть. Зубы самого Владимира были испорчены до черноты. Затем последовал черед одежды: Лиля проявила отменный вкус, преодолела сопротивление поэта и купила ему новый костюм, пальто и шапку.Вся лирика Маяковского, обращенная к Лиле, наполнена трагизмом и чувством утраты, потери любимой женщины. «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг». Лиля всегда была очень независимой, она могла приходить, уходить, к мужу или на свидания с другими, но ушла от Маяковского буквально однажды и всего на два месяца, когда поняла, что стала невольной причиной его творческого кризиса. И всё равно нарушила свое слово: за отсутствием встреч влюбленные каждый день писали друг другу письма. «Волосик! Щеник! Больше всего на свете люблю тебя. Потом - птичтов. Мы будем жить вместе, если ты этого захочешь. Твоя Лиля».«Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Всё равно люблю. Аминь. Смешно об этом писать, ты сама это знаешь». Эти строки Маяковского обращены к Лиле.

В 1926 году поэт получает квартиру в Гендриковом переулке, и все трое вселяются в новый дом. Лиля занимается всеми бытовыми вопросами, обустраивает новое жилье, следит за тем, чтобы оба ее мужчины всегда были в порядке, ухожены и накормлены. Но - «любовная лодка разбилась о быт». Не о тот семейный уют, который создавала Лиля, - вскоре поэт и его муза насытились своими чувствами. Возникали романы на стороне, гласные или негласные. Маяковский знакомится в Париже с Татьяной Яковлевой, второй женщиной, которой он посвящает стихи. «Мне кажется, что и ты уже любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь», - пишет Лиля Маяковскому. В их чувственных отношениях поставлена если не точка, то многозначительная запятая. После болезненного разрыва с Яковлевой, которая не пожелала покинуть Париж и оставить свое привилегированное положение знатной дамы, соединившись узами брака с Маяковским в Москве, поэт долго не мог придти в себя. Осип Брик познакомил его с молоденькой, но замужней актрисой Вероникой Полонской. Это была последняя любовь Маяковского и последний человек, который видел его в живых.

Развязка сложных отношений Лили Брик и Владимира Маяковского наступила 14 апреля 1930 года. Поэт покончил с собой. В предсмертной записке он просит у советского правительства помощи для своей семьи и перечисляет ее членов: «это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская». В последнем своем письме Владимир Маяковский настойчиво повторяет: «Лиля - люби меня».

Виталий

Осенью 1930 года Лиля Брик становится женой видного советского военачальника Виталия Примакова. Казалось, после самоубийства Маяковского жизнь вновь становится на прежние рельсы. Лиля, Осип и Виталий переезжают в новую квартиру на Арбате. Теперь к старым литературным друзьям прибавляются люди совершенно нового круга - военные высшего звена. В гости к Лиле и Виталию приезжают Иероним Уборевич и Михаил Тухачевский.

Примаков занимал высокие должности, постоянно бывал в командировках, служил в Свердловске, Ростове-на-Дону, Ленинграде. И Лиля повсюду сопровождала мужа, ездила по городам и деревням, а также в воинские лагеря. Избалованная столичной жизнью, она никогда не жаловалась. Правда, однажды в поезде за окном Лиля увидела бедные крестьянские дома и крыши, покрытые соломой. «Не хотела бы я так жить». Примаков тут же ответил: «А я не хочу, чтобы они так жили». Лиля училась быть генеральской женой: эффектно сидела в седле, научилась стрелять из нагана. На радостях от выбитой мишени она писала полные гордости письма Осипу. Брик, взглягнув на фотографию, пошутил: «Ну, ты прямо как Буденный!». Это были счастливые шесть лет совместной жизни, которые оборвались с преждевременным уходом из жизни Виталия Примакова.

Вася

Василий Катанян был давним другом семьи Ма-яковский-Брики. Он был также одним из самых известных биографов великого советского поэта. В1937 году, после расстрела Виталия Примакова, Лиля совместно с Василием очень много работала над новым изданием произведений Маяковского. Виделись практически ежедневно и проводили вместе целый день; из теплых дружеских отношений родился новый союз. Для Галины Катанян, жены Василия и подруги Лили (именно она помогала последней разбирать вещи после смерти Маяковского и всегда была рядом), это был страшный удар. Галина не приняла предательства и не готова была разделить брак втроем. К ней поспешил Осип Брик, хотел поговорить, объяснить ситуацию, но она была непреклонна.Брик и Катанян прожили душа в душу более сорока лет. Это был самый спокойный роман Лили, ведь в первую очередь она обрела друга, понимание, поддержку и опору. Уже пережиты были юношеские страсти, утихли громкие скандалы, замолчали сплетники. Лиля была счастлива.

Есть женщины, которые заколдовывают мужчин. Лиля Брик была именно такой женщиной. Вошла в историю как возлюбленная Маяковского.


Она родилась в Москве, и детство ее прошло в районе Покровских ворот. Отец, Гурий Александрович Каган, был присяжным поверенным и работал юрисконсультом в австрийском посольстве. Мать, Елена Юльевна, окончила Московскую консерваторию по классу рояля и преподавала музыку. Отец увлекался Гете, и старшую дочь, которая родилась в 1891 году, назвал в честь возлюбленной великого немецкого поэта Лили Шенеман. А когда пять лет спустя появилась на свет ее сестра, она тоже получила имя одной из героинь поэзии Гете - Эльза. Родители дали им хорошее образование. С детства сестры говорили по-французски, по-немецки, играли на рояле.

Девочки обращали на себя внимание. У Эльзы были ангельские голубые глаза и белокурые локоны, а у Лили глаза были огромные и карие, а волосы - ярко-рыжие. Она отличалась норовом, самостоятельностью, родители ее обожали. В гимназии преуспевала, особенно по математике, и сразу же не захотела быть «как все». Схватила ножницы, отрезала себе косы - к ужасу родителей. (А в старости, в 80 лет, наоборот, заплела косу - к удивлению знакомых и восторгу почитателей.)

Со своим будущим мужем Осипом Бриком Лиля познакомилась еще в гимназии. Семнадцатилетний учитель и тринадцатилетняя ученица сразу приглянулись друг другу. В 1908 году она закончила гимназию. Лиля предпочла продолжить образование в Архитектурном институте, а через два года уехала в Германию учиться скульптуре.

Они встретились вновь в день возвращения Лили на родину. В фойе художественного театра. Опять показалось, что это судьба. Но родители Осипа были против брака, так как сомневались в «нравственных устоях» невесты. Однако сыну удалось уговорить родителей, и свадьба состоялась в 1912 году.

С первых же дней своего замужества Лилия Юрьевна «держала салон», в котором собиралась элита - поэты, художники, актеры. Не чурались ее салона и политики, военные, чекисты. Одно время ее возлюбленным был всесильный чекист Яков Агранов , считавшийся другом и Брика, и Маяковского. С Владимиром Маяковским Лилю познакомила сестра Эльза.

Первый свой полудетский роман Эльза пережила в 8 классе гимназии. Он был молодым неизвестным поэтом. По бедности катал ее на трамвае мимо площади, которая впоследствии будет носить его имя - площадь Маяковского. Эльза привела поэта к Лиле, когда та уже была замужем. Правда, к 1915 году она и Осип Максимович Брик уже два года фактически были в разводе, но оставались в дружеских отношениях и жили в одной квартире. Поэт сразу и навсегда влюбился в Лилю.

«Это было нападение, - говорила Лиля Брик . - Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты - буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна. Когда мы познакомились, он бросился бешено за мной ухаживать, вокруг ходили мрачные мои поклонники. Я помню, он сказал: «Господи, как мне нравится, когда мучаются, ревнуют...»

В конце концов, начав жить с Маяковским, Лиля решила не расставаться с Осипом Бриком. Это, однако, не была «любовь втроем»: и у нее, и у Маяковского до конца дней сохранялись с Бриком дружеские и уважительные отношения. Но у людей, которые не могли себе такого представить, союз этот вызывал злобное неприятие, и «свято сбереженные сплетни», по выражению Ахматовой, тянутся по сей день.

Сохранились письма Эльзы той поры, когда герой ее романа уже увлекся Лилей. По ним видно, что разрыв прошел нелегко для Эльзы, что чувства ее еще не остыли, она ревновала и досадовала: «Сердечные дела мои все по-старому: кто мне мил, тому я не мила, и наоборот».

Лиля умела влиять на сестру и подчинять ее своей воле. И Эльза не порвала ни с нею, ни с Владимиром Владимировичем, а, страдая, подчинилась обстоятельствам. Не будет преувеличением сказать, что Эльза, будучи еще гимназистской, одной из первых по-настоящему полюбила и поняла его стихи. В 1918 году Эльза вышла замуж за француза Андре Триоле и уехала в Париж, там она первой стала переводить Маяковского на французский язык, издавала его пьесы, читала доклады и устраивала выставки.

При всей несхожести судеб сестер было у них нечто общее: они безоговорочно подчиняли себе мужчин, с которыми связывали свои жизни. Их избранники не смели с ними спорить, считаясь с их вкусами в литературе и в искусстве. «Лиля всегда права», - говорил Маяковский.

В личности Лили Брик была одна загадка, тайна, которую она унесла с собою. Не в силах разгадать ее, люди выдумывают небылицы, а имя обрастает легендами. Знаменитые романы Лилии Юрьевны! Ее раскованное поведение, вольные взгляды порождали массу слухов и домыслов, которые передавались из уст в уста и, помноженные на зависть, оседали на страницах воспоминаний.

В те далекие двадцатые Лиля пользовалась большим успехом. О ней говорили в то время чаще, чем о какой-либо другой женщине, и продолжают говорить вот уже скоро сто лет. Она была максималистка, в достижении цели ничто не могло остановить ее - и не останавливало. Если ей нравился мужчина и она хотела завести с ним роман, особого труда для нее это не составляло. Она была хороша собой, сексапильна, знала секреты обольщения, восхитительно одевалась, была независима. Что касалось моральных преград... «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают, - говорила она. - И разрешать ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить куда вздумается. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».

Ее не останавливало семейное положение «объекта» или его отношения с другими женщинами. Она хотела любить этого человека, проводить с ним время, путешествовать, но при этом - дружить с его женой. Маяковский однажды заметил: «Ты не женщина, ты - исключение», но все полагали своим долгом вмешаться в ее личную жизнь. Поколение за поколением, от академиков до школьников, судило Лилю Брик, не прощая ей уход от поэта. Это дало ей основания заметить: «Конечно, Володе следовало бы жениться на Аннушке, подобно тому, как вся Россия хотела, чтобы Пушкин женился на Арине Родионовне» (Аннушка - домработница Маяковского).

Все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лили Брик, они обязаны были выслушивать восхищенные рассказы о ней. Она любила подарки, он любил ей их дарить. Однажды он подарил ей кольцо, внутри которого было выгравировано: «Л.Ю.Б.», то есть Лиля Юрьевна Брик. Если читать выгравированное по кругу, то получается бесконечное ЛЮБЛЮ.

«Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь». Эти строки Маяковского, конечно же, обращены к Брик.

После гибели поэта Лиля Юрьевна еще дважды была замужем, правда, неофициально. Вначале за Виталием Марковичем Примаковым, выдающимся военным, образованным и талантливым человеком, которого в 1937 году репрессировали и расстреляли. Последние 40 лет она была замужем за литератором Василием Катаняном.

«Любимый мой Элик, - пишет Лиля сестре после самоубийства Маяковского. - Я знаю совершенно точно, как это случилось, но для того, чтобы понять это, надо было знать Володю так, как знала его я. Если б я или Ося были в Москве, Володя был бы жив.

Стихи из предсмертного письма были написаны давно, и мне они совсем не собирались оказаться предсмертными:

«Как говорят, «инцидент исперчен»,

Любовная лодка разбилась о быт,

С тобой мы в расчете, и ни к чему перечень

Взаимных болей, бед и обид».

Обрати внимание, «С тобой мы в расчете», а не «Я с жизнью в расчете», как в предсмертном письме.

Стрелялся Володя как игрок, из совершенно нового, ни разу не стреляного револьвера; обойму вынул, оставил одну только пулю в дуле - а это на пятьдесят процентов осечка. Такая осечка уже была 13 лет тому назад, в Питере. Он во второй раз испытывал судьбу. Застрелился он при Норе, но ее можно винить как апельсинную корку, о которую поскользнулся, упал и разбился насмерть».

Все, кто встречали Лилию Юрьевну в семидесятые годы, на закате жизни, помнили ее оживленной и элегантной женщиной. В ней ничего не было от «реликвии», хотя многие стремились лицезреть ее именно в ореоле grande dame. И бывали приятно разочарованы: никакой надменной величавости. Но все же было в ней нечто, что заставляло соблюдать дистанцию: чувствовалось, что она значительна истраченной на нее страстью гениального человека. Она прожила жизнь в сознании собственной избранности, и это давало ей уверенность, которая не дается ничем иным. И в то же время поражала ее простота, та самая, которой обладают люди воспитанные и внутренне интеллигентные.

Ее облик старались уловить выдающиеся художники, достаточно взглянуть на ее портреты работы Тышлера, Штеренберга, Бурлюка, Леже, фотоколлажи Родченко; она знала толк в живописи и, начисто лишенная предрассудков, в юности позировала обнаженной художнику Блюменфельду, который назвал свою картину «Венера модерн». И когда подруга в ужасе спросила: «Неужели тебя писали нагой?» - Лиля ответила: «Конечно. А тебя что, в шубе?» В хаосе революции пропало большое полотно Бориса Григорьева, называвшееся «Лиля в Разливе», где она лежала на фоне заката. Считая, что картины, подобно рукописям, не горят, Лиля Юрьевна надеялась, что картина где-нибудь отыщется...

Эльза и Ив Сен-Лоран никогда не встречались, хотя и жили в одном городе, а вот с Лилей этот король парижской моды познакомился в 1975 году, когда ей было уже за восемьдесят, и стал ее горячим поклонником. В тот год она летала в Париж на открытие выставки Маяковского и очутилась в кругу молодой интеллектуальной элиты, к которой принадлежал и Ив Сен-Лоран. Он подружился с нею и бывал счастлив, когда Лилия Юрьевна появлялась в его казакине или пальто, он дарил ей массу красивых платьев и украшений, он сделал три графических ее портрета и сочинил туалет к ее восьмидесятипятилетию, который со временем займет место в его музее.

«О какой моде может идти речь в мои годы?» - спросила его Лилия Юрьевна, когда он помогал ей надеть суконное пальто цвета бордо, отделанное сутажем. Но Сен-Лоран утверждал, что есть женщины, которые живут вне моды. К ним он относил Катрин Денев , Марлен Дитрих и Лилю Брик. Он говорил, что она никогда не произносила банальностей, у нее на все был свой взгляд и с нею всегда было интересно. «С Лилей Брик я мог откровенно разговаривать абсолютно обо всем - о любовных делах, о порядочности, о живописи, даже о политике... О моде, конечно, тоже».

Старшая сестра пережила младшую на восемь лет. Никогда ничему не подчиняясь, Лиля Брик сама распорядилась своей смертью: в 86 лет, заболев неизлечимо, она покончила с собой. Это случилось тоже летом. Согласно ее воле, прах был развеян в Подмосковье, там, где с опушки леса открываются поля и перелески, излучина реки и бесконечные дали с высоким небом.

Легко ли быть музой великого человека? Наверное, нет, хотя бы потому, что придется всю жизнь (да и после смерти тоже) оставаться в его тени. И даже собственные заслуги и достоинства окажутся бессильны перед именем гения. Такого удела удостоилась и героиня нашей статьи - Лиля Брик. Биография ее как самостоятельной личности интересна и знакома не всем. Зато все знают, что эта женщина была любовью и музой Владимира Маяковского. И даже ее собственный рассматривается биографами исключительно в переплетении с жизнью и творчеством поэта.

Лиля Брик. Жизнь до Маяковского

Лили Уриевна (Гуриевна, Юрьевна) Каган родилась в Москве 11 ноября 1891 года в интеллигентной еврейской семье: отец - юрист, мать - музыкант. Влюбленные в германскую романтическую поэзию супруги назвали своих дочерей соответственно: Лили - в честь любимой женщины Гете, Эльзу - в честь героини Гете.

Девочек с малых лет обучали музыке, иностранным языкам. Широкие взгляды родителей позволяли дочерям быть вполне самостоятельными, хотя позже отцу и матери не раз пришлось сожалеть о своей снисходительности. Лиля еще подростком научилась завоевывать мужские сердца, и в ее сети, по воспоминаниям современников, попадались вполне взрослые и известные мужчины, среди которых был даже Федор Шаляпин.

После окончания гимназии девушка училась на математических курсах, потом на архитектурных. Позже стажировалась в Мюнхене по мастерству лепки. В 1911 году Лиля вернулась в столицу, где и встретила своего будущего мужа - Осипа Брика, с которым, правда, была знакома и ранее. Надо сказать, что родители Осипа были категорически против этого романа и брака - их вовсе не устраивал нравственный облик невесты. Однако сын пошел против их воли, и в 1912 году Осип и Лиля поженились. Через два года чета перебралась в Петербург, и их жилище скоро стало любимым местом встречи творческих людей: поэтов, музыкантов, артистов. Поговаривали, что захаживали к ним и более юристы, политики и даже чекисты.

Знакомство с Маяковским

С поэтом вначале познакомилась младшая сестра Лили - Эльза, у них даже был роман. Но однажды Эльза допустила непоправимую ошибку, решив познакомить своего друга с сестрой. Она пришла с ним вместе в салон, где царила Лиля Брик. Биография всех участников действия с этой минуты сделала резкий крен. Владимир Маяковский прочитал свою новую поэму «Облако в штанах» и сходу посвятил ее Лиле. Она не могла не попасть под влияние этой огромной страстной натуры. В своих мемуарах Лиля писала, что его любовь буквально «напала на нее». Так что противиться не было никакой возможности. смиренный юрист, влюбился в стихи поэта и с тех пор делал все, чтобы издавать и пропагандировать его.

А Эльза была позабыта. Впрочем, девушка быстро нашла утешение: она вышла замуж за французского военного Триоле, а потом за известного писателя Луи Арагона. А там и сама стала писательницей. Для Владимира Маяковского тот день стал судьбоносным - всем смыслом его жизни отныне была Лиля Брик. Биография дальнейшая стала общей не только для них двоих, но и для Осипа Брика.

Странная семья

Это действительно было необычным. Муж Лили не жалел времени и денег, чтобы издавать поэмы Владимира, которые до того не печатало ни одно издательство. Любовь к Лиле бурлила в Маяковском, находя выход во все новых произведениях: «Флейта-позвоночник», «Ко всему, «Лиличка», «Человек». И каждая его строчка была посвящена ей. Что удивительно, Осипа это нисколько не смущало. Вскоре Маяковский перебрался жить к ним. По Москве гуляли издевательские слухи об этой «развратной семейке». Биография Лили Брик, написанная ею самой, содержит откровенные заявления, что роман с Маяковским начался, когда с Осипом у них уже не было интимных отношений. В других же источниках есть прямо противоположные высказывания о том, что они порой занимались с Осипом любовью, запершись на кухне, а Володя царапался в дверь и плакал. Истина в одном: это были очень болезненные отношения, возможно, стоившие жизни поэту.

Лиля Брик: биография в творчестве

Теперь о трагизме нахождения в тени гения. За их отношениями, как и сказано выше, многое упускается из виду, в том числе творческая биография самой героини. А ведь она была одной из самых незаурядных и красивейших женщин ХХ столетия. Писательница, переводчица, скульптор, актриса, журналист - у нее было множество талантов. С Маяковским они много и плодотворно творили в «Окнах РОСТа», работали над фильмом по сценарию Владимира, много выступали вместе. Измученный больными отношениями с возлюбленной, поэт завязывал кратковременные романы с другими женщинами, но снова возвращался к своей Л.Ю.Б.

В первые годы Советской власти все трое стали сочувствовать большевикам, Осип даже вступил в ВКП(б), поработал какое-то время в ЧК. Не без помощи четы Брик Маяковского начали печатать в центральных газетах. В 1922 году у Лили случился очередной бурный роман с советским банкиром Краснощековым, и ревность убивала поэта. Затем все снова встало на свои места, и странная троица опять воссоединилась: вместе жили, вместе ездили по стране и за рубеж. Удивительно, что в то сложное время у них не было проблем с выездами за границу. Предполагали, что эта привилегия давалась им за сотрудничество Лили с известными органами. Этим же объясняли и то, что ее мужей (а их было у Лили четверо) могли арестовывать и даже расстреливать, а ее никогда не трогали. Эти слухи никак не комментировались ею, впрочем, и не опровергались.

В 1926 году поэту предоставили новую квартиру, и он переехал туда, естественно, с четой Брик. Это были годы, очень плодотворные для Лили в творческом плане. Она помогает издавать журнал творческого объединения «ЛЕФ», участвует в съемках фильма «Еврей и Земля», пишет сценарии к другим фильмам, переводит теоретические труды германских литературоведов, занимается скульптурными работами и, конечно, издательскими вопросами Маяковского. В 1930 году супруги поехали в Европу, где их и настигла весть о гибели поэта. В предсмертной записке Маяковский назвал Лилю единственной наследницей своих произведений, тем самым объявив ее своей неофициальной вдовой и назначив ответственной за дальнейшую судьбу своего творческого наследия. И Лиля Юрьевна практически всю жизнь посвятила этой главной цели.

Последние годы

Биография Лили Брик была насыщена встречами с удивительными людьми и новыми событиями с первых до последних дней. Она успела при жизни издать свои книги, самые известные из которых - автобиографический сборник воспоминаний «Пристрастные рассказы» и личная переписка с Владимиром Маяковским. Была ли она фаталисткой? Вряд ли. Но однажды она рассказала близким, что видела сон, в котором ругала Володю за самоубийство. А он ей вложил в руку пистолет и сказал: «Все равно ты сделаешь то же самое».

Вместе с последним мужем - - она жила на даче в Переделкино. Престарелая писательница упала и сломала шейку бедра - коварная для пожилых травма, не подлежавшая лечению. И в одну из ночей 86-летняя Лиля Юрьевна приняла смертельную дозу снотворного…

Она завещала не хоронить ее, а кремировать и развеять прах над полем. Ее волю исполнили, а в память о ней поставили памятник - большой круглый валун с выгравированными инициалами - «Л.Ю.Б.». Как на кольце, подаренном Маяковским.