Крещение во взрослом возрасте. Обязательно ли называть по святцам

Крещение взрослого человека имеет ряд особенностей, как духовного, так и организационного характера.

Самое главное - должно быть понимание, для чего принимается Крещение. Перед Таинством обязательно прохождение огласительных бесед. Причем прослушать их должны не столько крестные, сколько сам крещаемый.

К слову, крестных взрослому человеку искать не обязательно, ведь ручаться перед Господом за него не нужно, он сам понимает всю полноту ответственности, которую предполагает жизнь христианина. Однако если найдутся воцерковленные друзья, которые помогут сделать первые шаги в Православии, возражать никто не станет.

К Таинству Крещения взрослый человек обязательно должен готовиться: соблюдать пост, хотя бы три дня. Это значит, не есть мясной, молочной пищи, не употреблять спиртные напитки, не курить. Необходимо помириться с теми, с кем был в ссоре. Постараться воздержаться от увеселительных мероприятий, состоящим в браке еще и от брачных отношений.

Крещаемому необходимо знать основные молитвы: «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево». Желательно и чинопоследование Таинства, чтобы понимать смысл происходящего.

Крестильная одежда для взрослых

Если говорить о «внешней» части Крещения, то для взрослого человека потребуется:

  • крестильная одежда (для мужчин - это длинная белая рубашка, для женщин длинная белая сорочка и косынка)
  • большое (если Крещение через погружение) и/или маленькое полотенце (для волос или если Крещение через обливание головы)
  • запасное нижнее белье при Крещении через погружение в купель
  • тапочки, чистые или новые
  • крестик на длинной веревочке

Обратим ваше внимание на то, что в разных храмах существуют различные традиции проведение самого обряда Крещения. Например, есть практика, когда крещаемый погружается в купель сразу в крестильной одежде. После чего ему можно обтереться полотенцем, накинуть небольшую простынку на плечи. До конца Таинства человек не переодевается в обычную одежду. (Как вариант в этом случае допускается взять с собой еще один комплект крестильной одежды, чтобы снять мокрую и переодеться в сухую. В последствие, человек сохраняет обе крестильные рубашки, как «святыню», в которой он принял Крещение).

В других храмах крещаемый погружается в купель в белье, его загораживает ширма. После того, как человек выходит из купели, он обтирается полотенцем и надевает крестильную одежду. Существуют приходы, в которых Крещение происходит через обливание головы. Поэтому вам необходимо заранее узнать, как будет проводиться Крещение в вашем храме.

В любом случае вам потребуется крестильная одежда. Она должны быть обязательно белой. Это символ чистоты, прихода к Господу и вере.

Пригодится и большое полотенце, чтобы обтереться после купели. А еще маленькое. Его могут использовать женщины, у которых длинные волосы, чтобы аккуратно положить на плечи, не намочив одежду.

Не стоит забывать, что во время Крещения у человека должны быть в «свободном доступе» ноги, чтобы священник мог помазать их святым елеем, поэтому очень удобен вариант с тапочками.

Что касается нательного крестика, его вы можете приобрести заранее. Не обязательно в этом храме. Можно в любой церковной лавке или магазине. Главное, чтобы крест был православным. Если он не освящен, сообщите об этом пред Крещением батюшке. Он сможет его освятить до проведения обряда.

И все же самое главное при подготовке к Крещению взрослого человека - понимание, что христианская жизнь после Крещения для вас только начинается!

Рубашки для крещения женщин

Женщина в храме должна находиться с покрытой головой и без макияжа: целовать крест с помадой на губах запрещается. Одежду необходимо выбрать скромную, чистую, опрятную. После купели понадобится крестильная рубашка - сорочка свободного кроя по щиколотку с рукавами ниже локтя. Во многих храмах в ней же осуществляется и само погружение, поэтому важно выбирать изделия из не просвечивающейся ткани.

Представленные в нашем интернет-магазине «Крестильное» и выставочном зале в Москве рубашки всегда есть в наличии в размерах от 38 до 56. Для купели рекомендуем выбрать модели из умягченного смесового льна, который отличается хорошей плотностью, не просвечивает, приятный к телу, позволяет коже свободно «дышать».

Среди льняных изделий заметно выделяется сорочка «Лилия». На рукавах и подоле украшена вставками кружева с цветочным рисунком. Вырез на груди декорирован бело-персиковым орнаментом с лилиями, а на спине вышит крест с вьющимися цветами лилии. К рубашке можно подобрать льняную косынку с лилиями, вышитыми в той же гамме.

Бюджетная модель из бязи (100% холопок) - сорочка «Людмила». Оформление рубашки полностью выполнено в белом цвете: на груди с равносторонним крестом и растительными орнаментами. Край рукава и подола украшен ажурным хлопковым кружевом. Цвет вышивки может быть любым, кроме золота и серебра, которые дополнительно необходимо закрывать подкладкой. При намокании ткань просвечивает, поэтому рекомендуем поддевать нижнее белье или длинную майку.

Мужские рубашки для крещения

В храм мужчина должен одеваться скромно, придерживаясь спокойной цветовой гаммы. Майки, шорты, спортивные костюмы не допускаются. Традиционно после святой купели мужчина облачается в длинную, свободного кроя крестильную рубашку белого цвета.

Мы предлагаем модели из натурального костюмного льна и бязи (100% хлопок). Ткани хорошо впитывают остатки влаги, приятны к телу, не вызывают раздражения на коже. Рубашки представлены в размерах от 46 до 56. Также доступна услуга пошива изделий на заказ, под ваши индивидуальные параметры.

Из льняных моделей популярна рубашка «Владимир». На груди украшена узором из виноградной лозы, на спине вышит процветший крест-лоза. Цветная вышивка гладкой вискозной нитью выглядит на белом полотне выразительно и гармонично. В набор к ней можно подобрать махровое полотенце «Процветший крест».

Эконом-вариант из бязи - рубашка «Георгий». У горловины украшена православной вышивкой с вьющейся виноградной лозой в бежево-зеленой гамме. На спине вышит крест, обвитый лозой. Сочетается с махровым полотенцем «Обвитый крест». На полотенце под крестом можно дополнительно вышить имя или дату крестин.

Обряд крещения – таинство, дарующее Небесную защиту крошечному созданию. Событие является вторым рождением человека, на которого в этот день нисходит Божья благодать. Обряд крещения ребенка – невероятно красивая, чистая и светлая церемония, к которой принято готовиться крайне тщательно и ответственно, дабы не навредить дитю.

Многие родители задаются вопросом, как проходит обряд крещения , что нужно сделать, дабы малыш получил мощную защиту Всевышнего, Пресвятой Богородицы и Божьих угодников. Ведь жизнь каждого человека настолько терниста и ухабиста, что без помощи Небесных Сил невозможно существовать в грешном мире. Поэтому чтобы церемония прошла «без сучка, без задоринки» и ребенок ощутил Божий поцелуй, необходимо ознакомиться с правилами обряда.

Прародители свято чтили традиции, поэтому крестили новорожденных на 7 день, сегодня обряд проводят в любом возрасте, но чем раньше это произойдет, тем лучше для младенца.

Правила крещения

Таинство крещения требует выполнения некоторых правил.

  1. В первую очередь, следует выбрать крестных родителей. Их задача – вести ребенка по жизни, отвечая за духовное воспитание. Выбрать нужно верующих, ответственных, честных людей, соблюдающих каноны и знающие православные молитвы.
  2. Крестный отец занимается организацией крестин.
  3. Мать покупает для младенца белую рубашку и полотенце, а также чепец или косынку, если крестят девочку. Крыжма – обязательный атрибут крещения, символизирующий чистоту и безгреховность. Когда ребенок болеет, крыжма служит незаменимым помощником, исцеляя дите.
  4. Крестные родители покупают нательный крестик. А также икону с ликом святого Божьего угодника, чье имя носит малыш. Не стоит приобретать золотой крестик, считается, что металл греховный. Серебряное или металлическое распятие – лучшее решение.
  5. После посещения церкви дома устраивается праздничный обед, организационными и финансовыми вопросами занимается крестный отец.

Кто не может быть крестными родителями

Согласно правилам великого таинства, крестными родителями не могут быть люди:

  • Не верующие в Господа;
  • Послушники монастыря;
  • С психологическими расстройствами;
  • С наркотической и алкогольной зависимостью;
  • С беспорядочной половой жизнью;
  • Подростки;
  • Кровные родители;
  • Лица, состоящие в интимных отношениях.

Распространенная ошибка супругов – выбор крестных родителей, ориентируясь на благоустроенность.
«Чем богаче, тем лучше» считает половина родителей, ведь ребенка будут одаривать роскошными подарками. Не берите грех на душу, отдайте предпочтение людям, которым доверяете, знаете и уважаете. Ведь в случае гибели кровных родителей, крестные обязаны взять дите к себе на воспитание. Делая выбор, спросите себя, хотели бы оставить ребенка на попечение именно этим людям и не отправят ли они малыша в приют?

Особенности обряда

Присутствуя при крещении младенца, душу наполняет животворящий свет, исцеляя, кристально чистые слезы счастья струятся по щекам, а в сердце звучит божественная музыка. Невероятно мощный обряд имеет некие особенности.

  1. Крестить малышей, позволено в любой день.
  2. Крестные мать и отец должны забрать малыша и отнести в церковь, после чего приходят кровные родители. Садиться крестным в доме супругов запрещается. Мать по дороге в церковь должна разжевать чеснок и дунуть в лицо ребенку. Считается, что она защищает дите от порчи и сглаза.
  3. В храме разрешается присутствовать близким друзьям и родственникам, всех остальных приглашают на праздничную трапезу.
  4. При необходимости обряд допускается проводить в роддоме или в жилище супругов.
  5. Родители на церемонии не присутствуют.
  6. Если обряд происходит в сорокадневный срок после рождения, кровной матери не разрешается заходить в храм, так как считается, что она еще не очистилась после родов.
  7. В церкви за ребенка отвечают крестные родители, выполняя все указания батюшки. После чего священник трижды окунает ребенка в купель.
  8. С помощью мягкой кисточки священнослужитель крестообразно мажет церковным маслом ушки, лобик, носик, глазки, ручки, ножки, животик ребенка.
  9. Из рук батюшки отец принимает мальчика, а крестная мать – девочку.
  10. Ребенка пеленают в крыжму, после чего священник надевает нательный крестик, а затем родители облачают младенца в белую рубаху – символ святости и чистоты.
  11. Совершив миропомазание, священнослужитель состригает прядь волос – символ жертвенности Всевышнему.
  12. Трижды маленькое чудо носят вокруг купели, после чего мальчика заносят в алтарь, а с девочкой преклоняют колени пред образом Пресвятой Девы Марии.
  13. Хороший знак, если младенец спокоен или спит.
  14. На крещение ребенку приносят подарки.

В православии великое таинство в среднем длится 30-40 минут.

Оплата обряда

Перед крещением родители задаются вопросом, сколько стоит обряд крещения. В Библии написано, что Иисус Христос, зайдя в храм, располагающийся в Иерусалиме, выгнал оттуда торговцев, так как в церкви люди молятся, а не превращают его в «вертеп разбойников». Поэтому на вопрос «Сколько стоит таинство» ответ прост: «Нисколько».

Некоторые священнослужители не употребляют слово «Плата» в доме Господа, а скромно называют «Пожертвование». Где-то оно фиксированное, а где-то нет.

Сколько жертвовать – личное дело каждого, но в любом случае копеечку положить нужно.

Отличие и сходство в обряде для мальчиков и девочек

Обряд крещения мальчиков и девочек во многом схож. Но существуют и отличия:

  • малышке требуется головной убор, а мальчику он не нужен;
  • возносят в алтарь мальчика, девочку – нет;
  • к алтарю мальчика несет отец, крестная мать преклоняет колени перед ликом Богородицы на руках с девочкой.

Обряд крещения взрослого человека

Обряд можно провести в абсолютно любом возрасте. Если нужно креститься взрослому человеку, следует придерживаться правил:

  • После полуночи не разрешается употреблять пищу и пить;
  • Желательно 2-3 дня соблюдать пост;
  • Ночью перед событием нельзя предаваться плотским утехам;
  • Накануне следует читать Евангелие или Закон Божий;
  • Следует отказаться от суеты, просмотра телевизора, веселий и гуляний;
  • Нужно приобрести белую рубашку, крестик, тапочки, полотенце.

Для обряда крещения взрослого человека крестные не требуются.

Соблюдая все традиции и правила, имеющие многовековую историю, ребенок вырастит здоровым, крепким и счастливым.

Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.

Как проходит Таинство Крещения?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу , то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:

«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.

Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.

После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве .

Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

– Почему в алтарь вносят только мальчиков?

– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

– Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.

Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.

Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.

Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями – злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины.

В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.

Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода – первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).

Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила – таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.

Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).

Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения – погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).

Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест – знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками – здесь и теперь – жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.

В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).

Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, – это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.

И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть – это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть – это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.

Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши – чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста – чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание – новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – Святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.

С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого Мира и пострижение волос – совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд – это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.

Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос.

Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.

Как происходит процедура крещения взрослого человека в церкви?

    У меня было так. Понесли мы крестить своего ребенка. Надо, чтобы родители сами были крещеные. Я оказалась атеисткой. Батюшка сказал: Ничего страшного, сейчас мы сперва тебя покрестим, я буду твоим крестным, без крестной можно обойтись. А хочешь, загадай кого-нибудь из хороших знакомых, этого будет достаточно. Я загадала мамину подругу. Так, на всякий случай. Прочел батюшка какую-то молитву, окропил меня святой водой и надел крестик мне на шею. Крестик купили там же в церкви. Потом покрестили ребенка, с опусканием в купель. Или только побрызгали из нее, точно уже не помню. И выдали два свидетельства о крещении. Так что процедура не сложная.

    Процедура крещения именуется Таинство крещения (если мы говорим о православии). Взрослый человек перед крещением обязан пройти катехизацию (полугодовой курс изучения Закона Божьего в огласительных группах при храме), и оглашение (как минимум годовое посещение богослужений с целью изучения каноники годового церковного круга богослужений). Новопризванный оглашенный перед крещением должен знать: Отче Наш (на церковно-славянском), Верую, желательно, утреннее и вечернее молитвенное правило.

    В назначенный день своего крещения, новопризванный христианин берет с собой:

    • заранее освященный крестик. (можно за пожертву взять в церковной лавке)
    • белую крещальную ризу. Большое полотенце или шерстяной плед.
    • пару свеч среднего размера (каждому приглашенному на крещение - по свече и одну себе).

    Таинство крещения может происходить или в баптистерии, построенном возле храма (иногда и внутри храма, если храм строился с баптистерием), или же, по древней практике, - в открытом водоеме. Последний вариант возможен с благословения епископа.

    При проведении таинства, священнослужитель будет вам подсказывать, что делать и в какой момент. Перед таинством, вы должны облачиться в белую ризу (под которой ничего не должно быть), передать крестик священнослужителю. По ходу самого таинства, священнослужитель может потребовать от вас прочитать Символ Веры (Верую), далее, попросит зайти в баптистерий (или зайдет с вами же в водоем) и держа руку на вашей голове трижды погрузит вас в воду полностью (вам надо будет присесть) со словами: Крещается раб божий lt;имя> во Имя Отца (погружение), Аминь. И Сына (погружение), Аминь. И Святого Духа (погружение), Аминь. После этого, происходит Миропомазание всех частей вашего тела. (Если баптистерий будет холодным - именно тогда и понадобиться вам шерстяной плед, который можно накинут как до момента погружения, так и после).

Крещение – одно из семи церковных таинств. А таинство, это такое священное действие, суть которого человеческому сознанию в полной мере понять невозможно, по крайней мере, еще не перешедшему из этой временной жизни, в жизнь вечную. Так как Крещение, это не просто традиционный внешний обряд, присущий культуре русского и некоторых других христианских народов, а реальное действие, способствующее глубокому изменению, и преображению духа и сознания человека, невидимо совершаемое, силой Божьей. При Крещении человек омывается от первородного греха, а так же от всех грехов, содеянных им самим до этого таинства, и становится членом Церкви Христовой.

Суть этого вопроса заключается прежде всего в том, для чего надо Креститься, и какие побуждения к совершению над собой данного таинства не должны быть присущи в человеке.
За семидесятилетний период существования советской богоборческой власти, душе тленное атеистическое сознание настолько сильно укоренилось в огромных народных массах нашей страны, что многие идущие на Крещение, даже и не подозревают того, на сколько это важный, и грандиозный момент в жизни человека.
МирСоветов хотел бы отметить, что некоторые родители могут нести своего ребенка в Церковь для совершения над ним таинства Крещения с недостаточным сознанием, думая, что «ребеночка Крестить надо потому, что мы русские, и потому что так надо…», придавая таинству всего лишь поверхностную роль не очень значительной культурной традиции.
Или какой-нибудь молодой человек решает Креститься, потому что ему кажется, что сейчас это модно настолько, что даже самого российского президента В.В. Путина показывают по телевизору молящимся в православном храме.
А какая-нибудь девушка вместе со своими подружками, идут Креститься только лишь «ради прикола».
Но, несмотря на эти казусы, таинство над ними все-таки совершается. И им сообщается ничуть не меньшая сила Божия, в православном учении называемая благодатью, чем глубоко верующему во Христа. Поэтому проблема здесь заключается не в том, как получить, а как преумножить. Не сохранить, а именно преумножить. Ведь духовный закон устроен так, что человек либо приобретает духовные блага, либо расточает. Поэтому Иисус Христос и сказал нам словами, которые мы можем прочесть в Евангелии: «кто со Мной не собирает, тот расточает». И это не пустые слова, а действующая истина. Ведь грешащий, живущий не по заповедям Божьим человек, настолько вредит своей душе, что становится более жестоким, грубым, алчным и эгоистичным. От чего он и расточает свое физическое здоровье и счастье, теряя радость уже здесь на земле. Он, как правило, в прогрессирующем порядке теряет свой внутренний мир, и любовь к своим близким, делая тем самым свою жизнь более мрачной, унылой и суровой. И чтобы хоть как-то ее скрасить, начинает придаваться различным греховным увеселениям и услаждениям, которые еще более разрушают его сознание. Причем, со временем, в прельщенном самообмане, быть может, сам того не осознавая, начинает культивировать эти ничтожные услаждения, делая их первостепенной ценностью, и целью своей жизни. Не знающего наибольших, истинных ценностей человека можно сравнить с петухом, который в отличие от орла, летающего высоко в небе, где ему пожелается, дальше своего курятника и нескольких метров окрестной территории, никогда не видел и не знает.
Но этим все не ограничивается. Самое страшное такого человека ожидает после смерти, которая, по сути, является переходом человека из этой временной земной жизни, в жизнь иную. В которой он предстанет перед Богом, и будет давать отчет о результате прожитой им жизни. Здесь уместно вспомнить евангельскую притчу, в которой говорится об отчете рабов перед своим вернувшимся господином, который оставил каждому из них в меру его сил, разное количество талантов (определенная мера серебра). Кто из них преумножил оставленное господином серебро, кто был верен в малом, тот получил большую награду. А ленивые, не преумножившие оставленного добра, были наказаны.
Так случится и с неразумно крестившимися, и в дальнейшем греховно прожигающими свою жизнь, которая так же является даром Божьим. Господь им скажет: «вы пришли в Мой храм, где при Крещении приняли «талант»; почему вы его не приумножили себе во благо, а мне на радость?». И оправдания этому не будет.
С Крещенными в младенчестве, этот вопрос обстоит несколько иначе.

Что нужно взрослому для Крещения?

Поскольку человек существо с двоякой природой: духовной и физической, т.е. имеющий душу и тело, то, соответственно, подготовка к Крещению должна идти в двух направлениях. Самое важное, и самое сложное – это подготовиться внутренне, духовно. Внешняя подготовка значительно проще, и ошибки в ней не принесут таких последствий, какие приносит неправильно построенная духовная жизнь.
Самым необходимым условием для Крещения является, конечно же, вера во Христа и твердое намерение крещаемого, стараться всю свою последующую жизнь проводить безгрешно, богоугодно.
Чтобы приобрести такой внутренний настрой, необходимо молиться, особенно на общих храмовых богослужениях. Очень помогают в этом еще и чтение житий святых. А так же беседы с уже воцерковленными людьми, особенно со священнослужителями.
Не бойтесь до принятия Крещения приходить в храм, присутствовать при богослужении, и беседовать с верующими непосредственно после службы.
Правда, на Божественной Литургии по древним, установленным основателями этого вида службы традициям, присутствие только готовящихся к принятию Крещения, разрешено всего лишь до определенной части этого богослужения - до так называемой Литургии верных. То есть разрешено присутствовать на Литургии оглашенных (готовящихся к Крещению) до возгласа: «елицы оглашении, изыдите, оглашении изыдите…», после которого начинается уже сама Литургия верных.
Поэтому если у вас есть необходимость побеседовать со священником или с кем-нибудь другим из числа верующих, то чтобы вам не пришлось где-нибудь на улице дожидаться окончания Литургии, лучше всего приходить на вечернюю службу. Присутствовать на ней оглашенному разрешено от начала до самого конца.
Внешняя подготовка к Крещению для взрослого довольно проста.
Достаточно просто сходить в храм, договориться о дате, в которую будет совершаться Крещение. Желательно, чтобы по возможности время Крестин совпадало с Божественной Литургией для того, чтоб вам можно было сразу после воцерковления причаститься Святых Тайн Тела и Крови Христовых.
МирСоветов отмечает, что в день самого Крещения нужно взять с собой полотенце и сланцы. А женщинам еще и длинную, до пят легкую сорочку, которую можно приобрести в самом храме. Полотенце нужно для того, чтобы можно было вытереться после необходимого троекратного погружения или обливания крещаемого святой водой. Мужчин Крестят раздетыми, а женщин в заранее принесенных ими сорочках.
Нательный крестик, такой, какой вам понравится, можно выбрать и купить заранее.
взрослому иметь не обязательно, так как он уже в состоянии самостоятельно идти по пути воцерковления. Но помощь в этом деле от уже духовно опытных людей очень желательна. И если таковыми будут ваши крестные, то это будет приносить вам только лишь одну пользу, если, конечно же, только вы сами, добровольно, не сойдете со спасительного духовного пути.

Если вы Крестите ребенка, то МирСоветов в первую очередь советует выбрать таких крестных родителей, которые бы наряду с родителями по плоти, принимали участие в их духовном воспитании. Крестные младенцев до 7-ми лет становятся их восприемниками, которые ручаются перед Богом и Церковью за веру крещаемых детей. Это очень большая ответственность. Поэтому в их обязанности входит делать все от них зависящее для духовного воспитания своих крестников.
Внешняя подготовка к Крестинам ребенка, заключается в том же самом, что и при Крещении взрослых. Только для маленьких девочек совсем необязательно приобретать крестильную сорочку. А для младенцев и вовсе не нужно этого делать.

Как же начать приобретать, а не расточать после Крещения? Без веры в Бога это сделать невозможно. Но, несмотря на то, что такая вера является даром Божьим, приобретение ее и мера зависят и от нас самих. Бог благ, и всегда желает нам только лишь добра, которое щедро дает каждому, кто желает и может его в себя вместить. Ведь зачастую, мы сами не хотим, и по своей же греховности и слепоте не можем вместить в себя предлагаемого нам Богом блага. Поэтому необходимо всеми своими силами приобретать и преумножать веру в Бога. Для этого необходимо читать Священное Писание, жития святых, поучение пастырей Святой Церкви и другую духовную литературу. А самое главное, регулярно посещать храмовые Богослужения и принимать участие в церковных таинствах, особенно в таинстве Причастия, которое для не крещеного строго закрыто. И на протяжении всего остального времени своей жизни, стараться во всем жить по заповедям Божьим.