Конспект деловой игры с родителями воспитанников на тему: «все мы родом из детства. Родительское собрание в форме деловой игры в средней группе ДОУ

Татьяна Башлыкова

Реализация инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.

Деловая игра с педагогами

«Взаимодействие с родителями дошкольников».

Цель игры: формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути решения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями, приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Для проведения игры педагоги делятся на 2 команды (тренинг на раскрепощение педагогов: построиться по росту с закрытыми глазами, разделиться на команды по цвету волос, разделиться на тройки, разделиться на пятерки – это команды, оставшиеся- члены жюри, за каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Начнем нашу игру с названия команд. (Предложить на листе нарисовать смайлик настроения до начала игры.)

1 часть . Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди. Если участник затрудняется с ответом, просит поддержку у команды. Начиная свою просьбу со слов: «Друзья, помогите!».

1 Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?

2 Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка?

3 В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?

4 В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?

5 Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога?

6 Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?

7 Перечислите формы работы с родителями.

8 Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны.

9 По вашему мнению, что хотели бы получить родители от детского сада?

10 «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам». Прокомментируйте эту фразу.

2 часть.

Решение педагогических ситуаций.

Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

1. Вечер. За Владом и Машей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Маши кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!», «Мама, но ведь надо убрать за собой», -говорит Маша. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу!» Как взаимодействовать с родителями в данной ситуации. Ваши действия.

2 Воспитатель предложил родителям принять участие в конкурсе, поместив информацию об этом в групповом стенде. В конкурсе принял участие 1 человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

3 Мария Петровна, бабушка Димы из младшей группы, привела ребенка, у которого наблюдается явное недомогание (насморк, кашель, вялость). Действия воспитателя?

4 «У нас есть в наличии краска, надо покрасить забор»- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?

3 часть

Обучающая

Для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще «включать родителей» в деятельность дошкольного учреждения. Родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность дошкольной организации. Наша задача определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

1 Педагогическое просвещение родителей.

2 Включение родителей в деятельность дошкольной организации.

1 Упражнение.

«Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей, родителей. Чтобы лучше друг друга понимать, предлагается следующее упражнение.

Закончите предложения.

Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Самый проблемный ребенок в группе…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…

(в проведение праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям и др.).

8 Следующее родительское собрание будет на тему….

Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.

2 Упражнение.

В течение 5 мин, придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей, детей. Какое из этих мероприятий Вы смогли бы подготовить и провести в ближайшее время? (На обсуждение 4 мин).

Обсуждения педагогов.

3Упражнение. «Талант педагога!» Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания 5 мин).

«Работу я свою люблю

И в ней я счастье нахожу!

*На работу, рано собираясь,

Глаз накрасить не могу никак…»

(Предложить педагогам нарисовать смайлик настроения)

Тренинг с педагогом- психологом. (упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения)

Работа жюри. Подведение итогов.

Рефлексия

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников» Деловая игра для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольников». Задачи: 1. Уточнить знания и умения педагогов в области.

Деловая игра для педагогов «Общение с родителями» «Какие фразы целесообразно использовать для начала беседы с родителями» Найти в предложенном списке пять неудачных по Вашему мнению, фраз.

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Старший воспитатель МДОУ д/с №4 «Солнышко» г. Фурманов.

Деловая игра к педагогическому совету, посвященному развитию речи дошкольников Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и развитии речи у детей дошкольного возраста. Задачи: Активизировать.

Деловая игра с родителями «Коррекционные приёмы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР» Основная часть. 1. Игра «Пожелание». Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: родители сидят.

Представлен ход деловой игры по данной теме. Раскрыта роль семейного воспитания. Представлена информация о стилях семейного воспитания. Приведён пример упражнения с группой родителей "Семья". Приведены примеры тренинговых упражнения для сплочения родителей с детьми. Памятки для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра

« Роль семьи в воспитании ребёнка »

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.


Подписи к слайдам:

Деловая игра «Роль семьи в воспитании детей»

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский Василий Александрович

Роль семейного воспитания Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми. Духовное общение с детьми - одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно совместные занятия, игры, приобщение малыша к полезным и увлекательным хобби отца и матери.

Пирамида взаимодействия воспитателя и родителей

Стили семейного общения Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье: диктат, опека, «невмешательство», сотрудничество.

Существует 3 стиля семейного воспитания: демократический – это стиль «согласия»; авторитарный – стиль «подавления»; попустительский – ребёнок предоставлен сам себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие и без разрешения, то вы: А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять правильное решение; Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах; В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться.

3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы: А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о том, какой он у вас молодец; Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось; В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы поступите? А) заставите ребенка исправить свою ошибку; Б) не обратите на это внимания; В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь историю о том, как невежливость мешает нам жить.

5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете делать? А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь; Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание; В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

6. C каким из утверждений вы полностью согласны: А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций; Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать; В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично.

7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком: А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его; Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять процессом его развития практически невозможно, так что главная забота родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

8. Как вы относитесь к активности самого ребенка: А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности; Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и воспитания; В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с родителями.

9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия: А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо; Б) заставили бы выполнить работу; В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы было интересно решать.

10. C каким из утверждений вы полностью согласны: А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем; Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь пожалеет об этом; В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Ключ к тестированию № вопроса Баллы за ответ «А» Баллы за ответ «Б» Баллы за ответ «В» 1. 2 3 1 2. 3 1 2 3. 2 3 1 4. 2 1 3 5. 3 2 1 6. 1 2 3 7. 2 3 1 8. 3 1 2 9. 1 2 3 10. 2 1 3

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы. Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком. Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю. Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

Тренинговые упражнения направленные на детско-родительские отношения

Упражнения: «Машины»; «Ёжик» «Давайте поздороваемся»; «Ромашка из ладошек»

Спасибо за внимание!


Конспект деловой игры

с элементами тренинга

по построению эффективного общения

и взаимодействия педагогов ДОУ

с родителями

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на взаимоотношении с родителями на основе сотрудничества.

Задачи:

    Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями

    Содействовать повышению уверенности э себе;

    Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями

Оборудование: листы бумаги А4, маркеры, ручки(по числу участников), карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», шляпа, свеча, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпам, запись спокойной музыки для релаксации, листы бумаги для записи качеств, которые помогают и мешают общению с родителями, проектор, доска для мультимедийного показа слайдов, памятки

Предварительная работа: Заполнение воспитателями карточки-теста оценки затруднения в общении с родителями.

Ход проведения мероприятия

1 Вступление

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона и зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избе;, м конфликтных ситуаций такова тема сегодняшней нашей встречи,

2 Практическая часть:
Упражнение «Свеча»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению

. Начать встречу мне поможет свеча. Свеча-камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Это/ маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавал свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки)

Все родители разные, это взрослые люди, и к каждом} нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема

самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождаю! сложные отношения.

Я предлагаю вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия,

Упражнение "Сфера ответственности"

(В пространстве комнаты размешаются листы с надписями:"Родитель", "Воспитатель", "Администрация"..)

- Как вам кажется, кто больше несет ответственности за эффективное общение В большей

степени: родителей, воспитателей или администрации. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение. Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении отве тственности за эффективное общение.

Мини-лекция Карьеры эффективного общения

Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Каковы же причины возникновения барьеров в общении педагогов и родителей ?(показ слайда)

Для того, чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя, свои сильные и слабые стороны.

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё" имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).(Анализ выполненного упражнения)

Дискуссия «Я и родители моей группы».

Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение столов «подковой»)

Анализ проведенного накануне теста для самооценки затруднений в общении с родителями показал, что многие воспитатели затрудняются в умении объединять

родителей при решении разных вопросов, не могут найти общий язык с ними. Попрошу Вас ответить на некоторые вопросы

Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд,
необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника
нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные - это (показ слайда)

    Улыбка,

    имя собеседника

    комплимент.

    Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою
    готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

    Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
    Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать:
    «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на споем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу

В общении наиболее применим косвенный комплимент.мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родители, его ребенка,

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцептировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце такчично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом)

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы...» (Вы сделайте то- то!», «Вы должны это...!») ,чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели..., знали...!», «Нас всех беспокоит, что дети...". «Наши дети...», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правша установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями .

Игра « Волшебная шляпа».

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг)

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности.а гак же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

По окончании игры все возвращаются на места.

Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямых, а косвенным, т.е. хвалить «родителю» ребенка.

А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорит., фразу "Иди сюда 1 " с 16 различными интонациями голоса

Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя и общении с родителями. Произнести фразы:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка

Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре

с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, какая интонация наиболее приемлема в общении с роди гелями.

Мини-лекция: "Торт общения"

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень - это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

- Я хороший - ты плохой (позиция сверху)

Я плохой - ты хороший (позиция снизу)

Я хороший - ты хороший (позиция на равных)

Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, ? Что она означает? (1 - назидание, превосходство; 2 -заискивание, лебезит- внутреннее опасение; 3 - принятие другого человека, общение на равных).

Общение - это деятельность, и как любая деятельность поддаётся анализу:

Этот анализ проходит свернуто - в диалоге с самим с собой: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой "Активного слушания»

Мини-лекция" активное слушание"?

Сегодня умение "активно слушать" требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

Во-первых, важна собственная настройка "слушающего". Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то,что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника.

Во вторых- любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий кик правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

Активное слушание - способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь чувства говорящего.

Активно слушать собеседника - означает:

    Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказа,.;

    Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания:

    Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

    Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы
    рассказывать в обычной ситуации.

    Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

    Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родите лями

Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с гак называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители

Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просято помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знааем что делать, помогите нам!».

Что делать?

Первая фаза общения с такими родителями: необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю...», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, роди гель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 1 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.

Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

Обсуждайте проблему , а не личные качества ребенка и его родителей.

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это - Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом - к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале. Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям. Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе...

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в эгом заде. Раз... Два... Три...

Подведение итогов

Упражнение «Рюкзачок»

Цель: формирование позитивного само восприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении

Сегодня мы заканчиваем тренинговое занятие. Что- то за это занятие вы узнали нового. что-то еще предстоит узнать и научиться. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной, (участники на листах бумаги пишуткачества, которые помогут в общение и те, которые могут помешать в общении)

Раздача памяток: средства общения, правила активного слушания

На сегодняшний день активное включение родителей в жизнь ДОУ требует современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и активно их решать. Хорошо, на наш взгляд, способствуют повышению компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей такие формы, как круглый стол, деловая игра. Так, в нашем ДОУ с родителями средней группы была проведена деловая игра "Азбука общения с детьми" , в ходе которой решались следующие задачи:

1.Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в разных ситуациях с детьми.

2. Подвести родителей к пониманию причин возникших трудных ситуаций.

3. Дать возможность обсуждения и выбора родителями приемлемых приёмов предупреждения и выхода из трудных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Парус»

г. Урень Нижегородской области

Конспект деловой игры с родителями

«Азбука общения с ребенком».

Подготовила и провела:

Воспитатель 1 категории

Лебедева О.Н.

Апрель 2016 г

Деловая игра с родителями на тему «Азбука общения с ребенком».

Цель : Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей, улучшить взаимопонимание между родителями и детьми. Задачи: 1.Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в разных ситуациях с детьми. 2. Подвести родителей к пониманию причин возникших трудных ситуаций. 3. Дать возможность обсуждения и выбора родителями приемлемых приёмов предупреждения и выхода из трудных ситуаций. Форма проведения: деловая игра.

Ход игры

1.Приветствие .

Я рада вновь встретиться с Вами, уважаемые родители. Сегодня мы обсудим проблему взаимопонимания родителей с детьми.

Правила деловой игры:

Высказывать свои мысли откровенно и правдиво;

– каждое мнение имеет право на существование;

Никто не спорит, не пытается переубедить кого-то, а просто делится своими мыслями;

Никто насильно не заставляет говорить: высказываются только желающие. (Слайд №1)

2.Игра - разминка «Поменяемся местами».

Для того, чтобы лучше узнать друг друга, мы поиграем в игру «Поменяемся местами».

Поменялись местами те, кто любит своих детей;

Поменялись местами те, кто имеет сына;

Поменялись местами те, кто имеет дочь;

Поменялись местами те, кто хочет научиться лучше понимать своего ребенка

3.Предлагаю послушать сказку.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как стать синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот… Что же было дальше? Что за сказка без конца?

Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки? Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей влиянием улицы, сверстников, отсутствием у родителей времени на общение с детьми и т.д. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих "проблем".

4. Упражнение «Нарисуй цветок»

Родители получают цветные карандаши и альбомный лист. Дается установка: нарисовать любимый цветок. После рисунки собираются и вывешиваются на доску-стенд. Подвести итог рисованию (примерный вывод: ребенок – это цветок, а каким он вырастет, зависит от внимания и заботы родителей).

Давайте вспомним функции родительства: Создание оптимальных условий для полноценного личностного развития ребенка; Сохранение здоровья; Обеспечение комфортного существования и безопасности; Обеспечение адаптации к жизни.

Ребенок наблюдает за тем, как родители обращаются с ним, друг с другом и с другими людьми. В ходе таких взаимодействий родители показывают ребенку свое отношение к нему и окружающему миру уже не столько на уровне слов, сколько на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого, он начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живет. Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение; то в каждой семье может воцариться счастье. 5. Метод проекции. Каждый человек, встречающийся на нашем пути - это наше зеркало. Мнение о себе ребенок строит на основании мнения окружающих. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. Психологи это называют "проекцией". И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни. Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя. Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами. А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями. Например: Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес сверстника. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же "некрасивыми" словами перемывает косточки начальству.

Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство. А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный и всем недоволен. Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день. 6 . Упражнение «Список правил» 1. Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка. 2. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их. 3. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения. Много ли требований пришлось вычеркнуть? Как вы думаете, для чего нужны такие упражнения?

Чего же ребенок ждет от родителей? Одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают. Специалисты считают, что любое общение содержит в себе восемь разных смыслов : то, что мы хотели сказать, что сказали, что услышал собеседник, что он понял, что хотел сказать в ответ, что сказал, что мы услышали и как его поняли.

Даже у самого простого вопроса: “Как дела?”, который задают своим детям все родители без исключения чуть ли не каждый день, очень много смыслов . Кому-то по-настоящему интересно, как прошел день у ребенка. Кто-то так мирится и извиняется за то, что утром впопыхах обидел ребенка. А для кого-то этот вопрос вроде допроса. Как мы слушаем детей и разговариваем с ними – целиком зависит от наших намерений, целей, настроения, усталости, желания действительно понять и принять их. 7. Игра «Передай другому». Ведущий передает воображаемый предмет соседу, сосед передает следующему и т.д. В конце ведущий спрашивает игроков, кто что получил и передал. Ответы самые разнообразные. Игра наглядно показывает, насколько может исказиться суть информации в процессе передачи.

Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить . Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще
взрослые слышат только то, что хотят услышать . И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей. Как же преодолеть эти барьеры?

8. Минутка активного отдыха.

а) Упражнение «Комплимент». Играющие становятся в круг. Ведущий предлагает друг другу сделать комплимент. б) Упражнение «Угадай, что нарисовано». Вызывается один участник игры. Ему предлагают с помощью мимики, эмоций, жестов изобразить, что нарисовано на картинке. Остальные участники угадывают. 9. Притча о понимании. Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди. - Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать? Мудрец посмотрел на них и спросил: - А на каком языке вы говорите? - Все молодое поколение говорит на тарабарском. - А старшие жители? Задумались молодые люди и признались: - Мы у них не спрашивали. - Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать 10. Игра «Пойми меня» Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня». Ваша задача – определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, обида, чувство нелюбви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Выразить к ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания, сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Уделяйте общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребенка. Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им всегда нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее. Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови или улыбки – все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого. Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и короткими. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать. Используйте формулу «Я сообщения». Когда ты… (действия ребенка), я чувствую… (свои чувства), потому что… (объяснение, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы… (описание желаемого хода развития событий, обозначение своей роли и роли ребенка). Например: «Когда ты перебиваешь меня во время разговорас папой, я сержусь, так как твои вопросы мешают мне сосредоточиться и объяснить ему, что нам нужно сделать. Мне бы хотелось, что бы задавал вопросы после того, как я закончу разговор».

11.Освоение техники «я-высказывания» Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка. Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Ты опять не убрал свои игрушки! Ты совсем перестал мне помогать!» Это «ты - высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком. "Я-высказывание" - это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. "Я-высказывание" всегда начинается с личных местоимений: "Я", "мне", "меня". Давайте поиграем в переводчиков . Попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание. Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала.

«Ты-высказывание»

«Я-высказывание»

Почему все должна делать я? (Обида.)

Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь... (Без обиды.)

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

У тебя что, в голове - две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности.

Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь?

Ты всегда без разрешения берешь мои вещи!

Когда с моего стола без разрешения берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять.

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.

Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяет им чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.

Но, кроме вербального общения, ребенку необходимо тактильное общение.

Давайте для себя ответим на вопросы:

  • Сколько раз в день гладите его по голове?
  • Сколько раз обнимаете?
  • Когда в последний раз говорили, что вы любите своего ребенка?
  • Когда с любовью и нежностью смотрели в глаза своему ребенку?
  • Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали со своим ребенком?

Известный американский психолог Вирджиния Сатир утверждает, что ребенку для выживания нужно четыре объятия в день; для того, чтобы он чувствовал себя хорошо – восемь; а для того, чтобы он рос и развивался как личность – двенадцать. Детям в любом возрасте необходимо ощущать силу вашей любви. Согласитесь, что даже в тридцать вы бы не отказались от «порции» объятий от вашей мамы или папы. Конечно, дети иногда могут сами просить, чтобы вы их не целовали на глазах у их друзей (особенно этого стесняются мальчики), но это никак не значит, что они не хотят получить от вас подобных проявлений любви, - просто демонстрируйте это дома. Хорошо об этом сказала Любовь Терехова: «…Семнадцать раз обнять, поцеловать раз десять… Лишь так счастливей стать сумеют наши дети»

12.Подведение итогов. «Притча».

И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее. Надеюсь, что полученные сегодня знания помогут Вам понимать своего ребенка еще лучше! У Вас все получится! Спасибо!

Приложение 1.

Памятка для родителей «Десять правил общения с ребенком

1.Разговаривайте друг с другом

У каждого человека есть потребность говорить с окружающими и слушать, что говорят они. Нормальное полноценное общение друг с другом необходимо и детям, и родителям.

2. Учитесь слушать ребенка

Способность слушать - ключ к взаимопониманию. Ваш ребенок хочет, чтобы его слушали, не перебивали, не вступали с ним в спор, интересовались его чувствами, взглядами, мыслями, идеями, не настаивали на том, чтобы он слушал только взрослого.

3. Рассказывайте детям о себе

4. Умейте поставить себя на место ребенка

Посмотрите на мир глазами своего ребенка, вспомните, как, возможно, и ваши родители критиковали ваши «клеши», длинные волосы, «битлов» и Высоцкого. Дайте детям почувствовать, что вы их понимаете.

5. Будьте рядом

Важно, чтобы дети знали, что дверь к вам всегда открыта, что у них есть возможность поговорить или просто побыть рядом с вами.

6. Будьте тверды и последовательны

Твердость - не значит агрессия. Это значит, что детям известны ваши взгляды на жизнь и естественное желание, чтобы их уважали. Не меняйте своих позиций под влиянием ситуаций. Хорошо, если в семье есть определенные правила и ограничения, которые меняются с возрастом ребенка. Например, полезное семейное правило - звонить, если задерживаешься. Ему должны следовать и дети, и взрослые.

7. Старайтесь все делать вместе

Нужно как можно активнее развивать круг интересов детей, чтобы показать им альтернативу, если вдруг им представится выбор, где одним из предложен ных вариантов будет наркотик.

8. Дружите с друзьями своего ребенка

Пусть они приходят к вам в дом, или вам должно быть известно место, где они собираются.

9. Помните, что каждый ребенок - особенный

Помогите ему поверить в себя, решиться сделать то, что у него до этого не получалось.

10. Показывайте пример

Вы - пример для вашего ребенка. Помните об этом, и сами старайтесь соответствовать тем строгим требованиям, которые предъявляете к своему ребенку.

Памятка для родителей «Азбука общения»

1. Находясь на улице, старайтесь использовать все, что способствует развитию чувства равновесия, общей координации, ловкости и согласованности движений (бордюры, перила, пенечки и скамеечки). Не забывайте включать в работу фантазию, внимание и мышление малыша. И развитие вашего ребенка пойдет неуклонно вперед без особых усилий с вашей стороны, а время, проведенное вместе, подарит радость вам обоим.

2. Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для вашего малыша – вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь только, чтобы сказка была со счастливым концом и несла в себе те же ценности, какие вы сами хотели бы сформировать у своего малыша.

3. Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.

4. Вовсе не обязательно выделять на общение с ребенком специальные часы: занимаясь домашними делами, по пути в детский сад или к зубному, в дороге, транспорте, магазине можно придумать особую игру, в ходе которой ребенок будет познавать окружающий мир и получать необходимый сенсорный опыт…

5. В своих мечтах дети создают модели жизни, как бы сценарий, написанный с помощью взрослых. Поэтому, уважаемые мамы и папы, помните: нет проблемных детей, есть проблемные родители.

Памятка для родителей «10 ВОЛШЕБНЫХ СЛОВ при общении с ребенком»

1. Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”

Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”

2. Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”

Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.”

3. Вместо грубого: “Убери за собой”

4. Вместо рассерженного: “Не мешай!”

Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”

5. Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть.”

Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”

6. Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”

Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”

7. Вместо злого: “По попе захотел?”

Выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”

8. Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”

Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”

9. Вместо нудного: “Сколько раз повторять”

Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.”

10. Вместо менторского: “Руки помыл?”

Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”

Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, а главное - реакция ребенка.

Приложение 2.

Анкета для родителей «Ваши взаимоотношения с детьми» Уважаемые родители! Мы проводим опрос с целью выявить особенности общения между Вами и вашими детьми, а также, помочь Вам в воспитании детей.

Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

1. Сколько приблизительно времени в день Вы общаетесь с Вашим ребенком ?

От получаса до двух часов

От двух до четырех часов

От четырех до восьми часов

Восемь часов и больше

Затрудняюсь ответить?

2. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?

Спокойным и доверительным тоном

Стараюсь общаться спокойно, но не всегда получается

Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах

Затрудняюсь ответить?

3. Какой стиль общения доминирует между Вами и вашим ребенком ?

Общаетесь на равных

При общении Ваше мнение влиятельней, чем мнение ребенка

Предоставляете ребенку полную свободу в общении

Затрудняюсь ответить?

4. Всегда ли Вы выслушиваете Вашего ребенка?

Да, я всегда могу выслушать своего ребенка

Стараюсь выслушать его, но не всегда хватает времени

Делаю вид, что слушаю

5. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться со своим ребенком?

Таких причин нет

Занятость на работе

Ваш вариант___

6. Схожи ли Ваши мнения о воспитании ребенка с мнением членов Вашей семьи?

Во всем схожи

Схожи, но не во всем

Абсолютно не схожи

Затрудняюсь ответить?

Считаю очень важной

Считаю не очень важной

Не считаю важной вообще

Затрудняюсь ответить?

8. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалистов? ___

Спасибо! Успехов Вам в воспитании Вашего ребенка!


Деловая игра

Цель:

Обеспечить безопасность и здоровый образ жизни детей-дошкольников; помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками безопасного поведения дома и на улице; развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность; показать родителям, как можно знакомить детей с правилами безопасности, найти пробелы в их знаниях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Безопасность жизни детей»

Деловая игра с родителями

Цель:

Обеспечить безопасность и здоровый образ жизни детей-дошкольников; помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками безопасного поведения дома и на улице; развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность; показать родителям, как можно знакомить детей с правилами безопасности, найти пробелы в их знаниях.

Описание игры

Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, мамы и папы, дорогие ребята! Сегодня и взрослые, и дети станут участниками деловой игры. Почему «игра», думаю, всем понятно. Ведь игра – самое любимое занятие дошколят. Почему «деловая»? Да потому что название её серьёзное, важное и весьма внушительное «Безопасность жизни детей». Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности. Сейчас все мы станем участниками игры, в процессе которой выясним, что знают дети о безопасности поведения, а чему их ещё нужно научить. Для того чтобы наше обучение было более успешным и приятным, давайте познакомимся с участниками игры. Ребята представятся, представят своих родителей и расскажут немного о себе.

(Для этого проведена предварительная работа – придумать визитку семьи)

Мир вокруг нас так прекрасен, но в тоже время таит в себе неожиданностей. И сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя дома, когда ты один, об опасных предметах, которые есть в каждом доме, выясним с вами в ходе игры, отчего возникает пожар и как нужно вести себя, если он случился; как вызвать помощь, а также кто такие незнакомцы и как вести себя с ними, а ещё уточним, для чего нужно знать свой адрес и телефон. Вот чем мы будем заниматься на нашей деловой игре.

Итак, первое, о чём мы с вами поговорим, - как надо вести себя в самом привычном месте, в родном доме. Что же опасного может быть дома? Какие предметы, вещи могут быть опасными?

1 задание

На листе ватмана изображены 10 -15 предметов (мячик, нож, пила, расческа, иголка, пуговица, спички, кукла, гвоздь, бенгальские огни и т.п.). Рядом в коробке лежат вырезанные из картона и наклеенные на магниты кружки.

Ведущий. Дети, рассмотрите эти рисунки и отметьте кружком предметы, которые кажутся вам опасными.

Дети по очереди выполняют задание, а ведущий исправляет, дополняет о обобщает ответы.

А теперь поговорим об электричестве. Это слово знакомо нам с самого детства. Человек, приходя с работы, первым делом зажигает свет, включает телевизор. Когда требуется что-то починить, папа пользуется электропаяльником. Маме очень помогает электроплита и стиральная машина. Какие ещё вы знаете электроприборы? Для чего необходимы и чем опасны?

Ведущий. Они опасны по двум причинам.

Во-первых, они могут вызвать пожар, во-вторых, в них проходит электрический ток, и они могут поразить током. Вся современная бытовая техника очень удобна. Но все эти приборы могут стать источником опасности, если не соблюдать правил обращения с ними.

Подведём итоги беседы об электроприборах.

Уходя из дома или даже из комнаты, обязательно выключайте телевизор, свет, утюг. Лучше попросите об этом взрослых. Никогда не тяните за электропровод. Не трогайте электроприборы мокрыми руками. Может случиться короткое замыкание. Если заметишь оголённые места или почувствуете запах гари или проводки, немедленно сообщите взрослым. Такие вещи нуждаются в ремонте.

2 задание

А теперь отгадаем загадки об опасных предметах и электроприборах.

Ведущий. Сейчас я попрошу вас, ребята встать и сделать большой круг. Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. И сегодня без огня не обойтись: он согревает и кормит нас, но когда забывают об осторожном обращении с огнём, он становиться смертельно опасным. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар на случайность, а результат неправильного поведения. От чего же происходят пожары? Какие беды приносят пожары? Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками? Как вызвать пожарную машину, если случился пожар?

(Ответы детей, родители помогают)

3 задание

Игра «Если возник пожар»

Ведущий. Мы славно поиграли, а заодно выяснили, отчего могут возникнуть пожары, и по какому номеру можно вызвать пожарную команду. Рассаживайтесь поудобнее.

Давайте уточним, если вы дома одни и почувствовали запах дыма, появился огонь, что необходимо сделать в первую очередь? Можно ли прятаться под кроватью или нужно убегать в другую комнату? Может ли загореться новогодняя ёлка?

Если вы остались дома одни, то необходимо вызвать по телефону 01 пожарных, сообщить адрес или обратиться к соседям по квартире. Нельзя прятаться под кровать, под стол, убегать в другую комнату – лучше совсем убежать из квартиры. Дым может быть опаснее – огня. Поэтому если всё-таки не удалось выйти из квартиры, то дышать нужно через мокрую тряпочку или носовой платок, а также присесть или лечь на пол, так как внизу дыма меньше, и накрыть голову мокрой тряпкой. Несчастье может случиться у новогодней ёлки, если вместо электрогирлянды использовать свечи или бенгальские огни, в праздник устраивать в квартире фейерверки.

А теперь я раздам вам листочки-памятки с правилами безопасного поведения, которые вы вместе с родителями должны выучить и знать

Приложение к игре

Загадки

Два кольца, два конца

А посередине гвоздик. (Ножницы)

Если остриём упрётся –

Сразу дырочка найдётся. (Шило)

Есть у моего Антошки

Только шляпка да железная ножка. (Гвоздь)

Не хочу я молчать –

Дайте вволю постучат

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток)

Вот железная плутовка,

Листы держит очень ловко,

Крепко вместе их сжимает,

Никогда не растеряет. (Скрепка)

Я иголка подружка,

Только нет у меня ушка. (Булавка)

Длинноногий ходит по дороге,

Одна нога по кругу бежит,

Другая на листе стоит. (Циркуль)

Гвоздь как схватят, как потянут –

Непременно вытащат. (Клещи)

Конь стальной, хвост льняной,

Подружись-ка ты со мной. (Игла)

Кланяется, кланяется,

Придёт домой – растянется. (Топор)

Я сижу в своём домишке,

Не серди меня, мальчишка,

Обращайся осторожно –

Мной порезаться ведь можно! (Перочинный ножик)

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу. (Телевизор)

Плывёт электроход,

То назад, то вперёд. (Утюг)

Он один на всём свете

Очень рад пыль встретить. (Пылесос)

На столе, в колпаке,

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок –

Развесёлый огонёк. (Настольная лампа)

Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как ни трудитесь,

Без обеда насидитесь. (Плита)

Посмотрите на мой бочок,

Во мне вертится волчок.

Никого он не побьёт,

Но зато весь крем собьёт. (Миксер)

Я пузатый и пыхтящий,

Я большущий и блестящий,

Если только захочу,

Кипяточку вскипячу. (Самовар)

Два соседа – колеса

Друг от друга тянут сами

Игра «Если возник пожар»

Описание игры

Дети стоят по кругу. В руках ведущего красный воздушный шарик. Играющий должен быстро назвать последнее слово в рифму и передать шар другому. Кто не называет слово, выбывает из игры.

Ведущий. Этот шар в руках недаром.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар-

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозиться нам будет

Злой…

Ребёнок. Пожар!

Ведущий. Раз, два, три, четыре –

У кого пожар…

Ребёнок. В квартире.

Ведущий. Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил…

Ребёнок. Утюг.

Ведущий. Красный отблеск побежал.

Кто со спичками…

Ребёнок. Играл.

Ведущий. Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над…

Ребёнок. Газом.

Ведущий. Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жёг…

Ребёнок. Траву.

Ведущий. Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …

Ребёнок. Предметы.

Ведущий. Помни, каждый гражданин,

Этот номер…

Ребёнок. Ноль один.

Ведущий. Дым увидел – не зевай

И пожарных…

Ребёнок. Вызывай!