Кого не отпевают в церкви. Кого не разрешала отпевать Русская Православная церковь

Русские люди придавали большое значение таинству смерти в соответствии с канонами православия, по которым отпевание и отпущение грехов нужно было ещё заслужить. В состав ритуала отпевания входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. Значительная часть молитв не читается, а именно поётся, поэтому обряд носит название отпевания.

Экстремалы и самоубийцы

Церковь накладывала запрет на отпевание самоубийц. Считалось, что убивая себя, человек добровольно отринул дар Божий: жизнь. Причём мнение церкви в этом вопросе могло не совпадать с официальной версией. Так, по мнению следствия, Сергей Есенин наложил на себя руки, но его отпевали, и похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве.

Самоубийц не только не отпевали: их не хоронили на церковном кладбище, имена таких погибших нельзя было упоминать в панихиде. Однако рекомендовались домашние молитвы, раздача милостыни и творение добрых дел в помощь душе неправедно усопшего.

В наше время могут возникнуть проблемы с отпеванием экстремалов, погибших при реализации своих отчаянных предприятий, по той логике, что человек знал что может погибнуть, но сознательно пошёл на этот риск.

Не отпевали разбойников, убийц, и другие категории, ведущие с точки зрения православия нехристианский образ жизни. Однако Православная церковь считала основной задачей спасти души людей, поэтому в случае покаяния неправедные люди получали предсмертное напутствие, которое помогало пройти через испытания, ожидающие после смерти.

Православная церковь не отпевала иноверцев, атеистов и некрещёных, включая младенцев. Младенец, умерший некрещёным, был пятном на совести родителей, поэтому детей крестили как можно раньше. Особый обряд совершался над детьми до семи лет, умершими после крещения. Их души считаются безгрешными, детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких.

Особые варианты отпевания

Считалось большим несчастьем умереть без церковного напутствия. Таким образом душа умершего лишалась посмертного покоя и возможности встречи в близкими в «горнем мире».

Благой милостью Господней считалась смерть в глубокой старости, в кругу семьи, после исповеди и отпущения грехов. Среди князей и аристократии было в обычае предсмертное пострижение в монашество. Схиму принимали с целью снискать покой своей душе. Похороны происходили не под тем именем, с которым человек прожил всю жизнь, а под монашеским, полученным на смертном одре. Этот обычай пришёл на Русь из Византии – считалось, что схима облегчает расплату за земные грехи, невольно совершаемые власть имущими.

Считалось, что за умерших «правильно», надо радоваться – ведь человек благодаря своей праведной жизни и смерти поднялся к Божественному престолу. Однако далеко не всегда имелась такая возможность. Внезапные смерти без покаяния и причащения на Руси случались довольно часто. Спустя какое-то время после сражений местные крестьяне находили останки погибших, нередко объеденных волками, но с нательными крестиками на шее или в полусгнившей руке… Крестики передавали в церковь, и по ним было возможно идентифицировать останки. По мертвецам служили заупокойную панихиду и хоронили: воин, погибший за отчизну, несомненно был праведником, и его христианское погребение было долгом, а не милостью. Эта традиция сильна до сих пор, и существуют отряды энтузиастов, которые по историческим документам разыскивают места гибели воинов Великой Отечественной, останки по возможности идентифицируются и захораниваются.

При взятии городов вражеской армией, во время эпидемий чумы или стихийных бедствий, люди массово умирали без покаяния, и даже имена их бывали неизвестны. Таких покойников складывали в общие могилы – скудельницы, и отпевали сразу всех, молясь за их души.

Возможно было заочное отпевание в случае, если человек пропал без вести, но шансов выжить у него было крайне мало: допустим, при кораблекрушении или в дальнем походе. Если говорить точнее, заочно о погибших служится панихида, ибо отпевание подразумевает церковный ритуал над телом, которое являлось вместилищем души.

Неправильные погребальные обряды с точки зрения Церкви

В соответствии с Православной традицией, неправильными похоронами можно повредить душе человека в её вознесении на небеса. В числе таких ошибок - отголоски языческих традиций в виде помпезных погребальных торжеств, обилие венков, алкоголь на поминках. Считается, что музыка и пышные похороны отвлекают душу усопшего от её задачи перехода в Царство Божие.

Что, по православной традиции, происходит с душой в результате неправильной смерти

Если человек был праведником, жил по совести, его душа и без отпевания попадёт в Царствие небесное. Но жизнь есть жизнь, и человек всегда грешит в той или иной степени. Эти грехи задерживают душу и причиняют ей страдания. Если же человек провёл свою жизнь, совершая злые поступки - обижал близких, тиранил слабых, способствовал их преждевременной смерти – его душа может стать неприкаянной и превратиться в упыря. Такие явления в русской традиции назывались «нежить», они питались энергией живых людей и становились врагами всего живущего.

Важнейшим похоронным обрядом, который принят идет из глубины древности, считается отпевание. При отпевании душе покойного становится легче попасть к самому порогу Божьего престола и дожидаться своей участи, не изнуряя себя в попытках дойти до него.

Однако не для всех людей отпевание считается возможным с точки зрения православия. Кого не допускают до последней церковной службы? Подробнее в нашей статье.

Проводить усопшего родственника в загробный мир необходимо, т.к. во время поминальной службы покойник «отпевается и отчитывается» батюшкой за все свои грехи, в которых он не успел покаяться при жизни.

Прочитав специальную молитву, батюшка кладет свиток с ней в правую руку почившего, а если отпевание проводится заочно, например, человек умер в больнице от инфекции, этот свиток позже кладут в гроб покойному. Считается, что это символический пропуск в рай, однако данная информация скорее относится к преданиям и легендам старины.

В православной традиции считается, что есть категории людей, которые не подходят для отпевания. Именно поэтому батюшка в храме всегда интересуется обстоятельствами смерти почившего.

Церковь часто отказывает в спасительной службе тем, кто был при жизни пьяницей или употреблял наркотики. Некрещенные, атеисты и люди другого вероисповедания также не могут быть допущены к отпеванию, даже если родственники просят об этом.

Узнать, крещен ли покойный, можно, для этого надо отыскать его крестных родителей, либо заглянуть в церковный архив храма, где предположительно покойный мог быть крещен.

Запрещено отпевать даже нерожденных младенцев, а также малышей, которые умерли еще до крещения. Однако здесь можно найти утешение: Церковь считает, что такие младенцы сразу становятся маленьким ангелами с чистыми незапятнанными земными грехами душами.

Основной же запрет на отпевание ложится на людей, кончивших жизнь самоубийством. Они совершили не только страшный смертный грех, но и преступление против Бога, даровавшего всем и каждому право на жизнь.

Таких людей нельзя также вносить в поминальные записки и упоминать их имена при панихиде. Однако и здесь существует ряд исключений: психически нездоровые люди, те, которые пожертвовали своей жизнью ради спасения других, а также кто принял смерть по незнанию (к примеру, отравился ядовитыми грибами).

Все эти категории людей могут надеяться на последнее прощание, и их захоронение проведут, как положено – на церковном кладбище. К слову, Церковью запрещено даже хоронить самоубийц на освященной земле, их часто хоронят за оградой.

Чтобы привести таких покойных к отпеванию, нужно подать прошение на имя архиерея и прикрепить к нему медицинскую справку или показания свидетелей о причинах смерти.

Случается, что после попытки самоубийства человек остается жив и попадает в больницу. Однако травмы, полученные, к примеру, после падения с высоты, являются несовместимыми с жизнью, и человек умирает. Если он успел покаяться в своем грехе батюшке, то тогда его можно будет отпевать после смерти. Покаяние в православии – великая вещь, и любой грешник, покаявшись от души, может рассчитывать на прощение Небесного Отца.

В любом случае, даже если вам отказали в отпевании близкого человека, не следует забыть о нем. Молитесь о спасении его души, подавайте милостыню, совершайте добрые дела, и тогда небесное прощение обязательно даруется вашему почившему родственнику.

Читайте также:

В Православной Церкви все важные этапы жизни человека освящены молитвой. Конечно же, это касается и перехода души человека от временной жизни к вечности. Молитвенное чинопоследование, специально учрежденное Церковью для напутствия человеческой души, называется последованием мертвенным , или отпеванием. В молитвах этого важного чина люди просят о прощении грехов усопшего, об упокоении его в Царстве Небесном. Отпевание называют также малой канонизацией: молящиеся обращают к Богу слова «Со святыми упокой…», а это значит — просят о причислении усопшего к лику святых.

Чин отпевания включает пение стихир и канона в определенной последовательности (отсюда и возникло в народе название чина — отпевание), а также чтение Апостола и Евангелия.

Существует шесть видов последования отпевания:

  • для детей, которые на момент смерти не достигли 7 лет;
  • для взрослых мирян;
  • для монашествующих (в том числе иеромонахов);
  • для священников и епископов;
  • для архиереев;
  • на Светлой седмице.

Когда и где совершается отпевание?

Обычно чин отпевания совершается на третий день после кончины (то есть, если человек преставился в понедельник, то погребение будет происходить в среду). Если отпевание приходится на дни Светлой седмицы, то вместо минорных заупокойных молитв поют праздничные пасхальные песнопения.

В православной традиции принято отпевать человека один раз — в церкви. Если это по каким-то причинам невозможно — то дома или на кладбище. Чтение Псалтири особенно важно в первое время после смерти: оно дарует утешение как душе усопшего, так и его родным.

Заочное отпевание

Бывают ситуации, когда нельзя узнать достоверно, совершалось отпевание или нет. В таких случаях заказывают заочное отпевание.

Символизм чина отпевания

Тела православных христиан принято предавать земле в гробу. Во время чина отпевания, совершаемого в храме, гроб стоит открытым (если этому нет препятствий). Тело покойного накрывают светлым саваном в знак того, что он находится под Христовым покровом и под защитой Церкви, которая будет молиться о его душе до конца времен. На голову покойного надевают бумажный венчик — символ воинского достоинства, ведь каждый христианин — это воин Христов.

Все родные и близкие, которые пришли проводить человека в последний путь, держат в руках зажженные свечи, символизирующие Невечерний Свет вечности. Прощаясь с покойным, люди прикладываются к иконе на его груди и целуют лоб (или венчик) усопшего. Если отпевание совершается при закрытом гробе, целуют крест на крышке.

Чем мы можем помочь усопшему?

Расставаться с близкими всегда больно. Многие люди в моменты скорби теряют самообладание и поддаются влиянию посторонних — соседей, знакомых, представителей ритуальных служб. Однако необходимо понимать, что покупка дорогого гроба, организация поминок с большим количеством яств и алкоголя не принесут никакого облегчения душе умершего. Преподобный Ефрем Сирин еще в IV веке просил своих современников не устраивать ему пышных похорон, не класть тело в прекрасную гробницу, но только молиться о душе, потому что это единственное, что действительно необходимо. Итак, молитвы о покойном значат неизмеримо больше, чем устроение достойных похорон.

Присутствие на богослужении очень важно для родных и близких. Оно не только будет данью памяти усопшему, но и поможет людям, потерявшим близкого человека, мысленно обратиться к спасительной истине Христовой веры и тем самым получить настоящее утешение.

После того как похороны состоялись, мы можем и должны продолжить заботиться о душе усопшего. Православная традиция завещает посетить храм на третий, девятый и сороковой дни после смерти близкого. Считается, что именно в эти дни душа особенно нуждается в молитвенной поддержке. Православные христиане соборно молятся о своих усопших на литургии и совершают по ним панихиду.

Сорок дней после смерти человека Церковь рекомендует читать Псалтирь об усопшем. Сколько кафизм в день — это зависит от сил каждого, но нужно делать это непременно ежедневно.

Кроме того, нельзя забывать о сонме наших ходатаев и молитвенников перед Богом — святых Православной Церкви. К ним обязательно нужно обращаться с просьбой помолиться о покойном. Ведь молитва людей, всей своей жизнью угодивших Богу, слышится Им и не оставляется без ответа. Ну и, конечно же, чтобы Господь слышал и наши молитвы, мы должны всеми силами стараться приблизиться к Нему: посещать службы, творить дела милосердия, быть внимательными к окружающим, исполнять заповеди Божии, причащаться Святых Таин.

Осознав, что вся наша земная жизнь — это лишь временный этап на пути к Царствию Небесному, мы успокоим наши сердца и почувствуем настоящую, неразрывную связь с ушедшими близкими, о которых мы так сильно скорбим. У Бога все живы... Пусть эта мысль укрепляет нас в самые тяжелые минуты прощания.

Кого нельзя отпевать?

В соответствии с канонами Церкви отпевание невозможно совершать над некрещеными людьми (в том числе младенцами). Кроме того, этот чин не осуществляется над инославными и иноверными, а также над самоубийцами и убитыми во время совершения преступления.

По поводу самоубийц существуют некоторые оговорки. Церковь отпевает людей, которые покончили с жизнью, будучи в невменяемом состоянии или в состоянии сумасшествия. Родные должны подать соответствующее прошение архиерею, сопроводив его медицинским заключением.

Также многих интересует вопрос — можно ли отпевать наркоманов? Наркотическая и алкогольная зависимость чаще всего является результатом осознанных действий человека. Это грех. Однако Церковь никому не желает погибели, ни одну душу она не оставляет без молитвы и по возможности старается оправдать. Поэтому наркоманов и алкоголиков отпевать не запрещено.

Чего нельзя делать при погребении?

К сожалению, в современном обществе наряду с христианскими традициями существуют (и даже процветают) различные языческие обряды и суеверия. Стоит ли говорить, что для православного человека эти вещи совершенно неприемлемы.

Так, что касается погребальных обрядов, зачастую можно услышать такие опасения: «А вдруг покойник вернется?», «А вдруг он заберет кого-то из живых с собой в могилу?» — и тому подобные суеверные страхи... Конечно, все это не имеет никакого отношения к духовной реальности, в которой существует Церковь. Поэтому бросать землю вслед погребальной процессии, переворачивать стулья, на которых стоял гроб, совершенно бессмысленно, равно как и завешивать зеркала в доме, класть в могилу личные предметы умершего или деньги и так далее. Все это не принесет никакой пользы душе.

Как же должны совершаться православные похороны?

Обычно прощание с покойником происходит в храме. После этого гроб накрывается крышкой, и процессия направляется к месту похорон. Впереди идет человек с крестом (этот крест будет установлен на могиле), далее следует священник с кадилом в руках, за ним несут гроб, а за гробом идут все собравшиеся.

На кладбище совершается чин литии, после чего гроб опускают в могилу и забрасывают землей. Первым горсть земли бросает священник, при этом совершая крестное знамение над гробом. Если священника нет, это может сделать кто-то из мирян, бросив пригоршню земли, заранее благословленной в храме.

Существует мнение, что нужно убрать из гроба все живые цветы — это совершенно не обязательно. Можно также оставить икону в руках покойного, но можно забрать ее с собой и отнести в храм, где она будет находиться 40 дней.

После похорон, помня о всех собравшихся, родственники устраивают поминальную трапезу. Ее начинают и заканчивают молитвой. Само обиходное слово «поминки» говорит о том, что во время такой трапезы люди вспоминают покойного, говорят о том, каким он был при жизни, о его добрых делах.

Подытоживая все вышесказанное, напомним: «правильно» организовать похороны — не главное, главное — правильно подготовить душу усопшего к переходу в иной мир, чтобы она покинула эту жизнь по-христиански, чтобы явилась перед Богом чистой и светлой. Поэтому очень важно, чтобы перед смертью человек исповедовался и принял Причастие.

После погребения тела Церковь не перестает заботиться о душе человека. На каждой литургии мы возносим соборную молитву к Богу об упокоении и спасении душ наших близких.

Может ли душа попасть в рай и без отпевания?

Безусловно. Отпевание — это не ключ к раю. Нам известно, что многие святые относились с большим пренебрежением к посмертной судьбе своего тела: завещали бросать его в канаву, отдавать на съедение диким зверям и так далее. Однако мы не должны считать все действия, совершаемые во время погребения, бессмысленными. Они чрезвычайно важны как наш последний дар усопшему, как знак уважения. Поэтому похороны и отпевание нужны не только покойному, но и его родным, ведь это возможность для них совершить благой поступок во имя памяти близкого.

Что нужно для отпевания?

Для отпевания потребуется погребальный набор (если речь не о заочном отпевании). Как правило, в него входят покрывало, молитва, небольшая икона и крест. Родственникам также понадобятся свечи.

Что надеть на отпевание?

Священники как во время крещения, так и во время отпевания облачаются в белые одежды. Ведь в церковном понимании смерть — это рождение в жизнь вечную, к свету, ко Христу.

Сегодня в светском обществе принято приходить на похороны в черной одежде, ведь потеря близкого воспринимается как трагедия. Однако этот траурный цвет не является цветом богослужения, поэтому к христианской традиции отпевания не имеет отношения. Жены-мироносицы шли за гробом Христа в белых одеждах, поэтому более уместно с точки зрения Церкви было бы надевать светлое. Но поскольку общепринятой нормой сегодня является все же темная одежда, следует подойти к этому вопросу с должным рассуждением и не смущать присутствующих отличным от других внешним видом.

Христианское отношение к смерти

В наше время очень многие люди живут в постоянном страхе. Страх бедности, болезней, неудач, потерь и, наконец, самый сильный страх — страх смерти. Человеку, который не верит в существование духовной реальности, очень трудно представить, что смерть не означает конец, что за этим рубежом открывается новая реальность — жизнь духа.

Христиане понимают смерть совершенно иначе. Память о ней святые не только не гонят от себя, но стараются всячески поддерживать. «Воспоминание о смерти — дар Божий» («Лествица», Слово 6).

С одной стороны, смерть — это следствие греха, совершенного первыми людьми, тяготеющего над каждым из нас. Но с другой, это рубеж между временным и вечным, который в итоге освобождает душу от оков тленного тела и выпускает ее на свободу. Поэтому, по слову святителя Иоанна Златоуста, мы должны «трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха». Задача на земле — трезвиться, постоянно помнить о главном, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12: 40).

Конечно, смерть властвует над этим временным миром, и каждый из нас когда-то ощутит ее прикосновение. Однако христиане верят, что «скончавшиеся во Христе не умерли, но почивают». Эти слова преподобного Ефрема Сирина понятны и утешительны для любого верующего человека. Главная цель земной жизни — это подготовка к вечности. Мысль о бессмертии души и грядущем воскресении наполняет жизнь христианина высочайшим значением, придает сил справляться с потерями, страхами и скорбями.

Русские люди придавали большое значение таинству смерти в соответствии с канонами православия, по которым отпевание и отпущение грехов нужно было ещё заслужить. В состав ритуала отпевания входят строго определенные чередования стихир, канона, чтение Апостола и Евангелия. Значительная часть молитв не читается, а именно поётся, поэтому обряд носит название отпевания.

Экстремалы и самоубийцы

Церковь накладывала запрет на отпевание самоубийц. Считалось, что убивая себя, человек добровольно отринул дар Божий: жизнь. Причём мнение церкви в этом вопросе могло не совпадать с официальной версией. Так, по мнению следствия, Сергей Есенин наложил на себя руки, но его отпевали, и похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве.

Самоубийц не только не отпевали: их не хоронили на церковном кладбище, имена таких погибших нельзя было упоминать в панихиде. Однако рекомендовались домашние молитвы, раздача милостыни и творение добрых дел в помощь душе неправедно усопшего.

В наше время могут возникнуть проблемы с отпеванием экстремалов, погибших при реализации своих отчаянных предприятий, по той логике, что человек знал что может погибнуть, но сознательно пошёл на этот риск.

Не отпевали разбойников, убийц, и другие категории, ведущие с точки зрения православия нехристианский образ жизни. Однако Православная церковь считала основной задачей спасти души людей, поэтому в случае покаяния неправедные люди получали предсмертное напутствие, которое помогало пройти через испытания, ожидающие после смерти.

Православная церковь не отпевала иноверцев, атеистов и некрещёных, включая младенцев. Младенец, умерший некрещёным, был пятном на совести родителей, поэтому детей крестили как можно раньше. Особый обряд совершался над детьми до семи лет, умершими после крещения. Их души считаются безгрешными, детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких.

Особые варианты отпевания

Считалось большим несчастьем умереть без церковного напутствия. Таким образом душа умершего лишалась посмертного покоя и возможности встречи в близкими в «горнем мире».

Благой милостью Господней считалась смерть в глубокой старости, в кругу семьи, после исповеди и отпущения грехов. Среди князей и аристократии было в обычае предсмертное пострижение в монашество. Схиму принимали с целью снискать покой своей душе. Похороны происходили не под тем именем, с которым человек прожил всю жизнь, а под монашеским, полученным на смертном одре. Этот обычай пришёл на Русь из Византии – считалось, что схима облегчает расплату за земные грехи, невольно совершаемые власть имущими.

Считалось, что за умерших «правильно», надо радоваться – ведь человек благодаря своей праведной жизни и смерти поднялся к Божественному престолу. Однако далеко не всегда имелась такая возможность. Внезапные смерти без покаяния и причащения на Руси случались довольно часто. Спустя какое-то время после сражений местные крестьяне находили останки погибших, нередко объеденных волками, но с нательными крестиками на шее или в полусгнившей руке… Крестики передавали в церковь, и по ним было возможно идентифицировать останки. По мертвецам служили заупокойную панихиду и хоронили: воин, погибший за отчизну, несомненно был праведником, и его христианское погребение было долгом, а не милостью. Эта традиция сильна до сих пор, и существуют отряды энтузиастов, которые по историческим документам разыскивают места гибели воинов Великой Отечественной, останки по возможности идентифицируются и захораниваются.

При взятии городов вражеской армией, во время эпидемий чумы или стихийных бедствий, люди массово умирали без покаяния, и даже имена их бывали неизвестны. Таких покойников складывали в общие могилы – скудельницы, и отпевали сразу всех, молясь за их души.

Возможно было заочное отпевание в случае, если человек пропал без вести, но шансов выжить у него было крайне мало: допустим, при кораблекрушении или в дальнем походе. Если говорить точнее, заочно о погибших служится панихида, ибо отпевание подразумевает церковный ритуал над телом, которое являлось вместилищем души.

Неправильные погребальные обряды с точки зрения Церкви

В соответствии с Православной традицией, неправильными похоронами можно повредить душе человека в её вознесении на небеса. В числе таких ошибок - отголоски языческих традиций в виде помпезных погребальных торжеств, обилие венков, алкоголь на поминках. Считается, что музыка и пышные похороны отвлекают душу усопшего от её задачи перехода в Царство Божие.

Что, по православной традиции, происходит с душой в результате неправильной смерти

Если человек был праведником, жил по совести, его душа и без отпевания попадёт в Царствие небесное. Но жизнь есть жизнь, и человек всегда грешит в той или иной степени. Эти грехи задерживают душу и причиняют ей страдания. Если же человек провёл свою жизнь, совершая злые поступки - обижал близких, тиранил слабых, способствовал их преждевременной смерти – его душа может стать неприкаянной и превратиться в упыря. Такие явления в русской традиции назывались «нежить», они питались энергией живых людей и становились врагами всего живущего.

По этой же теме:

Кого Русская Православная церковь не разрешала отпевать Кого запрещала отпевать Русская Православная церковь Почему Православная церковь запрещала держать в доме собаку

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Если даже мы думаем, что кто-то уже мертв, для Бога он жив»

/Лк.20:38/

Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. И тогда отпевание приносит покойному духовную помощь.

Есть ли разница между отпеванием, панихидой и литией?
Панихида — это заупокойное молитвословие об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения. Лития – это заключительная часть отпевания. Она может совершаться на кладбище в памятные дни и мирянами.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это не правильное, скорее магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания на мытарствах от демонов, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону еще при своей земной жизни. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии в память об усопшем. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Не отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, а Таинство Исповеди, в котором он успел покаяться. Поэтому надо вовремя приглашать священника к тяжелобольному для совершения над ним Таинств Соборования, Исповеди и Причастия. Но многие родственники, по своему невежеству, боятся этим напугать умирающего. И совершают этим духовное преступление! Так как смерть всё равно приходит. А их близкий уходит нераскаянным в иное бытие с грузом тяжких грехов, за которые будет нести суровое наказание.

Кому может быть отказано в отпевании?
Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или просил в завещании не отпевать его.

Можно ли отпевать самоубийц?
Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении при условии, что он при жизни не был безбожником и богохульником.

Почему священники отказываются отпевать неверующих?
Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не верил в Бога и не хотел ходить в Церковь. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал встречи с Ним. Только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше! Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни.

Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека (а все мы грешные), мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что земное начальство не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких. При этом, мы поможем и самим себе в деле укрепления своей веры, качество которой определит и нашу посмертную жизнь в вечности.

Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном близком человеке. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе – это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. Читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. При этом, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.

Как проходит отпевание?
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины.
Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением Крестного знамения и Ангелов. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Что означает венчик на голове покойного?
Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми грехами, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

Существует ли заочное отпевание?
Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия, эпидемии чумы, холеры и другие обстоятельства, при которых люди погибали в огромных количествах. Их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается неоправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень привезти покойного в храм, или же батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по-христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам Церкви.

Может ли душа попасть на Небеса без отпевания?
В первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно в те времена жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом. А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И тогда было не до отпеваний. Давайте вспомним и русских новомучеников ХХ века, которых богоборческая власть расстреливали сотнями и тысячами. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в Церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

Почему облачения священников так резко контрастируют с траурной одеждой скорбящих близких умершего?
В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение - это духовное рождение во Христе, то отпевание - это рождение души для Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом… И вселяют в наши сердца надежду на воскресение каждого из нас – в день Страшного Суда.