Классный час "трудные ситуации могут научить меня". Разработала: учитель мкоу «оглухинская сош» королькова анна анатольевна классный час: «трудные жизненные ситуации в нашей жизни» - презентация Чего нельзя делать

Цель: научить учеников реально оценивать себя, находить пути решения выхода из трудных жизненных ситуаций; дать практические рекомендации, как вести себя в нестандартных ситуациях, и по самовоспитанию, самовосстановлению.

Ход мероприятия.

Трудные ситуации... Они подстерегают нас повсюду. Особенно, когда в жизненных отношениях с другими людьми противопоставляешь себя им, испытывая при этом ту или иную степень своей обособленности, ведь мы «не похожи друг на друга»). Разумеется, все это лишь конфликты, создаваемые негативным отношением... к себе. Постарайтесь относиться к себе положительно. Появится тот фактор, который, в конечном счете, и способствует творческому отношению к миру, к себе, проявлению творческих способностей вообще.

Разминка «Мои сильные стороны»

У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. Передавая друг другу поросенка, назовите это качество, или то положительное качество, которое вы бы хотели выработать в себе.

А теперь, давайте, определим, реально ли вы на самом деле оцениваете свои силы и возможности с помощью методики определения самооценки.

Инструкция: отвечая на вопросы, укажите, как часты для вас перечисленные ниже состояния, по следующей шкале:

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда – 0 баллов

Обработка результатов

Сложить все полученные баллы по утверждениям и посчитать сумму.

Если меньше 10 баллов , то самооценка завышена. Вам нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек или помог разжечь.

От 10 до 30 баллов свидетельствуют о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела. Дерзай!

Сумма больше 30 баллов говорит о заниженной самооценке. Вы себя явно недооцениваете.

Известно, что эмоциональная отягощенность не только мешает обретать и накапливать опыт, но и управлять собственными действиями, мобилизовать волю, самостоятельно решать те задачи, которые встают перед человеком. Именно поэтому необходима человеку эмоционально- психологическая разгрузка, направленная на установление равновесия в своем внутреннем мире на достижение «эмоционального благополучия», т.е. удовлетворенность результатами своей деятельности и взаимоотношениями с окружающими людьми.

Одним из лучших методов самокоррекции (самопоправки, самовосстановления) является релаксировка, которую мы с вами проведем.

Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок (вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком по степенно раскрывая пальцы (вдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками (2-3 раза повторите упражнение).

Классный руководитель:

Несколько простых приемов, которые помогают справиться с нестандартными ситуация

Попробуйте много раз осмыслить происходящее событие, чтобы привыкнуть к будущей ситуации. Как известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неизвестное и неопределенное.

Мысленно проанализируйте решение ситуации и вы придете к выводу: «Я решал более сложные задачи, справлюсь и с этой». Однако надо помнить, что этот прием может подвести излишне самоуверенных, если не подготовиться к решению задачи как следует.

Заранее подготовив себя к возможной неудаче, внутренне пережив ее, вы сохраните присутствие духа, если оправдаются мрачные прогнозы.

Опираясь на предложенные приемы, постарайтесь найти выход из ситуаций. У нас 3 группы: Родители, Дети и Эксперты, каждая группа должна высказать свою точку зрения.

СИТУАЦИЯ 1.

(2 ученика читают по ролям отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход».

1 ученик: У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал, другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь! В тот год ему исполнилось семь лет, шел восьмой.

2 ученик: Так начинается повесть Ч. Айтматова «После сказки» или «Белый пароход». Герой этой повести семилетний мальчик был брошен разведенными родителями. Его детская мечта была проста – увидеть отца, который по слухам был матросом на пароходе. В минуты отчаяния и тоски, он приходил на берег реки, долго мечтал, как он превращается в рыбу и доплывает до отца.

1 ученик: Маленький человек не мог перенести предательства единственно близкого человека – деда Мамута. Однажды возле угасшего очага мальчик наткнулся на смертельно пьяного деда. Старик лежал весь в пыли и грязи, рядом с вырубленными рогами Рогатой матери оленихи. Обрубок головы грызла собака, Больше никого не было. Не было и той сказки деда, которую любил мальчик!

2 ученик: Он заставил деда перевалиться на бок и вздрогнул, когда к нему повернулось лицо пьяного старика, запятнанное грязью и пылью, и почудилось мальчику в ту минуту, голова белой, зарубленной давеча топором. Мальчик отпрянул в страхе и, отступая от деда, проговорил: «Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, Ата, я уплыву! А когда придёт отец, скажи ему, что я сделался рыбой».

1 ученик: Старик не отвечал. Мальчик побрёл дальше, спустился к реке и ступил прямо в воду. Никто ещё не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке. На дворе раздавались пьяные песни!

Кто мог ему помочь выйти из сложившихся обстоятельств? Как быть?

СИТУАЦИЯ 2.

(исполняет несколько учеников).

1 ученик: Любовь… Сколько тайного, загадочного скрывает в себе это обычное и, казалось бы, простое слово.

2 ученик: Любовь… Именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюбленный подобен безумцу.

1 ученик: В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Это дар, над тайной которого бьётся не одно поколение людей.

2 ученик: (читает стихотворение Вс. Рождественского «Любовь, любовь – загадочное слово…».

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем, старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

1 ученик: Любовь к каждому человеку приходит по-разному. Искренность первой и чистота первой любви с большим трепетом воспевались во все века.

2 ученик: Перенесёмся на несколько веков назад. Представим себе старую Италию, в которой два могущественных семейных клана Монтекки и Капулетти враждуют между собой уже много лет. Двое юных сердец: тринадцатилетняя Джульетта, дочь семейства Капулетти, и Ромео, наследник семьи Монтекки, - искренне влюблены друг в друга. Но из-за человеческой ненависти и злобы их хрупкие и нежные чувства заканчиваются трагически. Измените финал произведения и выскажите свою точку зрения, как надо было поступить, чтобы не допустить трагедии?

Памятка: «Помоги себе сам»

Если ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй изменить ее.

Если тебе плохо, поговори с кем-нибудь об этом. Позвони другу, знакомому, на "Телефон доверия".

Найди в себе что-то хорошее. Это хорошее всегда есть. Помни: все наши недостатки - это продолжение наших достоинств.

Познай себя! У каждого из нас есть мечта!

Определи, что тебе в этом мире интересно. Найди единомышленников.

Идеальный вариант - обратись к родителям, мудрым учителям. Добрые книги помогут тебе разобраться в себе.

Бог дает испытания по силам. Значит, ты можешь преодолеть свои проблемы.

Готовь себя к трудностям жизни! Помни: только сильный, уверенный в себе человек может преодолеть все!








Трудные ситуации... Они подстерегают нас повсюду. Особенно, когда в жизненных отношениях с другими людьми противопоставляешь себя им, испытывая при этом ту или иную степень своей обособленности, ведь мы «не похожи друг на друга». Разумеется, все это лишь конфликты, создаваемые негативным отношением... к себе.


Притча: Как-то раз несколько лягушек захотели устроить соревнование по бегу. Их целью было добежать до вершины высокой башни. Много зрителей собралось, чтобы посмотреть соревнования и подбодрить участников… Итак, забег начался. Сказать по правде, никто из зрителей не допускал даже мысли о том, что лягушки могут добежать до вершины. Со всех сторон можно было услышать такие слова: «Ах, как тяжело!!! » и такие: «Они НИКОГДА не достигнут вершины!» или: «У них не получится, башня слишком высокая!»


Одна за другой лягушки начали сходить с дистанции, кроме одной, которая упорно карабкалась все выше. Все продолжали кричать: «Это слишком тяжело!!! Никто не в силах справиться с этим!» Все больше лягушек теряли последние силы и покидали соревнование. Но одна лягушка продолжала настойчиво продвигаться к цели. Она никак не хотела сдаваться!


В конце концов не осталось никого, кроме этой лягушки, которая с невероятными усилиями единственная достигла вершины башни! После соревнования другие участники захотели узнать, как ей это удалось! Одна из лягушек-участниц подошла к победительнице, чтобы спросить, как ей удалось достичь таких невероятных результатов и прийти к цели. И оказалось победившая лягушка была ГЛУХОЙ!!!




Ситуация 1. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...


Ситуация 2. Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».


Ситуация 3. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с от­ цом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, куре­ние - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно уб­рать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды






Вопросы: Ребята, а можно ли избежать конфликтов с родителями? А какие способы вы знаете? Значит, из любой конфликтной ситуации есть выход? А сколько выходов может быть? (1, 2, несколько) А для решения проблем нужно выбрать…. Да, один верный, а этот выбор от кого зависит? Правильно, от самого человека.








Ребята очень часто в жизни бывают такие ситуации что не всегда правы родители. Вы пытаетесь себя защитить ругаясь и выкрикивая свои обиды, а родители вас не слышат в такой ситуации лучше всего перейти на доброжелательный тон и попробовать поговорить объяснить ситуацию, рассмотреть каждую проблему, только тогда вы достигнете взаимопонимания.




Всегда помни о силе слова. Любое слово, написанное или произнесенное, оказывает влияние на твои поступки! И потому: ВСЕГДА будь настроен ПОЗИТИВНО! И прежде всего: Будь просто ГЛУХ, когда тебе говорят, что ТЫ не можешь осуществить Свои Мечты! Всегда думай о том, что: И ТЫ можешь всего добиться!




Ситуация 1 Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?


Ситуация 2 В класс пришла новая девочка очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед учителями и одноклассниками – мальчишками. Посыпались записки, звонки с предложениями встретиться, сходить в кино и т.д. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравиться. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если такая «песня» будет продолжаться, то ей в этой школе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. И вообще, с кем хочет, с тем и будет встречаться. Как добиться понимания?


Ситуация 3..На эту девчонку из 7-А сначала никто не обращал внимания, хотя она появлялась на каждой переменке везде, где был 9-А. Ста­новилась возле окна и терпеливо ждала. Потом кто-то заметил, что ждала она, пока появится Димка Синицын. Это был самый обычный девятиклассник, ничего примечательного. Но девочка эта видела в нем что-то необыкновенное, от чего ее глаза загорались и сама она словно расцветала в его присутствии. Она смотрела на Димку, как загипнотизированная, не замечая насмешек и издевательств па­цанов. Димка страшно злился. Проходя мимо, он тихо цедил сквозь зубы: «Дура, иди в класс». И девочка, опустив голову, покорно уходила. И учителя с этой девочкой проводи беседы, и девчонки из 9-го клас­са, и подружки - ничего не помогало. Пока родители не догадались перевести ее в другую школу. Памятка: «Помоги себе сам» Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все, или применяй юмор, нежность, компромисс, анализ, ультиматум, разрыв связи. Если ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй изменить ее. Если тебе плохо, поговори с кем-нибудь об этом. Позвони другу, знакомому, на "Телефон доверия". Найди в себе что-то хорошее. Это хорошее всегда есть. Помни: все наши недостатки - это продолжение наших достоинств. Познай себя! У каждого из нас есть мечта!


Памятка: «Помоги себе сам» Определи, что тебе в этом мире интересно. Найди единомышленников. Идеальный вариант - обратись к родителям, мудрым учителям. Добрые книги помогут тебе разобраться в себе. Бог дает испытания по силам. Значит, ты можешь преодолеть свои проблемы. Готовь себя к трудностям жизни! Помни: только сильный, уверенный в себе человек может преодолеть все!



Классный час «Телефон доверия – помощь в трудной ситуации» для 5 - 7 классов

Конспект классного часа для учащихся средних классов «Телефон доверия».

Пуханова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, ОКУ «Железногорский центр соцпомощи», г. Железногорск, Курской области
Описание: Дети в любом возрасте нуждаются в эмоциональной поддержке и эмоциональном воспитании. Иногда, в жизни случаются проблемы, которые кажутся неразрешимыми, возникают глубокие душевные переживания, тревога, тоска и даже отчаяние. Важным каналом оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является Телефон доверия.
Назначение: Классный час предназначен для школьников 5 - 7 классов, классных руководителей, педагогов - психологов, педагогов дополнительного образования.
Цель: Предоставление подросткам информации об анонимной службе психологической помощи.
Задачи:
1.Определить ресурсы получения эмоциональной поддержки в трудной жизненной ситуации.
2.Формировать умение находить позитивное решение в трудной ситуации и навык принятия решения.

Ход классного часа:

1.Вступительная беседа.
Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о детском Телефоне доверия. О том, когда он впервые появился, для чего он нужен, кто работает на телефоне и немного поиграем.
Ребята, как вы понимаете слово «доверие» ? (ответы детей).
Доверие - открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Главным и первым признаком доверия, является наличие такого факта во взаимоотношениях как верность. Это готовность по взаимодействию и обмену конфиденциальной информацией, а также определёнными особыми действиями между субъектами.
17 мая отмечается Международный день Телефона доверия. Вот уже седьмой год, начиная с 17 мая 2009 года, как Россия присоединилась к его празднованию. В рамках Международного Дня детского Телефона доверия по всей стране проводятся акции на площадях и улицах, уроки доверия, классные часы и творческие конкурсы.

3. Для чего необходим телефон доверия?
Педагог: В жизни много трудностей и вопросов. Каждый человек может попасть в такую ситуацию, когда ему необходима помощь. В этот момент важно быть услышанным! Телефон доверия – это служба, куда можно анонимно, бесплатно и конфиденциально обратиться, чтобы обсудить отношения с друзьями и близкими, школьные и семейные отношения. При звонке на номер 8 – 800 – 2000 – 122 в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами действующих региональных служб.


4. Специалисты службы доверия.
Педагог : Ребята, как вы думаете, кто работает в службе экстренной помощи? (ответы детей).
(педагоги, психологи, соц. педагоги, специалисты по работе с молодёжью, при тяжёлых случаях – следователи и другие).
Главная задача всех детских Телефонов доверия в мире – работать на благо детей, нуждающихся во внимании и защите. Деятельность таких служб направлена на оказание поддержки, позволяет детям обсудить свои проблемы, повышая уровень их безопасности.
- Дети, как вы думаете, в каких случаях ребёнок вашего возраста может обратиться в службу Телефона доверия?
(ответы детей).
- На Телефоне доверия вас обязательно поймут, успокоят и подскажут, как поступить в данной ситуации. Важно не бояться звонить на Телефон доверия.
- Если вы видите, что кому-то очень плохо, дайте ему номер Телефона доверия или позвоните сами и вам посоветуют, что делать в этой ситуации.
Вывод: В жизни много трудностей и вопросов. Каждый момент важно быть услышанными.


5.Вопросы, по которым можно обращаться на Телефон доверия.
(ответы детей).
Когда не знаешь, как поступить в той или иной ситуации;
В школе проблема с учителем или обучающимися;
Произошел конфликт с кем-то из старших или друзей в школе или во дворе;
Когда не хочется больше никого видеть и ни с кем общаться;
Как избавиться от табачной, алкогольной, игровой или наркотической зависимости.

Педагог: Вспомните и назовите людей, к которым вы можете обратиться за поддержкой или помощью.
(дети выбирают карточки и крепят их на доску, тот вариант который им ближе).
На столе лежат карточки: родители, друзья, психолог, социальный педагог, воспитатель, родственники, сами решаете проблему, служба телефона доверия, учитель. Если дети не называют вариант - служба Телефон доверия – педагог озвучивает этот вариант сам.
Педагог: Сейчас мы с вами немного поиграем.
1.Упражнение «Принятие решения».
Педагог: На столе карточки с надписями, где вы должны выбрать положительные стороны обращения в службу доверия.
анонимный звонок,
трудности в общении,
толерантность,
не доверие незнакомому человеку,
психологическая помощь, поддержка,
подскажут, к кому можно обратиться в трудной ситуации,
выслушивает человек с опытом,
конфиденциальность,
незнание номеров человека,
выслушивают столько, сколько будешь говорить.
2. Игра «Эмпатия»
Педагог: (Эмпатия - это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого.)
Из всех детей выбирается самый «эмпатичный». Он выходит за дверь. Остальные ребята получают карточки, на которых написаны различные состояния человека. За минуту детям нужно вжиться в это состояние так, чтобы водящий мог угадать, что написано на карточке.
(Карточки: гнев, радость, задумчивость, интерес, испуг, печаль, страх, удивление, скука, восхищение, уныние, подозрение.)
3.Игра «Слоган»
Педагог: Придумайте слоган про телефон доверия. (педагог объясняет значение слова слоган. Слоган – это рекламный лозунг, девиз, содержащий краткую и эффектную формулировку рекламной идеи).
Примеры:
1. «От обид никто не застрахован
Скрыть иль рассказать, ты сам смотри
Но если тяжело, делиться стоит
Для этого ты номер набери 88002000122».
2. "Всегда есть выход набери…"
3. "Вариантов всегда больше двух, как не крути"
4. "Тут вам всегда помогут"
5. "Ты не один".
4.Игра «Ассоциации»
Педагог: какие у вас возникают ассоциации при фразе «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ».
Ответы: помощь, общение, доверие, откровенность, консультация, беседа, диалог, психолог и другое.
5. Игра «Прогноз»
Педагог: Дети делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: дружба, ссора, грусть и счастье. На обратной стороне каждого листка игроки должны сделать небольшой рисунок, изображающий это слово. Члены другой команды, видя лишь слово, но не рисунки, должны предположить (сделать прогноз), что там может быть изображено.


6. Ролевая игра «Позвони»
Педагог: Ребятам предлагается выбрать себе проблемную ситуацию и позвонить на Телефон доверия. В роли консультанта выступает педагог.
Примерные ситуации:
Хочу убежать из дома. Родители надоели со своими замечаниями. Что делать?
Мама не хочет покупать мне новый айпад, потому что я учусь на тройки. Как мне быть?
Я поругалась с парнем, которого очень люблю и очень переживаю. Помогите!
Я часто грублю учителям, никогда не считаю себя виновным. Мне кажется, что только с меня строго спрашивают, с учёбой не ладится. Как мне быть?
Курить начал с 7 лет, пробовал алкоголь. Сейчас мне 12 лет. Хочу бросить курить, выпивать, но ничего не получается. Мои родители сами пьют и курят. Я никому не нужен. Что мне делать?
Мои родители очень часто употребляют алкогольные напитки. Нашу семью постоянно посещает участковый инспектор. Их могут лишить родительских прав, тогда я с братом поеду в детский дом. Помогите мне решить проблему?
У нас в семье сильно пьёт отец. Пьяный он бьёт маму и мне очень часто достается от него. Что нам с мамой делать? Помогите!
Папа от нас ушёл. Мы с сестрой живём с мамой, но очень скучаем по отцу. Мама запрещает нам с ним видеться. Как нам делать, как нам быть?


6.Полезные советы
Педагог: Наши друзья из службы телефона доверия приготовили полезные советы.
Телефон доверия – это настоящая палочка – выручалочка!
Позвонить можно совершенно бесплатно!
На телефоне доверия тебе обязательно помогут и поймут!
Имя своё можно не называть!
Всегда здоровайся со своими одноклассниками!
Не дерись, любой вопрос можно решить мирным путём!

Классный руководитель учит своих подопечных достойно перенести жизненные трудности, неудачи и поражения. Не отступать от намеченной цели, ссылаясь на разные обстоятельства. При этом классный руководитель невольно становится главным помощником, советчиком на пути преодоления этих трудностей, ведь многие дети, не решаются рассказать о своих проблемах своим родителям и чаще всего обращаются за помощью именно к своему классному руководителю или любимому учителю. Этот сценарий классного часа поможет учителю в деле воспитания у детей стойкости характера и упорства в достижении цели.

Классный час: «Трудные ситуации в жизни людей».

Цели: - Формировать чувство милосердия, доброты, способности к

сопереживанию и состраданию;

Воспитание чувства человеческого достоинства, сохранения

самообладания в трудных жизненных обстоятельствах;

с обстоятельствами, способами преодоления трусости, лживости и

нерешительности.

П лан

    Вводная беседа психолога.

    Ситуация № 1.

    Ситуация № 2

    Игра по группам. «Плюсы и минусы».

    Составление памятки вместе с детьми.

    Проблемный вопрос. Из каждой ли трудной ситуации можно найти выход?

    Просмотр мультфильма «Про обезьянку Анфиску».

8.СЛАЙД-напутствие.

9. Итоги классного часа.

Ход классного часа.

    Вступление.

«Человек создается не только благодаря, сколько вопреки ситуациям» - слова замечательного русского писателя А.М.Горького. Ч то такое трудная жизненная ситуация? Это, ребята, условия, в которых живет человек, например материальное благополучие, культурные условия или их отсутствие формирует у человека мысли, чувства, характер. Погружаясь в эти условия, человек постепенно привыкает к ним, и его поведение начинает зависеть от окружающих людей, предметов и событий.

Как вы думаете, от условий жизни зависит каким станет человек?

Добрым или злым, трудолюбивым или лентяем, здоровым или больным?

Попробуем ответить на вопрос: Что творит человека: обстоятельства? Какие?

Что творит добро: обстоятельства или человек?

А что творит тогда зло: человек или обстоятельства? (дискуссионные вопросы)

Как найти выход из сложившейся ситуации? ( проблемный вопрос)

Сегодня мы будем говорить о том, как найти решения проблемных ситуаций в жизни на примере невыдуманных историй.

2 . Рассказ 1.

Ямиль проснулся от непонятного шума на улице, казалось как на 9 мая в небе появляются разноцветные узоры от салюта, посмотрев в ночное окно, увидел, как охвачен огнем крыша дома соседей. Вдруг он испугался: там ведь могут сгореть малыши: 6 – летняя Настя и 3 – летний Егор! А их мама на заводе в ночную смену сегодня. Не раздумывая он бросился на улицу, разбудив сестру и попросив побыстрее позвать на помощь еще кого – нибудь. Разбив стекла, он полез в окно горящего дома. Внутри было темно и дым не давал дышать полной грудью, он начал задыхаться… «Нет, я не отступлю, я должен их найти!» - приказал сам себе и продолжал идти. Но, силы покидали его. И вдруг заметил за шкафом Настю, она была бес сознания. Взяв на руки, он понес её к окну, тут подбежали к ним и выхватили с его рук девочку и помогли Ямилю выйти. Уже к этому времени собралось много тех, кто пытался тушить пожар подручными средствами.

Не было сил, руки и ноги не слушались, но он снова полез в окно из которого как из трубы шел густой дым, ведь никто, кроме него не решался идти спасать Егорку.

Пока искал мальчика на ощупь, ему казалось прошла целая вечность, уже потолок, охваченный огнем, начал обваливаться. Ямиль не сдавался, продолжал искать и наконец нашел!

За спасение двух малышей десятиклассник Ямиль был награжден медалью «За храбрость и героизм». Ему вручали эту награду прямо в больнице, где проходил курс лечения из – за многочисленных ран: от ожога и порезов.

Вопрос: Как вы думаете, если б он знал заранее, что окажется на больничной койке, то пошел бы спасать Егора?

Мы говорим: он действовал по обстоятельствам. А чтобы во второй раз войти в горящий дом, рискуя своей жизнью, смог только он.

Вывод: Если человек вступает в борьбу с обстоятельствами, то он влияет на них и даже преодолевает. Он может в этой борьбе стать сильнее, умнее, снискать признание и уважение людей благодаря добру, принесенному им в дар, может стать героем. Ведь не зря великий Наполеон сказал: «Духовная сила человека относится к физической как 3 к 1».

3. Ситуация – игра.

Два друга бегом спешат на городские соревнования по футболу, когда пройдена половина пути, один из них нечаянно вывихнул ногу. Как поступит каждый из вас в этой ситуации? Учитель читает варианты ответов. Дети выбирают свой. /Анализ ответов/. Свой вариант.

1)Продолжит путь, игра важнее и его ждут,

2) Поможет дойти до больницы и позвонит его маме,

3)Попросит друга немного потерпеть и подождать его, пока тот сбегает на стадион и предупредит команду о случившемся.

Вот ребята, мы все разные, при одних и тех же обстоятельствах можем поступить по-разному.

4. Игра по группам. «Плюсы и минусы». Учитель рассказывает ребятам о том, что в любой ситуации всегда можно найти «плюсы» и «минусы», например, полученная пятерка может заставить, ученика еще больше стараться, а может привести к тому, что человек решит: можно уже ничего не делать. Все вместе они ищут «плюсы» и «минусы» полученной двойки. Затем каждый получает по карточке, на которой записано то или иное событие, и должен найти в нем «плюсы» и «минусы». Ситуации могут быть, например, такими: «Все ребята из класса считают тебя виноватым в драке, не хотят с тобой играть»; «На уроке ты не успеваешь сделать задание, все над тобой смеются»; «Учитель сказал, что ты лучше всех выполнил задание»; «В играх тебя всегда выбирают ведущим» и т.п.

5.Составление памятки вместе с детьми. Учитель даёт первые три пункта памятки, а дети составляют ещё три своих пункта памятки.

    Помните и знайте: безвыходных ситуаций нет!

    Не ищите легких путей: они заведут в тупик!

    В трудной ситуации ищите силу внутри себя.

    Хороших людей больше, чем плохих. Но плохие заметнее.

    Зло агрессивно, добро молчаливо, оно не кричит. Вот почему кажется, что плохих людей больше, чем хороших.

6.Что такое трудная жизненная ситуация?- это урок, который должен чему-либо научить. Из каждой ли трудной ситуации можно найти выход?

7.Просмотр мультфильма «Про обезьянку Анфиску»

Все трудные ситуации знакомы и нашим меньшим собратьям.

8. СЛАЙД: Не бойтесь трудностей.

И пусть камни, которые встретятся на Вашем пути

Станут ступенями, ведущими вверх.

9. Итоги классного часа. Д/З. спросить у родителей, в каких трудных ситуациях были ваши родители? Как они выходили из этих ситуаций?

Трудные жизненные ситуации.

(классный час с просмотром и обсуждением фильма

«Я пришел из детства, как из страны…»)

Цель: знакомство с понятиями «трудная жизненная ситуация», осознание стрессовых ситуаций и способов поведения в них.

1. Вступительная беседа.

Дорогие ребята! На сегодняшний момент в вашей жизни произошло достаточно много событий: кому-то пришлось менять школьные коллективы, были переезды, смена места жительства, личные победы и поражения.

Жизнь от вас требует социальной смелости и самостоятельности. Поэтому именно сегодня считаю уместным поговорить с вами о жизненном пути, о тех трудностях, которые могут возникать на нем.

А начать, я бы хотела с притчи. Сейчас я прочитаю вам ее, а вы подумайте и посчитайте, сколько трудных жизненных ситуаций пришлось на долю этого человека?

Притча «Шалаш».

В океане корабль попал в сильнейший шторм . Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров. Он всматривался в горизонт в надежде увидеть корабль, который принесет ему спасение, но шло время, и ни один корабль не появлялся . Дневной зной и ночной холод, ветер и дождь подрывали физические силы человека. Тогда он решил построить нехитрый шалаш из бревен , выброшенных на берег волнами. Человек уже потерял счет дням, проведенным на острове.

Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи , он увидел, что его шалаш объят пламенем . Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. Человек был в отчаянии.

- Господи, почему это случилось со мной, за что? - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.

Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.

- Как вы узнали, что я здесь? - спросил человек у капитана корабля.

- Мы увидели твой дымовой сигнал, - ответил капитан.

2. Обсуждение:

- Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?

- Что помогло ему вернуться домой?

Трудности – это испытание. Пройдя это испытание, мы обретаем счастье.

- А какие ситуации можно назвать трудными? (отвержение близкими, назойливая опека, жестокость, чрезмерная критичность к проявлениям, недовольство друзьями, отсутствие друзей, отвержение в классе, серия неудач в учебе, общении, ссора с другом, с родителями).

- Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (У каждого здорового и полноценного человека есть в жизни и хорошие и плохие моменты. Это обстоятельство свидетельствует о том, что человек живет полноценной жизнью и берет от нее все, что она может дать, а мир, как известно, очень многообразен, многогранен).

- Почему, одни люди видят в своей линии жизни больше радостей, а другие горестей? (Одни оптимисты и жизнелюбы, а другие пессимисты и реалисты).

- Для чего нам нужны кризисы? (Любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее и мудрее).

В нашей чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач.

Поэтому нужно учиться правильно выходить из трудных жизненных ситуаций.

3. Просмотр фильма «Я пришел из детства, как из страны…»

4. Обсуждение.

- Какие мысли у вас возникали в трудной жизненной ситуации?

- Какие чувства вы испытывали при этом?

- Как вы вели себя в стрессовой ситуации?

Чего нельзя делать:

    Накапливать негативные переживания.

    Отказываться от жизни.

Нужно делать:

    Обратиться к другому человеку, который может тебя выслушать. Это может быть психолог, учитель, родитель (если травма не связана с ним). Есть люди, которым ты дорог.

    Искать свои внутренние резервы. Нужно, чтобы в вас очень прочно сидела мысль, что все плохое, когда-то кончается и скоро наступят хорошие времена. Иногда достаточно просто переждать или перетерпеть.

    Помнить о том, что ваша жизнь нужна родным, близким, друзьям, и ваш уход из жизни станет для них тяжелым ударом.

    В каждой проблеме, если проанализировать ее хорошо, есть ответ и спрятан выход из нее.

    Надеяться на лучшее. Часто бывают самые невероятные повороты судьбы, которые меняют кардинально ход событий

Молодцы! Ваши предложения очень хорошие. Теперь наша с вами задача совместно решать наши проблемы.

Но иногда в трудной жизненной ситуации кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар и нет никакой надежды. И тогда мир сужается до одной проблемы и человек ничего вокруг не замечает. В его голове стучит только одна мысль, как выйти из этого положения.

Побег из дома – довольно частое явление среди подростков. Наверняка у тебя во время сильной ссоры с родителями хотя бы раз возникала такая мысль? Почему ребята твоего возраста сбегают от родителей, что ими движет? Давай попробуем разобраться в этих вопросах. Привычка сбегать из дома может закончиться плачевно для здоровья и жизни подростка. Так, статистика гласит, что если ребенка не удается найти в первые три дня, то шансы на его спасение практически равны нулю.

Почему подростки убегают из дома?

    Сложная обстановка в семье, постоянные ссоры.

    Родители не принимают того, что подросток стал личностью, с которой нужно считаться.

    Появление в семье чужого человека – отчима или мачехи.

    Подросток стал изгоем в школе и компании, не умеет выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

    Рождение в семье малыша, когда о старших детях временно забывают.

    Развод родителей может спровоцировать протестное поведение.

    Попытка обратить на себя внимание, дефицит любви.

    Чрезмерная опека или, наоборот, полная вседозволенность.

    Постоянные придирки и критика со стороны родителей.

    Подросток сблизился с плохой компанией.

    Желание скорее стать взрослым и обрести самостоятельность.

    Проблемы с алкоголем, наркотиками.

    Страх наказания за крупный проступок.

    Желание быть свободным от всех.

    Насилие в семье или со стороны сверстников.

    Излишняя избалованность.

    Желание острых ощущений, любопытство, скука.

    Неблагополучные родители, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

    Психологические или психические отклонения у подростка.

Как видите, причин для побега из дома у ребят вашего возраста более чем достаточно. Поэтому важно не доводить проблему до такой острой стадии, а брать ситуацию под контроль. Если у тебя иногда возникают мысли сбежать из дома, не стоит пугаться. Так проявляются твои внутренние конфликты и желания, чтобы тебя любили и прислушивались к твоему мнению.

5. Тренинг «Дерево поддержки»

Кто может нас поддержать? Что могут сделать родители, близкие, друзья, чтобы избежать этой ситуации?

Ребята на местах записывают свои мнения-пожелания для родителей на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву . (Озвучивают мнения по желанию. Соц.педагог систематизирует их, спрашивает почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.)

Сегодня мы убедились в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы и для вас и для родителей. Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации.

Дорога гладкой в жизни не всегда бывает,
Порой камнями весь усыпан путь…
Но сильный духом камни убирает,
А слабый попытается свернуть…

6.Завершение . Рефлексия. «Спасибо Вам за приятное общение»

Классный час подготовлен

социальным педагогом

МБОУ Федоровской СОШ

Покорской Н.П.